Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов туристского ВУЗа к самостоятельной работе в процессе профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения о единстве теории и практики, о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений. В работе использованы фундаментальные исследования в сфере педагогики и психологии профессиональной деятельности и образования Л. В. Ботяковой, А. А. Васильева, Ю. К. Васильеваобщетеоретические вопросы психологии личности рассмотрены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы подготовки студентов к самостоятельной работе в процессе профессионального туристского образования
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы подготовки профессиональных туристских кадров
    • 1. 2. Анализ исследований проблемы самостоятельной работы студентов в педагогической литературе
    • 1. 3. Сущность, классификация и уровни сформированности умений самостоятельной работы студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Содержание и методика подготовки студентов к самостоятельной работе в учебном процессе туристского вуза
    • 2. 1. Структурно-содержательная модель самостоятельной работы студентов в туристском вузе
    • 2. 2. Обоснование необходимости обучения студентов самостоятельной работе
    • 2. 3. Методические рекомендации по подготовке студентов к самостоятельной работе в процессе профессионального туристского образования
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка сформированности учебных умений самостоятельной работы студентов туристского вуза
  • Выводы по второй главе

Подготовка студентов туристского ВУЗа к самостоятельной работе в процессе профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туризм на рубеже тысячелетий стал глубоким социально-экономическим и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих государств и регионов мира. Происходящий в России процесс развития социального, въездного и внутреннего видов туризма четко показал несоответствие рынка туристских услуг состоянию профессиональной готовности кадров туристских профессий в этой области. По данным Всемирной туристской организации, на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. В связи с этим особое значение приобретает подготовка туристских кадров и их профессионализм. Основой развития профессионализма является способность личности к самообразованию, сформированности необходимых умений для самостоятельного обновления профессиональных знаний и умений.

В этой связи для студентов вуза одной из важнейших становится задача не только максимального усвоения научной информации, но и формирования у них на должном уровне учебных умений, развитие стремления и способности самостоятельно организовывать свою деятельность, продуктивно мыслить и обновлять знания.

Ведущую роль в формировании учебных умений играет активная самостоятельная работа студентов. Следует отметить, что в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования на индивидуальную и самостоятельную работу студентов отводится от 30% до 40% недельной нагрузки. В учебном плане Российской международной академии туризма — Туристского университета (РМАТ-ТУ) предусмотрено по специальности 61 100 «Менеджер организации» 3669 часов суммарной нагрузки самостоятельной работы, что составляет 89% от суммарной аудиторной нагрузки за все время обучения.

Самостоятельная работа как научная проблема рассматривается исследователями в разных аспектах:

— философские основы познавательной самостоятельной работы обучающихся раскрываются в работах отечественных философов: Г. А. Антипова, М. А. Розова, Г. И. Рузавина, С. П. Щавелева;

— психологические аспекты формирования навыков самостоятельной работы учебной деятельности освещены в работах отечественных авторов: Д. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, Е.А. Кабановой-Миллер, A.M. Матюшкина, Ю. А. Самарина, Н. Ф. Талызиной;

— дидактические предпосылки организации самостоятельной работы раскрыты в трудах: М. Г. Гарунова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, J1.B. Жаровой, И. А. Зимней, И. Л. Наумченко, М. Н. Скаткина;

— вопросам организации самостоятельной работы обучающихся посвящены исследования таких дидактов и методистов: А. В. Усовой, Т. И. Шамовой, Г. П. Корнева, Ю. А. Кусгова, А. А. Кирсанова;

— формированию умений самостоятельной учебной деятельности, посвящены исследования Е. В. Брылевой, Н. М. Антипиной, Н. Ю. Бугримовой.

Так, в исследованиях Антипиной Н. М., Бугримовой Н. Ю., Марченко С. И., Яковлевой В. И., Юшко Г. Н. рассматривается проблема формирования умений самостоятельной работы в педагогических вузах, Варникова О. В., Подкользина Л. В., Брылева Е. В. — в техническом вузе, Головко Л. Л. — в высшей сельскохозяйственной школе.

Однако мы не нашли исследований, в которых рассматривается проблема формирования умений самостоятельной работы в сфере профессионального туристского образования.

Актуальность исследования данной проблемы подчеркивается спецификой обучения студентов в туристском вузе, а также особенностями будущей профессиональной деятельности.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учебного времени студента туристского вуза проходит в условиях производственной деятельности, в связи, с чем возрастает необходимость в освоении учебных умений самостоятельной работы. В то же время, по нашим данным лишь 1520% студентов обладают высоким уровнем сформированное&tradeучебных умений, а низким около 40%.

Все выше сказанное определило проблему исследования: какими должны быть содержание и методика подготовки студентов туристского вуза к самостоятельной работе в процессе профессионального образования?

Проблема определила цель исследования — разработать содержание и методику подготовки студентов туристского вуза к самостоятельной работе в процессе профессионального образования.

Объект исследования — профессиональное образование студентов туристского вуза.

Предмет исследования — подготовка студентов туристского вуза к самостоятельной работе в процессе профессионального образования.

Гипотеза исследования: подготовка студентов туристского вуза будет эффективной, если:

— будет разработана структурно-содержательная модель самостоятельной работы студентов в туристском вузе с учетом особенностей современного профессионального туристского образованиябудет разработано содержание обучения студентов учебным умениям, необходимых для самостоятельной работы- ! — будет разработана система практических заданий для формирования учебных умений необходимых для самостоятельной работы.

Задачи исследования сформулированы на основе поставленных перед ним целей:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу с целью выявления в теории и практике сущности и содержания самостоятельной работы.

2. Разработать структурно-содержательную модель самостоятельной работы студентов в туристском вузе с учетом особенностей современного профессионального туристского образования.

3. Разработать содержание обучения студентов учебным умениям, необходимым им для самостоятельной работы.

4. Разработать и экспериментально проверить систему практических заданий для формирования учебных умений необходимых для самостоятельной работы.

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения о единстве теории и практики, о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений. В работе использованы фундаментальные исследования в сфере педагогики и психологии профессиональной деятельности и образования Л. В. Ботяковой, А. А. Васильева, Ю. К. Васильеваобщетеоретические вопросы психологии личности рассмотрены в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.- концепция профессионального образования и содержания на различных ступенях многоуровневой подготовки представлены в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, М. Я. Виленского, В. И. Жолдакапланирования и организации самостоятельной работы студентов Л. Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый и др., формирования профессиональных умений Н. В. Кузьминой, А. В. Усовой, Е. И. Лященко и др.- профессионального туристского образования В. А. Квартальное, И. В. Зорин, В. Д. Чепик, И. Д. Солодухин и др.- законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования.

Методы исследования. В процессе работы использовались как теоретические, так и практические методы исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы;

— изучение состояния вопроса в существующей теории и практике (изучение структур учебных планов, содержания программ, учебников, оценка уровня знаний студентов, их анкетирование);

— педагогическое проектирование, организация педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов;

— внедрение положительных результатов исследования и методических рекомендаций в педагогическую практику.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на Дмитровском факультете Российской международной академии туризмаТуристского университета, в нем приняли участие 102 студента дневного отделения, 37 лицеистов, 49 студентов заочного отделения.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996;1998 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы исследования в философской, психологической, педагогической литературе, осуществлялось первичное наблюдение, формировалась концепция исследования.

На втором этапе (1998;1999 гг.) проводился отбор практического материала, были разработаны гипотеза, цели и задачи исследования, осуществлялась разработка модели самостоятельной работы студентов.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы, анализировались и обобщались результаты, внедрение результатов исследования в учебный процесс, завершилось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов определяется:

— разработанной структурно-содержательной моделью самостоятельной работы студентов туристского вуза, учитывающей специфику современного профессионального туристского образования, раскрывающей особенности самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы в туристском вузе, её организационные формы и содержание;

— разработанным содержанием обучения студентов самостоятельной работе, включающим такие разделы, как «Самостоятельная аудиторная работа», «Самостоятельная внеаудиторная работа», «Планирование самостоятельной работы», «Выполнение контрольных и курсовых работ»;

— разработанной системой практических заданий, формирующих у студентов необходимые учебные умения для самостоятельной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и внедрен учебно-методический комплекс спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность», способствующий формированию учебных умений, необходимых для подготовки студентов к самостоятельной работе в вузе туристского профиля.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

— использованием системного подходаопорой на данные современной педагогической и психологической наукиразнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информации;

— сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта;

— комплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующим задачам и специфике этапа исследовательской работы;

— подтверждение гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных результатов в процессе изучения спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность».

На защиту выносится:

1. Структурно-содержательная модель самостоятельной работы студентов туристского вуза, учитывающая специфику современного профессионального туристского образования, раскрывающая особенности самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы в туристском вузе, её организационные формы и содержание.

2. Содержание обучения, обеспечивающего формирование учебных умений в ходе самостоятельной работы во время учебного процесса в туристском вузе.

3. Комплекс практических заданий, формирующих учебные умения, необходимые для самостоятельной работы в туристском вузе.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методического совета Дмитровского факультета РМАТ (2000;2001 гг.), на научно-практических конференциях «Теоретические и практические проблемы совершенствования профессионального высшего образования в туризме» (Дмитров), «Практическая направленность учебного процесса в ВУЗе» (Дмитров), «Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма» (Красноярск). Разделы данного исследования вошли в учебный план подготовки менеджеров туризма и путешествий Дмитровского факультета РМАТ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Разработана структурно-содержательная модель самостоятельной работы студентов в вузе туристского профиля, учитывающая специфику современного профессионального образования, раскрывающая особенности самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы в туристском вузе, её организационные формы и содержание.

2. Обоснована необходимость обучения студентов самостоятельной работе.

3. Разработан учебно-методический комплекс спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность», способствующий формированию учебных умений, необходимых для подготовки студентов к самостоятельной работе в вузе туристского профиля.

4. В результате эксперимента доказана необходимость введения в учебный план туристского вуза спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность» как фактора, обеспечивающего повышения качества профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В изученной и проанализированной литературе отражены положения о самостоятельной работе, в которых на наш взгляд, не отмечены направленность самостоятельной работы на достижение цели и расширения содержания работы в аудитории.

2. Разработана структурно-содержательная модель самостоятельной работы студентов в туристском вузе с учетом особенностей современного профессионального туристского образования.

3. Разработан и адаптирован учебно-методический комплекс спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность, состоящий из следующих дидактических компонентов: учебный план, программа курса, краткое учебное пособие, методические указания по выполнению практических заданий на самостоятельную работу, включающие контрольные задания на самостоятельную работу, контрольные вопросы для оценки усвоения материала, организационно-методические указания.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. Подготовка студентов туристского вуза к самостоятельной работе невозможна без формирования учебных умений студентов, под которыми мы подразумеваем умения необходимые им для успешного изучения основ наук. К числу таких умений относятся познавательно-практические, организационные, оценочные умения, которые формируются в процессе изучения спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность».

2. Анализ экспериментальных исследований указывает на необходимость во введения в учебный план туристского вуза спецкурса «Введение в самостоятельную учебную деятельность» как фактора, обеспечивающего повышения качества профессионального туристского образования.

Применение этого вывода к ситуации с подготовкой профессиональных туристских кадров в Дмитровском факультете Российской международной академии туризма показала справедливость этого тезиса.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов // Труды Дмитровского факультета РМАТ-ТУ:' Выпуск 1: Теоретические и практические проблемы совершенствования профессионального высшего образования в туризме: Сб. докл. и тез. сообщ. науч.-практ. конф., г. Дмитров, 6 марта 2001 г. — Дмитров, Дмитровский факультет РМАТ-ТУ, 2001 .С. 15−21.

2. Обучение студентов самостоятельной работе как средство развития их профессиональной компетентности // Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма: Сб. докл. и тез.сообщ. межд. науч. конф., г. Красноярск, — М.: РИБ «Туристс», 2001. 4.2. С.162−167.

3. Самостоятельная работа студентов в туристском вузе / Учебно-методическое пособие. — Дмитров, Дмитровский факультет РМАТ-ТУ, 2001.-29 с.

4.

Введение

в самостоятельную учебную деятельность / Методическое пособие. — Дмитров, Дмитровский факультет РМАТ-ТУ, 2001. 12 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990,-22.8 с
  2. А. и др. Организация и методика работы в высшей школе.-ML, 1934, — 53 о.
  3. А.П. Активизация самостоятельной работы студентов. М., 197>207 с-.
  4. О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 142 с.
  5. В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1990,-43с.
  6. В.И. Применение малых групп и пар сменного состава в учебном процессе (на примере истории). Л., 1989.
  7. Н.М. Технология формирования профессиональных методических умений в ходе самостоятельной работы студентов педагогических вузов с применением экспертной системы: Дис. .кан. пед. наук. М&bdquo- 2000. — 184 с.
  8. В.А. О некоторых методах анализа бюджета времени трудящихся// Вопросы методологии и методики преподавания. -Новосибирск, 1966. С. 399.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974,-277.0
  10. Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.- 368 с.
  11. П.Ахмедова М. М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 2000. — 22 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992.- 207 с.
  13. И.Бабенко К. Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических институтов. Дис.. кан. пед. наук. Одесса, 1982, С. 59
  14. .Г. Будить творческую мысль // Вестник высшей школы. 1976. -№ 11.- С.76−78.
  15. Г. Н. Методические основы адаптации студентов первого курса к усвоению профессиональных знаний и умений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 2001. — 23 с.
  16. Д.Н. Формирование приемов умственной работы как пути развития мышления // Вопросы психологии. -1962. № 4. — С. 74−82.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959,-Wc .
  18. Е.В. Формирование профессиональной самостоятельности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1999.-22-с,
  19. Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999, — 26.
  20. О.В. Формирование профессиональных умений у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001
  21. А.А. Активное обучение высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
  22. М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 93 с.
  23. Л.А. Внедрение необходимо и реально // Вестник высшей школы. 1976. — № 10. — С. 20−23.
  24. А.А. Педагогические вопросы усвоения студентами описательного курса в процессе самостоятельной работы над ним: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Л., 1967, — 168 с.
  25. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959, С.
  26. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов (Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете новых методов и средств обучения). Вып. 1., М., 1978,~<^с.
  27. М.Г. Опыт вузов Москвы по совершенствованию самостоятельной работы студентов. М., 1978, — 32 с .
  28. М.Г. Проблемное обучение для будущих учителей // Вестник высшей школы. 1976.- № 4. — С. 30−34.
  29. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал. -1994. Т. 15.- № 3. — С. 131−135.
  30. ЗГГапонов Г. М. Самостоятельная работа студентов // Организация самостоятельной работы. Воронеж, 1969″ С ib
  31. Н.А. Воспоминания. М., 1956. С. 82.
  32. В.Ф. Самостоятельная работа студентов педвузов в условиях компьютеризации: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук.- М., 1990.194 с.
  33. Е.Я. О самостоятельной работе в высшей школе. JL, 1947.
  34. Л.Л. Формирование опыта самостоятельной деятельности студентов высшей сельскохозяйственной школы. Автореф. кан. дисс. Киев, 2000. 24 с.
  35. В.А. Организация самостоятельной работы студентов. // Вестник высшей школы. 1946. — № 5. С. lb-lb .
  36. И. Организация индивидуально-самостоятельных занятий студентов как условие повышения их профессиональной подготовки: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Душанбе, 1971. — 195 с.
  37. И.Т. Некоторые вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов // Активность личности в обучении и профессиональном самоопределении. М., 1976, С. 2h~%9
  38. М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. // Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967.- С. 180−182.41 .Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960./214−217.
  39. Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. 1963,-№ 5.-С. 29−34.
  40. Деловые игры в помощь менеджеру туризма. / Сост. В. А. Ульянов. М.: РМАТ, 1999.-Вып. 1. С. 19.
  41. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основании диагностики типа учебной деятельности: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Л., 1989/ № 6 С
  42. Дидактика. Пер. с нем./ Под ред Г. Клейна. М.: АПН РСФСР, 1979.
  43. А. Избр. пед. соч. М., 1956. — С. 118.
  44. М.А. Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 172 с.
  45. A.M. Проблема развития творческих способностей студентов технических вузов. М., 1974,
  46. Н.П. Методика самостоятельной работы: (Учебно-методическое пособие). М., 1985. — 79 с.
  47. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения: Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения/ АПН РСФСР. М., 1961.-206 с.
  48. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961. — 39 с.
  49. В.И. Взаимосвязь педагогической наук и практики. М., 1984. -327 с.
  50. Л.И. Обоснование комплексной системы организации студентов-первокурсников ВТУЗа: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Одесса, 1979, — .
  51. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997- 480 с.
  52. С.И. Вузовская педагогика и её центр // Вестник высшей школы.- 1967.-№ 1.-С ЛЬ’Ю-.
  53. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1968.-/^4г
  54. И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  55. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  56. Зори на Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 141 с.
  57. Л.Н. Дидактические основы формирования системности знанийстарших школьников. М., 1978.- 26 с.
  58. П.Л. Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопределении старших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. псих. наук. Л., 1987. — 18 У С.
  59. Л. Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 133 с.
  60. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Афтореф. дис.. канд. пед. Наук. М., 1998. -24 с.
  61. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.- 209 с.
  62. Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины «Введение в туризм»: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1999.- 171 с.
  63. Т.П. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». М., 1998. — 41 с.
  64. Как правильно организовать свой труд в институте. Казань, I960.- С. 23.
  65. В.А. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках труда / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1988.- 67 с.
  66. А. В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  67. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000, — 360 с.
  68. В.А. Подготовка туристских кадров // Управление персоналом. 2000. — № 5. — С. 21 -22.
  69. В.А. Становление системы образования для целей туризма. -М.: РИБ «Турист», 1997.-96 с.
  70. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: Автореф. докт. дисс. М., 2000. -ЯЧс .
  71. И.В. Педагогические основы краеведческой подготовки студентов туристского вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999.-24 с. 81 .Кобыляцкий И. И. Основы педагогики высшей школы: Пособие. Киев-Одесса, 1978.- 287 с.
  72. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учебное пособие для ФПК по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы». Киев, 1990.- 246 с.
  73. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности: Дисс. на соиск. учен, степени пед. наук. Л., 1977.-/690.
  74. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М., 1975.- ib-bc .
  75. К.Н. О самостоятельной работе студентов в вузах// Советская педагогика. 1945. -№ 3. С. ОТ
  76. К.Н. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом // Высшее образование в России. -1995. № 1.- С. 101−105.
  77. А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и перераб. -Минск: Вышейш. шк., 1991.- 287 с.
  78. Н.Ф. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вестник высшей школы. 1977. — № 5.- С. 21.
  79. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. — С. 260.
  80. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. М., 1999. — 143 с.
  81. Н.В., Кухнарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Тексты лекций. Гомель: ГГУ, 1976. С.
  82. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. — ЮЗ с.
  83. Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности: Дисс. на соиск. учен, степени канд. лед. наук.- М., 1980.- 162 с.
  84. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. С.
  85. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.^- ^
  86. И.Н. Взаимосвязь допрофессиональной и профессиональной подговки туристских кадров в региональной системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед наук. Москва, 1999. -24 с.
  87. Н.Г. О системе самостоятельной работы студентов. В уч. записке Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена.- Л., 1959. Т.155. С. Ч,
  88. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики/ Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. С. Н9.
  89. Ю.М. Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. М.: Советский спорт, 2000. — 274 с.
  90. Ю.А. Стиль организации самостоятельной как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Орел, 1994.- 207 с.
  91. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1968, № 1, с. 7−18.
  92. А.Н. Проблема деятельности и психологии // Вопросы психологии. 1972.- № 9.- С. 6−21.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 506.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С ЬРЬ.
  95. И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения.- В кн.: Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М&bdquo- 1975Х/Я
  96. Р.А. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук.-Новочеркасск, 1975.-210 с.
  97. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. -1985.- № 6. С.8−28.
  98. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М., 1979.-159 с.
  99. О.Ю. Страноведческий аспект профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранных языков: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 176 с.
  100. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов педвузов : Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Челябинск, 1987.- 229 с.
  101. Н.А. Психологические проблемы совершенствования методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. С. 32−40.
  102. К.А. Формы управления познавательной деятельностью студентов во время аудиторных занятий по высшей математике (из опыта работы кафедры).- Труды МГПИ. Т.45. М., 1975. С. if,
  103. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.262 с.
  104. И.Л. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования // Советская педагогика. 1989.- № 5.- С. 19−22.
  105. И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саранск, 1983, — 148 с.
  106. Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. СПб, 1992. — .
  107. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975.-131С .
  108. Р. А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности студентов // Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань, 1980. С. 3−59.
  109. И.А. Йрактикум по методике преподавания математики: Для физ. мат. фак. пед. ин-тов. — Минск: Высшая школа, 1984. С — Н^.
  110. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений. М., 1989. — 203 с.
  111. Новиков А. М Профессиональное образование в России. М.: ИЦН НПО РАО, 1997.-254 с. 123. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// Российская газета. 3 дек. 1996. С. 4.
  112. И.Т. Руководство самостоятельной работой студенчества в педвузах // Педагогическое образование. 1934. — № 5. С. f
  113. Е.К. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Душанбе, 1978.- 162 с.
  114. Основы вузовской педагогики: Учеб. пос. для студентов университетов /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1972.-С. 2(М2.
  115. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации преподавателей вузов / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 302 с.
  116. А.В. Об улучшении руководства самостоятельной работы студентов // Советская педагогика. 1961.- № 10. С Ь 'Q.
  117. В.А., Грабовский A.M. Основные вопросы организации и контроля самостоятельной работы студентов. Одесса, 1966. ~ 1&-5С-.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.- 637 с.
  119. Педагогика / Под обшей ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. М., 1966.-340С.
  120. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 544 с.
  121. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН, 1960. Т.2. С. .
  122. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. о-во России. М., 1999, — 210 1. с.
  123. П.И. Пути активизации самостоятельной работы студентов на спецсеминаре и в кружках педагогического клуба, — Путиактивизации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. М., 1976. — jj!)C.
  124. П.И., Гарунов М. Г. Самостоятельная работа студентов и психолого-педагогические основы её классификации. М., 1978. с .
  125. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. М. 1972.- 184 с.
  126. П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы её классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Материалы Всесоюзного совещания. Пермь., 1979. С. 23−34.
  127. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1953. -751 с.
  128. К. Вопросы психологии труда. М.: Изд-во Медгиз, 91A. tM
  129. JT.B. Дидактические приемы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов технического вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. СП б, 1999. -1?с .
  130. Ю., Оробинский В. и др. Организация самостоятельной работы студентов в бакалавриате // Высшее образование в России. 1998. — № 4.-С.87−89.
  131. Практикум по политологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарика, 1999. 384 с.
  132. А. О культуре чтения. М., 1969. С. 51.
  133. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. -Л., 1983, — 183 с.
  134. Профессиональные стандарты для туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. — № 1. — С. 41- 42.
  135. Психолого-педагогический словарь: Для учителей и руководителей общеобр. учреждений / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 540 с.
  136. В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001, — № 2. С. 10−17.
  137. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976.- 415 с.
  138. И.И. О самостоятельной работе студента. Краснодар, 1939.151. Рябых С. М., Невзоров В. Г1. Учим учиться // Высшее образование в
  139. России. 1994. — № 3. С. 49−52.
  140. Н.В. Методика преподавания педагогики: Учеб. пособие для фак. повышения квалификации. М., 1987.- 207 с.
  141. Самостоятельная работа учащихся на уроках (Сборник статей) / Под ред. Б. II. Есипова. М., 1960. С. 6 $.
  142. Р.С. Исследовательские возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1973. С. .
  143. Д.И. Новые технологии обучения // Мир путешествий. -2001. № 2−3.- С. 8.
  144. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. М.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1998. — 102 с.
  145. П.Ф. Об организации самостоятельной работы студентов.-Томск, 1960. НН
  146. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1994. С. /Я
  147. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на- Дону: Феникс, 1996, — 511с.
  148. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5. Ответ, редакторы: А. А. Крылов, Н. В. Кузьмина. Л., 1985. С. 31.
  149. В.П. Организация процесса обучения в школе: Пос. для студентов пед. ин-тов, учителей, руководителей школ. 2 -е изд. М.: Просвещение, 1968.- 245 с.
  150. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол. А. Г. Дзеверин и др. Киев: Рад. школа, 1979. — Т. 3. — 719 с.
  151. Я.А. Организация самостоятельной работы студентов. -Воронеж, 1954. С. ЮЗ
  152. Я.А. Организация самостоятельной работы студентов. -Воронеж: Известия Воронежского пединститута. Т. ХХУШ, 1959. С.
  153. Тихомиров О. К, Бабанин JI.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986.- С. 204.
  154. Н.Т. Самообразование и методы работы с книгой. -Минск, 1961.- С. 5.
  155. И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998.-164 с.
  156. Д.Я. Научные основы организации умственного труда студента. М&bdquo- 1973. С. }2.
  157. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков уч-ся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988, — ZJZc-.
  158. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Л., 1970. ¦
  159. Л.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М., 1981.- 158 с.
  160. А.В. Формирование учебных умений уч-ся// Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45−48.
  161. И.М. Задачи в школе, вузе, в жизни // Вестник высшей школы. 1975. — № 4.- С. 12−16.
  162. Федеральная целевая программа развития туризма в России. Серия «Туризм: обзор материалов». — М., 1996. С. 9−10.
  163. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.- С. 24.
  164. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997. С. W.
  165. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989, — iHiC.
  166. Е.В. Самостоятельная работа студентов в туристском вузе / Учебно-методическое пособие. Дмитров, Дмитровский факультет РМАТ-ТУ, 2001.-29 с.
  167. Э. Анатомия человеческой деятельности. М., 1994. С ^ i183. .Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -4-е изд., перераб. и доп. М: Гардарики, 1999.- 519 с.
  168. М.Г. Развитие самостоятельной работы студентов в высшей технической школе. М., 1952. С.
  169. Л.А. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 176 с.
  170. Т.Н. Активизация учения школьников. М., 1982.- 209 с.
  171. О.В. Формирование у старшеклассников профессиональной направленности в сфере туристской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М&bdquo- 2001. — 18 с.
  172. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.
  173. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981.-ЯЗс.
  174. Г. И. Активизация деятельности учащихся в учебном процессе.- М., 1979.- 160 с.
  175. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  176. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. С. t
  177. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. С. Я
  178. В.И. Формирование исследовательских умений у студентов педвузов. Челябинск, 1977. С, т
  179. Я ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с пол. Е. В. Новиковой. — М.: Прогресс, 1986.- 254 с.
Заполнить форму текущей работой