Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что на основе контент-анализа и экспериментальной работы выявлена совокупность возможностей курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей личности (таких как «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность личности», «Совокупность психических процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Развитие проблем творчества и творческих способностей в гуманитарных науках
    • 1. 2. Характеристика творческих способностей
    • 1. 3. Некоторые теоретические'*ас'г1еЁТВ1''процесса обучения курсу «Эстетика»
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭСТЕТИКА»
    • 2. 1. Особенности развития творческих способностей у современных старшеклассников
    • 2. 2. Эффективность курса эстетика в развитии творческих способностей

Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Затянувшийся в России период реформирования и связанные с ним перемены, касающиеся как целого государства, так и отдельной личности, требует от психологов, педагогов новых взглядов и подходов к формированию и развитию возможностей человека, способствующих его выживанию и творческому преобразованию действительности.

Социальная обстановка в стране складывается таким образом, что людям приходится постоянно привыкать к новым требованиям, новым условиям, к новым ценностям, которые понижают у' большинства из них не только общественный статус личности, его самооценку, не только ломают человека, но нередко приводят и к более негативным проявлениям (нищенство, самоубийства, наркомания). Страдают все возрастные категории населения и к каждой из них необходимы различные подходы, приемы и направления деятельности государственных и общественных учреждений, организаций для повышения самоуважения, веры в свои силы, желания работать, «переустраивать» себя и общество, стремиться не пасовать перед трудностями и творчески подходить к решению различных проблем.

Одним из важнейших условий в решении вышеуказанных проблем является развитие общих творческих способностей личности, и, прежде всего, личности молодого человека: не только потому, что он тяжело переносит противоречия, происходящие в обществе, крушение нравственных устоев (это мы замечаем и у людей среднего и пожилого возраста), но прежде всего потому, что — он является будущим нашего государства, имеет интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал. И именно молодежь в дальнейшем своем развитии даст Отечеству тот результат, основы которого были заложены при ее обучении и воспитании.

Великий Эйнштейн говорил, что «убеждения — это предрассудки, усвоенные до 18 лет». Поэтому психологам, педагогам важно не упустить тот момент, когда молодой человек выходя из детства, начинает многое видеть и понимать по-другому, сталкивается со взрослой жизнью, ее положительными и отрицательными сторонами, не только благодаря средствам массовой информации, но и непосредственно в жизненной практике. Нам важно, чтобы старший школьник, вступая на новый, уже профессиональный путь (будь он в дальнейшем учителем, бизнессменом, рабочим, военным или политиком) имел сформированную потребность в общественно значимой творческой деятельности: уверенность в собственных силахспособность к видению противоречий, проблем и умение их творчески преодолевать- «открытость» к новому опыту, идеямспособность к саморазвитию, несмотря на влияние негативов окружающей среды.

Таким образом, важно сформировать жизнеспособную, гуманистически ориентированную личность, способную вносить реальный позитивный вклад в развитие общества, укрепление государства. В связи с этим актуально развитие именно общих творческих способностей, имеющихся в той или иной степени в каждом человеке, и прежде всего в современном подростке.

Развитие нашего общества позволило расширить сеть школ, гимназий, колледжей с углубленным изучением иностранных языков, основ юриспруденции, психологии, менеджмента, банковских технологий и т. д., что, с одной стороны, носит, безусловно, положительный характер. Но, с другой стороны, эти учреждения все в большей мере становятся платными и приобретают элитарный характер. Лишь небольшая часть родителей может позволить себе обучать детей в специализированных учебных заведениях с достаточно высоким уровнем преподавания, с усиленным развитием специальных способностей, направленных в дальнейшем на профессиональную деятельность старшеклассников.

Существует на сегодняшний день еще один негативный момент в образовании: возникший в результате моды на некоторые специальности перекос в изучении лишь тех предметов, которые будут являться профилирующими при поступлении в ВУЗы, привел к резкому понижению общей культуры старших школьников и определенной однобокости в личностном развитии.

Гуманитарные дисциплины в современных школах чаще всего изучаются в узких рамках программы, что связано с:

1. усиленным вниманием к профилирующим дисциплинам;

2. нехваткой времени на знакомство с дополнительной литературой, шедеврами мировой культуры, на саморазвитие;

3. перегрузкой учителей из-за большого количества часов преподавания, что связано с низкой заработной платой.

История убедительно показывает, что русские люди всегда отличались гуманитарной направленностью: многие известные отечественные химики были поэтами, медики — писателями, генетики — художниками, кадровые военные отличались высокой гуманитарной образованностью, биологи, космонавты — активной общественной, миротворческой деятельностью и т. д. Оздоровление России, ее возрождение невозможно без преемственности этой традиции, без внимательного, серьезного отношения к разностороннему развитию личности, к повышению ее культуры.

Важным звеном, соединяющим различные направления культуры, способствующим их изучению и, главное, позволяющим развивать общие творческие способности личности старшего школьника является учебная дисциплина Эстетика. Это связано с тем, что сфера эстетического есть специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром, а эстетические качества считаются формообразующими принципами как природы в целом, так и жизни общества и человека, в частности. Кроме того, в процессе изучения курса Эстетика сочетаются различные виды деятельности (учение, игра, общение, труд), развивающие комплекс общих творческих способностей.

Все вышеизложенное позволило определить ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика» .

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс обучения старшеклассников курсу «Эстетика» .

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие творческих способностей старшеклассников в процессе изучения ими курса «Эстетика» .

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — определить оптимальные содержание, формы и методы преподавания курса «Эстетика», обуславливающие эффективность развития творческих способностей школьников.

В качестве ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает предположение о том, что развитие творческих способностей будет эффективным, если в процессе преподавания курсамЭстетика" выявить его дидактические возможности, отражающие образов-тельный, воспитательный и развивающий аспекты и направленные на развитие системообразующих компонентов творческих способностей.

Исходя из цели и гипотезы были сформулированы следующие его ЗАДАЧИ:

1). Выявить системообразующие компоненты творческих способностей старшеклассников, развитие которых может быть обеспечено в процессе преподавания курса «Эстетика» ;

2). Раскрыть возможности курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей;

3). Определить приоритетные задачи и содержание процесса развития творческих способностей, обеспечивающие оптимальное осуществление преподавания курса «Эстетика» ;

4). Рассмотреть совокупность дидактических особенностей изучения курса «Эстетика», эффективно влияющих на развитие творческих способностей старшеклассников;

5). Экспериментально проверить степень эффективности воздействия курса «Эстетика» на развитие творческих способностей старшеклассников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили идеи о педагогическом процессе, его основных этапах, оптимизации обучения в современной школе, влиянии на формирование и развитие личности, о роли различных факторов в развитии творческих способностей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являлись работы, анализирующие с гуманитарных (философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, искусствоведческих) позиций аспекты данного исследования:

— проблемы развития личности — К.А.Абульхано-ва-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев,.

A.Г.Асмолов, А. А. Бодалев, Р. Г. Гурова, А. А. Деркач, О. И. Зотова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, В. Г. Крысько, А. Н. Леонтьев,.

B.Г.Немировский, Б. Д. Парыгин, Н. И. Рейнвальд, А. С. Чернышев;

— проблемы творческой деятельности — А. Бергсон, Н. А. Бердяев, А. В. Брушлинский, И. П. Волков, Л. С. Выготский,.

C. О. Грузенберг, В. П. Зинченко, Б. А. Лезин, А. П. Нечаев, Я. А. Пономарев, Г. Я. Розен, В. А. Сухомлинский, И. М. Розет, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Столович, О. К. Тихомиров, А. Т. Шумилин и др.;

— изучение общих и специальных способностей Б. Г. Ананьев, А. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Н.Ф.Го-ноблин, К. М. Гуревич, Э. А. Голубева, М. Г. Давлетшин, В. Н. Дружинин, В. И. Кириенко, А. И. Крупнов, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес, В. Г. Леонтьев, А. М. Матюшкин, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. Д. Небылицын, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев,.

И.В.Рождественская, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л.И.Уманс-кий, В. Д. Шадриков и др.;

— биологические, генетические, физиологические, наследственные проблемы способностей — Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Э. А. Голубева, В. И. Кириенко, Р. Левонтин, А. И. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. Д. Небылицин, М. Нордоу, И. П. Павлов, К. К. Платонов, И. В. Равич-Щербо, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов, В. В. Саввич, Б. М. Теплов, В. П. Эфроимсон;

— проблемы, связанные с возрастными особенностями развития способностей — В. В. Алферова, Т. И. Артемьева, М. А. Блох, В. А. Крутецкий, В. В. Лебединский, Н. С. Лейтес, Н. С. Лукин, Д. Б. Эльконин;

— проблемы оптимизации педагогического процесса и творческих способностей в процессе обучения и воспитанияВ.Н.Азаров, Т. И. Артемьева, Ю. К. Бабанский, М. К. Кабардов, В. А. Кан-Калик, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, В. Э. Чудновский;

— нравственно-гуманистическим основы эстетического освоения действительности — Ш. Ш. Амонашвили, М. А. Верб, И. А. Джидарьян, А. В. Иващенко, Б. Т. Лихачев, А.А.Мелик-Паша-ев, Л. А. Сипитая, В. К. Скатерщиков, М. Г. Яновская и др.;

— значение эстетики, искусства, творчества в развитии творческой личности (Е.М.Алехина, А. Л. Андреев, Ю.Б.Бо-рев, С. С. Гольдентрихт, С. С. Гольдентрихт, И. Ф. Гончаров, А. И. Джидарьян, А. Я. Зись, В. П. Иванов, К. Е. Кривицкий, Б. Т. Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, М. Ф. Овсянников, С. Х. Раппопорт, Л. Н. Столович, Г. П. Черный и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использовался комплекс взаимодополняющих методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач: теоретические методы — изучение и анализ гуманитарной (философской, педагогической, психологической, социологической и др.) литературы по проблемеконтент-анализ компонентов понятия «творческие способности» — эмпирические методы — психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — методика П. Торренса (краткий вариант — субтест «Завершение картинок»), которая была адаптирована в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии РАНметодика С. Медника (тест отдаленных ассоциацийPAT), адаптированная в той же лабораториидлительное включенное наблюдениеанкетированиеписьменный опрос «Каков Ваш жизненный девиз? Обоснуйте свой ответ» — беседаанализ письменного мини-сочинения «Что бы я сделал, если бы все мог?» и других творческих работ учащихсяинтервью экспертов.

Анализ полученных в ходе исследования результатов проводился с использованием методов статистической обработки данных и с их последующей психологопедагогической интерпретацией.

Базой психолого-педагогического эксперимента являлись средняя щкола 450 (г.Москва), Гуманитарный колледж при Институте молодежи (г.Москва), Международная школа гимназия 44 (г.Люберцы Московской области). Выборочная совокупность психолого-педагогического исследования с использованием выше перечисленных методов исследования составила в общей сложности 352 старшеклассника (10−11 классы).

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечивалась научной основательностью методологических, теоретических положений исследования и их соотнесением с практическими результатами, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, а также применением статистических методов обработки данных (критерий Розенбаума).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что на основе контент-анализа и экспериментальной работы выявлена совокупность возможностей курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей личности (таких как «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность личности», «Совокупность психических процессов и состояний», «Особенности культуры творческого труда») и отражающих три взаимодействующих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательныйсформулированы приоритетные задачи процесса обучения курсу «Эстетика», отражающие важность развития у старшеклассников творческого мышления, творческой активности и социально-значимой направленностивыявлена специфика осуществления процесса обучения эстетике, отражающая особенности реализации содержания курса, его компоненты (целевой, содержательный, организационно-методический и результативный) на различных этапах обучения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что автором разработаны и экспериментально апробированы учебно-методические материалы и рекомендации по изучению курса «Эстетика», ориентированного на развитие творческих способностей. Результаты исследования позволяют совершенствовать процесс развития изучаемых способностей старшеклассников, изменяя и дополняя разработанный приемы и методы учебной работы. Они также могут быть использованы при дальнейшем изучении творческих способностей личности, а также в спецкурсах по педагогике, эстетике, психологии творчества.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись автором:

— в процессе многолетнего преподавания данного курса в средней школе 450 (г.Москва), Гуманитарном колледже при Институте молодежи (г.Москва), Международной школе-гимназии 44 (г.Люберцы Московской области);

— в процессе подготовки и апробации учебно-экспериментальных пособий «Эстетика.Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, колледжей и школ гуманитарного профиля». — М., 1995. — 12,5 п.л.- «Методическое пособие по эстетике. Серия «Библиотека педагога-экспериментатора». — М., 1995. — 10,1 п.л.- «Хрестоматия по эстетике». — М., 1995. 13,4 п. л.

— во время консультаций, открытых уроков по эстетике, искусствознанию, творчеству для преподавателейвыступлений на педагогических советах, а также на третьих Ломовс-ких чтениях (1996 г.).

— путем подготовки публикаций пособий и научных статей.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Основные системообразующие компоненты творческих способностей можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность», который является ядром творческих способностей- «Специфика психических процессов и состояний», характеризующийся определенными особенностями восприятия, памяти, воображения, богатсовм эмоций, твердостью воли, которые взаимно обогащают друг друга в процессе творческой деятельности- «Особенности культуры творческого труда», проявляющегося в трудолюбии, в единстве репродуктивного и созидательного отношения к жизни, адекватной самооценке, поэтапных и конечных результатов деятельности, в умении пользоваться современными эффективными средствами интеллектуальной и физической деятельности.

2. Возможности курса «Эстетика» в развитии творческих способностей можно представить в виде трех взаимодействующих аспектов: а), образовательного, выражающегося в расширении знаний, умений и навыков с помощью традиционных и специфических видов деятельности школьниковб). воспитательного, формирующего совокупность качеств личности, характерных для современного человекав), развивающего, отражающего всепроникающий характер эстетики в развитии личности.

3. Приоритетные задачи раазвития творческих способностей личности направлены на развитие ядра изучаемых способностей: творческого мышления (прежде всего таких характеристик как: любознательность, нестандартность и гибкость мышления, обостренное чувство нового, способность к анализу и синтезу, самокритичность, способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам, склонность к сравнению и сопоставлению, дивергентность и ассоциативность мышления, умение анализировать меняющиеся ситуации и адекватно приспосабливаться к ним), творческой активности (таких компонентов как трудолюбие и работоспособностьстремление и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к постоянному духовному ростуспособность к творческому самовыражениювысокая требовательность к себеразвитая рефлексия, терпение и настойчивость, умение действовать самостоятельно, инициативно, а также организаторские способности), социально-значимой направленности (гуманность, стремление созидать ценности, полезные для людей и общества в целом, глубокая эмпатия, стремление к социальной справедливости, социальная зрелость, стремление к социальному творчеству и стремление к полной самореализации, умение видеть перспективу и высокая четкая цель).

4. Специфика выделенных 5 этапов организации учебного процесса по изучению курса «Эстетика» выражена в следующих характеристиках: 1 этап — «Формирование и закрепление культуры творческого труда», ставящий целью выявление уровня творческих способностей, формирование и закрепление основных навыков культуры учебного труда, преобладающие методы — убеждение и объяснительно-иллюстративный- 2 этап — это развитие творческого мышления, где чаще всего использовалось проблемное изложение- 3 этап был направлен на эффективное развитие творческой активности и морально-волевых качеств личности, основной метод — частично-поисковый- 4 этап был направлен на формирование разносторонних знаний по эстетикев ходе 5 этапа происходило развитие творческо-преобразующей позиции личности, ее направленности, где преобладали методы контроля и самоконтроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:

1. Контент-анализ компонентов творческих способностей, выделение трех взаимосвязанных блоков «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность» (ядро исследуемых способностей), «Специфика психических процессов и состояний», «Особенности культуры творческого труда» и результаты экспериментальной работы показали необходимость учета указанных в исследовании компонентов творческих способностей в процессе обучения старшеклассников курсу «Эстетика» .

2. Приоритетные задачи процесса обучения курсу «Эстетика» позволило сформулировать ядро творческих способностей, отражающие важность развития у старшеклассников: творческого мышления, позволяющего нестандартно и гибко действовать в современной жизни, адекватно относиться ко всему новому, быть самокритичным и т. п.- творческой активности, включающей формирование стремления и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, к постоянному духовному ростуспособность к творческому самовыражениювысокую требовательность к себеразвитую рефлексию и т. д.- социально-значимой направленности, отражающейся в проявлениях гуманности, стремлении созидать ценности, полезные для людей и общества в целом, глубокой эмпатии, социальной зрелости и т. п.

3. Разработанный и экспериментально апробированный курс «Эстетика» продемонстрировал возможности курса «Эстетика» в развитии творческих способностей, позволяющих формировать разносторонне развитую личность и представленных в виде образовательного, воспитательного, развивающего аспектов. Выделенные аспекты указанных возможностей оказывают полифункциональную специфику курса" Эстетика", проявляющуюся в соединении теоретического и практического путей получения знаний, в использовании различных видов деятельности, приемов и методов обучения, создании позитивной, стимулирующей творческий подход к приобретению знаний, обстановки на уроках, в формировании целостной личности старшеклассников.

4. Проведенная работа показала, что комплексность развития творческих способностей старшеклассников в определенной степени зависит от соблюдения пятиэтапного процесса обучения курсу «Эстетика», включающих специфические цели, задачи, содержание, использование определенных методов обучения на каждом этапе, соответствующих развитию определенных компонентов творческих способностей в курсе «Эстетика» .

5. Сравнительный анализ результатов эксперимента дал основание считать, что развитие творческих способностей требует длительных целенаправленных усилий педагога, поэтому обучение курсу «Эстетика» более эффективно в течение двух лет, нежели в течение года. Также эмпирическое исследование показало, что активнее процесс развития исследуемых способностей происходит в специализированных классах (гуманитарных и математических), нежели в общеобразовательных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., Мысль, 1977. — 224с.
  3. Актуальные проблемы культуры XX века. М., Общество Знание Российской Федерации, 1993. — 192с.
  4. И.Я. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. -1990. С.44−54.
  5. Е.М., Осипов П. Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. М., ИП0,1993. -94с.
  6. Ш. Размышления о гуманной педагогике. -М., Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995. 494с.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.
  8. .Г. О проблемах современного человекозна-ния. М., Наука, 1977. — 383 с.
  9. .Г. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков. М., Госполитиздат, 1947.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., Издательство ЛГУ, 1968.
  11. И.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-хкнигах- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовс-кого. М., Педагогика, 1982. — к.1 — 320с., к.2 — 336с.
  12. А.Л. Место искусства в познании мира. М., Политиздат, 1980. 254с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.-Казань, ИКУ, 1988. 238с.
  14. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., Мысль, 1969.- т. 1, С. 321.
  15. Л. И. Личность и деятельность: Проблемы развития личности. Материалы симпозиума. М., 1969.
  16. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., Просвещение, 1978. — 71с.
  17. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., Наука, 1977. — 184с.
  18. Т. И. Связь потребностей и способностей в мотивации деятельности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М. Институт психологии, 1988. — С. 8−12.
  19. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. — 156с.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического познания. М., 1984. -218с.
  21. А.Г. Психология личности. М., Изд. МГУ, 1990. 367с.
  22. В. Ф. Платон. М., Мысль, 1975. — 223с.
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общий дидактический аспект. М., Педагогика, 1977. — 254с.
  24. Ю.К. Теория образования и обучения в современной общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985. — 208с.
  25. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя./Вопросы психологии, н. 26,1990. -С.153−159.
  26. М.Я. Избранные психологические произведения. М. Педагогика, 1975. — 429с.
  27. A.A. Философские взгляды В.М.Бехтерева и место в них проблемы личности. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. Свердловск, 1969.
  28. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  29. Д.А. Основы личностноориентированной педагогики: курс лекций. М., Институт практической психологии- Воронеж, МОДЭК, 1996. — ч.1. — 318с.
  30. С. Два источника морали и религии, — М.Канон, 1994. 383с.
  31. H.A. Самопознание.- М., ДЭМ, 1990. -336с.
  32. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах, — М. Искусство, 1994.
  33. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1994. — 400с.
  34. В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991.- 476с.
  35. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В книге Грузенберг С. О. Гений и творчество. Л., 1924.
  36. К.О., Кочетков И. В. Школы учебы и творчества // Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа.- Л. ЛГУ, 1990.- С.15−27.
  37. A.A. Психология о личности. М., МГУ, 1988. — 187с.
  38. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  39. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, н.1,1971.-С.144−146.
  40. Д.Б. Творческая личность:ее диагностика и психологическая поддержка //Психологическая служба ВУЗа. М., 1993. -С.56−67.
  41. Большой энциклопедический словарь. В 2-х томах // Гл.ред. Прохоров A.M. М., Советская энциклопедия, 1991.
  42. Э. Латеральное мышление. СПб., Питер Пабли-шинг, 1997. — 320с.
  43. Э. Рождение творческой идеи. М. Прогресс, 1976.
  44. Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1988. — 496с.
  45. В.А. Проблемы организа ции творческой познавательной деятельности старших школьников // Педагогическая теория: идеи и проблемы. — М., 1992. — С.133−136.
  46. Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме 15 века //Итальянский гуманизм: этические учения 14−15 вв. М., Высшая школа, 1977. — 254с.
  47. A.B. Воображение и творчество // Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.
  48. Е.А., Славская К. А. Проблема личности в трудах С.Л.Рубинштейна / Вопросы психологии, н.5, 1969.
  49. И. С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1983. — 179с.
  50. В.Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.
  51. Ф.Т., Ведерников Ю. Я. Зерно новой эры: О проблемах воспитания творческой личности // Экология. Планетарий человека, творчество. Новосибирск, 1993.1. С.244−247.
  52. М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., Знание, 1981. — 36с.
  53. Вернадский В.: Жизнеописание. Избранные труды. -М., Современник, 1993. 688с.
  54. Ю.Е. Эмоциональная активизация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1972.
  55. Г. Биография и культура. М., 1927.1. С. 27.
  56. И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М., Просвещение, 1982. 144с.
  57. И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1978. — 264с.
  58. Вольтер, философские сочинения (Письма Меммиус к Цицерону.1777). М., Наука, 1996. -560с.
  59. А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики. Под ред. Дружинина В. Н., Галкиной Т. В. Вып.2. М., Институт психологии РАН, 1994. — 181с.
  60. А.Н., Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. М. Институт психологии РАН. Выпуск 1. -1993. — 88с.- Выпуск 2. — 1994. — 181с.
  61. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.- 90с.
  62. Л. С. Психология искусства. М. Педагогика, 1987. — 341с.
  63. В. Фантазия как основа искусства. СПб., М., 1914. 146с.
  64. .З. Семь парадоксов воспитания. М., Новая школа, 1994. — 78с.
  65. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., Изд-во УРАО, 1997. -288с.
  66. P.M. Человек в философии романтизма //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век.- М., Республика, 1995. 528с.
  67. К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., Государственное социально-экономическое издательство, 1938. 483с.
  68. С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи: Книга для учителя. М., Просвещение, 1985. — 382с.
  69. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., Школа-Пресс, 1995. — 447с.
  70. И.В. Избранные философские произведения. -М.Искусство, 1964. -623с.
  71. Е.И., Гильденберг Л. С. От преодоления стереотипов мышления к развитию творческого начала учителя и ученика // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Выпуск 7. 1990. — С.11−20.
  72. . Что такое психология? В 2-х томах. -М., Мир, 1992. 1148с.
  73. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. Педагогика, 1986. — 128с.
  74. С.С. О природе эстетического творчества. М. Издательство МГУ, 1977. — 248с.
  75. Э.А. Способности и индивидуальность. -М. .Прометей, 1993. 306с.
  76. С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
  77. Г. Р. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры.Автореферат на соискание ученой степени к.п.н.- М., 1997.
  78. М.И. Коллективная творческая деятельность- условие сознательного выбора профессии школьниками // Профессиональная ориентация в школе и вузе. Кемерово, 1991. — С.75−80.
  79. С.Ю. Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -СПб., 1994. 188с.
  80. Р.Г. Выпускник средней школы. М. Педагогика, 1977. — 176с.
  81. Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М., Педагогика, 1981. 176с.
  82. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону, 1979.
  83. В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование. М., 1992. — С. 154−173.
  84. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования, н. 6, 1995. С.130−140.
  85. B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л., Наука, 1980.
  86. Детство и творчество. София, Народное просвещение, 1981. — 254с.
  87. Деятельный подход в общении и формирование творческой личности: Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, 28−30 мая 1990. -Уфа- Москва. 1990. — 169с.
  88. ЭО.Диканева О. Т. Воспитай творца: Книга для учителя.- М., Просвещение, 1993. 159с.
  89. У. Психология (перевод) /Под ред. Л. А. Петровской. М., Педагогика, 1991. — 367с.
  90. И.А. Эстетическая потребность. М., Наука, 1976.
  91. Д. Избранные философские произведения. М., ОГИЗ, 1941. — 279с.
  92. .И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  93. А.П. Творчество как многоуровневый процесс самоорганизации // Методологические проблемы научно-технического творчества. Рига, 1988. — С.320 — 323.
  94. Эб.Дрейманис А. П. Элементы теории творчества в свете минергетики // Современные проблемы теории творчества. -М., 1992. С.85−95.
  95. В.Н. Взаимоотношение репродуктивных и творческих способностей // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  96. В.Н. Психодиагностика общих способностей.- М., Академия, 1996. 217с.
  97. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, Издательство Саратовского университета, 1990. — часть 1 — 137с., часть 2- 292с.
  98. В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал.1991. номер 2. С. 94−105.
  99. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994. номер 4.
  100. Ю. И. Путь к творчеству // Специалист. -Н.9,1993. С.19−20.
  101. К.Д. Нормы критики // Современная книга по эстетике. М., 1957. — С. 508−509.
  102. К.Ф. 0 двойственном происхождении человека. СПб., 1992.
  103. Л.В. Избранные педагогические труды. -М. .Педагогика, 1990. 424с.
  104. .В. Теория личности Курта Левина. -М., Издательство МГУ, 1981. 157с.
  105. В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности / «Вопросы психологии», н.2, 1968.
  106. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., МГУ, 1983.
  107. Е.Г., Карпухин Ю. Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Социологические исследования, н. 8−9 1994.
  108. В.А. Роль искусства в формировании человеческой чувственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1987. — 205с.
  109. В.Г. История этики древнего мира. Л., ЛГУ, 1980. — 225с.
  110. В.П. Человеческая деятельность познание- искусство. Киев, 1977.
  111. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., Педагогика, 1989. 206с.
  112. A.B., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М., Институт молодежи, 1993. — 122с.
  113. A.B., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. М. Институт молодежи, 1996. — 157с.
  114. Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск, Интерколледж, 1994. — 67с.
  115. B.C. Формирование личности школьника. -М., Педагогика, 1984. 144с.
  116. К. Педагогическая диагностика.- М., Педагогика, 1991. 240с.
  117. Искусство и творческая деятельность. Киев, На-укова думка, 1979. — 316с.
  118. Исследование по психологии научного творчества в США. М., 1966.
  119. История зарубежной психологии, 30−60 гг. XX века: Тексты / Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. И. М., Издательство МГУ, 1986, — 342 с.
  120. История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. Г. Анциферовой. М., Наука, 1991, — 384с.
  121. М.Г. Воспитание гуманизмом и творчеством // Магистр 1. — 1992, номер 2. — С. 7−13.
  122. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологический наук. Л., 1985.
  123. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогичческое творчество.- М., Педагогика, 1990.- 144с.
  124. А. Творчество и свобода: Статьи, эсс$ записные книжки / Пер. с фр., предисловие, составитель К. Долгова- Комментарии С.Зенкина. М., Радуга, 1990. -605с.
  125. Ю.А., Пантюшкин В. П. Оценка психологических параметров ситуации обучения творчеству как средство развития профессиональной рефлексии // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992. — С.74−81.
  126. Е.М. Особенности организации когнитивных структур как основа формирования эстетической оценки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1987. — 288с.
  127. Категории материалистической диалектики в искусстве. М., Наука, 1988.
  128. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., Политиздат, 1977.
  129. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. М., Просвещение, 1980. — 159с.
  130. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., ГА ВС, 1992. — 172с.
  131. А.И. Философско-социологические проблемы творческого потенциала. Киев, Общество «Знание» УССР, 1985. — 48с.
  132. А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1970, — 391с.
  133. А.И. Кризис системы образования. // Социологические исследования, н. 3 1994.
  134. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, Научно-методический центр Пензенского отдела образования, 1994. — 344с.
  135. Д.В., Соколов E.H. О психофизиологии творчества // Психологический журнла, 1992, номер 2. С. 43−53.
  136. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. — 254с.
  137. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва, Просвещение, 1979. — 175с.
  138. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  139. В. Введение в общую теорию развития личности: лекции. М., 1991.
  140. В. Воспитание и развитие личности. Краткий терминологический словарь // НИИ теории и методов воспитания. М., 1992. — 26с.
  141. Я. Педагогическое наследие. М., Педагогика, 1991. — 272с.
  142. .И. Учение процесс творческий. — М., 1. Просвещение, 1989. 159с.
  143. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций:анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования, 1994, номер 2. С. 114−118.
  144. Ю.С. Природа способностей. Ставрополь, 1980.
  145. Краткий психологический словарь / Абраменкова В. В., Аванесов B.C., Агеев B.C. и др., Под общ.ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М., Политиздат, 1985. -431с.
  146. А. О понятийном аппарате социологической теории личности // Социологические исследования, 1970, выпуск 5.
  147. К.Е. Школьникам об эстетике.Книга для чтения. М., Просвещение, 1979. — 150с.
  148. А.И. Психологическая структура действий человека. Учебное пособие. М., Издательство УДН, 1990.
  149. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Учебное пособие. -Свердловск, 1983.
  150. В.А. Проблема способностей в психологии. М., Знание, 1971. — 60с.
  151. В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1968. — 432с.
  152. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.- М., Наука., 1993.- 379с.
  153. Г. Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.1. М. Знание, 1988. 79с.
  154. В.Т. Формирование творческих способностей человека: проблемы методологии //Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С.41−55.
  155. Е.И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одаренности. Киев, 1992.
  156. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., Наука, 1995. — 271с.
  157. Р. Генетические основы эволюции. М., Мир, 1978. — 350с.
  158. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. М., Прогресс, 1993. — 208с.
  159. В.С. Содержание общего образования: проблемы структуры. М., 1980.
  160. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., Знание, 1984, — 80с.
  161. В.А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации // Социологические исследования, н. 8−9 1994.
  162. А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981.- 584с.
  163. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., Педагогика, 1983.
  164. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Вопросы психологии, 1989, номер 3, С. 11−21.
  165. В.Н. Эстетическая культура и личность. -М., Знание, 1987. 126с.
  166. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. .Педагогика,!. 981. — 185с.
  167. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Знание, 1980. — 96с.
  168. .Т. Педагогика.Курс лекций. М.Прометей. 1992. — 528с.
  169. .Т. Эстетика воспитания. М., Педагогика, 1972. — 160с.
  170. Личность: определение и описание. Пер. с англ.// Вопросы психологии, 1992, номер 3−4, С. 34−42.
  171. О.й. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1993.
  172. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/ Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М., МГУ, 1994. — 228с.
  173. Ч. Гениальность и помешательство. М., Республика, 1995. — 398с.
  174. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв.ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М., Наука, 1984.- 444с.
  175. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., Педагогика, 1991. — 295с.
  176. Лосский Н.0. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., Республика, 1995. — 400с.
  177. В. В. Полифункциональная модель образования. Методические рекомендации. Л., НИИ непрерывного образования взрослых, 1990. 112с.
  178. Лук А. Н. Психология творчества. М., Наука, 1978. 125с.
  179. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор.- М., ИНИОН, 1979. 37с.
  180. Лук А. Н. Учить мыслить. М., Знание, 1985.186с.
  181. . Г. В мире эстетики. М., Просвещение, 1983. — 182с.
  182. С. Я. Демокрит. М., 1954.- 243с.
  183. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М., Просвещение, 1992. 224с.
  184. А.П. Интенсивный метод обучения творчеству // Теория и практика обучения науно техническому творчеству. — М., 1992. — С. 106−113.
  185. B.C. Обучение творчеству новый этап развития современного образования // Теория и практика обучения техническому творчеству. — М., 1992. — С.10−27.
  186. Д. Социальная психология. Пер. с англ. — СПб., Питер, 1996. — 685с.
  187. A.C. Воспитание гражданина. М. Просвещение, 1988. — 304с.
  188. В.А. Ожидаемое и неожиданное в творческом процессе // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С.95−103.
  189. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. — СПб., Евразия, 1997. — 430с.
  190. А. Условия творческого труда. М., Мир, 1970.
  191. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
  192. .Г. Нетрадиционная педагогика. М., Школа- Пресс, 1994. -96с.
  193. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М., Наука, 1969.
  194. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, номер 6, С. 29−33.
  195. A.M., Сиск Д. А. Одаренные дети// Вопросы психологии, 1988, номер 4, С. 88−97.
  196. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977. — 240с.
  197. М.И. Проблемное обучение. М. Педагогика, 1975. — 367с.
  198. М.И. Современный урок. М., Педагогика, 1995. — 184с.
  199. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., Знание, 1981. — 96с.
  200. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., 1994. -225с.
  201. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Пер. с нем. Г. В. Яцновской. М., Просвещение, 1989. -160с.
  202. Г. М. Изменение взаимоотношения биологическо-социального в человеке. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тбилиси, 1983.
  203. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. -256с.
  204. B.C. Личность как предмет социологического исследования. Учебное пособие. Пермь, 1988.
  205. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986.
  206. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы (Доклад Комитета РФ по делам молодежи). М., Отдел ОП РНИС и НП, 1993. — 131с.
  207. В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
  208. В.А. Процесс творческой деятельности// Материалы П международных Костюковских чтений. Киев, 1994.
  209. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии, 1995, номер.
  210. В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев, общество «Знание» УССР, 1978. — 27с.
  211. В.А. Психология решения школьниками творческих задач. М., Киев, Рад. школа, 1983. — 95с.
  212. В.А. Психология творческой деятельности. киев, Общество «Знание» УССР, 1978. — 44с.
  213. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., МГУ, 1981.
  214. C.B., Руденко В.H. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения// Социологические исследования, 1994, номер И, С. 82−89.
  215. A.B. Введение в социальную педагогику. Часть 1. Пенза, 1994. — 171с.
  216. В.Н. Методы исследования способностей и одаренности // Психология отношений: Под ред. A.A. Бодале-ва. М., Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж, „МОДЭК“, 1995. — С.326−337.
  217. В.Н. О связи склонностей и способностей// Психология отношений, смотри номер 124. С.313−325.
  218. В.Н. Проблема способностей в современной психологии//Психология отношений.С.282−291 см. там же
  219. В.Н. Способности и потребности// Психология отношений. С.292−312 см. там же
  220. Небылицын В.Д.: Жизнь и научное творчество. -М., Ладомир, 1996. 384с.
  221. В.Д. Избранные психологические труды. Под ред. Ломова Б. Ф. М., Педагогика, 1990. — 408с.
  222. В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М., Общество"Знание» РСФСР, 1969. -49с.
  223. В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989.
  224. B.C. Сократ. М., 1977 .
  225. М. Психо-физиология гения и таланта. СПб., Вестник знания, 1908. — 67с.
  226. А., Шоу Дж.-С. и Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965.
  227. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Под ред. В. И. Андреева. Казань, Издательство Казанского университета, 1989. — 144с.
  228. Т.И. Организация времени жизни как компонент структуры личности студента. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., МГУ, 1988.
  229. В.А. Структура внутреннего мира личности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Свердловск, СГУ, 1986.
  230. Н.Я. Ритм жизни и творчества. Ленинград, Петроград, 1925. — 143с.
  231. .Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971. — 348с.
  232. A.B. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М., Педагогика, 1984.
  233. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.
  234. A.B. О психологии личности. М., 1971.
  235. A.B. Состояние, структура и методы современной психологии. М., Знание, 1971.
  236. Петровский А. В. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966.
  237. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., Российское педагогическое агентство, 1998. -184с.
  238. П.И. Самостоятельная познавательнаядеятельность школьников в обучения. М., Педагогика, 1980.- 240с.
  239. Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1952.- 702с.
  240. К.К. О системе психологии. М., Мысль, 1972.
  241. К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. — 312с.
  242. Н.М. Самостоятельная деятельность учащихся как объект стимулирования // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Том 4. М., 1992.- С. 43−51.
  243. В.Л. Развитие индивидуальности. Челябинск, 1986.
  244. Ю.А. Воображение и способности. М., Знание, 1982. — 96с.
  245. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. номер 1. С.3−12.
  246. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., Наука, 1983.
  247. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 303с.
  248. Я.А. Психология творческого мышления.- М., Издательство АПН РСФСР, 1960.
  249. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. — 280с.
  250. Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психологический журнал, 1986, том 7, номер 2, С.3−12.
  251. В.А., Толстых A.B. Среднее образование: две критические точки современной школы //Социологические исследования н. 12 1994.
  252. A.C. Психологические очерки. Тбилиси, Мецниереба, 1975.
  253. Прогнозирование социальных типических свойств личности: Тезисы научно-практического семинара. Пермь, 1979.
  254. Психогигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. Совместное издание СССР-ГДР.- М., Медицина, 1985. 224с.
  255. Психодиагностика: теория и практика. Пер. в нем./Общ.ред. и вступит, ст. Н. Ф. Талызиной. М., Прогресс, 1986. — 208с.
  256. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. Под ред. К. М. Гуревича. НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М., Педагогика, 1981.- 232с.
  257. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., Педагогика, 1983. -447 с.
  258. Психология личности: Тексты (Сборник)/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., Издательство МГУ, 1982.
  259. Психология личности и познавательных процессов.- Харьков, Основа, 1992. 56с.
  260. Психологическая наука: проблемы и перспективы. 4.1. Личность и ее становление. 1990, 215с.
  261. Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
  262. Психология развивающейся личности // Под ред. Петровского A.B. М., Педагогика, 1987. — 240с.
  263. Психология творчества. М., Наука, 1990.- 222с.
  264. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., Наука, 1990. — 222с.
  265. Психология формирования и развития личности (Сборник) // АН СССР, Институт психологии- Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., Наука, 1981.
  266. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюна-са, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., Издательство МГУ, 1984. — 288с.
  267. Развитие и диагностика способностей // Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., Наука, 1991. — 177с.
  268. A.B. Основные функции социальной регуляции поведения личности. Вопросы философии, 1981, номер 4, С. 134.
  269. С.X. Искусство и эмоции. 2 издание. -М., 1986. 431с.
  270. С.З. Формирование социально зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск, 1992. — 187с.
  271. Ревякина 240. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984. — 141с.
  272. Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков, 1974.
  273. Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании личности. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1979.
  274. Н.И. Психология личности. М., 1987.
  275. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/Пер. с фр. Е. В. Маликовой, Е.А.Соколова- Пре-дисл.А. В. Толстых. М., Прогресс, 1988.
  276. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс, 1994. — 480с.
  277. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. номер1. С.164−168.
  278. Роль искусства в развитии способностей школьников. Под ред. Е. К. Чухман. М., Педагогика, 1985. — 142с.
  279. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
  280. С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. — 424с.
  281. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960. н.З.
  282. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
  283. Е.Ф. Склонности и способности. Сб.статей. Ред. В. Н. Мясищев.- М., 1962. С.37−49.
  284. Г. Т. Обучать творчеству. Якутск, Издательство ЯГУ, 1993. — 144с.
  285. Г. П. Педагогические условия освоенияподростками нравственных ценностей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1993.
  286. В.Н. Основания общей теории систем. -М.6 1974. глава 1.
  287. П.И., Сергеев A.B. Организация творческой учебно-познавательной деятельности // Специалист. -1993 номер 9. — С. 22−24.
  288. Н.И. Динамическая структура личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей/Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, В.Л.Кака-бадзе. Тбилиси, 1981. — С.191−201.
  289. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1990. — 214с.
  290. И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912. — 613с.
  291. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., Педагогика, 1971. — 241с.
  292. Словарь иностранных слов. 14 издание, исправленное. М., Русский язык, 1987. — 608с.
  293. Современная западная социология: Словарь. -М., Политиздат, 1990. 432с.
  294. Создание детского творческого коллектива: Методические рекомендации / АПН СССР. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации. М., 1985. — 66с.
  295. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ.- М., Тривола, 1996. — 600с.
  296. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореферат МГУ, 1992. 23с.
  297. Социология. Словарь-справочник. М., Наука, 1991. Т.2. Отдельные отрасли социологических знаний- Т. З. Междисциплинарные исследования.
  298. Способности и склонности: комплексные исследова-ния/Э.А.Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева и др.- Под ред. Голубевой Э. А. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, — М., Педагогика, 1989. 200с.
  299. В.И. Эстетическое чувство и творческая активность личности // Некоторые проблемы личности. М., Институт философии АН СССР, 1971. — С.133−143.
  300. Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., Политиздат, 1985. -415с.
  301. Структура личности и некоторые закономерности формирования ее сознания/В.И.Муравьев, А. И. Шадрин, Р.О.Ры-кун и др.- Томск, Издательство Томский университет, 1979.
  302. В. А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. М., Педагогика, 1979.
  303. В.А. Сердце отдаю детям. Минск, Народная асвета, 1981. — 288с.
  304. В. А. Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1990. — 288с.
  305. В. А. Павлышская средняя школа. -М., Просвещение, 1969.
  306. Э.Д. Мотивационная регуляция творческоймыслительной деятельности человека // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М. Институт психологии, 1988. — С.160−164.
  307. .М. Психология.- М., Учпедгиз, 1954.-256с.
  308. .М. Психология музыкальных способностей.- М: Изд-во АПН РСФСР. 335с.
  309. .М. Проблемы индивидуальных различий.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536с.
  310. Тик Л. Странствия Франса Штернбальда. М., 1987.
  311. Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. М., 1979.- С.107−108.
  312. В.П. Современные психологические теории личности. Ленинград, ЛГУ, 1990.
  313. Н.В. Дискуссия как метод развития творческого подхода к решению задачи // Теория и практика научно-техническому творчеству. М., 1992.- С.82−91.
  314. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  315. Л.П. Тема труда в творчестве Эразма Роттердамского //Культура Возрождения и общество.
  316. Философский энциклопедический словарь. 2 издание. М., Советская энциклопедия, 1989. — 815с.
  317. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения: Межвузовский сборник научных трудов / Тамбовский педагогический институт. Тамбов, 1990. — 94с.
  318. Формирование личности в онтогенезе. Сборник научных статей. М., 1991.
  319. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. М., 1989.
  320. Формирование личности старшеклассника/ А. Д. Андреева, Н. И. Уткина, И. В. Дубровина и др.- Под ред. Дубровиной И. В. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М., Педагогика, 1989. 169с.
  321. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод/Автор вступительной статьи Гуревич П. С, — М., Республика, 1994. 447с.
  322. Э. Человек для себя/Перевод с английского и послесловие Л. А. Чернышевой. М., Коллегиум, 1992. -253с.
  323. К.А., К.Перлет, В.Сиервальд. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии.1992, номер 2. С.120−127.
  324. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Интерпракс, 1994. — 156с.
  325. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления/ Философское общество СССР. Украинское отделение. -Симферополь, 1987. 272с.
  326. В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М., Знание, 1990. — 77с.
  327. В.Д. Деятельность и способности. -М. .Логос, 1994. 320с.
  328. В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность»// Психологический журнал, 1983. Том 4, номер 5, С. 3−10.
  329. В.Д. Проблемы сиотемогенеза профессиональной деятельности. М., Наука, 1983.
  330. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996. — 320с.
  331. В.И., Тамбовкина Г. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. -М., Просвещение, 1991. — 160с.
  332. В.И., СоханьЛ.В., ШульгаН.А. Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев, Наукова думка, 1985. — 303с.
  333. Ф. философия. Критика. М., 1983. Том 2.
  334. А.Т. Вопросы становления теории творчества // Проблемы философии, 1978, выпуск 44.
  335. И.П. Разговоры с Гете. М., 1980.215с.
  336. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. М., Образование, 1911.
  337. П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
  338. Этика Аристотеля. Спб., 1908.
  339. В.П. Генетика этики и эстетики.- СПб., Талисман, 1995. 288с.
  340. Юнг К. Г. Психологические типы. М., Алфавит, 1992.
  341. Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., «Искусство», 1969. — 175с.
  342. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. С.86−95.
  343. Е.Л. Характеристика творческого процесса // Психологический журнал.
  344. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., Просвещение, 1986. — 155с.
  345. Яскевич Я. С. Аргументация в современной науке и ее роль в становлении общей теории творчества // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С. 103−112.
  346. К. Смысл и назначение истории. М., Политиздат, 1991.
  347. Л.В. Системный подход к исследованию познавательной стороны творчества(на материале научно-технического творчества)// Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., Наука, 1984.1. С.306−321.
  348. Л.В. Философские основания теории творчества и эвристики // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С. 27−41.
Заполнить форму текущей работой