Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика»
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что на основе контент-анализа и экспериментальной работы выявлена совокупность возможностей курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей личности (таких как «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность личности», «Совокупность психических процессов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Развитие проблем творчества и творческих способностей в гуманитарных науках
- 1. 2. Характеристика творческих способностей
- 1. 3. Некоторые теоретические'*ас'г1еЁТВ1''процесса обучения курсу «Эстетика»
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭСТЕТИКА»
- 2. 1. Особенности развития творческих способностей у современных старшеклассников
- 2. 2. Эффективность курса эстетика в развитии творческих способностей
Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Затянувшийся в России период реформирования и связанные с ним перемены, касающиеся как целого государства, так и отдельной личности, требует от психологов, педагогов новых взглядов и подходов к формированию и развитию возможностей человека, способствующих его выживанию и творческому преобразованию действительности.
Социальная обстановка в стране складывается таким образом, что людям приходится постоянно привыкать к новым требованиям, новым условиям, к новым ценностям, которые понижают у' большинства из них не только общественный статус личности, его самооценку, не только ломают человека, но нередко приводят и к более негативным проявлениям (нищенство, самоубийства, наркомания). Страдают все возрастные категории населения и к каждой из них необходимы различные подходы, приемы и направления деятельности государственных и общественных учреждений, организаций для повышения самоуважения, веры в свои силы, желания работать, «переустраивать» себя и общество, стремиться не пасовать перед трудностями и творчески подходить к решению различных проблем.
Одним из важнейших условий в решении вышеуказанных проблем является развитие общих творческих способностей личности, и, прежде всего, личности молодого человека: не только потому, что он тяжело переносит противоречия, происходящие в обществе, крушение нравственных устоев (это мы замечаем и у людей среднего и пожилого возраста), но прежде всего потому, что — он является будущим нашего государства, имеет интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал. И именно молодежь в дальнейшем своем развитии даст Отечеству тот результат, основы которого были заложены при ее обучении и воспитании.
Великий Эйнштейн говорил, что «убеждения — это предрассудки, усвоенные до 18 лет». Поэтому психологам, педагогам важно не упустить тот момент, когда молодой человек выходя из детства, начинает многое видеть и понимать по-другому, сталкивается со взрослой жизнью, ее положительными и отрицательными сторонами, не только благодаря средствам массовой информации, но и непосредственно в жизненной практике. Нам важно, чтобы старший школьник, вступая на новый, уже профессиональный путь (будь он в дальнейшем учителем, бизнессменом, рабочим, военным или политиком) имел сформированную потребность в общественно значимой творческой деятельности: уверенность в собственных силахспособность к видению противоречий, проблем и умение их творчески преодолевать- «открытость» к новому опыту, идеямспособность к саморазвитию, несмотря на влияние негативов окружающей среды.
Таким образом, важно сформировать жизнеспособную, гуманистически ориентированную личность, способную вносить реальный позитивный вклад в развитие общества, укрепление государства. В связи с этим актуально развитие именно общих творческих способностей, имеющихся в той или иной степени в каждом человеке, и прежде всего в современном подростке.
Развитие нашего общества позволило расширить сеть школ, гимназий, колледжей с углубленным изучением иностранных языков, основ юриспруденции, психологии, менеджмента, банковских технологий и т. д., что, с одной стороны, носит, безусловно, положительный характер. Но, с другой стороны, эти учреждения все в большей мере становятся платными и приобретают элитарный характер. Лишь небольшая часть родителей может позволить себе обучать детей в специализированных учебных заведениях с достаточно высоким уровнем преподавания, с усиленным развитием специальных способностей, направленных в дальнейшем на профессиональную деятельность старшеклассников.
Существует на сегодняшний день еще один негативный момент в образовании: возникший в результате моды на некоторые специальности перекос в изучении лишь тех предметов, которые будут являться профилирующими при поступлении в ВУЗы, привел к резкому понижению общей культуры старших школьников и определенной однобокости в личностном развитии.
Гуманитарные дисциплины в современных школах чаще всего изучаются в узких рамках программы, что связано с:
1. усиленным вниманием к профилирующим дисциплинам;
2. нехваткой времени на знакомство с дополнительной литературой, шедеврами мировой культуры, на саморазвитие;
3. перегрузкой учителей из-за большого количества часов преподавания, что связано с низкой заработной платой.
История убедительно показывает, что русские люди всегда отличались гуманитарной направленностью: многие известные отечественные химики были поэтами, медики — писателями, генетики — художниками, кадровые военные отличались высокой гуманитарной образованностью, биологи, космонавты — активной общественной, миротворческой деятельностью и т. д. Оздоровление России, ее возрождение невозможно без преемственности этой традиции, без внимательного, серьезного отношения к разностороннему развитию личности, к повышению ее культуры.
Важным звеном, соединяющим различные направления культуры, способствующим их изучению и, главное, позволяющим развивать общие творческие способности личности старшего школьника является учебная дисциплина Эстетика. Это связано с тем, что сфера эстетического есть специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром, а эстетические качества считаются формообразующими принципами как природы в целом, так и жизни общества и человека, в частности. Кроме того, в процессе изучения курса Эстетика сочетаются различные виды деятельности (учение, игра, общение, труд), развивающие комплекс общих творческих способностей.
Все вышеизложенное позволило определить ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу «Эстетика» .
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс обучения старшеклассников курсу «Эстетика» .
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие творческих способностей старшеклассников в процессе изучения ими курса «Эстетика» .
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — определить оптимальные содержание, формы и методы преподавания курса «Эстетика», обуславливающие эффективность развития творческих способностей школьников.
В качестве ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает предположение о том, что развитие творческих способностей будет эффективным, если в процессе преподавания курсамЭстетика" выявить его дидактические возможности, отражающие образов-тельный, воспитательный и развивающий аспекты и направленные на развитие системообразующих компонентов творческих способностей.
Исходя из цели и гипотезы были сформулированы следующие его ЗАДАЧИ:
1). Выявить системообразующие компоненты творческих способностей старшеклассников, развитие которых может быть обеспечено в процессе преподавания курса «Эстетика» ;
2). Раскрыть возможности курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей;
3). Определить приоритетные задачи и содержание процесса развития творческих способностей, обеспечивающие оптимальное осуществление преподавания курса «Эстетика» ;
4). Рассмотреть совокупность дидактических особенностей изучения курса «Эстетика», эффективно влияющих на развитие творческих способностей старшеклассников;
5). Экспериментально проверить степень эффективности воздействия курса «Эстетика» на развитие творческих способностей старшеклассников.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили идеи о педагогическом процессе, его основных этапах, оптимизации обучения в современной школе, влиянии на формирование и развитие личности, о роли различных факторов в развитии творческих способностей.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являлись работы, анализирующие с гуманитарных (философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, искусствоведческих) позиций аспекты данного исследования:
— проблемы развития личности — К.А.Абульхано-ва-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев,.
A.Г.Асмолов, А. А. Бодалев, Р. Г. Гурова, А. А. Деркач, О. И. Зотова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, В. Г. Крысько, А. Н. Леонтьев,.
B.Г.Немировский, Б. Д. Парыгин, Н. И. Рейнвальд, А. С. Чернышев;
— проблемы творческой деятельности — А. Бергсон, Н. А. Бердяев, А. В. Брушлинский, И. П. Волков, Л. С. Выготский,.
C. О. Грузенберг, В. П. Зинченко, Б. А. Лезин, А. П. Нечаев, Я. А. Пономарев, Г. Я. Розен, В. А. Сухомлинский, И. М. Розет, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Столович, О. К. Тихомиров, А. Т. Шумилин и др.;
— изучение общих и специальных способностей Б. Г. Ананьев, А. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Н.Ф.Го-ноблин, К. М. Гуревич, Э. А. Голубева, М. Г. Давлетшин, В. Н. Дружинин, В. И. Кириенко, А. И. Крупнов, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес, В. Г. Леонтьев, А. М. Матюшкин, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. Д. Небылицын, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев,.
И.В.Рождественская, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л.И.Уманс-кий, В. Д. Шадриков и др.;
— биологические, генетические, физиологические, наследственные проблемы способностей — Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Э. А. Голубева, В. И. Кириенко, Р. Левонтин, А. И. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. Д. Небылицин, М. Нордоу, И. П. Павлов, К. К. Платонов, И. В. Равич-Щербо, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов, В. В. Саввич, Б. М. Теплов, В. П. Эфроимсон;
— проблемы, связанные с возрастными особенностями развития способностей — В. В. Алферова, Т. И. Артемьева, М. А. Блох, В. А. Крутецкий, В. В. Лебединский, Н. С. Лейтес, Н. С. Лукин, Д. Б. Эльконин;
— проблемы оптимизации педагогического процесса и творческих способностей в процессе обучения и воспитанияВ.Н.Азаров, Т. И. Артемьева, Ю. К. Бабанский, М. К. Кабардов, В. А. Кан-Калик, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, В. Э. Чудновский;
— нравственно-гуманистическим основы эстетического освоения действительности — Ш. Ш. Амонашвили, М. А. Верб, И. А. Джидарьян, А. В. Иващенко, Б. Т. Лихачев, А.А.Мелик-Паша-ев, Л. А. Сипитая, В. К. Скатерщиков, М. Г. Яновская и др.;
— значение эстетики, искусства, творчества в развитии творческой личности (Е.М.Алехина, А. Л. Андреев, Ю.Б.Бо-рев, С. С. Гольдентрихт, С. С. Гольдентрихт, И. Ф. Гончаров, А. И. Джидарьян, А. Я. Зись, В. П. Иванов, К. Е. Кривицкий, Б. Т. Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, М. Ф. Овсянников, С. Х. Раппопорт, Л. Н. Столович, Г. П. Черный и др.).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использовался комплекс взаимодополняющих методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач: теоретические методы — изучение и анализ гуманитарной (философской, педагогической, психологической, социологической и др.) литературы по проблемеконтент-анализ компонентов понятия «творческие способности» — эмпирические методы — психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — методика П. Торренса (краткий вариант — субтест «Завершение картинок»), которая была адаптирована в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии РАНметодика С. Медника (тест отдаленных ассоциацийPAT), адаптированная в той же лабораториидлительное включенное наблюдениеанкетированиеписьменный опрос «Каков Ваш жизненный девиз? Обоснуйте свой ответ» — беседаанализ письменного мини-сочинения «Что бы я сделал, если бы все мог?» и других творческих работ учащихсяинтервью экспертов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов проводился с использованием методов статистической обработки данных и с их последующей психологопедагогической интерпретацией.
Базой психолого-педагогического эксперимента являлись средняя щкола 450 (г.Москва), Гуманитарный колледж при Институте молодежи (г.Москва), Международная школа гимназия 44 (г.Люберцы Московской области). Выборочная совокупность психолого-педагогического исследования с использованием выше перечисленных методов исследования составила в общей сложности 352 старшеклассника (10−11 классы).
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечивалась научной основательностью методологических, теоретических положений исследования и их соотнесением с практическими результатами, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, а также применением статистических методов обработки данных (критерий Розенбаума).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что на основе контент-анализа и экспериментальной работы выявлена совокупность возможностей курса «Эстетика» в развитии системообразующих компонентов творческих способностей личности (таких как «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность личности», «Совокупность психических процессов и состояний», «Особенности культуры творческого труда») и отражающих три взаимодействующих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательныйсформулированы приоритетные задачи процесса обучения курсу «Эстетика», отражающие важность развития у старшеклассников творческого мышления, творческой активности и социально-значимой направленностивыявлена специфика осуществления процесса обучения эстетике, отражающая особенности реализации содержания курса, его компоненты (целевой, содержательный, организационно-методический и результативный) на различных этапах обучения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что автором разработаны и экспериментально апробированы учебно-методические материалы и рекомендации по изучению курса «Эстетика», ориентированного на развитие творческих способностей. Результаты исследования позволяют совершенствовать процесс развития изучаемых способностей старшеклассников, изменяя и дополняя разработанный приемы и методы учебной работы. Они также могут быть использованы при дальнейшем изучении творческих способностей личности, а также в спецкурсах по педагогике, эстетике, психологии творчества.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись автором:
— в процессе многолетнего преподавания данного курса в средней школе 450 (г.Москва), Гуманитарном колледже при Институте молодежи (г.Москва), Международной школе-гимназии 44 (г.Люберцы Московской области);
— в процессе подготовки и апробации учебно-экспериментальных пособий «Эстетика.Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, колледжей и школ гуманитарного профиля». — М., 1995. — 12,5 п.л.- «Методическое пособие по эстетике. Серия «Библиотека педагога-экспериментатора». — М., 1995. — 10,1 п.л.- «Хрестоматия по эстетике». — М., 1995. 13,4 п. л.
— во время консультаций, открытых уроков по эстетике, искусствознанию, творчеству для преподавателейвыступлений на педагогических советах, а также на третьих Ломовс-ких чтениях (1996 г.).
— путем подготовки публикаций пособий и научных статей.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Основные системообразующие компоненты творческих способностей можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность», который является ядром творческих способностей- «Специфика психических процессов и состояний», характеризующийся определенными особенностями восприятия, памяти, воображения, богатсовм эмоций, твердостью воли, которые взаимно обогащают друг друга в процессе творческой деятельности- «Особенности культуры творческого труда», проявляющегося в трудолюбии, в единстве репродуктивного и созидательного отношения к жизни, адекватной самооценке, поэтапных и конечных результатов деятельности, в умении пользоваться современными эффективными средствами интеллектуальной и физической деятельности.
2. Возможности курса «Эстетика» в развитии творческих способностей можно представить в виде трех взаимодействующих аспектов: а), образовательного, выражающегося в расширении знаний, умений и навыков с помощью традиционных и специфических видов деятельности школьниковб). воспитательного, формирующего совокупность качеств личности, характерных для современного человекав), развивающего, отражающего всепроникающий характер эстетики в развитии личности.
3. Приоритетные задачи раазвития творческих способностей личности направлены на развитие ядра изучаемых способностей: творческого мышления (прежде всего таких характеристик как: любознательность, нестандартность и гибкость мышления, обостренное чувство нового, способность к анализу и синтезу, самокритичность, способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам, склонность к сравнению и сопоставлению, дивергентность и ассоциативность мышления, умение анализировать меняющиеся ситуации и адекватно приспосабливаться к ним), творческой активности (таких компонентов как трудолюбие и работоспособностьстремление и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к постоянному духовному ростуспособность к творческому самовыражениювысокая требовательность к себеразвитая рефлексия, терпение и настойчивость, умение действовать самостоятельно, инициативно, а также организаторские способности), социально-значимой направленности (гуманность, стремление созидать ценности, полезные для людей и общества в целом, глубокая эмпатия, стремление к социальной справедливости, социальная зрелость, стремление к социальному творчеству и стремление к полной самореализации, умение видеть перспективу и высокая четкая цель).
4. Специфика выделенных 5 этапов организации учебного процесса по изучению курса «Эстетика» выражена в следующих характеристиках: 1 этап — «Формирование и закрепление культуры творческого труда», ставящий целью выявление уровня творческих способностей, формирование и закрепление основных навыков культуры учебного труда, преобладающие методы — убеждение и объяснительно-иллюстративный- 2 этап — это развитие творческого мышления, где чаще всего использовалось проблемное изложение- 3 этап был направлен на эффективное развитие творческой активности и морально-волевых качеств личности, основной метод — частично-поисковый- 4 этап был направлен на формирование разносторонних знаний по эстетикев ходе 5 этапа происходило развитие творческо-преобразующей позиции личности, ее направленности, где преобладали методы контроля и самоконтроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:
1. Контент-анализ компонентов творческих способностей, выделение трех взаимосвязанных блоков «Творческое мышление, творческая активность и социально-значимая направленность» (ядро исследуемых способностей), «Специфика психических процессов и состояний», «Особенности культуры творческого труда» и результаты экспериментальной работы показали необходимость учета указанных в исследовании компонентов творческих способностей в процессе обучения старшеклассников курсу «Эстетика» .
2. Приоритетные задачи процесса обучения курсу «Эстетика» позволило сформулировать ядро творческих способностей, отражающие важность развития у старшеклассников: творческого мышления, позволяющего нестандартно и гибко действовать в современной жизни, адекватно относиться ко всему новому, быть самокритичным и т. п.- творческой активности, включающей формирование стремления и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, к постоянному духовному ростуспособность к творческому самовыражениювысокую требовательность к себеразвитую рефлексию и т. д.- социально-значимой направленности, отражающейся в проявлениях гуманности, стремлении созидать ценности, полезные для людей и общества в целом, глубокой эмпатии, социальной зрелости и т. п.
3. Разработанный и экспериментально апробированный курс «Эстетика» продемонстрировал возможности курса «Эстетика» в развитии творческих способностей, позволяющих формировать разносторонне развитую личность и представленных в виде образовательного, воспитательного, развивающего аспектов. Выделенные аспекты указанных возможностей оказывают полифункциональную специфику курса" Эстетика", проявляющуюся в соединении теоретического и практического путей получения знаний, в использовании различных видов деятельности, приемов и методов обучения, создании позитивной, стимулирующей творческий подход к приобретению знаний, обстановки на уроках, в формировании целостной личности старшеклассников.
4. Проведенная работа показала, что комплексность развития творческих способностей старшеклассников в определенной степени зависит от соблюдения пятиэтапного процесса обучения курсу «Эстетика», включающих специфические цели, задачи, содержание, использование определенных методов обучения на каждом этапе, соответствующих развитию определенных компонентов творческих способностей в курсе «Эстетика» .
5. Сравнительный анализ результатов эксперимента дал основание считать, что развитие творческих способностей требует длительных целенаправленных усилий педагога, поэтому обучение курсу «Эстетика» более эффективно в течение двух лет, нежели в течение года. Также эмпирическое исследование показало, что активнее процесс развития исследуемых способностей происходит в специализированных классах (гуманитарных и математических), нежели в общеобразовательных.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., Мысль, 1977. — 224с.
- Актуальные проблемы культуры XX века. М., Общество Знание Российской Федерации, 1993. — 192с.
- Алексашина И.Я. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. -1990. С.44−54.
- Алехина Е.М., Осипов П. Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. М., ИП0,1993. -94с.
- Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. -М., Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995. 494с.
- Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. М., Наука, 1977. — 383 с.
- Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков. М., Госполитиздат, 1947.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., Издательство ЛГУ, 1968.
- И.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-хкнигах- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовс-кого. М., Педагогика, 1982. — к.1 — 320с., к.2 — 336с.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., Политиздат, 1980. 254с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.-Казань, ИКУ, 1988. 238с.
- Антология мировой философии. В 4-х томах. М., Мысль, 1969.- т. 1, С. 321.
- Анцыферова Л. И. Личность и деятельность: Проблемы развития личности. Материалы симпозиума. М., 1969.
- Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., Просвещение, 1978. — 71с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., Наука, 1977. — 184с.
- Артемьева Т. И. Связь потребностей и способностей в мотивации деятельности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М. Институт психологии, 1988. — С. 8−12.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. — 156с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического познания. М., 1984. -218с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд. МГУ, 1990. 367с.
- Асмус В. Ф. Платон. М., Мысль, 1975. — 223с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общий дидактический аспект. М., Педагогика, 1977. — 254с.
- Бабанский Ю.К. Теория образования и обучения в современной общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985. — 208с.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя./Вопросы психологии, н. 26,1990. -С.153−159.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М. Педагогика, 1975. — 429с.
- Баталов A.A. Философские взгляды В.М.Бехтерева и место в них проблемы личности. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. Свердловск, 1969.
- Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
- Белухин Д.А. Основы личностноориентированной педагогики: курс лекций. М., Институт практической психологии- Воронеж, МОДЭК, 1996. — ч.1. — 318с.
- Бергсон С. Два источника морали и религии, — М.Канон, 1994. 383с.
- Бердяев H.A. Самопознание.- М., ДЭМ, 1990. -336с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах, — М. Искусство, 1994.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1994. — 400с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991.- 476с.
- Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В книге Грузенберг С. О. Гений и творчество. Л., 1924.
- Битюков К.О., Кочетков И. В. Школы учебы и творчества // Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа.- Л. ЛГУ, 1990.- С.15−27.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М., МГУ, 1988. — 187с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, н.1,1971.-С.144−146.
- Богоявленская Д.Б. Творческая личность:ее диагностика и психологическая поддержка //Психологическая служба ВУЗа. М., 1993. -С.56−67.
- Большой энциклопедический словарь. В 2-х томах // Гл.ред. Прохоров A.M. М., Советская энциклопедия, 1991.
- Боно Э. Латеральное мышление. СПб., Питер Пабли-шинг, 1997. — 320с.
- Боно Э. Рождение творческой идеи. М. Прогресс, 1976.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1988. — 496с.
- Борисова В.А. Проблемы организа ции творческой познавательной деятельности старших школьников // Педагогическая теория: идеи и проблемы. — М., 1992. — С.133−136.
- Брагина Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме 15 века //Итальянский гуманизм: этические учения 14−15 вв. М., Высшая школа, 1977. — 254с.
- Брушлинский A.B. Воображение и творчество // Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.
- Будилова Е.А., Славская К. А. Проблема личности в трудах С.Л.Рубинштейна / Вопросы психологии, н.5, 1969.
- Букреев И. С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1983. — 179с.
- Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.
- Валишин Ф.Т., Ведерников Ю. Я. Зерно новой эры: О проблемах воспитания творческой личности // Экология. Планетарий человека, творчество. Новосибирск, 1993.1. С.244−247.
- Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., Знание, 1981. — 36с.
- Вернадский В.: Жизнеописание. Избранные труды. -М., Современник, 1993. 688с.
- Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активизация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1972.
- Винокур Г. Биография и культура. М., 1927.1. С. 27.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М., Просвещение, 1982. 144с.
- Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1978. — 264с.
- Вольтер, философские сочинения (Письма Меммиус к Цицерону.1777). М., Наука, 1996. -560с.
- Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики. Под ред. Дружинина В. Н., Галкиной Т. В. Вып.2. М., Институт психологии РАН, 1994. — 181с.
- Воронин А.Н., Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. М. Институт психологии РАН. Выпуск 1. -1993. — 88с.- Выпуск 2. — 1994. — 181с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.- 90с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М. Педагогика, 1987. — 341с.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., М., 1914. 146с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., Новая школа, 1994. — 78с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., Изд-во УРАО, 1997. -288с.
- Габитова P.M. Человек в философии романтизма //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век.- М., Республика, 1995. 528с.
- Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., Государственное социально-экономическое издательство, 1938. 483с.
- Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи: Книга для учителя. М., Просвещение, 1985. — 382с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., Школа-Пресс, 1995. — 447с.
- Гете И.В. Избранные философские произведения. -М.Искусство, 1964. -623с.
- Гильденберг Е.И., Гильденберг Л. С. От преодоления стереотипов мышления к развитию творческого начала учителя и ученика // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Выпуск 7. 1990. — С.11−20.
- Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. -М., Мир, 1992. 1148с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. Педагогика, 1986. — 128с.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М. Издательство МГУ, 1977. — 248с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. -М. .Прометей, 1993. 306с.
- Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
- Гришенкова Г. Р. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры.Автореферат на соискание ученой степени к.п.н.- М., 1997.
- Губанова М.И. Коллективная творческая деятельность- условие сознательного выбора профессии школьниками // Профессиональная ориентация в школе и вузе. Кемерово, 1991. — С.75−80.
- Гуревич С.Ю. Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -СПб., 1994. 188с.
- Гурова Р.Г. Выпускник средней школы. М. Педагогика, 1977. — 176с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М., Педагогика, 1981. 176с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону, 1979.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование. М., 1992. — С. 154−173.
- Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования, н. 6, 1995. С.130−140.
- Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л., Наука, 1980.
- Детство и творчество. София, Народное просвещение, 1981. — 254с.
- Деятельный подход в общении и формирование творческой личности: Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, 28−30 мая 1990. -Уфа- Москва. 1990. — 169с.
- ЭО.Диканева О. Т. Воспитай творца: Книга для учителя.- М., Просвещение, 1993. 159с.
- Джемс У. Психология (перевод) /Под ред. Л. А. Петровской. М., Педагогика, 1991. — 367с.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., Наука, 1976.
- Дидро Д. Избранные философские произведения. М., ОГИЗ, 1941. — 279с.
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Дрейманис А.П. Творчество как многоуровневый процесс самоорганизации // Методологические проблемы научно-технического творчества. Рига, 1988. — С.320 — 323.
- Эб.Дрейманис А. П. Элементы теории творчества в свете минергетики // Современные проблемы теории творчества. -М., 1992. С.85−95.
- Дружинин В.Н. Взаимоотношение репродуктивных и творческих способностей // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.- М., Академия, 1996. 217с.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, Издательство Саратовского университета, 1990. — часть 1 — 137с., часть 2- 292с.
- Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал.1991. номер 2. С. 94−105.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994. номер 4.
- Дудин Ю. И. Путь к творчеству // Специалист. -Н.9,1993. С.19−20.
- Дюкасс К.Д. Нормы критики // Современная книга по эстетике. М., 1957. — С. 508−509.
- Дюркхайм К.Ф. 0 двойственном происхождении человека. СПб., 1992.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. -М. .Педагогика, 1990. 424с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. -М., Издательство МГУ, 1981. 157с.
- Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности / «Вопросы психологии», н.2, 1968.
- Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., МГУ, 1983.
- Зинчук Е.Г., Карпухин Ю. Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Социологические исследования, н. 8−9 1994.
- Ивасишин В.А. Роль искусства в формировании человеческой чувственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1987. — 205с.
- Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., ЛГУ, 1980. — 225с.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность познание- искусство. Киев, 1977.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., Педагогика, 1989. 206с.
- Иващенко A.B., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М., Институт молодежи, 1993. — 122с.
- Иващенко A.B., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. М. Институт молодежи, 1996. — 157с.
- Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск, Интерколледж, 1994. — 67с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. -М., Педагогика, 1984. 144с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.- М., Педагогика, 1991. 240с.
- Искусство и творческая деятельность. Киев, На-укова думка, 1979. — 316с.
- Исследование по психологии научного творчества в США. М., 1966.
- История зарубежной психологии, 30−60 гг. XX века: Тексты / Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. И. М., Издательство МГУ, 1986, — 342 с.
- История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. Г. Анциферовой. М., Наука, 1991, — 384с.
- Казакина М.Г. Воспитание гуманизмом и творчеством // Магистр 1. — 1992, номер 2. — С. 7−13.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологический наук. Л., 1985.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогичческое творчество.- М., Педагогика, 1990.- 144с.
- Камю А. Творчество и свобода: Статьи, эсс$ записные книжки / Пер. с фр., предисловие, составитель К. Долгова- Комментарии С.Зенкина. М., Радуга, 1990. -605с.
- Карпова Ю.А., Пантюшкин В. П. Оценка психологических параметров ситуации обучения творчеству как средство развития профессиональной рефлексии // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992. — С.74−81.
- Касьянова Е.М. Особенности организации когнитивных структур как основа формирования эстетической оценки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1987. — 288с.
- Категории материалистической диалектики в искусстве. М., Наука, 1988.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., Политиздат, 1977.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. М., Просвещение, 1980. — 159с.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., ГА ВС, 1992. — 172с.
- Клепиков А.И. Философско-социологические проблемы творческого потенциала. Киев, Общество «Знание» УССР, 1985. — 48с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1970, — 391с.
- Ковалева А.И. Кризис системы образования. // Социологические исследования, н. 3 1994.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, Научно-методический центр Пензенского отдела образования, 1994. — 344с.
- Колесов Д.В., Соколов E.H. О психофизиологии творчества // Психологический журнла, 1992, номер 2. С. 43−53.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. — 254с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва, Просвещение, 1979. — 175с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Коротов В. Введение в общую теорию развития личности: лекции. М., 1991.
- Коротов В. Воспитание и развитие личности. Краткий терминологический словарь // НИИ теории и методов воспитания. М., 1992. — 26с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. М., Педагогика, 1991. — 272с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М., 1. Просвещение, 1989. 159с.
- Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций:анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования, 1994, номер 2. С. 114−118.
- Кочкаров Ю.С. Природа способностей. Ставрополь, 1980.
- Краткий психологический словарь / Абраменкова В. В., Аванесов B.C., Агеев B.C. и др., Под общ.ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М., Политиздат, 1985. -431с.
- Кречмер А. О понятийном аппарате социологической теории личности // Социологические исследования, 1970, выпуск 5.
- Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике.Книга для чтения. М., Просвещение, 1979. — 150с.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. Учебное пособие. М., Издательство УДН, 1990.
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Учебное пособие. -Свердловск, 1983.
- Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М., Знание, 1971. — 60с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1968. — 432с.
- Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.- М., Наука., 1993.- 379с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.1. М. Знание, 1988. 79с.
- Кудрявцев В.Т. Формирование творческих способностей человека: проблемы методологии //Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С.41−55.
- Кульчицкая Е.И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одаренности. Киев, 1992.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., Наука, 1995. — 271с.
- Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., Мир, 1978. — 350с.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. М., Прогресс, 1993. — 208с.
- Леднев В.С. Содержание общего образования: проблемы структуры. М., 1980.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., Знание, 1984, — 80с.
- Лелеков В.А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации // Социологические исследования, н. 8−9 1994.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981.- 584с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., Педагогика, 1983.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Вопросы психологии, 1989, номер 3, С. 11−21.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. -М., Знание, 1987. 126с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. .Педагогика,!. 981. — 185с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Знание, 1980. — 96с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика.Курс лекций. М.Прометей. 1992. — 528с.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., Педагогика, 1972. — 160с.
- Личность: определение и описание. Пер. с англ.// Вопросы психологии, 1992, номер 3−4, С. 34−42.
- Ложечка О.й. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1993.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/ Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М., МГУ, 1994. — 228с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., Республика, 1995. — 398с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв.ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М., Наука, 1984.- 444с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., Педагогика, 1991. — 295с.
- Лосский Н.0. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., Республика, 1995. — 400с.
- Лубенко В. В. Полифункциональная модель образования. Методические рекомендации. Л., НИИ непрерывного образования взрослых, 1990. 112с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М., Наука, 1978. 125с.
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор.- М., ИНИОН, 1979. 37с.
- Лук А. Н. Учить мыслить. М., Знание, 1985.186с.
- Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. М., Просвещение, 1983. — 182с.
- Лурье С. Я. Демокрит. М., 1954.- 243с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М., Просвещение, 1992. 224с.
- Ляликов А.П. Интенсивный метод обучения творчеству // Теория и практика обучения науно техническому творчеству. — М., 1992. — С. 106−113.
- Ляудис B.C. Обучение творчеству новый этап развития современного образования // Теория и практика обучения техническому творчеству. — М., 1992. — С.10−27.
- Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. — СПб., Питер, 1996. — 685с.
- Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М. Просвещение, 1988. — 304с.
- Марков В.А. Ожидаемое и неожиданное в творческом процессе // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С.95−103.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. — СПб., Евразия, 1997. — 430с.
- Матейко А. Условия творческого труда. М., Мир, 1970.
- Материалисты Древней Греции. М., 1955.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М., Школа- Пресс, 1994. -96с.
- Матюшкин A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М., Наука, 1969.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, номер 6, С. 29−33.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные дети// Вопросы психологии, 1988, номер 4, С. 88−97.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977. — 240с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М. Педагогика, 1975. — 367с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М., Педагогика, 1995. — 184с.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., Знание, 1981. — 96с.
- Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., 1994. -225с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Пер. с нем. Г. В. Яцновской. М., Просвещение, 1989. -160с.
- Мерабишвили Г. М. Изменение взаимоотношения биологическо-социального в человеке. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тбилиси, 1983.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. -256с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет социологического исследования. Учебное пособие. Пермь, 1988.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986.
- Молодежь России: положение, тенденции, перспективы (Доклад Комитета РФ по делам молодежи). М., Отдел ОП РНИС и НП, 1993. — 131с.
- Моляко В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
- Моляко В.А. Процесс творческой деятельности// Материалы П международных Костюковских чтений. Киев, 1994.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии, 1995, номер.
- Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев, общество «Знание» УССР, 1978. — 27с.
- Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. М., Киев, Рад. школа, 1983. — 95с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. киев, Общество «Знание» УССР, 1978. — 44с.
- Могрун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., МГУ, 1981.
- Мошкин C.B., Руденко В.H. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения// Социологические исследования, 1994, номер И, С. 82−89.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Часть 1. Пенза, 1994. — 171с.
- Мясищев В.Н. Методы исследования способностей и одаренности // Психология отношений: Под ред. A.A. Бодале-ва. М., Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж, „МОДЭК“, 1995. — С.326−337.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей// Психология отношений, смотри номер 124. С.313−325.
- Мясищев В.Н. Проблема способностей в современной психологии//Психология отношений.С.282−291 см. там же
- Мясищев В.Н. Способности и потребности// Психология отношений. С.292−312 см. там же
- Небылицын В.Д.: Жизнь и научное творчество. -М., Ладомир, 1996. 384с.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. Под ред. Ломова Б. Ф. М., Педагогика, 1990. — 408с.
- Неверов В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М., Общество"Знание» РСФСР, 1969. -49с.
- Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989.
- Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977 .
- Нордоу М. Психо-физиология гения и таланта. СПб., Вестник знания, 1908. — 67с.
- Ньюэлл А., Шоу Дж.-С. и Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965.
- Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Под ред. В. И. Андреева. Казань, Издательство Казанского университета, 1989. — 144с.
- Павлова Т.И. Организация времени жизни как компонент структуры личности студента. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., МГУ, 1988.
- Панпурин В.А. Структура внутреннего мира личности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Свердловск, СГУ, 1986.
- Парна Н.Я. Ритм жизни и творчества. Ленинград, Петроград, 1925. — 143с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971. — 348с.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М., Педагогика, 1984.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.
- Петровский A.B. О психологии личности. М., 1971.
- Петровский A.B. Состояние, структура и методы современной психологии. М., Знание, 1971.
- Петровский А. В. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., Российское педагогическое агентство, 1998. -184с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательнаядеятельность школьников в обучения. М., Педагогика, 1980.- 240с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1952.- 702с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., Мысль, 1972.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. — 312с.
- Платонова Н.М. Самостоятельная деятельность учащихся как объект стимулирования // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Том 4. М., 1992.- С. 43−51.
- Поздняков В.Л. Развитие индивидуальности. Челябинск, 1986.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., Знание, 1982. — 96с.
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. номер 1. С.3−12.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., Наука, 1983.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 303с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.- М., Издательство АПН РСФСР, 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. — 280с.
- Пономарев Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психологический журнал, 1986, том 7, номер 2, С.3−12.
- Пономарчук В.А., Толстых A.B. Среднее образование: две критические точки современной школы //Социологические исследования н. 12 1994.
- Прангвишвили A.C. Психологические очерки. Тбилиси, Мецниереба, 1975.
- Прогнозирование социальных типических свойств личности: Тезисы научно-практического семинара. Пермь, 1979.
- Психогигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. Совместное издание СССР-ГДР.- М., Медицина, 1985. 224с.
- Психодиагностика: теория и практика. Пер. в нем./Общ.ред. и вступит, ст. Н. Ф. Талызиной. М., Прогресс, 1986. — 208с.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. Под ред. К. М. Гуревича. НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М., Педагогика, 1981.- 232с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., Педагогика, 1983. -447 с.
- Психология личности: Тексты (Сборник)/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., Издательство МГУ, 1982.
- Психология личности и познавательных процессов.- Харьков, Основа, 1992. 56с.
- Психологическая наука: проблемы и перспективы. 4.1. Личность и ее становление. 1990, 215с.
- Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
- Психология развивающейся личности // Под ред. Петровского A.B. М., Педагогика, 1987. — 240с.
- Психология творчества. М., Наука, 1990.- 222с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., Наука, 1990. — 222с.
- Психология формирования и развития личности (Сборник) // АН СССР, Институт психологии- Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., Наука, 1981.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюна-са, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., Издательство МГУ, 1984. — 288с.
- Развитие и диагностика способностей // Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., Наука, 1991. — 177с.
- Разин A.B. Основные функции социальной регуляции поведения личности. Вопросы философии, 1981, номер 4, С. 134.
- Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. 2 издание. -М., 1986. 431с.
- Ревзин С.З. Формирование социально зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск, 1992. — 187с.
- Ревякина 240. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984. — 141с.
- Рейнвальд Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков, 1974.
- Рейнвальд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании личности. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1979.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.
- Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/Пер. с фр. Е. В. Маликовой, Е.А.Соколова- Пре-дисл.А. В. Толстых. М., Прогресс, 1988.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс, 1994. — 480с.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. номер1. С.164−168.
- Роль искусства в развитии способностей школьников. Под ред. Е. К. Чухман. М., Педагогика, 1985. — 142с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. — 424с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960. н.З.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
- Рыбалко Е.Ф. Склонности и способности. Сб.статей. Ред. В. Н. Мясищев.- М., 1962. С.37−49.
- Саввинков Г. Т. Обучать творчеству. Якутск, Издательство ЯГУ, 1993. — 144с.
- Савкина Г. П. Педагогические условия освоенияподростками нравственных ценностей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1993.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. -М.6 1974. глава 1.
- Самойленко П.И., Сергеев A.B. Организация творческой учебно-познавательной деятельности // Специалист. -1993 номер 9. — С. 22−24.
- Сарджвеладзе Н.И. Динамическая структура личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей/Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, В.Л.Кака-бадзе. Тбилиси, 1981. — С.191−201.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1990. — 214с.
- Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912. — 613с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., Педагогика, 1971. — 241с.
- Словарь иностранных слов. 14 издание, исправленное. М., Русский язык, 1987. — 608с.
- Современная западная социология: Словарь. -М., Политиздат, 1990. 432с.
- Создание детского творческого коллектива: Методические рекомендации / АПН СССР. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации. М., 1985. — 66с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ.- М., Тривола, 1996. — 600с.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореферат МГУ, 1992. 23с.
- Социология. Словарь-справочник. М., Наука, 1991. Т.2. Отдельные отрасли социологических знаний- Т. З. Междисциплинарные исследования.
- Способности и склонности: комплексные исследова-ния/Э.А.Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева и др.- Под ред. Голубевой Э. А. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, — М., Педагогика, 1989. 200с.
- Старостин В.И. Эстетическое чувство и творческая активность личности // Некоторые проблемы личности. М., Институт философии АН СССР, 1971. — С.133−143.
- Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., Политиздат, 1985. -415с.
- Структура личности и некоторые закономерности формирования ее сознания/В.И.Муравьев, А. И. Шадрин, Р.О.Ры-кун и др.- Томск, Издательство Томский университет, 1979.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. М., Педагогика, 1979.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск, Народная асвета, 1981. — 288с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1990. — 288с.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. -М., Просвещение, 1969.
- Телегина Э.Д. Мотивационная регуляция творческоймыслительной деятельности человека // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М. Институт психологии, 1988. — С.160−164.
- Теплов Б.М. Психология.- М., Учпедгиз, 1954.-256с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М: Изд-во АПН РСФСР. 335с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536с.
- Тик Л. Странствия Франса Штернбальда. М., 1987.
- Topo Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. М., 1979.- С.107−108.
- Трусов В.П. Современные психологические теории личности. Ленинград, ЛГУ, 1990.
- Туторская Н.В. Дискуссия как метод развития творческого подхода к решению задачи // Теория и практика научно-техническому творчеству. М., 1992.- С.82−91.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Урманова Л.П. Тема труда в творчестве Эразма Роттердамского //Культура Возрождения и общество.
- Философский энциклопедический словарь. 2 издание. М., Советская энциклопедия, 1989. — 815с.
- Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения: Межвузовский сборник научных трудов / Тамбовский педагогический институт. Тамбов, 1990. — 94с.
- Формирование личности в онтогенезе. Сборник научных статей. М., 1991.
- Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. М., 1989.
- Формирование личности старшеклассника/ А. Д. Андреева, Н. И. Уткина, И. В. Дубровина и др.- Под ред. Дубровиной И. В. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М., Педагогика, 1989. 169с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод/Автор вступительной статьи Гуревич П. С, — М., Республика, 1994. 447с.
- Фромм Э. Человек для себя/Перевод с английского и послесловие Л. А. Чернышевой. М., Коллегиум, 1992. -253с.
- Хелер К.А., К.Перлет, В.Сиервальд. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии.1992, номер 2. С.120−127.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Интерпракс, 1994. — 156с.
- Человек: деятельность, творчество, стиль мышления/ Философское общество СССР. Украинское отделение. -Симферополь, 1987. 272с.
- Чудновский В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М., Знание, 1990. — 77с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М. .Логос, 1994. 320с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность»// Психологический журнал, 1983. Том 4, номер 5, С. 3−10.
- Шадриков В.Д. Проблемы сиотемогенеза профессиональной деятельности. М., Наука, 1983.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996. — 320с.
- Шамардин В.И., Тамбовкина Г. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. -М., Просвещение, 1991. — 160с.
- Шинкарук В.И., СоханьЛ.В., ШульгаН.А. Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев, Наукова думка, 1985. — 303с.
- Шлегель Ф. философия. Критика. М., 1983. Том 2.
- Шумилин А.Т. Вопросы становления теории творчества // Проблемы философии, 1978, выпуск 44.
- Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1980.215с.
- Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. М., Образование, 1911.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
- Этика Аристотеля. Спб., 1908.
- Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.- СПб., Талисман, 1995. 288с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., Алфавит, 1992.
- Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., «Искусство», 1969. — 175с.
- Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. С.86−95.
- Яковлева Е.Л. Характеристика творческого процесса // Психологический журнал.
- Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., Просвещение, 1986. — 155с.
- Яскевич Я. С. Аргументация в современной науке и ее роль в становлении общей теории творчества // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С. 103−112.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Политиздат, 1991.
- Яценко Л.В. Системный подход к исследованию познавательной стороны творчества(на материале научно-технического творчества)// Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., Наука, 1984.1. С.306−321.
- Яценко Л.В. Философские основания теории творчества и эвристики // Современные проблемы теории творчества. М., 1992. — С. 27−41.