Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-социальные аспекты беременности у подростков Монголии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, существует необходимость углубленной оценки ситуации в области репродуктивного здоровья подростков, оптимизации рационального ведения гестационного периода юных матерей, психологической их адаптации Цель исследования: изучить особенности течения беременности у юных матерей и разработать систему медико-организационных мероприятий по предупреждению осложнений ранней беременности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности женского организма в пубертатном периоде
    • 1. 2. Медико-социальная характеристика несовершеннолетних беременных
    • 1. 3. Особенности течения беременности и родов у несовершеннолетних
    • 1. 4. Частота фетоплацентарной недостаточности у юных матерей
    • 1. 5. Особенности адаптации новорожденных у юных матерей
    • 1. 6. Психологические проблемы, связанные с беременностью и родами
  • ГЛАВА 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Клинико-эпидемиологические аспекты ранней беременности
    • 3. 2. Состояние здоровья юных матерей
    • 3. 3. Особенности течения беременности и родов у юных матерей
    • 3. 4. Состояние здоровья новорожденных у юных матерей
    • 3. 5. Состояние гемодинамики в системе «мать-плацента-плод» у юных матерей
    • 3. 6. Психоэмоциональное состояние юных матерей
    • 3. 7. Профилактика перинатальной патологии у юных матерей

Медико-социальные аспекты беременности у подростков Монголии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема репродуктивного здоровья подростков в виду недостаточной изученности и чрезвычайной важности определена ВОЗ в специальную программу научных работ развития и научных экспериментов в воспроизводстве человека, как приоритетное направление исследований (1998).

В связи с неуклонным ростом распространенности подростковой беременности в большинстве стран мира за последние десятилетия наблюдается увеличение рождаемости у женщин в возрасте от 14 до 19 лет (Уварова Е.В., 2003).

Беременность в период становления репродуктивной функции отличается опасностью неблагополучного исхода, как для матери, так и для плода (Хаджиева Э.Д. и соавт., 1998; Кулавский В. А. и соавт., 1999; Захарова Т. Г. и соавт., 2002; Седал J1.B., 2005; Савельева И. С., 2004). По данным Gallais A., Robillard Р.Х. et al (1996) при анализе исхода родов у юных матерей, отмечен их неблагоприятный исход.

Другие исследователи сообщают, что у подростков беременность чаще заканчивается самопроизвольно спонтанными родами, с быстрым их течением и редкими врачебными вмешательствами (Burtendijk S.E., van En К. A, Ris М., 1993; Plockinger В., Velm M.R., Chalubinski К. et al., 1996)/.

Большинство исследователей относят несовершеннолетних матерей к группе повышенного акушерского и перинатального риска (Оганесян Н.С., 1996; Прохорова О. В., 1997; Хамошина М. Б., 1997; Баранов А. Н., 1998; Scholl Т.О., Hediger M.L., Belsky D., Boz Kaya П., Mocan H.5 Uslusa. et al., 1996).

Роды, хотя и являются нормальной, естественной функцией организма женщины, в тоже время служат тяжелым испытанием для нее, её организма и психики.

Многие исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и исходы родов. Выявляются внутриутробная гипоксия плода, нарушения плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил (Райгородский Д.Я., 2004; Абрамчен-ко В.В., Коваленко Н. П., 2004).

Захаров А.И. (1994) систематизировал психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности: нежелание приносить жертвы во имя ребёнка, повышенная эмоциональная чувствительность, тревожность, мнительность.

Проблема подростковой беременности и родов осложняется также неблагоприятными прогнозами относительно взаимоотношений, складывающихся между юными матерями и их детьми (Porozhanova V., Bozhinova S., 1994; Flanagan P., Coll C.G., Andreozzi L. et al., 1995; Cooney C., 1995; Dukevich T.L., Borokovski J.Q., Whitman T.L., 1996). Послеродовый период у этих матерей характеризуется наиболее высоким уровнем тревоги и разного рода эмоционально-психическими нарушениями.

Таким образом, существует необходимость углубленной оценки ситуации в области репродуктивного здоровья подростков, оптимизации рационального ведения гестационного периода юных матерей, психологической их адаптации Цель исследования: изучить особенности течения беременности у юных матерей и разработать систему медико-организационных мероприятий по предупреждению осложнений ранней беременности и психологической их адаптации.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности течения беременности и родов у юных матерей Монголии.

2. Оценить функциональное состояние фетоплацентарной системы, состояния плода и новорожденного у юных матерей.

3. Изучить психологические особенности периода беременности и процесса родов у юных матерей.

4. Разработать систему медико-организационных мероприятий по предупреждению осложнений беременности и психологической адаптации при ранней беременности.

Научная новизна. Выявлена взаимосвязь наступления ранней беременности у подростков Монголии с национальными традициями, сохранившимися в западном регионе страны, уровнем их образования, местом проживания.

Установлено, что характер осложнений беременности, родов и перинатальные исходы связаны с психоэмоциональным состоянием юных матерей.

Впервые установлена взаимосвязь между материнской тревогой при беременности и индексом резистентности маточных артерий у подростков.

Установлено, что при ранней беременности осложнения гестационно-го периода связаны с особенностями психологического состояния подростков: уровнем тревоги, невротизацией матери вследствие неблагоприятных условий жизни в семье, нерешенными проблемами брака, повышенной эмоциональной чувствительностью.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у юных матерей по-разному, в зависимости от возраста и особенностей личности оказывает значительное влияние на их психоэмоциональную сферу.

Установлены критерии для выявления групп высокого риска по возникновению осложнений беременности и родов у юных матерей.

Предложены основные рекомендации по совершенствованию ведения беременности, родов и послеродового периода у юных матерей для своевременной коррекции психологических нарушений, профилактике геста-ционных осложнений и улучшения перинатальных исходов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Репродуктивное поведение подростков характеризуется ранним началом половой жизни, ранней беременностью, комплексом медико-социальных факторов, характеризующих условия и образ жизни юных матерей в Монголии.

2. Реактивная и личностная тревожность характеризуют эмоциональные и невротические реакции юных матерей, являются информативным методом для измерения психической напряженности при беременности и послеродовом периодах.

3. Частота осложнений беременности и перинатальные исходы у юных матерей обусловлены развитием плацентарной недостаточности и психологической напряженностью.

Апробация работы. Материалы диссертации представлены и обсуждались на научных конференциях: «Актуальные проблемы акушерства и гинекологии» (г. Иркутск, 2004) — «Репродуктивное здоровье женщин Монголии» (г. Улан-Батор, 2004) — на заседании общества врачей акушеров-гинекологов (г. Иркутск, 2003, 2004). Обсуждение диссертации проводилось на заседании проблемной комиссии Иркутского государственного медицинского университета. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Внедрение результатов работы. Результаты исследования внедрены в работу женских консультаций и акушерских отделений г. Улан-Батора, г. Иркутска. Результаты исследования используются в учебном процессе на кафедре акушерства и гинекологии ИГМУ.

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 101 странице машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, главы собственных исследований и обсуждения научных данных, заключения, выводов, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 34 таблицами и 3 рисунками.

Список литературы

включает 150 источников на монгольском, русском и иностранных языках.

выводы.

1. Юные матери Монголии чаще проживают в сельской местности, имеют низкий уровень образования, не работают, являются одинокими матерями или живут в нерегистрированном браке.

2. Течение беременности у юных матерей наиболее часто осложняется угрожающим выкидышем, гестозом, тазовым предлежанием, анатомически узким тазом, дистрессом плода. Осложнения в родах наиболее характерные для юных матерей Монголии: несвоевременное излитие вод, слабость родовой деятельности, в 41,1 ±0,5% случаев проводились родоразрешающие операции, в 7,3% случаев новорожденные рождаются в состоянии тяжелой асфиксии.

3. Ранний период адаптации у новорожденных сопровождается нарушениями со стороны ЦНС, первоначальной потерей веса и поздним его восстановлением.

4. Состояние гемодинамики в системе «мать-плацента-плод» у юных матерей Монголии характеризуется неустойчивостью показателей ИР в маточных артериях, ассоциирующих с уровнем РТ и JTT, достоверным повышением показателей ИР в терминальных ветвях артерии пуповины, снижением скорости кровотока в интраабдоминальном отделе вены пуповины в 28−32 недели гестации.

5. Психоэмоциональное состояние юных матерей характеризуется высоким уровнем реактивной и личностной тревожности в возрасте 16−18 лет. Высокий уровень тревожности для жительниц города определяется в 14−16 лет, у одиноких матерей в возрасте 14−19 лет. Послеродовый период сопровождается эмоциональными нарушениями и депрессией.

6. Индивидуальная программа профилактической подготовки к родам, психокоррекция, в зависимости от психоэмоциональных нарушений медикаментозная профилактика стресса у юных матерей значительно снижает частоту перинатальных осложнений и родоразрешающих операций.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМНДАЦИИ Предложена система организации и лечебно-профилактических мероприятий у подростков.

1. Организация работы по профилактике раннего начала половой жизни и профилактике непланируемой беременности. Внедрение образовательных программ по половому воспитанию школьников.

2. Раннее активное выявление юных пациенток, начавших половую жизнь и обучение их индивидуальным средствам контрацепции.

3. При наступлении беременности наблюдение в женской консультации с ранних сроков беременности. Наблюдение совместно с психологом. Консультация психолога при первой явке с разработкой индивидуальной программы наблюдения.

4. С целью уменьшения перинатальных осложнений назначение Магне Вб по 2 таблетки 2 раза в день в течение всего периода гестации.

5. Для профилактики дистресса плода и плацентарной недостаточности проведение курсов эссенциале — 1 капсула 4 раза в день — 14 дней в 1820 недель, 26−28 недель, 34 недели беременности.

6. Партнерские роды и наблюдение психолога в послеродовом периоде.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой