Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Снижение вредных выбросов при эксплуатации автотракторных дизелей путем применения сажевого фильтра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В двигателях внутреннего сгорания ежегодно сжигается около 2 млрд. тонн нефтяного топлива. При этом коэффициент полезного действия в среднем составляет 23%, остальные 77% уходят на обогрев окружающей среды. При современном развитии технического оснащения, когда равновесие окружающей среды оказалось зависимым от антропогенного давления, первостепенное значение приобретает экологичность комплексов… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения, переменные и сокращения
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Воздействие автотракторной техники на окружающую среду
    • 1. 2. Состав и токсичность компонентов отработавших газов дизелей
    • 1. 3. Мероприятия по снижению вредных выбросов дизелей
    • 1. 4. Системный анализ устройств для снижения токсичных выбросов в выпускной системе дизеля
      • 1. 4. 1. Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизеля
      • 1. 4. 2. Анализ сажевых фильтров отработавших газов дизелей
      • 1. 4. 3. Анализ теоретических методов исследования процессов в сажевом фильтре
    • 1. 5. Обоснование схемы сажевого фильтра
    • 1. 6. Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ПРОВОДИМЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Структура программы исследования и ее нормативное обеспечение
    • 2. 2. Методика теоретических исследований сажевого фильтра
    • 2. 3. Методика проведения параметрической оптимизации сажевого фильтра
    • 2. 4. Методика экспериментальных исследований
      • 2. 4. 1. Задачи экспериментальных исследований
      • 2. 4. 2. Оборудование используемое для стендовых и эксплуатационных испытаний сажевого фильтра
      • 2. 4. 3. Особенности используемых методик экспериментального исследования сажевого фильтра
      • 2. 4. 4. Обработка результатов испытаний, оценка точности и ошибок экспериментальных исследований
    • 2. 5. Выводы
  • 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЫБРОСОВ В ИССЛЕДУЕМОЙ КОНСТРУКЦИИ САЖЕВОГО ФИЛЬТРА
    • 3. 1. Функциональная схема системы сажевого фильтра для математического моделирования
    • 3. 2. Математическая модель движения потока отработавших газов в зоне за лопаточным закручивающим устройством с диффузором и осевым подводом потока ОГ

    3.3. Математическая модель динамики движения и сепарации сажи в закрученном потоке струи ОГ и ее диффузии в фильтрующих элементах сажевого фильтра.82 3.4. Математические модели дисперсного состава сажи в отработавших газах дизеля.

    3.5. Математическая модель параметрической оптимизации СФ.

    3.6. Математические модели статистических оценок эффективности работы машинно-тракторного агрегата с сажевым фильтром.

    3.7. Оценивание параметров точности и адекватности математических моделей процессов в сажевом фильтре.

    3.8. Выводы.

    4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ, ПРОТЕКАЮЩИХ В САЖЕВОМ ФИЛЬТРЕ ОГ ДИЗЕЛЯ

    4.1. Результаты исследования особенностей распределения и неравномерности потока отработавших газов в зоне за закручивающим устройством сажевого фильтра.

    4.2. Газодинамическое сопротивление сажевого фильтра.

    4.3. Исследование показателей эффективности работы сажевого фильтра.

    4.3.1. Дымность отработавших газов дизеля.

    4.3.2. Концентрация оксидов углерода.

    4.3.3. Концентрация оксидов азота.

    4.4. Результаты параметрической оптимизации конструкции сажевого фильтра

    4.5. Исследование математических моделей статистических оценок эффективности работы машинно-тракторного агрегата МТЗ-80 с сажевым фильтром.

    4.6. Результаты измерений уровня шума.

    4.7. Выводы.

    5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА САЖЕВОГО ФИЛЬТРА.

Снижение вредных выбросов при эксплуатации автотракторных дизелей путем применения сажевого фильтра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достижения науки, реализуемые в эффективные технические решения, обычно быстро воплощаются в жизнь. В этой ситуации создатели новой техники не успевают всесторонне проанализировать вероятные последствия для среды обитания человека внедрения предложенных ими новшеств. Недостаточная экологическая безопасность используемых технологий, несовершенство методов управления производством ведут к оскудению экологического потенциала, как на региональном, так и на глобальном уровнях.

В двигателях внутреннего сгорания ежегодно сжигается около 2 млрд. тонн нефтяного топлива. При этом коэффициент полезного действия в среднем составляет 23%, остальные 77% уходят на обогрев окружающей среды [3, 4]. При современном развитии технического оснащения, когда равновесие окружающей среды оказалось зависимым от антропогенного давления, первостепенное значение приобретает экологичность комплексов техники. В полной мере это относится к тракторному парку и выражается как в непосредственном влиянии на продукты питания, так и в глобальном воздействии на окружающую среду. При исследовании экологических характеристик тракторов необходимо учитывать, что их парк должен обеспечивать своевременное выполнение всех работ в лучшие агротехнические сроки при соблюдении требований экологии с минимальными затратами средств и технических ресурсов.

Широкомасштабное использование техники в сельском хозяйстве способствует росту производительности и эффективности труда, однако оно сопряжено и с отрицательными последствиями, исключение и минимизация которых является одной из насущных задач «экологизации» аграрного сектора.

Главным необходимым социальным условием начала активного процесса экологической оптимизации отечественной автотракторной техники должна стать незамедлительная разработка и принятие на федеральном и региональном законодательных уровнях нового закона с ужесточением экологических норм токсичности ОГ двигателей внутреннего сгорания (ДВС) российского автотранспорта до уровня европейских стандартов [4, 5, 6, 7].

Актуальность работы. Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных в настоящее время, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема остро встала в XX веке, когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно автотракторной техникой в мире выбрасывается в атмосферу 350 млн. т оксида углерода (II), более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т оксида серы (IV). В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода [1, 2, 3, 4].

Это приводит к снижению урожайности, продуктивности животноводства, разрушению строительных материалов, повышенным концентрациям вредных веществ в кабинах тракторов и помещениях цехов. Отсюда очевидна актуальность и необходимость разработки и внедрения эффективных методов и средств для очистки отработавших газов дизелей с повышенным ресурсом работы, не снижающих топливно-экономических показателей двигателя. В настоящее время это является одной из важнейших задач отечественного и зарубежного двигате-лестроения.

Исследования проведены в соответствии с Федеральной программой № 04.01.06 на 2001.2005г.г., научным направлением 1.2.9. «Комплексная региональная программа научно-технического прогресса в Агропромышленном комплексе Поволжского экономического региона на 20 лет до 2010 года» (№ гос. регистрации 840 005 200) и комплексной темой N25 НИР Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова «Повышение надежности и эффективности использования мобильной техники в сельском хозяйстве».

В данной диссертации теоретически обоснована и разработана конструкция сажевого фильтра, эффективно снижающего количество сажевых частиц в ОГ дизеля, практически не ухудшая его эксплуатационных показателей.

Цель работы. Снижение токсичных выбросов при эксплуатации дизелей путем оборудования выпускной системы высокоэффективным сажевым фильтром, повышающим экологическую безопасность автотракторных двигателей.

Объект исследований. Автотракторный дизель Д-240 и его модификации, оборудованные сажевым фильтром ОГ дизеля.

Методика исследований включает в себя применение современных методов и измерительных приборов. Для замера дымности использовали дымомер «Смог-1», концентрации токсичных компонентов регистрировались высокоточным газоанализатором «TESTO-350» (Германия), уровень шума измерялся шумоме-ром ВШВ-003-М2. Теоретические исследования выполнялись на основе известных положений, законов газовой динамики и тепломассообмена, современной теории многомерного статистического оценивания и математического моделирования.

Моделирование процессов в СФ, его оптимизация, а также обработка экспериментальных данных проводились с помощью современного программного обеспечения и процессора «Intel Pentium IV».

Научная новизна диссертации заключается в комплексном подходе к решению проблемы снижения токсичных выбросов дизелей, анализу и обобщению теоретических положений и закономерностей, в результате которых:

• разработана функциональная схема сажевого фильтра для математического моделирования и совершенствования процессов очистки ОГ дизеля от сажи и токсичных компонентов;

• установлены и теоретически исследованы закономерности распределения локальных скоростей потока ОГ в элементах разработанной конструкции СФ;

• обоснована и разработана математическая модель (ММ) газодинамического сопротивления нестабилизированного закрученного потока ОГ, учитывающая влияние конструктивных особенностей элементов СФ;

• разработана и исследована ММ динамики движения, улавливания и выгорания твердых частиц сажи внутри элементов СФ за лопаточным закручивающим устройством (ЗУ), на различных скоростных и нагрузочных режимах дизеля;

• обоснован комплексный критерий оптимизации рабочего процесса СФ, объединяющий показатели сажеемкости фильтра, газодинамические и тепловые потери в элементах фильтра.

Практическая ценность и пути реализации работы. Разработана и испытана конструкция СФ, устанавливаемого в выпускной системе дизеля Д-240, позволяющая снизить дымность и концентрации токсичных компонентов на 22.65% и обладающая малым газодинамическим сопротивлением.

Разработанная конструкция СФ защищена патентом РФ № 2 183 751 от 20.06.02.

Результаты исследований могут быть использованы сельскохозяйственными и другими предприятиями АПК России, эксплуатирующими мобильную технику, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями при разработке сажевых фильтров для любых типов дизелей, а также в учебном процессе вузов аграрного образования при изучении дисциплины «Тракторы и автомобили».

Внедрение. Экспериментальные сажевые фильтры установлены на тракторах МТЗ-80/82 и проходят эксплуатационные испытания в хозяйствах Саратовской области: «Агро-МТС» Лысыгорского района, а также АОКХ «Кольцовское» Калининского района.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Математические модели движения потока ОГ в зоне за лопаточным закручивающим устройством, дисперсного состава сажевых частиц в ОГ дизелей и статистических оценок эффективности работы машинно-тракторного агрегата с сажевым фильтром.

2. Экспериментально-теоретическое обоснование оптимальных конструктивных параметров СФ.

3. Комплексный критерий оптимизации рабочего процесса, объединяющий показатели сажеемкости фильтра, газодинамические и тепловые потери в элементах СФ.

4. Рекомендации по применению предлагаемой разработки, обеспечивающей повышение экологической безопасности автотракторных дизелей.

Апробация. Основные положения диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава. Оценка качества реализации каждого из программных мероприятий осуществлялась на основе метода экспертных оценок при учете мнения специалистов. Для такой оценки сделаны научные доклады на научно-технических конференциях и семинарах ФГОУ ВПО СГАУ им. Н. И. Вавилова, СГТУ, ВАУ (филиал г. Саратов), МГАУ им. В. П. Горячкина.

Публикации. Основные положения данной диссертации опубликованы в 11 печатных работах (в том числе 1 патент, 5 статей в межвузовских научных сборниках) общим объемом 2,39 п.л., из них 1,17 п.л. принадлежат лично соискателю.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 184 страницах компьютерного текста, состоит из введения, пяти глав, общих выводов по работе, списка литературы и приложений, содержит 11 таблиц и 71 рисунков.

Список литературы

включает в себя 116 наименований, из них 8 — на иностранных языках.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных источников показал, что для соблюдения жестких норм на выбросы вредных веществ дизеля, и в первую очередь, — снижения выбросов сажи, требуется разработка комплексных систем снижения токсичности. В мировой практике одним из лучших конструктивных решений для снижения содержания твердых частиц в выхлопе дизелей считается установка сажевого фильтра регенеративного типа, сочетающего в себе функции сажесборника и сажедожигателя. Обоснована и разработана конструкция сажевого фильтра, выполняющая функции глушителя шума, защищенная патентом РФ № 2 183 751 от 20.06.02.

2. Разработана функциональная схема сажевого фильтра дизеля, которая позволяет рассмотреть в совокупности сочетание выбранных существенных процессов и связей, протекающих в СФ.

3. Разработаны математические модели газодинамики движения потока ОГ в зоне за лопаточным закручивающим устройством с диффузором и осевым подводом потока ОГ, дисперсного состава сажи в ОГ дизеля, проведена оценка эффективности улавливания частиц сажи в элементах СФ. Получены зависимости, позволяющие рассчитать газодинамическое сопротивление и перепад давления в СФ с учетом его конструктивных параметров. Разработаны математические модели статистических оценок эффективности работы МТА с сажевым фильтром отработавших газов дизеля. Проведенные теоретические исследования показали, что величина газодинамического сопротивления монотонно уменьшается от 3,8 до 2,3 при изменении чисел Рейнольдса (Re) от 7550 до 16 000.

4. Обоснован комплексный критерий оптимизации рабочего процесса СФ, объединяющий показатели сажеемкости, газодинамики и тепловые потери в элементах СФ. Определены оптимальные значения длины фильтрующего пакета /ф = 0,14 м и его диаметра d = 0,15 м.

5. Подтверждена эффективность и работоспособность разработанной конструкции СФ по результатам стендовых испытаний и стабильность показателей очистки ОГ дизеля в течение всего периода эксплуатационных испытаний. Значения показателей степени очистки ОГ в среднем составило: по саже 55.65%, по оксидам углерода 35.40% и оксидам азота 10. 15%.

6. Проведены экспериментальные исследования влияния сажевого фильтра в выпускной системе ОГ дизеля, на условия труда оператора. Установлено, что СФ одновременно выполняет функции глушителя. Снижение уровня шума при сравнении со штатным глушителем составило = 6%.

7. Рассчитан годовой экономический эффект от внедрения СФ в хозяйствах Саратовской области, АОКХ «Кольцовское» и ООО «Агро-МТС», — по тракторам тягового класса 1,4 — составил 4359 рублей на один трактор в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Снижение токсичных выбросов дизелей сельскохозяйственной техники при эксплуатации путем совершенствования очистки отработавших газов / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук -Саратов, 1997, — 180с.
  2. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1998 — 214 с.
  3. Ю.Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей, — Киев: Урожай, 1989, — 223с.
  4. А.П., Вайсблюм М. Е. Перспективы нормирования экологических показателей АТС //Автомобильная промышленность. 2000.-№ 2 -с.34 — 37
  5. С.Л. Автотранспорт продолжает загрязнять окружающую среду // Экология и промышленность России. 2000. — июль. — 40 — 41
  6. В.Д. Проблемы и пути экологического совершенствования отечественного автотранспорта // Экология и промышленность России. 1998. — ноябрь. -с.41 -45
  7. В.Д. Перспективные технические разработки и изобретения по экологическому усовершенствованию автотранспорта // Экология и промышленность России. 1998. — декабрь. — с. 4 — 9
  8. Ю. С. Подчинок В.М. Как снизить дымность отработавших газов дизелей // Экология и промышленность России. 2000. — май. — с. 21 — 23
  9. В.А., Заиграев Л. С. Оценка ущерба от вредных выбросов в атмосферу двигателями внутреннего сгорания // Экотехнологии и ресурсосбережение. 1994. — № 2. — с. 9−18
  10. С.В. Совершенствование очистки отработавших газов дизелей сельскохозяйственной техники при эксплуатации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Саратов, 1998. — 171с.
  11. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. -М.: Агропромиздат, 1991. 208 с.
  12. В.А., Заиграев Л. С. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. -1997. № 3. — с. 20−35
  13. Методы и системы снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей: Учебное пособие/ В. И. Цыпцын, В. А. Стрельников, Г. М. Легошин, В. Ф. Карпенков, П. П. Гамаюнов. Саратов.: Сарат. Гос. Агр. Ун-т, 1998. — 140с.
  14. В. Ф. Баранович М.Ф., Дунь С. В. Сажа на выхлопе автомобилей КрАЗ // Автомобильная промышленность. 1996. — № 4. — с. 24 — 25
  15. В.Б., Сапелкин B.C. Фильтр для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания Патент РФ № 2 059 841 от 24.08.93г.
  16. М.Д. Снижение вредных выбросов дизелей при эксплуатации автотракторной техники / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Саратов, 2002.- 150 с.
  17. А.Х. Снижение дымности отработавших газов дизелей путем применения пенометаллических фильтров / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 1998. — 145 с.
  18. И.Е. Аэродинамика технологических аппаратов,— М.: Машиностроение, 1983.- 351с.
  19. Аэродинамика химических производств с неподвижными слоями катализатора /Отв. ред. Ю. Ш. Матрос. АНСССР Ин-т катализа. Новосибирск: Наука, 1985.-176с.
  20. А. и др. крученные потоки: Пер. с англ./ Гупта А., ЛиллиД., Сайред Н -М.: Мир, 1987, — 588 с.
  21. А.А. Теория и практика закрученных потоков /Отв. ред. Долинский А.А.- АН усср. Ин-ттехнич. теплофиз. Киев: Наук, думка, 1989. — 192 с.
  22. В.К., Халатов А. А. Теплообмен, массообмен и гидродинамика закрученных потоков в осесимметричных каналах. М.: Машиностроение, 1982. — 200 с.
  23. А.П. Улучшение экологических показателей автотракторных дизелей путем применения нейтрализаторов отработавших газов / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Саратов, 2002,-192 с.
  24. Аэродинамика закрученной струи. Под ред. Б. Ахмедова, — М.: Энергия, 1977,240 с.
  25. А.П., Вихревой эффект и его применение в технике М.: Машиностроение, 1969. — 184 с.
  26. Определение параметров крутки и коэффициентов гидравлических сопротивлений различных завихрителей горелочных устройств /С.Л.Шагалова, Т. И. Барихина, В. М. Кацман и др. //Теплоэнергетика, N7, 1970.-С.88−89.
  27. Исследование структуры кольцевых струй и факелов вихревых горелок в изотермических условиях //Теплоэнергетика, N6, 1983.-с31−35.
  28. Г. Теория пограничного слоя. /Пер. с нем.- М.: Наука. Гл. ред. физ,-мат. лит., 1969.- 744с.
  29. И.Е. Расчет характеристик радиально кольцевой струи в технологических аппаратах /Аэродинамика химических производств с неподвижными слоями катализатора /Отв. ред. Ю. Ш. Матрос. АНСССР Ин-т катализа. Новосибирск: Наука, 1985.-176с.
  30. Э.Н., Карпов С. В., Осташев С. И. Теплообмен и аэродинамика закрученного потока в циклонных устройствах.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, — 276с.
  31. Г. А., Санников Д. И., Жадан В. А. Типовые гидравлические и аэродинамические расчеты в электрических машинах,— М.: Высшая школа, 1989, — 324с.
  32. А. и др. Гидравлическое сопротивление и тепломассообмен / Г. А. Витков, Л. П. Холпанов, С.Н.Шерстнев- Рос. АН, Ин-т новых хим. проблем.- М.: Наука, 1994, — 279с.
  33. С.С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: Справочное пособие. М.: Энергоатомиздат, 1990.-367 е.: ил.
  34. И.Е. Расчет характеристик радиально кольцевой струи в технологических аппаратах /Аэродинамика химических производств с неподвижными слоями катализатора /Отв. ред. Ю. Ш. Матрос. АНСССР Ин-т катализа. Новосибирск: Наука, 1985.-176с.
  35. Diesel catalytic converter with hybrid substrate Structure /K.Schper, R. Konieczny, R. Bruck / Exhaust gas aftertreatment of diesel engine automobiles Haus der Technik e.V., Essen. 15 & 16 Juni 1999.- 12p.
  36. Л.М., Позин M.E. Математические методы в химической технике. Изд. 3-е, под общ. Ред. М. Е. Позина. Л.: Госхимиздат, 1960. -640с.
  37. М.Е., Зарякин А. Е. Газодинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин,— М.: Энергия, 1970.- 384с.
  38. B.C., Ладыгичев М. В., Очистка газов: Справочное издание В С Швыд-кий., М. В. Ладыгичев. -: Теплоэнергетик, 2002. -640с.
  39. И.С. Исследование процесса снижения дымности дизелей и разработка стекловолокнистых фильтров отработавших газов / Диссертация на соискание учен. степ. канд. наук. М.: 1981.- 172с.
  40. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных дизелей М.: Транспорт, 1985.-120.
  41. П. Аэрозоли. Введение в теорию /Пер. с англ. М.: Мир, 1987. — 280с.
  42. .И. Гидродинамика массо- и теплообмена в дисперсных системах / Б. И. Броунштейн, Г. А. Фишбейн, — Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1977.-279с.
  43. Р.Ф., Украинский Л. Е. Динамика частиц при воздействии вибраций Киев: Наук. думка, 1975.- 168 с.
  44. Турбулентные течения газовзвеси / А. А. Шрайбер, Л. Б. Гавин, В. А. Наумов, В.П. Ященко- Отв. ред. А. А. Долинский.- АН ССР, Инс-т техн. теплофизики.- Киев: Наук, думка, 1987, — 238 с.
  45. Х.О., Иванов Ю. В., Луби Х. О. Исследование аэродинамики потока в закручивающих устройствах // Теплоэнергетика. -1978. № 1.-С.37−39.
  46. Померанцев В. В. Арефьев К. М, Ахмедов Д. Б. и др. Основы практической теории горения Л.: Энергия, 1986, — 220с.
  47. Р.В. О невозможности нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя методом пламенного дожигания /Сб. тр. ЛАНЭ. Ред. К. Г. Евграфов.-М.:Изд-во Знание, 1969, — с.87−94.
  48. И.Л., Магульский Ф. Ф. Токсичность дизельной сажи и измерение сажеобразования дизельного выхлопа /Сб. тр. ЛАНЭ. Ред. К. Г. Евграфов. М.:Изд-во Знание, 1969.- с.120−157.
  49. В.И., Стрельников В. А., Сухиташвили М. Д., Гришин А. П. Дожигание сажи в выпускной системе дизеля / Сборник научных трудов. Саратов, СГАУ им. Н. И. Вавилова, 2000.
  50. С.В. Физико-химические основы процессов смесееобразования и сгорания в ДВС. Основы теории горения М.: Изд-во РУДН, 2001.- 134с.
  51. В.А., Минелис Г. В. Кинетика сажеобразования из газообразных углеводородов / Кинетика химических реакций: Матер. vi Всесоюз. симп. по горению и взрыву, — Алма-Ата М.: ОНХФ АН СССР, 1980, — с.35−41.
  52. Р.В., Гаргала Р. В., Прахов А. Х. Обезвреживание отработавших газов дизельных двигателей во всем диапазоне их нагрузок с помощью каталитических нейтрализаторов /Сб. тр. ЛАНЭ. Ред. К. Г. Евграфов.- Изд-во Знание, 1968.- с 95−103.
  53. К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем / Пер. с англ. Е. Г. Коваленко, Под ред. И. А. Ушакова.-М.: Мир, 1980, — 608с.
  54. The Conical Catalilytic Converter and its Potential for Future Close-Cupled Converter concepts /W.Maus, R.Bruck.- SAE Technical paper series 982 633, International Congress and Exposition, Detroit, Michgan (Cobo Centr) USA February 23 26, 1998. -7p
  55. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике / Отв. ред. Р. И. Солоухин, АН СССР, Ин-т хим. физики, Науч. совет по проблеме «Теорет.основы процессов горения».- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Наука, 1987, — 490 с.
  56. Е.Т. Кинетика гомогенных химических реакций 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1988. — 391с.
  57. Ю.И. Тепломассообмен: Методы расчета тепловых и диффузионных потоков Л. Химия, 1986, — 144с.
  58. X., Верстертерп К. Химические реакторы расчет и управление ими. /Пер. с англ. Под ред. Г. М. Панченкова, — М.: Химия, 1967, — 264с.
  59. Я.Б. Химическая физика и гидродинамика: Избр. тр. /Под ред. Ю. Б. Харитона.- М: Наука, 1984.- 374с.
  60. Е.Г. Механические методы активизации химических процессов / Отв. ред. А. С. Колосов.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1979, — 254с.
  61. Г. А. Физические методы интенсификации процессов химической технологии.- М.: Химия, 1990.- 208с.
  62. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1975, — 559 с.
  63. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям /Под ред. М. О. Штейнберга. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1992, — 672с.
  64. А.А., Кожевников А. В. Интегральный метод расчета течения и теплообмена закрученного потока в проницаемом цилиндрическом канале // Тепломассообмен VI. -0 1980. — № 1, 4.3. — С.151−156.
  65. Ш. А., Жанпасбаев У. К. Исследование аэротермохимического процесса в радиальном реакторе с неподвижным слоем катализатора. с80−94.
  66. ДЖ., Томас У. Гетерогенный катализ /Пер. с англ. Л.Кондратьева. Под ред. А. М. Рубинштейна.- М.: Мир, 1969, — 452с.
  67. В.В. Введение в инженерные методы расчета реакторов с неподвижным слоем катализатора.- М. МХТИ, 1969, — 158с.
  68. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  69. У. и др. Химия горения: Пер. с англ./ Под ред. У. Гардинера, мл, — М.: Мир, 1988.-464с.
  70. Г. М., Бережинский Т. А. Оптимизация химико-технологических процессов. Теория и практика, — М.: Химия, 1984, — 240с.
  71. B.C., Слинько. Моделирование и оптимизация каталитических процессов /Сб. науч. тр.- М.: Наука, 1965, — с74.
  72. Г. М., Волгин Ю. М. Методы оптимизации химических реакторов М.: Химия, 1967, — 248с. Гарбер А., Френкель А., Кунин Ю. Пути снижения дымности дизелей / Автомобильный транспорт. 1989, № 7. — С. 32−33.
  73. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций (Оптимизация и исследование операций).- М.: Наука, 1971.- 240с.
  74. В.Л. Эффективность очистки газовых выбросов окислительными методами /Термическая и каталитическая очистка газовых выбросов в атмосферу: Сб. науч. тр.- Киев: Наук, думка, 1984, — с17−22.
  75. Л. Оптимальное проектирование химических реактров,— М.: Ин. лит., 1963.-260 с.
  76. А.И. К определению степени эффективности нейтрализующих устройств отработавших газов двигателей внутреннего сгорания /Сб. тр. ЛАНЭ. Ред. К. Г. Евграфов.- Изд-во Знание, 1968, — С353−358.
  77. И.С. К вопросу выбора фильтровального материала сажеочисти-тельных устройств транспортных дизелей /Сб. тр. ЛАНЭ. Ред. К. Г. Евграфов.- М.: Изд-во Знание, 1969, — с.329−341.
  78. Дезактивация катализаторов. Пер. с англ./Хьюз Р.-М.: Химия, 1989.-280с.
  79. М.Ф., Булыгин B.C. Статистическая динамика и теория эффективности систем управления. М.: Машиностроение, 1981.-312 с.
  80. Дж., Либерман А., Левьен Р. Управление исследованиями и разработками, — Прогресс, 1978, — 360 с.
  81. В., Черейский Е. Нормирование экологической безопасности автотранспортных средств // Окружающая среда. 2000. — № 6. — с. 68 — 70
  82. В.Е., Кульчинский А. Р. Стандарт на экологический уровень двигателей для средств малой механизации // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999. — № 8. — с. 27−29
  83. А.И. Новые стандарты на выбросы и дымность дизелей, тракторов и самоходных сельхозмашин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1999.- № 1 с. 38−39
  84. А.И. Ограничение экологически вредных выбросов тракторов и самоходных сельхозмашин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1997. -№ 3. — с. 19−22
  85. ГОСТ 17.2.2.01.-84 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений»
  86. ГОСТ 17.2.2.02−98 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин»
  87. ГОСТ 17.2.2.05.-97 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин»
  88. Стандарт ИСО 789/4−86 «сельскохозяйственные тракторы. Методы испытаний. Часть 4. Измерение дымности отработавших газов»
  89. Правило ЕЭК ООН № 96 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дизелей для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах в отношении выбросов этими дизелями загрязняющих веществ»
  90. Директива Совета европейского экономического сообщества 77/537/ЕЭС от 28.06.77 «О мерах, ограничивающих выбросы загрязняющих частиц дизелями, используемыми в колесных сельскохозяйственных и лесных тракторах»
  91. ОСТ 37.001.234−81 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений».
  92. ГОСТ 18 509–88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний, — М.: Изд-во стандартов, 1988.- 70с.
  93. Стенд обкаточно-тормозной КИ 5543 ГОСНИТИ /Техническое описание и инструкция по эксплуатации М.: ГОСНИТИ, 1988.- 25с.
  94. ГОСТ 12.1.003−83 «Шум. Общие требования безопасности».
  95. ГОСТ 12.1.050−86 «Методы измерения шума на рабочих местах».
  96. СН 2.2.4/2.1.8.562−96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
  97. Е.П. Вишневая, Т. А. Козлова, Г. И. Румянцев, Е. Ф. Черкасов Общая гигиена / М. «Медицина». 1973.-327с.
  98. Вредные условия труда М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-288с.
  99. Охрана труда. М.: ИНФРА-М, 2003. — 332с.
  100. Ю.Э. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания. -Л.: Машиностроение. Ленингр. Отделение, 1981. -255с.
  101. .С. Теплообмен и сопротивление при ламинарном течении жидкости в трубах. М.: Энергия, 1967. — 412с.
  102. Теория турбулентных струй / Абрамович Г. Н., Гиршович Т. А., Крашенников С. Ю., Секундов А. Н., Смирнов И.П.- 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. Г. Н. Абрамовича. М.: Наука. Глав, ред.физ.-мат. лит., 1984.-720с.
  103. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных дизелей М.: Транспорт, 1985.-120.
  104. Е.А. Статистическая динамика поршневых двигателей. М.: Машиностроение, 1978.-104 с.
  105. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат. лит., 1987 — 600с.
  106. Д.Б. Задачи и методы стохастического программирования. М.: Сов. радио, 1979.- 392с.
  107. The Conical Catalilytic Converter and its Potential for Future Close-Cupled Converter concepts /W.Maus, R.Bruck.- SAE Technical paper series 982 633, International Congress and Exposition, Detroit, Michgan (Cobo Centr) USA February 23 26, 1998. -7p.
Заполнить форму текущей работой