Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Кавказ в творческом наследии М.М. Ковалевского: историко-правовые взгляды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новаторство кавказоведческих работ Ковалевского состоит в предпринятой им эмпирической верификации позитивистского понятия права. В отличие от некоторых историков-позитивистов учёный в родовом быте горцев отыскал «эмбрион» права не в патриархальной семье, а в более древней форме кровного родства и брачных запретах. Эти изначальные формы человеческого общежития впервые были теоретически… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Контекстный характер кавказских изысканий М.М.Ковалевского
    • 1. 1. «Неисправимый либерал»
    • 1. 2. Интеллектуальное окружение
    • 1. 3. Хронология кавказоведческого дела
    • 1. 4. Проблема происхождения правовых установлений в отечественном гуманитарном знании второй половины XIX в
  • ГЛАВА 2. Вклад М. М. Ковалевского в теоретико-методологический арсенал отечественного кавказоведения
    • 2. 1. Разработка Ковалевским понятийного аппарата кавказоведения
      • 2. 1. 1. Истоки и содержание «социологизма» Ковалевского
      • 2. 1. 2. Основные понятия: солидарность и право
      • 2. 1. 3. Проект «генетической социологии»
      • 2. 1. 4. «Социологизм» учёного в отечественном историческом познании
    • 2. 2. Эмпирико-компаративистская методология как основа историко-правовых исследований М.М.Ковалевского
      • 2. 2. 1. Преимущества эмпирической логики
      • 2. 2. 2. Упорядочение методологического плюрализма
      • 2. 2. 3. Естественнонаучные принципы эволюционизма в компаративистике
      • 2. 2. 4. Границы применимости эмпирико-компаративистской методологии
  • ГЛАВА 3. Интерпретация М. М. Ковалевским правовых отношений у кавказских горцев
    • 3. 1. Верификация Ковалевским позитивистского понятия права в его работах о Кавказе 80−90-х гг
      • 3. 1. 1. Отыскание «эмбриона» права
      • 3. 1. 2. О позитивном статусе кавказоведения
      • 3. 1. 3. Родовой быт — точка отправления в «эмбриологии общества»
      • 3. 1. 4. Преодолевая позитивистский формат
    • 3. 2. Ковалевский о генезисе и функциях правовых установлений у народов Кавказа как части всемирно-исторического процесса
      • 3. 2. 1. Горские адаты как «ингредиенты микса»
      • 3. 2. 2. Идентификация горских адатов
      • 3. 2. 3. «Запрос на солидарность»
      • 3. 2. 4. К вопросу о солидарности в полиэтническом государстве

Кавказ в творческом наследии М.М. Ковалевского: историко-правовые взгляды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нынешнее состояние исторического познания в России демонстрирует обилие разного рода гносеологических стратегий, стремящихся превратить поиски истины в нужные «здесь и теперь» «правды». История какого-либо народа или социального явления как предмет исторического познания всё более и более удаляется в небытие под напором субъективистских или политически ангажированных интерпретаций. Такая ситуация наглядно проявилась в историографии Северного Кавказа, где за последние десять-пятнадцать лет «расцвели» сепаратистские «истории», экзотические концепты и эклектичные подходы. Многие специалисты заговорили об «эпистемологическом кризисе», «разрыве» исследовательских традиций, формировании «мультипарадигмальной истории"1. Всякий, включенный в сферу исторического познания, поставлен перед альтернативой: допущения и участия в таком «интеллектуальном урагане» или противостояния ему и поиска путей для преодоления разрушительной силы исторических симулякров.

В своей диссертационной работе мы выбираем путь, нацеленный на мобилизацию познавательных ресурсов и выработку новых подходов для поисков научной истины. Критическое переосмысление наследия тех, кто формировал теоретико-методологический арсенал и проблематику отечественной истории, занимает не последнее место на этом пути.

Актуализация историко-правовых изысканий М. М. Ковалевского по Северному Кавказу 80−90-х гг. XIX в. — для нас важный и многообещающий шаг в освоении гносеологического потенциала российской исторической науки, в понимании её закономерностей и противоречивого развития. Ведь именно благодаря результатам кавказвоведческих исследований Ковалевского историография Кавказа к началу XX столетия приобрела статус фундаментальной отрасли научного знания. Своей научно-исследовательской, преподавательской, общественно-политической деятельностью Ковалевский задал историческому познанию этого региона страны новые ориентиры, не только расширив его источниковую базу, но обогатив понятийный аппарат и методологию. И хотя в настоящее время уже не выдерживают критики многие доктрины позитивистского социологизма и эволюционизма, с позиций которых Ковалевский вводил в историческое знание новаторские понятия и научно-исторические факты, нынешнее обращение к его кавказоведческому наследию продиктовано многими неотложными историко-познавательными нуждами.

Во-первых, оно помогает «оживить» преемственность научных стратегий в историческом исследовании. Сегодня уже недостаточно простого описания персонального опыта какого-либо историка, регистрации его вклада с поясняющими примерами — необходимо установить объективную меру как ограниченности этого опыта, так и его «выхода» на проблематику отечественной истории в иных геополитических условиях. В случае с Ковалевским у современных авторов все ещё срабатывает «синдром авторитета». Принципиальными для них являются описанные Ковалевским факты, а не способ их получения. У большинства историков Кавказа не наблюдается интереса к тем концептуально-методологическим установкам учёного, с позиций которых как раз добывался фактический материал. Уяснение теоретико-методологического арсенала учёного — стимул к собственному теоретико-методологическому творчеству в историческом исследовании.

Во-вторых, новое прочтение кавказоведческих работ Ковалевского продиктовано необходимостью создания теоретических моделей самосознания российского общества. Ведь только «завязанные» на научно-историческом воззрении модели могут быть цивилизованными орудиями производства и воспроизводства общественной целостности. Сегодня в этой работе преобладает формирующийся под напором «духа» глобализации «новый универсализм». С позиции этого подхода идея единства человеческой истории, которую впервые выдвинули и доказали социологи нового времени, подверглась основательной ревизии. Участники «всеобщих связей» превратились в «разнородных, творчески активных, а их основания выглядят не как эманация целого, но как и определяемые, и определяющие это целое"2. Насколько адекватна «новоуниверсалистская» модель реальным потребностям национального самосознания? Не является ли заявленный в ней «методологический плюрализм» идеологической «сделкой» с апологетикой глобализации? Для обоснованных ответов на эти вопросы необходимо вернуться к социолого-позитивистским принципам исторического познания, заново осмыслить действительные условия их формирования и общественно-политические ориентиры. В этом отношении наследие Ковалевского — благодатное исследовательское поле. Учёный напрямую ставил и решал проблемы универсального хода истории уже в ходе своего кавказоведческого дела.

В-третьих, историко-правовые изыскания Ковалевского по кавказской проблематике непосредственно касаются темы правового обеспечения социальных отношений у народов Кавказа в их исторической судьбе и современном состоянии. Именно эта тема в последнее время провоцирует отнюдь не научные споры и выходит за пределы собственно кавказоведческого дискурса. Ковалевский был первым, кто концептуально подошел к освещению генезиса социальной структуры и функций традиционных правовых установлений у населения Северного Кавказа. Несмотря на то, что в работах по истории правовых отношений в этом российском регионе имеются ссылки на Ковалевского и учтены его эмпирические данные, до сих пор отсутствует научная проверка созданной им концепции. В недавнем прошлом считалось, что в ходе социалистической революции в России были окончательно ликвидированы исследованные Ковалевским автохтонные и заимствованные правовые установления у кавказских народов3. Нынешняя их «реанимация» ставит под сомнение факт исчерпанности вопросов об исторических прецедентах правовых отношений на Северном Кавказе.

Таким образом, потребности отечественного исторического познания в 1) «оживлении» теоретико-методологической преемственности, 2) противостоянии эффективных методологий исторического познания релятивистскопрагматическим, 3) восстановлении научного статуса теории и историографии традиционных установлений у кавказских народов — делают актуальным опыт критического переосмысления историко-правовых исследований Ковалевского по Кавказу.

Степень научной разработанности темы. Заявленная в исследовании тема «Кавказ в творческом наследии М. М. Ковалевского: историко-правовые взгляды» может показаться традиционной. В истории критического освоения трудов и исследовательского опыта учёного уже его современники (П. Виноградов, Н. Кареев, А. Максимов, А. Филиппов и др.) отметили и высоко оценили вклад Ковалевского в разработку темы «обычного права» на Кавказе. Именно так в то время обозначались традиционные установления народов, ставшие в XIX в. предметом специального изучения в разных отраслях гуманитарно-общественного знания первоначально на Западе, а позже и в России.

Наиболее продуктивно тема «обычного права» разрабатывалась историками права позитивистского толка (И.Бахофен, Р. фон Иеринг, Ш. Летурно, Г. Мэн и др.), а также авторами этнографических и культурно-антропологических трудов (Дж.Леббок, Дж. Мак-Леннан, Г. Морган, Э. Тай-лор, Дж. Фрэзер и др.). В основном, «обычное право» понималось через редуцирование («сведение») его к развитым законодательным системам и через определение его как отживших отношений и воззрений (теория «пережитков» Э. Тайлора).

В нашей стране изучение «обычного права» было востребовано колонизационной политикой царского правительства на окраинах Российской империи, в том числе на Северном Кавказе. Со второй половины XIX в. к её изучению подключились многие историки и правоведы (А.Ф. Кистяковский, Ф. И. Леонтович, В. И. Сергеевич и др.). В 70-е годы XIX в. стала действовать правительственная комиссия по собиранию и систематизации материалов по «обычному праву» разных народностей Российской империи. Однако дело ограничилось лишь эмпирико-описательной деятельностью с использованием традиционных юридических схем. Новые векторы в изучении архаических форм жизнеустройства задавали труды отечественных филологов, в которых были опробованы сравнительно-исторические приёмы языкознания (Ф.И.Буслаев, В. Ф. Миллер, А. А. Потебня, А. А. Шахматов и др.), а также работы этнографов о традиционном быте и нравах (Б.К.Далгат, Н. Ф. Дубровин, С. Кокиев, В. БЛфафф, Д. Шанаев и др.).

Кавказские изыскания Ковалевского разительно отличались и от теоретических опусов по обычному праву, и от этнографических сочинений, в том числе посвященных кавказским народам, прежде всего, тем, что были оформлены с позиций социологизма и эмпирико-компаративистской методологии. В Ковалевском-кавказоведе уже его современники увидели основоположника новой отрасли обществоведения — эмбриологии права, оценили как историка, действовавшего в соответствии с социологической программой и формировавшего теоретическое знание с опорой на конкретно-исторический материал.

В советское время историко-правовые исследования учёного по Кавказу получили иную интерпретацию. Их стали рассматривать как вклад в изучение первобытной истории, проблем феодализма и этногенеза. Так, в разное время М. Косвен, Б. Калоев, П. Лаптин, М. Ольшевская, А. Омаров и др. соотнесли результаты кавказских изысканий Ковалевского с теми проблемами исторического познания Кавказа, которые сами разрабатывали. В советском историческом кавказоведении сложилась традиция относиться к центральной теме кавказских изысканий учёного — обычному праву — сквозь призму «общественного строя» на дореволюционной территории Северного Кавказа. Впервые эту позицию озвучил М.О.Косвен4. С тех пор ни одно исследование по истории кавказских народов не обходится без ссылок на авторитет Ковалевского и выявленные им научно-исторические факты. Вопросы концептуально-методологических установок учёного или его оригинальный опыт истолкования генезиса и функций традиционных правовых установлений кавказских горцев оказались на задворках научного познания отечественной истории. Сама же тема «обычного права» у горцев стала пониматься в сугубо фактографическом плане, например, В. Гардановым, и из разряда специального предмета исторического изучения перекочевала в рассуждения о «форма-ционной» периодизации истории. Исследовательский замысел Ковалевского относительно изучения горских адатов — объяснить с помощью эмпирико-компаративистского анализа их генезис и функцию в росте общественной солидарности — до сих пор остается без должного внимания.

Между тем интерес специалистов к достижениям Ковалевского в разных отраслях общественно-гуманитарного знания, к его общественно-политической деятельности и биографии не ослабевает. С конца 1950;х годов наследие учёного получило достойную прописку в трудах по первобытной истории, медиевистике, всемирной истории нового времени, исторической юриспруденции, социологии и политологии. За последнее время исследовательская критика по отношению к Ковалевскому расширилась новыми темами. Среди них — история отечественной социологии, в освещении которой обязательно говорится о роли Ковалевского в её институционализации (А.Бороноев и Ю. Ермакович, И. Голосенко, П. Гуревич, Е. Кукушкина,.

A.Медушевский и др.) — труды «русской исторической школы» (Г.Мягков, С. Погодин, Л. Хмелёв и др.) — Кавказская война (М.Блиев, Г. Гатагова,.

B.Матвеев) — либерально-буржуазные реформы в России (Б.Могильницкий, Г. Федотова, В. Шелохаев) — становление отечественной публицистики и издательского дела (О. Волобуев) — судьба русского масонства (А. Серков).

Но и в этих тематических трудах, пополнивших корпус знаний о Ковалевском, пока нет работ, посвященных концептуализации Ковалевским исследований генезиса общественных отношений и функций традиционных правовых установлений. Теоретические источники такого исследования содержатся, прежде всего, в материалах по истории социологии, науковедению, теории и истории права, а также в литературе по проблемам методологии исторического познания. И хотя о социологическом подходе Ковалевского написано немало страниц, лишь монография Б. Сафронова в этом плане остается единственным специализированным исследованием. Не лучше обстоят дела и с изучением вклада учёного в позитивистское понятие права — лишь несколько очерков в контексте общей постановки проблемы отмечены на этот счёт (В.Зорькин, Н. Куприц, В. Покровский).

Итак, на пересечении актуальных проблем исторического познания и многочисленных тематических опытов изучения личности и наследия Ковалевского может быть сформулирована и рассмотрена тема генезиса и функций правовых установлений в кавказских изысканиях учёного.

Источниковую базу исследования составили информационные ресурсы только одного типа, а именно письменные публикации. Большая часть их создана М. М. Ковалевским и печаталась в отдельных изданиях, журналах, научных сборниках и т. п. Мы также использовали архивные документы, принадлежавшие учёному и уже обнародованные в исследовательской литературе.

Объект исследования — исторические аспекты социальных и правовых отношений народов Кавказа.

Предмет исследования — концептуализация М. М. Ковалевским социальных и традиционных правовых норм у народов Северного Кавказа.

Цель диссертационной работы — установить гносеологический статус ис-торико-правовых исследований Ковалевского по Кавказу в отечественной истории и историографии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить социально-исторические обстоятельства и персональную мотивацию кавказоведческого дела Ковалевского;

2. Проанализировать понятийный аппарат кавказских изысканий учёного;

3. Выявить методологическую основу историко-правовых работ Ковалевского по Кавказу;

4. Раскрыть новаторское содержание использованного исследователем позитивистского понятия права;

5. Установить познавательный смысл концепта генезиса и функций горских адатов Ковалевского.

Методологические основы диссертационного исследованш заданы его предметом, целью и задачами. В своем исследовании мы опираемся на достаточно устойчивую традицию науковедческого выделения и освещения предмета познания и учитываем опыт изучения заявленной темы в разных отраслях общественно-гуманитарного знания. Мы посчитали нужным расширить возможности «портретного» метода, установив исследовательские связи результатов кавказоведческого дела Ковалевского с современными проблемами отечественной исторической науки. Среди них нами выделена проблема теоретико-методологического оснащения исследований истории правовых установлений в полиэтническом государстве. С позиций социально-исторического подхода мы выявляем социокультурную обусловленность, эвристические возможности и познавательные пределы теоретико-методологического арсенала учёного, а также значимость полученных с его помощью результатов при изучении горских адатов.

В работе мы используем методики отбора и обработки первичных данных (наблюдения, выборку, анализ документов), критико-аналитические приёмы, сравнительно-сопоставительный анализ, типологизацию и многие другие исследовательские средства по мере их надобности в решении сформулированных задач.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении историко-познавательного значения концепции генезиса общественных отношений и функций традиционных правовых установлений на Северном Кавказе, созданной авторитетным историком-социологом конца XIX в. М. М. Ковалевским. Это определение выводится из следующих положений, обоснованных в диссертации:

1. Кавказские изыскания Ковалевского по горским адатам обусловливались социально-исторической обстановкой в России последней трети XIX столетия, общественно-политической позицией учёного, его научно-профессиональными интересами и интеллектуальным окружением, а также состоянием вопроса о происхождении права в отечественном гуманитарном знании того времени. Этот социокультурный контекст кавказоведческого дела Ковалевского нашёл отражение в хронологии событий, его творчестве и достигнутых им результатах.

2. В своём историко-правовом исследовании горских адатов Ковалевский опирался на социологический подход, формирование которого стимулировалось научно-промышленными и либерально-буржуазными экономическими преобразованиями общественной жизни в западноевропейских странах. Многими учёными-гуманитариями и обществоведами была взята на вооружение идея прогресса и её эмпирико-описательное подтверждение в естественнонаучных теориях эволюции. В своих кавказских исследованиях Ковалевский опирался на позитивистские понятия права и солидарности. С их помощью он в течение многих лет разрабатывал, внедрял в свои труды проект «генетической социологии». Первая апробация этого проекта была осуществлена Ковалевским на кавказоведческом материале.

3. Инструментальной основой исследования горских адатов стала самостоятельно выбранная и скорректированная учёным эмпирико-компаративистская методология. О её преимуществах Ковалевский судил по достижениям компаративистики, где с помощью эмпирической логики устанавливалась определённая мера истинности естественнонаучных принципов эволюционизма в отношении к истории и культуре человечества. Применённый исследователем к изучению правовых установлений на Кавказе методологический плюрализм оказался ограниченным: он не позволил установить конкретно-исторические различия между традиционным установлением и законодательным правом, действительными и формальными источниками правовых отношений у горских народов.

4. Новаторство кавказоведческих работ Ковалевского состоит в предпринятой им эмпирической верификации позитивистского понятия права. В отличие от некоторых историков-позитивистов учёный в родовом быте горцев отыскал «эмбрион» права не в патриархальной семье, а в более древней форме кровного родства и брачных запретах. Эти изначальные формы человеческого общежития впервые были теоретически установлены в передовых этнографических и культурно-антропологических исследованиях. Обнаружив их наглядные черты на Кавказе, Ковалевский утвердился в необходимости «подключить» историческое кавказоведение к целям и задачам генетической социологии, что обеспечивало бы кавказоведению статус фундаментальной научной дисциплины. На материале действующих адатов учёный разработал понятие родового быта, определявшего связи людей друг с другом фактами их кровного родства, наличием общих предков, родового самоуправства и нераздельной собственности. Ковалевский остался верен позитивистскому постулату преемственности форм права от предшествующих им по времени обычаев и воззрений и подтвердил этот постулат эмпирическими обобщениями об «удержании» в родовом быте горцев следов («пережитков») более ранних форм родового устройства.

5. Концептуализацию своих исследований генезиса социальной структуры и функций традиционных правовых установлений на Кавказе Ковалевский осуществлял через «наведение» данных об их исторической судьбе и современном состоянии на разработанную им эволюционистскую схему всемирно-исторического развития гражданственности. В его интерпретации горские адаты представляются «ингредиентами микса», производными разных исторических напластований. Как полагал учёный-позитивист, и генетически и функционально они зависели от двух универсальных причин: естественного роста населения и чужеродных влияний. Эта позиция нашла выражение в применённой Ковалевским при изучении горских адатов определенной системе индикаторов, содержавшей указание на 1) их принадлежность к тому или другому источнику происхождения- 2) генетическую зависимость форм и стадий гражданственности- 3) их функционирование по обеспечению родовой солидарности в «гражданских», «уголовных» и «публичных» юридических отношениях. Ковалевский, прибегая к широким историческим аналогиям, показал, что исторически локальное происхождение и действие адатов не элиминировало в них запроса на солидарность. В условиях уже вымиравшего родоплеменного «аграрного коммунизма» удержанные в обычаях и воззрениях горцев архаические формы становились препятствием на эволюционном пути прогрессивного хода истории на Кавказе. Представленный в кавказоведческих работах Ковалевского вопрос о солидарно-ответственных отношениях в государственных режимах либерально-буржуазного свойства имел для российской политики на Северном Кавказе в конце XIX в. актуальный практический смысл.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы а) в разработке проблем исторического познания, связанных с их теоретико-методологическим оснащением, б) при изучении истории правовых отношений в полиэтническом государстве, в) в установлении есте-ственноисторических предпосылок антропосоциогенеза, г) при спецификации национальных историй, в том числе российской. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу учебно-методических пособий по отечественной истории, историческому кавказоведению, социологии и т. д.

Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского государственного университета им. K. J1. Хетагурова. По теме диссертации опубликованы монография и 2 статьи.

Структура диссертации определена последовательностью решения сформулированных исследовательских задач и включает введение, три главы, заключение и литературу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Своими кавказскими изысканиями Ковалевский преподнес нам несколько ценных уроков, которые не мешало бы повторять в наш век потребительства и глобалистских экспансий. Вкратце их можно обозначить словами «пытливость», «чуткость к переменам», «гражданственность» и «миролюбие».

Высокообразованный специалист по истории права, он не спрятался в тиши кабинета и не ограничился изысканным интеллектуальным общением, а устремился на кавказские окраины царской России, чтобы понять: 1. Что мешало насельникам Кавказа включиться во всемирные процессы роста солидарности? 2. Каким образом они обеспечивали своё тесное единство и противостояли чужеродным влияниям? 3. Было ли в их укладе и нравах что-либо напоминающее об общей судьбе разных исторических народов? 4. Почему «замиренная среда» тех или других кавказских народностей не избежала перемен.

Мы в своем исследовании попытались показать, что ответы на эти вопросы Ковалевский искал с помощью передовых для его времени идей прогресса и единства человеческой истории, социологических учений о стадиальном развитии гражданственности и росте солидарности, позитивистских версий источников права, этнографических и культурно-антропологических теорий кровного родства и брачных запретов. Уже эти теоретические основания, а также избранная им в качестве эффективного арсенала познания эм-пирико-компаративистская методология позволили учёному создать оригинальную концепцию генезиса и функций правовых установлений на Северном Кавказе.

Сегодня многие понятия и средства познания, использованные Ковалевским в его кавказоведческом деле, представляются если не устаревшими, то исчерпавшими свой потенциал. Уяснение этого как раз и даёт толчок самостоятельному научному творчеству в постижении истины. Относиться к кавказскому наследию учёного как к безупречно истинному информационному ресурсу, — с нашей точки зрения, непростительное упрощение. Оно не «точка опоры», а «точка отталкивания» на путях исторического познания. Если понимать это действительное противоречие (двигаясь, ведь всегда от чего-то отталкиваешься), в кавказоведческих трудах Ковалевского можно найти достаточно отправных положений для их верификации.

Например, можно оттолкнуться от положения Ковалевского о зависимости архаичных обычаев и воззрений от родового устройства. В объяснении учёного нас уже не удовлетворяет выдвинутая им идея обусловленности родового устройства темпами естественного роста населения или частотой и характером заимствований, которые сами по себе нуждаются в объяснениях и строгой аргументации. «Точкой отталкивания» могут стать также эмпирические обобщения Ковалевского о «самодовлеющем» натуральном хозяйстве. В каких процессах естественной истории человечества содержатся источники этого хозяйства? В каких условиях «реанимируется» практика простого производства и потребления (подсобного хозяйства)?

Ограничим наш перечень только этим. У нас есть основания утверждать, что репрезентированная в кавказоведческих работах Ковалевского концепция генезиса и функций правовых установлений обладает эвристическим потенциалом. Одно для нас бесспорно: М. М. Ковалевский был первым, кто в историческом познании конца XIX в. концептуализировал исследования генезиса и функций правовых установлений горских народов Северного Кавказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. О методологических приемах при изучении раннего периода в истории учреждений. М., 1878.
  2. М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880.
  3. М.М., Миллер В.Ф.Сообщение о поездке в горские общества Кабарды и в Осетию летом 1883 г. // Известия Кавказского отдела Русского географического общества". Т.8. Вып. 1, 1883.
  4. М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа // Русская мысль. 1883, № 12.
  5. М.М. В горских обществах Кабарды. Из путешествий Всев. Миллера и Макс. Ковалевского // Вестник Европы. 1884, кн.4.
  6. М.М. Некоторые архаические черты семейного и наследственного права осетин // Юридический вестник. 1884, № 6,7.
  7. Ковалевский М. М. Государственное право европейских держав. Курс лекций орд. проф. за 1883/84 уч. год. М., 1884.
  8. М. Предисловие// Г. С. Мэн. Древний закон и обычай. Исследование по истории древнего права. Пер. с анг. М., 1884.
  9. В Сванетии. Из путешествия И. И. Иванюкова и М. Ковалевского // «Вестник Европы». 1886, кн.8,9.
  10. И.И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. Очерк // «Вестник Европы». 1886. Т.1, кн. 1,2.
  11. М.М. Первобытное право. Вып. 1. Род. М., 1886.
  12. М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. В 2-х т. М., 1886.
  13. М.М. Государственное право Европейских держав. Б.М., 1887.
  14. М. М. Пшавы, этнографический очерк // Юридический вестник. 1888, № 2.
  15. М.М. Родовое устройство Дагестана // Юридический вестник. 1888, № 12.
  16. М.М. Дагестанская Народная Правда // Этнографическое обозрение. 1890, № 1.
  17. М.М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. М., 1890.
  18. М.М. Предисловие // Морган Л. Г. Первобытное общество. СПб., 1890.
  19. Kovalevski М. Coutume contemporaine et loi ancienne. Droit cou-tumier ossetien, eclaire par l’histoire compare. Paris, 1893.
  20. М.М. О методологических приемах при изучении раннего периода в истории учреждений. М., 1897.
  21. М.М. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права // Сборник по общественно-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1899.
  22. М.М. Экономический строй России. СПб., 1899.
  23. М.М. Краткий обзор экономической эволюции и подразделение её на периоды. СПб, 1899.
  24. М.М. Развитие народного хозяйства в Западной Европе. СПб., 1899.
  25. М.М. Социология и сравнительная история права. М., 1902.
  26. М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. В 3-х т. М., Изд. К. Т. Солдатенкова. 1898−1903.
  27. М.М. О задачах Школы общественных наук. М., 1903.
  28. М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. СПб.: Приложение к журналу «Вестник и библиотека самообразования». Вып. 1,2,3.1905.
  29. М.М. Из истории государственной власти в России. М.: Колокол, 1905.
  30. М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. В 3-х т. М., 1906.
  31. М.М. Общее конституционное право. Лекции, читанные в Петербургском университете и политехникуме. 1907−1908. СПб., Б.Т.
  32. М.М. Прогресс // Вестник Европы. 1912, кн. 2
  33. М.М. Чем Россия обязана Союзу объединенного дворянства? СПб., 1914.
  34. М.М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915, № 6.
  35. М.М. Шеллингианство и гегельянство в России (К истории немецких культурных влияний) // Вестник Европы. 1915, № 11.
  36. М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Пер. с франц. Под ред., с предисл. и примеч. М.О. Косве-на. М.: Соцэкгиз, 1939.
  37. М.М. Соч. в 2-х т. Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Алетейя, 1997.
  38. М.М. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.1. Монографии, статьи и др.
  39. .Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин в XVIII—XIX вв.. // Общественный строй союза сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981.
  40. .В. Неоседлое население мира (историко-этнографическое исследование). М., 1985.
  41. .В., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и проблема их картографирования // Советская этнография. 1972, № 2.
  42. К. М.М. Ковалевский // Ковалевский М.М. (1851−1916). Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Сб. ст. Пг., 1917.
  43. М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.
  44. И. Материнское право // Классики мирового религиоведения. М., 1996.
  45. М.М. Горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации. М., 2005.
  46. М.М. Осетия в первой трети XIX в. Орджоникидзе, 1964.
  47. М.М., Дегоев В. В. Кавказская война. М, 1994.
  48. В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002.
  49. А.О. М.М. Ковалевский первый русский социолог // М.М. Ковалевский. Социология. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб., 1997. С.5−17.
  50. А.О., Ермакович Ю.М. М.М. Ковалевский и институ-ционализация социологии в России // Социологические исследования. 1996, № 8. С.120−126.
  51. Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. М., 1973.
  52. Ф. Соч. в 2-х т. T.l. М., 1977.
  53. О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX—XX вв.. Л., 1979.
  54. А.Б., Першиц А. И., Куббель Л. Е. Этнография и наука о государстве и праве // Вестник АН СССР. 1984, № 10.
  55. П.Г. Максим Максимович Ковалевский: Некролог (Составлен и читан на заседании Общего собрания имп. Академии наук 9 мая 1916 г.) // Известия Академии наук. Сер. VI. 1916. Т. X, № 13.
  56. П.Г. Рец. на кн.: М. М. Ковалевский. Современный обычай и древний закон // Русские ведомости. 1887, № 75.
  57. Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М., 1994.
  58. О.В. Идейно-теоретическая борьба по вопросам истории революции 1905−1907 гг. М., 1984.
  59. О.В. Революция 1905−1907 гг. в публицистике русских буржуазных историков // Исторические записки. Т. 102. М., 1978.
  60. К. Памяти М. Ковалевского // Советская этнография. 1946, № 3.
  61. В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII-пер.пол. XIX в.). М., 1967.
  62. В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII—XIX вв.. // Советская этнография. 1960, № 5.
  63. Гатагова J1.C. Кавказ после Кавказской войны: этноконфликтный аспект // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Под ред. Г. Г. Лисицыной, Я. А. Гордина. СПб.: Журнал «Знамя», 2001.
  64. Л.С., Исмаил-Заде Д.И., Котов В. И., Некрасов A.M., Трепавлов В. В. Россия и Северный Кавказ: 400 лет войны? // Отечественная история. 1998, № 5. С. 122−132.
  65. Г. История новейшей философии. Очерк истории философии от Канта до наших дней. СПб., 1900.
  66. И.А. Социология в дореволюционной России // Философские науки. 1988, № 1.
  67. Н.П. Ковалевский как историк средневековья // Вестник Европы. 1916, № 6.
  68. П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000, № 2.
  69. П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
  70. П.В. Максим Максимович Ковалевский // Правоведение. 1971, № 5.
  71. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1994.
  72. И. Эволюционизм. Свод этнографических понятий и терминов // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
  73. В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
  74. К. Следует ли считать архаизмом понятие научной истины? // Общественные науки и современность. 1995, № 6.
  75. А.А. Основные черты и этапы кризиса буржуазной исторической науки // Новая и новейшая история. 1980, № 5.
  76. История буржуазной социологии XIX начала XX века. М., 1979
  77. История теоретической социологии. В 4-х т. М., 2002.
  78. История теоретической социологии: В 5-ти т. Сост. Ю. Н. Давыдов. М., 1995.
  79. А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М.М. Ковалевский). М., 1969
  80. .А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
  81. .А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. Изд. 2-ое, испр. и доп. М., 1971.
  82. Н. М.М. Ковалевский как историк и социолог // Ковалевский М.М. (1851−1916). Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Сб. ст. Пг., 1917.
  83. Н.И. Основы русской социологии. Подгот. текста И. А. Голосенко. СПб., 1996.
  84. Н.И. Франция. Историография // Энциклопедический словарь русского библиографического института Грана. Т.45, ч. 1. М., 1927.
  85. Д.И. О современном состоянии политических наук на Западе Европы и в России. Харьков, 1862.
  86. А.Ф. Собрание и разработка материалов обычного права. Киев, 1876.
  87. А.Д. М.М. Ковалевский «западник» русской социологии // История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1. М., 2002. С.402−437.
  88. М.М. (1851−1916). Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Сб. ст. Пг., 1917.
  89. М.М. в истории российской социологии и общественной мысли. Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1996.
  90. И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
  91. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк. JL, 1964.
  92. О. Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества // Зомбарт В. Социология. Хрестоматия. Л., 1926. С.15−30.
  93. В.В. Кризис исторической науки в России // Кентавр. 1995, № 4.
  94. М.О. Матриархат. История проблемы. М.-Л., 1948.
  95. М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.
  96. Косвен М. Предисловие // Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Пер. с фр. М., 1939.
  97. Е. Эпистемологические образы научной истины // Общественные науки и современность. 1995, № 6.
  98. Л.Е. Становление первобытной истории как науки // История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., 1983.
  99. Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М.: Изд-воМГУ, 1993.
  100. Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. XIX век. М., 1980.
  101. Н.Я. Ковалевский. М., 1978.
  102. Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Северного Кавказа // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М., 1969.
  103. П.Ф. Община в русской историографии последней трети XIX начала XX в. Киев, 1971.
  104. П.Ф. Проблема общины в трудах М.М. Ковалевского // «Вопросы истории». 1955, № 9.
  105. Л.П. Введение в историческую социологию. В 2-х т. М., 1977.
  106. М.Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области (к постановке вопроса) // Советская этнография. 1955, № 4.
  107. В.И. Полн. собр. соч. Т. 22.271. Ленин В. И. Соч. Т. 18.
  108. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 1−2. Нальчик, 2002.
  109. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Ч. 1−2. Одесса, 1882−1883.
  110. Ф.И. История русского права. Вып. 1. Внешняя история русского права. Одесса, 1869.
  111. Ф.И. Крестьяне Юго-Западной России по литовскому праву XV-XVI столетий. Киев, 1863.
  112. А.В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005.
  113. С.С. Политические и методологические позиции М.М.Ковалевского // Ученые записки Томского гос. ун-та им. Куйбышева. Юридические науки. 1957, № 33.
  114. P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в ХУШ-нач.ХГХ века. Махачкала, 1957.
  115. А. Работы М. М. Ковалевского в области первобытного права//Этнографическое обозрение. 1916, № 1−2.
  116. В.А. Россия и Северный Кавказ: исторические особенности формирования государственного единства. Ростов-на-Дону, 2006.
  117. А.Н. История русской социологии. М., 1993.
  118. А.Н. В поисках исторической истины. Очерк методологии критики буржуазной историографии. М., 1984.
  119. В.Ф. Очерки арийской мифологии. В 2-х т. М., 1876.
  120. Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914.
  121. П.Н. М.М. Ковалевский как социолог и гражданин // Ковалевский М.М. (1851−1916). Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Сб. ст. Пг., 1917.
  122. .Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики средины 70-х начала 900-х годов XX в. Томск, 1969.
  123. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1879
  124. Г. П. «Русская историческая школа». Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988.
  125. А.П. Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии) // Общественные науки и современность. 1995, № 6
  126. М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974.
  127. A.JI. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995, № 4.
  128. Обычное право и правовой плюрализм (Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму, август 1997, Москва). Отв. ред. Н. И. Новиков, В. А. Тишков. М., 1999.
  129. Овсянико-Куликовский Д. Н. Воспоминания. Пг., 1923.
  130. М.И. М.М. Ковалевский о некоторых вопросах истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1971.
  131. А. С. Ковалевский М.М. как исследователь обычного права народов Дагестана // Ученые записки Дагестанского филиала АН СССР. 1957, т. III.
  132. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.) Сб. Сост. Калоев Б. А. Орджоникидзе, 1967.
  133. Петров Ф. А. Либеральные профессора Московского университета в годы демократического подъёма // Вестник МГУ. Серия IX. История. 1975, № 1.
  134. С.Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев, И.В.Лу-чицкий, М. М. Ковалевский. СПб., 1997.
Заполнить форму текущей работой