Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексно-деятельностная модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, в инновационном^ образовательном пространстве вуза рассматривается как единство трех блоков, различных по содержанию и функциям: целевого (цель, задачи бизнес-ориентированной подготовки) — содержательно-процессуального (содержание и особенности, совокупность педагогических условий эффективной реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза
    • 1. 1. Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза как социально-экономическая и педагогическая проблема
    • 1. 2. Содержание и структура бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни готовности будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная оценка эффективности бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза
    • 2. 1. Методы и формы бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза
    • 2. 2. Выявление педагогических условий бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов
    • 5. в инновационном образовательном пространстве вуза
      • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по оценке эффективности бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза
  • Выводы по второй главе

Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной стратегии развития Российской Федерации, особая роль отводится образованию как двигателю инновационных изменений в экономике и обществе. Впервые за последние годы на высшем государственном уровне было обозначено приоритетное значение образовательного пространства инновационных вузов, в процессе обеспечения качественных прорывов в образовании. В этой связи особую важность приобретает задача переосмысления места и роли российских вузов, которые располагают значительным интеллектуальным, научно-производственным потенциалом и в ближайшее время могут стать одним из центров инновационного развития страны. В настоящее время многие вузы определили вектор своего развития, через подготовку компетентных специалистов сферы образования, науки, управления, производства, разработку новых образовательных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства. Как следствие, основное направление учебно-методической деятельности вузов будет выражаться во внедрении в учебный процесс различных форм проектной деятельности, активных методов обучения, в усилении предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур (бизнес-инкубаторов, учебно-технологических центров, технопарков).

Анализ экономических проблем развития России и изучение развития бизнес-инкубации за рубежом и высоких показателей эффективности использования механизма бизнес-инкубаторов в решении экономических и социальных проблем, доказывают целесообразность внедрения бизнес-инкубации в инновационное образовательное пространство вуза. Высокая гибкость и разнообразие моделей бизнес-инкубаторов позволяет их легко вписывать в ту или иную организационно-правовую форму образовательного учреждения (бюджетное, казенное, автономное).

• Экономическая деятельность образовательных учреждений в настоящее время регламентируется Федеральным законом «Об образовании», Национальной Доктриной образования1 в РФ, Федеральными программами развития* образования, Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексом РФ. Во всех этих документах в той или иной форме, в том или ином объеме закреплено право' государственных и муниципальных образовательных учреждений (бюджетных, казенных, автономных) заниматься предпринимательской деятельностью.

В законе «Об образовании» это право • определено в ст. 47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения». В ст. 47 п.2 перечислен довольно широкий спектр видов деятельности: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учрежденияторговля покупными товарами, оборудованиемоказание посреднических услугдолевое участие в деятельности других учреждения (в том числе образовательных) и организацийприобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг ' и получение доходов (дивидендов, процентов) по нимведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством, изготовление предусмотренных уставом видов продукции, работ, услуг и их реализация. Приведенный перечень не является закрытым [104].

Возможность интеграции научной, образовательной и предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях имеет ряд положительных аспектов. Во-первых, образовательное учреждение может решать задачи, связанные с финансированием, с содержанием учебного заведения в надлежащем виде, производством ремонтных работ, сохранением и улучшением материально-технической и учебно-методической базы, с повышением заработной платы профессорско-преподавательскому составу.

Во-вторых, в реальных бизнес — процессах могут быть задействованы преподаватели, аспиранты, студенты вузов, которые свои научно-исследовательские работы могут воплотить в реальные бизнес-проекты.

В тоже время приходится констатировать тот факт, что образовательные учреждения испытывают определенные трудности при переходе на финансово-хозяйственную самостоятельность, при выборе той или иной организационно-правовой деятельности, при организации и осуществлении бизнеса. Это связано с незнанием законодательной базы, особенностей налогообложения, маркетинга и менеджмента образовательного учреждения, с неумением оформить документацию, отсутствием знаний и навыков ведения-бухгалтерского учета. Очевидно, что одна из основных причин, тормозящих организацию бизнеса в образовательных учреждениях — неподготовленность или отсутствие специалистов.

Для организации бизнеса в образовательных учреждениях нужны специалисты, которые имели бы специальную экономическую подготовку в системе образования, обладали бы достаточной мотивацией к организации бизнеса в образовательных учреждениях. Причем, необходимо отметить, что будущий-выпускник должен быть замотивирован на организацию бизнеса-в> той сфере деятельности, в которой он является компетентным специалистом.

Наиболее оптимальное и простое решение, на наш взгляд, видится в подготовке педагога на базе ГОС ВПО специальности 50 502 «Технология'и предпринимательство», а также на базе ФГОС по направлению 50 100 «Педагогическое образование», профиль «Технология и экономика», а именно учителя технологии и предпринимательства, бакалавра педагогического образования. Такой специалист обладает не только теоретическими знаниями по естественнонаучным, психолого-педагогическим, технологическим, экономическим дисциплинам, хорошо знает современное материальное производство, но и имеет возможность получить практический опыт бизнес-ориентированной деятельности.

Но, в то же время, встает вопрос, в каком инновационном образовательном пространстве осуществлять такую подготовку, как построить процесс обучения, каким содержанием наполнить, какие пути и средства использовать, чтобы подготовить педагога к бизнес-ориентированной деятельности.

Существующий опыт экономической и предпринимательской подготовки учителей технологии ипредпринимательства (А.Ф. Аменд, И: И. Антонова, П. Р. Атутов, В. И. Ерошин, О. В. Каткова, JI.B. Козуб, A.B. Леонтьев, И. В* Липсиц, Л. Л. Любимов, В. П. Максимов, М: ИМелихова, Н. С. Мурадова, A.C. Прутченков, И. А. Сасова, В.Д. Симоненко), свидетельствует о том, что именно бизнес-ориентированная подготовка в настоящее время нуждается в развитии, совершенствовании и активном внедрении.

При бизнес-ориентированной подготовке будущих педагогов основной целью является воспитание и развитие инициативной, творческой личности, замотивированной на< получение предпринимательских знаний, умений, навыков, на формирование у нее внутренней готовности к потенциальной возможности организации и реализации бизнеса.

Достижение поставленной-цели позволит решить следующие задачи:

— формирование положительной мотивации к бизнес-ориентированной деятельности;

— приобщение будущих педагогов к реальным бизнес процессам, с учетом учебного плана специальности, направления подготовки, психолого-педагогического, методического, технологического и экономического сопровождения.

— приобретение практического’опыта в области организации и реализации бизнеса.

Следовательно, ведущей идеей исследования является разработка и экспериментальная проверка содержания, путей и средств бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

В настоящее ~ время теоретический анализ экономической и социокультурной действительности позволяет утверждать, что именно, бизнес-ориентированная подготовка, адаптированная к условиям инновационного образовательного пространства вуза, нуждается в развитии, совершенствовании и активном внедрении.

Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости разрешения следующих сложившихся противоречий:

— между необходимостью бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов и ее отсутствием в традиционной системе обучения, которая не учитывает реальные социальные, производственные, экономические процессы и ситуации и не направленная на формирование активного субъекта будущей профессиональной педагогической деятельности;

— между потребностью образовательных учреждений в педагогах с бизнес-ориентированной подготовкой и отсутствием таких педагогов, замотивированных для работы в образовательных учреждениях.

Выявленные противоречия обусловливают актуальность темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каково содержание и педагогические условия эффективной бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза-.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: инновационное образовательное пространство вуза.

Предмет исследования: процесс бизнес-ориентированной подготовки, будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

В соответствии с объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-педагогических исследований выявить сущность, содержание и специфику бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

2. Разработать и обосновать комплексно-деятельностную модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространствевуза.

3. Определить критерии, показатели и уровни готовности к бизнес ориентированной деятельности будущих педагогов.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в. инновационном образовательном пространстве вуза будет эффективной, если:

— данная подготовка рассматривается как неотъемлемая составляющая профессионального становления педагога, приняты во внимание сущностные характеристики этой подготовки, ¦ включающие научно-теоретический, морально-психологический, опытно-практический компоненты, и выявлена ее специфика;

— данная подготовка осуществляется на основе комплексно-деятельностной модели;

— в качестве критериев для определения уровня готовности выделены когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческо-волевой, деятельностный;

— выделены педагогические условия, способствующих эффективной реализации комплексно-деятельностной модели бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов.

Методологическую основу исследования составляют: положение о единстве теории и практики в формировании личности в процессе деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — психолого-педагогические основы обучения (В .П. Беспалько, В. В. Рубцов,.

B.А. Сластенин и др.) — основные идеи педагогического моделирования учебного процесса в контексте взаимосвязи структурных и функциональных компонентов, подчиненных образованию, обучению, воспитанию (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, и др.) — системный подход (П.Ф. Анисимов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, М. С. Каган, В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский и др.) — синергетический принцип (Г. Хакен, И. Пригожин, С. П. Курдюмов, E.H. Князева и др.) — компетентностный подход в образовании (Б.Г. Ананьев, В: И. Байденко, А. Г. Бермус, А. К. Маркова, A.M. Митяева, Д. Равин, В. В. Сериков,.

A.П. Тряпицына, A.B. Хуторский, В. Д. Шадриков и др.).

Теоретической основой исследования являются: концепция личностно-ориентированного обучения (И.Я. Лернер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — концепция содержания образования (В.В. Краевский,.

B.C. Леднев, М. Н. Скаткин и др.) — исследование проблем образовательного пространства (Ф.С. АвдеевЕ.Ф. Бойко, ВТ. Воронцова, М. Т. Громкова, Т. А. Николаева, Н. В. Слоботчиков, И. Д. Фрумин, В. Я. Ясвин и др.) — технологический подход к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, А. Д. Гонеев, П. И. Образцов, В. Н. Правдюк, А. И. Уман, и др.) — теоретические основы экономического образования и предпринимательской деятельности учащихся (А.Ф. Аменд, И. В. Липсиц, М. Б. Павлова, A.C. Прутченков, Т. И. Пуденко, В. Д. Симоненко, И. Д. Чечель, и др.) — вопросы экономики и предпринимательства в образовании (А.Б. Вифлеемский, А. П. Егоршин, М. Л. Левицкий, А. И. Ковешников, А. П. Панкрухин и др.) — вопросы развития зарубежного предпринимательства (Р.Хизрич, Ф. Котлер) — теория развития предпринимательских качеств (В.Д. Коняев, А. Л. Полякова, Л. М. Фуксон,.

C.Д. Чуркин и др.) — теория о роли предпринимательства в развитии общества.

A.B. Бусыгин, Ю. М. Осипов, Р. Хизрич, А. Хоскинг, Й. Шумпетер и др.) — концепции профессионального самоопределения и экономической подготовки молодежи (П.Н. Андрианов, Н. С. Мурадова, В. А. Поляков, В. К. Розов, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретические (анализ философской, методологической, психолого-педагогической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов в сфере образования, анализ, обобщение, систематизация), эмпирические (изучение и обобщение практического опыта, анкетирование, опрос,.наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент), методы математической статистики.

Источники исследования: документы и правовые акты в области образования, научные труды и педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по профессиональной подготовке будущих специалистов, периодические издания, посвященные психолого-педагогическим и методическим вопросам подготовки учителей, материалы научно-практических конференций, совещаний, семинаровпрограммно-методические материалы по дисциплинам, личный педагогический опыт.

Экспериментальную базу исследования составила 375 человек. Из них 260 студентов, 25 практикующих предпринимателей, 30 учителей технологии и предпринимательства, 60 школьников.

Исследование проводилось в Государственном' образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский государственный университет» (2001;2011), Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского» (2005;2009), Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» (2005;2009), Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» (май-июнь 2010). На базе факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета, межшкольном учебном комбинате № 1 г. Орла, кафедры педагогики и психологии БелГУ, школах № 1,2, гимназии № 7 г. Ливны Орловской области, школах № 22, 26, 29, 32, 40 г. Орла, Мценский агролицей № 18, Болховский педагогический колледж, техникум технологии и предпринимательства, технологический техникум г. Орла.

Организация1 и* этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2005;2006 гг.) включал определение научной проблемы, изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, определение теоретико-методологических основ исследованияанализ практической подготовки будущих педагогов, накопление эмпирического опыта, разработка программы экспериментальной работы. Основными методамипедагогического исследования на данном этапе являлись: теоретический анализ и синтез, моделирование, анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение и др.

Второй этап (2006;2010 гг.) — определялась сущность, содержание и структура бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза, осуществлялась разработка комплексно-деятельностной модели бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, обосновывались педагогические условии реализации модели на практике. На этом этапе в рамках констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, в ходе формирующего эксперимента апробировались и обосновывались педагогические условия, определяляся уровень готовности будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

Третий этап (2010;2011 гг.) анализ и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, оформление диссертации, коррекция и уточнение основных положений, подготовка методических рекомендаций по теме исследования, оформление диссертационного исследования.

Личный вклад соискателя заключается в разработке и апробации теоретического и методического обеспечения процесса бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза, включающего теоретическое и практическое обучение, в изучении и анализе состояния исследуемой проблемыв планировании и проведении экспериментальной работы.

Основные результаты исследования, их научная новизна исследования состоят в том, что:

— определены сущность, содержание и структура бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза;

— уточнено и конкретизировано содержание понятий «инновационное образовательное пространство вуза», «бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов», «бизнес-ориентированная деятельность будущих педагогов», «студенческий бизнес — инкубатор»;

— спроектирована и научно обоснована комплексно-деятельностная модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза;

— определены критерии, показатели и уровни готовности к бизнес-ориентированной деятельности будущих педагогов;

— выявлена, экспериментально подтверждена и научно обоснована совокупность педагогических условий бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты и обоснованы теоретические основы развития инновационного образовательного пространства вуза, что позволяет разрабатывать новые концептуальные положения по организации учебного процесса в высшей школе, раскрыты сущность, содержание и специфика бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, позволяющие уточнить и конкретизировать понятия «бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов», «бизнес-ориентированная деятельность будущих педагогов», «студенческий бизнес-инкубатор» обогатить научные представления о профессиональной подготовке педагогов в вузахспроектирована и апробирована комплексно-деятельностная модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, разработаны и обоснованы критерии, показатели и уровни готовности, выявлена и экспериментально подтверждена совокупность педагогических условий. Представленные результаты вносят вклад в теорию и методику профессионального образования, по направлению бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы позволяют изучать, планировать и эффективно реализовывать процесс бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вузакомплексно-деятельностная модель бизнес-ориентированной подготовки может применяться^ в процессе подготовки будущих педагоговвыявленная совокупность педагогических условий эффективной бизнес-ориентированной подготовки, может учитываться при разработке учебных планов, программ, учебно-методических комплексовметодические разработки по спецдисциплине «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях» и элективному курсу «Основы предпринимательской деятельности» могут использоваться в других образовательных программах, на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификацииметодика организации и функционирования студенческого бизнес-инкубатора может использоваться в практике инновационных вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов представляет собой процесс получения предпринимательских знаний, умений, навыков, развития профессионально-значимых качеств педагога (самостоятельности, инициативности, креативности, целеустремленности, умения планировать свою деятельность), формирование положительной мотивации к будущей педагогической деятельности, формирование профессиональной компетентности (социально-личностной, коммуникативной, психологической, информационной, управленческой, мотивационной), необходимой для успешной социализации в будущей профессиональной деятельности:

— состоит из научно-теоретического, морально-психологического, опытно-практического компонентов.

— осуществляется в инновационном образовательном пространстве вуза;

— интегрирует теоретическое обучение и практическую подготовку по спецдисциплине «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях», элективному курсу «Основы предпринимательской деятельности», разработку и реализацию бизнес-проектов в студенческом бизнес-инкубаторе и в ходе педагогических практик.

2. Комплексно-деятельностная модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, в инновационном^ образовательном пространстве вуза рассматривается как единство трех блоков, различных по содержанию и функциям: целевого (цель, задачи бизнес-ориентированной подготовки) — содержательно-процессуального (содержание и особенности, совокупность педагогических условий эффективной реализации бизнес-ориентированной подготовки) — результативно-оценочного блока (критерии, уровни и показатели готовности к бизнес-ориентированной деятельности будущих педагогов, результат на выходе). Комплексно-деятельностная модель представляет собой систему связанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемыосуществляется в инновационном образовательном пространстве вуза, интегрирующем теоретическое обучение и практическую подготовку в рамках студенческого бизнес инкубатора и в ходе педагогических практикявляется сквозной, проходящей в течение — всего периода обученияпозволяет определить готовность будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности.

3'. Критериями и показателями готовности к бизнес-ориентированной деятельности, а именно деятельности, направленной на практическое обучение бизнесу и созданию нового предприятия на базе образовательного учреждения, являются: когнитивный (психолого-педагогические, методические, экономические, технологические знания), мотивационно-ценностный (потребностно-мотивационные, личностно-профессиональные качества), поведенческо-волевой (позиционно-поведенческие, коммуникативные, деловые качества^ и умения), деятельностный (проектировочные, организаторские, процессуальные, управленческие умения). Данным критериям соответствует три уровня готовности: низкий, средний и высокий.

4. Эффективность бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном" образовательном пространстве вуза обеспечивается совокупностью педагогических условий, включающих: организационно-педагогические условия:

— отбор содержания бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов осуществляется на основе дидактических критериев и принципов обучения;

— разработка и применение специального комплекса программного материала, учебно-методических пособий;

— осуществление целенаправленного управления познавательной деятельностью в области предпринимательства;

— разработка и применение инновационных методов и форм обученияусловия профессионально-личностного развития: -развитие профессионально-значимых качеств личности- -формирование профессиональной компетентности будущего педагога- -активное использование своих потенциальных возможностей- -формирование положительной мотивации к будущей педагогической деятельностибизнес-ориентированные условия: создание студенческого бизнес-инкубатора для реализации накопленных знаний и умений и организации малых студенческих предприятий;

— социальная адаптация будущих педагогов, формирование положительной мотивации и готовности к бизнес-ориентированной деятельности в ходе педагогических практик.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при разработке и реализации программ, бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов ^ на базе студенческого бизнес-инкубатора— при преподавании спецдисциплины «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях», элективного курса «Основы предпринимательской деятельности" — при педагогическом сопровождении студентов в ходе педагогических практик. Текущие результаты исследования, заслушивались на заседаниях кафедр профессионального обучения, технологии и предпринимательства факультета технологии, предпринимательства и сервиса. Основные теоретические и практические результаты исследования, нашли свое отражение в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, программных материалах, научных статьях, докладах, тезисах на международных, всероссийских, региональных, межвузовских, заочных Интернетконференциях и семинарах в г. Брянске.

2002;2010), г. Туле (2002, 2007, 2009), г. Орле (2002;2011), г. Москве (20 052 011), г. Таганроге (2009), г. Белгороде (2010), г. Мозыре (2011), а также в ходе проведения поисковых научно-исследовательских работ на базе Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского (2009), Белгородского государственного университета (2010). Тема исследования нашла свое отражение в 27 публикациях.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов исследования обеспечивается методическим и методологическим инструментарием исследования, адекватным его цели, предмету и задачамопорой на методологические принципы исследования и фундаментальные положения философии, педагогики, психологии, касающиеся предмета исследованиясочетанием количественного и качественного анализаприменением комплекса методов исследования, адекватных ее предмету и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализомэкспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезысовокупностью результатов, подтверждающих теоретические выводы и проделанную практическую работурепрезентативностью объема выборкииспользованием математического аппарата обработки полученных данных.

Ход и результаты исследования докладывались на кафедре профессионального обучения, на кафедре технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, на кафедре педагогики и психологии Белгородского государственного университета, а также нашли свое отражение в монографии «Бизнес-ориентированная, подготовка педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза».

Разработанная модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов апробирована на базе факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета, Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, на базе межшкольного учебного комбината № 1 и техникума технологии и предпринимательства г. Орла. Кроме того, получены практические результаты бизнес-ориентированной подготовки, которыми являются организация и реализация бизнеса выпускниками факультета.

Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы, приложений. Во введенииобосновываются актуальность исследуемой проблемы, степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, методологические и теоретические основы исследования, определяется теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.

Выводы по второй главе.

Одним из условий эффективной бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов является применение инновационных методов и форм обучения. Как следствие, это будет выражаться во* внедрении в инновационное образовательное пространство активных методов обученияразличных форм проектной,' научно-исследовательской* деятельности, в усилении предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур, таких как, бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, учебно-технологические центры, технопарки, технополюсы, И т.д.

Для оценки эффективности бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном* образовательном пространстве вуза экспериментальная1 работа проводилась, в два этапа: констатирующий и формирующий. Формирующий эксперимент состоял из промежуточного и итогового этапов.

В процессе бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза поэтапно вводились новые составляющие и с целью обеспечения оптимизации, выявления совокупности педагогических условий, производилась диагностика готовности будущих педагогов для различных вариантов.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали следующее: при проверке соответствия когнитивному критерию готовности по методике фронтального опроса результаты итогового этапа эксперимента показали рост уровня знаний по отношению к промежуточному: в ЭГ2 на 12%, в ЭГ1 на 4% (рассматривается только 1 уровень, как достаточный).

Причем темп роста уровня знаний явно демонстрирует преимущества комплексной подготовки. Сравнение среднеарифметического значения баллов, полученных будущими педагогами ЭГ2, равное 78,54, ЭГ1 — 65,21 и среднее арифметическое в контрольной группе КГ, которое составляет 50,41, показывает, что последнее примерно на 20 баллов меньше, чем среднеарифметическое средних показателей в экспериментальных группах.

В результате исследования были выявлены и экспериментальным путем подтверждены следующие педагогические условия бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза: организационно-педагогические условия:

— отбор содержания бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов осуществляется на основе дидактических критериев и принципов обучения;

— разработка и применение специального комплекса программного материала, учебно-методических пособий;

— осуществление целенаправленного управления познавательной деятельностью в области предпринимательства;

— разработка и применение инновационных методов и форм обученияусловия профессионально-личностного развития: -развитие профессионально-значимых качеств личности- -формирование профессиональной компетентности будущего педагога- -активное использование своих потенциальных возможностей- -формирование положительной мотивации к будущей педагогической деятельностисоздание студенческого бизнес-инкубатора для реализации накопленных знаний и умений и организации малых студенческих предприятийсоциальная адаптация будущих педагогов, формирование положительной мотивации и готовности к бизнес-ориентированной деятельности в ходе педагогических практик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях новых социально-экономических отношений и преобразований, создавшегося рынка труда, резкообострилась проблема подготовки компетентных, мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.

Процесс обучения в инновационном образовательном пространстве должен рассматриваться не как узко педагогическая функция, а как один из способов вывода многих социальных процессов из кризисного состояния, поэтому неизбежно рассмотрение проблем образования в контексте глобальных проблем человечества, смены цивилизаций, интеллектуальных революций, культуры мышления, смены парадигм педагогического мышления.

Существующий подход к бизнес-ориентированной подготовке будущих педагогов не всегда отвечает требованиям настоящего момента исторического развитиячто, в свою очередь, негативно отражается на её экономике. Так, являясь частьюпредпринимательской, бизнес-ориентированная подготовка, не должна носить вербальный* характер, ©-на должна, осуществлятьсяв инновационном образовательном пространстве вуза с применением активных методов и форм обучения, таких как деловые игры, метод конкретных ситуаций. Однако эти методы и формы не позволяют обучаемым в полной мере «войти» в сферу бизнеса. Одним из решений этой проблемы, на наш взгляд, видится создание студенческого бизнес-инкубатора для поддержки бизнес-инициатив молодежи.

Специальность «Технология и предпринимательство», педагогическое образование, профиль «Технология и экономика» закладывает прочную основу для обучения основам бизнеса и элементам производственной деятельности, обеспечивая возможность взаимосвязи двух культур — технической и гуманитарной. На основе подготовки таких педагогов, на наш взгляд, возможна организация бизнес-ориентированной подготовки.

Бизнес-ориентированная деятельность является продуктивной деятельностью и позволяет соединить теоретическое и практическое обучение, может осуществляться как реальная бизнес-ориентированная деятельность, организованная в образовательном учреждении, регулируемаяпсихолого-педагогическим и методическим сопровождением, согласованная с учебными планами. Научному осмыслению бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, на междисциплинарном уровне, будет способствовать общая теория самоорганизации — синергетика. Также, необходимо использовать вероятностный подход, как к результатам обучения и воспитания, так и к возможности развития) личности обучаемого в процессе обучения, в силу открытости и многофакторности самой образовательной системы.

Теоретический анализ социокультурной и экономической действительности показал, что бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза недостаточно разработана, что не отражает требований настоящего момента социально-экономического развития общества. Существует необходимость комплексной бизнес-ориентированной подготовки студентов, включающей обучение по спецдисциплине «Организация' малого бизнеса в. образовательном учреждении», по элективному курсу «Основы предпринимательской деятельности» и практическая подготовка в студенческом бизнес-инкубаторе и в ходе педагогических практик.

Согласно, разработанной нами комплексно-деятельностной модели, бизнес-ориентированная подготовка будущего педагога в инновационном образовательном пространстве вуза представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов. К ним относятся научно-теоретический, морально-психологический и опытно-практический.

Подготовка будущего педагога к бизнес-ориентированной деятельности является необходимой по следующим причинам: образовательные учреждения, испытывают потребность в специалистах, способных осуществлять организацию и ведение бизнеса в нем, в то время" как такие специалисты практически отсутствуют, или подготавливаются в системе дополнительного послевузовского образования;

— будущий педагог должен иметь практический опыт организации бизнеса, что благоприятно скажется на процессе бизнес-ориентированной подготовки молодежи;

— будущий педагог должен быть способен организовать на базе образовательного учреждения предприятие по производству товаров или оказанию услуг, что позволит:

• с одной стороны, к реально существующим предпринимательским процессам приобщать старшеклассников, ориентировать их на осуществление предпринимательской деятельности, основанной' на товаропроизводстве, что является социально-экономической потребностью;

• с другой стороны, позволит улучшить материальное положение учебного заведения:

Проведенный теоретический анализ, изучение различных сторон бизнес-ориентированной деятельности будущего педагога в инновационном образовательном пространстве позволили выполнить следующее:

— изучить опыт обучения/ бизнес-ориентированной1 подготовки, определить содержание, структуру и специфику;

— разработать комплексно-деятельностную модель бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов;

— определить компоненты деятельности будущего педагога позволили выделить Критерии ГОТОВНОСТИ К бизнес-ориентированной деятельности, к НИМ' относятся: мотивационно-ценностный, поведенческо-волевой, когнитивный, деятельностныйвыявить показатели, очерчивающие рассматриваемый круг качеств, умений и навыков, состоящие из конструктовопределить уровни готовности будущего педагога к бизнес-ориентированной деятельности, принять качественную и количественную характеристики уровней готовности;

— определить методы диагностики готовности будущего педагога к бизнес-ориентированной деятельности, позволяющие в совокупности определить уровень готовности будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности;

— выявить, обосновать и экспериментальным путем подтвердить совокупность педагогических условий, обеспечивающих подготовку будущего педагога к бизнес-ориентированной деятельности в инновационном образовательном пространстве вуза. К ним относятся:

— организационно-педагогические условия:

— отбор содержания бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов осуществляется на основе дидактических критериев и принципов обучения;

— разработка и применение специального комплекса программного материала, учебно-методических пособий;

— осуществление целенаправленного управления познавательной1 деятельностью в области предпринимательства;

— разработка и применение инновационных методов и форм обучения;

— условия профессионально-личностного развития:

— развитие профессионально-значимых качеств личности;

— формирование профессиональной компетентности будущего педагога;

— активное использование своих потенциальных возможностей;

— формирование положительной мотивации к будущей педагогической деятельности;

— бизнес-ориентированные условия:

— создание студенческого бизнес-инкубатора для реализации накопленных знаний и умений и организации малых студенческих предприятий;

— социальная адаптация будущих педагогов, формирование положительной мотивации и готовности к бизнес-ориентированной деятельности в ходе педагогических практик.

Анализ результатов проделанной работы подтверждает необходимость внедрения комплексно-деятельностной модели бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза.

В' ходе экспериментальной работы было выявлено, что изучение спецдисциплины «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях», элективного курса «Основы предпринимательской деятельности», в сочетании с практической реализацией разработанного проекта, осуществляемоев студенческом бизнес-инкубаторе, способствуют более глубокому освоению студентами знаний и умений в области бизнес-ориентированной деятельностинаправленной на производство товаров и оказание услуг. Для активизации процесса бизнес-ориентированной подготовки необходимо вовлечь молодежь в процесс практической реализации выбранной идеи. При этом в результате преобразовательной деятельности студенты должны создаваться конкретные вещественные продукты' для решения социально-экономических проблем общества.

Настоящим исследованием не исчерпаны все проблемы сложного и многогранного процесса бизнес-ориентированной подготовки, будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза. Данная работа является только определенным шагом на пути совершенствования теории и практики бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов. Прежде всего, это разработка дидактических средств для бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, информатизация процесса подготовки, влияние участия в организации бизнеса на личность педагога (изменения менталитета, качественные профессиональные изменения и т. д.), переход к многоуровневой системе подготовки в вузе, формирование компетенций будущего педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Современное предпринимательство в России. Автореф. дисс. канд. пед. наук, — М., 1995. 24 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. , В., Серафимов, JI.C. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании/ЛЗысшее образование в России. -2008. — № 3.-С.12−17.
  4. Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. — Омск: Изд-во Омского госпединститута, 1974.-150 с.
  5. Актуальные проблемы теории и истории высшего педагогического образования. Воронеж, 1974.-141 с.
  6. И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических' умений у будущих учителей. Дис.к.п-.н.-Брянск, 1994.-198 с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. — 175 с.
  8. А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методолог.анализа//Педагогика.- № 4.-2005 .-С. 19−27.
  9. М. Основы менеджмента: Как стать лучшим руководителем.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 512 с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  11. В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур //Высшее образование в России. —1994. № 4. — С.24−28.
  12. А.Г. Психология личности.-М., 1990.-364 с.
  13. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-М: МПСИ, 2000. 272 с.
  14. П.Р. Педагогика трудового становления учащихся. Избранные труды: В 2-х т. /Под ред. Г. Н. Никольской. М, 2001. — 368 с.
  15. П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. — М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  16. Атутов П. Р, Технология как предметная область трудовой подготовки школьников //Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы. — Брянск, 1994. — С.4−5.
  17. С.Д. Лоция бизнеса: Элементарный курс технологии практического предпринимательства: Учеб. пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений: Образоват. обл. «Технология"/ С. Д. Ахапкин. — М.: Вита-Пресс, 2001.-111 с.
  18. В.В., Пидкасистый П. И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований//Педагогика, 2001.-№ 5.-С.12−17.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения//Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1 1989. — С.379−415.,
  20. Ю.К. Оптимизация процесса* обучения: общепедагогический аспект. М.: Педагогика- 1997. — 254 с.
  21. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогического исследования. М., 1992. — 208 с.
  22. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. —М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  23. В. И. Оскарссош Б. Базовые1 навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор* образовательного процесса/Профессиональное образование и личность специалиста.-М., 2002.-С. 14−32.
  24. В.А. Менеджмент: проблемы преподавания и развития. -Владивосток, 1999. — 176 с.
  25. Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Мастерство, 20 021 -— 224 с.
  26. E.H. Дидактические основы управления познавательной деятельностью--Ярославль, 1982. 107 с:
  27. A.F. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании электронный ресурс.//Интернет-журнал „Эйдос“. -2005.-10 сентября-- http:// 'www.eidos.iu/jounal/2005/0910−12.htm. •
  28. В. П. Педагогика и. прогрессивные- технологии обучения. -Mi, Педагогика, 1995. 336 с.32: Беспалько В JI. Теория учения: Дидактический: аспект. М.,. 1989. 160 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М, 1989. -190 с.
  30. М.М. Основные направления развития деловых игр /Деловые игры в мире СПбИЭИ. СПб, 1992. — С. З-14.35- Блонский П. П. Трудовая школа. Mi: Литиздат, 1961. — 114 с.
  31. Д.Б. Субъект деятельности? в проблеме творчества//Вопросы психологии. 1999: — № 2. — С. 35−41.
  32. В.А., Сериков В .В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ЛПеадгогика, 2003 .-№ 10.-С.8−14.
  33. A.C. Менеджмент: Цели, принципы, функции. Методы управления. Типы организаций. Пути развития организаций: Учеб. пособие. СПБ.- М.- Харьков: ПИТЕР, 2000- - 160 с.
  34. Большой энциклопедический словарь.-М., 2007.-1252 с.
  35. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. Избр. труды/С.К.Бондырева.-М., 2003.-352 с.
  36. Н.В., Соловьева A.A. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции: методическое пособие. М., 1992.-59 с.
  37. , B.JI. Теоретические основы социальной синергетики//Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 112 -129.
  38. С.Н. Философия хозяйства. —М., 1912.
  39. В.Г. Концепция естественнонаучного образования: эволюционно-синергетический подход//Высшее образование в России. —1994. — № 4.
  40. A.M. Научно-практические разработки и внедрение интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1999. — 39 е.
  41. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования.-Воронеж: ВГУ, 1977.-126 с.
  42. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика.-2003.-№ 10.-С.51−55.
  43. A.A. Активное обучение в высшей школе: контексный подход.-М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  44. A.A. Игровые формы контекстного обучения /Под ред. А. А. Вербицкого. М., 1983. — 95 с.
  45. С.И. Психологические аспекты предпринимательской подготовки школьников //Предпринимательство и занятость юных. — 1998. -№ 6−7.-С.8−12.
  46. JI.B. Пространство как педагогическая категория/JI.В.Вершинина//Мир образования-Образование в мире.М.-2009.-№ 2-С.41−49.
  47. М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория/М.Я. Виленский, Е.В. Мещерякова//Педагогическое образование и наука. М., 2002-С.8−18.
  48. М.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе.-М.: Педобщество России, 2004.-189 с.
  49. А.Б. Экономика образования: Учебное пособие: В 2-х кн. М.: Народное образование, 2003. — 700 с.
  50. А.Б. Экономика образования России. Актуальные проблемы//Народное образование. 2001. — № 10: — С. 15−32.
  51. Возрастная и педагогическая психология психология./Под ред. A.B. Петровского.-М.: Просвещение, 1973.-286 с.
  52. H.A. Кейсы в учебном процессе: методика, эффективность //Подготовка? кадров управления: модель обучения. Вып. 3. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. М., 1994. — С. 26−3 5.
  53. Волгоградский государственный педагогический университет. Теория и практика подготовки молодежи к предпринимательскому труду. — Волгоград, 1996.-72 с.
  54. Вопросы высшего педагогического образования.-Томск: Изд-во Томского, ун-та, 1971.-277 с.
  55. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие.-Брянск, 1997.-132 с.
  56. В.Г. Гуманитарно-аксеологические основы постдипломного образования педагога: Монография.— Псков, 1997. — 210 с.
  57. JI.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М: Педагогика, 1996. — 440 с.
  58. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Под ред. А. Я. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — ТЗ. — 367 с.
  59. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: МГУ им. Ломоносова» 1989. 256 с.
  60. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Доследования мышления в советской школе. -М, 1966.-С. 87−123.
  61. ПЛ., Талызина Н.Ф: Управление познавательной деятельностью учащихся.—М: Педагогика, 1972.— 262 с.
  62. М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалистаУ/Высшее образование в России, 1998.-№ 4.-С.84−87.
  63. СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.-448 с.
  64. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в психологии и педагогике /Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. —495 с.
  65. .А. Основы общей дидактики: М.: ВЛАДОС-1999.- 246с.
  66. Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме: Сборник научных трудов СевкавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -2007, 35-С.54−59.
  67. Н.И. Школьникам о предпринимательстве. — М.: Московский международный юношеский центр культуры и бизнеса, 1998. 61 с.
  68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Спец. 50 502 «Технология- и предпринимательство». Квалификация — учитель технологии и предпринимательства. — М., 2005. — 22 с.
  69. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.-М.: Педагогика, 1977.-136 с.75: Гришаев С. В. Социальный портрет молодого предпринимателя //Социс. -1999.- № 5. -С. 30 -37.
  70. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя.-Ростов-на-Дону, 1970.-256 с:
  71. А.К. Формирование у школьников способности к самообразованию.-М.: Посвящение, 1983. 144 с.
  72. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования.- М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
  73. В.Н. Образовательная технология: от приема до философии. -М., 1996.-112 с.
  74. К.М. Методы тестирования в дидактических исследованиях.- В сб.: Методы педагогических исследований.-М.: МГПИ, 1979.-С.17−22.
  75. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. —М., 1986. -240 с.
  76. Даль В.И.1 Толковый словарь живого великорусского языка/В.И. Даль-М.: Олмамедиа Групп, 2010.-576 с.
  77. А .Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //Педагогика. 1998. — № 2. — С.8−12.
  78. А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (опыт теоретической дидактики): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 23 с.
  79. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф.дис.пед.наук/А.Я.Данилюк.-Ростов-на-Дону, 2001 .-34с.
  80. Н.П. Особенности интегративного процесса в науке и формы его реализации //Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. -М.: Просвещение, 1981. С.77−78.
  81. В. А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие и виды//Мониторинг образовательного процесса.-2000.-№ 4-С.35.
  82. А.Н. История педагогики.-М.: Владос, 2000.-430 с.
  83. А. Избранные педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз, 1956.-373 с.
  84. Долан Э: Д., Линдсеи Д. Е. Микроэкономика: Пер. с англ. / Под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. Пер. с англ. В. Лукашевича СПб., Литера плюс, 1997. — 445 с.
  85. Дурай-Нованова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс. докт. пед- наук.-М, 1983.-32 с.
  86. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей.//Социс.- 1999- № 7. -С. 91−95.
  87. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.-Мш: Изд-во БГУ, 1978^-382'с.
  88. Дьяченко М. И- К вопросу прогнозирования* и изменения эффективности новых форм воспитывающего и развивающего обучения //Вопросы научной организации обучения в вузе. Краснодар- 1973. — 152 с.
  89. Дж. Демократия и образование: М.: Педагогика-Пресс, 2000.-217 с.
  90. М.И. Особенности подготовки студентов педагогического вуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1973. — 19 с.
  91. Л.В. Управление самостоятельной- деятельностью учащихся. -Л, 1986.-74 с.
  92. Р.И. Организация учебно-воспитательного процесса- в классах индустриальной подготовки //Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы. Брянск, 1994. — С.60−61.
  93. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учеб. для студентов, вузов- обучающихся по специальности «Юриспруденция». — 4-е изд., испр. и доп. -М.: Норма-Инфра-М, 2002. 912 с.
  94. Р.Ф. Методика разработки и оформления деловых игр: Методическая разработка.- Л., 1977. 157 с.
  95. В. Управление качеством в системе непрерывного педагогического образования //Стандарты и качество. 2002. — № 9. — С.74−77.
  96. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1999.-196 с.
  97. Закон РФ «Об образовании» (В редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ). (с изменениями от 27 декабря 2005 г.) (редакция, действующая с 1 января 2006 г.).*
  98. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений. Аналитич. обзор /АПН СССР 1991п-М., 1993 .-С. 103.
  99. Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования.-Екатеринбург, 2000.-258 с.
  100. Зеер* Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный, подход к модернизации профессионального образования/ЛЗысшее образование в России, 2005.-№ 6.-С. 108−111.
  101. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. — 320 с.
  102. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов: Изд, 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  103. Иванцевич Дж. Mi, Лобанов А. А. Человеческие ресурсы в управлении. -М.:Дело, 1993.-215 с.
  104. Е.М. Методика обучения старшеклассников образовательных школ основам предпринимательства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2004. — 20 с.
  105. И.А. Актуальные вопросы изучения дисциплин специальности «Технология и предпринимательство» //Сборник научных трудов. Стерлитамакский государственный педагогический институт. — Стерлитамак, 1997.-С.60.
  106. В.А. и др. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень). — Москва -Тюмень, 1997. 167 с.
  107. В. А. Интегрированные учебные курсы как средства формирования экологической культуры учащихся: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тюмень, 1999. — 44 с.
  108. Изучение личности школьника учителем/Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
  109. Т.А. Актуальные вопросы вузовской педагогики//Советская педагогика, 1972.-№ 4-С.48−49.
  110. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред. М. А. Розова. Mi: Изд-во МГУ, 1989. — 289 с. 1181 Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития. — М., 1968. — 288 с.
  111. Н.И. Основы менеджмента: Учебник для студ. вузов. -Минск: Экономпресс- Финансы, учет, аудит, 1998. 284 с.
  112. В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей //Вестник высшей школы. 1999. — № 2. — G.42−46.
  113. А.К., Серова JI.C. Основы производственного менеджмента: Учеб. пособие для студентов группы экономики и образования и для системы дополнительного образования. — М.: Инфра-М, 2002. 348 с.
  114. Т.А., Гусев А. Г., Федорова Е. А., Филиппова JI.A. Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта: Монография. Великий Новгород: НРЦРО, 2001. — 152 с.
  115. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избранные педагогические сочинения. — М., 1982. — 704 с.
  116. М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дисс. канд. пед- наук. — М., 2000.-192 с.
  117. И.Ю. Социальный casus: «социальная группа нредпринимателей"//Социс. 1999. — № 9. — С. 33 — 40.
  118. М.В. Педагогическая- технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.-М.: Знание, 1989.-80 с.
  119. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М!: Издательство «Арена», 1994. -— 222 с.
  120. JI. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. -256 с. ' :-.,•-.
  121. Т.К. Синергетическис основания современного . инновационного образования//Психосинергетика и образование: Материалы
  122. Забайкальской Школы молодых ученых 1. — 16 июня 2001 г. — Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. 4.11. — С.3−7.
  123. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//ВМУ. Серия 14, психология. — 1995. — № 1.
  124. Е.Н., Курдгомов СП. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного- и гуманитарного образования //Высшее образование в России. 1994. — № 4-
  125. Козуб JLB. Дидактические основы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам маркетинга: Дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 200 с.
  126. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Автореферат дисс.д.п.н. -СП6.2000.-40 с.
  127. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 20 с.
  128. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дисс. док. пед. наук. — Л., 1991. —37 с.
  129. Контроль качества и оценки в образовании. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-180 с.
  130. Кормакова1 В.Н. К проблеме профессионально-этической культуры будущего- педагога//Профессионалыю-педагогическая, культура: проблемы, поиски, решения. Материалы II Всероссийского' научного семинара. -Белгород, 2007. — С.51−55.
  131. Д.А. Методические основы подготовки- будущего учителя технологии и предпринимательства к ведению учебной, предпринимательской деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 145 с.
  132. Котлер* Ф. Основы маркетинга: Пер, с англ. Ми «Бизнес -книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. — 702 с.
  133. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: СамГПИ, 1994. 256 с.
  134. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. — М., 1977. — 264 с.
  135. О.М. Психодиагностическое мышление в условиях профессионально-педагогической деятельности/ О. М. Краснорядцева // Сиб.психол. журн. -1999. -№ 11. С. 81−85.
  136. Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  137. О.М. Дидактические условия педагогического проектирования интегративных курсов при подготовке инженеров-педагогов: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1991. -19 с.
  138. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. —JL, 1973.-248 с.
  139. Ю.Л., Кустов, Ю.Ю. Интеграция как педагогическая проблема //Интеграция в педагогике и образовании: Сб. науч.-метод. работ. -Самара, 1994.-С.7−17.
  140. A.A. Методы исследования в, профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. 335 с.
  141. В.Г. Интегративная функция понятия системы /Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвузовский сборник//Под ред. A.A. Королькова, И. А. Майзеля. Л: Изд-во ЛГУ, 1984. — № 12. — С.70−77.
  142. М.Л., Шевченко Т. Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях: Практическое пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.
  143. Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344 с.
  144. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 583 с.
  145. A.B. Технология предпринимательства: Учебник для общеобразовательных школ. 9 класс. —М.: Дрофа, 2000. —189 с.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  147. И.Я. Внимание: технология обучения //Советская педагогика. — 1990.-№ 3.-С.139−141.
  148. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  149. И.Я. Состав содержания общего образования и его систематизирующие факторы //Теория содержания общего среднего образования и пути её построения: Сб. научн. тр. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.-С.41−72.
  150. И.В. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности: Учеб. для 7−8 кл. общеобразоват. учреждений. -М: Вита-Пресс, 1999.' 232 с.
  151. В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников: Автореф. дисс. док. пед. наук. -Брянск, 2002. 38 с.
  152. В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников: Дисс. д-ра пед. наук. — Брянск, 2002. — 368 с.
  153. В.П., Симоненко В. Д. Предпринимательство и социально-экономическое развитие России: Монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2001.-217 с.
  154. P.P. Взаимосвязь технико-технологической и экономической подготовки учащихся старших классов: как средство повышения эффективности трудового обучения: Дисс. канд. пед наук. М., 1994.-187 с
  155. Маркова* А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.-192 с.
  156. Н.В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования/Под ред. В. В. Рубцова — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.-286 с.
  157. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 1994. — 16 с.
  158. Л.Г. Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального роста преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2003.— 23 с
  159. М.И. Подготовка будущего учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности: Дисс. канд. пед наук. М., 2007. -287 с.
  160. Менеджмент. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. пособие /Под общ. ред. Э. М. Короткова, С. Д. Резника. — Мі: Инфра-М, 2003. — 286 с.
  161. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  162. Менеджмент: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом, специальностям. /Под ред. М. М. Максимова, М. А. Комарова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. — 359 с.
  163. Методические рекомендации по организации внутреннего хозяйственного расчета’в научно-исследовательской деятельности: вузов- -Mr, 1990.-78 с.
  164. Методологические проблемы развития педагогической- науки /Под ред. П. Р. Атутова, М. Н: Скаткина, Я. С. Турбовского. -М.: Педагогика, 1985. -240 с.
  165. Л.М. Формирование профессиональной самостоятельности учителя //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.61 -64.
  166. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования /Под ред. Е. Э. Смирновой Л: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984.-177 с.
  167. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Брянск, 2000. — 229 с.
  168. Н. С. Формирование социально-экономической культурыпедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореферат дис.. доктора педагогических наук: 13.00.08 / Мурадова Наталия Сиражудтиновна.- Москва, 2007.- 41с.
  169. Н. С. Экономика образовательного учреждения -инвестиции в будущее: монография / Н. С. Мурадова. Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. — 222 с.
  170. Некоторые аспекты диалогического взаимодействия в контексте синергетического подхода //Психосинергетика и образование: Материалы I Забайкальской Школы молодых ученых 1. — 16 июня 2001 г. — Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. Ч. II. — С.45−54.
  171. Новожилов- Э.Д. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  172. Новые технологии обучения в бизнес-образовании: Материалы международной научно-методической конференции. Казань, 1997. — С.51−52.
  173. В.Н., Коровкин С. Д., Кадомцева Г. Г. Тотальные методы управления качеством образования и новые информационные технологии. Проблемы информатизации высшей- школы//Бюлл. Госкомвуза России. -1998: № 1−2 (11−12). — С.135−155.
  174. Т.Н. Междисциплинарные взаимодействия в общетеоретической подготовке студентов: Автореф. д-ра пед. наук. -Ташкент, 1994.-42 с.
  175. Общий и специальный менеджмент: Учебник /Под ред. A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: РАГС, 2002. — 568 с.
  176. С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Н. Ю. Шведовой. — 19-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1987. 750 с.
  177. М.Ю. Синергетика, как основа диалогической концепции образования. -М., 1996.
  178. О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации/ЛЗестникобразования. 1998. -№ 7.-С10−18.
  179. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент /Иод ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1995.- 496 с.
  180. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие для студ. эконом, и пед. вузов и фак. М.: Интерпракс, 1995.—- 240 с.
  181. А.П. Маркетинг: Учеб- для вузов по курсу «Маркетинг». -М., 1999.-397 с.
  182. А., Быков В. Экономические предпосылки предпринимательской подготовки подростков* ш молодежи//Народное образование.— 200 k-№ 5.-C:202−204:
  183. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. пед. институтов /Под. ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. — М: Просвещение- 1988: — 479 с.
  184. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. —М!: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  185. П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М., 1999. 275 с.
  186. Н.П. Маркетинг образования. — Mi: Жизнь и мысль, 2001.-416 с.
  187. К.К. Структура и развитие личности. —JI: Наука, 1986. — 254 с.
  188. И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших учебных заведений. —М.- Просвещение- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  189. М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие /М.И- Потеев. СПб., 1994. — 134 с.
  190. Проблемы методологии и методики реализации идеи свободноговоспитания личности /Авт.-сост. В. И. Аксенова, Ю. А. Лобейко. -Ставрополь: СКРИПКРО, 1999. 36 с.
  191. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Ассоциация «Профессиональноеобразование», 1999−904с.
  192. A.C. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Дисс. докт, пед. наук. — М., 1997. —349 с.
  193. A.C., Райзберг Б. А. Практическая экономика: Метод, разраб. эконом, практикумов и деловых игр /Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика». — М., 1993. — 79 с.
  194. . A.C. Специализированный тренинг «Предприниматель»: Метод, разработки социально-психол. тренинга / A.C. Прутченков. Текст. М.: Новая школа, 1993.- 80 с.
  195. Психологические тесты- /Под. ред. A.A. Карелина: В 2-х т. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Т.1 — 312 с.
  196. Психологический словарь /Под. ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  197. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью в процессе обучения. —Л., 1971. 72 с.
  198. В.М. Планирование и организация подготовки деятельности учителя технологии: Учебник для студентов технологических факультетов. Брянск, 1996. — 388 с.
  199. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — Кн.2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.
  200. Г. И. Методы научного исследования. ¦—М.: Мысль, 1974.237 с.
  201. Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. —Брянск: БГПУ, 1992- 98 с.
  202. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М, 1957. — 328 с.
  203. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  204. П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Книга для учителя.- Брянск: БГПУ, 1999.-256 с.
  205. И.А., Амед А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М: Просвещение, 1998. — 224 с.
  206. А.Л. Социальная психология управления.* —Л., 1986. —176 с.
  207. П.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  208. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  209. В.Д. Подготовка учителя трудового обучения //Школа и производство. 1990. — № 1. — С.79.
  210. В.Д., Мелихова М. И. Предпринимательство вобразовании. Сборник учебно-нормативной документации. Брянск: Из-во БГУ, 2004.-150 с.
  211. В.Д., Скиба Т. Н. Инновационный менеджмент. Курс лекций для студентов педвузов по специальности 03.03.00. «Экономика» и 03.06.00 «Технология и предпринимательство». —Брянск, 1999. — 136 с.
  212. Симонов-В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в упр. пед. системами: Учеб. пособ. 3-е изд., испр. и доп. — М: Пед. общество России, 1999. -430 с.
  213. В.А., Подымова, JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  214. A.M. Менеджмент: основы организации: Учеб. для студентов вузов. М.: Инфра-М, 2001.-248 с.
  215. Г. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.-1600 с.
  216. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста//Современная высшая школа. 1986. — № 2. — С.70−84.
  217. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство МГУ, 1975. — 344 с.
  218. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  219. , Т. Нужно ли учить школьников предпринимательству //Народное образование. 2001. — № 5. — С. 199−202.
  220. О.В. Ценностные ориентации предпринимательства (Экономический анализ): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 21 с.
  221. В.В. Менеджмент. М.: Дело, 2000. — 272 с.
  222. Н.П. Проблемы интеграции науки //Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук.-М.: Наука, 1991.-6.163−177.
  223. Г. Н. Воспитание традиции и современность //Педагогика. -№ 7.-2001.-С. 14−20.
  224. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-710 с:
  225. Г. Синергетика. М, 1980. — С. 138.
  226. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. /Общ. ред. B.C. Загашвили. — М.: Прогресс, 1993. 160 с.
  227. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1986. — 46 с.
  228. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебное пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений. — М., 1991.-320 с.
  229. М.Г. Интеграция науки: Философский очерк. 2-е изд., пере-раб. и доп. —М.: Мысль, 1981. — 213 с.
  230. А.Е. Личностные предпосылки успешной деятельности предпринимателя //Психологический журнал. — 1999. № 3.
  231. А.Е. Психологические особенности российского предпринимателя //Психологический журнал. 1998. — том 19 № 1. — 62−75.
  232. Т.Н., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления //Советская педагогика. 1988. — № 2. — С.41−45.
  233. С.Т. Принципы педагогической интеграции и их реализация в процессе методико-математической подготовки учителя начальных классов: Автореф.канд. пед. наук. -М., 1996. -16 с.
  234. В.П. Экономика образования: Учеб. пособие для студ. вузов Текст./ В. П. Щетинин, H.A. Хроменко Б. С. Рябушкин. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. —306 с.
  235. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М: Педагогика, 1986.-182 с.
  236. H.A., Сосновский А.И, Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991. — 86 с.
  237. Экономика предприятия: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Под общ. ред. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 1998.-415 с.
  238. Экономическое образование в школе: Материалы международного семинара. СПб., 1998. — 102 с.
  239. Эксперимент: новое содержание общего образования: примерные программы основного общего образования. Технология / Сост. A.A. Кара-чев, В. М. Казакевич, А. Е. Глозман и др. — М.: Просвещение, 2003. — 28 с.
  240. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.
  241. Н.И. Формирование готовности студентов педагогического вуза к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. — 147 с.
  242. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31−41.
  243. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения. — М.: Сентябрь, 2000. 175 с.
  244. П.М. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.-144 с.
  245. Economics and Entrepreneurship. Teaching strategies /NY: NCEE, 1993. P.X.
Заполнить форму текущей работой