Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с учителями показывают, что их до сих пор больше интересует степень овладения учащимися программным материалом, чем глубокая продуманная работа по развитию у школьников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Развитие творческих способностей учащихся как педагогическая проблема. И
    • 1. 1. Сущность понятия «творческие способности»
    • 1. 2. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Моделирование системы подготовки студентов к деятельности, связанной с развитием творческих способностей учащихся в процессе обучения
  • ГЛАВА II. Анализ возможностей формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
    • 2. 1. Ориентирование будущего учителя на развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения
    • 2. 2. Возможности формирования теоретической и практической готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся
    • 2. 3. Состояние подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
  • ГЛАВА III. Экспериментальная система подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
    • 3. 1. Организация экспериментальной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения
      • 3. 1. 1. Методическая подготовка студентов — основа подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей
      • 3. 1. 2. Формирование готовности будущих учителей к развитию творческих способностей на семинаре
      • 3. 1. 3. Формирование готовности у учителей общеобразовательных школ в семинаре «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
    • 3. 2. Анализ результатов работы по экспериментальной системе

Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей личности является актуальной проблемой как для современного общества в целом (социально-экономические перемены в котором на первый план выдвинули формирование творчески развитой личности), так и для отдельных его элементов, в частности для системы образования. Решать эту проблему должен, в том числе, и учитель, обладающий высоко развитыми профессиональными качествами, творческими способностями и опытом творческой деятельности.

Анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с учителями показывают, что их до сих пор больше интересует степень овладения учащимися программным материалом, чем глубокая продуманная работа по развитию у школьников интереса к творческой деятельности, потребности в ней, что предопределяет развитие творческих способностей. В системе овладения знаниями, умениями и навыками преобладают стереотипные методики, направленные на алгоритмизацию действий учащегося.

Перестройка системы образования с целью развития в ней творческих способностей учащихся невозможна без преобразований в содержании и характере учебного процесса: изменения соотношения репродуктивной и творческой деятельности как учителя, так и ученикаиндивидуализации обучениязамены традиционных задач проблемными и творческимиувеличения времени на самостоятельную творческую и исследовательскую работу обучаемых.

Проблема развития творческих способностей учащихся нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Большое количество исследований посвящено развитию различных сторон творческих качеств личности школьника (Л.С. Выготский, С. Г. Глухова, В. В. Давыдов, Н.С. Лей-тес, А. Н. Лук, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконщ*, И. С. Якиманская и др.) — развитию их творческой активности (A.C. Байранов,.

Т.А. Капитонова, Г. Н. Никулина, А .Я. Савченко и др.), их творческих и специальных способностей (В.И. Андреев, Н. К. Винокурова, О. Д. Захарова, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, Н. С. Лейтес, П. И. Пидкасистый, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.).

Ряд исследований посвящен подготовке будущего учителя к профессиональному творчеству (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, З. С. Левчук, Л. М. Лузина, Н. Д. Никандров и др.), к организации творческой деятельности учащихся (Л.К. Веретенникова, Т. И. Пахомова, Н. М. Шакирова и др.), к развитию отдельных видов творческих способностей учащихся (И.Е. Брякова, В. Г. Разумовский, З. А. Тамарова и др.).

Психологической основой для развития творческих способностей послужили положения деятельностного подхода, разработанные в трудах Д. Б. Богоявленской, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и др. В их работах подчеркивается важность постановки проблем развития творческих способностей учащихся, решение которых приблизит нас к цели — формированию творчески развитой личности.

Вместе с тем проблемы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей школьников нельзя считать полностью и до конца исследованным. На это указывает наличие ряда противоречий, возникших в системе формирования профессиональных качеств будущих учителей. К их числу следует отнести противоречия:

— между педагогическим управлением учебно-творческой деятельностью и самоуправлением личности обучающегося (методы и средства управления педагогом учебным процессом могут лишать учащихся возможности проявлять свои творческие способности);

— в функциональном подходе разных преподавателей к развитию творческих способностей обучающихся (одни педагоги акцентируют внимание на положительных мотивах, другие — на развитии интеллектуальных качеств, третьи — максимально активизируют самоорганизацию творческой деятельности);

— между предметным характером обучения и необходимостью системного применения знаний, усвоенных в разных учебных курсах в творческих ситуациях, что порождает проблему усиления межпредметных связей в организации учебного процесса.

— между необходимостью развития творческих способностей и недостаточной разработанностью методики формирования и стимулирования этих качеств;

— между потребностью педагога иметь необходимые сведения об уровнях развития творческих способностей обучающихся и незнанием методик, позволяющих определять эти уровни и вписывающихся в логику учебного процесса.

Недостаточная разработанность проблемы, ее важность, актуальность практического разрешения послужили основанием для выбора темы исследования.

Проблема исследования. Существующая система подготовки будущих учителей не обеспечивает успешную подготовку большинства из них к развитию творческих способностей учащихся. Возникает проблема: как следует изменить или скорректировать эту подготовку, чтобы в отведенное нормативными документами время подготовить будущих учителей к успешному развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Цель исследования — разработка системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей у учащихся.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителя.

Предмет исследования — система подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей у учащихся.

Гипотеза исследования. Подготовка студентов к развитию творческих способностей у учащихся в процессе обучения будет успешно осуществляться, если: в курсах философии, педагогики и психологии студенты успешно усвоят сущность творчества и творческих способностей, роль творческой деятельности в процессе обучения, пути формирования творческих способностей;

— в рамках психолого-педагогических курсов, спецдисциплин и спецсеминаров будет проводиться целенаправленная работа по развитию творческой деятельности как преподавателя, так и студентов, мотивов овладения будущим учителем педагогической профессией, как творческой;

— студенты овладеют опытом творческой деятельности в процессе их включения в нее, начиная с 1 курса;

— будет соблюдаться поэтапность в подготовке будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, а также взаимосвязь и преемственность форм, средств и методов на каждом этапе;

— будет реализовываться комплекс условий, повышающих эффективность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся.

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать сущность творческих способностей.

2. Изучить теоретические подходы к проблемам развития творческих способностей у учащихся.

3. Проанализировать учебные программы и пособия дисциплин психолого-педагогического цикла и выявить, насколько реализуются заложенные в них возможности по подготовеи студентов к развитию творческих способностей у учащихся.

4. Разработать систему подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся.

5. Проверить эффективность системы подготовки в реальном учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются философские идеи о единстве теории и практики, положения личностно-деятельностного подхода к изучению явлений общественного развития. В основу исследования положены современные психолого-педагогические концепции о системно-целостном подходе к формированию личности, о творческой сущности человека, положения теории творчества, учение об определяющей роли деятельности в становлении личности, общая теория профессионального образования.

Основными методами исследования стали эксперимент и целенаправленное, систематическое наблюдение за процессом подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического циклатеоретический анализ литературы в рамках проблемыизучение передового педагогического опытаразличные виды опросовэкспертная оценкатестированиетеоретический анализ эмпирических данныхстатистические методы обработки результатов эксперимента.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Брянского государственного педагогического университета, гимназий № 2 и № 7, средних школ №№ 1, 19, 62, 67 г. Брянска и Шибинской школы Дятьковского района Брянской области.

Всего исследованием было охвачено 911 человек.

Исследование проводилось с 1997 по 2000 годы. Проведенное исследование подразделяется на три этапа.

На первом этапе исследования (1997;1998 гг.) решались задачи осмысления и формулирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт учителей-новаторов и накапливался собственный опыт, касающийся развития творческих способностей студентов. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили окончательно определить цели, объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу решения проблемы, сформулировать задачи исследования, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1998;1999 гг.) проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе эксперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения, разрабатывались и проводились учебные занятия, обеспечивающие формирование данной готовности, вырабатывались педагогические рекомендации по организации учебных занятий по психолого-педагогическим дисциплинам.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) продолжалась экспериментальная проверка разработанной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, систематизировались и обобщались полученные материалы, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— смоделированы компоненты готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

— разработана модель системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

— обоснованы условия, определяющие успешность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

— выделены этапы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

— разработано содержание каждого этапа подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается:

— в возможности использования разработанной системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в любом учебном заведении, готовящем или переподготавливающем учителей общеобразовательных школ путем соответствующей корректировки содержания и форм проведения учебных занятий. Результаты исследования могут быть использованы также при подготовке учителей-предметников любой специальности.

— в разработке и реализации системы семинарских занятий, посвященных вопросам развития творческих способностей учащихся в процессе обучения и позволяющих формировать готовность будущего учителя к этой деятельности, а также системы семинарских занятий для учителей общеобразовательных школ, способствующих систематизации и корректировке их знаний и умений по проблеме развития творческих способностей учащихся;

— в возможности использования в школе разработанного курса «Развитие творческих способностей» для учащихся 5−7 классов, основанного на организации на занятиях творческой деятельности учащихся.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена используемой методологией, комплексом методов, сочетанием качественного и количественного анализа материалов исследования, корректной математической обработкой результатов.

Внедрение. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы обучения и воспитания» (Брянск, 1997, 1998, 1999), всероссийском семинаре «Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики» (Капута, 1998), всероссийском семинаре «Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты» (Брянск, 1999, международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 2000), всероссийском научном семинаре преподавателей математики педвузов «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики в педвузах: прошлое, настоящее, будущее» (Москва, 2000), на заседаниях кафедры геометрии и кафедры педагогики Брянского государственного педагогического университета, на методическом объединении гимназии № 7 г. Брянска.

Материалы диссертационного исследования отражены в 10 публикациях автораиспользовались в процессе проведения семинара «Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения» и семинара для учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема».

На защиту выносятся:

— условия, определяющие успешность подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

— этапы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

— модель системы подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

— модель готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся;

— методические рекомендации изучения курса «Методика преподавания предмета» в педагогическом вузе;

— содержание семинара для студентов «Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся» в рамках курсов по выбору;

— содержание семинара для учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Общие выводы:

1. Исследование уровня готовности к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения позволяет оценить уровень соответствующих знаний и умений большинства опрошенных учителей исследованного региона, как не соответствующий современным требованиям.

2. Успешность работы учителя по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения определяющим образом зависит от уровня сформированности у него компонентов готовности: мотивационно-волевого, ориентационного, операционного, оценочного.

3. Исследование процесса подготовки учителей в педвузе позволяет считать необходимым соблюдение некоторых объективных условий для эффективного формирования интересующих нас компонентов готовности у студентов:

— во-первых, каждый преподаватель вуза должен не только осознать необходимость, но и организовать процесс обучении своему предмету творчески;

— во-вторых, на занятиях по всем учебным дисциплинам необходимо проводить целенаправленную работу по развитию творческой деятельности как студента, так и преподавателя, мотивов овладения будущим учителем педагогической профессией, как творческой;

— включение студентов в творческую деятельность на занятиях должно вестись в зоне их ближайшего развития.

4. Исследование процесса подготовки учителей в педвузе позволяет считать необходимым реализацию следующих этапов в эффективном формировании готовности (как устойчивого личностного качества) будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся:

— ориентирование будущего учителя на творческий характер выбранной профессии;

— включение будущего учителя в выполнение творческой деятельности в процессе получения профессии;

— обобщение знаний и умений будущего учителя по проблемам развития творческих способностей учащихся;

— осуществление профессиональной деятельности с целью развития в ней творческих способностей учащихся.

Успешная реализация каждого из выделенных этапов позволяет на каждом из них достичь промежуточных целей в процессе формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся:

— осознание им творческого характера профессии учителя;

— накопление им опыта творческой деятельности;

— применение им знаний и умений в процессе развития творческих способностей учащихся;

— преобразование его знаний и умений в процессе профессиональной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся в своей профессиональной деятельности.

5. Необходимо в явном виде включить в программу психолого-педагогических курсов педвуза как обязательные элементы содержания образования знания о сущности и роли творческих способностей в процессе обучения, методах и средствах их развития.

Введение

их в учебные планы семинаров по выбору принципиально не может быть методом решения все новых и новых педагогических проблем. Они нужны только как промежуточный этап решения возникающих проблем для наработки средств, форм и методов их решения. Позднее эти наработки должны включаться в адаптированном виде в нормативные курсы.

Теоретические и экспериментальные материалы исследования свидетельствуют, что цель исследования достигнута, подтверждены основные положения гипотезы, в установленном объеме решены поставленные задачи.

В ходе исследования возникли проблемы, решение которых не относилось к поставленным задачам. Пути их решения требуют отдельного самостоятельного изучения.

Дальнейшая работа может затронуть процессы:

— внедрения наработанных материалов в психолого-педагогические и другие курсы учебных планов факультетов педвуза;

— переподготовки учителей различных дисциплин в институте повышения квалификации работников образования с целью совершенствования их подготовки к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения;

— разработки учебных программ и методик обучения курсу «Развитие творческих способностей», вводимого в специализированных школах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ результатов педагогического эксперимента дает основание считать, что:

— выдвинутая гипотеза о системе подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения в целом получила подтверждение;

— эффективность системы подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения, разработанной с учетом выделенных, условий значительно выше традиционной;

— в ходе экспериментального обучения студенты не испытывали особых затруднений и в целом оценивают его положительно.

Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследованияразработка системы подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения достигнута.

Мы отдаем себе отчет в том, что проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем при подготовке студентов в пределах нормативных курсов учебного плана педвуза.

Проведенное исследование позволяет сделать практически важные рекомендации по совершенствованию подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе изучения каждой психолого-педагогической дисциплины. Результаты исследования отражены в десяти публикациях автора.

Использование разработанных нами материалов и методики позволяет получить гарантированное повышение качества подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Промежуточная оценка уровня творческой активности, срезы знаний по проблеме проводилась после каждых трех занятий семинара.
  2. В таблице 10 на с. 152 соответственно мы приводим данные, отражающие динамику развития творческой активности студентов экспериментальных групп.
  3. Исходя из анализа результатов, можно сделать вывод, что у студентов данных групп наблюдается выраженная положительная динамика развития творческой активности.
  4. Вместе с тем студентами усваиваются и знания сущности творческих способностей, методик их развития, что определяет более высокий уровень сформированности у них компонентов их готовности к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.
  5. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  6. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989. — 167 с.
  7. Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. СПб.: Система плюс, 1996, — 159 с.
  8. Активные методы в подготовке учителя. Методические рекомендации для пед- институтов/ Сост. Л. И. Закотонова. Омск: ОГПИ, 1985. — 23 с.
  9. .С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании. -М.: Знание, 1971.-175 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
  11. .Г. Познавательные способности и интересы// Уч. записки ЛГУ. -Сер. Психология. Л.: Лениздат, 1959. — 102 с.
  12. .Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. Вып. 11. — Л., 1967. — С. 240−246.
  13. А. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982.
  14. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.
  15. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.- Кн. 1. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1996. — 567 с.
  16. В.И. Проверь себя: Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности// Народное образование. 1994. — № 3. — 63 с.
  17. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -432 с.
  18. Л.И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. -М.: Просвещение, 1984. 255 с.
  19. Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  20. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980, — 368 с.
  21. P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя// Проблемы управления общеобразовательной школой. Вып. 2. — Уфа, 1994. — 16 с.
  22. С.И. Математика и красота. Ташкент: Укитувчи, 1973. — 160 с.
  23. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1984. — 94 с.
  24. А.Г., Федотов И. К. К вопросу о развитии творческой инициативы учащихся// Математика в школе. 1963. — № 4. — С. 18−20.
  25. .И. Социально-философский анализ проблемы способностей: Автореферат дис.. канд. филос. наук. М., 1989. — 16 с.
  26. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
  28. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 95 с.
  29. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя// Советская педагогика. 1989.-№ 8. — С. 89−94.
  30. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. -187 с.
  31. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, Н. М. Борисова, Е. И. Горбачева и др.- Под ред. K.M.
  32. , Е.М. Борисовой. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
  33. JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 117 с.
  34. А.ПА. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореферат дис.. докт. пед. наук. Казань, 1997. — 16 с.
  36. Н.Я., Блох А. Я. О развитии логических и творческих способностей школьников при изучении математики// В кн.: Заочное обучение математике школьников VIII классов. М., 1981. — С. 127 — 132.
  37. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов/ Давыдов В. В. и др. Под ред А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  38. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967. 300 с.
  39. Вопросы психологии способностей/ Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973.-214 с.
  40. Н.Г. Теоретические задания средства активизации познавательной деятельности учащихся// Математика в школе. — 1987. — № 4. — С. 32−34.
  41. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студ,-педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общ-во России, 1999. 192 с.
  42. Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя/ Сост. Л. Ф. Пичурин. М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
  43. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении/ Отв. ред. И. Г. Огородников. -М., 1976. 156 с.
  44. Вузовское обучение: Проблемы активизации/ Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева и др. Минск: Университетское, 1989. — 108 с.
  45. С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -160 с.
  46. Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  47. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 94 с.
  48. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999. — 142 с.
  49. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  50. Н.Р. Практические занятия как средство повышения эффективности обучения математике. Ташкегнт: Укитувчи, 1979. — 243 с.
  51. Н.Р. Пути повышения эффективности практической деятельности учащихся в обучении математике в школе// Новые исследования в педагогических науках. 1984. — № 1. — С. 40−42.
  52. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. нак. Киев, 1991 .-211 с.
  53. Ю.М. О гносеологических аспектах моделирования// В кн.: Логика и методология науки. -М.: Наука, 1967.
  54. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. С. 5−31.
  55. В.Г. и др. От знаний к творчеству: Становление личности. — М.: Изд-во МЭИ, 1995. — 228 с
  56. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. К.: POBO Укрвузполиграф. — 1992. — 84 с.
  57. Ю.Б. Курс лекций по общей психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1982.-437 с.
  58. Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург, 1992. — 127 с.
  59. С.Б. Дидактические основы обучения учащихся VIII-IX классов решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (на примере классов технологической подготовки). Дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 1996.-210 с.
  60. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-376 с.
  61. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -304 с.
  62. С.С., Пьянова Л. Л. К вопросу об общей теории творчества// Веста. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1983. — № 2.
  63. С.Ф., Табачникова Н. Л. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет предметной диагностики по математике .1 класс. Вып. 1. — М.: МОИПК, 1995. — 29 с.
  64. H.A. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 16 с.
  65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Общие требования. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940
  66. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «10 400 Физика» (квалификация — учитель физики) — М., 1995. — 32 с.
  67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «10 100 Математика» (квалификация — учитель математики) — М., 1995. — 28 с.
  68. Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей// Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 12−16.
  69. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  70. В.В. О понятии развивающего обучения? // Педагогика, 1995, № 1. -С. 29−40.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1982. -319 с.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  73. Деловые игры в учебном процессе: Сборник статей. Минск: Вышэйшая школа, 1982. -144 с.
  74. Т.Е., Охременко Д. В., Тонких А. П. Выпускные квалификационные работы по математике с методикой ее преподавания. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 48 с.
  75. Деятельность: теории, методология, проблемы М.: Политиздат, 1990.-366 с.
  76. Диагностика познавательных способностей: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль.: ЯЛ 11 И, 1986. — 150 С.
  77. Диалектика и теория творчества/ Под ред. Гольдентрихта С. С., Коршунова A.M. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 200 с.
  78. Н.И. Формирование самостоятельности как профессионально значимого качества будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1987. -137 с.
  79. В.Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — 21 с.
  80. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна: Вита, 1995.-149 с.
  81. И.И. О воспитании у учащихся творческого подхода к решению задач// Математика в школе. 1961. — № 2. — С. 40−44.
  82. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  83. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. Н. Панферова. Псков. Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  84. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  85. В.М., Симоненко В. Д. Десять творческих проектов для учащихся 7−9 классов. Брянск, 1997. — 200 с.
  86. JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  87. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе (пособие для преподавателей вузов). М.: Высшая школа, 1975. — 314 с.
  88. Индивидуальность и способности: Сборник научных трудов/ Редкол.: Дружинин В. Н. и др. М.: ИПАН, 1994. — 142 с.
  89. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990, — 197 с.
  90. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
  91. .Р. Способности и склонности. Психофизиологические исследования. Ташкент: Фан, 1990. — 105 с.
  92. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 168 с.
  93. A.C. Что значит «обучать творчеству»// В сб.: Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988.-229 с.
  94. В.Я. Сущность творчества и формирование творческих способностей личности// В сб.: Творчество и педагогика. М., 1988. — С. 18−20.
  95. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием по специальностям педагогических институтов. М., 1985. — 96 с.
  96. Л.Г. Научное творчество студентов. М.: Изд-во МГУ, 1982. -109 с.
  97. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -172 с.
  98. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  99. С.Ф. Способности и одаренность// Советская педагогика. 1940. -№ 6.- С. 15−19.
  100. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1997. 480 с.
  101. А.М. Теория отражения и творчество. -М.: Политиздат, 1 971 255 с.
  102. Ю.С. Природа способностей. Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. -114с.
  103. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 45 с.
  104. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971.-60 с.
  105. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  106. П.Е. Общество и личность.-М.: Госполитиздат, 1961.-94 с.
  107. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 121 с.
  108. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского ГОРОНО, 1994. — 344 с.
  109. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -114 с.
  110. H.B. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л.: ЛГУ, 1970. — 183 с.
  111. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  112. Кутырев В. А Осторожно, творчество// Вопросы философии. 1994. — №№ 7−8.-С. 72−81.
  113. K.M. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. 168 с.
  114. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-478 с.
  115. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1992. — 178 с.
  116. Т.Н. Научиться придумывать! Методические приемы, материалы для урочной и внеурочной работы, содействующие развитию творческих способностей школьников. СПб: СПбГУПМ, 1994. — 51 с.
  117. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279 с.
  118. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  119. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
  120. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека// Вопросы психологии. 1960. — № 6.
  121. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975.-304 с.
  122. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I.- М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  123. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.- М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  124. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  125. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей// Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 413−418.
  126. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей^ 1993. — 527 с.
  127. Д. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1. М. Соцэкгиз, 1960.-734 с.
  128. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  129. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  130. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1979. — 37 с.
  131. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  132. И.Е., Горохова С. К., Малинникова H.A., Яцковская Г. А. Система профессиональной подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: Уч. пособие. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 148 с.
  133. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. -М.: Знание, 1977. 44 с.
  134. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  135. Г., Мейльхорн Г-Г. Творческое мышление и творческая деятельность студентов// Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 39−51.
  136. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец./ А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. -416 с.
  137. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: пособие для учителя/ A.B. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  138. Методика преподавания физики в средней школе: Молекуляр. физика. Электродинамика: Пособие для учителя/ С .Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик, В. А. Орлов и др.- Под ред. С. Я. Шамаша. М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  139. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1981.-288с.
  140. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по физ.-мат. спец./ C.B. Анофрикова, М. А. Бобкова, Л. А. Бордонская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
  141. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 288 с.
  142. В.А. Психология творческой деятельности- Киев: Знание, 1978. -45с.
  143. С. Человеческие способности: (соотношение социальных и биологических аспектов). Душанбе: Ирфон, 1991. — 303 с.
  144. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992. — 174 с.
  145. Научное творчество студентов/ С. Артамонов и др. М.: Молодая гвардия, 1984. -143 с.
  146. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя математики: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1980. — 112 с.
  147. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: Изд-во Ленинградского пед. ин-та, 1980. — 111 с.
  148. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576с.
  149. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  150. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Советская педагогика. 1982. — № 4. — С. 90−92.
  151. .П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1990. -160 с.
  152. А.Н. Приглашение к творчеству. Некоторые проблемы формирования специалиста-творца в условиях высшей школы. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1970. — 164 с.
  153. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.
  154. Общая психология, учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. A.B. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1977. 378 с.
  155. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. -448 с.
  156. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В. В. Богословский, A.A. Степанов, А. Д. Виноградова и др.- Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  157. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 380 с.
  158. A.A. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся. -М. Просвещение, 1988. 127 с.
  159. Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с.
  160. Основы методики преподавания физики в средней школе/ В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. A.b. Перышкина и др. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  161. Т.И. Подготовка студентов к творческой деятельности в процессе постановки задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 170 с.
  162. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических заведений./ В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев., А. И. Мищенко., E.H. Шиянов. М., «Школа-Пресс», 1998, — 512 с.
  163. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред П. И. Пидкасистого. М.: 1995. 637 с.
  164. Педагогика: педагогические теории, системы, технологи: Учебн. для студ. высш. и сред, учебн. заведений/ Смирнов С. А., Котова И. Б. и др. М.: Академия, 1999.-512 с.
  165. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988. — 479 с.
  166. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебн. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  167. В.Д. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986. — 270 с.
  168. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512 с.
  169. С.Ф., Сидорина М. С. Педагогика. Брянск: БИПКРО, 1996. -159 с.
  170. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  171. П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 212 с.
  172. П.И., Портнов M.JI. Опрос как средство обучения. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 155 с.
  173. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  174. К.К. В.И.Ленин и проблема способностей// Советская педагогика. 1969. — № 12. — С. 18−27.
  175. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  176. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. — М.: Владос, 1999. — 256 с.
  177. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — М.: Владос, 1999. — 576 с.
  178. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  179. Я.А. Фазы творческого процесса// Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — 280 с.
  180. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 204 с.
  181. М.М. Педагогическое творчество: Проблемы развития и опыт. Пособие для учителя. Киев: Рад. школа, 1988. — 189 с.
  182. Проблемы интегрального исследования индивидуальности.- Пермь, 1977. -124 с.
  183. Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГЗПИ, 1984. — 162 с.
  184. Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. Д.: ЛГПИ, 1987. — 22 с.
  185. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя: Межвузовский сборник научных трудов. JL: ЛГПИ, 1980. — 166 с.
  186. Программа педагогической практики по дисциплине «Методика обучения физике». Брянск, 1999. — 12 с.
  187. Программа по методике преподавания информатики. Брянск, 1999. —2 с.
  188. Программа по методике преподавания математики. Брянск, 1999. — 9 с.
  189. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. -М.: Исслед. Центр пробл. качества подготовки специалистов, 1994.
  190. Профессиональная ориентация учащихся/ А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, B.C. Аванесов, Б. И. Бухалов. М.: Просвещение, 1994. — 219 с.
  191. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  192. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сборник научных трудов. Вып. 348. — М., 1990. — 20 с.
  193. А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков.-М., 1990.-218 с.
  194. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. Б. Ушакова. -М.ИПРАН, 2000.-96 с.
  195. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Абуль-хановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998.-320 с.
  196. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная (Я.А.Пономарев, И. Н. Семенов и др.) М.: Наука, 1990. — 221 с.
  197. Психология. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. Под ред. проф. В. А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1974. 364 с.
  198. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  199. Развитие и диагностика способностей/ Алексеева Л. Г., Воронин А. Н. и др. -М.: Наука, 1991. 177 с.
  200. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975 — 272 с.
  201. А.З. Формирование творческого мышления школьников. Авто-реф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. — М., 1993. 31 с.
  202. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  203. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
  204. Л.О. Формирование у студентов отношения к усвоению профессиональных знаний: Дис.. канд. пед. наук. М, 1993. -183 с.
  205. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.- М.: Педагогика, 1989. 1 т. — 488 е., 2 т. — 329 с.
  206. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 297 с.
  207. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории// Вопросы психологии. 1960. — № 3.
  208. С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования. Сборник статей. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 168 с.
  209. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 188 с.
  210. Сборник программ по психологии для педагогических университетов/ Под ред. И. К. Тарасенко. Брянск, 1996. — 41с.
  211. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998 г. — 256 с.
  212. Система профессиональной подготовки учителя математики через заочную форму обучения/ Яцковская Г. А., Воронкова З. И., Горохова С. К., Малова И. Е., Малинникова H.A., Пуличева Г. Е., Скоробогатая М. А. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. — 55 с.
  213. Склонности и способности. Сборник статей/ Отв. ред. В. Н. Мясищев. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962, — 125 с.
  214. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  215. В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач// В сб.: Совершенствование подготовки специалистов педвузов к воспитательной работе. М.: Ml НИ, 1980. — 144 с.
  216. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Изд-во магистр, 1997. — 308 с.
  217. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  218. Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах СССР: Материалы Всесоюзной научной конференции. Киев: Изд-во КГПИ, 1983.-100 с.
  219. Совершенствование подготовки будущих учителей математики: Материалы семинара заведующих кафедрами математики пединститутов РСФСР (3−5 октября 1973 г.) —Тула: Изд-во Тульского пед. ин-та, 1975. 136 с.
  220. А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  221. Способности и деятельность. Межвузовский сборник науч. трудов/ Ред-кол.: Н. П. Воронин. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1989. — 149 с.
  222. Г. С. и др. Ориентация молодого учителя на развитие профессиональной творческой направленности: Методические рекомендации. Л.: Б.И. АПН СССР, 1986. — 52 с.
  223. В.А. Избр. произв. В 5-ти тт. Т. 1. — Киев: Рад. школа, 1979. — 686 с.
  224. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  225. JI.B. Практикум по курсу «Психология человека»: Уч. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 1998.-112 с.
  226. В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. — Карачаевск, 1997. 348 с.
  227. Творческая направленность деятельности педагога/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1978. — 102 с.
  228. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  229. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 335 с.
  230. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. — 91 с.
  231. Учебный план и программа по педагогике (1−5 курсы педагогического образования). Брянск, 1996. — 18 с.
  232. Ушачев В. П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике. -М., 1998. 464 с.
  233. Факторы одаренности: Методика исследования/ Сост. Т. М. Витик, В. И. Молков. Магнитогорск: Изд-во Магнитог. пед. ин-та, 1996. — 25 с.
  234. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-816 с.
  235. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов/ Редкол.: С. З. Гончаров. Свердловск: СИПИ, 1990.- 153 с.
  236. Формирование творческого мышления студента. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 187 с.
  237. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск: Изд-во Петр. гос. ун-та, 1988. — 160 с.
  238. JI.M. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович.- М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  239. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1997.-224 с.
  240. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  241. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  242. P.C., Столяр A.A. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М., Просвещение, 1985. — 336 с.
  243. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  244. Е.А. Программа по методике преподавания физики для специальностей «Физика-математика», «Физика-информатика», «Математика-физика». Брянск, 1999.- 9с.
  245. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 317 с.
  246. В.Д. К проблеме развития способностей// Проблемы способностей в советской психологии. М.: 1984. — С.38−44.• 252. Шадриков В. Д. Структура познавательных способностей// Психологический словарь. Т.6. № 3 — С.39−42.
  247. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, !981.- 208 с.
  248. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  249. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  250. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.-272 с.
  251. B.C. Педагогика творчества учащихся// Сер. Педагогика и психология. M.: Знание, 1988. — № 8 — С. 80.
  252. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  253. В.И. Формирование готовности педагога к творческому труду. Алма-Ата: Мектеб, 1983. — 87 с.
  254. ГЦуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  255. Э.Е. и др. Методика преподавания физики в средней школе: Механика: Пособие для учителя/ Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаш, В.А. Орлов- Под ред. Э. Е. Эвенчик. -М: Просвещение, 1986. 240 с.
  256. С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы. Магнитогорск, 1998. — 169 с.
  257. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  258. Н.М. Исследовательский метод в обучении как основа формирования умений педагогического творчества у будущих учителей. Челябинск, 1983. — С. 35−42.
  259. М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  260. Begabung und Lerner. Ergebnisse und Folgerungen neuer Forschungen, Mit Beitragen von: Hans Aebli, Wilhelm Arnold, Rudolf Bergius Stuttgart, Klett, 1970. — 594 c.
Заполнить форму текущей работой