Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация инвестиционной деятельности на основе взаимодействия участников инновационного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование данных методов банковского участия в инвестировании инновационных проектов имеет определенные ограничения, вызванные следующими причинами. Авальный кредит предполагает повышенную рискованность для банка, предоставляющего кредит, и поэтому дополнительно сдерживает развитие такой формы кредитования. Онкольный кредит, наоборот, не может быть широко распространен по причине отказов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы инвестирования в инновационную деятельность. 1.1. Инвестирование в инновационную деятельность: I основные понятия
    • 1. 2. Исследование возможностей государственного финансирования инновационной деятельности
    • 1. 3. Пути и формы банковского участия в инвестировании инновационной деятельности
  • Глава 2. Организационно-экономические основы взаимодействия участников инвестиционного процесса
    • 2. 1. Особенности инвестирования инноваций в РФ
    • 2. 2. Анализ инвестирования с участием бюджета развития и коммерческих банков
    • 2. 3. Необходимость совместного финансирования инновационной деятельности государственными структурами и коммерческими банками
  • Глава 3. Организация совместного инвестирования инновационной fs деятельности бюджетом развития и коммерческими банками
    • 3. 1. Система взаимодействия участников инвестиционного процесса и ее элементы
    • 3. 2. Метод инвестирования инновационной & деятельности с участием бюджета развития и коммерческих банков

Организация инвестиционной деятельности на основе взаимодействия участников инновационного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Экономика развитых промышленных стран с о середины прошлого века осуществляла переход к интенсивному типу расширенного производства, в основе которого лежат научно-технический прогресс и инновационная деятельность, что обеспечило явные преимущества развития социально-экономических систем этих стран. Россия все это время шла путем использования и продажи своих природных ресурсов и закономерно стала экспортоориентированной страной, реализующей сырье на мировых рынках. Изменение структуры российской экономики — переход от превалирования сырьевой составляющей к использованию высокотехнологичной продукции — является одной из главных национальных задач на современном этапе.

Переход к экономике инновационного типа в значительной мере зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и наличие инвестиционных ресурсов. Инновационная деятельность не может осуществляться без инвестиций, причем, как правило, требует больших финансовых затрат с длительным сроком окупаемости.

Практика рискового инвестирования представляет взаимодействие инновационной и инвестиционной деятельности как сложный процесс со многими неизвестными и многочисленными вариантами решений, по большей части, вероятностных. Ввиду сложности проблемы необходимо применять к ней комплексный метод, учитывающий структуру системы, взаимодействие ее составляющих между собой и с внешней средой.

Такой подход позволяет убедиться в необходимости консолидации усилий различных рыночных субъектов с целью активизации процессов инвестирования в области инноваций. Наиболее перспективным с этой точки зрения представляется объединение инвестиционной активности государственных институтов и коммерческих банков.

Изучением теории и практики инвестирования и инновационной деятельности занимался и занимается целый ряд ученых-экономистов, среди которых можно отметить Й. Шумпетера, В. С. Барда, С. Б. Барнеса, В. Беренса, Т. Блохину, С. М. Борисова, Ю. Бобылова, В. В. Бочарова, А. Д. Викторова, К. И. Воронова, Ф. Глисина, А. Дагаева, П. А. Короткова, В. М. Лебедева, В. Караваева, Д. Кузина, Л. Миндели, В. А. Московина, А. В. Мурычева, К. Х. Оппенлендера, В. Плакина, И. Е. Рудакову, С. Симановского, А. Синягина, Б. Твисса, П. М. Хавранека, И. А. Хаита, Т. Г. Хачатурова, С. Хейнмана, Р. Ж. Холта, Ю. В. Шленова, В. Е. Шукшунова, С. И. Шумилина. Значительный вклад в развитие теории инновационной и инвестиционной деятельности внесли ученые В. Р. Атоян, С. В. Валдайцев, В. Гуржиев, Г. И. Жиц, А. Завернюха, Н. В. Казакова, Д. И. Кокурин, О. Масленникова, М. А. Марушкина, О. В. Мотовилов, И. Осокина, Л. Паштова, Л. А. Сосунова, Б. Я. Татарских, Е. Ульянов, Е. П. Фомин, В. Н. Фридлянов и другие.

Однако исследований методов совместного инвестирования инновационных проектов со стороны государственных институтов и коммерческих банков, на наш взгляд, недостаточно.

Цель исследования — на основе изучения инвестиционного и инновационного процессов разработать и рекомендовать метод организации инвестирования инновационной деятельности посредством взаимодействия бюджета развития и коммерческих банков.

Цель работы предопределила решение следующих задач:

1) уточнить определения инвестиций, инвестиционного процесса, инвестиционного проектасистематизировать источники и методы инвестирования инновационной деятельности;

2) исследовать существующие методы участия коммерческих банков в инвестировании инновационной деятельности;

3) проанализировать реальную практику инвестирования с использованием средств бюджета развития (на примере Саратовской области), а также сложившуюся на Саратовском финансовом рынке ситуацию с банковским инвестированием;

4) исследовать критерии, определяющие метод инвестирования инновационных проектовопределить необходимость во взаимодействии различных субъектов в процессе инвестирования инновационной деятельности;

5) разработать основы метода совместного инвестирования инновационной деятельности на базе взаимодействия бюджета развития, коммерческих банков и предприятий, внедряющих инновационные проекты;

6) определить основные финансовые и информационные потоки, возникающие при совместном инвестировании инновационной деятельности, представить последовательность реализации предлагаемого метода.

Объект исследования — государственные институты и коммерческие банки, их взаимодействие в процессе инвестирования инновационной деятельности.

Предмет исследования — процесс инвестирования инновационной деятельности.

Методологическая основа работы. В работе использованы методы: комплексный, сравнительного анализа, группировок, ведущего звена, факторного анализа, синтеза. Теоретическая основа — системно-структурный анализ — синтез состояний объекта. Информационная основа — действующие законодательные акты, постановления и положения, труды ученых, научные разработки, отчеты о деятельности кредитных организаций.

Достоверность и обоснованность разработанных подходов, методов, теоретических положений и схем подтверждается анализом законодательных актов Российской Федерации, сложившейся практики инвестирования и теоретических положений, представленных в работах ученых-экономистов. Данный анализ доказывает реальную возможность внедрения предложенного в диссертационной работе метода совместного инвестирования инновационной деятельности.

Научную новизну результатов, полученных при исследовании, можно охарактеризовать следующим образом:

— внесены уточнения в определения понятий: инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционный проектсистематизированы источники и методы инвестирования инновационной деятельности;

— разработана классификация методов участия коммерческих банков в инвестировании инновационной деятельности;

— определены возможности привлечения бюджета развития и кредитных организаций к инвестированию инновационной деятельности;

— предложены концептуальные подходы к выбору метода инвестирования инновационных проектов в современных российских условиях;

— доказана необходимость взаимодействия различных субъектов в процессе инвестирования инновационной деятельности, в частности государства и кредитных организацийразработан метод совместного инвестирования инновационной деятельности на основе взаимодействия бюджета развития, коммерческих банков и предприятий, внедряющих инновационные проекты, выявлены преимущества предлагаемого метода;

— предложена схема организации финансовых и информационных потоков при реализации совместного инвестирования инновационной деятельности;

— разработана методика расчета процентных ставок для предлагаемого инвестирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы диссертационной работы могут использоваться в качестве методологической основы для дальнейшего исследования проблемы инвестирования инновационной деятельности.

Практическое использование предложенного метода совместного инвестирования инновационной деятельности с участием бюджета развития и коммерческих банков позволит повысить инновационную активность хозяйствующих субъектов региона и страны в целом, что будет объективно способствовать подъему экономики Российской Федерации.

Теоретическая значимость. Диссертационное исследование, проведенное автором, вносит определенный теоретический и методологический вклад в изучение инвестирования инновационной деятельности. Новые теоретические положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе для преподавания курсов «Инвестиционный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Финансовая оценка инвестиционных проектов».

Апробация результатов. Основные результаты исследования докладывались автором на областной научно-практической конференции «Механизмы развития инвестиционных и инновационных процессов в Саратове: состояние, перспективы, опыт» (Саратов, 2001), конференции «Информация, инновации, инвестиции» (Пермь, 2001), ежегодных внутривузовских научных конференциях. Ряд разработок автора диссертационного исследования включен в отчет о научно-исследовательской работе «Трансформация инфраструктуры вузовского инновационного комплекса в региональную инфраструктуру развития инновационного процесса и наукоемкого предпринимательства» (Саратов, 2002 год, номер государственной регистрации 1 200 208 833) и отчет по проекту «Методические основы создания комплексной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность научно-технического предпринимательства высшей школы в инновационной сфере промышленного сектора экономики» (Саратов, 2002 год, номер государственной регистрации 1 200 208 833).

Структура и объем работы. Предмет исследования, цель и направления исследования определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав («Теоретические основы инвестирования в инновационную деятельность», «Организационно-экономические основы взаимодействия участников инвестиционного процесса», «Организация совместного инвестирования инновационной деятельности бюджетом развития и коммерческими банками»), заключения, библиографического списка.

В первой главе «Теоретические основы инвестирования в инновационную деятельность» даны определения понятий «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «инвестиционный проект», представлена систематизированная классификация инвестиционных проектов, кроме того, определены такие понятия, как «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», приведены классификации источников инвестирования инноваций и методов их финансирования, проанализированы их отличительные черты, на базе чего автором предложены уточненные определения («инвестиции», «инвестиционный процесс», «инвестиционный проект»), авторские классификации источников и методов инвестирования инновационной деятельности. Кроме того, в данной главе исследованы возможности государственного участия в процессе инвестирования инноваций за рубежом и, подробно, в Российской Федерации, проанализирована законотворческая деятельность в РФ в области стимулирования инвестиций и инноваций, рассмотрен бюджет развития, как логический результат предшествующей работы в этом направлении. Третий раздел главы содержит анализ путей и форм банковского участия в инвестировании инновационной деятельности от наиболее элементарных до сложных и высокорискованных.

Вторая глава «Организационно-экономические основы взаимодействия участников инвестиционного процесса» включает в себя анализ современной практики инвестирования инновационной деятельности в РФ, исследование на базе практического материала современного состояния процесса инвестирования с использованием средств бюджета развития Саратовской области, а также банковского инвестирования на примере Саратовского регионаразработку концептуальных основ выбора возможных методов инвестирования инноваций в РФ на современном этапеобоснование необходимости консолидации усилий государства и кредитных организаций для активизации инвестиционно-инновационной сферыанализ внедрения в российскую практику идеи совместного инвестирования проектов государственным бюджетом и коммерческими банками.

В третьей главе «Организация совместного инвестирования инновационной деятельности бюджетом развития и коммерческими банками» дана краткая характеристика предлагаемого метода инвестирования инновационных проектов с участием бюджета развития и коммерческих банковпроведен анализ некоторых основных вопросов, возникающих при организации совместного финансирования (доли участия банка и государства, возмездность или безвозмездность государственного финансирования и т. д.) — определены основные достоинства описанного метода и проблемы, связанные с его реализацией, а также направления решения этих проблем. Во втором разделе главы представлены этапы совместного инвестирования инновационных проектов и описано движения финансовых и информационных потоков при его реализации.

Заключение

содержит выводы, сделанные автором в результате проведенного исследования.

Библиографический список включает 187 наименований: монографии, статьи, законодательные акты, материалы научно-практических конференций.

Объем работы 177 страниц машинописного текста, в том числе 11 таблиц и 39 рисунков.

1. Теоретические основы инвестирования в инновационную деятельность.

Выводы, вытекающие из анализа предоставленных документов.

Подтверждение, что данное предприятие существует, зарегистрировано, директор имеет право подписывать кредитные договора.

Доказательство, что кредит будет возвращен и проценты уплачены, что прибыть достаточна для возврата кредита и уплаты процентов.

Расчет показателей кредитоспособности заемщи.

Дополнительное доказательство безопасности вложений.

Определение гарантий банка вернуть вложенные средства и получить доход в случае невозврата ссуды и неуплаты процентов заемщиком.

Рис. 1.3.4. Сведения о заемщике, собираемые банком, и выводы из их анализа рукциям Центрального Банка [122], кредитование может осуществляться следующими методами: путем разового зачисления средств клиенту, открытием кредитной линии, кредитованием банковского счета заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств), так называемым овердрафтом, участием банка в предоставлении клиенту денежных средств на синдицированной основе, другими способами, не противоречащими действующему законодательству. В числе методов финансирования инновационных проектов некоторые экономисты выделяют ряд методов, основанных на банковском кредитовании. Это могут быть [174] получение кредитной линии по нецелевому кредитуполучение кредитной линии по целевому кредитуучреждение под инновационный проект целевого («проектного») предприятияобращение за инновационным кредитом для реализации стартового проекта, составляющего лишь первый этап основного более крупного проекта, и самофинансирование последующих его этапов из собственной доли прибылей по стартовому проекту.

На основании приведенных выше классификаций автором данной работы предложена собственная классификация (см. рис. 1.3.3).

Достоинствами данной схемы является, во-первых, учет законодательно закрепленной практики банковского кредитования в РФ, в частности, выделение таких методов, как разовый кредит, кредитная линия, кредит на синдицированной основе, овердрафт. Во-вторых, предложенная схемы охватывает большее число методов кредитования, так, например, группа специфических методов не ограничивается овердрафтом, а включает в себя еще авальный и онкольный кредиты. Кроме того, нами предлагается дифференциация метода кредитования путем предоставления кредитной линии на два метода: кредитная линия по целевому и по нецелевому кредиту. Это имеет большое значение для упрощения процедуры получения кредитных средств заемщиком, поскольку предполагает предоставление клиентом в банк либо разработанного бизнес-плана, либо залога или поручительства, тогда как в настоящее время банки требуют и то, и другое для отнесения ссуды к более низкой группе риска [71]. Оформление кредитных линий без обеспечения ссуды потребует, на наш взгляд, некоторого изменения инструктивного материала ЦБР с тем, чтобы предоставить банкам возможность кредитовать инновационные проекты клиентов, не имеющих кредитной истории, и без обеспечения и при этом не начислять резерв на возможные потери в размере 100% ссуды (как это полагается делать сейчас). Автором данной работы также предложено определение в качестве отдельного метода учреждение под инновационный проект специального предприятия, который в принципе используется и сейчас, но не имеет законодательного оформления. Внедрение такого метода, скорее всего, также потребует изменений инструктивного материала в части начисления резерва на возможные потери по ссудам.

Разовая выдача кредита представляет собой наиболее простой метод с точки зрения банковской техники организации кредитования. Схема движения финансовых потоков при банковском кредитовании в случае выдачи разового кредита, составленная на основании инструктивного материала ЦБР (Положений ЦБР от 26 июня 1998 г. № 39-П, от 31 августа 1998 г. № 54-П, письма ЦБР от 5 октября 1998 г. № 273-Т, Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях от 18 июня 1997 г. № 61) и обзора банковской практики в этой области, может выглядеть следующим образом. После принятия банком решения о выдаче кредита следует подписание кредитного договора, договоров залога, и (или) поручительства, страхования кредита, распоряжения клиента на безакцептное списание со счета и т. д., а после оформления пакета документов банк на основании платежного поручения заемщика перечисляет всю сумму кредита со ссудного счета клиента на его расчетный счет. Заемщик уплачивает банку процент за пользование средствами и осуществляет возврат кредита в соответствии с установленным графиком.

Кредитование путем предоставления кредитной линии отличается от обычного тем, что после заключения с заемщиком одного договора ему могут выдаваться по сути несколько кредитов в течение назначенного срока (как правило, один год) и не более определенной суммы за период (лимита выдачи) или определенной величины единовременной задолженности (лимита задолженности) [122]. Заключив договор о кредитной линии, банк предоставляет заемщику кредит в размере испрашиваемой суммы (но не превышая лимита). Если после погашения кредита у клиента снова возникает потребность в заемных средствах, он должен лишь обратиться с заявкой в банк, чтобы получить их. Для банка, который до подписания договора провел анализ кредитоспособности заемщика, надежности предлагаемого обеспечения и перспективности кредитуемого мероприятия, выдача второго и последующих кредитов в рамках кредитной линии — вопрос чисто технический.

Зарубежная банковская практика называет в качестве отдельных методов кредитования открытие кредитной линии по целевому и по нецелевому кредиту. Для российских кредитных учреждений до недавнего времени целевое использование ссуды было одним из важнейших принципов кредитования, и, следовательно, кредит на неизвестные цели не мог быть выдан отечественными банками. В настоящий момент в РФ законодательно закреплены как основные принципы кредитования: возвратность, срочность и платность [122]. В современных российских условиях нецелевое кредитование, являясь принципиально возможным, не нашло распространения в силу объективных причин: очень высокая рискованность, даже по сравнению с другими методами кредитования инновационных проектов, проводимая ЦБР политика в отношении начисления резервов на возможные потери, о чем говорилось уже ранее.

Следующий метод кредитования инновационных проектов — организация под инновационный проект специального («проектного») предприятия для получения кредитов. Такой метод, хотя и применяется в современной российской практике, не закреплен нормативными актами и практически не исследован в литературе. Причин этому несколько: во-первых, повышенная рискованность такого метода кредитования для банка, во-вторых, зачастую полулегальный характер такого финансирования, поскольку сами кредитные средства требуются предприятию-учредителю фирмы, которая оформляет на себя кредит, третья причина, тесно связанная с первыми двумя, кроется в относительно высокой вероятности использования данного метода недобросовестными заемщиками. Схема движения финансовых потоков между банком и заемщиком в этом случае та же, что и случае разовой выдачи кредита. Отечественные банки не могут не учитывать возможные последствия такого кредитования, поэтому использование данной схемы крайне ограничено: она может применяться в отношении фирм, учредители которых первоклассные заемщики, имеющие прочные и долговременные отношения с банком, а также при предоставлении высоколиквидного залога и, желательно, поручительства самих учредителей. Таким образом, сложность организации кредитования специального («проектного») предприятия и его рискованность для банка делают этот метод крайне редко используемым в отечественной практике.

Метод кредитования, основанный на участии банка в предоставлении заемщику средств на синдицированной (или консорциональной) основе, имеет немаловажное значение для инвестиционной деятельности предприятий и, особенно, для инвестирования в инновации. Высокие риски, возникающие при кредитовании инновационной деятельности, а также большие объемы средств, требующиеся предприятиям для реализации масштабных инновационных проектов подталкивают банки к мысли о необходимости совместного кредитования как в целях снижения рисков, так и формирования необходимого объема финансовых средств. На основании положений нормативных актов ЦБР [121, 122] предлагаются две принципиальные схемы движения финансовых потоков при банковском кредитовании инновационного проекта на синдицированной основе.

Первая схема основана на том, что банк — организатор синдиката заключает с клиентом-заемщиком договор на предоставление синдицированного кредита, по которому он является единственным кредитором, а также один или несколько договоров на предоставление (размещение) денежных средств с третьими лицами (в том числе банками) — участниками кредитного пула/консорциума.

Вторая схема кредитования инновационных проектов путем выдачи кредита на синдицированной основе представляет собой вариант, когда банкиучастники заключают с клиентом-заемщиком многостороннее соглашение на предоставление синдицированного кредита либо совокупность соответствующих двусторонних соглашений, в которых оговаривается условие, что все расчеты по предоставлению и погашению синдицированного кредита, а также уплате процентов по нему осуществляются через банк-организатор.

Возвращаясь к методам кредитования, отметим отдельную группу таких методов, в которую входят авальный, онкольный кредит и овердрафт.

Использование данных методов банковского участия в инвестировании инновационных проектов имеет определенные ограничения, вызванные следующими причинами. Авальный кредит предполагает повышенную рискованность для банка, предоставляющего кредит, и поэтому дополнительно сдерживает развитие такой формы кредитования. Онкольный кредит, наоборот, не может быть широко распространен по причине отказов от него заемщиков. Ведь инновационные проекты предполагают привлечение средств на длительный срок, вернуть их по первому требованию банка не представляется возможным исходя из сути самой операции. Овердрафт больше подходит для кредитования оборотных средств, когда фирма за относительно короткий промежуток времени несет значительные расходы и имеет адекватные поступления средств на свой расчетный счет, несовпадение которых во времени и диктует необходимость в овердрафте. Большой временной интервал между произведенными за счет кредита расходами и получением доходов, четко определенный график платежей со счета клиента, характеризующие реализацию инновационного проекта, не способствуют развитию практики применения овердрафта при инвестировании инноваций. Тем не менее, все названные формы кредитования (авальный, онкольный кредит и овердрафт) могут применяться для финансирования какой-то части инновационного проекта или сопряженных с ним других более мелких проектов.

Таким образом, рассмотрев различные методы кредитования инновационных проектов, вернемся к методам вложения банков в инновационные проекты собственных и привлеченных средств. Как было уже отмечено, к ним, помимо спонсорской помощи и кредитования относится еще группа специальных методов участия банков в инновационном процессе (см. рис. 1.3.3).

На основании изучения экономической литературы, посвященной этому вопросу [174, 83, 66], нами предлагается определить состав группы специальных методов участия банков в инвестировании инновационных проектов следующим образом: это лизинг, факторинг, форфейтинг и (в основном за рубежом) так называемые «инновационные кредиты».

Механизм осуществления лизинговой сделки заключается в следующем: лизингодатель по договоренности с лизингополучателем покупает объект сделки у изготовителяпри этом платеж за поставленный объект обычно совершается сразу после его приемки. Если лизингодателем выступает самостоятельная фирма, то она использует для оплаты оборудования средства, полученные в кредит у банка на льготных условиях, если сам банк — то он использует собственные средства [174]. Таким образом, для банка существуют различные возможности участия в лизинговых операциях: прямое финансирование лизинга в качестве лизингодателя, косвенное финансирование посредством кредитования лизинговой фирмы, долевое участие в ее капитале. Факторинговые операции заключаются в покупке специальными компаниями (за рубежом их называют факторскими), а чаще соответствующими отделениями коммерческих банков у своих клиентов (предприятий — поставщиков товаров и услуг) платежных требований и последующем получении от должника (покупателя) платежей по ним [13]. Форфейтинг похож факторинг, но его классическая форма имеет существенные особенности. Оно представляет собой кредитование эксперта банком путем покупки у продавцов векселей и других требований, причем «без оборота на продавца», т. е. к нему не могут быть предъявлены претензии при неоплате требования — все риски лежат на форфеторе.

Эти виды банковских операций, характерные для зарубежных банков, начинают использоваться и у нас. Банки все чаще участвуют в переговорах, связанных с подписанием торговых контрактов, обсуждая условия ценообразования, финансирования и формы расчетов. Следствием этого становятся «инновационные кредиты», получившие распространение на Западе: такая практика связана с финансированием процесса создания принципиально новой продукции — начиная от разработки перспективной идеи и заканчивая ее внедрением в производство и реализацией результатов на рынке [174]. Основными поставщиками идей являются научные организации, вузы и просто отдельные ученые и изобретатели, не имеющие денежных средств и других возможностей для реализации своих предложений. Банк подвергает поступившие заявки всесторонней технико-экономической экспертизе, где идея проверяется, в том числе на патентную «чистоту», технологичность и т. д. Экспертиза проводится независимыми экспертами, при ее положительном решении с автором идеи заключается контракт, где оговариваются права и обязанности сторон, в т. ч. права собственности, распределения прибыли и др. Банк может взять на себя и функции организатора дальнейшего продвижения разработки к рынку: поиск предприятия, которое возьмется за освоение новшества, поиск исходного сырья, закупка оборудования, организация рекламы, сбыта и т. д. Естественно, эти функции осуществляются тогда, когда успех начатого дела уже не вызывает сомнения (за исключением всегда остающейся возможности непринятия рынком нововведения). Распределение прибыли от продажи новшества происходит по договоренности сторон, принимающих участие в ее создании, а доля финансирующей стороны не ограничивается процентом, причем повышенным, за предоставленный кредит, а включает еще и участие в прибыли.

Таким образом, на основе проведенного исследования автором данной работы представлена своя схема-классификация методов участия банков в инвестировании инноваций, в рамках которой можно обозначить такие методы, как обслуживание движения средств, принадлежащих клиентаминвесторам и направляемых на инновационные целисодействие в направлении финансовых потоков на инновационные цели через рынок ценных бумагсодействие в процессе государственного финансирования инновацийи, наконец, вложение банками собственных и привлеченных ресурсов в инновационные проекты.

Составленная автором данной работы на основе обзора российской практики систематизация видов банковского участия в государственном финансировании инновационных проектов включает в себя обслуживание счетов, через которые проходят бюджетные ассигнования, в том числе обслуживание расчетных счетов фирм-получателей бюджетных средств и ведение специальных счетов, на которые перечисляются бюджетные средства (например, при размещении на конкурсной основе централизованных ресурсов бюджета развития) — консультационные услуги и услуги в составлении документацииа также посредничество в предоставлении бюджетных средств на возвратной и платной основе.

На основании анализа экономической литературы, посвященной этому вопросу, а также современной банковской практики автор представляет собственную классификацию методов вложения банками собственных и привлеченных ресурсов в инновационные проекты, согласно которой основными методами являются кредитование, спонсорские вложения и группа специальных методов.

В рамках кредитования и группы специальных методов происходит дальнейшая дифференциация, в частности, в составе группы специальных методов выделены лизинг, факторинг, форфейтинг и (в основном за рубежом) т.н. «инновационные кредиты».

Общей причиной, сдерживающей банковские инвестиции в инновационные проекты и, следовательно, рост инновационной активности в РФ, является высокая рискованность таких вложений. С другой стороны, реализация нововведений, особенно в высокотехнологичных, редко приносит значительные доходы, даже в перспективе один-два года, при этом банки в качестве компенсации за риск (и сложность организации — при лизинге, например) требуют уплаты повышенных процентов. В итоге ситуация с инвестированием банками инновационных проектов все более обостряется и на практике нечасто решается с выгодой для обеих сторон. Выход из создавшегося положения может быть основан на консолидации усилий различных рыночных субъектов, в частности кредитных учреждений и государства в лице бюджета развития, средства которого также направляются на финансирование инновационных мероприятий.

2. Организационно-экономические основы взаимодействия участников инвестиционного процесса.

2.1. Особенности инвестирования инноваций в РФ.

Начало экономических реформ 1991 г. в РФ характеризовалось резким ослаблением внимания государства к науке и инновациям, кардинальным сокращением финансирования всех этапов инновационного цикла — от фундаментальных исследований до внедрения разработок. Финансирование указанных работ из федерального бюджета уменьшилось в 1992;1998 гг. в сопоставимых ценах в 3 раза. Разрушение отраслевой советской системы управления промышленностью, прежде всего, резко «сжало» отраслевое государственное финансирование прикладных исследований и конструкторских разработок. В результате возник существенный его дисбаланс по этапам инновационного цикла. К 1994 г. сложилось соотношение фундаментальных, прикладных и конструкторских работ приблизительно 1:1:3 [37], что означало практическое свертывание бюджетного финансирования полномасштабных разработок новых технологий. Как следствие произошла фактическая стагнация инновационной активности в промышленности.

В этот период правительство предприняло попытку сосредоточить имевшиеся в его распоряжении ограниченные финансовые ресурсы на сохранении базы отечественной науки, технологической восприимчивости промышленности. С этой целью проводилась политика, направленная на предоставление предприятиям и отдельным исследователям максимально либерального режима использования ранее полученных результатов интеллектуальной деятельности, оборудования для выполнения негосударственных заказов российских и зарубежных компаний, на предоставление научным учреждениям налоговых льгот. В 1997;1998 гг. правительство предприняло ряд инициатив по решению проблем, связанных с правами на интеллектуальную собственность: были созданы механизмы первичного закрепления соответствующих прав в федеральной собственности и одновременно передачи их экономическим субъектам в хозяйственный оборот на финансово приемлемых условиях.

В результате к 1997;1998 гг. наметилось некоторое повышение общей инвестиционной активности на российском рынке, рост спроса на результаты научных исследований, увеличение финансирования исследований и разработок со стороны негосударственного сектора. Однако широкомасштабного инвестирования инновационной деятельности, превращения научной сферы в источник экономического роста страны не наблюдалось.

Крайне негативное влияние на состояние всей инвестиционной сферы страны и, особенно, на инвестирование инновационной деятельности оказал дефолт 1998 г. В результате не только обесценились средства, вложенные в научные исследования и разработки, но и свободные денежные средства предприятий, организаций и коммерческих банков, то есть те ресурсы, которые потенциально могли бы быть вложенными в инновационные проекты. Инвестирование в инновационную деятельность столкнулось с новым препятствием на пути своего развития.

Рассмотрим состояние инвестирования инновационной деятельности в Российской Федерации на современном этапе.

Прежде всего, обратимся к структуре расходов на исследования и разработки в РФ и проведем ее сравнение с другими странами. Соответствующие данные представлены в таблице 2.1.1. Как видно из данных таблицы, преобладающим источником финансирования исследований и разработок практически во всех странах являются промышленные компании (72,4% - в Японии и Южной Корее, 70,2% - в Финляндии, 68,2% - в США), они в основном и осуществляют исследования и разработки (75,3% - в США, 75,1% - в Швеции, 74% - в Южной Корее, 71% - в Японии). В менее развитых странах правительство финансирует наибольший объем исследований и разработок (в Мексике — 65,3%, в Турции — 47,7%), а основные исследования осуществляются в университетах (38,6 и 55,3% соответственно). Что касается России, больше половины расходов на исследования и разработки (54,8%) принадлежит государству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в инвестиционной сфере России и, особенно, в области инвестирования инноваций еще не в полной мере преодолены кризисные явления, которые оказались более масштабными, чем общий экономический кризис в стране. Однако инвестиции и инновации — необходимые предпосылки прогрессивного развития производства, а, следовательно, экономики и общества, в целом. Следовательно, российское государство должно стремиться к развитию инвестиционного процесса и, в частности, инвестирования инновационной деятельности.

2. В современной экономической литературе отсутствует единое понятие терминов «инвестиции», «инвестирование», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «инвестиционный проект», а также «инновация», «инновационная деятельность». Проведенное исследование позволило выявить наиболее корректные, по мнению автора, определения («инвестиционная деятельность», «инновации», «инновационная деятельность»), а также представить уточненные авторские определения («инвестиции», «инвестиционный процесс», «инвестиционный проект»).

3. На основе анализа различных подходов к классификации источников и методов инвестирования инновационной деятельности автором предложены свои варианты соответствующих классификаций.

4. Обзор практики зарубежных стран в области инвестирования в инновационную деятельность свидетельствует о большой роли, которую призвано играть государство в этом процессе, а также о наличии двух основных направлений государственного участия: прямого и косвенного. В РФ с началом перехода к рыночным отношениям произошло резкое падение объемов инвестирования и еще более резкое — в области инноваций. Примерно с 1994 г. государство начинает принимать меры по оживлению указанных процессов, причем отличительными чертами российской политики в этом направлении явились постепенный переход от уравнительного распределения государственных ресурсов к предоставлению финансирования на возвратной основе выборочному числу предприятий с наилучшими показателями финансово-хозяйственной деятельности, а также финансирование инноваций государством совместно с самим предприятием, внедряющим проект, и другими субъектами рынка.

5. Большую роль в инвестировании инновационных проектов призван сыграть бюджет развития как составная часть федерального бюджета, используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Это связано со специализированными функциями, для выполнения которых создан бюджет развития, и наличием методики рассмотрения проектов и выдачи средств, что способствует ускорению и упрощению доступа предприятий к финансированию.

6. Исследование различных методов банковского участия в инвестировании инновационной деятельности позволяет сделать вывод о практической возможности кредитных организаций содействовать инвестиционному процессу, такое содействие может осуществляться разными методами: от обслуживания счетов предприятий, через которые проходит финансирование, до вложения банками в инвестиционные проекты собственных и привлеченных ресурсов.

7. Исследование практики законодательного обеспечения и реального функционирования бюджета развития Саратовской области позволяет сделать выводы, во-первых, об отсутствии инновационной направленности его деятельности (что находит отражение в определенных законом направлениях использования средств бюджета развития Саратовской области), а, во-вторых, о несвоевременности выделения его средств и образовании задолженности по выплатам из бюджета развития, доходившей в отдельных случаях до 2-х лет. Таким образом, бюджет развития Саратовской области не решил задачи подъема инвестиционной активности в регионе и, тем более, инвестирования в инновации.

8. Автором было проведено самостоятельное обследование банковского сектора на примере Саратовского региона, которое позволило описать его общее состояние, структуру и динамику средств, размещенных банками (и филиалами), находящимися на территории Саратовской области, а также динамику их кредитных вложений. На основании проведенного анализа были сделаны выводы, во-первых, о наличии в Саратовском регионе сравнительно хорошо развитой системы финансово-кредитных организаций, характеризующейся высоким уровнем конкуренции и обладающей значительными ресурсами. Во-вторых, большая масса банков области, а следовательно, и банковский сектор региона, как единое целое, характеризовались на протяжении 2001;2002 годов устойчивой тенденцией роста как общих объемов размещенных средств, так и кредитных вложений (1,7 — 3,5% в месяц), что является безусловно положительным моментом с точки зрения инвестиционных процессов и банковского участия в них. В-третьих, в структуре кредитных вложений банков Саратовской области более 80% занимают кредиты юридическим лицам, что свидетельствует о принципиальной возможности их использования на инвестиционные цели.

9. Автором работы была проанализирована структура кредитов, выданных банками Саратовской области, в разрезе сроков их предоставления, исследованы структурные сдвиги в кредитовании отдельного банка на протяжении нескольких лет, на ряде примеров определены средние сроки кредитования и выявлено наличие долгосрочных кредитов, а, кроме того, на основе экспертных мнений оценены размеры инновационного кредитования. В итоге было установлено наличие малых объемов долгосрочных кредитов у банков Саратовской области — доля кредитов со сроком погашения более 1 года в общей величине кредитования составляет в настоящее время примерно 7−8%. Однако динамика структуры кредитования по срокам размещения показала положительные изменения, произошедшие в период с 1999 по 2002 год: наибольший удельный вес в кредитах, выданных банками области, принадлежит кредитам от 181 дня до 1 года, в структуре кредитования отдельного банка доля таких вложений увеличилась в период 2000;2002 г. г. с 1,6% до 25% при снижении доли более краткосрочных кредитов. И, наконец, кредиты на инновационные цели по экспертным оценкам составляют порядка 0,1−0,5% от суммарных кредитных вложений банков. Таким образом, при наличии в нашей стране (и регионе) сравнительно хорошо развитой системы финансово-кредитных организаций, банковские инвестиционные вложения, особенно, в инновационную деятельность крайне малы.

10. В результате исследования различных методов инвестирования инноваций автором разработаны концептуальные подходы к выбору метода финансирования в зависимости от ряда критериев, таких как размер инновационного проекта, финансовая устойчивость фирмы, доходность проекта, имидж фирмы, значимость проекта. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что каждый метод инвестирования обладает своими преимуществами и недостатками и характеризуется своими ограничениями по применению, что необходимо учитывать рыночным субъектам при планировании их инновационной деятельности.

11. Автором выведены и систематизированы основные причины взаимодействия различных рыночных субъектов в процессе инвестирования в инновационную деятельность: для государства — это ограниченность ресурсов государства, вероятность развития иждивенческого подхода получателей ресурсов, необходимость подъема экономики, содействие региональному развитиюдля коммерческих банков — высокая рискованность финансирования, наличие других более прибыльных сфер приложения капитала, потребность в долгосрочном размещении кредитных ресурсов, нестабильность ситуации в странедля предприятий — инициаторов инновационных проектов — высокие ставки и относительно короткие сроки банковского кредитования, труднодоступность государственного финансирования, невозможность получения средств из других источников и, так же, как для банков, нестабильность ситуации в стране. На основе вышесказанного определен путь оптимизации финансовых потоков в сфере инвестиций в инновационную деятельность: консолидация усилий государства в лице бюджета развития и коммерческих банков.

12. Идея совместного инвестирования государственным бюджетом и кредитными организациями уже возникала в российской практике: сначала в 1992;1993 годах на примере финансирования конверсионных программ, затемв начале 2000;х — для предприятий агропромышленного комплекса. Если в рамках первого направления осуществлялось бюджетное финансирование на возвратной основе, то в рамках второго предполагалось инвестирование с более активным участием коммерческих банков, которые кредитуют предприятия за счет своих средств. Однако ряд негативных моментов (чрезмерная сложность и многоступенчатость системы государственных органов, задействованных в данной схеме, связь между предоставлением бюджетного финансирования и перечислением банком налоговых платежей и т. д.) свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы взаимодействия государства и коммерческих банков.

13. Проведенный автором анализ методов инвестирования, разработанные концептуальные основы выбора метода инвестирования в зависимости от характеристик фирмы и ее проекта, а также анализ методов банковского участия и государственного стимулирования инновационной деятельности позволил предложить следующий метод взаимодействия рыночных субъектов в области инвестирования инноваций. Основные участники совместного инвестирования — предприятия-инициаторы инноваций, государство в лице бюджета развития и коммерческие банки. Ресурсы предоставляются предприятию-инициатору инновационного проекта кредитными организациями на возвратной и платной основе, т. е. в виде кредитования, при этом за пользование средствами берется процент в размере среднерыночного, небольшую часть которого уплачивает предприятие, а остальное — возмещается из бюджета развития.

14. Автором сделана попытка аналитическим путем определить преимущества предложенного метода, а также вопросы, возникающие при его внедрении. В числе последних — расчет процентов, уплачиваемых заемщиком самостоятельно и подлежащих уплате из бюджета развития, оптимальная организация поступления средств из бюджета, координация работы банков и бюджета, предотвращение нецелевого использования средств. В работе представлены возможные решения возникающих проблем.

15. Предлагаемое автором совместное инвестирование включает в себя девять этапов, логически взаимосвязанных, подчиненных единой цели и дающих в совокупности целое, способное решать задачи, не достижимые одним или несколькими этапами (обеспечить финансированием инновационный проект). Данные этапы могут быть определены следующим образом:

— первый — подготовительный: определение перечня банков, через которые будет осуществляться финансирование;

— второй — включает в себя анализ проектов, представленных к финансированию согласно предлагаемому методу, в центре экспертизы (РИНКЦЭ) с целью подтверждения инновационного характера мероприятия;

— третий — обращение предприятия — инициатора инновационного проекта в банк с заявкой на получение кредита;

— четвертый — это проведение банком анализа представленных документов, заключение о возможности финансирования проекта предлагаемым методом, расчеты процентных ставок;

— пятый — представление банком необходимой информации в Центральный банк, взаимодействие банков с Центральным банком и ЦБР с государственными органами по общим и частным вопросам;

— шестой — заключение кредитного договора с предприятием (и подписание других необходимых документов) и выдача кредита;

— седьмой — расчет банком процентов за кредит, уплата одной их части предприятием, и компенсация другой — из бюджета;

— восьмой — полное или частичное погашение кредита;

— девятый — контроль банком целевого использования средств предприятием и выдача соответствующего заключения.

16. В рамках предлагаемого метода инвестирования в инновационные проекты автором разработаны методики расчета:

— процентной ставки, под которую предоставляется финансирование (условно названной ставкой договора): не выше средней арифметической взвешенной по всем долгосрочным кредитам (а при отсутствии долгосрочных — по всем кредитам), выданным банком за последние два месяца (кроме потребительских кредитов и кредитов в иностранной валюте);

— ставки процентов, уплачиваемых предприятием самостоятельно (условно названной ставкой оплаты): предпочтительнее устанавливать ее на каждый год на определенном фиксированном уровне;

— ставки процентов, подлежащих компенсации из бюджета развития (условно названной процентной разницей): рассчитывается как разность между первой и второй величинами.

17. Предложенный метод инвестирования способен дать ожидаемые результаты лишь при реализации комплексного подхода, т. е. при внедрении данного метода как единого целого. Реализация совместного инвестирования в таком случае позволит:

— предприятиям: получать заемные средств для инвестирования в инновационные проекты в виде долгосрочных кредитов под невысокий процент;

— банкам: размещать свободные ресурсы на длительный срок, не опасаясь значительных изменений конъюнктуры кредитного рынкаснижать рискованность вложений (из-за меньшей зависимости банка от реально получаемых предприятием доходов от инновационного проекта);

— государству: способствовать реализации в рамках всей страны инновационных проектов, дающих положительный экономический эффект, и при этом нести меньшие расходы, чем при безвозмездном финансировании из бюджета тех же инновационных проектов.

Конечно, внедрение механизма взаимодействия государственных и банковских учреждений в финансировании инноваций сопряжено с целым рядом проблем (на которые было указано автором настоящей работы). Однако в целом можно сказать, что данные проблемы принципиально разрешимы, а метод совместного инвестирования инновационных проектов с участием бюджета развития и коммерческих банков, предложенный в данной работе, достаточно реалистичен, рассчитан на современные российские условия, его претворение в жизнь способно активизировать инновационные процессы и, следовательно, содействовать прогрессу экономики всей страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. -440 с.
  2. С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики // Экономист. 1999. — № 3. — С. 92−96.
  3. Т.Д. Инвестиционная деятельность финансово-кредитных учреждений // Деньги и кредит. 1995. — № 10. — С. 65−70.
  4. К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. — № 6. — С. 44−51.
  5. В.Р. Инновация и инновационная деятельность (понятийный аппарат) // Логистические стратегии товародвижения: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1997.-С. 127−132.
  6. В.Р. Организация инновационной деятельности в российских технических вузах / Автореф. дис.. докт. экон. наук. СПб, 1998. — 34 с.
  7. В.Р., Петров В. В. Новые формы организации инновационной деятельности // Инновации в экономике региона: Доклады на областной научно-практической конференции. Саратов, 1997. — С.29−35.
  8. В.Р., Тюрина В. Ю., Казакова Н. В. Совершенствование организации научно-инновационной деятельности вузов // Инвестирование инноваций: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 2002. — С.4−9.
  9. О.А. Оценка, отбор и государственное финансирование инвестиционных проектов с учетом эффекта мультипликатора-акселератора в депрессивных регионах // Финансы и кредит. 2002. — № 12 (102). — с. 41−49.
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1998.-480 с.
  11. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001.-672 с.
  12. Банковское дело: стратегическое руководство / Рук. проекта У. Гулд- Под ред. В. Платонова, М.Хиггинса. М.: Консалтбанкир, 1998. — 432 с.
  13. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: «Экзамен», 2000. — 384 с.
  14. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998.-304 с.
  15. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Логос, 1999. — 344 с.
  16. В. Новые тенденции в развитии инвестиционной деятельности в РФ // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. — № 2. — С. 9−15.
  17. В., Новосельский В. Потенциал экономического развития и научно-технический прогресс // Экономист. 2002. — № 1. — С. 3−6.
  18. В., Остапкович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий // Экономист. 2001. — № 5. — С. 37−41.
  19. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2001. — № 7. — С. 3−8.
  20. О. Особенности финансирования капиталообразующих инвестиций в России // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 14 (221). — С. 39−42.
  21. А. Будущее российских инноваций // ЭКО. 2000. — № 2. -С. 57−68.
  22. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. 2001. -№ 7. — С. 104−114.
  23. Е., Кузнецов А. Региональное распространение инвестиций в России // Российский экономический журнал. 2002. — № 3. — С. 76−109.
  24. JI. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. 1996. — № 3. — С. 23−33.
  25. Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы: (инфраструктура рынка институциональных инвестиций) // Вопросы экономики. 2000. -№ 1.-С. 156−160.
  26. И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 141−144.
  27. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
  28. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 1993. 144 с.
  29. Э.Н., Маршавина Л. Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков России на макро- и микроуровне. М.: Экономика, 1999. -271 с.
  30. К.И., Хаит И. А. Инвестиции в реальные активы // Финансы. -1995.-№ 1.-С. 19−21.
  31. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса: Учеб. Пособие / Под ред. А. И. Муравьева. СПб.:СпбУЭиФ, 1994. — 104 с.
  32. В. Управление инвестициями: поиск новых ориентиров // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 154−155.
  33. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. — № 11. — С. 13−26.
  34. Ю.В. Банки и банковские услуги в России: Вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999. — 418 с.
  35. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ // Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С. 92
  36. Jl. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 26−44.
  37. Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2002. — № 2. — С. 50−59.
  38. В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. — № 3. — С 8−19.
  39. В. Факторы инновационной направленности инвестиций // Экономист. 2002.-№ 2. — С. 11−18.
  40. И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001. — № 7. -С. 71−85.
  41. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах: Гос. инвестиц. Политика в депрессивных регионах. // Экономист. -1997.-№ 5.-С. 38−44.
  42. А. Рычаги инновационного роста: (Механизмы инновационного развития) // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С. 70−77.
  43. Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. -М.: Дело, 1998.-352 с.
  44. Т.Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (институциональный подход) // Финансы и кредит. 2002. — № 8(98).-С. 10−25.
  45. Е. Успех инноваций определяют высокие технологии // Экономист.-2002.-№ 6. С. 38−43. *
  46. Я.Н. Проблемы развития инвестиционной деятельности российских банков // Деньги и кредит. -1996. № 8. — С. 21−23.
  47. Т.А., Плотников А. Н. Возможные пути повышения инвестиционной активности предприятий // Управление инвестициями и инновациями: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1997. — С. 14−22.
  48. В.Н., Хасянова С. Ю. Классификация банковских кредитов иметодов кредитования // Финансы и кредит. 2002. — № 1(91). — С. 2−5.
  49. Е.В. Инвестирование инновационной деятельности коммерческими банками // Инвестирование инноваций: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 2002. — С.63−68.
  50. С.В. Развитие инновационного предпринимательства в транзитной экономике / Под ред. М.В.Попова- Сарат. гос. соц-экон. ун-т. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 1999. — 226 с.
  51. Е.Д. Как стимулировать инновационную деятельность? // ЭКО. 2002.-№ 3.-С. 47−61.
  52. Жиц Г. И. Инновационная деятельность в регионе и факторы, ее определяющие // Логистические системы: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1999. -С. 102−107.
  53. Жиц Г. И. Инновационная деятельность и ее маркетинговая поддержка // Логистические стратегии товародвижения: Межвуз. научн. сб. / СГТУ Саратов, 1997.-С. 153−159.
  54. Жиц Г. И. Инновационный бизнес в условиях переходного периода к рыночной экономике // Инновации в экономике региона. Доклады на областной научно-практической конференции. Саратов, 1997. — С.42−49.
  55. В. Управление научно-технологическим развитием в США // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С. 78−82.
  56. А., Ульянов Е., Масленникова О. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. 2000. — № 1. — С. 64−68.
  57. П.Н., Ипатов А. А. Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб., 1994. — 192 с.
  58. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. -№ 7. — С. 59−70.
  59. Л. Государственное участие в инвестиционной деятельности // Финансы. 1999.-№ 11.-С. 20−23.
  60. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование.
  61. М.гФинансы, ЮНИТИ, 2000. 413 с.
  62. А. Государственная инвестиционная политика // Журнал для акционеров. 1999. — № И.-С. 21−25.
  63. Инвестиции — главное условие оживления российской экономики // Деньги и кредит. 1996. — № 7. — С. 3−4.
  64. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от, А до Я / Под ред. М. З. Бора, А. Ю. Денисова. М.:ДИС, 1998. — 208 с.
  65. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред. С. И. Шумилина. — М.: Финстатинформ, 1995. 240 с.
  66. Инвестиционно-финансовый портфель (Книга инвестиционного менеджера. Книга финансового менеджера. Книга финансового посредника.) / Отв. ред. Рубин Ю. Б., Солдаткин В. И. М.: СОМИНТЕК, 1993. — 752 с.
  67. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999—2000 годы // Эксперт. 2000. -№ 41. — С. 69−94.
  68. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, J1.M. Гохберг, С.Ю. Ягу-дин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -327 с.
  69. Инновационный процесс в странах развитого капитализма / Под ред. И. Е. Рудаковой. М.: Издательство МГУ, 1991. — 144 с.
  70. Инструкция ЦБР от 30 июня 1997 г. № 62А «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» // Финансовая газета. 1998.-февраль.-№ 5.
  71. Информация, инновации, инвестиции / Материалы конференции 29−30 ноября 2001 года г. Пермь. Пермь: Пермский ЦНТИ, 2001. — 98 с.
  72. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. 2001. — № 7. — С. 18−32.
  73. Н.В. Проблемы использования источников инвестиционной деятельности в российской экономике // Инвестирование инноваций: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 2002. — С.88−92.
  74. Н.В. Рисковое финансирование как способ управления инновационными процессами // Управление инвестициями и инновациями: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1997. — С.36−41.
  75. И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект // Экономист. 2002. — № 9. — С. 29−35.
  76. В. Россия: инвестиционная политика и коммерческие банки // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 3. — С. 60−64.
  77. Д.С. и др. Финансовые институты, рынки и деньги / Пер. с англ. Н. Габенов, В. Кузин- Под общ. ред. В. В. Иванова, С. А. Белозерова. СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  78. В., Лузанов А. Особенности регионального развития банковской системы // Экономист. 2002. — № 3. — С. 74−79.
  79. Д. Инновационная деятельность как форма труда и развития бизнеса // Человек и труд. 2001. — № 2. — С. 60−62.
  80. Е. Механизмы запуска инновационного роста в России // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 4−25.
  81. И. Условия инновационного развития // Экономист. 2001. -№ 7.-С. 9−18.
  82. И., Сивякова М. Становление системы финансово-кредитной поддержки инноваций // Вопросы экономики. 1994. — № 7. — С. 56−65.
  83. Э. Инвестиции в России «2002 // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 12 (219). — С. 8−15.
  84. Г. Эволюция методов финансирования науки // Вопросы экономики. 2002. -№ 10. — С. 121−125.
  85. В.М. Система комплексного стимулирования инвестиций // Финансы. 1996.-№ 5. — С. 9−13.
  86. Д. Сами с усами: (Иностранный капитал в банковской системе России) // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2000. — № 46.-С. 88−89.
  87. А. Четыре варианта выхода из российского тупика // Инвестации в России. 1999. — № 1. — С. 44−46.
  88. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ДеКа, 1998. — 230 с.
  89. Г. П. Парадокс российской экономики: избыток денег и кризис инвестиций // ЭКО. 2002. — № 5. — С. 23−37.
  90. О.Н. Оценка приоритетных направлений инвестирования инновационных проектов // Инновации в экономике региона. Доклады на областной научно-практической конференции. Саратов, 1997. — С. 107−112.
  91. В., Кузык Б. Условия развития высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 26−39.
  92. М. Проблемы и перспективы привлеченных инвестиций на рынке ценных бумаг // Дайджест-финансы. 2000. — № 7. — С. 18−22.
  93. А.Н. Место инвестиционных банков в институциональной структуре российского финансового рынка // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. -№ 1. — С. 41−44.
  94. О.М. Коммерческие банки и их операции. — М.: Банки и биржи, 1995.-288 с.
  95. О., Попова Т. Инвестиционная деятельность в России: интересы, условия, механизмы // Проблемы теории и практики управления.1996.-№ 2.-С. 102−107.
  96. P.M., Шамис Л. В. Проблемы преодоления экономического спада в инвестиционной сфере // Экономика строительства. 1996. — № 4. — С. 21−38.
  97. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477). М.: Экономика, 2000. — 421 с.
  98. Л., Заварухин В. Международные аспекты российской инновационной политики // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 5. — С. 55−64.
  99. В. Кредитование инвестиционных проектов // Инвестиции в
  100. России. 1999. — № 3. — С. 35−43- - № 5. — С. 26−35.
  101. В. Риски кредитования инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 1999. — № 8. — С. 25−34.
  102. А.В. Банки и инвестиции // Деньги и кредит. 1998. — № 2. — С. 53−55.
  103. И. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал. 2002. — № 8. — С. 50−60.
  104. А. Банковский год: кредитные истории // Общественное мнение.-2002.- № 3(31).-С. 10−15.
  105. Н.А. Инновации в развитии предприятия в условиях рыночной экономики // Управление инвестициями и инновациями: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1997. — С.62−66.
  106. Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. — 2000.-№ 6.-С. 34−40.
  107. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности: (В рамках государственного валютного регулирования, формирования рынка ценных бумаг) // Экономист. 1999. — № 3. — С. 27−34.
  108. К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики. 1996. — № 10. — С. 117−124.
  109. И. Проблемы финансирования инновационных проектов в научно-технической сфере // Общество и экономика. 1999. — № 9. — С. 104−112.
  110. В., Витин А. Тенденции и факторы инвестиционного спроса // Экономист. 2000. -№ 11.- С.28−34.
  111. С.В. Особенности условий инновационной деятельности промышленных предприятий в России // Финансы. 2003. — № 1. — С.71−72.
  112. Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М. ДИС, 1997. -464 с.
  113. Паштова J1. Инвестирование в инновации: (О необходимости финансирования НИОКР) // Финансы. 2001. — № 7. — С. 19−21.
  114. С. Роль национально-экономического анализа в инвестиционном процессе // Финансы. 2000. — № 2. — С. 61 -62.
  115. В. Эталонный показатель в деятельности институциональных инвесторов // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 16 (223). — С. 56−68.
  116. В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления // Вопросы экономики. 1996. — № 12.-С.101−111.
  117. А.Н. Формы и источники инвестирования инновационных проектов // Инвестирование инноваций: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 2002.-С.9−12.
  118. . Сбережения и инвестиции в российской экономике периода реформ // Экономист. 2003. — № 2. — С. 43−53.
  119. Положение ЦБР от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) // Бизнес и банки. 1998. — октябрь. — № 42.
  120. В.П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер, 2001. — 224 с.
  121. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 19. — Ст. 2298.
  122. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» // Российская газета. 1995. — 9 ноября.
  123. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы» // Российская газета. 1998. — 19 августа.
  124. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1288 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 2. — Ст. 119.
  125. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: Понятийный аппарат / Под ред. А. Е. Когута. СП6. ИСЭП РАН. Серия «Теория и практика управления научно-инновационной сферой в регионе». — 1995. Вып. 1. — 90 с.
  126. О.С. Проблемы рыночной трансформации инновационного потенциала корпорации // Финансы и кредит. 2002. — № 7 (97). — С. 14−19.
  127. О.С., Кардаш В. А. Оптимальная стратегия реализации инновационного потенциала через инновационные центры корпорации (ИЦК) // Финансы и кредит. 2002. — № 10 (100). — С. 26−30.
  128. Прямые инвестиции банков: потребности и возможности // Экономика и жизнь. 1996. — № 6 (февраль). — С. 5.
  129. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 1999 г. № 1064-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 30. — Ст. 3905.
  130. Распоряжение Правительства Саратовской области от 15 марта 2000 г. № 121-Пр «О погашении задолженности по финансированию из бюджета развития Саратовской области в 1999 году» II Собрание законодательства Саратовской области. 2000. — № 3. — С. 837.
  131. Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 августа 1999 г. № 335-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства Саратовской области от 11 мая 1999 года № 88-Пр» // Собрание законодательства Саратовской области. 1999. — № 8. — С. 1463.
  132. Н. Коммерческие банки как элементы инфраструктуры инвестиций в экономике РФ // Рынок ценных бумаг. Приложение. 2000. — № 4. — С. 78−80.
  133. Я., Караваев В. Инвестиции: банки пока в стороне // Российская Федерация. 1996. -№ 11.-С. 41−42.
  134. Е. Управление инвестиционной привлекательностью собственных акций со стороны эмитента // Инвестиции в России. 2000. — № 3. — С. 3442.
  135. М. Особенности инновационного предпринимательства в России // Дайджест-финансы. 2000. — № 3. — С. 8−11.
  136. М. Риски инновационной деятельности // Финансы и кредит. -2000. -№ 12.-С. 7−12.
  137. Рудько-Силиванов В., Афанасьев А., Латина К. Кредитные деривативы как механизм управления риском при взаимодействии банковского и реального секторов экономики // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 4 (211). — С. 69−73.
  138. Л.Ю. Повышение роли финансового рынка в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов // Финансы и кредит. 2002. — № 6 (96). — С. 19−34.
  139. К., Сагдиев А. Долгосрочные инвестиции банков. Анализ. Структура. Практика. М.: Изд-во «Ось-89», 1998. — 112 с.
  140. П.А., Нордхаус В. Д., Экономика: Пер. с англ. М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 1997. — 800 с.
  141. А. Бюджетное финансирование науки // Экономист. 2002. — № 1.-С. 41−48.
  142. Н.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2000. -272 с.
  143. А. Возможные формы финансирования инвестиционных проектов в России // Рынок ценных бумаг. 2000. — № 4. — С. 80−86.
  144. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 526 с.
  145. Н.Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. М.: Консалтбанкир, 1997. — 199 с.
  146. Н.Т. Экономический кризис, инвестиции и банки // ЭКО. -1996.-№ 2.-С. 2−18.
  147. Ю. О каналах финансирования инвестиций в переходной экономике России//Общество и экономика. 2000. — № 11−12.-С. 183−199.
  148. Г. М. Банковские операции в России. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.- 134 с.
  149. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. перевод с англ. / Авт. Предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.:Экономика, 1989. -271 с.
  150. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М.: Экономика, 1997. — 490 с.
  151. А.В. Инновационные процессы как объект управления экономическим развитием. М.: НИИУ, 1993. — 120 с.
  152. А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации. М.: ВНИИПИ, 1997. — 136 с.
  153. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы /В.Р.Атоян, Ю. В. Чеботаревский, Н. В. Казакова и др.- Под общей редакцией В. Р. Атояна. Саратов: СГТУ, 2001. — 416 с.
  154. Трастовые, инвестиционные и электронные услуги банков / Абалкин J1.H. и др. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа», 1995. — 111 с.
  155. В.Ю. Инновационные продукты как объект логистики // Логистика материальных потоков в рыночной экономике: Межвуз. научн. сб. / СГТУ. Саратов, 1994. — С. 46−49.
  156. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» // Российская газета. 1996. — 23 апреля.
  157. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1994. — 21 сентября.
  158. Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. -1996. 31 января.
  159. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» // Российская газета. 1994. — 13 июля.
  160. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. 1997. — № 1. — С. 69−76.
  161. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. — 4 марта.
  162. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» // Российская газета. 1998. — 2 декабря.
  163. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Российская газета. 2001. — 4 декабря.
  164. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. — 14 июля.
  165. В. Инвестиции и производство // Экономист. 2000. — № 10. — С. 17−30.
  166. Финансирование и кредитование инновационной деятельности /С.В.Валдайцев, О. В. Мотовилов, А. В. Амельченко и др.- Под ред. С. В. Валдайцева, О. В. Мотовилова. СПб.:Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. — 136 с.
  167. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994. -Т.1.-512 с.
  168. П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — С.64−71.
  169. В.Н., Марушкина М. А. Проблемы инвестиционного сотрудничества в инновационной сфере России // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1997. — № 6. — С. 58−75.
  170. Р.Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.- 120 с.
  171. И. Результаты фундаментального исследования деятельности в России инвестиционных фондов // Рынок ценных бумаг. 2001. — № 4. — С.70.74.
  172. В.Г. Банковские операции: финансовый анализ. М.: Консал-тбанкир, 2001.-288 с.
  173. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 640 с.
  174. Е.Г. Бюджетное финансирование инновационной деятельности // Инновации в экономике региона. Доклады на областной научно-практической конференции. Саратов, 1997. — С.88−95.
  175. Е.Г. Логистизация инновационных процессов в вузе и их государственное финансовое обеспечение: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов, 1999.-27 с.
  176. Е.Г. Логистизация инновационных процессов в вузе и их государственное финансовое обеспечение: Дис.. канд. экон. наук. Саратов, 1999. — 145 с.
  177. Ю. Инновационное инвестирование: новые подходы // Экономист. 1995. — № 1. — С. 74−80.
  178. Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. -2002.-№ 5.-С. 3−11.
Заполнить форму текущей работой