Особенности формирования конкурентных отношений в условиях перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства
В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Таджикистан развитие конкурентных отношений приобретает важное значение. Успешное завершение переходного периода и обеспечение устойчивого роста в национальной экономике, и в частности, аграрном секторе во многом зависит от организации приоритетного направления развития сельского хозяйстваименно поэтому, повышение конкурентоспособности в этой… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Ю
- 1. 1. Современные теории конкуренции и конкурентных отношений
- 1. 2. Конкурентоспособность: сущность и содержание
- 1. 3. Методологические основы устойчивого развития сельского хозяйства и её взаимосвязь с конкурентоспособностью
- ГЛАВА II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
- 2. 1. Трансформация модели конкурентных отношений в сельском хозяйстве
- 2. 2. Предпосылки кластерной организации сельскохозяйственного производства
- 2. 3. Органическое сельское хозяйство как приоритет обеспечения устойчивого развития
- ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
- 3. 1. Формирование и развитие конкурентоспособных агрокластеров
- 3. 2. Совершенствование конкурентного механизма сельскохозяйственного производства
Особенности формирования конкурентных отношений в условиях перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В результате экономических преобразований в АПК республики создан базис рыночной экономики, сложилась принципиально новая экономическая ситуация и сформировалось новое экономическое мышление. Рыночные преобразования и мировой процесс устойчивого развития сельского хозяйства ставят принципиально новые проблемы и задачи перед всеми хозяйствующими субъектами национальной экономики, и прежде всего, по отношению формирования предпосылок конкурентных отношений в сельском хозяйстве.
Несмотря на значительное количество исследований, многие вопросы, связанные с формированием конкурентных отношений в условиях транзитивной экономики и, особенно в контексте политики устойчивого развития, остаются предметом дискуссий. К этим вопросам можно отнести низкую конкурентоспособность сельского хозяйства, несовершенный механизм конкурентных отношений в этой отрасли, низкий уровень государственного регулирования конкурентных отношений, необходимость формирования регионально-отраслевых конкурентных кластеров, обеспечивающих переход национальной экономики к устойчивому развитию и т. д. Применительно к сельскому хозяйству, где недостаточно сформированы основные направления конкурентных отношений и принципы повышения его конкурентоспособности, отсутствует налаженный механизм реализации этих процессов. Здесь возникает необходимость проведения исследования теоретического и прикладного характера. Данные исследования дают возможность определить конкурентные преимущества и рыночную конъюнктуру на внутренних и внешних рынках сельскохозяйственной продукции и тем самым уточнить факторы и предпосылки, воздействующие на этот процесс.
Кроме того, последние годы со стороны отечественных учёных пристальное внимание уделяется вопросам устойчивого развития аграрного сектора республики и организационно-экономической основы формирования и развития органического сектора сельского хозяйства в Таджикистане и доказывается его конкурентное преимущество. Но ещё не исследованы в республике вопросы формирования конкурентных отношений в условиях перехода сельского хозяйства к устойчивому развитию, что актуализирует избранную проблематику диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время вопросы конкурентных отношений, конкурентоспособности национальной экономики, устойчивого развития АПК стали предметом активного изучения.
Значительный вклад в развитие научной концепции конкуренции внесли такие учёные, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Курно, Ф. Эджуорт, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, Ф. Хайек, П. Хене, М. Портер, А. Ю. Юданов и др.
Вопросы конкурентоспособности товара рассмотрены в трудах М. Г. Долинского, И. А. Соловьёва, A.B. Гличаева, И. А. Спиридонова, P.A. Фатхутдинова, В. Д. Андрианова, Т. С. Прахова.
Общие теоретические и методологические основы устойчивого развития, и в частности сельского хозяйства, исследованы со стороны зарубежных и отечественных учёных, таких как: В. А. Иванов, А. Г. Грязнов, Т. В. Чечелев, В. М. Баутин, В. В. Казлов, A.A. Никонов, Х. А. Одинаев, A.A. Мадаминов.
В отечественной научной литературе довольно глубоко охарактеризованы специфические вопросы развития сельского хозяйства в условиях транзитивного периода. Среди авторов, занимавшихся этой проблематикой, можно отметить X. Гафурова, А. О. Орипова, A.A. Бойматова, Ш. Ш. Базарова, И. А. Асророва, В. Вахидова, X. Умарова, Д. С. Пириева, Д. Д. Бабаджанова.
Проблемы конкурентоспособности национальной экономики, в частности АПК, глубоко изучены со стороны отечественных учёных: Н. К. Каюмова, Т. Н. Назарова, A.M. Рахимова, А. Рахимова, Д. А. Ходжаевой и др.- их исследования имеют широкое внедрение в практику.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка теоретического подхода к формированию конкурентных отношений в условиях перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства на основе реализации ключевых конкурентных преимуществ. Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:
— рассмотреть концептуальные основы конкуренции, конкурентоспособности и устойчивого развития;
— на базе существующей конкурентной модели функционирования АПК разработать модель конкурентных отношений, свойственных современному состоянию её развития;
— систематизировать существующие предпосылки формирования и функционирования регионально-отраслевых конкурентных кластеров;
— оценивая современное состояние конкурентоспособности сельского хозяйства, обосновать роль органического сельского хозяйства в его развитии;
— определить принципы и тактику повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и предложить приоритетные направления её развития;
— разработать научно-методические рекомендации по совершенственнию конкурентного механизма сельскохозяйственного производства.
Объектом исследования являются мировой и отечественный опыт формирования и развития конкурентных отношений аграрного сектора, а также факторы, определяющие необходимость отражения путей определения приоритетов и направлений развития сельского хозяйства.
Предметом исследования выступает процесс повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства на основе реализации ключевых конкурентных преимуществ. Область исследований соответствует паспорту специальности 08.00.01: п. 1.2 — микроэкономическая теория (теория конкуренции и антимонопольного регулирования) — 1.3. -макроэкономическая теория (теория экономического роста).
Теоретико-методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования проблем конкурентоспособности агропромышленного производства. Основные идеи работы базируются на положениях теории ключевых преимуществ, теории ключевых компетенций, теории устойчивого развития.
Инструментарно-методический аппарат исследования включает совокупность методов исследования экономических и институциональных отношений, среди которых: индуктивно-дедуктивный метод, анализ и синтез, методы сравнения, а также принципы, обеспечивающие возможность применения системно-функционального подхода, являющегося базовым методологическим инструментарием исследования конкурентоспособности сельского хозяйства и его субъектов.
Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций исследования стали фактические и нормативные данные, содержащиеся в следующих источниках:
— труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам развития сельского хозяйства;
— законодательно-нормативные акты в виде республиканских законов, указов Президента РТ, постановлений Правительства РТ, законов РТ, отраслевых актов министерств и ведомств РТ;
— материалы научных конференций;
— официальные статистические данные РТ;
— экспертные оценки, материалы социологических опросов и наблюдений, сетевые электронные ресурсы, а также личные исследования автора.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ и практических механизмов решения проблемы формирования конкурентных отношений в сельском хозяйстве на основе выявления и реализации ключевых преимуществ его субъектов. В процессе исследования сформулирован ряд положений и выводов, обладающих научной новизной:
1. На основе обобщения современных теорий конкуренции и устойчивого развития уточнены понятия «конкуренции», «конкурентоспособности» и «устойчивого развития». Дана авторская трактовка понятиям «конкуренция», «конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий», «конкурентоспособность продовольственных товаров» и раскрыта взаимосвязь конкурентоспособности с устойчивым развитием в рамках современной системы земледелия. Конкуренция в сельском хозяйстве должна рассматриваться в двух формах — в борьбе и сотрудничестве. Высокий уровень конкурентоспособности достигается на основе важного факторапотребительского свойства товара.
2. Выявлена необходимость трансформации конкурентных отношений в аграрном секторе в условиях перехода к рынку и адекватно сельскому хозяйству республики, разработана линейно-динамическая модель конкурентных отношений на основе расширения интересов обрамления сельскохозяйственного производства, экономический эффект которого проявляется через эффект синергии. В данной модели важную роль, кроме государства и производителей сельского хозяйства, также должны играть родственные и поддерживающие субъекты хозяйствования.
3. Исследуя современные кластерные концепции и опыт зарубежных стран в области организационных форм кластеров, проанализированы существующие отношения (экономические связи) и научно обоснованы предпосылки формирования и организации агрокластеров (в плодоовощной подотрасли) в республике.
4. Анализируя процесс формирования органического сельского хозяйства в республике, выявлены особенности проявления конкурентных отношений. Доказано, что в условиях органического сельского хозяйства объектом конкурентных отношений и индикатором конкурентоспособности должно стать производство экологически чистой продукции. В связи с этим обосновывается необходимость социализации потребности населения в экологическую чистую продукцию и пути формирования рыночной эффективности спроса в этом направлении.
5. Разработаны научно-методические рекомендации по формированию и развитию конкурентоспособных агрокластеров, совершенствованию конкурентного механизма сельскохозяйственного производства и государственной поддержки органического сельского хозяйства в Республике Таджикистан.
Теоретическая значимость исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы представляют определённый вклад в развитие теории конкурентных отношений и конкурентоспособности в аграрной сфере.
Материалы и результаты исследования способствуют переходу аграрного сектора к устойчивому развитию в условиях обострившейся конкуренции. Отдельные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания дисциплин высшей школы: «Экономическая теория», «Международная конкурентоспособность экономики», «Экономика отраслей АПК», «Экономика предприятий АПК», «Организация сельскохозяйственного производства».
Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в качестве определения нового направления аграрной сферы национальной экономики и разработки стратегий конкурентоспособности предприятий АПК Республики Таджикистан в целях формирования зрелой конкурентной среды.
Содержащиеся в диссертации разработки и выводы могут быть использованы региональными органами управления, органами управления АПК, производителями и переработчиками плодоовощной продукции, а также в деятельности специализированных маркетинговых организаций, работающих на продовольственных рынках.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в ходе докладов и выступлений соискателя на Международных научно-практических конференциях и симпозиумах: «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2009, 2010) — «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией в условиях экономического кризиса». (Москва — Худжанд, 2010 — 2011) — «Проблемы устойчивого развития производства пищевых продуктов в Центральной Азии» (Худжанд, 2012) а также на научных семинарах и конференциях молодых учёных и специалистов Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (2006 — 2011). Кроме того, основные положения диссертации использовались при проведении занятий по предмету «Международная конкурентоспособность экономики» для студентов специальности «Мировая экономика».
Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях соискателя, общим объёмом 3,8 п.л. (авторские 2,3 п.л.), в том числе в трёх статьях в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикаций результатов научных исследований объёмом 1,4 п.л. (авторские 1 п.л.).
Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертационная работа изложена на 135 страницах основного текста и содержит 15 таблиц, 1 схему, 7 рисунков.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Таджикистан развитие конкурентных отношений приобретает важное значение. Успешное завершение переходного периода и обеспечение устойчивого роста в национальной экономике, и в частности, аграрном секторе во многом зависит от организации приоритетного направления развития сельского хозяйстваименно поэтому, повышение конкурентоспособности в этой сфере становится необходимым. При проведении теоретического анализа сущности этих экономических категорий сделан вывод: конкуренция в сельском хозяйстве проявляется в двух формах — в борьбе и сотрудничестве. Категории сотрудничества и борьбы являются взаимодополняющими категориями конкуренции. А конкурентоспособность повышается за счёт изменения технологии производства свойственной продукции.
2. Общеизвестно, что особенности формирования конкурентных отношений зависят от уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособность как экономическая категория проявляется в четырёх формах — конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли и страны. И поиски путей их повышения органически взаимосвязаны между собой. Исследование показало, что для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо учесть: во-первых, уровень и факторы конкурентоспособности страны и отрасливо-вторых, факторы конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей товаровв-третьих, факторы конкурентоспособности продукции.
3. Органическое сельское хозяйство является возможностью устойчивого развития аграрного производства, так как удовлетворяет трём составляющим устойчивого развития. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных предприятий достигается через повышение уровня образования их руководителей и сотрудников, внедрение научно-технических достижений, улучшение качества производимой продукции, повышение доходов за счёт диверсификации производственной деятельности. Экологическая устойчивость агроэкосистем обеспечивается за счёт внедрения технологий охраны и улучшения состояния природно-ресурсной базы аграрного производства. Сокращение объёмов применяемых химических удобрений и химических обработок обуславливает экологическую безопасность продуктов питания. Социальная устойчивость для потребителей органической продукции достигается через увеличение её потребительской ценности благодаря меньшему содержанию в ней веществ, вредных для здоровья человека, или веществ, влияние которых на организм человека ещё недостаточно изучено. Социальная устойчивость сельских населённых пунктов обеспечивается за счёт сохранения занятости населения в аграрном производстве.
4. Всесторонний анализ конкурентных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан показывает, что эффективность его функционирования зависит в первую очередь от развитости инфраструктуры и институтов рынка сельскохозяйственной продукции. Институциональное изменение должно быть направлено на создание новых институтов, которые формируют новый тип взаимоотношений между субъектами аграрного сектора. Формирование институциональной среды позволяет не только оценить сложность и масштабность экономических задач по обеспечению перехода аграрного сектора к устойчивому развитию, но и разработать объективные изменения, характерные для современных производственных отношений в аграрном секторе республики.
5. Местные и региональные рынки плодоовощной продукции в республике формируются в основном за счёт её собственного производства и переработки на местах. Основными производителями плодоовощной продукции являются ЛИХ населения и дехканские (фермерские) хозяйства. При этом также происходит рост импорта плодоовощной продукции, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей. Сложившаяся ситуация требует разработки новой стратегии конкуренции на основе анализа конъюнктуры, спроса и предложения. Одним из важнейших направлений повышения конкурентоспособности является формирование регионально-отраслевых конкурентных кластеров. В диссертации доказано, что для формирования таких кластеров в республике имеются абсолютные предпосылки.
6. Существующие природно-климатические условия и функционирование хозяйствующих субъектов аграрного сектора республики в исключительной степени создают условия к формированию органического плодоовощного кластера. Здесь необходимо чётко отметить, что произведённая в этой подотрасли экологически чистая продукция имеет большой спрос как на внутренних, так и внешних рынках. В республике, с учётом складывающихся научных и организационно-экономических обоснований, производство органической плодоовощной продукции становится более эффективным направлением хозяйствования. В силу трудоёмкости органического типа производства и трудоизбыточности страны проявляется возможность снижения себестоимости органической продукции, которая выступает одним из главных факторов повышения конкурентоспособности товара. Но здесь возникает необходимость привлечения рабочей силы и обучения специалистов этому способу производства.
7. В условиях перехода аграрного сектора к устойчивому развитию требуется пересмотреть существующие модели конкурентных отношений в этой отрасли. Разработанная линейно-динамическая модель конкурентных отношений в сельском хозяйстве позволяет, наряду с повышением конкурентоспособности производимой продукции, перейти к устойчивому развитию. Согласно этой модели, достигается одновременная реализация экономических интересов как хозяйствующих субъектов как, и государства, в частности. Здесь необходимой мерой становится государственная поддержка в развитии конкурентных отношений в аграрном секторе.
8. Успешное функционирование сельского хозяйства в Таджикистане, прежде всего, зависит от степени совершенствования механизма конкурентных отношений в нём. Для совершенствования механизма конкурентных отношений в этом направлении важную роль играют государственное регулирование и поддержка. В этом плане возникает необходимость разработки отдельных программ развития отраслей сельского хозяйства с учётом их комплексности с перерабатывающими предприятиями. Эти программы должны реализовываться с учётом совершенствования управления экономическим механизмом, что позволит сформировать здоровую конкурентную среду в данной отрасли.
9. Анализ мирового опыта органического сельского хозяйства убедительно доказывает необходимость финансовой, организационной, информационной поддержки и создания соответствующей инфраструктуры. В этом случае производство экологически безопасных продуктов питания может рассматриваться как рыночная возможность для аграрных предприятий.
Список литературы
- Адрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Мировая экономика и международные отношения. 2000. -№ 3. — С. 47−57.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
- Аношин А.Н., Козлова A.B. Менеджмент качества основа производства//Пищевая промышленность. — 2003. — № 5. — С. 68 — 69.
- Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики//Вопросы экономики. 2005. — № 4. — 75−86.
- Бабаджанов Д.Д. Перспективы формирования и развития органического сектора сельского хозяйства Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2010. -276 с.
- Бабаджанов Д. Д. Развитие фермерского движения в Согдийской области: проблемы и перспективы. Худжанд, 2005. — 130 с.
- Бабаджанов Д.Д. Таджикистан: формирование органического сектора сельского хозяйства. Душанбе: Ирфон, 2008. 346 с.
- Бабаджанов Д.Д., Каримов P.A. Роль государственного регулирования в развитии сельского хозяйства Таджикистана/Международная научно-практическая конференция. Проблемы развития предприятий: теория и практика. Самара, 2010. С. 101−103.
- Бабаджанов Д.Д., Сатторов Х. Х., Каримов P.A., Хасанов М. М. Необходимость развития органического сельского хозяйства//Вестник ТГУ ПБП. Худжанд, 2009. — № 4. — С. 60−64.
- Баринов В.А., Синельников A.B. Развитие организации в конкурентной cpefle//www.dis.ru/library/manag/arechive/2000/6/853.html
- Баутин В.М., Козлов В. В. Устойчивое развитие сельских территорий. Вопросы стратегии и тактики. М.: ФГНУ Россинформагротех, 2004. -С. 22−23.
- Белаш Т. «Зарубежный опыт государственного регулирования конкурентоспособности национальной экономики» Автореферат на соискание учёной степени к.э.н. — М., 2000. — 24 с.
- Бенчмаркетинг эффективный инструмент СМК пищевого предприятия//Пищевая промышленность. — 2003. — № 4. — С. 24.
- Блинов А.О., Захаров В. Я. Имидж организации как фактор её KOHKypeHTOcnoco6HocTH//www.mevriz.ru/articles/2003/4/1094.html
- Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/З.А. Васильева//Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. — С. 83−90.
- Волкова И.А. Оценка эффективности систем менеджмента качества предприятий АПК: монография/И.А. Волкова- под ред. проф. В. Ф. Стукача. Омск: Изд-во Омского экономического института, 2007. — 208 с.
- Гафуров X. и др. Модель аграрной экономики Таджикистана в XXI веке. Душанбе: АОО «Экспресс», 2004. 218 с.
- Гафуров X., Пириев Д. С. и др. Новая система ведения сельского хозяйства в аспекте «Таджикской модели развития». (1−2 вариант). -Душанбе, 2006. 38 с. 74 с.
- Гличев, A.B. Основы управления качеством продукции/А.В. Гличев. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 424 с.
- Гончаров А.Г. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе развития его образовательного потенциала: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.05/Гончаров А. Г. Челябинск, 2000. — 22 с.
- Горчаков Я.В. Тенденции развития и рыночные аспекты мирового органического земледелия. Барнаул, 2004. — 254 с.
- Горчаков Я.В., Дурманов Д. Н. Мировое органическое земледелие XXI века. М., 2002. 402 с.
- Горяинова JI.B. История экономических учений/Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права.-М., 2003.-85 с.
- Данные Службы экономических исследований МСХ США. http://www.econ.ag.gov/Prodsrvs/periodic.htm
- Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. 2000. — № 3 (52). — С. 32.
- Данные Управления сельского хозяйства районов Согдийской области за 2005−2010 г. г.
- Долинская М.Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1991. — 262 с.
- Долянская М. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. -М.: изд-во Стандартов, 1991. 125 с.
- Дэвис С. Управление активами торговой марки. Санкт-Петербург: Питер, 2001.-256 с.
- Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве». Душанбе, 2003. — 33 с.
- Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Душанбе, 2000./http://www.globalcompetitionforum.org/regions/asia/Tajikistan/legl .pd f.
- Иванова E.A. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 298 с.
- Калашникова JI.M. Конкурентоспособность предприятий и их продукции/ТМашиностроитель. 2003. — № 11. — С. 15−18.
- Кантемиров Р. Мировой рынок экологического сельского хозяйства: современное состояние и тенденции развития/УМеждународный сельскохозяйственный журнал. № 4. — 2007. — С. 25.
- Каримов P.A. Формирование кластера как фактор повышения конкурентоспособности плодоовощной продукции//Вестник ТГУПБП. -Худжанд, 2011. № 4. — С. 93−98.
- Каримов P.A., Шокиров P.C. Некоторые проблемы формирования конкурентной среды АПК Таджикистана//Вестник ТГУ ПБП. -Худжанд, 2011.-№ 3.-С. 107−113.
- Каримов P.A., Шокиров P.C. Повышение конкурентоспособности плодоовощной продукции в Республике Таджикистан//Вестник ТГУПБП № 3. — Худжанд, 2008. — С. 90−96
- Качалов В.А. Внедрение и сертификация системы качества основа для повышения конкурентоспособности предприятия//Мир компьютерной автоматизации. -2000. — № 3. — С. 17−20.
- Каюмов Н.К., Умаров Х. У. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи Таджикистана. Душанбе, 2005. — 192 с.
- Каюмов Ф.К. Эффективность агропромышленного комплекса в условиях перехода к рынку: общие и региональные проблемы. М.: ЧПО Полиграм, 1992. — 263 с.
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., Прогресс, 1978.-496 с.
- Клюкач В. Формы и механизмы создания агропромышленной корпорации//АПК: Экономика и управление. 2004. — № 2. — С. 33−44.
- Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие/JI.H. Чайникова, В. Н. Чайников. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 192 с.
- Концепция аграрной политики Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.-212 с.
- Концепция устойчивого развития в контексте глобализации//Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 6. — С. 66−79.
- Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 896 с.
- Курбоналиев А.Х. «Оптимизация различных форм хозяйствования в аграрном секторе Таджикистана в условиях рынка (на материалах Согдийской области)» Автореферат на соискание учёной степени к.э.н. — Душанбе, 2009 — 22 с.
- Львов Д.С. Путь в XXI век: стратегия, проблемы, перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. — 168 с.
- Мадаминов A.A. Проблемы устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. Душанбе, 2006. 300 с.
- Маркс К. Процесс производства капитала (I том «Капитала») Маркс К., Энгельс Ф.Соч., Т. 23. 906 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, Фирма «Универс», 1993. 350с.
- Материалы Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. М., 1955. — 240 с.
- Международный маркетинг: Учебное пособие/Н.И. Перцовский, И. А. Спиридонов, C.B. Барсукова- под. ред. Н. И. Перцовского М.: Высшая школа, 2001. — 239 с.
- Метлицкий Ф.Ф. Создание рынка экологических товаров улучшит здоровье населения, престиж отечественных товаров и нравственный климат бизнеса. http://www.google.ru/url?q= http://gov.cap.ru
- Мирсаидов А.Б. Теория производственного поведения дехканских (фермерских) хозяйств (на таджикском языке). Национальная конференция «Пути развития АПК Таджикистана: проблемы и суждения». Душанбе, 2003. — С. 127−131.
- Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-376 с.
- Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства.//Экономист, 2005. № 3. — С. 3−12.
- Никитина 3. Модель организации экологически ориентированного сельскохозяйственного производства//Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. — № 6. — С. 71−72.
- Никитина 3. Организация экологического сельскохозяйственного производствам/Международный сельскохозяйственный журнал. 2009, № 1.-С. 13−14.
- Никитина 3. Формирование системы управления экологическим сельскохозяйственным производством//Международный сельскохозяйственный журнал. 2008, — № 6. — С. 25−26.
- Одинаев Х.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства (Проблемы теории и практики//Экономика Таджикистана: стратегия развитии. -2000. -№ 1.-С. 88−96.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952. — 683 с.
- Онищенко А., Грегорчук В., Юрчишин В. Проблемы реформирования отношений собственности и организационных структур хозяйствования на селеЮкономика Украины, 1998. № 9. — С. 4−14.
- Орипов А.О. Личное подсобное хозяйство и потребление населения. -Душанбе: Ирфон, 1990. 150 с.
- Основы экономической теории. Учебное пособие/под редакцией Камаева В. Д. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — 284 с.
- П. Хейне Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М., изд-во «Каталаксия», 1997. — 704 с.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. М.: Наука, 1956.-Т. 2.-824 с.
- Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 602 с.
- Портер Майкл Э. Международная конкуренция: пер. с англ./Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. -896 с.
- Прахова Т.С. Понятие и сущность конкурентоспособности// www.nestu.ru
- Прокопенко С.А. Конкуренция и конкурентоспособность: проявление и сущность. http//ooo-ps.narod.ru/2.htm
- Пятинкин С.Ф., Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. — 72 с.
- Рахимов A.M. Внешнеэкономические и монополистические аспекты повышения конкурентоспособности национальной экономики (на примере Республики Таджикистан), Худжанд: Нури марифат, 2005. 210 с.
- Рахимов A.M. Конкурентное преимущество: проблемы и пути достижения //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2002. — № 2. — С. 67−83.
- Рахимов A.M. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан. Худжанд: Издательство «Рахим Джалил», 2004. — 208 с.
- Рахимов A.M. Сущность и содержание категории «конкурентоспособности экономики»//Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2003. — № 4. — С. 103−121.
- Рахимов А.Р. Анализ конкурентоспособности предприятия. В кн.: Экономический анализ деятельности малых предприятий. Учеб. пособие /Под ред. A.A. Назарова. Худжанд: Издательство «Сомон», 2003 г. — 248 с.
- Рахимов А.Р., Каримов P.A. Формирования конкурентных преимуществ товара//Вестник ТГУПБП. № 2. — Худжанд, 2008. — С. 163−167.
- Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистан: на пороге XXI века. Независимая газета. 2000, 8 сентября.
- Рахмонов Э.Ш. Роль Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона Центральной Азии//Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 2. — С. 6−14.
- Рахмонов Э.Ш. Таджикистан по пути демократии и цивилизованного общества. Душанбе: Ирфон, 1996. — 230 с.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
- Руководство по сертификации. Общественный фонд «БиоСервис». Киргизстан, 2008. 42 с.
- Рябов В.И., Немцов А. Д. Качество важный фактор конкурентоспособности//ЭКО. — 2000. — № 4. — С. 153 — 156.
- Савченко Е.С. Регулирование агропромышленного производства. М., 2001.-287 с.
- Сажина М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебное пособие. -2-е изд., переработ, и доп. М.: Норма, 2007. 671 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгз., 1962.-654 с.
- Соколова Ж.Е., Розанова Т. П. Тенденции развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах (опыт США)/Мат. межд. конф.: 90-летие ГНУ ВНИИЭСХ. М., 2011. С. 356.
- Таджикистан: 20 лет государственной независимости (Статистический сборник). Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2012. — 832 с.
- Ткач A.B. О некоторых проблемах формирования общего аграрного рынка государств СНГ. В кн.: Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — 195 с.
- Указ Президента Республики Таджикистан от 25 июня 1996 г. за № 522 «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций».
- Указ Президента Республики Таджикистан от 27 августа 2009 г. за № 683 «О дополнительных мерах по развитию отрасли садоводства и виноградарства в Республике Таджикистан на 2010 2014 годы».
- Указ Президента Республики Таджикистан от 30 июня 2006 г. за № 1775 «О дополнительных мерах по реорганизации и реформированию сельскохозяйственных предприятий».
- Указы Президента Республики Таджикистан от 9 октября 1995 г. за № 342 и от 1 декабря 1997 г. за № 874 «О выделении 50 и 25 тыс. гектаров земли для личного подсобного хозяйства граждан».
- Урсул А.Д. На пути к праву устойчивого развития: концептуально-методологические аспекты//Теоретическая и прикладная экология. -2008.- № 1.-С. 20−31.
- Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки конкурентоспособности автомобилей//Машиностроитель. 2001. — № 5. — С. 17−25.
- Фасхиев Х.А. Оценка экономической эффективности качества и конкурентоспособности изделий//Вестник машиностроения. 2000. — № 10.-С. 59−66.
- Фасхиев Х.А. Что подразумевается под конкурентоспособностью предприятия//Машиностроитель. 2009. — № 11. — С. 7−13.
- Фасхиев Х.А., Попов Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия?//Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 53−68.
- Фатхутдинов P.A. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2005 — 512 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегическая конкурентоспособность. Учебник. -М.: «Экономика», 2005. 504 с.
- Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.
- Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — С. 316−317.
- Хасаев Г. Р. Кластеры современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через пространство к будущему).//¥-¥-¥-.compass-r.ru
- Черников В.А. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение. М.: Колос, 2000. — 535 с.
- Экономика отраслей АПК/И.А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов и др.- под. ред. И. А. Минакова. М.: Колосс, 2004. — 464 с.
- Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория» 2-е изд., испр. и доп.//Под редакцией Булатова A.C. М.: БЕК, 1999 — 785 с.
- Электронная система «Токтом». www.toktom.kg
- ПЗ.Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО Гном-пресс, 1998. — 384 с.
- Юданов А.Ю. Кластеры, бенчмаркинг, стратегии: что даёт теория конкуренции для понимания практики. http//www.yudanov.ru/conkur 3 4. html
- Во van Elzakker, Frank Eyhorn. The Organic Business Guide. Developing sustainable value chains with smallholders. IFOAM and collaborating organisations (Helvetas, Agro Eco Louis Bolk Institute, ICCO, UNEP) 2010 p. 17.
- Bo van Elzakker, Frank Eyhorn. The Organic Business Guide. Developing sustainable value chains with smallholders. IFOAM and collaborating organisations (Helvetas, Agro Eco Louis Bolk Institute, ICCO, UNEP) 2010 p. 10.
- Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science-based Diversity, Specialization and Localized Competition // European Economic Review. -1999.-№ 43.-P. 31−39.
- Feurer R., Chaharbaghi K. Defining Competitiveness: a Holistic Approach/Management Decision, 1994, № 32(2), C.49−58.
- Klaus Schwab World Economic Forum https://members.weforum.org/pdf/GCRO 8/GCRO 8 .pdf