Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Полоролевая социализация студенток в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения: На материале фармацевтического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты содержат предпосылки для реального повышения результативности учебно-воспитательной работы в тех учреждениях среднего профессионального образования, основу контингента которых составляют девушки. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку методические материалы и рекомендации, программа интегрированного курса… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава I. Теоретико-методологические основы полоролевой социализации девушек-студенток в образовательном процессе. стр
    • 1. 1. Полоролевая социализация молодежи как социально-культурная и научная проблема. стр
    • 1. 2. Теоретическая модель полоролевой социализации студенток среднего профессионального учебного заведения. стр
    • 1. 3. Полоролевая социализированное^ девушек-студенток, критерии, показатели и уровни ее сформированности. стр
  • Выводы по главе I. стр
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению роли образовательного процесса в полоролевой социализации студенток фармацевтического колледжа. стр
    • 11. 1. Диагностика исходного уровня полоролевой социа-лизированности студенток. стр
    • 11. 2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы. стр
    • 11. 3. Педагогические условия успешной полоролевой социализации студенток в образовательном процессе фармацевтического колледжа. стр
  • Выводы по главе II. стр

Полоролевая социализация студенток в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения: На материале фармацевтического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Реформирование российского общества обусловило изменение механизмов и эталонов социализации молодежи, а также практик усвоения и воспроизводства подрастающим поколением социальных норм и культурных ценностей. Эти изменения выражаются в том, что:

— расширяются масштабы сдерживания позитивной с точки зрения общественной культуры социализации, когда социум не располагает достаточными возможностями для полноценного и своевременного включения молодежи в культуросообразные формы общественной жизни. Этому способствуют снижение социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, а также на трудоустройствосвертывание общедоступных культурных, спортивных и оздоровительных программпадение уровня жизни в странеухудшение криминогенной ситуации и др.;

— утрачивается влияние на молодежь организованных и упорядоченных институтов социализации (учреждения образования, производственные коллективы, подростковые и молодежные организации) в сравнении со стихийными и случайными факторами (массовая культура, неформальная среда общения со сверстниками, бытующие в обществе взгляды и настроения). Последние нередко утверждают мораль вседозволенности и формируют контркультурные ценностные ориентации, высшим принципом которых является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения;

— меняется соотношение общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы молодого человека. Расширение пространства для самостоятельного выбора действий и поступков молодых имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может быть условием формирования отклоняющегося поведения и преждевременного обретения черт и социальных ролей взрослого человека. Указанные изменения существенно осложняют гражданскую, трудовую, полоролевую и другую социализацию подростков и молодежи. Большую озабоченность ученых и широких кругов общественности вызывает очевидное неблагополучие в сфере полоролевой социализации юношей и девушекусвоения ими связанного с полом социального опыта и его активного воспроизводства в системе взаимоотношений полов. Серьезную тревогу вызывают такие тенденции как рост подростковой проституциилегитимация (объяснение и оправдание) внебрачных отношений, случайных половых связейгомосексуальных отношенийрост сверхранних и внебрачных рождений детей, а также увеличение числа абортов в возрасте до 19 летрост органических и функциональных заболеваний, связанный с ранней сексуальной активностьюувеличение периода между началом половой жизни и вступлением в бракотказ молодежи от официальной регистрации браков и распространение сожительства (М.Б.Денисенко, Ж.-П.Далла Зуанна, И. В. Журавлева, Т.М.Резер).

Все это приводит к подрыву духовно-нравственного и физического здоровья нации, осложняет демографическую ситуацию, негативно влияет на возможность материнства и отцовства, течение будущих беременностей и родов, здоровье потомства.

Отклонениям полоролевого поведения от социокультурных норм и нравственных ценностей в разной степени подвержены все социальные группы молодежи обоего пола. По мнению социалистов, весьма острой является полоролевой социализации учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (В.Л.Васильев, Ф. Д. Вильданова, О. Ю. Кондратьева, О. В. Кучмаева, В. Т. Лисовский, В. И. Переведенцев, В.А.Попов). Причины состоят в том, что период ученичества сопряжен с ослаблением контролирующей и регламентирующей функций родительской семьи, с недостатком жизненного опыта и развитого самоконтроля учащихся, с не-сформированностью их мировоззрения и системы ценностей, с отсутствием профессиональных обязанностей и забот о собственной семье. Вместе со I сменой и расширением социальной среды жизнедеятельности и социальных требований к подрастающей личности это нередко провоцирует различные поведенческие отклонения, в том числе в области межполовых взаимоотношений.

Социальная ситуация, в рамках которой происходит усвоение содержания половых ролей, указывает на то, что учащаяся молодежь, особенно ее женская половина, не должна оставаться наедине с экспансивным влиянием «сексуальной революции». Это особенно важно по отношению к девушкам. студенткам учреждений среднего профессионального образования, на которых, в силу их малого жизненного опыта, личностной и социальной незрелости, интеллектуальной и поведенческой несамостоятельности стихийные факторы полоролевой социализации нередко оказывают самое пагубное влияние.

Научная и практическая работа по оптимизации психолого-педагогических составляющих полоролевой социализации возможна на базе фундаментальных исследований в области подростковой и юношеской сексологии и возрастной психогигиены пола, проведенных П. П. Блонским, К. Джаклин, Д. Н. Исаевым, В. Е. Каганом, Д. В. Колесовым, И. С. Коном, Э. Мак-коби, М. М. Рубинштейном, А. Г. Хрипковой.

Взаимодействие социокультурных и психолого-педагогических факторов в развитии и социализации личности как представителя пола изучалось.

Н. Н. Касьяновой, М. Кле, А. В. Мудриком, Л. Я. Олиференко, Ю. М. Орловым,.

Л.И.Столярчук.

Актуализация в процессе освоения половых ролей и сексуального развития индивида его социально-нравственных (забота о любимом человеке, уважительное и ответственное отношение к нему) и идеальных потребностей (поиск и понимание смысла половой жизни, самопознание и самоутверждение особенностей своей фемининности (маскулинности) посвящены работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, а также В. В. Абраменковой, О. С. Богдановой, И. С. Марьенко, В. И. Петровой, Л. Н. Тимощенко, C.B.Черенковой, Т. И. Юферевой и др.

Полоролевая социализация молодежи в аспекте ее подготовки к семейной жизни, к ответственному партнерству, супружеству и родительству рассматривалась Г. М. Васильченко, С. И. Голодом, И. В. Гребенниковым, И. В. Дубровиной, В. Е. Каганом, С. В. Ковалевым, М. С. Мацковским, А. М. Прихожан.

Однако подавляющее большинство исследований обращено к школьникам, преимущественно старшеклассникам. Учащиеся средней профессиональной школы явно обделены вниманием исследователей, занимающихся вопросами полоролевой социализации молодежи.

С учетом вышеизложенного определена тема исследования: «Полоролевая социализация студенток в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения (на материале фармацевтического колледжа)».

Цель исследования заключается в определении педагогических возможностей повышения роли образовательного процесса в полоролевой социализации студенток фармацевтического колледжа.

Объект исследования — профессиональное обучение и воспитание учащихся фармацевтического колледжа.

Предмет исследования — влияние учебно-воспитательного процесса на полоролевую социализацию девушек-студенток фармколледжа.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Уточнить научные основы подхода к полоролевой социализации современной молодежи с учетом междисциплинарного характера проблемы.

2. Разработать модель полоролевой социализации студенток среднего профессионального учебного заведения, учитывающую как целенаправленные и организованные, так и стихийные, случайные каналы социализации.

3. Раскрыть содержание и структуру полоролевой социализированное&tradeдевушек-студенток, а также критерии и уровни ее сформированности.

4. Выявить функции образовательного процесса фармацевтического колледжа по отношению к полоролевой социализации студенток.

5. Определить педагогические условия, обеспечивающие позитивную полоролевую социализацию студенток в учебно-воспитательном процессе фармацевтического колледжа.

В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что роль образовательного процесса фармацевтического колледжа в полоролевой социализации студенток в сравнении со стихийными и относительно менее регулируемыми каналами социализации может быть повышена, если:

— его целевой компонент сориентирован на обогащение представлений студенток о культурно-нравственных основаниях эталонов фемининно-сти и маскулинности, женского полоролевого репертуараукрепление умений и навыков здоровьесберегающего поведениякорректировку и развитие психосексуальной культуры девушекреализацию и развитие их способностей к самопознанию и самосовершенствованию, к проявлению тепла и душевности, эмпатийности, эмоциональности, общительности, толерантности, готовности приходить на помощь;

— содержание обучения и воспитания предусматривает проблематизацию учебного материала, связанного с тендерными аспектами общепрофессиональной и специальной подготовки студентокинтеграцию медицинских, нравственно-эстетических и психологических знаний, относящихся к вопросам полоролевого поведения и взаимоотношений половобогащение опыта участия студенток в разнообразной деятельности, обеспечивающей оптимизацию их интересов и увлечений, развитие личностных фемининных качеств;

— методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности актуализируют сотрудничество и взаимопомощь, инициативу и самостоятельность студенток, их рефлексивные, аналитические и оценочные умения, ответственность и самоконтроль;

— взаимоотношения участников образовательного процесса основываются на взаимном понимании и уважении, на признании самоценности личности и женской индивидуальности.

Методологические основы исследования составляют идеи философской и педагогической антропологииположения о диалектической взаимосвязи объективных и субъективных факторов развития, воспитания и социализации личностиаксиологический, личностно-деятельностный, тендерный, системный и культурологический подходы к изучению социально-педагогических явлений.

Теоретической основой исследования выступают положения социально-педагогической теории социализации личности (Г.М.Андреева, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. Д. Семенов и др.) — учение о целостном педагогическом процессе и закономерностях развития образовательных систем (В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.) — теории гуманизации воспитания и гуманистических воспитательных систем.

Б.З.Вульфов, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Г. Пашков, Н. Л. Селиванова и др.) — основные положения педагогики профессионального образования.

Методы и базы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ и обобщение философской, социологической, этической, медицинской, психологической, педагогической литературы, а также моделирование процесса поло-ролевой социализации студенток) — диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжирование, беседа, самооценка и экспертная оценка) — опытно-экспериментальная работаметоды количественной и качественной обработки диагностических данных. Базой исследования явился Курский фармацевтический колледж. В опытно-экспериментальной работе участвовало более 150 студенток и 38 преподавателей и воспитателей колледжа.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) изучалось состояние проблемы полоролевой социализации учащейся молодежи в теории и практике образования, проводился анализ научной и научно-методической литературы, определялись методологические и методические подходы к проблеме, а также формулировки темы, цели и задач, гипотезы исследования.

На втором этапе (1999 — 2002 гг.) осуществлялись констатирующая и формирующая части опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проверялась гипотеза исследования, выявлялись функции образовательного процесса по отношению к полоролевой социализации студенток, уточнялись и апробировались условия позитивной полоролевой социализации девушек-студенток в учебно-воспитательной работе.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) систематизировались результаты исследования, формировались основные положения и выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность полоролевой социализации заключается в активно-избирательном усвоении личностью по мере ее включения в социальные отношения стандартов психосексуальной культуры, содержания половых ролей и норм межполовых взаимоотношений. Полоролевая социализация осуществляется как единство взаимосвязанных процессов адаптации юноши, девушки к различным социальным общностям и ситуациям в качестве носителя определенной половой роли, интериоризации социокультурных и полоролевых стереотипов и предписаний, индивидуализации как осознания субъектом своеобразия собственных личностных свойств, их совершенствования и привнесения в индивидуальный опыт полоролевого поведения.

2. Модель полоролевой социализации студенток фармацевтического колледжа включает в себя:

— социально-культурные, социально-психологические и индивидуально-типологические задачи полоролевой социализации;

— содержание деятельности (профессионально-образовательной, досуго-вой, бытовой), на базе которой формируются полоролевое взаимодействие и опыт «быть женщиной»;

— факторы полоролевой социализации — внешние (образовательная среда, родительская семья, группа сверстников, молодежная субкультура) и~ внутренние, субъектно-личностные (вовлеченность в свидания и их значение в жизни студентки, стиль общения и поведения, самооценка и самоуважение);

— механизмы полоролевой социализации (запечатление, подражание, экзистенциальный нажим, идентификация, рефлексия).

Педагогическая составляющая модели полоролевой социализации представлена задачами и средствами формирования ценностного и нормативно-поведенческого отношения студенток к социокультурному, в том числе нравственному содержанию актуального и перспективного женского полоролево-го репертуара.

3. Полоролевая социализированность указывает на результативность процесса и связана с усвоением одобряемых общественной культурой и профессиональной этикой ценностей, норм и стереотипов женского полоролево-го поведения. Структуру полоролевой социализированное&tradeсоставляют информационный, действенно-практический и рефлексивно-оценочный компоненты. Когнитивно-познавательный, поведенческий, ценностно-ориентировочный критерии позволяют выявить высокий, средний и низкий уровни полоролевой социализированное&tradeстуденток, свидетельствующие об их успешной, нормативной, либо кризисной социализации.

4. По отношению к полоролевой социализации девушек-студенток учебно-воспитательный процесс в фармацевтическом колледже может выполнять нормативную, стимулирующую, расширяющую и корректирующую функции. Осуществление этих функций обеспечивается созданием ряда условий:

— организационно-педагогических (интеграция знаний о социально-культурных, медицинских, нравственно-психологических аспектах женского полоролевого сознания и поведенияпроблематизация содержания учебного материала тендерной направленностиприменение методов, оргформ обучения и воспитания, активизирующих субъектную позицию студентокреализация дифференцированного и индивидуального подходов);

— психолого-педагогических (гуманистический характер отношений между педагогами и учащимися и в студенческих коллективахповышение психолого-педагогической культуры родителей студенток младших курсовориентация воспитательной работы на утверждение общинно-коллективистских ценностей);

— социально-педагогических (адаптированность студенток к жизнедеятельности колледжаустановление и поддержание широких социальных связей студенток с другими людьми и социальными общностямиразнообразие представленных в субкультуре колледжа стереотипных образов женственности и др.).

Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна:

— выявлена сущность полоролевой социализации студенческой молодежи как единство процессов адаптации, интериоризации и индивидуализации юноши, девушки в качестве субъекта половой роли в различных сферах жизнедеятельности;

— разработана модель полоролевой социализации студенток среднего профессионального учебного заведения, включающая в разной степени направляемые и регулируемые задачи, содержание, факторы и механизмы социализации;

— определены структурные компоненты, критерии, показатели и уровни полоролевой социализированное&tradeстуденток фармацевтического колледжа;

— обоснованы функции учебно-воспитательного процесса в фармацевтическом колледже по отношению к полоролевой социализации студенток;

— определены организационно-педагогические, психолого-педагогичес-кие и социально-педагогические условия, обеспечивающие позитивную по-лоролевую социализацию студенток в образовательном процессе фармацевтического колледжа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию профессионального образования, так как в нем представлены научно-методические основы повышения социализирующей и воспитывающей роли профессионально-образовательного процесса в среднем специальном учебном заведении. Результаты исследования дополняют теорию социализации и социального воспитания студенческой молодежи, конкретизируют содержание тендерного, личностно-деятельного, индивидуального и дифференцированного подходов к профессиональному обучению и воспитанию будущих специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты содержат предпосылки для реального повышения результативности учебно-воспитательной работы в тех учреждениях среднего профессионального образования, основу контингента которых составляют девушки. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку методические материалы и рекомендации, программа интегрированного курса «Основы нравственно-полового образования» используются в процессе обучения и во внеучебной воспитательной работе в Курском фармацевтическом колледже и Курском медицинском колледже, на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета. Материалы исследования найдут применение в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей и воспитателей средних специальных учебных заведений медико-фармацевтического профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются логичностью и непротиворечивостью его исходных теоретико-методологических позицийприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачамтщательным анализом хода и результатов длительной опытно-экспериментальной работы и доказательностью сделанных на ее основе выводоввозможностью повторения опытно-экспериментальной работы и ее переноса в новые педагогические условия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования излагались на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности и профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена» (г.Курск, 2002 г.), на Брудновских чтениях (г.Курск, 2002 г.), в ходе работы культурно-антропологических школ молодых ученых (г.Курск, 2001, 2002 гг.), на заседании совета директоров средних специальных учебных заведений Курской области. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университебта, на педагогических конференциях и советах Курского фармацевтического колледжа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по главе II.

Опытно-экспериментальная работа в целом подтверждает гипотезу исследования и доказывает, что образовательный процесс в фармацевтическом колледже может выполнять следующие функции по отношению к полоролевой социализации девушек-студенток: нормативную, предполагающую включение в содержание общекультурной и специально-предметной подготовки будущих специалистов знаний, социокультурных норм и ценностных ориентаций, задающих эталонные представления о женской полоролевой социализированное&tradeс учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Освоению полоролевых норм также способствуют преподаватели (внешний облик, стиль поведения, личные качества), взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса, субкультура образовательного учреждениястимулирующую, заключающуюся в активизации субъектно-личностных предпосылок успешного психосексуального развития девушки-студентки. Эта функция реализуется посредством активных методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, актуализирующих познавательные интересы, мотивы самообразования и самовоспитания, рефлексивные и саморегулятивные умения, относящиеся к сфере формирования полоролевой идентичностирасширяющую, связанную с раздвиганием границ и обогащением содержания учебно-профессиональной, общественно-полезной, досуговой и другой деятельности студенток, на базе которой происходит освоение опыта полоролевого поведения, формирование положительного отношения к себе как к представительнице женского пола, развитие женской индивидуальностикорректирующую, указывающую на возможности учебно-воспитательного процесса, общественного мнения педагогического и студенческих коллективов в определенной степени влиять на установки, отношения и поведение студенток в процессе их полоролевой социализации.

Успешная реализация этих функций обеспечивается созданием ряда взаимосвязанных педагогических условий. К ним относятся:

— проблематизация содержания учебного материала, относящегося к тем разделам и темам дисциплин социогуманитарного, общепрофессионального и специального циклов, которые связаны с задачами полоролевой социализации студенток фармколледжа;

— интеграция знаний о социально-культурных, медицинских, нравственных и психологических аспектах женского полоролевого сознания и поведения, культуры взаимоотношений полов в процессе профессиональной подготовки студенток;

— применение методов и организационных форм обучения и воспитания, активизирующих субъектную позицию студенток в образовательном процессе, соединяющих их интеллектуальную деятельность с деятельностью эмоционального характера и практической деятельностью;

— реализация индивидуального и дифференцированного подходов к воспитательной работе со студентками;

— адаптированность студенток к жизнедеятельности колледжа, в том числе к учебному процессу, к бытовым условиям общежития, к деятельности досуговых и клубно-профильных объединений;

— гуманистический характер отношений между педагогами и учащимися и между студентками, основанный на взаимном понимании и уважении, на признании самоценности личности и индивидуальности, на принципах доверия, контроля и поддержки, деловитости;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей студенток младших курсов;

— установление и поддержание широких социальных связей студенток с другими людьми — сверстниками, младшими, старшими;

— эстетизация предметной среды образовательного учреждения;

— ориентация внеучебной и внеаудиторной работы на воспитание общинно-коллективистских ценностей (избегание мероприятий с выраженным соревновательным характером, применение методики подготовки и проведения коллективных творческих дел, выработка студентками норм общения и правил совместной деятельности и др.);

— разнообразие представленных в субкультуре колледжа реальных стереотипных образов женственности, задаваемых преподавателями и воспитателями.

Осуществление этих условий повышает роль фармацевтического колледжа как института социализации учащейся молодежи (в том числе полоро-левой социализации) в сравнении со стихийными и случайными факторами.

Заключение

.

Воспитание молодежи как образованных специалистов, полноценных граждан и тружеников не только не заслоняет, но и подчеркивает важность воспитания девушек как женщин и юношей как мужчин. От успешности решения этой социально важной задачи зависит слишком многое, чтобы пренебрегать ею: здоровье людей, их личное и семейное счастье, подход к воспитанию будущих поколений, доверительность отношений и взаимопонимание поколений, гражданская и трудовая активность людей, воспитание защитников Родины.

Позитивная полоролевая социализация должна способствовать психосексуальному развитию юношества и формированию ответственного партнерства, супружества, родительства. Успешное решение этих задач предполагает существенное повышение роли образовательного процесса как направляемого и регулируемого канала полоролевой социализации. Это особенно важно по отношению к девушкам-студенткам учреждений среднего профессионального образования, на которых, в силу их малого жизненного опыта, личностно и социальной незрелости, интеллектуальной и поведенческой несамостоятельности стихийные факторы полоролевой социализации нередко оказывают самое пагубное влияние.

Исследование показало, что в разработке научно-методических основ оптимизации полоролевой социализации студенток важно учитывать несколько моментов.

Во-первых, нормативные наборы социально положительных черт мужчин и женщин перестают быть полярными, что делает возможным и реальным их самое разнообразное сочетание в индивидуальной социализационной траектории. Тем самым трансформируется идеология фемининности — маскулинности и преодолевается унифицированная модель полоролевой социализации. В этих условиях организация процесса воспитания женщины по единому, пусть даже самому правильному образцу, обречена на неудачу. Социальное и индивидуальное бытие в России, становясь все более многообразным, влечет за собой необходимость познания и признания теорией и практикой социального воспитания разных типов, вариантов фемининности.

Во-вторых, в обществе, реформируемом на основе принципов либеральной идеологии и рыночной экономики, все более актуализируются нормы традиционного мужского поведения — жесткость, властность, агрессивность, ориентация на повышение статуса, упорство в достижении цели, уверенность в себе, скрытность и др. В сознании и поведении молодежи обоего пола, устремленной к достижениям, карьерному росту, самореализации и удовольствиям, остаются периферийными и мало востребованными традиционно женские черты — эмоциональная отзывчивость, интуиция, эмпатия, нежность и мягкость. Эта тенденция затрудняет наследование и развитие культурных традиций и нравственных ценностей, дегуманизирует межполовые взаимоотношения, усиливает рост психосексуальных девиаций. Поэтому среднее профессиональное образование (фармацевтическое, медицинское, педагогическое), оставаясь преимущественно «женским», должно более настойчиво и последовательно культивировать, оберегать инвариантные составляющие фемининности.

В третьих, в государстве и обществе, увы, не наблюдается сил, желающих и способных защитить девочек, вступающих в юность, от наглой экспансии «сексуальной революции». Поэтому учебно-воспитательный процесс обязан повышать защитные силы самой личности — развивать ее активно-избирательное, в том числе критическое и отстраненное отношение к стихийным «социализаторам" — способность к рефлексии и самооценке, к глубокой оценке психологических (душевных) качеств другого человека и другие личностные новообразования, помогающие студентке стать субъектом полоролевой социализации.

С учетом этих соображений, а также на основе теоретического анализа и обобщения была разработана модель полоролевой социализации студенток фармацевтического колледжа, учитывающая как неорганизованные и стихийные, так и педагогические (целенаправленные, регулируемые) влияния на полоролевое сознание и поведение девушек-студенток.

Результативность полоролевой социализации студенток выявлялась и анализировалась посредством определения полоролевой социализированно-сти — совокупности индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих освоение норм и требований социума и ближайшего окружения, овладение актуальным и перспективным полоролевым репертуаром и соответствующими моделями полоролевого поведения.

В структуре полоролевой социализированное&tradeбыли выделены: информационный компонент (знания и представления студенток о наиболее значимых и привлекательных фемининных качествах, соответствующих требованиям общества к содержанию женских половых ролей) — действенно-практический компонент (степень овладения девушкой культурой межполовых взаимоотношений, социокультурными навыками полоролевого поведения и др.) — рефлексивно-оценочный компонент (сформированность полоролевой «Я — концепции» студентки, системы ценностных ориентаций, навыков самонаблюдения и самопознания).

На основе теоретического анализа выделены также когнитивно-познавательный, поведенческий, ценностно-ориентировочный критерии и соответствующие им показатели полоролевой социализированное&tradeдевушек-студенток. Охарактеризованные уровни полоролевой социализированное&trade- (высокий, средний, низкий) определяются различной степенью сформированное&tradeее компонентов. Чем выше уровень анализируемой социализированное&trade-, тем выше степень гармоничности и сбалансированности адаптации студентки к различным социальным общностям в качестве носительницы женской половой роли вместе с интериоризацией (перевод общественных полоролевых стереотипов и эталонов женственности в личностные новообразования) и индивидуализацией (реализация собственной активности по саморазвитию женской индивидуальности).

Опытно-экспериментальная работа показала, что образовательный процесс в фармацевтическом колледже может выполнять ряд функций по отношению к полоролевой социализации девушек-студенток.

Нормативная функция предполагает включение в содержание общекультурной и специально-предметной подготовки будущих специалистов знаний, социокультурных норм и ценностных ориентаций, задающих эталонные представления о женской полоролевой социализированное&tradeс учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Освоению полоролевых норм также способствуют преподаватели (внешний облик, стиль поведения, личные качества), взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса, субкультура образовательного учреждения.

Стимулирующая функция заключается в активизации субъектно-личностных предпосылок успешного психосексуального развития девушки-студентки. Эта функция реализуется посредством активных методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, актуализирующих познавательные интересы, мотивы самообразования и самовоспитания, рефлексивные и саморегулятивные умения, относящиеся к сфере формирования полоролевой идентичности.

Расширяющая функция связана с раздвиганием границ и обогащением содержания учебно-профессиональной, общественно-полезной, досуговой и другой деятельности студенток, на базе которой происходит освоение опыта полоролевого поведения, формирование положительного отношения к себе как к представительнице женского пола, развитие женской индивидуальности.

Корректирующая функция указывает на возможности учебно-воспитательного процесса, общественного мнения педагогического и студенческих коллективов в определенной степени влиять на установки, отношения и поведение студенток в процессе их полоролевой социализации.

Успешная реализация этих функций обеспечивается созданием ряда взаимосвязанных педагогических условий. К ним относятся:

— проблематизация содержания учебного материала, относящегося к тем разделам и темам дисциплин социогуманитарного, общепрофессионального и специального циклов, которые связаны с задачами полоролевой социализации студенток фармколледжа;

— интеграция знаний о социально-культурных, медицинских, нравственных и психологических аспектах женского полоролевого сознания и поведения, культуры взаимоотношений полов в процессе профессиональной подготовки студенток;

— применение методов и организационных форм обучения и воспитания, активизирующих субъектную позицию студенток в образовательном процессе, соединяющих их интеллектуальную деятельность с деятельностью эмоционального характера и практической деятельностью;

— реализация индивидуального и дифференцированного подходов к воспитательной работе со студентками;

— адаптированность студенток к жизнедеятельности колледжа, в том числе к учебному процессу, к бытовым условиям общежития, к деятельности досуговых и клубно-профильных объединений;

— гуманистический характер отношений между педагогами и учащимися и между студентками, основанный на взаимном понимании и уважении, на признании самоценности личности и индивидуальности, на принципах доверия, контроля и поддержки, деловитости;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей студенток младших курсов;

— установление и поддержание широких социальных связей студенток с другими людьми — сверстниками, младшими, старшими;

— эстетизация предметной среды образовательного учреждения;

— ориентация внеучебной и внеаудиторной работы на воспитание общинно-коллективистских ценностей (избегание мероприятий с выраженным соревновательным характером, применение методики подготовки и проведения коллективных творческих дел, выработка студентками норм общения и правил совместной деятельности и др.);

— разнообразие представленных в субкультуре колледжа реальных стереотипных образов женственности, задаваемых преподавателями и воспитателями.

Осуществление этих условий повышает роль фармацевтического колледжа как института социализации учащейся молодежи (в том числе полоро-левой социализации) в сравнении со стихийными и случайными факторами.

Исследование в целом подтвердило рабочую гипотезу и доказало конструктивность тендерного, системного, культурологического подходов к поло-ролевой социализации как к интегративной и междисциплинарной научно-педагогической проблеме. Вместе с тем некоторые аспекты проблемы оказались лишь затронутыми и нуждаются в более основательном изучении. К ним относятся: возможности дифференцированного и индивидуального подходов к воспитательной работе со студентками в процессе их полороле-вой социализациироль педагогов как агентов полоролевой социализации студентокусловия нравственного развития личности студентки в процессе ее полоролевой социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. О методологическом принципе смены позиции личности ребенка в социальной психологии детства // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988. -С. 11−19.
  2. А., Ассаджиоли Р., Юнг К. Трансформация и сублимация сексуальной энергии: Психоаналитические очерки. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1996. -240с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  4. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В двух томах. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — С. 17−178.
  5. Актуальные проблемы социализации девушек-подростков: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г. М. Лактионовой. — Киев: АЛД, 1995. — 104с.
  6. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 375с.
  7. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -465с.
  8. В.Н. Нейроэндокринология пола. М.: Наука, 1981. — 222с.
  9. А., Санников А. Половое воспитание и сексуальное образование необходимы // Врач. 1999. — № 9. — С. 40−41.
  10. Ф.А. Основы превентивной психологии. М.: Магистр, 1997. -238с.
  11. H.A. Эрос и личность: философия пола и любви. — М.: Республика, 1993.-371с.
  12. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. — № 3. — С. 56−65.
  13. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272с.
  14. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол." — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 510с.
  15. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 196с.
  16. Э. Секс в человеческой любви. М.: Московский кадровый центр, 1990.- 110с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Перевод с английского. -М.: Прогресс,.1986. 422с.
  18. П.П. Очерк детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х тт. — Т.1. — М.: Педагогика, 1979.-С. 202−276.
  19. И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре. М.- СПб, 1909. — 752с.
  20. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
  21. Н.В., Реан A.A. Педагогика. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -304с.
  22. М.И. Женщина глазами психиатра. М.: Наука, 1995. — 152с.
  23. В.Л. Юридическая психология. — 3-е издание. СПб: «Питер», 2000. — 624с.
  24. Г. М., Решетняк Ю. В. Любовь, брак, секс, партнерство. — М., 1990.-220с.
  25. О. Пол и характер. M.: ТЕРРА, 1992. — 480с.
  26. Ф.Д. Нравственно-половое воспитание как фактор социализации молодежи: Автореф. дис.. канд. социолог, наук. Казань, 1998.-21с.
  27. A.C. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 22с.
  28. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. — 148с.
  29. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  30. JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
  31. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-368с.
  32. К. Иным голосом // Этическая мысль / Ред. кол. A.A. Гусейнов и др. М.: Политическая мысль, 1991. — С. 112−145.
  33. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -Берлин: Слово, 1923. 682с.
  34. С.Е. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. -M.-JL: Искусство, 1967. 226с.
  35. Л.Я. О двух научных моделях любви // Семья и личность. — М., 1981, С. 99−104.
  36. Л.Я. Психология симпатий. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -160с.
  37. С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1990. — 188с.
  38. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 186с.
  39. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. — 156с.
  40. М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 83−87.
  41. Е.И. В русле вседозволенности. // Открытая школа. -1999.-№ 5.-С. 8−12.
  42. И.В. О некоторых психологических аспектах подготовки молодежи к семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни: Сборник научных трудов НИИ ОПП. М., 1980, С. 3−12.
  43. Э. Социология образования. М., 1996. — 164с.
  44. А.Б. Половое воспитание. М., 1930. — 140с.
  45. JT.C. Секс в культурах мира. М.: Прогресс, 1991. — 255с.
  46. Е.А., Темкина A.A. Исследования женщин и тендерные . исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. — № 6. — С. 18−25.
  47. Е.А., Темкина A.A. Социальное конструирование ген-дера // Социологический журнал. 1998. — № 3−4. — С. 51−68.
  48. В.В. На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопросах пола. М., 1991. — 48с.
  49. И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1998 С. 316−381.
  50. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. — Издание 2-е, перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988.-160с.
  51. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 184с.
  52. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256с.
  53. В.Е. Подготовка девушки к супружеству. М.: Современный спорт, 1992.-80с.
  54. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 63−77.
  55. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.A. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Педагогическое общество РФ, 1996. — 230с.
  56. H.H. Полоролевая социализация подростков в учреждениях интернатного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Липецк, 2002. -26с.
  57. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие / Перевод с французского. М.: Педагогика, 1991. — 176с.
  58. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Изд-воРГПУ, 1998.-92с.
  59. О.И. Тендерная асимметрия социализации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1999. — 17с.
  60. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1980.-256с.
  61. C.B. Психология современной семьи: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208с.
  62. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. -2003.-№ 1.-С. 109−115.
  63. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980. -176с.
  64. Д.В. Биология и психология пола. — М.: Психолого-социальный институт, 2000. 176с.
  65. Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты. М.: Флинта, 2000. — 232с.
  66. Д.В. Пол и секс в современном обществе: Книга для учителя. — М.: УРАО, 1999.- 172с.
  67. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336с.
  68. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  69. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1982 -№ 2.-С. 38−47.
  70. Кон И. С. Подростки зона повышенного риска // Химия и жизнь — XXI век. — 1997. — № 6. — С. 42−49.
  71. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. -175с.
  72. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этническая перспектива). М.:' Наука, 1988.-383с.
  73. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 468с.
  74. И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 18с.
  75. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). -М.: Издательство УРАО, 1996. 180с.
  76. О.В. Добрачное поведение школьников и учащихся ПТУ // Семья в России. 1996. — № 1. — С. 73−89.
  77. И.А. Семейная жизнь японцев. М.: Наука, 1985. — 287с.
  78. В.В. и др. Развитие современного подростка. Методологический и теоретический аспекты. М.: Институт молодежи, 1990. -120с.
  79. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М.: Прогресс, 1991. — 380с.
  80. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365с.
  81. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -17с.
  82. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. — 218с.
  83. A.A. Мужчина и женщина: Отношения полов. Минск: Полымя, 1987.-205с.
  84. П. Женщина, ее физическая, духовная природа и культурная роль: Перевод с итальянского / Под ред. В. В. Битнера (печаталось по издательству Пг., 1919). Минск, 1991. — 79с.
  85. И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка // Психиатрически аспекты педиатрии. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1985. — С. 88−95.
  86. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 520с.
  87. A.C. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  88. A.C. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения в 8 тт. Т.1. / Составители Л. Ю. Гордин, А. А. Хромов. — М.: Педагогика, 1983. — С. 267−329.
  89. Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения) // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ ТОиП РАО, 1996.-С. 24−28.
  90. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1980. 183с.
  91. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 108−117.
  92. Н.Ю. Психосексуальное развитие и воспитание детей. -М, 1998.-97с.
  93. М.С. Подготовка подростков и молодежи к будущей семейной жизни // Семья в системе нравственного воспитания: Актуальные проблемы воспитания подростков. М., 1986, С. 202−225.
  94. В.Ю. Психолог в медицинском колледже // Специалист. — 1993.-№ 9.-С. 9−10.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256с.
  96. Мид М. Культура и мир детства. М.: Вост. лит., 1988. — 429с.
  97. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сборник статей / Общ. ред. В. Г. Лисовского. СПб.: Изд-во СпбГу, 2000. — 196с.
  98. Л.Д. Пол в структуре интегральной индивидуальности в условиях женского и мужского коллективов: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Пермь, 1998. — 20с.
  99. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -80с.
  100. A.B. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 1999.- 184с.
  101. Д.Э. О некоторых ориентациях молодежи в вопросах любви, брака, семьи // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 6. -С. 118−121.
  102. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. — 1998. № З.-С. 5−11.
  103. .В. Введение в христианскую психологию. — М.: Школа-Пресс, 1994.- 192с.
  104. Л.Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков A.B. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. М.: Полиграф-сервис, 2001. — 320с.
  105. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Педагогика, 1991.- 186с.
  106. Ю.М. Половое развитие и воспитание. М.: Знание, 1993. — 80с.
  107. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы / Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1985.-С. 25−67.
  108. Ф. Современное воспитание и половая нравственность // Вестник воспитания. 1908. -№ 6. — С. 110−141.
  109. А.Г. Современные проблемы гуманизации воспитания: дея-тельностный подход // Культура Образование — Человек / Под ред. А. В. Репринцева. — Курск: Изд-во КГУ, 2003. — С. 5−11.
  110. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н.Шия-нов. М.: «Академия», 2002. — 576с.
  111. В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы в СССР. -М.: Наука, 1990. 150с.
  112. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1982. — 43с.
  113. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Педагогика, 1982.-254с.
  114. Половая социализация ребенка в семье и школе / Сост. Л.Г. Татарни-кова,-СПб., 1992.-50с.
  115. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1994. — 37с.
  116. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. -1999.-№ 6.-С. 67−72.
  117. А.И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Тендерные аспекты социальной трансформации. М: РАН, 1996.-С. 11−24.
  118. A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., 1980, С. 72−94.
  119. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 2005 годы. Утверждена Минобразования РФ 5 марта 2001 г. // Профессионал. — 2001. — № 5. — С. 3−7.
  120. Психология воспитания / Под ред. А. В. Петровского. 2-е издание. -М.: Аспект-Пресс, 1995. — 152с.
  121. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевс-кого. 2-е издание. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  122. Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования. -2003. — № 1.-С. 102−108.
  123. Т.М. Профессиональное воспитание будущего специалиста // Врач. 2001. — № 9. — С.45.
  124. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 158 165.
  125. В.В. В мире неясного и нерешенного / Под редакцией А.Н.Ни-колкина. -М.: Республика, 1995. 462с.
  126. В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии. 1993. -№ 4. — С. 79−88.
  127. М.М. Половой фактор и его роль в культуре // Половой вопрос в школе и жизни / Под ред. И. С. Смирнова. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925.-С. 5−23.
  128. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 488с.- - Т.2. — 328с.
  129. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -416с.
  130. К.В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 86−92.
  131. Русский эрос или философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. — М., 1991.-243с.
  132. Ю.Б. Мед и яд любви. М.: Молодая гвардия, 1989. — 447с.
  133. A.M. Женская сексопатология. -М.: Медицина, 1974. 183с.
  134. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Екатеринбург: Изд-во ЕГУ, 1993. — 116с.
  135. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. А. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: «Академия», 2002. — 576с.
  136. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224с.
  137. Словарь тендерных терминов. М.: Изд-во «Информация — XXI век», 2002. — 270с.
  138. Н. Сексуальные роли и неравенство // Социологические исследования. 1992.-№ 8.-С. 106−119.
  139. Н. Социология: Перевод с английского / Науч. ред. издания на русском языке В. А. Ядов. М.: Наука, 1994. — 526с.
  140. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 270с.
  141. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. -608с.
  142. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. Т.1. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. — М.: Мысль, 1990.-С. 47−580.
  143. B.C. Смысл любви // Сочинения в 2 т. Т.2. / Общ. ред. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1990. — С. 493−547.
  144. П.А. Социальная роль семьи и школы // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / Сост. П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. — С. 38−56.
  145. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А.Ю. Со-гомонова. М.: Политиздат, 1992. — 469с.
  146. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2000. -416с.
  147. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. 321с.
  148. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -286с.
  149. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1985. — 37с.
  150. Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998.-37с.
  151. В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения в 5 т. / Ред. кол. А. Г. Дзеверин и др. Т.1. — Киев: Рад. школа, 1979.-С. 221−426.
  152. В.А. Письма к дочери // Воспитание школьников. -1984.-№ 2.-С. 63−64.
  153. В.А. Рождение гражданина // Избранные произведения в 5 т. / Ред. кол. А. Г. Дзеверин и др. Т.З. — Киев: Рад. школа, 1980. — С. 301−627.
  154. В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989. — 173с.
  155. А.Р. Формирование тендерной идентичности девушек-студенток: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 23с.
  156. JI.H. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.- 143с.
  157. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352с.
  158. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. — 254с.
  159. Философия любви / Составитель А. А. Ивин. В 2-х ч. — М.: Политиздат, 1990.-4.1.-508с.--4.2.-603с.
  160. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев и др. М.: Мысль, 1989. — 624с.
  161. C.JI. Религия любви: Русский эрос. М.: Республика, 1991. -390с.
  162. Фрейд 3. Психология сексуальности. JI.-M., 1935. — 124с.
  163. Э. Иллюстрированная история нравов: Перевод с немецкого. — М.: Республика, 1994. 216с.
  164. А.Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 1986. — № 3. — С. 23−24.
  165. А.Г. Социология воспитания. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. — 222с.
  166. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Мысль, 1985.-212с.
  167. А.Г., Колесов Д. В. Девочка подросток — девушка. — М.: Педагогика, 1981.-265с.
  168. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер, 1997. — 608с.
  169. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Педагогика, 1977. — 144с.
  170. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1999. 512с.
  171. В.М. Имиджеология: секреты личного обояния. М.: Физкультура и спорт, 1994. — 319с.
  172. Е.В. Проблемы личности. М.: Наука, 1969. — 208с.
  173. Е.В. Проблемы сознания в философии естествознания. М.: Наука, 1981.
  174. Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Питер, 1998.-570с.
  175. Ю.В. Психология любви и секса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-448с.
  176. Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб.: Питер, 1997. — 384с.
  177. Э. Детство и общество. Перевод с английского. СПб.: Лена-то, ACT «Университетская книга», 1996. — 592с.
  178. Этика и психология семейной жизни: Проб, пособие / И. В. Гребенников, И. В. Дубровина и др. Под общ. ред. И. В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1984.-256с.
  179. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−90.
  180. Bee H.L., Mitchel S.K. The Developing Person: A Life Span Approach (2 ended). — New York, 1984. — 218p.
  181. Chodorov N. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkeley, 1978. — 158p.
  182. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. — N 36. -P. 90−121.
  183. Dinnerstien D. The Mermaid and Minotaur: Sexual Arrangements and Nu-man Malaise. New York, 1977. — 412p.
  184. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge, 1982. — 380p.
  185. Hare-Mustin R.J., Marecek J. On Making a Difference // Making a Difference: Psychology a. the Construction of Gender. New Haven-London, 1990.-p. 202−245.
  186. Hare-Mustin R.J., Marecek J. Gender and the Meaning of Difference: Postmodernism and Psychology // Making a Difference: Psychology a. the Construction of Gender. New Haven-London, 1990. — p. 291−315.
  187. Hyde J.S. How Large are Gender Differences in Aggression? A Developmental Metaanalysis // Developmental Psychology, 20, 1984. p. 72−96.
  188. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Oxford, 1975.-630p.
  189. Mischel W. A social-learning view of sex differences in behavior // The Development of sex differences / Ed. E.E. Maccoby. Stauford, 1965, p. 5661.
  190. Starke K. Junge Partner. Tatsachen uber Liebesbeziehungen im Jugendalter, Leipzig-Berlin, 1980. — 181s.
  191. Unger R.K. Imperfect Reflections of Reality: Psychology Constructs Gender // Making a Difference: Psychology a. the Construction of Gender. — New Haven-London, 1990.-37Op.
Заполнить форму текущей работой