Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные интерпретации теории общественного прогресса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, в политическоей сфере мы видим, что формы правления, в том числе демократические, перестали в должной мере отвечать современным реалиям. Неверно думать, вслед за либерал-реформаторами, что политические институты — это лишь вопрос технологий, которые могут быть применимы в любой стране с любыми традициями. На самом деле политические институты Запада, как и развитая рыночная экономика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ПРОГРЕССА
    • 1. 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА
    • 1. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРЕССА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРОГРЕСС", «ИЗМЕНЕНИЕ», «РАЗВИТИЕ» ГЛАВА 2. «КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА», ИЛИ РАЗОЧАРОВАНИЕ В ПРОГРЕССЕ
    • 2. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
    • 2. 2. ПРОГРЕСС. ЧЕЛОВЕК. СВОБОДА
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    • 3. 1. ВОЗМОЖНОСТЬ И ГРАНИЦЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ
    • 3. 2. УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • 3. 3. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРЕССА

Современные интерпретации теории общественного прогресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Проблема общественного прогресса относится к числу традиционных, но всегда актуальных проблем социальной философии. На крутых поворотах истории, имевших судьбоносное значение для всего человечества, мыслители всегда задавались вопросом о сущности и направленности исторического процесса. Не является исключением и современная эпоха, которую можно назвать эпохой кризиса всех сфер жизни. Глубина кризиса современной эпохи с особой силой актуализирует вопрос о прогрессе. Необходимо сформулировать адекватное вызовам и проблемам нашей эпохи понимание прогресса, учитывающее сложность и многообразие реалийсовременного мира.

Каковы лее эти реалии?

Во-первых, в области экономики наблюдается неравномерность развития различных стран мира. Группа развитых государств Запада, используя международные финансовые институты, различного рода транснациональные корпорации и фирмы, фактически контролирует' мировые финансовые потоки, значительную часть ресурсов земного шара и, следовательно, мирового богатства. В это же время подавляющее большинство стран «третьего мира» и многие бывшие социалистические страны испытывают огромныеэкономические трудности, что серьезно тормозит их экономический рост. Такое непропорциональное распределение экономического богатства чревато конфликтами, которые могут угрожать будущему всего человечества. Ведь у более бедных стран фактически отнимают их право на прогрессивное развитие.

Во-вторых, в социальной сфере усиливается поляризация,.

— разрыв в качестве жизни между богатыми и бедными как в международном масштабе, так и внутри государств. Обостряются межнациональные и межрегиональные конфликты. Это можно наблюдать и на территории бывшего СССР, в частности и в нынешней России. Надежды российских либералов-западников на то, что крушение международного социалистического лагеря приведет к наступлению бесконфликтной эры, эпохи некоего разумного, бесконфликтного социального развития, не оправдались.

Фактически одна глобальная «холодная война» сменилась множеством локальных «горячих войн». С прекращением.

— масштабного межформационного конфликта по линии СССР-США активизировались многие, бывшие до сих пор в анабиозном состоянии, более мелкие конфликты, многие из которых приобретают религиозную окраску.

В-третьих, в политическоей сфере мы видим, что формы правления, в том числе демократические, перестали в должной мере отвечать современным реалиям. Неверно думать, вслед за либерал-реформаторами, что политические институты — это лишь вопрос технологий, которые могут быть применимы в любой стране с любыми традициями. На самом деле политические институты Запада, как и развитая рыночная экономика, имеют особые культурные, нравственные и религиозные предпосылки, они суть плоть от плоти истории и культуры Запада. На Западе эти институты могут играть позитивную роль в стабильном функционировании общества, так как там они соответствуют менталитету, умонастроению, сложившемуся уровню нравственности огромного большинства народа, его историческому опыту. В незападных же обществах указанные^ социокультурные предпосылки носят качественно иной характер, поэтому в них демократические политические институты, будучи лишь продуктом внешнего заимствования, без соответствующих этнопсихологических, ментальных и социокультурных предпосылок, фактически повисают в воздухе, способствуют социальной дестабилизации и служат тем или иным элитно-классовым интересам.

Так, в России в народе гораздо слабее, чем на Западе, выражен потенциал самоорганизации, даже на самом низовом уровне, для защиты своих прав, нарушение которых день ото дня становится все значительнее. Именно потому, что в России отсутствует действенный механизм защиты населением собственных прав, свобод и экономических интересов, в ней возможны фантастические по западным меркам нарушения этих прав (задержка заработной платы, бесконтрольные повышения цен, пренебрежение интересами социальной сферы и т. д.), отсутствует механизм обратной связи (т.е. взаимного контроля) между народом и властью, отсутствуют нравственные и правовые регуляторные механизмы внутри самой власти (что благоприятствует невиданной в мире коррупции).

Все эти обстоятельства дают основание утверждать, что в России в данный момент западная модель демократии к существованию в чистом виде не способна, политические же институты демократии имеют превращенное, искаженное содержание. Объективно России необходимо определенное сочетание демократических и авторитарных властных механизмов (как показывает опыт, в ряде случаев авторитаризм лучше криминального хаоса). Отход же от авторитарных институтов может быть только постепенным.

В-четвертых, острейший кризис переживает духовная сфера. Успехи научного знания, небывалый информационный бум не должны вводить в заблуждение. Наука, информация в целом сами по себе играют лишь техническую инструментальную роль, они помогают познать какое-либо явление или получить представление о нем. Кризис коснулся самих духовно-мотивационных основ человеческой деятельности. Ранее мотивация человеческой деятельности имела религиозное содержание, позднее — идеологическое (это можно отнести к периоду социализма), в этих условиях человек знал, ради чего он трудится, занимается наукой, он двигался к некоторой, пусть далекой, но благородной и значительной идеальной цели, и даже если он не достигал ее, на пути к ней он добивался значительных свершений в области производства, науки, культуры и т. д. Даже авторы, не симпатизирующие социализму, признают, что «достигнутое большевиками во многом определялось их искусным умением вызывать в людях стремление к высшим целям».1.

Уход реального социализма с исторической арены привел к появлению значительного идеологического и духовного вакуума в обществе, причем не только в России и Восточной Европе, но и на Западе. В России пока не появилось новой идеологии (в широком смысле), зовущей человека к позитивным целям, наполняющей смыслом его жизнь и деятельность. Этот вакуум способен привести лишь к усугублению бездуховности в обществе, утрате престижа образования, производительного труда, к нравственной деградации. Что же касается Запада, то система реального социализма объективно оказывала на него мобилизирующее воздействие, побуждал^ совершенствовать свою социальную систему, гармонизировать межклассовые отношения, заимствуя при этом многое из идеологии социализма. Можно сказать, что для Запада социализм был мощным внешним стимулом, которого теперь не стало, что может иметь и негативные последствия для социальной организации Запада, в частности, привести к обострению многих. прежде незначительных социальных конфликтов.

Кроме того, на Западе значительно ослабевает притягательность предпринимательской и трудовой этики, имеющей религиозно-аскетические (по М. Веберу) истоки. На Западе все более значительным становится меркантилистски.

1 Паникин A.C. Шестое доказательство. М., 1998. С. 70. потребительское отношение к миру, постепенное исчезновение внематериальных стимулов трудовой и творческой активности. Так, стабильно высокий уровень безработицы в Западной Европе и в то же время столь же стабильно высокий уровень легальной, полулегальной и нелегальной трудовой иммиграции в Западную Европу из стран Азии и Африки свидетельствуют об определенном снижении престижа труда среди европейцев. Можно утверждать, что не только применительно к России и Востоку, но и применительно к Западу существует основание для пессимизма.

Не случайно в этой связи выдвигаются различные (в том числе и негативистские) интерпретации социального прогресса.

Одни авторы для подтверждения своих прогрессистских взглядов и концепций больше внимания обращают на моральный аспект общественной жизни, другие — на социальный, третьи на экономический и т. д. В конечном счете важно подчеркнуть, что вопросы общественного прогресса получили новое звучание и заняли немаловажное, а зачастую и доминирующее место в социально-философских исследованиях западных ученых.

Что же касается современных российских исследователей, то большинство из них все еще настроены апологетически по отношению к так называемой «рыночной экономике» и не видят тех противоречий современного общества, которые привели к глобальному кризису мировой цивилизации и к пессимистическим интерпретациям общественного прогресса. Но от этого вопросы прогресса не становятся менее актуальными. Напротив, как уже отмечалось выше, переживаемый человечеством кризис делает необходимым анализ этих вопросов.

Степень разработанности проблемы.

В отечественной литературе многие философы уделяли большое внимание вопросам социального прогресса. Они раскрыли содержание понятия общественного прогресса, выявили его критерии, проанализировали и показали поступательную направленность человеческого общества.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в анализе проблемы общественного прогресса в отечественной литературе нередко преобладал идеологизированный, а порой и конъюнктурный подход. Имплицитно, а то и эксплицитно утверждалось, что развитие человеческого общества, подчиняясь законам жесткого детерминизма, неизбежно приведет к победе социализма советского образца в планетарном масштабе.

Такой вульгарный подход к сложной и многогранной проблеме социального прогресса, конечно же, не способствовал ее раскрытию и решению. Но за последние годы наследие прошлого успешно преодолевается.

В числе авторов, чьи работы внесли значительный вклад в актуализацию и глубокую проработку проблем социального прогресса, можно назвать И. А. Гобозова, К. Х. Момджяна, А. С. Панарина и ряд других1.

1 v.

Бутенко Д. П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980;

Из современных зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой прогресса, можно назвать Г. Маркузе, Э. Фромма, И. Валлерстайна, П. Штомпку, Д. Белла, Р. Арона, -О.Тоффлера, Р. Нисбета, Ф. Перру и других1.

Волков А. И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990; Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987;

Гобозов И.А.

Введение

в философию истории. M., 1999; Момджян К. Х. Концептуальная природа исторического материализма. М., 1982;

Панарин A.G.

Введение

в философию истории. М., 1999; Сухов А. Д. Прогресс и история. М., 1983.

1 Aron R. The Industrial Society. Three Lectures on Ideology and Development. N.Y., 1967;

Bell D. The Coming of Post-industrial society. N.Y., 1973; Perrou F. Alienation et societe industrielle. P. 1980; Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980;

Wollerstein J. Unthinking Social Science: The Limits of Ninetenth.

Centure Paradigms. Cambridge, 1994;

Маркузе Г. Одномерный человекю M., 1994;

Нисбет Р. Наша эпоха. Прогресс и анархия в современной.

Америке // Современные зарубежные теории социальных изменений и развития. Вып. 1. М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993;

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990;

Часть данных авторов активно разрабатывала проблематику отчуждения в современном обществе, ставила вопрос об альтернативной гуманистической концепции прогресса (Г.Маркузе, Э. Фромм), другие авторы исследовали проблемы индустриального и постиндустриального общества «(Д.Белл, О. Тоффлер, Р. Арон), исследовали феномен глобализации (И.Валлерстайн), анализировали социологическую структуру социальных изменений (П.Штомпка).

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ категории общественного прогресса в современной философской литературе, а также исследование возможностей применения данной категории к современным социально-экономическим и духовно-политическим реалиям.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

— дать анализ современной западной литературы, посвященной проблемам социального прогресса;

— рассмотреть проблемы направленности исторического процесса;

— исследовать различные аспекты проблемы социального прогресса и критерии прогресса;

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999; Штомпка П. Социология социальный изменений. М., 1996.

— рассмотреть вопрос о соотношении свободы и социального прогресса;

— дать анализ проблемы глобализации, показать влияние глобализации на судьбу национальных культур.

Методология исследования.

Методологическим основанием настоящего исследования послужил метод сравнительношо анализа в сочетании с принципами объективности, историзма, единства исторического и логического, единства теории и практики, диалектики объективного и субъективного факторов истории.

В ходе работы автор опирался на результаты изысканий видных представителей философской, социологической, культурологической мысли прошлого и современности.

Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблем оказали следующие труды:

1. Работы современных западных философов по исследованию категории прогресса в контексте реалий западного общества (Р.Нисбет, Р. Мертон, Т. Кун, Р. Дарендорф, П. Штомпка);

2. 'Произведения ведущих западных теоретиков постиндустриального общества, в которых исследуется направление прогресса в современных условиях (Д. Белл, Р. Арон, О. Тоффлер, П. Дракер, Дж. Гэлбрейт, А. Этциони);

3. Работы современных российских философов, исследующих проблему прогресса в историческом и историософском плане (А.П.Бутенко, И.А.Гобозов), а также в плане культурологическом (А.С.Панарин).

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— в работе дан анализ современной западной литературы, посвященной проблемам социального прогресса;

— показано, что в современную эпоху нет однозначного ответа на вопрос о структуре направленности прогрессивного развития исторического процесса. Прогресс вовсе не обязательно может иметь линейную направленность;

— рассмотрены и проанализированы различные аспекты проблемы социального прогресса (моральный, экономический, культурологический и т. д.);

— переосмыслены в свете современных реалий критерии социального прогресса. Подчеркивается, что критерий общественного прогресса имеет относительный характер;

— дан анализ роли национальных и этнических культур в контексте проблемы социального прогресса. Показано, что глобализация в форме экспансии западных ценностей может привести к ликвидации национальных культур и традиций.

— Рассмотрены некоторые концепции развития, альтернативные прогрессу («путь коэволюции», «консервативная революция», идея множественности социальных структур).

Научно-практическая значимость работы состоит в дополнении исследований социально-философской проблематики прогресса работами современных российских и западных авторов по данному вопросу в контексте социально-политических и экономических реалий современности. Материалы диссертации могут найти применение в учебных курсах по социальной философии, политологии, социологии, культурологии.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в данной работе проанализированы основные,.

— наиболее часто встречающиеся в философской литературы определения социального прогресса, выделены его аспекты и критерии, показана зависимость содержания понятия прогресса от конкретных социально-политический реалий той или иной эпохи. Понятие прогресса носит относительный характер, то, что является прогрессом с данной точки зрения, может представлять собой регресс — с другой.

Прогресс не имеет мерно поступательной направленности, его пути могут быть неожиданными и извилистыми. Как правило, всегда существует несколько возможных сценариев развития, но реализуется в основном всегда только одни год под.

— влиянием самых различных факторов.

Сегодня, например, все труднее говорить о прогрессе на каком-либо локальном уровне. Социальные процессы приобретают все более глобальный характер. Это означает, что социальные изменения все в большей степени носят не только эндогенный, но и экзогенный характер, проистекая из внешних источников. Причем эти изменения могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Например, процессы глобализации оказывают негативное влияние на развитие национальных культур и традиций, подавая и маргинализируя их.

Глобализация, развитие науки и техники, информационная.

— революция вовсе не являются однозначными свидетельствами прогресса в современных условиях. Ведь наряду с этим на планете обостряется экологический кризис, большинство населения земного шара живет в бедности и нищете, в обществе все меньше духовности, меньше авторитета нравственного начала. Парадоксальным образом развитие науки и техники все еще не способствует появлению перспективы решения оставшихся глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Возможно, что для этой цели необходимо изменить содержание понятие «прогресс», усилить в нем гуманистический, культурологический, духовно-нравственный аспекты. Необходимо, чтобы ответственность за судьбы мира (И, соответственно, право принятия глобальных решений) была распределена в мире более равномерно, чем это имеет место сегодня. Ведь право на прогресс (применительно к отдельным странам, культурам, цивилизациям) должно стать таким же естественным и неотъемлемым, как и право на жизнь. Право на — прогресс есть не что иное, как право на свободное, органическое (т.е. не навязанное никем сверху) развитие.

В конечном счете идея прогресса сегодня — это выражение оптимизма или пессимизма?

Во «Введении» данной работы мы показали, что проблема общественного прогресса всегда была актуальной и остается таковой, ибо, как указывает П. Штомпка, «идея прогресса слишком важна для человеческого сознания, слишком фундаментальна для смягчения экзистенциальных напряженностей и неуверенности, чтобы от нее отказаться ради чего-то другого. Она переживает временный кризис, но рано или поздно вновь обретает силу и власть над человеческим воображением"1.

1 ШтомпкаП. Указ. соч. С. 59.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин. Творения Блаженного Августина. Киев. 1901−1905.
  2. Р. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
  3. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  4. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-исторический анализ современных зарубежных концепций. JL, 1967.
  5. С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. Спб., 1994.
  6. П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1985.
  7. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
  8. Д. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  9. H.A. Смысл истории. М., 1990.
  10. Ю.Бердяев H.A. Судьба России. М., 1999.
  11. Библия. Новый Завет. М., 1976.
  12. М. Апология истории или ремесло историка. М., 1985.
  13. З.Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. И.
  14. А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.
  15. C.B. Цивилизация в «Третьем мире» (Круглый стол) // Вопросы философии. 1992. No 3.
  16. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.
  17. П.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940.
  18. А.И. Человеческое измерение прогресса М., 1990.
  19. Г. И. Истоки и горизонты прогресса М., 1976.
  20. Ю.Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.
  21. И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  22. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты. М., 1963.
  23. Э. Э. Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития // МГУ. 1996. № 1. С. 6−7.
  24. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и Третьего мира: Сб. ст. М., 1994.
  25. И. А. Введение в философию истории. М., 1999.
  26. И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987.
  27. П. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1963.
  28. U.K. Концептуальные модели истории. Пособие для студентов. М., 1995.
  29. Т.П. Цивилизация в «Третьем мире» (Круглый стол). //Вопросы философии. 1992. № 3. С. 16−18.-ЗО.Губман Б. Л. Смысл истории: очерки современных, западных концепций. М., 1991.
  30. А. Я. Об исторической закономерности // Философские проблемы исюрической науки. М., 1969.
  31. Гуревич А., Я. Теория формаций и реальности истории // Вопросы философии. 1990. № И.
  32. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  33. Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1979.
  34. В.Е., Левяш И. Я. Общественный прогресс // Философские науки. 1977. № 1.
  35. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  36. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.38.3лобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  37. . А.В. Запад Россия — Восток. М., 1993.
  38. Илюшечкин-В.П. Общественные формации и цивилизации // Восток. 1994. № 5. С. 33−36.
  39. История теоретической социологии. М., 1998.
  40. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  41. И. Трактаты и письма. М., 1980.
  42. К.И. История против прогресса. М., 1992.
  43. Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
  44. А.М. Еще раз о формационном к цивилизованном подходах // Вопросы философии. 1996. № 1. С. 97−104.
  45. И.М. Социология. СПб., 1910.
  46. .А. Эскиз исторической картины . прогресса человеческого разума. М., 1936.
  47. О. Основные законы социальной динамики или общая теория естественною прогресса человечества // Зомбарт В. Социология. Л., 1926.
  48. Р.И. Полет Совы. М., 1994.
  49. Р.И. Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1984.
  50. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира. М., 1990.
  51. В. А. Пост- пред- гипер- контр- модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. № 6.
  52. В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. Т. 39.
  53. К. Избранные сочинения. М., 1993.
  54. Лукреций. О природе вещей. М., 1983.
  55. А. А. Общественный прогресс. М., 1970.
  56. К., К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.
  57. Марксизм и проблемы социального прогресса. М., 1986.
  58. Г. Одномерный человек. М., 1994.
  59. Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С 209
  60. М.Б. Философия и социальный прогресс. М., 1979.
  61. H.H. Еще раз о проблеме // Вопросы философии. 1998.
  62. H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4.
  63. К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. М., 1982.
  64. К.Х. Социум. Общество. История. Учебное пособие. М., 1994.
  65. И.С. Новейшие течения буржуазной философии. М., 1982.
  66. Р. Наша эпоха. Прогресс и анархия в современной Америке // Современные зарубежные социальных изменений и развития. Вып. 1. М., 1992.
  67. Ф. Сочинения: В 2 тт. М., 1990.
  68. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1992.
  69. Овидий. Метаморфозы. М., 1977.
  70. A.C. Введение в философию истории. М., 1999.
  71. A.C. Россия в поисках идеи: варианты//Вестник МГУ. 1993. № 6. С. 9−17.
  72. A.C. Россия в циклах мировой истории. М., i 999.
  73. A.C. Шестое доказательство. М., 1998.
  74. А. Человеческие качества. М., 1980.
  75. Платон. Государство. Законы // Собр. соч.: в 3 тт. М., 1968. Т.З.
  76. Г. С. История в сослагательном наклонении // Вопросы философии. 1990. № 11.
  77. Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 1993.
  78. Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1996. .81 .Руссо Ж. Ж. О влиянии наук на нравы. Спб., 1908.
  79. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.
  80. Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. М., 1965.
  81. Г. Прогресс, его закон и причина // Социальная философия. Хрестоматия. М., 1994. Ч. 11. 85.
  82. H.A. Тенденции, идущие в разрез с процессом глобализации, все еще сильны // Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и Третьего мира. М., 1994. *
  83. П.Л. Социологические теории современности. М., 1992.
  84. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  85. А.Д. Прогресс и история. М., 1983.
  86. А. Философия истории. М., 1991.
  87. Толстой JI. H-. Исповедь. // Собр. соч.: в 22 т. М., 1983. Т. 16.
  88. JI.H. Прогресс и определение образования. // Собр. соч.: в 22 тт. М., 1983. Т. 16.
  89. О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  90. О. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М., 1995.
  91. А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998.
  92. А. Рассуждения о всеобщей истории // Тюрго А. Избранные философские произведения. М., 1937.
  93. Н.М. Идея прогресса в современном мире // Пути социального прогресса (опыт зарубежных философских исследований). М., 1991.
  94. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. № 12.
  95. Философские проблемы общественного развития. М., 1971.
  96. Формации или цивилизации? (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 10.
  97. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
  98. Д. Душа человека. М., 1992.
  99. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  100. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  101. Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3
  102. Д.Е. Наши тревоги и всемирная история // Вопросы философии. 1990. № 11.
  103. М. Время и бытие. М., 1993.
  104. С. Столкновение цивилизаций // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  105. В. Абсолютный рационализм и современный кризис. Интервью с В. Хесли // Вопросы философии. 1990. № 11.
  106. Г. Д. От концепций исторического круговорота к теориям «постиндустриального общества». М., 1978.
  107. Г. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. № 8.
  108. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. .
  109. П. Социология социальных изменений. M., 1996.
  110. Эрн В. Ф. Идея катастрофического прогресса. М., ! 991.
  111. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  112. Alexander J. and Sztompka P. Rethinking Progress. Boston, 1990.
  113. Aron R. Les desillusions de progres. P., 1969.
  114. Aron R. The Industrial Society. Three Lectures on Ideology and Development. N.Y., 1967.
  115. Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988.
  116. Barglou R. The Crisis of the Self in the Age of information. N.Y., 1994.
  117. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7.
  118. Bell D. The Coming of Post-industrial society. N.Y., 1973.
  119. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976.
  120. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol. XXXVI, № 2. Spring, 1989.
  121. Brzezinski Z. Between Two Ages. N.Y., 1970.
  122. Casey C. Work, Self and Society After Industrialism. L.-N.Y., 1995.
  123. Clavel M. La suite appartient a d’autres. P., 1979.
  124. Claval P. Les mythes fondateurs des sciences sociales. P., 1980.
  125. Dahrendorf R. Die chancen der Krise: Uber die Zukunft der Liberalismus. Stuttgard, 1983.-129. Dahrendorf R. Recent changes.// Daedalus. N.Y., 1999. № I.
  126. Dahrendorf R. Konflikt und Freiheit. Auf dem Weg ziir Dienstelassengeselschalt. Munchen, 1972.
  127. Defarges Ph.M. Existe-t-il une communaute internationale?// Commentaire. 1996. № 14.
  128. Development as social transformation. Reflections on the global problematique. N.Y., 1985.
  129. Drucker P.F. The age of discontinuity. Guidelines to our changing society. N.Y., 1969.
  130. Etzioni A. The Active Society: A Theory OfSocietal And Political Processes. London, 1968.
  131. Falk R.A. A study of future worlds. New Delphi, 1975.
  132. Fourastie J. Des Loisirs: pour quoi faire? P., 1970.137. «Fourastie J. La grande metamorphose du XX siecle. P., 1957.
  133. Fourastie J. Le grand espoir du XX siecle. P., 1958.
  134. Fourastie J., Laleuf A. Revolution a l’Ouest. P., 1957.
  135. Glaser H. Das Verschwinden der Arbeit Die Chancen der nouen Tatigbeitsgesellschaft. Dusseldorf, 1988.
  136. Habermas J. Toward a rational society: L., 1971.
  137. Hudson W.J. Intellectual Capital: How to Build It, Enhance It, Use It N.Y., 1999. P. 37 143. lngelhart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
  138. Kahn H. Brown W., Martell L. The Next 200 Years. N.Y., 1971.
  139. Losiirdo P. Das Problem des Fortschritts und der «Ernst des Negativen» // Das Argument. № 230. Hamburg, 1998.
  140. Lyotard J.-F. La condition postmodeme: Rapport sur ie savoir. P., 1979.
  141. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington. 1983.
  142. Mcluhan V. Understanding Media: The Extrusions of Man. N.Y., 1964.
  143. Modernization: The humanist response to its promise and problems. Washington, 1982.
  144. Naisbitt J. and Aburdens P. Megatrends 2000: The New Directions for the 1990's. N. Y., 1990.
  145. Naisbitt J. From Nation-States to Networks // Rethinking the Future. L., 1997. P. 214−215.
  146. Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995.
  147. Naisbitt J. Megatrends.N.Y., 1984. № 4.
  148. Nisbeth R.A. History of the Idea of Progress. N.Y., 1986.
  149. Nisbeth R.A. Social change and history. Aspects of the Western Theory of development. N.Y., 1969.
  150. Nisbeth R.A. Developmentarism. A critical analysis. // Theoretical sociology. Perspectives and development. N.Y., 1970. P. 161−204.
  151. Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. N.Y., 1966.
  152. Parsons T. The social system. Glencoe, 1951:
  153. Penrou F. Alienation et societe industrielle. P., 1980
  154. PfaffmW. Du progres: Reflexions sur line idee morte // Commentaire. 1996. № 14.
  155. Polak F.L. The image of the future. Enlightening the past, orientating the present, forecasting the future. N.Y., 1961.
  156. Progress and its discontents. Itaca, 1982.
  157. Qlientin I Mutation 2000: Le tournant de la civilisation. P., 1982.
  158. Rifldn J. the End of Work. N.Y., 1996. P. 241.
  159. Robertson J. Globalily, global culture, and images of world order. N. Y, 1992.
  160. Robertson J. Future Wealth. A New Economics for the 21-st Century. L.-N.Y., 1990. P. 13.
  161. Schafer W. Global History. N.Y., 1991.
  162. Schmidt. H. Die Zeit. Hamburg, 1997. 9/X.
  163. Servan-Schreiber J. Le defi mondiale. P., 1980.
  164. Smith A.D. Social change. Social theory and historical process. N.Y., 1976.
  165. Spencer H. On Social Evolution. Chicago, 1972.
  166. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  167. Thurow L. The Future of Capitalism. How Today’s Economic Forces Shape Tomorrow’s World. L., 1996. P. 279.
  168. Toffler A. Future Shock. N.Y., 1970.
  169. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
  170. Touraine A. Critique de la modernite. P., 1992. P. 184.
  171. U.S. Department of Commerce Report For The Year 1990. Wash., 1991.
  172. World futures: The great debate. L., 1978.
  173. Wollerstein J. Unthinking Social Science: The Limits of Nineteenth Century Paradigms. Cambridge, 1991.
Заполнить форму текущей работой