Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические и организационные вопросы обоснования заявок и заказов кооперативной торговли на товары (на примере изделий легкой промышленности)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс совершенствования хозяйственного механизма нацелен на повышение благосостояния и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Известно, что рост народного благосостояния неотделим от обеспечения спроса населения на разнообразные товары и услуги. Предложение товаров выступает как средство реализации этой цели. Объективная необходимость соответствия спроса и предложения обусловлена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Роль и место заявок и заказов в хозяйственном механизме. II
    • I. рущность хозяйственного механизма II
    • 2. Заявки и заказы в хозяйственном механизме
    • 3. Основные требования к заявкам и заказам на современном этапе
  • ГЛАВА II. Анализ современного состояния работы с заявками и заказами в кооперативной торговле
    • I. Организационные формы работы с заявками и заказами в кооперативной торговле
    • 2. Оценка обоснованности заявок и заказов на товары в потребительской кооперации
    • 3. Практика обоснования заявок и заказов в потребительской кооперации
  • ГЛАВА III. Пути повышения эффективности работ по обоснованию заявок и заказов
    • I. Совершенствование организации работы по составлению заявок и заказов
    • 2. Построение номенклатурных перечней перспективных и годовых заявок и заказов на потребность
    • 3. Основные направления улучшения формирования информационного обеспечения заявок и заказов
    • 4. Методические основы повышения обоснованности заявок и заказов

Экономические и организационные вопросы обоснования заявок и заказов кооперативной торговли на товары (на примере изделий легкой промышленности) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всестороннее совершенствование хозяйственного механизма является на современном этапе главным условием повышения социально-экономической эффективности общественного производства. На июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС было отмечено, что обеспечить хорошо отлаженную, бесперебойную работу всего хозяйственного механизма — это и потребность сегодняшнего дня и программная задача на будущее. На февральском (1984 г.) Пленуме Щ КПСС Генеральный секретарь Щ КПСС К. У. Черненко еще раз подчеркнул, что «в серьезной перестройке нуждается система управления, весь наш хозяйственный механизм. Работа в этом плане только началась» [16, с. 14−15].

Процесс совершенствования хозяйственного механизма нацелен на повышение благосостояния и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Известно, что рост народного благосостояния неотделим от обеспечения спроса населения на разнообразные товары и услуги. Предложение товаров выступает как средство реализации этой цели. Объективная необходимость соответствия спроса и предложения обусловлена требованиями экономических законов социализма: основного экономического закона, закона планомерного пропорционального развития, закона распределения по труду и др. Экономические законы социализма предопределяют особенности соответствия спроса и предложения. Вместе с тем спрос и предложение оказывают обратное воздействие на эффективность использования экономических законов социализма. В условиях нарушения равновесия спроса и предложения затрудняется достижение пропорциональности в народном хозяйстве, снижаются темпы прироста производительности общественного труда, усложняются распределительные отношения, снижается действенность товарно-денежных форм.

Регулирование спроса и предложения есть способ обратного воздействия на воспроизводственные пропорции с целью восстановления нарушенного равновесия. Это регулирование осуществляется всей системой плановых форм и методов, адекватных производственным отношениям и хозяйственному механизму развитого социализма. Общее соответствие между объемом производства и спросом устанавливается уже на стадии планирования объемных и качественно-структурных показателей роста производства, доходов и потребления.

На данном этапе важное место принадлежит механизму хозяйственных связей между торговлей и промышленностью. В настоящее время проводится целенаправленная работа по их совершенствованию. Укрепление экономических взаимоотношений промышленности и торговли производится путем перехода на длительные хозяйственные связи, повышением роли договоров, усилением ответственности министерств, объединений (предприятий) за выпуск товаров народного потребления, улучшение их качества, внешнего вида и т. д., а оптовых баз за бесперебойное снабжение магазинов товарами в необходимом ассортименте, а также возрастанием роли потребителя в формировании планов производства товаров народного потребления.

Установление длительных хозяйственных связей должно способствовать достижению соответствия объема и ассортимента производства товаров народного потребления общественным потребностям. Решение этой задачи во многом определяется обоснованностью заявок и заказов. Разработка заявок и заказов становится составной частью плановой работы, исходным моментом планирования конечного продукта.

Вопросы обоснования заявок и заказов рассматриваются в экономической литературе рядом авторов: М. М. Дарбиняном, Р. К. Дукатом, Т. В. Коробковой, А. В. Орловым, Я. Л. Орловым, В. Р. Прауде, Л. Ф. Столмовым, С. В. Черновым, В. П. Шиманским, В. А. Язевым и другими [96,97, 98, 104, 127, 170, 171, 172, 186, 188, 222, 243, 247, 252]. Авторы названных и других работ внесли определенный вклад в научную разработку проблем экономического обоснования заявок и заказов.

Вместе с тем эти проблемы освещены в научной литературе, в основном, в плане раскрытия методических вопросов применительно к отдельным группам товаров и отвечают задаче текущего управления. В частности, совершенствованию годовых заявок и заказов посвящены диссертационные работы С. И. Петровича, С. В. Чернова, Т.В.Короб-ковой, Р. К. Дуката и др. В этих работах основное внимание уделялось вопросам разработки краткосрочных прогнозов спроса, кодов и шифров товаров, оценки неудовлетворенного и инорайонного спроса, участия райпотребсоюзов и межрайбаз в составлении заявок и заказов.

Однако потребности развития экономической науки и хозяйственной практики в период развитого социализма вьщвигают и новые проблемы. Установление длительных хозяйственных связей требует использования не только годовых, но и долгои среднесрочных заявок и заказов, новых подходов к их обоснованию. В связи с новизной и отсутствием опыта методологические и организационные вопросы разработки среднеи долгосрочных заявок и заказов не нашли отражения в экономической литературе.

Указанными обстоятельствами определяется актуальность и выбор темы настоящего исследования. Диссертационная работа направлена на решение проблем как методического, так и организационного характера. Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе современных требований, обобщения и критического анализа практики и развития теоретических положений разработать предложения по созданию организационных и методических основ единой системы эко.

— б номического обоснования заявок и заказов в кооперативной торговле.

Конкретные задачи исследования сводятся к следующему: раскрыть экономическую природу заявок и заказовопределить роль и место заявок и заказов в хозяйственном механизмеисследовать практику обоснования заявок и заказов в кооперативных организациях и выявить пути сокращения многозвенности, параллелизма в проведении этой работы, повышения уровня их обоснованностиоценить качество заявок и заказов кооперативных организаций на изделия легкой промышленностиопределить содержание информационного обеспечения заявок и заказов: перечень информационных данных, необходимых для обоснования потребности в изделиях легкой промышленности в зависимости от времени их упреждения, номенклатурные перечни долго-, средне-и краткосрочных заявокисследовать роль норм рационального потребления при определении потребности в товарах на перспективувыявить наиболее эффективные методы прогнозирования спроса на изделия легкой промышленности на долгои среднесрочную перспективы, являющиеся основой обоснования заявок и заказов и формирования товарного ассортимента в торговой сетиразработать методику обоснования заявок кооперативной торговли в товарах для различных периодов упреждения.

Объектом исследования явился процесс формирования заявок и заказов на долго-, среднеи краткосрочный периоды в областных, краевых, республиканских потребсоюзах и Центросоюзе.

Исследование проведено на примере изделий легкой промышленности, занимающих в обороте кооперативной торговли более 25%^. Ассортимент их один из самых сложных.

Изучение обоснования потребности на такую сложную группу как изделия легкой промышленности позволило глубже исследовать все аспекты поставленной в диссертации основной цели и полнее обосновать предлагаемые рекомендации.

Теоретико-методологической основой диссертации является диалектический метод исследования, произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа Комгдунистической партии Советского Союза, решения съездов КПСС и Пленумов Щ КПСС, Конституция СССР, постановления Щ КПСС и Совета Министров СССР по хозяйственным вопросам, проблемам производства товаров народного потребления, совершенствованию деятельности системы потребительской кооперации, решения съездов уполномоченных потребительской кооперации, Советов и правлений Центросоюза, труды и выступления руководителей партии и Советского государства.

Материалами исследования послужили данные статистической отчетности ЦСУ СССР, ведомственные материалы Министерства торговли СССР, Центросоюза и республиканских потребсоюзов, методические рекомендации и прочие материалы Всесоюзного научно-исследовательского института экономики кооперативной торговли, Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли, результаты анкетного опроса специалистов 130 республиканских, краевых, областных потребсоюзов, 34 оптовых баз кооперативной торговли, 19 республиканских оптовых контор (баз) Министерства торговли СССР, проведенного автором диссертации.

В процессе работы над диссертацией применялись следующие * данные 1983 года. методы научного исследования: системного, сравнительного, корреляционного и регрессионного анализа, синтез, массовых наблюдений, группировок, графический, экономико-математического моделирования, нормативный, экстраполяции и экспертных оценок.

Научная новизна заключается прежде всего в подходе к разработке долгосрочных, среднесрочных и годовых заявок и заказов как к непрерывному процессу. Вопросы обоснования заявок и заказов различных периодов упреждения рассматриваются не как изолированные явления, а как объективно взаимодополняющие части единого целого.

С учетом накопленного опыта работы, особенностей взаимоотношений торговых организаций и промышленных предприятий в республиках разработаны 2−3-4х звенные схемы работы по составлению заявок в системе потребительской кооперации. Вносятся предложения по созданию информационной базы заявок и заказов различных периодов упреждения. Впервые разработаны номенклатурные перечни заявок на потребность в изделиях легкой промышленности для долгосрочного, среднесрочного и годового периодов, обеспечивающие увязку и координацию их внутри системы и с Министерством торговли. Элементы новизны содержатся в методике обоснования заявок и заказов. Рассмотрение перечисленных выше вопросов обусловило новизцу проведенного исследования.

На защиту выносятся следующие положения диссертации: сущность заявок и заказовобъем и структура информационного обеспечения долгосрочных, среднесрочных и годовых заявок на изделия легкой промышленностиформы организации работ по обоснованию заявок и заказов в кооперативной торговлекритерии агрегации и содержание номенклатурных перечней заявок для различных периодов упреждения;

— 9 критерии и показатели обоснованности заявокметодика обоснования долгосрочных, среднесрочных и годовых заявок.

Использование результатов работы на практике обеспечивает: повышение уровня экономического обоснования потребности кооперативной торговли в товарахрациональное использование торгового аппарата на разных уровнях управления кооперативной торговлейболее обоснованное распределение товарных ресурсовиспользование средств вычислительной техники при проведении анализа и обосновании потребности кооперативной торговли в товарахв конечном итоге — создание условий для более полного удовлетворения спроса обслуживаемого населения.

Методологические и практические результаты исследования использованы Белорусским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института экономики кооперативной торговли в процессе исследования по темам «Разработка прогнозов спроса сельского населения Белорусской ССР на изделия легкой промышленности',' «Разработка прогнозов спроса сельского населения Белорусской ССР на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода11, «Нормативы потребления населением товаров и услуг по потребительскому комплексу «одежда и обувь», «Разработка и уточнение нормативов обеспеченности населения важнейшими предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, мебелью и посудой по союзным республикам в целом и отдельно для городского и сельского населения», при исследовании рынков изделий легкой промышленности и внедрены в практику работы Белорусского потребсоюза.

Основные положения диссертации докладывались на Всесоюзной научной конференции «Пути повышения эффективности изучения спроса населения на товары народного потребления» (Москва, 1981 г.), Межреспубликанской научной конференции «Совершенствование хозяйственного механизма в торговле» (Рига, 1982 г.), на научных конференциях в ЩИЛС (1973;1979 гг.) и ЬЕИ (1981 г.).

Объем диссертации. Диссертация содержит 180 страниц машинописного текста (в том числе 16 таблиц, 4 рисунка, 5 форм) и II приложений.

Публикации. Основные положения и результаты исследования отражены в восьми публикациях, общим объемом 3,4 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической политике социалистического государства проблемы удовлетворения растущих потребностей народа всегда занимали одно из важных мест. Особенно актуальными стали они в экономике развитого социализма, когда экономический и научно-технический потенциал создал объективные предпосылки роста благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Степень удовлетворения общественных потребностей становится одним из главных оценочных показателей деятельности производственных министерств и ведомств. В связи с этил общество должно знать и количественно определять их.

В решениях этих вопросов важная роль принадлежит торговле как отрасли, выступающей связующим звеном между производством и потреблением. Успешное решение стоящих перед торговлей социально-экономических задач неотделимо от реализации комплекса мер по совершенствованию хозяйственного механизма. Среди множества аспектов этой проблемы одним из важнейших является улучшение работы с заявками и заказами, посредством которых до промышленности доводится потребность в товарах народного потребления.

В данной диссертационной работе на примере изделий легкой промышленности рассмотрены теоретические, методологические и организационные проблемы совершенствования заявок и заказов в кооперативной торговле.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные диссертантом, состоят в следующем:

I. Повышение народного благосостояния, всестороннее развитие человека призваны обеспечить хозяйственный механизм социалистического общества, через который реализуются как экономические,.

— 173 так и социальные задачи. Отражая действие системы экономических законов социализма, хозяйственный механизм ориентирован на цель, которая обусловлена основным экономическим законом нашего общества. Именно этот закон определяет принципиальную направленность хозяйственного механизма. Главный критерий эффективности функционирования хозяйственного механизма характеризуется тем, насколько полно он позволяет реализовать основной экономический закон социализма. Талсой подход позволяет рассматривать хозяйственный механизм как совокупность экономических, организационных, правовых и других форм и методов регулирования общественного производства, используемых для достижения высшей цели экономического и социального развития общества в соответствии с экономическими законами данной социально-экономической формации.

Динамичность развития производительных сил в условиях современной научно-технической революции, быстрое наращивание экономического потенциала социалистических стран, усложнение хозяйственных связей — все это обуславливает необходимость совершенствования хозяйственного механизма и, в первую очередь, планирования, как ведущего элемента хозяйственного механизма.

Главный смысл перестройки планирования на современном этапе совершенствования хозяйственного механизма состоит в том, чтобы в максимальной степени нацелить его на повышение эффективности производства, подчинить задаче получения наивысших конечных результатов. Расчет общественных потребностей становится начальным моментом планирования производства, обоснованной и объективной оценки центральными плановыми органами возможности насыщения тех или иных конкретных потребностей в планируемом периоде.

2. Установка параметров общественных потребностей и доведение их до промышленности осуществляется посредством использова.

— 174 ния двух элементов механизма хозяйственных связей между производителями и потребителями: заявок и заказов торговли.

Заявка — это форма связи между элементами воспроизводства по доведению оценок платежеспособных потребностей до производства вне зависимости от его фактических возможностей. В правовом аспекте заявка характеризуется как документ, посредством которого торговые организации до момента распределения рыночных ресурсов сообщают плановым органам и промышленности потребность в товарах по групповому ассортименту.

Экономическая сущность заказа — это форма связи между элементами воспроизводства по доведению оценок платежеспособных потребностей населения до производства в конкретных условиях его развития. Правовой — обязательный для исполнения документ, при помощи которого торговые организации сообщают поставщикам количество, качество и сроки подлежащих поставке товаров в пределах выделенных ресурсов.

3. В настоящее время торговые организации не несут ответственности за обоснованность заявок, их составление. Также не возникают правовые последствия за их использование.

Придание правовой природы заявкам позволило бы повысить ответственность торговых организаций за их составление. В свою очередь, повышение степени обоснованности заявок торгующих организаций позволит предъявлять требования к Госплану СССР за их более полное использование при планировании производства с учетом его реальных возможностей.

4. Проведенное исследование показало, что заявки и заказы кооперативных организаций имеют отличительные особенности. С одной стороны, их действие должно быть нацелено на наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потреб.

— 175 ностей сельского населения, осуществление программы роста благосостояния тружеников села и преодоление социально-экономических различий между городом и деревней, С другой стороны, вцутрисис-темный характер кооперативного опта не позволяет использовать заявки на потребность кооперативных организаций при планировании производства. Поэтому целевое назначение заявок потребительской кооперации состоит в доведении потребности кооперативной торговли до органов, распределяющих товарные ресурсы.

5. Проведенный опрос товароведов республиканских, краевых и областных потребсоюзов показал, что превалирующее значение при выборе уровней обоснования потребности в товарах тлеют субъективные факторы: мнения руководителей, либо исполнителей и сложившиеся на основе этих мнений традиции. В одних потребсоюзах этот процесс начинается с районных кооперативных организаций, в других — с межрайонных оптовых баз, в третьих — с областных, краевых, республиканских потребсоюзов. Большинство опрошенных (69%) считают сложившуюся организационную структуру обоснования потребности вполне оптимальной. 74% опрошенных признают необходимым разработку потребности в товарах начинать с районного звена. 93% опрошенных признают низкий уровень экономического обоснования потребности районным звеном. Этот факт подтверждают и данные анализа заявок райпотребсоюзов. Основными причинами низкого качества заявок на потребность является отсутствие специалистов (один товаровед ведет все группы товаров), использование для этих целей недостоверной информации по групповому ассортименту товаров и отсутствие данных об изменениях спроса и предложения по внутригруппо-вому ассортименту.

6. Областные, краевые, республиканские потребсоюзы в отличие от районных кооперативных организаций располагают большими.

— 176 возможностями в получении полной и достоверной информации о закупках, поставках, оптовой реализации и спросе населения. Однако и в этом звене низкий уровень экономического обоснования потребности в товарах обусловлен недостатками в информационном обеспечении, неэффективным использованием имеющихся в наличии данных. Не все потребсоюзы располагают данными о поставке, оптовой реализации, не ведется учет поставки импортных товаров в ассортименте заявки. В полной мере не используется возможность применения данных о половозрастном составе сельского населения, прогнозов спроса, материалов выборочных обследований, планов расширения и обновления ассортимента, данных об изменении и т. д. Обследование показало, что круг используемой информации определяется как возможностями ее получения в рамках конкретного потребсоюза и предприятия, так и стажем, личными качествами коммерческих работников.

Не во всех потребсоюзах созданы массивы информации для разработки перспективной потребности. В основном, данные о заявках, закупке и поставке изделий легкой промышленности хранятся не более 2−3 лет. Следует отметить, что нормативными документами предусмотрен только двухлетний срок их хранения.

Отсутствие единых по системе потребительской кооперации нормативных документов, регламентирующих перечень показателей и материалов, необходимых для обоснования заявок и заказов на разных уровнях управления кооперативной торговлей, ведет к разрозненности потоков информации, ее дублированию и несводимости, затрудняет оценку рынков отдельных товаров и представление обоснованных заявок на потребность кооперативной торговли в товарах.

7. В итоге проведения исследования автором диссертации сде— лан вывод о том, что с переходом на длительные хозяйственные взаи.

• - 177 моотношения торговли с промышленностью одним из перспективных направлений улучшения информационной базы обоснования потребности кооперативной торговли в товарах является создание специальных потоков и массивов информации. В частности, целесообразно с учетом потенциальных возможностей научных учреждений прогнозы спроса для обоснования потребности в товарах разрабатывать в основном на среднюю и долгосрочную перспективы на уровне «Союз-республика», с последующей разбивкой по областям. Подобного рода прогнозные расчеты будут представлять собой ценный материал для обоснования коммерческим аппаратом и годовых заявок и заказов.

8. Важным моментом, связанным с повышением степени обоснования потребности торговли в товарах на долгосрочную перспективу, является расширение масштабов разработки и номенклатуры норм рационального потребления изделий легкой промышленности. Предпосылкой более широкого их использования при формировании заявок является разработка в рамках целевых нормативных показателей расчетных норм потребления для десятилетнего периода.

9. Вместе с тем разработка нормативных показателей должна базироваться на данных об обеспеченности, сроках службы и потреблении изделий легкой промышленности, получаемых при опросе населения. Такие наблюдения разумно проводить с периодичностью не чаще, чем раз в пятилетку. Одновременно целесообразно сократить число неплановых и нецентрализованных опросов.

10. В связи с тем, что данные о потреблении, источниках приобретения и т. д. необходимы в динамике, важное значение приобретает организация наряду с разовыми одновременными и панельных обследований потребителей и торговых предприятий. Для изучения спроса различных контингентов потребителей предлагается организовать.

— 178 панели доярок, механизаторов и т. д.

11. Не менее важным направлением совершенствования информационного обеспечения разработки заявок и заказов является широкое внедрение средств вычислительной техники. На наш взгляд, в первоочередном решении нуждаются вопросы обобщения данных о поставках, оптовой реализации и запасах в оптовом звене на уровне областного, краевого и республиканского потребсоюза путем организации многоуровневой структуры вычислительной сети. В частности, для республики с областным делением возможна четырехи трехуровневая структуры.

12. Повышение обоснованности заявок и заказов на товары, использование для этих целей ЭВМ неотделимы от применения унифицированных номенклатурных перечней. Использование действующих товарных номенклатур в силу объективных причин не способствует достоверности и экономической обоснованности заявок даже при применении достаточно надежного экономико-математического аппарата. При этом автор видит основную проблему не в обеспечении сопоставимости действующих номенклатур, как это отмечает большинство исследователей, а в возможности перехода от долгосрочной потребности к среднесрочной, а затем к годовой. Номенклатурные перечни разработаны с учетом следующих мерил: учета взаимозаменяемости и дополняемости товаров в потреблении, возможности использования при планировании производства, учета наличия факторной информации и возможности обеспечения взаимоувязки между временными горизонтами. В основу агрегирования товарной структуры положен принцип комплексности потребления. В зависимости от целей и задач, решаемых с помощью заявок и заказов различных периодов упреждения, степень агрегации детализируется от перспективной заявки к развернутому ассортименту заказа, отраженному в спецификации.

— 179.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд предложений по совершенствованию практики обоснования заявок и заказов в кооперативных организациях.

В части совершенствования информационного обеспечения системы целесообразно:

Центросоюзу.

Утвердить обязательные перечни информационных данных, необходимых для обоснования потребности в товарах на десятилетие, пятилетие и год.

Продлить срок хранения данных о заявках, закупках, поставках, оптовой реализации до 20 лет, вместо действующих двух лет.

Принять специальные нормативное положение в кооперативной торговле, регламентирующее материальную ответственность за предоставление недостоверных сведений, а также за убытки, нанесенные из-за отсутствия информации или ее ошибочности.

Утвердить унифицированные и стандартизированные номенклатурные перечни потребности кооперативной торговли в товарах для использования во всех регионах страны.

Республиканским, краевым, областным потребсоюзам.

Производить обобщение и анализ информации о закупках, поставках и оптовой реализации товаров по номенклатуре унифицированных бланков заявок как в целом по региону, так и в разрезе отдельных поставщиков и покупателей.

Оценку обоснованности заявок и заказов проводить с учетом предложений настоящей работы.

Научным учреждениям Центросоюза.

Разработать методы перехода от перспективной потребности к годовой.

Прогнозирование спроса по номенклатуре заявок проводить, в.

— 180 первую очередь, на долгои среднесрочные перспективы. Прогноз спроса на перспективу представлять в трех вариантах в соответствии со сделанными в данной работе предложениями.

В рамках целевых нормативных показателей рассчитать нормы и нормативы для десятилетнего периода по номенклатуре перспективных перечней заявок.

В части совершенствования организации работ с заявками и заказами представляется целесообразным: разграничить функции по обоснованию заявок и заказов различных периодов упреждения между отдельными уровнями управления коо- ^ перативной торговли по предложенной в работе схемевозложить на районные кооперативные организации задачи по обеспечению областных, краевых, республиканских потребсоюзов и межрайбаз данными о состоянии спроса и запасов по отдельным группам товаров и по развернутому ассортиментупо итогам внутрисистемных ярмарок районным кооперативным организациям составлять справки-заказы с указанием объемов неудовлетворенной потребности.

Сделанные в настоящей работе выводы и предложения отражают общие направления совершенствования потребности кооперативных организаций. Их внедрение будет способствовать улучшению их качества, а, следовательно, повышению эффективности общественного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс" Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23,24, 25, ч. I, П.
  2. К.Маркс. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т. 4, с. 65−185.
  3. К.Маркс. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколовсословного собрания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I. — с. 30−84.
  4. В.И. Государство и революция. Ленин В. И. Поли.собр.соч., т. 33. с. 1−120.
  5. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Ленин В. И. Поля.собр.соч., т. 36. -с. 127−167.
  6. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Ленин В. И. Подн.собр. соч., т. 42. — с. 264−304.
  7. В.И. Система Тейлора порабощение человека машиной.
  8. В.И. Полн.собр.соч., т. 24. с. 369−371.
  9. В.И. Развитие капитализма в России. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 3. с. 1−609.
  10. В.И. 0 «двойном» подчинении и законности. Ленин В.И.
  11. Полн.собр.соч., т. 45. с. 197−201.
  12. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т. I. с. 67−122.
  13. В.И. КПСС о работе партийного и государственного аппарата. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 800 с.
  14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистическихреспублик. М., 1978. — 47 с.
  15. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1962*
  16. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  18. Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  19. Материалы X съезда уполномоченных потребительской кооперации
  20. СССР, Потребительская кооперация, 1980, $ I.
  21. Об улучшении коммерческой работы в кооперативной торговле: Постановление Правления Центросоюза от 28 февраля 1983 г., № 82. М.: Центросоюз, 1983. — 29 с.
  22. О мерах по дальнейшему совершенствованию оптовой торговли:
  23. Приказ Министерства торговли СССР от 7 января 1983 г., $ 7. М., 1983. — 41 с.
  24. Об органах, осуществляющих прикрепление покупателей к поставщикам для заключения договоров на поставку товаров народного потребления, распределяемых в плановом по20. 21.22.
Заполнить форму текущей работой