Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогическая компетентность учителей гимназических классов: динамика, развитие, оценка при аттестации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве перспективы дальнейшего исследования выступает необходимость более глубокой и разносторонней разработки критериев психологической компетентности, а также ее места в общей структуре целостной профессиональной педагогической компетентности. В конечном счете, для эффективной педагогической деятельности необходимы психологически обоснованные ответы на следующие вопросы: чему учить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической компетентности учителя
    • 1. 1. Понятие профессиональной компетентности учителя
    • 1. 2. Личностная психолого-педагогическая компетентность в педагогической деятельности и педагогическом общении
    • 1. 3. Оценка психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов
  • Глава 2. Методы изучения и оценки психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов
    • 2. 1. Методы изучения психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов
    • 2. 2. Процедура оценки психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов при аттестации
    • 2. 3. Программа профессионального роста учителей гимназических классов
  • Глава 3. Результаты аттестационной оценки психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов
    • 3. 1. Результаты изучения психолого-педагогической компетентности педагогов
    • 3. 2. Динамика развития психолого-педагогической компетентности педагогов
    • 3. 3. Оценка процедуры аттестации педагогических кадров

Психолого-педагогическая компетентность учителей гимназических классов: динамика, развитие, оценка при аттестации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изучение и оценка труда учителя — одна из важнейших научно-практических проблем. Постоянно ведется поиск путей и средств оптимального профессионального развития педагога.

Общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, поскольку от них зависит расширенное воспроизводство культуры, профессиональной и социальной компетентности каждого человека и общества в целом, перспективы прогресса во всех сферах социальной практики.

Школьная практика и вся система образования в целом неразрывно связаны с социальной, экономической и политической жизнью общества, с уровнем его развития. Изменение общественно-экономических отношений, ценностных ориентаций, жизненной философии обусловливает отношение общества к образованию, ведет к корректировке оценочных критериев.

В современных условиях социально-экономических и политических преобразований в России провозглашается необходимость изменения отношения к человеку. Гуманистическим девизом общества становится создание условий для свободного развития каждой личности. Формулируются новые цели образования. Сегодня школа должна подготовить человека, способного адаптироваться к меняющемуся социуму. Задачей образовательных учреждений является становление ребенка субъектом образования своей личности. Требуется создание условий для получения учащимися образования, соответствующего их интересам и возможностям. Осуществляется дифференциация образовательных учреждений (открываются школы с различными профилями, лицеи, гимназии и др.), создаются вариативные системы обучения внутри школы (например, открываются гимназические классы). Гимназическое образование ориентировано на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, предрасположенными к творческой самореализации.

Складываются новые формы организации деятельности учителя гимназических классов, предполагающие особые критерии его профессиональной компетентности, требующие, в том числе, основательной психолого-педагогической подготовленности.

Однако в отношении проблемы профессионализма педагогов сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, большое количество теоретических и научно-практических исследований, с другой, нерешенность важнейших вопросов практики педагогического труда и его оценки.

Необходимы новые психологические подходы, методы оценки и развития педагогической компетентности и надежные пути внедрения психологического знания в реальную практику школы.

Современные педагоги, находящиеся в ситуации необходимости постоянного совершенствования, изменения не только технологии педагогического процесса, но и ценностных ориентаций, нуждаются в психологической поддержке, методической помощи. В условиях недостаточного материального вознаграждения за столь непростой и ответственный труд требуется создать благоприятные морально-психологические условия для профессиональной самореализации.

В соответствии с задачами гимназического образования учителям, работающим в гимназических классах, необходимо развивать креативность, умения психорегуляции, рефлексии, эмпатии, то есть стремиться к повышению психолого-педагогической компетентности.

Проблема диагностики профессиональной компетентности учителя чрезвычайно остра и актуальна. Для осуществления анализа педагогической деятельности и личностных особенностей учителя необходимы надежные критерии, характеризующие как конечный результат, так и ход учебно-воспитательного процесса. Надежность и достоверность диагностических процедур определяется той научной основой, которая заложена в теорию и средства диагностики. В случае применения методик, не соответствующих современной практике учительского труда, нельзя ожидать получения достоверных данных, способных изменить педагогическую деятельность в лучшую сторону.

Цель исследования: разработать психологически обоснованную процедуру аттестации, содействующую профессиональному росту учителей гимназических классов и развитию их психологической компетентности.

Объектом данного исследования является профессиональная психолого-педагогическая компетентность педагога.

Предмет исследования: динамика и развитие психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов.

Гипотезы исследования: ¡-.Структурные компоненты целостной психолого-педагогической компетентности подлежат адекватной качественной и количественной интерпретации.

2.Профессиональный опыт (стаж) не оказывает существенного влияния на изменение психолого-педагогической компетентности учителя.

3.Поэтапная процедура аттестации, включающая оценку и развитие психолого-педагогической компетентности, способствует профессиональному росту учителей гимназических классов.

В соответствии с целью и гипотезами исследования поставлены следующие задачи:

1.Выделить надежно диагностируемые структурные компоненты целостной психолого-педагогической компетентности учителя.

2.Проследитъ возрастную динамику психолого-педагогической компетентности и ее развитие при целенаправленном психологическом сопровождении.

3.Разработать и апробировать поэтапную процедуру аттестации педагога, построенную на оценке и развитии его психолого-педагогической компетентности.

Методологической основой исследования выступает личностно-деятельиостный подход к анализу психики, разрабатываемый в отечественной психологии, и его конкретные реализации применительно к учительской профессии.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования: методы теоретического анализаизучение и обобщение педагогического опытаэкспериментпсиходиагностические и опросные методики (анкетирование, интервью, беседа и др.) — методы моделирования и экспертных оценокстатистические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования. Ее составили общеобразовательная школа с гимназическими классами № 924 ЮАО г. Москвы, общеобразовательная школа № 242 СВАО г. Москвы. Исследованием были охвачены 105 учителей гимназических классов и более пятисот учащихся.

Участие соискателя состоит в теоретической разработке программы экспериментального исследования, непосредственном осуществлении и руководстве организацией опытно-экспериментальной работы в школах в качестве практического психолога, заместителя директора школы № 924 по учебно-воспитательной, а в дальнейшем по научно-методической работе и научно-методического консультанта и разработчика образовательной программы школы № 242. В 1999/2000 учебном году соискатель имел возможность изучать деятельность педагогов нескольких школ CAO г. Москвы в качестве эксперта городской аттестационной комиссии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые представлены качественные и количественные показатели психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов, выделены ее уровни. Разработана авторская поэтапная программа аттестации педагогов гимназических классов, способствующая их профессиональному развитию. Это дополняет психолого-педагогические представления о личности современного учителя и направлениях психологической поддержки его профессионального роста.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными методологическими принципамиадекватностью и валидностью методоврепрезентативностью объема выборкидолговременной опытно-экспериментальной работой, подтвердившей правомерность основных положений исследования.

Практическая значимость исследования.

Основные теоретические положения исследования включены в программу аттестации педагогов школ № 924, № 242 и гимназии при МУБиУ.

Предложен апробированный комплекс методик по изучению уровней психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов.

Педагогические мероприятия и методики развития психолого-педагогической компетентности учителей используются в плановой работе по повышению педагогического мастерства.

Критерии психолого-педагогической компетентности учителей учитываются руководителями школ в управленческой деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Среди критериев аттестации педагогов гимназических классов необходимы оценки компонентов психолого-педагогической компетентности, включающие адекватные ценностные ориентации, оптимальный стиль деятельности и взаимоотношений, психологические знания и умения.

2. Разработанная поэтапная процедура аттестации обеспечивает оценку профессионализма учителей как целостной системы, включающей взаимосвязанные составляющие компетентности педагога, способствует повышению эффективности педагогического труда, содействует благоприятному психологическому климату в коллективе и оптимизации управленческой деятельности в школе.

3.Выявлены возрастные различия психолого-педагогической компетентности учителей, свидетельствующие о наиболее высоком ее уровне у педагогов со стажем от 10 до 20 лет и подтверждающие предположение о том, что стаж работы не является надежным показателем профессионального мастерства и оказывает на него неоднозначное влияние.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Выводы и результаты исследования излагались: на педагогических советах школ, совещаниях заместителей директоров школ ЮАО, мастер-классе учителей школ ЮАОна научно-практических конференциях в Международном университете бизнеса и управления, Московском социально-экономическом университетев 3 публикациях по теме исследования.

Основные идеи исследования внедрены в процесс управления качеством образования школы № 924.

Результаты диссертации использовались в научно-исследовательской работе МПГУ при подготовке проекта: «Разработка тарифно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений по направлениям и специальностям Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (совместно с Минтрудом России)» в 2002 году.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Использовано 194 литературных источника. Общий объем диссертации — 186 страниц .

Выводы, которые смог сделать учитель на основе анализа данных таблицы: соотнести самооценку с оценками экспертов, увидеть тенденцию к ее занижению или завышениюопределить критерии, по которым дается согласованная высокая оценкаувидеть результаты деятельности, которые требуют особого внимания и внедрения коррективзафиксировать все расхождения в оценке деятельности со стороны с самооценкой и попытаться определить причину различий с целью дальнейшего саморазвития.

Итоговой суммой баллов является величина всех оценок экспертной группы. Максимальное число может достичь 110. Выделяется три уровня сформированности количественных показателей профессиональной психолого-педагогической компетентности: высокий (75−110 баллов), достаточный (40−75 баллов), низкий (ниже 40 баллов).

Полученные результаты позволили выделить из 105 человек три группы педагогов: высокого уровня психологической компетентности — 12,4%- достаточного — 64,8%- низкого — 22,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе анализа теоретических и экспериментальных исследований, посвященных проблемам профессиональной и психолого-педагогической компетентности педагогов, мы обнаружили активное обращение авторов к данной теме. Этот факт подтверждает значимость изучаемого вопроса. Однако практическое внедрение теоретических подходов к формированию, росту компетентности, на наш взгляд, недостаточное.

Происходящая дифференциация самих задач и форм образования в связи с развитием вариативной системы обучения обусловила необходимость разработки критериев профессиональной компетентности для учителей, в данном случае, работающих в гимназических классах. Данные обстоятельства определили объект и предмет исследования.

В результате теоретического анализа исследований определено содержание психолого-педагогической компетентности педагогов гимназических классов как обобщенное личностное образование, включающее адекватные ценностные ориентации, мотивы деятельности, оптимальный стиль деятельности и взаимоотношений, психологические знания, умения, необходимые для эффективного решения задач профессиональной деятельности.

Представленная структурная модель психолого-педагогической компетентности учителей гимназических классов, состоит из трех компонентов: мотивационно-личностного, отражающего гуманистическую направленность активности педагогасодержательного — профессионально значимых психологических знанийдеятельностного — системы профессионально значимых умений, необходимых для организации личностно-развивающего педагогического процесса.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило сделать следующие выводы:

1).Психолого-педагогическая компетентность является необходимой составной частью профессиональной компетентности педагога и оказывает существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности.

2).Структурные компоненты психолого-педагогической компетентности подлежат надежному диагностированию, содержательной интерпретации и целенаправленному развитию.

3).Повышению уровня компетентности способствует также авторская модель аттестации педагога. Из чисто оценочной процедуры аттестация становится многоэтапным процессом, включающим в себя подготовку, обучение аттестуемого, прогнозирование развития, стимулирование профессионального роста.

4).Установлено неоднозначное влияние стажа педагогической деятельности как на общую, так на психологическую компетентность учителя, поскольку непосредственный педагогический опыт является лишь одним из факторов профессионального развития, влияние которого является как глубоко индивидуальным, так и социально обусловленным (статус профессии, тип школы, стиль руководства в коллективе и др.).

В качестве перспективы дальнейшего исследования выступает необходимость более глубокой и разносторонней разработки критериев психологической компетентности, а также ее места в общей структуре целостной профессиональной педагогической компетентности. В конечном счете, для эффективной педагогической деятельности необходимы психологически обоснованные ответы на следующие вопросы: чему учить? (предметная компетентность) — как учить? (методическая компетентность) — кого и кто учит? (психологическая компетентность). В реальной жизни и практике все эти компетентности существуют в единстве, а их целостность обеспечивает конкретный педагог и его конкретная психика. В контексте нашего исследования это психологическая компетентность современного учителя гимназических классов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1.Выпряжкина И. Б. Коммуникативная компетентность // Материалы научно-практической конференции «Современная Россия в контексте глобальных изменений». Часть 2.1 Под ред. К. З. Чернянской. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 2002, с. 172−179 (0,4 п. л.).

2.Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя // Сборник Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20−21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003, с. 37−41 (0,2 п. л.).

3.Выпряжкина И. Б. Психолого-педагогическая компетентность в педагогической деятельности // Материалы научно-практической конференции «Российское общество: социальные вызовы и альтернативы». Часть 1. / Под ред. К. З. Чернянской. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 2003, с. 171−181 (0,6 п. л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. — М.: МПСИ, 1999.-224 с.
  2. H.A. Диагностика педагогических способностей. М. Воронеж: Изд. «Институт практической психологии», 1997. — 80 с.
  3. H.A. Задатки, способности и одаренность учителя // Мир психологии. 1997. № 2.
  4. .Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
  5. М.А. Подготовка и использование специалистов экономического и управленческого профиля. М., 1989.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд. МГУ, 1988. 432 с.
  7. В.Е., Пашитина Н. С. Методические вопросы разработки модели специалиста. М., 1977.
  8. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.-Новгород., 1995.- 272 с.
  9. JI.B. Теоретические основы формирования готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002.- 244 с.
  10. Ю.Артамонова Е. И. Гуманистический идеал общества в контексте современной педагогики // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2003. С. 27 -35.
  11. Н.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ, 1996. — 768 с.
  12. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. — 264 с.
  13. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
  14. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.- 233 с.
  15. H.A. О человеке, его свободе и духовности // Избр. Труды. -М.: МПСИ, 1999.-312 с.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1996.
  17. В.П. О критериях качества подготовки специалиста. М., 1998.
  18. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964, 260с.
  19. A.A. Психология общения. М.-Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: МПСИ, 1997. -352 с.
  21. А.К. Психология времени в межличностных отношениях. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
  22. И.М., Кувакин В. А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002, — 350 с.
  23. Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление // Тезисы к семинару. 25−29. 07. 1990 / Под ред. В. Г. Онушкина Л.: НИИ НОВ, 1990. С. 39 — 62.
  24. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  25. В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.
  26. И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. № 3. с. 73 — 84.
  27. A.A. Некоторые теоретико-методологические основания разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М., 1992. С. 5 — 17.
  28. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.- 67 с.
  29. JI.C. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. — М., 1987.- 120 с.
  30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.- 423 с.
  31. A.A. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущего педагога. Автореферат. -М., 1998.-21 с.
  32. Восьмой симпозиум квалиметрии в образовании. Ч. 2. М., 1999.
  33. Е.В. Проблема профессиональной компетентности учителя // Образование в Сибири. 2002. № 1(9). С. 66 — 68.
  34. Выготский JI С. Педагогическая психология. М., 1996.- 380 с.
  35. JI.C. Психология развития как элемент культуры. М.: МПСИ, 1996.-512 с.
  36. A.C. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.- 160 с.
  37. П.Я. Изменение методики обучения одно из условий повышения эффективности процесса учения // Вопросы философии. -1974. № 1.С. 91−93.
  38. .С. Философия образования. М.: МПСИ, 1998. — 432 с.
  39. Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопросы психологии. 1989, № 3. С. 80 — 88.
  40. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1995. 260 с.
  41. Ф.П. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 101 — 111.
  42. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 72 с.
  43. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М.: Международный тренинговый центр, 1993.- 69 с.
  44. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика. 1972.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения и воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  46. И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- 224 с.
  47. И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов -будущих учителей. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993.- 203 с.
  48. Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач. Автореферат. Калуга, 2000.- 25 с.
  49. Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
  50. A.B. Воспитателю о психологии и психогенезе общения. -М.: Просвещение, 1973.- 180 с.
  51. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
  52. И.Н. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственного служащего. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.- С. 1−20.
  53. А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М. Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.- 243 с. 54.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  54. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 384 с. 58.3инченко В.П., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
  55. Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагогов // Вопросы психологии. 1997, № 6, с. 48−57.
  56. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  57. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-141 с.
  58. П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ, 1999.-336 с.
  59. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избр. педагог, соч. М., 1982.
  60. Е.А. Дальнейшие шаги в разработке проблем психодиагностики // Вопросы психологии. 1982, № 2. С. 153 154.
  61. Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / URL: http:// www.voppsy.ru/journalsall/issues/1998/982/982 057.htm
  62. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 120 с.
  63. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  64. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.
  65. Т., Шапкина А. Аттестация педагогических и руководящих работников. СПб., 1996.- 24 с.
  66. Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагог. 2002, № 3.
  67. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я. С. Турбовского. М., 1986.
  68. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
  69. C.B. Учитель ученик. М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  70. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 2.
  71. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие / Под ред. JI.M. Митиной. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. -304с.
  72. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. — Барнаул, 1998.
  73. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972.-255 с.
  74. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л. 1967.- 183 с.
  75. Н.В. Профессионализм личности преподавателя, мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  76. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  77. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.-84 с.
  78. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  79. Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 54 — 61.
  80. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 с.
  81. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  83. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 64 с.
  84. В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1996.- 130 с.
  85. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
  86. O.E. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Дисс. канд. психол. наук.-140 с.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-446 с.
  88. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  89. Д. Учитель в меняющемся мире // Перспективы. 1987. № 4. С. 33 -34.
  90. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя. М., 1996, — 196 с.
  91. A.C. Методика воспитательной работы // Избр. Педагог. Произвел. В 2-х т. Т. 2. М., 1998.
  92. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Сов. педагогика. 1986. № 6.
  93. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.
  94. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  95. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990, № 8.
  96. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.- 342 с.
  97. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: ИП РАН, 1989. — 219 с.
  98. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
  99. JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. -192 с.
  100. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
  101. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28 38.
  102. Т.Г. К проблеме совершенствования квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. М., 1995.
  103. О.П. Развитие профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. -М.: Прометей, 2003. С. 53 67.
  104. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  105. Г. Психология и учитель. М., 1997.- 320 с.
  106. И.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста. М., 1995.
  107. О путях повышения эффективности труда учителя // Под ред. А. К. Марковой. М., 1987. 104 с.
  108. ИЗ. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. В 2-х частях / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2001.
  109. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. 303 с.
  110. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.
  111. A.A. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. № 10. С. 57 64.
  112. A.A. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула. 1989.
  113. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5 18.
  114. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1.
  115. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  116. Оценка деятельности учителя и школы. Заочный семинар руководителей школ // Народное образование, 1989, № 4.
  117. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997 512 с.
  118. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск: 1987.- 160 с.
  119. JI.А. Формирование психологической компетентности у студентов педагогических колледжей. Дисс. канд. психол. наук. М., 2002.- 135 с.
  120. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ. 1989. 216 с.
  121. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. В кн.: Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996.
  122. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982. 168 с.
  123. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  124. A.M., Деркач A.A. Исследование уровня сформированности умения наблюдать учебный процесс у студентов педагогического вуза // Современные педагогические и психологические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1973, Вып. 1.
  125. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. -М., 1984.- 64 с.
  126. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя / под ред. A.A. Орлова. Тула, 1992.
  127. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. 144 с.
  128. Психологическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителя. Киев, 1989.
  129. Психологические рекомендации о путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1987. -104 с.
  130. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт-Издат, 2005.- 660 с.
  131. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К. А. Абдульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 320 с.
  132. Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. 204 с.
  133. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.- 396 с.
  134. И.П. Психология педагогического творчества. — ПТУ, 1999.
  135. Г. «Психологический портрет учителя»: опыт самодиагностики // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 1. С. 50−59.
  136. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.- 325 с.
  137. Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно -популярный очерк. Томск: «Пеленг», 1993. — 64 с.
  138. П.Е. Нетрадиционная технологичная система подготовки учителей. М., 2000.
  139. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  140. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58 65.
  141. A.C. Влияние социальных установок на профессиональную адаптацию учителей // Научные труды Mill У.
  142. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2003. С. 214 — 222.
  143. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.-720с.
  144. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. — 415 с.
  145. М.К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  146. Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. 1984, № 4. С. 149−152.
  147. В.Ф. Психология самоопределения личности. -Свердловск, 1986. 142 с.
  148. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 144с.
  149. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.- 350.
  150. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
  151. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей. — Новосибирск: НЭТИ, 1992. — 115 с.
  152. В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79 85.
  153. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 1991.
  154. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3. С. 52 — 58.
  155. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 1995.- 384.
  156. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  157. В. А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1997.
  158. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  159. . А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. В кн.: Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Заказное издание Mill У, 1995.
  160. С.Ф. Проблемы адаптации молодого учителя к работе в школе // Психологические условия формирования личности будущего учителя / Межвузовский сборник научных трудов. М., 1988. С. 34 43.
  161. М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Институт практической психологии, 1996.
  162. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.- 284 с.
  163. И.В. О психологической основе педагогического такта // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 57 63.
  164. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. 254 с.
  165. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.- 198 с.
  166. С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.- 112 с.
  167. С.Ю. Творческое отношение учителя к своему труду: личностный и профессиональный аспекты // Научные труды MILL У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. — М.: Прометей, 2003. С. 813 819.
  168. И.Н. Компетентность сточки зрения синергетического подхода / Развитие и оценка компетентности. Материалы конференции. М., 20−22 апреля 1996, с. 54 56.
  169. В.П., Битянова Н. Р. Культура педагогического общения и самосовершенствование преподавателя. М., 1995.- 215 с.
  170. Управление качеством образования: Практикоориенированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  171. Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М.: Молодая Гвардия, 1997.- 320 с.
  172. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.
  173. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  174. Л., Зиглер Д. Теория личности: Пер. с англ. — СПб.: Питер-Пресс, 1997.- 608 с.
  175. С.Е. Критерии и диагностика профессиональной готовности учителя к реализации инновационных педагогических идей. -М., 1999.-54с.
  176. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  177. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.
  178. В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
  179. И.Г., Лапыко Т. П. Личностная основа профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2003. С. 74 — 80.
  180. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.
  181. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  182. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981, № 5.
  183. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — M., 1999.
  184. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1973. — 304 с.
  185. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.- 275 с.
  186. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев: Освена, 1993. — 207 с.
  187. Maslow А.Н. Motivation and Personality. N. Y., 1954.
  188. Rogers С. Client-Centered Psychotherapy. Textbook of Psychiatry, 3. -Baltimore, 1980.
  189. Rogers C.R., Freiberg H.J. Freedom to Learn (3-rd edition). N.Y., Oxford, 1994.
Заполнить форму текущей работой