Дополнительные обследования.
Психология семьи.
Психологическое сопровождение процесса усыновления
Работа психолога на втором этапе В период обучения по программе подготовки лиц, желающих принять ребенка в семью, продолжается работа, начатая на первом этапе. Родителям нужна помощь в осознании того значения, которое имеют чувства, испытываемые по отношению к ребенку; значимости усыновления как возможности совметной жизни, обретения нового ее смысла. В течение всего периода обучения по программе… Читать ещё >
Дополнительные обследования. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные задачи — подбор семьи и ребенка, проведение дополнительных обследований.
В процессе подбора семьи и ребенка специалисты службы при необходимости могут проводить дополнительные обследования ребенка, информируя о результатах семью.
Работа психолога на втором этапе В период обучения по программе подготовки лиц, желающих принять ребенка в семью, продолжается работа, начатая на первом этапе. Родителям нужна помощь в осознании того значения, которое имеют чувства, испытываемые по отношению к ребенку; значимости усыновления как возможности совметной жизни, обретения нового ее смысла.
Работа с кандидатами в приемные родители требует и особых принципов организации обучения:
- — использование активных методов при проведении занятий;
- — проведение групповых занятий, где членами группы становятся семьи, включенные в подготовительный процесс;
- — чередование общих занятий для всей семьи с занятиями для родителей;
- — проведение занятий в течение длительного периода — не менее двух месяцев (один раз в неделю, например, по субботам);
- — система домашних заданий для всей семьи;
- — участие междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения в проведении курса обучения.
В обучающую групп>' желательно включать не более 14—16 человек, минимальное число членов группы — 4—6 человек. При необходимости курс можно использовать для работы с одной семьей.
В течение всего периода обучения по программе для кандидатов, необходимо стараться усилить в супругах сознание того, что теплый прием ребенка в семье основывается не только на любви. Требуется многое другое: добрые чувства, теплые отношения, воспитание, терпение, чтобы вместе с ребенком преодолеть первые трудности усыновления.
Этого мнения придерживаются многие пары, которые готовятся принять ребенка, идеализируя роль эмоциональных отношений. Родительская любовь — безусловно, важная составляющая при усыновлении, но не единственная. И одной только любви недостаточно! Нужны и другие качества, чтобы принять на себя новое бремя забот приемного родителя, в первую очередь способность устанавливать отношения с ребенком, понимать его, отвечать на его нужды и потребности.
Принять и воспитывать ребенка, рожденного другими и частично ими выращенного, означает преодолеть последствия разрыва этих биологических связей, что очень важно для роста ребенка.
Потерять в своей жизни поддержку близких людей означает утратить признание и жизненные ориентиры, что отрицательно сказывается на ощущении самого себя и собственной сущности. Многое зависит именно от семьи, которая заменяет прежнюю и которая должна взять на себя заботу о потребностях того ребенка, который пережил события, выходящие за рамки обыденности, ребенка, у которого выявляется «нарушение привязанности».
На данном этапе следует формировать у родителей представление о том, что усыновление — это не только возможность жить вместе, способствующая обретению смысла жизни. Необходимо углубить концепцию логики, которая приводит к решению усыновить ребенка, рожденного другими, и принять его, растить его как своего собственного. В этом взаимном эмоциональном обмене супруги становятся родителями, а ребенок — сыном или дочерью.
В результате усыновления, таким образом, складываются отношения, в ходе которых душевное тепло, внимание и забота наряду с воспитанием и обучением, терпимостью и гибкостью компенсируют пережитую ребенком травму. Для семейной пары важно понять, что необходимо удовлетворить не желание ребенка, а его потребности. Потребности, которые встречают в нужный момент понимание и получают удовлетворение, позволят ему вновь восстановить путь своего развития, прерванный уходом родителей или, в некоторых случаях, даже серией пережитых драматических событий.
Эта психологическая картина отношений вступает в логическую данность, которая представляет усыновление как дар любви, заботы, возможность оказаться вместе, чтобы наполнить смыслом существование друг друга, чтобы супруги стали родителями, чтобы ребенок снова стал сыном или дочерью. В этой ситуации безусловного принятия и признания вне зависимости от истории ребенка, его этнической и культурной особенности, его индивидуальных качеств, именно в служении и помощи человеку, оказавшемуся в чрезвычайно трудной ситуации, может быть, и заключается смысл усыновления.