Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап (1996;1998 гг.). Изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме социализации, рассматривались особенности средств социализации старших школьников. Был осуществлен всесторонний теоретический анализ феномена «рефлексия», сформулированы основные положения, отражающие социально-психологическую специфику и особенности онтогенеза рефлексии, ее роль в социализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Социализация как общепсихологическая проблема
    • 1. 2. Характеристика процесса социализации в старшем школьном возрасте
    • 1. 3. Рефлексия как средство социализации: понятие социально-личностная рефлексия"
  • Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Теоретические обоснование модели поэтапного формирования социально-личностной рефлексии способом социально-психологического тренинга
    • 2. 2. Авторская программа формирования социально-личностной рефлексии
    • 2. 3. Основной этап эмпирического исследования: апробация авторской программы и диагностика динамики социализированности в тренинговых и традиционных учебных группах

Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интенсивность социально-экономических изменений, резкая ломка привычного уклада жизни, утрата прежних ценностных ориентиров и тщетность обретения «новых» — все это реалии нашего времени. Для обозначения такого состояния социума Э. Дюркгейм использует термин «аномия», Виктор Франкл характеризует его как «экзистенциальный вакуум» (нравственная пустота, отсутствие жизненных смыслов (240- 267)), а Э. Эриксон говорит о нарушении «идеологической цельности» общества (164- 76).

Следствием ценностной опустошенности общества явилось усложнение процесса трансляции норм от поколения к поколению, во многом определяющего особенности юношеского самоопределения, нарушение отработанной, стандартизированной государственной идеологией схемы социализации молодежи. В этих условиях важно сохранить культурное пространство общества, т. е. сохранить за образованием и воспитанием главенствующую роль в формировании человека, в равной мере готовить его к выполнению социальной роли и приобщать к ценностям культуры.

Идея формирования механизмов социализации учащихся через приобщение их к ценностям культуры в системе образования и воспитания является не просто отображением попыток противостояния деструктивным процессам в обществе, но определяет поиск таких оснований изменяющегося мира, знание о которых позволит оптимизировать процесс социального становления новых поколений.

Появилось понимание того, что суть противоречия, которое в своем сознании разрешает человек, вступающий в социум, заключается в совместимости «образовательного знания» (М.Шеллер) как основы становления устойчивых и повторяющихся связей ученика с миром и другими людьми (социализация) с ценностным, личностным осмыслением этого знания (рефлексия).

Осознание своей индивидуальности актуализирует потребность в самореализации, в трансляции индивидуального содержания в социум. Успешность процесса социализации Зависит от того, находит ли личность такое место в социуме, где ее внутренний потенциал будет востребован, а значит созданы предпосылки для ее дальнейшего развития в социально приемлемой парадигме.

Проблема социализации личности далеко не новая научная проблема, ее философское осмысление началось еще во времена Сократа и Аристотеля. Понятие «социализация» было введено в 40-х — начале 50-х г. г. XX века в работах американских психологов и социологов (А.Бандура, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Парк, В. Уолтер и др.). В настоящее время данная проблема в различных аспектах разрабатывается фактически всеми научными психологическими школами, став одной из центральных для педагогической и социальной психологии, а также педагогики, т. е. выходит на междисциплинарный уровень.

В психологической науке идет активный поиск действенных методов влияния на данный процесс, обеспечивающих его успешность. Так, зарубежными исследователями рассматриваются возможности различных институтов социализации (Х.Ремшмидт (186)), анализируется эффективность образовательных технологий и воспитательных приемов на разных стадиях социализации (Р.Берне (29), У. Бронфенбреннер (43)), исследуется роль конвенциональных норм в регуляции процесса социализации (Л.Колберг (90), Т. Шибутани (255)), изучаются субъективные процессы, отражающие результаты социализации («развитие Я-концепции», «становление идентичности» (Р.Бернс (29), Э. Эриксон (262), (263)).

В отечественной научной литературе проблема социализации личности анализируется на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровне. На философском уровне решаются вопросы о сущности процесса социального развития (Д. И. Ф ел ьд штейн (237), (238)), становлении социального сознания (С.Л.Рубинштейн (197), В. А. Петровский (172) и социальной регуляции поведения (М.И.Бобнева (32), (33), Л. П. Буева (45)). На социально-психологическом уровне рассматриваются механизмы социального взаимодействия, выполняемые индивидом социальные роли, определяется содержание процесса социализации (Г.М.Андреева (12), И. С. Кон (121)), анализируются условия развития и функционирования личности в больших и малых группах (А.И.Донцов (78), (79), Я. Л. Коломинский (113), Р. ДКричевский (123), Ю. П. Платонов (175)), исследуется возрастная специфика процесса социализации (A.B.Петровский (171)). На психолого-педагогическом уровне решается вопрос повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс (А.В.Мудрик (153), (154), Д. И. Фельдштейн (238)).

Для дальнейшего углубления научных представлений о сущности, содержании и успешности социализации среди многих проблем, возникающих при научном анализе этого процесса, на наш взгляд, необходимо выделить такие, которые связаны с изучением психологических средств личности, позволяющих ей социализироваться даже в условиях отсутствия той внешней предопределенности процесса социализации, которая характерна для стабильных периодов развития общества.

В нашей работе мы попытались исследовать возможности рефлексии как средства социализации.

Пристальное Внимание к рефлексии со стороны отечественной психологической и педагогической науки, обозначившееся в последние годы, не случайно: в образовании акцент переносится с приобретения определенного набора знаний, умений и навыков на развитие творчески и нравственно полноценной личности. Это требует коренной перестройки образовательного процесса: не только введения новых форм педагогического воздействия (усовершенствование «внешних условий» развития), но и активизации внутренних, интрапсихических средств, в первую очередь рефлексии, «позволяющей личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью для выработки соответствующего отношения к ней, для занятия позиции над ней, чтобы с высоты этой позиции осознать свою деятельность, критически ее проанализировать и конструктивно усовершенствовать» (С.Л.Рубинштейн (197- 351−352)). Рефлексию, позволяющую «отличать себя как деятеля от процесса и продуктов своей деятельности» И. С. Кон считает «одной из главных человеческих особенностей человека» (115- 168).

Рассмотрение рефлексии как психологического средства определяет выделение различных направлений ее приложения. Для обозначения рефлексии, предметом которой является процесс социализации, в данном исследовании введен термин «социально-личностная», отражающий, в нашем понимании, сложность взаимоотношений личности и общества.

Источником этих проблем является противоречие между объективными и субъективными факторами развития личности, между потребностью в саморазвитии, самореализации и необходимостью нормализации, придающей организованность вписыванию индивида в сотрудничество, в социальную жизнь. Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что данное противоречие актуализируется в старшем школьном возрасте, поскольку оно связано с временной близостью «начала самостоятельной жизни» (А.В.Захарова (94−5)), «выбором дальнейшего жизненного пути», т. е. «актуализацией задачи социального и личностного самоопределения» (Л.И.Божович (37−374), И. С. Кон (121)), с формированием осознанной «межлюдской нравственной позиции», утверждаемой в деятельности (Б.С.Братусь.

42−59)), с острой потребностью в обретении «целостности сознания, имманентности личности миру во всех его измерениях» (В.И.Слободчиков (214−121)).

Как показывает анализ опыта образовательных учреждений, далеко не все школы успешно реализуют функцию «обеспечения, облегчения или обучения принятию жизненно важных решений» в период «наибольшей интенсивности» этих процессов — в старшем школьном возрасте (Г.М.Андреева (12−286)).

Психологическая наука находится в поиске средств социализации старших школьников. Однако, несмотря на достаточную разработанность методов активного социально-психологического обучения (Ю.Н.Емельянов (82), В. П. Захаров (92), (93), Б. М. Мастеров (145), Л. А. Петровская (167), А. С. Прутченков (181), Н. И. Шевандрин (253), К. Рудестам (200) и др.), в образовании в настоящее время отсутствует та модель, которую в неизменном виде можно было бы применить для формирования у старших школьников социально-личностной рефлексии — важного средства социализации молодых людей в современных условиях.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это роль рефлексии в социализации старших школьников. В практическом плане — обоснования тренинга, в процессе которого происходит формирование социально-личностной рефлексии.

Объект исследования: психические явления рефлексии.

Предмет исследования: место социально-личностной рефлексии в социализации старших школьников.

Целью данной работы является теоретическое обоснование модели формирования социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников и ее апробация.

Гипотеза исследования:

Успешная социализация старшеклассников предполагает создание психологических условий для самоопределения в социально приемлемой парадигме, т. е. нахождения пути самореализации в социально полезном направлении. Это становится реальным, если освоена система психологических средств, позволяющих социализироваться даже в условиях отсутствия той внешней предопределенности процесса социализации, которая характерна для стабильных периодов развития общества.

Эффективным средством, обеспечивающим успешность социализации в старшем школьном возрасте, является социально-личностная рефлексия, которая дает возможность старшеклассникам разрешить противоречие между обществом и личностью, обеспечивая гармоничность отношений в системе «Я — общество» через уравновешивание социальных и индивидуальных ценностей на субъективном уровне, а также через последующее жизненное планирование в условиях социума.

Социально-личностная рефлексия может быть сформирована в условиях специально-организованного тренинга, ориентированного на овладение опытом самопознания и выявление ценностно-смысловых оснований социума в контексте проблемно-конфликтного содержания взаимодействия.

Задачи исследования :

1) раскрыть современные подходы к определению понятия «социализация» и выявить особенности процесса социализации в старшем школьном возрасте;

2) обосновать понятие «социально-личностная рефлексия»;

3) создать модель формирования социально-личностной рефлексии в современном образовательном пространстве;

4) разработать программу эмпирического исследования достигаемого в результате организованного психологического воздействия изменения характеристик социально-личностной рефлексии и показателей социализированное&tradeличности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-личностная рефлексия представляет собой психологическое средство системного логического анализа опыта самопознания, собственной системы социального взаимодействия (в ее межличностном, социально-ролевом, предметно-операциональном аспектах) и ценностно-смысловых оснований предметно-социального мирасоотнесения (уравновешивания) на субъективном уровне двух позиций — «Я в обществе» и «Я и общество» (Д.И.Фельдштейн), отражающих соответственно социальные и индивидуальные ориентиры поведения, противоречие которых актуализируется в старшем школьном возрастеразработки стратегии освоения социального пространства.

2. Моделирование процесса формирования социально-личностной рефлексии должно осуществляться через реализацию на базе тренинговой группы системы «со-бытия» (В.И.Слободчиков). Это предусматривает обеспечение осознания и реализации каждым участником тренинга, с одной стороны, собственных позиционных возможностей, с другой — требований, определяемых статусом члена тренинговой группы. Социально-личностная рефлексия появляется сначала в коллективной форме (на уровне со-бытийной общности), а затем — в индивидуальной, т. е. как индивидуальное психологическое средство.

3. Применение социально-личностной рефлексии как индивидуального психологического средства предполагает прохождение следующих ступеней: анализ путей самореализации и общественной системы ценностейсинтез (доработка собственной системы ценностей и соотнесение ее с общественной системой ценностей) — жизненное планирование (поиск и выбор путей самоактуализации и саморазвития в социально-приемлемой парадигме).

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании обобщены и систематизированы представления о направлениях рефлексивного анализа в процессе социализации личностиустановлены условия и факторы, определяющие формирование социально-личностной рефлексии, определены методы и этапы формирующего процессаисследована роль социально-личностной рефлексии в социализации старших школьниковвыделены ступени реализации социально-личностной рефлексииобоснованы субъективные и объективные критериальные показатели социализации, позволяющие судить об эффективности тех или иных средств социализации.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования позволяют осуществить широкий подход к решению проблем социализации учащихся в условиях социально нестабильного общества. Обоснование функций рефлексии в социальной сфере, а также уяснение специфики рефлексивных явлений в старшем школьном возрасте составят основу для научных представлений о рефлексии как средстве социализации старших школьников. Для обозначения круга рефлексивных явлений, обеспечивающих успешность социализации, введено понятие социально-личностная рефлексия.

Практическая значимость исследования. Разработана система поэтапной реализации модели формирования социально-личностной рефлексии. Разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование социально-личностной рефлексии у старших школьников, которая может быть рекомендована к использованию в практике школы при подготовке учащихся к жизнедеятельности в новой социально-экономической действительности. Обоснование и внедрение модели формирования социально-личностной рефлексии являются реальными предпосылками обновления образования.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции личности, деятельности, представления о рефлексии и ее роли в социальном взаимодействии, современные технологии организации и проведения социально-психологического тренинга (СПТ).

Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи: о единстве личности, ее сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. ЛРубинштейн и др.) — о социальном развитии личности (К.А.Абульханова-Славская, М. И. Бобнева, А. В. Мудрик, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.);

И о влиянии рефлексии на процесс развития личности (И.Н.Семенов и С. Ю. Степанов, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев и др.) — о развитии рефлексии (Н.Г.Алексеев, О. С. Анисимов, В. Н. Барцалкина, В. В. Рубцов, А. А. Тюков и др.).

Экспериментальная часть исследования основывается на: теоретических и методических положениях об СПТ как формирующем методе ((Ю.Н.Емельянов, В. П. Захаров, Е. В. Лушпаева, Б. М. Мастеров, Л. А. Петровская, А.С.Прутченков).

Организация и этапы исследования.

Работа выполнена на основе исследования процесса социально-психологической подготовки учащихся 9-х классов к жизнедеятельности в условиях новой социально-экономической действительности на базе Дошкольно-школьного комплекса образования, творчества и здоровья (ДШК) им. сестер Харитоновых Ленинского района г. Самары (школа № 25, школа искусств № 25, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) № 267). В исследовании использован личный опыт работы в качестве психолога-преподавателя ДШК (7 лет), преподавателя вуза (3 года), заместителя директора ДШК по научно-экспериментальной работе (1 год).

В исследовании приняли участие 154 человека. В обучающем эксперименте участвовали 4 учебные группы (56 человек). Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (1996;1998 гг.). Изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме социализации, рассматривались особенности средств социализации старших школьников. Был осуществлен всесторонний теоретический анализ феномена «рефлексия», сформулированы основные положения, отражающие социально-психологическую специфику и особенности онтогенеза рефлексии, ее роль в социализации старших школьников. На основе данных положений было разработано понятие «социально-личностная рефлексия», установлены условия и факторы, влияющие на формирование социально-личностной рефлексии, создана теоретическая модель ее формирования. Были выделены критерии оценки уровней социально-личностной рефлексии, обозначены субъективные и объективные критериальные показатели социализации, позволяющие судить об эффективности социально-личностной рефлексии как средства социализации.

2 этап (1997;1999 гг.) — эмпирическое исследование формирования социально-личностной рефлексии как средства социализации в ходе разработанного автором перцептивно-ориентированного тренинга.

3 этап (1998;1999 гг.) — анализ, осмысление и обобщение материалов и результатов исследования, формулирование выводов и выработка практических рекомендаций, апробация и внедрение результатов исследования в психолого-педагогическую практику.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа проблемы исследования.

2. Комплексный метод, включающий лонгитюдное исследование изменений в ходе формирующего эксперимента продолжительностью в 1 учебный год, и поперечные срезы, предусматривающие сравнительное исследование изменений в экспериментальной и контрольной группе.

3. В качестве эмпирических методов выступили: метод включенного наблюденияметод опроса («Аутосоциметрическая методика» К.Е.Данилина", модифицированная автором- «Опросник социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда» в адаптации Г. А. Бояринцевой, 1997)) — метод экспертной оценки (оценка объективных критериев социализации группой учителей-предметников) — проективный метод анализа ситуацийформирующий эксперимент, в качестве которого выступал перцептивно ориентированный тренинг, разработанный автором.

4. Математико-статистические методы обработки и анализа полученных в исследовании эмпирических данных, позволившие вычислить достоверность устанавливаемых зависимостей.

5. Структурно-генетический метод интерпретации полученных данных.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов, адекватных цели и предмету работыдлительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторениярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Непрерывное образование: традиции и реформы» (Самара, 1998), «Здоровый образ жизни в здоровой окружающей среде: экология, здоровье, образование — XXI век» (Самара-Кинель, 1999), «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей и средней школы» (Самара, 2000), на ежегодном собрании Академии социальных и педагогических наук (Москва, 2000).

Результаты исследования нашли свое практическое применение в деятельности школьного психолога в Дошкольно-школьном комплексе образования, творчества и здоровья им. сестер Харитоновых Ленинского района г. Самары. В связи с позитивностью полученных в ходе исследования результатов автору представляется целесообразным их внедрение в практику общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений.

Общие выводы:

1. Социализация являет собой сложное противоречие ценностно-смыслового плана между обществом (социумом) и личностью (индивидуальностью), которое может быть представлено в виде соотношения позиции «Я в обществе», ориентированной на приобщение к социуму, и позиции «Я и общество», фиксирующей самоопределение в обществе. Данное противоречие актуализируется на интегративной стадии социализации в старшем школьном возрасте в силу действия как объективных, так и субъективных факторов и может быть разрешено на субъективном уровне через проектирование путей самореализации в социально полезном направлении. В этом случае социализация оценивается как успешная.

2. Психологическим механизмом социализации и средством «проектирования себя в будущее», т. е. создания адекватного внутренним и внешним условиям жизненного плана, является рефлексия как внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным социальным образованиям, формулирует собственные цели и социально приемлемые пути их достижения.

3. Рефлексивные представления играют важнейшую роль в ситуации межличностного взаимодействия, выполняя функции когнитивного освоения ситуации взаимодействия, координации совместных действий, изменения ситуации взаимодействия. Рефлексия функционирует не только на межличностном уровне, но и на уровне «Я — социум», определяя освоение индивидом социального пространства.

4. Синтезирующая рефлексия, появление которой в силу объективных причин возможно только в старшем школьном возрасте, способна обеспечить гармоничность отношений в системе «Я — общество». Для обозначения этой рефлексии, определяющей успешность процесса социализации, нами используется термин «социально-личностная рефлексия».

5. Социально-личностная рефлексия представляет собой психологическое средство системного логического анализа опыта самопознания, собственной системы социального взаимодействия (в ее межличностном, социально-ролевом, предметно-операциональном аспектах) и ценностно-смысловых оснований предметно-социального мирасоотнесения (уравновешивания) на субъективном уровне двух позиции «Я в обществе» и «Я и общество» (Д.И.Фельдштейн), отражающих соответственно социальные и индивидуальные ориентиры поведения, противоречие между которыми актуализируется в старшем школьном возрастеразработки стратегии освоения социального пространства.

6. В структуре социально-личностной рефлексии можно выделить следующие компоненты: 1) интеллектуальная (или логическая) рефлексия- 2) личностная рефлексия- 3) рефлексия в общении- 4) рефлексия в социальном взаимодействии- 5) рефлексия в социальной сфере. Выделение данных типов предполагает абстрагирование от целостности рефлексивного акта.

7. Социально-личностная рефлексия в своем полном объеме, включающем широкий спектр рефлексивных явлений, не актуализируется в обычных, стандартных условиях жизни. Она «включается» при анализе проблемно-конфликтных ситуаций, затрагивающих ценностный пласт личности, когда обнаруживаются противоречия, которые при их осмыслении (установлении отношений ко всем составляющим ситуации как уникального целого), порождают проблемность и конфликтность условий осуществления «Я».

8. Для формирования социально-личностной рефлексии необходимо создание соответствующей интерпсихической ситуации, предусматривающей взаимное «подтверждение» субъектов, т. е. самораскрытие каждого из них на основе доверия к другому с целью построения партнерских отношений. Этот процесс может осуществляться лишь в рамках со-бытия как гармоничного единства связей и отношений, предусматривающего одновременное функционирование эмпатии, идентификации и рефлексии. Принципом осуществления со-бытия является позиционная общность.

9. Социально-личностная рефлексия появляется сначала в коллективной форме (на уровне со-бытийной общности), определяя осмысление (анализ и синтез) системы социальных ценностей и ориентиров, а затем — в индивидуальной форме, осуществляя анализ и синтез на новом уровне собственной системы ценностей и жизненное планирование. При сформированности социальноличностной рефлексии в индивидуальной форме возникает новая личностная позиция: Я субъект, знающий личностную и социальную ценность моего внутреннего потенциала, владеющий социально приемлемым механизмом его реализации и технологией эффективного взаимодействия, определивший ту часть социального пространства, где трансляция моего внутреннего содержания будет адекватна существующим социальным условиям.

10. Со-бытие как среда формирования социально-личностной рефлексии может быть организовано на базе социально-психологического тренинга (СПТ), который обладает необходимым набором организационных и методических средств для формирования социально-личностной рефлексии.

11. Теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования социально-личностной рефлексии у старших школьников в процессе реализации авторской программы социально-психологического тренинга.

12. В качестве субъективных критериальных показателей социализации могут рассматриваться: 1) осознание ценности других индивидуальностей и социальных норм вообще- 2) осознание личностью ценности собственной индивидуальности и необходимости ее реализации- 3) самореализация в социально полезном направлении. В качестве объективных показателей социализации могут выступать: 1) отсутствие неконструктивных конфликтов- 2) терпимость к мнению другого- 3) проявление своей индивидуальности в какой-либо деятельности- 4) активное участие в общественной жизни- 5) групповой статус.

13. Формирование социально-личностной рефлексии у старших школьников определяет успешность их социализации не только в хорошо освоенной социальной среде (группа одноклассников, практически неизменная с 1-го по 9-й класс), но и в новой социальной ситуации (абсолютно новый по персональному составу 10-й профильный класс), а следовательно, социально-личностная рефлексия может рассматриваться как средство социализации.

14. В тренинговой группе достижение социализированное&tradeопределяется не только формированием социально-личностной рефлексии, но другими факторами. Мы полагаем, что так как на базе тренинговой группы реализуется концепция «со-бытийной общности» как «единства связей и отношений», т. е. параллельно с социально-личностной рефлексией формируются эмпатия и идентификация как механизмы социализации, то успешное формирование этих механизмов и дает рассматриваемый эффект социализированное&tradeтренинговой группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня воспитание и образование — это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Общая цель воспитательно-образовательного процесса ориентирована в этом случае на формирование у индивида таких психологических механизмов, которые способны обеспечить развитие нравственно и творчески полноценной личности даже в условиях социальной нестабильности. Реализуя свой внутренний потенциал в социально полезном направлении такая личность, во-первых, достигает гармонии в отношениях с собой и с миром, а, во-вторых, всей своей жизнью вносит позитивный смысл и определенность в социальную организацию, осуществляя посильный вклад в преодоление обществом деструктивных процессов. Формирование этих психологических механизмов обеспечивает, таким образом, успешность социализации личности.

В данной работе исследованы социализирующие возможности такого психологического механизма как социально-личностная рефлексиятеоретически обоснована и апробирована модель ее формирования. Анализ и обработка полученных экспериментальных данных позволили нам рассматривать социально-личностную рефлексию как средство социализации старших школьников.

Однако утверждая важную роль социально-личностной рефлексии в социализации на этапе старшего школьного возраста, важно понимать, что данный механизм не является единственным и всеобъемлющим, обеспечивающем стопроцентную успешность индивида в освоении социального пространства. Это лишь одно средство из многих. Изучение всего конгломерата средств социализации в системе их взаимодействияактуальнейшая задача психологии, педагогики и смежных с ними наук.

Отмечая позитивность полученных в ходе исследования результатов и целесообразность их внедрения в практику общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений, необходимо определить и дальнейшую перспективу исследования, которое может быть продолжено в плане более глубокого изучения:

• механизмов действия социально-личностной рефлексии на уровне «Я — социум», определяющем переосмысление ценностно-смысловых оснований предметно-социального мира;

• устойчивости социально-личностной рефлексии в случае ее целенаправленного и стихийного формирования;

• соотношения между параметрами методики К. Роджерса и Р. Даймонда, с одной стороны, субъективными и объективными показателями социализации — с другой.

В целом же, необходимо отметить, что дальнейшая разработка обозначенных в исследовании проблем позволит создать более совершенные модели социализации учащихся и разработать пути их реализации в образовательно-воспитательном пространстве современной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗОШБлонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1924.
  2. ЗбШБодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.37ШБожович Л. И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  3. Сб. науч. тр. Куйбышев, КГУ, 1983. С.54−59. 65? Горбунова М. В. Концепция тренинговой работы. Самара, СамГПУ, 1999. ббШГоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология.
  4. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач //
  5. ЮОШЗинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994.101? Знаков В. В. Методологический анализ одного направления исследований межличностного познания // Психол. журнал. 1984. — Том 5. — № 2. — С. 17−24.
  6. Ю203отова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 219−232.
  7. ЮбШКлайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А. В. Мудрика. М, — Л.: Прогресс — Антарес, 1991.
  8. ПОШКовалева Н. В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности. Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.
  9. ШКовальчук М.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии//Вопр. психол. -1982. № 3. — С. 140−146.112ПКозлов H.K. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.
  10. ШКоломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  11. Л. Логическая игра. М.: Просвещение, 1990.130(ИЛакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол. спец. вузов 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990.
  12. ПЛосский Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.142D Лушпаева Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. Дис.. канд. психол. наук. М., 1989 .
  13. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии 1984. — № 4. С. 15−29.172ШПетровский В. А. Идея // Я = Мир // в развитии личности / Новые ценности образования.• Вып. 3-М., 1997. С. 27−37.
  14. Педагогика, 1976 С. 253−410. 198D Рубцов В. В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности.
  15. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 214? Слободчиков В. И. Индивидуальное сознание и рефлексия //Рефлексия в науке и обучении
  16. Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск: изд-во НГУ, 1984. — С. 118−121. 215? Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутренного мира человека //
  17. A.B. Петровского. М., 1987.225? Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред.
  18. Planning for social change. N.-Y.: Academic Press, 1983. — P. 11. 283DWatzlawick R., Beavin I.H., Yackson D.D. The pragmatics of Ruman communication. — New York, 1967.
Заполнить форму текущей работой