Сравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей старшего дошкольного возраста
Исследования. Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношений, перекликающийся с возрастающим в последние годы интересом к эмоциям и эмоциональному миру человека, опосредуемых этими отношениями и влияющих на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Адекватность и продуктивность проявления и понимания людьми друг друга… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема исследования кодирования эмоций в психологии
- 1. 1. Понятие кодирования как произвольное воспроизведение эмоций в отечественных и зарубежных исследованиях
- 1. 2. Возрастные и индивидуальные особенности кодирования 30 эмоций детьми
- 1. 3. Этнопсихологические аспекты кодирования эмоций
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками
- 2. 1. Описание диагностической процедуры и методик изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- 2. 2. Социальные условия формирования кодирования эмоций в российской и бурятской культуре
- 2. 3. Особенности и уровни сформированности произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами
- 2. 4. Механизмы кодирования эмоций (симуляция, подавление, маскировка)
- 2. 5. Факторы произвольного кодирования эмоций детьми старшего дошкольного возраста
Сравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диссертационное исследование посвящено изучению этнокультурных особенностей произвольного кодирования эмоций в контексте эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на примере русских детей и бурят.
Актуальность темы
исследования. Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношений, перекликающийся с возрастающим в последние годы интересом к эмоциям и эмоциональному миру человека, опосредуемых этими отношениями и влияющих на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Адекватность и продуктивность проявления и понимания людьми друг друга определяется способностью выражать и воспринимать информационно — энергетические единицы эмоций. То есть, кодирующими и декорирующими способностями, определяемыми одновременно природной обусловленностью и культурными нормами (Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Берви-стелл, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Лазарус, Д. Сингер, Д. Мацумото, Оконешни-кова А.П. и др.). Передача эмоциональных состояний и отношений чаще опосредована не всегда правильно трактуемым невербальным кодом, состоящим из мимики, пантомимики и интонационных средств.
Эмоциональные новообразования (децентрация, эмоциональное предвосхищение, опосредованность, развитие произвольности и т. д.) отражаются на характере произвольной эмоциональной регуляции и кодирующих способностях детей дошкольного возраста. Эмоциональное кодирование включает произвольное трансформированное воспроизведение эмоций и непроизвольное эмоциональное реагирование в соответствии с общественными нормами эмоционального поведения и социального взаимодействия (К. Малате-ста, К. Изард, У. Джемс, Запорожец А. В., Бреслав Г. М., Лабунская В. А. и др.). В связи, с чем отмечается этнокультурная и тендерная специфика развития эмоциональной сферы и кодирующих способностей (Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бервистелл, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Лазарус, Д. Сингер, Д. Мацумото, Оконешникова А.П.). Сложность и высокая социализированность процесса воспроизведения эмоций детьми старшего дошкольного возраста, открытость вопроса в области детской психологии и дошкольной педагогики о факторах, влияющих на развитие кодирующих способностей, обуславливают актуальность темы исследования.
Объект исследования: эмоциональная сфера русских и бурятских детей 5−7 лет.
Предмет исследования: этнокультурные, возрастные и тендерные особенности произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами.
Методологической основой исследования выступают идеи знакового опосредования культурно-исторической концепции Выготского JI.C. и его последователей (Эльконина Д.Б., Запорожца А. В., Лисиной М. И., Смирновой Е. О), социокультурного влияния на особенности произвольного кодирования эмоций (Э. Эриксон, М. Мид, У. Джеймс), а также положения «нейрокуль-турной» теории экспрессии П. Экмана.
Гипотезы исследования:
1. Особенности развития произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами старшего дошкольного возраста обусловлены в большей степени возрастными закономерностями, в частности, уровнем развития произвольности поведения и представлений об эмоциональной сфере человека, чем индивидуальными особенностями, а именно формой эмоционального реагирования.
2. Общественные нормы эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого в контексте российской и буддийской культур определяют социокультурные и тендерные различия в произвольном кодировании эмоций детьми.
Цель исследования: анализ факторов, обуславливающих специфику произвольного кодирования в процессе эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (русских и бурят).
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психологической литературы, посвященной проблеме эмоционального развития и развития произвольного кодирования эмоций дошкольниками, с целью выявления собственной исследовательской позиции и определения основных понятий своего исследования.
2. Определение и обоснование параметров (критериальной базы) произвольного кодирования эмоций в контексте развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и разработка на их основе программы экспериментального исследования.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы и произвольного кодирования эмоций детьми русскими и бурятами старшего дошкольного возраста.
4. Выявление социокультурных, возрастных, тендерных и индивидуальных факторов, дифференцирующих произвольное кодирование детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
— анкета-опросник для родителей «Особенности представлений об эмоциональной сфере человека»;
— модифицированный опросник Изотовой Е. И. для детей «Специальная осведомленность: эмоции и чувства»;
— наблюдение особенностей произвольности поведения детей в продуктивной деятельности;
— методика Смирновой Е. О. «Не подглядывай»;
— сплошное наблюдение формы эмоциональных проявлений на занятиях и в различных коммуникативных ситуациях по схеме Никифоровой Е. В.;
— методика выявления порога эмоционального реагирования «Смешное — грустное»;
— диагностическая проба произвольного кодирования 4-х модальностей (радость, печаль, страх, гнев);
— методика «Выбери нужную эмоцию»;
— математические и статистические методы обработки результатов (критерий t-Стьюдента и коэффициента корреляции г-Спирмена).
Научная новизна исследования заключается в том, что обозначены параметры произвольного кодирования эмоций (пластичность, выраженность эмоции и локализация мимических проявлений), а также методы определения степени их развития у старшего дошкольника. Выявлена этнокультурная, возрастная и тендерная специфика эмоциональной сферы русских детей и бурят. Она проявляется в дифференциации уровней произвольного кодирования и представлений об эмоциях, причинах их возникновения и способах выражения, а также в качественном своеобразии экспрессивного выражения модальностей радости, печали, гнева и страха как внутри этнических групп, так и между ними. С помощью специально разработанной методики выявлены доминирующие механизмы эмоционального кодирования девочек и мальчиков русской и бурятской выборок. Изучены факторы, влияющие на произвольное кодирование эмоций старшими дошкольниками.
Теоретическое значение работы связано с тем, что полученные в исследовании сравнительные данные о возрастных, этнокультурных и тендерных особенностях произвольного кодирования эмоций углубляют представления о закономерностях и предпосылках эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Материалы работы расширяют представления о процессе развития кодирующих способностей дошкольников, о процессе эмоциональной социализации и саморегуляции, усвоения детьми правил и норм поведения, отражающихся в содержании и форме эмоционального взаимодействия.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов, выявленных закономерностей, факторов произвольного кодирования эмоций и сделанного фотоматериала педагогами и психологами для развития и профилактики эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада и семьи. Материалы исследования можно использовать при дальнейшей разработке и проведении спецкурса «Эмоциональное развитие ребенка» для студентов педагогических колледжей и вузов.
Надежность и достоверность полученных в работе данных обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала посредством методов математической статистики. Общая выборка испытуемых при апробации и проведении эксперимента 120 детей в возрасте от 5 до 7 лет, из них 50 детей из Бурятии и 70 русских детей- 55 семей, из них 30 -г. Москвы и 25 — г. Улан-Удэ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сходный характер эмоционального развития русских и бурятских детей проявляется в их высокой осведомленности о содержании эмоциональных переживаний, причинах их возникновения и способах выражения, в высокой степени кодирования эмоций радости, особенностях ее мимической локализации, а также доминировании механизма подавления эмоций, что в целом обосновано возрастными закономерностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Социокультурные особенности эмоциональной сферы детей-бурят обусловлены базовым религиозным компонентом семейного воспитания, регулирующим проявление агрессии и стимулирующим гуманное отношение к окружающим. Это проявляется в подавлении детьми эмоции гнева-злости и симуляции сопереживания-сочувствия, имеющими, соответственно, низкую и высокую интенсивность выражения.
3. Тендерная специфика произвольного кодирования эмоций определяется внутри этнических выборок: в русской группе у мальчиков выше пластичность и выраженность при кодировании эмоциональной модальности гнева при незначительном превышении активизации всех механизмов эмоционального кодирования (подавление, симуляция, маскировка) — в бурятской выборке более пластичны девочки при произвольном кодировании радости, печали и страха на фоне доминирующей активизации механизма маскировки.
4. Эмотивность выступает фактором индивидуализации эмоциональных проявлений. При этом закрепленная форма эмоционального реагирования (открытая) определяет характер выраженности произвольного кодирования эмоций, а порог реагирования — активизацию механизмов эмоционального кодирования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
— в процессе экспериментальной работы в старших подготовительных группах Муниципального образовательного учреждения Начальной школыдетского сада № 89 «Журавленок» и Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Калинка» (г. Улан-Удэ). Эксперимент проводился с 2003;2006 г. г.;
— в процессе экспериментальной работы в старших подготовительных группах Государственного образовательного учреждения Центра Развития ребенка № 289 (г. Москва). Эксперимент проводился с 2003;2006 г. г.;
— в программе преподавания спецкурса «Эмоциональное развитие ребенка» в Московском педагогическом государственном университете;
— в исследовательских работах студентов заочного отделения Московского педагогического государственного университета;
— в докладах и сообщениях на заседаниях аспирантского объединения кафедры возрастной психологии МПГУ (2003, 2004, 2005, 2006).
Структура и объем диссертации
:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы из 150 наименований, в том числе 10 на иностранном языке и приложения. Текст рукописи проиллюстрирован таблицами, графиками и диаграммами.
Заключение
.
Данная работа посвящена изучению эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста русской и буряткой национальностей, в частности, возрастных, этнокультурных и тендерных особенностей произвольного кодирования эмоций.
Критериями экспериментального исследования особенностей развития эмоциональной сферы выступили произвольность поведения (удержание цели, направленность действий на результат, отвлекаемость на помехи), эмо-тивность (форма эмоционального выражения и порог эмоционального реагирования), уровень произвольного кодирования эмоций (выраженность, пластичность, локализация мимических проявлений). Особенности эмоционального кодирования выделялись в процессе произвольного воспроизведения детьми 5−7 лет эмоций четырех модальностей (радость, печаль, страх, гнев). Наличие социально закрепленных способов эмоционального реагирования и представлений о них у детей разных национальностей как этнокультурных особенностей произвольного кодирования эмоций, обусловило необходимость изучения общего уровня осведомленности об эмоциях и чувствах человека, а также особенностей активизации механизмов эмоционального кодирования (маскировка, симуляция, подавление) у детей обеих выборок.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило наличие общих тенденций эмоционального развития детей русской и бурятской национальностей, обусловленных возрастными закономерностями и проявившихся как в когнитивном аспекте эмоциональной сферы, так и в поведенческом (реактивном). Выявленные различия в развитии эмоций имеют отношение в большей степени к этнокультурным, тендерным и индивидуальным особенностям эмоциональной сферы детей.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил определить специфику обусловивших их факторов. Среди них можно назвать возрастные закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста, а именно, особенности представлений детей об эмоциональной сфере человека, в частности о причинах возникновения эмоций и чувств. Кроме того, к возрастному фактору можно отнести уровень развития произвольности и регуляции поведения, обусловленный характером регламентации взаимодействия в русской и бурятской культурах и отражающийся на особенностях социализации детей.
Огромное значение в развитии кодирующих способностей, как показывает теоретический анализ проблемы кодирования эмоций и проведенная экспериментальная работа, имеет социокультурный фактор, в большей степени отражающийся в специфике семейного воспитания детей в рассматриваемых культурах. Прежде всего, это относится к детско-родительским отношениям, однако, немаловажную роль играют и отношения с прародителями. Именно обычаи и традиции бурятского народа, национальные особенности народной педагогики, формировавшиеся веками под влиянием буддийской религии, транслирующей развитие сочувствия, сострадания и запрет не только на выражение, но и чувствование негативных эмоций. Транслируемые семьей нормы эмоционального взаимодействия находят прямое отражение в отношениях детей со сверстниками, взаимовлияющими на развитие кодирующих способностей.
Не менее значимыми являются тендерный и индивидуальный факторы, проявляющиеся в дифференциации требований к эмоциональным проявлениям и социально заданным нормам эмоционального реагирования детьми разного пола, а также в качественном своеобразии эмоциональных реакций и их порогового значения для каждого ребенка.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить этнокультурные, возрастные, тендерные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций и определить факторы их обуславливающие.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Возрастные закономерности развития эмоциональной сферы русских детей и бурят старшего дошкольного возраста нашли отражение в высоком уровне их осведомленности о содержании эмоциональных переживаний, причинах возникновения эмоций, способах их выражения и степени осознания. При этом уровень представлений об эмоциональной сфере несколько выше у русских детей, что связано с содержательным аспектом и методической оснащенностью обучения и воспитания в детских садах г. Москвы по отношению к детским садам Бурятии.
2. К общим возрастным особенностям можно отнести способность детей ярко выражать эмоции определенных модальностей. Так, дети данных выборок демонстрируют эмоции радости и страха с использованием комплекса мимических, пантомимических и интонационных средств. При этом мимическая локализация экспрессивного выражения данных эмоций у русских детей и бурят характеризуется равной степенью активизации паттернов в зависимости от модальности и общих представлений о способах выражения эмоций.
3. Явное доминирование механизма подавления эмоций у русских детей и бурят можно обосновать социализацией эмоций, актуальной для старшего дошкольного возраста. Так, у мальчиков исследуемых выборок подавляются эмоции печали и страха, у девочек — гнева, что обосновывается социально заданными нормами эмоционального реагирования.
4. Высокая регламентация эмоционального взаимодействия в бурятской культуре во многом определяет особенности произвольности поведения, что отразилось в отсутствии детей-бурят с низким уровнем развития произвольности.
5. Уровень произвольного эмоционального кодирования, в частности, пластичности выражения эмоций как отсутствия следов предшествующего эмоционального переживания взаимосвязан с уровнем произвольности поведения детей. Наиболее выражена эта взаимосвязь у мальчиков русской выборки.
6. Значимые различия в интенсивности произвольного выражения гнева как подавляемой эмоциональной модальности у бурят, главным образом, объясняется спецификой буддийской религии, представляющей гнев-злость как один из грехов, запрещаемых для чувствования и выражения. Кроме того, для данной выборки характерна высокая степень активизации всех механизмов эмоционального кодирования, в большей степени механизма симуляции (демонстрация экспрессивного компонента при отсутствии импрессив-ного) в ситуации сопереживания, сочувствия сверстнику. Это связано с определением гуманных чувств как основной цели жизни буддиста и средства борьбы с гневом, завистью и другими негативными/деструктивными эмоциями.
7. Тендерные различия произвольного кодирования эмоций выражаются в дифференциации пластичности кодирования у девочек и мальчиков внутри бурятской и русской выборок. У буряток значения пластичности выше при кодировании эмоциональных модальностей страха и печали, у мальчиков-бурят — радостиу русских мальчиков значения пластичности выше при кодировании гнева, что обусловлено отсутствием социального запрета на его выражение в русской культуре.
8. Одним из факторов социокультурных различий произвольного кодирования эмоций выступает форма эмоциональных проявлений (эмотивность). Так, преобладающая у бурят закрытая форма эмоциональных проявлений определяет низкую интенсивность произвольного эмоционального кодирования, а преобладающая открытая форма эмоционального реагирования у русских детей — высокую выраженность эмоций.
9. У мальчиков-бурят индивидуальная специфика кодирования эмоций нашла отражение в прямой взаимосвязи представлений о причинах возникновения эмоций и порогового значения эмоционального реагирования, что связано с социально заданными нормами выражения эмоций в бурятской культуре.
10. Особенности произвольного эмоционального кодирования (выраженность и локализация мимических проявлений) у русских девочек во многом зависят от уровня их представлений об эмоциях в целом, тогда как у буряток выраженность эмоционального кодирования обусловлена представлениями о причинах возникновения эмоций и формой эмоционального реагирования. Для девочек русской выборки наиболее значима структурированность их знаний об эмоциональной сфере человека, а для буряток центральным является фактор причинности, обоснования запрета или разрешения на выражение тех или иных эмоций.
Список литературы
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Уч. Пос. Улан-Удэ, 2004. — 228с.
- Балханов И.Г. Двуязычие в социокультурной инновации и социализации. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Р. И. Пшеничниковой. Улан-Удэ, Изд-й полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002.-311с.
- Барабанщиков В.А., Майкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица. // Проблема общения в психологии. М., Наука, 1981.-с. 121 — 132.
- Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология, этнопсихология. Психология религии. Уч. пос. М.: Россий.гос.гуманит. ун-т. 2001.-378с.
- Бендас Т.В., Нагаев В. В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982.
- Бирах А. Психология мимики: Как читать мысли человека по выражению лица.-М., 2000.- 171с.
- Биркенбаль В.Ф. Язык интонации, мимики и жестов: Пер. с нем. СПб. и др., Питер — пресс, 1997. — 214с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. / Под ред. Фельдштейна Д. И. М., Международная педагог, академия, 1995. — 209с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд человека на себя и на других.-М., 1996.-472 с.
- Ю.Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2004. — 544с.
- П.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. -М., Педагогика, 1990. 140с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984. — 43с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 212с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб., 2001.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. Н. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- ВераксаН.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 14−16.
- Вилюнас В.К. Психология эмоций. М., 1993.
- Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 496с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ, 1976.
- Витт Н.В. Личностно эмоциональная опосредованность выражения эмоций. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 95 — 107.
- Витт Н.В. Эмоциональное регулирование речевого поведения при общении.-М., 1983.
- Вицлавик П. Психология межличностный коммуникаций. СПб., Речь, Гуманитарная академия, 2000. — 298с.
- Вудвортс Р. Выражение эмоций. // Экспериментальная психология. М., 1950.-С. 627−645.
- Вундт В. Психология народов. М.: ЭКСМО- СПб., 2002. — 861с.
- Вундт. В. Элементы психологии народов. СПб., 1913. -311с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под. Ред. В. В. Давыдова. -М., Педагогика, 1991. -480с.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях. // Собр. соч-й в 6-ти т. Т. 4. М., 1084.-С. 90−318.
- Геше Джампа Тинлей. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. — М.: Буддийский центра Ламы Цонкапы, 1996. — 127с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.-М.: Наука, 1980.
- Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. -М., 1980. 104 с.
- Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01)/СПб. ун-т.-СПб, 1998, — 17с.
- Гьяцо Тенгиз. XIV Далай-лама. Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности. М.: Центр тибетской культуры и информации, 1992. — 43с.
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., Питер, 2001.-365с.
- Додонов Б.И. Направленность характера и типичные переживания человека. // Вопросы психологии. 1970. № 1. — С. 28−38.
- Дорфман Л .Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. // Вопросы психологии. 1989.-№ 5.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.37.3агоровский П. Л. Эмоции человека и их роль в воспитании детей. Ч. 2. Развитие эмоций у детей. Б. М., 1946.
- Запорожец А.В. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986. — 172с.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: Пос. для воспитателей детского сада. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Под ред. Кошелевой А. Д. М., Просвещение, 1985. — 175с.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.//Вопросы психологии.-1974.-№ 6.-С. 59.
- Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Изард К.Е. Эмоции человека Пер. с англ./ Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439с.
- Изотова Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возрастание. .канд.пс.наук: 19.00.07.-М., 1994.
- Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб и др.: Питер, 2001. — 749с.
- Искусство быть счастливым. Его Святейшество Далай-лама и доктор Говард К. Катлер. К.: «София», 2003- М.: ИД «Гелиос», 2003. — 336.
- Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. // Вопросы психологии. 2000. № 2. — С. 65 — 69.
- Кастерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции).-Ярославль, 1999
- Кахиани С. Н. Кахиани З.Н. Асатиани Д. Л. Мимика ребенка. Тбилиси, 1976.
- Кахиани С. Н. Кахиани З.Н. Асатиани Д. Л. Экспрессивность лица человека. Тбилиси, 1978.
- Кахиани С.Н., Кахиани З. Н., Кахиани Д. З. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985.
- Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф.дис.канд. психол. наук: (19.00.05) СПб., 1994. — 16с.
- Кириленко Г. Л. Проблемы исследования жеста в зарубежной психологии. // Психологический журнал. 1987.- № 4. — С.
- Конунников Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: Дис.канд.психол.наук. Казань, 2001.
- Корниенко Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: Автореф.дис. д-ра. психол. наук: (19.00.13) Ярославль, 1998. — 59с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
- Крюкова С.В., Слободнияк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., Генезис, 2002.
- Кузнецова Е.В. Теоретико-методологические основы подготовки личности к невербальным коммуникациям. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990.
- Кулачковская С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07)-М., 1973. -25с.
- Куценок Б.М. Эмоции и религия. Киев: Политиздат Украины, 1987.
- Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: Дис. .доктора психол.наук. Ростов-на-Дону, 1989.
- Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения. // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 5.
- Лабунская В.А. Психология межличностного познания. -М., 1981.
- Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М., Знание, 1989.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов — на — Дону, 1999.
- Лабунская В.А. О развитии способности к психологической интеракции невербального поведения. // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
- Лабунская В.А. Проблемы обучения кодированию интерпретации невербального поведения. // Психологический журнал, 1997. — Т.18, № 5. -С. 85−95.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков пер. с англ. -СПб.: Прайм Еврознак, М.: Олма — Пресс, 2004.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
- Лоуэн А. Язык тела пер. с англ. СПб., 1997. — 381с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.
- Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 24с.
- Мартинес Э.Л. Внесловесный язык. //Культуры. 1986. — № 2. — С. 12 -26.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм Еврознак, 2002.
- Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения./ А. Меграбян. -СПб., Речь, 2001.-253с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Под ред. Смирновой Е. О. Москва — Воронеж, 2001. — 240 с.
- Мельникова Н.В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника. Шад-ринск, Исеть, 2003. — 100с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 429с.
- Миккин Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-М., 1977. 17с.
- Милютина E.JI. Особенности эмоционально волевой регуляции в условиях личностного конфликта: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-Киев, 1991.-16с.
- Минаева В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении: Дис. .канд.психол.наук.- М., 2000.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2001. — 44с.
- Митру Мария. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра: Дис. .канд.психол.наук. М., 1995.
- Молчанов А.С. Исследование общих и индивидуальных особенностей опознания экспрессии лица методом многомерного шкалирования: Автореф.дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-СПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1989.-26с.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее.// Психологический журнал. Том. 15, № 3, 1994.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., Наука, 1976.
- Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
- Никифорова Е.В. Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте: Автореф.дис.канд.психол.наук. -М., 1998.
- Парамей Г. В. Контурные изображения лица: могут ли они передавать эмоциональные состояния? //Психологический журнал. 1996. — № 1. -С. 70−86.
- Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. — 265с.
- Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. — 225с.
- Пронников В.А. Язык мимики и жестов. М., Стеле, 2001. — 216с.
- Психология и культура. СПб.: Питер, 2003.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Венгера Л. А. М., 1986.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
- Ренчинова С.Е. Народные традиции бурят в нравственном воспитании личности. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Пшеничниковой Р. И. Улан-Удэ, Изд-й полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002.-311с.
- Рожкова Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (960).-М., 1972.-31с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз нарком-просса РСФСР, 1940.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989.-328с.
- Рябонеделя Н.Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07) М., 1997. — 17с.
- Свеницкая Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6 7 летнего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01) -СПб., 1992, — 16с.
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно -эмоциональные аспекты. -М., 1975.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М, Наука, 1981.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М, 1997.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослым и сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка. Абакан: Изд-во Хакасского госуд-го университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 49−58.
- Смирнова Е. О, Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 160с.
- Сорокин Ю.А. Вербальное и невербальное поведение с этнопсихологической точки зрения. //Язык и культура. М, 1987. — 208 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Стрелкова Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. / Сост. Т. Тулва. -Таллин: Таллинский пед. Ин-т им. Э. Вильде, 1982. 259с.
- Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме эмо-ционально-эмпатической регуляции поведения дошкольника. // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М, Одесса, 1986.
- Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий. /Под ред. Ярошевского М. Г. М.- Воронеж, 1998.
- Титова Н.А. Психофизиология восприятия эмоционального выражения лиц: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.02). М, 1999. — 28с.
- Усипбаева А.С. Психологические механизмы возникновения предвосхищающих эмоций: Дис.. канд.пихол.наук. М, 1996.
- Фетисов Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психологический журнал. -1981.-Т. 2, № 2.
- Фресс П., Пиаже Ж. Внешние проявления эмоций. // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975. — 283с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье.// Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61 — 75.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: Педагогическое общество России. — 1998. — 255с.
- Чеснов Я.В. Этнический образ//Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991, с. 58−61.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. — 147с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 261 372.
- Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека.//Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 60−66.
- Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М., 1985.
- Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990. — 176с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
- Этническая история и культурно бытовые традиции в Бурятии. //АН СССР, Сиб. отд-ние Бурят фил., ин-т обществ, наук- Редкол.: Т. М. Михайлов. (отв. ред.) и др. — Улан — Удэ, 1984. — 149с.
- Этническая психология: (Этнич. процессы и образ жизни людей). Сб. науч. тр. / Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы Отв. ред. Андреева. -М., УДН, 1984.-77с.
- Этнические проблемы современности. Вып.6. Проблемы культуры и межнациональной и межкультурной коммуникации. 2000. — 191с.
- Этнические стереотипы поведения. Л., Наука, 1985. — 325с.
- Этнопсихология развития ребенка//Психология развития./Под ред. Марцинковской Т. Д. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 528с.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения. /АН СССР Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо Маклая- Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. — СПб.: Наука, СПб. отд-ние, 1991. — 318с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.-286с.
- Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону, 1997.- 172с.
- Ekman P. Facial expression//Nonverbal behavior and communication. -New York. 1978.-P. 97−115.
- Ekman P. Methods for measuring facial action //Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge. 1984. — P. 45 — 90.
- Ekman P., Frizen W. Measuring facial movement. Envicronmental Phy-chology and Nonverbal Echavior. — 1976.
- Ekman P. Emotion in the human face: Guide line for research an integration of findings/ Paul Ekman, Wallace V. N. Y. Etc: Pergamon press, cop. 1972. -XII, 191 p.
- Ekman P. Expression and the Nature of Emotions. In: K. Scherer, P. Ekman (eds). Approaches to Emotion. — Hillsdale, NY, Erlbaum. — 1984. — p. 319 -343.
- Gordon S. L. The socialization of children’s emotions: Emotional culture, competence and exposure// Saarni C., Harris P. L. (eds). Children’s understanding of emotion. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1989, p. 319−349.
- Sartre J. P. The emotions: outline if a theory. -N. Y. 1948. — 203p.
- Darwin and facial expression: A century of research in review / Ed. By Paul Ekman. New York- London: Alcad. Press, 1973. — XI, 273p.
- Mehrabian Albert. Nonverbal communication. Chicago — N.Y., Aldine, Atherton, 1972.-IX, 226p.
- Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face// Nonverbal behavior perspectives applications in-tercultural insights. / Ed. By Wolfgang A. Jewiston, NY, Toronto. — 1984. -p. 317−331.