Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношений, перекликающийся с возрастающим в последние годы интересом к эмоциям и эмоциональному миру человека, опосредуемых этими отношениями и влияющих на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Адекватность и продуктивность проявления и понимания людьми друг друга… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема исследования кодирования эмоций в психологии
    • 1. 1. Понятие кодирования как произвольное воспроизведение эмоций в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 1. 2. Возрастные и индивидуальные особенности кодирования 30 эмоций детьми
    • 1. 3. Этнопсихологические аспекты кодирования эмоций
  • Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками
    • 2. 1. Описание диагностической процедуры и методик изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
    • 2. 2. Социальные условия формирования кодирования эмоций в российской и бурятской культуре
    • 2. 3. Особенности и уровни сформированности произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами
    • 2. 4. Механизмы кодирования эмоций (симуляция, подавление, маскировка)
    • 2. 5. Факторы произвольного кодирования эмоций детьми старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено изучению этнокультурных особенностей произвольного кодирования эмоций в контексте эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на примере русских детей и бурят.

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношений, перекликающийся с возрастающим в последние годы интересом к эмоциям и эмоциональному миру человека, опосредуемых этими отношениями и влияющих на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Адекватность и продуктивность проявления и понимания людьми друг друга определяется способностью выражать и воспринимать информационно — энергетические единицы эмоций. То есть, кодирующими и декорирующими способностями, определяемыми одновременно природной обусловленностью и культурными нормами (Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Берви-стелл, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Лазарус, Д. Сингер, Д. Мацумото, Оконешни-кова А.П. и др.). Передача эмоциональных состояний и отношений чаще опосредована не всегда правильно трактуемым невербальным кодом, состоящим из мимики, пантомимики и интонационных средств.

Эмоциональные новообразования (децентрация, эмоциональное предвосхищение, опосредованность, развитие произвольности и т. д.) отражаются на характере произвольной эмоциональной регуляции и кодирующих способностях детей дошкольного возраста. Эмоциональное кодирование включает произвольное трансформированное воспроизведение эмоций и непроизвольное эмоциональное реагирование в соответствии с общественными нормами эмоционального поведения и социального взаимодействия (К. Малате-ста, К. Изард, У. Джемс, Запорожец А. В., Бреслав Г. М., Лабунская В. А. и др.). В связи, с чем отмечается этнокультурная и тендерная специфика развития эмоциональной сферы и кодирующих способностей (Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бервистелл, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Лазарус, Д. Сингер, Д. Мацумото, Оконешникова А.П.). Сложность и высокая социализированность процесса воспроизведения эмоций детьми старшего дошкольного возраста, открытость вопроса в области детской психологии и дошкольной педагогики о факторах, влияющих на развитие кодирующих способностей, обуславливают актуальность темы исследования.

Объект исследования: эмоциональная сфера русских и бурятских детей 5−7 лет.

Предмет исследования: этнокультурные, возрастные и тендерные особенности произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами.

Методологической основой исследования выступают идеи знакового опосредования культурно-исторической концепции Выготского JI.C. и его последователей (Эльконина Д.Б., Запорожца А. В., Лисиной М. И., Смирновой Е. О), социокультурного влияния на особенности произвольного кодирования эмоций (Э. Эриксон, М. Мид, У. Джеймс), а также положения «нейрокуль-турной» теории экспрессии П. Экмана.

Гипотезы исследования:

1. Особенности развития произвольного кодирования эмоций русскими детьми и бурятами старшего дошкольного возраста обусловлены в большей степени возрастными закономерностями, в частности, уровнем развития произвольности поведения и представлений об эмоциональной сфере человека, чем индивидуальными особенностями, а именно формой эмоционального реагирования.

2. Общественные нормы эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого в контексте российской и буддийской культур определяют социокультурные и тендерные различия в произвольном кодировании эмоций детьми.

Цель исследования: анализ факторов, обуславливающих специфику произвольного кодирования в процессе эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (русских и бурят).

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Анализ психологической литературы, посвященной проблеме эмоционального развития и развития произвольного кодирования эмоций дошкольниками, с целью выявления собственной исследовательской позиции и определения основных понятий своего исследования.

2. Определение и обоснование параметров (критериальной базы) произвольного кодирования эмоций в контексте развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и разработка на их основе программы экспериментального исследования.

3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы и произвольного кодирования эмоций детьми русскими и бурятами старшего дошкольного возраста.

4. Выявление социокультурных, возрастных, тендерных и индивидуальных факторов, дифференцирующих произвольное кодирование детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— анкета-опросник для родителей «Особенности представлений об эмоциональной сфере человека»;

— модифицированный опросник Изотовой Е. И. для детей «Специальная осведомленность: эмоции и чувства»;

— наблюдение особенностей произвольности поведения детей в продуктивной деятельности;

— методика Смирновой Е. О. «Не подглядывай»;

— сплошное наблюдение формы эмоциональных проявлений на занятиях и в различных коммуникативных ситуациях по схеме Никифоровой Е. В.;

— методика выявления порога эмоционального реагирования «Смешное — грустное»;

— диагностическая проба произвольного кодирования 4-х модальностей (радость, печаль, страх, гнев);

— методика «Выбери нужную эмоцию»;

— математические и статистические методы обработки результатов (критерий t-Стьюдента и коэффициента корреляции г-Спирмена).

Научная новизна исследования заключается в том, что обозначены параметры произвольного кодирования эмоций (пластичность, выраженность эмоции и локализация мимических проявлений), а также методы определения степени их развития у старшего дошкольника. Выявлена этнокультурная, возрастная и тендерная специфика эмоциональной сферы русских детей и бурят. Она проявляется в дифференциации уровней произвольного кодирования и представлений об эмоциях, причинах их возникновения и способах выражения, а также в качественном своеобразии экспрессивного выражения модальностей радости, печали, гнева и страха как внутри этнических групп, так и между ними. С помощью специально разработанной методики выявлены доминирующие механизмы эмоционального кодирования девочек и мальчиков русской и бурятской выборок. Изучены факторы, влияющие на произвольное кодирование эмоций старшими дошкольниками.

Теоретическое значение работы связано с тем, что полученные в исследовании сравнительные данные о возрастных, этнокультурных и тендерных особенностях произвольного кодирования эмоций углубляют представления о закономерностях и предпосылках эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Материалы работы расширяют представления о процессе развития кодирующих способностей дошкольников, о процессе эмоциональной социализации и саморегуляции, усвоения детьми правил и норм поведения, отражающихся в содержании и форме эмоционального взаимодействия.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов, выявленных закономерностей, факторов произвольного кодирования эмоций и сделанного фотоматериала педагогами и психологами для развития и профилактики эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада и семьи. Материалы исследования можно использовать при дальнейшей разработке и проведении спецкурса «Эмоциональное развитие ребенка» для студентов педагогических колледжей и вузов.

Надежность и достоверность полученных в работе данных обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала посредством методов математической статистики. Общая выборка испытуемых при апробации и проведении эксперимента 120 детей в возрасте от 5 до 7 лет, из них 50 детей из Бурятии и 70 русских детей- 55 семей, из них 30 -г. Москвы и 25 — г. Улан-Удэ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сходный характер эмоционального развития русских и бурятских детей проявляется в их высокой осведомленности о содержании эмоциональных переживаний, причинах их возникновения и способах выражения, в высокой степени кодирования эмоций радости, особенностях ее мимической локализации, а также доминировании механизма подавления эмоций, что в целом обосновано возрастными закономерностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2. Социокультурные особенности эмоциональной сферы детей-бурят обусловлены базовым религиозным компонентом семейного воспитания, регулирующим проявление агрессии и стимулирующим гуманное отношение к окружающим. Это проявляется в подавлении детьми эмоции гнева-злости и симуляции сопереживания-сочувствия, имеющими, соответственно, низкую и высокую интенсивность выражения.

3. Тендерная специфика произвольного кодирования эмоций определяется внутри этнических выборок: в русской группе у мальчиков выше пластичность и выраженность при кодировании эмоциональной модальности гнева при незначительном превышении активизации всех механизмов эмоционального кодирования (подавление, симуляция, маскировка) — в бурятской выборке более пластичны девочки при произвольном кодировании радости, печали и страха на фоне доминирующей активизации механизма маскировки.

4. Эмотивность выступает фактором индивидуализации эмоциональных проявлений. При этом закрепленная форма эмоционального реагирования (открытая) определяет характер выраженности произвольного кодирования эмоций, а порог реагирования — активизацию механизмов эмоционального кодирования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— в процессе экспериментальной работы в старших подготовительных группах Муниципального образовательного учреждения Начальной школыдетского сада № 89 «Журавленок» и Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Калинка» (г. Улан-Удэ). Эксперимент проводился с 2003;2006 г. г.;

— в процессе экспериментальной работы в старших подготовительных группах Государственного образовательного учреждения Центра Развития ребенка № 289 (г. Москва). Эксперимент проводился с 2003;2006 г. г.;

— в программе преподавания спецкурса «Эмоциональное развитие ребенка» в Московском педагогическом государственном университете;

— в исследовательских работах студентов заочного отделения Московского педагогического государственного университета;

— в докладах и сообщениях на заседаниях аспирантского объединения кафедры возрастной психологии МПГУ (2003, 2004, 2005, 2006).

Структура и объем диссертации

:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы из 150 наименований, в том числе 10 на иностранном языке и приложения. Текст рукописи проиллюстрирован таблицами, графиками и диаграммами.

Заключение

.

Данная работа посвящена изучению эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста русской и буряткой национальностей, в частности, возрастных, этнокультурных и тендерных особенностей произвольного кодирования эмоций.

Критериями экспериментального исследования особенностей развития эмоциональной сферы выступили произвольность поведения (удержание цели, направленность действий на результат, отвлекаемость на помехи), эмо-тивность (форма эмоционального выражения и порог эмоционального реагирования), уровень произвольного кодирования эмоций (выраженность, пластичность, локализация мимических проявлений). Особенности эмоционального кодирования выделялись в процессе произвольного воспроизведения детьми 5−7 лет эмоций четырех модальностей (радость, печаль, страх, гнев). Наличие социально закрепленных способов эмоционального реагирования и представлений о них у детей разных национальностей как этнокультурных особенностей произвольного кодирования эмоций, обусловило необходимость изучения общего уровня осведомленности об эмоциях и чувствах человека, а также особенностей активизации механизмов эмоционального кодирования (маскировка, симуляция, подавление) у детей обеих выборок.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило наличие общих тенденций эмоционального развития детей русской и бурятской национальностей, обусловленных возрастными закономерностями и проявившихся как в когнитивном аспекте эмоциональной сферы, так и в поведенческом (реактивном). Выявленные различия в развитии эмоций имеют отношение в большей степени к этнокультурным, тендерным и индивидуальным особенностям эмоциональной сферы детей.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил определить специфику обусловивших их факторов. Среди них можно назвать возрастные закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста, а именно, особенности представлений детей об эмоциональной сфере человека, в частности о причинах возникновения эмоций и чувств. Кроме того, к возрастному фактору можно отнести уровень развития произвольности и регуляции поведения, обусловленный характером регламентации взаимодействия в русской и бурятской культурах и отражающийся на особенностях социализации детей.

Огромное значение в развитии кодирующих способностей, как показывает теоретический анализ проблемы кодирования эмоций и проведенная экспериментальная работа, имеет социокультурный фактор, в большей степени отражающийся в специфике семейного воспитания детей в рассматриваемых культурах. Прежде всего, это относится к детско-родительским отношениям, однако, немаловажную роль играют и отношения с прародителями. Именно обычаи и традиции бурятского народа, национальные особенности народной педагогики, формировавшиеся веками под влиянием буддийской религии, транслирующей развитие сочувствия, сострадания и запрет не только на выражение, но и чувствование негативных эмоций. Транслируемые семьей нормы эмоционального взаимодействия находят прямое отражение в отношениях детей со сверстниками, взаимовлияющими на развитие кодирующих способностей.

Не менее значимыми являются тендерный и индивидуальный факторы, проявляющиеся в дифференциации требований к эмоциональным проявлениям и социально заданным нормам эмоционального реагирования детьми разного пола, а также в качественном своеобразии эмоциональных реакций и их порогового значения для каждого ребенка.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить этнокультурные, возрастные, тендерные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций и определить факторы их обуславливающие.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Возрастные закономерности развития эмоциональной сферы русских детей и бурят старшего дошкольного возраста нашли отражение в высоком уровне их осведомленности о содержании эмоциональных переживаний, причинах возникновения эмоций, способах их выражения и степени осознания. При этом уровень представлений об эмоциональной сфере несколько выше у русских детей, что связано с содержательным аспектом и методической оснащенностью обучения и воспитания в детских садах г. Москвы по отношению к детским садам Бурятии.

2. К общим возрастным особенностям можно отнести способность детей ярко выражать эмоции определенных модальностей. Так, дети данных выборок демонстрируют эмоции радости и страха с использованием комплекса мимических, пантомимических и интонационных средств. При этом мимическая локализация экспрессивного выражения данных эмоций у русских детей и бурят характеризуется равной степенью активизации паттернов в зависимости от модальности и общих представлений о способах выражения эмоций.

3. Явное доминирование механизма подавления эмоций у русских детей и бурят можно обосновать социализацией эмоций, актуальной для старшего дошкольного возраста. Так, у мальчиков исследуемых выборок подавляются эмоции печали и страха, у девочек — гнева, что обосновывается социально заданными нормами эмоционального реагирования.

4. Высокая регламентация эмоционального взаимодействия в бурятской культуре во многом определяет особенности произвольности поведения, что отразилось в отсутствии детей-бурят с низким уровнем развития произвольности.

5. Уровень произвольного эмоционального кодирования, в частности, пластичности выражения эмоций как отсутствия следов предшествующего эмоционального переживания взаимосвязан с уровнем произвольности поведения детей. Наиболее выражена эта взаимосвязь у мальчиков русской выборки.

6. Значимые различия в интенсивности произвольного выражения гнева как подавляемой эмоциональной модальности у бурят, главным образом, объясняется спецификой буддийской религии, представляющей гнев-злость как один из грехов, запрещаемых для чувствования и выражения. Кроме того, для данной выборки характерна высокая степень активизации всех механизмов эмоционального кодирования, в большей степени механизма симуляции (демонстрация экспрессивного компонента при отсутствии импрессив-ного) в ситуации сопереживания, сочувствия сверстнику. Это связано с определением гуманных чувств как основной цели жизни буддиста и средства борьбы с гневом, завистью и другими негативными/деструктивными эмоциями.

7. Тендерные различия произвольного кодирования эмоций выражаются в дифференциации пластичности кодирования у девочек и мальчиков внутри бурятской и русской выборок. У буряток значения пластичности выше при кодировании эмоциональных модальностей страха и печали, у мальчиков-бурят — радостиу русских мальчиков значения пластичности выше при кодировании гнева, что обусловлено отсутствием социального запрета на его выражение в русской культуре.

8. Одним из факторов социокультурных различий произвольного кодирования эмоций выступает форма эмоциональных проявлений (эмотивность). Так, преобладающая у бурят закрытая форма эмоциональных проявлений определяет низкую интенсивность произвольного эмоционального кодирования, а преобладающая открытая форма эмоционального реагирования у русских детей — высокую выраженность эмоций.

9. У мальчиков-бурят индивидуальная специфика кодирования эмоций нашла отражение в прямой взаимосвязи представлений о причинах возникновения эмоций и порогового значения эмоционального реагирования, что связано с социально заданными нормами выражения эмоций в бурятской культуре.

10. Особенности произвольного эмоционального кодирования (выраженность и локализация мимических проявлений) у русских девочек во многом зависят от уровня их представлений об эмоциях в целом, тогда как у буряток выраженность эмоционального кодирования обусловлена представлениями о причинах возникновения эмоций и формой эмоционального реагирования. Для девочек русской выборки наиболее значима структурированность их знаний об эмоциональной сфере человека, а для буряток центральным является фактор причинности, обоснования запрета или разрешения на выражение тех или иных эмоций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Уч. Пос. Улан-Удэ, 2004. — 228с.
  2. И.Г. Двуязычие в социокультурной инновации и социализации. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Р. И. Пшеничниковой. Улан-Удэ, Изд-й полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002.-311с.
  3. В.А., Майкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица. // Проблема общения в психологии. М., Наука, 1981.-с. 121 — 132.
  4. А.А. Культура и личность. Психологическая антропология, этнопсихология. Психология религии. Уч. пос. М.: Россий.гос.гуманит. ун-т. 2001.-378с.
  5. Т.В., Нагаев В. В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982.
  6. А. Психология мимики: Как читать мысли человека по выражению лица.-М., 2000.- 171с.
  7. В.Ф. Язык интонации, мимики и жестов: Пер. с нем. СПб. и др., Питер — пресс, 1997. — 214с.
  8. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. / Под ред. Фельдштейна Д. И. М., Международная педагог, академия, 1995. — 209с.
  9. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд человека на себя и на других.-М., 1996.-472 с.
  10. Ю.Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2004. — 544с.
  11. П.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. -М., Педагогика, 1990. 140с.
  12. Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984. — 43с.
  13. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 212с.
  14. А. Психическое развитие ребенка. СПб., 2001.
  15. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. Н. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  16. ВераксаН.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 14−16.
  17. В.К. Психология эмоций. М., 1993.
  18. В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 496с.
  19. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ, 1976.
  20. Н.В. Личностно эмоциональная опосредованность выражения эмоций. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 95 — 107.
  21. Н.В. Эмоциональное регулирование речевого поведения при общении.-М., 1983.
  22. П. Психология межличностный коммуникаций. СПб., Речь, Гуманитарная академия, 2000. — 298с.
  23. Р. Выражение эмоций. // Экспериментальная психология. М., 1950.-С. 627−645.
  24. В. Психология народов. М.: ЭКСМО- СПб., 2002. — 861с.
  25. . В. Элементы психологии народов. СПб., 1913. -311с.
  26. Л.С. Педагогическая психология. /Под. Ред. В. В. Давыдова. -М., Педагогика, 1991. -480с.
  27. Л.С. Учение об эмоциях. // Собр. соч-й в 6-ти т. Т. 4. М., 1084.-С. 90−318.
  28. Геше Джампа Тинлей. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. — М.: Буддийский центра Ламы Цонкапы, 1996. — 127с.
  29. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.-М.: Наука, 1980.
  30. Н.И. Невербальные коммуникации. -М., 1980. 104 с.
  31. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01)/СПб. ун-т.-СПб, 1998, — 17с.
  32. Гьяцо Тенгиз. XIV Далай-лама. Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности. М.: Центр тибетской культуры и информации, 1992. — 43с.
  33. Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., Питер, 2001.-365с.
  34. .И. Направленность характера и типичные переживания человека. // Вопросы психологии. 1970. № 1. — С. 28−38.
  35. Л .Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. // Вопросы психологии. 1989.-№ 5.
  36. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.37.3агоровский П. Л. Эмоции человека и их роль в воспитании детей. Ч. 2. Развитие эмоций у детей. Б. М., 1946.
  37. А.В. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986. — 172с.
  38. А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: Пос. для воспитателей детского сада. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Под ред. Кошелевой А. Д. М., Просвещение, 1985. — 175с.
  39. А.В., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.//Вопросы психологии.-1974.-№ 6.-С. 59.
  40. А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  41. К.Е. Эмоции человека Пер. с англ./ Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439с.
  42. Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возрастание. .канд.пс.наук: 19.00.07.-М., 1994.
  43. Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с.
  44. Е.П. Эмоции и чувства. СПб и др.: Питер, 2001. — 749с.
  45. Искусство быть счастливым. Его Святейшество Далай-лама и доктор Говард К. Катлер. К.: «София», 2003- М.: ИД «Гелиос», 2003. — 336.
  46. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. // Вопросы психологии. 2000. № 2. — С. 65 — 69.
  47. Н.В. Психология индивидуальности (эмоции).-Ярославль, 1999
  48. С. Н. Кахиани З.Н. Асатиани Д. Л. Мимика ребенка. Тбилиси, 1976.
  49. С. Н. Кахиани З.Н. Асатиани Д. Л. Экспрессивность лица человека. Тбилиси, 1978.
  50. С.Н., Кахиани З. Н., Кахиани Д. З. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985.
  51. М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф.дис.канд. психол. наук: (19.00.05) СПб., 1994. — 16с.
  52. Г. Л. Проблемы исследования жеста в зарубежной психологии. // Психологический журнал. 1987.- № 4. — С.
  53. Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: Дис.канд.психол.наук. Казань, 2001.
  54. Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: Автореф.дис. д-ра. психол. наук: (19.00.13) Ярославль, 1998. — 59с.
  55. Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  56. С.В., Слободнияк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., Генезис, 2002.
  57. Е.В. Теоретико-методологические основы подготовки личности к невербальным коммуникациям. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990.
  58. С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07)-М., 1973. -25с.
  59. .М. Эмоции и религия. Киев: Политиздат Украины, 1987.
  60. В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: Дис. .доктора психол.наук. Ростов-на-Дону, 1989.
  61. В.А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения. // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 5.
  62. В.А. Психология межличностного познания. -М., 1981.
  63. В.А. Психология экспрессивного поведения. М., Знание, 1989.
  64. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов — на — Дону, 1999.
  65. В.А. О развитии способности к психологической интеракции невербального поведения. // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
  66. В.А. Проблемы обучения кодированию интерпретации невербального поведения. // Психологический журнал, 1997. — Т.18, № 5. -С. 85−95.
  67. П. Эмоциональное развитие детей и подростков пер. с англ. -СПб.: Прайм Еврознак, М.: Олма — Пресс, 2004.
  68. А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  69. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  70. А. Язык тела пер. с англ. СПб., 1997. — 381с.
  71. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.
  72. Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 24с.
  73. Э.Л. Внесловесный язык. //Культуры. 1986. — № 2. — С. 12 -26.
  74. Д. Психология и культура. СПб.: Прайм Еврознак, 2002.
  75. А. Психодиагностика невербального поведения./ А. Меграбян. -СПб., Речь, 2001.-253с.
  76. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Под ред. Смирновой Е. О. Москва — Воронеж, 2001. — 240 с.
  77. Н.В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника. Шад-ринск, Исеть, 2003. — 100с.
  78. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 429с.
  79. Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-М., 1977. 17с.
  80. E.JI. Особенности эмоционально волевой регуляции в условиях личностного конфликта: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-Киев, 1991.-16с.
  81. В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении: Дис. .канд.психол.наук.- М., 2000.
  82. В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2001. — 44с.
  83. Митру Мария. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра: Дис. .канд.психол.наук. М., 1995.
  84. А.С. Исследование общих и индивидуальных особенностей опознания экспрессии лица методом многомерного шкалирования: Автореф.дис.. канд. психол. наук: (19.00.01)-СПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1989.-26с.
  85. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее.// Психологический журнал. Том. 15, № 3, 1994.
  86. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., Наука, 1976.
  87. Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
  88. Е.В. Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте: Автореф.дис.канд.психол.наук. -М., 1998.
  89. Г. В. Контурные изображения лица: могут ли они передавать эмоциональные состояния? //Психологический журнал. 1996. — № 1. -С. 70−86.
  90. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. — 265с.
  91. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
  92. А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. — 225с.
  93. В.А. Язык мимики и жестов. М., Стеле, 2001. — 216с.
  94. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003.
  95. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Венгера Л. А. М., 1986.
  96. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
  97. С.Е. Народные традиции бурят в нравственном воспитании личности. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Пшеничниковой Р. И. Улан-Удэ, Изд-й полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002.-311с.
  98. Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (960).-М., 1972.-31с.
  99. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз нарком-просса РСФСР, 1940.
  100. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989.-328с.
  101. Н.Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07) М., 1997. — 17с.
  102. Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6 7 летнего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01) -СПб., 1992, — 16с.
  103. П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно -эмоциональные аспекты. -М., 1975.
  104. П.В. Эмоциональный мозг. М, Наука, 1981.
  105. Е.О. Психология ребенка. М, 1997.
  106. Е.О. Общение дошкольников со взрослым и сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка. Абакан: Изд-во Хакасского госуд-го университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.
  107. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256с.
  108. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 49−58.
  109. Смирнова Е. О, Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 160с.
  110. Ю.А. Вербальное и невербальное поведение с этнопсихологической точки зрения. //Язык и культура. М, 1987. — 208 с.
  111. Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003.
  112. Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. / Сост. Т. Тулва. -Таллин: Таллинский пед. Ин-т им. Э. Вильде, 1982. 259с.
  113. Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме эмо-ционально-эмпатической регуляции поведения дошкольника. // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М, Одесса, 1986.
  114. .М. Психофизиология индивидуальных различий. /Под ред. Ярошевского М. Г. М.- Воронеж, 1998.
  115. Н.А. Психофизиология восприятия эмоционального выражения лиц: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.02). М, 1999. — 28с.
  116. А.С. Психологические механизмы возникновения предвосхищающих эмоций: Дис.. канд.пихол.наук. М, 1996.
  117. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психологический журнал. -1981.-Т. 2, № 2.
  118. П., Пиаже Ж. Внешние проявления эмоций. // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975. — 283с.
  119. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье.// Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61 — 75.
  120. Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: Педагогическое общество России. — 1998. — 255с.
  121. Я.В. Этнический образ//Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991, с. 58−61.
  122. Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. — 147с.
  123. Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 261 372.
  124. A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека.//Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 60−66.
  125. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М., 1985.
  126. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990. — 176с.
  127. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
  128. Этническая история и культурно бытовые традиции в Бурятии. //АН СССР, Сиб. отд-ние Бурят фил., ин-т обществ, наук- Редкол.: Т. М. Михайлов. (отв. ред.) и др. — Улан — Удэ, 1984. — 149с.
  129. Этническая психология: (Этнич. процессы и образ жизни людей). Сб. науч. тр. / Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы Отв. ред. Андреева. -М., УДН, 1984.-77с.
  130. Этнические проблемы современности. Вып.6. Проблемы культуры и межнациональной и межкультурной коммуникации. 2000. — 191с.
  131. Этнические стереотипы поведения. Л., Наука, 1985. — 325с.
  132. Этнопсихология развития ребенка//Психология развития./Под ред. Марцинковской Т. Д. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 528с.
  133. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. /АН СССР Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо Маклая- Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. — СПб.: Наука, СПб. отд-ние, 1991. — 318с.
  134. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.-286с.
  135. С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону, 1997.- 172с.
  136. Ekman P. Facial expression//Nonverbal behavior and communication. -New York. 1978.-P. 97−115.
  137. Ekman P. Methods for measuring facial action //Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge. 1984. — P. 45 — 90.
  138. Ekman P., Frizen W. Measuring facial movement. Envicronmental Phy-chology and Nonverbal Echavior. — 1976.
  139. Ekman P. Emotion in the human face: Guide line for research an integration of findings/ Paul Ekman, Wallace V. N. Y. Etc: Pergamon press, cop. 1972. -XII, 191 p.
  140. Ekman P. Expression and the Nature of Emotions. In: K. Scherer, P. Ekman (eds). Approaches to Emotion. — Hillsdale, NY, Erlbaum. — 1984. — p. 319 -343.
  141. Gordon S. L. The socialization of children’s emotions: Emotional culture, competence and exposure// Saarni C., Harris P. L. (eds). Children’s understanding of emotion. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1989, p. 319−349.
  142. Sartre J. P. The emotions: outline if a theory. -N. Y. 1948. — 203p.
  143. Darwin and facial expression: A century of research in review / Ed. By Paul Ekman. New York- London: Alcad. Press, 1973. — XI, 273p.
  144. Mehrabian Albert. Nonverbal communication. Chicago — N.Y., Aldine, Atherton, 1972.-IX, 226p.
  145. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face// Nonverbal behavior perspectives applications in-tercultural insights. / Ed. By Wolfgang A. Jewiston, NY, Toronto. — 1984. -p. 317−331.
Заполнить форму текущей работой