Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важная роль в реализации такого подхода принадлежит начальной школе, так как в этот период ученики активно овладевают не только знаниями, но и самим умением учиться. Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций. Но именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мышления и памяти. В частности, создаются благоприятные условия… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
    • 1. 1. Проблемабней в хологии
    • 1. 2. Мнемичиебни и ихруктура
    • 1. 3. Структурирование как операционный механизм мнемических способностей
    • 1. 4. Развитие мнемичихбней через развитие их операционных механизмов как овие ешни произвольной регуляции мнемичой деятельни
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МНЕМИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Критерии произвольной регуляции мнемической деятельни
    • 2. 2. Исследование уровня сформированности произвольной регуляции мнемичих девий младших школьников
    • 2. 3. Анализ результатов ледования произвольной мнемичой деятельни дтилетних школьников
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ОВЛАДЕНИЯ ОПЕРАЦИЕЙ СТРУКТУРИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Цель и задачи обучающей программы
    • 3. 2. Развитие операционных механизмов мнемических спбней на примере операциируктурирования
    • 3. 3. Сравнительный анализ произвольной регуляции мнемичих девий пе проведения обучающей программы
    • 3. 4. холого-педагогичие рекомендации по ользованию операциируктурирования для повышения продуктивни мнемичой деятельни учащи

Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основой и средством психического и личностного развития человека является обучение. В настоящее время перспективной формой обучения является развивающее обучение. Школа стремится не только к познавательному обогащению учеников, но и к развитию их личности в целом. Учитывая это, нужно использовать в обучении особый педагогический подход, основанный на знании закономерностей развития психических процессов. Как утверждал С. JI. Рубинштейн: «Развитие человека в отличие от накопления „опыта“, овладения знаниями, умениями, навыками, — это и есть развитие его способностей» /129, с.56/.

Важная роль в реализации такого подхода принадлежит начальной школе, так как в этот период ученики активно овладевают не только знаниями, но и самим умением учиться. Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций. Но именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мышления и памяти. В частности, создаются благоприятные условия для освоения приемов осознанного запоминания, формируется произвольная мнемическая деятельность. Этим обусловлена необходимость изучения способов развития мнемических способностей учащихся, основанных на овладении различными операционными механизмами.

В данном направлении был проведен ряд исследований, в которых изучались функциональные и операционные основы мнемических способностей, их диагностика и развитие (В. Д. Шадриков, JL В. Черемошкина, 1990) — проводилась диагностика мнемических способностей младших школьников в учебной деятельности (Т. В. Зотова, 1991) — делалось сравнение мнемических способностей младших школьников разных лет на основе анализа используемых операционных механизмов (Г. А. Стюхина, 1996) — рассматривалось повышение эффективности запоминания за счет использования мнемических приемов смысловой группировки, опорных пунктов и мнемического плана (Т. X. Хасаева, 1997).

К сожалению, в школьной практике встречается мнение учителей, что развитие мнемических способностей у детей происходит само по себе в ходе выполнения учебных заданий, и специальных занятий этот процесс не требует. Однако, не овладев мнемическими операциями в начальной школе, в старших классах ученики будут испытывать трудности в работе с большими объемами информации, что замедлит темпы и снизит эффективность их познавательной деятельности. Поэтому изучение условий повышения эффективности мнемических способностей школьников — насущная задача педагогической психологии.

Таким образом, очевидна актуальность проблемы целенаправленного развития мнемических способностей учащихся начальных классов в процессе их учебной деятельности.

Выбор темы диссертационного исследования «Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования» связан с необходимостью дальнейшего изучения произвольного регулирования мнемической деятельности и расширения арсенала мнемических действий.

Объект исследования — мнемические способности учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования — развитие операционных механизмов мнемических способностей у младших школьников.

Цель исследования — разработка, обоснование и экспериментальное апробирование методики развития мнемических способностей младших школьников в процессе обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что продуктивность мнемических способностей младших школьников может быть повышена за счет формирования мнемической операции структурирования. Овладение мнемическими операциями повышает уровень произвольного регулирования познавательной деятельностью.

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы выдвинули задачи:

1) Рассмотреть основные теоретические подходы современной психологии в области изучения способностей.

2) Провести теоретический анализ мнемических способностей, изучить их структуру и механизмы развития.

3) Разработать обучающую программу развития мнемических способностей на основе формирования мнемического приема структурирования.

4) Экспериментально проверить эффективность предложенной программы развития мнемических способностей младших школьников.

5) Разработать психолого-педагогические рекомендации по использованию операции структурирования в процессе обучения для повышения продуктивности мнемической деятельности учащихся.

Методологической основой исследования стали теоретические положения отечественной психологии способностей, разработанные С. JL Рубинштейном, Б. М. Тепловымидеи развития высших психических функций JI. С. Выготскогоисследование взаимосвязи развития памяти с развитием интеллектуальных способностей А. А. Смирнова, П. И. Зинченко. Теоретической основой в понимании сущности, структуры и генезиса мнемических способностей являлась концепция способностей В. Д. Шадрикова.

В работе использовались следующие методы:

— теоретический анализ общей и специальной психологической и методологической литературы по проблеме исследования;

— методы наблюдения и беседы со школьникамиконстатирующий и формирующий экспериментыколичественный и качественный анализ работ учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигаются благодаря их опоре на теоретические и методологические положения онтогенетических исследований памятиадекватности методов исследования его предмету, цели и задачамэкспериментальной проверке гипотезыкачественному анализу и статистической проверке эмпирических данных.

На защиту выносятся положения:

1. Целенаправленное формирование операционных механизмов мне-мических способностей способствует развитию произвольной регуляции мнемической деятельности.

2. Мнемические способности младших школьников развиваются в процессе учебной деятельности на основе применения программы формирования мнемического приема структурирования.

Научная новизна и теоретическая значимость. Работа вносит вклад в педагогическую психологию как в общетеоретическом плане, подтверждая возможность развития способностей путем формирования операционных механизмов, так и прикладном плане — предлагая конкретную программу развития мнемических способностей за счет овладения операцией структурирования.

Практическая значимость исследования представлена разработкой конкретных способов развития мнемических способностей младших школьников. Методики экспериментального исследования могут использоваться учителями начальной школы для изучения и развития мнемических способностей учащихся в рамках образовательной программы.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертационного исследования были отражены в выступлениях на кафедре психологии младшего школьника МПГУ.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 82 г. Москвы. Общее количество испытуемых — 93 ученика. Эмпирическое исследование проводилось в течение 2003;2005 учебного года.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения с выводами, списка использованной литературы, включающего 180 наименований, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начиная с первых ступеней школьного обучения, от учащихся требуется большая самостоятельность и продуктивность в усвоении знаний, в способах этого усвоения. В связи с чем, существует необходимость использования в школьном образовании все более эффективных методов обучения. Для рациональной и эффективной организации учебного процесса необходимо учитывать основные закономерности функционирования психических процессов, в частности, человеческой памяти. Поэтому сегодня важное практическое значение в педагогической психологии приобретает задача выявления и систематического изучения условий повышения продуктивности памяти в процессе обучения.

Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития умения учиться, для овладения различными приемами усвоения знаний. Перед современными школьниками явственно встает задача восприятия и сохранения большого количества разнообразной и подчас весьма сложной для них информации. Вот почему так важно уже в период начального обучения развивать мнемические способности учащихся, обогащая их различными способами обработки запоминаемого материала.

Настоящее исследование посвящено развитию мнемических способностей младших школьников в процессе их учебной деятельности. Исследование строилось, исходя из современных теоретических и методологических подходов в области изучения мнемических способностей, а затем апробировалось в экспериментальной работе с учащимися.

В проведенном исследовании достигнута поставленная цель — нами была разработана и экспериментально апробирована программа развития мнемических способностей младших школьников в процессе обучения.

Получила подтверждение гипотеза о том, что продуктивность мнемических способностей младших школьников возрастает за счет формирования мнемической операции структурирования, и овладение операционными механизмами повышает уровень произвольного регулирования мнемической деятельностью.

Применение операции структурирования повысило эффективность запоминания у испытуемых, что проявилось в успешности выполнения ими учебных заданий (при пересказе текстов, написании изложений).

В работе были рассмотрены основные теоретические подходы современной психологии в области изучения способностейпроведен теоретический анализ мнемических способностей, их структуры и механизмов развития. Разработана обучающая программа развития мнемических способностей на основе формирования мнемического приема структурированияэкспериментально проверена эффективность предложенной программы развития мнемических способностей младших школьников. Даны психолого-педагогические рекомендации по использованию операции структурирования для повышения продуктивности мнемической деятельности учащихся.

Теоретический анализ современных психологических исследований обрисовывает различные взгляды на проблему способностей в аспектах определения их сущности и структуры. Проследив за изменением этих взглядов, можно отметить его направление: от представления способностей как наследственного либо социального явления до концепций, где способности рассматриваются как системное, сложное психологическое образование.

Важнейшая роль в развитии мнемических способностей принадлежит мыслительной деятельности. Память развивается на основе мышления в том случае, когда умственные операции автоматизированы, доведены до уровня умений и навыков (П. И. Зинченко). Эффективность использования различных способов логической переработки информации при запоминании и возможности целенаправленного формирования мнемических приемов доказаны многочисленными исследованиями (А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, Г. К. Середа, В. В. Репкин, Г. В. Репкина, 3. М. Истомина, Н. М. Гнедо-ва, В. И. Самохвалова и др.).

Важный акцент в исследовании памяти был сделан на функциональной и операционной основах мнемических способностей. Система функциональных и операционных механизмов мнемических способностей динамична, и ее развитие определяется уровнем развития составляющих ее компонентов, степенью их взаимодействия, разнообразием операционных механизмов (В. Д. Шадриков).

Функциональной основой мнемических способностей является совокупность онтогенетических свойств человека, генотипически обусловленная и развивающаяся в процессе развития индивида. Функциональные механизмы определяются возрастными и индивидуально-типическими (ней-родинамическими) особенностями.

Операционные механизмы мнемических способностей — это мнемические действия, или приемы, увеличивающие продуктивность процессов памяти. Благодаря им повышается скорость, объем, точность запоминания и воспроизведения, прочность сохранения информации, возрастает вероятность правильного запоминания и воспроизведения.

Индивидуальный жизненный опыт и обучение влияют на функциональные образования, способствуя дифференциации и генерализации условных связей, благодаря чему происходит тренировка функций. Операционные механизмы не заложены от природы, они формируются и развиваются в процессе жизнедеятельности и социализации личности в различных видах научения. Вначале складываются функциональные механизмы, затем на их основе формируются операционные, в свою очередь влияющие на дальнейший рост возможностей функциональных механизмов. Поднявшись на качественно новый уровень, функциональные механизмы вновь провоцируют развитие и совершенствование операционных механизмов. Это взаимное влияние происходит непрерывно и гетерохронно.

Продуктивность памяти определяется возможностями опосредованного запоминания и возрастает благодаря овладению новыми способами логической обработки запоминаемого материала (мнемическими приемами). В качестве операционных механизмов выделяются такие способы обработки информации, как группировка, опорные пункты, мнемический план, классификация, структурирование, систематизация, схематизация, аналогии, мнемотехнические приемы, ассоциации, перекодирование, достраивание материала, сериационная организация материала, повторение. Чем большим разнообразием мнемических приемов владеет человек, чем шире спектр способов организации получаемой им информации, тем успешнее будет ее сохранение и последующее использование.

В нашем исследовании мы рассматривали проблему развития мнемических способностей на примере формирования операционного механизма структурирования, относящегося к сложным способам обработки информации. И хотя при спонтанном развитии он не проявляется в мнемичекой деятельности младших школьников, мы убедились, что благодаря использованию нашей обучающей программы ученики способны овладеть операцией структурирования и как умственным действием, и как мнемическим приемом.

Данное исследование подтверждает положение о развитие мнемических способностей за счет формирования операционных механизмов вначале как умственных действий, а затем как мнемических приемов. А также раскрывает возможность формирования сложных приемов обработки информации в более раннем возрасте для увеличения продуктивности запоминания и повышения уровня произвольного регулирования познавательной деятельности.

До и после проведения разработанной нами обучающей программы по развитию мнемических способностей младших школьников, мы проводили диагностическое исследование уровня сформированности произвольной регуляции мнемических действий у наших испытуемых, взяв за основу следующие критерии: постановка мнемической задачи, наличие мотивов, характер установок при запоминании, использование мнемических приемов. Таким образом, в результате проведенного сравнения, мы убедились, что уровень сформированности произвольной мнемической деятельности третьеклассников при спонтанном и целенаправленном развитии существенно различается.

Мы можем отметить, что по всем выделенным критериям, характеризующим произвольное регулирование мнемической деятельности, показатели испытуемых экспериментальной группы значительно повысились. Эти изменения обусловлены проведенной нами обучающей методикой по целенаправленному формированию операции структурирования.

Проведенная обучающая программа показала свою эффективность по сравнению с обычной учебной программой, где мнемические способности учащихся целенаправленно не развиваются. Это было подтверждено результатами эксперимента, а именно тем, что ученики десятилетнего возраста научились самостоятельно использовать мнемический прием структурирования при запоминании учебного материала, благодаря чему существенно увеличилась продуктивность запоминания и повысился уровень произвольной регуляции мнемических действий.

Теоретические основания, проведенное изучение произвольной регуляции мнемических действий младших школьников и экспериментальное исследование формирования операционного механизма структурирования позволили нам сделать следующие выводы:

1. У десятилетних учащихся уровень развития мнемических способностей характеризуется скудостью видов операционных механизмов. Это обусловлено тем, что развитие операционных механизмов мнемических способностей происходит у младших школьников стихийно, не являясь предметом целенаправленного формирования в структуре обучения.

2. Выделяя некоторые мнемические приемы на перцептивно-представленческом уровне, ученики чаще всего пользуются наиболее доступным для них способом многократного повторения материала для его запоминания.

3. Развитию мнемических способностей учащихся младшего школьного возраста способствует обучающая программа, направленная на формирование у них отдельных операционных механизмов, в частности операции структурирования. Овладение логическими способами организации информации в целях ее запоминания и воспроизведения является условием успешности произвольной регуляции мнемических действий.

Таким образом, наша гипотеза о том, что продуктивность мнемических способностей младших школьников может быть повышена за счет формирования мнемической операции структурирования, и овладение мне-мическими операциями повышает уровень произвольного регулирования познавательной деятельностью, полностью подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. . Г. Воспитание памяти школьника. Л., 1940. 64с.
  3. . Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. с. 15−32.
  4. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380 с.
  5. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-448 с.
  6. Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974.-359 с.
  7. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. 184 с.
  8. Т. И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М., 1978. с. 142−145.
  9. Аристотель. Вторая аналитика // Собр. соч. в 4-х томах, т.2., М., 1978, -255 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека: системно — деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М., 1985.- 103 с.
  11. Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М., 1980. 528 с.
  12. Ф. Психика человека в труде и игре / Пер. с англ. / Общ. ред. проф. А. Н. Леонтьева. М., 1959. 144 с.
  13. С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.-с. 112−242.
  14. А. Материя и память: Собр. соч. в 4-х томах, т.1. М., 1992. 160 с.
  15. П. П. Память и мышление. M.-JL, 1935, 214 с.
  16. П. П. Психологический анализ припоминания. М., 1940. -25с.
  17. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах, т. 2, М., 1979 400 с.
  18. Я. В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. 1978. № 3.
  19. А. К. Прикладная психология. М., 2001.
  20. В. П. Statistical Искусство анализа данных на компьютере. СПб., 2001.
  21. С. П. Системный подход к изучению мнемических процессов / Исследование памяти. М., 1990. — с.7−19.
  22. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1977. 412 с.
  23. А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. с.11−21.
  24. Л. М. Психические процессы. В 2-х томах. Л., 1976.
  25. . М. Современная когнитивная психология. М., 1982.-336 с.
  26. . М. Зрительная память и модели переработки информации человеком // Вопросы психологии. 1977. № 6.
  27. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967, 300 с.
  28. Р. Экспериментальная психология. М., 1950, 784 с.
  29. Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
  30. Л. С. Педагогическая психология. М., 2001.
  31. JI. С. Психология. М., 2000. 1008 с.
  32. Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982, Т. 2.
  33. Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  34. П. Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, 1970.
  35. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. T.l. М., 1959.
  36. П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
  37. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.-313 с.
  38. Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие. СПб., 1883.
  39. Гнедова Н: М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: развитие логической памяти у детей. М., 1976.
  40. Т. Сочинения в 2-х томах, т.1. М., 1991. 623 с.
  41. Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (Психофизиологическое исследование). М., 1980. 151с.
  42. Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 306с.
  43. Р. М. Восприятие и модели памяти. М., 1974. 361с.
  44. Д. Собрание сочинений в 10-ти томах, т.2. М.-Л., 1935.
  45. В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. 150с.
  46. В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. -224 с.
  47. В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
  48. О. Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002.
  49. JI. М. Учить детей запоминать. М., 1973. 94 с. 50.3анков JI. В. Память. М., 1949.
  50. А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  51. Т. В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1991.
  52. Т. В. Диагностика мнемических способностей на материале учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — с. 140−153.
  53. Е. Ф. Соотношение между типами мышления и способами запоминания: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1976.
  54. С. А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний / Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989. -с.56−83.
  55. С. А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. № 3. с.53−62.
  56. С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 1984. № 6. с. 110−118.
  57. Истомина 3. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.
  58. Истомина 3. М. Развитие памяти. М., 1978, 120 с.
  59. Исследования памяти / Отв. ред. Н. Н. Корж. М., 1990
  60. Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.
  61. И. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.4, ч.2. М., 1965.
  62. Р. Память человека.: Структуры и процессы / Пер. с англ. / Под ред. Е. Соколова. М., 1978, 319 с.
  63. Когнитивная психология. М., 1986.
  64. Н. Н. Едина ли память? // Психол. журнал. 1984., Т.5., № 1. — с.103−111.
  65. Ковал ев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л., 1990.-304 с.
  66. В. А. Проблема способностей в психологии. М., 1971. —60 с.
  67. Н. С. Индивидуальные различия в способностях // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
  68. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. -279 с.
  69. А. Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 6.
  70. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 573 с.
  71. А. Н. Развитие памяти. М., 1931. 280 с.
  72. П., Норман Д. Переработка информации у человека / Пер. с англ. / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1974. 550 с.
  73. Дж. Опыт о человеческом разумении / Собр. соч. в трех томах. М., 1985, т. 1, — 623 е., т. 2, 600 с.
  74. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.-296 с. 81 .Ломов Б. Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология. М., 1986. с.7−21.
  75. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-445 с.
  76. . Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. с. 31 -45.
  77. А. Р. Внимание и память. М., 1975. 103 с.
  78. А. Р. Память и строение психических процессов // Вопросы психологии. 1969. № 1. с. 145−155.
  79. В. Я. Об историческом развитии познавательных процессов // Экспериментально — психологические исследования. М., 1974.
  80. В. Я. О структуре мнемического действия // Проблемы инженерной психологии. Вып.З. Психология памяти. Л., 1965. — 221 с.
  81. В. Я. Психологические проблемы памяти // Исследования памяти. М., 1990. с.20−44.
  82. В. Я. Память в процессе развития. М., 1976. 255 с.
  83. К. П. Особенности памяти младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1960. — с.50−92.
  84. К. П. Формирование в естественном эксперименте умения пользоваться планом текста как приемом запоминания у младших школьников // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков., 1970. с.141−152.
  85. К. П. Формирование у школьников умения пользоваться планом как приемом осмысленного запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. 256с.93 .Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-96 с.
  86. Э. Лекции по экспериментальной психологии. 4.2. М., 1970.- 317с.
  87. Э. Экономия и техника памяти / Пер. с нем. М., 1913. -246 с.
  88. В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 80с.
  89. Дж. Информация и память / Пер. с англ. // Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
  90. Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию / Пер. с англ. // Инженерная психология. М., 1964.
  91. Дж. Планы и структура поведения / Пер. с англ. / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М., 1964, 238 с.
  92. ЮО.МухинаВ. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  93. . П. Объем памяти и количество информации // Проблемы инженерной психологии. Л., 1965. с. 19−118.
  94. Д. Память и научение. М., 1985.
  95. ЮЗ.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.-240 с.
  96. Я.И. Память//Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1977. c. l 11−146.
  97. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 2002. 410 с.
  98. Об.Платон. Теэтэт. М., 1936.
  99. К. К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с.
  100. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990. 142 с.
  101. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  102. ПО.Проблемы психологии памяти / Под ред. П. И. Зинченко. Харьков, 1969.- 127с.111 .Психологическая диагностика: проблемы исследования. М., 1981.
  103. Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков., 1970.
  104. Психологическая наука в СССР: В 2-х томах. М., 1959.
  105. Психология памяти и обучения. Харьков, 1977.
  106. Психология младшего школьника. М., 1970.
  107. Пб.Развитие логической памяти у детей7 Под ред. А. А. Смирнова. М., 1976.-256 с.
  108. Г. В. Исследование оперативной памяти // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Психология памяти. Л., 1965. 221 с.
  109. Г. В. Исследование оперативных единиц памяти // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969. — 127 с.
  110. В. В. Некоторые проблемы памяти в связи с развитием учебной деятельности // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, 1970.
  111. В. В., Середа Г. К. О некоторых условиях рационального использования памяти в процессе обучения // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Психология памяти. Л., 1965.-221 с.
  112. Т. Болезни личности. М., 1887. 182 с.
  113. М. С. Проблемы теории памяти. М., 1977. 182 с.
  114. М. С. Философские проблемы теории памяти. М., 1966. -168с.
  115. Т. В. Некоторые особенности непроизвольного запоминания. М., 1955.
  116. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988. 335 с.
  117. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
  118. С. Л. Основы общей психологии. М.1946 704с.
  119. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.-354 с.
  120. С. JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. 266с.
  121. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. 416с.
  122. В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании различных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.
  123. В. И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. с. 107−125.
  124. Г. К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969. с. 12−20.
  125. Г. К. Проблема памяти и обучения // Вопросы психологии. 1970. № 1. с.115−126.
  126. И. М. Избранные произведения в 2-х т. М., 1952.
  127. А. А. Избранные психологические труды. М., 1987.
  128. А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  129. СмирновА. А. Психология запоминания. М., 1948. — 327с.
  130. А. А. Развитие памяти. М., 1959. 226 с.
  131. Е. Н. Механизмы памяти: Опыт экспериментального исследования. М., 1969.
  132. Г. А. Развитие мнемических способностей (сравнительное исследование детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов): Ав-тореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1996.
  133. P. JI. Экспериментальная психология. М., 2001.
  134. НЗ.Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985.
  135. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  136. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения / Под. ред. А. А. Люблинской. Л., 1974.
  137. Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1989. 192с.
  138. Ц. Память II Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 4. с.209−331.
  139. Т. X. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1997.
  140. М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.
  141. Л. В. Уровни развития мнемических способностей // Способности и деятельность. Ярославль, 1989. с.101−111.
  142. В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1985. № 2. с. 183−186.
  143. В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.-80 с.
  144. В. Д. Введение в психологическую теорию обучения. Ярославль, 1981.-71 с.
  145. В. Д. Введение в психологию: воля и волевые качества личности. М., 2004, 57 с.
  146. В. Д. Деятельность и способности. М. 1994. — 320с.
  147. В. Д. Духовные способности. М., 1996. 104 с.
  148. В. Д. К проблеме развития способностей И Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. с.36−45.
  149. В. Д. О структуре познавательных способностей // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 3. с.38−46.
  150. В. Д. О содержании понятий «способности» и «ода-• ренность» // Психол. журнал. 1985. № 5.
  151. С. В. Прикладная статистика для психологов. Ярославль, 2003.
  152. А. Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания//Вопросы психологии. 1986. № 4.
  153. . Основы психологии. Спб.1912.
  154. Экспериментальная психология: В 2-х томах / Пер. с англ. / Под. ред. П. К. Анохина, В. А. Артемова. М., 1960.
  155. М. Г. История психологии. М., 1976. — 463 с.
  156. А. С. Формирование сознательно регулируемых способов запоминания и воспроизведения в процессе обучения младших школьников: Автореф. дисс.. .канд. психол. наук. Харьков, 1982.
  157. Bartleth F. Ch. Remembering: a staid in experimental and social psychology. N4. 1932.- p.308.
  158. R. В. Abilities: their structure, growth and action. Boston. Houghton Mifflin Company. 1971.
  159. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y. 1967.
  160. Higbeek K. L. Your memory: how it work and how to improve it. Englewood Cliffs. 1997.
  161. С. В., Loftus A. F., Marshall M. E. Psychology. Memory and Forgetting. N. Y. 1992.
  162. Spearman С. E. The ability of man. N. Y. 1927.
Заполнить форму текущей работой