Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициямиподбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основам работыиспользованием стандартизированных и широко распространенных психодиагностических методикпредставительностью выборкиобширностью первичного материалатщательностью его качественного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Профессиональное становление личности как психологическая проблема
    • 1. 2. Мотивация профессионального становления: психологическая сущность, типология, проблемы изучения
    • 1. 3. Психолого-акмеологический подход к формированию и развитию мотивации профессионального становления студентов-психологов
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Исследование динамики мотивации профессионального становления студентов-психологов 2−5 курсов
    • 3. 2. Выявление мотивационной структуры профессионального становления студентов-психологов
    • 3. 3. Построение структурно-типологической модели мотивации профессионального становления студентов-психологов

Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Обучение в вузе является одним из важнейших этапов в профессиональном становлении личности. Именно в этот период закладываются основы профессионализма, формируется адекватное представление о будущей профессии и мотивационно-ценностное отношение к ней. По мнению многих исследователей (А.А. Бодалев, А. А. Деркач и др.), в процессе профессионального становления задействованы мотивационная, познавательная и поведенческо-инструментальная сферы личности.

Сложившаяся система высшего профессионального образования, ориентирована преимущественно на «знаниевую» парадигму, поэтому успешность профессиональной подготовки студентов традиционно принято оценивать по объему и качеству усвоенных ими знаний, профессиональным умениям и навыкам, развитию специальных способностей и уровню интеллекта. Однако, как показывают исследования (А.А. Реан и др.), «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не столько по уровню интеллекта, сколько по мотивации учебной деятельности. Более того, высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточного запаса необходимых знаний, умений и навыков или недостаточно развитых специальных способностей.

Большинство исследований по проблеме мотивации учебной деятельности посвящено школьному возрасту. Однако мотивация профессионального становления в процессе обучения в вузе требует специального изучения в силу присущих ей особенностей. Во-первых, она определяется предшествующими, более ранними формами выражения отношения к профессии и стоящими за этим отношением мотивами выбора профессии, выбора учебного заведения. Во-вторых, необходимым условием формирования личности профессионала является соответствие его мотивационных установок содержанию избранной профессии. В-третьих, так как конечной целью обучения в вузе является овладение профессией, то познавательные и профессиональные мотивы образуют единую системумотивацию профессионального становления, которая на сегодняшний день изучена недостаточно. В полной мере это относится и к профессии психолога, массовая подготовка которых начата сравнительно недавно.

Состояние научной разработанности проблемы.

Мотивационная составляющая профессионального развития личности имеет свои специфические особенности на разных этапах профессионализации. Наиболее всесторонне изучена проблема мотивации профессиональной деятельности (В. Врум, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберд, Дж. Аткинсон, В. А. Ядов, А. В. Карпов, В. И. Ковалев и др.).

Типология профессиональной мотивации разработана Э. С. Чугуновой (доминантный, ситуативный и конформистский типы). В. И. Ковалев классифицировал профессиональные мотивы по содержанию потребностей, источнику возникновения, видам деятельности, силе проявления. М. Г. Ярошевский выделил в профессиональной мотивации следующие виды: общепрофессиональные, романтические, непосредственные, мотивы самовоспитания, престижа и др.

В последнее время мотивацию профессионального становления личности рассматривают в рамках акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, А. К. Маркова, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, JT.B. Темнова и др.), где в качестве одной из важнейших характеристик акме-ориентированного профессионального развития выступает акме-мотивация.

Анализ работ по мотивации профессионального становления студентов, позволяет сделать вывод о том, что акцент, как правило, делается на изучение либо мотивов учебной деятельности (Е.Ф. Зеер, А. А. Реан,.

Г. Клаус, В. Н. Косырев, Ю. Б. Орлов и др.), либо мотивов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, Е. А. Климов, А. А. Бодалев и др.).

При этом недостаточно раскрыта психологическая структура мотивации профессионального становления студентов как целостного образования, не выделены особенности, характерные для специальности психолога, соотношение ее компонентов, не определена типология мотивации профессионального становления студентов-психологов.

Цель исследования: изучить мотивацию профессионального становления студентов-психологов, построить ее структурно-типологическую модель и определить основные направления коррекционной работы со студентамипредставителями разных типологических групп.

Объект исследования: профессиональное становление студентов-психологов.

Предмет исследования: мотивация профессионального становления студентов-психологов.

Гипотеза исследования. Структура мотивации профессионального становления студентов-психологов объединяет два вида (две волны) мотивации: мотивы выбора (профессии, учебного заведения) и мотивы учебной деятельности. Различаясь по силе (сильная-слабая мотивация) и направленности (внутренняя-внешняя), они образуют сочетания, лежащие в основе разных типов мотивации, профили которых могут как способствовать, так и препятствовать профессиональному становлению.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по поставленной проблеме и определить специфику мотивации профессионального становления студентов-психологов.

2. Выявить основные составляющие мотивации профессионального становления студентов-психологов.

3. Провести эмпирическое исследование мотивации профессионального становления будущих психологов.

4. Выделить на основе данных психодиагностического обследования основные структурные компоненты мотивации профессионального становления студентов, раскрыть их психологическое содержание.

5. Выявить основные типы мотивации профессионального становления, дать им содержательную характеристику.

6. Построить структурно-типологическую модель мотивации профессионального становления студентов-психологов.

7. На основе анализа полученных данных разработать рекомендации для диагностики и коррекции мотивации профессионального становления студентов-психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация профессионального становления студентов-психологов имеет собственную структуру, компоненты которой во многом зависят от специфики избранной специальности.

2. По своему психологическому содержанию компоненты мотивационной структуры определяются уровнем развития профессионально важных качеств будущего психолога.

3. Самооценка успешности процесса профессиональной подготовки и самооценка перспектив профессионального роста, выступая в качестве механизма обратной связи, влияют на процесс профессионального становления студентов-психологов.

4. Мотивационная сфера профессионального становления студентов-психологов на этапе обучения в вузе не претерпевает значительных изменений.

5. Мотивационные типы профессионального становления, полученные на основе эмпирических данных, содержательно описываются компонентами мотивационной структуры, различающийся по силе и предметной направленности. Полученные мотивационные профили может иметь как прогрессивный (акме-ориентированный), так и регрессивный (пассивно-конформистский) характер.

Методологическую основу исследования составили общие и частные методологические принципы психологии: комплексности, системности, субъектности, психологического детерминизма, развития, единства личности и деятельности.

В соответствии с поставленной целью и задачами в работе в качестве теоретической основы использовались:

1. Системный подход к изучению личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, К. К. Платонов, К.А.Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн и др.).

2. Теория акмеологии (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, А. К. Маркова, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др.).

3. Исследования по проблемам мотивации В. Г. Асеева, В. К. Вилюнаса, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, М.Ш. Магомед-Эминова, К. Левина, А. Маслоу, X. Хекхаузена.

4. Психологические исследования, раскрывающие процесс профессиональной подготовки специалистов (Е.М. Борисова, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Бодалев, А. А. Реан и др.).

Методы исследования: теоретический системный анализ и обобщение, системные описания, психологическое тестирование, анкетный опрос. Для статистической обработки данных использовались факторный анализ, кластерный анализ, регрессионный анализ, сравнение данных по t-критерию Стьюдента и критерию % (хи-квадрат).

Эмпирическую базу составили студенты 2−5 курсов Института психологии ТГУ им. Г. Р. Державина. Объем выборки — 262 человека.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициямиподбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основам работыиспользованием стандартизированных и широко распространенных психодиагностических методикпредставительностью выборкиобширностью первичного материалатщательностью его качественного анализасистемностью исследовательских процедурприменением компьютерных технологий анализа эмпирического материала.

Научная новизна:

• На основе эмпирических данных выявлена мотивационная структура профессионального становления студентов-психологов.

• Дана содержательная психологическая характеристика компонентов мотивационной структуры.

• На основе эмпирических данных выявлены и описаны основные типы мотивации профессионального становления студентов-психологов.

• Составлен мотивационный профиль каждого типа по компонентам мотивационной структуры.

Теоретическая значимость. Расширено представление о психологическом содержании понятия мотивации профессионального становления студентов-психологов. Выявлены компоненты мотивационной структуры, с помощью которых определены основные типы мотивации профессионального становления. Теоретически обоснована предложенная структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для диагностики и коррекции мотивации профессионального становления как при поступлении в вуз, так и во время обучения, а также для разработки программ оптимизации личностно-профессионального развития студентов-психологов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии, докладывались на научно-практических конференциях «Державинские чтения» в 1999, 2003, 2004 годах, а также опубликованы в материалах третьей Всероссийской Интернет-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (2004 г.).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе по дисциплине «Психологический практикум» в Институте психологии ТГУ им. Г. Р. Державина, а также при разработке лекционных курсов по психологии труда и инженерной психологии.

Структура работы. Работа состоит: из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы.

Рассмотренная и предложенная в данном диссертационном исследовании структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов во многом опирается на имеющийся опыт построения акмеологических моделей развития. Основное содержание представленной модели было выделено в ходе обобщения и анализа обширного эмпирического материала. Ее практическое применение может способствовать обеспечению комплексного личностно-профессионального развития психолога в вузе.

Мотивационный индекс профессионального становления, полученный в ходе данного исследования, может использоваться в качестве критерия для диагностики как при отборе абитуриентов в вуз, так и в процессе профессиональной подготовки студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональное становление — это «подготовительная» фаза развития субъекта профессиональной деятельности, которая охватывает период от формирования первых профессиональных намерений до реализации профессиональных устремлений и возможностей личности. Это сложный, динамичный процесс поэтапного разрешения противоречий в сфере «человек — профессия». В период профессиональной подготовки и обучения в качестве критериев профессионального становления выступают такие показатели как, развитие профессионально важных качеств, отношение к себе как к субъекту избранной деятельности, иерархически-структурированная мотивационная сфера, в которой оптимально сочетаются содержательные (потребность в самореализации, творчестве) и адаптивные (престиж профессии, зарплата и т. д.) мотивы. Базисным компонентом в профессиональном становлении студентов-психологов является ориентация не только на профессиональный, но и личностный рост. Личность психолога, являясь инструментом его практической деятельности, нуждается в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. И это необходимо осознать уже со студенческой скамьи.

Мотивацию профессионального становления личности целесообразно рассматривать как совокупность всех побуждений, которые детерминируют и регулируют процесс профессионального и личностного развития. На разных стадиях профессионального становления происходят определенные изменения в мотивационной структуре личности, меняется «вес» ее отдельных компонентов. Мотивация профессионального становления различается по силе и по предметной направленности. По отношению к профессиональному развитию она может быть позитивной (способствующей профессиональному росту) и негативной. Мотивация профессионального становления может дифференцироваться по критерию внешняя-внутренняя.

В период профессиональной подготовки мотивацию профессионального становления можно рассматривать не только сукцессивно как поэтапный процесс, но и симультантно, объединив мотивы выбора профессии, выбора учебного заведения, мотивы учебной деятельности в единую мотивационную структуру. Компоненты этой структуры будут отражать основные разнонаправленные мотивационные тенденции профессионального становления личности. Мотивационные типы будут задавать основные стратегии развертки мотивационного процесса во времени — инициативную, адаптивную, пассивную.

При психолого-акмеологическом подходе к проблеме профессионального становления студентов важную роль играет ориентация их на акме-ориентированное развитие. В связи с этим встает вопрос о формировании у них акме-мотивации со всеми ее составляющими: мотивации достижения, мотивации самоактуализации, мотивации относительной автономности и независимости, мотивации творческого вклада в профессию.

Однако такое формирование требует детального изучения мотивации профессионального становления студентов-психологов и построения на этой основе акмеологической модели мотивации профессионального становления. В этой модели должны найти свое отражение как реально существующая на данный момент мотивационная сфера студентов, так и конечное, желательное состояние — акме-мотивация.

В целом, полученные в исследовании результаты, подтверждают гипотезу исследования и позволяют сделать следующие выводы:

Мотивационная структура профессионального становления студентов-психологов состоит из следующих компонентов: фактор прагматизма, фактор самореализации, фактор профессионального роста, фактор конформизма, фактор альтруизма, фактор стремления манипулировать людьми, фактор эгоцентризма.

Психологическое содержание полученных факторов можно описать с помощью регрессионных уравнений, аргументами которых выступают индивидуально-психологические особенности студентов-психологов, их аттитюды.

Самооценка успешности профессиональной подготовки, высокий интеллект определяют психологическое содержание фактора самореализации. Успеваемость и самооценка профессиональной перспективы влияют на фактор профессионального роста.

Можно выделить три основных типа мотивации профессионального становления студентов-психологов: прагматично-рациональный, пассивно-конформистский, акме-ориентированный. Данные типы различаются по силе (сильная-слабая) и по субъект-объектной направленности мотивации (внутренняя и внешняя).

Акме-ориентированный тип мотивации имеет наиболее гармоничный мотивационный профиль, способствующий как личностному, так и профессиональному развитию.

Для прагматично-рационального типа мотивации характерно преобладание адаптивных (престиж, зарплата, карьера) мотивов деятельности над содержательными (потребность в самореализации, творческий рост и т. д.).

Пассивно-конформистский тип представляет собой и является результатом состояния выученной беспомощности (М. Селигман), которое сопровождается чувством неэффективности и некомпетентности, что препятствует профессиональному становлению личности.

Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов позволяет определить критерии диагностики и основные направления коррекционной работы путем усиления внутренней мотивации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности// Психологический журнал. 1983.- Т.4. — № 1. — С. 14−29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 89 с.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  6. М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вуза// Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва- Одесса, 1986.-С. 18−29.
  7. Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов// Психологический журнал.-1992.-№ 5.-С. 104−111.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания// Избранные психологические труды/ Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд-во «Ин-т прак. Психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды: В 2-х т. T. l/Под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980.1. С.16−178.
  10. Ю.Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2. Пер с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.- 336с.
  11. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал. 1980. № 2. — С. 52—66.
  12. Л.И. Психология формирования и развития личности //Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.- 327с.
  13. Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. С. 45.
  14. М.Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИПРАН, 1993.-223с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  16. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. — Т. 5. — № 3. — С. 152−163.
  17. И.Г., Шабанов Г. А. О профессиограмме выпускника университета по специальности «Психология». М.: МОСУ, 1999. — 19с.
  18. Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. — М.: Медицина, 1976. 287с.
  19. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168с.
  20. А.А. О предмете акмеологии //Психологический журнал. 1993 — Т. 14. — № 5.- С. 71−99.
  21. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/ Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. — С. 86−97.
  22. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. —М.: ПЕР СЭ, 2001. —511 с.
  23. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка//Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С.20−55.
  24. Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы /Под ред. К. М. Гуревича. М., 1975. — С.127−136.
  25. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С.101−120.
  26. С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1991. — С. 6−23.
  27. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая//Психологический журнал. 1992.- Т.13. — № 6. — С.3−12.
  28. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья)//Психологический журнал. 1993.- Т.14. — № 6. — С.3−15.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
  30. И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991— 144 с.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.
  32. JI.C. История развития высших психических функций//Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. В. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432с.
  33. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
  34. В.А. Системные описания в психологии. JL: ЛГУ, 1984.- 175с.
  35. В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности//Экспериментальная и прикладная психология. Межвузовский сборник. Вып.11.- Личность и деятельность/Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1982.- С.11−20.
  36. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.- 452с.
  37. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  38. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.- 495с.
  39. Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: Российское педагогическое агенство, 1995. 45 с.
  40. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Автореф. кандид. дисс. СПб, 1996.- 34с.
  41. В.М. Категория становления в марксистской диалектике // Философские науки. 1984. — № 4. — С. 5−12.
  42. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.- М.: РАГС, 2000.- 536 с.
  43. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 330 с.
  44. А.А., Маркова А. К. Акмеологические особенности профессионального развития // Материалы III съезда Российского психологического общества. СПб., 2003. — С. 9 — 11.
  45. Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический журнал.- 1992.- № 3.- С. 24—41.
  46. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ.— М.: Статистика, 1973. 248 с.
  47. В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
  48. В.Н., Фомин А. Г. Проект критериев по аттестации психологов, работающих в области психотерапии и психологической коррекции // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. -М., 1996.- 112 с.
  49. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб: Изд-во «Братство». -1994.-364с.
  50. ., Оделл П. Кластерный анализ.—М.: Статистика, 1977. — 420 с.
  51. О.Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О Ю. Ермолаев — М. Московский психолого-социальный институт Флинта, 2002. —336 с.
  52. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 48с.
  53. К. Факторный анализ.—М.: Статистика, 1980. 345с.
  54. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 256 с.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. -348 с.
  56. С.Б. Акмеологическая теория потребностей: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 300 с.
  57. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
  58. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200с.
  59. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  60. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993.- 56с.
  61. В.И. К проблеме мотивов//Психологический журнал. 1981. -Т.2. — № 1. — С. 29−44.
  62. В.И. Мотивация поведения и деятельности. -М.: Наука, 1988.192 с.
  63. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки/ЯТсихологический журнал. 1982. — Т.З. — № 6. — С. 35−44.
  64. Коваль Н.А./ Поиск истины в процессе формирования мировоззрения специалистов. //Мировоззренческие основы профессионального становления личности специалиста: Сборник статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С.3−12.
  65. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 335с.
  66. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126—137.
  67. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  68. Т.Н. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 232 с.
  69. В.Н. Мотивация учебной деятельности студентов-психологов// Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. С. 149−151.
  70. Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999. 432 с.
  71. Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: «Академический проект», 2000.-241 с.
  72. Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова //Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 52—59.
  73. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 20—30.
  74. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения//Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.86−93.
  75. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51—60.
  76. Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993 — 23с.
  77. . В. Основы профессиональной психодиагностики.— Л.: Медицина, 1984.—216 с.
  78. С. Страх и трепет М.: Респблика, 1990. 383с.
  79. М.М., Яковлева Н.В./ Мотивация учебной деятельности и успешности обучения студентов в вузе. //Психологический журнал. 1996. Т. 14. -№ 2.- 1996.-С. 35 -42.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 574с.
  82. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997.- № 1.- С. 20 — 27.
  83. Д.А. Психология свободы: К постановке проблемы самодетерминации личности.// Психологический журнал. 2000. — Том 21. -№ 1. — С. 17−25.
  84. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал. 1981. — Т. 1. — № 5. — С.3−22.93 .Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-442с.
  85. .Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии//Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19−33.
  86. А.К. Модель специалиста основа подготовки психолога для сферы социальной работы.// Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19−21 марта 1998 г.- С. 134−135.
  87. А.К. Психология профессионализма.- М.: Знание, 1996.- 308 с.
  88. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990 192с.
  89. А. Психология бытия. М.: Рефл бук — К.: «Ваклер», 1997. -570с.
  90. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 560с.
  91. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -632 с.
  92. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин, ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-319с.
  93. В.Э. Производительная и потребительская мотивация.// Психологический журнал. 1988. — № 1. — С. 25 — 37.
  94. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-253 с.
  95. О.В., Михайловская И.Б.Факторный анализ для психологов. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 169 с.
  96. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-205с.
  97. Ф., Тьюки Дж. Анализ данных и регрессии. — В 2-х т.—М.: Финансы и статистика, 1982.
  98. И.Н., Малов C.JI. Психология производственного обучения: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990.- 207с.
  99. В. Н. Проблемы личности в психологии и медицине.—В кн.: Актуальные вопросы медицинской психологии.—JL: Медицина, 1974. С. 525.
  100. В.Д. Принципы и методы исследования характера//Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалёва/Вступит. статья
  101. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во «Институт практической психологии».- Воронеж, 1998.- (Серия «Психологи отечества»).- С.220−257.
  102. В.Н. Личность и неврозы Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
  103. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ.- 1987.-304с.
  104. Общая психодиагностка. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования./ Под редакцией А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.:Изд-во Московского Университета, 1987. -237 с.
  105. Ю. П. Профессиональное становление личности. Дисс. на соиск. степени д-ра психол. наук. М., 1999.
  106. Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. 195 с.
  107. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. Способности и деятельность. Ярославль, 1989. 187 с.
  108. Прикладная социальная психология./ Под редакцией Н. А. Сухова и А. А. Деркача. М. Воронеж, 1998. — 275с.
  109. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием / Под ред. Т.В. Кудрявцева-М., 1977. 51с.
  110. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе//Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.62−72.
  111. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие./ Под редакцией Л. М. Митиной. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-184 с.
  112. Психология человека от рождения до смерти. / Под редакцией А. А. Реана.— СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.— 656 с.
  113. Психология. Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  114. В. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психологии тела // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова.- М., 1993. 315 с.
  115. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворённости избранной профессией//Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 83−88.
  116. А.А. Формирование творческой личности специалиста в вузе (мотивационный и когнитивный аспекты).// Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983.- С.76−93.
  117. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.-358 с.
  118. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957 -328с.
  119. С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1976.-415с.
  120. В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С. 65—74.
  121. И.Н. Изучение мотивации при выборе специальности//Специалист. 1995.-№ 2.- С.15−18.
  122. Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001. —350 с.
  123. А. И. Профессиографические аспекты принятия решений в процессе выбора профессии//Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 139−142.
  124. Е.Э., Смирнов П. И. Категория становления в эмпирическом исследовании // Становление специалиста. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  125. В. С. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте: Дис. в виде науч. доклада на соиск. докт. психол. наук. М., 1997.
  126. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики М.: Институт прикладной психологии, 1997. -480 с.
  127. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.— 343 с.
  128. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: изд-во Акад. наук Грузин. ССР, 1961.- 210с.
  129. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 444с.
  130. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации.// Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.88−93.
  131. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 414 с.
  132. Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2000. 374 с.
  133. Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск: «Коллегиум», 1992. 256 с.
  134. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  135. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  136. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.//Вопросы психологии.- 1993.- № 3.- С. 116−133.
  137. Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров. // Вопросы психологии. 1986. — № 7. — С. 25 — 34.
  138. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности.// Психологический журнал. 1985. — № 4. — С. 15−21.
  139. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.- 275 с.
  140. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»//Психологический журнал.- 1983.- № 5.- С. 3—10.
  141. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал.- 1980. № 3.- С. 31—42.
  142. В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: АН СССР, 1988.- 215 с.
  143. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Под ред. Толстых А. В. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996. — 344с.
  144. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. -№ 4. — С. 50- 56.
  145. В.А. Социальная психология личности/ Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — Гл. 3. — С. 75−90.
  146. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1994.24 с.
  147. В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие/Европейский ин-т экспертов.-СПб.: издательство «Полиус», 1998. -639с.
  148. Csikzentmihalyi М. Beyond boredom and anxiety. San Francisco: Jossey-Bass, 1975.157. deCharms R. Enhancing motivation: Change in the classroom. N.Y.: Irvington, 1976.
  149. Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Ed. R. Schwarzer. Hillsdale: Lawrence Eribaum, 1986. P. 171−194.
  150. George R.L., Cristiani T.S. Counseling: theory and practice. New York, 1990.
  151. Schneider K. Therapist personal maturity and the therapeutic success // The Psychotherapy. 1992. Vol. 8. P. 71−91
Заполнить форму текущей работой