Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русская высшая школа общественных наук в Париже и ее влияние на развитие образования в России в начале XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В преддверии XX века европейское общество мучительно пыталось найти ответы на вызовы времени. Бурное экономическое развитие и порождаемые им социальные, культурные, национальные, религиозные проблемы давали о себе знать во всех странах мира, а вот рецептов того, как избегнуть встречи со все более осязаемым призраком глобальной социальной революции, не было выработано. В значительной степени это… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Историографическая и документальная база исследования
    • 1. 01. История РВШОН в отечественной и зарубежной историографии
    • 1. 02. Анализ документальной базы исследования
  • Глава 2. Исторические условия появления Русской высшей школы общественных наук в Париже
    • 2. 01. Университетский вопрос в России во второй половине XIX — начале XX века
    • 2. 02. Общественно-педагогическое движение и концепция реформы высшего образования в трудах русских ученых и общественных деятелей на рубеже Х1Х-ХХ веков
    • 2. 03. Образовательные инициативы европейской и американской общественности во второй половине XIX- начале XX веков и их связь с положением в общественных науках
  • Глава 3. История возникновения Русской высшей школы общественных наук в Париже
    • 3. 01. Русская эмиграция во Франции в конце Х1Х-начале XX веков
    • 3. 02. Международная школа Всемирной Парижской выставки 1900 года и основание Русской высшей школы общественных наук в Париже
    • 3. 03. Устав и бюджет Русской высшей школы общественных наук как отражение принципов ее работы
  • Глава 4. Организационно-штатная структура и 157образовательная деятельность Русской высшей школы общественных наук в Париже
    • 4. 01. Профессорский и преподавательский состав 157−229 РВШОН
    • 4. 02. 3 Комплектование студенческого состава
    • 4. 03. Учебный процесс и полемика вокруг постановки преподавания между студентами и преподавателями РВШОН
    • 4. 04. Вопросы общественно-политического развития и переустройства России в лекционных курсах профессоров и преподавателей РВШОН
  • Глава 5. Причины и обстоятельства закрытия Русской школы общественных наук в Париже
    • 5. 01. Рост политической радикализации русской эмиграции во Франции накануне Революции 190 507 годов
    • 5. 02. Идейная борьба между сторонниками социал-демократов и социалистов-революционеров в стенах РВШОН
    • 5. 03. Вопросы общественно-политического развития и переустройства России в лекционных курсах профессоров и преподавателей РВШОН
  • Глава 6. Влияние деятельности Русской высшей школы общественных наук на развитие высшего образования в России в 1907—1917 годах
    • 6. 01. Регламентация частной и общественной инициативы в области просвещения в России в XVIII- начале XX веках
    • 6. 02. Использование опыта РВШОН в практике развития высшей школы в России в 1906—1917 годах
    • 6. 03. Из истории становления социологического образования в России

Русская высшая школа общественных наук в Париже и ее влияние на развитие образования в России в начале XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В преддверии XX века европейское общество мучительно пыталось найти ответы на вызовы времени. Бурное экономическое развитие и порождаемые им социальные, культурные, национальные, религиозные проблемы давали о себе знать во всех странах мира, а вот рецептов того, как избегнуть встречи со все более осязаемым призраком глобальной социальной революции, не было выработано. В значительной степени это обстоятельство стало причиной возникновения теоретико-методологического кризиса, поразившего основные отрасли гуманитарного знания на рубеже Х1Х-ХХ веков. Ответом на эти запросы стало появление новых теорий общественного развития, а также и новых форм организации обществоведения. В частности, в это время возникла социология — наука, декларированная своим создателем О. Контом как объективное знание об обществе. Добавим к этому, что именно в конце XIX и начале XX века прошли первые международные научные конгрессы по многим гуманитарным дисциплинам, — востоковедению, истории, политэкономии, социологии, антропологии и др.

Как отражение происходящих в науке процессов, новые требования были предъявлены и к образованию. Во всем мире начался поиск таких его организационных форм, которые давали бы возможность получить востребованные обществом знания как можно большему числу людей. В этом виделась одна из гарантий защиты «цивилизованного» мира от опасностей и соблазнов нового века.

Несмотря на то, что русская наука и образование находились в контексте общеевропейского и мирового развития, традиционно узкоконсервативные административные рамки, в которых они развивались, не позволяли быстро откликаться на запросы времени. Требовавшие одобрения свыше смелые эксперименты в этих областях тонули в многочисленных согласованиях, а если и допускались до реализации, то «в порядке исключения» из общих правил. Названные обстоятельства дополнялись известной напряженностью, царившей всю вторую половину XIX века в отношениях между высшими учебными заведениями и Министерством народного просвещения, которая порождала известную революционизацию высшего образования. Эти сложные явления, называемые в историографии «университетским вопросом», накладывали свой существенный отпечаток на все развитие отечественного образования, отторгая из университетской среды по разным, в первую очередь политическим, причинам, значительную часть талантливой молодежи и профессуры. Не имея возможности реализовать свой потенциал на родине, и те и другие пополняли аудитории заграничных университетов и научных лабораторий. Во многом именно поэтому первый отечественный масштабный эксперимент по внедрению в жизнь новой формы организации высшего образования, известной под названием «свободных» («вольных») школ общественных наук, состоялся не в России, а за границей — во Франции. Открытая в 1901 году группой профессоров первая Русская высшая школа общественных наук (далее РВШОН — Д.Г.) внесла большой вклад во все последующее развитие отечественного высшего образования и оказала существенное влияние на становление новых отраслей гуманитарного знания в России.

Актуальность темы

диссертационного исследования. В новейшей российской истории вопрос о соотношении государственных и негосударственных форм образования в рамках единого образовательного пространства возник в конце XX века вместе с появлением в нашей стране первых учебных заведений, имеющих отличные от бюджетных формы финансирования. С тех пор и до настоящего времени проблемы правовой базы, разрешительных процедур, соответствия учебных планов государственным образовательным стандартам, формам финансовой отчетности и многие другие стороны повседневного существования негосударственных вузов являются предметом оживленной полемики. Законодательство в этой области постоянно меняется, и, позволим себе надеяться, совершенствуется. Между тем к Февральской революции в России сложилась и функционировала своя система неправительственной школы, в том числе и высшей, историю и опыт существования которой не стоит недооценивать. Тщательное изучение процесса возникновения и деятельности первых русских высших частных и негосударственных учебных заведений, а также их взаимоотношений с официальными структурами поможет сегодня решить многие проблемы в этой области.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1901 по 1917 год. Начальная дата сопряжена со временем создания в Париже Русской высшей школы общественных наук. Конечная дата определяется формированием в России накануне Октября 1917 года системы негосударственного высшего образования.

Объект исследования — опыт практического воплощения в жизнь концепций реформирования высшей школы, выработанных русской научной и педагогической общественностью на рубеже Х1Х-ХХ столетий, как специфическое общественно-педагогическое явление, определившее одно из направлений развития народного образования в России до Октября 1917 года.

Предмет исследования — организация и деятельность в Париже в период 1901—1906 годов Русской высшей школы общественных наук (далее РВШОН);

— условия и предпосылки возникновения первой русской высшей негосударственной школы за границей;

— организационные, законодательные и финансовые основы возникновения и деятельности РВШОН;

— организация учебного процесса и учебно-методическая деятельность школы;

— персонификация основателей и профессоров школы;

— анализ контингента слушателей;

— причины закрытия РВШОН;

— общественно-политический резонанс на это событие, влияние учебно-методического и организационного опыта РВШОН на развитие системы негосударственного образования в России до 1917 года.

Цель исследования — показать роль общественной инициативы в процессе формирования отечественного негосударственного образованияход реализации этих принципов в практике создания и деятельности Русской высшей школы общественных наук в Париже и влияние этого опыта на ин-ституализацию неправительственных форм высшего образования в России.

Задачи исследования. В соответствии с означенной выше целью исследования были определены его основные задачи:

— проанализировать науковедческие, образовательные и общественно-политические предпосылки возникновения РВШОН;

— рассмотреть концепции реформирования системы высшего образования, предлагаемые на рубеже XIX—XX вв.еков русской общественностью и требования, предъявляемые в этой связи к преподаванию общественных наук;

— показать процесс создания и основные вехи деятельности РВШОН одной из составляющих системы «свободных» учебных заведений, сложившихся в Западной Европе и США на рубеже XIX—XX вв.еков;

— провести комплексный анализ организационных, финансовых и учебно-методических аспектов функционирования РВШОН, постановки учебного процесса, содержания лекционных курсов и занятий, профессорско-преподавательского состава и контингента студентов;

— показать РВШОН как один из центров политической борьбы сторонников различных политических партий России накануне революционных событий 1905—1907 годов;

— рассмотреть влияние роста политической напряженности в студенческой аудитории школы на процесс ее закрытия;

— раскрыть влияние опыта работы РВШОН на процессы развития системы негосударственного образования в России.

Методологическая основа диссертации. Комплексный подход к теме потребовал использования разнообразных методов исследования. Одними из главнейших явились принципы объективности и историзма. Следуя принципу объективности, автор пытался рассматривать возникновение и историю существования РВШОН как следствие сложных и многогранных процессов, происходивших на рубеже Х1Х-ХХ веков в развитии науки и образования как в России, так и за рубежом.

С принципом историзма тесно связан принцип структурно-системного анализа, который позволяет рассматривать историю РВШОН не как историю отдельно взятого и уникального учебного учреждения, но как практическое воплощение в жизнь целого ряда программных требований русской общественности к основам организации и содержанию высшего образования. Среди них важнейшими были требование свободы преподавания, выражавшееся в соблюдении принципа автономии высших учебных заведений, отсутствие социальных, возрастных, национальных, религиозных ограничений на получение высшего образования, тесная взаимосвязь преподаваемых знаний с общественной практикой, ориентация на подготовку не только и не столько узкого специалиста, сколько широко образованного человека — истинного гражданина своей страны.

В исследовании различных аспектов проблемы использовались также такие традиционные в любом научном исследовании методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, актуализация отдельных вопросов, наиболее интересных в контексте современного положения негосударственных образовательных учреждений в системе науки и образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем решается научная задача, имеющая существенное значение для углубления существующих представлений о процессе становления системы негосударственного образования в России в начале XX века. Выводы и обобщения, сформулированные автором, позволяют критически переосмыслить ряд установившихся на предыдущем этапе изучения данной проблемы стереотипов в отношении истории появления и развития такого любопытного феномена в истории отечественного образования, каковым была РВШОН, и ее влияния на всю последующую эволюцию форм негосударственного образования в России.

Практическая значимость исследования определяется тесной связью полученных знаний с настоятельными потребностями общественной практики. Существование негосударственной системы высшего и среднего образования в России в настоящее время является устоявшимся фактом. Однако правовые рамки и практика повседневного сосуществования негосударственной системы образования и официальной школы дают много поводов для обращения к прошлому этих отношений. И здесь дореволюционный опыт может помочь избежать многих ошибок административного регулирования или излишне вольной трактовки академической свободы преподавания, характерной для образовательных инициатив начала XX века.

Кроме того, освоение предшествующего опыта позволяет и негосударственному образованию чувствовать себя уверенно в диалоге с официальной школой и апеллировать к тем очевидным инновационным преимуществам, которые могут быть получены при содействии частной и общественной инициативы. Трезвый учет положительных и отрицательных итогов существования негосударственной системы образования в нашей стране в начале XX века поможет формировать научные основы образовательной политики России в XXI веке.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в 16 научных публикациях общим объемом 36 п.л., а также в выступлениях на международных и российских научных конференциях и семинарах «Россия-Франция: диалог культур на рубеже веков» (Париж. 1999) — Ежегодный семинар Центра русских, советских и постсоветских исследований (Дом Наук о Человеке. Париж. 2000) — «Русско-французские культурные отношения. История и современность (ИВИ РАН-Франко-Российский центр гуманитарных и общественных наук. Москва. 2002) — «Мосты культур» (Центр междисциплинарных исследований проблем Восточной и Центральной Европы. Париж, 2003). «Современные концепции истории России. Проблемы интерпретации источников в музейной экспозиции» (ГИМ. Москва. 2004),.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных архивных фондов и литературы, а также документального приложения.

1. А. К. Русский университет вне России. //Право. 1901. № 33. С. 38−43.

2. Авербух Е. С., Мясищев В. Н. Научно-исследовательская деятельность НИИ им. В. М. Бехтерева за 50 лет. Л., 1958. 178 с.

3. Аврус А. И. История российских университетов. Саратов., 1998. -128 с.

4. Агафонов В. Заграничная охранка. Пг., 1918. 388 с.

5. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986. 126 с.

6. Акименко М. А. В. М. Бехтерев и М. М. Ковалевский опыт совместной работы. В кн: М. М. Ковалевский и русская общественная мысль. Спб., 2001. С.51−87.

7. Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 года. М.-Л., 1927. -327 с.

8. Аничков Е. Микола Угодник и Св. Николай //Записки Неофилологического Общества. 1892. № 2. С. 38−115.

9. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1−2. Спб., 1903;1905. Ч. 1: 392 е.- 4.2: — 404 с.

10. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914. 386 с.

11. Антощенко A.B. Московский ученый за рубежом: Гарвардская коллекция материалов архива академика П. В. Виноградова // Археографический ежегодник за 1995 год. М., 1997. С. 289−299.

12. Ануфриев Н. П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России. //Вопросы административного права. Кн. 1. М., 1916. С. 15−37.

13. Арабажин И. И. Народный университет в Санкт-Петербурге. Спб., 1898.-38 с.

14. Бальмонт К. Д. Революционер я или нет. М., 1918. 48 с.

15. Беляев С. Г. Парижская агентура «Святой Дружины» и русская эмиграция. // Русская эмиграция до 1917 г. Лаборатория либеральной и революционной мысли. Спб., 1997. С. 104−111.

16. Берберова Н. И. Люди и ложи. М., 1997. 299 с.

17. Бернацкий М. В. Развитие идей государственного социализма в Германии и политика Бисмарка Спб., 1911. -167 с.

18. Бехтерев В. М. О задачах Психоневрологического института. Спб., 1908. 16 с.

19. Блинкин С. А. И. И. Мечников. М., 1972. 104 с.

20. Боборыкин П. Д. Анализ и систематика И. Тэна // Всемирный труд. 1867. № 11−12. С. 56−139.

21. Боборыкин П. Д. Мотивы и приемы русской беллетристики. //Слово. 1878. № 6. С. 189−237.

22. Боборыкин П. Д. Мысли о критике и литературном творчестве //Слово. 1887. № 5. С. 12−65.

23. Боборыкин П. Д. На развалинах Парижа. //Отечественные записки. 1871. № 8 С. 69−84- № 11. С. 15−46.

24. Боборыкин П. Д. Театральное искусство. Спб., 1872. -366 с.

25. Боброва JI.A. Высшие женские курсы проф. Герье в Москве.//Труды МГИАИ. Т.16. М., 1961. С. 253−265.

26. Бойко Ю. Барон Ротшильд и русские учреждения на Лазурном берегу //Источник. 2000. № 5. С. 12−16.

27. Бойко Ю. Тургеневская библиотека в Париже 1875−1914 гг. К предстоящему 125-летию // Русская мысль. 13 января 2000 г. № 4300.

28. Бороноев А. О., Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институали-зация социологии в России. // Социологические исследования, 1996. № 8. С. 120−126.

29. Брачев B.C. Заграничная агентура Департамента полиции (1883—1917). Спб., 2001. 186 с.

30. Будницкий О. В. Терроризм в русском освободительном движении. Идеология, этика, психология (Вторая половина XIX-начало XX в.). М., 2000.-401 с.

31. Бурдье П. Начала. М., 1994. 287 с.

32. Бурдье П. Рынок символической продукции. //Вопросы социологии. 1993. №½. С. 49−59. 1994. № 5. С. 50−61.

33. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. 333 с.

34. Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами. М., 1989. 267 с.

35. Вагнер В. А. М. М. Ковалевский в вопросах просвещения. // М. М. Ковалевский: ученый, государственный деятель, гражданин. М., 1916. С. 97−108.

36. Вагнер В .А. О преобразовании Психоневрологического института. Спб., 1908. 12 с.

37. Вагнер В. А. Университетская реформа снизу. Спб., 1911. -19 с.

38. Вагнер В. А. Чем должен быть университет? Спб., 1907. 50 с.

39. Валишевский К. Польша и Европа в XVIII в. Варшава., 1890. 389 с.

40. Вандалковская М. Г. П. Н. Милюков А.А. Кизеветтер: История и политика. М., 1992. 288 с.

41. Вахтерова В. О. Всероссийский Учительский союз. //Вестник воспитания. 1906. № 1. С.22−45.

42. Венгеров С. А. История новейшей русской литературы от смерти Белинского до наших дней. Спб., 1885.4.1. 235 с.

43. Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. Т. 1−4. Спб-Пг., 1900;1917.: Т. 1: Спб., 1909. 814 е.- Т.2: Спб., 1910. — 598 е.- Т. З: Пг., 1914. — 524 е.- Т.4: Пг., 1917. — 542 с.

44. Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых от начала русской образованности до наших дней. Спб-Пг., 1886−1918. Т.1. Вып. 1−3. 436 е.- Т. П. Вып. 4−5. Пг., 1918. -224 с.

45. Венгеров С. А. Русская литература в ее современных представителях. И. С. Тургенев. 4.1−2. Спб., 1875. Ч. 1: -115 е.- 4.2: -128 с.

46. Венгеров С. А. Русские книги. Т. 1−3. Спб., 1897−1899.: Т. 1: 1897. -235 е.- Т.2: 1898. 326 е.- Т. З: 1899. — 342 с.

47. Вербицкая JI.A., Козловский В. В. Н. И. Кареев и Санкт-Петербургский университет. //Социология истории Н. И. Кареева. К 150-летию со дня рождения. Спб., 2000. С. 3−16.

48. Вернадский В. И. Об основах университетской реформы. Б.м.и. г. -17 с.

49. Виноградов П. Г. Исследование по социальной истории Англии в средние века М., 1887. 259 с.

50. Виноградов П. Г. Происхождение феодальных отношений в Ланго-бардской Италии М., 1880. 348 с.

51. Виноградов П. Г. Учебное дело в наших университетах. // Вестник Европы. 1901. № 10. С. 115−183.

52. Воробьева Ю. С. Архивные документы о Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. //Советские архивы. 1970. № 4. С. 104−106.

53. Воробьева Ю. С. Высшие общественные учебные заведения начала XX века под надзором Министерства народного просвещения. Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. М., 1985. С. 146−153.

54. Воробьева Ю. С. Документы царского политического розыска о Пречистенских рабочих курсах //Историография государственных учреждений и общественных организаций СССР. М., 1983. С. 80−87.

55. Воробьева Ю. С. Как был создан университет им. А. Л. Шанявского. // Вопросы истории. 1979. № 8. С. 208−210.

56. Воробьева Ю. С. Материалы о РВШОН в Париже. //Советские архивы. 1981. № 1. С. 48−50.

57. Воробьева Ю. С. Московский Городской Народный университет им. А. Л. Шанявского. //Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М., 1979. С. 170−189.

58. Воробьева Ю. С. Общественность и высшая школа в России в начале XX века. М., 1994. -227 с.

59. Воробьева Ю. С. Русская высшая школа общественных наук в Париже. //Исторические записки. № 107. М., 1988. С. 333−343.

60. Второй съезд РСДРП. Протоколы. М., 1959. 133 с.

61. Гамбаров Ю. С., Ковалевский М. М. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-на-Дону., 1903. 60 с.

62. Гамбаров Ю. С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе. 4.1−2. М., 1879−1880. Ч. 1: 1879. 196 е.- 4.2: 1880. -160 с.

63. Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. Спб., 1905.-48 с.

64. Гебель В. Внешкольное народное образование в Западной Европе и Северной Америке. М., 1899. 179 с.

65. Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. Спб., 1906. -152 с.

66. Гогель С. Одно из крупных дел М. М. Ковалевского. // М. М. Ковалевский: ученый, государственный деятель, гражданин. М., 1916. С. 115−118.

67. Голосенко И. А. Евгений Де Роберти: интеллектуальный про-филь.//Социологические исследования. 2001. № 2. С. 99−107.

68. Голосенко И. А. Исторические судьбы идей Опоста Конта: трансформация позитивизма в русской социологии Х1Х-ХХ веков. // Социологические исследования. 1982. № 4. С. 146−152.

69. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX—XX вв. Учебное пособие. М., 1995. 286 с.

70. Голосенко И. А. Константин Тахтарев как историк социологии. //Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. T.IV. № 2. С. 28−41.

71. Голосенко И. А. Преподавание социологии в России: историческая справка и вариант курса. //Социологические исследования. 1992. № 8. С. 38−47.

72. Голосенко И. А. Социологическая литература России второй половины XIX нач. XX века. Библиографический указатель. М., 1995. -222 с.

73. Гончаров JI.H. Школа и педагогика США до Второй Мировой войны. Исторический очерк. М., 1972. 256 с.

74. Государственная Дума. Созыв 3. Сессия 5. Стенографический отчет. 4.4. Спб., 1914. 3476 стб.

75. Гранас М. «Чистый взгляд» и взгляд практика. Пьер Бурдье о культуре. //Новое Литературное Обозрение. 2000. № 45. С. 3−28.

76. Грузенберг С. О. Первый вольный университет в России. //Научный работник. 1928. № 10. С. 38−56.

77. Гусев K.B. В. М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М., 1999.-208 с.

78. Гутнов Д. А. Казимир Валишевский и русская историческая наука. //Валишевский К. Ф. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 1. М., 2003. С. 1−14.

79. Гутнов Д. А. Молодежь в Париже 1900— 1910 гг.: опыт социально-бытового подхода к истории русской эмиграции. // «Социальная история: Ежегодник 2001/2002». М., 2004. С.242−260.

80. Гутнов Д. А. Обучение на историко-филологическом факультете Московского университета в конце XIXнач. XX вв. //Вестник МГУ. Сер. «История». 1993. № 1. С.57−67.

81. Гутнов Д. А. Русская высшая школа общественных наук в Париже. (1901—1906 гг.) М., 2004. 336 с.

82. Гутнов Д. А. Русская высшая школа общественных наук в Париже. //История и историки. 2001. Историографический вестник. М., 2001. С. 242−260.

83. Гутнов Д. А. Русская высшая школа общественных наук в Париже. // Педагогика. 2001. № 8. С. 61−66.

84. Гутнов Д. А. Русская эмиграция в Париже глазами парижской полиции. //Зарубежная архивная «Россика»: итоги и перспективы выявления и возвращения. М., 2001. С. 76−89.

85. Гутнов Д. А. «Следует отметить этот день торжественным собранием, долженствующим определить место университета в политической жизни России."//Источник. 2002. № 6. С. 57−63.

86. Дмитриев В. Д. Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев. Чебоксары., 1960. 136 с.

87. Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России. М., 1962. 254 с.

88. Доватор Р. Л. Педагогическая печать России на рубеже двух веков. // Советская педагогика. 1987. № 6. С. 114−120.

89. Дубнов С. М. Евреи в России и Западной Европе. М., 1923. 235 с.

90. Дубнов С. М. Евреи в царствование Николая II. 1894— 1914. М., 1922. 85 с.

91. Егоров С. Ф. Теория самообразования в педагогике России нач. XX века. М., 1987. 150 с.

92. Емельянов Б. В. Русский философ Евгений Валентинович де Роберта де Кастро де ля Сера. //Дискурс-Пи. Вып. 3. «Толерантность в глобальном мире». Екатеринбург., 2003. С. 28−69.

93. Емельянов Ю. Н. П. Е. Щеголев — историк русского революционного движения. М., 1990. 257 с.

94. Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институализация социологии в России.// Максим Ковалевский и современная общественная мысль. К 150-летию со дня рождения М. М. Ковалевского. Спб., 2001. С. 23−26.

95. Ерман Л. К. Интеллигенция в Первой русской революции. М., 1966. -373 с.

96. Есипов В. В. Высшее образование в Царстве Польском за 100 лет (1815—1915). Пг., 1914.-21 с.

97. Заболоцкий-Десятовский А. П. Граф П.Д.Киселев и его время. Спб., 1882.-425 с.

98. Заметки публициста. // Отечественные записки. 1894. № 2. С. 253 258.

99. Заседание Государственной Думы //Биржевые ведомости. 3 июня 1908 г. № 139 876. (Вечерний выпуск).

100. Зинченко Н. Е. Женское образование в России. Спб., 1901. 312 с.

101. Змеев В. А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.-231 с.

102. Иванов А. Е. Варшавский университет.// Отечественная история. Энциклопедия. М., 1994. Т. 1. С. 339−340.

103. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX начале XX вв. М&bdquo- 1991.-392 с.

104. Иванов А. Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца конца XIX начала XX века. //История СССР. 1990. № 5. С. 60−76.

105. Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIXначала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004. 409 с.

106. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999. — 414 с.

107. Иванов А. Е. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905;1906 гг. // Отечественная история. 1995. № 6. С. 93−105.

108. Иванов А. Е. Управление высшей школой России в конце XIXначале XX веков. // Историографические и исторические проблемы русской культуры. М., 1983. С. 169−202.

109. Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. 1917 г. М., 1994. — 198 с.

110. Иванов В. Дионис и прадионисийство. Баку., 1923. 303 с.

111. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 1−3. С. 23−48- № 5. С. 67−84- № 8−9 С. 46−71.

112. Извлечение из всеподданнейшего Отчета министра народного просвещения императору Александру III за 1884 год. СПб., 1887. 68 с.

113. Иллерицкая Е. В. Аграрный вопрос: провал аграрных программ и политики непролетарских партий в России. М., 1986. 166 с.

114. Иоллос Г. Б. Из Берлина. Спб., 1904. 197 с.

115. Исаев A.A. Артели в России. Спб., 1881. 276 с.

116. Исаев A.A. Промысловые товарищества во Франции и Германии Спб, 1879. 181 с.

117. Исаев A.A. Промыслы Московской губернии М, 1876. 176 с.

118. Исторический обзор деятельности Комитета Министров. К столетию со дня образования (1802—1902). Спб., 1902. 715 с.

119. История Ленинградского университета М., 1969. 354 с.

120. История Московского университета. М., 1955. Т. 1. 561 с.

121. Каблуков H.A. Александр Иванович Чупров. Некролог. М., 1909. -12 с.

122. Кабузан В. М. Русские в мире. Динамика численности расселения (1719—1989). Формирование этнических и политических границ русского народа. Спб., 1996. 347 с.

123. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направление и деятельность. Спб., 1914. -146 с.

124. Кареев Н. И.

Введение

в изучение социологии. Спб., 1897. 418 с.

125. Кареев Н. И. Вечерние общеобразовательные лекции в Санкт-Петербургском Политехническом институте. //Известия Санкт-Петербургского Политехнического института. 1904. Т.2. Вып. 3−4. С. 99−108.

126. Кареев Н. И. Высшая школа после 1861 г. // Страна. 1906. № 1.

127. Кареев Н. И. Идеалы общего образования. // Вестник высшей школы, 1992, № 1. С. 15−98.

128. Кареев Н. И. Идеалы общего образования. Спб., 1901. 158 с.

129. Кареев Н. И. Из истории наших университетов. //Страна. 1906. № 4.

130. Кареев Н. И. Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней трети XVIII в. М., 1879. 492 с.

131. Кареев Н. И. М. М. Ковалевский как историк и социолог. // М. М. Ковалевский: ученый, государственный деятель, гражданин. М., 1916. С. 169−179.

132. Кареев Н. И. Моим критикам. Варшава., 1883. 84 с.

133. Кареев Н. И. Мысли о сущности общественной деятельности. Спб., 1895. 154 с.

134. Кареев Н. И. О постановке преподавания истории на экономическом отделении Санкт-Петербургского Политехнического института. //Известия Санкт-Петербургского Политехнического института. 1904. Т.2. Вып. 1−2. С. 28−39.

135. Кареев Н. И. Об отношении истории к другим наукам с точки зрения общего образования. Спб., 1895. 54 с.

136. Кареев Н. И. Основная цель общего образования. //Мир человека. 1994. № 1. С. 16−42.

137. Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории. Изд.2. Ч. 1 -2. М., 1887. 4.1.-346 е.- 4.2.-311 с.

138. Кареев Н. И. Основы русской социологии. Спб., 1996. 368 с.

139. Кареев Н. И. Памяти Владимира Лесевича.//Современность. 1906. № 1. С. 48−54.

140. Кареев Н. И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании. Изд. 9. Спб., 1907.-171 с.

141. Кареев Н. И. Проспект курса исторической энциклопедии за 1897/98 уч. год. Спб., 1897.-35 с.

142. Кареев Н. И. Старые и новые этюды об экономическом материализме. Спб., 1896.-304 с.

143. Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1890. 574 с.

144. Кареев Н. И. Учебная книга по древней истории. Спб., 1901. 309 с.

145. Кареев Н. И. Учебная книга по истории средних веков. Спб., 1900. -236 с.

146. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории. Спб., 1900. 338 с.

147. Кареев Н. И. Что такое общее образование: //Русская школа. 1891. № 10. С. 66−93.

148. Кареев Н. И. Энциклопедия права и общее образование. //Сборник правоведения и общественных знаний. М., 1893. Т.1. С. 198−114.

149. Карышев H.A. Вечнонаследственный наем земли на континенте Западной Европы. М., 1885. 330 с.

150. Карышев Н. И. Крестьянские вненадельные аренды. М., 1888. 102 с.

151. Книга для чтения по истории средних веков. Вып. 1−4. М., 18 961 899. Вып. 1: 1896. 448 е.- Вып.2: 1897. — 987 е.- Вып. 3:1899. — 587 е.- Вып. 4: 1899.-496 с.

152. Ковалевский М. М. Вольные школы общественных наук. //Страна. 1906. № 20.

153. Ковалевский М. М. Действительная задача высшей школы. //Речь. 1906. № 191.

154. Ковалевский М. М. История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I. М., 1877. 223 с.

155. Ковалевский М. М. Международная школа Парижской выставки. // Гамбаров Ю. С., Ковалевский М. М. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-на-Дону., 1903. С. 12−28.

156. Ковалевский М. М. Необходимость общеобразовательных высших курсов. Спб., 1911. 19 с.

157. Ковалевский М. М. О задачах школы общественных наук. //Вестник воспитания. 1903. № 6. С. 134−146.

158. Ковалевский М. М. О пользе, какую могут принести распространению общественных знаний вольные школы. // Речь. 1906. № 11.

159. Ковалевский М. М. Общественный строй Англии в конце средних веков. М., 1880.-397 с.

160. Ковалевский М. М. Очерки истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // История нашего времени. (Современная культура и ее проблемы). Пг., 1914. Т. VII. Вып. 27−29. С.1−254.

161. Ковалевский М. М. Речь, произнесенная на открытии РВШОН 14 ноября 1901 года. // Гамбаров Ю. С., Ковалевский М. М. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-на-Дону., 1903. С. 29−33.

162. Ковалевский М. М. Социология. Т. 1. Спб., 1910. 300 с.

163. Ковалевский М. М. Социология на Западе и у нас. // Новые идеи в социологии. Спб., 1913. Вып. 1. С. 1−10.

164. Ковалевский М. М. Университет и общественная наука //Страна. 1907. № 91.

165. Ковалевский М. М. Чем должен быть университет? Спб., 1907. 48 с.

166. Ковальченко И. Д., Шикло А. Е. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIXначале XX веков. Итоги и задачи изучения. // Вопросы истории. 1982. № 1. С. 18−35.

167. Корников А., Селезнева И. Русский университет в Париже. //Вестник РАН. 1995. Т.65. № 4. С. 358−365.

168. Корнилов A.A. Русская политика в Польше со времен разделов и до начала XX века. Пг., 1915. 93 с.

169. Кочаровский К.-А.Р. Переселенцы в Азиатской России. //Записки Западносибирского Отделения Российского Географического Общества. Омск., 1893. Кн. 16. Вып.1. С. 18−267.

170. Кочаровский К.-А. Р. Русская община. Возможно ли, желательно ли ее сохранение и развитие. Опыт цифрового и фактического исследования. 2 изд. М., 1906. Т.1. 486 с.

171. Кукушкина Е. И. Российские университеты у истоков социологического образования. // Вестник МГУ. Сер. «Социология и политология». 1995. № 1. С.12−31.

172. Кукушкина Е. И. Социологическое образование в России в XIXначале XX вв. М., 1994. 80 с.

173. Левандовский A.A. Железный век. М., 2000. 256 с.

174. Лекции профессоров Русской высшей школы общественных наук в Париже. Спб., 1905. 528 с.

175. Ленин В. И. Аграрная программа социал-демократии в русской революции.// Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Изд. 5. Т.16. С. 193−413.

176. Ленин В. И. Конспект выступления в Русской высшей школе общественных наук в Париже в феврале 1903 г. // Ленинский сборник. М., 1932. Т. XIX. С. 127−178.

177. Ленин В. И. Марксизм и эмпириокритицизм. //Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5. Т. 18. С.7−384.

178. Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905;1907 годах. М., 1997.-512 с.

179. Лесевич В. Опыт критического исследования основоначал позитивной философии. СПб., 1877. 297 с.

180. Личков Б. Рецензия на кн: де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. Спб., 1911. //Вопросы обществоведения. Спб., 1911. Вып. III. С. 82−115.

181. Лонге Ж., Зильбер Г. Террористы и охранка. М., 1991. 214 с.

182. Лучицкий И. В. Кальвинисты и феодальная аристократия во Франции. Киев., 1871. 587 с.

183. Лучицкий И. В. Католическая лига и кальвинисты во Франции Киев., 1877.-634 с.

184. Любина Г. И. Россия и Франция. История научного сотрудничества (вторая половина XIX-начало XX века). М., 1996. 262 с.

185. Любина Г. И. Русская научная эмиграция XIX века в Париже: общий взгляд и уроки. //Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 2. С. 54−79.

186. Любина Г. И. Формирование основ научной политики Франции с начала XX века до Второй Мировой войны. М., 1980. 208 с.

187. Любина Г. И. Формирование российской научной диаспоры в Париже. // Культурное наследие русской эмиграции. 1917—1940. Материалы научной конференции. М., 1994. С. 301−309.

188. М. М. Винавер и русская общественность начала XX века. Париж., 1937.-315 с.

189. Материалы для библиографии русских ученых за рубежом. Белград., 1931. Вып.1.-428 с.

190. Меньшиков Л. П. Русский политический сыск за границей. Париж., 1914.-137 с.

191. Мечников И. И. Основатели современной медицины. Пастер-Листер-Кох. М., 1915.-136 с.

192. Милишевич Д. Положение русской учащейся молодежи в Германии. // Образование. 1901. № 9. С. 15−56.

193. Михайлов П. Е. Возрождение социологии. //Научное обозрение. 1911. Кн. 18−19. С. 167−174.

194. Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики. Томск., 1969. 568 с.

195. Молодых Н. И. Московские высшие женские курсы. //Советская педагогика. 1941. № 5. С.80−91.

196. Московский Городской Народный университет им. А.Л. Шанявско-го. Исторический очерк. М., 1914. -138 с.

197. Московский П., Семенов В. Лекции Ленина в Русской высшей школе в Париже. //Политическое самообразование. 1974. № 7. С. 128 135.

198. Мошкович Г. Г. О выступлениях В. И. Ленина с лекциями по аграрному вопросу в Русской высшей школе общественных наук в Париже в феврале 1903 года. // Труды Краснодарского Педагогического института. Краснодар., 1958. Вып. 23. С. 175−188.

199. Мошкович Г. Г. Русская высшая школа общественных наук в Париже (1901—1906 гг.) //Труды Краснодарского Педагогического института. Краснодар., 1968. Вып. 33. С. 135−154.

200. Мясищев В. Н. К 100-летию со дня рождения В. М. Бехтерева (1857—1957).//Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 1957. Т.57. Вып.1. С. 15−44.

201. Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Материалы всероссийской научной конференции. Сыктывкар., 2002. 379 с.

202. Н. И. Карееву. Ученики, товарищи по научной работе. Спб., 1914. -388 с.

203. Некрасов Е. С. Два слова в память десятилетия МВЖК. // Русская мысль. 1882. Кн.11. С.191−192.

204. Некролог М. В. Бернацкого // Новый журнал. 1947. № 17. С. 56.

205. Нелидов Н, Барчугов П, Ленинская школа в Лонжюмо, М, 1967. -78 с.

206. Николаевский Б. И. Русские масоны и революция. М., 1990. 199 с.

207. Новиков Н. В. Исходные парадигмы русской социологии. // Свободная мысль. 1993. № 6. С. 55−67.

208. Новиков Н. В. Условия возникновения и развития социологии в России. //Российская социология. Спб, 1993. 157 с. С. 6−19.

209. Нужды просвещения. // Наши дни. № 368.19 января 1905 г.

210. Образцова Л. В .Гуманистическая педагогика и школа Германии конца XIXнач. XX веков. (1870—1953). Пятигорск, 2004. 225 с.

211. Опост Конт: взгляд из России. М, 2000. 314 с.

212. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880—1917). М, 2000. 432 с.

213. Петр Дмитриевич Боборыкин. // Русские писатели. Биографический словарь. Т.1. М. 1998. С. 181−182.

214. Петров Ф. А, Гутнов Д. А. Российские университеты. // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. М, 2001. 640 с. С. 124−200.

215. Петров Ф. А. М. П. Погодин и создание кафедры российской истории в Московском университете. М, 1995. 157 с.

216. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Спб, 1885. -464 с.

217. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М, 1985. 387 с.

218. Писарев Д. И. Наша университетская наука // Писарев Д. И. Сочинения в 4-х томах, T. II. М, 1955. С. 127−227.

219. Погодин С. Н. М. М. Ковалевский. Спб, 2005. 155 с.

220. Покровский М. Н. Мысли о реформе университетского строя. // ЖМНП. Нов. Сер. 1906. № 3. Отд.4.

221. Поляков A.C. Труды профессора С. А. Венгерова. Библиографический перечень. М., 1916. 77 с.

222. Прайсман Л. Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы. М., 2001.-431 с.

223. Программа чтения для самообразования. Спб., 1895. 37 с.

224. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. 785 с.

225. Рожков H.A. Факультет общественных наук.//Вестник воспитания. 1904. № 2. С. 75−89.

226. Руссель Дж. Народные университеты в Англии и Америке. Одесса., 1897. 197 с.

227. Русская высшая школа общественных наук в Париже. //Право. 1901. № 48. С. 89−96.

228. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Paris., 1903. -36 с.

229. Русская общественная библиотека имени Тургенева. Сотрудники—Друзья—Почитатели. Paris., 1987. 158 с.

230. Русские лекции в Париже. //Научное обозрение. 1902. № 7. С. 57−64.

231. Рыбаченок И. С. Союз с Францией во внешней политике России в конце XIX в. М., 1993.-351 с.

232. Рыбаченок И. С. Россия и Франция: союз интересов и союз сердец. 1891−1897. М., 2004.-312 с.

233. Санкт-Петербургские Высшие женские бестужевские курсы (1878—1918). Л., 1973. 187 с.

234. Сафронов Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1969. 261 с.

235. Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности. (1885—1925). Л., 1926. 716 с.

236. Сборник программ политических партий в России: партии демократические. Пг., 1917. 56 с.

237. Сводная записка о материалах, поступивших в Министерство народного просвещения по вопросам о желательности в устройстве императорских университетов. Спб., 1902. 206 с.

238. Симонова М. В. Проблема женского образования во второй половине XIX века. //Женщины в социальной истории России. Сб. ст. Тверь., 1997. -156 с. С. 39−46.

239. Слонимская И. А. Еще одна страница биографии И. И. Мечникова. // Советское здравоохранение. 1968. № 9. С.58−59.

240. Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998. -273 с.

241. Сорокин П. А. К вопросу об эволюции и прогрессе. Доклад, прочитанный в Психоневрологическом институте в семинарии профессора Е.В. де Роберти. Спб., 1911. 35 с.

242. Сорокин П. А. М. М. Ковалевский и его западные друзья. // Биржевые ведомости. 1916. № 15 529. 30 апреля (13 мая).

243. Сорокин П. А. Ковалевский как профессор. // Путь студенчества. 1916. С. 20−22.

244. Сорокин П. Социология № 1. // Питирим Сорокин. Человек, Цивилизация, общество. М., 1992. С. 27−31.

245. Социальная мораль. Статьи профессоров Свободной школы социальных наук в Париже. Спб., 1901. 239 с.

246. Социология истории Н. И. Кареева. К 150-летию со дня рождения. Спб., 2000. -239 с.

247. Сперанский Н. В. Возникновение Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. М., 1913. 31 с.

248. Сперанский Н. В. Кризис русской школы. Торжество политики реакции. Крушение университетов. М., 1914. 271 с.

249. Степанов С. А. Черная сотня в России (1905—1914 гг.) М., 1992. -330 с.

250. Степанский А. Д. Временные правила об обществах и союзах 4 марта 1906 г. // Государственные учреждения и общественные организации СССР. Проблемы и факты. М., 1989. С. 78−92.

251. Степанский А. Д. Документы по истории легальных общественных организаций в фондах дореволюционных государственных учреждений. // Советские архивы. 1981. № 2. С. 24−27.

252. Степанский А. Д. История научных учреждений и организаций дореволюционной России. М., 1987. 86 с.

253. Степанский А. Д. Материалы легальных общественных организаций царской России. //Археографический ежегодник. 1978. М., 1979. С. 69−80.

254. Степанский А. Д. Научные общества и съезды в России на рубеже XIX XX веков. // Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры. М., 1984. С. 187−210.

255. Степанский А. Д. Научные общества при высших учебных заведениях дореволюционной России. // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и СССР. М., 1979. С. 210 239.

256. Степанский А. Д. Общественные организации в России на рубеже XIX—XX вв.еков. Пособие к спецкурсу. M., 1982. 91 с.

257. Степанский А. Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX—XX вв.еков. М., 1980. 96 с.

258. Стрельников И. Д. Институт им. П. Ф. Лесгафта. 1893−1923 гг. //Известия научного института им. П. Ф. Лесгафта. 1924. Т.8. С. 2339.

259. Стронин В. Я. Заметки о Русской школе.// Русская школа. 1893. № 4. С. 98−144.

260. Стулов П. М. В. И. Ленин и Русская высшая школа общественных наук в Париже (1902—1903 гг.) //Вестник АН СССР. 1934. № 1. С.15−30.

261. Тарле Е. В. И. В. Лучицкий. (К пятидесятилетию его научно-литературной деятельности 1863—1913)//Голос минувшего. 1914. № 1. С.42−61.

262. Тарле Е. В. Из истории обществоведения в России. // Литературное дело. Спб., 1902. С. 33−36.

263. Тарле Е. В. Рецензия на кн: Ковалевский М. М. Социология. Т. 1 -2. Спб., 1910.//Современныймир. 1910.№ 3. С. 141.

264. Тахтарев K.M. Ленин и социал-демократическое движение. //Былое. 1924. № 24. С. 6−42.

265. Тебиев Б. К. Из истории народных университетов в России. М., 1987. 55 с.

266. Тебиев Б. К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX нач. XX вв. М., 1996. — 249 с.

267. Тимирязев К. А. Академическая свобода. // Наука и демократия. М., 1963. 525 с. С. 18−20.

268. Тимофеев А. Г. История телесных наказаний в русском праве. Спб., 1897.-228 с.

269. Трачевский A.C. Польское бескоролевье по прекращении династии Ягеллонов. М., 1869. 512 с.

270. Трачевский A.C. Союз князей и немецкая политика Екатерины II, Фридриха II, Иосифа II (1780—1790 гг.). Спб., 1877. 528 с.

271. Трубецкой С. Н. Университет и студенчество. // Русская мысль. 1897. Кн. 4. С. 172−198.

272. Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии. Их причины и влияние на современную жизнь Спб., 1894. -512 с.

273. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в ее прошлом и настоящем. Т.1.М., 1898.-496 с.

274. У профессора Щукина. //Речь. 1908.10 сентября.

275. Халфин H.A., Рассадин Е. Ф. Н. В. Ханыков востоковед и дипломат. М., 1977.-278 с.

276. Хопров В. П. Русская высшая школа общественных наук в Париже. // Вестник воспитания. 1902. № 1. С. 136−149.

277. Хроника. // Русское богатство. 1906. № 11. С. 65−66.

278. Хроника. // Вестник воспитания. 1904. № 2. С. 89−92.

279. Художники русского зарубежья. СПб., 1999. 768 с.

280. Чагин Б. А. Очерк истории социологической мысли в СССР (19 171 969). Л., 1971.-244 с.

281. Чупров А. И. Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны. Т.1−2. М., 1875−1878. Т.1: 1875. 352 е.- Т.2:1878. — 343 с.

282. Чупров А. И. Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов. М., 1890. 384 с.

283. Чупров А. И., Мусницкий М. И. Упорядочение тарифов по перевозке хлебных грузов. М., 1889. 384 с.

284. Чупров А. И. Экономическая оценка народного образования. Спб., 1896.-318 с.

285. Шарль К. Интеллектуалы во Франции. Вторая половина XIX века. М., 2005.-326 с.

286. Шевелев А. Н. Школа. Государство. Общество. Очерки социально-политической истории общего школьного образования в России второй половины XIX века. Спб., 1996. 286 с.

287. Шершеневич Г. Ф. Социология. (Лекции в Народном университете). Спб., 1912.-200 с.

288. Шноль С. Э. Герои и злодеи российской науки. М., 1997. 463 с.

289. Шохоль К. К вопросу о развитии высшего женского образования в России.// Журнал Министерства Народного Просвещения. 1912. № 6. Отд.4. С. 153−196.

290. Штрайх С. Я. Примечания к педагогическим и публицистическим статьям Н. И. Пирогова. Спб., 1914. 58 с.

291. Щеголев П. Е. Агенты, провокаторы, палачи. М., 1922. 76 с.

292. Щетинина Г. И. С. М. Соловьев: факты биографии // История и историки. Историографический ежегодник. 1979. М., 1982. С. 350−365.

293. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976. 232 е.

294. Эвенчик С. Л. Высшие женские курсы в Москве. // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и СССР. М., 1972. С. 14−99.

295. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: от крепостничества к капитализму. М., 1985. 345 с.

296. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы XIX века. М., 1963. 272 с.

297. Энциклопедическая программа для самообразования.// Историческое обозрение. 1895. Т. 8. С. 20−31.

298. Южаков С. Н. Дневник журналиста. // Русское богатство. 1895. № 11. С. 408−415.

299. Южный сборник в пользу голодающих. Одесса., 1892. 176 с.

300. Яковлев В. П. Политика царского правительства в университетском вопросе (1905—1910 гг.) // Вестник ЛГУ. Сер. «История, языкознание, литература». 1979. Вып. 1. С. 157−164.Научные монографии и статьи на иностранных языках.

301. Acta regius Ionnis III. Krakow. 1879−1883- Polsko-francuskie stosunki w XVII w. Krakow., 1889. 538 p.

302. Alexandre de la Cedra La tournee des Grand-Ducs (Les russes sur la cote Athlantique). Biarritz., 1999. 367 p.

303. Andrieux L. A travers la Republique. Paris., 1926. 432 p.

304. Auger P. Quand les grands ducs valsaient a Nice. Paris., 1981.178 p.

305. Charle Ch. Les intellectuels en Europe au XIX-е siecle. Paris., 2001. -461 p.

306. Charle Ch. Paris: Fin de siecle. Culture et politique. Paris., 1998. 330 p.

307. Charle Ch., Verger J. Histoire des universites. Paris., 1994. 128 p.

308. Cheinisse L. Essai sur la role de la fievre dans les maladies infectieuses Paris. 1896. 196 p.

309. Confino M. Pierre Kropotkine et les agents d’Ohrana. Etude suivie de treize lettres inedites de P. Kropotkine a M. Goldsmith et un groupe anarchiste russe. // Cahiers du Monde Russe et Sovietique. 1983. Vol. XXIV (1−2). Janvier-Juin. P. 120−147.

310. Corbet Ch. A l’ere des nationalismes. L’opinion francaise face a l’inconnue russe. Paris., 1967. 234 p.

311. Die Londoner Rathausversamm bing fur die verfolgten russichen Juden. Berlin., 1882.-23 p.

312. Gide Ch. Histoire de doctrines economiques. Paris., 1904. 342 p.

313. Gide Ch. Les institutions de progress social. Paris., 1921. 243 p.

314. Gide Ch. Principes d’economie politique. Paris., 1884. 318 p.

315. Goutnov D. L’Ecole Russe des Hautes Etudes Sociales de Paris (19 011 906). // Cahiers du Monde Russe. 2002. № 43/2−3. Avril-Septembre. P. 375−411.

316. Green V. A history of Oxford University. Oxford., 1974. 267 p.

317. Histoire de Moyen Ages (Discours de professeur P. Vinogradoff) //Revue Internationale de Sociologie. 1903. № 5. P. 343−365.

318. Ivanoff V. De societatibus vectigalium publicorum populi Romani. Spb. 1910.-387 p.

319. Kovalewskij M. L’Evolution des libertes publiques. // Revue Internationale de Sociologie. 1905. № 6. P. 467−485.

320. L’Emigration russe en Europe 1855−1940 catalogue collectif des periodiques en langue russe./ Etabli par T. Ossorguine-Bakounine. Paris., 1990. 643 p.

321. Lections des professeurs au College et Ecole libre des sciences Sociales par G. Belot, Marce, Bernes, Brunschweig, F. Buisson. Preface deE. Boutroux. Paris. 1899. 354 p.

322. Leroy-Beailieu H.-J.-B.-A. L’Empire de tsars et russes. Paris. 1892. -436 p.

323. Leroy-Beailieu H.-J.-B.-A. Fance, Russie et Europe. Paris. 1888. 645 p.

324. Les jeunes Russes a Paris// Le Petit Journal. 5 May 1902.43 5. Les universites populaires (1899−1914). Education populaire et mouvement ouvrier au debut du siecle — Pref. de Madeleine Reberioux et Lucien Mercier. Paris., 1994. 289 p.

325. Liard L. L’enseignement superieur en France. Vol. 1 -2. Paris., 1888−1894. Vol. 1.1888. 615 p. — Vol. 2. 1894. 586 p.

326. Liard L. Universites et facultes. Paris., 6.r. 287 p.

327. Menelago H. Les russes a Paris. Paris., 1999. 189 p.

328. Metchnikoff E. Etudes sur la Nature humans. Paris. 1903. 314 p.

329. Monnier A. Lois Lapicque (1866−1952). // Presse medicale. 1953. Vol. 61. P.640−648.

330. Poinfilly R. de. Guide des russes en France. Paris., 1987. 297 p.

331. Prochasson Ch. «Sur l’enviroment intellectual de Georges Sorel: Ecole des hautes etudes sociales (1899−1911). // Cahiers Georges Sorel.1985. № 3. P. 15−38.

332. The persecution of jews in Russia.// Times. 1882. № 243,246, 254.

333. Vad hander med folkhogskolan? En fakta-och debattbok fran folkhog-skolekom. Utbildningsdep., Stokholm., 1989. 176 p.

334. Vandervelde Emile L’Evolution regressive en biologie et en sociologie. Paris., 1900.-254 p.

335. Vandervelde Emile Parasitism organique et parasitism sociale. Bruxelle 1893.-297 p.

336. Verrier R. Roberty. Le positivisme russe et la foundation de la sociologie. Paris., 1934. 243 p.

337. Vinogradov Paul. English society in the eleventh century Oxford. 1908. -428 p.

338. Vinogradov Paul. The Growth of the manor Oxford. 1905. 384 p.

339. Vinogradov Paul. Village in England. Oxford., 1892. 475 p.

340. Visnevskaia A. Participation de la Russie a l’Exposition Universelle de 1900 a Paris. // Ehos du College Francaise a St-Petersbourg: Dialogue franco-russe. 2001. № 3. (Decembre). P.5−19.

341. Walizevski K. Ivan le Terrible. Paris. 1904. 315 p.

342. Walizevski K. Korrespondencia ks. K. Radzivilla. Krakow. 1889. 564 h.

343. Walizevski K. Polsko-francuskie stosunki w XVII w. Krakow 1889. -579 p.

344. Waliszewskij K. Potoccy i Czartoryiscy. Walka stronnictu i prograow polityznych przed upadkiem bzeczypolity. Krakow. 1887. 543 p.

345. Worms R. Une Faculte des sciences sociales. // Revue de l’Institut Internationale de Sociologie. 1895. № 11. P.230−246.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой