Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-просветительные учреждения и средства массовой информации Дагестана в 60-70-е годы: Развитие сети, опыт и проблема деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ким М. П. Коммунистическая партия — организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Его же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Культурная революция в СССР. 1917;1967гг. М., 1967; Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. (Сб. статей). М., 1978; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917;1927; Советская культура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие материально-технической базы, сети учреждений культуры и средств массовой информации
    • 1. Материально-техническая база культурно-просветительных учреждений, печати, радио и телевидения
    • 2. Изменения в сети учреждений культуры и средств массовой информации
  • Глава II. Проблема подготовки и использования кадров культурнопросветительных учреждений и средств массовой информации
    • 1. Подготовка и повышение квалификации кадров
  • §-2.Расстановка и использование специалистов культпросветучрежде-ний, печати, радио и телевидения
  • Глава III. Деятельность культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации по приобщению населения к знаниям и повышению их культурного уровня
    • 1. Культурно-массовая работа учреждений культуры
    • 2. Роль периодической печати, радио и телевидения в повышении культурного уровня населения

Культурно-просветительные учреждения и средства массовой информации Дагестана в 60-70-е годы: Развитие сети, опыт и проблема деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития страны характеризуется сложными, неординарными, зачастую противоречивыми процессами в отраслях материального производства, коренным обновлением общественных и иных институтов, роли человеческого фактора, которая в условиях демократизации общества и осуществления рыночных реформ, претерпевает кардинальные изменения. Поступательное развитие страны в огромной степени связано с дальнейшим повышением образовательного и культурного уровня населения, ростом общественно-политической и культурной активности каждой отдельно взятой личности.

Повышение культуры и культурного уровня населения — проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий органов власти, учреждений культуры и искусства. Важным составляющим решения этой исключительно важной и социально значимой задачи являются культурно-просветительная работа и деятельность средств массовой информации по формированию и удовлетворению духовных запросов населения. Клубы, дома культуры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения, радио, телевидение, газеты, журналы являются массовыми, общедоступными очагами и средствами воздействия на городских и сельских жителей. Работая в тесном контакте и взаимодействии с другими идеологическими учреждениями, общественными организациями, они выполняют важные политико-воспитательные, просветительные, информационные и другие функции.

Принципы деятельности культурно-просветительных учреждений, сформулированные В. И. Лениным на заре Советской власти, не утратили своей значимости и применимы к сегодняшним реалиям. Он рассматривал функционирование культурно-просветительных учреждении в тесной связи с политикои Коммунистической партии, требовал, выработанные в партийной работе навыки широкого воздействия на массы «соединить с методами культурно-просветительными, в частности, школьными и особенно внешкольными."1.

Культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации, как и в целом социально-культурная сфера, в стране на сегодня находятся в исключительно тяжелом положении. Кризис, охвативший экономику, крайне негативно отразился на них. Резко сокращено государственное бюджетное финансирование социальной сферы, повсеместно закрываются клубы, дома культуры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения, ухудшается их материально-техническая база и основные показатели работы, из-за дороговизны падают тиражи периодических изданий.

Усиление внимания вопросам культуры и культурного строительства, принятие незамедлительных мер по выправлению положения в этой сфере, борьба с процессами и тенденциями, негативно влияющими на формирование духовного облика всех слоев и категорий населения является важнейшей приоритетной задачей органов власти, общественности страны. Необходимо разработать целевую комплексную программу развития социально-культурной сферы, рассчитанной на длительную перспективу. Это обуславливает исключи.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 464. тельную важность научного анализа и учета многообразия, особенностей регионального опыта развития культуры, показа того, какое место занимает она в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации, её субъектов.

Как правильно заметил академик Д. С. Лихачев, культура движется путем накопления, а не отталкивания от прошлого, потому что без гордости за деяния своих предков, далеких и близких, народ не может строить новую жизнь.

В 60−70-е годы культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации страны, невзирая на немалые трудности и нерешенные проблемы, проводили значительную работу по формированию и удовлетворению духовных запросов тружеников города и села, воспитанию и их информационному обеспечению. На этом этапе были достигнуты ощутимые позитивные результаты в расширении сети, совершенствовании форм и методов культурно-просветительной работы, усилении роли радио, телевидения, периодических изданий в повышении культурного уровня населения.

Особое научное значение и актуальный практический интерес представляет опыт культурно-просветительной работы и деятельности средств массовой информации по повышению культурного уровня ранее отсталых районов страны. Несомненный интерес в этом плане представляет опыт Дагестана — самого многонационального региона Российской Федерации.

В республике на протяжении всего послеоктябрьского развития учреждениями культуры и средствами массовой информации накоплен интересный и разноплановый опыт культурно-массовой работы учреждениями культуры и средствами массовой информации. Одним из наиболее успешных и результативных периодов этой работы являются 60−70-е годы, характеризовавшиеся проявлением как общих закономерностей, так и специфических особенностей, присущих многонациональному региону, с его историческими традициями, естественно-географическими условиями и др. Особенностью Дагестана является и сохраняющееся преобладание сельского населения, которое по переписи 1979 г. составляло 60% от общей численности населения республики.1.

Анализ и обобщение опыта деятельности культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации Дагестана в недавнем прошлом будет способствовать выработке научно-обоснованной социально-культурной политики, удовлетворению познавательного интереса широкой общественности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ и обобщение конкретно-исторического опыта культурных преобразований в стране обуславливает необходимость определения исходных позиций к понятию «духовная культура». Мы придерживаемся следующего определения, сформулированного в отечественном обществоведении. «Культура — исторически определенное состояние духовной жизни общества, определяемое способом материального производства и характеризуемое уровнем развития творческих сил человека и типом духовных отношений людей, формой организации их деятельности, а,.

1 Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Стат. сборник. Махачкала, 1987. С. 4. также богатством созданных человеческими поколениями духовных ценностей и мерах их освоения человеком".1.

Проблемам культуры в отечественной историографии традиционно уделяется пристальное внимание. Активно разрабатываются теоретические проблемы культуры, анализируется и обобщается богатый опыт культурных преобразований в стране после Октябрьской революции 1917 г. В этом ряду выделяются исследования, посвященные общим проблемам становления и развития новой культуры в целом и за отдельные периоды послеоктябрьской истории.2.

Крупный вклад в разработку проблем истории культурного строительства в стране в XX в. вносят труды академика М. П. Кима. В них анализируются как теоретические проблемы, так и конкретные пути и этапы культурных преобразований за весь период послеоктябрьского развития. В комплексе рассмотрены вопросы развития народного образования, формирования и развития народной интеллигенции, роли и значения культурно-просветительных учреждений в повышении культурного уровня населения. Проанализирован и обобщен богатейший и разнохарактерный фактический материал о культурном строительстве в стране на различных этапах становления и развития нового общественного строя в стране. Вместе с тем, приходится признать, что некоторые теоретические положения и выводы М. П. Кима, как и других исследователей истории советской культу.

1 Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917;1927. М., 1985. С. 10.

2 Ким М. П. Коммунистическая партия — организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Его же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Культурная революция в СССР. 1917;1967гг. М., 1967; Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. (Сб. статей). М., 1978; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917;1927; Советская культура в реконструктивный период. 1928;1941. М., 1988; Карпов Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Его же. Ленин о культурной революции. Л., 1970; Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М., 1968; Кабанов П. И. История культурной революции в СССР. М., 1971; Украинцев В. В. КПСС — организатор культурного строительства в период развитого социализма. М., 1975 и др ры, которые были сделаны в условиях жесткого идеологического диктата в сфере общественных наук, носили апологетический характер, в них в недостаточной степени нашли отражение просчеты и деформации в культурном строительстве.

Наряду с общими проблемами культуры и культурного строительства в отечественной историографии уделяется значительное внимание разработке отдельных вопросов этой научно-исследовательской темы — ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, развития народного образования, формирования и деятельности интеллигенции, сотрудничеству и взаимопомощи народов страны в культурном строительстве и др. Разработке отмеченных проблем посвящены исследования И.П. Бар-мина, В. А. Куманева, П. П. Амелина, С. А. Федюкина и многих других.1.

В работах М. П. Кима, Г. Г. Карпова, П. И. Кабанова и других исследователей даны принципы и характеризуются основные этапы развития культурно-просветительной работы в стране, приведен разнохарактерный фактический материал. Вопросы истории культурно-просветительной работы в стране являлись объектом и специальной разработки М. С. Андреевой, Т. А. Ремизовой, Л. С. Фрид, А. Савченко, Ю. Д. Красильникова.2.

1 Бармин И. П. Из опыта работы КПСС и Советского государства по созданию кадров советской интеллигенции. М., 1965; Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967; Его же. Революция и просвещение масс. М., 1973; Народное образование в СССР. 1917;1967гг. М., 1967; Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917;1965гг.). М., 1968; Амелин П. П. Интеллигенция и социализм. Л., 1970; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917;1975гг.). М., 1977; Федюкин С. А. Партия и интеллигенция. М., 1983.

2 Андреева М. С. Коммунистическая партия — организатор культурно-просветительной работы в СССР (19 171 933гг.). М., 1963; Ее же. Н. К. Крупская и культурно-просветительная работа в деревне. М., 1968; Ремизова Т. А. Культурно-просветительная работа в РСФСР. М., 1962; Фрид Л. С. Основные принципы культурно-просветительной работы в СССР. М., 1954; Ее же. Вопросы культурно-просветительной работы в собрании сочинений Н. К. Крупской. М., 1962; Савченко А. История культурно-просветительной работы в СССР. М., 1970;

В них раскрывается роль советского государства в создании сети и развертывании деятельности культурно-просветительных учреждений в стране, формы и методы культурно-просветительной работы, этапы ее развития и особенности функционирования на различных этапах социалистического строительства. Они опираются на добротный фактический материал и содержат, как правило, теоретические обобщения и выводы, практические рекомендации. Однако в названных выше трудах практически не освещаются вопросы деятельности учреждений культуры в регионах, в частности нерусских, что не позволяет проследить процесс развития культурно-просветительной работы во всем многообразии с учетом его особенностей в различных районах страны.

В исследованиях, посвященных культурно-просветительной работе в стране, недостаточно фактического материала и теоретических обобщений по последним десятилетиям ХХв., многие вопросы освещены конспективно. Часть работ носит научно-популярный характер и в основном ориентирована на работников органов власти, профсоюзный актив, культпросветработников.

В этом плане характерна книга Ю. Д. Красильникова «Партийное руководство учреждениями культуры». В ней обобщается опыт деятельности органов власти ряда областей центрального региона Российской Федерации по развитию культурно-просветительных учреждений во второй половине 70-х годов. Приведены яркие примеры и факты умелой постановки культурно-массовой работы в библиотеках,.

Культурно-просветительная работа в СССР. М., 1974; Красильников Ю. Д. Партийное руководство учреждениями культуры. М., 1979. клубных учреждениях, помощи и поддержке партийных комитетов, общественности в налаживании полноценной деятельности культурно-просветительных учреждений. С учетом характера книги автором обойдены острые углы и нерешенные проблемы в развитии культурно-просветительной работы.

Определенное отражение в отечественной историографии нашла и деятельность радио, телевидения, периодических изданий по повышению культурного уровня населения. Эти вопросы преимущественно рассматриваются в комплексе с другими вопросами, в большей степени в исследованиях, посвященных культурному строительству на селе.1.

В интересной и содержательной монографии Т. А. Кудриной «Культура современной деревни» на основе статистических данных и материалов социологических обследований рассмотрены проблемы культуры и быта российской деревни в 60−70-х годах, тенденции их развития. В исследовании, в ряду других, значительное внимание уделено освещению места и роли средств массовой информации в формировании и удовлетворении духовных запросов различных категорий и слоев сельского населения.

Важной задачей отечественной историографии является всестороннее объективное освещение истории культуры, ее современного состояния, в том числе проблем культурно-просветительной работы в национальных регионах страны. Как справедливо подчеркивала признанный авторитет в области исследований проблем истории нацио.

1 Митяева О. И. Коммунистическая партия — руководитель культурного роста крестьянства в годы коллективизации. М., 1978; Сафонова О. В. Культурное строительство в белорусской деревне в период построения социализма. Минск, 1978; Кудрина Т. А. Культура современной деревни. М., 1980 и др. нально-культурного строительства в стране — J1.M. Зак «С конца 50-х и особенно в течение 60-х годов история культурного строительства народов СССР становится объектом всестороннего изучения во всех союзных и автономных республиках и национальных областях страны.».1 Не ослабевает интерес к теме и в последующие годы. По приблизительным подсчетам только за 1971;1975гг. увидело свет около 200 книг, брошюр, сборников статей или отдельных статей на эту тему.2.

Среди конкретно-исторических исследований, посвященных общим проблемам развития культуры народов Дагестана послеоктябрьского периода, следует отметить прежде всего труды A.A. Абилова и Г. Ш. Каймаразова, значение которых выходит за рамки дагестанской.

— у историографии.

Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносит книга Г. Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана». В монографии освещена история культуры народов Дагестана как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода. Автор показывает влияние Октябрьской революции в пробуждении духовной жизни горцев, прослеживает становление и рас.

1 Зак JI.M. Современная советская историография о проблемах национально-культурного строительства — История СССР. 1971 № 5. С. 83.

2 Ермаков В. Т. Изучение истории советской культуры. — В кн.: Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС. Советский период. М., 1978. Вып. 1. С. 150.

3 Абилов A.A. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957; Его же. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Его же. Дагестанский государственный университет. Махачкала, 1973; Каймаразов Г. Ш., Эфендиев А-К. И. Успехи культурного строительства в Дагестане за годы Советской власти. — В кн.: Уч. зап. Ин-та ист., яз. и лит. Дагфилиала АН СССР. Махачкала, 1958. Т. 4. С. 120−157- Каймаразов Г. Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1959; Его же. Культурное строительство в Дагестане (19 201 940гг.). Махачкала, 1960; Каймаразов Г. Ш., Керимов И. К., Койстинен Г. С., Мелешко А. Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941;1945гг. Махачкала, 1963; Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971; Его же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, СевероОсетинской и Чечено-Ингушской АССР). М., 1988; Его же. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989; Его же. Немеркнущий подвиг народа. Махачкала, 2000. цвет новой культуры народов республики, показывает особенности культурных преобразований. Хотя работа написана в плане освещения традиционных, устоявшихся в историографии проблем культурного строительства, она выгодно отличается от многих аналогичных исследований богатством источниковой базы, глубиной теоретических обобщений.1 В работе имеются и разделы о культурно-просветительной работе, в том числе и за 60-е годы, в котором приводится интересные факты и примеры об укреплении материальной базы клубов, библиотек и других учреждений культуры, их деятельности, количестве и тираже периодических изданий, охвате населения телевидением и т. д.

Дагестанская историография располагает также рядом специальных монографических исследований, посвященных отдельным вопросам, аспектам культурного развития народов республики в различные периоды послеоктябрьской истории. Сказанное, к сожалению, не относится к культурно-просветительной работе.

В монографии Мирзабекова М. Я. «Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы» есть специальные разделы, в которых анализируются культурно-просветительной работы, деятельность средств массовой информации по повышению культурного уровня сельского населения за последние десятилетия, в том числе и за 6070-е годы. Автором с привлечением большого фактического материала прослежено общее и особенное, присущее их деятельности в условиях многонационального дагестанского села. Мирзабеков М. Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998. С. 15.

Вопросам культурно-просветительной работы в республике посвящена кандидатская диссертация A.M. Магомедтагирова.1.

В ней рассмотрено состояние и тенденции развития этой работы в многонациональном регионе страны в 80-е годы. Автором проанализирован и введен в научный оборот большой архивный, статистический и иной материал, который позволил воссоздать общую картину основных форм, показать направления культурно-просветительной работы в условиях постепенного отхода от централизованного планового развития экономики и социальной сферы, развертывания либеральных рыночных реформ. Подчеркивается негативное их воздействие на состояние материально-технической базы, размахе и уровне культурно-просветительной работы в республике. В исследовании даются рекомендации по преломлению негативных тенденций, усилению роли культурно-просветительных учреждений в формировании и удовлетворении духовных запросов, воспитания населения. Однако некоторые важные вопросы темы не получили должного отражения в работе. В частности, в ней лишь вскользь затронуты вопросы, связанные с состоянием кадрового потенциала культпросве-тучреждений в рассматриваемое время. В тоже время в исследовании содержится раздел «Состояние и динамика образования в Республике Дагестан».

Определенное отражение вопросы культурно-просветительной работы нашли в комплексных многоплановых исследованиях А.И.

1 Магомедтагиров A.M. Культурно-просветительная работа в Дагестане накануне и в условиях радикальной социально-экономической реформы (1980;1990): Автореф. дне. к. и. н. Махачкала, 1999.

Османова, Г. А. Искендерова.1 В соответствующих разделах этих работ, где рассматриваются вопросы развития культуры сельского населения республики, приводятся данные о состоянии самодеятельного художественного творчества, помощи городских учреждений культуры в удовлетворении духовных запросов сельских тружеников, пропаганде культурно-просветительными учреждениями сельскохозяйственных знаний и пропаганде передового производственного опыта.

Отдельные вопросы, аспекты деятельности культурно-просветительных учреждений привлекали и продолжают привлекать внимание многих обществоведов республики. Практически для всех их работ по проблеме присущ один общий штрих. Исследователям в условиях идеологического диктата приходилось выпячивать положии и тельный опыт культурно-просветительной работы, о недостатках и нерешенных проблемах говорить в общем плане, а то и мимоходом.

Вопросы, интересующей нас проблемы, освещались и в обобщающих трудах по истории Дагестана. В частности, значительный фактический материал, интересные обобщения содержатся в четвертом томе «Истории Дагестана».3.

1 Османов А. И., Искендеров Г. А. Дагестанское село: экономика, культура социальная инфраструктура (70−80-е годы XX века). Махачкала, 1997; История советского крестьянства Дагестана. 1917;1980гг. Махачкала, 1989. Т. 2- Искендеров Г. А. История совхозного строительства в Дагестане 1920;1980гг. М., 1982.

2 Эфендиев А-К.М. Развитие культуры и искусства в Советском Дагестане — В кн.: К высотам социалистической культуры. Махачкала, 1967. С. 193−242- Гусейнов И. Г. Рзвитие художественного творчества тружеников села в годы семилетки — В кн.: Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб. научн. сообщ. Махачкала, 1970.Вып. 2.С. 49−55- Искендеров Г. А. Некоторые вопросы повышения культурно-технического уровня рабочих совхозов Дагестана (1959;1975гг.). — В кн.: Рост культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства Дагестана. Махачкала, 1981. С. 101−120- Мирзабеков М. Я. Роль учреждении культуры в интернациональном воспитании сельского населения Дагестана на современном этапе — В кн.: Великий Октябрь и дружба народов. Орджоникидзе, 1988. С. 286−290- Шабаева А. Деятельность культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию трудящихся (1970;1980гг.). — В сб. искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала, 1988. С. 26−34- Ее же. Некоторые вопросы организации досуга сельской молодежиВ сб. художественное творчество Дагестана и молодежь. Махачкала, 1991. С. 105−111.

3 Даниилов Г. Д. История Дагестана. М., 1969. Т.4.

Перспективным для историографии в условиях многонационального и многоязычного региона является исследование роли средств массовой информации в повышении культурного уровня населения.1.

Книга М. Гамидова «Без бумаги и расстояний» посвящена развитию радиовещания и телевидения в республике со второй половины 20-х-до середины 70-х годов XX века. В ней прослежена история становления и развития радиовещания и телевидения в Дагестане. Автор, будучи руководителем этого важного информационного центра, удачно совместил в одном лице скрупулезного исследователя и прекрасного знатока современного состояния и перспектив развития радиовещания и телевидения в республике. В монографии на основе большого фактического материала, многолетнего личного опыта работы раскрывается общее и особенное в развитии Дагестанского радио и телевидения, анализируется деятельность радио телевизионных редакций по развитию промышленности и сельского хозяйства. Показана роль радио и телевидения в интернациональном воспитании тружеников города и села. Вместе с тем, считаем уместным констатировать, что в содержательном исследовании практически не показана роль редакций радио и телевидения в повышении культурного уровня населения.

Анализ литературы показывает, что проблемы культуры и культурного строительства послеоктябрьского периода привлекали и про.

1 Гамидов М. Без бумаги и расстояний. Махачкала, 1977; Комиссаров Н. В. Действенное оружие интернационального и патриотического воспитания — В кн.: Интеллигенция и интернациональное воспитание трудящихся. Махачкала, 1977. С. 100−113- Мирзабеков М. Я. Возрастание роли средств массовой информации в борьбе за подъем культуры села в 1959;1970гг. (По материалам ДАССР).- В сб. рост трудовой и общественной активности рабочего класса и колхозного крестьянства Дагестана в 1946;1975гг. В ИНИОН АН СССР. № 18 933. 1984; Его же. Вопросы патриотического воспитания населения в деятельности средств массовой информации Дагестана (1941;1945гг.). — В кн.: Годы суровых испытаний и народного подвига. Махачкала, 1995. С. 148−159- Печать Дагестана. Справочник. Махачкала, 1983. должают привлекать внимание исследователей. В ряду других менее разработанными остаются вопросы культурно-просветительной работы и деятельности средств массовой информации. Дагестанская историография не располагает ни одной специальной монографической л и разработкой, в комплексе анализирующеи культурно-просветительную работу и деятельность средств массовой информации по повышению культурного уровня населения.

Цели и задачи исследования заключаются в том, чтобы дать научное обобщение исторического опыта, освятить основные направления и проблемы культурно-просветительной работы, деятельность средств массовой информации республики по повышению культурного уровня населения в 60−70-е годы. Исходя из этой общей цели, автор попытался решить следующие конкретные задачи исследования:

— показать как в процессе экономического и социального развития страны и республики укреплялась материально-техническая база культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации;

— проследить деятельность органов власти по расширению сети клубов, домов культуры, библиотек и других учреждений культуры, увеличению числа тиражей периодических изданий, охвату территории республики телевидением;

— обобщать опыт работы по подготовке и удовлетворению запросов культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации в квалифицированных кадрах;

— выявить и проанализировать основные формы и методы работы культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию и удовлетворению духовных запросов населения.

Хронологические рамки исследования — 60−70-е годы. Эти десятилетия являются важным этапом поступательного развития страны и республики, характеризовались усложнением задач и дальнейшим наращиванием экономического потенциала, требований к решению социальных проблем. Двадцатилетний срок позволяет проследить в динамике закономерности и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по дальнейшему повышению культурного уровня населения в самой многонациональной автономной республике страны.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней на основе разнохарактерного архивного и другого материала, большая часть которого впервые вводится в научный оборот, предпринимается попытка комплексного исследования деятельности культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации по повышению культурного уровня населения в Дагестане за 60−70-е годы. Проблема в таком аспекте в дагестанской историографии рассматривается во многом впервые. Это обуславливает как новизну, так и определенные трудности в исследовании проблемы. В диссертации прослежены и показаны закономерности и специфические особенности деятельности культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации Дагестана в указанном направлении в рассматриваемый период.

Практическая значимость. Обобщенный в диссертационном исследовании материал, основные положения и выводы о деятельности учреждений культуры и средств массовой информации о формировании и удовлетворении духовных запросов населения, содержащиеся в нем рекомендации представляют практический интерес для нынешнего времени, когда в стране, республике осуществляются рыночные реформы. Они могут быть использованы в практической работе соответствующих ведомств и учреждений, в лекционно-пропагандистской работе, при подготовке обобщающих исследований о культурно-просветительной работе и деятельности средств массовой информации, при подготовке обобщающих трудов по истории Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических факультетов вузов.

Методологической основой диссертации являются принципы научности исследования и исторического детерминизма, что означает взаимообусловленность событий истории, их последовательность, причинно-следственную связь, а также изучение исторических событий, в их становлении и развитии, в непрерывной связи с порождающими их условиями. В основу исследования поставлен принцип объективного изучения документов и строго научной оценки исторических событий и фактов.

Источниковая база. Основным источником для написания квалифицированной работы послужили документы и материалы Государственного архива Республики Дагестан (ГАРД).

Богатый материал о руководстве партийных организаций культурным строительством, деятельности культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации республики сосредоточен в фонде ¡-(Дагестанский обком КПСС). Здесь хранятся материалы областных партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, отчеты городских, районных комитетов и первичных организаций партии, отчеты, докладные записки и справки, представленные в обком партии различными республиканскими министерствами, ведомствами, организациями и др.

Огромную ценность для анализа различных аспектов данной научно-исследовательской проблемы представляют материалы фонда р-168 (Совет Министров РД). Они помогают исследователю проследить закономерности, тенденции культурного строительства, в частности и и 1 деятельности учреждении культуры и средств массовой информации, развития сети, укрепления материально-технической базы, роста кадрового потенциала и др. В постановлениях правительства ДАССР, стенограммах совещаний по вопросам культуры, проводимых Советом Министров республики, итоговых справках министерств, ведомств, районных исполнительных комитетов содержится ценный фактический материал по теме нашего исследования.

В фонде р-22 (Комитет Республики Дагестан по статистике) представлены статистические отчеты и динамические таблицы по основным параметрам деятельности культурно-просветительных учреждений.

Большой и разнообразный материал для анализа работы культурно-просветительных учреждений содержит широко использованный нами фонд р-1252 (Министерства культуры Республики Дагестан). В стенограммах совещаний деятелей культуры и искусства, отчетах, справках и других документах отражены практически все аспекты деятельности культурно-просветительных учреждений, участие общественности и органов власти в улучшении их материально-технической базы.

В квалификационном исследовании использованы также материалы ряда других министерств и ведомств.

В работе широко представлены данные статистических сборников, изданных Комитетом Республики Дагестан по статистике.1 В них содержатся данные о сети клубных учреждений, библиотек, киноустановок и некоторые другие материалы, которые представляют исключительную важность для исследователя социально-культурных процессов и изменений в республике.

Автор использовал в диссертации также материалы документальных публикаций, в которых нашло отражение деятельность культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации.2.

Для нас особый интерес представляет сборник документов «Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941;1977гг.». В нем получили отражение практически все вопросы деятельности партийных органов, органов государственной власти, общественности республики по развитию культуры, изменения в духовном облике городских и сельских жителей. Многие материалы сборника отражают многогранную работу культурно-просветительных учреждений, учреждений искусства в рассматриваемый период.

Дагестан за 50 лет. Стат. сборник. Махачкала, 1967; Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбилейный стат. сборник. Махачкала, 1972; Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. Юбилейный стат. сборник. Махачкала, 1981; Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Стат. сборник. Махачкала, 1987 и др.

2 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941;1977гг. Сб. документов. Махачкала, 1988; Абдулгами-дова H.A. Вопросы развития культуры в Дагестане в период 80−90 гг. (статьи, выступления, интервью). Махачкала, 1998.

Важным источником для исследования нашей темы явились материалы газеты «Дагестанская правда» и других периодических изданий республики.

Привлеченные для исследования источники и материалы позволяют полно и объективно осветить проблему. Значительная их часть впервые вводится автором в научный оборот.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседаниях центра истории, ученого совета Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Заключение

.

Анализ и обобщение опыта работы культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации Дагестана показывает, что они, являясь важными составляющими социально-культурной инфраструктуры, на протяжении рассмотренных десятилетий вносили возрастающий вклад в дальнейшее повышение культурного уровня, формирование и удовлетворение духовных запросов населения.

В 60−70-е годы продолжалось наращивание объемов финансирования отраслей индустрии и сельского хозяйства. Усиливавшийся научно-технический прогресс, открывал благоприятные перспективы для ускорения развития материального производства, использования в них в широких масштабах современных технологий и производств. Однако командно-административная система с его жёстким директивным планированием не в состоянии была гибко реагировать на новые веяния и обеспечить развитие отраслей индустрии и сельского хозяйства за счет быстрого роста производительности труда и повышения эффективности производства. Рост промышленного производства в республике обеспечивался преимущественно за счёт экстенсивных факторов — введения в строй действующих новых предприятий, цехов, участков, увеличения занятого в них персонала.

В сельском хозяйстве республики происходила интенсивная специализация и концентрация производства, экономически слабые колхозы преобразовывались в совхозы, заметные позитивные изменения наблюдались в укреплении материально-технической базы колхозов и совхозов. Анализируемый период характеризовался определенным ростом производства аграрной продукции в общественном секторе. Однако этот результат во многом был достигнут не счет повышения эффективности колхозного и совхозного производства в республике, которое продолжало носить затратный характер. Значительная часть сельскохозяйственных предприятий Дагестана оставались нерентабельными, имели многомиллионные задолженности государству по долгосрочным и краткосрочным кредитам. Такое положение крайне негативно сказывалось на материальном благосостоянии сельских тружеников, не позволяло уделять должное внимание решению назревавших социально-культурных проблем.

Существенную роль в развитии экономики, решении социальных проблем, особенно горной части республики, имело дальнейшее развитие дорожного строительства, улучшение состояния транспортных артерий.

60-е годы характеризовались существенным увеличением средств, направляемых на укрепление материально-технической базы культурно-просветительных учреждений. Параллельно с государственным, велось значительное инициативное строительство клубов, домов, дворцов культуры, библиотек и других учреждений культуры за счет средств колхозов и совхозов. Сельские труженики выступали инициаторами строительства новых учреждений культуры и укрепления материальной базы наличной сети.

Негативные тенденции и процессы, наметившиеся в 70-е годы в развитии народного хозяйства страны и республики, крайне отрицательно сказались на социально-культурной сфере, она все более финансировалась по «остаточному» принципу. Это привело к заметному снижению объёмов работы по укреплению материально-технической базы культурно-просветительных учреждений в годы девятой и десятой пятилеток. В связи с уменьшением числа колхозов происходило и неуклонное сокращение инициативного строительства учреждений культуры.

В городах и сельских населенных пунктах республики было немало добротных, построенных по типовым проектам, клубов, домов, дворцов культуры, библиотек, кинотеатров и других учреждений культуры, способных наладить полноценную культурно-массовую работу. Вместе с тем, нерешенных проблем в области материально-технической базы культурно-просветительных учреждений оставалось немало, она оставалась одним из наиболее слабых звеньев, негативно влиявших на состояние и уровень культурно-просветительной и массово-разъяснительной работы.

Велась работа по расширению и упорядочению сети учреждений культуры, охвату ими все большего числа населенных пунктов, городских и сельских жителей. Со второй половины 60-х годов в Дагестане, как и в целом по стране начали создаваться новые типы культурно-просветительных учреждений — сельские дома культуры. В районных центрах и крупных населенных пунктах республики возникают дворцы культуры, утрачивают свое былое значение и прекращают существование избы-читальни. Для обслуживания животноводов на отгонных пастбищах, получили распространение автоклубы. В начале 60-х годов при клубных и других учреждениях культуры стали возникать и получили широкое распространение народные университеты.

Несмотря на позитивные изменения в численном росте культурно-просветительных учреждений, к концу анализируемого периода наличной сетью не охватывалась значительная часть населенных пунктов республики, что создавало немалые трудности и проблемы в развертывании культурно-массовой работы среди сельского населения.

Махачкалинский телецентр был сдан в эксплуатацию в 1960 г. К началу 1980 г. общий охват населения республики телевизионным вещанием составил 70%. Продолжался дальнейший рост радиоточек, числа и тиража периодических изданий.

Органы власти Дагестана уделяли значительное внимание подготовке квалифицированных культпросветработников и удовлетворению запросов культурно-просветительных учреждений в них. Открытие в октябре 1956 года культурно-просветительной школы (училища) положило начало подготовке библиотечных и клубных работников средней квалификации в республике. Большую помощь Дагестану в подготовке и удовлетворении запросов культурно-просветительных учреждений в квалифицированных культпросветработниках, особенно с высшим образованием, оказывали центральные регионы страны.

Наращивание подготовки культпросветработников высшей и средней квалификации сопровождалось повышением образовательного и квалифицированного уровня работников учреждений культуры. Однако в силу ряда факторов кадровое обеспечение на протяжении рассматриваемого периода оставалось одним из наиболее слабых звеньев в деятельности системы культурно-просветительных учреждений, что отрицательно сказывалось на размахе и особенно художественно-эстетическом уровне проводимых ими культурно-массовых мероприятий.

60−70-е годы характеризовались дальнейшим повышением образовательного и квалификационного уровня журналистских и других кадров радио, телевидения, периодических изданий республики. Редакции средств массовой информации Дагестана к концу анализируемого периода практически полностью были укомплектованы людьми с высшим образованием, проработавшими на ниве журналистики не один год.

Клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения культуры республики проводили целенаправленную работу по дальнейшему повышению культурного уровня тружеников города и села. Эта работа особенно усилилась во второй половине 60-х годовв период подготовки к 50-летию Октябрьской республики, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, других юбилейных и памятных событий, дат. Возрос уровень проводимых мероприятий, зародились и получили распространение новые формы работы: «Вечера пожилых людей», «Клубы девушек», «Дни культуры села», «Вечера трудовых династий», открытый доступ к книжным фондам и многие другие. Возрождались традиционные национальные праздники: цветов, черешни, первой борозды, чабанов, урожая и другие, которые проходили как смотры готовности к началу весенних сельскохозяйственных работ, сбора урожая, на них отмечались передовики и победители трудового соревнования, вручались призы и награды, организовывались спортивные состязания.

В деятельности культурно-просветительных учреждений все активнее внедрялись общественные начала. Создавались клубные и библиотечные советы, возросло число учреждений культуры, работавших на общественных началах.

Был достигнут дальнейший рост числа самодеятельных художественных коллективов, участников, улучшилась их концертная деятельность. В республике периодически проводились смотры художественной самодеятельности. В начале 70-х годов стали проводиться праздники фольклора народов Дагестана. Однако в развитии художетч ственнои самодеятельности сохранялась кампанеиность. В ходе подготовки к смотрам создавались новые коллективы, усиливалась концертная деятельность, в последующем многие коллективы заметно снижали свою активность или вовсе распадались.

Новой и успешно функционировавшей формой повышения культуры и знаний в различных областях производственной деятельности населения стали народные университеты. В городах и районах республики, наряду с университетами культуры, широкое распространение получили университеты по отраслям знаний: педагогических знаний, воспитания и быта, сельскохозяйственных, правовых знаний и др.

Заметное место в идейно-политической и культурно-массовой работе занимала лекционная пропаганда.

Городские учреждения культуры, творческие коллективы республики оказывали значительную помощь в культурном обслуживании.

Bkj w u исследуемым период в этой важной и социально значимой деятельности, наряду с традиционными, зародились и получили распространение новые формы работы — начали проводиться дни литературы и искусства на селе. Регулярные встречи с тружениками села проводили писатели, деятели искусства республики. Установилось творческое содружество Союза художников республики с совхозами и колхозами.

Массовой и общедоступной формой повышения культуры, патриотического и интернационального воспитания широких слоев и групп населения оставалось кино. Работники районных управлений киносети вносили ощутимый вклад и в пропаганду сельскохозяйственных знаний и передового производственного опыта. Несмотря на значительные достижения и результаты в улучшении кинообслуживания, к концу 70-х годов наметилась негативная тенденция — сокращение кинопосещений в республике, которая во многом была следствием бурного развития телевещания.

Музеи республики, постоянно обновляя свои экспозиции, в которых отражалась широкая панорама исторического прошлого дагестанских народов, их усилия в обеспечении поступательного развития края, вносили заметный вклад в патриотическое и интернациональное воспитание трудящихся.

Важным направлением деятельности периодических изданий республики являлось отражение на своих страницах актуальных, насущных вопросов воспитания и повышения культурного уровня населения.

В рассматриваемый период возрастающую роль в жизни республики играло радио и телевидение, повышался уровень радио — телевизионных передач, их воздействие на формирование общественно-политических воззрений, удовлетворение духовно-эстетических запросов населения. Об этом свидетельствовал рост корреспонденций в редакции республиканского радио и телевидения. В 70-е годы они ежегодно получали около 35 тыс. писем, тогда как 1959 г. — 14,5 тыс. писем.

В целом 60−70-е годы явились важным этапом развития культурно-просветительной работы и развертывания деятельности средств массовой информации республики по повышению культурного уровня населения.

Последующие два десятилетия в жизни дагестанских народов, как и в целом страны, характеризовались углублением и развитием кризисных явлений, разворачиванием либеральных рыночных реформ, которые сопровождаются обвальным падением жизненного уровня населения, резким сокращением финансирования социальной сферы, в том числе учреждений культуры. Отсутствие должного внимания и поддержки привело к ухудшению, в числе других звеньев социально-культурной сферы, материально-технической базы культурнои */ 1 просветительных учреждении, средств массовой информации, сокращению общей сети и размаха культурно-просветительной работы в городах и сельских населенных пунктах республики. На эти процессы практического воздействия не оказывала и не могла оказать без соответствующего финансового обеспечения и разработанная Министерством культуры Республики Дагестан программа: «Сохранение и развитие национальной культуры народов Дагестана (1996;2000гг.)».

По мнению диссертанта, основанному на анализе деятельности.

-* и 1 культурно-просветительных учреждении и средств массовой информации по повышению культурного уровня населения в 60−70-е годы, знании современного состояния проблемы, преодолению негативных тенденций, дальнейшему развитию этой работы способствовало бы осуществление следующих мер:

1. Необходимо существенно повысить государственное бюджетное финансирование социально-культурной сферы, в том числе материально-технической базы культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации. В этих целях активнее использовать возможности и средства предпринимателей, возможных спонсоров, в частности, выходцев из конкретных населенных пунктов. По радио, телевидению, на страницах периодических изданий широко пропагандировать факты и примеры меценатства.

2. Властным структурам республики запретить сдачу в аренду частным предпринимателям концертных залов, помещений учреждений культуры и искусства для не целевого использования.

3. В условиях сокращения государственного финансирования учреждений культуры Министерству культуры, налоговым службам республики следует ужесточить контроль заудожественно-эстетическим уровнем, соблюдением законов об уплате налогов за частную концертную деятельность, вырученные средства направлять на удовлетворение запросов и потребностей, крайне в них нуждающихся, сельских культурно-просветительных учреждений.

4. В последние годы в республике прекратилась практика проведения фольклорных фестивалей искусств. Они представляют большой интерес не только в познавательном отношении, но и в плане сохранения и пропаганды традиционных видов и форм художественно-эстетического наследия дагестанских народов. Необходимо изыскать средства и возобновить практику проведения фольклорных фестивалей искусств в республике.

5. В условиях Дагестана назревшей является задача создания самостоятельного профессионального фольклорного ансамбля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Дагестан за 50 лет. Стат. сборник. Махачкала, 1967. 106с.
  2. Дагестанская АССР в цифрах в 1978 г. Стат. сборник. Махачкала, 1979. 206.
  3. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г.: В 16-ти т. М., 1963.-1963.
  4. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сб. документов. М., 1963.-552с.
  5. КПСС о культурно-просветительной работе. Сб. документов. М., 1963.- 168с.
  6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8. М., 1970. Т. 2.- 543с.
  7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8. М., 1978. Т. 11.-551с.
  8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8. М., 1978. Т. 12. 606с.
  9. Культурное строительство в Дагестанской АССР. 19 411 977гг. Сб. документов. Махачкала, 1988−461с.
  10. Материалы XXIII съезда КПСС. М., 1966.- 304с.
  11. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.- 352с.
  12. Народное образование и культура в ДАССР. Стат. сборник. Махачкала, 1990−55с.
  13. Народное хозяйство Дагестанской АССР в восьмой пятилетке (1965−1970гг.). Махачкала, 1971. Часть 1, 2.- 153с., 164с.
  14. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбилейный стат. сборник. Махачкала, 1972−222с.
  15. Народное хозяйство Дагестанской АССР в девятой пятилетке. Стат. сборник. Махачкала, 1977 118с.
  16. Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. Юбилейный стат. сборник. Махачкала, 1981 190с.
  17. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Стат. сборник. Махачкала, 1987−221с.
  18. Народное хозяйство РСФСР в 1967 г. Стат. ежегодник. М., 1968.- 648с.
  19. Народное хозяйство РСФСР в 1970 г. Стат. ежегодник. М., 1971 .—488с.
  20. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г. Стат. ежегодник. М., 1986.-398с.
  21. Программа КПСС. М., 1967.- 144с.
  22. Образование, культура, здравоохранение и правонарушения. Стат. сборник. Махачкала, 1995.- 60с.
  23. Печать Дагестана. Справочник. Махачкала, 1983 172с.
  24. H.A. Вопросы развития культуры в Дагестане в период 80−90гг. (статьи, выступления, интервью). Махачкала, 1998.- 192с.
  25. A.A. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурно революции в Дагестане. Махачкала, 1957−98с.
  26. A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана.1. Махачкала, 1959.-267с.
  27. A.A. Дагестанский государственный университет. Исторический очерк. Махачкала, 1973 318с.
  28. М.С. Н.К. Крупская и культурно-просветительнаяработа в РСФСР. М., 1962.- 156с.
  29. М.С. Коммунистическая партия организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917−1933гг.). М., 1963.-212с.
  30. М.М., Вагабов М. М., Мирзабеков М. Я. Транспорт исвязь Дагестана (20−80-е годы). Махачкала, 1992 403с.
  31. П.П. Интеллигенция и социализм. Л., 1970 151с.
  32. И.П. Из опыта работы КПСС и Советского государства по созданию кадров советской интеллигенции. М., 1965.- 75с.
  33. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917−1927. М., 1985 526с.
  34. М. Без бумаги и расстояний. Махачкала, 1977−166с.
  35. Г. Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945−1965гг.). М., 1966.-366с.
  36. П.Т. исторический опыт культурной революции в СССР. М., 1971.-151с.
  37. Г. А. История совхозного строительства в Дагестане 1920−1980гг. М., 1982.- 185с.
  38. Ш. А. Идейно-политическое воспитание трудящихся. Махачкала, 1974 152с.
  39. История Дагестана в 4-х т. М., 1969. Т. 4. 301с.
  40. История советского крестьянства Дагестана. 1917−1980. Махачкала, 1989. Т. 2.-392с.
  41. П.И. История культурной революции в СССР. М., 1971.- 271с.
  42. К высотам социалистической культуры. Махачкала, 1967−242с.
  43. Г. Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1959.-60с.
  44. Г. Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920−1940гг.). Махачкала, 1960.- 182с.
  45. Г. Ш., Керимов И. К., Койстинен Г. С., Мелешко А. Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 19 411 945гг. Махачкала, 1963. -471с.
  46. Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.-475с.
  47. Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР). М., 1988.-441с.
  48. Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989 160с.
  49. Г. Г. о советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954.-244с.
  50. Г. Г. Ленин о культурной революции. М., 1970−407с.
  51. Ким М. П. Коммунистическая партия организатор культурной революции в СССР. М., 1955.- 339с.
  52. Ким М.П. 40 лет советской культуре. М., 1957 388с.
  53. О.Д. Партийное руководство учреждениями культуры. М., 1979.- 120с.
  54. Н.К. Педагогические сочинения. М., 1956. Т. 11.
  55. Т.А. Культура современной деревни. М., 1980−183с.
  56. Культурная революция в СССР. 1917−1967гг. М., 1967.-471с.
  57. В.А. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967.-328с.
  58. В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973−335с.
  59. Культурно-просветительная работа в СССР. М., 1974- 187с.
  60. В.И. О культуре и искусстве. М., 1956 146с.
  61. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». ПСС. Т. 5. С. 93−268.
  62. В.И. Очередные задачи Советской власти. ПСС. Т. 36. С. 165−208.
  63. В.И. Речь на II совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 24 января 1919г. ПСС. Т. 37. с. 463−464.
  64. В.И. О работе Наркомпроса. ПСС. Т. 42. С. 322−332.
  65. Ленин В.И. XI съезд РКП (б) 27 марта 2 апреля 1922 г. ПСС. Т. 45. С. 65−138.
  66. В.И. Странички из дневника. ПСС. Т. 45. С. 363−368.
  67. В.И. О кооперации. ПСС. Т. 45. С. 369−377.
  68. М.З. Средства, формы и методы атеистического воспитания населения. Махачкала, 1969 31с.
  69. М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998 306с.
  70. О.И. Коммунистическая партия руководитель культурного роста крестьянства в годы коллективизации. М., 1978.-240с.
  71. A.C. Формирование коммунистических отношений в быту. Махачкала, 1972 64с.
  72. А.И., Искендеров Г. А. Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70−80-е годы XX века). Махачкала, 1997 361с.
  73. Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР. М., 1962.- 186с.
  74. А. История культурно-просветительной работы в СССР. М., 1970.- 182с.
  75. О.В. Культурное строительство в белорусской деревне в период построения социализма. Минск, 1978 104с.
  76. Н.И. Горком партии: опыт, проблемы, перспективы. Махачкала, 1982−87с.
  77. Советская культура в реконструктивный период. 1928−1941. М., 1988.-606с.
  78. В.В. КПСС организатор культурного строительства в период развитого социализма. М., 1975 — 143с.
  79. А.Д. Советы Дагестана в действии. Махачкала, 1983.- 176с.
  80. С.А. Партия и интеллигенция. М., 1983 238с.
  81. Л.С. Основные принципы культурно-просветительной работы в СССР. М., 1954.- 94с.
  82. Л.С. Вопросы культурно-просветительной работы в собрании сочинений Н.К. Крупской. М., 1962 142с.1.I. Статьи.
  83. Г. Г. Главная тема В кн.: В братской семье народов. Махачкала, 1967 132−137с.
  84. И.Г. Развитие художественного творчества тружеников села в годы семилетки В кн.: Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб. научн. сообщ. Махачкала, 1970. Вып. 2.-49−55с.
  85. В.Т. Изучение истории советской культуры В кн.:
  86. Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС. Советский период. М., 1978. Вып. 1.-130−157с.
  87. Зак Л. М. Современная советская историография о проблемахнационально-культурного строительства- История СССР. 1971. № 5.- 82−95с.
  88. Г. А. Некоторые вопросы повышения культурнотехнического уровня рабочих совхозов Дагестана (19 591 975гг.).- В кн.: Рост культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства Дагестана. Махачкала, 1981−101−120с.
  89. Н.В. Действенное оружие интернационального ипатриотического воспитания трудящихся. Махачкала, 1977.— 100−113с.
  90. М.Я. Роль учреждений культуры в интернациональном воспитании сельского населения Дагестана на современном этапе В кн.: Великий Октябрь и дружба народов. Орджоникидзе, 1988−286−290с.
  91. М.Я. Изменения в образовательном уровне сельского населения Дагестана (1960−1980гг.).- В кн.: Социально-культурное строительство в дагестанском селе (19 201 980). Махачкала, 1989.-126−138с.
  92. М.Я. Вопросы патриотического воспитания населения в деятельности средств массовой информации Дагестана (1941 -1945гг.).— В кн.: Годы суровых испытаний и народного подвига. Махачкала, 1995 148−159с.
  93. А.К. Деятельность культурно-просветительных учреждений по этетическому воспитанию трудящихся (19 701 980гг.).- В сб. Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала, 1988 26−34с.
  94. А.К. Некоторые вопросы организации досуга сельской молодежи В сб. Художественное творчество Дагестана и молодежь. Махачкала, 1991 — 105−111с.1. Материалы научных конференций. Сборники научныхсообщений.
  95. Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. (Сб. статей). М., 1978−459с.1. V. Диссертации.
  96. A.M. Культурно-просветительная работа в Дагестане накануне и в условиях радикальной социально-экономической реформы (1980−1990). Автореферат дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1999.- 26с.1. VI. Периодическая печать. а) Газеты.
  97. Дагестанская правда. 1960−1981.
  98. Ленин елу. («Ленинский путь»). 1960−1980.б) Журналы.63. Партийная жизнь. 1962.1. VII. Архивные материалы.
  99. Оп. 159, д. д. 51, 113,204, 235,256- Оп. 162, д. д. 117, 263,461- Оп. 170, д. 108.
  100. Фонд 47 п (Ахтынский райком КПСС): Он. 68, д. д. 1,24.
  101. Ф. 278 п (Гунибский райком КПСС): Он. 1, д. 443- Он. 40, д. 17.
  102. Фонд р-22 (Комитет Республики Дагестан по статистике): Оп. 25. д. 66-
  103. Оп. 39. д. д. 114, 123, 128, 166, 182, 245,258,283,311,404,411. Фонд р-59 (Дагестанский совет профессиональных союзов): Оп. 20, д. д. 108а, 119, 132- Оп. 23, д. 12.
  104. Фонд р-168 (Совет Министров РД):1. Оп. 45, д. 1−1. Оп. 51, д. д. 74, 92−1. Оп. 62, д. 49−1. Оп. 63, д. д. 15,273.
  105. Фонд р-219 (Комитет по радиовещанию и телевидению РД): Оп. 11, д. д. 58, 199- Оп. 12, д. д. 138,319- Оп. 13, д. д. 354, 792, 855.
  106. Фонд р-1198 (Управление кинофикации при Совете Министров1. РД):1. Оп. 3, д. д. 1,97, 127.
  107. Фонд р-1252 (Министерство культуры РД): Оп. 1, д. д. 36, 43,47,55а- Оп. 6, д. 41−1. Оп. 7, д. д. 1, 2-
  108. Оп. 11, д.д. 6, 90, 108, 119, 121- Оп. 13, д. д. 24, 33, 36, 162, 167, 222, 266. Фонд р-1319 (Дагестанская контора по прокату кинофильмов Комитета по кинематографии при Совете Министров РД): Оп. 2, д. 16.
  109. Текущий архив Министерства культуры РФ.
  110. Текущий архив Комитета РД по радиовещанию и телевидению.
  111. РОССМИС.лЧ сосуд**'-: • г-им^ '-ISr./.CTEjfif-¿--о/
Заполнить форму текущей работой