Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования в системе «колледж-вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе А. Н. Кондратюк на примере подготовки специалистов по туризму изучалось влияние профориентационной работы в довузовский * период на формирование профессионально важных качеств в процессе вузовского обучения. То есть исследование посвящено изучению согласованности различных этапов системы непрерывного образования в аспекте формирования профессионально важных качеств личности. В работе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Ведущие современные тенденции развития образования
    • 1. 2. Интеграционные процессы и модели подготовки специалистов
    • 1. 3. Целостная личностно-деятельностная технология подготовки специалистов в колледже
  • Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПОНЯТИЯМИ
    • 2. 1. Профессионально важные качества в ряду психолого-педагогических понятий
    • 2. 2. Структура и состав профессионально важных качеств
    • 2. 3. Методики оценивания уровня развития профессионально важных качеств
    • 2. 4. Средства и методы формирования профессионально важных качеств
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
    • 3. 1. Методики экспериментальных исследований
    • 3. 2. Экспериментальное исследование отношения учащихся к терминальным и инструментальным ценностям
    • 3. 3. Экспериментальное исследование формирования профессионально важных качеств при переходе на вузовскую ступень системы непрерывного образования
    • 3. 4. Экспериментальное исследование формирования профессионально важных качеств в колледже
    • 3. 5. Рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования

Формирование профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования в системе «колледж-вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование — одно из важнейших условий существования и устойчивого развития современной цивилизации. Темпы изменения социальной, экономической и производственной сфер активности человека таковы, что за время жизни ему приходится несколько раз изменять направление и содержание деятельности. Решение возникающих при этом проблем связывают с идеей непрерывного образования. Реализация концепции непрерывного профессионального образования направлена на формирование базиса последующего профессионального развития как по горизонтали — в пределах одного и того же квалификационного уровня, так и по вертикали — при переходе на новый квалификационный уровень. Особую важность проблемы непрерывного образования приобретают, когда они охватывают период активной социализации и профессионального становления молодых людей.

В современной системе образования существует значительное количество интегрированных образовательных комплексов, включающих учебные заведения различных уровней и реализующих сопряженные образовательные программы профессиональной подготовки от начального профессионального до высшего образования. Огромный интерес представляют процессы становления учащихся в таких интегрированных комплексах. Имеется достаточно много работ посвященных согласованию учебных планов, программ, содержания образования между различными ступенями таких комплексов. Согласуются и некоторые организационные формы обучения. Внедрение результатов этих разработок в образовательную практику позволяет сокращать время профессиональной подготовки при достаточно высоком качестве усвоения учащимися профессиональных знаний и умений. Сокращение сроков подго-* товки в этом случае достигается за счет переноса части вузовской подготовки в среднее учебное заведение и существенной интенсификации обучения * на этой ступени. Но тогда выпускники включаются в образовательный процесс вуза, минуя первые годы вузовского обучения. Как сказывается такая ускоренная подготовка на формировании личности будущего специалиста, его профессиональном становлении? Этот вопрос исследован недостаточно.

Одной из важнейших характеристик специалиста является комплекс профессионально важных качеств, которым он обладает и который позволяет ему качественно (в соответствии с заданными требованиями) осуществлять профессиональную деятельность. Различие целей среднего и высшего профессионального образования, методов и организационных форм обучения должно закономерно приводить к формированию специфических для каждого уровня личностных и профессиональных качеств специалистов, стилей профессиональной и познавательной деятельности. Поэтому представляет интерес изучение процесса формирования профессионально важных качеств на различных уровнях (среднем и высшем) системы непрерывного профессионального образования, степени «рассогласования» этой системы по параметру формирования профессионально важных качеств, ее эффективности по сравнению с традиционной подготовкой специалистов высшего звена по маршруту «школа — вуз».

В качестве дополнительного аргумента в пользу актуальности заявленной темы исследования служит возросшая вариативность образовательных программ и образовательных маршрутов, следуя которыми учащиеся оказываются в самых различных ситуациях, в условиях самых различных требований к их личностным и профессиональным качествам. Необходимы разработки педагогических технологий, направленных на преодоление возможных диссонансов личностных и профессиональных качеств учащихся различных подсистем непрерывного образования. Известные нам исследования Ш по данной проблеме представляются недостаточными.

Таким образом, имеют место противоречия между возросшими требованиями к качеству функционирования системы непрерывного профессионального образования и уровнем разработки научно-педагогических основ формирования профессионально важных качеств студентов при переходе между уровнями системымежду целевыми установками среднего звена системы непрерывного профессионального образования, как следствие, уровнем сформированности профессионально важных качеств выпускников средних профессиональных учебных заведений и требованиями образовательной деятельности последующих уровней системы непрерывного профессионального образования и реальной профессиональной деятельности.

Вышеизложенное позволяет определить проблему, решению которой должно способствовать исследование: обеспечение соответствия личностнопрофессионального становления учащихся требованиям образовательного процесса на всех ступенях системы непрерывного профессионального образования и условиям реальной профессиональной деятельности.

Цель исследования — определить эффективность образовательного процесса в подсистеме непрерывного образования «колледж — вуз» по развитию профессионально важных качеств личности специалиста и на этой основе обосновать педагогические рекомендации по повышению качества подготовки в системе непрерывного профессионального образования.

Объект исследования — образовательный процесс, личностно-профессиональные качества учащихся подсистемы непрерывного профессионального образования «колледж — вуз».

Предмет исследования — формирование профессионально важных качеств специалиста у учащихся подсистемы непрерывного профессионального образования «колледж — вуз».

Гипотеза исследования. Личностно-деятельностная технология, основанная на психологической поддержке профессионального самоопределения учащихся и принципах контекстного обучения, реализуемая при подготовке to специалистов среднего звена, является эффективным средством формирования профессионально важных качеств личности, позволяющим выпускникам колледжа успешно адаптироваться как к условиям профессионального образования на последующих ступенях системы непрерывного профессионального образования, так и к реальным условиям профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать идею непрерывного образования в контексте основных тенденций развития образования, роль и место учреждений среднего профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования. Ш.

2. Раскрыть современную трактовку понятия профессионально важные качества личности, установить связи данного понятия с другими понятиями, описывающими определенные свойства личности в качестве результата профессионального образования.

3. Описать технологию личностно-деятельностной подготовки специалистов, реализуемую в Петербургском техническом колледже, с позиций формирования у учащихся профессионально важных качеств.

4. Спланировать эксперимент по оцениванию уровня сформированно-сти профессионально важных качеств личности у студентов вузов — выпускников колледжа, разработать его методику и провести его.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования в аспекте формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста.

Теоретическую основу исследования определили труды: * — в области дидактики общего и профессионального образования.

Г. А. Бордовский, А. А. Вербицкий, В. И. Гинецинский, В. В. Давыдов, В. А. Козырев, В. В. Краевский, В. И. Никифоров, A.M. Новиков, И. Я. Лернер, В. Оконь, И. П. Смирнов и др.) — в области непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, В. Г. Онушкин, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.) — в области педагогического проектирования и формирования системы профессионального образования (В.П. Беспалько, Ю. С. Васильев, В. А. Жуков, Э. Ф. Зеер, В. Н. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. А. Нестеров,.

B.Е. Радионов, Ю. Г. Татур и др.) — в области психологии и педагогической психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, Р. С. Немов, К. К. Платонов,.

C.Д. Смирнов, В. Д. Шадриков, В. А. Якунин и др.).

Источником исследования послужил также собственный опыт автора, приобретённый в процессе педагогической деятельности и исследований в колледже и вузе, а также в результате профессионального общения с коллегами.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы, анализ учебных материалов, системный метод исследования и описания сложных явлений и процессов) и эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение, интервью, опытное обучение, опрос).

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского технического колледжа, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (факультет туризма и гостиничного хозяйства), Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (механико-машиностроительный факультет), Российского государственного педагогического университета (факультет спецтехнологии и предпринимательства). В основном эксперименте была задействована 21 группа студентов (294 человека), из них 11 групп студентов (всего 174 человека) выпускников школ и 10 групп студентов (всего 120 человек) выпускников колледжа. В дополнительном эксперименте в колледже участвовали 29 человек (2 группы).

Теоретический и экспериментальный материал получен в процессе трех этапов исследования.

На первом этапе (2000 — 2002 годы) изучены и обобщены публикации в научной литературе по проблеме формирования профессионально важных качеств специалиста в системе образования и в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе входящих в интегрированные системы непрерывного профессионального образования. На основе анализа состояния вопроса выявлено противоречие, определена проблема, сформули-* рованы тема и цель исследования, разработаны основы методологического аппарата исследования.

На втором этапе (2002 — 2004 годы) проведен теоретический анализ понятия профессионально важные качества в связи с другими понятиями, характеризующими свойства личности и используемыми для описания результатов профессионального образования. Разработана методика проведения эмпирических исследований, осуществлены эмпирические исследования, выполнена обработка полученных данных, осуществлена их первичная интерпретация.

В рамках внедрения личностно-деятельностной технологии подготовки специалистов в колледже разработана и внедрена в учебный процесс колледжа лаборатория гостиничных технологий при учебной гостинице технического колледжа, комплекс лабораторных работ по применению информационных технологий в гостиничном хозяйстве. Проведено опытное обучение.

Ф Продолжено изучение теоретического аспекта проблемы, направленное на разработку рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в колледже.

На третьем этапе (2004 — 2005 годы) обработаны результатам эмпирических исследований и сформулированы выводы, разработаны методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в колледже с целью улучшения адаптации выпускников как к условиям обучения на последующих ступенях профессионального образования, так и к условиям реальной профессиональной деятельности.

Результаты исследования оформлены в виде текста диссертационной работы.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые исследовано формирование профессионально важных качеств личности у учащихся подсистемы непрерывного образования «колледж — вуз» в условиях реализации личностно-деятельностной образовательной технологии в колледже.

Теоретическая значимость исследования заключается: в уточнении определения понятия профессионально важные качества личности в педагогическом аспекте, в выявлении его связей с другими современными понятиями (компетентность, ключевые квалификации), характеризующими образовательные результатыв обобщении средств и методов, используемых в образовательном процессе для развития профессионально важных качеств у учащихсяв обосновании методики эксперимента по оцениванию формирования профессионально важных качеств личности у студентов.

Практическую значимость исследования составляют: экспериментальное подтверждение эффективности личностно-деятельностной технологии в формировании профессионально важных качеств для повышения адаптированности выпускников колледжа к следующей ступени непрерывного профессионального образования и к профессиональной деятельности- ^ — практические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в системе непрерывного образования, направленные на повышение адаптационных возможностей выпускников, состоящие в системном, целенаправленном подходе в реализации технологии, в ориентации не только на профессиональную, но и на учебно-профессиональную деятельность в вузевозможность использования данных об отношении студентов к профессионально важным качествам для индивидуализации личностно-деятельностной технологии в подсистеме непрерывного образования «колледж — вуз «- методика экспериментального исследования профессионально важ-* ных качеств, которая может быть использована в комплексе с другими психолого-педагогическими методиками.

Положения, выносимые на защиту.

1. Определение профессионально важных качеств личности специалиста как относительно устойчивых качеств личности, возникающих и совершенствующихся в процессе личностного развития при освоении профессиональной деятельности и ее осуществлении и способствующих эффективной профессиональной деятельности и ее углубленному освоению.

2. Профессионально важные качества личности специалиста являются составной частью любых подходов к описанию результатов профессионального образования. В частности, в компетентностном подходе профессиональную компетентность можно трактовать как сложное, комплексное умение, базирующееся на знаниях, навыках и умениях, реализуемое в соответствии с заданными требованиями благодаря достигнутому уровню развития личностных качеств, именуемых профессионально важными.

3. Методика исследования уровня сформированное&tradeпрофессионально важных качеств, основанная на представлении о рефлексивном отражении развития качеств в субъективных оценках и использующая метод парных сравнений и сопоставление оценок студентов с оценками экспертов-профессионалов может быть использована в комплексе с другими психолого-педагогическими методиками для психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессионального становления студентов.

4. Личностно-деятельностная технология, основанная на психологической поддержке профессионального самоопределения учащихся и принципах контекстного обучения и реализуемая при подготовке специалистов среднего звена, является эффективным средством формирования профессионально важных качеств личности и облегчает выпускникам колледжа адаптацию к реальным условиям профессиональной деятельности и к обучению на последующих ступенях системы непрерывного профессионального образования.

5. Рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования, направленные на повышение адаптационных возможностей выпускников: систематическое и целенаправленное развитие профессионально важных качеств, основанное на модели развития профессионально важных качеств и психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессионального становления студентов, всемерное привлечение студентов к модельной и реальной профессиональной деятельности, учета при проектировании образовательного процесса особенностей учебно-познавательной деятельности на последующих ступенях непрерывного профессионального образования.

Достоверность основных положений и выводов обусловлена обоснованностью принятой методики исследования, применением статистических моделей и методов анализа экспериментальных данныхподтверждена результатами педагогического эксперимента.

Результаты исследования были представлены в трудах X Международной конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки», СПб., 2003 г.- IX Международной конференции «Современные технологии обучения СТО-2003», СПб., 2003 г.- научно-методической конференции «Проблемные вопросы внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения», СПб., 2003 г.- IX Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах», СПб., 2004 г.- XI Международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования», Нижний Новгород, 2005 г.

Результаты исследования были использованы: при разработке и внедрении в образовательный процесс Санкт-Петербургского технического колледжа учебной лабораториив используемом в образовательном процессе учебном пособии по применению информационных технологий в туризме и гостиничном хозяйстве, разработанном на принципах личностно-деятельностной технологии.

Основное содержание диссертации изложено во введении, трех главах и заключении, имеется 6 приложений, 8 рисунков и 37 таблиц. Библиографический список включает 172 наименования.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлены противоречия, сформулирована проблема, описан методологический аппарат исследования.

Первая глава «Непрерывное образование как основа подготовки современного специалиста» состоит из шести разделов. В ней охарактеризована идея непрерывного образования в подготовке дипломированных специалистов, раскрыты перспективы учреждений среднего профессионального образования в системе непрерывного образования, описаны возможные модели подготовки специалистов в контексте идеи непрерывности и модернизации профессионального образования, интеграционных процессов в профессиональном образовании. В заключительных разделах главы описаны личност-но-ориентированный подход в обучении и особенности образовательной технологии в колледже, в которой он реализован.

Вторая глава «Содержание понятия профессионально важные качества и его связь сдругими понятиями» состоит из пяти разделов. В первом разделе главы охарактеризована современная трактовка понятия профессионально важные качества, предложено педагогическое определение этого понятия, раскрыты его связи в ряду других современных понятий, используемых для описания результатов профессионального образования. В следующих разделах главы описаны современные подходы к определению состава и структуры профессионально важных качеств, выполнен обзор методов оценивания уровня их сформированности у учащихся. В заключительГ ном разделе описаны средства и методы формирования профессионально важных качеств личности специалиста у учащихся в ходе образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях профессионального образования.

Третья глава «Экспериментальные исследования формирования профессионально важных качеств» посвящена описанию выполненных в ходе исследования эмпирических исследований, интерпретации их результатов, оценке перспективности использованных методик в дальнейших исследованиях, а также разработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в колледже.

В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы и намечены перспективы развития исследований.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

1. Чернушенко В. Г., Бедяева Т. В. Информационные технологии в туризме и гостиничном хозяйстве: Методические рекомендации. УМЦ Комитета по образованию, 2005. 62 с.

2. Бедяева Т. В., Сурыгин А. И. Профессионально важные качества личности специалиста. Подходы, средства формирования, методики оценивания. СПб.: Нестор, 2005. 130 с.

3. Бедяева Т. В., Жуков В. А. Ценностные ориентации и значимые качества студентов системы непрерывного образования на инженерно-техническом факультете // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы X межд. научно-методической конференции 28 февраля — 1 марта 2003 года. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — С. 312−313.

4. Жуков В. А., Бедяева Т. В. Статистическая модель личностной ориентации образовательного процесса в инженерном вузе // Фундаментальные исследования в технических университетах: Материалы VIII Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы. Санкт-Петербург, 26−27 мая 2004 г. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С.327−328.

5. Бедяева Т. В., Сурыгин А. И. Отношение студентов к профессионально значимым качествам как фактор успешности обучения // Проблемы многоуровневого образования. Тезисы докладов XI Международной научно-методической конференции. — Нижний Новгород, ННГАСУ, 2005. — С.60−62.

6. Бедяева Т. В. Организация профессиональной подготовки специалистов индустрии гостеприимства в системе непрерывного образования // Сборник методических разработок. СПб.: УМЦ Комитета по образованию, 2005. С. 34−36.

7. Бедяева Т. В., Сурыгин А. И. Профессионально важные качества личности специалиста как результат профессионального образования // Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности: Труды международной конференции. Москва, 9−11 ноября 2005 г. Томск, Изд-во ТПУ, 2005. С.53−55.

выводы предлагают и другие работы (например, [Гайфуллин, 1989].

Работа В. Н. Добрыниной и И. В. Ратовой [2001] посвящена выявлению и формированию личностных и деловых качеств, в наибольшей степени свойственных определенной профессии (на примере профессии психолога). Авторами предложена интерактивная индивидуально-групповая методика работы с текстом, которая развивает не только навыки собственно работы с текстом (анализ, систематизация, резюмирование), но и активизирует познавательные процессы (осмысление, понимание, запоминание). По мнению авторов, активизация познавательных процессов в ходе самостоятельной работы над текстами и группового обсуждения их содержания способствуют развитию профессионально значимых качеств психолога. Предлагаемую технологию работы с текстом, по мнению автора, можно адаптировать под любую проблему или дисциплину.

Одним из главных средств формирования профессионально важных качеств является организация самостоятельной работы учащихся. Эту область интенсивно исследуют, в частности, применительно к отдельным дисциплинам. Так, диссертационная работа M.JT. Золотайко [2005] посвящена изучению развития познавательной самостоятельности учащихся средствами информационных технологий в процессе изучения информатики. Познавательная самостоятельность (или аналогичные качества), по мнению многих исследователей, лежит в основе формирования профессионально важных качеств современного специалиста. В качестве основы технологии развития познавательной самостоятельности учащихся в исследовании предложена система самостоятельных работ. Для оценивания степени познавательной самостоятельности учащихся разработаны критерии 5 уровней самостоятельности в трех аспектах: технологическом (умение осуществлять познавательную деятельность), содержательном (усваиваемый объем знаний и умений), мотивационном (мотивы познавательной деятельности). В педагогическом эксперименте на основании этих критериев группа экспертов оценивала уровень познавательной самостоятельности, т. е. был использован метод экспертной оценки.

Важным, не до конца исследованным фактором, на который как правило не обращают внимания, но который существенным образом воздействует на формирование профессионально важных качеств личности будущего специалиста, является создание положительного образа профессионала.

В работе A.M. Дышлюк [2001] изучалась самооценка уровня развития профессионально важных качеств студентов-психологов. Результаты исследования показали очень пеструю, невыраженную картину самооценки профессионально важных качеств студентами, что объясняется недостаточным уровнем способности адекватно оценивать свои профессионально важные качества из-за отсутствия сложившегося образа идеального профессионала, что, скорее всего, обусловлено недостаточным опытом работы. В целом, однако, в работе подтвердилась гипотеза о том, что самооценка профессионально важных качеств в процессе обучения повышается независимо от индивидуально-психологических характеристик студентов.

Похожие выводы содержатся в исследовании формирования и самооценки профессионально важных качеств у старшеклассников [Ящишин, 1984], которым показано, что самооценка профессионально важных качеств развивается в процессе учебно-воспитательной работы. Сформулированы условия, при которых развитие самооценки профессионально важных качеств происходит более эффективно. К таким условиям относятся: системный подход в профориентационной работе, выделение самооценки в самостоятельную задачу в ходе профориентационной познавательной деятельности учащихся, использование активных методов проведения профинформа-ционных занятий.

Анализируя различные подходы к формированию профессионально важных качеств личности будущего специалиста в системе непрерывного об* разования, можно сделать однозначный вывод о том, эта задача является столь комплексной и всеобъемлющей, что ее решение невозможно вне системного подхода. Можно сказать, что системность является императивом в решении такого рода задач.

Среди работ, посвящённых формированию профессионально важных качеств личности, к работам ярко выраженного системного типа кроме описанных выше [Максимова, 1999; Башкаева, 2002, Павлова, 2004] следует отнести работы С. В. Козика, А. Н. Кондратюк, А.Н. и И. Н. Горностаевых [2001, 2002 и 2003 соответственно].

В работе А. Н. Кондратюк [2002] на примере подготовки специалистов по туризму изучалось влияние профориентационной работы в довузовский * период на формирование профессионально важных качеств в процессе вузовского обучения. То есть исследование посвящено изучению согласованности различных этапов системы непрерывного образования в аспекте формирования профессионально важных качеств личности. В работе отмечено, что на этапе довузовской подготовки в сфере туризма при формировании профессионально важных качеств учащихся следует обращать внимание на наиболее значимые для данной сферы деятельности качества и названы эти качества, которые в значительной мере совпадают с профессионально важными качествами для профессий типа «человек — человек» по Е. А. Климову [2004]. Успешность формирования профессионально важных качеств учащихся в сфере туристской деятельности автор связывает с системным построением образовательного процесса на принципах развивающего обучения и предоставлением учащимся широких возможностей для индивидуального личностного развития («учебно-воспитательный процесс построен как непрерывно развивающийся процесс, максимально содействующий раскрытию потенциальных возможностей каждого учащегося»). Представление о сушности организации образовательного процесса дают методики, которые исполь-• зовались для определения сформированности профессионально важных качеств. Это анкетирование с целью выявления интереса к профессии, тестовые задания для выявления профессиональных знаний, практические задания, моделирующие реальные ситуации в сфере организации туризма, система психологических тестов и практикумов, способствующих выявлению и развитию индивидуальных особенностей в связи с профессиональной деятельностью.

С.В. Козиком [2001] предложена концепция разработки системы формирования профессионально важных качеств. В основе системы — создание психолого-педагогической службы на базе кафедры психологического профиля. Функционирование системы организовано в следующие логически * замкнутые информационные потоки: выработка целевых функций системы (руководство института) — формирование психологического досье учащихся (психолого-педагогическая служба) — работа учащихся (курсантов) по самоформированию: обучение необходимым навыкам, разработка и выполнение плана самоформирования (курсанты с помощью кураторов и психологов) — проектирование и реализация педагогических ситуаций, направленных на формирование профессионально важных качеств (психолого-педагогическая служба, руководство факультетов).

Таким образом, в своем проекте концепции системы формирования профессионально важных качеств С. В. Козик делает упор на построении системы воспитательной работы и ведении соответствующей документации на каждого учащегося.

Серьезный интерес представляет работа, в которой описана система формирования профессионально важных качеств у студентов колледжей на основе «Я-концепции» [Садыкова, 2000].

А.Н. и И. Н. Горностаевы [2003] разработали всеобъемлющую систему формирования профессионально важных качеств личности менеджера, базирующуюся по сути дела на создании соответствующей образовательной среды, включая и требования к преподавателям и к их учебно-воспитательному взаимодействию со студентами.

Таким образом, проанализировав встречающиеся в научных исследованиях описания средств и методов формирования профессионально важных качеств личности специалиста, можно сделать следующие выводы.

1. Существуют многообразные формы учебной деятельности (совмещенной учебной деятельности по А.А. Вербицкому), способствующие эффективному формированию профессионально важных качеств личности: ситуационные задачи, специализированные учебные курсы, самостоятельная работа студентов, ролевые и деловые игры, тренажеры, учебные проекты, «сетевое» обучение, проблемное обучение, лабораторно-практическое обучение, участие в системе научно-технического творчества, в творческих мастерских и др.

Вместе с тем, для полноценного участия в этих формах учебной активности студентам необходим довольно высокий уровень профессионализма. Путь к достижению этого уровня — достаточно продолжительное обучение традиционными методами.

2. Повышению эффективности формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста способствует преемственность в формировании личности между ступенями непрерывного профессионального образования. Преемственность достигается при следующих условиях: единство видов и форм учебной и внеучебной деятельности, направленных на формирование творческой личностиотбор содержания и реализация единых методов развития профессионально ориентированной личностииспользование соответствующих обеспечению преемственности средств формирования всесторонне развитой личности.

3. Элементами комплекса организационно-педагогических условий формирования профессионально важных качеств являются: наличие модели формирования профессионально значимых качеств у учащихся, включающей квалификационные требования, содержание образования, формы и методы воспитания профессионально важных качеств личности будущего специалистасистематическая диагностика и коррекция уровня сформированности профессионально значимых качестввключение студентов в профессиональную деятельность в процессе внеаудиторной работы и посредством различных практик.

4. Модель формирования профессионально важных качеств содержит 5 этапов (диагностический, мотивационный, профессиональной подготовки, корректирующий, реализации), каждый из которых характеризуется собственными целью, комплексом условий реализации и набором методов обучения.

5. Иногда успешность формирования профессионально важных качеств связывают с особыми типами мышления (экономического, системного, инженерного и т. п.). Представляется, что с одной стороны, это попытка называть те же вещи (профессионально важные качества личности специалиста) другими терминами, интегрирующими целую совокупность качеств и, скорее отражающими не качества, а стиль деятельности. С другой стороны, это аргумент в пользу того, что существует небольшое количество (необходимый минимум) «ключевых» качеств, развитие которых влечет за собой всю «цепочку». Такой подход имеет под собой основание и представляет интерес, так как качества личности существенным образом взаимосвязаны.

6. Формирование профессионально важных качеств будет эффектив-• ным, если подход к их формированию является системным, охватывающим все аспекты и уровни образовательного процесса (включая воспитательный процесс), основанным на самостоятельной деятельности студентов путем всемерного вовлечения их в модельную или реальную профессиональную деятельность и внедрения в образовательный процесс идей контекстного обучения. Ф.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ.

3.1. Методики экспериментальных исследований.

В ходе диссертационной работы были экспериментально исследованы следующие процессы формирования профессионально важных качеств в системе непрерывного образования: формирование профессионально важных качеств в процессе обучения в колледже;

2) формирование профессионально важных качеств в процессе обучения в вузе.

Центральным исследованием являлось исследование формирования профессионально важных качеств на этапе обучения в вузе, поэтому описание методики начинаем с этой проблемы.

В гипотезе исследования было выдвинуто положение, согласно которому у студентов, поступивших в вуз сразу на 2-й или на 3-й курс по окончании углубленного обучения в колледже, профессионально важные качества формируются эффективнее, чем у студентов, поступивших в вуз по окончании средней школы.

Для проверки этой гипотезы проводилось анкетирование студентов по следующим трем анкетам:

— отношение к терминальным ценностям;

— отношение к инструментальным ценностям;

— отношение к профессионально важным качествам. (Форма анкеты приведена в приложении 1).

Терминальные ценности — это убеждения в том, что данные конечные цели индивидуального существования стоят того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности — убеждения в том, что данные действия или * свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации [Ахмеджанов, 1997]. После пилотажного исследования перечни терминальных и инструментальных ценностей по сравнению с методикой «Ценностные ориентации» были несколько изменены и сокращены. В частности, в перечень терминальных были включены ценности «Собственное дело (бизнес)» и «Наличие собственности», а инструментальная ценность «Образованность» заменена на «Профессионализм». Перечни терминальных и инструментальных ценностей, которые предлагались для оценки студентам при анкетировании, приведены в приложении 1.

Перечень профессионально важных качеств был составлен на основе анализа литературы, обзор которой представлен в главе 2, а также на основе ф анализа описания необходимых условий современного производства [Как работают ., 1989; Грейсон, О’Делл, 1991] и туристического бизнеса [Барчуков, Нестеров, Нестерова, 2005; Барчуков, 2004]. Перечень, первоначально включавший 30 качеств, в результате анализа данных пилотажного исследования был сокращён до 20. В перечень не включено такое качество, как профессионализм, так как его наличие у специалиста-профессионала само собой разумеется. Итоговый перечень профессионально важных качеств, предлагавшийся студентам при анкетировании, также приведен в приложении 1.

Анкеты с перечнями терминальных и инструментальных ценностей служили для обоснования сопоставимости двух экспериментальных групп респондентов — студентов-выпускников колледжа (в дальнейшем для краткости мы часто именуем их «лицеистами») и студентов-выпускников средних школ (в дальнейшем мы часто называем их «школьниками»).

По результатам третьего анкетирования (оценка значимости профессионально важных качеств личности специалиста) мы судили об уровне сформированности профессионально важных качеств. В подходах к опреде-# лению уровня сформированности профессионально важных качеств у учащихся мы основывались на методике, описанной С. И. Вершининым [Методы 1988], согласно которой приоритеты в оценке учащимися профессионально важных качеств свидетельствуют о развитости у них этих качеств или о стремлении их развивать. Мы, однако, модернизировали методику, введя совершенно иной критерий сформированности профессионально важных качеств. В качестве критерия мы использовали меру совпадения оценок значимости профессионально важных качеств студентами и специалистами-профессионалами. Для формирования «эталонной» шкалы профессионально важных качеств были опрошены 25 инженеров с 20−25 летним стажем профессиональной деятельности и 19 менеджеров. В число менеджеров были включены и преподаватели вузов, в работе которых преобладают или имеют значительное место административные управленческие обязанности. В результате мы получили две «эталонных» шкалы (для инженеров и для менеджеров), с которыми и сравнивали данные опроса студентов.

Заметим, что при сравнении двух объектов в социальных науках, в частности, в педагогике, не имеет принципиального значения набор исходных характеристик объектов. Достаточно, чтобы в этом наборе оказались существенные характеристики или комплексы характеристик. В таком случае сходство двух объектов можно установить по степени соответствия их параметров, полученных на основе одной и той же модели. Статистически значимое различие свойств (характеристик) означает, что данные явления различаются существенно, а носители этих свойств следует рассматривать как существенно отличающиеся друг от друга. Из этого мы исходили при формировании перечней ценностей и качеств.

Анкетирование проводилось в течение двух недель во второй половине ноября каждого года. Такой выбор времени анкетирования обусловлен следующими обстоятельствами: в течение первых двух месяцев обучения на следующем курсе создаются достаточные предпосылки для того, чтобы оценить, какие именно качества необходимы для успешной учебной работыанкетирование непосредственно перед экзаменационной сессией практически невозможно из-за загруженности студентов учебной работойрезультаты первой экзаменационной сессии могут оказать существенное большее влияние на самооценку выпускников колледжа.

В анкетах предлагалось указать ранг каждой ценности или качества, то есть ранжировать их, начиная с наиболее, по мнению студентов, высокого ранга и заканчивая наименьшим рангом.

Анкетирование проводилось в студенческих группах непосредственно во время учебных занятий. Продолжительность заполнения анкеты составляла, как правило, 15−20 минут. Обработка результатов анкетирования выполнена с помощью программ статистического анализа Excel Windows 98 [Козлов, Шишов, 2003].

По данным анкетирования составлялись таблицы рангов, дифференцированно по курсам и по следующим подгруппам: выпускники колледжаюноши, выпускники колледжа — девушкивыпускники школ — юноши, выпускники школ — девушки. Всего в эксперименте была задействована 21 группа студентов (294 человека), из них 11 групп студентов (всего 174 человека) выпускников школ и 10 групп студентов (всего 120 человек) выпускников колледжа. Анкетирование студентов механико-машиностроительного факультета Санкт-Петербургского политехнического университета выполнено при помощи и содействии профессора В. А. Жукова [Бедяева, Жуков, 2003; Жуков, Бедяева, 2004].

Статистическая обработка данных состояла в следующем.

I. Определение средних значений рангов по каждой позиции как среднего арифметического оценок всех студентов группы (групповые оценки).

2. Вычисление коэффициентов корреляции оценок различных групп между собой. Определение статистически значимых корреляций.

3. Вычисление коэффициентов корреляции оценок профессионально важных качеств с аналогичными оценками профессиональных специалистов.

В процессе эксперимента стало ясно, что не удается сравнивать отношение к профессионально важным качествам студентов разных лет обучения. Поэтому представляет интерес лонгитюдное исследование, данные для которого удалось выделить из общего массива данных, благодаря тому, что экспериментальное исследование проходило в течение ряда лет.

В процессе обработки экспериментальных данных необходимо было оценивать статистическую значимость полученных корреляций. Это делалось на основании критерия Стъюдента [Гмурман, 1977]. Параметр критерия Стъюдента t связан с коэффициентом корреляции р и объемом выборки п формулой.

Если задаться критическим значением t = tKp, выбрав его из таблиц, имеющихся в любом учебнике по математической статистике, по уровню достоверности 0,95 или 0,9, то легко можно, преобразовав формулу, получить выражение для критического коэффициента корреляции:

Вычисляя значения ркр для выборок разного объема можно судить о статистической значимости по заданному уровню (0,9 или 0,95) коэффициентов корреляции при сравнении различных рядов оценок. 2.

Ркр 1.

П + 1.

Вторая часть экспериментального исследования была посвящена изу-% чению процесса формирования профессионально важных качеств в ходе обучения в колледже.

Одной из характерных особенностей образовательного процесса в колледже является его практикоориентированность: большой объём производственных практик и активное использование деловых игр. Мы полагаем, что в образовательном процессе это наиболее сильный фактор, влияющий на формирование профессионально важных качеств личности специалиста и, следовательно, на отношение студентов к ним. Это обусловлено тем, что студенты получают возможность оценить необходимые качества в условиях реальных производственных ситуаций или в условиях, непосредственно их моделирующих. ф В связи с этим представляет несомненный интерес проследить, как происходит становление отношения к профессионально важным качествам личности специалиста в ходе обучения в колледже и особенно в процессе производственных практик как основного элемента практикоориентирован-ного обучения. Для эксперимента мы выбрали подготовку специалистов в области гостиничного хозяйства с квалификацией менеджер. Лучшие выпускники этой образовательной программы среднего профессионального образования поступают на третий курс Инженерно-экономического университета. Методика этих исследований состояла в следующем.

С целью сделать оценки студентов более адекватными, использовав при анкетировании более точный метод парных сравнений, было сокращено количество профессионально важных качеств в перечне. Математические основы метода парных сравнений описаны, например, в [Саати, Керне, 1991; Ногин, Чистяков, 1998].

Для анкеты мы выбрали всего восемь качеств, равномерно распределённых по шкале оценок профессионально важных качеств, данной специа-* листами. Эти качества приведены в таблице вместе с присвоенными им номерами в полном перечне, содержащем 20 качеств. В таблице для сведения * приведены также средние оценки по выборке специалистов-менеджеров (19 человек).

3. Воспитанность 13,9.

8. Воля, настойчивость, целеустремлённость 12,6.

6. Общительность 11,5.

15. Твёрдость в отстаивании своего мнения 10,9.

9. Эффективность в делах 9,7 '.

10. Работоспособность 6,9.

14. Ответственность 5,5.

12. Самостоятельность 5,5.

Сокращение количества качеств в перечне можно обосновать следующими соображениями.

При 20 позициях в перечне профессионально важных качеств личности специалиста трудоёмкость заполнения анкеты и обработки результатов делает практическое применение метода парных сравнений трудноосуществимым. При 20 позициях в перечне необходимо количественно оценить относительную важность в (20×20 — 20)/2 = 190 парах профессионально важных качеств, а затем ещё выявить и скорректировать причины отклонения индекса совместности матрицы парных сравнений от 0. Практически это трудно осуществимо. Кроме того, респонденты-учащиеся, как показал практический опыт, не могут с достаточной степенью сосредоточенности заполнить всю матрицу парных сравнений и при большом количестве позиций с трудом воспринимают суть метода парных сравнений. В результате повышенная трудоемкость заполнения анкеты сказывается на объективности результатов.

Поэтому число профессионально важных качеств в перечне, предлагавшемся для оценивания, мы сократили до 8. В этом случае оценки необходимо выполнить всего в (8×8 — 8)/2 = 28 парах профессионально важных качеств. Более обозримой и удобной для анализа на причины нарушения индекса совместности становится и собственно матрица парных сравнений.

Кроме того, для упрощения работы с анкетой уменьшено количество градаций степени относительной выраженности одного качества в сравнении с другим. В классической версии методики [Саати, Керне, 1991] используются 9 основных градаций относительной важности с оценками от 9 (максимальная) до 1/9 (минимальная), оценка 0 отсутствует (см. табл. 3.1) (для определённости в таблице сравниваемые качества сокращенно обозначены К1 и К2). К тому же, если использовать и промежуточные оценки (8, 6, 4, 2, уг, у,.

У, X), получается 9 + 8 = 17 градаций. Такое разнообразие спектра возможных оценок респонденты-учащиеся также воспринимают с трудом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования изучалось формирование профессионально важных качеств будущих специалистов в образовательной среде колледжа и его развитие при переходе наследующую ступень системы непрерывного образования — в вуз. Для профессий типа «человек — человек» гипотеза полностью подтверждена, для профессий типа «человек — техника» гипотеза подтверждена в тенденции. Отсюда следует вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса по техническим специальностям в колледже как в элементе системы непрерывного образования. Соответствующие рекомендации разработаны и предложены.

В главе 1 диссертации охарактеризована идея непрерывного образования в контексте основных тенденций развития образования, показана роль и место учреждений среднего профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования, описана личностно-деятельностная технология подготовки специалистов, реализуемая в Петербургском техническом колледже.

В главе 2 раскрыта современная трактовка понятия профессионально важные качества личности, установлены связи данного понятия с другими понятиями, описывающими определенные свойства личности как результат профессионального образования.

В главе 3 разработана методика и проведен эксперимент по оцениванию уровня профессионально важных качеств личности у студентов вузоввыпускников школ и выпускников колледжа. На основании полученных теоретических и экспериментальных данных разработаны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса с целью повышения эффективности формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи решены. Научные положения, полученные в диссертационном исследовании и вынесенные, на защиту, обоснованы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования состоят в следующем.

1. Образовательная среда колледжа, построенная на основе личностно-деятельностной технологии, психологической поддержке профессионального самоопределения учащихся и принципах контекстного обучения, является эффективным средством развития профессионально важных качеств личности, позволяющим выпускникам колледжа по профессиям типа «человек — человек» успешно адаптироваться как к последующим ступеням системы непрерывного профессионального образования, так и к реальной профессиональной деятельности.

2. Образовательная среда подготовки специалистов по профессиям типа «человек — техника» требует совершенствования. При реализации лично-стно-деятельностной технологии в колледже необходимо строить образовательный процесс с учетом развития не только профессионально важных качеств, но и личностных качеств, важных для учебно-познавательной деятельности на ступени высшего образования.

3. Выпускники колледжа при переходе в вуз успешнее выпускников школ адаптируются к «практикоориентированным» образовательным программам и менее успешно — к «теоретикоориентированным». Образовательная среда колледжа эффективно согласована с требованиями к студентам-менеджерам в вузах, но недостаточно эффективно с требованиями подготовки инженеров исследовательского плана. Причиной является рассогласование в характере учебно-познавательной, различия в требованиях к личностным качествам, значимым для познавательной деятельности.

4. В образовательную среду колледжа целесообразно ввести методики, развивающие качества, необходимые для самостоятельной учебнопознавательной деятельности. Необходимо также совершенствовать частные дисциплинарные методики развития профессионально важных качеств, шире использовать в образовательном процессе колледжа формы и методы работы в вузе, внедрять учебные пособия вузовского типа. С другой стороны, целесообразно распространить на вузы практику психологического сопровождения профессионального становления студентов.

5. В педагогических исследованиях под профессионально важными качествами целесообразно понимать относительно устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении профессиональной деятельности и ее осуществлении и способствующие эффективности профессиональной деятельности и ее углубленному освоению.

6. Профессионально важные качества личности специалиста с необходимостью являются составной частью любых подходов к описанию результатов профессионального образования. В частности, в рамках компетентност-ного подхода компетентность можно трактовать как сложное, комплексное умение, базирующееся на знаниях, умениях и навыках, реализуемое в соответствии с требованиями благодаря достигнутому уровню развития личностных качеств, в случае профессиональной компетентности именуемых профессионально важными.

7. Методика исследования уровня сформированности профессионально важных качеств, основанная на представлении о рефлексивном отражении развития качеств в субъективных оценках и использующая метод парных сравнений и сопоставление оценок студентов с оценками экспертов-профессионалов может быть использована в комплексе с другими психолого-педагогическими методиками.

8. Результаты опросов студентов по оценке профессионально важных качеств можно использовать в образовательной практике с целью корректировки развития профессионально важных качеств на основе индивидуально-групповой технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский «центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
  2. М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ. СПб.: Наука, 2003. 184 с.
  3. Л.П., Укке Ю. В. Пути реализации потребности в непрерывном образовании. М., 1990. 40 с. (Проблемы непрерывного образования: Обзор, информ. / НИИВШ- Вып.1).
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  5. JJ.A. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста (на материале изучения иностранного языка в военно-техническом вузе). Автореф. дисс.. к.пед.н. Брянск, 1999.
  6. П.Ф. Инновационные процессы в системе среднего профессионального образования // Инновации в высшей технической школе России: вып. 1. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования: Сб. ст. / МАДЩГТУ). М., 2002. — С. 22−42.
  7. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика, 2002.- № 8.- С. 8−13.
  8. Э.Р. Психологические тесты. М., 1997. — 370 с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 558 с.
  10. И.С. Социально-культурная деятельность и туризм: Учебное пособие. -СПб.: Книжный дом, 2004. 316 с.
  11. И.С., Нестеров А. А., Нестерова Е. В. Туризм: организация, управление, маркетинг: Учебно-методическое пособие. СПб.: Книжный дом, 2005. 224 с.
  12. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  13. Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности. Автореф. дис.. к. пед. и. Ставрополь, 2002. 22 с.
  14. Т.В., Жуков В. А. Ценностные ориентации и значимые качества студентов системы непрерывного образования на инженерно-техническом факультете //
  15. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы X международной научно-методической конференции 28 февраля 1 марта 2003 года. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — С. 312−313.
  16. Т.В., Сурыгин А. И. Профессионально важные качества личности специалиста. Подходы, средства формирования, методики оценивания. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. 130 с.
  17. О. Подготовка специалистов для водного транспорта России. // Высшее образование в России, № 1, 2005. С.66−85.
  18. Д.М. Научно-техническое творчество как средство формирования у учащихся техникумов профессионально важных качеств. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1989.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  21. Н.М., Капитонова М. Е., Никифоров В. И., Симаков Г. В. Учебный комплекс ЛГТУ ЛТЛ // Проблемы непрерывного технического образования /. — Л.: ЛГТУ 1991.-С. 25−29.
  22. О.Б. Формирование профессионально значимых качеств при изучении инженерной графики в образовательной системе школа-вуз: Автореф. дис.. к. пед. н. Новосибирск, 2002.
  23. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997.
  24. ГА., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-359 с.
  25. Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов технического вуза. Автореф. дис. д. пед. н. Калининград, 2001.
  26. Ю.С., Козлов В. Н., Попова Е. П. Концепции и опыт проектирования государственных образовательных стандартов в области техники и технологии. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 268 с.
  27. С.В. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. (Проблемы средней специальной школы, вып. 2.) -М.: НИИВШ, 1990.-32 с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991.- 204 с.
  29. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 41 с.
  30. С.М., Лехин С. Н. Подготовка инженеров в системе «школа колледж -вуз» // Элитное техническое образование: Труды международной конференции в рамках симпозиума. — Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — С. 11−13.
  31. С.Г. и др. Социализация взрослых: Учеб. пособие / Л. А. Башарина, Л. В. Бродянская, С. Г. Вершловский СПб.: СпецЛит, 2002.-269 с.
  32. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 510 с.
  33. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 536 с.
  34. В.Г. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике. Автореф. дис. д. пед. н. Л., 1989.
  35. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  36. Н.Ф., Шапкин В. В. Профессиональная школа: новое целеполагание / Комитет по образованию СПб., Учебно-метод. центр. СПб., 1996. — 28 с.
  37. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы -М., 1987.
  38. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных концепций.) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  39. Г. Университетский комплекс: Непрерывность. Фундаментальность. Качество. // Высшее образование в России, № 1, 2005. С.59−66.
  40. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 5-е. М.: Высшая школа, 1977.-479 с.
  41. , А.Н., Горностаева КН. Формирование профессионально важныхкачеств личности будущих менеджеров. Брянск: Изд-во БГТУ, 2003. — 252 с.
  42. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. -М., 2002.
  43. JT.B. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. № 1, 2004, с.36−42.
  44. Л.В. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» // Высшее образование в России. № 3, 2004, с.3−20.
  45. Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.-319 с.
  46. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения: (обзор) // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития / НМЦ СПО. -М., 1997.-С. 125 139.
  47. Л.И. Состав и структура профессиональной компетентности преподавателя вуза / Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2001. С. 4−55.
  48. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М, 1994.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. -480 е.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  51. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993. 23 с.
  52. В.Н., Pamoea И.В. Развитие профессионально значимых качеств специалиста: Метод, пособие / МВД России, Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России. Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. 26 с.
  53. М.А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Дис.. к. пед. н. СПб., 2002. 189 с.
  54. ДышлюкА.М. Влияние индивидуально-психологических характеристик на самооценку профессионально важных качеств студентов-психологов. М.: МОСУ, 2001.28 с.
  55. О. В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Автореф. дис.. к. пед. н. Кемерово, 2003.
  56. З.А., Розина Н. М. Опыт работы техникумов-предприятий по совершенствованию подготовки специалистов. М., 1990. 36 с. (Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. / НИИВШ- Вып. 3).
  57. ЗанковЛ.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968.
  58. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  59. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  60. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование// Педагогика. 2002, № 3.- С. 16 -21.
  61. Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Высшее образование в России. № 4, 2005, с.23−30.
  62. МЛ. Развитие познавательной самостоятельности средствами информационных технологий на уроках информатики. Автореф. дисс.. к. пед. н. Владивосоток, 2005.
  63. А.Г. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной комуникативной компетентности у студентов неязыковых вузов (на примере специальности «Связи с общественностью). Автореф. дис.. к. пед. н. СПб., 2002. 18 с.
  64. Исследование тенденций развития содержания среднего специального образования в новых социально-экономических условиях (Проблемы средней специальной школы, вып. З) / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г., Зайцева З. А. и др. М.: НИИВО, 1992. — 52 с.
  65. Как работают японские предприятия. Сокр.пер. с англ. / Под ред. Я. Мондена и др.- Науч. ред. и авт. предисл. Д. Н. Бобрышев. М.: Экономика, 1989. 262 с.
  66. Е.Н. Формирование профессионально значимых качеств студентов туристического вуза в процессе изучения информатики. Автореф. дис.. к. пед. н. М., 2000.
  67. М.Е. Технология формирования профессионально значимых качеств специалиста в системе непрерывного образования (на примере технического лицея). Автореф. дисс.. канд. пед. наук, СПб, 1999.
  68. Е.А. Введение в профессию. М., 1982.
  69. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: Academia, 2004.301 с.
  70. С.В. Концепция «Системы формирования профессионально важных качеств» у курсантов военно-морского института. СПб.: Военно-морской институт, 2001.-103 с.
  71. А.Ю., Шишов В. Ф. Пакет анализа MS Excel в экономико-статистических расчётах / Под ред. проф. B.C. Мхитаряна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 139 с.
  72. ВА., Шубина H.JI. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГТ1У им. А. И. Герцена, 2005. -429 с.
  73. А.Н. Формирование профессионально важных качеств учащихся в сфере туристской деятельности в системе довузовской подготовки. Автореф. дис. к. пед. н. М., 2002.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства от 29 декабря 2001 года № 1756-р) http://wvvw.ed.gov.m/min/pravo/276,print/ (15 фев 2005).
  75. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТР1-ДАНА, 2001.-543 с.
  76. Н.И. Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности у студентов в процессе управляемого проектирования // Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к .пед. н., Вильнюс, 1991.
  77. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
  78. Н.А. Профессионально-личностное воспитание студентов технического вуза. Автореф. дис. к. пед. н. СПб., 2003.
  79. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  80. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых людей. М., 1971.
  81. Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 272 с.
  82. И.П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании //Педагогика, 2002. № 10.- С.29−37.
  83. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.-208 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  86. .Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  87. P.P., Шарипов Ф. В. Создание и использование учебно-научно-производственных комплексов в системе подготовки специалистов (Экономика высшей школы: Обзор, информ./ НИИВШ- Вып. 4) / Науч. ред. М. Г. Гару-нов.-М., 1990.-40 с.
  88. P.P., Шарипов Ф. В. Создание и использование учебно-научно-производственных комплексов в системе подготовки специалистов / Науч. ред. М. Г. Гарунов. (Экономика высшей школы: Обзор, информ. / НИИВШ- Вып. 4). М., 1990.-40 с.
  89. В.Н. Школьная акмеология / Академия акмеологических наук. СПб., 1997.-29 с.
  90. Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных педагогов : Автореф. дис. к.пед.н. Казань, 1999. 16 с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  92. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  93. JI.А. Технологии формирования основ профессионального поведения у иностранных студентов (на этапе предвузовского обучения). Автореф. дис.. к. пед. н. М., 1999.
  94. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.-80 с.
  95. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
  96. Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе. Автореф. дис. д. пед. н. СПб., 2001.
  97. Методы изучения профессионально важных качеств школьников: Метод, рекомендации / АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф. ориентации- С. И. Вершинин. М.: АПН СССР, 1988. 35 с.
  98. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др. М.: Народное образование, 2002. — 207 с.
  99. В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998. — 172 с.
  100. Е.З. Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач. Автореф. дис.. к. пед. н. Калининград, 2002. 22 с.
  101. В.К. Англо-русский словарь. Изд. 15-е, стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  102. О. В. Развитие базовых профессионально важных качеств студентов гуманитарных вузов в процессе рекламной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001.
  103. Немецко-русский словарь / Под ред. А. А. Лепинга, Н. Г1. Страховой. Изд. 4-е, стереотип. -М.: Советская энциклопедия, 1965.
  104. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. -3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. Общие основы психологии. — 688 с.
  105. Л.И., Морозова З. А., Герасимова И. А., Житников И. В. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-320 с.
  106. В.И. Основы проектирования содержания и организации подготовки бакалавров в технических университетах. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. 36 с.
  107. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  109. В.Д., Чистяков С. В. Применение линейной алгебры в принятии решений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. — 40 с.
  110. М., Шершнёва В. Компетентностный подход к обучению математике // Высшее образование в России. № 4, 2005, с.36−39.
  111. Образование взрослых: опыт и проблемы / JI.B. Бродянская, В. В. Вершинина, С. Г. Вершловский и др.- Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: СП6ИВЭСЭГ1, 2002.- 165с.
  112. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
  113. А.Е., Поцявичус И. В. Роль индивидуально-типологических характеристик в саморегуляции деятельности // Психологический журнал, 1981.-Т.2.- № 1.
  114. В.Г. Образование взрослых: состояние и прогнозирование его развития // Гуманизация образования. № 4, 1995. — С. 24−28.
  115. . Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // Оценка качества профессионального образования / Под ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. М., 2001. — С. 44−46.
  116. Основы общей и прикладной акмеологии: Учеб. Пособие / Росс. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1995. — 388 с.
  117. А. П. Формирование профессионально значимых качеств студентов технического колледжа в процессе обучения физике. Автореф. дис.. к. пед. и. Тольятти, 2004. 23 с.
  118. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: «Издательский центр «Академия»», 2004.
  119. Педагогические технологии контекстного обучения // под. ред. А. А. Вербицкого. (Новые методы и средства обучения, № 2(16)). М.: Знание, 1994.
  120. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  121. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1977.-247 с.
  122. Проблемы учебных заведений-комплексов / J1. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко, JI. А. Ненашева и др. М., 1991. — 52 с. — (Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ./ НИИВО- Вып. 3).
  123. Проблемы учебных заведений-комплексов / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко, Л. А. Ненашева и др. (Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ./ НИИВО- Вып. 3). М., 1991. — 52 с.
  124. Проектирование учебного комплекса непрерывного технического образования для подготовки специалистов технического профиля: Отчет по НИР. СПбГПУ- руководитель Г. В. Симаков № ГР.0292.000.9795- Инв. № 0192.9 795. СПб, 1991.-350 с.
  125. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения / Е. А. Залученова, Л. А. Ненашева, В. К. Зарецкий, Л. Г. Семушина. (Проблемы непрерывного образования: Обзор, информ. / НИИВО- Вып.2). М., 1993. — 40 с.
  126. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения. (Проблемы непрерывного образования, вып. 2) / Залученова Е. А., Ненашева Л. А., Зарецкий В. К., Семушина Л. Г. М.: НИИВО, 1993. — 40 с.
  127. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища. М.: Высш. шк., 1991.
  128. Д.В., Федоров И. Б., Шадриков В. Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России, № 2, 2004. С.3−11.
  129. Д.В., Федоров И. Б., Шадриков В. Д. Развитие двухступенчатой системы подготовки специалистов в области техники и технологии // Элитное техническое образование: Труды международной конференции в рамках симпозиума. -Томск: Изд-воТПУ, 2003. С.11−13.
  130. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб.: СГ16ГТУ, 1996.- 142 с.
  131. Развивающее обучение. Вопросы методологии и технологии. Вып. Ш. СПб.: Сударыня, 1998. — 172 с.
  132. А.А. Акмеология личности // Проблемы развития системы акмеологических наук / СПб. акмеолог. акад.- под ред. Н. В. Кузьминой и A.M. Зимичева. -СПб., 1996. С. 118−137.
  133. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985.-207 с.
  134. А., Лебедев В., Бут В. «Лицей-вуз» и качество образования // Высшее образование в России, № 6, 2004. С. 25−30.
  135. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.-224 с.
  136. Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования профессионально важных качеств у студентов профессионально-педагогического колледжа. Автореф. дис. к. пед. н. Брянск, 1999.
  137. Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции». Автореф. дисс.. к. пед. н. Тольятти: Политехнический институт, 2000. 26 с.
  138. Селевко Г. К Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  139. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
  140. А. П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии // Технологическая школа бизнеса. М., 1996. — 428 с.
  141. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  142. И. П. Человек образование — профессия — личность. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. 420 с.
  143. С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. № 1, 2004, с.43−51.
  144. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  145. Е.Е. На пути к выбору профессии: Материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб.: КАРО, 2003. 176 с.
  146. Е.В. Метод деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики. Автореф. дис. к. пед. н. СПб., 2004.
  147. Л.М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М.: Hippo, 2004.
  148. Н.П. Формирование и педагогическая диагностика профессионально значимых качеств учащихся профлицея (профессий машиностроения). Автореф. дис.. к. пед. н. М., 2002.
  149. А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.
  150. Типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе учебного заведения и базового предприятия // Бюлл. Минвуза СССР. 1987. — № 11. — С. 31 -33.
  151. А.С., Зюзя А. А., Ткаченко А. А. Индивидуальные познавательные стили школьников. -М.: Педагогическое об-во России, 2003. 144 с.
  152. В.А. Региональные центры непрерывного профессионального образования // Технические университеты России: проблемы становления, функционирования и развития.-СПб.: СПбГТУ, 1993.-С. 131−132.
  153. С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Hippo, 2003.
  154. В.Г., Бедяева Т. В. Информационные технологии в туризме и гостиничном хозяйстве: Методические рекомендации. СПб.: УМЦ Комитета по образованию, 2005. 62 с.
  155. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности, М., 1982.
  156. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1996.
  157. З.М. Технологии реализации преемственности профессиональной подготовки специалистов в системе ссуз — вуз (на примере энергетических специальностей). Автореф. дис. к. пед. н. Казань, 2002.
  158. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2, 1999, с. 41−48.
  159. Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. № 3, 2005, с.36−49.
  160. Г. Р. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М., 1993.
  161. К. О структуре непрерывного профессионального образования. // Высшее образование в России, № 2,2005. С.20−28.
  162. Элитное техническое образование: Труды международной конференции в рамках симпозиума. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — С. 11−13.
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  164. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  165. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
  166. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, № 2, 1995. С. 28 — 37.
  167. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьникам // Вопросы психологии, № 2, 1994. С. 64 — 77.
  168. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  169. К.Е. Психологический анализ самооценки профессионально значимых качеств и условия ее формирования у старшеклассников. Автореф. дис.. к. псих. н. Киев, 1984.
  170. Boyatzis R.E. The Competent Manager: a Model for Effective Performance. New York: John Wiley & Sons, Inc, 1982.
  171. Dubois D.D. Competency-based Performance Improvement: A Strategy for Organizational Change. Human Resource Development Press, 1993.
  172. Mills R. Competencies. Management Pocketbooks Ltd. 2004. 130 p.
  173. Shaw S. Development of Core Skills Training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum Sub-Group D, European Training Foundation. June 1998.
  174. Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York: John Wiley & Sons, Inc, 1993.
Заполнить форму текущей работой