Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит. в том, что: определено содержание понятия «педагогическая поддержка развития часто болеющего ребенка» как технология, обеспечивающая взаимодействие часто болеющего ребёнка и педагога на принципах доверия, единства переживаний, устремленности к ценностям здоровья, взаимопонимания, ориентированного на совместное выявление и разрешение проблем, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-теоретические основы проблемы педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья
    • 1. 1. Современные подходы к разработке проблемы психолого-педагогической поддержки личности
    • 1. 2. Социокультурные факторы Приднестровья, обусловливающие состояние здоровья детей
    • 1. 3. Теоретическая модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных учреждениях Приднестровья
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Проектирование и экспериментальная апробация педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья
    • 2. 1. Существующая практика развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья
    • 2. 2. Апробация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях
    • 2. 3. Динамика развития часто болеющих детей 7-го года жизни
  • Выводы по второй главе

Педагогическая поддержка развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема педагогической поддержки детей актуализирована научно-педагогическими, социальными и культурными изменениями, обусловливающими трансформацию образовательной парадигмы. Ситуация в Приднестровье характеризуется экономической нестабильностью, размытостью политических ориентаций, отсутствием системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Кризисный характер социокультурного пространства обусловливает возникновение хронического стресса, на фоне которого развиваются заболевания различной этиологии. В последние годы возрастает количество детей, характеризующихся теми или иными отклонениями в психофизическом развитии, что осложняет процесс их социализации и приводит к психологической дезадаптации. Статистические данные по результатам углубленного осмотра воспитанников дошкольных образовательных учреждений «О состоянии здоровья детей в образовательных организациях Приднестровья» (2010г.) свидетельствуют о сохраняющейся тенденции к ухудшению состояния здоровья детей.

На медико-социальном уровне актуальность исследования связана со снижением уровня здоровья детей дошкольного возраста в Приднестровье, что обусловлено состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка. В исследованиях отмечаются данные о негативном влиянии повышенных нагрузок в образовательной системе на здоровье детей (М.В.Антропова, М. М. Безруких, О. Р. Волошин С.М.Громбах, — М. С. Гончаренко. Д. И. Зелинская, С. В. Кириленко, Ю. П. Лисицын, М. Т. Матюшонок, В. Е. Новикова, В. А. Пискунов, А. Н. Тимченко А.Г.Хрипкова и др.). Авторы выявили корреляционную зависимость социокультурных, воспитательных факторов и повышения количества часто болеющих детей как в России, так и в Приднестровье.

На психолого-педагогическом уровне актуальность проблемы исследования педагогической поддержки детей обусловлена необходимостью 4 разработки подходов к организации образовательного пространства, обеспечивающего развитие часто болеющих детей. Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (Н.А.Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Петленко, О. Я. Рибалка, Г. М. Соловьев и др.). Принято считать, что часто болеющие дети — феномен специфически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. В многочисленных исследованиях дошкольный возраст определяется как сенситивный к развитию основных психических функций, которые становятся своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности часто болеющего ребенка в период дошкольного детства является особенно важным для современной науки.

Среди особенностей психологического развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста можно выделить преобладание позиции малоценности", ущербности и непосредственно-чувственное отношение к себе (М.Н.Ливанова, В. В. Николаева). Для часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Г.А. Арина, H.A. Коваленко). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (В.Н.

Касаткин А.Г. Румянцев). У больного часто болеющего ребенка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности — инфантилизму, 5 дезадаптации (М.Н. Ливанова). Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми (В.А.Ковалевский). Существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь.

Здоровьесберегающее пространство базируется на культуросообразной концепции здоровья человека, предъявляющей требования к человеку как регулятору своего здоровья, участнику его формирования (J1.B. Абдульманова, И. Э. Куликовская, P.M. Чумичева). Однако при построении здорьесберегающего пространства авторы недостаточно уделяют внимание педагогической поддержке развития часто болеющих детей дошкольного возраста.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью педагогического контента, ориентированного на организацию педагогической поддержки часто болеющих детей. Педагогическая поддержка как одна из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения ориентирована на гуманизацию взаимоотношений ребенка и педагога, развитие у дошкольника способности жить и действовать, основываясь на ценностях уважения и свободы выбора.

В то же время педагогическая поддержка развития часто болеющего ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения выступает основой для организации его жизнедеятельности, способствующей приобретению способов развития и саморазвития. Анализ реализуемых дошкольными учреждениями Приднестровья программ обучения, воспитания б и развития ребенка показал, что в них недостаточно представлены организационно-структурные формы и условия педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни, что затрудняет организацию педагогического процесса. Разработка системы мероприятий педагогической поддержки развития часто болеющих дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует разрешению эмоциональных и поведенческих проблем во взаимоотношениях с окружающими, оказывает положительное влияние на процессы социальной адаптации и социального функционирования.

Анализ исследований по вышеуказанным проблемам, а также изучение реального состояния образовательной практики воспитания часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях, позволили выявить существенные противоречия между: государственным заказом на полноценное, целостное развитие детей в системе дошкольного образования и недостаточной теоретико-методологической и технологической разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного образованияпедагогической поддержкой как одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения и отсутствием системы педагогической поддержки развития часто болеющего ребенка в дошкольных учрежденияхценностью самореализации часто болеющих детей 7-го года жизни и отсутствием разработанного содержания педагогической поддержки их развития в дошкольных образовательных учреждениях.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: какие научно-теоретические и методические условия педагогической поддержки развития часто болеющих детей являются оптимальными для реализации в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья?

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация технологии педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: педагогическая деятельность по развитию часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: технология педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольном учреждении.

Гипотеза исследования: эффективность развития часто болеющих детей в дошкольном учреждении обеспечивается при следующих условиях, если: педагогическая поддержка основана на данных медицинских, психологических исследований и определяется как вид педагогического взаимодействия, направленный на создание условий для когнитивного, эмоционально-чувственного, духовно-нравственного развития и коррекции состояния здоровья часто болеющего ребенкаучитываются особенности часто болеющего ребенка 7-го года жизни, выражающиеся в комплексах неполноценности, неуверенности и дезадаптацииразработана и реализуется модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учрежденияхрезультаты диагностики развития часто болеющего ребенка являются основой для проектирования технологии педагогической поддержки его развития.

В соответствии с целыо, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных учреждениях.

2. Разработать и апробировать технологию педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. 8.

3. Выявить особенности и динамику развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья.

Методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, определяющий здоровье высшей ценностью человека, общества и системы образования (О.Г. Дробницкий, М. С. Каган, З. И. Равкин, В. А. Сластенин и др.) — культурологический подход, позволяющий рассматривать развитие ребёнка как основу его успешности, способности к творческому самовыражению и выбору личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование (В.Е.Давидович, В. Ф. Сержантов, А. И. Субетто, А. Е. Чекалов и др.). идеи гуманизации и гуманитаризации образования, раскрывающие самоценность личности (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) — идея необходимости целенаправленной психолого-педагогической поддержки когнитивного, эмоционально-чувственного и духовно-нравственного развития ребенка (JI.H. Антонова, А. И. Волкова, О. С. Газман, М. М. Рубинштейн, C.JI. Рубинштейн, H. I-I. Суртаева, Г. П. Шевченко и др.). концепция детства как времени развития организма, личности и становления индивидуальности и социокультурного опыта, положенные в основу систем педагогической поддержки развития часто болеющих детей дошкольного возраста (Н.С.Ежкова, С. А. Козлова, В. Т. Кудрявцев, И. Э. Куликовская, Д. И. Фельдштейн. P.M. Чумичева и др.) — концепция здоровьесбережеиия в образовании (Л.В.Абдульманова, Л. И. Губарева, Ю. П. Лисицын, В. Н. Муравьева, Г. М. Соловьев и др.) — концепция духовно-нравственного развития ребёнка в образовательном пространстве (Т.И.Власова, А. Я. Данилюк, И. В. Житная, И. И. Иванец, И. Э. Куликовская, Г. П. Шевченко и др.).

Теоретической основой исследования явились положения:

— теории педагогической поддержки как особой области педагогической деятельности, одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, О. С. Газман и др.);

— педагогики сотрудничества (Ш.А. Амопашвили, E.H. Ильин и др.), определяющей способы гуманного развития человека, такие как учение без принуждения, доверие и заинтересованность в положительном результате;

— педагогики свободы (А.Г. Асмолов, О. С. Газман, О. В. Гукаленко и др.), рассматривающей право ребёнка на выбор видов деятельности, средств, способов и его педагогическую поддержку как антропологическую основу гуманистического мировоззрения и практики;

— воспитания в дошкольном детстве, рассматривающие здоровье ребенка основной целыо дошкольного образования, пути его сохранения (Л.В.Абдульмаиова, Э. Я. Степаненкова и др.).

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования: научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблемепраксиметрический метод (изучение документов) — экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный этапы опытно-экспериментальной работы) — статистические • методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация).

Этапы исследования.

На первом этапе (2007;2009 гг.) была изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая литература, определены теоретический и практический уровни разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2009;2011 гг.) реализован констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, позволивший выявить особенности развития часто болеющего ребенка, потенциальные возможности образовательной среды, способствующей развитию его когнитивной, эмоционально-чувственной и духовно-нравственной сфер личности. Осуществлено моделирование педагогической поддержки, обеспечивающее развитие часто болеющего ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, на котором апробировалась технология педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных учреждениях.

На третьем этапе (2011;2012 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в виде окончательного варианта диссертации.

Научная новизна исследования состоит. в том, что: определено содержание понятия «педагогическая поддержка развития часто болеющего ребенка» как технология, обеспечивающая взаимодействие часто болеющего ребёнка и педагога на принципах доверия, единства переживаний, устремленности к ценностям здоровья, взаимопонимания, ориентированного на совместное выявление и разрешение проблем, связанных с состоянием здоровья и психологическими комплексами неполноценности, неуверенности и деадаптациивыявлены особенности развития часто болеющего ребёнка в условиях дошкольных учреждений Приднестровья: не' проявляется интерес к познанию окружающего мира, не способен выбрать и реализовать свою роль в социуме, не справляется самостоятельно с проблемными ситуациями, процесс когнитивного, эмоционально — чувственного, духовно-нравственного развития часто болеющего ребенка не соответствует возрастным нормамразработана модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях, представляющая собой взаимосвязанное единство следующих компонентов: целевого, содержательного, технологического и результативногодоказано, что реализация технологии педагогической поддержки развития часто болеющего дошкольника в дошкольном учреждении, способствует развитию, здоровьесбережению, преодолению негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах, сокращает и облегчает период адаптации к дошкольному учреждению, содействует гармонизации взаимоотношений с окружающими и успешной социализации.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в развитие теории педагогической поддержки в аспекте определения специфики методов поддержки физического и психологического здоровья часто болеющих детейразработкой модели педагогической поддержки часто болеющих детей, позволяющей дополнить теоретические положения о развитии ребёнка в дошкольном детстве с учётом. особенностей его физического и психологического здоровья-' развитием в научно-прикладном плане представлений о личностно-ориентированном воспитании за счет определения показателей и критериев развития часто болеющих детей 7-го года жизни, адекватных особенностям возраста и состояния здоровья.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная в исследовании модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни, может быть воспроизведена в образовательном пространстве дошкольных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей й вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов по проблеме педагогической поддержки развития часто болеющих дошкольников.

Личный вклад автора в исследование заключается в научной разработке и практической реализации технологии педагогической поддержки развития часто болеющих детей в пространстве дошкольного образовательного учрежденияобосновании содержания понятия «педагогическая поддержка развития часто болеющего ребёнка" — разработке и апробации модели педагогической поддержки часто болеющих детей 7- года жизни, представляющей собой взаимосвязанное единство целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования. В исследовании использовались разнообразные экспериментальные технологии, осуществлялся сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. Реализовывался целостный подход к решению проблемы с опорой на понятийно-терминологический аппарат, сложившийся в современных психолого-педагогических концепциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «педагогическая поддержка развития часто болеющего ребенка» определяется как технология, обеспечивающая взаимодействие часто болеющего ребёнка и педагога на принципах доверия, единства переживаний, устремленности к ценностям здоровья, взаимопонимания, ориентированная па совместное выявление и разрешение проблем, связанных с состоянием здоровья и психологическими комплексами неполноценности, неуверенности и деадаптации.

2. Модель педагогической поддержки часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях представляет собой взаимосвязанное единство следующих компонентов: целевого, отражающего предполагаемый результат педагогической поддержки развития часто болеющего ребёнка;

13 содержательного, обеспечивающего формирование у детей представлений о здоровье и болезни, о ценности здоровья, о способах его сохраненияо явлениях и закономерностях окружающего мира, о способах проявления чувств и эмоций во взаимодействии с окружающими людьмитехнологического, включающего методы поддержки физического и психологического развития часто болеющего ребёнкарезультативного, представленного показателями и критериями развития часто болеющего ребёнка.

3. Содержание педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья представлено парциальной программой «Педагогическая поддержка развития часто болеющего ребёнка», которая включает в себя разделы «Мой организм: здоровье и болезнь», «Мое отношение к здоровью», «Здоровье — ценность моей жизни». Поэтапность реализации разделов способствует преодолению негативных психологических комплексов в когнитивной, эмоционально-чувственной и духовно-нравственной сферах ребенка и коррекции состояния здоровья. Парциальная программа дополняет действующую в дошкольном учреждении комплексную образовательную программу.

4. Технологический компонент педагогической поддержки развития часто болеющего ребёнка включает в себя две группы методов:

Методами педагогической поддержки физического здоровья часто болеющего ребенка являются: метод оптимального режима жизни, метод рационального закаливания, метод общеукрепляющей и лечебной физкультуры, метод ароматерапии, метод фитотерапии, метод витаминотерапии, метод рекреации.

Методами педагогической поддержки психологического здоровья часто болеющего ребенка являются: метод угашения отрицательных переживаний, метод поддержки навыков общения, метод интерактивного вещания, метод поддержки гармоничных отношений в семье, метод поощрения и похвалы, метод интерпретации сказочных текстов, метод рефлексии.

5. Показателями и критериями развития часто болеющих детей 7-го года жизни являются: когнитивный (любознательность, готовность к познанию закономерностей окружающего мира, способность к моделированию взаимосвязей: качественно-количественных, внешне-внутренних, содержание, форма) — эмоционально — чувственный (активность действий, эмоциональное состояние, мимические реакции) — духовно — нравственный (представление о ценности здоровья, способы сохранения здоровья, опыт социокультурных взаимодействий в коллективе сверстников).

Опытно-экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе дошкольных образовательных учреждений Приднестровья: ДОУ № 23, 44, 55 г. Тирасполя, ДОУ № 38, 75 г. Бендеры.

В разных формах педагогического эксперимента участвовали 40 педагогов и 150 часто болеющих детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научное исследование прошло апробацию путём обсуждения его результатов на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Тирасполь 2008;2012, Москва 2009;2010, Ростов н/Д 2009;2011, Одесса 2010, Бендеры 2010).

Материалы и результаты исследования систематически докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и специальных методик.

Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченкодошкольной педагогики Южного федерального университета, используются в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья в процессе.

15 развития часто болеющих дошкольников.

По теме диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ общим объёмом 12,0 п. л., в том числе 3 работы — в журналах, рекомендованных ВАК РФ (15,0 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы (265 наименований) и 11 приложений. Работа иллюстрирована 2 таблицами, 1 рисунком. Текстовая часть изложена на 170 страницах машинописного текста.

Выводы по второй главе.

Частые заболевания разной степени выраженности имеют очень широкое распространение среди детей дошкольного возраста. Наиболее типичными их проявлениями являются: неуверенность в своих силах, неполноценность, повышенный уровень тревожности. Эти проявления имеют тесную взаимосвязь и оказывают негативное влияние на формирование и развитие личности ребенкадошкольника, осложняют процесс его обучения и воспитания, способствуют появлению трудностей в социальной адаптации и социальном функционировании.

Определяющими педагогическими факторами возникновения неблагополучного личностного развития часто болеющего ребенка дошкольного возраста являются: незнание родителями специфических особенностей развития часто болеющего ребенка в дошкольном возрастенеадекватный особенностям и возможностям часто болеющего ребенка стиль воспитания и обучениянеблагоприятный микроклимат и характер взаимоотношений в семье и дошкольном образовательном учрежденииотсутствие системы единых требований к часто болеющему ребенку, их противоречивостьнедостаточное внимание к эмоциональному состоянию часто болеющего ребенка, незнание причин и последствий эмоционального неблагополучия.

Разработанная миогокомпонеггшая модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7 года жизни предназначена для реализации в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья. Созданная на основе модели программа педагогической деятельности по реализации педагогической поддержки часто болеющих дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является прикладной педагогической технологией и реализуется педагогом дошкольного учреждения.

Модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных учреждениях Приднестровья включает следующие компоненты:

143 опыт депривационного синдрома (неполноценность, неуверенность, дезадапрацию), педагогическую поддержку развития, вертикаль развития часто болеющих детей, рефлексирование в социуме. Модель направлена на создание единого педагогически — поддерживающего пространства дошкольного образовательного учреждения, включающего в себя: одновременное участие в процессе педагогической деятельности часто болеющих детей, родителей, педагогов и медицинского персонала дошкольного образовательного учрежденияиспользование широкого спектра игровых и тренииговых технологийналичие специально оборудованного помещения с целыо оздоровления личности часто болеющего ребенкапакета методических и дидактических материалов.

Для того чтобы педагогическая поддержка развития часто болеющих детей дошкольного возраста была успешной, необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются: целенаправленная и поэтапная последовательность деятельности педагогабезусловное принятие ребенка и индивидуальный подход к немуобязательный учет факторов развития и воспитания ребенкаиспользование игровых и тренииговых технологийорганизация совместной деятельности ребенка с педагогами и родителямитесное взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Реализация технологии педагогической поддержки развития часто болеющего ребенка 7-го года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует здоровьесбережению, преодолению негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах ребенка, сокращает и облегчает период его адаптации в дошкольном учреждении, содействует большей успешности развивающей работы, гармонизации взаимоотношений с окружающими и успешной социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Децентрализация и регионализация образования в конце XX — начале XXI в. обострили необходимость определения уровня общественно значимого содержания образования, которое должно гарантировать государство и достижение которого требуется от учебных заведений. Дошкольные образовательные учреждения как новый тип образовательных учреждений имеет большой потенциал для оказания комплексной педагогической помощи детям, где особенно актуальной в настоящее время является работа с детьми дошкольного возраста находящимися под воздействием частых заболеваний.

Педагогическая поддержка — это особый вид педагогической деятельности, который направлен на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целыо обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Основной целыо педагогической поддержки является содействие развития и социализация личности ребенка. Педагогическая поддержка имеет адресный характер и направлена на решение индивидуальных личностных проблем ребенка.

Наиболее распространенными проблемами детей дошкольного возраста, испытывающих частые заболевания, является наличие у них эмоциональных и взаимодействующих трудностей, которые создают сложности в их развитии и воспитании, взаимоотношениях с окружающими, оказывают негативное влияние на процессы социальной адаптации и социального функционирования. Такие дети находятся с состоянии дезадаптации, характеризуются состоянием неполноценности, неуверенности, нуждаются в педагогической поддержки развития, которая должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия тех причин, вследствие которых дети испытывают личностные проблемы.

Анализ психологических и педагогических работ показал недостаточную разработанность проблемы педагогической поддержки развития часто болеющего ребенка. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико.

145 физиологические аспекты проблемы часто болеющих детей. Сведений, касающихся педагогической поддержки развития, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психолого — педагогической помощи данной категории детей.

Проведенное исследование строилось па методологической основе, раскрывающей совокупность психолого — педагогических, медико — гигиенических, философских идей и подходов в развитию часто болеющих детей, использовались гуманистический и аксиологический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития, а также образовательного процесса, личиостно — ориентированный подход к здоровьесбережению в образовании, системный подход в исследовании, что подтвердило высказанные нами гипотетические положения о том, что эффективность развития часто болеющих детей в дошкольном учреждении обеспечивается при следующих условиях: педагогическая поддержка основана на данных медицинских, психологических исследований и определяется как вид педагогического взаимодействия, направленный на создание условий для когнитивного, эмоционально-чувственного и психофизиологического развития часто болеющего ребенка;

— учитываются особенности часто болеющего ребенка 7-го года жизни, выражающиеся в комплексах (неполноценности, неуверенности и дезадаптации);

— разработана и реализуется модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях Приднестровья;

— результаты диагностики развития часто болеющего ребенка являются основой для проектирования системы его педагогической поддержки.

Созданная нами модель педагогической поддержки развития часто болеющих дошкольников 7-го года жизни в дошкольных учреждениях Приднестровья включает следующие компоненты: опыт депривационного синдрома (неполноценность, неуверенность, дезадапрацию), педагогическую поддержку развития, вертикаль развития часто болеющих детей, рефлексирование в социуме. Реализация в данном образовательном пространстве алгоритма развития дошкольника находящегося под воздействием частых заболеваний строилась на основе методов: методы поддержки «физического здоровья» часто болеющего ребенка, методы педагогической поддержки «психологического здоровья» часто болеющего ребенка. Педагогическая поддержка развития представлена методами поддержки физического здоровья часто болеющего ребенка и методами поддержки психологического здоровья, использование которых зависело от уровня развития часто болеющего ребенка, его самостоятельности, ответственности.

Основные направления технологии педагогической поддержки развития часто болеющих дошкольников направленно на: формирование положительной адекватной самооценки, преодоление детской неполноценности, смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельностиразвитие уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и саморегуляции, осознанного отношения к своим поступкам и здоровью, отработку адекватных способов поведения и взаимодействия, включение в работу с социальным окружением. Анализ полученных результатов свидетельствует, что использование педагогической поддержки в дошкольном образовательном учреждении с целыо поддержания процесса развития часто болеющего дошкольника 7-го года жизни является действенным средством позволяющим:преодолеть негативные проявления в эмоциональной и поведенческой сферах ребенкасократить и облегчить период его адаптации;

Р повысить эффективность проводимой развивающей работы;

Р посодействовать гармонизации его взаимоотношений с окружающими и успешной социализации.

Вместе с тем обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поиска педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития часто болеющего ребенка, а также повышение профессиональной, философской и культурологической компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах индивидуального вида взаимоотношений ребенка и педагога, обусловливающего развитие способности жить и действовать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно — игровом пространстве дошкольного учреждения. Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.H. Абашина. — Ростов на Дону 2009. — 168с.
  2. , JT.B. Педагогические основы развития самостоятельной двигательной активности детей старшего дошкольного возрасти. Текст.: дисс.. канд. пед. наук/ Л. В. Абдульманова,-Ростов на Дону 1996. -251с.
  3. , Л.В. Развитие основ физической культуры детей дошкольного возраста в парадигме культуросообразного образования./ Л. В. Абдульманова. Ростов н/Д.: Изд-во. Ун-та, 2005. — 196 с.
  4. , М.А. Организация педагогической поддержки студентов в среднем профессиональном образовательном учреждении. Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. А. Аксиньева. Ростов на Дону 2006. с. 228
  5. , И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. / И. Ю. Алексашина. СПб., 2000. — 274 с.
  6. , H.A. Личпостно-ориептироваппое образование: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 1997. — 156 с.
  7. , Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Текст.: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1999. -243 с.
  8. , B.IO. Медико-статистические критерии контингента часто болеющих детей // Здравоохранение Российской Федерации. / В. Ю Альбицкий//- 1985.-N6.-C.26−29.
  9. , В.Г. Как воспитать здорового ребенка./ В. Г. Алямовская. -М.: Zinka Press 1993.- 198 с.
  10. , Ш. А. Личностпо-гуманная основа педагогического процесса. /Ш.А. Амонашвили Ми.: Университетское, 1990. — 159 с.
  11. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике./ Ш. А. Амонашвили М. 2001. — 463 с.
  12. Аналитический обзор состояния населения Российской Федерации и территории с неблагополучной экологической обстановкой. -М.: Изд-во ФНПР, 1994.-27 с.
  13. Ана}1ьев, Б. Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека. //Психология личности. Т.2. Хрестоматия. / Б. Г. Ананьев Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999. — 195 с.
  14. , Б.Г. Психология чувственного познания./ Б. Г. Ананьев М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
  15. , B.C., Захарова П. Н. Оздоровление часто болеющих в условиях детского дошкольного учреждения / B.C. Анисимов, П. Н. Захарова Здравоохранение РФ. 1999. № 5. — 37−38 с.
  16. , В.В. Новый этап в развитии педагогического образования / В. В. Анисимов // Педагогика, 1992. -№ 11. 21−27с.
  17. , T.B. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина Новые ценности образования. 1996. — № 6 — 24 с.
  18. , Л.II. Социально-педагогическая защита детства в системе образования Московской области: Монография / JI.H. Антонова М.: Просвещение, 2004. — 96 с.
  19. , М.В., Манке Г. Г., Бородкына Г. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Майке, Г. В. Бородкина Здравоохранение. 1997. — № 3.- 29−32 с.
  20. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков./ Г. Л. Апанасенко Киев: Здоровье, 1985.- 80 с.
  21. , Г. А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, H.A. Коваленко- Школа здоровья. 1995. Т.2, № 3. — 116−124 с.
  22. , О.Ю. Реализация социально-педагогической поддержки семьи Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук./ О. Ю. Арсентьева. Оренбург, 2000.-20 с.
  23. , И. А. Актуальные проблемы физиологии развития детей на современном этапе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков./ И. А. Аршавский М.: В. И,. 1985.- 7 с.
  24. , И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология./ И. А. Аршавский -J1: Наука. 1975, 5 67 с.
  25. , И.А. Очерки по возрастной физиологии. / И. А. Аршавский М: Медицина, 1967, -476 с.
  26. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования./ А.Г. Асмолов-М., МГУ, 1984.-104с.
  27. , НИ. Перинатальная охрана здоровья детей с конституциональной предрасположенностью к заболеваниями Текст.: дис. д-ра мед. наук. / Н. И. Ахмина М., 2000.-233, с.
  28. , Н.И. Программа первичной профилактики заболеваемости детей раннего возраста / Н. И. Ахмина / Педиатрия. — 1998. № 5. 104 с.151
  29. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании./ Б. А. Ашмарин М.: -Физкультура и спорт, 1978. -226 с.
  30. Н.В. Исторические основы Приднестровского государства. Общественная мысль Приднестровья. / Н. В. Бабилунга -Тирасполь 2005 № 1. — 32 с.
  31. , Н.В. Приднестровская Молдавская Республика непризнанное государство и его историография. Общественная мысль Приднестровья. / Н. В. Бабилунга Тирасполь — 2006 № 1.
  32. , В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и мы и стратегия развития на перспективу, (актовая речь)./ В.К. Бальсевич-М., 1992.-41 с.
  33. , A.B. Проблемы педагогической культуры / A.B. Барабанщиков, С. С. Муцынов. -М.: ВПА, 1980.-208 с.
  34. , A.A. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы / A.A. Баранов. Российский педиатрический журнал. -1999. -№ 2. — 4−6с.
  35. , A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения II Российский педиатрический журнал. / A.A. Баранов. М., 1998. -№ 1.-5−8с.
  36. , A.A., Щеплягина JI.A. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. / A.A. Баранов, Л. А. Щеплягина. М., 2000. -№ 5. 3−6 с.
  37. , В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. / В. П. Бедерханова М., — 2000. — № 3. — 39 -50 с.
  38. , В.П. Становление личностпо ориентированной позиции педагога: Монография./ В. П. Бедерханова — Краснодар, 2001. 458с.
  39. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 1. /Д.А Белухин — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 45с.
  40. , ДА. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 2. /Д.А Белухин. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 65с.
  41. , В.И., Салтанов E.H. Социальная педагогика: методология, теория, история./ В. И. Беляев, E.H. Салтанов М.: Союз, 2004. — 413 с.
  42. , Л.Ф. Итоги применения комплектной оценки состояния здоровья детей и подростков //Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков./ Л. Ф. Бережков М.: Б.И. 1984.-135−145 с.
  43. Береэ/сков, Л.Ф., Дубинская ИД. Результаты массовых обследований как показатель состояния здоровья //Охрана здоровья детей.- вып.7/ Л. Ф Бережков, И. Д. Дубинская М.: Б.И., 1979.-121−144 с.
  44. , Л.Ф., Ямполъская 10.А. Некоторые методические вопросы состояния здоровья детей школьного возраста // Актуальные вопросы состояния здоровья детей./ Л. Ф. Бережков, Ю. А. Ямпольская. М.: Б.И.-1980.- 827 с.
  45. , Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4−7 лет // Физическая подготовленность школьников./ Т. Л Богина. М.: АПН СССР, 1988, — 4−21 с.
  46. , А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев. Советская педагогика. -1990. № 12. — 65−71 с.
  47. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И Божович. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  48. , Л.И. Проблемы формирования личности./ под ред. Д. И. Фельдштейпа. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 349с.
  49. Божович, Л. И, Славина Л. С. Психическое развитие дошкольника и его воспитание./ Л. И. Божович, Л. С. Славина М.: Знание, 1979. — 96 с.
  50. , Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие./ Е. В. Бондаревская — Ростов н/Д, 2000,65 с.
  51. , Е.В. Введение в педагогическую культуру ./Е.В. Бондаревская Ростов-н/Д, 1995.-67с.
  52. , Е.В. Воспитание как возрождение культуры, человека и нравственности. /Е.В. Бондаревская Ростов н/Д, 1991. — 156с.
  53. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностпо-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская Педагогика. -1997. — № 4. -12−17 с.
  54. , Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 2000.-352 с.
  55. , Е.В. Личностпо-ориептироваппый подход как основной путь модернизации образования: Доклад на августовской конференции работников образования / Е. В. Бондаревская Ростова-н/Д, 2002. — 23с.
  56. , Е.В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированпого образования в развитии целостной педагогической теории / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 2001. — 187 с.
  57. , Е.В. Смыслы и стратегии личпостпо-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская //Педагогика. -2001. -№ 1. 17−24 с.
  58. , Е.В. Теория и практика личностпо ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 2000. — 243с.
  59. , В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека./ В. И. Бондин Ростова н/Д.: Рост. гос. Пед. Унив-та, 1998. — 163 с.
  60. , С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала./ СЛ. Братченко-Псков, 1997,-48с.
  61. , Л.П. Общественные отношения и обучение: Проблемы общения и воспитания. / Л. П Буева. сб. науч. трудов Тартуский гос. ун. 1974. -Ч.1.- 10−35 с.
  62. , М.П. Социально-экономическое развитие Приднестровья. История, факты, современное состояние, проблемы и перспективы. / М. П. Бурла. Экономика Приднестровья 2005. — № 8 — 43с.
  63. , М.П., Гушан В. А., Казмалы И. М. Экономика Приднестровья на переходном этапе. / М. П. Бурла, В. А. Гушан, И. М. Казмалы Тирасполь: ИПЦ «Шериф», 2000.-365 с.
  64. , А. Психическое развитие ребенка. / А. Валлон М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  65. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога/ В. Н. Введенский Педагогика. — 2003. — № 10. -51−55 с.
  66. , А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
  67. , А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2./ А. Л. Венгер М.: Генезис, 2001. — 128 с.
  68. , В.В. Уроки психологического здоровья. / В. В. Ветрова -М.: Педагогическое общество России. 2001. — 192 с.
  69. , Л.М. Формирование отношений Республики Молдова и Европейского союза. // Приднестровье в системе геополитических координат XXI века. ЦСПИ «Перспектива» / Л. М. Воробьёва Тирасполь — 2002. — 57с.
  70. , И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / И. Воронкова М, 1996.187 с.
  71. , JI.C. Педагогическая психология. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  72. , JI.C. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики /под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368с.
  73. , U.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  74. , С.М. Часто и длительно болеющие дети. / С. М. Гавалов: изд-во Новосибирского университета, 1993. -— 283 с.
  75. , О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы./ О. С. Газман М.: МИРОС, 2002. — 294 с.
  76. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Идея свободы ребенка в образовании как педагогическая цель / О. С. Газман Классный руководитель. — 2000. — № 3. — 7 — 33 с.
  77. , О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании./ О. С. Газман -М., 1996. -4−25с.
  78. Галинский, И. Н К вопросу о легитимности политической власти Приднестровской Молдавской Республики. // Ежегодный Исторический альманах Приднестровья./ И. Н. Галинский Тирасполь, — 2004. -№ 8.-23с.
  79. , И.Н. Приднестровье в контексте геополитического переформирования постсоветского пространства. // Общественная мысль Приднестровья./ И. Н. Галинский -Тирасполь 2006.- № 1.- 35с.
  80. Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов в разрезе административных территорий ПМР за 2002−2007гг. Рабочие материалы санитарно-гигиенического мониторинга РЦГиЭ ПМР.
  81. , И.Ю. Основы педагогической валеологии. / И. Ю. Глинянова -Волгоград 1996.- 163с.
  82. , А.Г., Слепушкина И. И. Проблемы физического воспитания в детском саду // Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. / А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина Таллии: ТНИИ эпидем., микробиологии и гигиены. -1975.- 52−44с.
  83. , Д.А. Приднестровье в условиях когнитивного диктата Евроатлаптической цивилизации. // Ежегодный Исторический альманах Приднестровья. /Д.А. Гордеев. Тирасполь — 2004. — № 8. — 38с.
  84. , В.В. Физическое образование./ В. В. Гориневский -С.-По.: тип «Родник» 1913.-312 с.
  85. , Л. В. Педагогическая поддержка как средство активизации самостоятельной работы учащихся / Л. В. Григорепко // Медико-психологические и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении. Брест, 2003. — 132−133 с.
  86. , С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах Вестник АМН СССР. -1981. -N1.- 29−34 с.
  87. , С.М. Санитарно-гигиенический аспект состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах Вестник АМН СССР.- 1984. -N4 75−30 с.
  88. , О.В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография. / О. В. Гукаленко Росгов-на/Д: Изд-во РГПУ, 2003. — 512с.
  89. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: У ВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
  90. , А.Я. Теория интеграции образования. / А. Я. Дапилюк -Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 286с.
  91. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). М.: Мин-во здравоохранения РФ, 2003. — 96 с.
  92. , К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка./ К. П. Дорожнова. -М.: Медицина. 1983. -160 с.
  93. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 472 с.
  94. , И.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. паук. / И. Н. Евграфова. М., 2001. -20 с.
  95. Евграфова, И. Н Техника оказания социально-педагогической поддержки семье в трудной жизненной ситуации: Методическое пособие./ И. Н. Евграфова Москва: ООО «Педагогика», 2001. — 20 с.
  96. , H.A. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.A. Ермак Ростов на/Д., 2006.- 151с.
  97. , В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы / В. И. Жуков. М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. — 848 с.
  98. , II.П., Матвеева НА. и др. Состояние здоровья детей в дошкольных учреждениях в связи с условиями их жизни ивоспитания /Н.П.Жукова, H.A. Матвеева и др. Вестник АМН СССР, — 1979.-N10. -40−44 с.
  99. , В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования / В. И. Загвязинский. Образование и наука. — 2000. — № 1.- 54с.
  100. , Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическим средствами в системе образования. / Г. К. Зайцев.- Валеология.- 1997. № 4.-14−21с.
  101. , A.C. Детский коллектив и ребенок./ A.C. Залужный -Харьков: Киигоспилка, 1926. 236 с.
  102. , Ю.В. Педагогическая поддержка личностного развития детей с ограниченными возможностями (дошкольного и младшего школьного возраста) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Замятина Ростов на/Д., 2002.- 180с.
  103. , К.Ф. Россия и Приднестровье в новой системе международных отношений. Приднестровье в современной системе геополитических координат. ЦСПИ «Перспектива». /Затулин К.Ф. -Тирасполь, 2002.- 76 с.
  104. , Л.И., Битюцкая Т. М., Шавалова ИГ. Проблема часто болеющих детей с позиций иммуноонтогепеза // Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиатра. / под ред. проф. H.A. Коровиной. Издание второе, дополненное. М., 2006. — 91−97 с.
  105. , О.Л. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями. // Методист детского сада. / под ред. P.C. Буре. М.: АПО, 1994. — 51 — 74 с.
  106. Здоровый дошкольник: Социально оздоровительная технология 21 века / Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина // Изд. 2-е, испр. и дополн. -М.: АРКТИ, 2001. 80 с.
  107. Здоровый ребёнок в здоровом социуме / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. -М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. -320 с.
  108. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении: проблемы и пути оптимизации // Материалы Всероссийского совещания. -М.: Издательство ГНОМиД, 2001. -320 с.
  109. , Э.Ф., Ромапцев Г. М. Личиостно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Ромапцев //Педагогика. 2002. -№ 3.-16−21 с.
  110. , В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии./ В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов М.: Тривола, 1994. -304с.
  111. , Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми./ Ю. Ф. Змановский М.: Медицина, 1989.- 126 с.
  112. , Н. И., Поляков К. А. Часто болеющие дети (причины частой заболеваемости и оздоровления)./ II. И. Зрячкин, К. А. Поляков — Саратов, 2005. —45 с.
  113. , В.Е. Физическое воспитание. Гимнастика, спорт, подвижная игра./ В. Е. Игнатьев М.: Польза.-1912.- 207 с.
  114. Иммунокоррегирующая терапия часто и длительно болеющих детей. / H.A. Коровина, A.B. Чебуркин, А. Л. Загшатников, И. Н. Захарова. М.: Медицина, 1998. — 44с.
  115. , Д.Н. Психосоматические расстройства у детей./ Д. Н. Исаев — Спб.: Питер, 2000. -512 с.
  116. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971.-391с.
  117. , В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатковхарактера у детей и подростков./ В. П. Кащенко М.: Academia, 1999. — 300 с.161
  118. , Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф. И. Кевля Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 1. — 22 -31 с.
  119. , C.B. Психология семейных отношений./ C.B. Ковалев М.: Педагогика, 1987.-159 с.
  120. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров -М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 176 с.
  121. , H.H. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / H.H. Кожухова Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — 52−53 с.
  122. , Э.М., Олещенко A.M., Левина ИЛ. и др. Оценка педагогических инноваций через показатели здоровья учащихся / Э. М. Козин, A.M. Олещенко И. Л. Левина и др. Валеология. — 1998. № 4. — 20−33 с.
  123. , ИВ. Поликультурпое пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Колосова Ростов на/Д 2002. — 180 с.
  124. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989. М.: ЮНИСЕФ, 1997. -50 с.
  125. , Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. /Г.Б. Корнетов М.: ИТП и МИО, 1993. — 135 с.
  126. , Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики./
  127. Н.Б. Крылова, Е. А. Александрова М.: Народное образование, 2001. — 448 с.162
  128. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография./Е.А. Крюкова Волгоград: Перемена, 1999.- 256 с.
  129. КВ., Реал A.A. Профессионализм педагогической деятельности. / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан СПб., Рыбинск, 1993. — 54с.
  130. , В.А. К вопросу о роли Украины в Приднестровском урегулировании. / В. А. Кулик / Приднестровье в системе геополитических координат XXI века. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь 2002.- 45 с.
  131. , И. Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников. Текст.: дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01/ И. Э. Куликовская. Ростов-па/Д, 1998.- 213 с.
  132. , К. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение. Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: 13.00.07 / И. Э. Куликовская. Ростов на/Д, 2002. — 46 с.
  133. , И. Э. Ильина Л.Т. Ребёнок в пространстве и времени сказки. / И. Э. Куликовская, Л.Т. Ильина— Ростов на/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.-285 с.
  134. , В.В. Нарушения психического развития у детей./ В. В. Лебединский. М.: Изд. МГУ, 1985.-168 с.
  135. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лерне. Педагогика 1996. № 2. — 7 — 11 с.
  136. , П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. / П. Ф Лесгафт. СПБ: изд. 1912, ч.1. — 215 с.
  137. , Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и здоровья детей / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина Педиатрия. № 7. — 1990. — 61- 69 с.
  138. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1995- 288с.
  139. Личностно-ориентировапиый подход в работе педагога: разработка и использование /под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 48 с.
  140. , A.A. Комплексный мониторинг качества образования./ A.A. Макаров. -М, 1998.-56 с.
  141. , З.С., Печора К. Л., Доскин В. А. и др. Система комплексной реабилитации детей с пограничными отклонениями в состоянии здоровья / З. С. Макарова, К. Л. Печора, В. А. Доскин и др. / Российский педиатрический журнал. 1999. № 4. — 51−54 с.
  142. , З.С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях./ З. С. Макарова, Л. Г. Голубева. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-270 с.
  143. , Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст)./ Е. М. Мастюкова. М.: Владос, 1997. — 304 с.
  144. , Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированпое обучение: Учебное пособие./ Т. В. Машарова М.: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999. — 46 с.
  145. H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-мегодич. пособие./ H.H. Михайлова, С. М. Юсфин М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
  146. , A.A. Психологические особенности часто болеющих детей. Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук./ A.A. Михеева -М., 1999. 24 с.164
  147. , A.B. Введение в социальную педагогику./ A.B. Мудрик. М.: Ин-т практической психологии, 1997. — 368 с.
  148. , A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик. Классный руководитель. 2000. — № 3. — 34 — 39 с.
  149. Мудрость воспитания: Книга для родителей /сост. Б. М. Бим Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — М.: Педагогика, 1989. — 298с.
  150. , B.C. Возрастная психология. / B.C. Мухина. М.: Академия, 1997.-432 с.
  151. , B.C. Детская психология/под ред. JI.A. Венгера, М.: Просвещение, 1985. 272 с.
  152. . В.Н. Психология отношений./ В. Н. Мясищев М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.-368 с.
  153. , Г. П. Содержание физкультурного образования, как объекта теоретического исследования./ Г. П. Немунищий Ростов-на/Д.: Рост.гос.пед.ун-та, 1996.-64 с.
  154. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные Коллегией Минздрава СССР 17.04.91.
  155. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М.: ЦБНТИ Мин. труда РФ, 2002. — 119 с.
  156. , С.И. Толковый словарь русскою языкаУ С.И. Ожегов-М., 1998. 453 с.
  157. Оздоровление ослабленных и часто болеющих детей раннего и дошкольного возраста. Учеб. пособие / М.: МОНИКИ, Нижегородский НИИ педиатрии, 1992. 30 с.
  158. , П.И. Экологические проблемы экосистем в Приднестровье. Материалы международной научно-практической конференции «Экологические проблемы городских экосистем»,/ П. И. Олиевский, — Бендеры, 2003. 42 — 46 с.
  159. , Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика. Текст.: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. / Л. Я. Олиференко. М., 1999. — 45 с.
  160. , Л.Я. Теория и практика создания муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. / Л. Я. Олиференко. М., 1999. -29−41 с.
  161. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Научно-практическая программа Союза педиатров России / под ред. акад. РАМН А. А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2002. 73 с.
  162. Отчётные материалы «О состоянии здоровья детей в образовательных организациях Приднестровья за 2007−2010гг.». Отчётные материалы РЦГиЭ ПМР.
  163. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Методические рекомендации ГК СЭН РФ № 01−19/31−17 от 17.03.96 г. М.: ГК СЭН, 1996.-55 с.
  164. Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению. Пособие для врачей: Утв. директором ГУ НЦЗД РАМН, акад. РАМН A.A. Барановым. -М.: 2004. -38 с.
  165. , В.А., Калиненко В.К, Котова И. Б. Личностно -развивающее взаимодействие./ В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова Ростов на/Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995 — 88с.
  166. , В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении./ В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М.: Новая школа, 1993. — 102с.
  167. , В.А., Котова К.Б" Шиянов E.H. Гуманистическая педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / В. А. Петровский, К. Б. Котова, E.H. Шиянов. М.: Просвещение, 1995.-365 с.
  168. , A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография./ A.A. Плигин. М.: «КсП+», 2003. 54 с.
  169. Положение о Министерстве здравоохранения и социальной защиты ПМР.
  170. Популярная психология для родителей, /под редакцией A.A. Бодалева, A.C. Спиваковской, Н. Л. Карповой. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 400 с.
  171. Психолог в детском дошкольном учреждении / под ред. Т. В. Лаврентьевой. -М.: Новая школа, 1996. 255 с.
  172. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.-226 с.
  173. , И. И. К проблеме часто болеющих детей в раннем и дошкольном возрасте / И. И. Пуртов. Российский педиатрический журнал. — 2001. № 6, — 50−52 с.
  174. Развитие общения у дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  175. , С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. / С. А. Расчетина. СПб.- Тюмень, 2002. — 61 — 73 с.
  176. Рациональная фармакотерапия часто болеющих детей: Пособие для врачей-педиатров, семейных врачей, студентов педиатрических факультетов медицинских вузов / под ред. М. Г. Романцова. СПб. 2006. — 96 с.
  177. , Г. А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии / Г. А. Самсыгина. Практика педиатра. 2005. — № 12. -5−10 с.
  178. , К.К. Современные образовательные технологии./ К. К. Селевк. М, 1998.
  179. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования./ Ю. В. Сенько. М., 2000.
  180. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.
  181. Сериков .- Педагогика. -1994. № 5. — 16−21 с.168
  182. , B.B. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.
  183. , В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.
  184. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на/Д, 1996.- 54 с.
  185. Статистический сборник «Здоровье населения Приднестровья и деятельность учреждений здравоохранения в 2008 году», МЗиСЦ. -Тирасполь.-2009.-201 с.
  186. , М.И., Сазашок З. И. Гигиенические требования к образовательной нагрузке дошкольников / М. И. Степанова, З. И. Сазашок. -Справочник педиатра. 2006. № 3. -57−61 с.
  187. Стоэ/сарова, М. Ю. Педагогические условия преодоления эмоциональных трудностей ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его общения с родителями Текст.: — дисс.. канд. пед. наук./ М. Ю. Стожарова. М., 2001.-182 с.
  188. , А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной антологии./ А. И. Субетто. М.: Логос, 1992. 45 с.
  189. , C.B. Социокультурная среда. Образ жизни. Мировоззрение. Личность. Образование. Общество. / C.B. Тарасов. СПб., 2000.- 67 с.
  190. , Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. / Л. Г. Татарншова. Спб.: УМП, 1993. — 156 с.
  191. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. — 7−15 с.
  192. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:169
  193. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 // Школьный психолог. 1998. — № 33 (00.09). — 8 — 9 с.
  194. , С.Б. Физическая работоспособность у детей и подростков. // Проблемы врачебного контроля и лечебной физкультуры в детском возрасте. / С. Б. Тихвинский. JL, 1976. — С. 5−27.
  195. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А. А. Баранова, J1.A. Щеплягипой. М., 2000.-584с.
  196. , В.Г., Кривенко A.B. Демографическая ситуация в Приднестровье в 1990—2000 годах.
  197. , К.А. Приднестровский регион в геополитической системе координат Восточно-христианской цивилизации. // Приднестровье в современной системе геополитических координат. ЦСПИ «Перспектива» / К. А. Фролов.- Тирасполь 2002.- 67 с.
  198. , Т., Иванова Н. Педагогический смысл помощи и поддержки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании./ Т. Фролова, Н. Иванова. М., 1996.- 32−36 с.
  199. , И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / И. Фрумин — М.: Изд-во УВЦ «HinioBaTop», 1996. — 124 с.
  200. Хозяйственно-питьевое водоснабжение в ПМР в 2002—2007 гг. Рабочие материалы санитарно-гигиенического мониторинга РЦГиЭ ПМР.
  201. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: Руководство для врачей / под ред. H.A. Коровина, A.JI. Заплатпиков, A.B. Чебуркин, И. Н. Захарова. М.: Медицина, 2001. 68 с.
  202. , И.Д., Кузьменко Л. Г. Клинико-иммунологическая характеристика часто болеющих детей в интерморбидном периоде / Н. Д. Чернова, Л. Г. Кузьменко Вестник РУДН, серия медицина. 2002. — № 3. — 48−52 с.
  203. Эволюция экономики Приднестровья: критическая оценка. Центр стратегических исследований и реформ. Кишинёв, октябрь 2001. 30 с.
  204. , Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника./ Д. Б. Эльконин М., 1966.- 254−292 е.
  205. , Г. П., Лаптева И. П., Березина КО. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях / Г. П. Юрко, И. П. Лашпева, И. О. Березина и др.- Гигиена и санитария. — 2000. № 4. 39−42 с.
  206. С. М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 05.04.96./ С. М. Юсфин. М.: ИЛИ РАО. 2002. — 24 с.
  207. К. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании./ И. С. Якиманская. М, 1996.- 256 с.
  208. КС. Технология личностно ориентированного образования./ И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  209. С.Г. Исследование взаимоотношений в детских группах // Проблемы социальной психологии. / С. Г. Якобсон. М: Изд-во Тбил. ун-та, 1976. —74 —78 с.
  210. Ackerman-Leibrich U. Outdoor air pollution // Eur. Respir. Mon. 2003. -Vol. 15.-P. 322−383
  211. Bach O., Scholz M. Familientherapie und Familienforschung // Beiheft 26 zur Z. Psychiatne, Neurologi und med. Psychologie. Leipzig, 1980. — 224 S.
  212. Black D. Depression in Children / Brit. Mef. J., 1987. N 65 70. P. 262
  213. Bossuyt X., Moens L., van Holeveld E. et al. Coexistence of (partial) immune defects and risk of recurrent respiratory infections // Clin. Chem. 2007. -Vol. 53.-N.1.-P. 124−130.
  214. Carr R.R., Naliata M.C. Complementary and alternative medicine for upper-respiratory-tract infection in children // Am. J. Health syst. Pharm. 2006. -Vol. 63.-N. 1.-P. 33−39. Review.
  215. Chantry C.J., Howard C.R., Auinger P. Full breastfeeding duration and associated in respiratory tract infections in US children 11 Pediatrics. 2006/ Vol. 117. -N. 2. — P. 425−432. United States.
  216. Clark B. Growing up gifted: Developing ihepotential of children at home and school. Columbus (Ohio), 1984.P.327−334.
  217. De Martino M., Ballotli S. The child with recurrent respiratory infections: normal or not? //Pediatr Allergy Immunol. 2007. Vol. 18. — N. 11. — P. 1318. Review.
  218. Ekman P. Expression and the Nature of Emotions. In: K. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to Emotion. — Hillsdale, NJ, Erlbaum. — 1984. — P. 319 -343.
  219. Emotion: Theory, Research and Experience / Ed. By R. Pluchik, I-I. Kellerman. N.Y.: Academic Press, 1983. 363 p.
  220. Fontana D. Psychology for teachers. L., 1983. P.385.
  221. Galli J., Calo L., Ardito F. et al Bacterial biofilm iiidentification in the rhi-nopharingeal mucosa of children with recurrent infection of the upper respiratory tract and otits media // Pediatr. Med. Chir. 2008. Vol. 30. -N. 1. — P. 3134 Italian.
  222. Green M. Existential encounters for teachers //Philosophic alternatives in education /Ed.by G.Gutek. Columbus, 1984.P.216.
  223. Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual Maturity. -N.Y.: I-Iarcourt, 1963. 230 p.
  224. Jakubezak B., Demkow U., Wasik M. The activity of granulocytes in children with recurrent infections of respiratory tract // Pneumonol Alergol Pol. -2005- Vol. 73. N. 2. -P. 160−166. Polish.
  225. Karimi. A., Isaiyan A. Immunological evaluation of children with recurrent ear, nose and throat (ENT) infections // Iranian Journal of Pediatrics Tehran University of Medical Sciences Press. 2007. Vol. 17, N. 1. — P. 5−13.
  226. Kotulan J., Kodat V., Roth S. Control of acnte respiratory disease in nureery echoole // Symposium of the European Union for-school and univercity and medicine. Budapest.- 1985.-P.154
  227. Kovesi T., Gilbert N.L., Stocca C. et al. Indoor air quality and the risk of lower respiratory tract infection in young children // CMAJ. 2007. Vol. 177. — N. 2. -P. 155−160.
  228. Largo R. LI, Caflisch J. A, Hug F, Muggli K, Molnar A. A, Molinari L. Neuromotor development from 5 to 18 years // Dev. Med. Child. Neurol.- 2001. -Vol.43.-N. 7.-P. 444−453.
  229. Lazarus R.S. Cognition and Motivation // Amer. Psychol. 1991. — P. 352 367.
  230. Leonhard K. Kinderneurosen und Kiriderpersonlichkeiten. Berlin, 1991. -101 S.
  231. Malbran S. Phases in children’s rhythmic development // Ann. N Y Acad. Scientifiqe. 2001. -Vol. 30. -N. 6. P. 401−404.
  232. Messner H.C., Long S.S. Respiratory syncytial virus infection and recurrent wheezing: a complex relationship // J. Pediatr. 2007. Vol. 151. — N. 1. — P. 6−7.
  233. Minello V.L., Brunetti L., Catagna R. et al. Phytoterapy: a glimmer of hope in the prevention of recurrent respiratory tract infection in children // Minerva Pediatr. 2007. Vol. 59. — N. 4. — P. 389−395. Italian
  234. Nel Noddings. Philosophy of Education. Westview Press, 1995.
  235. Ng SC Hart A.L., Kamm M.A., Stagg A.J. et al. Machanisms of action of probiotics: Recent advances // Inflamm Bowel Dis. 2008. N.7. — P. 14.
  236. Odemarsky M., Andersson S., Pesonen E. et al Respiratory infection recurrence and passive smoking in early atherosclerosis in children with type 1 diabetes //Eur. J. Clin. Invest. 2008. -Vol. 38. -N. 6. P. 381−388.
  237. Oh J. W. Respiratory viral infections and early asthma in childhood // Aller-gollnt.- 2006. -Vol. 55.-N. 4.-P. 369−372.
  238. Perkins D.N. Art as an occasion of intelligence // Educational leadership. -1988. V.45.-4.-P. 36 -43.
  239. Richter H.E. Patient Familie. Entstehung, Struktur und Therapie von Konflikten in Ehe und Familie. Hamburg, 1972. — 253 S.
  240. Rogers C.R. Jhe interpesonal relationship in the facilitation of learning II Edicational Forum. -1976. Vol. XL. N 4. P.435.
  241. Roueche J.E., Baker G.A. Profiling excellence in America’s Schools. Arlington, 1986.-P. 17.
  242. Rubin K. H., Watson K. S., Jambor T. W. Free play behavior in preschool and kindergarten children / Child. Devel., 1978. Vol. 49. — P. 534 — 536.
  243. Sidorkin A.M. Beyond Discourse: education, the self and dialogue. -State University of New York Press, 1999.
  244. Spitz R.A. Depression analitique. Psychiatrie de l’enfant, 1970. T. XIII, № 1, P. 211−242.
  245. Super D.E. Jhe psichology of careers: introduction vocational development. N.Y., 1957.
Заполнить форму текущей работой