Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические основы формирования и функционирования крестьянских хозяйств в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наибольшей мере предпринимательские качества необходимы фермерам для эффективной реализации произведенной продукции. Сфера сбыта является завершающим звеном в технологической цепочке, от эффективности её организации зависит производственно-финансовый результат всей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Между тем, как показало исследование, именно она в настоящее время является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экономические и социальные предпосылки функционирования крестьянских хозяйств в условиях рынка
    • 1. 1. Особенности функционирования агропромышленного производства в переходный период
    • 1. 2. Многообразие форм собственности и форм хозяйствования как условие развития крестьянских хозяйств
  • Глава II. Анализ процесса функционирования крестьянских хозяйств в рыночных условиях
    • 2. 1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Анализ производственных и экономических показателей, характеризующих крестьянские хозяйства
  • Глава III. Основные направления повышения эффективности крестьянских хозяйств
    • 3. 1. Усиление государственного протекционизма в области производственной и социальной инфраструктуры крестьянских хозяйств
    • 3. 2. Совершенствование форм владения и распоряжения землей в крестьянских хозяйствах
    • 3. 3. Интеграция и кооперация крестьянских хозяйств
    • 3. 4. Выбор рациональных размеров крестьянского хозяйства и методики разработки производственно-экономической программы его развития

Экономические основы формирования и функционирования крестьянских хозяйств в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена насущной потребностью и важностью повышения эффективности агропромышленного производства на основе формирования качественно новой системы аграрных отношении, адекватной современному этапу развития российской экономики и учитывающей ее региональную специфику. Одним из главных факторов решения этой проблемы является развитие предпринимательства на селе.

Переход к рыночным отношениям и демонополизация экономики обусловили формирование многоукладной системы хозяйствования в аграрном секторе. Наряду с колхозами, госхозами, межхозяйственными предприятиями, агрофирмами получают развитие крестьянские (фермерские) хозяйства. В данной работе они рассматриваются не как альтернатива крупного производства, а как объективно необходимое его дополнение, позволяющее более полно раскрыть и использовать потенциал сельского хозяйства. С этих позиций функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств создает предпосылки для повышения эффективности аграрной экономики, расширяя границы поиска рациональных форм и методов использования природных и экономических ресурсов сельскохозяйственного производства. Кроме того, что не менее важно, развитие малого предпринимательства, в том числе и в аграрном секторе, позволяет каждому члену общества заниматься тем, что в наибольшей степени соответствует его возможностям, способностям и желанию.

Эйфория по поводу крестьянских хозяйств, которая наблюдалась в период перестройки и первые годы реформирования экономики, прошла. Фермеры остались один на один со своими трудностями и проблемами. Более того, у нас до сих пор так и не выработана концепция соотношения и взаимодействия различных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, содержащая стратегию и тактику их развития с учетом производственных, социально-экономических и региональных особенностей каждой из них.

В прошлом отечественной наукой и практикой на достаточном уровне были изучены проблемы организации производства в коллективном секторе агропромышленного комплекса (АПК), выявлены недостатки, просчеты, определены резервы их преодоления. В настоящее время важное теоретическое и практическое значение приобретает разработка проблемы совершенствования организационно — экономического механизма развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для обеспечения реального становления фермерства в качестве самостоятельного производственного уклада в аграрном секторе необходимо разработать целостную долгосрочную программу поддержки крестьянских хозяйств, оказания им действенной помощи на протяжении всего процесса функционирования, начиная с момента образования. Это крайне важно, поскольку не все фермерские хозяйства имеют достаточный профессиональный и ресурсный потенциал для организации эффективного производства, определения научно-обоснованных оптимальных параметров крестьянских хозяйств с учетом их специализации.

Социально-экономическая значимость становления фермерства, с одной стороны, и отсутствие эффективного организационно-экономического механизма их развития, с другой, предопределили выбор темы и направленность исследования.

Исследованием различных аспектов аграрной проблематики занимались многие известные отечественные ученые-теоретикиН.Д. Кондратьев, М. П. Макаров, А. В. Чаянов и др. В первые годы реформ заметно активизировалось изучение вопросов, связанных с проблемами и перспективами становления и развития в России крестьянских хозяйств. Однако в последние годы эта активность значительно снизилась. При этом следует особо подчеркнуть, что уровень изученности указанной проблемы с учетом особенностей отдельных регионов России был и остается недостаточным.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании проблем формирования и эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рыночных отношений и выработке предложении и рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма их развития.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих основных задач:

— анализ и выявление тенденций развития агропромышленного комплекса в условиях становления рыночной экономики;

— определение особенностей развития крестьянских (фермерских) хозяйств и их производственные возможности в условиях конкретного региона:

— выявление факторов повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств;

— определение основных направлений совершенствования организационно-экономического механизма развития крестьянских (фермерских) хозяйств:

— исследование возможных вариантов межфермерской кооперации и интеграции по линии как производства, так и переработки продукции;

— разработка мероприятий по совершенствованию кредитной политики;

— уточнение методики определения оптимальных размеров крестьянских хозяйств;

— разработка методических положений по составлению производственно-экономической программы развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

Объект исследования — крестьянские (фермерские) хозяйства АПК Республики Дагестан и других регионов Северного Кавказа.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм формирования и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ученых-экономистов по проблемам аграрной реформы и формирования рыночных отношении в сельском хозяйстве, нормативные документы, законодательные акты, решения Правительств Российской Федерации и Республики Дагестан.

Базу данных исследования составили статистические данные Госкомстата Российской Федерации и Республики Дагестан, Министерства экономики Республики Дагестан, Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана, первичные отчетные документы изучаемых объектов, материалы, опубликованные в периодической печати.

В ходе разработки данной проблемы применялись такие методы исследования как экономико-статистический, аналитический и монографический.

Научная новизна диссертации заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма формирования и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, способствующих повышению его эффективности в условиях становления и развития рыночных отношений.

К основным результатам, определяющим новизну исследования, можно отнести следующие: определены особенности становления и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях отдельно взятого регионана основе проведенного анализа состояния и тенденций развития АПК в целом и крестьянских (фермерских) хозяйств в частности выявлены закономерности и основные принципы их функционирования в рыночной экономикеобоснованы наиболее эффективные пути развития крестьянских (фермерских) хозяйств региона и предложены прогрессивные формы их кооперации и интеграции как при производстве, так и при переработке сельскохозяйственной продукции, а также меры по совершенствованию экономических взаимоотношений между участниками кооперацииразработан комплекс практических мер по повышению эффективности организационно-экономического механизма функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, включая меры по формированию рациональной политики их кредитованияуточнена методика разработки производственно-экономической программы развития крестьянского (фермерского) хозяйства и определения оптимальных его размеров.

Практическая значимость проведенного диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития фермерства как составной части агропромышленного комплекса России и ее отдельных регионов.

Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования докладывались на республиканских научно-практических конференциях в Дагестанском научно-исследовательском институте сельского хозяйства, Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии и Дагестанском государственном техническом университете в 1998;2000 гг.

Отдельные положения и методические рекомендации доведены до Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана и приняты ими для использования в практической деятельности.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации — 179 страниц машинописного текста. Статистический материал представлен в 14 таблицах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В России сформировался класс предпринимателей, играющий важную роль в рыночной экономике. Основной формой бытия частного предпринимателя в аграрной сфере является крестьянское (фермерское) хозяйство. Его становление идет, опровергая многочисленные пессимистические прогнозы. Темпы создания крестьянских хозяйств превзошли даже предположения многих оптимистов. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств возможно лишь в условиях, когда они имеют достаточную материальную базу для активных действий. Между тем еще нет оснований говорить в наличии такой базы в большей части хозяйств. В среднем на одно хозяйство в Дагестане, например, приходится всего 2,6 га сельскохозяйственных угодий. Чтобы земельные площади, которыми располагает крестьянское хозяйство, позволили развернуть действительно эффективное производство, они должны быть существенно увеличены как за счет формирования земельного рынка, так и за счет кооперации и аренды.

По своей природе крестьянское (фермерское) хозяйство более приспособлено к условиям рынка, чем другие сельскохозяйственные товаропроизводители. На мой взгляд, это связано с такими его отличительными особенностями, как: а) формирование особого (семейного) уклада сельской жизни, делающего крестьянское хозяйство более устойчивым и жизнеспособным в сложных ситуацияхб) возрастание роли собственника в деятельности своего предприятия и ответственности за ее результатыв) единство права собственности и управления предприятиемг) специфическая организация производства и труда, способствующая нахождению своего места в конкурентной борьбе на рынке.

Реализация указанных особенностей при построении системы управления крестьянским (фермерским) хозяйством позволят повысить эффективность фермерского производства, усилить его роль и значение в АПК страны. На мой взгляд, данная система менеджмента обязана учитывать следующие основные положения:

1. Основной целью функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства должна стать не максимизация прибыли, а устойчивость положения на рынке продовольствия, обеспечивающая сохранность производства.

2. При определении размера хозяйства нужно исходить из требования минимизации его постоянных расходов, доля которых в общих затратах составляет более 70%. Причем дальнейшее расширение хозяйства возможно в основном за счет интенсификации и кооперации производства.

3. При низком уровне технологичности и механизации производства надо ориентироваться в основном на высокую квалификацию и мотивацию работников.

Проведение целенаправленной экономической политики, влияющей на процессы специализации крестьянских (фермерских) хозяйств и внедрения в них рациональных научно обоснованных систем земледелия, преодоления монокультурности, требует более широкого использования экономических методов регулирования, в частности, дифференциации налогообложения фермерских хозяйств. На мой взгляд, было бы рационально уменьшить налоги с хозяйств приоритетной специализации, например, молочного и овощеводческого направления. Потери бюджетных доходов при этом вполне перекрывались бы последующим расширением налоговой базы.

Постановка вопроса о стимулировании роста и развития крестьянских (фермерских) хозяйств предполагает и обращение к проблеме их размещения. Первоначально они создавалась на землях районного фонда, в основном малопригодных для хозяйственной деятельности, потом — на землях расформированных колхозов в совхозов.

Несмотря на явно положительную динамику роста фермерских хозяйств, на мой взгляд, нет оснований считать её выражением принятой философии аграрной реформы. Напротив, этот процесс скорее входит в противоречие с этой философией. Местные власти на деле рассматривают крестьянские (фермерские) хозяйства как нежизнеспособные и к тому же досаждающие, требующие постоянной опеки.

Нельзя впадать в эйфорию и воображать, будто фермерство станет магистральной линией всего сельскохозяйственного производства. По моим расчетам, в 2005 году в Дагестане доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме валовой продукции будет достигать всего 9−10%. Однако это не должно вести к отказу от признания большого внутреннего потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств, от того, чтобы практически обеспечивать его дальнейшее развитие.

В настоящее время многие возможности эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств остаются нереализованными. Одной из них является обоснование их размеров и специализации. Путь, по которому они сегодня идут, даже с большой натяжкой нельзя назвать оптимальным. Простое копирование зарубежных моделей непременно приведет к снижению конкурентоспособности таких хозяйств.

В работе сделана попытка дать методику разработки производственно-экономической программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и выбора рационального размера хозяйства, основываясь на трудах А. В. Чаянова, Н. П. Макарова и отечественных ученых-аграрников, а также определить факторы, как способствующие, так и сдерживающие укрупнение хозяйств.

Развитию фермерских хозяйств, повышению их конкурентоспособности должна способствовать по возможности более полная независимость фермеров от любых хозяйствующих субъектов, органов управления в пользовании землей, полном владении собственностью, что позволит им осуществлять эффективное производство, сообразуясь с требованиями рынка (ориентация на рыночные цены, существующие налоги), формируя свою систему экономической выгоды. В настоящее время, отчасти в целях централизованного регулирования цен на закупаемую у фермеров сельскохозяйственную продукцию, государство использует договорные цены, но для фермеров они не всегда приемлемы. В таких условиях фермер не имеет полной свободы в использовании ресурсов, выборе покупателей продукции, а значит и в распоряжении доходом. Только конкуренция на аграрном рынке будет способствовать стимулированию хозяйственной активности, улучшению качества производимой продукции, снижению издержек производства. Это достижимо лишь при демонополизации аграрной экономики.

Вмешательство в процесс функционирования фермерских хозяйств противоречит самой их природе. Фермер только тогда может реализовать полностью свои возможности по использованию ресурсов, хозяйственного потенциала, резервов земли, капитала и воссоединить все это в единый процесс, когда будет полностью свободен в своих действиях и помыслах. У него может быть только партнер по хозяйственной деятельности, и взаимоотношения с ним должны строиться на экономически выгодной договорной основе.

Экономическая самостоятельность фермерских хозяйств во многом определяется степенью постоянства функционирования аграрного рынка. При этом крайне важно, чтобы он был доступен для фермера по местоположению, экономическим условиям, уровню сбыта (развитие оптовой торговли, например). В таких условиях фермеру будут предоставлены более широкие возможности сбыта продукции: государству, по прямому спросу, на внутреннее потребление (переработка, расчет за работы продукцией, реализация населению и т. д.).

Поэтому в ряду основных задач нынешнего этапа аграрной реформы следует выделить и такие, как обеспечение правовой основы для выхода крестьянских (фермерских) хозяйств из обобществленных форм хозяйствованиябесплатная передача земли населению для ведения и расширения личного подсобного хозяйствасоздания частных предприятий по обслуживанию и переработке сельскохозяйственной продукции.

Одним из реальных направлений становления крестьянских (фермерских) хозяйств на селе является перерастание личных подсобных хозяйств населения в фермерские. Высокая эффективность личных подсобных хозяйств (73% валовой продукции в общем объеме при наличии 3,1% сельскохозяйственных угодий), значительный их рост в последние годы не позволяют сбрасывать со счетов этот вариант развития фермерства.

В наибольшей мере предпринимательские качества необходимы фермерам для эффективной реализации произведенной продукции. Сфера сбыта является завершающим звеном в технологической цепочке, от эффективности её организации зависит производственно-финансовый результат всей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Между тем, как показало исследование, именно она в настоящее время является наиболее слабым и уязвимым местом прежде всего из-за отсутствия развитой сети снабженческо-сбытовых организаций, адекватных рыночным условиям хозяйствования, из-за транспортных проблем (имеется в виду недостаточно развитая дорожная сеть, частый дефицит горючего при росте цен на него, нехватка транспортных средств и т. д.), из-за нечестной конкурентной борьбы на внутреннем продовольственном рынке.

Общеизвестно, что чем глубже степень переработки сельскохозяйственной продукции, тем большая часть прибыли, создаваемой на различных этапах движения продукта, достается самому производителю. Поэтому фермерам необходимо создавать, и они, как показало исследование, в этом заинтересованы, собственные перерабатывающие и торговые сферы. Однако инвестиционные возможности крестьянских (фермерских) хозяйств весьма ограничены, что диктует стремление к их кооперированию или к интеграции хозяйств с перерабатывающими и торговыми структура.

МИ.

Непременное условие развития фермерских хозяйств — поддержка их государствам. Роль государства в этом плане должна быть, на мой взгляд, такой, чтобы не нарушались принципы самостоятельного хозяйствования и экономической независимости. Несомненна роль государства в формировании рынка земли, который дал бы возможность эффективно использовать землю, повысить уровень товарности, несколько иными путями решать проблему инвестирования фермерских хозяйств.

С рынком земли непосредственно связана проблема становления рынка рабочей силы. И здесь государственный контроль (в плане регулирования этого рынка) может гарантировать минимальный заработок, подготовку кадров, организацию переселения работников и т. д.

Важным аспектом перспективного развития фермерских хозяйств является формирование и эффективное функционирование финансового рынка. Под контролем государства он может осуществлять кредитование этих хозяйств на взаимовыгодных условиях. Финансовый рынок для фермерских хозяйств должен выполнять одну из важнейших задач — краткосрочное и долгосрочное кредитование с целью обеспечения их ритмичной и эффективной производственно-хозяйственной деятельности.

Немаловажный фактор перспективного развития фермерских хозяйств — формирование рыночного механизма хозяйствования, способного решить основные проблемы: что, для кого и как производить. По существу, это взаимосвязанная система хозяйствования, включающая: формы организации производстваспециализацию, определяемую спросомподдержание уровня издержек производства, обеспечивающего сбыт производимой продукцииподдержание равновесия между спросом и предложением сельскохозяйственной продукциисоздание конкурентной среды в аграрном секторе экономики.

Таким образом, развитие фермерских хозяйств зависит как от внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы подвластны фермеру, но они прямо зависят от внешних. В силу этого фермер при учете внешних факторов должен заниматься коммерческой деятельностью, изучать рынок, улучшать качество продукции, управлять ее сбытом, то есть делать то, что составляет сущность маркетинга.

Решение вышеуказанных проблем позволит более эффективно использовать достоинства крестьянских (фермерских) хозяйств, полнее реализовать их потенциал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Сельская жизнь, 28.11. 1990.
  2. Закон РСФСР «О земельной реформе» // Сельская жизнь, 28.11.1990.
  3. Постановление СМ РСФСР от 04.01.1991 г. № 3 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» / Сборник нормативных материалов. Махачкала, 1991, 91с.
  4. Закон РСФСР «Об изменении закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Советская Россия, 05.01.1991 г.
  5. Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. / Сборник нормативных материалов по регулированию развития АПК. М.: Информагробизнес, 1996.
  6. Закон РФ «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 г. / Сборник нормативных материалов по регулированию развития АПК. М.: Информагробизнес, 1996.
  7. Закон РФ «О земельном налоге» / Дагестанская правда, 18.08.1992.
  8. Закон РФ «О плате на землю» / Ведомости съезда народных Депутатов и Верховного Совета РФ, 1991, № 44.
  9. Концепция и Программа аграрной реформы РД. Махачкала, 1994, 54с.
  10. Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий от 04.09.1992 г. № 708 / Сборник нормативных материалов по приватизации, 1992.
  11. Постановление Совета Федерации «О неотложных мерах по обеспечению продовольственной безопасности РФ» от 19.03.1996 г. / Сборник нормативных материалов по регулированию развития АПК М.: Информагробизнес, 1996.
  12. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» / Сборник нормативных материалов по бизнеспланированию в АПК. М.: Информагробизнес, 1995.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 07.02.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, № 12.
  14. Закон Республики Дагестан «О земельной реформе» / О развитии фермерских хозяйств / Сборник нормативных материалов. Махачкала, 1991, т.2,91с.
  15. Закон Республики Дагестан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / О развитии фермерских хозяйств / Сборник нормативных материалов. Махачкала, 1991, т.2, 79 с.
  16. Закон ДАССР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Махачкала, 1991.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации № 165 от 21.02.1996 г. «О государственной поддержке фермерских страховых компаний».
  18. Л.И. На перепутье. М.: Институт экономики РАН, 1993,247 с.
  19. Р.С. Проблемы организации и развития крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве. Дисс.канд.экон.наук. М., 1994.
  20. М.Д. Необходимость частной собственности на землю. Материалы научно-практической конференции по проблемам АПК. Махачкала: ДГСХА, 1996.
  21. A.M., Ибрагимов М. А., Гурбаев О. М. Особенности реформирования агропромышленного комплекса. Махачкала, 2000.
  22. Н.П. Механизированная кооперация и агропромышленная интеграция: опыт и проблемы. М.: Знание, 1980, 48 с.
  23. В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала, 1996.
  24. П.П. Хозяйственный механизм ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. Дисс. канд. экон. наук. М., 1994.
  25. П.А., Кудряшов В. И. Фермерские хозяйства (организация, кооперирование, обслуживание). М., 1994. 175 с.
  26. Г. А. Методика аграрно-экономических исследований. -Кишинев: Штиница, 1985. 240 с.
  27. И.С. Теория аграрных отношений: современные представления / АПК экономика, управление, с. 3−13 № 6, 2000.
  28. Д.В. Опыт и проблемы агропромышленного кооперирования. М.: Экономика, 1997. 252 с.
  29. В.П. Формирование региональных и федеральных ко оперативных структур производителей и переработчиков шерсти //АПК: экономика, управление, 1995,№ 9
  30. В.П., Козлова А. П. и др. Кооперативные и агропромышленные организационно-хозяйственные структуры. М., Дело, 1996. 260с.
  31. В.П., Оверчук А. А. Функционирование малых ферм в США // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, № 5.
  32. О. О планировании в крестьянских хозяйствах // АПК: экономика, управление, 1994, № 2.
  33. Вертикальная интеграция и организация деятельности фермерских кооперативов в развитых зарубежных странах. / НИИТЭИ агропром. Сост. Н. С. Маркова. М&bdquo- 1993.
  34. В. Проблемы становления сельскохозяйственной кооперации в России // АПК: экономика, управление, 1995, № 12.
  35. А.Ш. Экономические интересы в аграрной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Агри Пресс, 1996. 194 с.
  36. В.Ф., Бородай Ю. М., Богачев В. И. и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1993. 238 с.
  37. .И. Профессор А.В.Чаянов. М.: Агропромиздат, 1990.
  38. О.С. Развитие инвестиционных процессов в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Достижения науки и техники АПК, 1995, №№ 2−3.
  39. С.М. Становление крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Адыгея // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, № 4.
  40. . Социалистическое хозяйство // Вопросы экономики, 1990, № 10.
  41. И. Земельная собственность и хозяйственные формы использования // АПК: экономика, управление, 1996, № 2.
  42. А. Развитие концентрации, интеграции и кооперации в сельском хозяйстве США // АПК: экономика, управление, 1995, № 5.
  43. Г. А. О некоторых проблемах кооперативного движения на современном этапе. Махачкала: Дагизд, 1994. 67 с.
  44. И. Земельная собственность и хозяйственные формы ее использования // АПК: экономика, управление, 1996, № 2.
  45. М.Х. Организация фермерских хозяйств в «перспективных» деревнях. Дисс. канд. экон. наук. М., 1992. 136 с.
  46. О.Н. Анализ развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Дисс.канд.экон.наук. С.-П., 1992.
  47. В.А. Порядок наследования ферм в развитых странах // Достижения науки и техники АПК, 1994, №№ 2,3.
  48. В.Я. Акционерные формы хозяйствования. М.: Знание, 1991. 64 с.
  49. М.Ю. Кооперация в агросервисе // Достижения науки и техники АПК, 1995, №№ 2,3.
  50. М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. М.: Наука, 1993, 128 с.
  51. Земельные отношения в Республике Дагестан. Законы, нормативные акты, комментарии. С.-П., 1994.
  52. Земля и люди. М&bdquo- 1996, № 26.
  53. Зерновые кооперативы в США/ НИИТЭИ агропром. М., 1993.
  54. М.А. АПК Дагестана и рыночные реформы. Махачкала: Госкомиздат РД, 1997.
  55. И.А. Путь к очевидности. М.: Мысль, 1993. 208 с.
  56. И. Экономика городов и региональный аспект развития. -М.: Наука, 1982. 207 с.
  57. Информационный бюллетень МСХ РД. 1996, №№ 8−11.
  58. Ш. Ф., Мирзоев Н. К., Алиев Т. А. Совершенствование экономического механизма хозяйствования в АПК ДАССР. Учебное пособие. Ставрополь, 1989.340 с.
  59. История советского крестьянства Дагестана. В 2-х томах. Т.2. -Махачкала: Дагкнигиэдат, 1989.
  60. Н.Ю. Организационно-экономический механизм развития крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Республики Дагестан). Дисс. канд. экон. наук. РАСХН, ДАГНИИСХ, 1996. 163 с.
  61. Э. Эффективное фермерское хозяйствование (перевод с англ., предисл. А. А. Белозерцева. М.: Агропромиздат, 1991.
  62. Ю.Д. От личного подворья к семейной ферме // Экономика сельскохозяйственных и перерерабатывающих предприятий, 1990, № 2.
  63. Н., Родин А., Алакоз В: Земельные отношения и землеустройство в России. М.: Русслит, 1995. 512 с.
  64. А. А. Фермерское хозяйство США. Под ред. В. Ф. Башмачникова. М.: Агропромиздат, 1989, 207 с.
  65. Концепция аграрной реформы Республики Дагестан / Министерство сельского хозяйства РД. Махачкала, 1994. 56 с.
  66. Концепция организации маркетинга, а агропромышленном производстве. Отв. за выпуск В. А. Клюкач. М.: РАСХН, 1993. 67 с.
  67. В.И. Формирование условии развития и функционирования крестьянских хозяйств. Дисс.канд.экон.наук. М., 1992.
  68. В. Формы организации, кооперации и интеграции фермерских хозяйств // Международный сельскохозяйственный журнал, 1995, № 6.
  69. В.Н. В помощь фермеру: как экономить деньги при покупке и использовании техники. М.: Информагротех, 1993.
  70. О. Государственное регулирование сельского хозяйства в США // АПК: экономика, управление, 1994, № 8.
  71. Э. Кредитование фермеров в Германии // Экономика сельского хозяйства России, 1994, № 2.
  72. Н.П. Организация сельского хозяйства. Берлин, 1924.
  73. Макаров Н. П. Крестьянские хозяйства и его эволюция. М.: 1920.
  74. Ю.М., Попова Л. А. Организация и управление аграрной кооперации в развитых капиталистических странах. Учебное пособие. -М.: изд-во МСХА.1990.
  75. Материалы съезда землевладельцев России. 27.10.1995. М.: Из-дат. ТОО «Стиль», 1995. 35 с.
  76. Методика образования землевладений крестьянских (фермерских) хозяйств. Отв. за выпуск С. Н. Волков, Г. Г. Митяев и др. М.: РАСХН, 1993.
  77. О.Н., Кистанов Г. Я. Средство малой механизации / ВНИИТЭ, вып. 42. М., 1994. 32 с.
  78. В.Д. Фермеру о налогах М.: Информагротех, 1995.
  79. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики / А. А. Шутьков, В. Р. Боев, А. Ф. Серков и др. Под ред.
  80. А.А.Шутькова. -М.: Колос, 1997. 320 с.
  81. Л. Консультационные услуги для фермеров в Великобритании // Экономика сельского хозяйства России, 1995, № 9.
  82. А.А. Возродить крестьянскую кооперацию // Экономика сельского хозяйства России, 1994, № I.
  83. Основные показатели АПК Республики Дагестан / Комитет Республики Дагестан по госстатистике. Махачкала, 1995.
  84. Основные показателя развития крестьянских (фермерских) хозяйств / Комитет Республики Дагестан по госстатистике. Махачкала, 1999.
  85. А. Сельскохозяйственные кооперативы в Нидерландах // Экономика сельского хозяйства России, 1995, № 9.
  86. Н. Фермерское хозяйства как органическая часть кооперативной системы // АПК: экономика, управление, 1994, № 3.
  87. К.И. Собственность и уклады в сельском хозяйстве России. М.- ВНИЭТУСХ, 1994, 46 с.
  88. .И. Особенности аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление, 1996, № 2.
  89. А.В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Колос, 1995. 272 с.
  90. Правительственный вестник, 1991, № 13.
  91. . Кредитование фермерских хозяйств в США // Экономика сельского хозяйства в России, 1994, № 5.
  92. Э.Ф. Кризис АПК Дагестана: повинны ли в этом формы собственности и хозяйствования // АПК: экономика, управление, 1993,
  93. Ю.Н. и др. Дагестан на пути в будущее. Махачкала: изд-во ДНЦРАН, 1996. 175 с.
  94. С. Два варианта развития фермерского движения // АПК: экономика, управление, 1994, № 7.
  95. Д. Рыночная экономика в России. М.: Экономика, 1994.
  96. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. Под общей ред. И. Н. Буздалова. М.: Наука, 1997, 256 с.
  97. А., Дибиров А. Региональная политика в отношении ЛПХ // АПК: экономика, управление, 1995, № 3.
  98. В. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России // Вопросы экономики, 1995, № 1.
  99. Ш. С. Основы земельного и лесного кадастра Республики Дагестан. С.-П.: Изд. Дагестан Рост, 1995.
  100. Сборник документов III съезда АККОР. М.: Аккоринформиз-дат, 1992.47 с.
  101. Система ведения агропромышленного комплекса Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 349 с.
  102. Система ведения сельского хозяйства в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. 220 с.
  103. Система ведения агропромышленного производства в Дагестане. Махачкала, типография МСХ РД, 1997. 362 с.
  104. Статистический бюллетень. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала, 1998. 345 с.
  105. Е.С. Многоукладная экономика стратегия реформирования АПК // Аграрная наука, 1993, № 5.
  106. А. Сущность и механизм функционирования земельных банков // АПК: экономика, управление, 1995, № 10.
  107. Трудовой потенциал крестьянских хозяйств / Информационный листок. № 210−94 Чувашского ЦНТИ. Сост. В.Слагин.
  108. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.-1922.
  109. А.П. Социально-экономическое развитие деревни. М.: Мысль, 1982.
  110. Н.С. Организационные основы формирования хозяйств. -М.: Информагротех, 1996.
  111. В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса России // АПК: экономика, управление, 1997, № 4.
  112. Ш. Цалиева O.K. Дагестан: экономические отношения, собственность элиты. Махачкала: Изд-во ДНРАН, 1997.
  113. Чартаев М, Союз собственников-совладельцев «Шукты» // АПК: экономика, управление, 1995, № 7.
  114. А.В. Основные идеи и формы организации производственной кооперации. М., 1990.
  115. А.В. Избранные труды. М.: Колос, 1993.
  116. А.В. Крестьянское хозяйство перед революцией. М.:1928.
  117. А.Н. Русское сельское хозяйство перед революцией. М.: 1928.
  118. Чуб Н. Финансы потребительской кооперации. М.: Экономика, 1985. 247 с.
  119. Н. Приоритеты развития экономики Дагестана. -Махачкала, 1996. 110с.
  120. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ, 1995. 230 с.
  121. А.Н. Из деревни (12 писем 1872−1887) М.: Мысль.1987.
  122. A.M., Тушканов М. П. и др. Мотивация сельскохозяйственного труда работников различных форм хозяйствования. М.: ВНИЭСХ, 1999.
  123. М.А. Финансы АПК: Механизмы оздоровления. М., Экономика, 1998.
Заполнить форму текущей работой