Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические средства коррекции идентичности созависимой личности: На примере жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идентичность созависимой личности развивается в условиях длительного существования с аддиктивной личностью. Она развивается под воздействием биологических, психологических и социальных факторов. Под биологическими предпосылками понимаются своеобразные для каждого человека способы реагирования на различные воздействия, например алкоголь, или самого алкоголика. К психологическим факторам относятся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. История изучения феноменов идентичности и созависимости в психологии
    • 1. 2. Виды и структура идентичности
    • 1. 3. Современное представление о структуре и уровнях созависимости
  • ГЛАВА 2. ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕЕ КОРРЕКЦИИ
    • 2. 1. Методы изучения идентичности созависимой личности
    • 2. 2. Система психологических средств коррекции идентичности созависимой личности
    • 2. 3. Индивидуальные и групповые средства коррекции идентичности созависимой личности
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных средств на идентичность созависимой личности
    • 3. 3. Экспериментальное исследование влияния групповых средств на идентчность созависимой личности
    • 3. 4. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных и групповых средств на идентичность созависимой личности

Психологические средства коррекции идентичности созависимой личности: На примере жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Понятие «идентичность» входит в структуру социопсихологической парадигмы в современной психологии. Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. «Понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому индивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру стало одной из главных тем в общественной мысли XX столетия» (Е.Г. Трубина, 1995).

Идентичность — это «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. В условиях, когда социальные кризисы становятся индукторами личностных кризов, способствуют росту состояний, связанных с трансформацией идентичности, перед современной психологией возникает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы личности в современном обществе. Поэтому постановка проблемы личностной идентичности, её структуры и генезиса, определение психологических оснований её понимания и изучения являются актуальными задачами (G. Mead, 1975; I. Marsia, 1967; D. Winnicott, 1956; H. Tajfel, 1979; Б. Шефер, 1993; Г. М. Андреева, 1997; M.B. Заковоротная, 1999; Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, 2000, 2003, Фромм Э, 1992, Шредер Б., Л. Б. Шнейдер, 2001 и др.).

Психосоциальные кризисы, приводящие к неуверенности в себе, появлению различных форм зависимости, дезинтеграции личности являются проявлением кризиса идентичности. Это является объектом пристального внимания психологов, медиков и социологов. В рамках процессуального подхода к изучению и описанию различных состояний идентичности, выявление и исследование структуры психологических условий развития идентичности личности и выявление средств её становления является актуальным в современной психологии, дает специалистам в области человеческих отношений теоретический и практический материал, необходимый для практической деятельности. Поэтому, несмотря на уже имеющиеся исследования данного вопроса (Briakwell С.М., 1986; Иванова И. В., 2000: Мерлин B.C., 1996; Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H., 2000; Павлова О. Н., 2001; Эриксон Э., 1996), проблема становления идентичности в психологии требует дальнейшего изучения.

Изменение состояния человека, на жизнь которого существенно влияют алкоголизм или иные формы поведения другого человека, обычно близко или совместно с ним проживающего, обозначают термином «созависимость» (Бит-ти М., 1997). Анализ точек зрения отечественных и зарубежных авторов показывает сходство взглядов на проблему созависимости (Mendenhall W, 1989; Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, 2000, 2003; Ц.П. В. Д. Москаленко, 1994 и др.). По мнению авторов, созависимость — это аддикция, которая становится основой для возникновения других аддикций, но более глубокая и труднее поддающаяся коррекции (Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева, 2003).

Созависимость находит свое выражение в неуверенности, низкой самооценке и в связи с этим в неспособности устанавливать стабильные здоровые отношения как с самим собой, так и с окружающими людьми. Затруднения в отношениях с собой выражаются в слабой идентичности, неспособности оценить себя, адекватно позаботиться о себе, сформулировать свои ценности, потребности и желания. Трудности в отношениях с людьми выражаются в неспособности защитить себя, установить личностные приоритеты, позволении другим манипулировать собой др.

В семьях аддиктов, где имеют место проблемы с алкоголизмом, жена часто выступает в виде созависимого объекта. Совместное проживание с человеком, имеющим алкогольные проблемы, часто приводит к нарушениям идентичности, развитию психосоматических нарушений. Для предотвращения развития таких состояний или для уменьшения интенсивности их проявления необходима соответствующая коррекционная работа как с созависимыми, так и с членами их семьи.

Несмотря на то, что в современной психологии созависимое состояние личности подвергается тщательному и всестороннему изучению, в этой области остаётся много неисследованных вопросов. До сих пор, в частности, остаётся открытым вопрос об определении понятия созависимости. Более того, прослеживаются явные, нерешённые противоречия между:

— возрастающим уровнем невротизации общества в целом, повышением уровня созависимых состояний у жён мужей, имеющих алкогольные проблемы и необходимостью развития психически и физически здоровой личности;

— между задачами формирования благоприятного психологического климата в семье и высоким уровнем созависимости отдельных её членов, препятствующих выполнению этой задачи;

— между имеющимися симптоматическими подходами к преодолению созависимости и необходимостью её коррекции с помощью личностно-ориентированных психологических методик.

Выбор темы исследования (жены мужей, страдающих алкогольной зависимостью), участвующих в экспериментальной работе, далеко не случаен, т.к. практика показывает, что зачастую наиболее серьезные проблемы в плане социальных контактов созависимые испытывают из-за тревожных ожиданий неудач в общении, особенно в новых для них ситуациях, группах, коллективах. Более того, боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких. Главными составляющими соза-висимого состояния личности являются: переживание чувства вины и стыда, появление гневливости, переживание угрызений совести и стресса, концентрация всех действий на пьющем муже, жалость к себе, появление страхов, выраженной тревоги, депрессии и др.

Одним из возможных вариантов решения проблемы является использование средств, способствующих становлению идентичности созависимой личности.

Объект исследования — идентичность созависимых женщин.

Предмет исследования — психологические средства коррекции идентичности созависимых состояний жен мужей, имеющих алкогольные проблемы.

Гипотеза: Если учитывать, что идентичность созависимой личности является динамичным образованием, то, вероятно, существует ряд психологических средств её коррекции, позволяющих снижать уровень созависимых состояний личности. Для этого могут использоваться как вербальные, так и невербальные средства.

Цель исследования — выявление средств коррекции идентичности созависимых женщин.

Для достижения заявленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) На основе анализа литературы изучить особенности идентичности созависимой личности.

2) Провести сравнительное экспериментальное исследование различных состояний идентичности у женщин, мужья которых не злоупотребляют алкоголем, и женщин, имеющих мужей с алкогольными проблемами.

3) Оценить состояние идентичности у жен мужей, имеющих алкогольные проблемы, в зависимости от длительности совместного проживания и длительности злоупотребления алкоголем их мужей.

4) Выявить имеющиеся средства коррекции идентичности жен мужей, имеющих алкогольные проблемы.

5) Разработать и апробировать систему психологической коррекции и проанализировать эффективность применяемых нами средств и методов коррекции идентичности созависимых женщин.

Методологическую основу исследования составляют:

1) Теоретические методы, включающие изучение и анализ научно — теоретических, философских и психологических источников по проблеме исследования.

2) Эмпирические, включающие тестирование с помощью комплекса тестовых методик: стандартизированная методика, представляющая собой минимизированный вариант тест — опросника «Эго — идентичность». Для выявления стабильного и нестабильного состояния идентичности личности применялась проективная методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я», методика диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Д. Даймонда (опросник СПА), тестовая методика «исследования тревожности» Ч. Д. Спилбергера и методика «уровень субъективного контроля» Дж. Роттера. Семейные установки женщин определяли при помощи теста Лазаруса, адаптированного Г. А. Аминевым. Состояние созависимости оценивалось с помощью методик «Тест на созависимость» и «Шкала созависимости», предложенных В. Д. Москаленко.

3) Интерпретационно — описательные, в число которых вошли количественные методы: вычисление средних, определениякритерия Стьюдента для выявления достоверности различий средних значений, факторный анализ, коэффициент корреляции Спирмена, способы графического представления результатов.

Базой практического исследования является Бийский психоневрологический диспансер, Бийский межрайонный наркологический диспансер, Бийский филиал Алтайского краевого кризисного центра.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап поисково-теоретический (2003 год). В его рамках проведено изучение аспектов проблемы созависимости, определение целей и задач исследования, отбор тестовых методик для диагностики уровня созависимых состояний личности. Была сформулирована батарея тестов для изучения созависимости.

Второй этап опытно-экспериментальный (2003;2004гг.). Было проведено обследование группы женщин, мужья которых не злоупотребляли алкоголем, а также созависимых женщин контрольной и экспериментальной групп с помощью указанных методовтакже отбор и апробирование конкретных приемов психокоррекционного воздействия на идентичность созависимой личности.

Третий этап (2004;2005) включал в себя организацию и проведение эксперимента по следующим направлениям:

1 .Экспериментальное исследование влияния индивидуальных средств на динамику идентичности созависимой личности.

2. Экспериментальное исследование влияния групповых средств на динамику идентичности созависимой личности.

3. Экспериментальное исследование индивидуальных и групповых средств на динамику идентичности созависимой личности.

Четвертый этап — заключительный (2005;2006 гг.). Проведен анализ полученных результатов, оценка эффективности различных методов психокор-рекционного воздействия, даны рекомендации по их практическому применению, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые проведен сравнительный анализ данных, определяющих статус идентичности у женщин, мужья которых не злоупотребляли алкоголем, и жен мужей, имеющих алкогольные проблемы.

— впервые исследована зависимость влияния продолжительности совместного проживания с аддиктами и их алкогольного стажа на состояние идентичности созависимой личности.

— выявлена эффективность различных методов коррекции идентичности созависимых женщин.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе основных направлений в исследовании источников и причин возникновения созависимых состояний личности. Определены индивидуальные и групповые средства становления идентичности созависимой личности, позволяющие снизить уровень созависимости. Доказана определённая эффективность психологических средств коррекции идентичности созависимой личности индивидуальными (Эриксоновский гипноз, рефрейминг, реймприйтинг) и групповыми (социально-психологический тренинг, рациональная психокоррекция, гипнотерапия) средствами коррекции.

Практическая значимость. Результаты данного диссертационного исследования внедрены в практику работы психотерапевтического кабинета Бий-ского психоневрологического диспансера, Бийского межрайонного наркологического диспансера, Бийского филиала Алтайского краевого кризисного центра.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Идентичность созависимой личности развивается в условиях длительного существования с аддиктивной личностью. Она развивается под воздействием биологических, психологических и социальных факторов. Под биологическими предпосылками понимаются своеобразные для каждого человека способы реагирования на различные воздействия, например алкоголь, или самого алкоголика. К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике травм различных периодов жизни. Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия. Особенности идентичности созависимой личности выражаются в снижении адаптивных возможностей, развитии депрессивных состояний, повышении уровня тревожности, нарушении эгоидентичности. Идентичность созависимой личности не является стабильным состоянием, она выявляется комплексом тестовых методик, вследствие чего возможно использование психологических средств, способствующих её коррекции.

2. При проведении сравнительного исследования женщин, мужья которых злоупотребляют алкоголем, по сравнению со «здоровыми» женщинами, выявлены негативные показатели по всем значениям шкал интернальности, тревожности, адаптивности, созависимости.

3. Чем больше совместный стаж проживания и длительность злоупотребления алкоголем, тем сложнее коррегировать идентичность созависимой личности, так как негативные личностные изменения у таких женщин намного вы-раженнее, чем у женщин, семейный и алкогольный стаж которых не превышает 5−10 лет.

4. Эффективность при коррекции идентичности созависимой личности определяется выбором индивидуальных, групповых и смешанных средств, причем использование групповых и комплексных методов психологического воздействия дает гораздо лучший эффект по сравнению с индивидуальными.

5. Анализ результатов опытно-эспериментальной работы показал диаметрально противоположный характер изменений в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе в результате проведенного коррекционного воздействия динамика снижения уровня созависимости выражена более значительно: уменьшились показатели эмоционального дискомфорта, ведомости, ситуационной и личностной тревожности, возросла выраженность таких свойств идентичности как доминирование интернальность.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования, надежность и достоверность полученных результатов, основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, кафедры психологии и педагогики Бийского педагогического государственного университета, аспирантских семинарах, на втором съезде психиатров, наркологов, психотерапевтов республики Казахстан. Полученные в исследовании данные используются при работе в психотерапевтическом кабинете Бийского психоневрологического, Бийского межрайонного наркологического диспансеров и в филиале Алтайского краевого кризисного центра.

Структура и объем работы: Диссертационная работа изложена на 232 страницах и состоит из введения, трёх глав, заключения (общих выводов), библиографического списка использованной литературы, 9 таблиц и 70 приложений. Библиография включает 194 наименований литературных источников, в том числе 32 иностранных.

выводы.

1 .Созависимость занимает важное место при изучении индивидуальных особенностей человека. Это обусловлено её ролью в формировании индивидуальности личности и во взаимодействии субъекта с окружающим миром, а также связью его с психическим и соматическим здоровьем.

2.Под созависимым состоянием личности мы понимаем постоянную концентрацию мысли на ком-то или на чем-то и эмоциональную, социальную, физическую зависимость от человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения.

3. Созависимость, судя по литературным данным, составляет клинико-психологическую реальность, что является основанием для изучения этого феномена. Существуют биологические, психологические, социальные, духовные причины возникновения и развития созависимости. Условно их можно разделить на психофизиологические, генетически предопределенные, наследственные причины и источники, данные индивиду изначально, а также на социальные источники и причины, которые приводят к возникновению и развитию со-зависимых состояний личности в результате взаимодействия индивида и социальной среды.

4. Алкоголизм и созависимость относятся к нездоровым, тупиковым жизненным ситуациям, что может привести к развитию у созависимых лиц различных форм аддикций, созданию системы соаддиктивных соотношений.

5. Созависимость у жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами, по сравнению со здоровыми женщинами выражается в снижении адаптивных возможностей, развитии депрессивных состояний, повышении уровня тревожности, нарушении эгоидентичности. Отмечена взаимосвязь между созависимы-ми состояниями личности, продолжительностью совместного проживания с ад-диктами и их алкогольным стажем.

6. Высокий уровень созависимых состояний личности взаимосвязан с личностными и характерологическими особенностями личности, что нашло свое подтверждение при проведении корреляционного анализа использованных нами тестов. Высокие положительные коэффициенты корреляции и связи обратного характера (отрицательные коэффициенты корреляции) позволяют нам утверждать, что такие связи существуют, а определенные показатели уровня созависимых и личностных особенностей влияют друг на друга.

7. Использование содержательного и процессуального подходов в изучении и описании различных состояний идентичности дает специалистам не только теоретический материал, но и возможность практического применения теоретических знаний. Это необходимо для нормального адекватного развития личности, её адаптации в той среде, в которой проходит её жизнедеятельность.

8. Идентичность созависимых женщин, чьи мужья имеют алкогольные проблемы, не является статическим состоянием, вследствие чего возможно использование средств, способствующих её коррекции.

9. Применяемые нами индивидуальные, групповые и комплексные психологические средства коррекции позволяют влиять на статус идентичности и снизить уровень созависимых состояний личности.

10. В процессе психологического воздействия изменился уровень созависимости у 24 женщин. Так число женщин с высоким уровнем созависимости уменьшилось с 20 до 8 человек, увеличилось количество женщин с низким уровнем созависимости с 9 до 18 человек, в результате этого произошла динамика в группе с умеренно выраженной созависимостью, 44 женщины отнесены к данной категории.

11 .Эффективность психокоррекционных мероприятий зависит от вида применяемых средств воздействия. Сопоставление результатов между индивидуальными и групповыми средствами психологического воздействия выявляет достоверное увеличение показателей доминирования и интернальности в области здоровья у женщин, которым применялась групповая терапия. Сравнение эффективности индивидуальной и комплексной терапии показывает преобладание состояния адаптивности и доминирования в группе, где применялась комплексная терапия. Комплексная терапия по сравнению с групповой оказывает большее положительное влияние на выраженность эмоционального комфорта и снижение личностной тревожности.

12. Показателем положительного влияния проводимых нами психологических методов воздействия в группе созависимых женщин является повышение эмоционального фона, усиление адаптивности, интернальности, снижение уровня тревожности и созависимости, уменьшение выраженности диффузии идентичности и повышение предрешенности и достигнутой идентичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с увеличением количества лиц, имеющих алкогольные проблемы, все более актуальной становится задача сохранения адекватного психологического статуса их родственников. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению созависимости женщин, мужья которых имеют алкогольные проблемы.

Анализ литературы, посвященной изучению феномена идентичности со-зависимой личности показывает, что это явление психической действительности занимает важное место в исследовании индивидуальных особенностей человека.

Созависимость тесно связана с психическим и соматическим здоровьем человека и оказывает на них существенное влияние. Созависимость представляет собой диссоциацию личности, что выражается в неуверенности, низкой самооценке, в неспособности устанавливать стабильные, здоровые отношения как с самим собой, так и с окружающими людьми. Существует несколько вариантов определений изучаемого феномена.

Созависимость — это паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной. Это зависимость от людей и явлений внешнего мира, сопровождающаяся невниманием к себе до такой степени, что мало остается возможностей для самоидентификации.

Созависимость — это постоянная концентрация мысли на ком-то или на чем-то и зависимость (эмоциональная, социальная, иногда физическая) от человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения.

Созависимость — это деструкция личности, основанная на необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствийневнимании к своим нуждамнарушении границ в области интимных и духовных взаимоотношений. Частым проявлением созависимости является отрицание, депрессия, вызванные стрессом психосоматические нарушения.

Таким образом, суммируя точки зрения отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что «созависимость" — это аддикция, возможно, более глубокая, чем другие, и труднее поддающаяся коррекцииэто аддикция, в которой аддиктивным агентом выступает другой, значимый человек, и эти отношения созависимый использует для поддержания своей внутренней целостности.

На основании разработанной В. Д. Москаленко (2000) динамики созависимости, мы выделяем три уровня созависимости:

1. Низкий уровень характеризуется изменением эмоционального фона, нарастающим чувством тревоги, созависимые все чаще испытывают раздражение, гнев, злость (токсические эмоции).

2.Средний (умеренный) уровень. Концентрация всего внимания на зависимом, терпимость его поведения. Ощущение своей ответственности за все семейные проблемы. Переживание чувства вины и стыда, появление гневливости и одновременно критически низкой самооценки.

3. Высокий уровень. Дальнейшее нарастание уровня тревоги, полная утрата чувства собственного достоинства, осознание бесперспективности попыток контролировать поведение аддикта, чувство растерянности, беспомощности.

По мнению многих исследователей, определенный индивидуальный уровень созависимости оказывает блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности. Имеет место тенденция перехода одного уровня в другой, последовательно сменяя друг друга.

Выделяют три фактора, способствующих развитию созависимого поведения: биологический, психологический и социальный. Под биологическими предпосылками понимаются своеобразные для каждого человека способы реагирования на различные воздействия. К психологическим факторам относятся личностные, отраженные в психике психологические травмы различных периодов жизни. Социальные включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия.

Поскольку идентичность созависимой личности не является статическим образованием, то возможно психокоррекционное воздействие на её состояние, программа которого включает поиск социопсихологических факторов, провоцирующих развитие созависимости, обращение к сознанию созависимой личности, стимуляцию в созависимой личности позитивных мотиваций, активацию творческого потенциала.

С целью изучения состояния идентичности созависимой личности нами на базе Бийского психоневрологического, Бийского межрайонного наркологического диспансеров и Бийского филиала Алтайского краевого кризисного центра проведено обследование 70 т. н. здоровых женщин и 140 женщин, мужья которых имеют алкогольные проблемы. В свою очередь, эта группа была разделена на две подгруппы: экспериментальная и контрольная, каждая по 70 человек.

В работе использовался комплекс методов, включающий в себя: а) наблюдение, анкетирование, консультирование, б) батарея психодиагностических методик: тест-опросник «Эго-идентичность», предложенный Г. А. Аминевым, методика М. Куна и Т. Мак-партлэнда «Кто Я?», тестовая методика «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера,. методика «Шкала созависимости» и «Тест на созависимость» (Москаленко В.Д.), «Семейные установки женщин по Лазарусу» (Г.А. Аминев).

В ходе констатирующего эксперимента при сравнении группы женщин из проблемных семей и здоровых, нами с помощью факторного и корреляционного анализов установлено, что в группе созависимых состояние эмоционального дискомфорта, характерного для таких женщин, имеют высокую положительную связь с ведомостью, тревожностью, показателями по шкалам созависимости и диффузии идентичности и отрицательную связь с интернальностью в области производственных и межличностных отношений и достигнутой идентичностыо. Состояние общей интернальности положительно коррелирует с достигнутой идентичностью и имеет отрицательную связь со шкалами созависимости, диффузии и моратория, а интернальность в области достижений, как-наиболее существенная выраженность данного состояния, отрицательно связана с тревожностью, созависимостью и диффузией.

Выраженность личностной тревоги чётко соответствует состоянию созависимости и продолжительности семейного и алкогольного стажа, так же, как и такое негативное качество идентичности женщин, как диффузия. Следовательно, в семьях, где имеются алкогольные проблемы, женщины имеют определённый набор личностных качеств, таких, как повышенная тревожность, созави-симость, нарушение интернальности в различных сферах, что, несомненно, отражается на состоянии эгоидентичности. Причем отмечена взаимосвязь между созависимыми состояниями личности, продолжительностью совместного проживания с аддиктами и их алкогольным стажем. У женщин, которые проживают в браке более 10 лет, достоверно преобладают показатели доминирования, личностной тревожности, созависимости и диффузии и снижены значения достигнутой идентичности и интернальности в области межличностных отношений.

Определенное влияние на состояние идентичности созависимых женщин оказывает не только продолжительность семейного стажа, но и возраст жен мужей, имеющих алкогольные проблемы. Так в возрастной группе до 30 лет у женщин, проживающих в браке менее 10 лет, имеется достоверное увеличение по показателям внутреннего контроля и общей интернальности. У женщин в возрасте более 30 лет, с большим семейным стажем, дополнительно присоединяется снижение адаптивности, интернальности в области неудач, показателей моратория и предрешенности. На этом фоне усиливаются тенденции внутреннего контроля и доминирования.

Еще большее значение имеет длительность алкоголизации их мужей. В семьях, где мужчины злоупотребляют алкоголем более 5 лет, у их жен достоверно преобладают такие личностные особенности, как дезадаптивность, эмоциональный дискомфорт, контролирующие функции, доминирование, показатели созависимости и диффузии и снижена выраженность достигнутой идентичности.

Следовательно, развитие созависимого состояния у женщин взаимосвязано с их личностными и характерологическими особенностями. Высокие положительные коэффициенты корреляции и связи обратного характера (отрицательные коэффициенты корреляции) позволяют нам утверждать, что такие связи существуют, а определенные показатели уровня созависимости и личностных особенностей влияют друг на друга.

Использование содержательного и процессуального подходов в изучении и описании различных состояний идентичности дает специалистам не только теоретический материал, но и возможность практического применения теоретических знаний. Анализ литературы позволяет сделать выводы о необходимости коррекции созависимых состояний личности. Это важно для нормального, адекватного развития личности, её адаптации в той среде, в которой проходит её жизнедеятельность.

Учитывая этот факт, нами в экспериментальной группе обследуемых применен ряд психологических средств воздействия на созависимое состояние личности. К ним относятся как индивидуальные, так и групповые (рациональная психотерапия, гипноз, гештальт-терапия, социально-психологический тренинг, реймприйтинг, рефрейминг) и комплексные методы воздействия. Своевременное воздействие* на идентичность созависимой личности приводит к осознанию собственных проблем, формированию мотивации к изменениям, усилению адаптивных возможностей, уменьшению тревожности.

На заключительном этапе обследования у женщин в экспериментальной группе отмечено улучшение по показателям всех применяемых нами методик, за исключением функции контроля, что свидетельствует в пользу необходимости психологического воздействия. Изменения в контрольной группе не имеют существенного отличия от данных констатирующего этапа.

В процессе работы нами выявлено, что результативность психокоррекци-онных мероприятий зависит от вида применяемых средств воздействия. Сопоставление результатов между индивидуальными и групповыми средствами психологического воздействия выявляет достоверное увеличение показателей доминирования и интернальности в области здоровья у женщин, которым применялась групповая терапия. Сравнение эффективности индивидуальной и комплексной терапии показывает преобладание состояния адаптивности и доминирования в группе, где применялась комплексная терапия. Комплексная терапия, по сравнению с групповой, оказывает большее положительное влияние на выраженность эмоционального комфорта и снижение личностной тревожности.

Эффективность разработанной нами программы воздействия на идентичность созависимой личности подтверждена на практике. По данным сравнительного анализа выявлена результативность влияния психологических средств коррекции на снижение уровня созависимости жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами. Это утверждение доказано экспериментально в приведенных статистических данных, а также проверено с помощью методов математической статистики (с помощьюкритерия Стьюдента, метода главных компонент с последующим вращением Уаптах, коэффициента корреляции Спирмена).. Так в процессе психологического воздействия число женщин с высоким уровнем созависимости уменьшилось с 20 до 8 человек, увеличилось количество женщин с низким уровнем созависимости с 9 до 18 человек человек, в результате этого произошла динамика в группе с умеренно выраженной созависимостью, здесь на три человека стало больше.

Учитывая несомненное влияние созависимости на идентичность личности, желательна ее профилактика. Она заключается в применении специальных психологических средств снижения уровня созависимых состояний личности. Это необходимо для нормального эмоционального развития личности, её успешной адаптации к окружающей среде.

Своевременная коррекция созависимых состояний личности приводит к осознанию собственных проблем, ослаблению потребности контролировать окружающих, формированию мотивации к изменениям, усилению адаптивных возможностей личности, уменьшению тревожности.

Следовательно, положения, вынесенные на защиту, нашли подтверждение в процессе нашего исследования, а именно:

1. Доказано, что идентичность созависимой личности не является статической величиной. Коррекция идентичности созависимой личности возможна в результате использования индивидуальных и групповых средств психологического воздействия.

2. Разработанная нами программа психологической помощи может быть использована в процессе диагностической и психокоррекционной работы с со-зависимыми лицами.

3. Своевременное и системное использование психологических средств коррекции идентичности созависимой личности способствует снижению уровня созависимости. Эффективность психологического воздействия определяется усилением интернальности, адаптивности, снижением уровня тревожности и диффузии идентичности.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

Перспективными направлениями дальнейшего научного исследования по проблеме созависимости могут быть следующие:

1. Продолжение исследований специфичности отдельных форм созави-симого поведения и их взаимосвязи со статусом идентичности.

2. Совершенствование технологий коррекции созависимых состояний личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. — М., 1998. — 272 с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: МГУ, 1990.-96 с.
  3. A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПБ.: Академический проект, 1997.- 333 с.
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1997. — 569 с.
  5. Г. А. Биофизиология индивидуальности: мембраны и модели. Материалы итоговой научно-практической конференции межфакультетского центра психологии БГУ / Под ред. Аминева Г. А. Уфа: БОРПО, Баш. ГУ, 1998. 208 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1980.-Т.2 -287 с.
  7. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПБ.: Питер, 2001.-688 с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс. -1997.- 238 с.
  9. О.Р. Ролевой тренинг. Методическое пособие.- М., 1989.- 38 с.
  10. Н.К. Мужская половая идентичность: корни раннего развития // Из цикла лекций по курсу «Психоаналитические концепции развития». М.: Институт детской психотерапии и психоанализа, 1997. -58 с.
  11. В.М. Функциональный подход при изучении состояний тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1986. -20 с.
  12. ХА.Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Издание 3-е.- М.: Издательство «Магистр», 1997.
  13. Е.Ф., Голыпкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психолог, журнал. 1984. № 3. — С. 152−162. 1 в. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Вопр. философии. -1969. № 2.-С. 118−125.
  14. Ф.В. Сознание, бессознательное и болезнь // Вопр. философии. -1971. № 2. С.90−103.
  15. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты//Психолог, журнал. 1988. № 3. -С.30−41.
  16. A.B. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 320 с.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.- 140 с.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского, послесловие Л. Г. Ионина и М. С. Мацковского. СПБ: Лениздат, 1992. — 400 с.
  19. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1982. -22 с.
  20. П. Приглашение в социологию. М., 1996. -180 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  22. М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости. Пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт. 1997. — 331 с.
  23. A.A., Столин В. В., Аванесов B.C. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. — 440 с. 21 .Бороздина Л. В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1998. № 2. — С.9−14.
  24. . С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. -1997. № 5. С.13−18.
  25. П.И. Основы психотерапии. Л., 1974. -120 с.
  26. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. — 352 с. ЗХ.БурлачукЛ.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наука думка, 1989. — 200 с.
  27. М.В. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. — 255 с.
  28. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось 89, 2000. — 224 с.
  29. Вид В.Д., Воловкин В. М., Гончаровская Т. В. Днепровская C.B. Методы групповой психотерапии психически больных: Методические рекомендации. Л., 1982.-48 с.
  30. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Академия, 1998. 124 с.
  31. .Н. Сообщество анонимных алкоголиков (АА) и его программа «12-ти шагов» / Психотерапия: от теории к практике. СПб, 1995. -86 с.
  32. М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.- Педагогическое общество России, 2001.-212 с.
  33. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. -М Издат. «Север» 1933. — 290 с.
  34. В.П., Сычев O.A. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. Бийск, 2004. -220 с.
  35. ДесовЛ. Психотерапия малых групп. — М., 1979. -68 с.
  36. A3 Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.- 367с.
  37. АА Дмитриева Н. В. Опыт применения групповой психотерапии при неврозах детского возраста / Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии. Тамбов, 1974.-116 с.
  38. В.П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебн. пособие.-Л., 1989.-58 с.
  39. .Ф. Патопсихология. -М.: МГУ, 1986. 287 с.
  40. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — 56 с.
  41. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях / Под ред. Е. В. Рожнова, Б. Д. Карвасарского Л., 1982. — 112 с.
  42. Г. Л. Методы и техники групповой психотерапии / Групповая психотерапия. М., 1990. -84 с. 61 .Каплан Г. И., Сэддок Б. Д. Клиническая психиатрия. М., 1994. -325 с.
  43. БД. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. — 272 с.
  44. .Д., Ледер С. Теоретические концепции групповой психотерапии / Групповая психотерапия. М., 1990. -68 с.
  45. И. Практика сексуальной психотерапии. Пер. с нем. М.: Прогресс-Культура, Яхтсмен, 1994. — Т.1. — С.87−88.
  46. Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, 2000. — 255 с.1Ъ.Короленко Ц. П., Дмитриева H.В. Социодинамическая психиатрия. М. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -460 с.
  47. А.Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, 2001.-251 с.
  48. Ц.П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. М., 1987. — 176 с.
  49. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 171с.
  50. JI.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 23 с.1%.Костина JI.M. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. СПб: Речь, 2002.- 198 с.
  51. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988.-56 с.
  52. М.С. Очерки психотерапии. М., 1971.-108 с.
  53. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. Московский психолого-социальный институт — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 448с.
  54. Ш. Митина О. В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Психология, 2001. -116 с.
  55. В.Б. Алкоголизм в Сибири: Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1990.-24 с.
  56. В.Д. Созависимость новая болезнь // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1994. № 6. — С.95−99.
  57. В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М., 1990.-96 с.
  58. В.Д. Зависимость: семейная болезнь. Per Se. М., 2002. -180 с.
  59. К. Психология ответственности. Л., 1983. -106 с.
  60. В.К. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — 146 с.
  61. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева М.Воронеж, 1995.-142 с.
  62. A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН Армянской ССР, 1988. — С. 125−126.
  63. Нельсон-Джоунс.Ричард Теория и практика консультирования. — М.: 2001.-140 с.
  64. P.C. Основы психологического консультирования. М.: Владос, 1999.-112 с.
  65. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — JL: ЛГУ, 1983.-122 с.
  66. О.Н. Идентичность: История формирования взглядов и её структурные особенности. М., 2001. — 186 с.
  67. Д.В. Рациональная и разъяснительная психотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. — С. 188−212.
  68. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1990. -16с.
  69. A.B., Туревский М. А. Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979.-142 с.
  70. В.В., Андрияшник Д. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе / Проблемы умственного труда. М., 1981.-96 с.
  71. Т.А. Я алкоголик // Семейная психология и семейная терапия.- 1977. № 1.-С.103−105.
  72. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ, 1998. -114 с.
  73. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1996.- 22 с.
  74. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 116 с.
  75. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — JL: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989. -134 с.
  76. Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева / Под ред. канд. филос. наук С. М. Черкасова СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1995. -216с.
  77. A.A. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.-224 с.
  78. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  79. К. К науке о личности / История зарубежной психологии. Тезисы. М., 1986.- 156 с.
  80. К. Групповая психотерапия. СПб, 1998. -120 с.
  81. Е.С., Гребенников JT.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996.- 283 с.
  82. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.- 193 с.
  83. К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. -104 с.
  84. В. Психотерапия семьи. Пер. с англ. СПб: Речь, 2000. — 283 с.
  85. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. -86 с.
  86. Г. Стресс без дисстресса. М., 1982. — 189 с.
  87. Э. У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя. Пер. с англ. Ю. И. Киреева. М.: Просвещение, 1991.-206 с.
  88. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.- 215 с.
  89. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.- 174 с.
  90. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте: международный сборник статей / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. — с.44−48.
  91. ИД. Анализ защитных поведений личности: Дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.01 / И. Д. Стойков. М., 1986.- 160 с.
  92. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1982. — 285 с.
  93. Р., Брандшафт Б., АтвудД. Интерсубъективный подход. Пер. с англ. М.: Когито-центр, 1999. -180 с.
  94. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Пер. с англ. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -218 с.
  95. Г. Социальная логика. СПб: Социально-психологический центр, 1996.- 554 с.
  96. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. -182 с.
  97. A.B. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. — С.90−95.
  98. ТомэХ., КэхелеХ. Современный психоанализ. Практика. Пер. с англ. / Общ. ред. A.B.Казанский. М.: Прогресс-Литера, 1996. — Т.2. — 226 с.
  99. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995. -140 с.
  100. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- С.338−363.
  101. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.- 144с.
  102. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1989. -210 с.
  103. Фрейд 3. Я и Оно. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.- 512 с.
  104. Н.В. Психологические особенности тревожности в фрустрацион-ных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Нижний Новгород, 2001, 22 с.
  105. Э. Иметь или быть? / Общ. ред. и послесл. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1990.- 336 с.
  106. Э. Душа человека. М., 1992. — 96 с.
  107. Хайнц Хенкхаузен. Мотивация и деятельность. Медицинская педагогика. -М., 1986.- Т.1−3.-212 с.
  108. Ю.А. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергега. Л.: ЛНИИТЕК, 1976. — 86 с.
  109. Ю.Л. Стресс и тревога в спорте — М.: Физкультура и спорт, 1983. -126 с.
  110. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1991. № 5. С. 11−13.
  111. Э. Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги в спорте / Стресс и тревога в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983.с. 16−19.
  112. К. Невроз и личностный рост. СПб, 1997. — 108 с.
  113. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс-Универс, 1993.- 480 с.
  114. ., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание // Психологический журнал. 1993. № 1.- С. 11−13.
  115. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генез и условия становления: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2001. -20 с.
  116. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. М., 1996. — 32 с.
  117. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 337 с.
  118. Briakwell С.М. Coping with threatened identities. L.-N.Y.: Mithuen, 1986, 222 p
  119. Erikson E.H. Jdentity and the Life Cycle. N.Y.-L.: Norton, 1980. — 191p.
  120. Federn P. Ego psucology and the psuchoses N.Y.: Basic Books, 1952.-106 p. .162. Freud A. Das Jch und die Abwehrmechanismen. — London, 1946. -98 p.
  121. Freud S. Der Realitatsverlust bei Neurose und Psuchose. Ges.W., 1924. Bd 13.-78 p.
  122. Freud S. Histerie und Angst, Studienausgabe D.6 Fiscer Verlag. Frankfurt, 1971.-359 p.
  123. Gierumski T., Williams T. J. psychoact. Drugs.- 1986. Vol. l8.-№l.-P.7−11.
  124. Goleman J.C. Relationships in Adolescence. London, 1974. -126 p.
  125. Goldstein K. Zum Problem der Angs. Allgemeine aumlerztliche Zeitschrift fur Psuothorapie. — 1983. — Vol. 11. — 22 p.
  126. Goodwin D.W. Is alcoholism hereditaru Second Ed.- Ballantme Books New York.- 1983.-302 p.
  127. Habermas J., Jdentitet II Zur Rekonstruction des historischen Materialismus. -Frankfurt: Suhrkamp, 1976.-№ 3.-P.14−17.
  128. Kaufman E. Psychosomatik. 1986. — Vol.27. — № 5. — P.347−360.
  129. Lobel T.E., Winch G.L. Psychosocial development, Self-concept and gender// Journal of Psychology. 1988. № 149. — P.405−411.
  130. Mallory M.E. O-sort definition of Egoidentity status // Journal of Youth and Adolescence, 18. 1989. — P.399−412.
  131. Mahler M.S. The Psychological Birth of the Human Jnfant. -N.Y.: Basic Books. 1975.-106 p.
  132. Marsia J.E. Ego identity status: Relationshipo change in Self-esteem, «general maladiustment and authoritariani» // Journal of Personalitu, 35. 1967. — P. l 18−131.
  133. Marsia J.E., Fridman M.L. Ego identity status in college women // Journal of Personality. 1970. — Vol.38. — № 2. — P.249−268.
  134. Marsia J.E., Fridman M.L. Jdentity in adolescence. // Handbook of adolescent psychology / Ed. By J. Adelson. № 4. John Willey. — 1980. — P.213−231.
  135. MayD. Maniacer M.A. // Alcogolism. 1987. — Vol.23. — № 1−2. — P.51−55.
  136. Mead G.H. Mind Self and Socity / Ed. By C.W.Morris. Chicago Press: Univ. of Chicago, 1975.-248 p.
  137. Shanfdd S.B. Psychosomatics. 1990. — Vol.31. — № 2. — P.138−145.
  138. Straus A. Spiegel und Masken. Die Suche nach der Jdentitat. Frankfurt: Suhrkamp, 1968.- 186 p.
  139. Sullivan H.S. Climical Studies in Psychiatru. 1953. -P.86−90, 145−160.
  140. TaifelH. Social identity and intergroyp behavior// Social Science Information. -1974. № 13. P.65−93.
  141. Taifel H., Turner J. C. An integrative theory of integroup conflict / The social psychology of intergroup relation / Ed. by W.C.Austin. S.Worchel. -Montrey, Calif.: Books/Cole. 1979. — P.33−47.
  142. Whitfild C.Z. dependence- our most common addiction — some physical, mental, emotional and spiritual perspectives // Alcohol. Treat. Quart.- 1989.- Vol. 6 № 1.- P. 19−36.
  143. Winnicot.D. Ego Integration in Child Development. In The Maturational Processes and the Facilitating Enviroment / New York International Universities Press, 1962.- P. 56−63.
  144. Zelvin E. II Alcohol. Treat. Quart. 1988. — Vol.5. — № 3−4. — P.97−115.
Заполнить форму текущей работой