Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы заключается в том, что в ней получена информация об изменении характеристик психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с возрастом и полом детей, а также психологическими характеристиками матерей: психологическим состоянием, отношением к воспитанию детей, представлением матери о её отношениях с близкими взрослыми в детстве, стратегией… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ И СОЦИАЛЬНО — ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ. 1.1. Взаимодействие матери и ребенка младенческого и раннего возраста.

1.2. Психологические особенности матери и взаимодействие матери и ребенка.

1.3.Социально-демографические показатели и характеристики взаимодействия матери и ребенка.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Эмпирическая база и организация исследования.

2.2. Методы исследования взаимодействия матерей и детей, психологических особенностей матерей и социально- демографических показателей.

2.3. Способы и этапы статистической обработки данных.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И ИХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

3.1. Психологические особенности матерей, имеющих детей раннего возраста.

3.2. Характеристики взаимодействия матерей и детей раннего возраста.

3.3. Взаимосвязь особенностей взаимодействия матерей и детей с психологическими, социально-демографическими и перинатальными

3.4. Структура взаимосвязей параметров взаимодействия, психологических характеристик матери и социально-демографических показателей по результатам факторного анализа.

ОБСУЖДЕНИЕ.

ВЫВОДЫ.

Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К настоящему времени в зарубежной психологии был проведен ряд исследований, посвященных изучению взаимосвязи между взаимодействием матери и ребенка с психологическими характеристиками матери (Н. Schaffer, С. Crook, 1980; R. Srivastava et al., 1981; E. Brunquell et al., 1981; O. Weininger, 1983; M. Radke — Yarrow et al., 1985; E. Schaefer et al., 1987; Davidson L. et al., 1987; A. Rickel et al., 1988; D. Gordon et al., 1989; V. Grant, 1990; M. Kaeller, K. Roe, 1990; L. Beckwith, 1990; T. Field, 1990; G. Houck et al., 1991; T. Field, 1992; W. James, 1992; D. Stack, D. Muir, 1992; S. Toda, A. Fogel, 1993; G. Houck, C. Booth, K. Barnard, 1997; L. Crendell, H. Fitzgerald, E. Whipple, 1997; M. Kivuarvi, et al., 2001; R. Boyd, L. Zayas, M. McKee, 2006; M. Mantymaa, T. Tamminen, K. Puura, I. Luoma, A. Koivisto, R. Salmelin, 2006; R. Nicol-Harper, A. Harvey and A. Stein, 2007) и социально-демографическими показателями (E. Brunquell et al., 1981; M. Rutter, D. Quinton, 1984; M. Main, C. George, 1985; R. Matias, J. Cohn, 1985'- L. Sroufe, J. Fleeson, 1986; A. Rickel et al., 1988; J. Osofsky, A. Eberhart-Wright, 1992; S. Toda, A. Fogel, 1993; D. Hann et al., 1996; R. Boyd, L. Zayas, M. McKee, 2006; K. Adams, 2006; K. Kolozian, 2007; N. Marin, 2007; M. Cerezo, G. Pons-Salvador and R. Trenado, 2008). Проведенные исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязи психологических и социально-демографических характеристик матери с поведением взаимодействия матери и ребенка, однако не раскрывают, как именно эти характеристики отражаются на параметрах взаимодействия со стороны матери, ребенка и диады. Кроме того, часть исследований, посвященных изучению взаимосвязи между характеристиками взаимодействия матери и ребенка и психологическими характеристиками матери, была проведена на группе матерей высокого социального риска (G. Houck, С. Booth, К. Barnard, 1997; Н. Schaefer et al., 1987; R. Boyd, L. Zayas, M. McKee, 2006; E. Brunquell et al., 1981), и результаты этих исследований могут отличаться от результатов, полученных на группе среднего или низкого социального риска. Также нами были обнаружены противоречия между результатами различных исследований (G. Houck, С. Booth, К. Barnard, 1997; L. Beckwith, 1990; Т. Field, 1990; R. Boyd, L. Zayas, M. McKee, 2006). Часть исследователей изучали взаимосвязь психологических характеристик и поведения взаимодействия матери, не включая в анализ параметры поведения взаимодействия ребенка и диады (L. Beckwith, 1990; Т. Field, 1990; М. Radke — Yarrow et al. 1985; D. Gordon et al., 1989; R. Nicol-Harper, A. Harvey and A. Stein, 2007; N. Marin, 2007).

В отечественной психологии изучалась взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка с полом, возрастом ребенка, перинатальными показателями, наличием операций в период новорожденности ребенка, особенностями развития ребенка и характеристиками взаимодействия матери и ребенка (И.А. Аринцина, Н. Н. Искра, М. Ю. Конькова, 2005; В. Ю. Иванова, 2006; М. Ю. Конькова, 2006; О. И. Пальмов, 2006; И. А. Аринцина, 2009; И. А. Аринцина, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2009). Исследовалась взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка с особенностями сенсорного функционирования матери, уровнем ее сенсорной чувствительности и предпочитаемой стимуляции (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999), однако не была исследована взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка с другими психологическими характеристиками матери.

На наш взгляд, более подробное и комплексное изучение вопроса взаимосвязи психологических и социально-демографических характеристик матери с характеристиками взаимодействия матери и ребенка является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку оно позволяет понять механизмы формирования и функционирования системы «мать — ребенок» и развития ребенка в раннем возрасте.

Целью данного исследования является изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками матери и показателями взаимодействия матери и ребенка раннего возраста.

Объект исследования: психологическое взаимодействие матерей и детей раннего возраста.

Предмет исследования: взаимосвязь показателей взаимодействия матерей и детей раннего возраста с психологическими характеристиками матерей, а также социально — демографическими и перинатальными показателями.

Основная гипотеза исследования: психологические характеристики матери имеют связь с параметрами взаимодействия матери и ребенка раннего возрастасуществует структура взаимосвязей характеристик взаимодействия матерей и детей, психологических характеристик матерей, социальнодемографических и перинатальных показателей.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Описать индивидуально-психологические характеристики матерей и показатели взаимодействия матерей и детей, провести анализ их взаимосвязи с возрастом и полом детей.

2. Проанализировать взаимосвязи между характеристиками взаимодействия матерей и детей, психологическими характеристиками матерей, социально-демографическими и перинатальными показателями.

3. Выделить структуру взаимосвязей характеристик взаимодействия матерей и детей, психологических характеристик матерей, социально — демографических, перинатальных показателей.

4. Проанализировать распределения значений факторов, полученных в результате факторного анализа показателей взаимодействия матерей и детей, психологических характеристик матерей, социально — демографических, перинатальных показателей.

Теоретической базой данной работы является подход к развитию личности ребенка младенческого и раннего возраста в системе «ребеноквзрослый» (В. Beebe, D. Stern, 1977; J. Bowlby, 1958; Т. Field, 1978; A. Meltzoff, 1979; J. Osofsky, К. Connors, 1979). Мы исходили из выдвинутого в рамках системных представлений предположения, что социальное поведение ребенка может быть связано не только с актуальным в процессе взаимодействия поведением матери, но и с ее индивидуально — психологическими характеристиками, определяющими особенности первичного окружения ребенка и приобретаемого им социально — эмоционального опыта (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы психологического исследования: инструментальное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеоматериалов, а также анкетирование, тестирование и методы математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания ГДОУ № 41.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены исходными теоретическими позициямиизучением и анализом данных предыдущих исследований по изучаемой теме и последующим выделением научной проблемыадекватным подбором выборкииспользованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследованияоптимальными условиями проведения обследования участников и получения первичных результатовприменением необходимых методов статистической обработки данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характеристики психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста изменяются в связи с возрастом и полом ребенка.

2. Параметры психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста взаимосвязаны с психологическими характеристиками матерей, а также социально — демографическими и перинатальными показателями.

3. Существует структура взаимосвязи параметров психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста с психологическими характеристиками матерей, социально — демографическими и перинатальными показателями, которая позволяет выделить различные типы функционирования системы «мать — ребенок».

Научная новизна работы заключается в том, что в ней получена информация об изменении характеристик психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с возрастом и полом детей, а также психологическими характеристиками матерей: психологическим состоянием, отношением к воспитанию детей, представлением матери о её отношениях с близкими взрослыми в детстве, стратегией разрешения проблем. Впервые было проведено комплексное изучение структуры взаимосвязей параметров психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста с индивидуально-психологическими характеристиками матери, социально — демографическими и перинатальными показателями, на основании которого были выделены различные варианты функционирования системы «мать ¦— ребенок».

Теоретическая значимость исследования. Новые эмпирические данные способствуют расширению теоретических представлений о факторах, влияющих на развитие ребенка в системе взаимодействия с близким взрослым, предоставляют информацию о взаимосвязи психологических характеристик взаимодействия матерей и детей с психологическими характеристиками матерей. Кроме того, полученные данные дают представление о структуре взаимосвязей между параметрами психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста и индивидуально-психологическими характеристиками матери, социальнодемографическими и перинатальными показателями, а также о вариантах функционирования системы «мать — ребенок» на этапе раннего развития ребенка.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть положены в основу концепции психологической работы с детьми раннего возраста, программ обучения и психологического сопровождения системы «мать — ребенок», направленного на оптимизацию взаимодействия матерей и детей раннего возраста. Полученные результаты могут также использоваться в подготовке и чтении общих и специальных психологических курсов.

Апробация результатов. Центральные положения и результаты диссертации представлены и обсуждены на аспирантских семинарах кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ. Материалы исследования докладывались на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005), а также на IV Междисциплинарной конференции по акушерству, перинатологии, неондтологии «Здоровая женщина — здоровый новорожденный» (Санкт-Петербург, 2009).

Основное содержание работы отражено в 6 научных публикациях.

Внедрение. Результаты диссертационного исследования используются при разработке программ психологического сопровождения системы «близкий взрослый — ребенок» в Службе ранней помощи Центра интегративного воспитания ГДОУ № 41.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, заключения, основных выводов. Работа изложена на 169 страницах, содержит 28 таблиц, 4 рисунка, список литературы, включающий 190 источников, из них 109 на иностранных языках, и 5 приложений.

149 ВЫВОДЫ.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Характеристики психологического взаимодействия матерей и детей второго года жизни связаны с возрастом детей: чем старше дети, тем выше показатели тона голоса, эмоционального состояния, стиля взаимодействия, вовлеченности во взаимодействие матерейтем больше положительных и меньше отрицательных эмоций проявляют дети, тем выше характеристики их социального поведения.

2. Характеристики психологического взаимодействия матерей и детей взаимосвязаны с полом детей: при взаимодействии матерей с девочками показатели тона голоса, настроения, вовлеченности во взаимодействие матерей, настроения и социального поведения ребенка, а также диадных характеристик взаимодействия выше, чем при взаимодействии с мальчиками.

3. Показатели психологического взаимодействия матерей и детей связаны с психологическими характеристиками матерей: личностной и ситуативной тревожностью, уровнем депрессии, традиционным и прогрессивным отношением к воспитанию детей, представлением матери о её отношениях с близкими взрослыми в детстве, стратегией разрешения проблем.

4. При более высоком уровне тревожности и депрессии у матерей, уменьшается их способность к отражению сигналов ребенка, повышается раздражительность матерей и стремление вмешиваться в игру детей, увеличивается саморегуляция и коммуникативная компетентность детей, взаимность в диадепри более традиционном отношении к воспитанию у матерей наблюдается увеличение количества отрицательных эмоций и вербализации, а в диаде — уменьшение совместного внимания и активностипри использовании матерями стратегии активного разрешения проблем, а также выражения эмоций и поиска социальной поддержки характеристики взаимодействия повышаются, тогда как при стратегии отрицания проблемы они уменьшаются.

5. Показатели психологического взаимодействия матерей и детей связаны с социально — демографическими и перинатальными характеристиками: возрастом и уровнем образования матерей, семейным доходом, количеством детей в семье, наличием работы и семейным положением матерей, их удовлетворенностью супружескими отношениями, длительностью кормления ребенка грудью и наличием осложнений при родах.

6. Существуют различные варианты функционирования системы матьребенок: показатели взаимодействия матери и ребенка могут быть специфическим образом связаны с психологическими характеристиками матери, социально — демографическими и перинатальными показателямипсихологические характеристики матери, социально — демографические и перинатальные показатели могут быть связаны между собой, но не иметь связи с параметрами взаимодействия матери и ребенкахарактеристики взаимодействия матери и ребенка также могут быть взаимосвязаны между собой, но при этом не иметь связи с другими показателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе изучалась взаимосвязь психологических характеристик матери, а также социально — демографических, перинатальных показателей с параметрами взаимодействия матери и ребенка раннего возраста. Было показано, что параметры взаимодействия матери и ребенка раннего возраста меняются в связи с психологическими характеристиками матери, а также социально — демографическими и перинатальными показателями. С другой стороны, существуют различные варианты структуры взаимосвязей между характеристиками взаимодействия матери и ребенка раннего возраста и психологическими, социально — демографическими и перинатальными показателями. Подробное рассмотрение этих вариантов позволило выделить, охарактеризовать и определить в процентном соотношении различные типы систем психологического взаимодействия матери и ребенка.

Полученные данные способствуют расширению теоретических представлений об особенностях психологического взаимодействия матери и ребенка раннего возраста, углублению понимания функционирования системы «мать-ребенок» и позволяют увидеть новые направления психологической работы с детьми, имеющими эмоциональные, поведенческие нарушения, а также нарушения развития познавательной сферы. Последующие исследования могут быть посвящены рассмотрению изменений системы отношений матери и ребенка в результате осуществления программ ранней помощи.

На основании результатов данного исследования можно предложить следующие практические рекомендации:

— в процессе психологического сопровождения системы «мать-ребенок» необходимо учитывать и информировать матерей о том, какие характеристики их поведения и психологического состояния оказывают влияние на качество отношений с ребенком;

— при изучении особенностей взаимодействия матери и ребенка раннего возраста необходимо учитывать возраст и пол ребенка;

— рекомендуется использовать индивидуальные и групповые виды психологической работы, направленные на повышение навыков чувствительности родителей к потребностям ребенка, способности к осознанию собственных трудностей и использованию конструктивных стратегий совладания с возникающими трудными ситуациями;

— при наличии нарушений в поведенческой, эмоциональной, познавательной и других областях развития ребенка необходимо вести работу, направленную на изменение психологических характеристик матери.

В дальнейшем необходимо проведение лонгитюдного исследования, направленного на изучение факторов, влияющих на формирование и функционирование системы взаимодействия матери и ребенка, включающего большее количество психологических, перинатальных и социальнодемографических характеристик и охватывающего различные возрастные группы детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни, «Вопросы психологии» 1997г., № 4. — С. 5−14
  2. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Психическая активность младенца // Мозг и поведение младенца. — М., 1993. — С. 167−216.
  3. Н.Н., Н.А.Хаймовская Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. 1999. № 1. — С. 39−49.
  4. Баз JI.JI., Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества, т.2, вып. З, — М., 1996. — С. 133−134.
  5. Т. Н. Самооценочная шкала депрессии (адаптация и применение в наркологии) // Материалы научно-практической конференции. JL, 1987, -С. 12−16.
  6. А.С., Кащавцев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопросы психологии, № 4, 1996. — С. 55−68.
  7. А.С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал, № 6. — 2000. С. 5156.
  8. О.В. Диагностика психического развития детей первого года .¦"> жизни / изд-во Моск. Ун-та, М., 1986, — 92 с.
  9. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / «Просвещение», — М.: 1968. 464 с.
  10. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975, № 1. — С.41−43.
  11. Н. С., Олешкевич В. И. Детский психоанализ: школа Анны Фрейд. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  12. Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. пс. н. -М., 1987, 206 с.
  13. Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург, 2004. — 400 с.
  14. JI.C. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  15. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1977.-24 с.
  16. М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Педагогика. -М., 1985. С. 57- 69.
  17. А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах — Т.1. / Педагогика М., 1986. — 316 с.
  18. Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Издательство «Ивановский государственный университет» Иваново, 2002. — С. 20−24.
  19. В.Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Оценка качества взаимодействия матерей и младенцев // Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рождения Б.Г.Ананьева). Тезисы конф. (28−30 октября 1997 г.) / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: ЦОП СПбГУ, — 1997, — С. 93−94.
  20. В.Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и в доме ребенка // Дефектология 2006, № 1. -С. 76−79.
  21. К. Страх и виды тревожности. // Тревога и тревожность: Хрестоматия. / ред. В. М. Астапов. СПб: «Питер», 2001. — С. 109−123.
  22. И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: дисс. канд. психол, наук., — М., 1996. 161 с.
  23. , С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии, № 6. 1998. — С. 65−75.
  24. Е.С., Падун М. А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме // Психологический журнал. 2002, № 5. — С. 89−97.
  25. Е.С., Гагарина М. А., Падун М. А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения: Постановка проблемы. Часть I // Психологический журнал. — 2006. № 6. С. 45−53.
  26. М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией: дисс. канд. пс. н., / МГУ, 1989. — 120 с.
  27. М.Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. — М., 1970.-224 с.
  28. О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. № 3. -С. 38−48.
  29. Т.Е. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста ко взрослым // Вопросы психологии. — 1973, № 4. — С. 6174.
  30. А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., Просвещение, 1985,-176 с.
  31. А.Д. Азбука любви. Книга для родителей. — М., Просвещение, 1996. 96 с.
  32. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: «Авиценум», 1984, 334 с.
  33. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  34. М.И. Проблемы онтогенеза общения — М., Педагогика, 1986. — 144 с.
  35. С.Ю. Влияние общения со взрослым на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под ред. Адрианова. М.: Ин-т психологии РАН. 1993.-С. 184−220.
  36. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье. и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 19−59.
  37. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124 135.
  38. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. — 1975. № 2.-С. 31−45.
  39. Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованные младенцам первого года жизни // Психологический журнал. 2002. № 2. — С. 55 — 64.
  40. Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. — 2005. № 3. — С. 81−93.
  41. Г. Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1977.-23 с.
  42. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. / СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. — 288 с.
  43. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1997. № 6. — С. 16−25.
  44. Р.Ж., Иванова В. Ю. Оценка качества взаимодействия матерей и младенцев" // Ананьевские чтения — 97 (90 лет со дня рождения Б.Г.Ананьева). Тезисы конф. (28−30 октября 1997 г.) / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: ЦОП СПбГУ, 1997. — С. 93−94.
  45. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 243 с.
  46. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983, — 166 с.
  47. О.И., Мухамедрахимов, Р.Ж. Поддержка родителей детей с особыми потребностями / В сб. Психология социальной работы. Под ред. М. А. Гулиной. СПб, 2002. — С. 125−134.
  48. X., Папушек М., Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. 2000. № 3. — С. 65−72.
  49. Н.Л., Мухамедрахимов Р. Ж. Отношения привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития. Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб., 2007. — С. 220−240.
  50. Ю.Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей 1 года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000.4. С. 9−19.
  51. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — С. 15−20.
  52. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, СпбГУ. 1997.- С. 20−26.
  53. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 483 с.
  54. А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. -М.: Педагогика, 1985. — С. 74−87.
  55. Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992. — 142 с.
  56. Е.А. От когнитивной психологии к психологии субъекта // Психологический журнал. 2007. № 1. — С. 17—27.
  57. Сергиенко Е А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 464 с.
  58. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992, № 2.-С. 75−78.
  59. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. — С. 76−88.
  60. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, № 6. — С. 5−16.
  61. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. № 3. — С. 139−150.
  62. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации / Дисс. Канд. Психол. наук. М., 1998. — 152 с.
  63. Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. -Горький, 1978.-С. 142—154.
  64. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 19 с.
  65. Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. // Тревога и тревожность: Хрестоматия / ред. В. М. Астапов. СПб: «Питер», 2001. — С. 88−104.
  66. Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. — 376 с.
  67. , Ф. Тайсон Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.-526 с.
  68. Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 1997. — 295 с.
  69. А. Теория и практика детского психоанализа, — М., 1999. 400 с.
  70. JI. Хьелл и Д. Зиглер Теории личности СПб., 1997. — 606 с.
  71. Я.Н., Чистович И. А. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RDCDI 2000. — СПб.: Институт Раннего Вмешательства, 2000. — 62 с.
  72. А.Г. Психосемантические методы в диагностическом описании субъекта межличностного общения. В сб. Вопросы психологии межличностного познания: Сб. научных трудов. / ред. О. Г. Кукосян. -Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С. 99−109.
  73. Р.А., Коблинер В. Г. Первый год жизни. М., 2000. — 384 с.
  74. Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз. 1960. — 328 с.
  75. Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. -592 с.
  76. Лучшие психологические труды под ред. А. Ф. Кудряшова, Петрозаводск, изд. «Петроком», 1992. — С. 55 — 60.
  77. Adams Katrina L. Parental stress, parenting behavior and observed parent-child interaction. // ETD Collection for Pace University, paper AAI3198504. 2006.
  78. Ainsworth M. D. S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. — 1831. P
  79. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An etiological approach to personality development // American Psychologist. 1991. — Vol. 46, № 4. — P. 91−103.
  80. Baradon T. Psychotherapeutic work with parents and infants — psychoanalytic and attachment perspectives. // Attachment and Human Development. 2002. -№ 1. Vol. 4.-P. 25−38.
  81. Barnard К. E., Kelly J. F. Assessment of parent-child interaction // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds.) Handbook of early childhood intervention. Cambridge, -N. Y.: Cambridge University Press, 1990. P. 278−302.
  82. Beck A.T., Steer R.A., Garbin M.G. Psychometric properties of the Beck Depression Inventory: Twenty five yeas of evaluation // Clinical Psychology Review. 1988. N 8(1). — P. 77−100.
  83. Beckwith L. Adaptive and maladaptive parenting: Implications for intervention // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds). Handbook of early childhood intervention. Cambridge- -N. Y.: Cambr. Univ. Press, 1990. P. 53—77.
  84. Beebe В., Stern D. Engagement disengagement and early objective experiences. In: Communicative structures and psychic structures, ed. N. Freeman and S. Grand. New York: Plenum Press, 1977. — P. 35−50.
  85. Boyd R., Zayas L., McKee M. Mother-infant interaction, life events and prenatal and postpartum depressive symptoms among urban minority women in primarycare. I I Maternal and Child Health Journal, Volume 10, Number 2, March 2006. -P. 139−148.
  86. Bowlby J. Attachment and loss: In 2 vol. Vol. 1. New York, 1969. — 293 p.
  87. Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother // International journal of psychoanalysis. 1958. — Vol. 39. — P. 57−69.
  88. Brezelton T.B., Cramer B.G. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of early attachment. London, 1991. — 279 p.
  89. Т. В., Koslowski В., Main M. The origins of reciprocity: the early mother-infant interaction // The effect of the infant on its caregiver / Ed. by M. Lewis, L. Rosenblum. New York: Jon Willy, 1974. — P. 49−77.
  90. Bretherton I. New perspectives on attachment relations- security, communication, and internal working models // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York, 1987. — 497 p.
  91. Bretherton I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Developmental psychology. 1992. — Vol. 8, № 5. — P. 56 -70.
  92. Brunquell E., Crichton L. Egeland B. Maternal personality and attitude in disturbances of child rearing // American journal of orthopsychiatry, 1981. Vol. 51.-P. 51−66.
  93. Carver C. S., Scheier IyL F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. // Journal of Personality and Social Psychology. -1989, Vol 56.-P. 263−283.
  94. Cerezo M. Angeles, Pons-Salvador Gemma and Trenado Rosa M. Mother-infant interaction and children’s socio-emotional development with high- and low-risk mothers // Infant Behavior and Development. Volume 31, Issue 4, December 2008.-P. 578−589.
  95. Clark R. The parent child early relational assessment. — Madison, 1985. -36 p.
  96. Clark R. The parent-child early relational assessment: a facorial validity study // Educational and Psychological Measurement. 1999. Vol. 59, №. 5. — P. 821−846.
  97. Clark R., Paulson A., Conlin S. Assessment of developmental status and parent-infant relationships: the therapeutic process of evaluation // Handbook of infant mental health / Ed. by С. H. Zeanah. New York, 1993. — P. 251−267.
  98. Crendell Lisa E., Fitzgerald Hiram E., Whipple Ellen E. Dyadic synchrony in parent child interactions: a link with maternal representations of attachment relationships. // Infant Mental Health Journal, — 1997, Vol.18 (3), — P. 477−488.
  99. Crittenden P.M., DiLalla D.L. Compulsive compliance: The development of an inhibitory coping strategy in infancy // Journal of Abnormal Child Psychology. -1988.N16.-P. 585−599.
  100. Davidson L.L., Hughes S.J., Richards M. Maternal personality and injury in children: is stability a protective factor? // Personality and individual differences. -1987. Vol. 8, № 6.-P. 49−77
  101. Emde R.N. Infant mental health: clinical dilemmas, the expansion of meaning and opportunities // Handbook of infant development / Ed. by J.D. Osofsky. N. Y., 1987.-P. 139−151.
  102. Field T.M. The three R’s of infant adult interactions: Rhythms, repertoires and responsivity. Journal of Pediatric Psychology, — 1978, N 3. — P. 131−136.
  103. Field Т. M. Infancy. Cambridge, 1990. — P. 260.
  104. Field T.M. Infants of depressed mothers // Development and Psychopathology. 1992. Vol. 4. N 11. — P. 49−66.
  105. Fogel A., Toda S. Infant response to the still face situation at 3 and 6 months // Developmental psychology. — 1993. Vol. 29. N 3. — P. 532−538.
  106. Fogel A. Mother infant interaction // Ed. by H.R. Schaffer, — New York, 1977. — 398 p.
  107. Fogel A. Temporal organization in mother-infant face-to-face interaction // Studies in mother-infant interaction / Ed. by H. R. Schaffer. London, 1977.- P. 62−75.
  108. Fonagy, P., Target, M. Attachment and reflective function: Their role in self-organization. // Development and Psychopathology, 9, 1997. — P. 679−700.
  109. Fonagy P., Target M. Psychoanalytic theories. Perspectives from developmental psychopathology.- London: Whurr Publishers. 2003. 251 p.
  110. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development.- New York, 1965. 256 p.
  111. George C., Solomon J. Parenting and child care // Handbook of infant development / Ed. by J.D. Osofsky. N. Y., 2003. Vol.3. — P. 325 — 367.
  112. Goldfarb W. Effects of psychological deprivation in infancy and subsequent stimulation // American Journal of Psychiatry. 1945. — Vol. 102. — P. 18−33.
  113. Gordon D., Burge D., Hammen C. et al. Observations of interactions of depressed women with their children // American Journal of Psychiatry. — 1989. Vol. 146.-P. 31−45.
  114. Goren С. C., Sarty M. Visual following and pattern discriminations of facelike stimuli by newborn infants // Pediatrics. 1975. — Vol. 56. — P. 54−62.
  115. Grant V.J. Maternal personality and sex of infant // British journal of medical psychology 1990. Vol. 63. N 3. — P. 93—115.
  116. Grant V.J. Maternal personality and sex of infant: reply // British journal of medical psychology 1992. Vol. 65. N 1. — P. 81—105.
  117. Hann D.M., Osofsky J.D., Culp A.M. Relating the adolescent mother child relationship to preschool outcomes // Infant Mental Health Journal. — 1996. Vol. 17, N4.-P. 54—69.
  118. Harlow H.F., Harlow M. Learning to love.//Amer Sci. 1966. Vol. 55. N 3. — P. 293—315.
  119. Harvey A.G., Nicol-Harper R. and Stein A. Interactions between mothers and infants: Impact of maternal anxiety. // Infant Behavior and Development. Volume 30, Issue 1, February 2007. — P. 161−167.
  120. Hernandez-Reif M. et al. Depressed mothers' newborns show longer habituation and fail to show face / voice preference // Infant Mental Health Journal.- 2002. Vol. 23. N 6. P. 643−653.
  121. Houck G.M., Booth C.L., Barnard K.E. Maternal depression in locus of control orientation as predictors of dyadic play behavior // Infant Mental Health Journal, V0I. I8.N 6. 1997. — P. 8−16.
  122. Ijzendoorn Marinus H. Van, Hubbard Frans O.A. Are infant crying and maternal responsiveness during the first year related to infant-mother attachment at 15 month? // Attachment and Human Development ISSN 1614−6734 print- 2000.
  123. James W. H. Maternal personality and sex of infant // British journal of medical psychology 1992. Vol. 65. N 1. — P. 59—71.
  124. Kaeller M.G., Roe K.V. Personality variables as assessed by MMPI and their relationship to mother — infant interactional behaviours at age three months // Psychological reports. 1990. Vol. 66, № 3. — P. 899−904
  125. Kivuarvi M., Marinus J.M. Maternal sensitivity behavior and infant behavior in early interaction. // Infant Mental Health Journal, Vol.22 (6), 2001. — P. 627 -640.
  126. Klein M. A contribution to the theory of anxiety and guilt. In The writings of Melanie Klein. Vol. 3. London: Hogarth, 1975, — p. 25−42.
  127. Kochanska G: Patterns of inhibition to the unfamiliar in children of normal and affectively ill mothers. // Child Development 1991- 62:250−263
  128. Kolozian K. Risk factors, maternal depression and mother-child interactions in the national Early Head Start population // ETD Collection for Pace University, paper AAI3257528, 2007
  129. Lewis M. Social development in infancy and early childhood // Handbook of infant development / Ed. by J.D. Osofsky. N. Y., 1987. — P. 419−493.
  130. , M., & George, С. () Responses of abused and disadvantaged toddlers to distress in age-mates: a study in a day care setting // Developmental Psychology, N 21.- 1985. -P 407−412.
  131. Main. M., Cassidy, J. Categories of response to reunion with the parents atage 6: Predictable from infant attachment classification and stable over a 1-monthperiod // Developmental Psychology. -1988. № 24. — P. 1−12.
  132. Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The Psychological Birth of the Human Infant. New York, 1975. — 373 p.
  133. Malphurs J.E. et al. Altering Withdrawn and Intrusive Interaction Behaviors of Depressed Mothers // Infant Mental Health Journal. 1996. Vol. 17. N 2. — P. 152−161.
  134. Martinez A. Depressed Mothers' and Their Infants' interactions with Nondepressed Partners // Infant Mental Health Journal. 1996. Vol. 17. N 1. — P. 75−80.
  135. Marin Nicole J The association between maternal parenting stress and quality of mother-child interactions in various family structures // ETD Collection for Pace University, 2007, — paper AAI3272961.
  136. Matias R. Cohn J.E. Are MAX-specified infant facial expressions during face to face interaction consistent with different emotions theory? // Developmental Psychology. 1993. N 29. — P. 524−531.
  137. McGrow M. The neuromuscular maturation of the infant.—N. Y., 1943. 284 P
  138. Meltzoff A.N., Borton W. Intermodal matching by human neonates. Nature, -1979, 282. P. 403−404.
  139. Mertesaker B. et al. Predicting maternal reactivity / sensitivity: the role of infant emotionality, maternal depressiveness / anxiety, and social support // Infant Mental Health Journal. 2004. Vol. 25. N 1. — P. 47−61.
  140. Molfese D. L., Molfese V. J. Hemispheric and stimulus differences as reflected in cortical responses of newborn infants' speech stimuli // Developmental psychology. 1979. — Vol. 15. — P 92−105.
  141. Molfese D. L., Freeman R. J., Palermo D. S. The ontogeny of brain lateralization for speech and nonspeech stimuli // Brain and language. 1975. -Vol. 2.-P. 89−99.
  142. Murray L., Cooper P. Postpartum depression and child development. New York, 1997.-456 p.
  143. Nicol-Harper R, Harvey A G, Stein A (), Interactions between mothers and infants: impact of maternal anxiety // Infant Behavior & Development 30(1). 2007. — 161−167 p.
  144. O"Connor TG, Heron J, Glover V & the Alspac Study Team () Antenatal anxiety predicts child behavioral / emotional problems independently of postnatal depression // J Am Academy Child & Adolescent Psychiatry, 41. 2002. — 14 701 477 p.
  145. Osgood C.E. Semantic differential technique. A source book. Chicago, 1969. — 681 p.
  146. Osofsky, J. D., Connors K. Mother — infant interaction- an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. by J.D. Osofsky. New York, 1979.-204−251 p.
  147. Osofsky J., Eberhart-Wright A., Ware L. et Harm D., Les enfants de meres adolescentes: un groupe a risque du point de vue psychopathologique. // Psychiatrie de l’enfant, vol. 1, N 36. 1993, 253 — 287 p.
  148. Philipps LHC & 0"Hara MW (1991) Prospective study of postpartum depression: 4 ½- year follow-up of women and children. J Abnorm Psychol 100. -151−155 p.
  149. Piaget J. The child’s conception of physical causality. — L. 1930. 120 p.
  150. Piaget J. The construction of reality in the child. New York, 1954. — 135 p.
  151. Radke-Yarrow. M., Cummings, E. M., Kuczynski. L. & Chapman, M. Patterns of attachment in two- and three-year-olds in normal families and families with parental depression. // Child Development, 56. 1985. — P. 884−893.
  152. Rickel A. U., Williams D.L., Loigman G.A. Predictors of maternal child-rearing practices: implications for intervention. Special issue: women in the community // Journal of the community psychology. Vol. 16. N 1. 1988. — P. 180 211.
  153. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courrier of the International Children’s Centre. Paris, 1945. — P. 131 140.
  154. Richards M. P. M. A comment on the social content of mother-infant interaction // The origins of human social relations / Ed. by H. R. Schaffer. New York, 1971.-P. 175−190.
  155. , M., & Quinton D. Parental psychiatric disorder: Effects on children. / Psychol Med, 14(4), 1984. — P. 853−880.
  156. Rutter M. Developmental catch-up, and deficits, following adoption after severe global early privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -1998. Vol. 39 (4). — P. 465−476.
  157. H.R. & Crook C.K. Child compliance and maternal control techniques // Developmental Psychology, 1980, N 16, P. 54−61.
  158. Schaefer E.S., Hunter W.M. and Edgerton M. Maternal infancy and concurrent predictors of maternal reports of child psychopathology. / Psychiatry: Interpersonal and Biological Processes 1987, N 50. — P. 320−331.
  159. Schaefer E., Edgerton M. Parent and child correlates of parental modernity // In Parental Believe systems / Ed. by E. I. Siegel. Hilldale- New York, 1995. — P. 287−318.
  160. Schmucker G., Brisch K.-H. et al. The influence of prematurity, maternal anxiety, and infants' neurobiological risk of mother infant interactions // Infant Mental Health Journal. 2005. Vol. 26. N 5. P. 423−441.
  161. Simeonsson R. J., Bailey D. B. Essential elements of the assessment process // Assessment of developmentally disabled infants and preschool children / Ed. By T. D. Wachs, B. Sheehan. New York: Plenum Press, 1988. — P. 25−41.
  162. , E. A., & Connell, J. P. Development and the understanding of control. In M. M. Baltes & P. B. Baltes (eds.) // Aging and the psychology of control. Hillsdale, NJ: Earlbaum, 1986. P. 35−63.
  163. Spitz R. A. Anaclitic depression // Psychoanalytic study of the child. Vol. 2. -1946. P.313−342.
  164. Srivastava R.K., Seth M., Shobha S. Maternal personality pattern of educable mentally retarded children on Cattell’s 16 Personality Factor test // Child psychiatry quarterly. Vol.14. 1981. N 3. — P. 132 — 159.
  165. Sroufe L. A and Fleeson J. Attachment and the construction of relationships. / In W. Hartup and Z Rubin (eds)/ Relationships and Development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1986. — P. 57−71
  166. Sroufe, L.A. An organizational perspective on the self. / In D. Cicchetti & M. Beeghly (Eds.). The self in transition: Infancy to childhood. Chicago: University of Chicago Press., — 1990. P. 281−307.
  167. Sroufe, L.A. Early relationships and the development of children // Infant Mental Health Journal. Vol. 21. N 1−2. 2000. — P. 67−74.
  168. , D.M. & Muir, D.W. Tactile stimulation as a component of social interchange: New interpretation for the still-face effect // British Journal of Developmental Psychology, N 8, 1990, — p. 131−145.
  169. , D.M. & Muir, D.W. The effect of manipulating adult tactile stimulation during an interaction of 5-month-olds' affect and attention. Child Development. -1992,N63,-p. 1509−1525.
  170. Stein A, Gath DH, Bucher J, Bond A, Day A & Cooper PJ (1991) The relationship between postnatal depression and mother child interaction. // Br J Psychiatry, 158. p. 46−52.
  171. Stern D. N. The goal and structure of mother-infant play // Journal of the American Academy of child psychiatry. 1974. — Vol. 13. — P. 145−163.
  172. Stern D. N. The first relationship: infant and mother. Cambridge, 1977. -321 p.
  173. Stern D. N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. New York, 1985. — 408 p.
  174. Stern D. N. Maternal representations: a clinical and subjective phenomenological view // Infant mental health journal. 1991. — Vol. 12, № 3. — P. 207−235.
  175. Toda S., Fogel A. Infant response to the still-face situation at 3 and 6 months // Developmental Psychology, 1993, N 29, № 3, — P. 31 — 40.
  176. Weininger O. Play of mothers with babies: some relationships between maternal personality and early attachment and development processes // Psychological reports, 1983. Vol. 53, № 1. — P. 27−42.
  177. Winnicott, D. Ego distortion in terms of true and false self. In «The Maturational Process and the Facilitating Environment (ed. D. Winnicott). -London: Hogarth. 1965. P. 140−152.
  178. Winnicott D.W. Playing and reality. London: Tavistock, 1982. — 169 p.
  179. Zung W. W. K. A self-rating depression scale. // Archives of General Psychiatry. No 12,1965. P. 63−70.1. J0
Заполнить форму текущей работой