Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Освоение старшеклассниками культурологических знаний на занятиях по искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы изучения различных предметов средствами искусства были в поле внимания известных педагогов и ученых (Б.М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Буров, Б. П. Юсов и другие), которые в своих теоретических позициях и методических разработках касались проблемы соотношения культуры и искусства в образовании. Культурологи, которые рассматривали виды культурно-эстетической деятельности личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Теоретические аспекты педагогической проблемы развития личности учащихся при освоении культурологических знаний на уроках по искусству

Взаимосвязь знаний по культуре и искусству в духовно-творческом развитии и образовании молодого поколения как педагогическая проблема. Ретроспективное рассмотрение этапов развития культуры и искусства в воспитании и образовании в зарубежной и отечественной педагогике.

Тенденции взаимосвязи художественного и культурологического знания в педагогике ХХ-ХХ1 вв.

Глава 2.

Освоение старшеклассниками культурологических знаний на занятиях по искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Взаимодействие образования ш культуры выступает как фактор современной социальной' жизни, норма, заданная сущностью и определением' культуры. Содержание современного образования, сложившееся в ходе исторшг и развития теории* и практики педагогики должно быть культуросообразным и культуроёмким. Перед каждым поколением* стоят новые задачи, педагогам, следуя определенным культурным нормам и ценностям необходимо периодически корректировать и реконструировать их. Однако еще не все учителя владеют формами деятельности по созданию новых образцов, а стремятся к сохранению прежних.

В настоящее время осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом которой является изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а также анализ взаимодействия культуры и жизнедеятельности человека, раскрытие потенциала человека как творца и своего рода «творения культуры». Понимание предметной области культурологических учебных дисциплин как ядра гуманитарного образования обусловлено целью и основными задачами образования, среди которых на первое место выдвигается необходимость инкультурации учеников, их приобщения к культуре гражданина страны. Об этом же говорят документы ЮНЕСКО, принятые в последние годы (Болонская декларация — 19.06.99 г., Дорожная карта художественного образования для XXI века — 09.03.2006 г.).

Культурология — сравнительно молодая наука, возникшая в XIX веке, развивающая гуманитарные методы и средства познания особенностей существования человека, характеризующая системы мировоззрения и мироосвоения. Как наука о всеобщей ценностно-смысловой связи в человеческом сообществе, она обеспечивает возможность для индивида выстраивать гармоничные отношения с миром, с самим собой, а также осуществлять совместную деятельность в целях существования социумов на этапе «перехода к условиям создания ноосферы Земли» (А.Я. Флиер).

Освоение культурологических знаний должно содействовать формированию* целостной картинымира у учащихся, способности к сознательному социальному творчеству, умению принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. Фактически в каждом государственном вузе России студенты изучают культурологию как общую дисциплину. В средней школе, особенно в старших классах, освоение культурологических понятий и терминов может и должно стать связующим звеном между школой и вузом при освоении социальных и гуманитарных дисциплин. Старшеклассники — ученики 9−11 классов в возрасте от 14 до 17 лет, наиболее значимая возрастная группа средней школы, поскольку именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на подготовку школьников’к учебе в вузе. Для данного исследования значимыми явились труды известных педагогов, психологов И. С. Кона, A.B. Мудрика, Д. И. Фельдштейна, изучающих возрастные особенности старшеклассников.

Культурологические позиции гуманитарной педагогики могут быть определены как фундамент развития сферы знания, объясняющей и дающей понимание качественных, ценностных характеристик сферы образования, а также как основания методологии в проектировании культурных параметров образовательных процессов и систем, содействующих культурному развитию и саморазвитию учащихся.

Проблема соотношения культуры и искусства, их взаимосвязи, является одной из центральных, при рассмотрении отшлифованных в их развитии общечеловеческих ценностей. Их исследованию посвящены труды известных ученых и мыслителей JI.H. Толстого, К. Д. Ушинского, В. В. Кандинского, И. Шиллера, А. Тойнби, К. Юнга, К. Ясперса и других. Наиболее актуально изучение этих взаимосвязей в сфере художественно-эстетического образования. Искусство как ядро культуры, возникшее на заре истории вместе с религией, ее онтологическими основаниями, участвовало в познании окружающего мира и самого человека, в гармонизации его/жизни-с природой и обществом. Осознание учителем глубинных связей педагогических идейявлений и фактов в их целостности и взаимодействии в* рамках общекультурного процесса различных цивилизацийведет ю совершенствованию мастерства и. успеху в развитии личности учащихся. В разработке образовательных стандартов1 средней школы требуется культурологическая составляющая, необходима качественная подготовка преподавателей вузов и школьных учителей по специальности, включающей знания по культуре.

Вопросы изучения различных предметов средствами искусства были в поле внимания известных педагогов и ученых (Б.М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Буров, Б. П. Юсов и другие), которые в своих теоретических позициях и методических разработках касались проблемы соотношения культуры и искусства в образовании. Культурологи, которые рассматривали виды культурно-эстетической деятельности личности — А. ДЖарков, Е. А. Бодина, А. Я. Флиер. В. изучении, данной проблематики важен опыт исторических исследований таких известных ученых, как В. О. Ключевский, О. М. Соловьев, Р. Ю. Виппер, Д. С. Лихачев, Б. Н. Рыбаков, поскольку предметы художественно-эстетического цикла (мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство) постоянно обращаются к историко-культурному материалу. При этом существенны традиции подхода в историикультуры отечественной педагогики и психологии (JI.C. Выготский, A.B. Луначарский, Г. Г. Шпет).

Основной аспект данного диссертационного исследования составляет развитие ценностных культурно-эстетических ориентаций. старшеклассников в процессе освоения ими культурологических понятий на занятиях по искусству. Рассмотрение научных источников и обобщение опыта педагогической практики позволили выявить существующие противоречия в состоянии проблемы, прежде всего:

— между современными требованиями к развитию культуры личности и ограниченными рамками содержания гуманитарного образования;

— между разработанностью научных культурологических знаний и их недостаточной^ представленностью в художественно-эстетическом образовании старших школьников, с одной, стороны, и слабой ориентацией культурологического знания! на развивающий потенциал искусства с другой;

— между необходимостью. формирования мировоззрения школьников и отсутствием в содержании гуманитарного образования обобщающих культурологических знаний, которые для этого требуются.

Ученые и педагоги намечают активные поиски в этом направлении. Есть диссертационные исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования художественной культуры учащихся, применение полихудожественного подхода в гимназическом образовании, процесс становления художественно-эстетического сознания подростков. Однако диссертаций, посвященных данной проблеме и анализирующих ее основные аспекты, в арсенале педагогических исследований не выявлено.

Изучение научной литературы и состояния современной практики гуманитарного, художественного и общего среднего образования, а также обобщение педагогического опыта автора в течение 15- лет определили проблему исследования и в качестве центрального поставлен вопрос изучения: каковы основные эффективные направления и технологии освоения культурологических знаний в общеобразовательной школе на занятиях по искусству, представленному в учебном, курсе школы, дополнительном образовании и внеклассной работе.

Объект исследования: система культурологических знаний, применяемая на занятиях искусством.

Предмет исследования: процесс освоения культурологических знаний старшеклассниками на занятиях по* искусству гуманитарного направления.

Цель исследования: научно обосновать и апробировать в практике содержание, методику и технологии освоения в общеобразовательной школе культурологических знаний, а также их влияние на развитие эстетической культуры старшеклассников.

Задачи исследования: изучить степень разработанности данной проблемы в педагогической научно-теоретической и методической литературе;

— разработать педагогическую модель освоения культурологических знаний на уроках искусства, занятиях факультативов и внеурочной деятельностисформулировать педагогические рекомендации по ее реализации для учителей искусства;

— определить, обосновать и экспериментально проверить основные педагогические условия освоения культурологических знаний на занятиях по искусству;

— разработать авторские элективные курсы по искусству и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе на основе выработанных критериев и показателей.

Гипотеза исследования. Освоение учащимися культурологических знаний на занятиях по искусству в средней общеобразовательной школе будет успешным если:

— компоненты культурологических знаний (типология культуры, функции культуры, человек культуры, культурный герой и др.), включая основные понятия и термины, будут внесены в содержание занятий искусством;

— если будут созданы условия для освоения старшеклассниками в процессе обучения системы духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию целостной картины мира;

— если в образовательном процессе будет использована разработанная педагогическая модель активизации освоения культурологических знаний, направленная на развитие эстетической культуры старшеклассников;

— если в основе освоения знаний о культуре будет использовано содержание авторского элективного курса «Искусство как часть культуры».

Методологическую основу исследования составили:

— философские учения-о роли культуры и образования в жизни и развитии социума — Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ю. М. Лотман;

— теории деятельности и развивающего обучения — А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин;

— положения гуманитарных наук (психологии, культурологии, эстетики) об особенностях формирования личности в процессе приобщения к культуре и о взаимосвязи образования и культуры — М. М. Бахтин, H.A. Бердяев, В. Л. Соловьев, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, B.C. Библер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Б. С. Ерасов, А .Я. Гуревич, А. Я. Флиер;

— педагогические теории в области искусства и культуры — К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, О. С. Газман;

— обоснование позиций о творческом потенциале влияния искусства на личность — Б. М. Неменский, Б. М. Мейлах, Н. И. Киященко, В. В. Алексеева;

— концепции эстетической теории и психологии искусства, а также исследования возможностей искусства в образовании и развитии эстетического сознания и культуры личности — Л. С. Выготский, Р. Арнхейм, A.B. Бакушинский, А. И. Буров, В. П. Зинченко, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по культурологии, педагогике, психологии и эстетике в аспекте проблемы исследованияисторический анализ развития позиций ученых и педагогов-практиковпедагогические наблюдения и обобщение педагогического опытаанализ письменных работ учащихся общеобразовательных школ (гимназии, лицеи, школы с художественноэстетической направленностью) с 5 по 11 классытворческое моделированиеопытно-экспериментальная работастатистические методы обработки и аналитическое рассмотрение полученных данных.

Научная новизна исследования.

Теоретически обоснована необходимость освоения культурологических знаний, в современном общем образовании в школахвыявлен педагогическийпотенциал их включения в содержание образования, что способствует формированию целостной картины мира, выстраиванию духовно-нравственной системы ценностей подрастающегошоколения.

Раскрыты педагогические условия эффективного освоения культурологических знаний старшеклассниками: освоение учащимися культурологических знаний (понятий и терминов) на уроках искусства, формирование мировоззренческих * представленийосуществление педагогической поддержки в становлении эстетического сознания учащихсявключение в педагогический процесс элективного курса на основе синтеза культурологии и искусства (с целью развития творческой деятельности и эстетического сознания).

— Осуществлено построение педагогической модели, которая влияет на развитие эстетической культуры учащихся в учебных и дополнительных формах образования.

— Определены методы формирования у старшеклассников картины мира (художественной, исторической, современной и др.) и образа «человека культуры" — методы развития понимания роли личности учащегосякак преемника и носителя культуры в современном обществе.

Теоретическая значимость исследования.

— Уточнено понятие «культурологические знания» в контексте нашего исследования — это знания об искусстве, выстроенные с учетом позиций культурологи, включающие произведения искусства в контекст эпохиактуализирующие произведения искусства прошлого через призму современного видениясоздающие взаимосвязь истории культуры и этапов развития искусства.

Разработана и теоретически обоснована развивающая педагогическая технология формирования исторической художественной картины мира и образа человека культуры на занятиях по искусству, которая обеспечивает последовательность включения художественной образности искусства в изучение исторических этапов развития культуры.

— Определены критерии эффективности освоения культурологических знаний старшеклассниками: умение «читать» произведения искусства как явления культурной жизни обществавыявление исторической, современной и художественной картин мираосознание школьником своей роли в развитии культуры страны >и общества.

Практическая значимость исследования.

— Разработан элективный курс «Искусство как часть культуры» для учащихся старших классов средней школы гуманитарного направления. Определены педагогические основы построения его содержания и условия эффективного освоения культурологических знаний.

Теоретически обоснована и апробирована педагогическая технология формирования исторической художественной картины мира и образа человека культуры, а также методические рекомендации по ее применению для учителей мировой художественной культуры, ведущих занятия в 9−11 классах средних школ.

— Предложенные программа и технология могут найти применение в старших классах школ гуманитарной направленности, а также в средних специальных учреждениях, гимназиях и колледжах. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогов гуманитарного профиля в вузе и в системе повышения квалификации школьных учителей истории, литературы, искусства, мировой художественной культуры.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются опорой на концепции, выдвинутые в русле общей и художественной педагогики, других гуманитарных наук и особенно в области теории, истории и методики преподавания, мировойхудожественной культуры, истории русской культуры: Опытная проверка положенийисследования проведена на основе использования методов, адекватных задачам исследования, при охвате 890 участников экспериментальных и контрольных классов ряда школ Северо-Западного и Западного округов г. Москвы.

Этапы исследования:

I этап (2005 г.) — изучались теоретические и методические труды в области данной проблематики, подготовлено научное обоснование исследования, проводились наблюдения над учащимися 5−11 классов средней общеобразовательной школы в процессе освоения дисциплин «Мировая художественная культура». На основе изучения специальной научной литературы было определено направление изучения проблемы и обоснована модель освоения культурологических знаний на уроках по искусству в средней школе.

II этап (2006;2008 гг.) — В ходе разработки содержания и методов исследования был выявлен объем доступных школьникам культурологических и эстетико-искусствоведческих знаний, понятий и определений, а также наиболее выразительных средств образности искусства, раскрыты особенности его сущности и функций в культуре. Создавалась и моделировалась технология развития самосознания учащихся при изучении художественных моделей картины мира в разные периоды истории.

III этап (2009;2010 гг.) — осуществлены основные стадии эксперимента в условиях гимназии и классов эстетического профиля средних общеобразовательных школ г. Москвы. Обобщались результаты эксперимента предшествующих этапов, проводились анализ и статистическая обработка данных опытно-экспериментальной работы. Оформлялся письменный текст диссертации.

Апробация результатов исследования нашла отражение в. авторских публикациях в научных сборниках, материалах конференций, в журнале «Искусство в школе». Основные положения и выводы диссертации отражены в выступлениях: на I международной научной сессии «Перспективы изучения культурологии в средней школе» (Российская академия образования, 2007) — на методических объединениях и семинарах преподавателей Северо-Западного округа г. Москвына научно-практических семинарах и конференциях Учреждения Российской академии образования «Института художественного образования» (20 052 010 гг.) — на Юсовских чтениях 2007;2010 гг.- на сетевых семинарах и заседаниях лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры ИХО РАО. Практические разработки исследования используются в ходе педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя мировой художественной культуры и истории русской культуры в ГОУ гимназии № 1544, а также в школах разного типа СевероЗападного и Западного округов г. Москвы.

Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальным исследованием с 2005 по 2010 гг. были охвачены 890 учащихся^ 5 по 11 класс в ГОУ гимназии № 1544, ГОУ лицея № 1571, ЦО (Центр образования) № 2005, ЦО «Коллаж» № 1089 Северо-Западного округа, СОШ № 1003 с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла Западного округа г. Москвы. Практические разработки исследования могут быть использованы в школах, гимназиях, колледжах, педагогических вузах и системе повышения? квалификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Культурологические знания — это представления об окружающем мире и человеке, выстроенные с учетом позиций культурологии. Освоение культурологических знаний на занятиях по искусству содействует включению произведения искусства в контекст эпохи, становлению целостной картины мира старшеклассниковактуализирует восприятие произведений искусства прошлого через призму современного видениясоздает взаимосвязь истории культуры и процессов развития искусства, готовит учащихся к будущему сознательному социальному творчеству.

— Включение в содержание образования культурологических знаний в современной общеобразовательной школе эффективно реализуется на уроках по искусству, мировой художественной культуре, в рамках дополнительного образования (факультативов по истории культуры, искусству, художественно-эстетических элективных курсов, художественных студий и кружков).

— Организация учебного процесса на занятиях по искусству, применение современных педагогических технологий и методов, направленных на развитие понимания роли личности учащихся в современном обществе как преемника и носителя культуры создают эффективную систему освоения культурологических знаний. Она реализуется, согласно авторской модели, в 9−11 классах средней школы.

— Педагогическая модель освоения культурологических знаний на занятиях по искусству, способствует развитию умения более глубоко понимать' произведение искусства, интерпретировать его как явление культурной жизни общества. Это создает условия для выявления учащимися картины мира, понимания своего места и роли человека в современном мире, содействует становлению их эстетической культуры.

Основные выводы исследования:

— Освоение культурологических знаний является необходимым^ компонентом современного образования и воспитания учащегося средней школы, так как содействует формированию целостной картины мира, развивает способность старшеклассников к сознательному социальному творчеству, умению принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, гармонизации личности в процессе образования.

Выявлено, что занятия по искусству (уроки мировой, художественной культуры, факультативы, элективные курсы и др.) создают адекватную педагогическую среду, активизирующую освоение культурологических знаний, так как искусство по своей природе и социокультурному потенциалу обладает сильным эмоциональным воздействием на личность и оказывает развивающее влияние на становление эстетической культуры старшеклассников, их культурный опыт и творческую деятельность. Оно доступно не только для восприятия и осмысления учениками среднего и старшего возраста, но и для развития на его основе их культурных представлений и культурологических знаний. Обладая способностью художественно-образного отражения действительности, искусство обеспечивает многостороннее глубокое познание сущности и особенностей развития человечества (от античных времен до нашей эпохи).

— Разработана педагогическая модель освоения культурологических знаний старшеклассниками на занятиях по искусству, направленная на развитие эстетической культуры учащихся, которая включает следующие этапы реализации: осмысление художественной культуры исторического периода на основе известных концепций культурыформирование исторической и современной картины мира, представлений о-роли человека культурыразвитие качеств личности учащихся и мотивов культурной деятельности. Сформулированы педагогические рекомендации по ее реализации для учителей искусства, мировой художественной культуры, гуманитарных дисциплин.

Установлено, что в массовой средней школе освоение культурологических знаний на уроках по искусству находится на низком уровне. Подтверждено, что в целях развития культурологических знаний и представлений эффективно внесение в эксперимент следующих педагогических условий: 1) активизация освоения культурологических знаний (понятий и терминов) на уроках по искусству для формирования мировоззренческих представлений учащихся- 2) осуществление педагогической поддержки становлению эстетической культуры учащихся- 3) включение в педагогический процесс изучения элективного курса по культурологии и искусству для учащихся старших классов.

— Определено, что наиболее эффективными для изучения знаний о культуре на уроках искусства являются такие развивающие технологии, как: применение методики педагогических мастерскихвключение технологии развития эстетического мышления через чтение и письмоформирование целостной картины мира и образа человека культуры на занятиях по искусству.

В данной проблемной области актуально и перспективно исследование такой тематики, как развитие культурно-эстетического творчества в моделирующей и проектной деятельности школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гуманитарная образовательная среда занятий по искусству может быть рассмотрена как развивающееся педагогическое пространство, содержащее предпосылки для ценностно-смыслового вхождения человека в культуру. Образовательная дисциплина МХК ориентирована на целостность личности, аккумулирующую различные процессы окружающего миракак предмет она интегрирует комплекс знаний, обобщающих эти процессы и раскрывающих характер и механизмы-влияния средствами искусства на становление и развитие формирующейся личности. В нашем концептуальном подходе именно освоение представлений о человеке культуры выступает основным стержнем при изучении всего курса МХК, что положительно влияет на становление личности ученика, его индивидуальной культуры. Это направление обусловлено также задачей включения в содержание художественно-эстетического образования и его модернизации компонентов культурологического знания, которое вместе с тем включено в вузовское профессиональное обучение.

Формирование представлений о человеке культуры у школьников на уроках МХК способствует подготовке к их будущей профессиональной деятельности, опоре на приоритет духовно-нравственных принципов, ценностей отечественной культуры, особенностей российской ментальности. При этом духовная самобытность России как фактор национального самосознания понимается в качестве основополагающего условия полноценного участия каждой личности в общемировом диалоге культур, в его обеспечении и.обогащении.

В исследовании нами, был проведен анализ взаимосвязи* культуры и искусствав разных^ периодах истории на основе изучения' научной литературы по" зарубежной и отечественной педагогике, что^ позволило раскрыть тенденции взаимного влияния педагогических и культурологических идей в образовании и воспитании. В трудах известных ученых выявлено значение освоения знаний о культуре и искусстве для становления личностных качеств ученика.

Были определены мировоззренческие, нравственные и эстетические понятия, осознание и принятие которых подростками и старшеклассниками является показателями в определении их картины мира, ценностного содержания взглядов. На основании поискового исследования сделан вывод о несформированности понимания" понятия «культура» и «искусство» у этих возрастных категорий учащихся. Понятие «культура» ассоциируется в сознании большинства школьников с культурой поведения. Очевидно, что если" не развивать культурологические представления учащихся, то они останутся такими же примитивными у многих из них на всю жизнь.

В ходе исследования разработана модель, в которой отражены задачи и структура эксперимента: выявить, насколько эффективным является процесс освоения культурологических знаний в сочетании со средствами искусства в художественном образованиикак изменяется мобильность включения в культурно-творческую деятельность, понятийный кругозор, толерантность, эстетическая культура школьников при освоении культурологических знаний.

Проведение экспериментальной работы по освоению культурологических знаний на занятиях по искусству на основе модели эксперимента реализовано в виде этапов занятий по искусству, а также по развитию у школьников культурологического понятийного кругозора.

Результаты эксперимента подтвердили, что они соответствуют теоретическим положениям исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 352 с.
  2. Августин Аврелий (Блаженный). Творения. В 4 т. Т. 3. О граде Божием. Сост. Еремеев С. И. С-Пб., Киев: Алетейя: УЦИММ — Пресс, 1998.-595 с.
  3. И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс — Традиция, 2001. — 400 с.
  4. А .Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
  5. Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). М.: ИХО РАО, 2005. -160 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Изд-во Дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.
  7. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество. Под ред. Яковлевой H.A. М.: Высшая школа, 2005. — 551 с.
  8. . Г. Задачи современной психологии искусства: Художественное творчество. — JL: Изд-во Ленинградского университета, 1982. -251с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  10. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2006. — 279 с.
  11. Антология педагогической мысли:' в 3 т. Т. 2. М.: Высшая школа, 1989.-462 с.
  12. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2007.-256 с.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.
  14. A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. — 352 с.
  15. A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
  16. Т.И. История русской культуры. М.: Издательский центр Аз, 1995. — 263 с.
  17. Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX—XIX вв. М.: ООО «Фирма МХК», 2000. — 256 с.
  18. Я. Синий цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. -М., Искусство-XXI век, 2008. 408 с.
  19. М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. — 350 с.
  20. Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). — М.: МОНФ, 1999. 240 с.
  21. Е.Я. Искусство и эмпатия. М.: Слово, 2010. — 294 с.
  22. Е.Я. Искусство и энергия: психо л ого-эстетический аспект. М.: БФРГТЗ Слово, 2010. — 256 с.
  23. Е.Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства. М.: Гардарики, 2007. — 287 с.
  24. Е.Я. Теоретические проблемы искусства: логика, психология, эстетика, социология. — М.: КомКнига, 2010. 328 с.
  25. O.E. Теория и практика развития виртуозного интеллекта. СПб.: Алетейя, 2006. — 154 с.
  26. Г. С. Введение в диалектику творчества. М.: Русский Христианский Гуманитарный Институт, 1997. — 464 с.
  27. Бахтин М: М: Человек в мире слова. М.: МГУ, 1995. — 140 с.
  28. В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь., — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005. 288 с.
  29. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.-496 с.
  30. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  31. П.М. Элементы средневековой культуры. — СПб.: Мифрил, 1995. 272 с.
  32. Е.В. Культура и общество. — М.: Издательство МГУ, 1978.-232 с.
  33. Е.А. Культура: истоки и развитие в творческих заданиях и дидактических материалах. М.: Жизнь и мысль: Московский Учебник, 2003. — 238 с.
  34. Е.А. Педагогические ситуации. М.: Школа Пресса, 2002. — 96 с.
  35. Е.А. Принципы постижения искусства в контексте нравственного культуроосвоения. //Сб. научных статей «Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством». М.: ИХО РАО, 2006. — 285 с. (С. 115−119).
  36. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  37. Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп, ACT: Астрель, 2005. — 829 с.
  38. В.П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: ООО «Педагогика», — 2006: — 464 с.
  39. А.И. Эстетика: проблемы и споры. — М.: Искусство, 1975.- 175 с.
  40. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. — 292 с.
  41. А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность: Монография. — М.: Московский философский фонд, 2001. 425 с.
  42. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2008. — 573 с.
  43. Ф. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. — 575 с.
  44. Введение в культурологию / Под ред. Попова Е. В. М.: Владос, 1995.-335 с.
  45. JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. — 496 с.
  46. Р.Ю. История средних веков. СПб.: «СМИО Пресс" — Минск: «Асар», 2001. — 384 с.
  47. .С. Психология юности и молодости. М.: Академический проект, 2006. — 256 с.
  48. JI.C. Педагогическая психология. — М.: ACT, 2008. 672 с.
  49. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. -573 с.
  50. JI.C. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005.- 1136 с.
  51. JI.C. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. «Детская психология». М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  52. О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. — № 4. — с.45−52.
  53. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический Проект, 2004. — 240 с.
  54. С. Воспитание. Личность. Общество. — Дубна: «Феникс+», 2006. 128 с.
  55. Г. Эстетика / Перевод под ред. М. Лифшица. В 4 томах. Т. 4. М.: Искусство, 1968. — 621 с.
  56. Т.С. Русская культура: история и современность. -М.: Юрайт, 2001.-572 с.
  57. .С. Философия образования для XXI века /в поисках практико-ориентированных образовательных концепций/ — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  58. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  59. Т. Левиафан. Соч. в 2 томах. Т.1. М.: Мысль, 1989. -504 с.
  60. H.A. История и мировая художественная культура. Интегрированные задания. М.: Русское слово, 2006. — 128 с.
  61. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. -М.: Высшее образование, 2005. 940 с.
  62. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль XXVII веков. М.: Издательство МГУ, 1990. — 289 с.
  63. О.В. Воспитание в современной России // Педагогика. 2005. — № 10. — с. 3−17.
  64. Л.Н. От Руси к России. М.: ACT Москва, 2008. -416 с.
  65. А .Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
  66. А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  67. П.С. Культурология. М.: Знание, 1998 г. — 336 с.
  68. П.С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2009. — 560 с.
  69. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1979. 264 с.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  71. Дик П.Ф., Дик Н. Ф. Культурология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2006. -384 с.
  72. А.Б. Мировая художественная культура. Вопросы к олимпиаде. М.: Владос, 2002. — 216 с.
  73. Н.И. Кандинский в Баухаусе: Теоретические основы художественно-педагогической деятельности. М.: МГУП, 2006. -242 с.
  74. Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
  75. .С. Социальная культурология. — М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
  76. Т.И. Новое в изучении МХК в старших классах гуманитарного профиля. // Ярославский педагогический вестник. — № 1−2 Ярославль, 2004. Режим доступа: vestnik.yspu.org/page-2004
  77. А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2007. — 250 с.
  78. И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс дельта, 2003. — 284 с.
  79. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Эксмо, 2010.-80 с.
  80. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
  81. A.C. Культурология Дмитрия Лихачева // Общественные науки и современность. № 1 — М., 2007. — С. 167−173.
  82. А.Г. Искусство. Социально-философский анализ. — М.: Комкнига, 2005. 208 с.
  83. В.П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Истоки культурно-исторической психологии. Философско-гуманитарный контекст. М: Российская политическая энциклопедия, 20 101 — 446 с.
  84. С.А. Художественная культура Древнего Востока., Материалы для учителя МХК. М.: ООО «Фирма МХК», 2001. — 152 с.
  85. Ивлев С. А- Художественная культура Нового времени. — М.: ООО «Фирма МХК», 2001. 227 с.
  86. С.А. Художественная культура Средневековья. Материалы для учителя МХК. М.: ООО «Фирма МХК», 2001. — 199 с.
  87. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2-х т. Т. 2 — М.: Искусство, 1973. 368 с.
  88. С.Н. Диалог о культуре. JL: Лениздат, 1987. -205 с.
  89. Иконникова С. Н: История культурологии. Идеи и судьбы. -С-Пб.: Питер, 1996. 264 с.
  90. С.Н. История культурологических теорий. -СПб.: Питер, 2005. 474 с.
  91. С.Н. Очерки по истории культурологии. — СПб.: ИГУП, 1998. 408 с.
  92. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  93. Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика. Книга для учителя. В 3-х ч. / Сост. М. В. Алпатов и др. М.: Просвещение, 1987.4.1 — 288 с. 4.2 — 290 с.
  94. Искусство и среда в системе художественно-творческогоразвития школьников: интегрированные педагогические технологии / Из опыта работы Школы-лаборатории N 875/. М., 2003. — 275 с.
  95. История философии и вопросы культуры. Сборник научных статей. М.: МГУ, 1975. — 218 с. •
  96. История художественного образования в России: Проблема культуры XX века- Автор концепции Н: Н. Фомина. — М.: Издательский дом РАО, 2003.-412 с.
  97. В.А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1965.-594 с.
  98. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. — 188 с.
  99. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  100. Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства.-М.: ИХО РАО, 2005 г. -240 с.
  101. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -422 с.
  102. С.А. Культурология. М.: Экзамен, 2005. — 192 с.
  103. В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 110 с.
  104. В.А. Основные философские направления и концепции науки. -М.: Логос, 2004.- 327 с.
  105. П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004.-560 с.
  106. Е.В. О современном прочтении нравственноэстетических суждений далекого прошлого // Педагогика. 1999. — № 2 -с. 43−46
  107. Н.И. Эстетическая культура. — М.: Институт философии РАН, 1996.-201 с.
  108. В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990.- 624 с.
  109. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). — Москва-Ростов-на-Дону: Март, 2005. 448 с.
  110. Я. А. Панпедия. Искусство обучения мудрости. — М.: Российский открытый университет, 2003. 319 с.
  111. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-226 с.
  112. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М.: Наука, 1988. 270 с.
  113. .И. Основы культурологии. М.: ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
  114. О.В. Воспитание межнациональной толерантности детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Саратов: Наука, 2007. — 71 с.
  115. Р.В., Полосухин В. В., Торшилова Е. М. Искусство, оно зачем?. М.: ИХО РАО, 2008. — 80 с.
  116. A.B. Технология урока искусства. М.: Тач Маркетинг, 2004. — 279 с.
  117. Г. Б. Всемирная история педагогики. М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. 140 с.
  118. Е.И. Развитие воображения школьников на уроках изобразительного искусства // Сб. научных трудов. М.: ИХО РАО, 2008.- с. 115−117.
  119. А.И. Культурология. М.: «Академический196 '-.г'-.проект», 2003 г. 496 с.
  120. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения' и его закономерности /Дидактика средней школы. — М.: Знание, 1982. — 86 с.
  121. Краевский В В., Полонский В. М: Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: «Перемена», 2001. — 323 с.
  122. Краткий^ словарь, по эстетике. Книга для. учителя. — М.: «Просвещение», 1983 г.-223 с.
  123. Краткий словарь понятий, терминов, определений- используемых в современной педагогике искусства. Составитель Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2008. — 44 с.
  124. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. -М.: ТК Велби, Издательство проспект, 2005. — 496 с.
  125. A.M., Шмагина Т. С. Программно-методические материалы по МХК. Сборник. М.: МИОО, 2007. — 224 с.
  126. Н.Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус 7/ Новые ценности образования. — № 5 -М., 2005. 182 с.
  127. Крылова: Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: — № 2. — 2004. — 270 с.
  128. Крылова1 Н. Б. Культуросообразная школа // Новые ценности образования.-№ И 2002. — 192 с.
  129. В.Т., Слободчиков В .И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. № 4 — 2004.
  130. Т.Ф., Межу ев В.М. Культура: теории: и проблемы. М.: Мысль, 1995. — 248 с.
  131. Культура и. общество в средние века: Методология и методика зарубежных исследований //Сборник научных статей / Отв. ред. А. Я. Гуревич, А. Л- Ястребицкая. Выпуск 2. М.: АН СССР, ИНИОН, 1987. -221 с.
  132. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. — 607 с.
  133. Культурология / Под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.
  134. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М*.: Высшая школа, 1998.-511 с.
  135. Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. — 566 с.
  136. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. М.: Смысл, 2010. — 640 с.
  137. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С. Я. Левита. СПб.: Университетская книга, 1998. Т.1 — 447 е., т.2 — 447 с.
  138. Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность, Византия и Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. — 334 с.
  139. А. Москва 1890−2000. Путеводитель по современной архитектуре. М.: Искусство XXI век, 2007. — 440 с.
  140. С.Я. Культурология как интегративная область знаний.- М.: Юрист, 1995. 703 с.
  141. Леонардо да Винчи. Суждения. М.: ЭКСМО Пресс, 1999. -414 с.
  142. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  143. H.A. Мировая художественная культура. Уроки учительского мастерства. — Волгоград: Учитель, 2008. 317 с.
  144. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. -М.: Владос, 2010.-336 с.
  145. Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре.- М.: Российский Фонд Культуры, 2006. 336 с.
  146. Д.С. Избранное: Великое наследие- Заметки о русском. СПб.: Logos, 1998. — 560 с.
  147. Личность в социокультурном измерении: история и современность // Сб. материалов конференции / Под ред. Быховской И. М. и др. М.: Индрик, 2007. — 416 с.
  148. М.В. Избранные произведения. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1986. — 560 с.
  149. Ломоносов М.В.: Краткий энциклопедический словарь. Сост. и автор Э. П. Карпеев. М.: ОГИ, 2009. — 480 с.
  150. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. — 206 с.
  151. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  152. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 560 с.
  153. Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство-СПб., 2005. — 704 с.
  154. А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. — 144 с.
  155. А.Н. Художественная культура. Методическое пособие для педагога по курсу факультативных занятий с учащимися подросткового возраста (7 класс). — М.: Прометей, 2000. — 150 с.
  156. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  157. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  158. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.:1. Мысль, 1983.-284 с.
  159. А. Самореализация. М.: Просвещение, 1982. — 132 с.
  160. В.М., Неретина С. С., Огурцов А. П. История культурологии. М.: Гардарики, 2006. — 384 с.
  161. Г. А. Историко-философский взгляд на педагогическую технологию мастерских. Режим доступа: lerner. edu3000. ru/meichik.htm.
  162. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1995.- 142 с.
  163. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. П. Психологические особенности школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка. Эстетическое воспитание и экология культуры. — М.: Знание, 1988. 79 с.
  164. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. № 1 — М., 1989. — 15−23 с.
  165. В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства // Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. -М.: Народное образование, 1995. 112 с.
  166. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М: Педагогика, 1979. 256 с.
  167. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. -М.: Наука, 1988.-429 с.
  168. В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: Ml Ii У, 1996. — 43 с.
  169. H.A. Культурология. История мировой культуры. -СПб.: Питер, 2007. 256 с.
  170. Н.В. Рождение и развитие философских идей.
  171. M.: Политиздат, 1991. 432 с.
  172. В.H. Психология отношений. М.: Институт психологии РАН, 2003. — 400 с.
  173. O.E. Мировая художественная культура' 10−11 классы. Дополнительные материалы к урокам. — Волгоград: Учитель, 2009. 198 с.
  174. Научные школы в педагогике искусства. Под ред. Савенковой Л. Г. М.: Издательский Дом РАО, 2008. — 166 с.
  175. .М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 255 с.
  176. Л.А., Неменский Б. М., Коротеева Е. И. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. — М.: Просвещение, 2010. 191 с.
  177. Л.З. Тестирование в курсе культурологии. М.: Рос НОУ, 1998. — 78 с.
  178. A.M. Методология образования. М.: ЭГВЕС, 2006. — 320 с.
  179. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.
  180. Э.А. Культурная (социальная) антропология. М.: Академический проспект, 2004. — 480 с.
  181. О Станиславе Теофиловиче Шацком. Статьи и воспоминания. /Под ред. Л. Н. Скаткина и В. Н. Шацкой. М.: «Академия педагогических наук РСФСР», 1961. — 143 с.
  182. Опыт включения ООТ в структуру повышения квалификации педагогических кадров. М.: МИОО, 2007. — 160 с.
  183. Основы культурологии / Под ред. И. М. Быховской. М.: «Едиториал УРСС», 2005. — 496 с.
  184. Основы теории художественной культуры / Под ред. JI.M. Мосоловой. СПб.: Лань, 2001. — 288 с.
  185. Основы эстетической культуры. Программа / Под ред. ЛЯП. Печко. М.: ИЦЭВ РАО, 1998. — 47 с.
  186. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  187. Педагогика1 эстетической среды: теория и опыт // Сборник научных трудов / Под ред. Л. П. Печко, H.H. Яковлевой. Минск: НИО, 2002.- 172 с.
  188. Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования // Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: НГПУ, 2005.-316 с.
  189. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания / Материалы I международной научной сессии. В 3-х частях. — М.: ИХО РАО, 2007. 4.1 — 224 е., ч.2 — 228 е., ч. З — 234 с.
  190. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. H.A. Мухина. СПб.: С-Петербургский университет педагогического мастерства, 1995. — 136 с.
  191. Педагогические мастерские: Франция Россия /Под ред. Э. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997. — 124 с.
  192. Педагогический энциклопедический словарь /Главный ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  193. H.A. Толерантность в школе: проблемы и возможности. СПб.: Кафедра педагогики и андрагогики СПбАППО, 2008.- 117 с.
  194. Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. Ульяновск-Москва: УлГТУ, 2008. — 363 с.
  195. Л.П. Культура человека и ее становление в филогенезе и онтогенезе //Педагогическое образование. № 2. — 2009. — с. 62 — 73.150 с.
  196. Л.П. Стили искусства: эстетические контексты //Монография. Елец-Москва: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. — 195 с.
  197. Л.П. Эстетическая культура и. воспитание человека. — М.: ВНМЦ HT и КПР МК СССР, 1991.- 102 с.
  198. Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе //Сб. научных трудов. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 168 с.
  199. Платон. Диалоги. СПб.: Азбука-классика, 2008. — 447 с.
  200. Э.Е. Конспект лекций по культурологии. М.: Айрис-пресс, 2005. — 304 с.
  201. Плутарх. Сравнительные жизнеописания // Избранные главы. СПб.: Азбука-классика, 2008. — 351 с.
  202. Г. И., Тюляева Т. И. Основы культурологии. — М.: Астрель, 2002. 320 с.
  203. О.Ф., Потемкина Е.В. .Психологический анализ рисунка и текста. М.: Речь, 2006. — 524 с.
  204. Преподавание образовательной области «Искусство». Методическое письмо //Сборник статей. — М.: ОАО «Московские учебники», 2009. 288 с.
  205. Психологический словарь / Под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. М.: Астрель, 2004. — 479 с.
  206. Психология художественного творчества. Хрестоматия / Сост. Сельченок C.B. — Минск: Харвест, 2003. — 752 с.
  207. В.Л. Человек в культуре // Введение в метафорическую антропологию. — М.: Форум, 2008. — 336 с.
  208. . История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. 992 с.
  209. P.M., Филонов Т. Н., Волков Г. Н., Печко Л.П.
  210. Становление самосознания школьника: М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.
  211. В.М. Человек культурный // Введение в антропологию.- Москва: Издательство московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 304 с.
  212. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Т.2 М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 699 с.
  213. .Ж. Избранное. М.: Терра, 1998. — 664 с.
  214. .А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. -М.: Наука, 1993.-592 с.
  215. О.Ю. Азбука искусств //Методы преподавания МХК. Волгоград: Панорама, 2006. — 128 с.
  216. Ю.С. Методическое пособие для учителя по курсу «История русской культуры. Х-ХХ вв.». М.: Владос, 2002. — 304 с.
  217. Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе. Виды искусства и их взаимодействие в школе //Пособие для учителя. — М.:ИХО РАО, 2001.- 165 с.
  218. Л.Г. Современные интегрированные направления и технологии в освоении предметов гуманитарного цикла //Вестник ПГЛУ.- № 1 2004. — 380 с.
  219. П.А. Культурология //Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: Союз, 1998. — 432 с.
  220. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т.1 — 816 е., т.2 — 816 с.
  221. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. -383 с.
  222. Сильвестр. Домострой. М.: Наука, 2007. — 400 с.
  223. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика.- М.: Владос, 2003. 288 с.
  224. Словарь по межкультурной коммуникации: понятия и персоналии /Сост. Зинченко В. Г. и др. М.: Наука: Флинта, 2010. — 136 с.
  225. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
  226. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской' научной школы // Сборник научных трудов / Под общей ред. Л. П. Печко. — М.: ИХО РАО, 2009. 336 с.
  227. Современные подходы к теории эстетического воспитания // Материалы и тезисы Буровских чтений / Под ред. Л. П. Печко. М.: ИХО РАО, 1999.-207 с.
  228. B.C. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М.: Белый город, 2004. — 736 с.
  229. С.М. История России с древнейших времен. Книга 1. Русь изначальная. Т. 1−2. М.: ACT, Харвест, 2009. — 944 с.
  230. Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре». М.: Просвещение, 2002. — 96 с.
  231. Ю.А. Мировая художественная культура. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2005. — 95 с.
  232. Ю.А., Предтеченская Л. М. Сборник программ и методических материалов. 6−11 классы. М.: Владос, 2001. — 272 с.
  233. Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. — М.: ЦГЛ, 2006. 160 с.
  234. В.А. О воспитании // Сост. С. Л. Соловейчик. -М.: Политиздат, 1988. 270 с.
  235. Татищев В: Н. История российская. В 3 томах. Т.1. М-.: ACT, 2003.-736 с.
  236. Тезаурус ЮНЕСКО-МБП по образованию //Подготовлено В. М. Пивоваровым. Paris-Болгария: ЮНЕСКО, 1983. — 356 с.
  237. H.A. Эстетическое воспитание в средней школе. — Волгоград: Учитель, 2007. 135 с.
  238. Теория эстетического воспитания // Сборник научных трудов.- М.: НИИ Общей педагогики, 1978. 105 с.
  239. Тих H.A. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — 310 с.
  240. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) // Сб. научно-методических статей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.
  241. Т.В., Толпыкин В. Е. Культурология. М.: «Гардарики», 2005. — 380 с.
  242. Л.Н. Что такое искусство? — М.: Современник, 1985.- 592 с.
  243. Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. Дубна: Феникс +, 2008. — 101 с.
  244. H.H. Образ в искусстве. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. — 262 с.
  245. А.И., Федорова М. А. Модельный подход к процессу обучения // Образование и общество. № 5/ - 2008. — 130 с.
  246. Учитель и эстетическая культура / Редакторы составители Л. П. Печко, А. Ф. Павловский. — М.: ИЦЭВ РАО, 1994. — 84 с.
  247. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2.- М.: Просвещение, 1974. 450 с.
  248. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
  249. Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе
  250. Методические материалы / Программы занятий с педагогами, учениками и родителями. СПб.: Каро, 2007. — 126 с.
  251. A.A. Введение в теорию и историю культуры / Словарь. М.: Флинта, 2005. — 464 с.
  252. Д.И. Психология развития человека как личности. В 2 т. Т. 1. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2009. — 596 с.
  253. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
  254. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. — 576 с.
  255. А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность // Обсерватория культуры. № 2 — М., 2004. — с. 4−12. — 125 с.
  256. А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Согласие, 2010. 672 с.
  257. А.Я., Полетаева М. А. Происхождение и развитие культуры. М.: МГУКИ, 2008. — 272 с.
  258. А.Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологии. М.: МГУКИ, 2008. — 284 с.
  259. H.H. Художественное образование как проблема науки и художественно-педагогической общественности первой половины XX века. М.: Издательский дом РАО, 2003. — 412 с.
  260. Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX начало XXI вв.) / Сб. научных статей. — М.: ИТИП РАО, 2005. — 362 с.
  261. K.M. МХК. Структурно-логические схемы. М.: Владос, 2003. — 208 с.
  262. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. Пискунова А. И. Т. 1−3. М.: ТЦ Сфера, 2006−2007. — Т.1 — 512 е., т. З — 560 с.
  263. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве //Сборник статей / Под ред. H.A. Хренова. Mi: Наука, 2004: — 621 с.
  264. Чернышевский H.F.,.Собрание, соч. в 5 т. М.: «Правда», 1974.
  265. Н.Г. Избранные философские сочинения. -М.: Директ-Медиа, 2008. 1352 с.
  266. С.Т. Избранные педагогические сочинения. 1−4 тома. Т.2. М: «Учпедгиз», 1958. — 480 с.
  267. Шацкий С.Т.: Работа для будущего. М.: «Просвещение», 1989.-224 с.
  268. Г. Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 252 с.
  269. JI.B. Д.Б.Кабалевский в истории музыкального образования // История художественного образования в России. Ml: Издательский дом РАО, 2003. — с. 189−202 — 412 с.
  270. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: «Педагогика», 1988. — 208 с.
  271. С.М. Психологические вопросы искусства. — М.: Смысл, 2002. 335 с.
  272. Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения // Сборник научных трудов. М.:
  273. Компания Спутник+, 2005. 84 с.
  274. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  275. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Просвещение, 1985. 320 с.
  276. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (в 82 т.). Переиздание. М.: Терра, 2001. — 40 726 с.
  277. Эразм Роттердамский и его время // Сб. статей / Отв. ред. Л. С. Чиколини. М.: Наука, 1988.-277 с.
  278. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  279. Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании //Сборник научных трудов / Под ред. Л. П. Печко. Выпуск 1. -М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. 134 с.
  280. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза //Сборник научных трудов / Под ред. Л. П. Печко. М.: Смысл, 2003. — 204 с.
  281. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Лихачева Б. Т. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  282. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп // Сборник научных статей. М.: ИХО РАО, 2007. — 152 с.
  283. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Под ред. Н. И. Киященко, Н. А. Лейзерова. -М.: Искусство, 1981. 255 с.
  284. .П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: «Спутник», 2004 г. — 253 с.
  285. .П. Законы вселенной и законы культуры. Педагогика и интеграция //Международная конференция «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменившейся России». М.: ИХО РАО, 2001. — С. 1−23.
  286. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  287. А.К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930−1990. М.: Искусство-XXI век, 2009. — 464 с.
  288. Bassis Odette. Le jeu de Tile. Paris, France: GFEN, 1992. -19 p.
  289. Belova N. Etre resposable de son devenir // Dialogue. № 88. -Paris, 1997.-48 p.
  290. Huber Michel. Concevoir, construire et utiliser un outil pedagogique. Paris, France: Hachette education, 2007. — 192 p.
  291. Huber Michel et Chautard Paul. Les savoirs caches des enseignants. Paris, France: Editions L’Harmattan, coll. Savoir et Formation, 2001.- 167 p.
  292. Loilier Herve. Histoire de l’art occidental. Paris: Ellips, 2003. -480 p.
  293. Difficulte scolaire. Comment retourner la peau du destin? Actes des 3emes rencontres nationales sur l’accompagnement // Revue Dialogue / Dialogue № 138. Saint-Denis: 27−28 mars 2010. — 56 p.
Заполнить форму текущей работой