Совершенствование контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов
Функциональные системы с наибольшим значением параметра000. Для самолетов типа Ту-134(А, Б) это системы: автоматического управления полетом (ФС 22), бытового и аварийно-спасательного оборудования (ФС 25), освещения и световой сигнализации (ФС 33), пилотажно-навигационного оборудования (ФС 34), радиоаппаратуры самолетовождения (ФС 110), радиоаппаратуры опознавания, оповещения и активного ответа… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ПАРКА САМОЛЕТОВ ТИПА ТУ-134(А, Б) И ТУ-154(Б, М) И СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
- 1. 1. Ресурсное состояние эксплуатируемого в настоящее время парка самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М). ^
- 1. 1. 1. Состояние парка самолетов Ту-134(А, Б)
- 1. 1. 2. Состояние парка самолетов Ту-154Б
- 1. 1. 3. Состояние парка самолетов Ту-154М
- 1. 2. Оценка влияния отказов изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М) на летную годность. ^
- 1. 2. 1. Распределение функциональных систем по влиянию отказов их изделий на летную годность самолетов типа Ту-134(А, Б) за длительный период эксплуатации. *
- 1. 2. 2. Распределение функциональных систем по влиянию отказов их изделий на летную годность самолетов типа Ту-154Б за длительный период эксплуатации. ^
- 1. 2. 3. Распределение функциональных систем по влиянию отказов их изделий на летную годность самолетов типа Ту-154М за длительный период эксплуатации
- 1. 2. 4. Сравнительная оценка уровня летной годности самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М) и их функциональных систем. ^
- 1. 3. Анализ существующих методов контроля безотказности изделий ФС, и обоснование требований к разрабатываемому комплексному подходу
- 1. 1. Ресурсное состояние эксплуатируемого в настоящее время парка самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М). ^
Совершенствование контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы. 33.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОНТРОЛЮ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ САМОЛЕТОВ С ЦЕЛЬЮ ПОДДЕРЖАНИЯ ИХ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ. 35.
2.1. Разработка комплексного подхода к контролю безотказности изделий функциональных систем.
2.1.1. Алгоритм контроля безотказности изделий функциональных систем.
2.1.2. Возможные управляющие воздействия. 40.
2.2. Определение необходимого объема и состава представляемой информации для контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов. ^2.
2.3. Контроль безотказности изделий функциональных систем при использовании расчётно-статистического метода.
2.3.1. Определение нормативных значений. 46.
2.3.2. Контроль безотказности изделий функциональных систем самолетов расчетно-статистическим методом. 48.
2.4. Контроль безотказности изделий функциональных систем на основе анализа динамики их безотказности.
2.5. Контроль безотказности изделий функциональных систем при использовании метода статистического регулирования. ^4.
2.5.1. Определение нормативных значений. 54.
2.5.2. Контроль безотказности изделий функциональных систем методом статистического регулирования их безотказности. ^.
2.6. Информационное обеспечение для оценки представительности информации при контроле безотказности изделий функциональных систем самолетов. ^5.
Выводы. 69.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОНТРОЛЮ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НА САМОЛЕТАХ ТУ-134(А, Б), ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В АВИАКОМПАНИЯХ РФ. 71.
3.1. Объект исследований. 71.
3.2. Результаты оценки представительности информации для изделий функциональных систем самолетов Ту-134(А, Б).
3.3. Результаты контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-134(А, Б).
3.4. Результаты анализа динамики изменения безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-134(А, Б). ^.
3.5. Результаты статистического регулирования безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-134(А, Б) по данным ООО «АК Когалымавиа».
3.6. Рекомендации по поддержанию летной годности самолетов типа.
Ту-134 (А, Б). 98.
Выводы. 100.
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОНТРОЛЮ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НА САМОЛЕТАХ ТУ-154(Б, М), ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В АВИАКОМПАНИЯХ РФ. 102.
4.1. Объект исследований. 102.
4.2. Результаты оценки представительности информации для изделий функциональных систем самолетов Ту-154(Б, М). * ^.
4.3. Результаты контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-154(Б, М). ^^.
4.4. Результаты анализа динамики изменения безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-154М.
4.5. Результаты статистического регулирования безотказности изделий функциональных систем самолетов Ту-154М по данным ФГУП «ГТК «Россия» (Москва). 138.
4.6. Рекомендации по поддержанию летной годности самолетов типа Ту-154(Б, М). 144.
Выводы. 147.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
149.
ЛИТЕРАТУРА
153.
Приложение 1. Обобщенные данные по безотказности изделий ФС самолетов Ту-134(А, Б), эксплуатируемых в АК РФ.
Приложение 2. Исходные статистические данные по отказам изделий.
ФС самолетов Ту-134(А, Б) ООО «АК Когалымавиа». 165.
Приложение 3. Обобщенные данные по безотказности изделий ФС самолетов Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в АК РФ. * ^.
Приложение 4. Исходные статистические данные по отказам изделий.
ФС самолетов Ту-154М ФГУП «ГТК «РОССИЯ». 173.
В настоящее время большая часть эксплуатируемого парка самолетов отечественного производства имеет ресурсы и сроки службы, выходящие за пределы проектных (расчетных) ресурсов. В то же время финансовое состояние многих эксплуатационных предприятий (отсутствие возможности приобретения новых самолетов, различная техническая оснащенность и т. д.), состояние авиационной промышленности (снижение или полное прекращение выпуска определенных типов комплектующих изделий) и стоимость капитальных ремонтов вынуждают авиакомпании эксплуатировать воздушные суда стареющего парка. В связи с этим решение проблемы поддержания летной годности воздушных судов отечественного производства является одной из основных задач, стоящих перед ОКБ-разработчиками воздушного судна и авиационными властями. Важной составной частью проблемы поддержания летной годности является контроль безотказности изделий функциональных систем самолетов.
Введение
в авиакомпаниях эксплуатации комплектующих изделий воздушных судов по техническому состоянию обязывает ОКБ-разработчика воздушного судна и эксплуатационные предприятия для поддержания летной годности производить контроль безотказности изделий ФС самолетов.
Поддержание летной годности самолетов на основе существующих методов контроля безотказности изделий функциональных систем в сложившихся в настоящее время условиях эксплуатации недостаточно эффективно. Во-первых, это вызвано тем, что каждый из разработанных к настоящему времени методов имеет определенные ограничения по применению и отдельные недостатки. Во-вторых, существующие методы не в полной мере учитывают сложившиеся в настоящее время условия эксплуатации (эксплуатация различных типов воздушных судов как сертифицированных, так и аттестованных, значительный диапазон численности эксплуатируемого парка в авиакомпаниях, интенсивность его использования и т. д.).
В сложившихся условиях цель настоящего исследования формулируется как разработка комплексного подхода к контролю безотказности изделий функциональных систем самолетов на основе расширения возможностей и области применения существующих методов.
Вопросам оценки и контроля надежности (безотказности) изделий авиационной техники посвящен ряд работ следующих авторов: Андронова А. Н. [1, 2], Барзиловича Е. Ю. [3−5], Деркача О. Я. [6], Дружинина Г. В. [7−9], Герасимовой Е. Д. [10], Далецкого С. В. [11, 12], Зубкова Б. В. [13], Ицковича А. А. [14, 15], Комарова А. А. [16, 17], Кордонского Х. Б. [18, 19], Косточкина В. В. [20], Лебедева А. В. [10], Льйолна С. [21], Петрова А. Н. [22], Пивоварова В. А. [23], Полтавца В. А. [24−26], Сакача Р. В. [13, 27, 28], Смирнова Н. Н. [29−32], Сусовой Г. М. 33], Томича В. К. 22] и многих других [34−46].
Расширение возможностей и области применения существующих методов контроля безотказности в рамках разрабатываемого комплексного подхода, учитывающего действие вышеперечисленных факторов, было осуществлено за счет решения частных задач, позволяющих:
1. Проанализировать эффективность существующих методов контроля безотказности с учетом сложившихся в настоящее время условий эксплуатации и, по возможности, устранить характерные для них недостатки.
2. Обеспечить возможность контроля безотказности изделий функциональных систем как одним, так и комбинацией наиболее действенных методов для достижения поставленной в настоящей работе цели.
3. Произвести оценку представительности поступающей из авиакомпаний статистической информации о безотказности изделий функциональных систем.
4. Произвести контроль безотказности изделий функциональных систем, отказы которых обуславливают как уровень летной годности, так и только экономичность эксплуатации, а так же эксплуатирующиеся различными методами технической эксплуатации.
5. .Произвести нормирование безотказности с позиций поддержания уровня летной годности и обеспечения экономичности эксплуатации для используемых методов контроля безотказности изделий функциональных систем.
6. Создать унифицированные формы предоставления эксплуатационных данных.
Решение указанных задач, проведенное с участием автора, позволило разработать «Методику управления надежностью изделий функциональных систем с целью поддержания уровня летной годности и экономичности эксплуатации воздушных судов», утвержденную Заместителем Генерального директора ГосНИИ ГА.
На основе указанной методики с 2007 г. выполняются исследования в рамках договоров № 0756/656−131/2007 и № 0757/657−131/2007от 02.07.07 г. между ОАО «Туполев», ЗАО «Аэроимпэкс» и НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, предусматривающих проведение совместных работ по контролю надежности изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в авиакомпаниях РФ.
В рамках этой работы накоплена большая, постоянно пополняющаяся статистическая база по результатам контроля безотказности комплектующих изделий самолетов Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М), и даны предложения по составу организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание их летной годности и экономичности эксплуатации.
Выводы.
Таким образом, по результатам, полученным в Главе 4, установлено:
1. Значительное количество авиакомпаний, эксплуатирующих изделия ФС самолетов Ту-154(Б, М) с применением методов ТЭС, не представили информацию об эксплуатационной безотказности изделий ФС или представили ее по составу и/или в виде, недостаточном для решения поставленных в настоящей работе задач. К настоящему времени для самолетов Ту-154Б доминирующий уровень представительности информации об эксплуатационной безотказности изделий ФС составляет 0,62-Ю, 9, т. е. ошибка принятия решения при управлении безотказностью будет находиться в пределах 10%-38%. Для самолетов Ту-154М эти величины лежат, соответственно, в диапазонах 0,88−5-0,9 и 10%-12%. Это свидетельствует о необходимости расширения информационной базы и проведения дальнейших наблюдений.
2. В результате контроля безотказности изделий ФС самолетов Ту-154(Б, М) выполнено:
— сравнительный анализ рассмотренных АК по параметру безотказтуАК ности а]000 ;
— выделены ФС с наибольшими значениями показателя -^*юоо за рассматриваемый период наблюденияту норм.
— определены нормативные значения Л10q0 для каждого типа изделия ФС, отказы которых обуславливают JIT;
— определен перечень изделий ФС, отказность которых за период наблюдений превышает установленный нормативный уровень ЛГ;
— определен перечень изделий ФС, отказность которых за период наблюдений превышает установленный нормативный, обеспечивающий экономичность эксплуатации.
3. С использованием метода контроля безотказности на основе анализа динамики изменения безотказности, доказано, что для всех рассмотренных изделий ФС, правомерность использования метод технической эксплуатации до отказа (ТЭО) оправдана;
На примере ФГУП «ГТК «Россия» (Москва) за период наблюдения 1-Зкв. 2008 г., показано, что с использованием метода контроля безотказности на основе ее статистического регулирования, выявлена номенклатура изделий ФС, для которых не требуется применение ОТМ, а также номенклатура изделий ФС (ПУ-46 (ФС 22) и БРН-208 (ФС 24)) для которых необходимо проведение дополнительного анализа причин их отказов, а также устранение КПН (БРН-208 (ФС 24)).
По полученным результатам исследования, с помощью разработанного автором комплексного подхода, даны рекомендации для разработчика ВС и эксплуатирующих предприятий по поддержанию уровня ЛГ.
4. Приведенные в Главе 4 результаты отражены в отчетах по результатам контроля и управления надежностью изделий ФС за 2007 г. и 1-Зкв. 2008 г. [90+93], выполненных с участием автора и опубликованные в [88, 89].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Анализ состояния парка самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б3 М) показал, что их ресурсные возможности исчерпаны далеко не полностью.
2. Автором установлено, что поддерживать уровень летной годности с помощью существующих методов контроля безотказности изделий функциональных систем самолетов недостаточно эффективно по ряду причин, а также наличием определенных ограничений по применению этих методов и отдельными их недостатками.
Сформулирована цель настоящего исследования как разработка комплексного подхода к контролю безотказности изделий функциональных систем самолетов на основе расширения возможностей и области применения существующих методов.
3. Разработанный автором комплексный подход к контролю безотказности изделий функциональных систем, направленный на поддержание летной годности самолетов на основе совершенствования процедуры контроля безотказности решил все поставленные в настоящей работе задачи.
В нем объединены наиболее действенные и доработанные методы: расчетно-статистический, метод анализа динамики безотказности и метод статистического регулирования изделий ФС.
4. Разработанный комплексный подход реализован в «Методике управления надежностью изделий функциональных систем с целью поддержания уровня летной годности и экономичности эксплуатации ВС», разработанной в НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, апробирован в течение 2007 г. 2008 г. на самолетах типа Ту-134(А, Б) и Ту-154(Б, М) и подтвердил свою эффективность.
5. В результате проведенных исследований с использованием разработанного комплексного подхода для воздушных судов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154М автором выполнено следующее:
5.1. Разработаны рекомендации по поддержанию уровня летной годности для разработчика самолета и для эксплуатирующих предприятий.
5.2. Определена ошибка принятия решений при разработке организационно-технических мероприятий для поддержания уровня летной годности:
— для самолетов типа Ту-134(А, Б) ошибка принятия решения составляет 27%-КЗ 6%;
— для самолетов типа Ту-154Б ошибка принятия решения составляет 10%-38%;
— для самолетов типа Ту-154М ошибка принятия решения составляет 10%-12%.
5.3. Выполнена оценка представительности информации о безотказности изделий функциональных систем, что позволило разделить авиакомпании на две группы: обеспечивающие и не обеспечивающие представительность информации.
5.4. Установлены значения показателя -^юоо для каждого типа изделия функциональной системы, с целью обеспечения нормативного уровня летной годности воздушных судов и определения перечня изделий функциональных систем, отказность которых превышает этот уровень.
5.5. Доказана правомерность эксплуатации, рассмотренной номенклатуры изделий функциональных систем самолетов, с применением метода технической эксплуатации до отказа (ТЭО).
6. По результатам анализа показателей безотказности Кто и -^iooo автором были установлены:
— авиакомпании, поддерживающие наибольшую безотказность при эксплуатации самолетов типа Ту-134(А, Б), а именно: ОАО АТК «Ямал», ОАО «Аэрофлот-РАЛ» и ОАО «Аэрофлот-ДОН», при эксплуатации самолетов типа Ту-154Б — ОАО «АК «ЮТэйр» и при эксплуатации Ту-154МФГУП «ГТК «Россия» (С-Петер.), ОАО «Аэрофлот-РАЛ», ОАО «Дальа-виа», ОАО «Аэрофлот-ДОН» и ОАО «АК «Якутия»;
— функциональные системы с наибольшим значением параметра000. Для самолетов типа Ту-134(А, Б) это системы: автоматического управления полетом (ФС 22), бытового и аварийно-спасательного оборудования (ФС 25), освещения и световой сигнализации (ФС 33), пилотажно-навигационного оборудования (ФС 34), радиоаппаратуры самолетовождения (ФС 110), радиоаппаратуры опознавания, оповещения и активного ответа (ФС 113) и бортового средства контроля и регистрации полетных данных (ФС 142). Для самолетов типа Ту-154Б это системы: автоматического управления полетом (ФС 22), пилотажно-навигационного оборудования (ФС 34), ВСУ (ФС 49), радиоаппаратуры самолетовождения (ФС 110), радиоаппаратуры опознавания, оповещения и активного ответа (ФС 113) и бортового средства контроля и регистрации полетных данных (ФС 142). Для самолетов типа Ту-154М это системы: автоматического управления полетом (ФС 22), связного оборудования (ФС 23), конструкции планера (ФС 51), освещения и световой сигнализации (ФС 33) и бортового средства контроля и регистрации полетных данных (ФС 142);
— перечень типов изделий функциональных систем с наименьшим уровнем безотказности, которые требуют повышенного внимания при поддержании уровня летной годности.
7. Установлено, что объем, состав и периодичность информации, по рассматриваемым типам самолетов, поступающей от разработчика и эксплуатационных предприятий не позволяет в полной мере реализовать разработанный комплексный подход к контролю безотказности, направленный на поддержание уровня летной годности. С этой целью автором разработаны унифицированные формы предоставления статистических данных и способы автоматизированной ее оценки, позволяющие оперативно разрабатывать организационно-технические мероприятия для подержания уровня летной годности.
8. Полученные автором результаты на основе совершенствования процедуры контроля безотказности изделий функциональных систем подтверждают правомерность и эффективность разработанного алгоритма направленного на поддержание уровня летной годности воздушных судов и оправданность доработки уже существующих методов, которые он включает в себя.
Результаты исследований и рекомендации по поддержанию уровня летной годности самолетов типа Ту-134(А, Б) и Ту-154М за 2007;*-2008гг. внедрены и используются в деятельности НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, ОКБ ОАО «Туполев» и эксплуатационными предприятиями.
Список литературы
- Андронов A.M. Обобщенная модель отказов с накоплением неисправностей. — В кн.: Сборник работ по технической кибернетике. М., 1970, вып. 4, с. 50−57.
- Андронов A.M., Владимиров Н. И. Некоторые вопросы определения периодичности технического обслуживания летательных аппаратов.-В кн.: Сб, науч. тр. Рижск. ин-та инженеров ГА. Рига, 1968, вып. 121.
- Барзилович Е.Ю. Приложение математических методов к задачам эксплуатации авиационной техники. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1965.-276 с.
- Барзиловйч Е.Ю. Об оптимальном управлении контролируемым монотонно возрастающим случайным процессом. В кн.: Сборник работ по технической кибернетике. М., 1966, вып. 3, с. 113−121.
- Барзнлович Е.Ю., Каштанов В. А. Некоторые математические вопросы теории обслуживания сложных систем. М.: Советское радио, 1971.-272 с.
- Деркач О .Я. Формирование систем технического обслуживания самолетов при их создании. М.: Машиностроение, 1993.
- Дружинин Г. В. Надежность систем автоматики. М.: «Энергия» 1967. — 527 с.
- Дружинин Г .В. Надежность автоматизированных систем. М.: Энергия, 1977. — 536 с.
- Дружинин Г. В. Надежность систем автоматики. М., «Энергия», 1967. 527 с.
- Герасимова Е.Д., Лебедев А. В. Регулирование безотказности изделий AT в системе управления эффективностью процесса технической эксплуатации. РИО МИИГА. В сб.: Эффективность технической эксплуатации ЛА. М., 1982, с.26−32.
- Далецкий С.В. Формирование эксплуатационно-технических характеристик воздушных судов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 2005, 420 с.
- Далецкий С.В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 2002, 216 с.
- Зубков Б.В., Сакач Р. В. Костиков В.А. Безопасность полетов. М.: РИО МГТУ ГА, 2007,248с.
- Ицкович А.А. Оптимизация программ технического обслуживания и ремонта машин. -М: Знание, 1987 г, с. 61−124.
- Смирнов Н.Н., Ицкович А. А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. 2-е издание М: Транспорт, 1987 г, с. 272.
- Комаров А. А. Надежность гидравлических систем. М, «Машиностроение», 1969. 256 с.
- Комаров А. А. Надежность гидравлических устройств. М., «Машиностроение», 1976. 224 с.
- Кордонский Х.Б., Герцбах И. Б. Модели отказов. М.: Советское радио, 1966. — 166 с.
- Ремонт летательных аппаратов / Гол его H. JL, Запорожец В. В., Кордонский Х. Б. и др. М.: Транспорт, 1977. — 424 с.
- Косточкин В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. -М.: Машиностроение, 1976, 248 с.
- Lyholn S., Romander A. SAS New TDI For Reliability Monitoring. 1970. NE 117 910 p. l 11.
- Петров A.H., Томич B.K. Исследование и разработка определения рациональной периодичности технического обслуживания функциональных систем летательных аппаратов. Труды ЛИИ № 524, 1987.
- Пивоваров В.А. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций: Учеб. для вузов- М: Транспорт, 1994 г. с. 491.
- Полтавец В.А. Статистика негативных тенденций в аварийности тяжелых гражданских самолетов. М., вып. № 19 труды общества независимых расследователей, 2007, 21с
- Безопасность полетов вертолетов Ми-8 гражданской авиации СНГ. М., Вып. № 18, Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий, 2006, 14с.
- Безопасность полетов: Учебник для вузов. Под редакцией Р. В. Сакача. -М: Транспорт, 1989 г, с. 239.
- Сакач Р. В. Исследование межремонтных сроков службы и живучести конструкции пассажирских самолетов с ГТД. «Труды ГосНИИ ГА», вып. 57,.М., РИО МГА, 1970, с. 3−18.
- Пугачев А.И., Комаров А. А., Смирнов Н. Н. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1977. — 440 с.
- Смирнов Н.Н., Чалов А. В. К распределению отказов многократно восстанавливаемых сложных систем: Сборник трудов / Гос. н.-и. ин-т ГА. М.: ГосНИИ ГА, 1970, вып. 67, с. 1−10.
- Смирнов Н.Н., Мулкиджанов И. К. Эксплуатационная технологичность транспортных самолетов. М.: Транспорт, 1972. — 207 е.
- Смирнов Н. Н., Мулкиджанов И. К. Эксплуатационная технологичность транспортных самолетов. М., «Транспорт», 1972. 268 с.
- Susova G.M., Petrov A.N. Markov Model-Based Reliability and Safety Evaluation for Aircraft Maintainability Symposium, 1997, p.p.29−36/
- Волков П.Н. Надежность и ремонтопригодность машин. М.: Гос. изд-во стандартов, 1971. — 131 е.
- Шор Я. Б. Статистические методы анализа и контроля качества и надежности. М.: Советское радио, 1962. — 552 е.
- Дзиркал Э.В. Выбор и оценка показателей надежности сложных изделий. М: Знание, 1974 г, с 48.
- Гипич С.Н. Современное состояние проблемы поддержания летной годности ВС. Инженерно-авиационной вестник № 5 (23). М: Издание УПЛГ ГВС ФСВТ России, 1999 г., с. 4−15.
- М.Де Грот. Оптимальные статистические решения. М: Мир, 1974, с. 491.
- Гнеденко Б. В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М., «Наука», 1965. 524 с.
- Козлов Б., Ушаков И. Справочник по расчету надежности. М., «Сов. радио», 1966. 432 с.
- Кокс Д., Льюис П. Статистический анализ последовательных событий. М., «Мир», 1969, 312 с.
- Ллойд Д., Липов М. Надежность: организация, исследования, методы, математический аппарат. М., «Сов. радио», 1964. 686 с.
- Бойцов Б. В. Надежность шасси самолетов. М., «Машиностроение», 1976. 216 с.
- Кордонекий X. Б&bdquo- Мартынов Ю. А., Корсаков Б. Е. Основы статистического анализа данных о неисправностях и отказах авиационной техники. Рига, РКИИГА, 1974. 136 с.
- Соломонов П. А. Технические вопросы обеспечения безопасности полетов. М., Воениздат, 1975. 118 с.
- Дружинин Г. В. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем. М., «Энергия», 1973. 272 с.
- ГОСТ 27.002−83. Надежность в технике. Термины и определения. М. 30с.
- Решение Ространснадзора от 07.08.2007 г. № 5.9−490ГА «Об установлении самолетам Ту-134(А, Б), эксплуатирующимся в РФ, назначенного ресурса 55 000 лётных часов, 32 000 полётов и назначенного срока службы 40 лет».
- Решение УПЛГ ГВС Росавиации № 8.9−517ГА от 23.10.2008 г. «Об установлении самолётам Ту-134(А, Б), эксплуатирующимся в РФ межремонтного ресурса 12 000 лётных часов, 7000 полётов и межремонтного срока службы 10 лет».
- Обобщение опыта эксплуатации и ремонта самолетов Ту-134(А, Б) за 2006−2007г.г.". Отчет. М., ГосНИИ ГА, 2008 г.
- Решение № 5.9−995ГА от 08.07.08 г. «Об установлении самолётам Ту-154Б всех модификаций назначенного срока службы 35 календарных лет».
- Обобщение опыта эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154(Б, М) за 2006−2007г.г.". Отчет. М., ГосНИИ ГА, 2008 г.
- Единые нормы лётной годности гражданских транспортных самолётов (ЕНЛГС). М., 1985. 470с.
- Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными суднами в Российской Федерации (ПРАПИ-98). М., 1998. 140с.
- Систематизированные данные об авиационных происшествиях, инцидентах и отказах функциональных систем самолета Ту-134(А, Б) за период эксплуатации 1967−2002г.г. Техническая справка. М., НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2003. 122 с.
- Методика оперативного управления уровнем надежности изделий авиатехники самолетов АН-24, ЯК-40, ЯК-42, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-86 в условиях эксплуатации по уровню надежности. М., ГосНИИ ЭР AT ГА, № 1164, 1979.
- Контроль надежности комплектующих изделий самолетов Як-42, эксплуатирующихся по техническому состоянию (за 2006 г.). Отчет. М., НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2007. 278 с.
- Методика автоматизированного контроля, анализа и подготовки решений по уровню надежности агрегатов и комплектующих изделий самолетов типа Ту-154, эксплуатируемых по техническому состоянию. ОАО «Туполев», 2005. 17с.
- Методика статистического регулирования надёжности изделий авиационной техники при управлении эффективностью процесса технической эксплуатации самолётов в эксплуатационном авиапредприятии. М., МИИГА, 1985.-48с.
- Гипич Г. Н. Система поддержания летной годности российских гражданских судов. Авиац. Рынок, № 16(75). М., 1998, с. 4−14.
- Гипич Г. Н., Чинючин Ю. М. Организация инженерно-авиационного обеспечения летной годности воздушных судов. Вопросы подержания летной годности летательных аппаратов в процессе эксплуатации: Межвуз. Сб.науч.тр. М.: МГТУ ГА, 1996, с. 13−19.
- Методика контроля и управления надёжностью элементов и функциональных систем самолёта при эксплуатации. Предприятия п/я В-8759, 1986.-90с.
- ОСТ 100 132−84. Надёжность изделий авиационной техники. Методы количественного анализа безотказности функциональных систем при проектировании самолётов и вертолётов. 54с.
- АП-25. Авиационные правила. Нормы летной годности. М: МАК, 1996 г.
- Смирнов Н.Н., Андронов A.M., Владимиров Н. И., Лемин Ю. И. Эксплуатационная надёжность и режимы технического обслуживания самолётов. М.: Транспорт, 1974. — 303с.
- Исследование влияния отказов функциональных систем самолёта Ан-24 на безопасность полётов и лётную годность. Научно -технический отчёт НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2004. 194с.
- Положение о технической эксплуатации по состоянию гражданской авиационной техники. Общие принципы, порядок разработки и внедрения. М.: МГА, Минавиапром, Минрадаопром, Минпромсвязи, 1980. -12 с.
- Типовые руководства по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях авиатехники в авиапредприятиях. Утв. УТЭРАТ ФАС РФ 01.06.97 г.
- Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надёжности. — М., Сов. радио, 1969.-458с.
- Ван дер Варден, Математическая статистика, М., ИЛ, 1960.
- Гнеденко Б.В., Курс теории вероятностей, М., Физматгиз, 1961.
- Кордонский Х.Б., Теория вероятностей в инженерном деле, М., Физматгиз, 1963.
- Н.В. Смирнов, И.В.Дунин-Барковкий. Курс теории вероятностей и математической статистики. М., Наука, 1965. 512с.
- Методика управления надежностью изделий функциональных систем с целью поддержания уровня летной годности и экономичности эксплуатации ВС. М., ГосНИИ ГА, 2005. 42с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 2007 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 102с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 1 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 59с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 2 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 83с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-134(А, Б), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 3 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 88с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 2007 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 277с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 1 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 135с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 2 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 193с.
- Отчет по результатам контроля и управления надежностью изделий функциональных систем самолетов типа Ту-154(Б, М), эксплуатируемых в авиакомпаниях Российской Федерации, за 3 кв. 2008 год, НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, 2008. 114с.