Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика контроля и повышения несущей способности металлоконструкций строительных машин в процессе эксплуатации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И направленность исследований. Проблема повышения надежности и безопасности эксплуатации строительных машин (СМ) с каждым годом становится все более актуальной, так как их старение в значительной степени опережает темпы технического перевооружения. При этом одной из наиболее важных задач, способствующих решению указанной проблемы, является задача по поддержанию несущей способности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Характеристика и некоторые особенности сварных несущих металлоконструкций строительных машин
    • 1. 2. Методы исследований структуры и свойств конструкционных сталей, применяемых для изготовления элементов МК строительных машин
    • 1. 3. Влияние структурно-чувствительных параметров на свойства металла сварных конструкций
    • 1. 4. Современные методы косвенного определения напряжений в элементах металлических конструкций
    • 1. 5. Оценка напряженно-деформированного состояния сварных несущих МК строительных машин при их эксплуатации и ремонте
    • 1. 6. Усиление элементов несущих металлоконструкций эксплуатируемых строительных машин при ремонтно-восстановительных работах
      • 1. 6. 1. Основные причины усиления
      • 1. 6. 2. Методики усиления
        • 1. 6. 2. 1. Усиление увеличением сечения
        • 1. 6. 2. 2. Усиление изменением конструктивной схемы
        • 1. 6. 2. 3. Усиление приклейкой элементов внешнего армирования
        • 1. 6. 2. 4. Усиление за счет восстановления структуры металла в опасных зонах ко7щентрации напряэ/сений контролируемой термоциклической обработкой
      • 1. 6. 3. Особенности усиления металлоконструкций под нагрузкой
    • 1. 7. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАРНЫХ МК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
    • 2. 1. Обоснование и выбор материала исследования
    • 2. 2. Разработка методики механических испытаний
    • 2. 3. Разработка методики термической обработки
    • 2. 4. Разработка методики металлографического анализа
    • 2. 5. Разработка методики пассивного феррозондового контроля
      • 2. 5. 1. Подготовка к проведению экспериментальных исследований
      • 2. 5. 2. Проведение пассивного феррозондового контроля
    • 2. 6. Разработка методики получения в конструкционных сталях структур с заданной степенью дисперсности
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАЛЛА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
    • 3. 1. Предпосылки для получения в конструкционных сталях структур металла с обычными и повышенными прочностными свойствами
    • 3. 2. Разработка методики поэтапного пассивного феррозондового контроля структурных изменений в малоуглеродистых и низколегированных сталях в процессе термического воздействия
    • 3. 3. Разработка методики оценки влияния режимов термической обработки на механические свойства конструкционных сталей
    • 3. 4. Разработка методики оценки влияния холодной пластической деформации на структуру и свойства конструкционных сталей
    • 3. 5. Разработка методики оценки действующих напряжений в конструкционных сталях при их малоцикловом упруго-пластическом деформировании
      • 3. 5. 1. Область упругого деформирования
      • 3. 5. 2. Область пластического деформирования
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАРНЫХ МК ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
    • 4. 1. Разработка методики выявления в элементах сварных несущих металлоконструкций локальных зон концентрации напряжений и определения в них действующих напряжений
    • 4. 2. Разработка методики усиления металла в выявленных опасных локальных зонах концентрации напряжений контролируемой термоциклической обработкой
    • 4. 3. Особенности разгрузки элементов сварных несущих конструкций перед их усилением
    • 4. 4. Апробация методики контроля и повышения несущей способности металлоконструкций строительных машин в процессе эксплуатации
  • Выводы по главе 4

Методика контроля и повышения несущей способности металлоконструкций строительных машин в процессе эксплуатации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и направленность исследований. Проблема повышения надежности и безопасности эксплуатации строительных машин (СМ) с каждым годом становится все более актуальной, так как их старение в значительной степени опережает темпы технического перевооружения. При этом одной из наиболее важных задач, способствующих решению указанной проблемы, является задача по поддержанию несущей способности металлоконструкций (МК) строительных машин, то есть их способности выдерживать заданную нагрузку, обеспечивая нормальную эксплуатацию без потери функциональных качеств. Решение этой задачи при эксплуатации техники по техническому состоянию возможно путем оценки фактического напряженно-деформированного состояния (НДС) несущих МК при проведении их технического диагностирования, предписываемого нормативно-технической документацией Ростехнадзора (РД 10−112−97) и Госстроя России (СП 12−105−2003).

Оценка фактического НДС МК строительных машин представляет значительные трудности, так как требует учета большого количества факторов, меняющихся в процессе эксплуатации: интенсивности эксплуатации, тепловых и механических нагрузокконструктивных и технологических концентраторов напряженийостаточных напряженийнакопленных дефектов (вследствие прохождения процессов усталости, коррозии, пластической деформации) — структурных изменений металла (вследствие старения, деформационно-термических воздействий, применения сварочных технологий). Так, например, наличие сварных соединений дает до 80% отказов сварных МК, хотя объем зоны сварных соединений в МК не превышает 1,0. 1,5% от общего объема.

Следует подчеркнуть, что к основным источникам разрушений МК следует отнести локальные зоны концентрации напряжений (КН), в которых процессы усталости, коррозии и накопления микроповреждений развиваются наиболее интенсивно. Выявление таких зон с применением известных методов и методик практически не представляется возможным вследствие их существенных ограничений: невозможность исследований труднодоступных мест, замкнутых контуров и сварных узлов, необходимость тщательной подготовки поверхности, намагничивания-размагничивания и пр. При этом именно в этих зонах необходимо знать фактические величины действующих напряжений, так как они определяют несущую способность МК строительных машин в целом. Незнание величин действующих напряжений в опасных зонах КН значительно снижает ценность проводимых прочностных расчетов, что фактически приводит к недостоверной оценке несущей способности МК.

Кроме того, не менее ответственной задачей является повышение (восстановление до нормативного уровня) несущей способности сварных МК за счет усиления их элементов в выявленных опасных локальных зонах КН, в которых действующие напряжения превышают допустимые, или зонах КН, в которых прошла или проходит пластическая деформация на ту или иную степень. Характерной особенностью таких зон является то, что они малы по сравнению с размерами элементов конструкций, поэтому усиление металла в локальных зонах КН по известным методикам, например, увеличением площади сечения (увеличением катета и длины сварного шва, приваркой дополнительных накладок и пр.) — установкой элементов, перекрывающих местные дефектыустановкой дополнительных связей, подкосов, ребер жесткости и пр.- приклейкой элементов внешнего армирования и пр., может не только повысить затраты и трудоемкость, но и снизить надежность и эксплуатационную безопасность конструкции в целом.

К востребованным путям решения перечисленных задач сегодня относится разработка таких методик контроля и повышения несущей способности МК эксплуатируемых строительных машин, которые бы учитывали структурное состояние и химический состав металла конструкций, позволяли выявлять и оценивать степень опасности зон КН, определять в них фактические величины действующих напряжений и проводить усиление элементов МК в опасных локальных зонах концентрации напряжений.

В связи с вышеизложенным, задача повышения надежности и безопасности эксплуатации строительных машин путем разработки рациональных методик контроля и повышения несущей способности их сварных металлоконструкций представляет собой весьма актуальную научно-практическую задачу.

Объект исследования — методики контроля структурного и напряженно-деформированного состояния несущих металлоконструкций строительных машин.

Предмет исследования — элементы сварных конструкций строительных машин.

Методы исследования. Задачи диссертационных исследований решены на основе применения апробированных и корректных разрушающих и неразрушающих методов: механических испытаний, металлографического анализа, термической обработки, пассивного феррозондового контроля сталей, а также численных методов расчета, прикладной статистики и интерпретации статистических данных. При оценке работы металлоконструкций эксплуатируемых строительных машин использовались экспериментальные данные, полученные на лабораторных образцах из конструкционных сталей: малоуглеродистых 08пс, СтЗ и низколегированной 10ХСНД.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

1. Разработана методика получения в конструкционных сталях структур с заданной степенью дисперсности, в том числе мелкозернистых (обладающих повышенными прочностными свойствами), за счет проведения направленной термоциклической обработки с поэтапным неразру-шающим контролем структурных изменений. Разработанная методика предназначена для повышения несущей способности элементов МК строительных машин в выявленных опасных локальных зонах КН.

2. Разработана методика оценки влияния степени пластической деформации конструкционных сталей на напряженность магнитного поля рассеяния и структурные изменения металла, что позволяет повысить достоверность результатов диагностирования элементов сварных несущих металлоконструкций эксплуатируемых строительных машин, особенно в зонах, претерпевших пластическую деформацию на ту или иную степень.

3. Разработана методика оценки напряженно-деформированного состояния металла конструкционных сталей с различным химическим составом и структурным состоянием в процессе циклического ступенчатого упруго-пластического деформирования, что позволяет на основании установленной взаимосвязи между действующими напряжениями, структурой и магнитным параметром Нр косвенно определять величину напряжений в элементах МК строительных машин и использовать эти данные при прочностных расчетах.

4. Разработаны аналитические квадратичные зависимости сг (Нр) и частные и обобщенные графические регрессионные зависимости безразмерных параметров Нр1Нр и сг/сгш, позволяющие интенсифицировать процесс и повысить достоверность практического определения действующих напряжений в элементах сварных несущих МК эксплуатируемых строительных машин.

5. Разработана методика контроля и повышения несущей способности МК строительных машин в процессе эксплуатации, предусматривающая выявление опасных локальных зон КН и формирование в них оптимальной мелкозернистой структуры металла путем направленной термоциклической обработки, с поэтапным неразрушающим магнитным контролем структурных изменений металла и действующих напряжений.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается: корректностью поставленных задачвыбором наиболее распространенных промышленных марок сталей различных классов прочностиприменением оборудования, приборов и инструментов, прошедших метрологические поверку и калибровкуиспользованием апробированных методик исследованийдостоверностью, представительностью и сравнительным анализом исходных, расчетных и экспериментальных данных, учетом основных положений расчетов напряженно-деформированного состояния металлоконструкций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная методика получения структур с заданным размером зерен, в том числе мелкозернистых (обладающих повышенными прочностными свойствами), включающая проведение термоциклической обработки, и разработанная методика поэтапного контроля структурных изменений в металле по остаточной намагниченности в области Рэлея, позволяющие провести усиление и контроль элементов МК строительных машин в опасных локальных зонах КН.

2. Разработанная методика оценки влияния степени холодной пластической деформации на магнитные свойства конструкционных сталей, позволяющая повысить достоверность результатов оценки НДС металлоконструкций эксплуатируемых строительных машин, особенно в зонах КН, претерпевших пластическую деформацию на разную степень.

3. Разработанная методика косвенного определения действующих напряжений в элементах МК, используемая при оценке НДС металла, основанная на взаимосвязи действующих напряжений, структурного состояния и напряженности магнитного поля рассеяния, установленной при экспериментальном исследовании сталей 08пс, СтЗ и 10ХСНД в процессе циклического ступенчатого упруго-пластического деформирования с учетом структурного состояния и химического состава сталей.

4. Разработанные аналитические квадратичные зависимости <�т (Нр) и частные (для конкретных структурных состояний металла) и обобщенные (отражающие совокупность структурных состояний металла) графические регрессионные зависимости безразмерных параметров Нр /Ни сг /сгт .

5. Разработанная методика контроля и повышения несущей способности сварных металлоконструкций строительных машин в процессе эксплуатации, основанная на комплексном применении различных методов и методик разрушающего и неразрушающего контроля, позволяющая повысить надежность и эксплуатационную безопасность сварных несущих МК строительных машин.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке и апробации:

1. Методики получения в малоуглеродистых и низколегированных конструкционных сталях мелкозернистой структуры, повышающей проч8 ностные свойства металла на 13. 17%, за счет проведения термоциклической обработки (ТЦО) и методика поэтапного контроля структурных изменений в металле пассивным феррозондовым методом, обладающим высокой структурной чувствительностью и производительностью контроля, что позволяет рекомендовать их применение при усилении элементов сварных конструкций в опасных локальных зонах КН с целью повышения их несущей способности, а также при контроле формирования структуры металла в процессе термической обработки сталей в промышленных условиях.

2. Методики определения используемых в прочностных расчетах напряжений, действующих в опасных локальных КН элементов сварных несущих МК строительных машин и сварных соединениях, обладающих структурной неоднородностью, по характеру изменения и величине приращения магнитного параметра при техническом диагностировании металлоконструкций в процессе их нагружения-разгружения.

3. Аналитических квадратичных зависимостей сг (Нр), а также частных и обобщенных графических регрессионных зависимостей безразмерных параметров Нр / Ни сг / ат, позволяющих интенсифицировать процесс практического определения действующих напряжений в элементах МК строительных машин. При этом использование частных (при условии известных структурных и механических параметров металла) и обобщенных (при проведении экспресс-диагностирования) регрессионных зависимостей позволяет определять напряжения с погрешностью 10. 12 и 15.25% соответственно.

4. Методики контроля и повышения несущей способности металлоконструкций строительных машин в процессе эксплуатации, включающей в себя определение действующих напряжений в опасных зонах КН, используемых в прочностных расчетах, и повышении несущей способности элементов МК до нормативного уровня за счет формирования в опасных локальных зонах КН мелкозернистой структуры с более высокими прочностными свойствами, что позволяет повысить надежность и безопасность эксплуатации сварных несущих металлоконструкций строительных ма9 шин, а также эффективность и производительность диагностирования технического состояния на 15.20%.

5. Научных положений, выводов и рекомендаций, приведенных в диссертационной работе, в промышленных условиях при оценке технического состояния металлоконструкций автоподъемника АП-18−04 на базе шасси ГАЭ-3307 автопарка ЗАО «ТРЕСТ СЕВЗАПСПЕЦСТРОЙ-МОНТАЖ» (СПб.), несущих рам бортовых тягачей на базе полноприводного шасси КамАЗ-43 118−013−10 на станции диагностики ЗАО «Ев-роТрансКонтроль» (СПб.) и в учебном процессе ГОУ ВПО СПбГАСУ.

Апробация работы. Основные научные положения, выводы и рекомендации по материалам диссертационной работы доложены и обсуждены на научно-технических конференциях и семинарах: на семинаре «Сварочные технологии», посвященному 160-летию Котлонадзора России (СПб., 2003) — на IV Всероссийском с международным участием научно-практическом семинаре «В мире неразрушающего контроля и диагностики материалов, промышленных изделий и окружающей среды» (СПб., 2003) — на 56-й, 62-й и 63-й международных научно-технических конференциях молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов «Актуальные проблемы современного строительства» (СПб., 2003, 2009, 2010) — на постоянно действующем межвузовском научно-практическом семинаре «Современные направления технологии, организации и экономики строительства» ГОУ ВПО СПбВИТУ (СПб., 2010) — на 61-й, 67-й и 68-й научных конференциях профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов ГОУ ВПО СПбГАСУ (СПб., 2004, 2010, 2011).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 научных публикациях, в состав которых входят 2 работы в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, 1 монография, 7 статей и тезисы 4 докладов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, основных выводов и списка литературы, включающего 137 наименований. Диссертация изложена на 158 страницах основного текста, содержит 57 рисунков, 8 таблиц и 6 приложений.

Выводы и рекомендации.

Сравнить результаты контроля для каждой марки стали с учетом химического состава и структурного состояния).

Дать рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации строительной машины).

Оператор-дефектоскопиет подпись Ф.И. О. Удостоверение №, выдано.

Ответственный за оформление документации: подпись Ф.И.О.

Дата:(число, месяц, год).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Е. Пассивный феррозондовый контроль структуры металла и внутренних напряжений в элементах сварных МК Текст. / В. Е. Гордиенко — СПб.: [СПбГА-СУ], 2010.-83 с.
  2. , С. Физика ферромагнетизма. Магнитные характеристики и практические применения Текст. / С. Тикадзуми. М.: [Мир], 1987. — 420 с.
  3. , М.И. Магнитные методы структурного анализа и неразрушающего контроля Текст. / М. И. Михеев, Э. С. Горкунов. М.: [Наука], 1993. — 656 с.
  4. , Б.Е. Магнитная диагностика и остаточный ресурс подъемных сооружений Текст. / Б. Е. Попов, B.C. Котельников и др. // — Безопасность труда в промышленности, 2001. -№ 2. С. 44−49.
  5. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ МУ РД СПбГАСУ 003−11−01 ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ И РЕМОНТЕ РАМЫ АВТОПОДЪЕМНИКА АП-18−04 НА БАЗЕ ШАССИ ГАЗ-ЗЭ07
  6. Расчет проводится с целью оценки экономической эффективности применения разработанной методики 1. при диагностировании и ремонте рамы автоподъемника АП АП-18−04 на базе шасси ГАЗ-3307 автопарка ЗАО «ТРЕСТ СЕВЗАПСПЕЦСТРОЙМОНТАЖ» (СПб.).
  7. Рис. 1. Автоподъемник на базе шасси ГАЗ-33 071. Сущность работы
  8. По предписанию нормативно-технической документации (НТД) в ходе осмотра автоподъемника АП-18−04 заполняется карта осмотра. Часть карты осмотра, касающаяся несущих металлоконструкций и предполагаемы дефекты в них приведены в табл. 1.
Заполнить форму текущей работой