Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейших научных цивилистических и иных правовых исследований сферы осуществления и защиты субъективного права на жилое помещение. Наряду с этим, содержащиеся в диссертации выводы и предложения возможно использовать для цели совершенствования действующего гражданского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общая характеристика субъективного гражданского права на жилое помещение и его нормативные основания
    • 1. Понятие и содержание субъективного гражданского права на жилое помещение
    • 2. Нормативные основания субъективного гражданского права на жилое помещение в Российской Федерации и Республике
  • Баш кортостан
  • ГЛАВА 2. Проблемы правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение в Российской Федерации и Республике
  • Башкортостан
    • 1. Теоретические основы правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение
    • 2. Гражданско-правовые средства обеспечения граждан жилыми помещениями в Республике Башкортостан

Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Жилищная проблема является одной из важнейших задач российского государства и общества1. При этом само жилище является одним из главных материальных условий жизни человека наряду Ф с пищей, одеждой, водой, воздухом и т. д. Это связано с тем, что, как известно, потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т. д.

Конституция РФ (ст.2) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Право на жилище, закрепленное в конституционно-правовых актах, имеет большое значение, так как создает конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и, одновременно, воз-Ф можность улучшения жилищных условий граждан, гарантированную охрану государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, обеспечение его неприкосновенности, недопустимости произвольного лишения жилища. Право на жилище, предусмотренное в ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст. 51 Конституции Республики Башкортостан, относится к числу основных прав, принадлежащих каждому от рождения. Кроме того, в силу ст. 17 Конституции РФ и ст. 18 Конституции РБ, конституционному праву на жилище свойственна неотчуждаемость: право на жи-# лище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо предусмотренных в Конституции и в законе. Подобные характеристики указанного субъективного права должны быть развиты и гарантированы также и отраслевым законодательством, из них должна исходить юридическая практика.

В правовой науке существует комплекс вопросов, который затрагивает.

1 См. Постаноиленне Государственной Думы Федерального Собрания РФ or 24 апреля 2002 г. № 2695−111 ГД «О концепции жилищной политики Российской Федерации» //С3 РФ. — 2002. -№ 17. — Ст. 1657. реализацию данной потребности на федеральном и региональном уровнях (в соответствии с п.п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ2) и который до сегодняшнего дня не может считаться разрешенным. Не в последнюю очередь это связано с тем, что правовое обеспечение жилищной сферы обусловлено известными материальными, в том числе и финансовыми предпосылками.

Следует подчеркнуть, что в обязанности государства входят признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Сказанное относится и к праву граждан иметь и пользоваться жилищем (ст. 40 Конституции РФ, см. также ст. 46 Конституции РБ от 24 декабря 1993 г.3). Это субъективное право, закрепленное в Конституции, до настоящего времени еще не получило должного развития в рамках отраслевого механизма правового регулирования жилищных правоотношений. Все это послужило основой для обращения в настоящем диссертационном исследовании к рассмотрению отдельных гражданско-правовых проблем правового регулирования и правовой охраны субъективного права гражданина на жилое помещение.

С начала 90-х гг. XX столетия развитие российского права связано с проведением сложных социально-политических и экономических реформ, направленных на последовательный переход от административно — командных методов управления экономикой к рыночным формам управления и развития. Это относится также к жилищной реформе в России, основой которой является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов для формирования рыночных отношений в жилищной сфере. Появилась необходимость поиска новых правовых подходов к решению ряда проблем жилищной реформы с целью ее ускорения и повышения социаль.

2 Российская газета. — 1993. — 25 дек. — № 237.

3 См. с учетом последних изменений: Республика Башкортостан. — 2002. — 6 дек. — № 236−237 (25 216−25 217) — Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. -2003. -№ 1 (157).- Ст. 3. ной направленности. В частности, необходима разработка четких юридических процедур правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение.

Актуальность выбранной темы исследования объясняется и проводимой реформой жилищно-коммунального хозяйства (см., например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 2003 г. № 3562-III ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову о мерах по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса"4). Применение правовых средств в рамках указанной реформы, по существу, направлено на правовое обеспечение нормальной реализации субъективного гражданского права на жилое помещение. Соответственно, необходимо комплексное научное специально-юридическое частноправовое исследование, в рамках которого будет показана связь субъективного гражданского права на жилое помещение с осуществляемой сегодня в России жилищной и жилищно-коммунальной реформой, а также будут выработаны необходимые научно-правовые рекомендации по обеспечению нормальной, беспрепятственной реализации этого субъективного гражданского права.

Актуальность исследования субъективного права граждан на жилье обусловлена также и существующей проблемой обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей (См. в сравнительном историческом аспекте: Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996;2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 2225). Данная проблема с юридической точки зрения на практике разрешается при помощи применения комплекса административных и гражданско-правовых.

4 C3 РФ. — 2003. — № 4. — Ст. 293. См. также: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» И Российская газета. 2002. — 4 июля — № 120- СЗ РФ. — 2002. — № 27. — Ст. 2701.

5 СЗ РФ. — 1997. — № 10. — Ст.1173. Данное постановление фактически утратило свою силу в связи с истечением срока его действия. средств, существенно влияющих друг на друга. При этом важно выработать научно обоснованные рекомендации по определению соотношения обозначенных правовых средств.

Указом Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» от 28 апреля 1997 г. № 4256 одобрена концепция реформы в соответствующей области жилищных отношений. Концепция определяет цели и основные пути реорганизации жилищно-коммунального хозяйства, включая совершенствование системы управления, обеспечение государственного регулирования и контроля в этой сфере. Она предусматривает также реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение социальной защиты населения и федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Данная концепция была изначально призвана обеспечить, прежде всего, субъективные права малообеспеченных слоев населения в рамках договора социального найма жилья (ст. 672 Гражданского кодекса РФ)7. Регулирование жилищных отношений носит довольно сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Все это повышает необходимость углубленного изучения основных жилищно-правовых и иных правовых категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без правильного научного представления о которых невозможно надлежащее применение действующего законодательства. В связи с этим особую значимость приобретает анализ оснований нормативного регулирования (нормативных оснований) субъективного права на жилье. Конечно, тут следует обратить внимание и на существование некоторых противоречий между отдельными нормативными актами (их составными частями) по вопросам регулирования указанного права. Наличие таких правовых коллизий обусловливает трудности правоприменения при исполнении соответствующих правовых предписаний и требует выработки научных рекомен.

6 Российская газета. — 1997. — 7 мая.

7 Далее: ГК РФ // С3 РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. даций по их устранению. Кроме того, нельзя не отметить существование противоречий в судебной практике, порожденных, прежде всего, некоторым несовершенством законодательной базы. Это нашло свое отражение в ряде обобщений судебной практики, проведенных, в том числе, и на региональном уровне8. Указанные сложности судебной практики требуют адекватного научного осмысления и разрешения.

Состояние научной разработанности тематики диссертационного исследования. Проблемы осуществления и защиты закрепленного в Конституции РФ права граждан на жилище рассматриваются многими учеными-правоведами как в рамках конституционно-правовых, так и в иных специально-отраслевых исследованиях: В. П. Грибановым, И. М. Исрафиловым, К. В. Кияненко, И. Б. Мартковичем, В. П. Скрипко, Ю. К. Толстым, И. А. Фаршатовым и другими. В частности, в научной литературе ведется дискуссия о структуре и юридической природе субъективного права на жилище. Так, И.Б. Марткович9 полагает, данное право имеет две составные части. В качестве первого элемента выступает юридическая возможность (право) стабильного обладания жилищем. Вторым элементом следует считать право получения при определенных условиях другого жилища. По мнению профессора С.М. Корнеева10, в качестве первого элемента права на жилище выступает гарантированная государством охрана права гражданина на конкретное жилье, а второй составной частью является обязанность государства содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы (В.П. Грибанов, П. И. Седугин, В.П. Скрипко).

Достаточно сложным является в юридической науке и вопрос о юридической природе права на жилище. С одной стороны, оно признается конституционно-правовым институтом, и соответственно, юридической базой для развития.

8 См., например: Обобщение судебной практики гражданских дел по жилищным спорам, рассмотренным Стерлитамакским городским судом Республики Башкортостан в 2002 году // Архив Стерлитамакского городского суда за 2002;2003 гг.

9 Марткович М. Б. Жилищные права пользования и собственность. — М.: Юрист, 1997. — С. 440.

10 См. Кориеев С. М. в: Гражданское право: в в 2-х томах. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв.ред. проф. Е. Л. Сухаиов. — 2-е изд. — М.: Бек, 2002. — С.431. и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений. С другой стороны, данное право осуществляется и защищается разноотраслевыми правовыми средствами, прежде всего, гражданско-правового характера. Соответственно, на сегодняшний день в юридической науке необходимо выявление корреляционных связей гражданского права в рамках проблемы осуществления и защиты субъективного права на жилище.

Специальная научная проблематика, связанная с субъективным гражданским правом на жилое помещение, рассматривалась ряде диссертационных исследований последних лет: Агапов С. В. Теоретические проблемы правового регулирования сделок с жилыми помещениями по гражданскому праву РФ // Автореферат дисс. канд.юрид.наук. — М., 2003; Малюткина-Алексеева И. А. Жилая недвижимость как объект гражданского права России // Автореферат дисс. канд.юрид.наук. — Саратов, 2003; Титов А. А. Правовые проблемы удовлетворения жилищной потребности граждан в условиях рыночной экономики // Автореферат дисс. канд.юрид.наук. — Москва, 2000; и др. Близким по предмету исследования можно было бы признать работу Сухаревой Е. Р. (Сухарева Е. Р. Приватизация и осуществление права собственности на приватизированные жилые помещения // Автореф.дисс. канд.юрид.наук, Москва, 1997). Вместе с тем, работа Сухаревой Е. Р., как и обозначенные выше исследования, посвящены лишь отдельным вопросам реализации субъективного права на жилые помещения. К тому же, назрела необходимость учесть изменения в законодательстве и правоприменительной практике России и субъектов Федерации, связанные с субъективным правом на жилое помещение и произошедшие в последние годы.

Изложенные доводы об актуальности заявленной темы диссертации, а также состояние научной разработанности соответствующей проблематики позволяют сформулировать цель и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является осуществление комплексного сравнительного научного анализа субъективного гражданского права на жилое помещение на примере современного законодательства Российской Федерации и.

Республики Башкортостан, а также практики его применения. Исходя из указанной цели, автор ставит следующие задачи:

1. Исследовать понятие и содержание субъективного гражданского права на жилое помещение.

2. Дать определение и провести комплексный анализ современных нормативных оснований субъективного гражданского права на жилое помещение.

3. Выявить особенности правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение в субъектах Российской Федерации на примере Республики Башкортостан.

4. Исследовать гражданско-правовые средства обеспечения граждан жилыми помещениями.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию гражданского и жилищного законодательства в контексте заявленной цели диссертационного исследования.

Объекты диссертационного исследования. В основу диссертации положены новейшее гражданское и жилищное законодательство, судебная и иная юридическая практика, а также исследования ведущих отечественных ученых в области теории права, конституционного и гражданского права. Автор в диссертационной работе использует предписания жилищного законодательства и юридический эмпирический материал как федерального, так и регионального (Республика Башкортостан) уровней.

Теоретическая база диссертационного исследования. В своей работе диссертант обращается к богатейшей отечественной научной мысли. В диссертационном исследовании автор опиралась на труды российских ученых-правоведов, в том числе специалистов в области теории права, конституционного права, гражданского и жилищного права, обращалась к работам представителей иных отраслевых юридических наук. По существу, центральное место в теоретической базе настоящего исследования занимают труды, посвященные вопросу о сущности правовой категории «субъективное право». Среди ряда последних работ в этой области следует отметить статью Крашенинникова Е.А.

Интерес и субъективное гражданское право"11.

Методологической основой настоящего диссертационного исследования является исторический метод, метод сравнительного правоведения, системно-структурного и логического анализа. Работа строится на критическом осмыслении теоретического и практического материала в исследуемой области и подчинена логике правореализационного процесса.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной правовой науке на основе сравнительного анализа нормативного массива и материала юридической практики Российской Федерации и Республики Башкортостан комплексному исследованию подверглось субъективное гражданское право на жилое помещение. При этом автором дано определение данного субъективного права, обоснованна его гражданско-правовая природа и некоторый межотраслевой характер, исследовано соотношение указанного права и конституционного права на жилище, выявлены и классифицированы виды этого права. В диссертации субъективное гражданское право на жилое помещение автором понимается как в известной мере различающееся, но все же единое по своей сути, независимо от вещно-правового или обязательственно-правового основания своего возникновения. Кроме того, в диссертации исследованы и определены нормативные основания субъективного гражданского права на жилое помещение, дано авторское определение жилищного законодательства. При осуществлении комплексного и в допустимой мере межотраслевого анализа правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение диссертантом выявлены особенности реализации данного права, специфика юридических средств его правовой охраны, а также указано на существование проблем в данной сфере.

В диссертации разработаны следующие положения и выводы, которые отражают научную новизну диссертационного исследования и выносятся диссертантом на защиту: Крашенинников Е. А. Интерес и субъективное гражданское право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2000. — № 3. — С.133−141.

1. В соответствии со сложившимся в юридической литературе пониманием субъективного права субъективное гражданское право на жилое помещение следует определить как вид и меру возможного поведения управомоченного лица, которое (поведение) складывается по поводу жилого помещения, принадлежащего этому лицу на том или ином правовом основании. Указанное субъективное право выступает правовым средством удовлетворения частных, в данном случае жилищных интересов правообладателя. Отмеченное удовлетворение, в свою очередь, является целью реализации названного субъективного права.

2. Субъективное право конкретного лица на определенное жилое помещение есть субъективное гражданское (частное) право. Оно возникает, главным образом, в силу гражданско-правовых юридических фактов — действий (сделок). Юридические факты-события (рождение, смерть человека и др.) могут быть элементами юридического состава, влекущего возникновение указанного субъективного гражданского права. Существует это право исключительно в гражданских правоотношениях, в рамках которых данному праву противостоят соответствующие обязанности. Реализация рассматриваемого права обеспечивается, в первую очередь, при помощи гражданско-правовых средств.

3. Субъективное право на жилое помещение хотя и является субъективным гражданским правом, но носит, в известной мере, межотраслевой характер, не изменяющий, однако, его гражданско-правовую природу. Такой характер данного субъективного права проявляется, во-первых, в субъектном составе правоотношений, в рамках которых существует субъективное право на жилое помещение (участие публично-правовых образований), во-вторых, в структуре юридических фактов, влекущих возникновение субъективного права на жилое помещение (в ряде случаев необходимы административно-правовые действия), в-третьих, в установлении публично-правовых средств, обеспечивающих реализацию данного права (меры публично-правовой ответственности и проч.), в-четвертых, в его нормативных основаниях. Наиболее ярко межотраслевой характер субъективного права на жилое помещение проявляется в правоотношениях по социальному найму жилья.

4. Анализ соотношения конституционного права на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и субъективного гражданского права на жилое помещение приводит к выводу о том, что субъективное гражданское право на жилое помещение есть реализованное конституционное право на жилище. Конституционное право на жилище, представляющее собой возможность обладания жилым помещением, а также базовое нормативное основание субъективного гражданского права на жилое помещение, при наличии соответствующих юридических фактов, в основном гражданско-правового характера, преобразуется в субъективное гражданское право на жилое помещение. При этом реализация конституционного права на жилище не может быть осуществлена без применения гражданско-правовых средств, в первую очередь, соответствующих гражданско-правовых договоров.

5. Субъективное гражданское право на жилое помещение по своему строению может быть как простым, так и сложным. В первом случае оно включает в себя: возможность (право) требовать определенного поведения в отношении данного жилья от обязанных лицправо на собственные действия, выражающиеся здесь во владении и пользовании (либо только в пользовании) жилым помещением, а также зачастую и реализации правомочия распоряжаться им в тех или иных установленных пределахвозможности защищать свое право всеми доступными средствами. Во втором случае, наряду с отмеченными правомочиями, данное субъективное право включает еще и возможность получения (приобретения) жилого помещения по установленным правовыми нормами основаниям.

6. Нужно различать, субъективное гражданское право на жилое помещение вещно-правового характера и субъективное гражданское право на жилое помещение обязательственно-правового характера. Первое субъективное право есть субъективное право собственности на жилое помещение, а также в некоторых ситуациях и иные вещные права на него (хозяйственного ведения и др.). Субъективное право на жилое помещение второго вида возникает, существует и прекращается в договорных отношениях по найму жилья. Кроме того, обязательственно-правовое субъективное гражданское право на жилое помещение имеет место и у членов семьи собственника жилого помещения.

7. Нормативными основаниями субъективного гражданского права на жилое помещение выступают нормы действующего законодательства, на базе которого возникает, осуществляется, изменяется, прекращается и защищается данное субъективное право. В основном это нормы гражданского и жилищного законодательства. Нормы ряда других отраслей законодательства, например административного, уголовного, также являются нормативными основаниями субъективного гражданского права на жилое помещение. Соответственно, нормативные основания субъективного гражданского права на жилое помещение следует в целом охарактеризовать как межотраслевые.

8. По существу, жилищное законодательство представляет собой гражданское законодательство, осложненное публичным элементом. Центральной частью (основой) данного законодательства выступают нормы, регулирующие вопросы заключения, исполнения, изменения и прекращения договора найма жилого помещения. Публичный элемент этого законодательства проявляется, главным образом, в регламентации процедуры предоставления гражданам жилья, находящегося в собственности публично-правовых образований (процедуры заключения договора найма жилья). Вместе с тем законодатель часто противопоставляет категории жилищного и гражданского законодательства (см., например, п. З ст. 672 Гражданского кодекса РФ), что нельзя признать правильным.

9. Для цели унификации жилищного законодательства в пределах РФ необходимо не только принять новый Жилищный кодекс РФ, но и нормативно сформировать соответствующий модельный закон субъекта РФ о жилье (например, в виде приложения к Жилищному кодексу РФ). При этом с учетом того, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ), необходимо предоставить субъектам РФ довольно широкие полномочия по регламентации жилищных отношений (частично это реализовано, например, в рамках Жилищного кодекса Республики Башкортостан 1994 г.). В частности, субъекты РФ должны самостоятельно определять особенности оплаты жилья по договору социального найма, устанавливать размеры ряда жилищных норм и проч.

10. В рамках правоотношений, возникающих по поводу жилого помещения, субъективное гражданское право на жилое помещение юридически связано не только с обязанностями противоположной стороны в правоотношении, но и с обязанностями самого правообладателя. Во-первых, такая связь обусловлена единством правового статуса титульного владельца жилья, которому одновременно принадлежат и права, и обязанности. Во-вторых, в юридической практике реализация субъективного права на жилье (само существование этого права) в ряде случае ставится в зависимость от систематического исполнения правообладателем некоторых обязанностей в отношении принадлежащего ему на том или ином праве жилого помещения (обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, по соблюдению законных прав и интересов третьих лиц и проч.).

11. Реализация субъективного гражданского права на жилое помещение может осуществляться как в юрисдикционной форме, при помощи компетентных органов государственной власти (суд, административные органы), так и в неюрисдикционной — посредством деяний самого правообладателя и (или) его контрагентов по соответствующему правоотношению. Предпочтительной, с точки зрения правообладателя, является неюрисдиционная форма реализации субъективного гражданского права на жилое помещение, которую в силу ее наибольшего соответствия самой частноправовой природе указанного субъективного права следует признать в качестве нормальной. Юрисдикционная форма, заключающаяся в применении определенных административных либо судебных процедур, применяется для устранения правовых конфликтов, связанных с реализацией субъективного гражданского права на жилое помещение, а также для цели устранения иных правовых и фактических препятствий в осуществлении отмеченного права (административные процедуры улучшения жилищных условий).

12. Правовая охрана субъективного гражданского права на жилое помещение осуществляется межотраслевыми правовыми средствами, прежде всего, гражданскими, административными и уголовными. Центральное место среди всех этих правовых инструментов занимают правовые средства гражданского права, поскольку именно с их помощью достигается частная цель этого субъективного права (удовлетворяется частный интерес). Однако зачастую они не могут быть применены без правовых средств иной отраслевой принадлежности, например, в рамках процедуры заключения договора социального найма жилья, где присутствуют административно-правовые элементы. К правовым средствам гражданского права, которые призваны охранять субъективное гражданское право на жилое помещение, в частности, относятся: сделки, в том числе и договоры, гражданско-правовая ответственность и иные правовые последствия нарушения данного субъективного права, гражданско-правовые обеспечительные меры (задаток и проч.).

13. Среди основных правовых проблем динамического характера (постоянно существующих), которые должны учитываться законодателем при осуществлении нормативно-правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение, а также различными субъектами правореализационного процесса можно выделить, в частности, во-первых, проблемы правовых конфликтов интересов, связанных с указанным правом, — частных интересов обладателя данного права и аналогичных интересов частных лиц, взаимодействующих с правообладателем, частных интересов обладателя указанного права и публичных интересовво-вторых, взаимосвязанную с предыдущей группой проблем проблему межотраслевых связей гражданского права с иными правовыми отраслями при осуществлении правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещениепроблему установления и соблюдения четких правовых процедур, связанных с субъективным гражданским правом на жилое помещение — процедур осуществления, прекращения и защиты этого права.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейших научных цивилистических и иных правовых исследований сферы осуществления и защиты субъективного права на жилое помещение. Наряду с этим, содержащиеся в диссертации выводы и предложения возможно использовать для цели совершенствования действующего гражданского и жилищного законодательства, а также в деятельности тех практикующих юристов и иных специалистов-практиков, которые работают в области функционирования отмеченных отраслей законодательства. В частности, результаты диссертационного исследования можно использовать в деятельности общественно-жилищных комиссий и жилищных управлений при администрации городов и районов. Также авторские выводы и предложения, сделанные в ходе диссертационного исследования целесообразно использовать в учебном процессе в высших и иных учебных заведений в рамках читаемых общих и специальных учебных курсов: гражданское право, жилищное право и др., при подготовке специалистов, например работников жилищно-коммунального хозяйства и юристов, в системе повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались диссертантом в ее выступлениях на международных, российских, республиканских (Республика Башкортостан) научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: «Практика работы комитетов (управлений, отделов» администраций по жилищной политике" (Санкт-Петербург, 1996 г.), «Актуальные направления реконструкции Вены и санирования жилья» (Санкт-Петербург, ноябрь 1998 г.) — «Вторая жилищная приватизация в России: от собственников квартир к жилищным товариществам» (Санкт-Петербург, 1998 г.) — «Активизация социально-экономического развития городов и регионов» (г. Уфа, 1999 г.) — «Инноватика образования в Республике Башкортостан» (г. Уфа, 2000 г.). Автор использовала результаты диссертационного исследования в своей практической деятельности в качестве начальника жилищного управления администрации г. Стерлитамака. Наряду с этим, диссертация была рецензирована и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Казанского государственного университета.

Кроме того, основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах. По теме диссертации автором опубликованы следующие основные работы:

1. Реализация органами местного самоуправления программы «ЖильеСтерлитамак» // Концептуальные проблемы местного самоуправления. Сборник научных трудов. Серия 1. Выпуск 1. — Уфа, 1998. — С. 147 — 149 (0,2 пл.).

2. Жилищное законодательство в Республике Башкортостан и его влияние на образование // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы республиканской научно-практической конференции. Выпуск 4. — Уфа, 2001.-С.34−35 (0,2 пл.).

3. Перспективы решения жилищной проблемы в городе Стерлитамаке на основе президентского фонда // Проблемы интеграции науки, образования и производства южного региона Республики Башкортостан. Сборник научных трудов. — Уфа: Издательство «Гилем», 2002. — С.30−33 (0,5 пл.).

4. История и современность жилищного законодательства и его конституционные основы. Методическое пособие. — Уфа: Издательство «БИРО», 2002. — 11 с. (1 пл.).

5. Проблемы правовой охраны субъективного гражданского права на жилое помещение в Российской Федерации и Республике Башкортостан. — Монография, Уфа: Изд-во БГУ, 2003. — 62 с. (3 пл.).

6. Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны // Объединенный научный журнал Право: теория и практика. — М.: Изд-во «Тезарус», 2003. — № 13. — С.23−29 (0,5 пл.).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основу материалов использованных в настоящей работе составили не только опубликованные правоприменительные материалы, но и материалы по разрешению повседневно возникающих в юридической практике жилищно-правовых вопросов.

Реализация конституционных прав удовлетворения потребности граждан в жилье одна из важнейших сегодня социальных проблем. Острота жилищной проблемы в том, что она связана с удовлетворением насущных интересов человека. Представления советского и российского менталитета, что жилищную проблему можно решить раз и навсегда, изжиты. Законодатели стали осторожны и не называют конкретных сроков. Дефицит жилья в принципе преодолим, но может и обостриться из-за трудно прогнозируемых изменений жилищных потребностей. Возросший приток беженцев, вынужденных переселенцев, увеличение количества семей в результате браков и разводов, обеспечение жильем родителей — одиночек, престарелых и инвалидов, представителей «групп риска», жертв чрезвычайных обстоятельств, в том числе загрязнения среды, переселение из трущоб, реконструкции жилого фонда заново создают проблему нехватки жилищ.

В Российской Федерации, ее субъектах (в т.ч. в Башкортостане) сделано многое для решения проблемы реализации конституционных прав граждан на жилье, удовлетворяющее его интересам. Намечена и выполняется программа увеличения темпов и объёмов жилищного строительства, повышения качества и комфортности жилищ. Процесс жилищного реформирования продиктован политикой государства, и реформирование это одно из важнейших событий общественной жизни. Острота жилищной проблемы в Башкортостане медленно снижается, делается всё возможное для улучшения жилищных условий граждан, о чем свидетельствует хотя бы создание жилищного фонда при Президенте республики.

Несмотря на большой объем проделанной работы условия для реализации гражданами конституционных прав на полноценное жилье во многом отсутствуют.

В условиях отказа государства от ранее принятой на себя обязанности обеспечения каждого гражданина отдельной квартирой особое значение приобретает как гарантия конституционных прав, система законодательных мер по созданию возможностей для решения жилищных проблем.

Сняв с себя большую часть жилищных обязанностей федерация делегировала их на региональный и местного самоуправления уровни, предала гражданам государственный жилищный фонд и самостоятельное решение проблем по улучшению жилищных условий.

Роль и значение государства на современном уровне свелась к созданию предпосылок и условий осуществления жилищных прав и интересов путем издания способствующих этому норм закона. Ныне действующее жилищное законодательство и особенно жилищные кодексы РСФСР 1983 года, Республики Башкортостан 1993 года сильно устарело и не полностью отражает современные реалии, содержит в себе ряд недействующих, отмененных и противоречащих гражданскому законодательству норм.

В частности, можно сослаться на Жилищный кодекс РСФСР 1983 года, статьи 46, 54, 60, 84, 90, 99 статьи. Ряд статей того же кодекса носит характер отсылочных к актам органов исполнительной власти — статьи 16, 25, 28, 30, 38, 39, 49, 50, 51, 54- 1, 63, 67, 109, 129, 137, 156. Все это делает органы судебной власти и граждан заложниками интересов органов исполнительной власти, которые вправе в любой момент менять смысл и значение закона путем издания постановлений, инструкций, указов и распоряжений.

Ряд жилищных отношений регулируется Гражданским кодексом РФ, многочисленными федеральными законами, среди которых можно отметить ФЗ от 15. 06. 1996 года «О товариществах собственников жилья», ФЗ-122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», и другие законы.

Веления времени требуют ясной, четкой, конкретной позиции государства в области жилищного законодательства, кодификации правовых норм. Наилучшим решением обновления и кодификации жилищного законодательства должно явиться принятие и издание в Российской Федерации и Республике Башкортостан новых жилищных кодексов.

Дальнейшее существование правовой нечеткости, расплывчатости, разрозненности законодательства, отсутствие надлежащей кодификации ведут к различному толкованию противоречащих правовых норм и спорам, требующим судебного разрешения. Так, материалы судебной практики позволяют восполнить некоторые пробелы жилищного законодательства. Например, определением СК Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 г. было установлено, что «проживание истца на спорной площади с согласия всех совершеннолетних лиц, там проживающих, давало суду основания для признания за ним права на площадь при условии, если эти лица не только были согласны на проживание, но и признавали его право на площадь (ч.2 ст. 54 ЖК РСФСР)».

Новый жилищный кодекс должен будет учитывать положительный опыт ныне действующих жилищных кодексов РСФСР и РБ, сохранить все имеющееся в нем положительное, конкретизировать отдельные положения, расширить объем за счет включения норм, учитывающих ранее принятое законами в области жилищного законодательства.

В частности необходимо включить нормы о государственной регистрации сделок с жилищной недвижимостью, риэлтерской деятельности по совершению сделок с жильем, нормы об отношениях собственников в жилищных товариществах, особенности права на получение жилья государственными служащими и многие другие особенности, которые должны выявить время и практика.

Жилищное законодательство Республики Башкортостан совершенствуется, но потребность приведения его в соответствие с современными требованиями не исчезает. Основополагающей правовой базой развития и формирования современного жилищного законодательства, является принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года Конституция Республики Башкортостан, где закреплено право граждан Республики Башкортостан на жилище и определены главные гарантии обеспечения этого права.

Жилищный Кодекс Республики Башкортостан 1993 года системный, кодифицированный и усовершенствованный нормативный акт. В нем в отличие от ЖК РСФСР 1983 года закреплено множество отвечающих духу времени новаций.

Тем не менее, с целью совершенствования кодекса целесообразно включить в него раздел «Обеспечение граждан жилыми помещениями», где раскрыть право граждан на получение, предоставление и пользование жилыми помещениями, указать лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разъяснить порядок их учета, рассмотреть очерёдность и льготный порядок предоставления жилых помещений, включить важнейшие положения нормативных актов, регулирующих жилищные отношения.

Анализ правовых норм о обеспечении граждан жилищами позволяет выделить две общие правосубъектные предпосылки его осуществления: нуждаемость в улучшении жилищных условий и постоянное проживание в данном населённом пункте. Наиболее часто применяемое основание признания нуждающимися в улучшении жилищных условий — факт проживания на жилой площади менее определённого минимального размера жилой площади на каждого члена семьи. В Республике Башкортостан учётная норма минимального размера жилой площади определена в размере восьми квадратных метров.

Для возникновения и осуществления права на получение жилья, должен иметься полный состав юридических фактов, необходимых для данного правоотношения.

Факты эти различны характеру и значению и поэтому необходимо определить роль каждого из них как основания в возникновении права постоянного пользования жилыми помещениями. Одни составляет концепцию сложного основания, то есть правоотношение постоянного пользования жилым помещением возникает в результате сложного юридического состава выдачи ордера и заключения договора найма жилого помещения. Суть других оснований, заключается в признании непосредственным основанием правоотношения по пользованию жилым помещением только договора найма жилого помещения. Выдача ордера это условие осуществления права, правоотношением является наймом жилого помещения, а договор составляет их непосредственное основание.

Проведение жилищной реформы сопровождается бурным развитием федерального законодательства и законодательства ее субъектов и требует разработки и принятия нормативных актов по вопросам организационно — правовых форм муниципальных предприятий (дирекций единого заказчика), заключения новых типов договоров, укрепления основ технического обслуживания, эксплуатации жилищного фонда, ликвидации задолженностей по оплате жилищного найма и коммунальных услуг.

Регулирование жилищных отношений носит сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Необходимы проработка взаимодействия основных жилищно-правовых институтов как между собой, так и с нормами гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей законодательства.

В области жилищного законодательства существует множество проблем. Так, в работе обращалось внимание на практику разработки нормативных документов в жилищной сфере субъектами РФ. Анализ программ реформ, постановлений, правил, инструкций и др. показывает, что они далеки от совершенства. Допускается дублирование, преобладает директивность. Многие документы расплывчаты, противоречат основополагающим законам РФ. Немало примеров, когда субъекты РФ своими нормами блокируют положения важнейших законодательных актов РФ в сфере прав граждан. Ошибочны суждения, что отношения между федеральным центром и субъектами РФ строятся только на основе договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Договор выступает как один из способов реализации положений Конституции РФ и, естественно, должен соответствовать принципам Основного закона.

В интересах социальной защиты людей, последовательной реализации их конституционных прав и интересов нельзя допускать «состязательности» нормативно-правовых актов, «войны законов». Работа законодателей зачастую направлена не на законотворчество, а на борьбу за власть, на выяснение политических отношений, от чего страдают рядовые граждане. Случаи несоответствия правового акта субъекта РФ закону РФ нельзя объяснять и мотивировать только особыми правами или интересами суверенитета. Часть «несоответствий» связана с чисто юридико-техническими причинами.

Безусловно, субъекты РФ вправе и обязаны принимать законодательные акты в пределах положений договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Принимать акты качественные, без внутренних противоречий, текстуально оригинальные, носящие творческий характер и ставящие на передний план конституционные права социальные интересы граждан.

В жилищной отрасли необходимо наведение порядка. Львиная доля местных бюджетов Башкортостана уходит на покрытие убытков жилищно-коммунальной сферы. Население не одобряет жилищную реформу. Оно уверено, что это повышение тарифов без улучшения обслуживания.

Все ветви власти в современных условиях должны осознать, что без государственной поддержки, без должного правового регулирования обеспечение граждан жильем становится неразрешимой проблемой.

Действующее законодательство в сфере жилищных правоотношений порождает многочисленные проблемы. Они связаны как с просчетами авторов законопроектов, так и с объективными причинами. Для решения этих проблем, нужно согласиться с мнением специалистов о проведении глубокого всестороннего анализа действующего законодательства во всех его сферах, скорректировать нормы закона, чтобы в максимальной степени избежать их противоречивости и несогласованности.

Таким образом, на современном этапе решения жилищной проблемы наметились как положительные, так и отрицательные тенденции.

Положительные заключаются в расширении прав и возможностей граждан по в улучшению жилищных условий путем приобретения и распоряжения жильем как собственностью, в возможности получения финансовой поддержки государства незащищенными слоями населения. Отрицательные, состоят в том, что перспектива получения жилья для большинства очередников приобретает всё более призрачный характер, субсидии и кредиты явно не покрывают затраты на приобретения жилья в собственность, множится число преступлений на почве квартирного бизнеса, рынок жилья приобрёл явно криминальный оттенок, возросла в тысячи раз оплата жилья, электроэнергии, коммунальных услуг.

В современных условиях важно восстановить государственное управление системой жилищно-коммунального хозяйства, учёт граждан, нуждающихся в жилье, совершенствовать законодательство, сохранить дотации малообеспеченным гражданам из государственного и местного бюджета, обуздать монополистов, обеспечивающих население водой, энергоресурсами, без этого система жилищно-коммунального хозяйства придет в окончательный упадок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 27 -ФЗ. // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 5. — Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. -1964. № 24. — Ст. 400 (значительная часть положений этого акта утратила силу).
  5. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1991. — № 12. — Ст. 137 (значительная часть положений этого акта утратила силу).
  6. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г. N 5150-Х (с изм. и доп. от 26 марта, 8 июня 1984 г., 27 ноября 1985 г., 21 апреля 1986 г., 10 мая 1989 г., 22 мая 1990 г.) // Ведомости ВС СССР. 1981. — № 26. — Ст. 834.
  7. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1983. — № 27. — Ст. 927 (с последующими изменениями и дополнениями).
  8. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. — № 3. — Ст. 416 (утратил силу).
  9. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. — № 27. — Ст. 927.
  10. Закон РФ от 26 июня 1991 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.
  11. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 22 декабря 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. — № 3. — Ст. 99.
  12. Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // Ведомости ВВС РФ. 1993. -№ 19. — Ст. 685.
  13. Федеральный закон «Об основах градостроительства в РФ» от 14 июля 1993 г. // Ведомости ВВС РФ. 1993. — № 9. — Ст. 1965.
  14. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ // Российская газета. 1997. — 6 мар.
  15. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. — № 13. — Ст. 1467.
  16. Федеральный Закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ // Экономика и жизнь. 1998.-№ 31.
  17. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 1 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. -№ 18.-Ст. 2214.
  18. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2963.
  19. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 «Об утверждении временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации» // Российская газета. 1992. — 3 февр.
  20. Указ Президента РФ от 31 июля 1992 г. № 1705 «О расширении возможностей участия населения в специализированных аукционах» // Российская газета. 1992. — 29 июля.
  21. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. — № 52. — Ст. 5132.
  22. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1180 «О жилищных кредитах» // СЗ РФ. 1994. — № 7. — Ст. 692.
  23. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» (с изм. и доп. от 2 апреля 1997 г.) // СЗ РФ. 1994. — № 7. — Ст. 694.
  24. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» // СЗ РФ. 1996. -№ 14. — Ст. 1430.
  25. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище» // СЗ РФ. 1996. — № 14. -Ст. 1431.
  26. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 г. // Жилищное и коммунальное хозяйство. 1997. — № 6. — С. 3−11.
  27. Постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства» (с изм. и доп. от 5 мая 1995 г.) // СЗ РФ. 1994. — № 9. — Ст. 1024.
  28. Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» (с изм. и доп. от 8 апреля 2000 г., 19 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. — № 5. — Ст. 615.
  29. Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 апреля 2001 г., 8 мая 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. -№ 3. — Ст. 278.
  30. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» // СЗ РФ. 2002. — № 12. — Ст. 1145.
  31. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 450 «О продлении на 2003 год срока действия федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» // СЗ РФ. 2002. — № 26. — Ст. 2593.
  32. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 // Республика Башкортостан. — 6 декабря 2002, № 236−237.
  33. Закон РБ «О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан» от 27 февраля 1992 года. // Ведомости ВС РБ и Правительства РБ. 1992. -№ 2. — С. 54.
  34. Закон РБ «О государственном жилищном строительстве в РБ» 1995 года // СПС «Гарант».
  35. Закон РБ «Об основах государственной политики жилищного строительства в Республике Башкортостан» от 31 июля 1997 г. // Известия Башкортостана. 19 августа 1997 г.
  36. Закон РБ «Об ипотеке» от 23 июля 1998 г. // Известия Башкортостана. 27 июля 1998 г.
  37. Указ Президента РБ «Временное положение о порядке предоставления Фондом жилищного строительства при Президенте РБ финансовой поддержки гражданам в приобретении жилья"// ИБ. 1999. 10 февраля.
  38. Указ Президента РБ «О дополнительных мерах по решению жилищной проблемы, улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и строительству объектов социально-культурного назначения» от 18.09.1997 г. // СПС «Гарант».
  39. Указ Президента РБ «Об утверждении Устава Фонда жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан» от 26 января 1999 г. № УП-49 // СПС «Гарант».
  40. Указ Президента РБ «О дополнительных по решению жилищной проблемы, улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и строительству объектов социально-культурного назначения» от 18 сентября 1997 г. //Ведомости РБ.1998.№ 2.Ст. 10.
  41. Указ Президента РБ от 07.02.1999 г. «О порядке предоставлению населению РБ жилых помещений, построенных и введенных в эксплуатацию за счет средств Фонда жилищного строительства при Президенте РБ // СПС «Гарант».
  42. Постановление Совета Министров РБ от 6 апреля 1993 г. «О мерах государственной поддержки индивидуального жилищного строительства в РБ» // СПС «Гарант».
  43. Постановление Кабинета Министров РБ «О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства РБ» от 31 декабря 1997 г. // СПС «Гарант».
  44. Постановление Кабинета Министров РБ от 31 августа 1999 г. «О мерах по созданию и активизации деятельности товариществ собственников жилья» // СПС «Гарант».
  45. Постановление Кабинета Министров РБ «О государственной целевой жилищной программе на 1998−2000 гг.» // ВГС, ПРБ и КМРБ, № 1(85), 1999. -С.90.40.
  46. Постановление Кабинета Министров РБ от 7 сентября 1994 г. «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» // СПС «Гарант».
  47. Постановление Кабинета Министров РБ «О дальнейшем упорядочении «системы оплаты жилья и коммунальных услуг» // ВГС, ПРБ и КМРБ, № 16(100), 1999.-С. 11−22.
  48. Распоряжение Кабинета Министров РБ «О мерах по открытию фирменных магазинов по продаже строительных материалов, строительных конструкций и предметов домоустройства» // СПС «Гарант».
  49. Постановление Коллегии Главы администрации г. Стерлитамака «О товарном кредите на индивидуальное жилищное строительство» от 29 июня 1999 г. // СПС «Гарант».
  50. Постановление Коллегии Главы администрации г. Стерлитамака «О программе строительства и ввода объектов жилья и соцкультбыта на 2000 год» от 16 февраля 2000 г. // СПС «Гарант».
  51. Жилищный Кодекс РФ. Проект Российская газета. 1994. 8 октября // СПС «Гарант».1. Материалы судебной практики
  52. Постановление Конституционного Суда РБ по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 28 ЖК РБ от 28 мая 1999 г. // Ведомости ВС РБ. -1999.-.№ 13.-Ст. 897.
  53. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 г. N 11 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами» // СПС «Гарант».
  54. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 1995. — № 5.
  55. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1997 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 1997 г.) // Бюллетень ВС РФ. 1997. — № 8. — С. 17.
  56. Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 11 мая 1993 г. № C-13/OC3−144 «В связи с введением в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» // Вестник ВАС РФ. 1993.-№ 6.-С. 118.
  57. А. Монографии, авторефераты, учебники, учебные пособия
  58. С.В. Теоретические проблемы правового регулирования сделок с жилыми помещениями по гражданскому праву РФ // Автореферат дисс. канд.юрид.наук. М., 2003.
  59. И.И. Жилищное законодательство. Практические вопросы. М.: Издательская группа «Прогресс», 1988. — 212 с.
  60. П.Ф. Жилищное законодательство: Принципы, нормы, практика, проблемы. М. «Профиздат», 1990. — 144 с.
  61. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 1998.
  62. Е.В. Современная жилищная политика России. Комментарий к закону «Об основах федеральной жилищной политики». М., 1993. — 228 с.
  63. Т.Д. Товарищества собственников жилья: организация, регистрация, деятельность. М., 1996. — 144 с.
  64. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
  65. .М. и др. Комментарий к законодательству о приватизации жилищного фонда. М., 1995. — 190 с.
  66. Гражданское право. Учебник. Ч. 2. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: «ТЕИС», 1996.
  67. В. П. Основы жилищного законодательства. М: «Брандес», 1983. -96 с.
  68. С.П. Ваше право собственности на жилой дом и квартиру. Справочное пособие. М., 1995. — 138с.
  69. .Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действия на 1996−2000 гг. М., 1996.
  70. Жилищное законодательство России. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. Примаков В. Д. М., 1999. — 351 с.
  71. Жилищное законодательство России. Сборник нормативных документов. -М., 1997.
  72. Жилищные споры. Сборник документов / Под ред. Тихомирова М. Ю. М: 1999.- 152 с.
  73. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / Сост. и вводный комментарий Крашенинникова П.В.-М., 1998.- 104 с.
  74. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / В: Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права».- М.: Статут, 2000. 777 с.
  75. Ипотечное жилищное кредитование жилья. Новейшие законодательные и нормативные документы. Комментарий специалистов. М., 1998.
  76. А. Н., Марткович И. Б., Щербакова Н. Н. Жилищные права. Пользование и собственность: комментарии и разъяснения / Под редакцией И. Мартковича.-М.: «Юрист», 1997.
  77. А.Н. и др. Жилищные права. Пользование и собственность: комментарии и разъяснения. М., 1997. — 440 с.
  78. Комментарий к Гражданскому Кодексу части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1997.
  79. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. То-порнина Б.Н., Батурина Ю. М., Орехова Р. Г. М., 1994.
  80. Концептуальные проблемы местного самоуправления. Сборник научных трудов. Серия 1. Выпуск 1 / Отв. ред. Маликов М. К. Уфа: Изд. СЮФ БГУ, 1998.-256 с.
  81. П.В. Интерес и субъективное гражданское право // Правоведение. 2000. — № 3. — С.133−141.
  82. П.В. Жилищная политика России. М., 1995. — 425 с.
  83. П.В. Российское жилищное законодательство. Учебное и практическое пособие. — М.: «Норма», 1996.
  84. В.Н. Жилищное законодательство. М.: Изд. Просвещение, 1988.- 268 с.
  85. В.Н. Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации жилья. -М.: «Республика», 1993 .
  86. M.K. Концепция государственной власти и самоуправления.-Уфа, 1997.-С.299.
  87. М.К. Гносеологические основы реализации права. Уфа: Изд. БГУ, 1998.-299 с.
  88. М.К. Проблемы реализации суверенитета Республики Башкортостан. В 3-х томах. Уфа, 1999.
  89. М.К. Проблемы Российского конституционализма. Уфа, 1996. -С.228.
  90. Малюткина-Алексеева И. А. Жилая недвижимость как объект гражданского права России // Автореферат дисс. канд.юрид.наук. Саратов, 2003.
  91. Р.П. Правоотношение общей долевой собственности граждан. -Томск, 1977.
  92. И.Б. Жилищное право. Закон и практика. М., 1990. — 320 с.
  93. М.Б. Жилищные права пользования и собственность. — М.: «Юрист», 1997.-440 с.
  94. В. Ф. Защита жилищных прав граждан. — Харьков: «Современник», 1988.- 180 с.
  95. В.Ф. Право на жилище. Харьков, 1986.
  96. Н.В. Жилая недвижимость: вопросы и ответы. М.: «Юрист», 1998.
  97. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Са-рат. гос. академии права, 2003. — 512 с.
  98. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  99. В.В. Гражданское правоотношение. Рязань, 1994.
  100. А.Е. Предоставление жилых помещений и пользование ими.1. Л.: «Мысль», 1985. 96 с.
  101. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  102. З.И., Давлетова М. И. Самоорганизационная концепция местного самоуправления. Уфа, 1998.
  103. Т.А. Квартира: покупка, продажа, обмен. М., 1999. — 180 с.
  104. П. С. Жилищное право. Кишинёв, 1985. — 246 с.
  105. Новый гражданский Кодекс Российской Федерации. Комментарий. Ч. 2. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  106. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: «Юрист», 1996.
  107. НА. Жилищное законодательство и профсоюзный комитет. -Л., 1990.- 118 с.
  108. В.П. Международное право. М., 1997.
  109. И.Г. Жилищное и жилищно-строительное законодательство. — М.: «Правда», 1991. 302 с.
  110. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра-М, 1999.
  111. Радыгин. Реформа собственности в России. — М.: «Издательство «Республика», 1994.
  112. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Издательство «Наука», 1983.
  113. С.А., Чабан Ю. М. Основы жилищного законодательства РФ: в вопросах и ответах. Москва — Санкт-Петербург: «Герда», 1998. — 352 с.
  114. В.К. Теория права. Уфа: «Восточный университет», 1996. -87 с.
  115. А. К. Законодательство в сфере обслуживания населения. -М., 1989.-210 с.
  116. П. И. Жилищное право. М.: «ИНФРА. М-НОРМА», 1997. -320 с.
  117. П.И. Жилищное право. М., 1999.
  118. П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М., 1998. — 320с.
  119. Е.Р. Приватизация и осуществление права собственности на приватизированные жилые помещения // Автореф.дисс. канд.юрид.наук, М., 1997.
  120. В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М.: Издательство Московского университета, 1978.
  121. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перева-лова. М.: Норма-Инфра-М, 2000.
  122. А.А. Правовые проблемы удовлетворения жилищной потребности граждан в условиях рыночной экономики //' Автореферат дисс. канд.юрид.наук. М., 2000.
  123. М.Ю. Юридическая Энциклопедия. Издание 3-е. -М.: «Юринформцентр», 1995.
  124. Ю. К. Жилищное право. М.: «Пост — Фактум», 1996. — 128 с.
  125. Ю. К. Советское жилищное законодательство. J1., 1984. — 146 с.
  126. Ю.К. Жилищное право. М., 1996.
  127. Ю.К. Жилищное право. Учебное пособие. М., 1996. — 128 с.
  128. П.Я. Право собственности граждан на жилье: Вопросы судебной защиты. М.: ТОО «Иван», 1993. — 80 с.
  129. P.O. Современный рынок: правила игры. М.: Ассоц. «Гуманитарное знание», 1993.
  130. Д.М. Субъективное право и формы его реализации. Л.: Издательство ЛГУ, 1968.
  131. В.Ф. Жилищное право. Минск, 1986. — 254 с.
  132. В.Ф. Право на жилище. Минск, 1979.
  133. В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.
  134. Ю. Обеспечение прав ребёнка на жилище // Российская юстиция. 1997.-№ 12.-С. 45.
  135. А.Ю. Судебные споры о величине ущерба при заливах и пожарах // Жилищное строительство. 1999. — № 11. — С. 125−26.
  136. А.Ю., Лаврененко С. Г. Раздел жилого дома в судебном порядке: пределы применения технических норм // Российская юстиция. — 1997. № 9.-С. 17−21.
  137. А.Ю., Лаврененко С. Г. Споры о праве собственности на недвижимость жилищной сферы // Жилищное строительство. — 1998. № 5. — С. 27−28.
  138. В.И. Правоотношения:.философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. — № 4.
  139. В.А. Возникновение права собственности граждан на квартиры // Российская юстиция. 1993. -№.15.
  140. Г. И., Веснин Б. Г. Реальные перспективы решения жилищной проблемы // Жилищное строительство. 1998. — № 12. — С.2 — 6.
  141. И. Особенности права собственности на квартиру // Российская юстиция. 1995. -№ 1. —С. 27.
  142. И. Право на проживание // Домашний адвокат. 1996. — № 23. -С.12.
  143. И. Правовое положение членов семьи собственника квартиры // Хозяйство и право. — 1997. № 3.
  144. И.М. Виды жилищных фондов // Российская юстиции. 1996. -№ 1. — С.23−26.
  145. И.М. Правовые основания приобретения жилья в собственность // Государство и право. 1999. -№ 10. — С. 106−111.
  146. К.В. Коммерческая и социальная подсистемы жилищного рынка: сравнительный анализ // Жилищное строительство. 1995. — № 11. — С.2−5.
  147. К.В. Концепция жилищной проблемы и жилищная политика России // Жилищное строительство. — 1998. № 1. — С.2−6.
  148. Ю.Б. Эволюция отношений собственности в контексте современного социального развития // Общество и экономика. 1997. — № 18.
  149. Е.А. Интерес и субъективное гражданское право // Правоведение. 2000. -№ 3. — С. 133−141.
  150. Н.М., Прохоров B.C. О понятии правовых отношений // Правоведение. 1985. — № 3.
  151. В.Н. Функция ордера и договора найма жилого помещения // Государство и право. 1997. — № 4.
  152. Г. Право собственности на квартиру и жилой дом // Хозяйство и право. 1998. -№ 5.-С. 117−121.
  153. О., Дерюга Н. Регулирование найма жилого помещения нормами гражданского и жилищного законодательства // Российская юстиция. — 1998.-№ 9.
  154. О., Дерюга Н. Регулирование найма жилого помещения нормами гражданского и жилищного законодательства // Российская юстиция. -1998.-№ 7. -С. 19−23.
  155. Л. Приватизация жилья и охрана прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1994. — № 12. — С.35.
  156. М.К. Общий подход к концепции самоуправления / В кн.: Концептуальные проблемы местного самоуправления. Уфа, 1998. — С. 180 185.
  157. Л.Н. Кондоминиум и власть // Жилищное и коммунальное хозяйство. 1998. -№ 6. — С.15 — 19.
  158. Н.Н. Правовая природа общей собственности // Правоведение. -1993. — № 2. С.24−34.
  159. А.В. Правоотношение в системе юридического регулирования общественных отношений // Труды ВЮЗИ. М., 1978.
  160. В. Самовольная постройка // Хозяйство и право. 1999. — № 2. — С.81−84.
  161. Л.А. Рассмотрение трудовых споров как форма защиты трудовых прав граждан // Советское государство и право. 1973. — № 8. — С. 49−50.
  162. Ограничение права собственности нормами публичного и частного права // Право и экономика. 1997. — № 17. — С. 18.
  163. Д. Договор найма жилых помещений // Российская юстиция. -1998. -№ 1.-С. 10−15.
  164. Д. Товарищества собственников жилья // Российская юстиция. 1999.-№ 6−7.-С. 110.
  165. Работа судов Российской Федерации в 1997 году // Российская юстиция.1998.-№ 7.-С. 18.
  166. Л. О приватизации комнат в коммунальных квартирах // Российская юстиция. 1996. -№ 3. — С. 23.
  167. С. Как приватизировать коммунальную квартиру // Российская юстиция. 1996. — № 1. — С.24.
  168. А. Было ваше стало наше // Советская Башкирия. — 21 октября 1992 г.
  169. И. Дела об утрате права на жилое помещение // Российская юстиция. 1997. -№ 8. — С.1−15.
  170. И. Жилищно-коммунальная реформа: планы и реальность // Хозяйство и право. 1998. — № 6. — С.57−63.
  171. Д. Проблема приватизации жилья.// Жилищное и коммунальное хозяйство. 1998. — № 6. — С. 15−19.
  172. Н., Леванов А. Ипотечное кредитование: как продать «старое» жильё // Российская юстиция. 1999. — № 7.
  173. А.Е. Некоторые проблемы права собственности в свете ГК РФ // Российская юстиция. 1998. — № 9. — С. 14−20.
  174. И. Коммерческий найм жилых помещений // Российская юстиция. 1998.-№ 7. — С. 19−23.
Заполнить форму текущей работой