Особенности государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате ОМАН
Приоритеты в становлении частного высшего образования основываются на разработке гибких механизмов, позволяющих сбалансировать систему работы частных учреждений высшего образования, правительства, рынка труда через систему многосторонних связей, обеспечивающих баланс между преподаванием, научными исследованиями и удовлетворением образовательных потребностей социума при поддержке частного… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I.
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА И В СУЛТАНАТЕ ОМАН
- 1. 1. Генезис частного высшего образования в различных регионах мира и в Султанате Оман
- 1. 2. Особенности реализации частного высшего образования в различных регионах мира и в Султанате Оман в современных условиях
- 1. 3. Организационные формы, содержание и специфические характеристики функционирования частного высшего образования в современных условиях
- 1. 4. Нормативно-правовые основы взаимодействия структур част- 71−76 ного высшего образования и государственных органов
- Выводы по I главе 7
- ГЛАВА II.
- ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР СУЛТАНАТА ОМАН
- 2. 1. Основные положения государственной политики по регулированию частного высшего образования в Султанате Оман
- 2. 2. Формы аккредитация и контроля системы частного высшего образования в Султанате Оман
- 2. 3. Инновационные формы и основные направления реализации образовательных программ
- 2. 4. Результаты экспериментального исследования по реализации опыта регулирования частного высшего образования в Султа- 137−160 нате Оман
- Выводы по П главе 1
Особенности государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате ОМАН (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В преамбуле «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» ЮНЕСКО сказано, что современные общества являются свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду с все большим осознанием культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Сегодня высшее образование является одним из важнейших факторов, определяющих ход развития современного общества. Высшее профессиональное образование стало движущей силой реформ в мире.
Однако сама система высшего образования подлежит реформированию, в частности, ей необходимо адаптироваться к рыночной экономике, которая, среди прочего, предполагает общедоступность высшего образования и его финансирование из разных источников. Высшее образование должно стать механизмом стимулирования общественного развития.
Частное высшее образование стремительными темпами распространилось в последние десятилетия и в настоящее время составляет значительную часть мировой системы высшего образования. Международное распространение системы образования делает актуальным рассмотрение статуса частного высшего образования и его специфических проблем. Частные университеты имеют общие корни с государственными учреждениями и некоторые схожие функции, однако у них также есть и свои особенности.
В современных условиях представляется важным сопоставить параметры частного высшего образования в разных странах мира, рассмотреть общие черты и различия, а также возможные трудности, с которыми часто сталкиваются частные учреждения в ходе реализации своей деятельности.
Данное исследование посвящено изучению частного высшего образования в Султанате Оман. Султанат Оман — одно из шести государств — членов Совета объединенных стран Аравийского залива, в который входят Саудовская Аравия, Султанат Оман, Бахрейн, Кувейт, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. В настоящее время Султанат Оман проводит реформы в системе высшего образования. Принимая во внимание актуальность и широкий круг проблем, связанных с изучением частного высшего образования в арабском мире, включая Султанат Оман, эта тема все же остается недостаточно изученной. Связано это, в первую очередь, с тем, что развитие рыночной экономики в Султанате Оман, его вступление во Всемирную торговую организацию породили изменения в экономических условиях функционирования высшей школы страны. Эти изменения характеризуются усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением государственного финансирования высших учебных заведений, а также увеличением числа негосударственных учебных заведений.
Данное исследование рассматривает процесс развития системы частного высшего образования Омана и проблемы его регулирования. Частное высшее образование Омана функционирует в рамках стратегической политики правительства и способствует удовлетворению потребностей общества в обеспечении образовательных услуг. Правительство Султаната Оман приняло решение привлечь частный сектор в сферу образования, чтобы предоставить более широкие возможности для выбора и доступа граждан Султаната Оман к системе высшего образования страны. Частное высшее образование в Султанате Оман является относительно новой, однако быстро развивающейся сферой.
Частное высшее образование в Султанате Оман является относительно новой сферой и в настоящий момент данная сфера образования Омана сталкивается с большим количеством трудностей. Важнейшими проблемами являются управление и контроль, адекватная проверка качества и аккредитация, финансирование частного высшего образования. Настоящее исследование посвящено вопросам становления и развития системы частного высшего образования в Султанате Оман и отражает основные тактики реализации высшего образования в процессе принятия решений и составления конструктивной стратегии развития частного высшего образования в Султанате Оман.
Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью затрагиваемых проблем и продиктована насущной необходимостью изучения данного педагогического явления в теоретическом, социальном и практическом аспектах. Проблемы становления и развития негосударственных высших учебных заведений имеют глубокие исторические корни. Сегодня требуется особая работа по реконструкции и осмыслению теоретических и практических аспектов динамики становления и развития частного высшего образования в Султанате Оман, что и определяет актуальность предпринятого исследования.
Изучению проблем формирования системы частного высшего образования посвящены работы российских и зарубежных, в том числе и арабских ученых: проблемы управления высшим образованием исследовали В. И. Байденко, А. И. Галаган, E.H. Гелицев, И. В. Егоров, B.C. Сенашенко, Ехея Абульхамед Ебрагем, Аднан Бадран, Рауеа Мухамед Хасан и дрвопросы развития потенциала высшей школы разрабатывали В. В. Балашов, E.H. Жильцов, А. К. Казанцев, Асам Аль-Рауас, Султан Аль-Хашами, Манер Аль-Маскри, Komar Mianon и др.- экономические аспекты частного образования отражены в исследованиях таких ученых, как В. В. Ивантер, Д. С. Львов, B.JI. Макаров и др.- правовые основы институционализации частного высшего образования, процессы его лицензирования и аккредитации, социальные характеристики участвующих в нем субъектов отражены в работах Ю. Г. Волкова, А. Ж. Кусжановой, В. Н. Петрова, И. Л. Петрухина, В. А. Симонова, В. А. Солоницына, С. А. Смирнова, В. Г. Харчевой и др.
Правовые основы институционализации частного высшего образования, процессы его лицензирования и аккредитации, социальные характеристики участвующих в нем субъектов отражены в работах Ю. Г. Волкова,.
A.Ж. Кусжановой, В. Н. Петрова, И. Л. Петрухина, В. А. Симонова,.
B.А. Солоницына, С. А. Смирнова, В. Г. Харчевой и др. Вопросы управления социальными системами раскрыты в научных трудах В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, B.C. Основина и др. Проблемы зарубежного менеджмента изучены в исследованиях Р. Аккоффа, М. Вебера, Д. Джурана, П. Друкера, Ф. Кросби, Р. Лайкерта, А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Смита, Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля и др.
Институциональный анализ проблем образования в целом и его частного сегмента в частности потребовал привлечения исследований по общей социологии таких известных авторов, как В. И. Добреньков, Г. Е. Зборовский, А. И. Кравченко, Г. В. Осипов и другие.
В историографии имеются работы, посвященные истории становления, развития и функционирования частных вузов в современной России. Важный вклад в осмысление данного процесса внесли В. Н. Вениаминов, И. М. Ильинский, С. И. Плаксий, В. А. Солоницын, Г. А. Ягодин и др. Большое внимание при изучении частного образования в России авторы уделяют вопросам государственного управления частными вузами, правового регулирования их деятельности. Многие авторы сходятся во мнении, что будущее частных вузов во многом зависит от направленности образовательной политики государства. Научную и практическую значимость имеют работы, освещающие роль частных вузов в формировании рынка образовательных услуг и появлении конкуренции в сфере высшего образования, а также вопросы качества подготовки специалистов. Исследователями разрабатываются вопросы государственного контроля качества подготовки специалистов в частном секторе высшего образования.
Изучению российского частного образования посвящены диссертационные работы А. П. Березовского, Н. С. Голубковой, О. И. Ильинского, C.B. Овчинниковой, С. А. Смирнова, O.K. Туляковой. В их трудах рассматриваются вопросы истории становления частного образования, его нормативно-правовая основа, социальная база развития частного сектора высшего образования в России.
Частное высшее образование в мире явилось предметом внимания со стороны исследователей, представляющих весьма широкий круг знаний. Однако, несмотря на широкий спектр оценок и авторских позиций, на сегодняшний день еще не сложился исчерпывающий ответ на многие вопросы истории и развития негосударственного высшего образования.
Обобщение результатов ретроспективного анализа истории высшего образования в мире и в Султанате Оман позволяет обнаружить противоречия:
— между объективной потребностью осмысления развития Оманской частной высшей школы и отсутствием комплексных, системных исследований, позволяющих составить целостное представление о становлении и развитии частного высшего образования^ Султанате Оман.
— между потребностью в рефлексии исторически сложившегося пути, зарождения, становления й развития Оманской частной высшей школы и недостаточной изученностью данного вопроса;
— между возрастанием потока информации в процессе накопления научного знания и отсутствием разработок по обобщению и систематизации имеющегося в педагогике историографического материала о развитии высшего образования в Султанате Оман.
Проблема данного исследования заключается в ответе на вопрос: каковы теоретические и практические аспекты государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман?
Цель исследования — выявить и раскрыть особенности государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили тему данного исследования: «Особенности государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман».
Объектом исследования является система современного частного высшего образования в Султанате Оман.
Предмет исследования — процесс государственного регулирования системы частного образования Султаната Оман в современных социально-экономических условиях.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что выявление и раскрытие особенностей государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман в современных социально-экономических условиях станет возможным, если рассматривать этот процесс с точки зрения эволюции и историографии научного знания в виде периодов становления и развития, с целью выявления предпосылок, условий и тенденций развития системы частного высшего образования в Султанате Оман.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:.
1. охарактеризовать процесс становления и развития системы, частного высшего образования в Султанате Оман в конце ХХ-начале XXI века;
2. выявить и раскрыть основные тенденции развития нормативно-правовых основ, содержание частного высшего образования в Султанате Оман;
3. проанализировать современное состояние государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман и определить связанные с этим процессом проблемы;
4. разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман в современных социально-экономических условиях, ориентированных на улучшение функционирования и развития высшей профессиональной школы.
Методологическая основа исследования базируется на четырех уровнях методологического знания: философская методология, общенаучные принципы и формы исследования, конкретно-научная методология, методика н техника исследования.
В качестве мировоззренческой основы исследования выступают: философские законы о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, а также развитие этих положений при анализе историко-педагогических явленийфундаментальные положения диалектики и теории познания, позволяющие рассмотреть исторический процесс через призму всеобщего, общего, особенного и единичного.
Общенаучный уровень исследования опирается на системный подход, рассматривающий изучаемое явление как сложную систему.
Конкретно-научный уровень исследования обеспечивается опорой на объективные законы развития педагогического знания и принципы познания — единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов, принцип диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованияхвзаимосвязи теории и практики в процессе научного познания. В1 соответствии с методологией системного подхода на конкретно-методологическом уровне, образовательная ситуация в частном секторе рассмотрена в единстве с изменениями политической ситуации и общественно-исторической среды в Султанате Оман. Системный подход является базой для понимания и изучения оснований, на которых формировалось частное высшее образование в Султанате Оман.
В соответствии с принципом единства исторического и логического способов изучения истории в исследовании прослежена логика возникновения и становления системы частного высшего образования в Султанате Оман. Принцип соотношения исторического и логического способа изучения образовательных систем позволил определить характер развития1 системы негосударственного высшего образования в Султанате Оман.
Методика и техника исследования. Исследование построено на основе анализа поворотных моментов в высшем профессиональном образовании, рассмотрения основных линий их развития, выделения качественных изменений в системе образования и развития теоретического знания, на сочетании ретроспективного анализа историко-педагогического процесса с перспективным, на теоретической и документально-фактической основе.
В процессе исследовательской работы использовались общенаучные методы: изучение педагогической, психологической, философской литературысравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, индукция, дедукцияметоды математической статистикианализ нормативно-правовых документов по проблемам частного высшего образованиявключенное наблюдение.
Опытно-экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие руководители академических программ, штатные сотрудники частных учреждений высшего образования, члены правительства Султаната Оман, отвечающие за организацию процесса частного высшего образования в стране (всего 873 человека).
В качестве источников* исследования использовались: архивные фонды, нормативно-правовые акты, в том числе документы ЮНЕСКО, историко-педагогическая, философская, а также справочно-энциклопедическая литература, материалы периодики, данные, полученные в ходе опросов учащейся молодежи, преподавателей и представителей органов образования Султаната Оман.
Хронологические рамки исследования: 2006;2011 гг.
Основные этапы исследования:
На" первом этапе (2006;2008 гг.) изучался историко-педагогический аспект проблемы. Данный этап предусматривал знакомство с теорией вопроса, которое сопровождалось изучением практического опыта зарубежной и отечественной частной высшей школы, анализом деятельности педагогов-новаторов, в результате чего были определены основные концептуальные подходы научного исследования.
На втором этапе (2008;2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, предусматривающая апробацию основных положений диссертационного исследования.
На третьем этапе (2010;2011 гг.) осуществлялся качественный и количественный анализ собранного материала, была завершена систематизация, обработка и обобщение полученных в ходе эксперимента данных, формулировались выводы, а также оформлялся текст диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Выявлены приоритеты в становлении и развитии частного высшего образования в сложившихся социально-экономических условиях. Данные приоритеты основаны на разработке гибких механизмов, позволяющих сбалансировать систему работы частных учреждений высшего образования, правительства, рынка труда через систему многосторонних связей, обеспечивающих баланс между преподаванием, научными исследованиями и удовлетворением образовательных' потребностей социума при поддержке частного1 образования правительством и различными, общественными организациями Омана;
2. Определены формы и содержание частного высшего образования в Султанате Оман, а именно: частные учреждения, существующие на средства, полученные только от собственной частной образовательной деятельностичастные учреждения, покрывающие самостоятельно собственные затраты на образовательную деятельностьчастные учреждения, получающие частичное возмещение затрат от государствачастные учреждения, получающие полную финансовую поддержку от государства.
3. На основе анализа современного состояния системы управления, регулирования, системой качества, финансирования частного высшего образования в Султанате Оман выявлены основные тенденции развития частного высшего образования на современном этапе развития Султаната Оман: рост численности студентовдемократизациядиверсификацияизменение целей и задач образования в современных социокультурных условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является одним из первых педагогических исследований, касающихся совершенствования системы регулирования частного высшего образования Омана на региональном уровне. Теоретические положения и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки перспектив развития частного высшего образования, управленческих решений по совершенствованию механизмов, форм и методов регулирования данной системы с целью оптимизации процессов ее функционирования, а также могут послужить теоретической основой для дальнейших исследований, разрабатывающих проблемы системы частного высшего образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— во-первых, положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных программ, пособий по истории педагогики, а также в ходе преподавания спецкурса «История частного высшего образования в Султанате Оман».
— во-вторых, разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман, к основным из которых можно отнести следующие: обеспечение инвестиций в высшее образование как в одну из перспективных форм образования в государствеобеспечение баланса между преподаванием, научными исследованиями и удовлетворением образовательных потребностей социума при поддержке частного образования правительством и различными общественными учреждениями Оманаактивизация и расширение связей между частными учреждениями высшего образования Омана и иностранными образовательными учреждениями через увеличение форм сотрудничества, таких как академический обмен и участие в совместных проектах, научных исследованияхразработка механизмов, позволяющих сбалансировать требования частных учреждений высшего образования, правительства, рынка труда через развитие сети промежуточных связей между этими сторонами во избежание прямых вмешательств и взаимовлиянийсовершенствование критериев и правил приема абитуриентов на обучение, имеющихся в существующей практике. Необходимо стандартизировать требования приема в учреждения высшего частного образования и др.
— в-третьих, исследование может представлять интерес для органов управления системы образования, для руководителей высших учебных заведений, руководящих органов ассоциаций частных вузов при разработке тактики и стратегии деятельности частных образовательных учреждений. Материалы диссертации также могут быть использованы в сфере переподготовки и повышения квалификации работников сферы высшего и дополнительного образования.
Достоверность и надежность выводов и результатов исследования обеспечивается соблюдением методологической основы исследованиясогласованностью его основных процедур и результатов с требованиями, предъявляемыми к современным педагогическим исследованиямрепрезентативностью информационной базыединством общенаучных методов, адекватных задачам и логике исследованиякомплексным характером обработки материалов исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
1- Приоритеты в становлении частного высшего образования основываются на разработке гибких механизмов, позволяющих сбалансировать систему работы частных учреждений высшего образования, правительства, рынка труда через систему многосторонних связей, обеспечивающих баланс между преподаванием, научными исследованиями и удовлетворением образовательных потребностей социума при поддержке частного образования правительством и различными общественными организациями Омана в сложившихся в государстве социокультурных, политических, экономических условиях. Частное высшее образование — самый динамично развивающийся сегмент послешкольного образования в Омане. В развивающихся странах оно выполняет важнейшую роль в силу того, что государство не может обеспечить доступ широких масс к бесплатному образованию и в результате повышается популярность в обществе частного сектора высшего образования. Частное высшее образование — необходимая и существенная реалия нашего времени, которая имеет право на существование и обеспечивает государству восполнение необходимых образовательных ресурсов.
Возникновение частных высших учебных заведений является одной из реалий Омана. Приватизация в сфере высшего профессионального образования поддерживается правительством на том основании, что она обеспечивает повышение внутренней и внешней эффективности высшего образования и его качествачастный сектор конкурирует с государственным, что приводит к повышению качества и эффективности не только частного, но и государственного сектора высшего образования.
2. Частное высшее образование в Султанате Оман функционирует и развивается в рамках стратегической политики правительства. Основная тенденция развития нормативно-правовых основ заключается во введении новых положений в Закон об образовании Султаната Оман, направленных на защиту частных учреждений высшего образования, целью которых является повышение эффективности функционирования образовательной системы Омана.
Ведущими тенденциями в развитии частных высших учреждений также являются следующие: преодоление проблем, связанных с финансированием частного высшего образования, с управлением, с контролем, с адекватной проверкой качества и аккредитацией, с совершенствованием системы приема и др.- достижение баланса между автономией и ответственностью частных вузов перед государственными структурамиобеспечение новых моделей и формирование новых подходов к организации высшего образованиясовершенствование аккредитации и контроля качества образовательной деятельности частных вузовсистематическая и разноплановая инновационная деятельность, поиск новых, нетрадиционных, эффективных решений в образовательной и финансовой сферепривлечение местных и международных экспертов для проверки качества в Омане и др.
3. Государственное регулирование системы частного высшего образования в Султанате Оман осуществляется по трем направлениям: совершенствование организационной структуры, изыскание возможных источников финансирования, совершенствование системы и правил приема.
Для успешной реализации процесса регулирования системы частного высшего образования правительству важно, во-первых, вводить необходимые законодательные акты и развивать соответствующие правовые рамки, чтобы защитить и отрегулировать работу частных учреждений высшего образованияво-вторых, необходимо развивать механизмы аккредитации, контроля и оценки, чтобы повысить качество образования в частных и государственных учреждениях, а также устанавливать нормы лицензирования и развития учебного плана и т. д.- в-третьих, нужно обеспечивать косвенную финансовую помощь частным вузам, включая ссуды, финансовые стимулирующие надбавки и, в-четвертых, требуется гарантировать учебным заведениям академическую свободу и автономию.
4. Процесс государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман будет эффективным при реализации ряда рекомендаций: введение новых положений в Закон об образовании Султаната Оман, направленных на защиту частных учреждений высшего образования, целью которых является повышение эффективности функционирования данных учрежденийреализация гибких механизмов регулирования частного высшего образования/через обеспечение многосторонних связей между частными вузами, правительством, рынком труда и гражданским сообществомразвитие механизмов аккредитации, контроля и оценки качества образовательной деятельности в частных высших учебных заведенияхобеспечение неразрывного единства функций частных высших учебных заведений: образовательной, научно-исследовательской и социальнойорганизация многопрофильного междисциплинарного университета на основе существующих частных колледжейактивизация и расширение связей между частными высшими учебными заведениями Султаната Оман и иностранными образовательными учреждениями (академические обмены, совместные научные проекты и др.) — разностороннее информирование гражданского общества об образовательных возможностях системы частного высшего образования (СМИ, социальная реклама и др.) — осуществление необходимой поддержки частных высших учебных заведений и инвестирование частного высшего образованиявведение различных способов самофинансирования в частных высших учебных заведениях (оказание дополнительных образовательных услуг, работа в исследовательских научных центрах, выполнение производственных проектов и др.) — привлечение добровольных пожертвований и взносов как источников финансирования частного высшего образованияразвитие системы студенческих займов и кредитов как источника финансирования частного высшего образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской деятельности: в Министерстве высшего образования (Мускат, Оман, 2009 г.) — в Курском государственном-университете на научных сессиях факультета профессиональной переподготовки работников образования (г. Курск, 2006;2010 гг.), на Межвузовской студенческой научно-практической конференции (г. Курск, 2010 г.) — в университете Кабуса в 2006;2008 гг. (Султанат Оман, 2006;2008 гг.). Основные положения и выводы исследования были опубликованы в статьях журналов и научных сборников (по материалам исследования опубликовано 6 работ).
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
Завершая вторую главу данной работы, можно сделать следующие выводы.
Анализ нормативно-правовых основ частного высшего образования в Султанате Оман показал, что конституция страны стала основой для возникновения частных образовательных учреждений высшего образования. Отметим, что Конституция Султаната гарантирует доступ к высшему образованию лишь на конкурсной основе.
Изучив различные точки зрения, мы можем сказать, что Правительство не учитывает последствия, которые отражаются на частном высшем образовании, когда меняет установки в сфере образования, а также высшее руководство не учитывает предложения и замечания, сделанные частными вузами, и не опирается на них при принятии решений.
Частное высшее образование Омана страдает от несбалансированности функций обучения, научной работы и помощи обществу, и часть дохода частных вузов обеспечивается благодаря предоставлению обществу различных услуг и выполнению научных проектовсоответствующая инфраструктура, необходимая для обеспечения образовательного и исследованного процесса, от которой зависит частное высшее образование Омана, является слабо развитой, и организационная структура института частного высшего образования в Омане ограничивает гибкость, необходимую для быстрой реакции на различные запросы и требования времени.
Анализ директив, регулирующих основание частных университетов и колледжей в Султанате Оман, выявил, что количество студентов, принятых на учебу в частные учебные заведения, не соответствует реальным возможностям обучения и имеющейся материальной базе данных институтовсохраняются ограничения на получение частными институтами Омана финансовой поддержки со стороны иностранных организаций, а также географическое распространение институтов частного высшего образования Омана не пропорционально плотности населения в разных регионах и областях страны.
В исследовании были проанализированы стандарты, установленные для частных учреждений высшего образования в Султанате Оман, и пришли к выводу, что состояние на рынке труда не учитывается при разработке правил приема на учебу в институтах частного высшего образования в Омане, и запланированное использование свободных денежных средств может приводить к возникновению финансовых проблем у некоторых частных институтовчестной конкуренции на рынке образовательных услуг пока не получается, т.к. нет равенства между участниками этого рынка. Залогом успеха и конкурентоспособности частных вузов является систематическая и разноплановая инновационная деятельность, поиск новых, нетрадиционных, эффективных решений.
Правительство сделало необходимые шаги в сторону развития частного высшего образования Омана: оно организует внутреннюю схему стипендиальных выплат для частных колледжей и университетовчастные учреждения высшего образования освобождаются от уплаты всех налогов на пять лет с момента своего открытия.
Прямое правительственное финансирование институтов частного высшего образования приводит к вмешательству во внутренние дела данных учебных заведений, между частными институтами отсутствует принцип соревновательности в получении выгоды от выигранных правительственных грантов, а отсутствие возможности получения кредита на образование в частных образовательных учреждениях оказывает влияние на их финансовые возможности.
Таким образом, можно сделать ряд выводов: государственная политика по отношению к частным вузам была крайне неопределенной, изменчивой, ограниченной, направленной лишь на регламентацию их создания и не предусматривала меры по усилению этого сектора высшего образования, использованию его возможностей для инновационного развития системы образования в целомв законодательстве не определены взаимные права и обязанности государственных органов и частных высших вузов, принципы, на которых должны строиться их отношения, нечетко прописан даже статус граждан, занятых в частном секторе системы образования.
Существует и ряд других пробелов в законодательстве. То есть законодательство Омана об образовании нуждается в существенном совершенство> вании. В этом плане мы рассматриваем положительные и отрицательные стороны существующей-системы лицензирования и аккредитации вузовпо ряду этих вопросов считаем необходимым, внести предложения> в органы управления образованием. Для современной системы высшего образования в целом, и особенно частного, принципиальное значение имеет соотношение штатного и нештатного преподавательского состава.
Проанализировав состояние этой проблемы, соответствующую нормативную базу, а также учитывая выводы, сделанные на основе анкетирования относительно штатного состава большого количества. частных высших вузов, и мнения их руководителей, мы пришли к заключениючто к решению этой проблеме должен быть применен творческий, подход, следует прислушаться к мировому опыту большей-специализации преподавателей и сокращения количества штатного состава.
Формы аккредитации и контроля системы частного высшего образования в Султанате Оман. По результатам проведенного анализа действующих в мире соответствующих моделей был составлен проект «Плана качественного управления системой высшего образования Омана», более известного как «План качества». В этом документе можно выделить четыре стратегически важные области: инфраструктурная политика и ее основания, установленная система проверки качества, проверка качества программ, повышение качества и развитие возможностей вузов.
В период между 2001 и 2004 годами Оманский совет аккредитации подготовил, с привлечением международного опыта, ряд стандартов для учреждений высшего образования и процедуры первоначальной и регулярной последующей аккредитации. Они были собраны и изданы как «Требования для проверки качества систем Омана».
Первая стадия обязательной аккредитации (начиная с 2008 года) коснулась всех учреждений высшего образования, которые подверглись проверке качества. Акцент проверки качества делается на оценке эффективности гарантий качества подготовки в образовательном учреждении, поскольку процессы повышения, качества должны стать главными целями учебного1 заведения, так же каки выполнение требований, установленных правительством и другими внешними источниками (такими, как профессиональные организации или их отделения).
Привлечение местных и международных экспертов для проверки качества в Омане является важным и проблемным моментом одновременно. Высшее образование в Султанате — развивающийся сектор. Учет социальных, политических неэкономических контекстов, а также форм, в которых данные контексты облегчают и усложняют возможности развития, жизненно важен. В то же самое время образовательный сектор Омана стремится получить признание и уважение со стороны международного сообщества высшего образования.
Поэтому мы можем сказать, что ключ к успеху состоит в применении двусторонней стратегии, сочетающей проработанные критерии и привлечение заинтересованных лиц, постоянные консультации и передовые методы до, в течение, после развития и одобрения различных элементов системы. Консультация заранее позволяет выявить проблемы в сфере образования и прийти к общему решению.
Инновационный опыт Оманских вузов накоплен в двух направлениях: во-первых, это концептуальные основы инноваций в образовании, во-вторых, описание применения и влияния отдельных новшеств на обучение студентов. Становление инновационного образования в высших учреждениях Султаната Оман является важнейшей государственной задачей. Это обусловлено необходимостью перехода к более эффективной и мобильной социальг" но-экономической системе жизнеустройства гражданского общества.
Совершенно очевидно, что решение задач создания инновационной системы деятельности университетов невозможно без участия высококвалифицированных и специально подготовленных для инновационной деятельности кадров. Становится проблемой формирование этой категории кадрового состава как в образовательном, научно-исследовательском, так и в предпринимательском направлениях.
Реализация' инновационной образовательной программы в образовательной деятельности частных вузов направлена на достижение следующих результатов:
— формирование востребованности выпускников вузов и удовлетворение запросов более требовательных потребителей (работодателей);
— повышение конкурентоспособности выпускников на местном и региональном рынках труда;
— разработка и внедрение новых программ, инновационных технологий, методики организации и ведения образовательного процесса (интеграция «образование — наука»);
— повышение качества образования, на, основе современных технологий и системам управления качеством;
— обеспечение глубокого применения знаний и>навыков на практике.
Опытно^экспериментальная работа. В нашем эксперименте принимали участие две группы. Первая группа состояла из руководителей, академических и штатных сотрудников частных учреждений высшего образования (использован метод анкетирования): На вопросы, анкеты ответили 873 человека (это 27% от общего количества людей, работающих в частном высшем образовании Омана (всего 3 150 представителей).
Вторая категория участников включала 7 человек — представителей правительственных структур регулирования частного высшего образования в Султанате Оман. Они выбирались нами по принципу наличия у них значительного опыта работы в сфере управления частным высшим образованием в.
Султанате (использовался метод интервьюирования).
Анкета состояла из 42 утверждений с правом выбора своей точки зрения на эти утверждения. Предложенные варианты ответа варьировались от границы «абсолютно согласен» до «абсолютно не согласен», включая варианты «согласен», «не уверен», «не согласен», а утверждения касались аспектов организационной структуры учреждений, политики учебных заведений, правил приема и источников финансирования.
Отметим, что результаты исследования и примененные методы (анкетный опрос и интервью) показали значительную степень важности воздействия правительственного регулирования на частное высшее образование в Султанате Оман, что обусловлено результатами исследования и влиянием всех трех блоков: источников финансирования, организационной структуры, правил приема. На основе полученных результатов исследования мы составили рекомендации и предложении, цель которых состоит в улучшении государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Данное исследование рассматривает процесс развития системы частного высшего образования Омана и проблемы его регулирования. Частное высшее образование Омана функционирует в рамках стратегической политики правительства и способствует удовлетворению потребностей общества в обеспечении образовательных услуг.
Частное высшее образование в Султанате Оман является относительно< новой сферой и в настоящий* момент данная сфера образования Омана сталкивается с большим количеством трудностей. Важнейшими проблемами-являются управление и контроль, адекватная проверка качества и аккредитация, финансирование частного высшего образования: Настоящее исследование посвящено вопросам развития и становления системы частного высшего образованияв Султанате Оман и отражает основные тактики реализации высшего образования в процессе принятия решений и составления конструктивной стратегии развития частного высшего образованиям Султанате Оман.
Цель исследования заключалась в определении основных направлений и специфики регулирования частного высшего образования" в Омане.
Цель.исследования — выявить и раскрыть особенности государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман.
В соответствии с этой целью были решены следующие задачи:
1. охарактеризован процесс становления и развития системы частного высшего образования в Султанате Оман в конце ХХ-начале XXI века;
2. выявлены и раскрыты основные тенденции развития нормативно-правовых основ, содержание частного высшего образования в Султанате Оман;
3. проанализированы современное состояние государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман и определить связанные с этим процессом проблемы;
4. разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования системы частного высшего образования в Султанате Оман в современных социально-экономических условиях, ориентированных на улучшение функционирования и развития высшей профессиональной школы.
В исследовании рассматриваются особенности реализации частного высшего образования в Султанате Оман как относительно нового в системе общего высшего образования данного государства арабского мира.
Современная образовательная ситуация в Омане характеризуются усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением государственного финансирования высших учебных заведений, что влечет за собой увеличение числа негосударственных учебных заведений.
В1 исследовании представлен процесс развития системы частного высшего образования Омана и особенности его реализации, регулирования, управления, финансирования и проверки качества. Система образования играет огромную роль" для обеспечения больших возможностей доступа граждан к высшего образования Омана.
Актуальная проблема системы частного высшего образования — управление и контроль, адекватная проверка качества и> аккредитация.
Особое место в процессе реализации частного образования отводится введению тактик его регулирования и составлению конструктивной стратегии развития и реализации частного высшего образования в Султанате Оман, что невозможно без осмысления, исторических, социальных и экономических основ указанного феномена.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Приоритеты в становлении и развитии частного высшего образования в рамках сложившейся историко-педагогической парадигмы обусловлены историческими, политическими, экономическими и социокультурными условиями, в которых оно функционирует.
2. Ведущими тенденциями развития частного высшего образования в Султанате Оман на современном этапе являются рост численности студентов, демократизация, диверсификация, изменение целей и задач образования в современных социокультурных условиях.
3. Частное высшее образование — самый динамично развивающийся сегмент послешкольного образования в Омане. В развивающихся странах оно выполняет важнейшую роль в силу того, что государство не может обеспечить доступ широких масс к бесплатному образованию и в результате повышается популярность в обществе частного сектора высшего образования.
Частное высшее образование — необходимая и существенная реалия нашего времени, которая имеет право на существование и обеспечивает государству восполнение необходимых образовательных ресурсов.
4. Роль системы частного высшего образования является действительно очень существенной в условиях социально-экономических изменений современного Омана. Система частного высшего образования восполняет недостаток финансовых ресурсов у высшего образования вообщеспособствует удовлетворению растущих социальных запросов на получение высшего образования при изменении потребностей рынка трудапомогает стабилизировать состояние рынка труда в Оманеповышает конкуренцию между частными и государственными учреждениямиобеспечивает экономический-рост и развитие всей системы образования Омана.
Частные учреждения высшего образования Омана должны рассматриваться как обязательные, а не как дополнительные, и в то же времякак органичная составляющая всей системы высшего образования.
5. Система частного высшего образования в арабских странах не в состоянии предоставлять образовательные услуги, отвечающие требованиям конкурентоспособности на мировом рынке. Султанат Оман ориентируется на дальнейшее углубление сотрудничества в сфере высшего образования с различными зарубежными партнерами, с Россией и Евросоюзом.
6. Частное высшее образование в Султанате Оман функционирует и развивается в рамках стратегической политики правительства. Однако система частного высшего образования Омана сталкивается с большим количеством трудностей, среди которых проблемы, связанные с финансированием частного высшего образования, с управлением, с контролем, с адекватной проверкой качества и аккредитацией. Финансирование частного высшего образования — самая важная проблема, связанная с развитием частных учебных заведений. Реалии деятельности большинства частных учреждений состоят в том, что плата за обучение — это их финансовая основам и без нее существование университетов было бы невозможно. Анализ выявил еще: одну из главных проблем, связанных с развитием частных учебных заведений: источники доходов и прибыль. Граница между коммерческимии- некоммерческими источниками финансирования частных вузов остается сегодня зыбкой и: иногда трудноразличимой-.
7. Частный сектор образования должен найти баланс между автономией и ответственностью перед государственными структурами. В процессе его функционирования! автономность университетов должна способствовать обеспечению? новых: моделей иформированию? новых подходов к организации высшего' образования* гарантируя" и рентабельность. В то же время отчетность > необходимадля. того? чтобы гарантировать, что эти новые подходы обеспечивают качество образовательного продукта: Аккредитация и контроль качества являются неотъемлемой частью повышения эффективности частного высшего образования.
8. Возникновение частных высших учебных заведений является? одной из реалий Омана. Приватизация поддерживается правительством на том основании, что она обеспечивает увеличение внутренней и внешней эффективности высшего образованиями его качествачастный сектор должен конкурировать с государственнымчто приводит к повышению качества и эффективности не только частного, но и государственного сектора высшего образования.
9. В исследовании определены основные черты приватизированных высших образовательных учреждений частные университеты аполитичны, характеризуются мобильностью" и способностью быстро и эффективно peaгировать на меняющиеся требования и запросычастное образование отвечает потребностям богатых слоев обществавыпускники частных университетов не получают привилегий на рынке труда.
10. Совершенно необходимо, чтобы правительство в своей политике стремилось продвигать и поощрять частные учреждения высшего образования, создавая благоприятные для их развития условия. Для этого важно, во-первых, вводить необходимые законодательные акты и развивать соответствующие правовые рамки, чтобы защитить и отрегулировать работу частных учреждений высшего образованияво-вторых, необходимо’развивать механизмы аккредитации, контроля и оценки, чтобы повысить качество образования в частных и государственных учреждениях, а также устанавливать нормы лицензирования и развития учебного плана и т. д.- в-третьих, нужно обеспечивать косвенную финансовую помощь частным вузам, включая ссуды, финансовые стимулирующие надбавки и, в-четвертых, требуется гарантировать учебным заведениям академическую свободу и автономию.
11. Правительство Омана не всегда учитывает опыт реализации частного высшего образования, в результате чего частное высшее образование Омана страдает от несбалансированности образовательной, научной и социальной функций. Представляется целесообразным максимально интенсифицировать образовательный и научно-исследовательский процесс, что будет обеспечивать гибкость, необходимую для быстрой реакции на социально-экономические требования общества.
12. Количество студентов, принятых на учебу в частные учебные заведения, не соответствует реальным образовательным возможностям вузов и имеющейся у них материальной базесохраняются ограничения на получение частными институтами Омана финансовой поддержки со стороны иностранных организаций.
13. Честной конкуренции на рынке образовательных услуг пока не получается, т.к. нет равенства между участниками этого рынка, государственными и частными вузами. Залогом успеха и конкурентоспособности частных вузов является систематическая и разноплановая инновационная деятельность, поиск новых, нетрадиционных, эффективных решений в образовательной и финансовой сфере.
14. Правительство Омана организует внутреннюю схему стипендиальных выплат для частных колледжей и университетов. Прямое правительственное финансирование институтов частного высшего образования приводит к вмешательству во внутренние дела данных учебных заведений.
15. Государственная политика по-отношению к частным вузам является крайне неопределенной и не всегда эффективнав законодательстве не были определены взаимные права и обязанности государственных органов и частных высших учебных заведений, принципы, на которых должны строиться их отношения:
16. Формы аккредитации и контроля системы частного высшего образования в Султанате Оман основаны на «Плане качества», который включает в себя четыре позиции: инфраструктурная политика и ее основанияустановленная система проверки качествапроверка качества программповышение качества и развитие образовательных возможностей.
Привлечение-местных и’международных экспертов для проверки качества в Омане является важным моментом. Высшее образование в Султанате — развивающийся сектор. Учет социальных, политических и экономических изменений в обществе, а также является важнейшим условием определения уровня образовательных стандартов. В то же самое время образовательный сектор' Омана стремится получить признание и уважение со стороны, международного сообщества высшего образования.
17. Решение задач создания инновационной системы деятельности университетов невозможно без участия высококвалифицированных и специально подготовленных для инновационной деятельности кадров в образовательном, научно-исследовательском и в предпринимательском направлениях.
Основные направления реализации инновационной образовательной программы в образовательной деятельности частных вузов:
— удовлетворение запросов выпускников вузов и работодателей;
— повышение конкурентоспособности выпускников на местном и региональном рынках труда;
— разработка и внедрение новых программ, инновационных технологий, методики организации и ведения образовательного процесса (интеграция «образование — наука»);
— повышение качества образования на основе современных технологий и системам управления качеством.
Теоретические положения исследования проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования и примененные методы (анкетный опрос и интервью) показали значимость правительственного регулирования частного высшего образования, в Султанате Оман по трем направлениям: организационная^ структура, источники финансирования, система и правила приема.
На основе исследования проблем, касающихся правительственного регулирования частного высшего образования в Султанате Оман были предложены рекомендации и предложенияцель которых состоит в улучшении государственного регулирования системы частного высшего образования в стране:
1. Решение проблем и задач высшего образования обществом Омана возможно через инвестиции в частное высшее образование как в одну из перспективных форм образования в государстве.
2. Необходимо обеспечить баланс между преподаванием, научными исследованиями и удовлетворением образовательных потребностей социума при поддержке частного образования правительством и различными общественными учреждениями Омана.
3. Ограничение числа открывающихся новых частных учреждений высшего образования в Султанате при поощрении существующих учреждений, особенно частных университетов, имеющих филиалы в различных областях Султаната.
4. Активизация и расширение связей между частными учреждениями высшего образования Омана и иностранными образовательными учреждениями через увеличение форм сотрудничества, таких как академический обмен и участие в совместных проектах, научных исследованиях.
5. Разработка механизмов, позволяющих сбалансировать требования частных учреждений высшего образования, правительства, рынка труда через развитие сети промежуточных связей между этими сторонами во избежание прямых вмешательств и взаимовлияний.
6. Необходимо пересмотреть критерии и правила приема абитуриентов ' на обучение, имеющихся в существующей практике. Необходимо стандартизировать требования приема в учреждения высшего частного образования.
7. Поощрение общественных правительственных и неправительственных организаций, поддерживающих развитие частного высшего образования в Султанате Оман посредством выплаты стипендий, или стимулирование-работников в частных учреждениях высшего образования.
8.
Введение
новых стандартов, направленных на совершенствование подготовки в частных образовательных учреждениях.
9. Привлечение источников самофинансирования^ позволяющих находить новые возможные пути внутри каждого учреждения, и это может быть сделано следующими способами:
• оказание услуг, за которые можно взимать дополнительные денежные средства, такие как консультации, тренинги, работа в исследовательских центрах, производственные проекты;
• активизация и привлечение добровольных пожертвований и взносов как источников финансирования частного высшего образования.
10. Развитие системы студенческих займов и кредитов как источников финансирования частного высшего образования в Султанате Оман.
Исследование траектории государственного регулирования системы частного высшего образования позволяет утверждать, что частный сектор системы высшего образования Омана состоялся, является неотъемлемой частью.
I I отечественной образовательной системы и решает важную государственную задачу подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для общества. Однако проведенное исследование также позволяет утверждать, что существует ряд проблем, связанных с регулированием системы частного высшего образования государственными структурами. Данные проблемы требуют постоянного решения путем введения новых механизмов взаимодействия между государством, частными образовательными учреждениями, рынком труда гражданским обществом Султаната Оман. I.
В качестве дальнейших перспектив исследования специфики системы частного высшего образования в Султанате Оман мы предлагаем следующие возможные направления изучения:
— проведение исследования, касающегося статуса и качества образования, полученного выпускниками частных учреждений высшего образования, и их востребованности на рынке труда;
— сравнительное исследование особенностей частного высшего образования Омана и специфики частного высшего обучения других зарубежных стран — лидеров в этой области;
— изучение опыта работы научных школ и центров, существующих в частном высшем образовании в Султанате Оман.
Список литературы
- Абдулла Талба. Принципы оценки системы подготовки кадров // Арабский журнал по повышению квалификации (Египет). 2004. № 5. С. 2954.
- Андржен, К. Роль Высшего Образования в реформировании. Высшее образование в Европе. Том XXVII. 2002. № 4. С. 1−9.
- Байбаков А. Будут ли арабы жить лучше? // Азия и Африка сегодня. 2008. № 1. С. 23−29.
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная, реформа высшего образования Европы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский новый университет, 2003. 408 с.
- Балашов В.В., Румянцев B.C. Вузовский сектор науки:-проблемы, тенденции // Пути решения проблем муниципального управления: сб. статей. Вып. 1: Муниципальная академия, ГУУ. М.: Прима-Пресс-М, 1999. С. 113— 118.
- Балашов В.В. Современные проблемы управления воспроизводством научного потенциала высшей школы России: монография / Государственный университет управления. М.: ГУУ, 2001. 213 с.
- Березовский А.П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного сектора высшей школы, 2000.
- Березовский А.П. История становления и развития негосударственной высшей школы России (90-е годы XX века): дис.. канд. ист. наук. М., 2000.
- Вениаминов В.Н. От князя Владимира до президента Владимира Владимировича (размышления о негосударственных вузах). Ml: Международный банковский институт, 2002.
- Вишневский Д.М. Профессионально-квалификационная структура рабочей силы в странах с развитой экономикой (опыт и перспективы) // Труд за рубежом". 2003. № 1. С. 13−20.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
- Горелик Г. Управление персоналом начинается с разработки миссии // Ежемесячный деловой журнал. 2002. № 3. С. 13−20.
- Гриднев В.П. Управление развитием негосударственного высшего образования М., 2000. С.5−21.
- Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организации: учебное пособие. М.: ГАУ, 1997. 99 с.
- Гусева И.В. Развитие учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курск, 2001.
- Дмитриев A.B. Общая социология: учеб. пособие. М., 2002.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология: в 3-х т. Т. З: Социальные институты и процессы, 2000.
- Добренькова, Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. М.: Альфа-М, 2006. 335 с.
- Ежегодный статистический сборник Министерства национальной экономики Султаната Оман. Маскат: Восточная типография, 2000. 6 с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. 4.1. Екатеринбург, 1993.
- Зернов В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: монография. М., 1999. 35 с.
- Иваненко К.Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития (социологический аспект исследования): ав-тореф. Дисс. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004 с. 17.
- Ильинский И.М. Негосударственные-вузы России: опыт самоидентификации. М., 2004.
- Инновационный менеджмент: учеб: пособие / под ред. В.М. Аныни-на, A.A. Дагаева. М.: Дело, 2003. 528 с.
- Фрид Й., Гласс А. и Баумгартл Б. Частное высшее образование в Европе // Высшее образование сегодня. 2007. № 2. С. 26−30.
- Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности, (методология, основные понятия, круг проблем), М.: ГПСИИМЭМО АН СССР, 1990. 90 с.
- Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века (опыт стран Европейского союза) // Труд за рубежом, 2003. № 1. С. 1−14
- Кинелев В.Г. Образование в информационном обществе XXI века. Институт Юнеско по информационной технологии в образовании. Апматы, 2002. С. 1−6.
- Князев Е. А. Высщее негосударственное образование в России:.история'и современность. М, 1993. 81 с.
- Козлов Н.В.: Инновации — не только наука. Инновации* — это наука плюс образование, плюс бизнес // URL http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.
- Липкина Е.Д. Организационно-экономические проблемы высшей школы в условиях рынка: дисс.. канд. эконом, наук. Омск, 2004. 114 с.
- Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя. Высшее образование в России. 2003. № 1. 17 с.
- Лукичев. Г. А. Реализация мировых тенденций развития высшего образования в университетах развивающихся стран. Санкт-Петербург, 2006. с. 5.
- Лукичев. Г. А. 2008. Развитиевысшего образования в арабских стра-нах.Алма матер. № 4.с.48−52.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИДАНА, 2001.-446 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.
- Образование в Арабском мире: «Выживание в XXI веке». Абудаби: Эмиратский центр по стратегическим исследованиям, 2002. — 44с.
- Ольга Гозман. Begin Group. www.begingroup.com.c.5
- Оманский Департамент по информационному издательству и прессе, 2001.-49 с.
- Оманские села и их система. Маскат: Изд-во министерства национальных традиций и культуры, 1980.C.3−34 (на араб.яз.).
- Основной государственный закон Султаната Оман // Благоприятные пути. — Маскат: Пятилетний план Министерства национальной экономики Султаната Оман. Маскат: Оман, 1996.-е. 193−219
- Плаксий С.И. Качество высшего образования. М., 2003.46: Плеханов С. Н. Реформатор на троне. Султан Омана Кабус бин' Сайд / С. Н. Плеханов. -М, 2003.С.32−57'
- Попов A.A., Лындина E.H. Основы инновационного менеджмента. Учебное пособие. Оренбург, 2004. 129 с.
- Попов В. Частное образование в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2005. № 11.49. проф. А. Г. Эфендиева. М., 2000- Тощенко Ж.ТСоциология. Общий курс. -М., 1999.
- Сабир М. Форум общественного развития в странах Персидского залива. Университет ОАЭ, 1989: — С. 47 (на араб.яз.).
- Солоницын В: А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.
- Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (Социологический анализ). М., 2004.С.2−16
- Султанский-указ № 65/98 «Об учреждении совета высшего образования» // Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. — 1998. -№ 632.-с. 14−16
- Султанский указ- № 36/2000 «Об утверждении задач Министерства высшего образования» И Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. 2000. — № 671. — с. 7−9
- Султанский указ № 50/2000 «Об учреждении совета по аккредитации высшего образования» // Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. 2000. — № 675. — с.14−15
- Султанский указ № 67/2000 «О применении новых мер в частных высших учебных заведениях» // Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. 2000. — № 676. — с. 23−24
- Султанский указ № 54/2005 «Совет научных исследований «// Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. — 2005. -№ 632,-с.11−21
- Тулякова O.K. Негосударственные вузы как элемент системы высшего образования // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Вып.42. М.: Социум, 2004.
- Тулякова O.K. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992−2004 гг.) Дис.. канд. ист. наук. М., 2005.
- Указ Министра высшего образования Султаната Оман «Задачи и классификации департамента по частным высшим учебным заведениям» // Официальный журнал Министерства юстиции Султаната Оман. 2000. — № 676: — с.40−54
- Фалеев Ю.В. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. М., 2000:
- Фрид, Й. и Гласс, А. частное высшее образование в Европе: высшее образование сегодня. Москва. 2007. № 2.с.26−30.
- Хани Хасан Махмуд. Особенности развития экономики Султаната Оман.- Маскат: Министерство информации Султаната Оман, 2007.— 38 с
- Человеческие ресурсы: основа нашего богатства: Ежегодное издание Министерства информации Султаната Оман, — Маскат: Оман, 2002.— 27с.4
- Чуб Г. П. О юридической правомочности наименования «негосударственный вуз» / Негосударственный вуз: поиски путей повышения качества образования. Сборник научных трудов. M?, 2000.С.32
- Ягодин Г. А. Предисловие / В. А. Зернов. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. М.: РосНОУ, 1999.113.с
- Al-Lamki, S. М. (2002). Higher education in the Sultanate of Oman: the challenge of access, equity and privatization. Journal of Higher Education policy and Management vol. 24, No. 1, 2002.P.2−48.
- Altbach, Philip.1999. Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century: Greenwood Press.p.331−345.
- Altbach, P. Private higher education. Themes and Variations in Comparative Perspective. New York: Institute of International Education (HE). 1999. P.311−325.
- Altbach, P. G. & Levy, D. C. (2005) «Private Higher Education: A Global Revolution» Sense Publishers, Boston College Centre for International Higher Education, and PROPHE.P.2−21.
- Avis G. The Soviet Higher Education Reform: Proposals and Reactions // Comparative Education.- 1990. Vol.26, Iss. l -P. 5−12.
- Australian Bureau of Statistics, 2001, Australian Standard Classification of Education, available at http:/ 1 www.abs.gov.au/AUSSTA TS 1 [email protected] IProductsbyTopic/B49672F95CD93 ABECA2570B30005BFE1? OpenDocument, accessed 17 August 2008.
- Bernasconi, Andres (2004).External Affiliations and Diversity: Chiles Private Universities In Internatioal Perpective, Working Paper No.4, Program For Research On University Of New York, P.9−10.
- Bikas G. Sanyal. 1998. Diversification of sources and the role of privatization in financing of higher education in the Arab States region. International Institute.P.41
- Breneman, D. W.- Finnjr, C. E. 1978. A n Uncertain Future. In: D. W. Breneman and C. E. Finn Jr (eds.), Public Policy and Private Higher Education, pp. 1−61. Washington, D.C. , Brookings.
- BRENEMAN, D. W. 1988. College Cost and Tuition, What are the Issues? Proceedings from a National Conference. Washington, D.C. , National Center for Postsecondary Governance and Finance.
- Cerych L. Education Reforms in Central and' Eastern Europe: processes and outcomes // European Journal of Education 1997.- Vol.32, No.l.- P.75−97
- Fields G. The Private Demand for Education in Relation to Labour Market Conditions in Less-developed Countries // Economic Journal. 1974. — Vol. 28. -P.314−325.
- Geiger, R. L. 1988. Public and Private Sectors in Higher Education, A Comparison of International Patterns. Higher Education, Vol. 17, № 6, P. 69−91.
- Giesecke, H.C. 1999. The Rise of Private Higher Education in East Central Europe. Society and Economy 21 (l).Inter-American Development Bank. Washington, D. C, 1997.P.5−41.
- Greiger, R. «Private Higher Education!1. International Higher Education: New York, Garland Pub. Inc., 1999, Vol. 1, P. 234−339.
- Gulbsino, Charisse (2004).Evaluation Private Higher Education In The Philippines: The Case For Choice, Equity and Efficiency, study No.68, National Center For The Study Of PrivatizationTn Education, Teachers College, Columbia University .P. 1 -23
- Harvey, L., 2004−2008, Analytic Quality Glossary, Quality Research International, available at http:/l www.qualityresearchinternational.com/glossary I, accessed 13 November 2006.p.l-9
- Harvey, E. (2006) . Impact of Quality Assurance: Overview of a discussion between representativesof external quality assurance agencies. Quality hn Higher Education, 12(3), P.287−290.
- Hashimoto K, Cohn E. Economic of Scale and Scope in Japanese Private Universitics//Education Economics.- 1997 (August). Yol.5, №.2. — P. 107
- Heming, T., 2007, Chinen- on’s Welcome, available online at http://www.oac.gov.om/oqn/, accessed 8 March 2008.p.5
- His Majesty Sultan Qaboos Bin Said, Royal Decree no.7 412 001 Establishing the Accreditation Council,. Muscat.2001 p.5−14.
- International Conference on Private Higher Education in Europe and Quality Assurance and Accreditation from the Perspective of the Bologna Process Objectives. Warsaw, 2005.P.
- Jalowiccki B. Prospects for the Development of Private Higher Education in Poland, higher Education in Europe.2001.-Vol.26, No.3.-P.37−46.
- James E. Private Higher Education: The Philippines as a Prototype // Higher Education. -1991 .-Vol.21 .p. 11
- Kaneko, M. 1987. Public and Private Sectors in Japanese Higher Education. In: RIHE, Public and Private Sectors in Asian Higher Education Systems, Issues and Prospects, pp.21−34. Hiroshima- Hiroshima University.
- Kodin E. Problems of Private Higher Education in Russia // International Higher Education. 1996. — Vol.6 — P. 13−14.
- Koyzis A.A. Private Higher Education in Cyprus: In Search for Legitimacy// Higher Education Policy. 1989. — Vol.2, № 2. — P. 13−19.
- Kwiek, M. «The Missing Link: Public Policy for the Private Sector in Central and East European Higher Education», SRHE International News 52 Summer (2003): P.6−8.
- Levy, D. C. 1985. Latin America’s Private Universities, How Successful are They? Comparative Education Review, Vol. 29, № 4, p. 440−59.
- Levy, D. C. 1986). 'Private' and 'Public', Analysis Amid Ambiguity in Higher Education. Private Education: Studies in Choice and Public Policy, pp. 170−92. New York, Oxford.
- Levy, D. C. Legitimacy and private higher education in Eastern Europe. International Higher Education. 2005. The Boston College Centre for International. № 38. p.3−19.
- Malakul, P. 1985. Prospects and Problems in Higher Education Expansion in Thailand. In RIH E, Higher Education Expansion in Asia, p. 52−65. Hiroshima, Hiroshima university.
- Marginson S. Imagining Ivy: Pitfalls in the Privatization of Higher Education in Australia // Comparative Education Review. 1997. — Vol.41, №.4. -P.40−48.
- Ministry of Higher Education (2001). Ordinances & Regulations on Private Higher Education in the Sultanate of Oman. Muscat.2006: p.7−39.
- Ministry of Higher Education (2003). Private Higher Education in the Sultanate of Oman. Sultanate of Oman 2008/2009: Muscat, p. 10−50.
- Ministry of Higher Education (2008). Quality Management & Enhancement in Higher Education. Oman. National Quality Conference 28−29 October 2008. Muscat.P.55−107.
- Ministry of Higher Education.2009. Private Higher Education in The Sultanate of Oman 2008/2009. Muscat, p: 10−50.
- Ministry of National Economy. 2006: Woman and Man*in Sultanate of Oman in Figures.Muscat.2006: p.7−39.
- Nair, R. G. — AJIT, D . 1984. Parallel Colleges in Kerala. Economic and Political Weekly, Vol. 19, №. 42/43, p. 18−40.
- Nedwek, B. «Public Policy and Public Trust: The Use and Misuse of Performance Indicators in Higher Education», Higher Education: Handbook of Theory and Research 11 .1996 P.8−47.
- Nishihara H. Private Colleges and Universities in Japan: Glittering Prizes // Higher Education Policy. 1990. — Vol.3, №.2. — P.26−30:
- Oman Accreditation Council (OAC), 2004, Requirements for Oman’s System’of Quality Assurance. Muscat 2004. p.8−50.
- Oman Accreditation Council' (OAC), 2006- Plan for Omani Higher Education Quality Management System, available at www.oac.gov.om, accessed 18 August 2008.p.7−64
- Oman-Accreditation Council (OAC) and Ministry of Higher Education, (2006) — National Quality Program, available at www.oac.gov.om/qe/training/, accessed 30 November 2008. p.2−15
- Oman Accreditation Council (OAC), 2008, Quality Audit Manual-Institutional Accreditation: Stage 1. (Sultanate of Oman, Oman Accreditation Council), available at www.oac.gov.om/institution/audit/. accessed 18 August 2008.p.3−7
- PING, R. 1987. Privatization in Education, Journal of Education Policy, Vol. 2, №. 4- p. 289−299-
- Resz, R.D. «Public policy for Private Higher Education in Central and Eastern Europe», Arbeits Berichte 2 (2003).
- Roane, Warren. Impediments to Private Higher Education in Uruguay // Journal of International Higher Education. 2000 (Spring), No. 19. P. 13−14.
- Rudolph, L. 1987. In Pursuit of Lakshmi: The Political Economy of the Indian State. Chicago, University of Chicago Press.
- Salter, B.- Tapper, T. 1985. Power and Policy in Education, The Case of Independent Schooling. London, Falmer.
- Schiefelbein, E. Chile: Economic Incentives in Higher Education. Higher Education Policy. 1990. Vol. 3, № 3. pp. 21−60.
- Schwartzman S. Public and Private Education in Comparative Perspective: Revised Version of the Keynote Presentation / Understanding Private Higher Education in South Africa. Johannesburg: Human Sciences Research Council. April 9−10, 2002.p.31−73
- Shobhana S. Trends in Private Sector Development in World Bank Educa- tion Projects. Washington D.C.: World bank., 2002. P.55.
- Stone D. L. Private Higher Education in Australia // Higher Education. -1990. -Vol.20, №.2.-P:i43−159.
- Tan, E. A. Alonzo, R. P. 1987. The Philippine Experience in Manpower Planning and- Labour Market Policies. In: R. Amjad (ed.), Human Resource Planning: The Asian Experience, pp. 151−80. New Delhi, ARTEP/International Labour Office.
- Teixeria P., Amaral A. Private Higher Education and Diversity: An Ex ploratory Survey // Higher Education Quarterly. 2001.-Vol.55, №.4.-P.359−395
- Tilak, J. B. G. 1986. A Comment on 'Differences in the Role of the Private Educational Sector in Modern-and Developing Countries' by Estelle James. International Conference on Economics of Education. Dijon, IREDU.
- Tilak, J. B.G. 1990. Political Economy of Education in India. Buffalo, State University of New York.
- Tilak, B.G. The privatization of higher education. Prospects. Unesco. Paris, 1991. VOL. XXI, № 3. pp. 227−239.
- Tilak, B.G. Financing higher education. Research seminar on reform and innovation in India higher education. State University of New York at BuffaloAVomens University. Bombay. Paris, 199l.VOL.XXI, № 3. p. 227−239.
- Tilak, B.G. A Comment on 'Differences in the Role of the Private Educational Sector in Modern and Developing Countries' by Estelle James. International Conference on Economics of Education. 1997. Dijon, p. 21−60.
- Weale, M. «Externalities from Education», in, E. Cohn and G. Johnes, eds. Recent Developments in the Economics of Education. Aldershot: Edward Elgar Publishing Ltd., 1992.
- Weber, Stephen L. «Trilateralizing Higher Education: Building on Practice», in, Norris C. Clement and Glenn Sparrow, eds. Integrating Higher
- Education in North America: From Wingspread to San Diego. San Diego: San Diego State University Press, 1998, pp. 9−11.
- Weiler, H. «Universities, Markets, and the State: Higher Education Financing as a Laboratory of Change», CESE Newsletter 41 (May 1999): 19−25.
- Whitaker, P. Managing Change in Schools: Buckingham: Open University Press, 1993. P.52−89
- Whitty, G., Power, S., and Halpin, D- Devolution and Choice in Education: The School, the State, and the Market. Buckingham: Open University Press, 1998: P-56
- Wiilam E. B: and Robert T. The measurement and cost: of removing unexplaning gender differences in faculty salaries // Economics of Education! Review, 1995, vol. 14, no. 3, p. 33−61 .
- World Bank. 1994- Higher Education: The Lessons of Experience Development in Practice Series. Washington, D.C. IDB. P- 5−23-
- World5Bank. 2008i WorldiEmplbyment Report 2008: Life at Work.P.
- Zumeta W. State Policies, and Private Higher Education: Policies. Corre lates and Linkages // Journal of Higher Education. Jul. — Aug. 1992. — Vol.63- Issue 4.-363−417.