Психолого-педагогические особенности у младшего школьного возраста
Исследователи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина также подчеркивают, что система «ребенок — учитель» становится эпицентром жизни ребенка, ведь от нее зависит формирование всех благоприятных для жизни условий. Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который… Читать ещё >
Психолого-педагогические особенности у младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Младший школьный возраст — важный и особый период в жизни ребёнка. Наиболее полно данный этап теоретически осмыслен и представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, а также их последователей (Л.И. Айдаровой, А. К. Дусавицкого, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и др.).
Возрастные рамки младшего школьного возраста — это 6 (7) — 10-лет, т. е. те дети, которые обучаются в 1−4 классах начальной школы.
С приходом ребёнка в школу, как пишет Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с окружающей действительностью. У дошкольника было две сферы социальных отношений: «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети», которые объединялись преимущественно игровой деятельностью. В школе, подчеркивает ученый, возникает новая структура этих отношений [30]. Система «ребёнок — взрослый» дифференцируется.
Исследователи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина также подчеркивают, что система «ребенок — учитель» становится эпицентром жизни ребенка, ведь от нее зависит формирование всех благоприятных для жизни условий.
Она начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Более того, впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество».
Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной [14]. В ее структуру входят:
- 1. Учебная задача — это то, что ученик должен освоить;
- 2. Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;
- 3. Действие контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;
- 4. Действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Отличительной особенностью положения младшего школьника, по мнению В. С. Мухиной, состоит в том, что теперь жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил, а учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью, за которую он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. [20, с. 40].
В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие, формирование личности в целом [13, с. 45−68].
Л.С. Выготский также отмечает, что в рамках учебной деятельности «складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся основой развития на следующем возрастном этапе» [13, с.160−169]. Так, младший школьный возраст является положительным периодом для интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которыми ребенок постепенно начинает овладевать — он учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Младший школьный возраст является важнейшим этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии ребенка. Учебная деятельность в этот период требует развития высших психических функций — произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, которые начинают приобретать самостоятельность.