Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это требует координации работы большого количества предметных кружков, студий, клубов познавательной направленности, взаимодействия между учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования в урочной и внеурочной познавательной деятельности и систематизации накопленного опыта по формированию устойчивого познавательного интереса у учащихся, повышению престижа знаний, реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Внеурочная познавательная деятельность в воспитательной системе образовательного учреждения
    • 1. 1. Внеурочная познавательная деятельность как феномен педагогической действительности
    • 1. 2. Опыт организации внеурочной познавательной деятельности как компонента воспитательной системы образовательного учреждения
    • 1. 3. Модель внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения
  • Глава 2. Развитие внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения: опыт монографического исследования
    • 2. 1. Становление и развитие воспитательной системы гимназии № 2 города Кирово-Чепецка Кировской области
    • 2. 2. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы гимназии № 2 города Кирово-Чепецка Кировской области
    • 2. 3. Педагогические условия становления внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения

Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ускорение темпов развития российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям: они должны не столько «вооружать» учащихся предметными знаниями, сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях.

В то же время современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется существенной недооценкой воспитывающих функций образовательных учреждений, тогда как воспитательные цели в образовательном процессе должны быть приоритетными. Попытки создать школу развития личности без воспитания все более приходят в противоречие с педагогической теорией и практикой.

Все это обусловливает поиск таких средств обучения и воспитания, таких форм организации процесса, которые способствовали бы развитию личности, повышению мобильности и формированию конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений.

Среди направлений совершенствования работы школы по интеграции ее воспитательных и образовательных функций, как показывает опыт, продуктивным является внеурочная познавательная деятельность, позволяющая сформировать у учащихся не только деловые качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и развить способности привнести в свою деятельность оригинальное, работать в режиме поиска.

Познавательная деятельность, являясь основной для учащихся, не всегда и не для всех была и есть личностно значимой. Требования, предъявляемые в настоящее время к выпускникам школы, самой школе как государственному институту, переводят познавательную деятельность из приоритетного, но не всеми принимаемого таковым вида в актуальный вид деятельности для всех участников педагогического процесса. Вариативность содержания и форм внеурочных познавательных занятий, объединение школьников в группы по интересам, предоставление возможности свободного общения, расформализация отношений между учителем и школьниками способствуют развитию у учащихся потребности в самообразовании и самовоспитании, позволяют выявить и развить склонности и способности учеников, способствуют самореализации субъектов педагогического процесса в познавательной деятельности.

Анализ современных исследований по проблеме внеурочной познавательной деятельности показывает, что они посвящены различным ее аспектам. Большой вклад в изучение формирования личности в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности внесли П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, М. Н. Скаткин и др.- различных сторон творчески активной личности — Э. М. Андреева, В. Г. Афанасьев, А. М. Коршунов, Г. А. Смирнов, И. П. Фролов и др.- внеурочной деятельности учащихся и ее роли в учебно-воспитательном процессе — П. С. Гранкин, Л. М. Зеленина, А. В. Иванов, Б. С. Кобзарь и др.- внеучебной деятельности учащихся профтехучилищВ.А.Аптекман, В. В. Белоглазов, П. Л. Васильченко, В. Е. Гавриличев, З. Н. Зыкова, М. И. Рожков, В. А. Фомин и др.- взаимосвязи внеучебных и учебных занятий — В. И. Казаренков, А. Д. Солдатенков и др. Э. Г. Костяшкин обосновал необходимость объединения урочной и внеурочной работы в школе в целостную организационно-педагогическую систему.

Вместе с тем, практика показывает, что при определенных условиях внеурочная познавательная деятельность может способствовать не только развитию личности, но и развитию воспитательной системы образовательного учреждения.

Сегодня воспитательная система хорошо изучена в теории и практике: определены и обоснованы сущность и структура понятия «воспитательная система образовательного учреждения», ее основные характеристики, развитие, управление воспитательной системой (В.А.Караковский,.

Л.И.Новикова, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин и др.) — изучен процесс ее моделирования (Н.Л.Селиванова, Е. Н. Степанов и др.) — выявлены особенности взаимодействия воспитательной системы со средой (Ю.С.Мануйлов, В. Д. Семенов и др.) — определено место различных видов деятельности в воспитательной системе (О.В.Заславская, Г. В. Куприянова, А. Г. Пашков, В. В. Полукаров и др.) — выявлена роль отдельных структур в воспитательной системе (В.М.Басова, С. Л. Паладьев, Н. Л. Селиванова, А. К. Шленев и др.) — обоснованы подходы к изучению эффективности воспитательной системы (Л.В.Байбородова, В. А. Караковский, С. Л. Паладьев и др.).

Несмотря на то, что рассмотрены процессы влияния на развитие воспитательных систем образовательных учреждений таких видов деятельности, как учебная, трудовая, клубная, таких форм организации деятельности, как школьный класс, педагогический класс, клубное объединение, проблема внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения специально не исследовалась.

Таким образом, налицо противоречия:

— между очевидностью возможности внеурочной познавательной деятельности выступать фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения и неизученностью условий организации этого процесса;

— между возможностями влияния внеурочной познавательной деятельности на развитие субъектов воспитательной системы образовательного учреждения и самой системы и достаточно низкой эффективностью использования этих возможностей в педагогическом процессе;

— между потребностями практики в научно обоснованных механизмах становления внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательных систем образовательных учреждений и их недостаточной разработанностью.

Потребность в эффективности использования внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательной системы и неразработанность этого вопроса в теории позволили нам сформулировать проблему нашего исследования: при каких педагогических условиях внеурочная познавательная деятельность становится фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление внеурочной познавательной деятельности учащихся фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения.

Объект исследования: внеурочная познавательная деятельность учащихся как компонент воспитательной системы образовательного учреждения.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых внеурочная познавательная деятельность учащихся становится фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения.

Гипотеза исследования. Внеурочная познавательная деятельность школьников становится фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения, если она является системообразующим компонентом, что возможно, если.

— обеспечивается доминирование в системе целей и задач субъектов и самой воспитательной системы познавательных целей и задач;

— сформирована субъектная позиция учащихся во внеурочной познавательной деятельности;

— осуществляется интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности.

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность и особенности внеурочной познавательной деятельности школьников как компонента воспитательной системы образовательного учреждения.

2. На основе анализа воспитательных систем образовательных учреждений прошлого и настоящего и монографического исследования воспитательной системы конкретного учреждения, в которых познавательная деятельность выступает в качестве системообразующей, выявить особенности влияния внеурочной познавательной деятельности на развитие воспитательных систем образовательных учреждений.

3. Разработать модель внеурочной познавательной деятельности учащихся в качестве фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения.

4. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие становление внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи гуманистической педагогики (Я.Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) — теория о деятельностной сущности человека (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев,.

A.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — теория системного подхода (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько,.

B.Н.Садовский, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин и др.) — концепции моделирования педагогических систем (В.Г.Афанасьев, Е. Н. Степанов, В. А. Штофф и др.) — концепция воспитательной системы образовательного учреждения (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.) — концепция воспитательного коллектива (А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский,.

C.Т.Шацкий, а также М. Д. Виноградова, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, И. Б. Первин и др.) — концепции социализации ребенка (В.Г.Бочарова, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др.) — идеи социального взаимодействия учащихся (А.А.Бодалев,.

Л.В.Байбородова, В. В. Бойко, М. И. Рожков и др.) — концепция коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Методы исследования: теоретические ~ анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщениеэмпирическиеретроспективный анализ собственной деятельности по руководству процессом организации внеурочной познавательной деятельности в образовательных учреждениях, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение документации, беседы с учениками, родителями и учителями, метод создания специальных ситуаций.

База исследования. Основной базой опытной работы была средняя школа № 11 (ныне гимназия № 2) г. Кирово-Чепецка Кировской области, где автор в течение тринадцати лет работал учителем, руководителем познавательного центра, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В процессе исследования изучался опыт работы Вятской гуманитарной гимназии и средней школы № 27 г. Кирова, гимназии № 1 и средней школы № 12 г. Кирово-Чепецка, Светозаревской средней школы Слободского района Кировской области, Октябрьской средней школы № 1 Устьянского района Архангельской области. Кроме того, по описаниям авторов изучался опыт гимназии Мая (г. Санкт-Петербург), школы имени Достоевского (г.Петроград), школы № 210 (г.Ленинград).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1996;2001 гг.) на основе изучения теории и истории вопроса, анализа собственной работы диссертанта в средней школе № 11 (ныне гимназии № 2) города Кирово-Чепецка Кировской области были определены исходные позиции, понятийный аппарат, рабочая гипотеза исследования. Изучался опыт становления и развития воспитательных систем образовательных учреждений прошлого и настоящего (рассматриваемый период охватывает конец XIX — начало XXI вв.).

На втором этапе (2002;2005 гг.) завершен анализ научной литературыв ходе опытной работы была осуществлена проверка гипотезы исследованияизучен целостный педагогический опыт становления внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательной системы гимназии № 2 города Кирово-Чепецка.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах работы, была подготовлена рукопись диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью концептуального аппарата, всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, анализом практики организации внеурочной познавательной деятельности учащихся, комплексом теоретических и эмпирических методов, выбранных в соответствии с задачами исследования, целенаправленным анализом развития воспитательной системы и обобщением результатов многолетней опытной работы, проводившейся в школе, где работал автор.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— выявлены сущность, особенности и воспитательные возможности внеурочной познавательной деятельности как компонента воспитательной системы образовательного учреждения;

— на основе анализа воспитательных систем образовательных учреждений прошлого и настоящего и монографического исследования воспитательной системы конкретного учреждения, в которых внеурочная познавательная деятельность является основополагающим фактором развития, выявлены особенности влияния внеурочной познавательной деятельности на развитие воспитательных систем образовательных учреждений;

— разработана модель внеурочной познавательной деятельности учащихся как фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения;

— охарактеризован комплекс педагогических условий становления внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования учителями-предметниками, руководителями образовательных учреждений для организации внеурочной познавательной деятельности как системообразующего компонента воспитательной системы, для разработки программ развития образовательных учреждений. Материалы диссертации могут быть включены в программу курсов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образованияиспользованы при подготовке студентов педагогических высших и средних учебных заведений.

Личный вклад автора в исследование заключается в анализе опыта воспитательных систем прошлого и настоящего и монографическом исследовании воспитательной системы конкретного учрежденияв создании и внедрении в практику модели внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учрежденияпроведении опытной работы в условиях общеобразовательного учреждения, в интерпретации и обобщении полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Внеурочная познавательная деятельность понимается нами как деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, которые направлены на получение учащимися знаний об окружающем мире и формирование собственного активного отношения к нему, совершаемая вне урока.

2. Внеурочная познавательная деятельность является одним из основополагающих факторов развития субъектов и самих воспитательных систем. Одновременно и воспитательные системы детерминируют содержание и организацию внеурочной познавательной деятельности в общей структуре педагогического процесса образовательных учреждений.

3. Модель внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения представляется как взаимосвязь целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, организационно-деятельностного, управленческого и оценочно-результативного компонентов.

4. Становление внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения определяется комплексом педагогических условий: доминирование в системе целей субъектов и самой воспитательной системы познавательных целей и задачформирование субъектной позиции учащихся во внеурочной познавательной деятельностиинтеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского» (Ярославль, 2002, 2005, 2006), международной конференции по межведомственному взаимодействию в области социальной политики (Киров, 2005), областном семинаре по проблемам предпрофильной подготовки (Киров, 2005), межрегиональной конференции по вопросу построения единого образовательного пространства (Киров, 2005), включались в содержание лекционных и семинарских занятий для руководителей образовательных учреждений на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования ВятГГУ.

Киров, 2004, 2006), были представлены на заседании коллегии департамента образования Администрации Кировской области (2002), на заседаниях педагогических советов школ города Кирово-Чепецка Кировской области (2002;2006).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование было посвящено выявлению и обоснованию комплекса педагогических условий, обеспечивающих становление внеурочной познавательной деятельности фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Внеурочная познавательная деятельность, определяемая нами как деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, которые направлены на получение учащимися знаний об окружающем мире и формирование собственного активного отношения к нему, совершаемая вне урока, является основой для активизации познавательного процесса, предполагающего субъектную позицию учащегося, что способствует реализации его возможностей и развитию интересов и склонностей. Психолого-педагогический потенциал этого вида деятельности позволяет ей выступать в роли системообразующего компонента педагогического процесса, а также в качестве фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения.

2. Анализ опыта существовавших и существующих воспитательных систем образовательных учреждений доказывает, что становление и развитие воспитательной системы и внеурочной познавательной деятельностивзаимообусловленные процессы. Проведенное исследование позволило определить особенности, характерные для воспитательных систем с познавательной деятельностью в качестве системообразующей:

— раннее выявление способностей и склонностей детей с последующей дифференциацией и индивидуализацией обучения;

— выстраивание наряду с индивидуальной траекторией общего развития личности учащегося его индивидуального образовательного маршрута с первых дней обучения в образовательном учреждении;

— гармонизация урочной и внеурочной деятельности, с одной стороны, через повышение воспитательной значимости урока, с другой, через усиление познавательного компонента во внеурочной работе;

— высокая степень интеграции общего и дополнительного образования, организуемой в стенах школы, с широким привлечением ресурсов окружающей среды;

— изменение структуры методической службы, основной целью которой становится обучение педагогов работе с каждым учеником;

— формирование нового типа педагога, педагога-исследователя;

— основным предназначением учебного процесса становится не передача учащимся предметных знаний и формирование специальных умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей личности, умение выстраивать свой путь сообразно целевым установкам.

3. При выборе внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения в первую очередь необходимо учитывать общие особенности и принципы организации данного процесса. Общее целесообразно рассмотреть в виде модели, помогающей создать объект (внеурочную познавательную деятельность в воспитательной системе образовательного учреждения), в котором будут отражены в наглядном виде структура, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого процесса, позволяющие понять движущие силы этого процесса, его закономерности и этапы.

Модель внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, управленческий и оценочно-результативный. Компонентный механизм, использованный при создании модели, позволяет проанализировать опыт воспитательных систем различных образовательных учреждений и выявить педагогические условия становления внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательных систем.

4. Апробация модели внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения показала, что на всех этапах ее развития внеурочная познавательная деятельность оказывала влияние, определяющее данный процесс. Выступив на этапе становления фактором развития интереса к познавательной деятельности в целом, на этапе отработки содержания и структуры системы она создает условия, при которых урок становится органичным элементом этой системы, а сама внеурочная познавательная деятельность — средством для использования технологии уровневой дифференциации, выполняет роль катализатора интеграции урочной и внеурочной познавательной деятельности, что позволяет объединить их в единый процесс, и стимулирует переход познавательной деятельности из приоритетного вида в системообразующий.

На этапе стабильного функционирования воспитательной системы внеурочная познавательная деятельность, с одной стороны, является фактором развития мотивации учащихся к учебной деятельности в целом, с другой — своеобразной «экологической нишей», защитной средой для учащихся, испытывающих потребность в раскрытии своего интеллектуального потенциала, особенно для детей, у которых в силу разных причин не получалось сделать это на уроке. В целом внеурочная познавательная деятельность обеспечивает создание условий для жизнедеятельности воспитательной системы как фактора разностороннего развития личности всех ее субъектов, позволяет повысить интеллектуальный и коммуникативный уровень участников педагогического процесса, помогает создать прочную базу специальных знаний и общеучебных умений и навыков для перехода к обучению по программам повышенного уровня сложности.

В настоящее время внеурочная познавательная деятельность, как более динамичная, менее ограниченная строгими рамками нормативных документов, стимулирует формирование образовательного пространства школьников, являясь основой решения проблемы воспитания конкурентоспособной личности выпускника школы.

Анализ становления внеурочной познавательной деятельности, выступающей фактором развития воспитательной системы, показал, что данный процесс детерминируется становлением и развитием самой воспитательной системы.

На этапе зарождения и становления воспитательной системы большая часть познавательной деятельности представляется лишь ее урочной составляющей, в то время как внеурочная составляющая не имеет системного характера и сводится, как правило, к проведению мероприятий по предметам и отдельных дел познавательного характера. Интегрирующие воспитательную систему комплексы: ключевые дела, педагогические классы, клубные объединения и пр. — в данный период стимулируют экстенсивное развертывание внеурочной познавательной деятельности через расширение ее структурных элементов и установление взаимообусловленных связей между ними.

Это требует координации работы большого количества предметных кружков, студий, клубов познавательной направленности, взаимодействия между учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования в урочной и внеурочной познавательной деятельности и систематизации накопленного опыта по формированию устойчивого познавательного интереса у учащихся, повышению престижа знаний, реализации интеллектуального и творческого потенциала детей, родителей и педагогов. Поэтому на этапе стабильного функционирования происходит процесс интеграции общего и дополнительного образования в стенах школы. Осуществляется согласование учебных программ и программ объединений по интересам, переход форм и методов организации урочной деятельности во внеурочную и наоборот. Скоординированность урочной и внеурочной деятельности приводит к появлению новых объединений познавательной направленности, стимулирует исследовательскую деятельность и учащихся, и педагогов, определяет ведущую роль объединений познавательной направленности в жизнедеятельности воспитательной системы.

Изменившийся социальный заказ современной школе повлек за собой изменения в концепции воспитательной системы: приоритетными направлениями становятся развитие индивидуальности учащихся и педагогов, социализация и раннее профессиональное самоопределение учащихся. Происходят изменения в структуре и содержании работы ранее созданных объединений познавательного характерацелью внеурочной познавательной деятельности становится создание целостного процесса вариативного образования посредством формирования индивидуальной траектории развития.

Таким образом, становление и развитие воспитательной системы и внеурочной познавательной деятельности есть взаимообусловленные процессы.

5. Изучение опыта становления и развития воспитательных систем школ разных регионов страны, анализ описания в педагогической литературе воспитательных систем прошлого, результаты исследования позволили выявить, что основными педагогическими условиями, детерминирующими становление внеурочной познавательной деятельности в качестве фактора развития воспитательных систем образовательного учреждения, являются доминирование в системе целей и задач субъектов и самой воспитательной системы познавательных целей и задачсубъектная позиция учащихся во внеурочной познавательной деятельностиинтеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность станет фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения тогда, когда в системе целей и задач субъектов и самой системы будут доминировать познавательные цели и задачи. Поэтому прогнозирование процесса влияния внеурочной познавательной деятельности на развитие воспитательной системы учреждения должно стать целевой функцией управления, что обеспечивается включением субъектов системы не только в процесс коллективного целеполагания, но и в разработку перспективных, годовых, текущих планов деятельности учреждения, программ их реализации и пр.

Во включении учащихся в реализацию целевой функции управления воспитательной системой происходит формирование их субъектной позиции во внеурочной познавательной деятельности. Этому же способствуют и добровольность участия детей в данном виде деятельности, вариативность ее содержания, форм и методов, привлечение учащихся к исследовательской деятельности, формирование индивидуальной траектории развития субъектов воспитательной системы и др.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет стать познавательной деятельности в целом органичным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения и является механизмом, оказывающем влияние на развитие воспитательной системы образовательного учреждения. Однако и воспитательная система детерминирует организацию и содержание данного вида деятельности в общей структуре педагогического процесса, происходит ее обогащение и взаимодействие с другими видами деятельности.

Выполненное нами исследование не претендует на полноту освещения избранной проблемы. Актуальным представляется изучение и проектирование вариативных моделей внеурочной познавательной деятельности в воспитательной системе образовательного учреждения. Целесообразным является также изучение проблемы в следующих направлениях: особенности содержания и организации внеурочной познавательной деятельности как фактора развития воспитательной системы муниципального образованиядальнейшая разработка технологических аспектов использования возможностей внеурочной познавательной деятельности для рациональной организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности субъектов воспитательной системы и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. -301с.
  3. Актуальные проблемы социального воспитания: Научно-методический бюллетень. Москва-Запорожье: УНИЦ ИПВ АПН СССР, 1990. -168 с.
  4. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и обработке данных педагогического эксперимента М.: Знание, 1974. -48 с.
  5. А.Г. Деятельность и установки М.: Изд-во МГУ, 1979. -153 с.
  6. Н.А., Борисова В. И. Воспитательная система школы: теория, практика, мониторинг: Учебно-методическое пособие. Брянск, 1999. -129 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  8. В.Г. Системность и общество М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  9. Ю.К., Поташник М. М. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса // Народное образование. 1987. -№ 1. -С.103−112.
  10. .Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. М.: Владос, 2004. — 158 с.
  11. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие. Ярославль, 1991. — 111 с.
  12. JI.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. Наук. Казань, 1994. — 36 с.
  13. Л.В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: ОИПК РО, 1994.-91 с.
  14. Л.В., Важнова О. Г., Рожков М. И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта работы школы -комплекса № 87 г. Ярославля. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. — 77 с.
  15. Л.В., Важнова О. Г., Рожков М. И. Школа творчества. Опыт создания воспитательной системы школы-комплекса. -Ярославль, 1995. 98 с.
  16. В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. Кострома, 2004. — 206 с.
  17. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176с.
  18. В.И., Шацкий С. Т. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.75−79.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  20. В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. научных трудов. М.: ИЛИ РАО, 1994. — С.28−31.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. .А. Структура процесса воспитания. Методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и ее роль в научном познании. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  25. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  26. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  27. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. Наук. М., 1991. — 34 с.
  28. .С., Линник О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ. 1982. — № 1. — С. 17−20.
  29. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: МИСН, 1978. -216 с.
  31. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  32. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -215 с.
  33. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  34. М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. Тамбов: ИПКРО, 2002. — 112 с.
  35. Воспитательная система Лакинской средней школы № 2: осмысление опыта / Под ред. А. В. Гаврилина. Владимир, 1995. — 166 с.
  36. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ ТиИП, 1992. — 134 с.
  37. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1997. — 148 с.
  38. Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления: Тезисы докладов Всесоюзной конференции / Отв.ред. Л. Новикова. Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1989. В 2-х ч. Ч.1.- 192 е.-4.2.-154 с.
  39. Воспитательная система учебного заведения: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции (г. Николаев). М.: Союз пед. обществ, 1992. — 160 с.
  40. Воспитательная система школ: история и современность: Тезисы докладов семинара-совещания. Владимир, 1990. — 184 с.
  41. Воспитательная система школы: Сб. ст. / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Пед. общество РСФСР, 1991. — 132 с.
  42. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  43. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-методическое пособие / Сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. Псков: Изд-во Псковского обл. ИУУ, 1994. — 95 с.
  44. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  45. Воспитательная среда гимназии: от моделирования к проектированию. Коллективная монография / Сост. А. А. Галицких, Л. В. Швецова. М. Киров, 2002.- 160 с.
  46. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. JI.K. Балясная. -М.: Медиа Центр, 1995. 86 с.
  47. Воспитательное пространство малого города / Под. ред. А. В. Гаврилина, М. В. Корешкова. Владимир: Владимирская школа, 1999. -124 с.
  48. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.
  49. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78 с.
  50. .З. Школа и социальная среда: взаимодействие М.: Знание, 1981.-95 с.
  51. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.- 111 с.
  52. Т.В. Общая структура учебной деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2001. — 40 с.
  53. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Из-во МГУ, 1988. -254 с.
  54. А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учеб.пособие. Владимир: Обл. ИУУ, 1994. — 88 с.
  55. О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. -320 с.
  56. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  57. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  58. Д.П., Ивин А. А., Никифоров A.JI. Краткий словарь по логике. -М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  59. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. -93 с.
  60. О.С. Воспитательные возможности урока // Советская педагогика. 1986. — № 3. — С.73−74.
  61. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  62. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С.11−29.
  63. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
  64. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.-208 с.
  65. Е.Б. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис.. д-ра пед. Наук. М., 2004. — 40 с.
  66. У. Внеурочное занятие как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1975. — 22 с.
  67. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  68. О.В. Учебный процесс в воспитательной системе школы // Тульская школа. 1995. — № 2. — С.13−16.
  69. В.И. Диагностика профессиональной деятельности учителя // Мир образования. 1996. — № 3. — С.66−69.
  70. А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
  71. Из опыта гуманизации образования в Петербургской школе: Аналитический отчет / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб, 1993. — 101 с.
  72. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: Вып. 1−3. М.: Знание, 1972. — 73 с.
  73. И.И. Описание учения как деятельности // Начальная школа: плюс-минус. 2001. — № 1. — С.7−12.
  74. Интеграция дополнительного и других сфер образования: Монография / Под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, C.JI. Паладьева. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. 197 с.
  75. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  76. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. .д-рапед. наук.-М., 1995.-38 с.
  77. В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1994. — 168 с.
  78. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 1980. — 87 с.
  79. JI. Де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. Е. Н. Максимовой. Науч. ред. А. К. Зайцева. -Калуга, 1993.-239 с.
  80. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 125 с.
  81. В.А. Любимые мои ученики. М.: Знание, 1987. — 80 с. (Сер. «Педагогика и психология- № 12)
  82. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979.-95 с.
  83. В.А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. 1997. — № 1. — С.79−81.
  84. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  85. А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 152 с.
  86. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — 224 с.
  87. Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
  88. А.П. Педагогические системы: Оценка текущего состояния и управления: Уч. пособие. Харьков: ХГУ, 1990. — 153 с.
  89. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  90. Концепция воспитания учащейся молодежи / НИИ теории и истории педагогики, А. А. Бодалев, Л. И. Новикова и др. // Педагогика. 1992. -№ 3−4.-С. 11−19.
  91. И.А., Барышников Е. Н. О воспитании и воспитательных системах. СПБ.: ЦПИ, 1996. — 99 с.
  92. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1992. 139 с.
  93. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе (обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда). М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. — 400 с.
  94. Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. М., 1972.-60 с.
  95. А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969. -224 с.
  96. .В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. — № 2. — С. 101 -105.
  97. .В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъективности во взаимодействии: Монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 152 с.
  98. А.Т., Лийметс Х. Й., Новикова Л. И. Коллектив и личность школьника: Основы теории воспитательного коллектива. Вып. 1.4. 1. -Таллин, 1981.-78 с.
  99. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с. (Сер. «Педагогика и психология», № 6)
  100. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  101. Н.Д. Познавательная деятельность старшеклассников во внеучебное время и ее познавательные функции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. -23 с.
  102. В.И. Полное собрание сочинений. В 55-ти т. Т.29. М.: Политиздат, 1977. — 782 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  104. А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 11−15.
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: 1981. -186 с.
  106. Личность в воспитательной системе школы: Науч. метод, сб. / Под. ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир: Обл. ИУУ, 1993. — 153 с.
  107. Д.С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 е., ил.
  108. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-349 с.
  109. М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для уч. и шк. психологов. Ульяновск, 1998. — 62 с.
  110. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис.. д-ра пед. наук М., 1998. — 49 с.
  111. А.В. Уровневая дифференциация как условие самореализации подростков в учебном процессе: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001.-217 с.
  112. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие: Учебное пособие. Киров, 1998. — 78 с.
  113. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИ теории образования педагогики РАО, 1996. -240 с.
  114. Д.С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х первой половины 80-х годов: Монография. — Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 2004. — 148 с.
  115. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, В. А. Караковского. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. — 240 с.
  116. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  117. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  118. Моделирование воспитательных систем: теория практика. Сб. науч. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой — М.: РОУ, 1995. -144 с.
  119. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 48 с. (Сер. «Педагогика и психология», № 2)
  120. И.А. Проблема структуры и организации учебной деятельности детей // Вопросы обучения и воспитания: Сборник научных трудов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1972. — С.9−32.
  121. Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
  122. JI. Структуры человеческой деятельности М.: Прогресс, 1984.- 175 с.
  123. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. -1991.-№ 11.- С.61−64.
  124. Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
  125. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с. (Сер. «Педагогика и психология», № 8).
  126. А.Н. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся: Пособие для учителей. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. -72 с.
  127. Общие основы методики социальной работы: в помощь социальным педагогам и социальным работникам. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. -102 с.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский фонд культуры. 3-е изд. М.:АЗЪ, 1996. -928 с.
  129. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 — 1986 гг. / Отв. ред. Ф. Г. Паначин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. М., 1987.-414 с.
  130. С.Л. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 19 с.
  131. C.JI., Байбородова JI.B., Дмитриева JI.H. Педагогический коллектив и самоуправление школьников: Учебное пособие. -Ярославль: ЯГПИ, 1986. 80 с.
  132. Паладьев C. JL, Жуйкова В. В. Дело по душе // Народное образование. -1996. -№ 6. -С.31−33.
  133. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров: в 4-х т. Т.1 М.: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с. с илл.
  134. Г. Е. Реализация социально-педагогических функций школы-комплекса.: Дис.. канд. пед. наук Ярославль, 1998. — 138 с.
  135. JI.H. Внеурочная деятельность как один из путей развития творчества младших школьников // Человек и природа: образование и воспитание. Пенза, 2002. — Вып. 3 — С.53−62.
  136. М.М. Насущные проблемы современной советской школы. -М.: Госиздат, 1924. 136 с.
  137. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам: Сб. статей / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  138. С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
  139. Портрет многопрофильной школы по интересам / Под ред. Л. А. Пиковой, Л. А. Горева. Киров, 1999. — 44 с.
  140. А.И. Современная социология организаций: Учебник. М.: Интерпракс, 1995.-295 с.
  141. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 258 с.
  142. Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани, И. Б. Новика, С. А. Пегова. М.: Мысль, 1986. — 270 с.
  143. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  144. М.И. Воспитание общественно-трудовой активности у учащихся средних профессионально-технических училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1980. -34 с.
  145. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.-метод. пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 160 с.
  146. М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. -Ярославль, 1994.-63 с.
  147. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГГГУ, 1999. — 116 с.
  148. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов в высших учебных заведениях. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  149. В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения: Теория учебной деятельности, разработанная В. В. Давыдовым // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С.45−49.
  150. Н.У. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Методические рекомендации. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. — 21 с.
  151. М.М. Проблема активизации познавательной деятельности в процессе обучения // Алиевские чтения: Тезисы докладов научной конференции. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2001. — 442 с.
  152. Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. -М.: РИПКРО, 1996.-78 с.
  153. Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991 — 74с.
  154. H.JI. Школьный класс. М.: Знание, 1988. — 80 с. (Сер. «Педагогика и психология», № 5)
  155. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  156. A.M. Методология системного подхода в педагогике. Обзоры по информ. обеспечению пед. программ и основным направлениям развития пед. науки и практики. М., 1989. — Вып. 3(3).- С. 1−56.
  157. A.M. Процесс развития воспитательной системы школы // Сов. педагогика. 1991. -№ 11. -С.65−69.
  158. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. -19 с.
  159. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко.- М.: Педагогика, 1991. 240 с. — (Педагогическая б-ка).
  160. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества / Науч. ред. М. И. Рожков, Т. В. Машарова. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. 155 с.
  161. Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внешкольном воспитании учащихся / Отв. ред. В. Г. Бочарова: Сб. научн. тр. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1981. — 107 с.
  162. Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявления в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль: МАПН, МПА, ЯГПУ, 1999. — 18 с.
  163. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. -Кострома: КГПУ, 1994. 107 с.
  164. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИПКРО, 1998.-263 с.
  165. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под общ. ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Издательский сервис, 2004. — 480 с.
  166. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 168 с.
  167. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  168. С.Ю. По пути развития школьника. М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 176 с.
  169. С.Ю. Развитие личности учащихся в различных образовательных системах // Мир образования. 1996. — № 11−12. -С.38−44.
  170. Теория и практика воспитательных систем / Редкол. Л. И. Новикова и др. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-Ч.1 — 143 с. 4.2−206 с.
  171. Теория и методика воспитательной работы: Курс лекций / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. Э. Мельникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. -172 с.
  172. Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учебное пособие. М.: Академия, 2005. — 144 с.
  173. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  174. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и др. М., 1999. — 264 с.
  175. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сборник статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-272 с.
  176. Г. А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1999.-203 с.
  177. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова -М.: Политиздат, 1991. 590 с.
  178. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  179. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд- перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
  180. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. -319 с.
  181. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педагогическое общество России, 2001. -224 с.
  182. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика. 1970. № 10. — С. 18 -25.
  183. Т.И., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы: Практикоориентированная монография. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995.- 162 с.
  184. Л.Б. Развитие внеурочного образования в школе. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1970. — 49 с.
  185. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина М.: Наука, 1980.
  186. С.Т. На пути к трудовой школе. Педагогические сочинения. Т.2.-М., 1964.
  187. B.C. Особенности познавательных интересов подростков и основные пути их укрепления во внеклассной работе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Минск, 1972. — 28 с.
  188. Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. М.: НИИ теории и истории педагогики РАО, 1992. — 62 с.
  189. Школа: опыт воспитания, проблемы, технологии, перспективы: Материалы областной научно-практической конференции. Доклады и тезисы / Под общ. ред. JI.A. Пиковой. В 2-х ч. Киров, 2003. 4.1. -181 с. 4.2−92 с.
  190. А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2000. — 205 с.
  191. В.А. Моделирование и философия. М. — Д.: Наука, 1966. -301 с.
  192. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  193. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  194. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой