Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий
Теоретико-методологическую основу исследования составили представления о понимании: философские (М.М. Бахтин, А. А. Брудный, Э. Бэтти, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, Д. И. Дубровский, А. А. Ивин, В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, Г. И. Рузавин, JI.A. Селицкая, М. Хайдеггер, В. Шлей-ермахер, Г. П. Щедровицкий и др.) — психологические (А.А. Ветров, JI.C. Выготский, В. В. Знаков, Ю. Е. Калугин, Л… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ В ОБУЧЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Философские и психологические аспекты понимания
- 1. 2. Процесс понимания как психодидактическая и педагогическая проблемы
- 1. 3. Дидактический потенциал информационных технологий в активизации процесса понимания в обучении
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы ^ ^
- 2. 2. Исследование процесса понимания у студентов на основе использования информационных технологий
- 2. 3. Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы
- Выводы по второй главе ^
Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время достаточно четко обозначенная общественная потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющих информационными технологиями для решения профессиональных и социальных проблем, ставит перед системой образования задачу освоения новой парадигмы, ориентированной на человека и связывающей с ним новые качества бытия и общественного интеллекта. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость информатизации образования, оптимизации методов обучения, «активного использования технологий открытого образованияуглубления интеграционных и междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями».
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования обусловлена несоответствиями и противоречиями между динамично идущим процессом информатизации, освоением информационных технологий и компьютерной техники, под влиянием которых претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование, и использованием устаревших критериев и показателей его качествапровозглашением необходимости демократизации и гуманизации образования и продолжающейся практикой обучения, ориентированного в основном на репродуктивную деятельность. В то же время общество, получившее название информационного, имеет огромные возможности развития благодаря доступности знаний и их широкому использованию на основе информационных технологий, которые мы определяем как совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, реализуемых на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи.
На научно-теоретическом уровне противоречия связаны с необходимостью информатизации образовательного пространства, анализа и обобщения продуктивного применения информационных технологий и недостаточной актуализацией их дидактического потенциала для повышения уровня понимания студентами изучаемого материалаосознанием необходимости ориентации процесса обучения на развитие способностей обучаемых к творческой деятельности на основе самостоятельного познания и связанного с ним понимания и недостаточной теоретической обоснованностью соответствующих педагогических условий. Использование информационных технологий предполагает активную образовательную деятельность, самообразовательную активность, развивающую личностные и профессиональные качества. Активизация (от лат. actus — действие) определяется нами как процесс, вызывающий деятельное поведение (в отличие от пассивного), стимулируемое комплексным применением форм и методов личностно развивающего обучения.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с несоответствиями между возможностью активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий и недостаточным методическим обеспечением образовательного процессапрактической востребованностью существующего дидактического потенциала, которым обладают информационные технологии, в том числе для активизации понимания студентов, и недостаточной его теоретической обоснованностью и технологической разработанностью. В своем исследовании мы исходим из определения понимания в качестве педагогической категории, связанной с процессом постижения смысла, значения изучаемого материала и достигнутого благодаря этому результата.
На основе анализа актуальности, имеющихся противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании педагогических возможностей активизации понимания студентами изучаемого материала на основе реализации в обучении дидактического потенциала информационных технологий. Проблема определила выбор темы исследования «Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий».
Объект исследования: понимание как психолого-педагогический феномен образовательного процесса.
Предмет исследования: активизация понимания студентами учебного материала на основе использования средств информационных технологий.
Цель исследования: выявить дидактический потенциал информационных технологий как средство активизации понимания студентами учебного материала и опытно-поисковым путем проверить эффективность соответствующей педагогической модели.
Гипотеза исследования. Активизация понимания студентами учебного материала будет более эффективной при:
— определении понятия «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий»;
— реализации в обучении дидактического потенциала информационных технологий, позволяющего работать на разных уровнях понимания, обусловленных зонами «актуального» и «ближайшего» развития обучающихся;
— использовании педагогической модели организации взаимодействия «преподаватель — студент — компьютер» на основе применения адекватных технологий в целях активизации понимания студентами учебного материала;
— выявлении необходимых педагогических условий (своевременной диагностики уровней понимания у студентов и проведения необходимой коррекциимотивации студентовперсонификации дидактического процесса на основе использования в обучении персональных компьютеровсоздании ситуации успехаразвития рефлексивной культуры студентов);
— обосновании и использовании критериев и показателей уровневой шкалы, характеризующей динамику процесса понимания (рецептивный, репродуктивный, продуктивный и эвристический уровни).
Цель, объект и предмет, а также выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы понимания в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе, выявить ее понятийно-категориальный аппарат, определить понятие «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий», а также выявить дидактический потенциал информационных технологий для активизации понимания.
2. Разработать педагогическую модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, включающую целевой, процессуальный, диагностический и результативный блоки, и обосновать комплекс необходимых и достаточных педагогических условий для активизации понимания.
3. Разработать и обосновать критерии и показатели уровней понимания студентами учебного материала на основе использования средств информационных технологий.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность обучения, построенного на основе предлагаемой модели, способствующей активизации понимания студентами изучаемого материала при реализации обоснованных педагогических условий средствами информационных технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили представления о понимании: философские (М.М. Бахтин, А. А. Брудный, Э. Бэтти, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, Д. И. Дубровский, А. А. Ивин, В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, Г. И. Рузавин, JI.A. Селицкая, М. Хайдеггер, В. Шлей-ермахер, Г. П. Щедровицкий и др.) — психологические (А.А. Ветров, JI.C. Выготский, В. В. Знаков, Ю. Е. Калугин, Л. И. Каплан, Г. С. Костюк, С. Л. Рубинштейн и др.) — психодидактические (П.П. Блонский, Е. К. Быстрицкий, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Л. С. Славина, А. А. Смирнов, Н. Ф. Талызина и др.) — а также педагогические идеи феномена понимания (Л.А. Беляева, М.Е. Бер-шадский, А. К. Колеченко, Л. М. Лузина и др.) — теории педагогической технологии (А.С. Белкин, В. П. Беспалько, Б. Блум, Е. В. Коротаева и др.) — дидактические аспекты использования информационных технологий (Н.В. Апатова,.
А.Г. Гейн, Н. И. Гендина, Б. С. Гершунский, Л. И. Долинер, В А. Извозчиков, Е. И. Машбиц, Б. Е. Стариченко, В. Ф. Шолохович и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, а также документов по вопросам образования, действующих планов и программ вузов (по дисциплинам «Математика» и «Информатика») — выявление понятийного поля проблемысинтезсравнениеобобщениеклассификациямоделирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, ранжирование, анализ студенческих работ, диагностика уровней пониманияопытно-поисковая работа, статистическая обработка результатов исследования, их педагогическая интерпретация.
База исследования: исследование осуществлялось в Уральской государственной юридической академии со студентами Института юстиции и Института права и предпринимательства, а также со студентами факультета связей с общественностью и рекламы Уральского государственного университета им. A.M. Горького (всего 439 студентов). Основу опытно-поисковой работы составила педагогическая деятельность автора в качестве преподавателя математики и информатики в вузе.
Основные этапы исследования, проводимого с 2000 по 2006 год.
На первом, теоретико-поисковом этапе (2000 — 2003) проводилось теоретическое исследование проблемы понимания на основе анализа философской, психологической, педагогической и методической литературы, что позволило сформулировать исходные позиции диссертационного исследования, определить объект, предмет и его понятийно-категориальный аппарат. Выявлялся дидактический потенциал информационных технологий (ИТ), разрабатывалась модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы.
На втором этапе — опытно-поисковом — (2003 — 2005) была реализована педагогическая модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, осуществлены педагогические условия реализации дидактического потенциала ИТ. Проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого осуществлялся мониторинг процесса понимания у студентов.
На третьем этапе — обобщающем — (2005 — 2006) проводились анализ, обобщение, систематизация и окончательная обработка результатов опытно-поисковой работы, уточнялись выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов по актуализируемой проблеме определяются исходными методологическими позициямииспользованием комплекса взаимодополняющих методов педагогического исследования, адекватных поставленным целям и задачамсистематическим отслеживанием результатов на разных этапах опытно-поисковой работыприменением вероятностно-статистических методов обработки данных исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выявлен дидактический потенциал информационных технологий в обучении, ориентированном на активизацию понимания студентами учебного материала: возможность самообразования студентов, выбора места и времени работы с КСО, а также темпа обучения, его вариативности при использовании персонального компьютераработа с виртуальными моделями изучаемых объектов и явленийавтоматизированный контроль, в том числе самостоятельный, для более объективного оценивания знаний и умений обучающихсяразвитие личностной рефлексии;
— предложена структурно-функциональная модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, включающая целевой, процессуальный, диагностический и результативный блоки, существенно меняющая управленческую деятельность преподавателя («преподаватель — компьютер — студент») в условиях обучения в группе;
— выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, связанные со своевременной диагностикой уровней понимания у студентов и необходимой коррекцией, позитивной мотивацией, персонификацией дидактического процесса, созданием ситуации успеха, развитием рефлексивной культуры студентов;
— сформулированы критерии и показатели динамики процесса понимания студентами учебного материала при использовании информационных технологий (знание теоретических основ, умение правильно решать практические задачи, моделировать, самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой дополнительной информации, правильно интерпретировать полученные результаты, грамотно использовать информационные технологии и персональный компьютер), а также уровни понимания (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, эвристический).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— актуализирована проблема понимания студентами учебного материала, обусловленная использованием средств информационных технологий, обеспечивающих доступность знаний, однако требующих существенно нового характера управленческой деятельности преподавателя («преподавателькомпьютер — студент») и самообразовательной активности студентов в условиях обучения в группе;
— определено понятие «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий» как целенаправленная педагогическая деятельность субъектов образовательного процесса, связанная с реализацией в обучении дидактического потенциала информационных технологий для постижения смысла изучаемого;
— определено понятие «дидактический потенциал информационных технологий» как их скрытая возможность, которая при определенных педагогических условиях становится реальным фактором активизации понимания в обучении, ориентированном на развитие личности обучаемого.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что предложенная модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий содействует достижению более высокого уровня понимания, доступна и воспроизводима в учебном процессе образовательного учреждения. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и дидактические материалы могут быть использованы в процессе подготовки преподавателей дисциплин математики и информатики, в том числе на курсах повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе исследования, осуществлялись в процессе участия в международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях по проблемам образования и педагогики средней и высшей школы: международная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2002) — международная научно-методическая конференция (Москва, 2002) — научная конференция с международным участием (Тенерифе, 2006) — всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2001, 2002, 2003) — XXXIV зональная конференция педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (Нижний Тагил, 2001) — на форуме молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 2000 — 2002) — докладов на курсах повышения квалификации преподавателей ВУЗов (Екатеринбург, 2005 — 2006). А также апробации на кафедре возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ (2007) — работы старшим преподавателем кафедры информационного права и естественнонаучных дисциплин УрГЮА, старшим преподавателем кафедры языков массовой коммуникации УрГУ им. A.M. Горькогопроведения учебных занятий по курсам «Математика», «Информатика», «Математика и информатика» (2003 — 2006) — публикации материалов по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Выявленный дидактический потенциал информационных технологий активизирует понимание студентами учебного материала в ходе целенаправленного процесса, вызывающего деятельное поведение в диалоге («преподаватель — компьютер — студент»), стимулируемое комплексным применением форм и методов личностно-развивающего обучения.
2. Разработанная нами педагогическая модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий включает целевой, процессуальный, диагностический и результативный блоки, а также педагогические условия, способствующие последовательному изменению уровней понимания у студентов от рецептивного до эвристического. В отличие от традиционной деятельности преподавателя, сообщающего знания в готовом виде, реализация дидактического потенциала информационных технологий позволяет менять содержание учебного материала, дифференцировать и персонифицировать обучение в условиях занятия в группе.
3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, обеспечивающими активизацию понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, являются: своевременная диагностика уровней понимания студентами учебного материала и проведение необходимой коррекцииразвитие положительной познавательной мотивации студентов на достижение пониманияперсонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучениисоздание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению студента из объекта обучения в субъект познавательной деятельностиразвитие рефлексивной культуры студентов на основе перехода от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
4. Обоснованная нами система критериев и показателей динамики понимания студентами учебного материала (знание теоретических основ, умения правильно решать практические задачи, моделировать, самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой дополнительной информации, правильно интерпретировать полученные результаты, грамотно использовать информационные технологии и персональный компьютер) позволила выделить четыре уровня понимания студентами учебного материала (рецептивный, репродуктивный, продуктивный и эвристический) и вносить необходимую коррекцию.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 196 наименований, 9 приложений, 2 диаграмм, 1 схемы, 18 таблиц.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Выявленный нами в первой главе дидактический потенциал информационных технологий и сформулированные педагогические условия, согласно гипотезе нашего исследования, должны были активизировать понимание студентами учебного материала. Это обеспечивалось:
— применением научно-педагогических подходов к моделированию учебного процесса;
— реализацией педагогической модели активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий;
— использованием информационных технологий как диагностического и дидактического средств для активизации понимания у студентов.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе института юстиции и института права и предпринимательства Уральской государственной юридической академии, факультета связей с общественностью и рекламы Уральского государственного университета им. А. М. Горького в период с 2004 по 2006 год и включала в себя в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий (всего в ней участвовало 439 студентов).
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали невысокий уровень понимания студентами учебного материала, что, на наш взгляд, обусловлено в значительной степени низкой результативностью традиционного подхода к обучению, ориентированного на использование стандартных дидактических средств и методов. Было выявлено, что приблизительно у 30% студентов от общего числа исследуемых развитие понимания соответствует рецептивному уровню, 26% студентов достигли продуктивного и 2,5% - эвристического уровней.
В ходе проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была подтверждена адекватность педагогической модели активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий (схема 1), а также целей и задач исследования. Структурно-функциональная педагогическая модель предполагает реализацию педагогических условий, организацию диагностики средствами информационных технологий.
Для подтверждения позитивной динамики активизации понимания студентами учебного материала (в том числе, статистическими методами) на формирующем этапе опытно-поисковой работы было проведено 6 контрольных срезов по математике: начальный, 3 промежуточных, домашнее контрольное задание и итоговый срез, а также 8 контрольных срезов по информатике. При этом нами использовалась созданная в ходе работы четырехуровневая шкала, включающая следующие уровни понимания: рецептивный, репродуктивный, продуктивный и эвристический.
С помощью этой шкалы через систему показателей и критериев оценки уровней, которые приведены в первом параграфе второй главы, стало возможным четко фиксировать персональные достижения каждого студента по результатам срезов, а также выявить общую динамику активизации понимания.
Сравнительный статистический анализ результатов срезов с использованием общепринятых критериев (Стьюдента и %2 проведенный на обобщающем этапе, показал, что с вероятностью 95% для отдельных групп и 99% для всего курса наблюдаются значимые изменения в распределении студентов по уровням понимания ими изучаемого материала.
Полученные результаты диагностики позволяют нам содержательно интерпретировать их как устойчивую динамику активизации понимания. Это подтверждается данными диаграмм 1 и 2, на которых отображено распределение студентов по соответствующим уровням понимания ими учебного материала.
Так, применявшийся диагностический инструментарий, система методов диагностики на основе использования информационных технологий и компьютерных средств позволили подтвердить верность сформулированной нами гипотезы исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное нами исследование было направлено на активизацию понимания студентами учебного материала на основе выявленного дидактического потенциала информационных технологий. Актуальность проблемы понимания обусловлена изменившейся социокультурной и экономической ситуацией, необходимостью освоения новой образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее мышления, в том числе творческого, самостоятельности ума, способности к понимающему освоению в короткое время максимального объема информации и умения ею продуктивно пользоваться.
В ходе исследования:
1. Проанализировано состояние проблемы понимания в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе, что позволило сосредоточиться на понимании как процедуре постижения, порождения смысла, обусловленности познания потребностью в понимании. Выявление понятийно-категориального аппарата проблемы понимания привело к уточнению понятия «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий», определяемого нами как целенаправленная педагогическая деятельность субъектов образовательного процесса, связанная с реализацией в обучении дидактического потенциала информационных технологий для постижения смысла изучаемого.
2. Выявлен дидактический потенциал информационных технологий для активизации понимания, возможности движения из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития». На основе:
• создания условий для самостоятельного изучения материала (самообразования), однако в сотрудничестве с преподавателем, позволяющих студенту постигать сложное на уровне понимания, выбирать уровень достижений в удобное для него время и место учебной работы, а также темп обучения в контексте учебного процесса;
• обеспечения дифференциации и персонификации обучения на путях стандарта и вариативности;
• возможности работы с моделями изучаемых процессов и объектов (в том числе и с виртуальными трёхмерными образами);
• реальности автоматизированного контроля и более объективного оценивания знаний и умений;
• возможности поиска информации и более удобного доступа к ней;
• информационно-коммуникативных возможностей компьютерных систем, в том числе Internet, позволяющих достигать успеха в обучении.
3. Определено понятие «дидактический потенциал информационных технологий» как их скрытая возможность, которая при определенных педагогических условиях становится реальным фактором активизации процесса понимания в обучении, ориентированном на развитие личности обучаемого.
4. Определены психодидактические и педагогические особенности процесса понимания и сформулированы необходимые и достаточные педагогические условия активизации понимания у студентов средствами информационных технологий, а именно:
• своевременная диагностика уровней понимания студентом учебного материала и проведение необходимой коррекции;
• развитие положительной познавательной мотивации студентов на достижение понимания;
• персонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучении;
• создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучающего из объекта обучения в субъект познавательной деятельности на основе понимания;
• развитие рефлексивной культуры студентов путем соответствующей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
5. Разработана педагогическая модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, которая включает в себя три основных блока, описывающих реализацию педагогических условий, использование информационных технологий и организацию диагностики. Построенная модель определила проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности процесса обучения, ориентированного на понимание студентами (нематематических специальностей) учебного материала курсов математики и информатики средствами информационных технологий, при выполнении обоснованных нами необходимых и достаточных педагогических условий.
6. Обоснованы четыре уровня понимания (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, эвристический). Теоретически обоснованы и эмпирически проверены показатели и критерии поэтапного достижения студентами того или иного уровня, связанные с активизацией понимания средствами информационных технологий.
7. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила эффективность обучения, построенного на основе предложенной педагогической модели, что было проверено статистической обработкой результатов контрольных срезов, а также содержательной интерпретации итогов статистического анализа.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может быть разработка дидактических материалов на основе дифференцированного и персонифицированного обучения, а также методик диагностики уровней понимания. Особым направлением научно-педагогических исследований может стать проблема преемственности общего среднего и высшего образования в организации процесса обучения, ориентированного на понимание обучающимися учебного материала.
Список литературы
- Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность Текст. / Н. С. Ав-тономова. М.: Наука, 1988. — 287 с.
- Амонашвили, Ш. А. Основания педагогики сотрудничества Текст. / Новое педагогическое мышление // под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-С. 144−177.
- Аналитическая философия: становление и развитие (антология) Текст. / пер. с англ., нем. М.: «Дом интеллектуальной книги»: «Прогресс -Традиция», 1998. — 528 с.
- Апатова, Н. В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Апатова. М.: [б. и.], 1994. — 43 с.
- Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании Текст. / Н. В. Апатова. М.: ИОШ РАО, 1999. — 228 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин — Сост. С. Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина- Примеч. С- С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем Текст. / А. И. Башмаков. М.: Филинъ, 2003. — 616 с.
- Беленков, А. С. Активизация познавательной деятельности студентов вузов физической культуры на основе использования информационных технологий Текст. / А. С. Беленков, А. И. Федоров. Челябинск: Урал-ГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. — 56 с.
- Белкин, А. С. Возрастная педагогика Текст. / А. С. Белкин — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1997. — 271 с.
- Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике : опыт, проблемы, перспективы Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко / Урал. гос. пед. ун-т — Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2005. — 298 с.
- Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: книга для учителя / А. С. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Беляева, Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Л. А. Беляева- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1995. — 74 с.
- Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Л. А. Беляева. Екатеринбург: [б. и.], 1994. — 45 с.
- Бершадский, М. Е. Понимание как педагогическая категория Текст. / М. Е. Бершадский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бешенкова, С. А. Информатика и информационные технологии Текст.: учеб. пособие для гуманит. фак. педвузов / С. А. Бешенкова, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: [б. и.], 1995. — 144 с.
- Блонский, П. П. Избранные психологические произведения Текст. / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Богоявленская, А. Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов Текст. / А. Е. Богоявленская. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2004.- 152 с.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Бонецкая, Н. К. М.М. Бахтин и идеи герменевтики Текст. / Н. К. Бонец-кая // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / сост., ред. К. Г. Исупов. СПб.: Алетейя, 1995. — 39 с.
- Брейтигам, Э. К. Личностно-ориентированное математическое образование Текст. / Э. К. Брейтигам // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004.-№ 6.-С. 10−15.
- Брудный, А. А. О диалектике понимания мира Текст. / А. А. Брудный // Диалектика познания, понимания, общения. Фрунзе, 1985. — С. 3−9.
- Брудный, А. А. Понимание и общение Текст. / А. А. Брудный. М.: Знание, 1989.-64 с.
- Брудный, А. А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / А. А. Брудный // Вопросы философии. 1975. — № 10. — С. 109 118.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Быстрицкий, Е. К. Научное познание и проблема понимания Текст. / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1986. — 134 с.
- Бэтти, Э. Герменевтика: теория и практика Текст. / Э. Бэтти. М.: [б.и.], 1980.-С. 51−94.
- Валаткене, С. С. Активизация обучения Текст. / С. С. Валаткене. -Вильнюс: [б. и.], 1987.-95 с.
- Васильев, С. А. Текст как «аккумулятор» смысла Текст. / С. А. Васильев // Анализ знаковых систем. История логики и методологии науки. Киев: Наукова думка, 1986.-е. 124−134.
- Васильева, Т. Е. К постановке проблемы понимания в физике Текст. / Т. Е. Васильева, А. И. Панченко, Н. И. Степанов // Вопросы философии. 1978. -№ 7. — С. 124−134.
- Вергасов, В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе Текст. / В. М. Вергасов. Киев: Вища школа, 1985. -175 с.
- Ветров, А. А. Природа понятия и общественная практика Текст. / А. А. Ветров // Практика и познание. М.: Наука, 1973. — С. 296−338.
- Всемирный Саммит по информационному обществу Текст.: информационное издание / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб.: [б. и.], 2004.-136 с.
- Вузовское обучение: проблема активизации Текст. / Под ред. Б. В. Бо-кутя, И. Ф. Харламова. Минск: Изд-во «Университетское», 1989. -110 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Х.-Г. Гадамер — Сост. М. П. Стафецкая- послесл. В. С. Малахова. М.: Искусство, 1991. -367 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст.: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер — Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирования умственных действий и понятий» Текст. / П. Я. Гальперин. М.: изд-во МГУ, 1965. — 121 с.
- Герменевтика: история и современность Текст.: Критические очерки / Редкол.: Б. Н. Бессонов, И. С. Нарский. М.: Мысль, 1985. — 303 с.
- Глушков, В. М. Основы безбумажной информатики Текст. / В. М. Глушков. М.: Наука, 1987. — 552 с.
- Гмурман, В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2002. — 405 с.
- Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высшая школа, 2002.-479 с.
- Гоноболин, Ф. Н. К вопросу о понимании учащимися геометрических доказательств Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Известия АПН РСФСР. -Вып. 4.- 1954.-С. 19−29.
- Громов, Г. Р. Очерки информационной технологии Текст. / Г. Р. Громов. М.: ИнфоАрт, 1992. — 336 с.
- Гурова, JI. JL Принятие решений как проблема психологии познания Текст. / JI. JL Гурова // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 125−132.
- Гурова, JI. JL Процессы понимания в развитии мышления Текст. / JI. JI. Гурова//Вопросы психологии. 1985.-№ 2.-С. 126−137.
- Гурова, JI. JI. Психологический анализ решения задач Текст. / JI. JI. Гурова- АН СССР- Ин-т языкознания. М.: Наука, 1982. — 158 с.
- Гусев, С. С. Проблема понимания в философии Текст. / С. С. Гусев, Г. J1. Тульчинский. М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
- Доблаев, JI. П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов: [б.и.], 1965. — 92 с.
- Доблаев, JI. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст. / JL П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Долинер, J1. И. Компьютерные технологии в образовании Текст. / JL И. Долинер, Р. Р. Пашкова, И. И. Данилина- Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург: [б. и.], 1993.- 120 с.
- Долинер, J1. И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы Текст. / JL И. Долинер // Информатика и образование. 2003. — № 6. — С. 125−128.
- Долинер, JI. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты Текст. / JI. И. Долинер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. -344 с.
- Долинер, JI. И. Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий Текст. / JI. И. Долинер // Информатика и образование. 2003. — № 7. -С. 114−117.
- Дубровский, Д. И. Понимание как расшифровка кода (информационный подход к проблемам герменевтики) Текст. / Д. И. Дубровский // Философские основания науки. Вильнюс, 1982.-С. 128−133.
- Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике Текст. / М. Н. Дудина. Екатеринбург: Наука, 1998. — 312 с.
- Дудина, М. Н. Личность. Образование. Воспитание (теоретико-методологический аспект) Текст.: учеб. пособие. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 1998.-92 с.
- Евдокимова, Е. Г. Как организовать понимание в обучении Текст. / Е. Г. Евдокимова, С. В. Некрасова // Школьные технологии. 2004. — № 2. — с. 191−194.
- Егоров, В. В. Вопросы оценки при дистанционном обучении с использованием экспертных систем Текст. / В. В. Егоров // НИТ в университетском образовании: материалы межд. науч.-метод. конф., Новосибирск, 21−23 марта 2000 г. Новосибирск, 2000. — 161 с.
- Еляков, А. Д. Информационные приоритеты Текст. / А. Д. Еляков // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 106.
- Жалдак, М. И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. И. Жалдак. М.: [б. и.], 1989. — 50 с.
- Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин.- АН СССР- Ин-т языкознания. М.: Наука, 1982. — 158 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: ACADEMA, 2001. -208 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования Текст. / В. И. Загвязинский // Альма матер (Вестник высшей школы). 2004. — N 9. — с. 21−25.
- Загвязинский, В. И. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам Текст. / В. И. Загвязинский, А. Я. Найн. Челябинск: [б. и.], 2000.-187 с.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании Текст.: учебное пособие / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.
- Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-дидактические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Элькони В.В. Давыдова) Текст.: учеб. пособие / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Зифф, П. Понимание понимания Текст. / П. Зифф. М.: [б.и.], 1982. -79 с.
- Знаков, В. В. Понимание как проблема психологии мышления Текст. / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 18−26.
- Иванова, Т. А. Гуманитаризация общего математического образования Текст.: монография / Т. А. Иванова- НГПУ. Н. Новгород: [б. и.], 1998. -206 с.
- Ивин, А. А. Ценности и понимание Текст. / А. А. Ивин // Вопросы философии. 1987. — № 8. — С. 31 -43.
- Извозчиков, В. А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения Текст. / В. А. Извозчиков. СПб.: изд-во РГПУ, 1991.-120 с.
- Информатика Текст.: учебное пособие для 10−11 классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. -М.: Просвещение, 2000. 255 с.
- Информатика Текст.: учебник / под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 768 с.
- Информатика и информационные технологии Текст.: учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: изд-во УрГПУ, 1995. — 144 с.
- Информатика. Книга для учителя: Методические рекомендации и учебник 10−11 классов Текст. / А. Г. Гейн, Н. А. Юнерман. М.: Просвещение, 2001.-207 с.
- Каплан, Л. И. Психологический анализ понимания научного текста Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. И. Каплан. М.: [б.и.], 1953.-23 с.
- Карпов, Ю. В. Критерии интеллектуального развития детей Текст. / Ю. В. Карпов, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 5259.
- Кашина, Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Кашина — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1997. — 187 с.
- Киселев, В. М. Организация персонифицированного профильного образования средствами информационных технологий Электронный ресурс.: дисс.. канд. пед. наук / В. М. Киселев. Якутск, 2004 г. — 144 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: по-соб. для препод. / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2001. — 368с.
- Компьютерные технологии обучения Текст.: слов. справ. / под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева. — Киев: Наукова думка, 1992.-652 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756р. // Бюллетень Минобразования РФ. 2002. — № 2.
- Коржавина, Н. В. Возможности информационных технологий при активизации процесса понимания в обучении Текст. / Н. В. Коржавина // Образование и наука. Известия УрО РАО. Приложение № 1. 2006. — С. 18−23.
- Коржавина, Н. В. Диагностические возможности диалога в процессе понимания учебного материала Текст. / Н. В. Коржавина, Т. Н. Шамало // Физика в школе и вузе: межд. сб. научн. статей — РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: [б. и.], 2004. — С. 33−36.
- Коржавина, Н. В. Основы теории вероятностей и математической статистики Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. В. Коржавина, С. Н. Петрова- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2005. — 96 с.
- Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий Текст.: учеб. пособие / Е. В. Коротаева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2000. -147 с.
- Коротаева, Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения Текст.: учебное пособие / Е. В. Коротаева / Урал. гос. пед. ун-т. изд. второе, испр. и доп. — Екатеринбург: [б. и.], 2005. — 154 с.
- Костюк, Г. С. Избранные психологические труды Текст. / Г. С. Кос-тюк — под ред. JI. Н. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. -264 с.
- Краткая философская энциклопедия Текст. / ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.]. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. -576 с.
- ЮЗ.Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
- Левитан, К. М. Культура педагогического общения Текст.: учеб. пособие / К. М. Левитан. Иркутск: изд-во Иркутск, ун-та, 1985. — 104 с.
- Лекторский, В. А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1986,-№ 7.-С. 65−69.
- Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения Текст. / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — 1947. -С. 3−40.
- Леонтьев, Д. А. Три грани смысла Текст. / Д. А. Леонтьев // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. -М.: Смысл, 1999. С. 299−332.
- Ю8.Лотман, Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий Текст. / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1983. — 416 с.
- Лузина, Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) Текст. / Л. М. Лузина. Псков: [б. и.], 1997. — 168 с.
- ПО.Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Текст. / А. Р. Лу-рия. М.: изд-во МГУ, 1975. — 253 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия- под ред. Е.Д. Хом-ской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 416 с.
- Ляудис, В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования Текст. / В. Я. Ляудис // Вестник Моск. Унта. Сер. 14, Психология. 1998. -№ 2. — С. 88−97.
- Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании Текст. / А. Н. Майоров. -СПб.: изд-во «Образование Культура», 1998. — 79 с.
- Макарова, Н. В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новым информационным технологиям Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Макарова. СПб.: [б .и.], 1992.-43 с.
- Макарова, Н. В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики Текст. / Н. В. Макарова // Информатика и образование. -2002.-№ 8.-С. 2−8.
- Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Ма-мардашвили. М.: Наука, 1992. — 236 с.
- Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема Текст. / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 3−18.
- Маслов, А. Н. Для современной школы есть выбор Текст. / А. Н. Мас-лов // Информатика и образование. 1995. — № 1. — С. 67−69.
- Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Менчинская, Н. А. Психология усвоения понятий Текст. / Н. А. Мечин-ская // Известия АПН РСФСР. Вып. 28. — 1950. — С. 3−16.
- Микулинская, М. Я. Уровни понимания предложения и их диагностика Текст. / М. Я. Микулинская // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 54−61.
- Минкина, В. А. Информационная культура и способности к рефлексии Текст. / В. А. Минкина // Высшее образование в России. 1995. — № 4. -С. 27−36.
- Морозова, Н. Г. О понимании текста Текст. / Н. Г. Морозова // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — 1947. — С. 191−239.
- Налимов, В. В. Вселенная смыслов Текст. / В. В. Налимов // Общественные науки и современность. 1995. -№ 3. — С. 122−133.
- Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка Текст.: пособие для учителя / Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Нарский, И. С. Новейшие течения буржуазной философии Текст. / И. С. Нарский. М.: [б. и.], 1982. — С. 43−45.
- Нишанов, В. К. Моделирование в понимании Текст. / В. К. Нишанов // Знание, понимание, действительность. Фрунзе, 1986. — С. 9−16.
- Нишанов, В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ Текст. / В. К. Нишанов. Фрунзе: Илим, 1990. — 229 с. (15)
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-223 с.
- Об образовании Текст.: фед. закон. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. -52 с.
- Панюкова, С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении Текст. / С. В. Панюкова. М.: Academia, 1998.-226 с.
- Педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998.-640 с.
- Педагогика и психология высшей школы Текст. / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 526 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад- ред. кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, JL С. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Пидкасистый, П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах Текст. / П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 47.
- Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учеб.-метод. Пособие / В. Ю. Питюков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: изд-во «Гном и Д», 2001.-192 с.
- Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Академический проект, 2004. — 432с.
- Психологический словарь Текст. / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, И. О. Гордеева, J1.M. Балабанова- под общей ред. Ю.Л. Ней-мера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
- Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции Текст. / А. И. Ра-китов. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
- Рикер Поль. Конфликт интерпретаций Текст.: Очерки о герменевтике / Рикер Поль — Пер. с фр. И. Сергеевой. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995.-415с.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн- сост., авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский- Акад. пед. наук СССР. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 486 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн — отв. ред. Е. В. Шорохова- Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии АН СССР. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 415 с.
- Рузавин, Г. И. Проблема интерпретации и понимания в герменевтике Текст. / Г. И. Рузавин // Объяснение и понимание в научном познании. -М&bdquo- 1983.-С. 24−42.
- Рузавин, Г. И. Проблема понимания и герменевтика Текст. / Г. И. Рузавин // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. — С. 162−178.
- Рыбцова, JI. Л. Пути повышения качества педагогической подготовки в УрГУ Текст. / Л. Л. Рыбцова // Качество классического университетского образования: теория и практика: тезисы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, УрГУ, 2004.
- Сапегина, И. В. Организация процесса обучения математике в 5−6 классах, ориентированного на понимание Текст.: автореф. дис.. к-та пед. наук / И. В. Сапегина. СПб.: [б. и.], 2002. — 15 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селицкая, Л. А. Гносеологическая природа понимания Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. А. Селицкая. Ленинград: [б.и.], 1976. -20 с.
- Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций Текст.: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. В. Сенько. М.: Аса-demia, 2000. — 235 с.
- Сергеев, В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях Текст. / В. М. Сергеев // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. — С. 3−20.
- Сиденко, А. Вы начали эксперимент Текст. / А. Сиденко, В. Чернуше-вич // Народное образование. 1997. — № 7. — С. 103−107.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Славина, JI. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста Текст. / Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — 1947. — С. 41−78.
- Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти Текст. / А. А. Смирнов — АПН РСФСР. М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект пресс, 1995. — 271 с.
- Смолкин, А. М. Методы активного обучения Текст.: методическое пособие / А. М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. — 175 с.
- Солсо, Р. Л. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо — пер. с англ.- под общ. ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
- Сорокин, Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения Текст. / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1979. — 372 с.
- Стариченко, Б. Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем Текст. / Б. Е. Стариченко- Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 1998.-208 с.
- Стариченко, Б. Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Б. Е. Стариченко. Екатеринбург: [б. и.], 1999 г. — 39 с.
- Стариченко, Б. Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий Текст.: дисс.. д-ра пед. наук / Б. Е. Стариченко — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1999 г.-353 с.
- Суртаева, Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Н. Суртаева. Москва: [б. и.], 1995. — 41 с.
- Сыркина, В. Е. Понимание выразительности речи школьниками Текст. / В. Е. Сыркина // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — 1947. — С. 79−120.
- Талызина, Н. Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу Текст. / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. — 1985. — № 12. -С. 34−38.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Академия, 1998. 288 с.
- Тихомиров, О. К. Мышление, знание, понимание Текст. / О. К. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. -№ 2.-С. 6−16.
- Тоффлер, А. Третья волна Текст. / А. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 1999. — 776 с.
- Трактуева, С. А. Компьютеры в школе программное обеспечение и методическая поддержка Текст. / С. А. Трактуева // Информатика и образование. — 1998. -№ 3. — С. 86−93.
- Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе Текст.: практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сеннов-ский- под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-451 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол.: С.С. Аве-ринцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 885 с.
- Фомин, С. С. Развитие технологии создания компьютерных обучающих программ Текст. / С. С. Фомин // Информационные технологии. 1996.- № 2. С. 18−21.
- Фоминых, М. М. Педагогические условия развития эвристического мышления при обучении математике студентов нематематических специальностей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Фоминых.- Екатеринбург: б. и., 2006. 23 с.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. — 240 с.
- Хуторской, А. В. Интернет-технологии в школьном обучении / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 2004. — № 1. — С. 144−154.
- Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения Текст.: учеб. пособие / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. -541 с.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 536 с.
- Черняк, В. С. О смысле понимания и понимании смысла Текст. / В. С. Черняк // Вопросы философии. 1986. — № 9. — С. 59−63.
- Чистякова, Г. Д. Формирование предметного кода как основа понимания текста Текст. / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. 1981. — № 4. -С. 50−59.
- Чошанов, М. А. Америка учится считать: инновации в школьной математике США Текст. / М. А. Чошанов. Рига: Эксперимент, 2001. -212 с.
- Шамало, Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Т. Н. Шамало- Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск: [б.и.], 1990. — 97 с.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 210 с.
- Шолохович, В. Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Шолохович. Екатеринбург: [б. и.], 1995. — 45 с.
- Шрейдер, Ю. А. Логика знаковых систем Текст. / Ю. А. Шрейдер. М.: Знание, 1984.- 104 с.
- Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении Текст.: курс лекций / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2003. — 320 с.
- Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы Текст. / Г. П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. 2001. — Т. 1. — № 1. -С. 16−28.
- Ыйм, X. Семантика и теория понимания языка. Анализ лексики и текстов директивного общения Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. Наук / X. Ыйм. Тарту: [б.и.], 1983. — 40 с.
- Энциклопедический словарь. Современная версия Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Эксмо, 2003. — 667 с.
- Юдин, Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки Текст. / Б. Г. Юдин. М.: Наука, 1986. — 261 с. 1. АНКЕТАдля студентов, начинающих изучение «Математики» и «Информатики"1. Уважаемый студент!
- Каково Ваше отношение к математике? о позитивноео скорее позитивное, чем негативное о скорее негативное, чем позитивное о негативное1. Укажите причину
- Каково Ваше отношение к информатике? о позитивноео скорее позитивное, чем негативное о скорее негативное, чем позитивное о негативное1. Укажите причину
- Оцените, пожалуйста, свои навыки работы на персональном компьютере: о имею квалификационный сертификат о программируюо активно использую о азартно играюо до сих пор не было потребности в работе на ПК о никогда с этим не сталкивался1. Другое
- Испытываете ли Вы затруднения, работая на компьютере? о Да о Иногда о Нет
- Укажите причину затруднений
- Намерены ли Вы совершенствовать умения работы на персональном компьютере? о Да о Нет1. Укажите, с какой целью
- ПО ВАШЕМУ ЖЕЛАНИЮ, УКАЖИТЕ О СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:1. Фамилия, Имя
- В каком городе получили образование
- Учебное заведение, которое Вы закончили
- Проверочная работа № 3 по основам теории вероятностейс использованием компьютерной системы контроля знаний)
- Закончите предложение: Комбинации, составленные из п различных элементов взятых по m элементов, отличающиеся либо составом элементов, либо порядком их расположения называются.
- Число сочетаний из п элементов взятых по m элементов вычисляется по формуле:1. Р (А) = пя а:=рт-с:1. ПР"=пл'с-=—-—т-(п т)
- А"т =п-(п-)-(п-2)-.-(п-т +).
- Факториалом числа п называется: произведение натуральных чисел от 1 до псумма натуральных чисел от 0 до попределенный интеграл от функции F (x) на интервале от 0 до ппроизведение действительных чисел от 1 до псумма натуральных логарифмов от 1 до п
- Число сочетаний составленных из 5 элементов взятых по 3 элемента равно:? 1510
- Сумма вероятности некоторого события и вероятности события, противоположного данному, равна:-1