Формирование умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Определили, на сколько новый! профессиональный арсенал умений социально адаптировать детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта показывает свою эффективность на практике. Показатель «адаптация» от начала программы до ее завершения возрос на 34% в среднем, и показатель «эмоциональная комфортность» примерно на 39% в среднем у учащихся в каждой коррекционной школе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации
- 1. 1. Проблема формирования умений, а области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта в педагогической теории и практике ^
- 1. 2. Специфика и основные направления формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными
- Г ВОЗМОЖНОСТЯМИ gj
- Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации
- 2. 1. Методика формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации I q j
- 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ
Формирование умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, огромное внимание общественности к проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями требуют глубокого переосмысления функций социальных институтов по отношению к таким? детям и создания условий для их жизнедеятельности. Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают всю систему образования, на смену жесткому единообразию пришли идеи гуманизации, личностно ориентированное и интегрированное обучение школьников с ограниченными возможностями по различным предметам, в том числе и физической культуре.
Учителя физической культуры общеобразовательных школ, гимназий и* других образовательных учреждений — в своей работе могут столкнуться с детьми, имеющими различные физические ограничения. Поэтому им необходимо иметь определенный запас умений в области социальной адаптации таких учеников средствами физической культуры и спорта.
Феноменальные теории, предложенные Бергером П., ЛуманТ, Шюц^ А., объясняют процесс социализации людей с ограниченными возможностями, которые могут использовать различные сохраненные знаковые системы в освоении социальности (взамен утраченных) [26,С.228]. В концепции развития ребенка, предложенной Выготским JT.C., особенности социализации детей с ограниченными возможностями должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальность, но иными способами, чем типичные индивиды [46]. Эта концепция перекликается с концепцией предложенной Ильенковым Э. В., в которой он разработал оригинальную систему воспитания слепоглухонемых детей [80, С.89]. В самых ранних работах Кроголиуса A.A. указывается на то, что у детей с ограниченными возможностями при правильном воспитании «положительные свойства личности достигают более высокого уровня» [107,С.123]. Психолог Адлер А. о воспитании детей с ограниченными возможностями писал: «Главнейшим в воспитании является воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, всякого унижения, насмешек, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен терять веру в свое будущее» [3,С.140].
По мнению ряда авторов, решить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями возможно через организацию интегрированного обучения (Егорова Т.В.- Танюхина Э.И.- Шабалина Н.В.) [73,172,79].
Действительно, интеграция может рассматриватьсякак цель, как позитивный итог социально-педагогической помощи детям сг ограниченными возможностями, благодаря которой они смогут войти в социум в качестве полноправных членов, иначе говоря, социально-адаптироваться в обществе.
Значительное количество работ посвящено проблемам интеграции в обучении. Одни из них посвящены внутрипредметной интеграции (Башмаков М.И., Беляева А. П., Махмутов М. И., Власенков А. Л., Чапаев Н. К. и др.). Другие — освещают интеграцию как совместную форму обучения нормальных и аномальных детей (Любовский В.И., Власова Т. А., Пожар Л., Есенски Я., Фриман Р., Шипицына Л. И., Корункова В. В. и др.).
В рамках интегрированной физкультурно-спортивной деятельности дети с ограниченными возможностями овладевают способностью строить свое социальное взаимодействие с обществом в зависимости от различных задач личности и требований социума. Они начинают ориентироваться в личных особенностях и качествах других людейкоторые в спорте проявляются очень ярко. Причем, реально осуществляя физкультурно-спортивную деятельность, школьники с ограниченными возможностями не просто адаптируются, к окружающему социуму и усваивают предлагаемые им обществом социальные роли и правила, но и учатся взаимодействовать с другими людьми, преобразуя самих себя.
Таким образом, основная цель физкультурно-спортивной деятельности — это использование социализирующего потенциала физической культуры, который будет решать задачи успешной социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы интеграции со здоровыми людьми.
Однако прослеживается несформированность профессиональной педагогической позиции по отношению к проблемам социализации учащихся. Это — вполне типичное явление, как в среде педагогов коррекционных школ, так и в среде педагогов общеобразовательных школ. Исследования, проведенные Агавеляном P.O. на базе специальных школ, показали, что «.многие оценки учеников педагогами специальных школ строятся на соотнесении и сравнении таких параметров, как успеваемость и уровень благополучия семьи. Практически никто не связал благополучие ученика с его уровнем социальной адаптации. ."[2,С.126].
В контексте исследуемой проблемы речь идет об организации совместной деятельности, в рамках образовательного учреждения, детей с ограниченными возможностями и детей нормально развивающихся, то есть об интеграции социальной, а не образовательной. Для организации данного вида деятельности и необходимы учителям физической культуры, наряду со своими профессиональными умениями, умения в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
На данном этапе развития школы используются типовые учебные программы физической культуры, которые реализуют только информационный принцип обучения, регламентируют тематическое содержание. В такой ситуации предполагается пассивно-иллюстративное обучение и потребительское усвоение учебного материала. Созидательная, опережающая ориентация физической культуры остается нереализованной.
Вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями остаются актуальными и на сегодняшний день. Признается значимость физической' культуры и спорта в социальной адаптации? личности, но образовательный стандарт не ориентирует будущих учителей наосвоение умению в. этой области. В учебных планах общеобразовательных школ задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в физкультурно-спортивной деятельности не ставятся.
Уметь создать средствамисвоего предмета особенное пространство, в котором дети с ограниченными: возможностями приобщаются к различным по форме и характеру общественным и: культурным’ценностям, вот задача стоящая перед учителем физическойкультуры общеобразовательного учреждения. Освоение данного аспекта деятельности должно быть составляющим элементом подготовки не только учителей" адаптивной физической культуры, социальных педагогов, учителей коррекционных школ, но, что особенно важно, необходимымкомпонентомпроцесса обучения учителей физической культуры общеобразовательных учреждений.
Социологические исследования и фундаментальные, работы Арвисто М. А., Кутепова М. Е., Столярова В. И., и др. показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования, развития и социализации личности. Над проблемами социальной адаптации различных категорий-населения работали Белорусова В: В., Виноградов П. А., Виленский М. Я., Гончаров В. Д., Жолдак В. И., и др. 76,39,40]- Концептуальные-положения о роли образования, его основных направлениях в духовной, гражданской и профессиональной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями определены в работах: Арнольда И. К., Бассина Ф. В., Вихарева Д. И., Выготского Л.С.
Дыскина A.A., Зейгарника Б. В., Зубарева Ю. Г., Коваленко Б. И., Никитиной М. И., Разумовского М. И., Свердлова А. З., Шестакова В. П. и др.
Между тем, несмотря на наличие большого числа научных трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, вопросы формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации! детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта остаются в недостаточной мере изученными.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики в формировании умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта, а с другой — неразработанностью методики ее формированияв системе повышения квалификации.
С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы цель, содержание, формы и методы процесса формирования умений у учителей: физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в системе повышения квалификации. Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования — повышение квалификации учителей физической культуры.
Предмет исследования — формирование уменийу учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
В исследовании выдвигается гипотеза: формирование умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации будет успешным, если: на основе теоретического анализа проблемы исследования, выявления особенностей и основных направлений формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта будет дана их сущностно-содержательная характеристикаосуществлен отбор содержания обучения с учетом профессиональных затруднений учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностямиразработана методика формирования данных умений и ее учебно-методическое обеспечениеопределены критерии, уровни и показатели их сформированности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации.
Проблема, объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:
1. На основе анализа проблемы исследования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практики дать сущностно-содержательную характеристику формируемых умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями у учителей физической культуры.
2. Разработать методику формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта и ее учебно-методическое сопровождение в процессе повышения квалификации.
3. Определить критерии, уровни и показатели сформированности умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта в процессе повышения квалификации.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность методики формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта в процессе повышения квалификации;
Общая методология исследования: теория деятельности (Гальперин П.Я., Леонтьев А. Н., Талызина Н. Ф. и др.) — теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (Валеева Н.В., Вербицкий A.A., Деркач A.A., Кузьмина Н. В., Сластенин В. А., Петунии О. В., Шмелева Н. Б., и др.). В исследовании использованы подходы: акмеологический (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Калаков Н. И., Кон И. С., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Леонтьев А. Н., и др.), системно-целостный (Сластенин В.А., Петунин О. В., Шиянов E.H. и др.), личностно-деятельностный (Леонтьев А.Н., Митин С. Н., Якиманская И. С. и др.), индивидуально-творческий (Клейберг Ю.А., Козырева И. А., Смирнова Г. А., Петровский В. А., Хайруллов Ж. Р. и др.). Теории и концепции развития личности (Блонский П.П., Выготский Л. С., Давыдов В. В., Леонтьев А. Н., Эльконин ДБ.) — положения системно-деятельностного подхода (Ломов Б.Ф., Рубинштейн СЛ.) — этнопатогенетический подход к пониманию проблемы детей с ограниченными возможностями (Власова Т. А., Лебединская К. С., Лебединский В. В1, Лубовский В. И., Марковская И. Ф. и др.). Социально-педагогические, социально-психологические подходы к проблеме социализации и адаптации личности, социальных групп, особенно с ограниченными возможностями (Бестужев-Лада М.В., Берн Э., Вершловский C.F., Домбровский Э. А., Донина О. И., Кон И. С., Моисеев H.H., Морова Н. С., Расчетина С. А., Лебедева C.G., Эриксон Э. И. др.).
На разных этапах исследования использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюрирование, беседа), диагностические методы (тестирование, экспертная оценка, самооценка), прямое, косвенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ программно-методической документации по проблеме исследования, методы математической статистики и обработки результатов исследования.
Опытно экспериментальной базой исследования выступил Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самарский институт повышения квалификации работников образования, Ульяновский социально-педагогический колледж № 1, с.ш. № 87, школа-гимназия № 1 г. Ульяновска.
Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно-экспериментальной работой в качестве преподавателя. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы в период с 1999; 2004 гг.
На первом этапе- (1999;2001гг.) — анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы. Разработка понятийного аппарата. Построение рабочей гипотезыпроведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2001 -2003 гг.) — уточнение гипотезы исследования, выделение основных направлений формирующего эксперимента. Разработка спецкурсаразработка методического обеспечения спецкурсаапробация спецкурса.
На третьем этапе (2003;2004 гг.) — обработка, анализ и систематизация данных экспериментальной работыуточнение теоретико-экспериментальных выводоввнедрение результатов исследования в практику работы институтов повышения квалификации и переподготовки работников образованияпубликация и литературное оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— обоснована необходимость, роль и место процесса формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта в системе повышения квалификации;
— с позиции системно-деятельностного подхода разработана система умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, необходимых учителю физической культуры для организации интегрированных физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями;
— разработана методика формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации, состоящая из взаимосвязанных блоков: информационно-диагностического, деятельностного и результативно-коррекционного;
— выявлены критерии, уровни и показатели сформированное&tradeумений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, предложен ряд способов диагностики формируемых умений;
— обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сформированностью умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта и уровнем социальной адаптации таких детей.
Теоретическая значимость:
— проведен историко-педагогический анализ проблемы формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта;
— выявлены противоречия и нерешенные проблемы в организации процесса формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта;
— определены роль и место формируемых умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта в профессиональной компетентности учителей физической культуры;
— определена сущностно-содержательная характеристика умений в области социальной адаптации детей: с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта и специфика процесса их формирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована методика формирования умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физическойкультуры и спорта в> процессе повышения квалификации учителей физической культуры. Подготовлены методические рекомендации обеспечивающие освоение учителями данного рода умений. Накопленный в ходе исследования эмпирический материал и выводы исследования могут быть использованы при организации непрерывного образования педагогов в процессе их деятельности, в системе повышения квалификации! и переподготовки работников образования, а также в педагогических ВУЗах при: подготовке учителей физической культуры.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваютсячеткостью исходных методологических и теоретических позицийлогикой научного исследованиярациональным сочетанием теоретической и экспериментальной частей исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияширокой базой опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике педагогическим опытомподтверждением гипотезы и основных положений настоящего исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
— сущностно-содержательная характеристика умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта, специфика и основные направления их формирования в системе повышения квалификации;
— специально организованный образовательный процесс формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта, построенный с учетом его адекватности, концептуальным принципам, целям, содержанию, формам, методам и конечным результатам непрерывного образования учителей: физической культуры в системе повышения квалификации;
— методика формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями включающая взаимосвязанные блоки: информационно-диагностический, деятельностный и результативно-коррекционный;
— мониторинг эффективности формирования умений у учителей физической культуры > в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями включающий в себя критерии, показатели и уровни сформированное&tradeданных умений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в Ульяновском и Самарском институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение: в программе спецкурса для учителей физической культуры «Социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта» в системе повышения квалификации учителейв методических рекомендациях для учителей физической культурыматериалы диссертации использовались в практической деятельности консультативно-информационного центра для учителей физической культуры организованного в педагогическом университете в рамках социального проекта «Больше спорта молодым инвалидам" — в научных статьях и тезисах докладов автора. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики высшей школы и социальной работы Ульяновского государственного университета, кафедры теоретических основ физического воспитания Ульяновского государственного педагогического университета, на международных, всероссийских, региональных и областных научных и научно-практических конференциях и семинарах в гг. Ульяновске, Пензе, Казани в 2000; 2004 гг.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 205 источников, в том числе 8 иностранных, 7 таблиц, 3 диаграмм, 13 приложений.
Заключение
.
Изучение проблемы формирования умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями составляет особую область научных исследований и представляет собой один из сложнейших вопросов в организации педагогического процесса.
Физическая культура и спорт занимают одно из важных мест в этом процессе. Наиболее полно вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физическойреабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта на 1999;2004 гг. Концепцию разработали по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и другими общественными организациями (Царик А.В., Неверкович С. Д., Дмитриев B.C., Селезнев JI.H., Чепик В. Д. и др.) [82,С.80].
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
— вовлечение как можно большего числа людей с ограниченными возможностями в занятия физической культурой и спортом;
— физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди людей с ограниченными возможностями;
— обеспечение доступности для людей с ограниченными возможностями, существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
— подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с людьми с ограниченными возможностями;
— создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями.
Анализ отечественной литературы по проблеме физического воспитания людей с ограниченными возможностями показал, что в целом современные разработки в большей степени касаются механизмов оптимизации физического состояния, нахождения новых форм спортивной деятельности, поиск новых путей развития физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями.
Отсюда можно сделать вывод, что физкультурно-спортивная деятельность в большинстве* своем направлена на реабилитацию или достижения высоких результатов. Вопрос социальной адаптации людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры косвенно касается тем исследований.
Актуальной становится необходимость помочь детям с ограниченными возможностями в поиске таких видов физкультурно-спортивной деятельности, которые помогут самоутвердиться им в своих возможностях, получить положительную оценку на разных уровнях социальных связей.
Учителям физической культуры общеобразовательных учреждений в своей педагогической практикевсе больше и больше приходится сталкиваться с категорией детей, которые имеют какие-либо ограничения возможностей (например: зрения, слуха и др.).
Особенности педагогического труда учителя физической культуры, специфические задачи педагогической работы, диктуемые медико-психологическими характеристиками детей с ограниченными возможностями, определяют конкретное наполнение составляющих профессии учителя физической культуры: комплекса базовых, профессионально необходимых умений. Однако на современном этапе в социальном заказе высшей школе акцент делается на учителя, который имеет профессионально значимые умения направленные на социализацию и социальную адаптацию учащихся с ограниченными возможностями.
Актуальным становится вопрос о том, каким образом можно обеспечить развитие умений у учителей физической культуры в области? социальной адаптации детей с ограниченными возможностями на протяжении всей их педагогической деятельности и в процессе ее. Поэтому представляется важным необходимость разработки нового, личностно-ориентированного содержания: повышения квалификации, а также внедренияэффективных педагогических технологий, способствующих развитию8 нового педагогического мышления, росту профессионально-педагогической культуры в области^ социальной адаптациидетей/ с ограниченными? возможностями.
Анализ состояния проблемы формирования уменийв области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в процессе повышения квалификации учителей физической культуры показал, что недостаточная подготовленность специалистов: в данном, направлении связана с неразработанностью методики обучения.
Предложенный: спецкурс «Социальная адаптация: учащихся с ограниченными возможностями» средствами физической! культуры и спорта" для учителей физической культуры отражает как текущие, так и перспективные потребности общества. Спецкурс представляет собой модель профессиональной готовности учителя: физической культуры? к деятельности, направленной на социальную адаптацию детей: с ограниченными возможностями, включающую систему умений вобласти социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
В нашей работевыделена группа: следующих умений учителя физической культуры в области социальнойадаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта:
1. Умение подготовить социально-педагогическую среду для интеграции детей с ограниченными возможностями в здоровое общество с помощью физкультурно-спортивной деятельности.
2. Уметь разрабатывать физкультурно-спортивные программы, ориентированные на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями.
3. Уметь создать условия для сотрудничества с коллегами из специальных и общеобразовательных учреждений и специалистами других профилей в решении задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в физкультурно-спортивной деятельности.
4. Уметь индивидуализировать спортивные действия ребенка с учетом его ограниченных возможностей, не нанося * психологической травмы, сочетать и соотносить их с действиями здоровых людей.
5. Уметь оценивать эффективность социальной адаптации и учитывать результаты социализации детей с ограниченными возможностями в педагогической работе.
6. Уметь формировать социально значимые мотивы деятельности детей с ограниченными возможностями в физкультурно-спортивной деятельности.
7. Уметь интегрировать физкультурно-спортивные программы для детей с ограниченными возможностями и здоровых людей.
В экспериментальном исследовании использованы методики проблемного обучения в ходе разработки программы спецкурса «Социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта».
Методика состоит из трех блоков:
1. информационно-диагностический. На этом этапе рассматривается представление об особенностях социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в физкультурно-спортивной деятельности, происходит развитие определенных умений по данной проблеме;
2. деятельностный этап состоит из новых видов практик, развивающих умения в области социальной адаптации? детей с ограниченными возможностямииз педагогических технологий по разработке спортивно-образовательных комплексов для детей с ограниченными возможностями;
3. результативно-коррекционный — является основой мониторинга качества и оценки формирования у учителейфизической культуры умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. V г,'.
Владение выше названными умениями позволяет учителю физической культуры увидеть результат свой работы на практике через продуктивную обратную связь. Результат социальной адаптации детей с ограниченными возможностями может показать, насколько оправдана та или иная деятельность педагога, какова ее целесообразность. Это проявится в возможностях детей с ограниченными возможностями выйти на более широкую ступень социализации.
В ходе формирования в процессе повышения квалификации учителей физической культуры упомянутых выше умений произошли значимые изменения в параметрах в сторону повышения, что говорит об эффективности процесса обучения. Число учителей, находящихся на? «оптимальном» уровне сформированное&tradeзнаний, возросло на 55%, а число.
Т" учителей, находящихся на «недостаточном» уровне сократилось на 50%. До обучения большинство учителей физической культуры в ходе самооценки оценивают свои умения в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в 1 балл (77%). После окончания курса 90% учителей физической культуры свои умения в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями оценивают как «достаточные» и «оптимальные». Общий уровень группы в освоении: каждого умения по данным экспертной оценки, возрос от 1 балла в среднем до 3 баллов.
Определили, на сколько новый! профессиональный арсенал умений социально адаптировать детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта показывает свою эффективность на практике. Показатель «адаптация» от начала программы до ее завершения возрос на 34% в среднем, и показатель «эмоциональная комфортность» примерно на 39% в среднем у учащихся в каждой коррекционной школе. По тесту Лири Т., — данные после завершения программы, указывают на адаптивность поведения, тип отношения к людям стал «дружелюбным» и «доминированным над подчинением». С помощью теста «(^-сортировка» Стефансона В.,. определили, что учащиеся стремятся быть, в согласии с мнением окружающих, склонны, к сотрудничеству, не боятся принимать решенияинициативны, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся к целям микрогруппы, группы, школы. В исследовании" доказано, что оптимально подобранная в разработанной нами физкультурно-спортивной программе в ходе спецкурса, нагрузка в сочетании с психоэмоциональным напряжением способствует сохранению здоровья.
При анализе данных, полученных на этапе завершения формирующего эксперимента, определили, что учителя физической культуры приобрели умения в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта.
В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них: влияние физкультуры и спорта на процесс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в рамках коррекционных школсоздание методик, диагностики качества образования учителей физической культуры в системе переподготовки и повышения квалификации.
Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы, так как здесь был сделан акцент на изучение умений в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта у учителей физической культуры. Но предложенные формы и методы их формирования могут быть взяты за основу при создании новых программ обучения в процессе повышения квалификации учителей.
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность / К. А. Аверьянов.-М.: Мысль, 1976.- 188с.
- Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности/ P.O. Агавелян / Монографическое исследование Новосибирск, 1999. -401с.
- Адлер А. Индивидуальная психология /А. Адлер // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М: 1986.-С. 129−140.
- Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида /М.М. Айшервуд: Пер. с английского М.: Педагогика, 1991, — 179с.
- Аккоф Г. О целеустремленных системах /Г.Аккоф, Ф. Элери. М.: Педагогика, 1974. — 145с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — 263с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. / В. И. Андреев. Кн. 1. Казань: Изд-во ЮГУ, 1996.- 568 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.-376с.
- Андреева Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология /Г.М. Андреева-М.: 1965.- 150с.
- Ю.Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Е.В. Андриенко- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002.-264с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в / Сост. П. А. Лебедев. М.: -124с.
- Антология социальной работы: В 3 т. / Сост. М. В. Фирсов М.: Союз, 1994−1995. Т.2−397с.
- З.Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев-М.: Ось, 1989.-224с.
- Апцуари Л. Социально-культурные аспекты развития олимпийского спорта как фактора социализации /Л. Апцуари // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. М.: Советский спорт, 2002. — С. 28−31.
- Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. 332с.
- Астапов В.М. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В. М. Астапов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро // Детский практический психолог. 1995.- № 7. — С. 1013.
- Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Ин-т практич. психол. — 1996. -219с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.- 121с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 332с.
- Балл Г. А. Теории учебных задач / Г. А. Балл. М.: Наука, 1990.- 150 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого /В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 172с.
- Башкирова М.М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы / М. М. Башкирова // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 6. — С.3−7.
- Беспалысо В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 125с.
- Беккер К.П. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении / К. П. Беккер, X. Гебель // Дефектология. 1969. — № 5. — С. 32−35.
- Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Луман- Пер. с англ. М.: Медиком, 1995. — 300с.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. СПб., 1905.
- Блауберг Н.В. Становление и сущность системного подхода / Н. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Просвещение, 1969. -112с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин М.: Наука, 1973 — 240с.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. Труды /A.A. Бодалев М.: Педагогика, 1983. — 271с.
- Боровинова О.Н. Неполноценным детям — полноценную школьную жизнь / О. Н. Боровинова, Л. Б. Боярская // Советская педагогика. -1991.- №-12. -С. 116−120.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР./У. Бронфенбреннер- Пер. с англ. М.: 1976. — 165с.
- Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России /Л.П. Буева // Государство и дети: Реальности России. М., 1995. — С. 46−51.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С.М. Морозов- Отв. ред. С. Б. Крымский — Киев: Наук, думка, 1989.- 121с.
- Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы /В.А. Бухвалов, Я. Г. Плинер. М.: Педагогический поиск, 2000. — 160с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /A.A. Вербицкий М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы /С.Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
- Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни /П.А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М.: 1996. -198с.
- Виноградов П.А. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие /П-А. Виноградов, В. И. Жолдак, В. И. Чеботкевич. Пенза: 1995. -205с.
- Виноградов П.А. Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы / П.А. Виноградов- Под общ. ред. В. И. Жолдака — М.: 1995. — С. 10−29.
- Вовканыч A.C. Спорт как база реабилитационной программы для людей с повреждением спинного мозга /A.C. Вовканыч, Г. В. Тупайло// Тез. Международного конгресса по проблемам соц., мед. и психологопед. реабилитации инвалидов. Тюмень: 1996. — С. 199−201.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова М.: Просвещение, 1995. — 80с.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школе /В.В. Воронкова М.: Школа — Пресс, 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии /Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.-167с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. Основы дефектологии /Л.С. Выготский -М.: Просвещение, 1983. — Т. 5 — 369с.
- Гаврилин A.B. Развитие отечественных гуманитарных воспитательных систем /A.B. Гаврилин. Владимир: 1998. — 208с.
- Гилевич Н.М. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие / Н. М. Гилевич, Е. А. Забара, В. М. Иполитова. М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
- Гисинский Э.Н., Турчанинова Ю. Н. Введение в философию образования /Э.Н. Гисинский, Ю. Н. Турчанинова. М.: Логос, 2000. -224с.
- Г. Головина Т. Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков /Т.Н. Головина М.: Новая школа, 1980. — 63с.
- Гоноблин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф.Н. Гоноблин//Способности и интересы. М.: АПН РСФСР.- 1962. — С. 232−274.
- Горшкова Е.А. Реабилитационная педагогика: история и современность /Е.А. Горшкова, Р. В. Овчарова. М.: Архангельск: 1992.-153 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 22 300 физическая культура и спорт. — М.: — 1995.
- Гудонис В.В. Интеграция лиц с нарушением зрения / В. В. Гудонис //Дефектология. 1993. — № 4. — С.13−16.
- Гудонис В.В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением /В.В. Гудонис М.: Мое. псих.-социал. ин-т. 1998. -228 с.
- Гуманистически ориентированные формы физкультурно спортивной работы с инвалидами: Сборник. / Сост. и ред.: В. В. Кузин, В. И. Столяров, H.H. Чесноков — М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997.-215с.
- Гущина A.B. Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями (социально-педагогическое исследование на примере Кольского Заполярья) / A.B. Гущина- Дис.канд.пед.наук, М.: 2001.- 152с. ч
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская М.: Высш. шк., 1990. — 312с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-415с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование образования / Ю. В. Громыко — М.: Моск. академ. развит, образ.- 1996. 545с.
- Грошенкова И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе / И. А. Грошенкова. М.: Аквариум, 1982. — 33с.
- Деманова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / И. Д. Деманова. М.: Новый учебник, 2003.- 256с.
- Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Любовского, И. А. Цыпиной М.: Педагогика, 1984. — 68с.
- Дефектология: Словарь справочник / Автор сост. С .С. Степанов- Под ред. Б.П. Пузанова-М.: Новая школа, 1996. — 198с.
- Добролюбов H.A. О значении авторитета воспитания / H.A. Добролюбов М.: Педагогика, 1976. — 221с.
- Донина О.И. Теоретические основы социализации личности в учреждении дополнительного образования детей / О. И. Донина, Т. Ф. Есенкова, Л. И. Пентехина, В. А. Карнаухов Ульяновск: УИПКПРО, 2003.- 88с.
- Донина О.И. Концептуальные основы аэрокосмического образования / О. И. Донина. Ульяновск: УлГУ, 2000.-214с.
- Доэл М. Содержание и методы практической подготовки студентов к социальной работе: Междунар. Взгляд и перспективы / М. Доэл, С. Шордлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. — 97с.
- Егорова Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова- Дис.канд. пед. наук. -СПб.: 2001.-171с.
- Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров М.: Академия, 2002. -264с.
- Железнякова О.М. Лекция в высшей школе (современный аспект) / О. М. Железнякова // Педагогическая наука на рубеже тысячелетий. -Ульяновск: УлГУ, 1999.- С.27−30
- Изучение особенностей социальной интеграции инвалидов / Под общ. ред. Н. В. Шабалиной -М.:ЦИЭТИН, 1991.- 231с.
- Ильенков Э.В. Психика человека под «лупой» времени / Э. В- Ильенков //Природа, 1970. — № 1.-С.89−93.
- Ильина Т.А. Системно структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М.: Знание, 1972. — 72с.
- Инновации в Российском образовании: Высшее профессиональное образование. М.: 2000.- 4.2. — С.80.
- Ирхина И.В. Содержание и организация обучения руководителей школ умению изучать и обобщать передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации / И.В. Ирхина- Дис. канд.пед.наук. М.: 1992.- 216с.
- Исламшин P.A. Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогов / P.A. Исламшин- Автореф. дис.док.пед.наук. Казань: 1996. — 49с.
- Истратов Ю.П. Проблемы социализации личности в контексте советской истории: (Диалектика в контексте достижений и потерь)/ Ю. П. Истратов // Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: 1993.- С.24−32.
- Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: 1985. -48с.
- Каленик E.H. Технологии адаптивного спорта (для детей с ограниченными возможностями). Метод, рекомендации / Каленик E.H. Ульяновск: Изд. ИП Тухтаров В. Н. — 2004.- 12с.
- Каленик E.H. Технологии диагностики социальной адаптации учащихся коррекционных школ 1−4 вида в физкультурно-спортивной деятельности. Метод, рекомендации / Каленик E.H. Ульяновск: Изд. ИП Тухтаров В. Н. — 2004.- 16с.
- Калинина Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова Ульяновск: УИПКПРО, 2003. — 208с.
- Калинкин Л: А. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни / Л. А. Калинкин М.: Сов. спорт, 1996. — 79 с.
- Камалов М. X. Современные аспекты реабилитации /М.Х. Камалов, Р. Ф. Афанасенко. М.: Медицина, 1983. — 97с.
- Камсюк Л.Г. Проблемы медико социальной реабилитации детей -инвалидов / Л. Г. Камсюк // Педиатрия, 1990, № 9. — С. 5−10.
- Кисленко В.Я. Генезис усвоения социальных норм в дошкольном возрасте. / В. Я. Кисленко // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. Сб. трудов. М.: 1978. -С. 57−59.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003.-176с.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания /О.Н. Козлова: М.: Интерпракс, 1994.- 208 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: 1987.
- Кон И. С. Ребенок и общество /И.С. Кон. М.: Наука, 1988. -268с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособ. / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986.-136с.
- Концепция реформы системы повышения квалификации работников образования Российской Федерации / Авт. кол.: Гусинский Э. И., Никитин Э. М. (рук.), Турчанинова Ю. И., Ушаков K.M. М.: Изд. «РИПКРО», 1993. -98с.
- Кораблинов В. А. Физическая культура и спорт глухих: методическое пособие /В. А. Кораблинов, С. А. Гониянц, В. А. Понамарчук- М.: 1993, 53с.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова 2-е изд.- М.: Академия, 1999. — 403с.
- Косова М.А. Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников /М.А. Косова- Дис. канд.пед.наук. Ульяновск: 2003.- 225с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвитиани, Н.И. Лапина- Состав. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова М.: Политиздат, 1988, — 479с.
- Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
- Кроголиус A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики /A.A. Кроголиус Саратов: 1926.-150с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / B.A. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. -255с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970.- 144с.
- Кулюткин Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема /Ю.Н. Кулюткин*// Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров -Информационный бюллетень. Пед. кадры. 1993.- № 4.- С. 10−17.
- Кулюткин Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1977.— 139с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983.- № 3. — С. 12−15.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -1987.-№ 2.-С. 21−30.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога / С. Ю. Курганов // Вопросы психологии. 1988.- № 2. — С.87−96.
- Кучин Б.Л. Управление развитием экономических систем / Б. Л. Кучин, Е. В. Якушева. М.: 1990.- 189с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М, Левина М.: Академия, 2001.- 272с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 2-е изд. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение /А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1979. — 104с.
- Линьков В.В. Проблемы образования детей-инвалидов // Подходы к реаб. детей с особенностями развития средствами образования / Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образ.- Состав. О. Н. Ертанова, В. К. Зарецкий / Под ред. В. И. Слободчикова М.: 1996. — С. 73−76.
- Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники / В. Т. Лисовский -М.: Просвещение, 1990.- 112с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов- Отв. Ред. Ю. М. Забродин, Е.В. Шорохов-Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом, образе жизни /Л.И. Лубешева, В. К. Бальсевич // Современные исследования в области спортивной науки. СПб.: 1994. — С. 110−115.
- Лубышева Л.И. Конце пция формирования физической культуры человека/ Л. И. Лубышева М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 40 с.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Л. И. Лубышева М.: Академия, 2001. — 240с.
- Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного решения) / А. Р. Лурия М.: Московский пед. ун-т, 1971. — 124с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / А. Ф. Кудряшов, П. В. Антипова, Ю. А. Борисов -Петрозаводск: Петраком, 1992.- 319с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1988. — 325с.
- Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения / H.A. Менчинская7/ Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С.349−388.
- Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии М.: 1984. — 152 с.
- Митин С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность/ С. Н. Митин // Монография. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 176с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике 7 В.И. Михеев // Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей. -М.: 1987. 167с.
- Мищенко Е.А. Социализация учащихся коррекционного образовательного учреждения: (Управленческий аспект) / Е.А. Мищенко- Дис. .канд. пед. наук СПб.: 2001.- 185с.
- Мозгарев Л.В. Условия профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации / Л.В. Мозгарев- Дис— канд.пед.наук Воронеж: 2001. — 157с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / A.B. Мудрик /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.-200с.
- Мургулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности / Л. Мургулец М.: 1990. — 118с.
- Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева М.: Деловая книга, 2002.- 416с.
- Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов / Мухлаева А.- Автореф. дисс.канд. соц. наук- М.: 2002.- 186с.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов /Под ред. Н. Б. Крылова. М.: 1995. — 126 с.
- Никитушкина Н. Оптимизация процесса повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта / Н. Никитушкина // Олимпийское движение и социальные процессы- Материалы конференции. М.: Советский спорт, 2002. — С. 137−141.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 3-е. изд. — 464с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова М.: Изд. «ТЦ Сфера», 2002. — 480с.
- Паршиков A.B. Организационно-педагогические подходы социализации личности средствами физической культуры / A.B. Паршиков //Сборник статей М.: ГЦОЛИФК, 1999. — С. 23−24
- Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. — 364с.
- Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002.-576с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин М.: Просвещение, 1988. -479с.
- Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-пресс, 1998.-512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский-М.: 1992. 121 с.
- Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / О. В. Петунин М.: Просвещение, 1980.- 112с.
- Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи- Пер. с англ. -2-е изд. М.: Прогресс, 1985. — 312с.
- Полунин B.C. Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста / B.C. Полунин // Советское здравоохранение. 1991. — № 9. — С.27−31.
- Понамарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н. И. Понамарев М.: ФиС, 1974.- 3 Юс.
- Профессиональная реабилитация учащихся коррекционных образовательных учреждений: Мат. научно-практической конференции // Дефектология. 1997.- № 6. — С. 87−91.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. В 2 ч./ МОРФ- РИПКРО. — М.: 1994. — 74с.
- Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: Сборник научно-методических трудов /Под ред. М. И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 56с.
- Рубцова Н.О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий / Н.О. Рубцова// Теория и практика физической культуры. 1998.- № 5.. С.44−47
- Семенова Г. И. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / Г. И. Семенова, Е. И. Шанина // Тез. Международного конгресса по проблемам соц., мед. и психолого-пед. реабилитации инвалидов. Тюмень: 1996. — С. 217−219.
- Семенюк О.Н. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции / О. Н. Семенюк М.: Изд-во «Консорциум», 1988. — 210с.
- Сермеев Б.В. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе коррекции двигательных нарушений у детей, страдающих церебральным параличом / Б. В. Сермеев, H.H. Ефименко // Физич. воспит. детей в спец. школах. Горький: 1990. — С. 86−98.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин М.: Академия, 2001. — 480с.
- Смелзер Н. Дж. Социология / Н. Дж. Смелзер / Пер. с англ. -М.: 1994.- 79 с.
- Смирнова Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности / Г. С. Смирнова- Дисер. канд. пед. наук- СПб.: 2000. 198 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 214с.
- Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Г. Плоховой, Ф. А. Фрадкина.-М.: 1993.- 132с.
- Социальная психология: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, A.A. Бодалев, В. Н. Казанцев М.: Академия, 2001.- 600с.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов / ООН Нью-Йорк: 1994. — 42 с.
- Сухобская Г. С. Проблемы творческой деятельности педагога как профессионала / Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская // Информац. бюллетень: Проблемы непрерывного образования: Педагогические кадры. 1988.- № 11. — С. 6−10.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т./ Ред. А. Г. Дзеверин — Киев: 1979.
- Танюхина Э.И. Комплексная реабилитация детей с основными инвалидизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации / Э. И. Танюхина // Вести психосоциол. и коррекц. реабилит. работы -М.: 1996.-№ 4.- С. 45−53.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: 1979.- 235с.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П. И. Третьяков М.: Педагогика, 1991. — 188с.
- Ушинский К.Д. Собр. Соч. в 9-ти т. Т.8. М.- JI.: АПН РСФСР, 1950.- 476с.
- Фарленкова М.А. Проблемное обучение на уроках гимнастики слабовидящих школьников 5−6 классов / М. А. Фарленкова // Тез. Международного конгресса по проблемам соц., мед. и психолого-пед. реабилитации инвалидов. Тюмень: 1996. — С. 215−217.
- Федеральная программа развития образования. Официальные документы в образовании // Информ. бюллетень № 8, апрель 2000.-М.
- Филин В.П. Современные методы исследований в спорте: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. П. Филина. Харьков: 1984.- 235с.
- Филосовский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: 1991. — 657с.
- Философский энциклопедический словарь Советская энциклопедия. — М.: Просвещение, 1983. — 635 с.
- Формирование профессионально познавательных потребностей у студентов: Учеб. пособ./ Под ред. М. Е. Дуранова. — Челябинск: ЧТУ, 1987.-124с.
- Хайкин B.JI. Активность (характеристики и развитие) / B.JI. Хайкин. М.: Моск. псих.-соц. ин-т- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.-213с.
- Хайруллов Ж.Р. Содержание системы повышения квалификации учителей физической культуры и его реализация в процессе профессионального образования / Ж.Р. Хайруллов- Автореф.дис. докт.пед.наук. Тольятти: 2002.- 57с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов 2-е изд. — М.: Академия, 2003. — 408с.
- Холостова Е. И. Социальная реабилитация: Учебное пособие 2-е изд. / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева М.: Изд. «Дашков и К°», 2003. -340с.
- Чернилевский Д.В. Технология обучения в высшей школе 7 Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — 288с.
- Чесноков H.H. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики / H.H. Чесноков- М.: Изд. «СпАрт», 1997.- С. 190−193.
- Шаврина О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя / О.Ю. Шаврина- Дис.канд.пед.наук. -Уфа: 2000.-196с.
- Шалаев И.К. Повышение готовности студентов к решению управленческих задач / И. К. Шалаев. Барнаул: Б11Ш, 1982. — 111с.
- Шипицына JI.М. От сегрегации к интеграции / JI.М. Шипицына // Тез. Международного конгресса по проблемам соц., мед. и психологопед. реабилитации инвалидов. Тюмень: 1996. — С. 14−16
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ / Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1966 -112с.
- Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования / А.И. Щербаков- Автореф. дисс. д-ра пед. наук (по псих.). Д.: 1968.-30с.
- Эльконин Д.Б. избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин М.: Междунар. пед. Академия, 1995. — 221с.
- Якиманская И.С. Психолого педагогические проблемы дифференцированного обучения / И. С. Якиманская // Советская педагогика. — 1991.- № 4. — С. 44−52.
- Янг С. Система управления организацией / С. Янг М.: Политиздат, 1972. — 89с.
- Arbogast G., Lavay В. Combining students with different ability levels in games and sport // The physical educator, 1987. N 1 — p.255−261
- Blum M. Die Bewegung des Pferdes als Rehabilitationsmoglichkeit // Terapeutisches Rieten, 1993. № 2. -p.17−21.
- Krasnow S. A new ball game for the disabled // Sport Illustrated, 1990. № 1, p. 14.
- Mitterbauer G., Kornexl E. New Games // Sportpraxis, 1988. № 1, p.3−6.
- Zivanovic Z., Dragutinovic S. «SpArt» sporsko rekreativna aktivnost koja osvaja svet // «Fizicka kultura», Beograd, 1992, v.46. — № 3, s. 259−261.
- Hoskova B. Gestaltung einer Ubungseinheit fur die Korpererziehung Behinderter an Hochschule der CSSR // Theorie und Praxis der Korperkultur, 1981. N10. -S. 748−749.
- The association Rekryterings gryppen for active rehabilitation / 1999. — 16 s.
- Schwarts H. D. Further Thoughts on a «Sonologyof Acceptance for Disabled People"// Social Policy, 1988, v.19. N2. — p. 36−39.