Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционно в процессе социализации одна из ведущих ролей принадлежит социальному институту образования. Современная молодежь очень высоко оценивает наличие образования для реализации своих жизненных стратегий. Одно из противоречий в сфере социализации молодежи заключается в том, что общество становится более усложненным и дифференцированным, оно выдвигает растущие требования к молодому… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
    • 1. 1. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект
    • 1. 2. Трансформация институтов социализации молодежи на современном этапе развития российского общества
  • ГЛАВА II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДОСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
    • 2. 1. Ценностные ориентации молодежи в региональном социуме
    • 2. 2. Досуг молодежи: возможности и предпочтения в контексте социализации

Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глубокие трансформации, происходящие в современной России, влекут за собой серьезные изменения социальной структуры общества и всех его важнейших институтов. Преобразуются практически все сферы жизнедеятельности российского социума. Современные социально-экономические, политические и культурные условия жизни предполагают новые механизмы социализации, что вызывает возрастание научно-исследовательского интереса к социально-демографической группе молодежи как инновационному потенциалу страны.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена возрастающим влиянием регионального фактора на процесс социализации. Экономические, политические, географические, социокультурные, этнические, тендерные составляющие регионального пространства определяют особенности становления и развития молодого поколения, I находящегося в силу своего социального положения в обществе на стадии формирования культурных установок и ценностной системы.

Кроме того, следует учитывать современную тенденцию к усложнению и дифференцированности общества, которая находит отражение в процессе социализации молодежи и способствует удлинению периода достижения социальной зрелости, необходимого для того, чтобы соответствовать сложившимся реалиям в образовательной, профессиональной и других сферах деятельности, а также успешно самореализовываться, не полагаясь на гарантированную государством бесконфликтную модель интеграции в социум, опираясь прежде всего на собственные силы и личные способности. В связи с этим необходимо детально исследовать специфику социализации молодежи регионовопределить ее нормы, ценности, модели поведения, идеалы, жизненные стратегии и в итоге составить целостную «картину» российского молодежного социума. Это позволит разрабатывать и осуществлять программы государственной молодежной политики, максимально объективно отвечающие реальной ситуации в стране, принимая во внимание потребности, проблемы и устремления молодого поколения.

Степень разработанности проблемы. Интерес к молодежной проблематике впервые возник в мировой и российской социологии в конце XIX—XX вв.ека.

Особое значение для данного исследования имеет научное осмысление проблем социализации, которое широко представлено в работах классиков социологии Г. Тарда, Ч. Кули, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида, М. Мида, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Сорокина, и др., а также в трудах современных отечественных ученых Г. М. Андреевой, В. П. Воробьева, С. П. Иваненкова, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, С. В. Полутина, В. А. Дцова.

Исследование проблем молодежи как особой социально-демографической группы, определение возрастных границ, установление роли и места рассматриваемой группы в социальной структуре общества отражено в работах таких ученых, как Л. А. Беляева, И. В. Бестужев-Лада, Ю. Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, А. В. Дмитриев, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. А. Козлов, А. Л. Маршак, П. Э. Митев, М. X. Титма, Б. Ц. Урланис, Ф. Р. Филиппов.

Масштабное изучение социально-психологических, экономических, демографических и образовательных аспектов самоопределения молодежи проводилось В. Н. Шубкиным, Г. А. Чередниченко, Д. Л. Константиновским. Становление молодежи в период неопределенности и риска исследуют В. И. Чупров и Ю. А. Зубок.

Значительный вклад в понимание ценностного сознания молодого поколения внесли М. С. Каган, Н. И. Лапин, А. А. Ручка, В. П. Тугаринов.

Изменения социокультурного пространства российского социума обусловили усиление исследовательского интереса в области ценностных ориентаций и специфики молодежной культуры. Здесь следует выделить труды А. С. Запесоцкого, С. И. Левиковой, В. Ф. Левичевой, В. А. Лукова, 3. В. Сикевич, А. И. Шендрика.

Исследованию категорий досуга и свободного времени разных групп населения, в том числе и молодежи, посвящены работы Л. А. Акимовой, Б. А. Грушина, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовского, А. С. Орлова, В. Д. Патрушева, В. М. Пича, Г. А. Пруденского, В. Я. Суртаева и др.

Таким образом, i анализ научных концепций и подходов позволяет сделать вывод о масштабности изучения молодежной проблематики как в отечественной, так и в мировой социологии. Вместе с тем следует отметить, что не в полной мере исследованы специфика социализации, система ценностных ориентаций и структура досуговых предпочтений молодежи на региональном уровне. Результаты диссертационного исследования призваны дополнить представления о положении молодежи в региональном социуме.

Объект исследования — молодежь в региональном социуме как особая социально-демографическая группа.

Предмет исследования — содержание и тенденции процесса социализации, факторы формирования ценностных ориентаций и структуры досуга молодежи (на примере Республики Мордовия, Пензенской, Ульяновской областей).

Цель исследования заключается в выявлении тенденций. социализации, ценностных ориентаций и структуры досуговых предпочтений 1 молодежи в регионах Среднего Поволжья.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач: рассмотреть факторы и критерии социализации молодежи как особой социально-демографической группы в условиях трансформации российского общества с учетом региональных особенностейопределить основные тенденции развития институтов социализации на социетальном и региональном уровняхвыявить особенности жизненных стратегий молодежи в региональном социумепроанализировать социально-ценностные ориентации и идеалы молодежи с учетом региональной спецификираскрыть структуру досуговых предпочтений молодежи на примере регионов Среднего Поволжья.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования основана на совокупности теоретических парадигм, изложенных в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблемам молодежи. Кроме того, в основу исследования положены работы классиков мировой и отечественной социологии по проблемам социализации.

Материалом для теоретических выводов послужил анализ данных государственной статистики и нормативно-правовых актов по вопросам реализации молодежной политики и ее отдельных направлений.

При сборе, анализе и обобщении социологической информации по обозначенной проблеме использовались системный и институциональный подходы, а также эмпирические социологические методы — анализ документов, анкетный опрос, вторичный анализ социологических исследований.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются результаты социологических исследований, проведенных с участием диссертанта в 2005;2007 гг. в регионах Среднего Поволжья (Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях).

Исследование проведено в регионах, имеющих сходные социально-экономические условия: площади территории и численность населения, в том числе молодежи, экономика индустриально-аграрного характера, сравнительно высокий удельный вес сельского населения (свыше 30%), сопоставимые величины регионального прожиточного минимума, среднедушевых доходов и бюджетной обеспеченности населения, социальной инфраструктуры.

В диссертационной работе использовался вторичный анализ эмпирических данных ряда социологических исследований: «Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа», проведенное в 2003 г. Институтом комплексных социологических исследований РАН (М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова) — «Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс», проведенное в 2004 г. Институтом социологии РАН (М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова) — «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенное в 2007 г. Институтом социологии РАН (М. К. Горшков).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты специфические факторы социализации молодежи в региональном социумесформулированы критерии успешной социализации в условиях регионализации российского общества.

2. Определены основные тенденции развития важнейших институтов социализации (семьи, образования, рынка труда, средств массовой информации), связанные с трансформационными процессами, протекающими в российском обществе.

3. Выявлены особенности жизненных стратегий молодежи в зависимости от социально-экономических и культурных характеристик регионов.

4. Установлено, что в системе ценностных ориентаций молодежи регионов Среднего Поволжья при актуальности универсальных ценностей (семья, здоровье, дружба, безопасность, любовь, справедливость, свобода) проявляется слабая самоидентификация с национальными традициями, культурой, идеалами.

5. Доказано, что структура досуговых предпочтений молодежи в основном определяется ориентациями на непритязательный тип досуговой активности, препятствующий реализации социокультурного потенциала молодого поколения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Молодежь в региональном социуме представляет собой особую группу, имеющую определенный социальный статус и ценностные ориентации, обусловленные сходными возрастными и социально-психологическими признаками, социализирующуюся под воздействием политических, социально-экономических, культурных особенностей каждого отдельно взятого региона страны. Наиболее важными факторами, непосредственным образом влияющими на процесс социализации молодого поколения в региональном социуме, являются низкий социально-экономический уровень развития большинства российских регионов, острота проблемы занятости, слабое развитие инфраструктуры досуга.

Критерии успешной социализации могут определяться наступлением социальной зрелости, которая характеризуется достижением самостоятельного статуса индивида в обществе на основе оптимального соотношения процессов приспособления и обособления.

2. Институт семьи в современных социализационных процессах претерпевает значительные изменения, выражающиеся в укреплении нерегистрируемой формы брака, высокого коэффициента разводимости, малодетности. Основной причиной подобных тенденций являются материальные факторы (низкие доходы, плохие жилищные условия), социально-психологические (неуверенность в будущем, образ жизни) и физиологические факторы (состояние здоровья), напрямую влияющие на I социально-демографическую ситуацию в стране.

Институт образования приобретает все более рационально-прагматический контекст, выраженный в достижении высокого социального статуса. Вследствие усложнения и дифференциации общества выдвигаются растущие требования к молодому поколению, задавая высокие стандарты образования, личных способное! с й, профессионализма, но в действительности наблюдается недостаточность ресурсов для обеспечения эффективной социализации каждого молодого человека. В то же время выявлено разобщение в действиях агентов социализации (образования и рынка труда), проявляющееся в несоответствии специализации выпускников I образовательных учреждений реальным потребностям регионального рынка труда, что приводит к высокому уровню невостребованности молодых специалистов, последующей их миграции и вызывает усугубление диспропорции в половозрастной и квалификационной структуре региона.

3. Социализационные процессы в российском обществе характеризуются трансформацией основных институтов, функций, I механизмов социализации, что обуславливает формирование определенных жизненных стратегий поведения молодежи в различных сферах жизнедеятельности (образовательной, профессиональной, социально-психологической). В настоящее время основными составляющими жизненных стратегий молодежи являются получение качественного образования и освоение престижной профессииповышение уровня образования и профессиональной квалификации, позволяющее быть востребованным на современном высокодифференцированном рынке трудаобеспечение восходящей социальной мобильности, предполагающей потенциальную трудовую миграциюдостижение жизненного успеха с опорой на ярко выраженный индивидуализм.

4. Система ценностей является исходным пунктом в процессе становления личности, выборе жизненных стратегий, ориентиров и идеалов. I.

Экономические и политические трансформации в стране актуализируют замещение в сознании современной молодежи патерналистских настроений ориентацией на достижение жизненного успеха посредством личных способностей, целеустремленности, трудолюбия, профессионализма и высокой мотивации к труду, что ведет к восходящей мобильности. Молодое поколение не выделяет патриотизм в ранг приоритетных для себя ценностей, не сориентировано на приобщение к национальной культуре, в том числе не определяет в качестве жизненного идеала кого-либо, кроме собственных родителей, что в значительной мере обусловлено малой эффективностью процесса распространения и донесения до массового сознания этнокультурных норм и традиций в российском обществе.

5. Досуг представляет собой важную составляющую процесса социализации молодого поколения. В структуре досуговых предпочтений молодежи регионов Среднего Поволжья превалирует в большей степени простой вид досуга (телевидение, радио, музыка, видео, «просто отдых», посещение развлекательных заведений), который обеспечивает сиюминутность удовлетворения потребности в рекреации, не предполагая наличия и развития профессиональных навыков в отличие от серьезного вида досуга (самообразование и повышение квалификации, общественная деятельность, творчество, посещение театров, музеев, выставок и вернисажей). Подобное соотношение простого и серьезного досуга прежде всего объясняется ценностными ориентациями представителей данной социально-демографической группы, не нацеленными на саморазвитие и самосовершенствование, а также уровнем развития инфраструктуры досуговой деятельности, препятствующим реализации социокультурного потенциала молодежи.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, конкретизируют и развивают научные представления о региональных особенностях становления современной молодежи, ее ценностных ориентациях и досуговых предпочтениях, способствуют более глубокому пониманию природы и механизмов социализации молодого поколения, что, в свою очередь, актуализирует проблему оптимизации данного процесса в условиях трансформации российского общества.

Отдельные положения диссертационной работы могут найти применение при разработке программ региональной молодежной политики. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки учебных курсов по общей социологии, социологии молодежи. Результаты диссертационного исследования внедрены при преподавании в высшей школе по курсам социология молодежи, социология семьи, социология образования.

Апробация материалов исследования. Основные выводы исследования были представлены на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях: «Актуальные проблемы массовой коммуникации: опыт прошлого — проблемы настоящего» (г. Пенза, 2005) — «Европейские социальные модели: подходят ли они для России» (г. Пенза, 2005) — «Актуальные проблемы PR в современном российском обществе» (г. Пенза, 2006—2007) — «Самоорганизация социокультурного пространства Поволжских регионов: векторы, факторы, механизмы изменения» (г. Ульяновск, 2006) — «Университетское образование» (г. Пенза, 2007) — «Специалист XXI века» (г. Волгоград, 2007) — «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, 2008).

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях ВАК России: «Известия Высших Учебных Заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Научно-практический журнал» (Пенза, 2007) — «Социология образования» (Москва, 2008).

По теме диссертации опубликовано 10 работ (в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК России) общим объемом 3,7 печатных листов.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» Пензенского государственного университета.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования позволили автору сделать вывод, что в структуре досуга молодежи регионов Среднего Поволжья доминирует простой (обычный) вид досуга, который не требует особых усилий со стороны индивида для удовлетворения потребности в рекреации, не предполагает наличия и развития профессиональных навыков. Малая доля серьезного досуга в структуре свободного времени молодежи указывает на непритязательный тип досуговой активности и объясняется следующими факторами: во-первых, ценностные ориентации, установки, потребности представителей данной социально-демографической группы, не нацелены на саморазвитие и самосовершенствованиево-вторых, инфраструктура досуговой деятельности в исследуемых регионах характеризуется меньшей степенью доступности учреждений культуры (библиотек, театров, консерваторий, музеев), образовательных центров (лингвистических, компьютерных и др.), способствующих реализации социокультурного потенциала молодежи, чем в мегаполисах.

В заключение, следует отметить, что рациональность использования свободного времени молодежью, его социальное регулирование со стороны семьи и государства, являются важнейшими факторами эффективной социализации и профилактики развития девиантного поведения в молодежной среде, кроме того, необходимо учитывать, что государство играет определяющую роль в построении инфраструктуры досуга. На современном этапе развития российского общества общегосударственная идеология недостаточно способствует закреплению в сознании молодых людей норм и правил социально одобряемого поведения, ценностей и традиций общества, в котором социализируется личность. Поэтому оптимальным является возвращение к большему воздействию семьи, государства и структур гражданского общества в координировании как организации досуга молодежи, так и в целом процесса ее социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Молодежь как особая социально-демографическая группа обладает определенными признаками (возрастные характеристикисоциальный статус, занимаемый в структуре обществасоциально-психологические особенности личностиособая структура ценностных ориентаций), позволяющими рассматривать различных представителей молодого поколения как единую социальную общность, изучать общие тенденции и закономерности их развития.

Региональный фактор приобретает все более значимую роль в процессе социализации молодежи, обуславливая особенности ее становления. Процесс регионализации страны предопределен рядом объективных причин, в то же время существующий диспаритет в социально-экономическом развитии регионов влияет на уровень востребованности молодежи на рынке труда, материальное положение, миграционные настроения, систему ценностных ориентаций.

В современных условиях развития российского общества молодежь не представляет собой однородной социально-демографической группы и обладает сложной внутренней структурой. Поэтому в исследовании молодежи регионов Среднего Поволжья было заложено два основополагающих принципа формирования молодежи как социально-демографической группы: общность возрастных и социально-психологических признаковособенности социализации молодежи, связанные с политическими, социально-экономическими и культурными составляющими региона. Наиболее важными факторами, непосредственным образом влияющими на процесс социализации молодого поколения в региональном социуме, являются низкий социально-экономический уровень развития большинства российских регионов, острота проблемы занятости, слабое развитие инфраструктуры досуга.

Глобальная трансформация российского общества затрагивает различные институты социализации, вызывая значительное изменение механизмов воздействия на молодого человека. В данной связи актуальным представляется на основании анализа данных государственной статистики и результатов исследования выявление современного состояния важнейших институтов социализации молодежи — семьи, образования, рынка труда, средств массовой информации как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Семья выступает одной из важнейших ценностей для молодежи, при этом институт семьи в настоящее время подвергается значительным деформациям, что выражается в распространении нерегистрируемой формы брака, высоком коэффициенте разводимости, малодетности. На современном этапе развития российского общества важным является возвращение к историческому пониманию семьи как стабилизирующего механизма общества. Несмотря на то, что работа по направлениям молодежной политики ведется на федеральном и региональном уровнях, все же отмечается некоторая декларативность в реализации программ в отношении молодежи и семьи.

В рамках исследования социализационных процессов необходимо обратить внимание на проблему девиантного поведения и особо выделить аддиктивное поведение, которое приобрело в последние годы массовый характер. Популяризации подобных форм девиантности во многом способствуют средства массовой информации и индустрия развлечений, приобретающие все большую силу воздействия на молодежную аудиторию. В связи с этим представляется актуальным более строгое отслеживание содержания и направленности каналов СМИ, тем самым не допуская насаждения негативных, девиантных форм поведения в молодежной среде.

Традиционно в процессе социализации одна из ведущих ролей принадлежит социальному институту образования. Современная молодежь очень высоко оценивает наличие образования для реализации своих жизненных стратегий. Одно из противоречий в сфере социализации молодежи заключается в том, что общество становится более усложненным и дифференцированным, оно выдвигает растущие требования к молодому поколению, определяя высокие стандарты образования, профессионализма, при этом экономическая дифференциация сказывается и проявляется на доступности образования, здравоохранения, трудоустройства. Специфика социализации молодежи регионов Среднего Поволжья связана с ее востребованностью на региональном рынке труда, когда одними из наиболее важных проблем являются безработица и неэффективная занятость, а стремление к восходящей социальной мобильности обуславливает преобладание трудовой миграции над всеми другими видами этого процесса (образовательной, рекреационной, переселенческой), что выступает причиной диспропорции в половозрастной и профессионально-квалификационной структурах региона.

Таким образом, трансформационные процессы, протекающие во всех основных институтах социализации российского общества приводят к формированию современных жизненных стратегий молодого поколения, способствующих успешной самореализации, что актуализирует раскрытие основных составляющих данных стратегий молодежи регионов Среднего Поволжья в образовательной, профессиональной, миграционной и социально-психологической сферах.

Дисскусируя о проблемах, с которыми сталкивается молодежь на своем жизненном пути, очевидно, что реальная ситуация в рассматриваемых регионах далека от идеала. На наш взгляд, на современном этапе развития российского общества реализация государственной молодежной политики позволяет в некоторой степени улучшить демографическую ситуацию в стране, укрепить семейные отношения, повысить доступность и качество 1 образовательных услуг. Продолжение взятого курса развития страны будет способствовать приближению российской социально-территориальной структуры к оптимальному сбалансированному состоянию, позволит обеспечить достойный уровень жизни новых поколений, широкие возможности для становления и самореализации. Адекватное восприятие молодежи в качестве инновационного потенциала способно вывести нашу страну на качественно новый уровень развития.

Масштабные экономические, социальные и политические перемены в российском обществе стимулируют модификацию ценностных ориентаций молодежи, усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися ориентирами.

Система ценностей является исходным пунктом в процессе становления личности, выборе жизненных стратегий, установок и идеалов. Формирование ценностной системы молодежи в России, характеризуется несоответствием норм и ориентаций, господствовавших ранее в общественном сознании, условиям жизни, которые формируются рыночной экономикой и политическими изменениями в обществе. Для успешной самореализации уже недостаточно элементарного усвоения и воспроизводства соответствующих норм поведения и ценностных ориентаций через институты социализацииновые реалии требуют роста профессиональной квалификации, активной жизненной позиции молодого человека. Поэтому в молодежной среде превалирует тенденция индивидуализма, стремление человека прежде всего к собственному материальному и духовному благополучию. Ориентация на личный успех становится важным компонентом жизненной стратегии молодежи в современных рыночных условиях.

В то же время универсальными ценностями для всех возрастных категорий молодежи по-прежнему остаются семья, здоровье, дружба, безопасность, любовь, справедливость и свобода.

В целом выявляется тенденция к слабой самоидентификации молодого поколения с национальной культурой, традициями, идеалами вследствие особенностей социокультурного пространства российского общества. Результаты исследования свидетельствуют, что низкий уровень культуры, кризис морали и нравственности в обществе не является первостепенной проблемой для молодежи, до тех пор, пока не будут решены проблемы, связанные с социально-экономической нестабильностью в стране.

В современных условиях структура досуговых предпочтений является важным показателем эффективности и направленности процесса I социализации, что актуализирует изучение свободного времени молодежи. Потому как молодость — это период жизненного пути, когда продолжается социализация личности, а досуг представляется оптимальным пространством для подобных действий. С другой стороны, досуг — это зона повышенного риска, так как здесь снижается уровень социального контроля.

В структуре досуговых предпочтений молодежи регионов Среднего Поволжья превалирует простой вид досуга (телевидение, радио, музыка, видео, «просто отдых», посещение развлекательных заведений), который обеспечивает сиюминутность удовлетворения потребности в рекреации, не способствует социокультурному и профессиональному совершенствованию в отличие от серьезного вида досуга (самообразование и повышение квалификации, общественная деятельность, творчество, посещение театров, музеев, выставок и вернисажей). Подобное соотношение простого и серьезного досуга в структуре свободного времени молодежи регионов Среднего Поволжья свидетельствует о непритязательном типе досуговой активности. Успешность процесса социализации во многом будет определяться рациональностью использования и социальным регулированием, уровнем развития инфраструктуры досуга современной молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер- пер. с англ., под ред. С. А. Ерофеева. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. ,
  2. JI. А. Социология досуга: учебное пособие / JI. А. Акимова. — М.: МГУКИ, 2003.
  3. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005.
  4. Асп Э. К. Введение в социологию / Э. К. Асп. СПб.: Алетейя, 2000.
  5. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983.
  6. П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / Г1. И. Бабочкин. — М.: Социум, 2000.
  7. JI. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России / JI. А. Беляева // Социологические исследования. 2004. — № Ю.
  8. П. Социология: Биографический подход // Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер- пер. с англ. В. Ф. Анурина. — М.: Академический Проект, 2004.
  9. П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995.
  10. . Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий / Б. Н. Бессонов. М.: Норма, 2006.
  11. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. — М.: Политиздат, 1984.
  12. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  13. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер с англ. М.: Вече, ACT, 1999.
  14. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  15. П. Социология политики / П. Бурдье- пер. с фр. — М.: Socio-Logos, 1993.
  16. П. Практический смысл / II. Бурдье- пер. с фр., отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.
  17. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер- сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990.
  18. Ю. Р. Студент 90-х.: социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. № 2.
  19. Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.
  20. Ю. Г. Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов- под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  21. Высшие учебные заведения (на начало учебного года) Электронный ресурс. / Официальный сайт федеральной службы государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08ll/IssWWW.exe/Stg/d01/08−10.htm
  22. Э. Устроение общества: очерк теории структуризации / Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2003.
  23. . А. Свободное время. Актуальные проблемы / Б. А. Грушин. — М.: Мысль, 1967.25. «Декларация принципов терпимости» / Принята в г. Париже 16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
  24. Демографический ежегодник России. 2008: Стат. сб. — М.: Росстат, 2008.
  25. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. -М.: Эдигориал УРСС, 1996.
  26. А. В. Насилие: Социо политический анализ / А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин. — М.: РОССПЭН, 2000.
  27. А. В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев. -М.: Гардарики, 2002.
  28. Доктрина Государственной молодежной политики Российской Федерации. Государственный Совет Российской Федерации. — М., 2002.
  29. А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. С. Запесоцкий // Социологические исследования. — 2006 — № 12.
  30. А. С. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А. С. Запесоцкий. СПб.: ИГУП, 1996.
  31. А. С. Эта непонятная молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. М.: Профиздат, 1990.
  32. Т. И. Социетальная трансформация российского общества / Т. И. Заславская. — М.: Дело, 2002.
  33. Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3.
  34. Ю. А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. -2008.-№ 7.
  35. Ю. А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. 2008. — № 5.
  36. Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2008. — № 2.
  37. Ю. А. Проблемы риска в социологии молодежи / Ю. А. Зубок. -М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2003.
  38. Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю. А. Зубок. — М.: Социум, 1998.
  39. В. Н. Федерализм и безопасность государства / В. Н. Иванов // Социологические исследования. — 2004. — № 6.
  40. С. П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Синтез-Полиграф, 2003.
  41. С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова. — JL: Изд-во ЛГУ, 1974.
  42. С. Н. Социология о молодежи: (Проблемы воспитания духовного облика) / С. Н. Иконникова. Л.: Знание, 1985.
  43. И. М. Куда идти России / И. М. Ильинский. М.: Голос, 1995.
  44. И. М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления) / И. М. Ильинский. — М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2006.
  45. М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  46. А. Б. Регионы в современном мире / А. Б. Каримова // Социологические исследования. 2006. — № 5.
  47. А. И. Социология молодежи. Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. — М.: Социум, 1999.
  48. А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отношения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003. — № 1.
  49. А. И. Десоциализация / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1.
  50. Когда наступает время выбора: (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учеб. заведений) / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
  51. А. А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса / А. А. Козлов // Молодежь: тенденции социальных изменений / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ, 2000.
  52. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.
  53. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. М.: Знание, 1988.
  54. Кон И. С. Молодежь / И. С. Кон // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
  55. Кон И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. М.: Моск. психол.-социал. ун-т.- - Воронеж: МОДЭК, 1999.
  56. Д. Л. Динамика неравенства. // Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Д. Л. Константиновский- под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  57. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурс. / Институт демографических исследований — Режим доступа: http://www.demographia.ru/articlesN/index.html?idR=5&idArt=947
  58. Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1991. № 1.
  59. С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С. А. Кравченко. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2007.
  60. Ю. И. Императивы современной теории социализации / Ю. И. Кривов, В. П. Воробьев. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2003.
  61. Ч. Первичные группы / Ч. Кули // Американская социологическая мысль. Под общ. ред. В. И. Добренькова. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1996.
  62. Н. И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры / Н. И. Лапин // Социологические исследования. — 2000. — № 7.
  63. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. — 1996. — № 5.
  64. Н. И. Социальные ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  65. В. К. О социальной сущности Концепции устойчивого развития / В. К. Левашов // Социологические исследования. — 1997. — № 4.
  66. С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. — М.: Вузовская книга, 2002.
  67. С. И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры / С. И. Левикова // Общественные науки и современность. — 2001.-№ 4.
  68. В. Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении / В. Ф. Левичева. М.: Молодая гвардия, 1989.
  69. В. А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева // Социологические исследования. 2007. -№ 12.
  70. Д. А. Виктор Франкл в борьбе за смысл жизни // Человек в поисках смысла: Сборник / Д. А. Леонтьев- пер. с англ. и нем.- общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
  71. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996.-№ 4.
  72. Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999.
  73. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000.
  74. В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. — 2002. — № 10.
  75. В. В. Диалог с регионами: опыт анализа / В. В. Маркин // Социологические исследования. — 2008. — № 7.
  76. А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи / А. Л. Маршак // Социологические исследования. 1998 — № 12.
  77. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. — М.: Наука, 1988.
  78. С. М. Госзаказ на семейные ценности / С. М. Миронов // Российская газета от 16.01.08. № 4563
  79. П. Э. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи / П. Э. Митев. София: НИИМ при ЦК ДКСМ, 1983.
  80. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. — М.: Институт социологии РАН, 2007.
  81. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский, С. В. Алещенок, И. А. Володин и др. -М.: Ин-т молодежи: Голос, 1999.
  82. Молодежь страны и региона на пороге XXI века: Социальные проблемы: Монография / Отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Матвеев. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.
  83. . Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б. Г. Мосалев М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры, 1995.
  84. А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Academia, 2006.
  85. Население по полу, возрастным группам и состоянию в браке Электронный ресурс. / Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. -Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM0203.htm
  86. Общая социология / Под ред. Е. Г. Зборовского. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004.
  87. Общая социология / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2007.
  88. С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
  89. Е. JI. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? / Е. JI. Омельченко // Неприкосновенный запас. 2004. — № 4.
  90. А. С. Социология рекреации / А. С. Орлов. М.: Наука, 1995.
  91. Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е. В. Осипова. 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 2001.
  92. В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. — М.: Академический проект, 2001.
  93. А. С. Философия политики / А. С. Панарин. — М.: Новая школа, ' 1996.
  94. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.
  95. Т. О социальных системах / Т. Парсонс- под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002.
  96. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс- под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2000.
  97. В. Д. Бюджет времени различных социальных групп и территориальных общностей / В. Д. Патрушев // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд. перераб. и дополн. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
  98. Пензенская область — один из самых спортивных регионов РФ от 27.05.08. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sportrf.ru/ news
  99. А. В. Быть личностью / А. В. Петровский. — М.: Педагогика, 1990.
  100. В. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации / В. Пилипенко, Е. Волянская // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. — № 4.
  101. В. М. Ваше свободное время / В. М. Пича. Киев: Политиздат Украины, 1988.
  102. Платон. Апология Сократа / Платон. — Соч. В 3-х т, Т. 1. — М.: Мысль, 1968.
  103. Политическая энциклопедия. В 2 т., Т. 2./ Нац. обществ.-науч. фонд. / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999.
  104. С. В. Молодежь в процессе социального воспроизводства: социологический анализ / С. В. Полутин. — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2000.
  105. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−2015годы» // Собрание законодательства РФ 16.01.2006 -№ 3 — ст. 304 (в ред. от 14.10.2008).
  106. Приоритетный национальный проект «Здоровье» Электронный ресурс. / Совет при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики — Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/health/healthmain.shtml
  107. Приоритетный национальный проект «Образование» Электронный ресурс. / Совет при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики — Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/educationmain.shtml
  108. Г. А. Время и труд / Г. А. Пруденский. — М.: Мысль, 1965.
  109. Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени / Г. А. Пруденский. М.: Наука, 1972.
  110. В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. — М.: Наука, 1995.
  111. Региональная социология в России: Сборник материалов социологических исследований / Отв. ред. В. В. Маркин. — М.: Экслибрис-Пресс, 2007.
  112. Т. Е. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю. М. Резник // Социологические исследования. — 1995. — № 12.
  113. Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. — М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.
  114. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. — М.: Наука, 2005.
  115. Российская молодежь: проблемы и решения / Н. Е. Тихонова. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
  116. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАНГ.В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  117. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. — М.: Росстат, 2008.
  118. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн., Кн. 1./ Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая энциклопедия, 2001.
  119. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: Наука, 2004.
  120. А. А. Ценностный подход в системе социологического знания /
  121. A. А. Ручка. Киев: Наукова думка, 1987.
  122. П. С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов / П. С. Самыгин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  123. В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи /
  124. B. Е. Семенов // Социологические исследования. 2007. — № 4.
  125. Семья в России. 2008: Стат.сб. М.: Росстат, 2008.
  126. С. А. Молодежные субкультуры в республике / С. А. Сергеев // Социологические исследования. — 1998. — № 11.
  127. Сикевич 3. В. Молодежная культура: за и против: Заметки социолога / 3. В. Сикеич. Л.: Лениздат, 1990.
  128. Е. Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала (human development) России и регионов / Е. Г. Слуцкий — СПб.: ИРЭ РАН: НАЮ, 2000.
  129. Е. Г. Социальная работа с молодежью / Е. Г. Слуцкий, Н. И. Сапова, А. В. Кострикин, Я. В. Кондратьева- под ред. проф.
  130. C. М. Климова и проф. Е. Г. Слуцкого. — СПб.: Об-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., 2004.
  131. Н. Социология / Н. Смелзер- пер. с англ. М.: Феникс, 1998.
  132. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Мыслители XX века / П. А. Сорокин- общ. ред. Согомонова А. Ю. Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.
  133. П. А. Заметки социолога. Социологическая публицистика / П. А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000.
  134. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. -М.: Росстат, 2008.
  135. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. 3. Т. Голенкова. -М.: Наука, 1999.
  136. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
  137. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. проф. В. Т. Лисовский. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
  138. Социология семьи / Под ред. проф. А. И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2007.
  139. Спорт становится национальным проектом Электронный ресурс. / Официальный сайт партии «Единая Россия» — Режим доступа: http://old.edinros.ru/news.html?id=l 11 654
  140. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Аврамова и др.- под ред. Т. Малеевой- Московский Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2003.
  141. Статистические данные о положении молодежи в Российской Федерации Электронный ресурс. / Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ — Режим доступа: http://minstm.gov.ru/documents/xPages/item.135.html
  142. Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р. А. Стеббинс // Социологические исследования. — 2000. — № 7.
  143. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.
  144. И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И. А. Сурина. М.: Социум, 1999.
  145. В. Я. Социология молодежного досуга / В. Я. Суртаев. — СПб.: Изд-во С.-Петербургской гос. акад. культуры, 1998.
  146. В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности / В. Я. Суртаев. — СПб.: СПбГИК, 1992.
  147. А. И. Журналу «Регионология» 15 лет! / А. И. Сухарев // Регионология. — 2007. — № 3.
  148. А. И. Проблемы регионологии: Сб.ст./НИИ регионологии / А. И. Сухарев. Саранск, 2001.
  149. Г. Социальная логика / Г. Тард- пер. с фр. СПб.: СоциальноIпсихологический центр, 1996.
  150. М. X. Молодое поколение / М. X. Титма, Э. А. Саар. М.: Мысль, 1986.
  151. Э. Шок будущего / Э. Тоффлер- пер. с англ. — М.: ACT, 2002.
  152. . Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Прометей, 1998.
  153. В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960.
  154. В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.
  155. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 03.06.1996 — № 23 — ст. 2756.
  156. Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах» // Собрание законодательства РФ — 12.05.2008 № 19 — ст. 2118.
  157. . Ц. История одного поколения. (Социально-демографический очерк) / Б. Ц. Урланис. М.: Мысль, 1968.
  158. Федеральный закон от 29.12.2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 03.01.2005 — № 1 (часть 1) — ст. 27.
  159. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» // Собрание законодательства РФ 20.03.2006 — № 12 — ст. 1232 (в ред. от 07.05.2009).
  160. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулирований деятельности по’Организации и проведению азартных игри о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российскойi
  161. Федерации» // Собрание законодательства РФ 01.01.2007 — № 1' (часть 1)-ст. 7.
  162. Федеральный закон от 21.07.2007 № 194-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» // Собрание законодательства РФ 23.07.2007 — № 30 — ст. 3808.
  163. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном? бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ 30.07.2007 — № 3 1 — ст. 3995.
  164. Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении России, к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением» // Собрание законодательства РФ — 28.04.2008 — № 17-ст. 1758. I
  165. Ф. Р. Социолог о молодежи. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества / Ф. Р. Филиппов. — М.: Знание, 1977.
  166. В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франки- пер. с англ. и нем.- общ. Ред. JL Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
  167. Р. А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р. А. Ханипов // Социологические исследования. — 2007. — № 12.
  168. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации иIжизненные пути (Опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
  169. В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М.: Ин-т соц.-полит. исследований, 2000.
  170. В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001.175.1Иендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития / А. И. Шендрик. М.: Молодая Гвардия, 1990.
  171. Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности / Т. В. Шипунова // Социологические исследования. — 2002. — № 5.
  172. JT. JI. Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы / JT. JT. Шпак. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1991.
  173. П. Социология социальных изменений / П. Штомпка- пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.
  174. В. Н. Страх и тревога в современной России: опасности и способность противостоять им / В. Н. Шубкин, В. А. Иванова // Страхи и тревоги россиян: Сб. ст./ В. Н. Шубкин и др. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
  175. В. Н. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства / В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко. -М.: Мысль, 1985.
  176. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб.: Знание, 2004.
  177. И. А. Социальные технологии в управлении промышленным холдингом: социально-коммуникативный аспект / И. А. Юрасов. -Пенза: Изд-во Ш НУ им. В. Г. Белинского, 2006.
  178. Ярская-Смирнова Е. Р. Противостоит ли нация насилию? / Е. Р. Ярская-Смирнова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. — Т. 8. № 1.
  179. Inkeles A. A model of the modern man: theoretical and methodological issues / A. Inkeles // Black, 1976.
Заполнить форму текущей работой