Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современный политический процесс на Северном Кавказе: проявление этностатусной асимметрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Г. Скворцова А.А.Сусоколова5. Активно в этом направлении работает известный петербургский исследователь З. В. Сикевич, которая и в конкретно социологических исследованиях, и на уровне теоретического анализа изучает «социальную обусловленность этнических явлений"6. Региональный уровень этносоциологического изучения политического процесса четко проводится в работах М. М. Атаева, Н. М. Гаджиева, Г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности политического процесса на Северном Кавказе
    • 1. 1. Методологические предпосылки изучения политического процесса
    • 1. 2. Политическое пространство Северного Кавказа
    • 1. 3. Динамика политического процесса на Северном Кавказе
  • Глава 2. Этническая стратификация как фактор политического процесса на Северном Кавказе
    • 2. 1. Объективные условия производства этносоциальной структуры
    • 2. 2. Трансформация этностатусных позиций в многосоставных республиках Северного Кавказа
    • 2. 3. Этностатусность как фактор формирования политических элит в многосоставных республиках

Современный политический процесс на Северном Кавказе: проявление этностатусной асимметрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Распад СССР как социально-политической системы дал толчок развитию множества социальных процессов, к числу которых можно отнести межэтническую конкуренцию. Особенно ярко этот процесс проявился на Северном Кавказе. Он определил вектор политического развития региона последнего десятилетия — этнизацию государственности. Известно, что все республики, расположенные на территории региона, по составу своего населения полиэтничны. В этих условиях этнизация государственности привела к углублению различий социальных позиций этносов, способствуя усилению более многочисленных из них.

По всему комплексу проблем межнациональных отношений до настоящего времени существует острое противостояние позиций внутри российской политической элиты, поскольку они непосредственно затрагивают главный вопрос российской государственности — сущность федерализма. Центральным пунктом спора является проблема приоритета прав личности или этнических групп, которая приводит к столкновению территориальной и национально-территориальной концепций федерализма. Поэтому не случайно то, что этот круг проблем привлекает большое внимание политологов и правоведов.

Однако в политической сфере в четко выраженной форме проявляются те тенденции социального развития, которые обусловлены более глубинными причинами. К их числу можно отнести этнический фактор. Не вдаваясь в теоретические споры о степени адекватности онтологической трактовки этноса реальности, отметим, что опыт социального развития последнего десятилетия XX века показывает, что этнический фактор вызвал распад таких федеративных государств как СССР, Югославия, Чехословакия, т. е. он способен изменить социальное и геополитическое пространство политического процесса.

Актуализация этничности, как групповой характеристики, обусловлена определенными социальными отношениями и задает восприятие действительности самим участникам политического процесса, а, следовательно, воздействует на их мотивацию и практические установки.

Можно согласиться с современными социологами: «В действительности существуют «социальные структуры», не зависящие (в конечном итоге) от сознания и воли людей и определяющим образом воздействующие на их практики или представлениявместе с тем неотъемлемой и необходимой частью этих структур служат схемы восприятия, оценивания, мышления и действия, которыми наделены агенты. Объективные социальные структуры являются необходимыми условиями и предпосылками осуществления субъективных практик. и «системно детерминируют» непосредственные социальные взаимодействия"1.

Принимая эту позицию как исходную, следует подчеркнуть, что этническая специфика политического процесса проявляется на локальном уровне, но здесь может выступить в качестве доминирующей характеристики. Поэтому изучение региональных форм проявления политического процесса осуществляется, как правило, с опорой на анализ истории становления и проявления интересов этнических групп в политической борьбе, что обычно и учитывается в политологических Л работах. Нам же представляется необходимым выделить те «объективные социальные структуры», существующие на региональном уровне, которые порождают и закрепляют как схемы восприятия политического процесса в этнической форме, так и практику этномобилизации.

1 Качанов Ю. Л. Практическая топология социальных групп// Socio-Logos' 1996. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996. С. 52.

2 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995; Музаев Т. Этнический сепаратизм в России// 1Шр/Лииу. panorama, ш/indcx. htmlЮрченко B.M. Политика как фактор региональной конфликтности. Краснодар. 1997.

Такая постановка вопроса особенно актуальна в настоящее время для Северного Кавказа, который является, по оценкам ученых и политиков, наиболее конфликтогенным регионом России.

Степень разработанности проблемы. Заявленная проблема по своей природе является междисциплинарной и находится в центре внимания представителей различных специальностей: этнологов и историков, философов и психологов, социологов, политологов и правоведов. В наибольшей степени проблемы политического процесса на Северном Кавказе разработаны историками и политологами, что объясняется предметной областью этих наук. Современная история этнополитических отношений в данном регионе подробно рассмотрена в работах л.

В.А.Авксентьева, В. Дзидзоева, А. Коркмазова, В. В. Черноуса. Значительная работа проделана в методологической плоскости, где анализируются общетеоретические проблемы политического процесса. Здесь можно выделить работы А. Г. Здравомыслова, А. С. Панарина, К. С. Гаджиева.

Анализ национальных конфликтов с позиций общей теории конфликтов, разрабатываемой в отечественной социологии, содержится в работах В. А. Барсамова, А. В. Дмитриева, А. Г. Здравомыслова, В. В. Ильина, М. В. Иордана, Е. И. Степанова, Э. А. Позднякова, Ж. Т. Тощенко и др. К этому направлению примыкает другое, представители которого для анализа межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве стремятся использовать теоретические модели западной этноконфликтологии, в частности, концепции социальной конкуренции, конфликтного взаимодействия «центра» -" периферии" (работы Г. С. Котанджяна,.

А.А.Празаускаса, Э. Н. Ожиганова, Э. И. Скакунова и др.).

В исследованиях В. А. Авксентьева, И. М. Габдрафикова, М. Н. Губогло, А. А. Жирикова, Э. Ф. Кисриева, Е. В. Крицкого, Э. И. Ожиганова, Э. И. Паина,.

А.А.Попова, Л. С. Перепелкина, Г. П. Предвечного, В. Н. Рябцева, Э. Н. Скакунова, В. А. Тишкова, JI.JI. Хоперской, С. М. Червонной анализируется специфика этнополитической ситуации в отдельных регионах страны, в том числе и на Северном Кавказе, а также моделируются динамика и сценарии развития межэтнических конфликтов.

При столь обширной исследовательской литературе крайне мало работ посвящено концептуальному осмыслению политических проблем, остро проявившихся в северокавказском регионе в последнее десятилетие уходящего века. В одной из немногих работ этого направления современный политический процесс на Северном Кавказе рассматривается через призму утверждения этносом своей субъектной природы. Эта позиция позволяет автору, утверждать необходимость «на уровне федерального законодательства. предпринять шаги к конституционному закреплению понятия «этнос как субъект права» и, соответственно, определить правовые гарантии каждого этноса в структуре многонационального государства"4.

Такие практические рекомендации, нацеленные на переосмысление концепции российского федерализма, требуют системного социологического анализа социальных отношений, порождающих политизацию этничности. Только на основе такого анализа можно моделировать последствия подобных рекомендаций: приведут они к снижению конфликтогенного потенциала межэтнических отношений в России, или, напротив, будут способствовать его сохранению, закрепляя на правовом уровне этническое обособление. Однако именно этот подход при анализе политического процесса в настоящее время недостаточно разработан.

В общетеоретическом аспекте он реализуется в работах известных отечественных этносоциологов: С. Арутюнова, Л. М. Дробижевой,.

3 Дзидзосв В. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ. 1995; Дзидзоев В., Кадиласв А. В поисках национального согласия. Махачкала. 1992; Коркмазов А. Эгнополнтнческая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь. 1994.

4 Хоперская JI.JI. Современный этнополитсгческий процесс на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 1997. С. 126.

Н.Г.Скворцова А.А.Сусоколова5. Активно в этом направлении работает известный петербургский исследователь З. В. Сикевич, которая и в конкретно социологических исследованиях, и на уровне теоретического анализа изучает «социальную обусловленность этнических явлений"6. Региональный уровень этносоциологического изучения политического процесса четко проводится в работах М. М. Атаева, Н. М. Гаджиева, Г. С. Денисовой, Э. Ф. Кисриева, М. В. Саввы. Работы этих исследователей определяют методологический подход для изучения социальной обусловленности этнополитического процесса в наиболее сложном и политически нестабильном регионе России, которым признан сегодня Северный Кавказ. В этих работах намечена методологическая канва исследования. Одной из важных проблем в этом направлении является анализ этностатусных позиций. Специально данная проблема изучалась в работах кубанского исследователя М. В. Саввы, который рассматривал этнический статус большей частью с субъективной позиции, как «систему представлений индивидуального и общественного сознания», которая формируется в межэтническом контакте и проявляется в 7 самооценках этноса в целом и оценкой его контактирующими этногруппами. Эти оценки статусных позиций имеют большой конфликтологический потенциал.

Данный подход к рассмотрению этнического статуса должен быть дополнен анализом его объективных оснований, осмысление которых выступает необходимым элементом при использовании политическими субъектами этномобилизационных технологий. Таким образом, интерпретация политического процесса в ракурсе социологического анализа требует рассмотрение факторов, обуславливающих трансформацию.

5 Арутюнов С., Дробижева Л., Сусоколов А. Эгносоциология. М., 1996; Скворцов Н. Г. Проблема этничносги в социальной атропологии. СПб., 1996.

6 Сикевич З. В. Самосознание русских. М., 1997. Она же. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

1 Савва М. В. Этнический статус: анализ социально-политического феномена. Автореф. на соиск. .д.полит.н. М&bdquo- 1999. С. 14. социально-политического пространства и выделения основных тенденций этой трансформации. Анализу этой проблемы посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ специфики политического процесса в северокавказском регионе и ее обусловленность объективными формами структурирования этничности.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

— проанализировать методологические подходы к анализу политического процесса;

— определить региональную (северокавказскую) специфику политического процесса и его сущностное содержание;

— выделить этапы развития политического процесса на Северном Кавказе в постперестроечный период;

— проанализировать влияние изменения конфигурации политических субъектов на характер политического становления северокавказского региона;

— выявить факторы формирования статусных позиций этносов и влияние этностатусной асимметрии на демократизацию политической жизни в многосоставных республиках Северного Кавказа;

— методом сравнительного анализа определить эффективность практики преодоления этностатусной асимметрии в многосоставных республиках Северного Кавказа.

Объектом исследования является политический процесс, протекающий на региональном уровне.

Предметом исследования выступает выявление специфики политического процесса на Северном Кавказе и анализ этностатусной асимметрии в многосоставных республиках данного региона.

Методология исследования. Исследование данной проблемы осуществляется в методологической парадигме социально-экономического детерминизма и концепции структуралистского конструктивизма, разработанной П.Бурдье.

Концепция социально-экономического детерминизма позволяет рассматривать политический процесс как борьбу субъектов, преследующих свои интересы. При этом политический процесс может трактоваться и более широко, как интегральное проявление процессов социальных. Такой ракурс рассмотрения позволяет воспользоваться типологией социальных процессов, предложенных П. Штомпкой, важнейшим критерием которой является результат и движущие силы социальных процессов8.

Для дальнейшей спецификации политического процесса и выделения его отличительных характеристик, проявляющихся на региональном уровне, был использован эвристический подход типологии собственно политических процессов, исходя из их социокультурных оснований, предложенный А. Ю. Шутовым, который выделил его технократический, идеократический и харизматический типы9.

Стремление выявить социокультурные основания регионального своеобразия политического процесса потребовало анализа особенностей структурирования социального пространства. Разрабатывая это направление, автор опирался на методологию анализа социального пространства П. Бурдье10 и концептуальные идеи А. Панарина11 о мотивации и содержании деятельности политических субъектов в постмодернистскую эпоху.

В анализе проявления этносоциальной стратификации опирался на идеи о различных аспектах проявления этнического статуса, высказанных отечественными этнологами и этносоциологами, в частности Арутюновым.

8 Штомпка П. Социология социальных процессов. М., 1998. С. 31.

9 Штов А. Ю. Типология политспеских процессов (Социокультурный контекст)//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. -1994. -№ 2.

10 Бурдьс П. Социология политики. М., 1993; Его же: Начала. М., 1994.

11 Панарин А. С. Политология. Учебник. М., 1997.

С.А. (о негласной шкале престижности национальной принадлежности12), Денисовой Г. С. (тип демографического производства, образовательная, профессиональная и поселенческая структура13), Дробижевой Л.М.(в.

14ч межэтническом контакте проявляется социальный статус этногруппы), Саввой М. В. (конфликтный потенциал этностатусных представлений15), Соколовским С. В. (о различной степни доминирования этногрупп16), Хагба.

Б. А. (этническая стратификация как вид социального неравенства).

Выявление социального статуса этнических групп невозможно вне традиционной для социологии методики статистического анализа, которая активно использовалась в качестве информационной базы диссертационного исследования. В диссертации были использованы материалы, собранные в процессе исследования, проводившегося при поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция» по направлению 5.1. № С0070 за 2000 г., руководитель — проф. Денисова Г. С.

Научная новизна исследования. Принципиально новым для отечественной науки является осмысление динамики политического процесса на Северном Кавказе в контексте социальной топографии П.Бурдье.

В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:

— исходя из особенностей субъектов политической активности, действующих на Северном Кавказе, обоснована необходимость применения к анализу политического процесса в этом регионе социологического.

12 Арутюнов С. Н. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1990.

13 Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростовн/Д., 1996.

14 Дробижева JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения// Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

15 Савва М. В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар. 1997.

16 Соколовский С. В. Понятие «этническое меньшинство» и «малочисленни народ» в социальных науках//Подходы к изучению этнической идентичности. М., 1994.

11 Хагба Б. А. Факторы этнополитнчсской стабильности на Северном Кавказе//Социально-политичсский журнал. 1995. № 3. подхода, позволяющего определить его социокультурные основания, характер, форму и движущие силы;

— показана специфика политического процесса на Северном Кавказе, состоящая в том, что здесь политическая деятельность этнических акторов, утверждающих локальные ценности в противовес общегосударственным, способствует фрагментации политического пространства региона и объективно направлена на его разрушение;

— выявлено сущностное содержание политического процесса на Северном Кавказе, которое проявляется в диалектике тенденций политической централизации и децентрализации региона, и на этой основе выделены этапы его развития;

— показано, что изменение властных ресурсов политических элит республик региона вызвало дисбаланс политических сил и смещение властных позиций от центра к региональным политическим элитам;

— проанализирована роль территориальной локализации этноса и сохранение им аграрной структуры для формирования его статусных позиций и воспроизводства этностатусной асимметрии;

— выявлена обусловленность социальной и территориальной мобильности этногруппы внутриэтнической консолидацией, которая одновременно выступает резервом кратических позиций этноэлит в политическом процессе региона;

— показана роль этностатусной асимметрии, искажающая организацию демократического политического пространства, ставящего выборы народных избранников в зависимость от аскрептивных характеристик этногрупп;

— на основании сравнительного анализа государственого строительства в многосоставных республиках Северного Кавказа показана безуспешность преодоления этностатусной асимметрии методами политического представительства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Четко выраженная сегментация коренного населения северокавказского региона по этнокультурному, а не социально-профессиональному, основанию, с достаточно большой социальной дистанцией между этногруппами, стала предпосылкой формирования политического процесса как преимущественно этнополитического.

2. В настоящее время на Северном Кавказе, в силу слабой горизонтальной интегрированное&tradeнаселения республик, политический процесс носит идеократический характер, что предъявляет высокие требования к организующей роли федерального центра, с одной стороны, и к функции государственного строительства политической элиты национальных республик — с другой. Поэтому центральная власть не должна передавать в регионы функцию идеологической интеграциией необходимо также восстановить свое значение в качестве доминирующего властного ресурса региональных политических элит.

3. Содержанием политического процесса на уровне северокавказского региона является борьба за утверждение различных проектов его политической организации. Политический проект центральной власти ориентирован на формирование региона как целостной административной единицы. Официальные республиканские политические элиты рассматривают Северный Кавказ как совокупность рядоположенных государственно-административных единиц. Радикальные общественно-политические национальные движения, возникшие в последнее десятилетие, выдвигают проект интеграции региона на альтернативной (не российской) основе. Прямое или косвенное использование активности общественно-политических национальных движений официальными республиканскими политическими элитами объективно усиливало их роль по отношению к центру, что привело к дисбалансу политических сил и явилось фактором нестабильности центральной государственной власти в регионе.

4. Анализ этнополитического процесса на Северном Кавказе с точки зрения взаимодействия субъектов трех уровней позволяет выделить его главное содержание — диалектику тенденций централизации и децентрализации северокавказского региона — и основные этапы развития в зависимости от доминирования субъектов, утверждающих ту или иную тенденцию. Первый этап (1988 — осень 1991 г. г.) проявляется как формирование в регионе сил политического противостояниявторой этап (осень 1991 г. -1995 г.) — период обострения и противостояния политических сил на республиканском уровне и дифференциация политического процесса по группам республикна третьем этапе (1996 г. — настоящее время) проявились две тенденции: углубление дифференциации политического процесса по группам республик и постепенное усиление влияния федерального центра.

5. Статусные позиции автохтонных этносов Северного Кавказа, в силу сохранения ими в значительной степени аграрно-традиционного характера функционирования, определяются, в первую очередь, размером и качеством (с точки зрения сельскохозяйственной пригодности) занимаемой ими территории и совокупностью демографических характеристик. Пересечение позиций в полях воспроизводства социокультурных, экономических, демографических, экологических характеристик суммируются в политическом статусе этноса. Он выступает интегративным индикатором этностатуса, поскольку организация российского общества исторически сложилась на редистрибутивной основе. Асимметрия социальных статусов воспроизводит социальную стратификацию по этническому основанию.

6. Территориальная локализация определяет не только различие статусных позиций этносов в системе общественного разделения труда, но и степень внутрнгрупповой консолидации, которая в конкурентных условиях рыночной экономики выступает дополнительным ресурсом территориальной и социальной мобильности.

7. На внутриреспубликанском уровне политический процесс разворачивается как борьба за выравнивание демографического, территориального и политического статусов, которая проявляется как стихийное присвоение физического пространства. Наиболее успешными в ней являются горские этносы, в силу их «аскрептивных» характеристик — численности, уровня групповой сплоченности (корпоративности), адаптивности к динамично меняющейся социальной среде.

8. В 90-х годах был целенаправленно изменен принцип формирования региональных политических элит, «прохождение» в состав которых было поставлено в зависимость от процедуры демократических выборов. Но в условиях этнокультурной сегментации населения многосоставных республик Северного Кавказа результат выборов стал непосредственно определяться аскрептивными статусными позициями этносов, что сделало демократическую процедуру выборов превращенной формой раздела властных полномочий между кланами, сформированными по этническому основанию.

Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления социокультурных оснований политического процесса на Северном Кавказе и оптимизации концепции региональной политики.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы федеральными и республиканскими органами государственной власти для регулирования этносоциальных процессов и раннего предупреждения межэтнической конфликтности. Они также будут полезны при обсуждении и корректировке принципов федерализма применительно к полиэтничным республикам Северного Кавказа.

Материалы диссертации могут быть использованы также в преподавании стандартных курсов социальных наук (политологии, этносоциологии, регионоведения), для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам межэтнических отношений, а также при организации социологических исследований по проблемам межэтнических отношений.

Апробация работы. Идеи диссертационного исследования нашли отражение в Концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики (1996 г.). Основные положения диссертации докладывались на Первом съезде кавказоведов (Ростов-на-Дону, 29 августа 1999), на всероссийской научно-практической конференции: «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Ростов-на-Дону, 22−23 декабря 1999 г." — на международной научно-практической конференции «Проблемы региональной безопасности и регионального экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды. Ростов-на-Дону, 2 июня 2000», а также на Первой Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 27−30 сентября 2000 г.).

Основное содержание диссертации изложено в научных статьях соискателя, общим объемом около 2,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов, 10 статистических таблиц), заключения, списка литературы и приложения. Объем текста диссертации — 168 машинописных страниц.

Заключение

.

Демократизация политической системы СССР вызвала активизацию этнонациональной жизни по всему советскому и постсоветскому политическому пространству, коснулся этот процесс и России. Однако в разных регионах РФ этнополитические процессы имеют различные формы и разную степень остроты.

В отечественной исследовательской литературе сложилось несколько подходов к объяснению природы этнополитического процесса. Одни ученые объясняют его происхождение модернизацией советской экономики, которая привела к сужению сферы функционирования национальных экономических укладов, где осуществлялось воспроизводство этносов как специфических экономических субъектов определенной хозяйственной деятельности и связанного с ней уклада жизни. С этой позиции разрушение этноэкономической специализации народов стало важной основой развития этнополитического процесса, поскольку этносы стали отстаивать свое право на ту или иную форму деятельности.

Другие ученые считают развитие этнополитического процесса следствием распада сложившейся социально-политической структуры и интерпретируют его через формирование новых политических элит и борьбу между ними за перераспределение влияния в политическом пространстве.

К третьему подходу можно отнести интерпретацию причин возникновения и развитие этнополитического процесса в концепции модернизации, которая трактует его как движение за равноправие национальных меньшинств.

Нам представляется, что формирование этнополитического процесса на Северном Кавказе имеет своей важнейшей предпосылкой объективные формы структурирования этносов в социальном пространстве, которые при необходимости могут быть использованы для мобилизации этнических групп на достижение тех или иных социально-политических целей.

Системные реформы, начатые в России в 90-х годах, вызвали на Северном Кавказе тенденцию к реорганизации пространства социальных отношений, существующих между различными этносами. Наиболее мобильными и активными в этом отношении оказались горские этносы, что и показывает динамика политического процесса, в котором отражается борьба за изменение социальных позиций.

Активность этнического фактора стала столь действенной, что проявилась на «искривлении» политического пространства региона. В последнее столетие (особенно в советский период) здесь действовали преимущественно два политических субъекта — центральная власть (союзная, российская) и официальные политические республиканские элиты. Анализ формирования Северного Кавказа как административного региона России показывает различные видения этого процесса у этих двух субъектов. Центральная власть разными способами и методами пыталась выстроить этот регион как единую и связанную административную единицу, республиканские политические элиты — как совокупность рядоположенных административных единиц, непосредственно контактирующих с центром. Возникновение в 90-х годах нового политического субъекта — общественно-политических национальных движений — изменило баланс этих двух сил, чему в немалой степени способствовало введение нового механизма формирования региональных политических элит — их зависимость от плебисцита. Новый политический субъект, в проявлении радикальных и наиболее активных политических сил, привнес иной проект формирования региона — достижение его целостности, но на иных, не российских государственных принципах. Эта позиция не только дестабилизировала политическое пространство Северного Кавказа, но сделало сомнительным эффективность использования демократических принципов в организации политической системы республик Северного Кавказа.

Активизация этнического фактора в регионе, при наличии объективных предпосылок для этого, является полностью «заслугой» не только общественно-политических национальных движений, но и официальных политических элит республик. Именно их поиск опоры и поддержки в «своих» этногруппах привел к архаизации общественно-политических отношений в регионе, усилении статусного неравенства этносов и, поэтому, углублению фрагментации социального и политического пространств региона. В этих социальных условиях возрастает социальная потребность в интегрирующей идеологии и внеинституциональных харизматических лидерах. Содержание политического процесса на Северном Кавказе и свидетельствует о поисках такой идеологии и таких лидерах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991, — 169 с.
  2. Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М.: Славян, диалог, 1999. 55с.
  3. Г. Народ не должен чувствовать себя обделенным// Советский Дагестан. 1989, № 6.
  4. Г. Народ не должен чувствовать себя обделенным// Советский Дагестан. 1989, № 6
  5. А.В., Авксентьев В.А.Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 158 с.
  6. А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1994. 176 с.
  7. А.Г. Нация, её сущность и самосознание // Вопросы истории.1992. № 7. С.62−74.
  8. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
  9. Ю.Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XYII- в нач. Х1Х вв. М.: Наука, 1988. 236 с.
  10. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?// Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С.13−22.
  11. В.Г. Концепция социально-экономического развития Республики Дагестан// Дагестан на рубеже веков: М., 1998. С.7−12.
  12. С.М. О путях реализации суверенитета кумыкского народа// Тенглик. 1992. 3 апреля.
  13. М.М. Современные избирательные технологии: сущность и этнокультурные особенности применения (на примере Республики
  14. Кабардино-Балкарии). Автореферат дисс. на. кандидата соц.наук.1. Ростов н/Д., 2000.
  15. А. Этническая революция и реконструктция постсоветского пространства. ОНС. 1996, № 1.
  16. Ю.Д. Современные проблемы межнациональных отношений на Кавказе//Расы и народы. М.: Наука. Вып.20 1990. С. 77−93.
  17. Ю.Д. Динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе/ Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. М. 1993. С. 68−77.
  18. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.
  19. С.А. Об этнокультурном воспроизводстве в республиках // Советская этнография. 1990. N 5. с.20−28.
  20. С.А. Этничность объективная реальность//Этнографическое обозрение. 1995. N 5. с.7−10.
  21. С.А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А. Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области //Советская этнография. 1990. № 2.с.23−29.
  22. Ю.В. Социально культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7. с.42−49.
  23. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. -271 с.
  24. М.М., Гаджиев Н. М. Этнополитические процессы в постсоветском Дагестане. Махачкала, 1997. 92. с.
  25. А. Как открыть «закрытое» общество//Вестник высшей школы. 1998. N1−2, с.38−46.
  26. А.С., Яковенко И. Г. Что же такое общество? Общественные науки и современность. 1997, № 3. с.30−37.
  27. О.И., Пирцхалава З. Р., Ход А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнический отношений на Ставрополье// Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999. С.57−65.
  28. А. Миграционные процессы на Северном Кавказе и в Северной Осетии./ Проблемы расселения: история и современность. М.:Ваш Выбор. ЦИРЗ 1997.
  29. В.А. Национальная политика в российских республиках: эволюция последних лет и перспективы// Общественные науки и современность. 1994. N 6. с.103−111.
  30. М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп: Адыгейск. республ. кн-е изд-во, 1997.-440 с.
  31. Г. А., Кругов А. И. Кавказ многоликий // Беликов Г. А., Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (на рубеже XIX—XX вв.) Ставрополь, 1995. 111 с.
  32. B.C. Современные миграционные процессы на Ставрополье (этнический аспект) //Вестник СГУ. Вып.6. 1996.
  33. B.C., Танеева Е. И. Миграционные процессы на Ставрополье //Проблемы расселения: история и современность. М., 1997. 127 с.
  34. О. Феномен «ваххабизма»// Азия и Африка сегодня. 1999, № 8. С. 49.
  35. Билз.Р. JI. Аккультурация.// Антология исследований культуры. СПб., 1997. С.348−371.
  36. О.В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве/Юбщественные науки и современность.1998. № 1. с.71−80.
  37. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
  38. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.
  39. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 333 с.
  40. П. Социология политики. М., 1993- Его же: Начала. М., 1994.41.Бурдье П. Начала.М., 1994
  41. В.И. Таджикистан: традиционное общество в постиндустриальном мире//Этнографическое обозрение. 1995. N 4. с.89−95.
  42. А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России//Кентавр. 1994. N 1−2. с.3−12.
  43. В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи (формирование традиционого состава населения). Книга регионоведческих очерков. Армавир. 1995, — 127 с.
  44. А.Г. Единая и недилимая/ЛТолис. 1994. N 2.
  45. А.Г. Федерализм и модернизация/Юбщественные науки и современность. 1996. N4.
  46. В.К. Этнократия непредвиденный феномен посттоталитарного мира//Полис. 1993. N2.
  47. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1996. 428 с.
  48. Н.Г. Основные демографические процессы// Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. 348 с.
  49. Н.Г. Миграции и этнокультурная адаптация горцев в условиях равнинного Кавказа (XIX-XX вв.)//Расы и народы. М., 1988. Вуячич В., Заславский В. (США) СССР и Югославия: причины распада//Этнографическое обозрение. 1993. N 1.
  50. В. Кавказский синдром// Диалог. 1992. N 15−18.
  51. Е.И. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье// Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Материалы международной конференции. Ставрополь. 14−17 сентября. 1998.- 185 с.
  52. Гаман-Голутвинова О. М. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М., 1998. С. 346.
  53. В.К. Социально-экономические преобразования// Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. 348 с.
  54. Н. Русский вопрос в Дагестане// Социально-политический журнал. 1994. № \-2. с.45−48.
  55. Н.Н., Зачесов К. Я., Казимова А. К. Межнациональное согласие в Дагестане : проблемы и перспективы // Полис. 1993, № 3. с.51−56.
  56. Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.-319 с.
  57. О.Б., Колосов В. А., Петров Н. В., Смирнягин JI.B., Трейвиш А. И. Субъекты федерации: какими им быть?//Полис, 1991. N4.
  58. Д.В. Политическая мобилизация// Полис. 1995. N 6.
  59. . Становление в России новой политической эли-ты//"Независимая газета". 1994. 31 декабря.
  60. М.Н. Изменение этнодемографической ситуации в столицах союзных республик в 1959—1989 гг.. (по материалам переписей населения СССР).- Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1992. № 32. -35 с.
  61. М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России//Этнографическое обозрение. 1995, N5. С.110−124.
  62. JI.H., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению. В кн.: Гумилев JI.H. Ритмы Евразии. М.:Прогресс, 1993. -575 с.
  63. Дагестан: кумыкский этнос. М., 1993. 63 с.
  64. Дагестан: этнополитический портрет. Очерки. Документы. Хроника. В 3-х тт. Т. П. Этнополитическая ситуация в очерках и документах Съезда народов Дагестана, многонациональных партий, движений и религиозных организаций. М., 1994. 310 с.
  65. М.Р. Проблемы межэтнической дистанции:культурологические аспекты//Москва-Кавказ: диалог культур. С. 60.
  66. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов н/Д., РГПУ, 1996. 246 с.
  67. Г. С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). Ростов н/Д., ЮО РАО, 1997. 38 с.
  68. Денисова Г. С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема//Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 1998. № 2.
  69. В., Кадилаев А. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.
  70. Динамика численности национального состава населения Дагестана по результатам переписей населения 1970, 1979, 1989 гг. Махачкала, 1991. -52 с.
  71. И.П. Исламский радикализм в международной политики. Ростов н/Д., 2000. С.98−163.
  72. Д.В. Макрополитика. (Заметки о детерминантах национального поведения) //Полис. 1995. № 5. С.34−47.
  73. Д.В. Навязанная этничность. // Полис 1993, № 5. С.24−30
  74. Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии //Полис. 1995, № 3. С.40−47.
  75. Дробижева J1.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения// Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. -233 с.
  76. М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. //Социологические исследования. 1995, № 7. С. 88−92.
  77. Ю.А. Государство континент// Стратегия национальной политики на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 1995. С.20−29.
  78. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов н/Д., 1999. 25 с.
  79. И. Межэтнические взаимодействия при переходе к рынку/Юбщественные науки и современность. 1991, N 6. С.95−107.
  80. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР». 1991. 25 октября.
  81. О.Д. Демографический кризис в России// Социологические исследования. 1995, № 9. С.99−109.
  82. Земельные отношения в республике Дагестан. СПб., 1994. 501 с.
  83. А.Б., Салмин A.M. От конфликта к консенсусу. Предлагаем новую политическую модель межнациональных отношений// Новое время. Приложение: «Перестройка и национальные проблемы». Декабрь. 1989.
  84. А.Б., Салмин A.M. Оптимизация национально-государственных отношений в условиях «национального возрождения» в СССР//Рабочий класс и современный мир. 1989. N 3.
  85. А.Б., Салмин A.M. Союзный договор и механизм выработки нового национально-государственного устройства/ЯТолис. 1991. N 1.
  86. Ибрагимов М-Р.А. Народы Дагестана в XIX в. (Этнодемографические проблемы) //Расы и народы. Вып. 21. М.: Наука, 1991. 256 с.
  87. .Д. Наши исследования почти не востребованы.//Аргументы и факты. Северный Кавказ.- 1997 № 46 (176) янв.-февр.
  88. .Д. Сукцессия в аспекте региональной безопасности//Современные проблемы региональной безопасности:
  89. Научно-практическая конференция. 29 апр. 1997. Ставрополь, 1997. С.77−81.
  90. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы//Социально-политический журнал. 1993. N 4.
  91. В.И. Межнациональная напряженность в региональном аспекте//Социс. 1993. N 7.
  92. В. Глобальный этнический кризис или сумерки разобщенности// Мировая экономика и международные отношения. 1993. N 12. С.81−93.
  93. К. Институты государства регуляторы межнациональных отношений//Этнополитический вестник. 1995. N4.
  94. К.П., Марков Г. Е. Ногайцы проблемы национальных отношений и культуры//Советская этнография. 1990, № 2. С. 15−32.
  95. К.П., Марков Г. Е. Ногайцы: этнокультурные проблемы и межнациональные отношения//Вестник Московского университета. Сер.8. История. 1991, № 4. С.59−70.
  96. П.Е. Национализм и проблема модернизации в постготалитарном мире// Полис. 1994. N 6.
  97. . «Национальный интерес» как консервативная утопия//Свободная мысль. 1996. N 3.
  98. Ю.Л. Практическая топология социальных групп// Socio-Logos' 1996. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996. С. 52.
  99. Ю. Начало социологии. СПб., 2000.
  100. Р.Х. Изменения в материальной культуре ногайцев//Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1984. С.64−78.
  101. Р.Х. Этническая история ногайцев. К проблеме этногенетических связей ногайцев. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.- 176 с.
  102. Н. Неокавказкая экономика. Известия. 11.08.1999.
  103. Э.Ф. Национальность и политический процесс в Дагестане. Махачкала, 1998. 67 с.
  104. Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава?// Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  105. В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. 1967, № 1. С.88−99.
  106. В.И. Самосознание этническое//Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С.377−381 с.
  107. В.И. Этнос//Народы России: Энциклопедия. М., 1994. 479 с.
  108. В.И. Проблематика «этничности»// Этнографическое обозрение. 1995. № 4. С.39−55.
  109. А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика и теория). Ростов н/Д., РГУ, 1995. 243 с.
  110. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания, а конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.
  111. Конституция Республики Дагестан. Махачкала. 1994.
  112. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утвержденная специальным указом президента РФ от 15. VI. 1996 // Российская газета. 1996. 10 июля.
  113. А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994-
  114. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта.М., 1992.
  115. В. Чеченская модель этнополитических процессов // Общественные науки и современность. 1994. N3.
  116. Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М., 1994.
  117. Ю. Национальные интересы: миф или реальность//Свободная мысль. 1996. № 3.
  118. Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии.) //Социологические исследования. 1996, № 9. С.116−121.
  119. М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. Вып. 19. М., 1989. 261 с.
  120. В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации//Вопросы экономики, 1998, № 5.
  121. Культура и быт народов Северного Кавказа. // Под ред. Гарданова. М.: Наука, 1968. 348 с.
  122. Ю.Г., Конькова З. Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана. М., 1995. 87 с.
  123. М.М. Национальное самосознание. Автореф. на соиск. ст. докт. филос.наук. Ростов-на-Дону, 1993. 46 с.
  124. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993
  125. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. 127 с.
  126. М.Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области (к постановке проблемы)// Советская этнография. 1955, № 4. С.66−82 с.
  127. Т.С. Социально-философский анализ проблем разделенных народов. Автореф. дис.к.ф.н. Ставрополь. 1999. 24 с.
  128. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.
  129. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. 446 с.
  130. Г. Национализм и регионализм в политической трансформации Европы // Вестник МГУ. Сер. XXII. 1992. N 6.
  131. А. Политические элиты российской провинции // Международная экономика и международные отношения. 1994. № 4.
  132. А.А. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводства населения на Северном Кавказе// Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999. С. 49−57.
  133. С.Я. Возможность нации-государства в России: попытка либеральной интерпретации//Полис. 1996. N 1.
  134. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.46, ч.2. .
  135. Г. И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики // Вестник МГУ.Сер.12. Полит.науки. 1997, № 5.
  136. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. 1998// Под ред. В. А. Тишкова, Е. А. Филиппова. М., 1999. 180 с.
  137. Методология и опыт исследования межнациональных отношений. Под общ. ред. Г. П. Предвечного. Ростов-на-Дону, СКНЦВШ. 1992. -182 с.
  138. А.И. Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой исследовательской парадигме)//Полис. 1995. N 6.
  139. М. О. Об интегральной теории национально этнической общности//Социологические исследования. 1999. № 9. С.60−66
  140. М.О. Нации, «нациостроительство» и национальноэтнические процессы в современном мире // Социологические исследования. 1997. № 5. С.54−66 с.
  141. Г. Ф. Влияние миграции на формирование рынка труда// Социологические исследования. 1993. № 5. С.92−96.
  142. Г. Ф. Зависимость миграционных и народохозяйственных процессов как основа миграционной политики// Социологические исследования. 1996. № ю. С.77−90 .
  143. Г. Ф. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования. 1992. № 3. С.34−40.
  144. Мудуев Ш. Кутанное и хуторское расселение жителей Дагестана на современном этапе//Миграционные процессы на Северном Кавказе: Тезисы научно-практической конференции. Ставрополь. 1998.
  145. Музаев Т. Этнический сепаратизм в России// http//www.panorama.ru/index.html
  146. Народы России. Под ред. В. А. Тишкова. М.: БРЭ 1998. 479 с.
  147. Население России. Второй ежегодный демографический доклад. М., 1994.
  148. Население Карачаево-Черкесской Автономной Области (статистический сборник по материалам Всесоюзных переписей). Черкесск. 1990.
  149. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции. М., 1994.
  150. Национализм: теория и практика. М., 1994.
  151. Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика: Антология. В 3-х тг. М., 1995.
  152. Национальные отношения: Словарь. // Под ред.Калашникова. М.: «Владос».1997. -207 с.
  153. И.Б. Демографическая ситуация в России// Социально-политический журнал. 1995, № 1. С.47−55.
  154. Основные показатели социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Черкесск, 1991. 65 с.
  155. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь. Под ред. В. П. Невской. 1972. Т.1.-600 с.
  156. А.С. Политология. Учебник. М., 1997.
  157. Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения. Взаимодействие и эволюция. СПб. 1996. 224с.
  158. Р.Э. Конкуренция и конфликт// Вопросы социологии, 1994. Вып.5. С.82−94 с.
  159. Ю.В. Урбанизация в СССР: макрорегиональные различия, стадиально-региональный подход, контрастность расселения// Известия РАН. Серия географическая. 1992, № 1. С.52−63.
  160. Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология: уч. пособие. СПб., 1993. -224 с.
  161. Г. П. Основы политической социологии. Вып.2. Ростов/Д., 1990. С. 4.
  162. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Материалы международной конференции. Ставрополь 14−17 сентября 1998. Ставрополь. 1999.
  163. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией А. А. Тишкова. М., 1999. 145 с.
  164. Н.Д., Соловьева J1.T. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа//Северный Кавказ: бытовые традиции в XX веке. М., 1996. С. 56 -64.
  165. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс. 1995. -318 с.
  166. Релятивистская теория нации. М., 1998. 186 с.
  167. Русские: этносоциологические очерки/Под ред. Ю. В. Арутюняна, М.: Наука. 1992. -464 с.
  168. М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар. 1997.
  169. М.В. Этнический статус: анализ социально-политического феномена. Дис. на соиск. д.полит.н. М., 1999.
  170. С. С. Социально-этнические проблемы русского народаЛ Этнополис. 1992. № 1.
  171. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепление единства Российской Федерации: материалы парламентских слушаний 21 марта 1995 года. М., 1995.
  172. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.-288 с.
  173. К.П. Влияние внутренних миграций на рынок труда Дагестане// Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Материалы международной научной конференции. Ставрополь. 14−17 сентября 1998. Ставрополь. 1999.
  174. Ю.И. Общество, страны, народы//Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С.3−8.
  175. В.А. Анализ современной демографической ситуации в республиках Северного Кавказа. (По данным переписи 1970, 1979, 1989 гг.)// Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов н/Д. 1998. С. 351−360.
  176. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. 203 с.
  177. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.
  178. Я.С. Карачаево-Черкесия: этнополитическая и этнокультурная ситуация. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 48. М., 1993.
  179. Соколовский С. В. Понятие «этническое меньшинство» и «малочисленнй народ» в социальных науках//Подходы к изучению этнической идентичности. М., 1994.
  180. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. 1988. 389 с.
  181. В.А. Политические и управленческие процессы: проблема соответствия. Автореф. дисс.. на соиск. к.с.н. Ростов н/Д., 1997. С. 17.
  182. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 1992.542 с.
  183. Социально-экономическое положение России. Сборники Госкомстата РФ за 1993−1998 гг.
  184. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1998 год. доклад Республиканского Госкомстата. Махачкала. 1999, с.342−343.
  185. Статус малочисленных народов Росии. Правовые аспекты. М. 1999.
  186. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 248 с.
  187. Су соколов А. А. Русский этнос в XX веке- этапы кризиса экстенсивной культуры// Мир России. Т.З. 1994, N 2. С. 5−44.
  188. В.А. Стратегия и механизмы национальной политики в Российской Федерации// Этнографическое обозрение. 1993. № 5. С.12−35
  189. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1−2.
  190. Тишков.В.А. О нации и национализме// Свободная мысль.197. 1996. № 3.
  191. В.А., Беляева Е. Б., Марченко Г. В. Чеченский кризис: Аналитическое обозрение. М., 1995.
  192. В.А. Вперед, назад или в никуда?//Вестник миротворческой миссии на Северном Кавказе. Вып.2. Пятигорск, 1998. С. 18.
  193. В.П. Нация: история и современность. М.1996.
  194. В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект)// Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.
  195. А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния// Социологические исследования. 1995. № 7. С.76−82
  196. В.В. Ногайская государственность: Особенности генезиса, функционирования и кризиса//Сборник тезисов региональной научной конфеоренции «Проблемы взаимодействия национальных культур». Астрахань. 1991. 22−24 с.
  197. А.А. Вопросы государственного строительства, этнокультурной и этносоциальной ситуации у ногайцев Ногайской степи//Половецкая луна. 1992. № 1. 24−43 с.
  198. С.С. Основы социологии. М.: Юрист. 1997. 343 с.
  199. .А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе// Социально-политический журнал. 1995. № 3. С. 222−229.
  200. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп. 1997. 196 с.
  201. Р.А., Цветков О. М. Исторический феномен в современном преломлении// Социологические исследования. 1995. № 11. С.59−62
  202. JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д.: Изд-во СГАКС, 1997. 143 с.
  203. Хоперская JI. JL, Денисова Г. С. Современная национальная политика на Северном Кавказе (попытка анализа)// Этнополитический вестник. 1995, № 6. С. 112.
  204. В.П. Горная Ингушетия. Ростов-на-Дону, 1928.
  205. Р.Д. Политическая субъектность. Ростов-на-Дону, 1994. С.11−18.
  206. С.М. Тюрксий мир в центре Северного Кавказа. Парадоксы этнической мобилизации. М., 1999. 264 с.
  207. Я. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. -397с
  208. О.И. О национально-государственном размежевании в период становления Российской Федерации//Советское государство и право. 1991. № 1. С.28−36.
  209. А.Ю. Национальные ценности. Майкоп. 1997. 176 с.
  210. П. Социология социальных процессов. М., 1998. 348 с.
  211. А.Ю. Типология политических процессов (Социокультурный контекст)//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. -1994. -№ 2.
  212. Этнические факторы в жизни общества. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1991. 218 с.
  213. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество. Под ред. Козлова В. И., Рябкова В. Г. М., 1996.
  214. Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции 21−22 мая 1998. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1998. 171 с.
  215. Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.1994.
  216. Этнокультурные процессы. Традиции и современность. JI, 1991.
  217. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик. Изд-во «Эльфа», 1999. 303 с.
  218. В.М. Политика как фактор региональной конфликтности. Краснодар. 1997.-272 с.
Заполнить форму текущей работой