Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дизайн как феномен культуры. 
Проблемы становления дизайн-образования в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, на стыке интересов социологии и дизайна оказываются такие его функции, которые проявляются неявно. Например, функция социальной адаптации, компенсаторная. Более того, рожденный промышленным массовым производством, достигнув своего расцвета, дизайн, как это ни парадоксально, начинает играть существенную роль в таких процессах, как самоидентификация и индивидуализация. Дизайнер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дизайн как социокультурное явление
    • 1. 1. Феномен дизайна
    • 2. 2. Исторический путь дизайна в странах Европы и в США
    • 2. 3. Дизайн в России
  • Глава 2. Проблемы институционализации дизайн -образования
    • 1. 1. Ценности предметно-пространственной среды
    • 1. 2. Цели и проблемное поле дизайн-образования в средней школе

Дизайн как феномен культуры. Проблемы становления дизайн-образования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Главным объектом, и конечным результатом дизайн-деятельности является предметно-вещевой состав среды (вещевая сфера культуры). Это обстоятельство определяет актуальность этого феномена в условиях переживаемых Россией модернизационных процессов. Очевидно, что происходящие политические и социокультурные изменения объективно требуют замены вещевого состава среды, ее адекватности новым реалиям.

Однообразие промышленных продуктов вызывает понижение информационной функции форм, цвета и способности их восприятия потребителем, что приводит к «кризису идентичности». А поскольку, чувство как индивидуальной так и групповой идентичности является чрезвычайно важным для каждой личности, то создание условий для возможно более полной самоидентификации средствами дизайна, позволяет говорить о его возможностях в решении или смягчении важных социально-культурных проблем. Современный дизайн ориентирован не столько на создание самих предметов, сколько на коммуникацию с их помощью с потребителем.

Представляется актуальным включение основ дизайн-образования в современную систему национального образования, так как школа не дает начальных, пропедевтических знаний для специального обучения в этой обширной сфере деятельности. А общество соответственно не имеет необходимой базы и готовности, позволяющей справиться с крайне сложными проблемами дизайна в современной урбанистической и технической среде, сложной предметно-вещевой культуре.

Введение

основ дизайн-образования позволяет усилить эффективность традиционного художественного образования в процессе формирования эстетических ценностей. Это особенно актуально сегодня, когда такие, в прошлом несводимые и раздельные сферы, как досуг, природа, культура сводятся в один бесконечный процесс потребления, превратившийся в «способ активного поведения», в «новый, специфический тип социализации», в «тотальную организацию повседневной жизни». 1 Современному школьнику — будущему потребителю, обрабатываемому высокопрофессиональной рекламой, противостоять захватывающему процессу унификации в этой сфере, как раз и позволят сформированные «чувства» стиля, вкуса, меры. Дизайн соединяет художественную модель мироздания с повседневной жизнью. А сегодняшние учащиеся отличаются прежде всего тем, что им как никогда, необходима уверенность в практическом применении получаемых знаний.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Среди исследований отечественных авторов, рассматривающих дизайн как феномен культуры, наибольший интерес представляют работы таких теоретиков дизайна, сторонников проектной концепции как: К. М. Кантор, В. И. Пузанов, О. И. Генисаретский, а также работы А. В. Иконникова, Ю. Б. Борева, Л. Н. Безмоздина. Принципиальное значение для понимания масштабности феномена дизайна имели философская работа Г. Н. Лолы и культурологическая В.Паперного. Статьи и монографии А. Л. Дижура, В. Ф. Сидоренко, Л. А. Кузмичева, Х. Г. Тхагапсоева послужили для автора ориентиром для научных изысканий в области дизайн-образования. Среди представителей социологии, изучение дизайна имеет скудные исследовательские традиции и значимыми работами не представлено.

1 Козлова Н. Социально-историческая антропология. М. «Ключ». С. 178.

Среди зарубежных авторов диссертант опирался на фундаментальные исследования: Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Э. Брока, Р. Розенталя, Х.Ратцки.

Кроме того, для поиска наглядных примеров, фактических данных автором используются результаты социологических опросов, проведенных самостоятельно, а также, результаты различных социологических исследований, осуществленных в России.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — на основе социокультурного анализа феномена дизайна, обосновать необходимость и разработать пути внедрения основ дизайна в систему школьного образования России.

Для достижения поставленной в работе цели было необходимо решить следующие ЗАДАЧИ: проанализировать понятие дизайна, как целостного культурного феномена и как социальной практики, возникшей в эпоху индустриализациипроследить исторический путь дизайна в странах Европы и в СШАвыявить и проанализировать особенности проявления феномена дизайна в Россиирассмотреть присущие именно дизайну задачи, методы и принципы, обуславливающие необходимость включения его основ как самостоятельной дисциплины в систему среднего образованиярассмотреть специфику дизайна в процессе формирования эстетических ценностей и наметить пути ее использования для усиления эффективности уже существующей системы художественного образования в школе;

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретико-методологическими основами данной работы служат общие методы социально-научного и социокультурного анализа: принципы историзма, системности, сравнительного и социологического анализа.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ данной работы является дизайн как феномен культуры, а ПРЕДМЕТОМ — состояние дизайн-деятельности и дизайн-образования в России.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ проявилась в рассмотрении механизмов функционирования дизайна в общем контексте культуры и выявлении социологического аспекта дизайн-деятельности и дизайн-образования.

Представлены пути внедрения основ дизайна в систему современного среднего образования:

1) разработана программа курса «основы дизайна» для общеобразовательной школы;

2) продемонстрированы возможности использования специфических методов, присущих именно дизайну (невербальные коды, проектность), которые позволяют переводить информацию с языка абстрактных требований и логических схем на язык материальных объектов, что увеличивает степень усвоения других предметных блоков;

3) предложены варианты повышения эффективности существующей системы художественного образования за счет включения элементов дизайн-образования, позволяющих учитывать современные социальные реалии в процессе формирования эстетических и других ценностных ориентаций.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Особенности проявления социокультурного феномена дизайна в России обусловлены 2 факторами: 1) социально-экономическими условиями, в известной степени препятствовавшими его возникновению и развитию- 2) традиционно сложившимися особенностями восприятия предметно-пространственной среды.

2. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды оказывает опосредованное влияние на модель поведения человека, на процесс самоидентификации, на формирование системы ценностных ориентаций, на процесс социализации личности в целом.

3. Необходимость и пути внедрения основ дизайна, объединяющего в одно целое невербальное образование, в программу средней школы в целях расширения рамок освоения учащимся реальной действительности и сокращения разрыва между духовной и материальной культурой Российского общества.

НАУЧНО — ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что разработаны пути внедрения основ дизайн-образования в современную общеобразовательную систему Россиисоставлена программа курса «Основы дизайна» для средней школыа, также, в важности привлечения внимания к необходимости исследования проблем предметно-пространственной среды в социологическом аспекте.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты диссертационной работы были обсуждены на кафедре социологии культуры, образования и воспитания МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные положения диссертации составили основу курса «Дизайн как социокультурный феномен», прочитанного диссертантом студентам отделения социальной психологии Социально-гуманитарного института в г. Таллинне, а также нашли свое отражение в публикациях автора.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Объем и структура диссертационной работы определяются целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дизайн — хотя и «новоявленный», но факт и феномен цивилизационного развития. Социокультурный анализ дизайна позволяет рассматривать его, с одной стороны, как социальную практику, объективно возникшую в эпоху индустриализации на границе производства и потребления, а с другой стороны, как целостный культурный феномен.

Такой подход позволяет не только выявить особенности проявления этого феномена в России и обосновать необходимость включения дизайна в современную систему национального образования, но, самое главное, наметить пути дальнейших исследований социальных аспектов взаимоотношения человека и предметно-пространственной среды.

В отличие от европейского и американского дизайна, развивавшихся в естественных социально-экономических условиях «здоровой конкуренции» на рынке сбыта, в России осознанное развитие дизайна начинается не с практики, а с разработки теоретических концепций. Кроме того, не меньшее значение имеют традиционно сложившиеся в России особенности восприятия предметно-пространственной среды, наличия и соотношения в ней красоты и целесообразности, маловыраженный интерес к обустройству собственной среды обитания, «невещный» характер культуры. По-видимому, именно эти обстоятельства позволили сформироваться представлению о «чисто европейской» или «чисто американской» природе дизайна и его непереносимости на почву русской культуры. Проведенное исследование, на наш взгляд, полностью опровергает подобную точку зрения (гл. 1, параграф 3).

Учитывая выше сказанное, преодолеть разрыв между богатейшей духовной культурой народа и отсталым материальным основанием возможно прежде всего через дизайн-образование. Поэтому мы полностью разделяем точку зрения немногочисленной (пока в России) группы теоретиков и практиков дизайна, настаивающей на необходимости его вхождения в систему национального образования.

Анализ специфических методов, присущих дизайну, позволил установить, что дизайн:

— развивает прирожденные способности разрешения проблем реального мира;

— способствует мыслительному развитию через предметно-образные (иконические) способы познания;

— создает благоприятные условия для развития способностей к невербальному мышлению и общению;

— его проектная детерминация, целеполагающая ориентация на гармонизацию среды обитания человека, на видеоэкологию адекватны ноосферной культуре.

Социокультурный анализ феномена дизайна позволяет заключить, что дизайн по существу обеспечивает соединение трех составляющих современной культуры — науки, техники и искусства, то есть ведет к реинтеграции культуры, которая, в свою очередь, должна быть закреплена на уровне общего образования посредством включения дизайна в его структуру. Проективная детерминация, составляющая суть методологии дизайна, принципиально меняет ориентиры образования, переводя их в практическую плоскость и создает предпосылки к преодолению разрыва научно-технического и гуманитарного, прагматического и этического в образовании.

Кроме того, сам факт ускорения динамики культурно-цивилизационного развития, увеличение количества и плотности информационных потоков, усложнение системы коммуникационных связей и отношений современного человека в обществе, глобальный характер изменений среды обитания и образа жизни человека настоятельно требуют проектности поведения человека.

Проектная детерминация поведения и культуры человека с необходимостью диктуется будущностью — наступающей эпохой коэволюции человека и природы, поликультурной картиной мира, становлением ноосферной цивилизации как новой парадигмы существования человека в принципиально новой предметно-вещной среде.

Заканчивая попытку социокультурного анализа феномена дизайна, хотелось бы сказать, что в начале исследования был велик соблазн последовать за Адольфом Максом Фогтом (автором книги «Русская и французская революционная архитектура») и, вдохновившись его социальными аналогиями (А. Фогт предполагал, что некоторые социально-политические процессы и структуры могут, существуя в разных точках пространства и времени, вызывать сходные явления в сфере пространственного мышления, в частности, в архитектурных решениях), 188 установить нечто подобное в схеме «предметно-пространственная средамодель поведения человека». Однако неожиданно многогранными оказались обе вводные. Но сложность постижения этой связи (а она,.

188 См. об этом в кн.: Паперный В. Две культуры. М., 1996. С. 13−19. безусловно, есть) лишь подтверждает необходимость исследований в этом направлении.

Кроме того, на стыке интересов социологии и дизайна оказываются такие его функции, которые проявляются неявно. Например, функция социальной адаптации, компенсаторная. Более того, рожденный промышленным массовым производством, достигнув своего расцвета, дизайн, как это ни парадоксально, начинает играть существенную роль в таких процессах, как самоидентификация и индивидуализация. Дизайнер оперирует вещами — символами. А современности символика нужна не меньше, чем древним людям, особенно такая, которая способна выражать национальные чувства, социальный статус или претензии на него, «авангардизм» или, напротив, ностальгию по старине и приверженность к традиционным культурным ценностям.

Эти темы ждут своих исследований, и именно в социологическом аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М., Бармаш О. А. Методика воспитания проектности в студии «Старт». Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М. 1994. С. 49.
  2. Ю.Б. формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Степ, доктора пед.наук. М. 1987.
  3. Т.В. Культура и технология. Сб. Наука, технология, культура. ИНИОНРАН. М. 1999.
  4. В. Лад: Очерки о народной эстетике. Л., 1984.
  5. Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
  6. Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века- Судьба России. М., 1997
  7. Л.Н. В мире дизайна. М., 1990.
  8. Л.Н. Проектирование знаковых функций предметной среды в дизайне. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
  9. . Система вещей. М., 1995.
  10. Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
  11. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов. Социология политики. М., 1993.
  12. П. Начала. М., 1994.
  13. Н.Валицкая А. П. Культуротворческая школа. С-Пб., 1996.
  14. О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореф. ВНИИТЭ. М., 1990.
  15. И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. С. 312.
  16. А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1991.
  17. А.Б. Дизайн как проектная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
  18. И.Я. Свободная трибуна. Декоративное искусство .№ 2. 1992., 1. М.
  19. Гудков JL, Дубинин Б. Интеллигенция. Харьков, 1995.
  20. П.С. Культурология. М., 2000.
  21. Декоративное искусство. Материалы круглого стола. М. № 2 /1982, № 7/1989.
  22. A.JI. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994. С. 14.
  23. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.
  24. И. МСАА. Т. 1. М., 1975. С. 42. 26.3имбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
  25. М. Социология культуры и искусства. Культурология XX век. Дайджест ИНИОН РАН. М. 1998. С. 7−32.
  26. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969.
  27. М.С. О прикладном искусстве. Л., 1961.
  28. М.С. Этическое и эстетическое. Л., 1971.
  29. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  30. К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. Вопросы философии № 11. М., 1981.
  31. В.К. Феномен русского европейца: Культурфилософский очерк. М., 1999.
  32. А.И. Ценность культуры и ценностная мера. Тезисы конференции ВНИИИТЭ. М., 1982.
  33. А.И. Специфика дизайна и объективные ценности культуры. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
  34. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования № 3. М., 2000.
  35. Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.3 8. Ковалева А., Луков В. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999. С. 258.
  36. Кричевский. Зато мы были первыми. Декоративное искусство. № 3 М., 1992.
  37. И.В. Культура России. М., 2000.
  38. Н. Проблема научной организации быта. Современная архитектура. 1930., № 3., М.
  39. А. Прекрасное. Миф и действительность. М., 1977.43 .Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М., 1998. Изд-во МГУ.
  40. Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1 Статьи по семиотике и типологии культуры.
  41. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  42. Г. Н. Дизайнер, архитектор и бытовая предметная среда. Тезисы конференции. Сб. ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.47. алюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. Издательский центр «Феникс».
  43. К. Очерки социологии знания. Проблема поколений -состязательность экономические амбиции. /РЖ. Серия 11. Социология. М., 2000. ИНИОН РАН.
  44. .В. Разум и сердце история и теория менталитета. Спб., 1993.
  45. Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.
  46. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, «Мир».
  47. Л.П. О некоторых причинах размытости границ дизайна. Сб. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.
  48. П. Воспитание ответственной технологии как антропологическая программа раскрытия чувства дарованности человеческой жизни. // Религия и культура: Реф.сб. РАН.ИНИОН. М. 2000.
  49. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994. «Молодая Гвардия». 56.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Сб. Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991.
  50. В. Культура Два. М., 1996.
  51. . Социология искусства и культуры. Журнал социологии и социальной антропологии. Т.2. С-Пб., 1999.
  52. Л.Б. Дизайнерское образование в условиях развивающейся страны. Сб. трудов ВНИИТЭ Дизайн в высшей школе. М., 1994. С. 142.
  53. М. Антиквариат и современный дизайн. Ежегодник EXECUTIVE. М., 1998.61 .Пузанов В. И. Дизайнерская модель культуры. Техническая эстетика № 11. М, 1989.
  54. В.И. Дизайн в движении: кто идет и куда. Декоративное искусство № 2. М., 1992.
  55. В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема взаимодействия культурных формаций в дизайне. Автореф. ВНИИТЭ М., 1994.
  56. В.И. Утилитарное и беспредметное. Художественные проблемы предметно-пространственной среды. Современная практика, творческие портреты, история. М., 1978.
  57. А.И. Наука, технология, культура в контексте глобальных трансформаций и перспективы устойчивого развития России. Сб. РАН ИНИОН. М, 1999.
  58. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1991.
  59. И.В. Новый Баухауз Чикагская Школа Дизайна. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1988. Изд-во ВНИИТЭ.
  60. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. М., 1971.
  61. В.М. О дизайнерской предметности. Сб. трудов ВНИИТЭ. М., 1982.
  62. Н.Т. Сущность дизайна в выражении значения вещи как средства деятельности. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. С. 23.
  63. Д.В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. М., Искусство. 1989.
  64. Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.
  65. В.Ф. По следам поисковой программы Королевского колледжа искусств. Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994. С. 9.
  66. Л.В. Человек: образ и сущность. Ежегодник РАН ИНИОН. М., 2000. С. 11.
  67. Ч.П. Две культуры. М., 1973.
  68. П.В. Художественная ценность к вопросу о содержании понятия «художественное творчество». Л., 1983.
  69. Советская архитектура. № 7. М., 1955. С.З.
  70. Справочник Международного центра научной и технической информации. Высшие учебные заведения. М., 2001.
  71. А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. М., 1993. С. 144−148.
  72. Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.
  73. А.А. Объективные критерии оценки и художественная критика. Тезисы конференции ВНИИТЭ М., 1982. С. 41.
  74. К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек./ Ежегодник РАН ИНИОН. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Под ред. Скворцова Л. В. М., 2000. С. 242.
  75. В.У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
  76. Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997.
  77. . «Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ». РЖ РАН ИНИОН Социология (11) № 3. М, 1999.
  78. В.А. Видеоэкология. М., 1997. «Тасс-реклама».
  79. Хан-Магометов С. О. Творческие связи и концепции первых художественных организаций. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.
  80. Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
  81. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Под ред. В. П. Толстой. М., 1997.
  82. Человек: образ и сущность. Массовая культура (гуманитарные аспекты). Под. ред. Скворцова Л. В. Ежегодник. ИНИОН РАН, М., 2000.91 .Чередниченко А. В. Реформа средней школы. (Материалы «круглого стола»). Социологические исследования № 2. М. 1999.
  83. Т.В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». // Человек: образ и сущность. Ежегодник РАН ИНИОН. М., 2000.
  84. К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв.. М., 1967.
  85. В.Г. Социология образования перед новыми вызовами. Материалы «Круглого стола». Социологические исследования № 6. М., 2000.
  86. Э. Теория массового общества. М., 2000. С. 228.
  87. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. А. В. Иконникова. М., 1990. «Стройиздат».
  88. Girard A. Cultural industries: a handicap or a new opportunity for cultural development? -P.UNESCO. 1982.
  89. Mills C. Man in the Middle: Polites and People, № 4.
  90. Maldonado T. Design, Nature, and Revolution: Toward a Critical Ecology. New York, 1972.
  91. Simon H. The Science of Design: Creating and Artificial. Cambridge. 1969.
Заполнить форму текущей работой