Трансформация образования в современном обществе
Сегодня уже никому не надо доказывать, что образование — залог экономического процветания страны. Вложения в образование рассматриваются в настоящее время как один из основных путей повышения международной конкурентоспособности страны. Встает вопрос: соответствует ли уровень и качество сегодняшнего образования потребностям современной экономики? Для того чтобы ответить на него, надо понять, а что… Читать ещё >
Трансформация образования в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образование и экономика
Сегодня уже никому не надо доказывать, что образование — залог экономического процветания страны. Вложения в образование рассматриваются в настоящее время как один из основных путей повышения международной конкурентоспособности страны. Встает вопрос: соответствует ли уровень и качество сегодняшнего образования потребностям современной экономики? Для того чтобы ответить на него, надо понять, а что именно требует современная экономика от образования? Анализ показывает, что работодатели ждут от системы образования как минимум следующего:
- • формирования прикладных способностей и умений учащихся, например в сфере информационных технологий;
- • формирования универсальных и коммуникативных способностей учащихся, в частности способности работать в команде;
- • определенного уровня образования (конкурентоспособной экономике нужны работники с высшим образованием).
«Новый профессионализм»
Ответом системы образования на запросы современной экономики стала концепция «нового профессионализма», сформулированная в развитых странах в 1980;е гг. Ее цель — приблизить образование к потребностям работодателей и студентов как будущих работников. С позиций «нового профессионализма» ценность образования зависит от того, насколько полезным оно окажется для будущей работы выпускника. Эта концепция противостоит академической традиции в образовании, утверждавшей ценность образования ради самого образования, т. е. безотносительно к тому, как оно будет использовано в дальнейшем (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Академизм и новый профессионализм.
Академизм. | Новый профессионализм. |
Обучение. | Изучение. |
Знания. | Компетентность. |
Специфические способности и умения. | Универсальные способности и умения. |
Индивидуальные достижения. | Работа в команде. |
Согласно «новому профессионализму» в настоящее время знания человека сами по себе не являются критерием его компетентности. Па первый план выходят способности обучаться, выстраивать коммуникацию и кооперироваться с другими. Эти качества принято называть компетенциями. Отсюда необходимость перестройки самого процесса обучения и оценивания учащихся на всех уровнях образовательной системы (от школ до послевузовского образования). Среди наиболее существенных изменений в этой сфере можно выделить следующие:
- • построение учебных курсов — введение более коротких и гибких курсов взамен специфических учебных предметов;
- • формирование умений и навыков — переход от накопления знаний к развитию умений и навыков, имеющих отношение к будущей профессии учащихся (умение находить информацию, участвовать в решении проблемы и др.);
- • процесс обучения — акцент на активных формах обучения, предполагающих участие самого учащегося в процессе обучения взамен простой передачи информации от преподавателя учащимся;
- • предпринимательство — развитие предпринимательских навыков учащихся посредством побуждения их к участию в коммерческих видах деятельности;
- • оценивание — замещение традиционной системы оценок, фиксирующих прохождение определенного уровня, другими способами оценивания, отмечающими уровень достижений (портфолио, сертификаты и другие документы, подтверждающие участие в научных и практических мероприятиях и др.).