Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рынок образовательных услуг: особенности и тенденции развития в условиях информационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время следует отметить, что остается недостаточно разработанным ряд вопросов, касающихся новых качественных изменений на рынке образовательных услуг, в частности изменения механизмов спроса населения и бизнеса на образовательные услуги и роли государства в этих изменениях. В существующих исследованиях недостаточно внимания уделено необходимости разрешения противоречия между информационной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Рынок образовательных услуг: сущность и специфика развития
    • 1. 2. Роль рынка образовательных услуг в условиях информационной экономики
    • 1. 3. Побудительные мотивы формирования спроса на образовательные услуги
    • 1. 4. Интересы субъектов в регулировании рынка образовательных услуг
  • ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Тенденции изменений в экономике и рынок образовательных услуг региона
    • 2. 2. Институциональные основы развития рынка образовательных услуг в регионе
    • 2. 3. Интеграция как фактор изменения рынка образовательных услуг
    • 2. 4. Инновационная роль системы образования в развитии информационной экономики

Рынок образовательных услуг: особенности и тенденции развития в условиях информационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Экономическое и социальное развитие общества привело к возрастанию роли информационных услуг. Большой объем и разнообразие потребления нематериальных благ является признаком высокого уровня жизни информационного общества. Особое место в перечне услуг, предоставляемых и потребляемых глобальной и национальными экономиками, занимают образовательные услуги, определяющие роль и место человека в обществе. Образовательные услуги, помимо профессиональной подготовки личности на этапе роста, постепенно занимают место процесса, неотрывно сопровождающего человека на протяжении всей жизни, формируя его трудовой и социальный статус.

Индустриальная экономика ресурсного типа в настоящее время сменяется инновационной, информационной экономикой. Это требует изменений в развитии системы образования и рынка образовательных услуг. В последние годы претерпели существенные изменения цели системы образования: от формирования навыков, умений и знаний в области передовых технологий образование постепенно переходит к формированию компетентности личности и созданию новых знаний в инновационных областях науки и техники.

Еще одним фактором изменений на рынке образовательных услуг являются процессы интеграции, ведущие к формированию единства подходов к квалификационным требованиям современного профессионала, обеспечивающим подвижность трудовых ресурсов.

Реформа системы образования, растущая коммерциализация образовательных услуг, гуманитаризация технического образования, переход на новые образовательные стандарты и технологии, появление новых форматов образования заставляют по-новому осмысливать механизмы функционирования системы образования и роль учреждений образования.

Важным фактором развития рынка образовательных услуг является также изменение финансовых основ функционирования рынка образовательных услуг в России, все больше определяемых в настоящее время рыночными механизмами формирования спроса. Возросла роль бизнеса в системе образования, его экономическая и социальная ответственность за подготовку высококвалифицированных трудовых ресурсов. Население все больше берет на себя затраты по финансированию своей профессиональной подготовки, что требует изменения подходов к прогнозированию трудовой карьеры.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования тенденций и механизмов развития рынка образовательных услуг.

Степень разработанности проблемы. Теоретической базой данного диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших разные аспекты данной темы.

В процессе формирования авторского подхода к изучению образовательных услуг были использованы классические фундаментальные исследования таких авторов как У. Петти, А. Смит,.

A.Маршал, Ф. Лист, Ф. Котлер, Т. Шульц и других ученых.

В последние годы, как в отечественной, так и в зарубежной литературе появились публикации, посвященные вопросам развития рынка образовательных услуг. Важный вклад в исследование рынка образовательных услуг внесли работы отечественных ученых С. А. Дятлова,.

B.А. Жамина, В. М. Зуева, В. И. Капелюшникова, C.JI. Костаняна, К. К. Колина, Д. Шевченко и др.

Процесс развития и проблемы формирования рынка образовательных услуг в России анализируются в трудах исследователей B.C. Баженовой, В. П. Борисенкова, В. Г. Былкова, Е.Г.

Гущиной, М. А. Лукашенко, И. А. Майбурова, А. П. Панкрухина, Л. И. Якобсона и др.

Необходимым условием развития рынка образовательных услуг является привлечение внебюджетных доходов и инвестиций. Вопросы инвестиционного развития и коммерциализации образования рассматриваются в работах А. Б. Вифлиемского, Е. Б. Куркина, Д. В. Маслова, E.H. Попова, О. В. Чиркиной, В. В. Чекмарева, В. П. Щетинина и др.

Вопросам роли образовательных услуг в инновационном развитии общества, а также инновационным процессам в самом образовании посвящены работы О. В. Сагиновой, А. Н. Тихонова, С. С. Шевелевой и др.

Теория информации и основы информационной экономики раскрыты в работах К. Шеннона, Д. Белла, М. Кастельса и др.

В то же время следует отметить, что остается недостаточно разработанным ряд вопросов, касающихся новых качественных изменений на рынке образовательных услуг, в частности изменения механизмов спроса населения и бизнеса на образовательные услуги и роли государства в этих изменениях. В существующих исследованиях недостаточно внимания уделено необходимости разрешения противоречия между информационной экономикой общества и системой образования. Не проработаны вопросы влияния процессов интеграции и глобализации на развитие региональных рынков образовательных услуг, не выявлены стратегические тенденции изменений.

Вышеизложенные проблемы определили выбор темы, ее актуальность и основные направления диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей и тенденций развития рынка образовательных услуг в условиях информационной экономики.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования обусловило постановку следующих основных задач:

— уточнить сущность информационной экономики и роль образовательной услуги в ней;

— показать влияние интеграционных процессов в информационной экономике на развитие рынка образовательных услуг;

— определить побудительные мотивы спроса личности и бизнеса для получения образовательных услуг;

— выявить специфические особенности развития системы образования как элемента рынка образовательных услуг региона;

— определить основные направления государственной политики регулирования рынка образовательных услуг;

— раскрыть роль учреждений образования в развитии информационной экономики.

Объектом исследования является рынок образовательных услуг.

В качестве предмета исследования выступают экономические отношения в процессе развития рынка образовательных услуг.

Область исследования соответствует пункту 1.1. «Закономерности эволюции социально-экономических систем» паспорта специальности 08.00.01- Экономическая теория.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам рыночных отношений в сфере образования, а также современного рынка образовательных услуг, материалы научных и практических конференций, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации и Республики Бурятия.

В процессе диссертационного исследования были использованы методология системного подхода, методы анализа и синтеза, сравнительного моделирования.

Информационную базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Республики Бурятия, информационные, аналитические и нормативные материалы Министерства образования и науки РФ, а также материалы периодической печати и официальных Интернет-сайтов.

Научная новизна диссертации заключается в выявлении закономерностей функционирования рынка образовательных услуг в России в условиях информационной экономики.

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих наиболее существенных результатах:

— определено, что образовательная услуга в информационной экономике направлена на формирование профессиональных компетенций для инициации, генерации и реализации инноваций и определяет внешний и внутренний статус индивидуума в процессе использования его трудового, социального и интеллектуального потенциала;

— показано, что процессы интеграции на рынке образовательных услуг, ведущие к росту сотрудничества и объединению инновационных достижений научно-педагогических школ, меняют качество и мобильность трудовых ресурсов профессиональной квалификации, что способствует реализации экономических и социальных интересов личности и общества;

— определено, что в основе спроса населения на образовательные услуги в информационной экономике лежит способность прогнозировать профессиональную карьеру, а также базовый, вариативный и диверсификационный уровни саморазвития, обеспечивающие конкурентоспособность личности;

— выявлено, что в основе развития системы образования находится обеспечение баланса интересов экономических субъектов на основе процедуры установления текущих и стратегических приоритетов развития, обеспечивающих участие в процессе общественного производства образовательных услуг;

— показано, что политика государства в регулировании рынка образовательных услуг направлена на выделение общественно и личностно полезных услуг, а также изменение системы подготовки трудовых ресурсов через увеличение доли потребителей образовательных услуг профессионального образования (частного бизнеса и населения) в финансировании образования;

— определено, что развитие учреждений образования в информационной экономике направлено на реализацию внутренних и внешних инновационных возможностей и заключается в ускоренном расширенном воспроизводстве профессиональных знаний и составляющей их информации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения его результатов в практике государственного управления образованием в части формирования координационных механизмов развития рынка образовательных услуг.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть применены в преподавании курсов «Экономическая теория», «Региональная экономика», а также ряда спецкурсов.

Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Байкальская международная научно-практическая конференция «Экономика. Образование. Право» (Улан-Удэ, 2003) — «Кадровое обеспечение учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири: состояние и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2004) — «Социально-экономические проблемы развития региона» (Улан-Удэ, 2004) — V международный научный симпозиум «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века» (Улан-Удэ, 2005) — международная научно-практическая конференция «Стратегии развития регионов Сибири и Дальнего Востока» (Улан-Удэ, 2005) — III Международная научно-практическая конференция «Культурное пространство Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006) — Всероссийская научно-практическая конференция «Устойчивое развитие региона: стратегические приоритеты, механизмы и инструменты» (Улан-Удэ, 2008) и др.

Публикации. По материалам исследования опубликовано 9 печатных работ общим объемом 3,35 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, — 2 публикации.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Индустриальная экономика требовала набора знаний и навыков, обеспечивающих эффективную подготовку производства массовой продукции. Образование в основном копировало знания и технологии, разработанные промышленностью. Существовала определенная диспропорция между темпами развития экономики и развитием системы образования, прежде всего в области форм и методов. Необходимо было создать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

В эпоху постиндустриальной экономики эта проблема переросла в противоречие, заключающееся в несоответствии целей образования, направленного на подготовку трудовых ресурсов с определенными навыками и умениями, и целей развития экономической системы, направленной на генерацию информации, требующей профессионалов с инновационным и логическим мышлением, обладающих социальной и экономической компетенцией. Изменения в экономической системе, происходящие в постиндустриальном обществе, значительно повысили роль образования.

В условиях развития экономики знаний предстоит формирование инновационной системы образования, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.

Образование, являясь процессом с точки зрения потребления его личностью и обществом, в то же время является услугой с точки зрения экономики. Образовательная услуга в информационной экономике — это процесс предоставления определенного образовательного продукта, направленного на рост потенциала субъекта экономических отношений.

Приобретение образовательных услуг направленно на достижение определенного уровня жизни индивидуума и связанно с реализацией человеческого потенциала. Автор считает, что образовательная услуга как совокупность экономических отношений представляет собой процесс воздействия на человека с целью придания ему определенного внешнего и внутреннего статуса.

Статус человека проявляется в определении роли человека в общественно-экономических отношениях и в степени удовлетворенности этой ролью. В данном случае под внутренним статусом понимается степень удовлетворенности личности, полученным в результате образования навыкам и знаниям, а также соответствие результатов их использования целям получения образовательной услуги. Под внешним статусом понимается степень соответствия навыков, знаний и компетенций личности, полученных от образовательных услуг, потребностям национальной экономики и общества.

При этом процесс воздействия продолжается в течение всей жизни, начавшись с дошкольного воспитания и продолжающийся в период трудовой жизни через процессы переподготовки.

Автор считает, что образовательная услуга в информационной экономике, предоставляемая населению, реализует потенциал личности в трех направлениях: трудовом (экономическом), социальном и интеллектуальном.

Специфическими особенностями образовательных услуг, являются: -длительность срока оказания и выявления результативности- - вариативность и субъективность качества- - быстрота амортизации результата и другие.

Рынок образовательных услуг как экономическая категория раскрывает взаимоотношения совокупности экономических субъектов, объединенных единой целью предоставления и получения образования, направленного на реализацию экономических и социальных интересов личности и общества. Рынок образовательных услуг как процесс является способом организации передачи населению знаний и навыков (образовательных благ).

В развитии системы образования прямо или косвенно участвуют все субъекты. Для эффективного развития необходимо обеспечить баланс их интересов.

Под балансом интересов понимается возможность выбора наиболее эффективного варианта развития экономического процесса, на каждом этапе удовлетворяющего интересы всех участников. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация процесса развития, которая сделает возможным установление единых целей и критериев выбора для всех участников.

По мнению автора, в информационной экономике следует различать понятия спроса субъектов экономики на специалистов и спроса со стороны предприятий и населения (личности) на образовательные услуги. Спрос предприятия определяется краткосрочными потребностями сегодняшнего дня, среднесрочными потребностями инвестиционного развития и долгосрочными потребностями инновационного развития. Предприятие готово платить за приобретение специалистов преимущественно в среднесрочной перспективе, а за получение образовательных услуг для своих специалистов преимущественно в краткосрочной перспективе.

Спрос населения на профессиональное образование формируется сегодняшним состоянием экономики, а также доступным для населения прогнозом ее развития. Население все больше принимает на себя затраты по финансированию своей профессиональной подготовки, что требует изменения подходов к прогнозированию трудовой карьеры.

Спрос населения на образовательные услуги в информационной экономике определяется рядом факторов. Структуру спроса населения можно представить в горизонтальном и вертикальном разрезе. Горизонтальный спрос населения на образование определяется этапом жизненного цикла личности, а вертикальный спрос — уровнем саморазвития личности, т. е. как (или) детерминированный извне и обусловленный внутренними факторами характер.

По уровням удовлетворения можно выделить базовый, вариативный и диверсификационный спрос.

Важным фактором формирования спроса, по мнению автора, является обеспечение конкурентоспособности личности.

По мнению автора, зависимость спроса от ценовых факторов на рынке следует рассматривать в рамках ассортимента профессиональных образовательных услуг.

В настоящее время на рынке существуют три группы ассортимента образовательных услуг:

— услуги престижного спроса, цена на которые практически приводит к снижению спроса на эти услуги (это обучение предпринимателей, лицензионное обучение, МВА, престижные специальности);

— услуги массового спроса;

— услуги неценового спроса (спрос на «рабочие» профессии технического профиля).

Спрос потребителей определяется выбором фактически из двух абсолютно одинаковых по качеству образовательных продуктовбесплатном и платным, регулируемым различными факторами. Естественное поведение потребителя заключается в поиске выгоды — попытке получить бесплатный продукт.

На образовательном рынке различаются услуги с разной рентабельностью: высокорентабельные услуги, рост цен на которые ведет к быстрому росту предложения (обычно это услуги, не требующие высоких капитальных затрат на организацию образовательного процесса — курсы переподготовки, подготовка к лицензированию и т. д.) — услуги среднего уровня рентабельности, где предложение пропорционально цене (дополнительное образовании, первое профессиональное образование по экономическим, гуманитарным и юридическим специальностям) — услуги с высокими барьерами входа, где предложение растет лишь при высоком уровне цены (капиталоемкие либо имеющие другие преграды образовательные программы — технические специальности, магистратура и т. д.).

Рассматривая рынок образовательных услуг, следует отметить, что его ключевым элементом является система образования, которая представлена субъектами, представляющими и потребляющими услуги на рынке образовательных услуг, а также долгосрочными связями, методами и инструментами регулирования отношений между субъектами,.

Тенденции развития системы образования в регионах свидетельствуют о развитии первичных и вторичных образовательных услуг, а также о расширении числа субъектов, оказывающих данные услуги.

Ключевым фактором, влияющим на процесс развития рынка образовательных услуг, является межгосударственная интеграция. Она демонстрирует взаимосвязь экономических, политических, научных, образовательных и культурных процессов, которые все больше становятся надгосударственными и наднациональными.

Процесс межгосударственной интеграции ведет за собой ряд интеграционных процессов в сфере образования:

— во-первых, активно проводится политика стандартизации квалификационных требований к качеству образования, что способствует единству подходов к знаниям и навыкам трудовых ресурсов;

— во-вторых, развиваются процессы межгосударственного признания дипломов об образовании;

— в-третьих, идут процессы объединения научно-педагогических школ и направлений.

Вхождение России в Болонский процесс имеет, помимо правового, общеэкономический аспект. Именно двухуровневое образование будет способствовать окончательному закреплению рыночных отношений в области образовательных услуг.

Государство, проводя реформу высшего образования, меняет систему и качество важнейшего ресурса экономики — трудового ресурса высшей квалификации. Следует отметить, что это требует изменения профессиональных стандартов и всей системы организации труда в отраслях национальной экономики, т. е. должно привести к изменению использования трудовых ресурсов, и как стратегическая цель — к росту производительности труда.

Создание инновационных университетских учебных комплексов, по мнению автора, требует развития межрегионального сотрудничества на новом уровне. Объединение вузов и научных центров Иркутска, Улан-Удэ и Читы делает возможным создание мощного инновационного центра. Такое объединение способствует также решению проблемы доступности образования для талантливой молодежи, проживающей в регионах с низким уровнем доходов населения.

Государственное регулирование рынка образовательных услуг основано на следующих тенденциях:

— государство проводит политику предоставления бесплатных образовательных услуг профессионального характера в рамках минимального удовлетворения потребностей экономического развития;

— государство поощряет вход бизнеса в систему образования, оставляя за собой право определения стандарта образовательного продукта (услуги) и контроль за его качествомсистема образования развивается с выделением базовой государственной и автономной частно-государственной частей.

Развивая рыночные механизмы (например, частно-государственное партнерство, автономные организации и т. д.) в области образования, государство преследует несколько целей:

— развитие рынка образовательных услуг;

— увеличение финансовых ресурсов отрасли;

— развитие рыночных отношений в подготовке кадровых ресурсов для экономики.

Важным элементом государственной политики развития образования является развитие дополнительных образовательных услуг на всех этапах профессиональной деятельности человека.

Роль образовательных учреждений в инновационном процессе заключается в ускоренном развитии и воспроизводстве знаний и профессиональных навыков населения и производственных систем предприятий.

Основной целью подготовки специалистов является обеспечение квалифицированными кадрами промышленности и других отраслей экономики. С этой точки зрения проблему внедрения новых инновационных технологий в образование можно рассматривать в двух аспектах: внешние инновационные возможности как соответствие инновационным технологиям производства и обществавнутренние инновационные возможности как развитие технологического процесса образования.

Под внешними инновационными возможностями учреждения образования понимается способность участвовать в процессе создания и распространения нововведений, обладающих, прежде всего, научно-технической новизной и удовлетворяющих новые потребности общества. Образование должно отражать все передовые тенденции развития производства и общества, прогнозируя и опережая их. Продвижение от идеи (научного открытия) к разработке и внедрению и далее к производству и использованию на каждом этапе подразумевает наличие и приобретение (синтез) некоторой суммы знаний.

Освободившееся место инновационных центров в большинстве регионов занимают высшие учебные заведения. Через создание учебно-научно-производственных комплексов осуществляется связь процесса обучения специалистов, разработки и внедрения научных инноваций, переподготовка действующего производственного персонала.

Внутренние инновационные возможности проявляются в изменении методов и технологий образования. Цель инновационной образовательной программы учреждения образования — это подготовка квалифицированного профессионального работника, соответствующего требованиям времени, способного вносить позитивные изменения в экономическую и социальную сферу, обученного организовывать бизнес и работать в условиях экологозатратных регионов и производств, разрабатывать и проводить на практике мероприятия ресурсно-инновационной политики предприятий и территорий.

Учреждения образования в современной экономике должны генерировать новую информацию, как основу экономического развития.

Важным условием развития рынка образовательных услуг является постепенный переход к формированию экономических и социальных компетенций личности, направленных на эффективное участие личности в инновационных преобразованиях общества. Экономика навыков и знаний, характерная для предыдущих этапов, сменилась на экономику компетенций, обусловливающих творческую роль личности. Автор считает, что образование должно обеспечивать экономические компетенции личности, как возможности творческого развития в рамках производства и распределения общественных благ, и социальных компетенций личности в рамках осознания роли индивидуума в развитии социальной системы (семьи и общества).

Для оценки внутреннего и внешнего инновационного потенциала учреждений высшего профессионального образования автором предлагаются соответствующие коэффициенты. Коэффициент внешнего инновационного потенциала включает в себя учебные, научные и производственные показатели. Коэффициент внутренних инновационных возможностей основан на учебных, системных и квалификационных показателях. Автором проведена оценка предложных показателей для государственных ВУЗов Республики Бурятия. Мы предлагаем использовать указанные выше коэффициенты для разработки и оценки эффективности стратегии развития учреждений образования и рынка образовательных услуг в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Сивцев Н., Журавлев Ф. Многоуровневое непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. 2007. — № 2. С.89−93.
  2. Н. А. Образовательная услуга: основные свойства и социальная роль. // Экономическое образование: проблемы теории и практики. Материалы совещания. Кострома, 1995. — С.39−40.
  3. B.C. Непрерывное образование в условиях трансформации экономической системы. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2000.
  4. C.B. Инновации в образовании: Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и новая модель управления вузом. // Право и образование. № 11. 2007. С.4−7.
  5. А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
  6. А.И., Вольвач В. Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг. Монография. Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. — 171 с.
  7. Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе. М., 2000. — С. 63−75.
  8. М. А. Виды конкуренции на рынке образовательных услуг. //Современные аспекты экономики. 2003. N 6. С. 188−191.
  9. Т., Набойченко С., Соболев А. К реализации партнерства высшей школы и бизнеса //Высшее образование в России 2007. — № 1. С.44−48
  10. Большая советская энциклопедия
  11. В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 -2005 гг.) // Педагогика: научно теоретический журнал / Российская академия образования.- М. — 2006.- № 7.- С.3−16.
  12. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М: Экономика, 1997.
  13. Е. В. Оценка качества образовательных услуг// Университетское управление: практика и анализ. 2004.- № 2(31). С. 114−115.
  14. В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда. Иркутск: ИГЭА, 1996. — 208 стр.
  15. В.Г., Винокуров М. А. Профессиональная ориентация: роль и значение в регулировании рынка труда. Иркутск: ИГЭА, 1995. -129стр.
  16. Взаимосвязь высшего образования и трудоустройства выпускников в развитых Европейских странах. М.: 1993.
  17. Т. А. К понятию образовательной услуги высшего учебного заведения // Юридическое образование и наука. 2003. — N 3. — С. 19−20
  18. А.Б., Чиркина О. В. Организация деятельности попечительских советов образовательных учреждений. М.: Педагогический поиск, 2002
  19. В.Т. Принципы системы высшего образования. // Право и образование. 2007.-№ 3.- С.30−42.
  20. Газета № 138 от 25.07.2008. / http://www.gzt.ru/education/2008/07/ 24/223 010.html
  21. A.B., Шевченко H.H., Зиньков Ю. А. Методы статистического анализа и прогноза численности специалистов. Киев: Изд-во КИНХ, 1978.-48с.
  22. JI.C., Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. — № 7. — С. 4−25.
  23. В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран. М.: РЭА, 1992. — 156 с.
  24. Е.Г. Реформирование рынка образовательных услуг в трансформирующейся экономике России: автореф. дис. канд. экон. наук. Волгоград, 2000. — С.20
  25. С.А., Титов В. Н. Технологические преобразования университета: экономико-организационные аспекты // Экономика образования = Economics of education. Кострома, 2000. — № 3. — С. 58−66
  26. Р.Н. Методы государственного и негосударственного маркетинга образовательных услуг. // Вестник КРСУ. 2002.- № 4. — С. 27−29.
  27. М.М., Беломестнов В. Г. Информационные технологии и стратегии подготовки специалистов // http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/ 96/sectl/node5.html
  28. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 192 с.
  29. А. Платное образование — не услуга, студент не клиент // Высшее образование в России. — 2002. № 2.
  30. JI.B. Формирование и развитие образовательных услуг: автореф. дис. канд. экон. наук /Белград. 2002.
  31. Т.М. Образовательное учреждение: проблемы правового регулирования организационно-правовой формы // Право и образование. -2007. № 9- С.11−18.
  32. У.Г. Маркетинг в деятельности ВУЗов: теория и методыгрешения Москва-Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993. — 226 с.
  33. Н.С. Математические методы в системах управления региональной экономикой. (Отв. ред. Канторович Л.В.) Ташкент: ФАН., 1983.-200 с.
  34. Е.С. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2001.
  35. , А. В. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С. 123−127.
  36. В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: автореф. дис. канд. экон. наук — М.: РЭА им Г. В. Плеханова, 1997.
  37. В. М. Болонский процесс и проблемы высшего экономического образования: обзорная информация / Научно-исследовательский институт высшего образования М.: НИИВО, 2005. — 55 с.
  38. Исследования по мониторингу экономики образования Минобрнауки России, 2007.
  39. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 39.
  40. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) М.: ИМЭМО, 1990.
  41. В.Г. Объективная необходимость: история, некоторые итоги и перспективы реформирования высшего образования в России. — М., 1995.-С.143.
  42. Н.Р., Майбуров И. А. Арендные отношения в системе высшего профессионального образования: новый взгляд // Университетское управление. 2001. № 2(17).
  43. В., Трунова Н. Массовизация высшего образования / Платное образование, 2003. № 6.
  44. К.К. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Вестник МАН ВШ. М., 1999, № 2
  45. Концепция развития образования Республики Бурятия
  46. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 03.09.05 N 1340-р// Официальные документы в образовании. 2005. — N 26. — С. 335.
  47. Э.М. Концепция менеджмента. -М.: Дека, 1997. -304стр.
  48. Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером. // Инновации в образовании. 2007. — № 6 -С.43−51.
  49. Ф. Основы маркетинга. М.: Дело, 2006.
  50. А., Ахмадуллин М., Аверко-Антонович И., Рязапова Л., Абдулкашапова Ф., Разинов А. Инновационная образовательная деятельность //Высшее образование в России. — 2004 г. № 8 — С. 75.
  51. А. В. Прогнозирование изменения контингента студентов как необходимый фактор планирования ресурсного обеспечения вуза// Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 4(23). С. 65−69.
  52. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. 1997.
  53. Г. М. Планирование воспроизводства квалифицированных кадров в регионе. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985.
  54. , Г. И. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и экспорт образовательных услуг // Высшее образование сегодня. 2005. — N 8. — С. 4−9.
  55. А.Р. и др. Математические методы и модели формирования организационных структур управления. М.: МГУ, 1982.
  56. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. — 358 с.
  57. В.В. Социально-экономические процессы в современном российском обществе как основа государственного заказа высшему профессиональному образованию по повышению его качества. / Научный журнал КубГАУ. 2006. — № 24 — С. 49−51.
  58. Н. П. Правовые аспекты реализации дополнительных образовательных услуг в высших учебных заведениях // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). -С. 58−62.
  59. С. Рынок образовательных услуг: характеристика, особенности, методы исследований: Учебное пособие. Караганда: Болашак-Баспа, 2002.
  60. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997.- № 11. стр. 86
  61. Маркетинговые исследования рынка молодых специалистов //РЭЖ, 21,1995.-с.56.
  62. П. Н. Политика платы за обучение в сравнительной перспективе: теоретические и политические обоснования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 3(32). -С. 81−88
  63. А. Принцины экономической науки Т.П.М.: Прогресс, 1993. -270 с.
  64. Д.В. Рынок образовательных услуг: методологические аспекты, автореф. дис. канд. экон. наук / Ярославль. 2002.
  65. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995. — 211с.
  66. Методы прогнозирования потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах. (Смирнова О.В., Джалалов С., Мородкович A.A.) М.: НИИВШ, вып. 15, 1990. — 52 с.
  67. , JI. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. 2005. — № 9. — С. 48−55.
  68. , О. Механизм финансовой политики государственного вуза и управление затратами на обучение // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2005. — № 2. — С. 42−41.
  69. Е.В. Институционализация рынка образовательных услуг как фактор накопления человеческого капитала в транзитивной экономике. Ростовский государственный университет. 2007.
  70. Н.И., Михайлова А. Ф. Проблемы территориального планирования подготовки специалистов. М.: НИИВШ, 1981. — 40 с.
  71. Новые формы образования как ранок образовательных услуг. (Крокинская O.K., Кащеев В. Д., Смирнова Е.Д.) М.: НИИВО, 1993. — 48 с.
  72. В.А. Основы формирования рынка услуг высшего образования //Экономическая наука и образование. 2003. № 5 — С. 91−96.
  73. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобрнауки РФ ОТ 15.02.05 N 40 // Официальные документы в образовании. 2005. — N 12. — С. 83−84.
  74. О структуре современного высшего образования / Высшее образование в. России. 2004. № 4. с. 18−20.
  75. Опыт совершенствования нормативов затрат на подготовку специалистов и исследование проблем экономической эффективности высшего и среднего специального образования. М.: НИИВШ, 1985. -44 с.
  76. Организационные аспекты системы трудоустройства выпускников вузов России. (Под ред. Зуева В.М.) -М.: НИИВО, 199 г. 44 с.
  77. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. № 1
  78. А.П. Маркетинг образовательных услуг. М.: Интерпракс, 1995.-240 с.
  79. А.П. Цена образования // Alma Mater. 1997. — № 5. — С.24−29.
  80. Перспективы профессионального образования в Центральной и Восточной Европе: Доклад конференции. Падеборн, 15−17 сентября 1999. СПб., 2000. 112 с.
  81. У. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. -324 с.
  82. У., Смит А., Риккардо Д., Кейнс Дж.М., Фридмен М. Классика экономической мысли. Соч. м.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  83. О.П., Яценко В. Е. Квалифицированные кадры в условиях перехода к новым экономическим отношениям М.: НИИВШ, 1992. -56 с.
  84. Е. Н., Услуги образования и рынок // РЭЖ. № 6. 1992. С. 43−49.
  85. E.H. Проблема формирования рынка образовательных услуг // Молодежь, образование, рынок. М.: НИИВО, 1992.
  86. Н.В., Рыкун А. Ю. Модели стратегии вузов на рынке дополнительных образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Томск: ТГУ, 2003. — № 277. — С. 112 114.
  87. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / С. В. Зубков и др. — под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС, 2005. -398 с.
  88. ПРЕСС-РЕЛИЗ Минобрнауки РФ от 09.01.2007. АКИПКРО
  89. Приоритетный национальный проект «Образование»: из материалов коллегии Федерального агентства по образованию от 27 февр. 2008 г. // Бюллетень Минобрнауки России. 2008. — № 4. — С. 2−6.
  90. Проблемы воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов региона. Саратов, Изд-во Сар.Унив., 1990.
  91. Прогнозирование потребности в инженерных кадрах, (на примере Латв. ССР). М.: НИИВШ., 1987. — 44 с.
  92. Прогнозирование региональной потребности в специалистах (на примере геологическому специальности). Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986.
  93. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 г.-Улан-Удэ, 2007.
  94. Промышленность Республики Бурятия. 2004: Стат.сб. N 09−05−17/ Бурятстат. Улан-Удэ, 2004. — 117 с.
  95. Разработка многовариантного прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе. (Богачев E.H., Воронин A.A.) М.: НИИВО, вып. 6−7. 1993. — 72 с.
  96. В.А. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. М.: Наука, 1987. — 104 с.
  97. В.А. Контингента подготовки, использование и потребность в кадрах по видам образования. Таллин: Валгус, 1983. — 144 с.
  98. Региональные аспекты определения потребности в кадрах специалистов. -М.: НИИВШ, 1988, вып.1.-40 с.
  99. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей. (Сборник научных трудов) М.: НИИВШ, 1990. — 130 с.
  100. Россия в цифрах -М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.
  101. Л.Я. Социология образования перед новыми вызовами /Круглый стол/, 2000. С. 10.
  102. E.H., Рузаева П. Е. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе.//Качество, инновации, образование. № 1. — 2004 г. — С.7.
  103. Руткаускас А-В.М. Система прогнозирования регионального воспроизводства. М.: Наука, 1992. — 83 с.
  104. А .Я., Семушкина Л. Г., Кагерманьян B.C. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе.-М., 2005.
  105. Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России. // Вопросы статистики. 2004. — № 9. — С. 45−50
  106. О.В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, тенденции и перспективы. // Ректор вуза. 2005. — № 11 — С. 31−37.
  107. О.В. Изменения на рынке образовательных услуг. -www.marketologi.ru
  108. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С.48−59.
  109. Э.Р. Управление занятостью населения. Спб., Изд-во СПбУЭиФ, 1993. — 164 с.
  110. O.A. Особенности экономики вузов в условиях перехода к рынку .//Качество, инновации, образование. № 1. — 2004 г. — С.21.
  111. В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования.// Высшее образование в России. 2002.- № 2 — С.21−24.
  112. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под. Ред. С. А. Белякова. — М.: Технопечать, 2003. — 182 с. 8.
  113. Е.М., Чекмарев В. В. Субъекты рынка образовательных услуг и их экономическое поведение // Экономика образования. -Кострома: КГУ. 1999. — № 3. — С.22−26
  114. А. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России— 2004 г. № 6. — С. 12−16.
  115. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру
  116. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:. Соцэкгиз, 1962.
  117. Современные проблемы элитарного образования (фрагменты «круглого стола») // Вестник высшей школы (Alma Mater). 1999. — № 6. — С.49−52.
  118. О.В. Некоторые проблемы ценообразования на образовательные услуги в вузах Сибири // Экономика для менеджеров: Межвуз.сб.науч.тр. -Барнаул, 1998. С. 110−114.
  119. Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг / www.marketing.spb.ru
  120. Сосновская JLH. Занятость населения в сфере услуг: перспективы планирования и методология прогнозных расчетов. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.-100 с.
  121. Статистический ежегодник Республики Бурятия, 2007. — Улан-Удэ: Госкомстат.
  122. Статистический ежегодник России, 2008. М.: Росстат.
  123. Статистическое моделирование и прогнозирование. (Под ред. Гранберга А.Г.) -М.: ФиС., 1990. 382 с.
  124. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. — С.47−50.
  125. Труд и занятость в Республике Бурятия (16/10/2006) сайт Госкомстата Республики Бурятия.
  126. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. С.158−164.
  127. Управление современным университетом: Кол. Монография / Под общ. Ред. Проф. Г. И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 324 с.
  128. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М.Уорнера. -СПб.: Питер, 2002. 989 с.
  129. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. // Экономика образования. 2006. — № 4.
  130. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  131. Федеральный закон «Об образовании».
  132. A.B. Моделирование в управлении вузом. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 115 с.
  133. О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг: автореф. канд. экон. наук /Моск. Гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова.-М., 1998.- 18.с.
  134. , А. Приоритетные направления: (о концепции модернизации образования) // Экономика и образование сегодня. 2005. — N 3. — С. 4−7.
  135. A.M. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. М.: Изд-во РАУБ, 1998.
  136. O.A. Предпринимательство в сфере услуг. -СПб УэиФ, СПб, 1993. С. 31−45.
  137. В.В. Экономические проблемы сферы образования. М.: ИНФРА-М, 2000
  138. А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 120−123.
  139. Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике М.: 1991. — 280с.
  140. A.A. Высшая школа и производство. (Взаимодействие. Планово-экономические методы управления.) Киев: Выща шк., 1990. -147с
  141. С.С. Открытая модель образования (синергический подход). -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 48 с.
  142. Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2003 — № 4. — С. 52−56.
  143. К.Е. Математическая теория связи. Работы по теории информации и кибернетике. М, 1963.
  144. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений (Сборник научных трудов) М.: НИИВО, 1993. — 144 с.
  145. Экономика и управление материально-технической базой высших учебных заведений / Под ред. Жамина В. А., Чупрунова Д. И. М.: Высш. шк. 1978, — 239 с.
  146. Экономика народного образования / Жамин В. А., Костанян С. Л., Розов В. К. и др.- Под ред. Костаняна С. Л. М.: Просвещение, 1986.
  147. Экономико-статистический анализ и прогнозирование потребности народного хозяйства в специалистах, (под ред. Головоча A.B.) Киев: Вищашк., 1985.-200 с.
  148. Экономический потенциал, 3(4) сентябрь-ноябрь 2004 года.
  149. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов М. Аспект Пресс 1996.
  150. Neave G/ On Preparing for Markets: Trends in Higher Education in Western Europe. 1988−1990. / European Journal of Education, 1990. 25(2). P. 195−222
  151. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1976-
Заполнить форму текущей работой