Бизнес-планирование на предприятии
И. Ю. Бринк и Н. А. Савельева считают, что бизнес-планирование". это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществления планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением". Бринк И. Ю… Читать ещё >
Бизнес-планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
" ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления организациями Курсовая работа по курсу: «Экономика предприятий»
Бизнес-планирование на предприятии по направлению 80 100 Экономика Студент Липицкая Э.А.
Руководитель к. э. н., доц. Пидоймо Л.П.
Воронеж 2014
- Введение
- 1. Теоретические основы бизнес-планирования
- 1.1 Бизнес-планирование: понятие, цели, виды, задачи и функции
- 1.2 Основные проблемы бизнес-планирования
- 2. Разработка бизнес-плана для создания новой турфирмы «Тур36»
- 2.1 Описание и краткая характеристика туристической фирмы
- 2.2 Разработка основных разделов бизнес-плана
- Заключение
- Список использованных источников
В настоящее время большой интерес к особенностям разработки бизнес-планов предъявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры, ввиду высокого уровня эффективности использования бизнес-планирования в практике управления предприятием. Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент бизнес-планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов.
Актуальность выбранной темы определяется возрастающей ролью туризма в жизни современного общества, поскольку индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Это объясняется развитием коммуникаций, взаимодействием народов и цивилизаций.
Социально-экономическое значение туризма страны связанно с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Так, эффективное развитие туризма позволяет значительно увеличить поток иностранных туристов в нашу страну и, соответственно, приток валютных поступлений, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и существенное повышение занятости населения.
Вышеперечисленные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы и обозначили ее востребованность.
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов бизнес-планирования и разработка основных разделов бизнес-плана на приме фирмы «Тур36» .
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
изучить понятие, цели и задачи виды и функции бизнес-планирования
раскрыть основные проблемы бизнес-планирования
осуществить описание фирмы и выделить ее основные характеристики
разработать основные разделы бизнес-плана фирмы «Тур36»
осуществить выводы по проделанной работе
Объектом исследования является предприятие — туристическая фирма «Тур36» .
Предметом исследования выступает современное направление развития туризма.
В ходе работы были использованы журнальные статьи, материалы маркетинговых исследований, научные труды, посвященные бизнес-планированию, экономике туристических фирм, проблемам туризма отечественных и зарубежных ученых.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
бизнес планирование туристическая фирма
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Бизнес-планирование: понятие, цели, виды, задачи и функции
В мире, а особенно в России, вопросу бизнес-планирования всегда уделяется большое внимание. Это обусловлено рядом причин, среди которых, прежде всего, необходимо выделить элемент неопределенности в процесс становления и развития предприятия, а также усиления конкурентной борьбы. И для того, чтобы обеспечить эффективное и устойчивое развитие организации, своевременно научиться выявлять возникающие проблемы, улучшить координацию действий в организации, более рационально распределить ресурсы, возникает необходимость в планировании бизнеса.
В условиях рыночной экономики бизнес-планирование является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства, как для действующих предприятий, так и для вновь создаваемых.
Понятие бизнес-планирования многими учеными трактуется по-разному, в связи с чем возникают различные определения данного термина.
И.П. Липсиц понимает бизнес-планирование как". документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения". Липсиц И. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-спраночное пособие / И. В. Липсиц, В. В. Коссов. — М.: БЕК, 2010. — С. 35. Данное определение раскрывает сущность бизнес-планирования.
И.Ю. Бринк и Н. А. Савельева считают, что бизнес-планирование". это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществления планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением". Бринк И. Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / И. Ю. Бринк, Н. А. Савельева Рсд.: «Феникс», 2002. — С. 52. В данной трактовке бизнес-планирование представлено как совокупность стадий и действий. Также Н. П. Грибалев, И. П. Игнатьева, полагают, что бизнес-планирование является одним из эффективных инструментов менеджмента, который должен использоваться с целью привлечения финансовых средств из внешних источников, но при управлении развитием организации, реализации производственных программ, планов слияний, поглощений. Фактически это универсальная процедура, позволяющая значительно повысить эффективность работы организаций, их конкурентоспособность, сократить управленческие, производственные и финансовые циклы. Грибалев Н. П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н. П. Грибалев. И. П. Игнатьева. — СПБ: Белл, 2010. — С. 11
С помощью бизнес-планирования можно предвидеть цели организации: результаты ее деятельности, а также количество и объём ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Бизнес-планирование: Учебник/Под ред.В. М. Попова и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы г сгагистика, 2012. — С. 31−32
Современная экономическая ситуация подталкивает предприятия использовать все новые и новые прогрессивные подходы к планированию своей деятельности, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечении производственного и социального развития, повышения доходов работника. Бизнес-план: рекомендации, но составлению: нормативная база. — М.: «Книга сервис», 2009
С. З-5
Результатом планирования является план, который представляет собой совокупность действий, созданных на основе прогноза экономической среды и с учетом целей развитии организации.
Поскольку понятие бизнес-планирования неоднозначно и широко, существует также множество определений бизнес-плана.
По мнению Э. А. Уткина, бизнес-план — это документ, где анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, иопределяются основные способы решения. Уткин Э. А., Котляр Б. А., Рапорт Г. М. Бизнес-планирование/ Э. А. Уткин, Б. А. Котляр, Б. М. Рапорт — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС», 2011. — 301с. — С. 64−66 Именно с помощью бизнес-плана менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес и достойно встретить появления многих неожиданных проблем. Бизнес план — это план развития предприятия, необходимый для совершенствования имеющихся на освоении новых сфер деятельности, создания новых видов и форм бизнеса. Бизнес — план это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и данные, обеспечивающие объективное и целостное представление о современном и будущем состоянии бизнеса.
Г. М. Наливайко отмечает, что бизнес-план — это подробный, четко сконструированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она предполагает добиться поставленных целей, и как будет выглядеть после их достижения; это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие. Наливайко Г. М. Бизнес-планирование в малом предпринимательстве: Учеб. — метод. пособие/Под ред.Г. И. Олехнович. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008. — С. 7−8.
М.В. Чараева полагает, что бизнес-план — это аналитический документ; для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь поставленных целей и задач. Чараева М. В. Организация системы бизнес-планирования как основа выработки и принятие рациональных управленческих решений/М.В. Чараева// - Финансовые исследования. — 2008. — № 18. — С. 42−47.
В.З. Черняк дает следующе определение: «Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем». Черняк В. 3. Бизнес-планирование: учеб. — практ. пособие/ В. З. Черняк, А. В. Черняк, И. В. Довдиенко. — М.: Издательство РДЛ., 2011. — Сб. В. З. Черняк рассматривает бизнес-план как основной документ, на основании которого партнеры и инверторы дают деньги. В силу этого бизнес-план имеет два принципиальных направления:
1) внутреннее — подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;
2) внешнее — информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит). Там же.
Исходя из этого, можно утверждать, что бизнес-план является, не просто документом, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги, но это еще и инструмент технического, организационно-экономического, маркетингового, финансового, управленческого обоснования дела.
Однако можно отметить, что в одном случае понятие бизнес-план предлагают относить к предприятию, фирме. Маниловский Р. Г. Бизнес-план: методические материалы / Р. Г. Маниловский. — М.: Финансы и статистика, 2013. — С. 13. В другом — к технико-экономическому обоснованию инвестиций, т. е. проекту. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт. — М.: Финансы и статистика, 2010. — С. 20. При этом некоторыми авторами делается попытка компромисса.
Таким образом, бизнес-план — это обобщенный официальный документ внутрифирменного планирования, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, а также проблемы и риски, с которыми можно столкнуться в бизнесе, т. е. позволяет привлекать внешние инвестиции, а также и осуществлять внутрифирменное планирование.
В процессе разработки бизнес-плана определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить стабильность и конкурентоспособность как сейчас, так и в последующие периоды.
Целью любого бизнес-плана является тот результат деятельности фирмы, который она хочет получить в определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и имеющимися у нее ресурсами.
Глобальная задача бизнес-плана — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью. Также можно выделить еще ряд задач, обусловленных целью бизнес-планирования: Алан Вест. Бизнес-план: Учеб.-практ. пособие/Пер. с англ.Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булинойю — М.: Издательство Проспект, 2012. — С. 9−11
определение конкретного направления деятельности фирмы, целевых рынков и места фирмы на этих рынках;
уточнение правовых аспектов, нормативов, ограничений, требований муниципальных органов;
формулировка кратко — и долгосрочных целей фирмы, стратегии и
тактики;
определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;
оценка финансового положения фирмы, финансовых иматериальных ресурсов;
предвидение проблем, которые могут помешать развитию бизнеса, прогноз размеров возможных потерь, коммерческие риски, условия их страхования;
прогноз условий производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет;
определение показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической эффективности;
анализ исходных материалов: социальных условий и демографического состава населения;
определение формы и условий реализации проекта; Черняк В. З., Черняк А. В., Довдиенко И. В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство РДЛ. 2011. — с. 19−20
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях он опирается на:
конкретный пример производства определенного товара (услуг) — создание типа изделий или оказание новых услуг;
всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых сильных сторон, специфики и отличия от других аналогичных фирм;
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов используемых в экономике для реализации конкретных задач. Бекетова О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О. Н. Бекетова, В. И. Найденков. М.: МЕЛ, 2007 — С. 62.
Удачно разработанный бизнес-план является надежным инструментом в соревновании с конкурентами и в расширении своего собственного дела Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, дает ориентиры для первоочередной деятельности, служит аргументом для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Для того чтобы составить наиболее полный и в будущем эффективный бизнес-план, необходимо иметь представление о современных технологиях бизнес-планирования. В соответствии с этим сегодня существуют следующие виды бизнес-планов: Экономика и организация производства: учебное пособие/под ред. докт. эком. наук, проф. Ю. И. Трещевского, докт. экон. наук. проф. Л. П. Пидоймо. — Воронеж: ВГПУ, 2010. — С. 354
1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование выбранной стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов.
2. Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности и вовлеченности в проект.
3. Бизнес-план компании — изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период.
4. Бизнес-план структурного подразделения — изложение перед высшим руководством плана развития хозяйственной деятельности подразделения.
5. Бизнес-план как заявка на кредит.
6. Бизнес-план как заявка на грант для получения средств и государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно — территориальных образований.
Станиславчик Е.Н. предлагает классифицировать бизнес-планы по следующим признакам:
по масштабам деятельности;
по отраслям;
по организационно-правовым формам;
по видам инвестиций;
по способам финансирования. Бизнес-план — Финансовый анализ инвестиционного проекта: учеб. пособие / Е.Н.
Станиславчик. — М.: Ось-89, 2010. — С. 97.
Как уже было сказано, бизнес план является инструментом обоснования деятельности фирмы, поэтому для наиболее детального изучения этого инструмента, следует рассмотреть функции бизнес плана.
Согласно одному из подходов бизнес-план выполняет стратегическую, инвестиционную и функцию планирования. Экономика и организация производства: учебное пособие/под ред. докт. экон. наук, проф IО.И. Трещевского, докт, экон. наук. проф. Л. П. Пидоймо. — Воронеж ВГПУ, 2010. — С. 354
Стратегическая функция помогает разработать стратегию бизнеса, инвестиционная — определить оптимальные источники и объем инвестиций, перспективы развития бизнес и разработать комплекс мероприятий для их достижения.
Достаточно распространённым является и второй подход, согласно которому бизнес-план может выполнять множество функций, как внешних (знакомство с предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно:
стандартизация процесса ознакомления с предприятием;
привлечение финансовых средств для развития дела (партнерство, инвестирование, кредитование);
выявление и локализация проблем развития предприятия;
четкое определение конечных и промежуточных целей бизнеса для целенаправленности движения;
контроль и управление, позволяющее планомерно продвигать предприятие к поставленным целям;
самообучение личного персонала.
Определение внешних и внутренних функций, которые выделил в отдельную классификацию Шаш Н. Н., представлено в таблице 1 и таблице 2. Шаш Н. Н. Бизнес-план предприятия: рекомендации по составлению. — М., 2006., — С. 32−34
Таблица 1 — Внешние функции бизнес-плана
Функции бизнес-плана | ||
Микроэкономический анализ соответствующих сфер производства | Определение стратегических тенденций развития производства. | |
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики | Разработка и реализация государственной и региональной политики. | |
Привлечение инвестиций | — централизованные инвестиции; дотации, субсидии; подготовка эмиссии акций и реализация их нафондовом рынке. | |
Привлечение заемного капитала | Ссуды, кредиты. | |
Установление деловых контактов, изучение целей участников | Организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов. торгов, заключение контрактов. | |
Обоснование направлений реализации | Приватизация госпредприятий, обоснование совместных производств с предприятиями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания промышленных групп или вложения в них. | |
Таблица 2 — Внутрифирменные функции бизнес-плана
Функция управления производством | Функции бизнес-плана | ||
Планирование и оценка деятельности | Разработка долговременных стратегий развития: обоснование конкретных направлений деятельности и краткосрочных ее целей; разработка тактики их достижения; прогнозирование результатов деятельности. Оценка научно-технического и производственного потенциала. | Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. Оценка степени использования имеющегося потенциала: выявление и оценка резервов; разработка мероприятий по научно-техническому развитию. | |
Организация деятельности | Кадровое обеспечение: определение центров ответственности; анализ соответствия кадрового состава; анализ системы оплаты труда. | — обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей; переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров; оценка существующей системы оплаты труда; | |
Контроль, учет производства | — контроль результатов деятельности, их учет; определение степени и факторов риска; отчётность перед Собственниками; стабильность проекта и подготовка к внезапным изменениям. | — учет отклонений от планов, их анализ; разработка мероприятий по снижению риска; обеспечение устойчивости и живучести проекта. | |
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены основные понятия бизнес-плана, его сущность, цели задачи и функции. Было выявлено, что бизнес-план — это деловое поле игры, тщательно продуманный документ фирмы, который позволяет компании в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации бизнес проекта.
1.2 Основные проблемы бизнес-планирования
На современном этапе развития рыночной экономики в России, любому коммерческому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования. Кореняко Е. А. Система бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки оптимальных управленческих решений/Е.А. Кореняко, Е.В. Колмаков//Социально-экономические явления и процессы. 2012. N7−8. — с. 85
На данном этапе бизнес-планирование является важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы — очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение бизнес-планирования дает возможность осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем.
Если предприятие работает без планирования своей деятельности, оно не в состоянии реагировать на возникающие проблемы, но если же фирма имеет план работы, то незапланированные события, скорее всего, будут восприниматься адекватно.
В условиях рыночной экономики план должен быть программой изучения рынка и конкурентов, рисковой, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности организации к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость создания локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес план предприятия призван решать задачи улучшения его финансового состояния. Кореняко Е. А. Система бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки оптимальных управленческих решений/Е.А. Кореняко Е. В. Колмаков//Социально-экономические явления и процессы. 2012. N7−8. — с. 85−86
К проблемам бизнес-планирования можно отнести:
Недостаток внешней информации и навыков работы с ней
Формулирование целей и задач
Неадекватность отношения некоторых руководителей подразделений и работников к важности подготовки бизнес-плана
Недостаточная проработка планов мероприятий
Недостаток времени для анализа и подготовки программных документов
Недостаточные ответственность и мотивация руководителей за подготовку и исполнение бизнес-планов
Неудовлетворительный контроль по разработанным программам мероприятийБизнес-планирование: проблемы и достижения // компания «эксперт оценка» — (http: //www.9r.ru/part609. htm), 11/05/2013
Также специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного бизнес-планирования.
Первая и наиболее важная причина неудач — это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными. (Срочное-не всегда самое важное, наиболее значимым является определение общего направления действий организации, ее главных целей, долгосрочных задач.)
Вторая причина связана с природой личности менеджера. Ее можно определить как слабые навыки управляющих в планировании.
Третья причина неудач в бизнес-планировании связана с природой личности специалиста по планированию-плановика. Ему часто не хватает «политических» навыков и своего взгляда на практическое положение вещей.
Еще одна причина неудач связана с ошибками при разработке бизнес-планов. Эти ошибки можно разделить на три группы:
Технические (например, ошибки в расчетах)
Концептуальные (ошибки концепции проекта: продукт, этапность реализации проекта, технология и другое)
Методические (например, не сформулировано предложение к инвестору, проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника)
Сегодняшний российской рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.
Подготовка полезного бизнес-плана — трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат, затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бзнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто меняется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами предполагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуации.
Практика менеджмента выработала ряд приемов и методов преодоления последствий неожиданных изменений. Для того чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решения в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в этой среде. Таким образом, если руководство не хочет усложнять управленческие системы до уровня, соответствующего условиям среды, оно должно пойти по линии упрощения стратегической позиции фирмы, покинув нестабильные сферы деятельности. Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес-плане будут оценены не только затраты на организацию таких мероприятий, но и риски возможных потерь.
И в заключении, хотелось бы сказать, что бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимных экономических, социальных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как целостную систему. Поэтому бизнес планирование на предприятии служит основой организации и менеджмента производства, являясь базой для выработки и принятия рациональных управленческих решений, что, на мой взгляд, является преобладающим на фоне рассмотрения вопроса о проблемных зонах в бизнес-планировании.
2. Разработка бизнес-плана для создания новой турфирмы «Тур36»
2.1 Описание и краткая характеристика туристической фирмы
В следующем десятилетии некоторые ученые предсказывают России ведущее место в сфере путешествий. Потенциал развития России в области туризма достаточно широк и есть все шансы стать одной из самых гостеприимных стран, ведь несравненные природные богатства, глубокое историческое прошлое, разнообразие культурных достопримечательностей, ментальность нашего народа привлекают не только отечественных, но и иностранных туристов.
В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристическом секторе, который был опубликован Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в марте 2013 года, Россия из 133 стран заняла 59 место, при этом наши природные богатства находятся на 5 месте, а объекты культурного наследия — на 9.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных активов страны позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, историко-культурный, деловой, оздоровительный, экологический, а также сельский туризм.
На наш взгляд, необходимым потенциалом для развития туризма обладает и Воронежская область, которая занимает 6 позицию в данной сфере среди субъектов РФ. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности регионального туризма, было принято решение о создании туристической фирмы, которая будет заниматься предоставлением тур услуг только по Воронежской области, с возможным, последующим расширением этих границ. Идея создания такой фирмы, в первую очередь направлена на поддержку существующего туристского потенциала Воронежской области, с целью дальнейшего привлечения частных инвесторов на территории приоритетных зон развития туризма.
Создаваемое предприятие будет носить название «Тур36», что подчеркнет специфику предоставляемых им услуг, ориентацию на внутренний туризм. Сфера бизнеса, в которой будет функционировать фирма, — это турагентская деятельность. Туристическая фирма «Тур36» будет заниматься внутренним туризмом и предоставлять туристическое и экскурсионное обслуживание по Воронежской области, как иностранным, так и нашим туристам, с целью показать своим клиентам красоту Воронежского края и места российской глубинки.
Компания «Тур36» планируется как частное предприятие. Управление фирмой будет осуществляться её владельцем. Её единственным владельцем является Дарья Воронежская, которая в настоящее время изучает возможность привлечения к бизнесу других партнеров.
Офис компания «Тур36» откроется по адресу проспект Труда, 63 Площадь офиса составляет 30 м2 и включает в себя помещения, обставленные офисной мебелью, общий коридор и санитарный узел. Офис не является собственностью компании, а сдается в аренду частным лицом.
Удачное расположение фирмы, наличие разного рода магазинов вокруг компании, даёт ей больше возможности для успешного существования, поскольку поток людей ежедневно очень большой и кто-нибудь да обязательно заглянет в неё.
Целью деятельности фирмы является получение прибыли от не запрещённой законом деятельности.
Предметом деятельности фирмы является:
организация обслуживания иностранных и российских туристов РФ, и продажа поездок иностранным и российским туристам на коммерческой основе, разработка и внедрение новых маршрутов туризма;
организация и предоставление услуг гидов-переводчиков, обеспечение встречи/проводов, экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищных и иных мероприятий, транспортные и другие услуги туристам;
осуществление на договорной основе бронирования транспортных, гостиничных и иных услуг и обеспечение предоставления на территории РФ согласованного и оплаченного туристами обслуживания;
продажа сувениров.
Предполагаются следующие направления деятельности фирмы:
1 Пешеходный туризм
2 Конный туризм
3 Культурно-познавательный туризм
4 Охотничье-рыболовный туризм
5 Спортивно-приключенческий туризм
6 Экологический туризм
Программа мероприятий каждого из направлений заранее запланирована, но по желанию клиента, она может быть разработана индивидуально.
Также необходимо выделить ту, целевую аудиторию, в соответствии с пожеланиями которой, будут разработаны программы мероприятий:
1 Молодежный туризм
2 Семейный туризм
3 Корпоративный туризм
4 Детский туризм
5 Туризм для иностранцев.
Таким образом, услуги «Тур36» рассчитаны на широкий круг потребителей. Предлагается создать новую туристическую фирму, которая будет заниматься внутренним туризмом и экскурсионной деятельностью, в особенности специализирующуюся на обслуживании иностранных и российских туристов.
2.2 Разработка основных разделов бизнес-плана
Следующим этапом разработки бизнес-плана будет являться маркетинговый план.
В сфере туристического бизнеса, как и в любой другой отрасли, идет острая конкурентная борьба. Поэтому вновь создаваемые компании должны затрачивать на первом этапе все больше денежных средств. Кроме того, обостренная конкуренция вынуждает мелкие туристические агентства искать узкую специализацию, в которой они могли бы извлекать большие доходы, не вступая в борьбу с крупными туристическими фирмами.
Компания «Тур36» выбрала нишу внутреннего туризма в Воронежской области. Поэтому компании «Тур36» придется самостоятельно организовывать туристические поездки и устанавливать контакты со своими клиентами.
На этом этапе изучается статистика числа фирм, зарегистрированных в данном районе, анализируется объемы реализации туруслуг, ценообразование, и вводится сравнение с фирмой «Тур36» .
Конкуренты. Климат и природные условия нашего края хорошо подходят для отдыха и лечения, отсюда появляется спрос населения к качественным путешествиям, поэтому было принято решение открыть фирму именно в г. Воронеже, а не в какой-либо другой территориальной единице.
Вблизи офиса фирмы «Тур36» находятся турфирмы, занимающиеся выездным туризмом в разные страны мира. Но никто из них не предоставляет обслуживание иностранных туристов по индивидуальным турам, экскурсиям и программам, а также не занимается внутренним туризмом, что обеспечивает фирме «Тур36» явное преимущество.
Всего в Воронеже существует небольшое число фирм, предлагающих услуги внутреннего туризма по Воронежу и Воронежской области.
Рассмотрев основные фирмы этого направления, выяснилось, что у этих фирм ограниченный ассортимент туристических маршрутов, наша же молодая фирма предоставляет более широкий ассортимент услуг и маршрутов.
Что касается рекламного обеспечения, то большое внимание этому уделяет фирма «Калейдоскоп» — это и объявления в телетексте, печатных изданиях, рекламных программах по телевидению, и распространение визиток, реклама в телефонных справочниках, вывеска у входа. Турфирма «Континент-Тур» обходится вывеской у входа, объявлениями в печатных изданиях, рекламой в телефонных справочниках. Турагенство «Дискавери» также имея вывеску у входа, заказывает рекламу на городских стендах, распространяет визитки.
Анализируя эти данные, были разработаны следующие направления
распространения рекламы:
1. Наружная реклама
2. Объявления в печатных изданиях Воронежа
3. Рекламные ролики на Воронежских телеканалах
4. Распространение листовок, флайеров, визиток
5. Почтовые рассылки
6. Интернет
Так как фирма «Тур36» только рождается на рынке, будет использоваться информативнyю рекламу, которая должна сообщить потребителям о новой фирме, о новом товаре, для чего он предназначен и где его можно приобрести. Основная задача информативного сообщения — оповестить целевой рынок о товаре.
Офис. Одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности является интерьер офиса. Офис — это своеобразная карточка фирмы, поэтому при его планировке было уделено внимание не только прагматическим задачам, но и эстетике интерьера в целом.
Офис «Тур36» оформлен в экологическом стиле с элементами о фотодизайна. Приемная — светлая, выполненная в естественных тонах с использованием натуральных материалов. Оформленная в экологическом стиле зона ресепшн представляет собой открытое четко организованное пространство. Мебель и отдельные детали в бежевых, голубых, зеленоватых, светло-серых тонах, которые вызывают чувство стабильности, покоя, рот визуально пространство. Практически отсутствует декор, обивка мебели — использовался хлопок и лен. Для улучшения микроклимата в офисе используются такие растения, как фикус, эвкалипт, розмарин.
Сегментация рынка. Целевыми клиентами компании хТур3б" являются следующие группы населения.
молодежь — это девушки и юноши в возрасте от 18 до 25 лет, обычно состоящие в браке, без детей, ведущие активный образ жизни, ищущие вы впечатлений и эмоций. Доход ниже 500 000 руб. в год.
семейные пары, семьи и отдельные заказчики — группа потребителей в возрасте 25−35 лет, женаты (замужем), с доходом от 500 000 руб. в год. дети — мальчики и девочки школьного возраста.
корпоративные клиенты — местные бизнесмены, коллективы преподавателей, учителей, индивидуальных предпринимателей, предприятии; различных организаций.
иностранные туристы — это туристы, приезжающие в Воронеж на обучение, по работе, не говорящие или плохо говорящие по-русски, во желающие ознакомиться с местными достопримечательностями или просто хорошо провести время.
Компании «Тур36» планирует в первую очередь сосредоточиться на освоении рынка Воронежской области. По мере своего роста маркетинговые усилия будут распространены на другие регионы.
Стратегия продаж. Для того чтобы добиться своей цели компании «Тур36» разработала две стратегии:
1 Добиться признании своей торговой марки с помощью эффективной рекламы, маркетинга и продвижения.
2 Увеличить доходы и сократить расходы, организовав группы постоянных и корпоративных клиентов.
Компания «Тур36» считает, что цель ее деятельности поиск и поддержка заказчиков. Ее маркетинговая стратегия подчинена этой цели и является основой ее репутации в Воронежской области. Компании способна предоставить своим клиентам отдых в родном крае, предлагает освободиться от повседневных обязанностей и вспомнить свою любовь к приключениям и путешествиям. Это улучшит их здоровье, повысит настроение, изменит самооценку и принесет массу удовольствия. Компания «Тур36» гарантирует высокое качество своих услуг. Ее заказчики могут сэкономить свое время Позиционирование. Компания «Тур36» является основным туристическим агентством в области внутреннего туризма. Ее клиентами являются индивидуальные и корпоративные клиенты, а также иностранные туристы и группы туристов. Опыт и энтузиазм сотрудников компании воплощены в высококачественных услугах, ценностях и советах, представляемых ее клиентам.
Ценообразование. Большинство цен на услуги компании хТур36″ определяется рыночными стандартами. Компания «Тур36» стремится придерживаться политики конкурентоспособного ценообразования. Нo, поскольку компания «Тур36» считается основным поставщиком услуг в сфере внутреннего туризма, она собирается сделать некоторые скидки с цен.
Стратегия продвижения. На протяжении первого года компания «Тур36» .
планирует провести церемонию открытия, а также ряд культурно-оздоровительных мероприятий. Среди этих мероприятий планируются викторины, посвященные истории Воронежского края, туристические походы по местам боевых сражений, а также спортивные мероприятия. В качестве призов компания «Тур36» планирует раздавать путевки и ценные предметы. В холе церемонии открытия и других мероприятий будет распространиться литература об истории Воронежского края, о местных достопримечательностях, о традиционных праздниках Воронежа. Компании начнет переговоры с руководством местных оздоровительных центров, туристических баз, культурных центров, пытаясь найти новых стратегических партнеров.
Компания «Тур36» рассчитывает на использование общенационального компьютерной сети заказов через Internet. Это позволит клиентам быстро делать правильный выбор и осуществлять заказ. Кроме того, эта система позволит компании «Тур36» повысить эффективность работы с партнерами, а также поддерживать базу данных.
Следующий раздел бизнес-плана необходим для того, чтобы доказать потенциальным партнеров, что наша фирма реально сможет предоставить нужное количество услуг надлежащего качества в определенный срок.
План производства заключается в предполагаемом объёме продаж каждого вида турпродукта и количество их реализации. Исходя из того, что фирма планирует заниматься только внутренним туризмом и экскурсионным обслуживанием как для граждан Воронежа и области, так и для иностранцев, то план производства будет представлен в виде двух таблиц, которые безусловно тесно связаны между собой.
В таблице 3 представлено, сколько туров фирма планирует продавать, а данный месяц и по данному направлению.
Таблица 3 — Продажа туров по направлениям
Месяц/Вид турпродукта ! рi1тюлт кта | Молодежный туризм | Семейный туризм | Корпоративный туризм | Детский туризм | Туризм для иностранцев | |
Апрель | _ | |||||
Май | ||||||
Июнь | ||||||
Июль | ||||||
Август | ||||||
Сентябрь | ||||||
Октябрь | ||||||
Ноябрь | ||||||
Декабрь | ||||||
Январь | ||||||
Февраль | ||||||
Март | ||||||
Итого: | ||||||
Молодёжный и детский туризм: проведение экскурсий для школьников студентов. Особенный пик продаж по данному направлению планируется с мая (многие люди выезжают на майские праздники и на выходные) по август, когда у студентов и школьников каникулы, и ещё декабрь, январь, когда в России Новогодние и Рождественские каникулы.
Семейный отдых: особенный пик продаж приходится с мая по сентябрь, декабрь, январь. В июне многие едут лечиться в санатории или просто отдохнуть. В июле и августе уже большим спросом пользуются дома отдыха, турбазы с водоемами.
Корпоративный туризм: необходимо отметить, что особый пик продаж будет приходиться с июля по ноябрь.
Туризм для иностранцев: особый пик продаж с июля по сентябрь.
Третьим разделом бизнес-плана является организационный план, который демонстрирует профессионализм и подготовку управленческой команды.
Штат компании составляет 7 человек. Возрастная структура персонала компании — 20 до 25 лет. Сотрудники компании — студенты, имеющие высшее оконченное или неоконченное образование, активные, коммуникабельные, целеустремленные люди, желающие работать и развиваться.
Организационная структура управления компанией относится к разряду линейных, когда все связи завязаны на генерального директора, который осуществляет единоличное управление фирмой.
Генеральным директором является Дарья Воронежская, 20 лет, бакалавр менеджмента, Воронежский государственный университет.
Директор по маркетингу и рекламе. Илья Петров, 22 года, бакалавр менеджмента, специальность «маркетинг», Воронежский государственный университет.
Бухгалтер. Виктория Вишина, 25 лет, бухгалтер, закончила Воронежский государственный университет.
Главный инструктор. Мария Якубитта 24 года, сертифицированный инструктор по туризму.
Переводчик. Анна Степанова, 22 года. Студентка факультета романно — германских отношений Воронежского государственного университета.
Программист. Денис Пичугин, 21 год. Студент факультета прикладной математики, информатики и механики ВГУ.
Гид. IОлих Абаринова, 20 лет. Студентка исторического факультета ВГУ. В зависимости от объёма работы заключаются договоры с гостиницами, хозяевами квартир, дополнительными гидами-переводчиками, водителями автомашин или транспортными фирмами. Гиды-переводчики и водители автомашин работают на основе почасовой оплаты.
Штатное расписание составлено, исходя из планов компании на начало года. В течение первых двух-трех лет компания не намерена расширять штат сотрудников.
Таблица 4 — Штатное расписание
Затраты на штат | ||||
Генеральный директор | 30 000,00р. | 30 000,00р. | 30 000,00р. | |
Бухгалтер | 25 000,00р. | 25 000,00р. | 25 000,00р. 25 000, 00р. | |
Инструктор | 27 000,00р. | 27 000,00р. | 27 000,00р. | |
Директор по маркетингу | 23 000,00р | 23 000,00р. | 23 000,00р. | |
Другие | 40 000,00р. | 40 000.00р. | 40 000,00р. | |
Всего (в месяц) | 145 000,00р. | 145 000,00р. | 145 000,00р. | |
Следующим разделом идет финансовый план, который нужен для того, чтобы выявить доходы от продаж и прибыль за первый (последующие) годы функционирования фирмы, а также ее затраты на регистрацию, рекламную компанию, на расчеты с персоналом по оплате труда и т. д.
Затраты на регистрацию фирмы. Затраты на регистрацию предприятия складываются следующим образом:
государственная пошлина 2000 руб.;
печать 500 руб.;
учредительный договор, замеренный у нотариуса 1000 руб.;
лицензия на 5 лет 1300 руб.;
Всего: 4800 руб.
Затраты па рекламную компанию. Рассмотрим более детально затраты на рекламную кампанию, которая будет длиться 30 дней.
Раздача листовок:
стоимость 1 листовки = 30 копеек;
в день планируется раздавать 500 листовок.
Всего затрат на листовки: 30*500/100=150 руб. /день.
раздатчик листовок получает 60 руб. /час;
работает по 8 ч/день.
Всего затрат промоутеру: 60*8=480 руб. /день.
Всего затрат на раздачу листовок: (150+480) *30 дней=l8 900 руб. Публикация в газете:
Газета является наиболее читаемым и популярным изданием среди дей, издаётся еженедельно.
стоимость рекламы с турфирмы колеблется от 300 руб. до 2000 руб. за 1 т публикацию (в которую входит название, адрес, телефон, и номер лицензии); - планируется всего 20 публикаций;
Всего затрат на публикацию: 1000*20=10 000 руб.
Радио в Воронеже:
стоимость одного выхода (30 сек.) на радио в Воронеже=500 руб. — планируется 3 выхода в неделю;
срок рекламной кампании на радио 1 месяц.
Всего: 500*3*4=6000 руб. /мес.
Всего на рекламную кампанию: 18 900+10 000+6 000=34 900 руб. Аренда и коммунальные платежи.
аренда офиса в г. Воронеж = 580 руб. за 1 кв. м.;
площадь офиса = 50 кв. м.
Всего за аренду: 580*50*12= 348 000 руб. /год.
За коммунальные платежи будет осуществляться оплата в размере 2000 руб. /мес., таким образом, в год на оплату будет уходить 2000 * 12 = 24 000 руб. Всего: 108 000+24 000= 132 000 руб.
Техническое оснащение. Также необходимо подключение телефонных аппаратов (междугородних и международная связь) — 3000 руб. /мес. (в год 36 000 руб.), выделенной Интернет — линии — 1000 руб. /мес. (в год 12 000 руб.).
Всего: 36 000+12 000=48 000 руб. /год.
Таким образом, объём первоначальных капитальных вложений на оснащение предприятия составит 121 050 руб.
Начисление амортизации. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, начисление амортизации осуществляется на основные средства со сроком полезного использовании более 12 месяцев и со стоимостью более 10 000 рублей. Таким образом, в данном бизнес-плане амортизация будет начисляться только на компьютер:
Сумма амортизационных отчислений за год: 20 000/5 = 4 000 руб. Сумма амортизационных отчислений за мес.: 4 000/ 12 = 334 руб. Годовая норма амортизации: (4 000/ 20 000) * 100°/о = 20°/о.
Всего на амортизацию: 4 000 руб. /год.
Расчеты с персоналом. Помимо ежемесячной заработной платы сотрудники будут получать премии, например за производственные результаты или надбавки к окладам за профессиональное мастерство. Также необходимо рассчитать сумму отчислений на социальные нужды. Ставка на страховые взносы =30%.
Сумма отчислений:
страх. взнос., мес. = Фонд оплаты труда, мес. * (Ставка страх. Взносов/ 100%) 100%);
страх. взнос., мес. = 145 000 * (30°/о / 100%) = 43 500 руб.
страх. взнос., за 1 год. = Фонд оплаты труда, за 1 год * (Ставка страх взносов/ 100%);
страх. взнос., за 1 год. = 1 740 000* (30°/о / 100%) = 522 000 руб Всего: 145 000* 12+158 400=2 262 000 руб. /год.
Таким образом, сумму первоначальных капитальных вложений можно представить в виде таблицы 5.
Таблица 5 — Расчет суммы первоначальных капитальных вложений
Наименование | Сумма, в руб. | |
1. Аренда помещения | 348 000 | |
2. Коммунальные платежи | 24 000 | |
3. Первоначальные затраты на оснащение предприятия | 121 050 | |
4. Организационные затраты | 4 800 | |
5. Затраты на рекламную компанию | 34 900 | |
6. Затраты на выплату заработной платы и отчисления | 2 262 000 | |
7. Расходы на оплату телефонной и Интернет-связи | 48 000 | |
8. Канцелярские принадлежности | 3 000 | |
9. Прочее | 15 000 | |
ИТОГО: | 2 860 750 | |
Для того чтобы оценить эффективность бизнес-плана, а в последующем и фирмы, необходимо произвести расчет прибыли предприятия за первый год функционирования. Исходя из производственного плана, где представлен планируемый объем продаж можно рассчитать выручку:
за год планируется продать примерно 1118 туров;
средняя стоимость одного тура и экскурсии = 6 000 руб.
Валовая выручка от продаж: 1118*6000=7 080 000 руб. /год.
Расчёт прибыли представлен в таблице 6.
Таблица 6 — Схема расчета прибыли предприятия
Выручка от продаж | 7 080 000 | ||
Заработная плата = 1 740 000 Страховой взнос = 522 000 Аренда = 348 000 Коммунальные платежи = 24 000 Телефонная связь и Интернет = 48 000 Канцелярские принадлежности = 3 000 Амортизация = 4 000 Прочее = 30 000 | 2 719 000 | ||
Валовая прибыль = 1−2 | 4 361 000 | ||
Расходы на рекламу (коммерческие и управленческие расходы) | 34 900 | ||
Прибыль от продаж = 3−4 | 4 326 100 | ||
Операционные доходы и расходы; Внереализационные доходы и расходы | |||
Прибыль до налогообложения = 5-б | 4 326 100 | ||
Чрезвычайные расходы | |||
Налог на прибыль (20°/о) | 865 220 | ||
Чистая прибыль = 7−9 | 3 460 880 | ||
Следующим шагом будет расчет уровня рентабельности капитала (КОЕ). Рентабельность капитала отражает отношение балансовой прибыли или частичной прибыли к средней стоимости всего инвестированного в предприятие капитала или его отдельных частей, характеризует конкурентоспособность предприятия и эффективность использовании всех денежных средств.
КОЕ = (Чистая прибыль / Капитал) * 100%
КОЕ = (3 460 880/2860 750) * 100%= 120,9%.
Также можно найти доход от проекта в первый год его реализации.
Доход от проекта = Сумма чистой прибыли за 1 год — Инвестиции Доход от проекта = 3 460 880 — 2 860 750= 600 130 руб.
После этого, необходимо рассчитать индекс рентабельности (РI), который помогает оценить эффективность проекта. Данный показатель должен быть больше 1, что будет говорить о рентабельности вложенных инвестиций.
PI = Сумма чистой прибыли за 1 год/Инвестиционные вложения
PI = 3 460 880/ 2 860 750= 1.2
Минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начнет получать прибыль, называется точкой безубыточности (ВЕР).
ВЕР= Постоянные издержки / (1 — (Переменные издержки / Выручка) Постоянные издержки = Заработная плата + Страховые взносы + Аренда + Коммунальные платежи + Амортизация.
Постоянные издержки = 1 740 000 +522 000 +348 000 + 24 000 + 4 000 = 2 638 000 руб.
Переменные издержки = Реклама + Канцелярские принадлежности + Прочие расходы.
Переменные издержки = 34 900 + 3 000 + 30 000 = 67 900 руб.
Точка безубыточности = 2 638 000/ (1 — (67 900/7 080 000)) = 2 638 000/ 0.9984= 2 663 570 руб.
Ниже этого объема выручки реализация товаров станет невыгодной.
Теперь рассчитаем такой показатель, как «производственный рычаг», который характеризует изменение прибыли предприятия, при изменении выручки на один процент. Величина «производственного рычага» определяет структурное соотношение переменных и постоянных затрат. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общих затратах, тем выше «производственный рычаг». Таким образом, «производственный рычаг» — это, с одной стороны, характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой — характеристика рисков потери этой прибыли.
Производственный рычаг = (Выручка — Постоянные затраты) / (Выручка — Постоянные затраты — Переменные затраты) Производственный рычаг = (7 080 000 — 2638 000) / (7080 000 — 2 638 000 — 67 900) = 4 442 000/ 4 374 100 = 1,01.
При изменении выручки на 1% прибыль предприятия возрастет в 1 раз.
Зная точку безубыточности, можно рассчитать «запас финансовой прочности», который показывает, насколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточности (если фактический объем реализации ниже точки безубыточности, «запас прочности» покажет, насколько процентов необходимо увеличить объём реализации для достижения убыточного уровня работы).
Запас прочности = ((Выручка — Точка безубыточности) / Выручка) *100%
Запас прочности = ((7 080 000−2 663 570) / 7 080 000) * 100% =
=4 416 430/7080000=62,4%.
То есть предприятие будет продолжать работать без убытков, пока продажи не снизятся более чем на 62,4°/о.
Срок окупаемости инвестиций охватывает тот период, который требуется для возврата суммы, затраченной на реализацию проекта.
Срок окупаемости проекта = Объём первоначальных инвестиций / (Чистая прибыль + Амортизация) Срок окупаемости = 2 860 750/ (3 460 880+4000) =2 860 750/3 464 880=0,83.
Чтобы узнать срок окупаемости в месяцах нужно 0,83* 12 месяцев = 9,9, Таким образом, получается, что данный проект окупится за 10 месяцев.
Эффективность бизнес-проекта может быть оценена с помощью метода чистого приведенного дохода.
Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные; притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта.
Поскольку денежные платежи оцениваются с учётом их временной стоимости и рисков, NPV можно интерпретировать как стоимость, добавляемую проектом. Ее также можно интерпретировать как общую прибыль инвестора.
NPV = (Сумма Чистой прибыли/1,09) — Уставный капитал.
NPV = (3 460 880/ 1,09) — 2 860 750 314 369 руб.
Поскольку NPV больше нуля, в этот проект необходимо вкладывать инвестиции, если нет альтернативы с более высоким NPV.
Финансовый анализ дает правдивую картину, отражающую эффективность работы компании, ее платежеспособность, доходность, перспективы развития. Данные такого анализа позволяют опираться на конкретные цифры при принятии стратегических решений на будущие периоды.
Заключительным этапом разработки бизнес-плана является анализ рисков.
Все риски, которые могут угрожать деятельности фирмы можно разделить на риски внешней и внутренней среды и на риски, связанные с недостаточностью внутреннего потенциала предприятия. Таким образом, со стороны, компании может угрожать:
Нестабильность политической ситуации в России, оказывающая воздействие на въезд/выезд иностранных туристов Высокий уровень преступности, вследствие чего туристы боятся приезжать в Россию Нестабильная и противоречивая система законодательства в России, высокие темпы инфляции, частое введение новых налогов и лицензий, что влияет на себестоимость услуг и делает затруднительным средне — и долгосрочное планирование;
К рискам внутренней среды можно отнести:
Сезонность туризма (3−4 месяца в году).
К коммерческим рискам следует отнести:
Неплатежи партнёров и задержка выполнении договорных обязательств.
Недостаточный уровень квалификации состав персонала. Подбор персонала должен осуществляться с учетом специфики деятельности предприятия. Необходимо учитывать профессиональные навыки и квалификацию соискателей, а также их психологические особенности, умение работать с людьми, уживаться в коллективе. При обнаружении недочетов и ошибок в обслуживании, необходимо проводить анализ ситуации и принимать соответствующие меры для предотвращения этих недочетов в дальнейшем.
У персонала должна быть достаточная мотивация, чтобы работать качественно.
Недостаточность ресурсов предприятия для осуществления плановых заданий. На случай недостатка средств у предприятия должен быть резервный фонд для покрытия непредвиденных расходов.
Технические возможности и техника.
Подбор технического оснащении предприятия должен осуществляться с учетом современных тенденций на рынке специализированного оборудования, особенностей производственного процесса и планируемых объемов выпуска. Необходим постоянный контроль над состоянием оборудовании и своевременный ремонт или замена его в случае неисправностей.
Заключение
В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: Исследование теоретических аспектов бизнес-планирования и разработка основных разделов бизнес-плана на примере фирмы «Тур36» .
Теперь можно сделать следующие выводы:
Планирование является естественной и составной частью менеджмента. Результат планирования — это план, который представляет собой совокупность действий, созданных на основе прогноза экономической среды и с учетом целей организации.
Бизнес-план — это обобщенный официальный документ внутрифирменного планирования, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, а также проблемы и риски, с которыми можно столкнуться. Главная задача бизнес-плана сделать планирование неотъемлемой частью всей деятельности компании с целью мониторинга и контроля.
Любой бизнес проект должен состоять из четырех основных стадий:
Подготовительной, стадии разработки бизнес-плана, стадии продвижения, стадии реализации, причем формирование и практическая реализация плана являются непрерывным процессом.
Основными элементами бизнес-плана являются:
Титульный лист
Резюме
Описание предприятия и отрасли
Описание продукции (услуг)
Маркетинговый, производственный организационный и финансовый планы
Оценка риска
приложения
Оценка эффективности бизнес-плана состоит из проведения предварительной оценки инвестиционного проекта и проведения технического, финансового анализов, проведения расчетов показателей эффективности.
Для оценки эффективности бизнес-проекта используются различные методы, например, метод оценки срока окупаемости инвестиций, метод определения среднегодовой прибыли, метод чистого дохода и другие.
Оценка заканчивается составлением трех сценариев — оптимистичного, стандартного и пессимистичного. Последний ложится в основание вывода о возможности успешной реализации бизнес плана.
В целом бизнес-план компании «Тур36» показал, что открытие туристической фирмы и занятие данным бизнесом является весьма прибыльным делом, так как реализация проекта по открытию фирмы «Тур26» является экономически целесообразным и имеет срок окупаемости, равный десяти месяцам.
Список использованных источников
1. Современные статистические источники по международному туризму — (http://www.xserver.ru/user/rivks/6. shtml).
2. Стандарты бизнес-планов UNIDO Тhе United Nations Industrial Devе1opment Organization.
3. Станиславчик Е. Н. Бизнес-план: Финансовый анализ инвестиционного проекта / Е. Н. Станиславчик. — М.: Ось-89, 2009. — 196 с.
4. Сухов Р. И. Организация работы туристического агентства: учеб. пособие / Р. И. Сухов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 144 с.
5. Управление проектами: учебник / [под ред.В.Д. Т11апиро]. — СПБ.: Два Три, 2006. — 148 с.
6. Уткин Э. А. Бизнес-планирование / Э. А. Уткин, Б. А. Котляр, Б. М. Рапорт — М.: ЭКСМОС, 2011. — 301с.
7. Уткин Э. А. Управление фирмой / Э. А. Уткин. — М.: Акалис, 2012. — 516 с.
8. Центр международного промышленного сотрудничества UNIDO в РФ — (www.unido.ru)
9. Черняк В. З. Бизнес-планирование: учеб. — практ. пособие / 13.З. Черняк, А. В. Черняк, И. В. Довдиенко. — М.: Издательство РДЛ. 2009. — 272 с.
10. Шаш Н. Н. Бизнес-план предприятии: рекомендации по составлению /Н.Н. IIIaш. — М.: Кнорус, 2006. — 329 с.
11. Экономика и организация производства: учеб. пособие / [под ред. докт. экон. наук, проф. Ю. И. Трещевского, докт. экон. наук. проф. Л.П. Пидоймо]. — Воронеж ВГПУ, 2010. — 716 с.