Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Креативность как инновационный ресурс развития экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на определенные успехи в развитии малого бизнеса в Липецкой области как и в целом в России этот сектор экономики пока не определяет социально-экономическое развитие как области, так и страны в целом. Наиболее объективными показателями являются: a. Приходящийся на его долю ВВП: в Липецкой области, как и в целом в России он не превышает 17% (в развитых странах — не менее 50%) — b… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Креативность как инновационная форма экономического ресурса
    • 1. 1. Содержание и структура креативной деятельности
    • 1. 2. Значение «человеческого капитала» в реализации креативного потенциала личности
  • Глава 2. Организация креативной деятельности как инновационного ресурса
    • 2. 1. Технология креативной деятельности
    • 2. 2. Деловое общение как источник поиска креативных идей
    • 2. 3. Значение информации и информационных технологий в реализации креативных идей
  • Глава 3. Направления реализации креативных идей в бизнесе
    • 3. 1. Предпринимательство — особая форма креативной деятельности
    • 3. 2. Реинжиниринг как направление креативной деятельности

Креативность как инновационный ресурс развития экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Креативность, ориентированная на созидательную, экономически и социально прагматичную деятельность, генерирование новых идей, быстрое разрешение проблемных ситуаций является одной из актуальных проблем современной экономической науки. Исследования в данной области, выводы и предложения жизненно необходимы экономике, заинтересованной в поиске инновационного потенциала своего развития.

Роль и значение креативной деятельности органически связаны с глобальными процессами, происходящими в современном мире. Главным является переход от индустриального XX века к постиндустриальному обществу.

Самую общую характеристику наступающего столетия можно обозначить как эпоха инноваций, определяющая глубокую трансформацию всех сторон жизни общества.

Экономические трансформации начала XXI века выразятся в становлении постиндустриального экономического способа производства. Этот процесс, безусловно, достаточно длительный и противоречивый. Однако уже сейчас можно выделить целый ряд его характерных черт, таких как интегральный характер экономического строя, который создает условия для соединения частной инициативы и инновационной активности, и многоукладность экономики. Это определяет социально-экономическую эффективность воспроизводства, темпы экономического роста и требует ресурсного обеспечения.

Переход к постиндустриальному обществу, знаменующему собой начало вступления человечества в информационную эру, которая базируется не на механической технике, а на интеллектуальной технологии, делает приоритетными знания в качестве главного источника всего научно-технического прогресса. В основе прогресса человечества — образованность и инициативность членов общества. От этого зависит социально-экономическое процветание государства. Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал.

Изменения в Российской экономике в начале XXI века, завершившиеся началом инвестиционного роста, свидетельствуют о принципиально новом качестве нашей экономики.

В таких условиях появилась возможность прогнозирования дальнейшего роста реального спроса на новации.

В этих принципиально новых социально-экономических условиях становится весьма актуальной проблема креативности — способности индивидуума на создание новых понятий, формирование новых идей и путей их реализации в экономике.

Поэтому актуальным становится ' вопрос креативности как инновационного ресурса развития экономики.

Все сказанное подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты, вопросов креативности как инновационного ресурса развития экономики освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых.

На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных вопросам креативности как инновационного ресурса развития экономики. Исследования в этой области начали проводиться с середины XX века, прежде всего зарубежными учеными. Наиболее известными из них являются: Т. Амабиле, Ф. Баззан, А. Маслоу, С. Медник, Д. Ренцулли, Р. Симпсон, С. Тейлор и Д. Гилфорд, Е. Торренс, В. Франкл и другие.

Интерес к этой проблеме возник в середине прошлого столетия, выражая потребности экономики. Непосредственной предпосылкой креативности является глубоко заинтересованное отношение индивидуума к социальным и экономически актуальным проблемам, умение понять их значение для решения возникающих государственно важных задач.

Так, Р. Симпсон определил креативность как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Д. Гилфорд считает, что креативность многомерна и включает в себя готовность рисковать, развитую интуицию, умение быстро переключаться с одного объекта на другой, быстро находить решения возникающих социальных и экономических задач. С. Тейлор, как и Д. Гилфорд, рассматривал креативность не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени при решении возникающих задач. По Е. Торренсу, креативность — это способность к обостренному восприятию недостатков, проблем, пробелов в знаниях, в процессе идентификации недостающей информации. Д. Ренцулли рассматривает креативность как особенности поведения индивидуума, которые выражаются в оригинальных способах получения продукта: достижение решения проблемы социального или экономического характера в результате новых к ней подходов с разных точек зрения. А. Медник оценивает креативность как процесс реконструирования элементов в новых комбинациях, отвечающим покупательским потребностям. В. Франкл доказывает, что креативные люди способны вносить в свою деятельность системные изменения, они готовы к инновациям в профессиональной деятельности.

Вышеприведенные мнения многих ученых, исследовавших проблему креативности, свидетельствуют о том, что, несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового для удовлетворения социальноэкономических потребностей общества.

Вопросы креативности как инновационного ресурса развития экономики нашли отражение и в работах российских ученых таких как Баскова И. А., Богоявленская Д. В., Воронин А. Н., Джулер С., Гнатко Н. М., Капелюшников Р. И., Козленко В. Н., Кочелаева Н. В., Князева E.H., Морозов A.B., Разумникова О. М., Садовничий В. А., Федотов JI.H., Шакарян Т. Б. и других.

Главный тезис указанных научных работ заключается в том, что современная российская экономика сможет удовлетворить растущие потребности населения в разнообразных качественных товарах и услугах на основе развития инновационных процессов и обновления технологий производимой продукции. Инновации представляют собой достижения человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструктивных разработок), то есть креативности для повышения эффективности в той или иной сфере деятельности.

Исследование инновационной деятельности стало предметом изучения и российских ученых. Этой проблеме посвящен ряд фундаментальных работ: Кузик Б. Н., Яковец Ю. В. «Россия — 2050. Стратегия инновационного процесса», Фатхутдинов P.A. «Стратегия конкурентоспособности», Хрусталев Е. В. «Механизмы технологического развития экономики России», Воронин Ю. М., Селезнев A.C., Черниченко Л. Г. «Россия: экономический рост» и др.

Таким образом, несмотря на многочисленность работ, посвященных данной проблематике, вопросы, связанные с креативностью как целостного многоаспектного процесса прагматичной деятельности, ее приоритетной роли и использование ее как инновационного ресурса развития экономики следует признать недостаточно разработанными и остро дискуссионными.

Расхождение во взглядах, а также недостаточность практических мер, связанных с использованием и внедрением креативности как инновационного ресурса развития экономики предопределило выбор предмета настоящего исследования, обусловило его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по использованию креативности как инновационного ресурса развития экономики.

Учитывая современное состояние разработанности проблемы, для достижения сформированной цели были поставлены следующие задачи:

— осмыслить экономические аспекты креативной деятельности, ее содержание и структуру;

— систематизировать различные точки зрения на понятие «креативность» как экономического ресурса и внести уточнения в это понятие;

— выявить соотношение «человеческого капитала» и креативного потенциала личности;

— рассмотреть организацию креативной деятельности как инновационного ресурса экономики, определить технологию ее организации;

— разработать механизм реализации креативной идеи как инновационного ресурса развития экономики с использованием инструментальных средств;

— выявить инновационные особенности бизнес-процессов при реализации креативных идей как инновационного ресурса развития экономики.

Объектом исследования является креативность как экономический ресурс развития общественного производства.

Предметом исследования является формирование и трансформация креативности как новой формы инновационного ресурса в условиях знаниеориентированной экономики.

Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области креативности и ее использовании в качестве инновационного ресурса развитии экономики. В ходе исследования изучалась специальная литература, материалы научных конференций, законодательные, нормативные, инструктивные документы Правительства Российской Федерации и Липецкой области, монографические работы и периодические издания по проблемам креативной деятельности как инновационного ресурса развития экономики. Методология исследования базируется на системе диалектического познания и системном анализе. Круг поставленных задач, подлежащих рассмотрению, определил необходимость использования соответствующего методологического инструментария.

Содержание диссертации соответствует пункту 1.1 «Политическая экономия: эффективность общественного производстватеория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях" — экономика ресурсов» специальности 08.00.01 -Экономическая теория и пункту 4.1 «Развитие теоретических основ, методологических положенийсовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью) паспортов специальностей ВАК РФ.

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Липецкой области. Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций являются статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Липецкой области, факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в осмыслении и обосновании креативности как инновационного ресурса развития экономики.

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория.

1. Сформировано понятие креативности как новой формы инновационного ресурса развития экономики. Креативностьспецифический социально-экономический ресурс, формирующийся и трансформирующийся в условиях знаниеориентированной экономики в инновационный ресурс как составляющий часть экономического ресурса общественного производства.

2. Расширен категориально-понятийный аппарат экономической теории за счет обоснования креативности как экономической категории. Креативность представляет собой целостный многоаспектный процесс прагматичной деятельности, ориентированный на результат экономического или социального значения. Приоритетная роль креативности и использование ее как инновационного ресурса развития экономики позволяет достичь решения проблем социально-экономического характера.

3. Доказано, что формирование креативности как инновационного ресурса развития экономики возможно лишь в специфической организованной социально-экономической среде, в условиях, характеризующих эту микросреду высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью развития экономических процессов.

4. Определено главное назначение креативности как инновационного ресурса развития эффективного общественного производства, которое сводится к способности совершать следующие действия: генерирование идей практического характера, на основе которых возможна организация производственной структуры для получения необходимых товаров, продуктов, услугэффективное выполнение делового проектирования, то есть определение очередности действий, в результате которых возможно превращение идеи в реально осязаемый товар, продукт, услугу с использованием всех реальных возможностейобнаружение и вовлечение в процесс реализации идеи инвесторов, обладающих достаточным капиталомсоздание предприятия на основе моделируемой схемы производственного процесса, позволяющего осуществить эффективную идеюобеспечение профессионального управления созданной производственной структурой для ее сохранения, обеспечения недопустимости ее банкротства, принудительной ликвидации.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством:

1. Предложен алгоритм креативной деятельности как инновационного ресурса развития экономики, представляющий способ реализации креативности как многомерного и многоаспектного явления при взаимодействии следующих структур: деятельностная структура, субъективная структура, уровневая структура, содержательная структура, управленческая структура, обеспечивающих эффективность общественного производства в различных сферах хозяйствования.

2. Выявлены инновационные особенности бизнес-процессов при реализации креативности как инновационного ресурса развития экономики: диверсификация товаров и услуг, вызывающая многообразие бизнес-процессовработа по индивидуальным заказам, требующая высокой степени адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиентавнедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятиямногообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками, обуславливающих альтернативность построения бизнес-процессанерациональность организационной структуры и другие.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Научные выводы, положения и рекомендации могут использовать научные работники, предприниматели, руководители и непосредственные участники бизнеса в целях обеспечения результативности внедрения и реализации креативности как экономического ресурса развития эффективного общественного производства.

Разработанные автором теоретические положения, методические и практические рекомендации по использованию и внедрению креативных идей как инновационном ресурсе развития экономики могут быть внедрены: в научную работу, в том числе при написании статей и монографических изданий по теории и практике креативностипри обучении студентов по дисциплинам «Экономическая теория», «Инновационный менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях: Роль менеджмента на современном этапе развития страны (научно-практическая конференция студентов и аспирантов экономического факультета ЛГТУ, Липецк, 2005) — На пути в экономику знаний (ежегодная студенческая научная конференция.

ИММиФ, Воронеж, 2007) — Актуальные проблемы менеджмента, экономики и информационных технологий (научно-практическая конференция, Воронеж, 2007) — Системность, инновации, инвестиции (материалы заседания круглого стола Черноземья, Липецк, 2007) — семинарах кафедры Экономической теории и истории ТГУ имени Г. Р. Державинадругих семинарах различного уровня.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплины «Экономическая теория» в Липецком государственном техническом университете, по дисциплине «Инновационный менеджмент» в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 6 работах, общий объем — 2,2 п.л., авторский объем — 1,9 п.л., в т. ч. в двух статьях в научных журналах перечня ВАК.

Структура и объем диссертационной работы определялись целями исследования в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка используемой литературы. Структура и логика работы согласуется с предметом и целью исследования.

Заключение

.

Проведенное исследование дает основание сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение для осмысления роли креативности как инновационного ресурса развития экономики:

1. Креативность как процесс развития и реализации творческих возможностей человека является открытием XXI века. Она приобретает особую актуальность на поворотных этапах истории отдельной страны и всего мира.

2. В анализируемой научной литературе креативность рассматривается преимущественно односторонне: в нашем исследовании делается попытка целостного подхода к креативной деятельности.

3. В фундаментальной характеристике креативности мы выделяем ее осмысление как многоаспектной творческой деятельности процессуального характера, ориентированной на практический результат.

4. В постиндустриальном обществе, в направлении к которому движется Россия, как и весь мир, главным источником конкурентоспособности становятся не материальные активы, преимущества инвестиции в «человеческий капитал»: творческий потенциал человека, способность превращать информацию в знания, возможность получения современного образования.

5. Для оценки роли малого предпринимательства в развитии экономики главными являются социальные, экономические и политические функции малого бизнеса.

6. В этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, производится примерно половина ВВП. Здесь наиболее динамично осваиваются новые идеи и виды продукции, проявляется способность к ускоренному освоению инвестиций и движению оборотного капитала.

7. Несмотря на определенные успехи в развитии малого бизнеса в Липецкой области как и в целом в России этот сектор экономики пока не определяет социально-экономическое развитие как области, так и страны в целом. Наиболее объективными показателями являются: a. Приходящийся на его долю ВВП: в Липецкой области, как и в целом в России он не превышает 17% (в развитых странах — не менее 50%) — b. Инновационно ориентированные предприятия составляют не более 10% от всех функционирующих не только в малом, но и в крупном бизнесе. Задачей является достижение доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году не менее 60%.

8. Механизм перехода на креативно ориентированное инновационное развитие малого бизнеса включает такие инструменты как налоги, финансы, снижение административных барьеров, поддержка экспорта, регулирование земельных отношений и пр.

9. Наиболее востребованными в Липецкой области в ближайшее время могут быть следующие креативные идеи: a. Малоэтажное, коттеджное строительствоb. Расширение сферы высококачественного бытового обслуживания и его доступности для различных слоев населенияc. Открытие небольших продовольственных магазинов, расположенных в «шаговой доступности» от жилых комплексовс1. Увеличение деятельности перерабатывающих отраслей экономикие. Внедрение инновационных программ в подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования, сближение учебных и бизнес-структур.

По прогнозам специалистов, в ближайшие 10−15 лет размеры мирового рынка высокотехнологичной продукции и услуг в 10 раз могут превысить ценовые объемы топливно-энергетических продуктов. Между тем доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции в 2006 г. не превысила 0.5%.

Логика развития мировой экономики свидетельствует о том, что будущее — за инновационной политикой, основанной на принципах государственно-частного партнерства. Союз государства и бизнеса позволит внедрить в жизнь самые современные креативные идеи как инновационный потенциал развития малого предпринимательства и большого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Самоучитель по бизнесу. Малое, но собственное дело/В.А.Абчук- СПб., 2005. 297с.
  2. B.C. О сути терминов человеческий и социальный капитал//Сборник человеческий капитал и Россия. М., 2005. — с.61−62.
  3. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.1991, 106с.
  4. Актуальные проблемы инноваций с нетрадиционными природными ресурсами и создание функциональных продуктов//Материалы второй научно-практической конференции. М., 2003. — 317с.
  5. Д. Формы, трансформации и креативный процесс//Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия, 1999. с.37−41.
  6. Т.М. Социальная психология креативности/ Т.М. Амабиле// Социальная психология и психология личности. 1982. — № 43. — с. 17−23.
  7. Ю.П. Инновационная активность и экономический рост/ Ю.П. Анискин// Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4. — с.77−82.
  8. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учебное пособие/Ю.П.Анискин- М.: Финансы и статистика, 2002. 160с.
  9. Н.М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности/Н.М.Анисимов- М., 1997. 287с.
  10. И.И. Психология делового общения/И.И.Аминов- М., 2005. -301с.
  11. И. Стратегическое управлениеЯ^.Ансофф- М., 1999. 230с.
  12. O.A. Ораторское искусство и деловое общение. Минск «Новое знание», 2000, 321с.
  13. К.А. Механизмы, технология развития экономики России/ Багринский К. А. Бендиктов М.А. Хрусталев Е. Ю. М.: «Наука», 2003. — 373с.
  14. Ю.К. Малое предпринимательство. Практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса/Баженов Ю. К. Баженов А.Ю. -М., 1997.-103с.
  15. И.А. Специфика мышления креативных личностей//Сборник научное творчество как многомерный процесс. М., 1987. — с.68−83.
  16. И.А. Культура и креативность//Сборник культура и развитие научного знания. М. Институт философии, 1991. — с.115−121.
  17. H.A. Смысл творчества. Собр.соч. Т2. М.1991, 168с.
  18. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. 215с.
  19. Биоэнергетика: перспективы экономического развития. Экономическое обозрение// Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 5. — с.37−39.
  20. Большие перспективы малого бизнеса// Эксперт-навигатор. Региональный деловой журнал. 2007. — № 1−2. — с.12−15.
  21. A.C. Менеджмент: стратегия управления. Регата, 2002, 224с.
  22. Д.В. Творческая личность: ее диагностика и поддержка. М.1993, 56с.
  23. А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика/Блинов А. О. Шапкин И.Н. М., 2003. — 355с.
  24. .Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. М.изд.дом ГУ ВШЭ, 2005, 222с.
  25. Т.В. Научно-техническое развитие: стратегия управления. М.2004, 270с.
  26. A.B. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века/ А. В. Бузгалин А.И.Колганов// Вопросы экономики. 2006. — № 3. — с.125−141.
  27. A.B. Предпринимательство. М.2000, 637с.
  28. Р. Где взять управленцев?/Р.Варданян В. Мау А. Волков//Известия. 2005. — № 183. — с.4.
  29. В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах. М.2004, 173с.
  30. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: проблемы и перспективы// Бизнес-пресс. 2006. — № 1. — сЛ 3−14.
  31. Ю.М. Россия: экономический рост./Ю.М. Воронин А. С. Селезнев Л.Т.Чередниченко. М., 2004. — 385с.
  32. А. Н. Сыроватская E.H. Изучение взаимосвязи декларируемых особенностей интеллекта и креативности персонала//Сборник научных трудов «Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия». М., 2001. — с.98−117.
  33. М. Раскрепощенный менеджер/М.Вудкок Д. Фрэнсис- М., 1994. -318с.
  34. М. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства/М.Герберт/Пер. с английского.- М.: Олимп бизнес. — 2005.-224с.
  35. Н.М. Проблемы креативности и явления подражания. М.1994, 43с.
  36. В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности/ Гришин В. Н. Панфилова Е.Е. М.: «Форум инфра», 2005. — 412с.
  37. Л.П. Как преуспеть в бизнесе/Дашков Л. П. Тютькина Е.Б. -М., 1993. 133с.
  38. С. Креативная стратегия в рекламе/Джулер С. Джером А. -М., 2002.- 154с.
  39. И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес/И.Дежина//Человек и труд. 2005. — № 3. — с.53−59.
  40. O.B. Основы делового общения. Учебное пособие. М.2004 88с.
  41. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценки, эффективность использования/Добрынин А. И. Дятлов С.А. Царенкова Е. Д. СПб.: «Наука», 1999. — 308с.
  42. А. Перспективы экономических реформ в России/А.Дмитриев//Вопросы экономики. 2005. — № 11. — с.9−14.
  43. В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин Н.В.Хазратова // Психологический журнал. 1994. — № 4. — с.88−95.
  44. П. Задачи менеджмента в XXI. М.- СПб.- Киев, 2000, 270с.
  45. Н.Г. Московские меценаты. М. 1992, 333с.
  46. Е. Отраслевые и региональные аспекты развития малого предпринимательства/Е.Емельянов Н. Витер//Человек и труд. — 2006. № 9. — с.68−72.
  47. В. Руководитель без конфликтов. М.1990, 165с.
  48. О.В. Малый бизнес в продовольственной сфере: роль, особенности, факторы конкуренции/О.В.Заливчева//Экономическая наука современной России. 2003. — № 1. — с.87−93.
  49. E.H. Деловое общение. Т1. М.изд. «Дело», 2002, 695с.
  50. Н.П. Человеческий капитал и Россия//Сборник «Человеческий капитал и Россия». М., 2005. с.3−24.
  51. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия//Сборник научных трудов. Редактор-составитель Воронин А. Н. -М., 2001. -с.131−140.
  52. Инновация государственная поддержка//Липецкая газета. — 2006. -№ 66−67. — с.2.
  53. Иоффе.А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства/А.Иоффе//Человек и труд. 2006. — № 1. — с.61−62.
  54. И.П. Психология творческой деятельности. М. «Юнити» 2003,431с.
  55. Каз Э. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивного подхода/Э.Каз//Вопросы экономики. 2005. — № 12. — с.63−82.
  56. Р.И. Социальный и человеческий капитал России: проблемы измерения и особенности эволюции//Сборник «Человеческий капитал и Россия. М., 2005. — с.39−53.
  57. В.Н. Проблема креативности личности//Сборник «Психология творчества: общая дифференцированная, прикладная» под ред. Пономарева Я. А. -М., 1990. с. 131−148.
  58. E.H. Синергетическое видение креативности человека//Сборник «Грани научного творчества». М., РАН Институт философии., 1999. — с.114−132.
  59. Н.В. Особенности влияния социальных факторов на развитие креативности//Сборник «Актуальные проблемы общества: философия, психология, культура». Саранск, 1998. — с.56−60.
  60. Кто доволен, тот молчит//Липецк. 2006. — № 48. — с.4.
  61. A.C. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы/А.С.Кармин/ТВопросы философии. 2006. — № 2. -с.37−44.
  62. В. Управление малым и средним агробизнесом/В.Кеникстул В. Седнев//АПК: экономика, управление. — 2007. № 2. — с.11−14.
  63. В.А. Агроэкономическое исследование на инновационном этапе развития АПК/В.А.Клюкач//Экономика сельского хозяйства России. -2007.-№ 3.-с.13−14.
  64. Н.М. Технология диагностики и прогнозирования социально-экономических исследований латентных конфликтов /Н.М.Кобзева //Экономический вестник. 2005. — № 1(3). — с.75−79.
  65. Э.М. Исследование систем управления. М. «Дека», 2003, 332с.
  66. Э.М. Концепция менеджмента. М. «Дека», 1998, 300с.
  67. .Н. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва/Кузык Б. Н. Яковец Ю.В. М., 2004. — 621с.
  68. Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. М. «Ось-89», 2000, 320с.
  69. И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М. «Менеджер», 1989, 280с.
  70. И.Д. Практический менеджмент. М. «Корпоративные стратегии», 2004, 496с.
  71. И.Д. Психология управления структурами: преобразующее лидерство. М.1987, 288с.
  72. К.И. Новая инновационная экономика и сетевые механизмы ее развития/ Лазарев К. И. Хижа Т.С. М., 2006. — 231с.
  73. М.Г. Предпринимательство. М.2002, 220с.
  74. А.Н. Стратегия управления современной организацией/А.Н.Лапин//Управление персоналом. 2005. — № 17. — с.63−71.
  75. Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки/Л.Лебедев Е. Емельянов//Человек и труд. 2006. — № 8. — с.71−75.
  76. В.Л. Искусство быть другим. М. «Знание», 1980, 205с.
  77. В.Г. Мотивация, активность личности//Сборник научных трудов «Мотивация, активность личности» под ред. Леонтьева В. Г. Часть 1. Новосибирск, 2002. с. 12−14.
  78. Липецкая область зона особых вложений//Российская газета. — 2007. -№ 50. — с.9.
  79. Н.В. Социология маркетинга. М., 2005, 302с.
  80. А.Ф. Проблемы инвестирования в человеческий капитал/А.Ф.Лысков//Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. -с. 106−110.
  81. И.А. Деловое общение. М. «Академический Проспект», 2005, 221с.
  82. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник. М. «Росстат», 2004. 87с.
  83. Малые и средние предприятия. Управление и организация/ Общ.ред. X. Пихлер, X. Пляйтхер К.Шмит. М., 2002. — 279с.
  84. Малый бизнес. Организация, экономика, управление/ Под ред. ВЛ. Горфинкель В. А. Швандер. М.: «Юнити», 2003. — 425с.
  85. Малый бизнес против жадности и необузданности//Аргументы и факты. 2006. — № 39. — с.8.
  86. В.И. Человек в экономической науке и в российской экономике//Сборник «Человеческий капитал и Россия». — М., 2005. с.25−39.
  87. А.Г. Мотивация и личность/А.Г.Маслоу/Пер. с английского.-СПб.: Евразия. 1999. — 407с.
  88. В. Россия будущего: инновации, демократия, суверенитет/В.Матвиенко//Известия. 2006. — № 200. — с.З.
  89. Т.В. Культура делового общения. Теория и практика культуры. М., 2004, 132с.
  90. У. Управление конфликтными ситуациями. М., 1996, 190с.
  91. Малый бизнес в Липецкой области в 2006 году//Бизнес-пресс. — 2007. -№ 1. с.21−22.
  92. May В. Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов/В.Мау//Вопросы экономики. 2006. — № 2. — с.4−27.
  93. Методические рекомендации по организации трудовых отношений для кадровых служб предприятий, руководителей и специалистов малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Липецк, 2005. 78с.
  94. Е. Испытание кризисом, или неудача как источник информации/Е.Молев//Управление персоналом. 2006. — № 4. — с.12−17
  95. Микроэкономика: практический подход/ Под ред. А. Г. Грязновой А.Ю. Юдамова. М., 2005. — 686с.
  96. Микроэкономика. Теория и российская практика/ Под ред. А. Г. Грязновой А.Ю.Юдамова. М., 2004. — 541с.
  97. И.З. Экономика и предпринимательство. М., 1994, 251 с.
  98. A.B. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знания/ Молодчик A.B. Молодчик М. А. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 291с.
  99. A.B. Креативная педагогика и психология/ Морозов A.B. Чернилевский Д. В. -М.: «Академический Проспект», 2004. 559с.
  100. A.B. Диагностика Креативности. М. «Академический Проспект», 2001, 187с.
  101. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. М. «Финансы и статистика», 1998, 175с.
  102. П.Е. Как проводить деловые беседы. М., 1983, 98с.
  103. С.П. Невербальные коммуникации и типичные ошибки общения/С.П.Мясоедов//Управление персоналом. 2006. — № 7. — с.7−11
  104. А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997, 244с.
  105. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях/Х.Найбауэр//Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 5. — с.62−67.
  106. Национальная экономика: Учебник/ Под ред. П. В. Савченко. М., 2005. -813с.
  107. В. Агроуниверситет на инновационном этапе/В.НечаевЮкономика сельского хозяйства России. 2007. — № 1. — с. 14.15.
  108. Д.М. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса/Д.М.Никологорский//Проблемы теории и практики управления. — 2006. № 11. — с.72−77.
  109. Д.В. Тренинг-ритуал и технология формирования организационной культуры предприятия/Д.В.Никулин//Менеджмент в России и за рубежом. -2005. № 4. — с. 141−143.
  110. Н.Б. Соотношение интуиции и логики в процессе порождения новых идей//Сборник «Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная» под ред. Пономарева Я. А. -М., 1990. с. 148−153.
  111. В.И. Аргументационное общение в бизнесе. Современная логика: проблемы, теории, истории и применение в науке. СПб., 2004, 153с.
  112. А.П. Игротехнический менеджмент. СПб., 2003, 535с.
  113. А. Малое предпринимательство как субъект экономических отношений/А.Пастушенко//Человек и труд. — 2006. № 8. -с.76−77.
  114. X. Значение человеческого фактора для малых и средних предприятий. Политика и управление/Х.Плайтер//Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — с.64−70.
  115. Е.М. Доклад на 5-м съезде торгово-промышленной палаты РФ/Е.М.Примаков//Бизнес-пресс. Информационный бюллетень. 2007. — № 1. с. 12−20.
  116. Правительство поможет «маленьким"//Известия. — 2006. № 174. — с.4.
  117. К. Даешь мозги без газа/К.Привалов//Известия. 2006. -№ 53. — с.5.
  118. H.H. Золотое правило бизнеса. М., 1993, 222с.
  119. Пятьдесят процентов россиян окажется в малом бизнесе//Известия. — 2006. -№ 91.-с.З.
  120. О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении креативности/О.М.Разумникова О.С.Шемелина//Вопросы психологии. 1999. — № 5. — с.130−139.
  121. Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 2006. 112с.
  122. Ресурсный потенциал экономического роста / Под ред. М. А. Комарова А.Н.Ромачева М. Н. Максимова и др. М., 2002. — 364с.
  123. С.А. Деловое общение и информационная культура. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2002, 120с.
  124. Г. Культура предпринимательства. М., 1992, 110с.
  125. В. А. Знания и мудрость в глобализирующемся мире/В.А.Садовничий//Вопросы философии. 2005. — № 2. — с. 18−21.
  126. . Экономика информации. Новая парадигма и ее границы/Ж.Сапир//Вопросы экономики. 2005. — № 10. — с.4−25.
  127. О.Б. Лидерство и управление как компетенции руководителя среднего звена/О.Б.Сергеева//Управление персоналом. 2005.-№ 18- с.57−60.
  128. Сочетать крупное агропроизводство с малым агробизнесом. Дискуссионный клуб//Экономика сельского хозяйства России. — 2007. № 2. -с.21−24.
  129. Справочник предпринимателя Липецкой области. Вып.З. Липецк, 2006, 180с.
  130. Справочник предпринимателя Липецкой области. Вып.4. Липецк, 2007, 144с.
  131. Ю.Г. Изобретательство в агропромышленном комплексе. М., 2003, 230с.
  132. Статистическая справка. Ресурсный центр предпринимательства. М., 2004. 164с.
  133. X. Создание новых предприятий. М., 1992, 20с.
  134. Е. Опыт поддержки, проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса/Е.Станиславчик//Человек и труд. — 2006. № 4. -с.104−109.
  135. В. Куда идет Россия?/В.Сурков//Аргументы и факты. 2006. -№ 48. — с.З.
  136. Л. Сын бакалейщика. Бизнес-принципы /Л.Синебрюхов //Известия. 2005. — № 230. — с.4.
  137. В.Н. Этика и психология делового общения. М., 1998, 398с.
  138. А. Проблемы оценки интеллектуального потенциала общества/А.Тодосийчук//Проблемы теории и практики управления. — 2002. -№ 2. с.48−57.
  139. Е. Будущее за фермерскими хозяйствами/Е.Третьяков//Неоновый город. 2007. — № 10. — c. l 1.
  140. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. М., 2005, 504с.
  141. JI.H. Стратегия креативного разнообразия /Л.Н.Федотов//Философские науки. 2003. — № 7. — с.74−76.
  142. И. Где взять деньги на идею/И.Федотова//Известия. 2005. -№ 232. — с.5.
  143. С. Реальность и человек/С.Франк. СПб. — 1997. — с.437.
  144. В. Человек в поисках смысла/В.Франкл/Пер. с английского и немецкого. Общ.ред. Л .Я. Гозмана Д. А. Леонтьева.-М. 1990. — с.54−69.
  145. А. Курс предпринимательства/А.Хоскинг/Пер. с английского.-М.- 1993. -348с.
  146. A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Издательство МГУ, 2003, 415с.
  147. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М., 1992, 199с.
  148. А.Н. Управление конфликтами. М., 1995, 128с.
  149. Т.Б. О креативном потенциале нашего общества /Т.Б.Шакарян//Философские науки. 1991. — № 7. — с. 155−160.
  150. Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М., 2005, 727с.
  151. . Ф.И. Государственная поддержка предпринимательства/ Шамхалов Ф. И. Нечипоренко B.C. М., 1997. — 151с.
  152. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности//Нововведения в организациях: труды семинара НИИ системных исследований. М., 1983. -с.29−37.
  153. Н.В. Структура психологических особенностей и механизмов креативности//Сборник научных трудов «Мотивация, активность личности» под ред. Леонтьева В. Г. Часть 1. Новосибирск, 2002. с.85−91.
  154. В.М. Управленческая этика. М. «Экономика», 1989, 288с.
  155. В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М. «Экономика», 2005, 382с.
  156. А.Г. Теория риска. М., 2005, 727с.
  157. Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М. «Полифакт», 1994, 128с.
  158. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989, 192с.
  159. В. Агрессия удел слабых/В.Якунин//Аргументы и факты. -2006. — № 39. — с.7.
  160. Amabile Т.М. Social psychology of creativity: a consensual assessment technique//Pers.&Soc. Psychol., 1982, V.43.P. 997−1013.
  161. Amabile T.M., Hennessey B.A. The conditions of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. p. 11−43.
  162. Bassan F. Harrington D. Creativity, intelligence and personality//Ann.Rev.of psychol. V.32.1981.P.439−476.
  163. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psycol.Rev.l969.N2.P.220−232.
  164. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity//R.Sternberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.p.429−446.
  165. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing// R. Sternberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.43−75.
Заполнить форму текущей работой