Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансовое правоотношение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие финансового правоотношения$ 1 .Сфера возникновения и развития финансового правоотношения.$ 2. Границы финансового правоотношения. $ 3. Сущность финансового правоотношения
  • Глава 2. Субъектно-объектная характеристика финансового правоотношения
  • S1. Субъекты финансового правоотношения.-. $ 2. Объекты финансового правоотношения

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения$ 1. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве. $ 2. Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве. $ 3. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве.

Глава 4. Содержание финансового правоотношения.

S1.Особенности обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения. $ 2. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения

Глава 5. Виды финансовых правоотношений. $ 1. Классификационные ряды финансовых правоотношений. $ 2. Налоговое обязательство как вид финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, в условиях становления в России экономических отношений рыночного типа, финансовое право как отрасль права переживает этап бурного развития. Прежде всего, меняются ее границы. С одной стороны, сфера финансово-правового регулирования расширяется: появляются новые субъекты финансового права, новые правовые институты и т. д. Среди них: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, консолидированная группа налогоплательщиков, филиалы предприятий, институт государственных внебюджетных фондов денежных средств и т. д. А с другой стороны, — некоторые сферы общественных отношений вообще выходят из финансово-правового регулирования. В их числе: внутрибанковские отношения, подавляющая часть отношений в сфере страхования и т. д. Во взаимосвязи с этим, в самой сфере финансово-правового регулирования появляются новые инструменты, которые начинают активно «работать»: зачет, договор, налоговое обязательство и т. д. В этих условиях науке финансового права для эффективного развития требуется уточнение и конкретизация предмета своего изучения. А сделать это можно только через осмысление и переосмысление основополагающих финансово-правовых категорий. Центральное место среди них занимает категория «финансовое правоотношение». Она непосредственно связана со всеми иными финансово-правовыми категориями: финансовая деятельность государства, субъекты и объекты финансового правоотношения, субъективные финансовые права и обязанности, предмет финансового права и т. д. Всвязи с этим, научное осмысление категории «финансовое правоотношение» для науки финансового права сегодня весьма актуально.

Учитывая тот факт, что финансовое право — это отрасль права, очень тесно взаимосвязанная с конституционным, административным и гражданским правом, определенность по вопросу о финансовом правоотношении является актуальной проблемой и для других отраслей права.

Кроме того, активная законодательная практика в сфере финансовой деятельности государства, которая сегодня имеет место на уровне Российской Федерации и субъектов РФ требует опоры на фундаментальные научные исследования в области финансового права. В связи с этим, научные разработки по проблеме «финансовое правоотношение» могут быть весьма полезны и для законодательной практики.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы «финансовое правоотношение», избранной для диссертационного исследования.

Полное и всестороннее исследование категории «финансовое правоотношение» в отечественной финансово-правовой науке предпринимается впервые. Однако отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались в советский период. В монографии Е. А. Ровинского «Основные вопросы теории советского финансового права», изданной в 1961 г. специальная глава посвящена проблеме финансово-правовых норм и отношений. Кроме того, в 1985 г. в Ленинградском университете было издано на ротапринте учебное пособие Т. С. Ермаковой «Финансовое правоотношение» объемом 2 печатных листа. Сегодня, как и в советское время, основные характеристики финансового, .правоотношения традиционно раскрываются во всех учебниках по финансовому праву.

При проведении исследования автор опирался, прежде всего, на труды российских ученых в области общей теории государства и права, затрагивающие проблемы правоотношения: Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, Е. В. Бурлая, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Ю. И. Гревцова, А. П. Дудина, В. Б. Исакова, С. Ф. Кечекьяна, А. В. Мицкевича, И. С. Самощенко, В. Н. Синюкова, Ю. А. Тихомирова, Ю. Г. Ткаченко, Ю. К. Толстого,.P.O. Халфиной, О. Э. Лейста и др.

Особое внимание уделено работам ученых в области финансового права. Среди них: В. В. Бесчеревных, К. С. Бельский, Л. К. Воронова, О. Н. Горбунова, Т. С. Ермакова, С. В. Запольский, Р. Ф. Захарова, А. Н. Козырин, Т. В. Конюхова, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, М. И. Пискотин, Е. А. Ровинский, Ю. Н. Старилов, Г. А. Тосунян, Н. И. Химичева, А. И. Худяков, С. Д. Цыпкин и др.

Кроме того, автор опирался и на выводы специалистов в области конституционного, административного, муниципального, гражданского, а также других отраслей права, исследовавших проблемы правоотношения, а также смежные с ними проблемы в этих отраслях права: М. М. Агаркова, Д. Н. Бахраха, Б. К. Бегичева, Р. С. Белкина, Н. А. Бобровой, В. П. Божьева, Т. М. Бялкиной, Е. М. Ворожейкина, Е. В. Додина, С. Н. Братуся, О. С. Иоффе, Ю. М. Козлова, О. А. Красавчикова, Б. М. Лазарева, В. О. Лучина, Н. И. Матузова, B.C. Мартемьянова, B.C. Основина, Г. И. Петрова, В. А. Тархова, М. К. Треушникова, В. И. Фадеева, М. А. Шафира, В. Ф. Яковлева, Ц. А. Ямпольской и др.

Учитывая тот факт, что категория «финансовое правоотношение» тесно взаимосвязана с экономической категорией «финансы», автор в процессе исследования опирался на работы экономистов: A.M. Александрова, A.M. Бирмана, Э. А Вознесенского, В. М. Родионовой и др.

Специальное внимание уделено работам российских дореволюционных ученых в области финансовой науки и финансового права. Среди них: В. А. Гольцев, С. И. Иловайский, И. Х. Озеров, И. И. Янжул.

В составе зарубежной научной литературы использованы труды французских, американских, болгарских, польских и др. ученых. Особое внимание в диссертации уделено работе болгарского ученого М. Костова «Финансови правни отношения». София, 1979.

Цель и задачи, исследования. Целью настоящего исследования является всесторонняя теоретическая разработка финансово-правовой категории «финансовое правоотношение» .

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

— исследовать финансовую деятельность государства как сферу возникновения финансового правоотношения:

— определить границы финансового правоотношения- -выявить сущность финансового правоотношения- -определить субъектов финансового правоотношения- -вскрыть объекты финансового правоотношения;

— дать развернутую характеристику юридических фактов как оснований «V динамики финансового правоотношения;

— вскрыть проблемы юридических фактов в финансовом праве на современном этапе;

— охарактеризовать юридическое и материальное содержание финансового правоотношения;

— дать классификацию финансовых правоотношений;

— обосновать существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения.

Методологические и теоретические основы исследования определили современные методы познания. Среди них: диалектико-материалистический, системный, нормативно-логический, сравнительного правоведения, восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, метод обращения к другим наукам. Кроме того, принимались во внимание современные концепции теории государства и права, финансового, конституционного, муниципального, административного, гражданского права.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первое всестороннее исследование финансового правоотношения. Впервые подвергнуты анализу: границы финансового правоотношения на современном этапе и его сущность, объекты финансового правоотношения. Впервые дается развернутый анализ юридических фактов в финансовом праве, определяется содержание финансового правоотношения, исследуется налоговое обязательство как особая разновидность финансового правоотношения. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, субъектов и класификации финансового правоотношения, являющиеся традиционными для финансово-правовой науки, исследованы в работе более глубоко и всесторонне, с опорой на современное финансовое законодательство и последние достижения правовой науки.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые являются новыми для финансово-правовой науки:

1. Финансовое правоотношение возникает в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами (правовыми нормами, нормами бухгалтерского ~ учета, операцйонно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т. д.) способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую деятельность государства входит организация денежной системы страны.

2. В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем — б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов, 2) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков. Однако к числу финансово-правовых относятся: а) отношения по поводу направления Центральным Банком РФ 50% своей прибыли в доход федерального бюджетаб) отношения между Центральным Банком РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального Закона о Центральном Банке РФв) отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долгаг) отношения по поводу денежной эмиссии. Кроме того, до 1996 г. финансово-правовыми являлись отношения между Правительством РФ и ЦБ РФ по поводу выделения Правительству РФ кредитов.

3. Границы финансового правоотношения определены следующими параметрами, взятыми в совокупности: а) эти отношения возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образованийб) они строятся на правовом регулировании, главным образом, с помощью метода властных предписаний, характеристиками которого являются: обязывание, юридическое неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения.

4.Не все отношения, возникающие в сфере государственного кредита являются финансово-правовыми. К числу последних относятся только отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга. Среди них отношения: а) по поводу определения порядка размещения долговых обязательств РФпо поводу определения порядка и условий выпуска (выдачи) долговых обязательств РФ[ по поводу установления для ЦБ РФ обязанности по обслуживанию государственного внутреннего долгапо поводу обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашению долговых обязательств РФ.

5. Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными интересами и интересами индивидуальными.

6. Субъекты финансового права и соответственно финансового правоотношения подразделены на три группы: а) общественно-территориальные образованияб) коллективные субъектыв) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования.

7. Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнениив) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложенияг) в случае взимания налогов и сборовд) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФд) в случае денежной эмиссии.

8. Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнениив) в случае установления налогов и сборов субъектов РФг) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФд) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

9. Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФб) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФв) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборовб) формирования и исполнения местных бюджетовв) выпуска муниципальных займов.

10. К числу коллективных субъектов финансовых правоотношений относятся: а) органы государственной властиб) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансовв) предприятия, организацииг) филиалы и другие обособленные подразделения предприятийд) консолидированная группа налогоплательщикове) крестьянские (фермерские) хозяйствародовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.

11. Физическое лицо должно признаваться налогово дееспособным с 14 лет. Однако, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей, усыновителей или попечителей по налоговым обязательствам, вытекающим из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

12. Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы,(постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты.

13. Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей, б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования, в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.

14. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий (конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т. д.) и способов реализации (личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т. д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации.

15. Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного ^ правоотношения.

Теоретическая значимость * проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию финансового права. Во-первых, изучена и конкретизирована сфера возникновения финансового правоотношения в современных условиях, что дает возможность глубже познать природу финансового права как отрасли права. Во-вторых, очерчены современные границы финансового правоотношения, что приводит науку к выводам о предмете финансового права на современном этапе. В-третьих, определены современные субъекты финансовых правоотношений, что позволяет правильно строить финансовые правоотношения, а также глубже исследовать вопросы финансово-правовой ответственности. В-четвертых, определяется механизм реализации финансового правоотношения, а вместе с тем и новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования.

В-пятых, доказывается существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения, что дает возможность финансово-правовой науке конструировать налоговые правоотношения, заимствуя в определенной мере цивилистический технико-юридический инструментарий и т. д. Исходя из этого, результаты исследования могут быть использованы при разработке самого широкого спектра теоретических и практических вопросов финансового права и финансового законодательства.

Практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что многие ее выводы могут быть использованы законодателем в правотворческой деятельности. Во-первых, в работе сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование проекта Налогового Кодекса РФ, принятие которого планируется в ближайшее время. Во-вторых, высказан ряд предложений, касающихся проекта Бюджетного Кодекса РФ, принятого Госдумой РФ в первом чтении. В-третьих, внесены предложения по совершенствованию иных финансово-правовых актов.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов по специальности 12.00.12. — финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов по вышеуказанной специальности, а также по административному, муниципальному и гражданскому праву.

Апробаддия результатов исследованиянашла отражение в Законе.

Воронежской области от 14 марта* 1997 г. «О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области», непосредственным разработчиком которого являлся автор настоящего диссертационного исследования. Кроме того, результаты исследования использовались в процессе работы автора в качестве консультанта Института регионального законодательства Воронежской областной Думы.

Важнейшие положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии, главах учебника «Финансовое право» (М., Бек, 1995), учебных пособиях по финансовому м банковскому праву, научных статьях, методических и справочных изданиях. Материалы исследования используются автором в процессе преподавания курса «Финансовое право», а также спецкурсов «.

Налоговое право" и «Банковское право» на юридическом факультете Воронежского госуниверситета.

Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию на научных заседаниях, конференциях как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В частности, ряд докладов, затрагивающих проблемы финансового права России был сделан в Воронеже на межвузовских конференциях молодых ученых-юристов в 1989, 1990годах, а также во время стажировки в США (19 941 995гг.) на конференциях в Окленде, Сиэтле и Боулин-Грине. В Информационном центре Совета Европы Госуниверситета г. Кордобы (Испания) был сделан доклад на тему: «Финансы и право России на пути к рынку «(1996), а на научной конференции по финансовому праву, состоявшейся в Москве (февраль 1998г) был сделан доклад «Новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования». Прикладные проблемы финансово-правового регулирования охраны окружающей природной среды освещались на 111 Международной конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление», состоявшейся в Воронеже 22−27 сентября 1997 г. Проблемы предмета финансового права в России освещены в материалах международной конференции в Черновцах (Украина), состоявшейся в июне 1996 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы. Объем диссертации — 304 страницы текста, набранного на компьютере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Основные теоретические выводы, сформулированные в настоящем диссертационном исследовании, сводятся к следующему.

1. Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами (правовыми нормами, нормами бухгалтерского учета, операционно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т. д.), способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую Деятельность государства входит организация денежной системы страны.

2. Не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются финансово-правовыми.

Финансово-правовые отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований перемежаются с гражданско-правовыми, трудовыми и иными правоотношениями. Границы финансового правоотношения определены следующими параметрами, взятыми в совокупности: а) эти отношения возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образованийб) они строятся на правовом регулировании, главным образом, с помощью метода властных предписаний, характеристиками которого являются: обязывание, юридическое неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения. Гораздо реже финансовые правоотношения строятся на правовом регулировании с помощью метода рекомендаций и согласования.

3. За пределы финансово-правовых отношений сегодня выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций за исключением Росгосстраха до его приватизации) — б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов и установления обязательных нормативов- 2) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков.

4. Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными интересами и интересами индивидуальными.

5. К числу общественно-территориальных образований как субъектов финансовывх правоотношений относятся: Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерациимуниципальные образования.

6. Российская Федерация является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) в отношениях по поводу рассмотрения и принятия (утверждения) федерального бюджета и отчета о его исполнениив) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложенияг) в случае взимания налогов и сборовд) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФе) в случае денежной эмиссии.

7. Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) в отношениях по поводу рассмотрения, принятия бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнениив) в случае установления налогов и сборов субъектов РФг) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ^д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

8. Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФб) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФв) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборовб) формирования и исполнения местных бюджетовв) выпуска муниципальных займов.

9. В числе коллективных субъектов финансовых правоотношений: а) органы государственной власти: б) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансовв) предприятия, организацииг) филиалы и другие обособленные подразделения предприятийд) консолидированная группа налогоплательщикове) крестьянские (фермерские) хозяйствародовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.

10.К индивидуальным субъектам финансового правоотношения относятся: физические лица, имеющие в собственности имущество, получающие доход. А также некоторые должностные лица: нотариусы государственных нотариальных контор: должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, уполномоченные совершать определенные нотариальные действия.

11. Налоговая дееспособность физического лица должна наступать с 14 лет.

12. Все объекты финансовых правоотношений подразделяются на отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты преобладают в финансовом правоотношении и подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образованиб) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты и их проекты.

13. Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностейб) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулированияв) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения, и, как результат. Очень’малую способностй к проявлению правовой инициативы.

14. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий (конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т. д.) и способов реализаций личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т. д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации.

15. Финансовые правоотношения могут быть классифицированы: а) исходя из основных функций права — на регулятивные и охранительныеб) по характеру финансово-правовых норм — на материальные и процессуальныев) по видам финансово-правовых институтовг) по обязательному субъекту — на те, где субъектом является государство непосредственно, его уполномоченный орган или муниципальное образованиед) исходя из особенностей объекта — на имущественные и неимущественныее) по структуре их юридического содержания — на простые и сложныеж) по юридическому характеру взаимодействия их участников — на вертикальные и горизонтальныез) по форме проявления — на двусторонние и м ногосторонние.

16. Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного правоотношения.

2.0сновные практические предложения, сформулированные в настоящем диссертационном исследовании, сводятся к следующему:

17. В Законе РФ «О Государственной налоговой службе РФ» необходимо закрепить право этого органа на взимание налогов и сборов, т. е. право этого органа требовать от налогоплательщика уплаты налогов и сборов,.

18. Необходимо принятие Федерального Закона «О Государственном финансовом контроле», который позволил бы скоординировать деятельность всех органов, осуществляющих сегодня государственный финансовых контроль.

19. В налоговом законодательстве следует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать возраст физического лица, с которого она возникает.

20. Понятия «дотация», «субвенция» ," трансферт" должны быть определены в проекте Бюджетного Кодекса РФ. В содержании этих понятий должно быть отражено: а) с какой целью выделяются эти финансовые ресурсыб) какой группе субъектовв) на какой основе — возмездной или безвозмездной.

21. Сбор, будучи сопряжен с получением какого-либо права или услуги, может быть оговорен законодателем в законе по срокам его уплаты до получения этого права или услуги, в то время как налог — напротив. Учитывая, что налог — это часть имущества налогоплательщика, которая передается государству или муниципальному образованиючто право собственности первично по отношению к праву государства (или муниципального образования) требовать отторжения части собственности в виде налога, представительный орган власти не должен в акте о налоге (законе или постановлении органа местного самоуправления) требовать уплаты налога до перехода дохода или имущества в собственность налогоплательщика.

22. В проекте Бюджетного Кодекса РФ должно быть определено понятие бюджетного закона с перечислением всех тех приложений, которые обязательны при его принятии и гарантируют его ясность и определенность.

23. В целях единообразного применения всеми судами Закона РФ «О Государственной пошлине» в части предоставления отсрочек, рассрочек по госпошлине, уменьшения ее размера, освобождения от ее уплаты с «учетом имущественноного положения субъекта», следует произвести «расшифровку» этого понятия, являющегося одним из юридических фактов предоставления отсрочки, рассрочки и т. д. в Законе РФ «О Государственной пошлине» .

24. Законодатель, определяя права и обязанности в том или ином нормативном акте, должен учитывать их значимость. А поэтому, предпочтительно выделять в статьях закона о правах и обязанностях сначала те, которые являются основными, а затем уже давать перечень производных. В этой связи ст. 64 проекта НК РФ построена неудачно. Здесь основная обязанность налогоплательщика уплачивать налог, которая является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ и каркасом всего сложного финансового правоотношения по уплате налога расположена не в первом, а в четвертом пункте статьи.

25. В проекте НК РФ не указаны те документы (доказательства), которые должны быть представлены заинтересованным лицом в финансовый орган для решения вопроса об отсрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите (ст. 134, 135, 137 проекта НК РФ). В целях повышения эффективности реализации обязанностей и прав Ъубъектов в вышеназванных правоотношениях следовало бы закрепить в законе общий для всех случаев перечень документов, которые должно представить заинтересованное лицо в финансовый орган и, кроме того, установить право финансового органа самостоятельно истребовать все недостающие документы для квалифицированного решения вопроса.

26.Исходя из анализа действующего законодательства в процессуально-правовой форме как средстве реализации обязанностей и прав субъектов финансовых правоотношений нуждаются следующие категории финансово-правовых отношений: а) по рассмотрению Госдумой РФ (представительным органом власти субъекта РФ) внесенного Правительством РФ (администрацией субъекта РФ) проекта закона о секвестре бюджетаб) связанные с принятием решения Правительством (администрацией субъекта РФ) о предоставлении возвратной бюджетной ссуды юридическому лицу по его заявлениюв) по поводу предоставления органами представительной власти субъектов РФ дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиковг) по поводу формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондовд) охранительные финансовые правоотношения: 1) возникающие в связи с нарушением сроков возврата возвратных бюджетных ссуд, 2) возникающие в связи с нецелевым использованием возвратных и безвозвратных бюджетных ссуд.

27.В целях гарантирования реализации финансового правоотношения правом зачета должны наделяться только уполномоченные государством органы и в ситуациях, имеющих относительно локальный характер, т. е. не влияющие на финансовый механизм в целом.

28.В проекте Бюджетного Кодекса РФ должны быть предусмотрены меры финансово-правовой ответственности государства за несвоевременное бюджетное финансирование.

29.Учитывая тот факт, что гарантии и поручительства Правительства РФ являются одной из форм долговых обязательств РФ, и предоставляются с опорой на Закон РФ «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации», процессуальный порядок их выдачи также должен быть урегулирован в этом Законе РФ.

30.Понятие налогового обязательства, данное в проекте НК РФ не совсем точно. Учитывая, что налоговое обязательство — это всегда относительное, а не абсолютное правоотношение, в проекте НК РФ по примеру ГК РФ следовало бы записать: «налоговым обязательством признается правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан своевременно платить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных настоящим кодексом или иным актом налогового законодательства, а государство и муниципальные образования в лице соответствующих органов имеют право требовать от налогоплательщика исполнения его обязанности» .

31.В ходе работы над проектом Бюджетного Кодекса РФ необходимо усовершенствовать фактический состав, порождающий введение секвестра бюджета. Законодатель должен в него включить правопрекращающий юридический факт, т. е. указать в законе, что в случае непринятия Госдумой РФ федерального закона «о секвестре расходов» секвестр не производится. Представляется, что включение в фактический состав секвестра такого правопрекращающего факта важно потому, что приводит к вполне конкретным не только правовым, но и политическим последствиям. Во-первых, в таком случае Правительство РФ не может принято решение о секвестре, сделав оговорку о том, что оно действует «до принятия соответствующего закона», как это было в 1997 г. Во-вторых, в этом случае Госдума РФ объективно может ставить вопрос о доверии Правительству РФ.

32.Для простоты и удобства юридического анализа все фактические составы в финансовом праве должны быть выражены в правовой, а не бухгалтерской или экономической терминологии.

33.Фактические составы в финансовом праве должны совершенствоваться по линии упрощения их лингвистической структуры. В частности, в этом нуждается следующий фактический состав, предусматривающий право на льготу по подоходному налогу с физических лиц. В законе сегодня он изложен так: «Совокупный доход, полученный физическим лицом в налогооблагаемый период, уменьшается на: суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного местожительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории РФ, в пределах пятитысечекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физического лиц за указанный период». Упрощение такого состава и его лингвистическая выразительность могут быть достигнуты только через попунктное выражение всех его элементов в законе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 10.10.91 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.
  2. Закон РФ от 21.03.91 «О государственной налоговой службе Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 15. Ст. 257- 1993. № 12. Ст. 358.
  3. Закон РФ от 24.06.93 «О федеральных органах налоговой полиции"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1993. № 29. Ст. 1356.
  4. Закон РФ «О Государственной пошлине"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 11. Ст. 1435- Собрание законодательства РФ 1996. № 1. Ст. 256- Российская газета, 1997. 26 июня.
  5. Закон РФ от 20.12.91» Об инвестиционном налоговом кредите» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 12. Ст. 603- 1992. № 34. Ст. 1976.
  6. Закон РФ от 9.10.92 «О валютном регулировании и валютном контроле'7/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 45. Ст. 2542.
  7. Закон РФ от 13.11.92 г. «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 1. Ст. 4.- «V
  8. ЗаконРФ от 7. 12. 91 •» О подоходном налоге с физических лиц'7/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 12. Ст. 591- № 34. Ст. 1976- 1994. N9 35. Ст. 3654- Собрание законодательства РФ 1997. № 26. Ст. 2955.
  9. Закон РФ от 12.12.91 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.// Российская газета 1992. 13 марта- Собрание законодательства РФ 1994. № 14. Ст. 486- Российская газета 1993. 27 янв- 1995. 30 янв.
  10. Федеральный Закон от19.02.93. «О вынужденных переселенцах"// Собрание законодательства РФ 1995. № 52. Ст. 5110.
  11. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).// Собрание законодательства РФ 1995. № 18. Ст. 1356.
  12. Федеральный Закон от 1.07.94. «О федеральном бюджете на 1994 год.// Собрание законодательства Российской Федерации 1994. «10. Ст. 1108.
  13. Федеральный Закон от 31.03.95 «О федеральном бюджете на 1995 год"// Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 14. Ст. 1213.
  14. Федеральный Закон 31.12.95. «О федеральном бюджете на 1996 год"// Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. Ст. 21.
  15. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета 1997. 30 сент.
  16. Федеральный Закон от 28.08.95. «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 28. 08. 95 г. // Собрание законодательства РФ 1995. № 35. Ст. 3506- 1996. № 17. Ст. 1917- № 4. Ст. 5500- 1997. № 12. Ст. 1378.
  17. Федеральный Закон от 5.02.97.» О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный Фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год7/ Российская газета 1997. 11 февр.
  18. Федеральный Закон от 26.02.97 «О федеральном бюджете на 1997 год» // Российская газета 1997. 4 марта.
  19. Федеральный Закон от 2.12.90.» О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».//Российская газета, 1996. 10 февр.
  20. Федеральный Закон от 20.06.97 «О порядке внесения, рассмотрения и"Vпринятия Федерального Закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет"// Российская газета 1997.27 июля.
  21. Федеральный закон от 5.06.96 «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального Закона «О федеральном бюджете на 1997 год» // Российская газета, 1996. 16 июля.
  22. Федеральный Закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте// Российская газета 1997.28 июля.
  23. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27. 12. 91. «Вопросы Пенсионного Фонда РСФСР (России).// Ведомости Съезда народных депутатов
  24. РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 5. Ст. 180- Собрание законодательства Российской Федерации 1997. № 19. Ст. 218.
  25. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24. 02. 93 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год'7/ Российская газета. 1993. 28 апр.
  26. Постановление Верховного Совета РСФСР от 8.06. 93. «Об утверждении положения о государственном фонде занятости населения Российской Федерации"// Российская газета 1993. 29 июня.
  27. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.01.92 «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в российской Федерации"// Российская газета 1992. 28 янв.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 25. 10. 94 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации"// Российская газета, 1994. 2 нояб.
  29. Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 50. Ст. 2978.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 24.05. 94. «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Росиийской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации 1994. № 5. Ст. 402.
  31. Указ Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 26.06. 92.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 28. Сь. 1641.
  32. Указ^ Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от23.05. 94.// Российская газета 1994. 25 мая.
  33. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 года» от 18 08. 96.// Российская газета 1996. 27 акг.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 14.06. 92. № 629. «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"//Российская газета 1993. 18 июня.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.97 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» // Российская газета 1997. 15 мая.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.97 «О прекращении предоставления гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета"// российская газета 1997. 15 мая.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.97 «О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам"// Российская газета 1997. 30 июля.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.)1. 97. № 106. № О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья"// Российская газета 1997. 11 февр.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.03. 97.» Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет"// Российская газета. 1997. 13 марта.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05. 97. «Об утверждении Порядка оформления и реализации задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года.// Российская газета, 1997. 5 июня.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 «О проведении взаимозачетов при финансировании регионов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации// Российская газета, 1996. 4 июня.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета"//Российская газета. 1997. Юсент.
  43. Письмо Минфина РФ, ЦБ РФ, Госналогслужбы РФ от 23.06. 95 «Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов"// Российские вести, 1995. 13 июля.
  44. Приказ Минобороны РФ от 6.05.93 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, призванным на военные сборы, и членам их семей'7/ Российские вести, 1993. 17 июня.
  45. Письмо Минфина РФ от 16.04.96 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета"// Финансовая газета, 1996. 28 апр.
  46. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96.» По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета 1996. 26 дек.
  47. За.кон Воронежской области от 14.03. 97. «О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области// Коммуна, 1997. 9 апр.
  48. Конституция Республики Башкортостан от 24. 12. 93// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
  49. Конституция Республики Бурятия от 22. 02. 94.// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
  50. Конституция (Основной Закон) Республики Карелия от 20. 01. 94// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
  51. Устав (Основной Закон) Воронежской области от 20. 07. 95. Воронеж, 1995.
  52. Налоговый Кодекс РФ (проект)// Экономика и жизнь, 1997. № 27, 28.
  53. М.М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву.// Сов. государство и право 1946. № 3−4. C.4I-56.
  54. A.M. Финансы социализма М., 1965.
  55. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе М., 1955.
  56. С.С. Общая теория права т. 1 М., 1981.
  57. С.С. Общая теория права т.2. М., 1982.
  58. С.С. Структура советского права М., 1975.
  59. С.С. Теория права. Харьков, 1994.
  60. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации Мм 1994.81 .Аллахвердян Д. А. Финансово-кредитный механизм развитого социализма. М., 1976.
  61. А.С. Финансовое право на HP Бьлгария. София, 1967.
  62. А., Крылов Г. Бюджетный закон ось бюджетного процессаю// Хозяйство и право 1993. № 6. С. 39−52.
  63. Э.В., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
  64. Д.Н. Административное право М., 1993.
  65. .К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
  66. Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966.
  67. К.С. Финансовое право М., 1995.
  68. В.В. Компетенция Собза ССР в области бюджета М., 1976.
  69. A.M. Очерки теории советских финансов М., 1975.
  70. Н.Г. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж. 1984.
  71. А.Г. Проект налогового кодекса: новая революция в налогообложении.// Налоговый вестник, 1996. № 11. С. 5−18.
  72. В.П., Фролов Е. А. Уголовно-правовые и процессуальные правоотношения// Сов. государство и право. 1974. № 1. С. 87−96.
  73. В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения М., 1975.
  74. И.И. Субъектно-объектные отношения в материалистической философии. Воронеж, 1987.
  75. Ю.В. Стоимостные отношения в социалистической экономике М.,
  76. С.Н. Предмет и система советского гражданского права М., 1963.
  77. С.Н. Субъекты гражданского права М., 1950.
  78. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. ЮО. Брауде И. Л. К вопросу об объекте правоотношения по советскомугражданскому праву// Сов. государство и право 1951. № 3. С. 56−59.
  79. Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987.
  80. Ю2.Бялкина Т. М., Старилов Ю. Н. За все в ответе община. Местное самоуправление в Германии// Рос. Федерация. 1994. № 10. С. 37−38.
  81. ЮЗ.Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
  82. А.Б. Теория государства и права. Теория права. 4.2 Т.2. М., 1996.
  83. Ю5.Венгеров А. Б., Барабашева Н. С. Нормативная система и эффективность общественного производства М., 1985.
  84. Юб.Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистичнском обществе. М., 1979.
  85. Ю7.Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. М., 1995.
  86. Ю8.Власенко Н. А. Проблемы точности выражения формы права (лингво-логический анализ). Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1997.
  87. Ю9.Влзсова А. В. Правовая природа принятия исполнения по обязательству.// Гос. и право 1995. № 5. С. 56−61. *
  88. Ю.Вознесенский Э. А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М., 1974.
  89. Ш. Воронина Н. П. Роль юридических фактов в осуществлении конституционного права граждан на жилище.// Государство и право в системе социального управления. Свердловск, 1981. С. 52−65.
  90. И2.Воронова Л. К. Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР. Киев, 1981.
  91. Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.
  92. П.М. Финансовое право М., 1978. 1.Государственные финансы. Киев, 1991.
  93. А.П. О деятельностном подходе в исследовании государства// Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Воронеж, 1990 С.7−22.
  94. Г. К. К вопросу о правовом регулировании страхования// Финансы, 1997. № 8. С. 38−43.
  95. В.А. Финансовое право.(Элементарный очерк). М., 1902.
  96. О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1996.
  97. О.Н. Социально-экономическое развитие и финансовое право.// Сов. государство и право 1988. № 5. С. 37−45.
  98. Гражданское право т.1. С.П. 1996.
  99. Гражданское право т. 1.М., 1993.
  100. Е.Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России М., 1995.
  101. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России М., 1997.
  102. В.П. Сроки в гражданском праве М., 1967.
  103. В.В. Гражданин как субъект налогового права в российской Федерации. Воронеж, 1997.
  104. Ю.И. Правовые отношения и осуществление права J1. 1987.
  105. М. Введение в публичное право М., 1995.
  106. М.А. Советское финансовое право М., 1954.
  107. В.И. Налоговое право М., 1995.
  108. А.И. Теория государства и права М., 1948.
  109. Е.В. Доказательства и доказывание в правоприменительной деятельности органов советского государственного управления. Киев-Одесса. 1976.
  110. А.П. Объект правоотношения(вопросы теории) Саратов, 1980.
  111. П.Ф. Объект гражданских процессуальных правоотношений и предмет судебной деятельности в советском гражданском процессе// Вестник Яросл. Гос. Ун.та. 1972. Вып. 4. С. 39−48.
  112. Т.С. Финансовое правоотношение Л., 1985.
  113. Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности В России и в Польше// Гос. и право 1997. № 8. С. 92−101
  114. Л.Г. Банковское право М., 1994.139.3апольский С. В. Правовые проблемы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (финансово-правовой аспект). Автореф. дисс.докт. юрид. наук. М., 1989.
  115. Р.Ф. Ответственность за налоговые правонарушения: какой она должна быть? // Налоги. 1995. С. 8.140.3ейдер Н. Б. Гражданские процессуальные правоотношения. Саратов, 1965.
  116. .Н. О системе советского финансового права// Вопросы советского финансового права. Труды Всесоюзного юридического заочного института. Т.9. М., 1967.
  117. Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.
  118. В.Б. Юридические факты в советском праве М., 1984.
  119. В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980.
  120. С.И. Учебник финансового права. Одесса. 1899.
  121. ИоффеО.С. Обязательственное право М., 1975.
  122. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права М., 1960.
  123. О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Л., 1957.
  124. И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса М., 1986.
  125. М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. Воронеж. 1989.»
  126. М.В. Проект Налогового Кодекса РФ и новые явления в праве// Хозяйство и право 1997. № 4. С. 79−86.
  127. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  128. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе М., 1958.
  129. В.И. Логика познания сущности М., 1980.
  130. Ю.М. Предмет советского административного права М., 1967.
  131. А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах.// Финансы, 1994. №.5. С. 24−29.
  132. Л.Д., Кузнецов Н. П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание Воронеж, 1995.
  133. Е.В. Вглядываясь в историю страхового дела// Финансы, 1996. № 9. С. 27−34.
  134. Т.В. Правовые акты об органах, осуществляющих финансовый контроль.// Законодательство и экономика 1997. № 19−20. С. 22−49.
  135. Ю.В. Государственный финансовый контроль: проблемы и решения.// Финансы, 1997. № 8. С. 3−6.
  136. М. Финансови правни отношения. София. 1979.
  137. Т. Трактат о хорошей работе М., 1975.
  138. О.А. Гражданские организационно-правовые отношения.// Советское гос. и право. 1996. № 10. С. 50−57.
  139. О.А. Юридические факты в советском гражданском праве М., 1958.
  140. М.А. Ответственность в системе народного представительства М., 1995.
  141. С.Г. Индивидуальное правовое регулирование(общетеоретический аспект)// Государство и право 1993. № 7. С. 127−135.
  142. Ю.А. Город как субъект финансового права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
  143. .Н. Очерк теории государственного управления М., 1978.
  144. А. Основные формы взаимодействия гражданского и налогового законодательства// Хозяйство и право 1996. № 6. С. 57−62.
  145. К^ггафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 10.
  146. С.И. Системата на финансовия контрол. София. 1974
  147. .М. Государственное управление на этапеперестройки М., 1988.
  148. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву М., 1981.
  149. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  150. В.В. Сроки в гражданских правоотношениях// Правоведение, 1989. № 1.С. 37−43.
  151. В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве М., 1976.
  152. Н.С. О понятии, ограничении и защите правосубъектности граждан//Теоретические вопросы гражданского права М., 1980. С. 3−11.
  153. В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации(финансово-правовые аспекты). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М, 1997.
  154. А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории// Правоведение 1995. № 1. С. 3−13.
  155. JI.A. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
  156. B.C. Хозяйственное право т. 1. М., 1994.
  157. Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  158. А. Доверительное управление: бухгалтерский учет и налогообложение//Хозяйство и право 1997. № 5. С. 48−56.
  159. А.В. Акты высших органов Советского государства М., 1967.
  160. А.В. Субъекты советского права М., 1962.
  161. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве М., 1950.
  162. И.Х. Основы финансовой науки М., 1905.192.0сетрова Н.И. О проекте Общей части Налогового Кодекса РФ.// Налоговый вестник, 1997. № 3. С. 38−42.- V '
  163. B.C. Государственно-правовые отношения М., 1965. 194.0сновные принципы государственной финансовой системы во Франции. М., 1993.195.0сновы налогового права М., 1995.
  164. Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования// Финансы, 1996. № 4. С. 45−49.
  165. Л.Н. Исполнение бюджетов: задачи и проблемы // Финансы, 1996. № 12. С. 52−56.
  166. В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
  167. С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.
  168. Е.Г. О правилах разрешения налоговых споров// Налоговый вестник, 1997. № 2. С. 63−71.
  169. М.И. Советское бюджетное право М., 1971.
  170. Правоотношения и их роль в реализации права. Казань, 1993.
  171. В.Н. Правоотношение как система. М., 1991.
  172. Г. И. Советские административно-правовые отношения JI., 1972.
  173. Г. В. Налоговое право М., 1997.
  174. Г. В., Конюхова Т. В. Концепция развития финансового и налогового законодательства// Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995. С. 80−95.
  175. И.С. Уголовно-правовые отношения и их реализация . Воронеж, 1997.
  176. Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права М., 1961. j2Ю. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы// Финансы, !1994. № 8. С. 3−15.
  177. В. Неимущественный интерес в советском гражданском праве.// j Ученые записки Московского юридического института НКЮ СССР, Вып. 1. М., 1939. С. 24−32.
  178. С.Н. Об объективном характере интересов в праве// Сов. государство и право 1981. № 6. С. 34−42.
  179. И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства// Правоведение, 1969. № 3. С. 27−35.
  180. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  181. Н.В. Банковское право «в отраслевом законодательстве»// Гос. и право 1996. № 9. С. 113−117.
  182. П. Введение в право М., 1994.
  183. В.Ю. О некоторых вопросах финансово-правового регулирования выпуска и обращения государственных ценных бумаг// Правоведение, i1995. № 6. С. 37−47.
  184. В.Н. Функции юридических фактов// Вопросы теории государства и права. Саратов. 1988. С. 145−151.
  185. В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
  186. Советское финансовое право М., 1987.
  187. Советское финансовое право М., 1982.
  188. Советское финансовое право М., 1974.
  189. В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.
  190. Социальные отклонения М., 1989.
  191. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования М., 1996.
  192. В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.
  193. В.А. Гражданские права и ответственность. Уфа, 1996.
  194. Теория государства и права. Курс лекций. Т.2. М., 1995.
  195. Теория государства и права. Саратов. 1995.
  196. Ю.А. Публичное право М., 1995.
  197. Ю.А. Публичное право: падение и взлеты// Гос. и право 1996. ЛИ. С. 3−12.
  198. Ю. А. Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации// Гос. и право 1997. № 1. С. 12−18.
  199. Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношения. М., 1980.
  200. B.C. Реализация правоотношений и концепция объекта// Сов. Государство и право 1974. № 1. С. 112−123.
  201. Ю.К. К теории правоотношения Л., 1959.
  202. Г. А. Проект программы учебного курса «Основы банковского права Российской Федерации» для юридических и экономических вузов// Гос. и право 1995. № 11. С. 31−42.
  203. Г. М. Социалистические финансы. (Вопросы теории). М., 1974.
  204. М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе М., 1982.
  205. Н.Н. О категориях «цель»,» средство», «результат». М., 1967.
  206. В.И. Муниципальное право России М., 1994.241.Финансы М., 1993.
  207. Финансы и кредит М., 1988.
  208. Финансовое право М., 1995.
  209. Финансовое право М., 1996.
  210. Финансовое право М., 1971.
  211. Финансы капиталистических государства М., 1985.
  212. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства М., 1988.
  213. P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права// Вопросы советского административного и финансового права М., 1952. С. 182−213.
  214. P.O. Общее учение о правоотношении М., 1974.
  215. Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979.
  216. А.И. К вопросу о предмете и методах финансового права// проблеми фшансового права. Чершвщ, 1996. С. 32−37.
  217. А.И. К соотношению понятий «финансовая деятельность» и «управление финансами».//Правоведение, 1985. № 1.С. 63−66.
  218. С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983.
  219. А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значением., 1979.
  220. М.А. Компетенция СССР и союзной республики М., 1968.
  221. Г. Л. Финансовые ресурсы в системе макроэкономических взаимосвязей//Финансы 1993. № 3. С. 23−31
  222. B.C. Суверенитет советского государства М., 1972.
  223. Н.А. О понятии налога в российском законодательстве// Правоведение, 1994. № 5−6. С. 102−108.
  224. М.Я. Государственное страхование в СССР. Правовые вопросы. М., 1987.
  225. В.Н. Гражданское процессуальное правоотношение. М., 1966.
  226. В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.
  227. Ям польская Ц. А. Субъекты советского административного права. Дисс. докт. юрид. наук т. 1. М., 1958.
  228. И.И. Основные начала финансовой науки. Спб. 1899.
  229. AxeIrod D.A. Budjet quartet. Critical policy and management issues. N.Y. 1989.
  230. Bienvenu J-J. Droit fiscal. Paris. 1987.
  231. Brzezinski В., Kalinovski M. Zobowiazania podatkowe. Szczecin. 1991.
  232. Buchanan James M. The Pure Theory of Government Finance: A Suggested Approach.// State and local finance. N.Y. 1970. P. 12−21.
  233. Davies F.R. Introduction to Revenue Law. London. 1980.
  234. Dereco financiero у sistema fiscal espanol. Tomo 1. Madrid. 1987. 270.1offe O.S. Soviet Civil Law. Dordrecht. Boston. Lancaster. 1988. 271. Ioffe O.S. Development of Civil Law thinking in the USSR. Milano. 1989.
  235. Kosikowski C., Ruskowski E. Finance i prawo finansowe. Warszawa. 1974.
  236. Lewis A. The psychology of taxation. Oxford. 1982.
  237. Litwinczuk H. Prawo bilansowe i podatkowe podmiotow gospodarcych. Warszaw. 1993.
  238. Pasquariello R. Tax justice. Lanham, N.Y., London. 1985.
  239. Rosen Harvey S. Public Finance. Boston, 1992.
  240. Shuman H.E. Politics and budget. The Struggle between the President and the Congress. New Jersey 1992.
Заполнить форму текущей работой