Финансовое правоотношение
В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие финансового правоотношения$ 1 .Сфера возникновения и развития финансового правоотношения.$ 2. Границы финансового правоотношения. $ 3. Сущность финансового правоотношения
- Глава 2. Субъектно-объектная характеристика финансового правоотношения
- S1. Субъекты финансового правоотношения.-. $ 2. Объекты финансового правоотношения
Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения$ 1. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве. $ 2. Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве. $ 3. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве.
Глава 4. Содержание финансового правоотношения.
S1.Особенности обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения. $ 2. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения
Глава 5. Виды финансовых правоотношений. $ 1. Классификационные ряды финансовых правоотношений. $ 2. Налоговое обязательство как вид финансового правоотношения.
Финансовое правоотношение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время, в условиях становления в России экономических отношений рыночного типа, финансовое право как отрасль права переживает этап бурного развития. Прежде всего, меняются ее границы. С одной стороны, сфера финансово-правового регулирования расширяется: появляются новые субъекты финансового права, новые правовые институты и т. д. Среди них: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, консолидированная группа налогоплательщиков, филиалы предприятий, институт государственных внебюджетных фондов денежных средств и т. д. А с другой стороны, — некоторые сферы общественных отношений вообще выходят из финансово-правового регулирования. В их числе: внутрибанковские отношения, подавляющая часть отношений в сфере страхования и т. д. Во взаимосвязи с этим, в самой сфере финансово-правового регулирования появляются новые инструменты, которые начинают активно «работать»: зачет, договор, налоговое обязательство и т. д. В этих условиях науке финансового права для эффективного развития требуется уточнение и конкретизация предмета своего изучения. А сделать это можно только через осмысление и переосмысление основополагающих финансово-правовых категорий. Центральное место среди них занимает категория «финансовое правоотношение». Она непосредственно связана со всеми иными финансово-правовыми категориями: финансовая деятельность государства, субъекты и объекты финансового правоотношения, субъективные финансовые права и обязанности, предмет финансового права и т. д. Всвязи с этим, научное осмысление категории «финансовое правоотношение» для науки финансового права сегодня весьма актуально.
Учитывая тот факт, что финансовое право — это отрасль права, очень тесно взаимосвязанная с конституционным, административным и гражданским правом, определенность по вопросу о финансовом правоотношении является актуальной проблемой и для других отраслей права.
Кроме того, активная законодательная практика в сфере финансовой деятельности государства, которая сегодня имеет место на уровне Российской Федерации и субъектов РФ требует опоры на фундаментальные научные исследования в области финансового права. В связи с этим, научные разработки по проблеме «финансовое правоотношение» могут быть весьма полезны и для законодательной практики.
Все вышесказанное и определяет актуальность темы «финансовое правоотношение», избранной для диссертационного исследования.
Полное и всестороннее исследование категории «финансовое правоотношение» в отечественной финансово-правовой науке предпринимается впервые. Однако отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались в советский период. В монографии Е. А. Ровинского «Основные вопросы теории советского финансового права», изданной в 1961 г. специальная глава посвящена проблеме финансово-правовых норм и отношений. Кроме того, в 1985 г. в Ленинградском университете было издано на ротапринте учебное пособие Т. С. Ермаковой «Финансовое правоотношение» объемом 2 печатных листа. Сегодня, как и в советское время, основные характеристики финансового, .правоотношения традиционно раскрываются во всех учебниках по финансовому праву.
При проведении исследования автор опирался, прежде всего, на труды российских ученых в области общей теории государства и права, затрагивающие проблемы правоотношения: Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, Е. В. Бурлая, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Ю. И. Гревцова, А. П. Дудина, В. Б. Исакова, С. Ф. Кечекьяна, А. В. Мицкевича, И. С. Самощенко, В. Н. Синюкова, Ю. А. Тихомирова, Ю. Г. Ткаченко, Ю. К. Толстого,.P.O. Халфиной, О. Э. Лейста и др.
Особое внимание уделено работам ученых в области финансового права. Среди них: В. В. Бесчеревных, К. С. Бельский, Л. К. Воронова, О. Н. Горбунова, Т. С. Ермакова, С. В. Запольский, Р. Ф. Захарова, А. Н. Козырин, Т. В. Конюхова, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, М. И. Пискотин, Е. А. Ровинский, Ю. Н. Старилов, Г. А. Тосунян, Н. И. Химичева, А. И. Худяков, С. Д. Цыпкин и др.
Кроме того, автор опирался и на выводы специалистов в области конституционного, административного, муниципального, гражданского, а также других отраслей права, исследовавших проблемы правоотношения, а также смежные с ними проблемы в этих отраслях права: М. М. Агаркова, Д. Н. Бахраха, Б. К. Бегичева, Р. С. Белкина, Н. А. Бобровой, В. П. Божьева, Т. М. Бялкиной, Е. М. Ворожейкина, Е. В. Додина, С. Н. Братуся, О. С. Иоффе, Ю. М. Козлова, О. А. Красавчикова, Б. М. Лазарева, В. О. Лучина, Н. И. Матузова, B.C. Мартемьянова, B.C. Основина, Г. И. Петрова, В. А. Тархова, М. К. Треушникова, В. И. Фадеева, М. А. Шафира, В. Ф. Яковлева, Ц. А. Ямпольской и др.
Учитывая тот факт, что категория «финансовое правоотношение» тесно взаимосвязана с экономической категорией «финансы», автор в процессе исследования опирался на работы экономистов: A.M. Александрова, A.M. Бирмана, Э. А Вознесенского, В. М. Родионовой и др.
Специальное внимание уделено работам российских дореволюционных ученых в области финансовой науки и финансового права. Среди них: В. А. Гольцев, С. И. Иловайский, И. Х. Озеров, И. И. Янжул.
В составе зарубежной научной литературы использованы труды французских, американских, болгарских, польских и др. ученых. Особое внимание в диссертации уделено работе болгарского ученого М. Костова «Финансови правни отношения». София, 1979.
Цель и задачи, исследования. Целью настоящего исследования является всесторонняя теоретическая разработка финансово-правовой категории «финансовое правоотношение» .
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
— исследовать финансовую деятельность государства как сферу возникновения финансового правоотношения:
— определить границы финансового правоотношения- -выявить сущность финансового правоотношения- -определить субъектов финансового правоотношения- -вскрыть объекты финансового правоотношения;
— дать развернутую характеристику юридических фактов как оснований «V динамики финансового правоотношения;
— вскрыть проблемы юридических фактов в финансовом праве на современном этапе;
— охарактеризовать юридическое и материальное содержание финансового правоотношения;
— дать классификацию финансовых правоотношений;
— обосновать существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения.
Методологические и теоретические основы исследования определили современные методы познания. Среди них: диалектико-материалистический, системный, нормативно-логический, сравнительного правоведения, восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, метод обращения к другим наукам. Кроме того, принимались во внимание современные концепции теории государства и права, финансового, конституционного, муниципального, административного, гражданского права.
Научная новизна исследования состоит в том, что это первое всестороннее исследование финансового правоотношения. Впервые подвергнуты анализу: границы финансового правоотношения на современном этапе и его сущность, объекты финансового правоотношения. Впервые дается развернутый анализ юридических фактов в финансовом праве, определяется содержание финансового правоотношения, исследуется налоговое обязательство как особая разновидность финансового правоотношения. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, субъектов и класификации финансового правоотношения, являющиеся традиционными для финансово-правовой науки, исследованы в работе более глубоко и всесторонне, с опорой на современное финансовое законодательство и последние достижения правовой науки.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые являются новыми для финансово-правовой науки:
1. Финансовое правоотношение возникает в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами (правовыми нормами, нормами бухгалтерского ~ учета, операцйонно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т. д.) способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую деятельность государства входит организация денежной системы страны.
2. В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем — б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов, 2) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков. Однако к числу финансово-правовых относятся: а) отношения по поводу направления Центральным Банком РФ 50% своей прибыли в доход федерального бюджетаб) отношения между Центральным Банком РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального Закона о Центральном Банке РФв) отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долгаг) отношения по поводу денежной эмиссии. Кроме того, до 1996 г. финансово-правовыми являлись отношения между Правительством РФ и ЦБ РФ по поводу выделения Правительству РФ кредитов.
3. Границы финансового правоотношения определены следующими параметрами, взятыми в совокупности: а) эти отношения возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образованийб) они строятся на правовом регулировании, главным образом, с помощью метода властных предписаний, характеристиками которого являются: обязывание, юридическое неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения.
4.Не все отношения, возникающие в сфере государственного кредита являются финансово-правовыми. К числу последних относятся только отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга. Среди них отношения: а) по поводу определения порядка размещения долговых обязательств РФпо поводу определения порядка и условий выпуска (выдачи) долговых обязательств РФ[ по поводу установления для ЦБ РФ обязанности по обслуживанию государственного внутреннего долгапо поводу обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашению долговых обязательств РФ.
5. Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными интересами и интересами индивидуальными.
6. Субъекты финансового права и соответственно финансового правоотношения подразделены на три группы: а) общественно-территориальные образованияб) коллективные субъектыв) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования.
7. Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнениив) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложенияг) в случае взимания налогов и сборовд) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФд) в случае денежной эмиссии.
8. Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнениив) в случае установления налогов и сборов субъектов РФг) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФд) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.
9. Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФб) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФв) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборовб) формирования и исполнения местных бюджетовв) выпуска муниципальных займов.
10. К числу коллективных субъектов финансовых правоотношений относятся: а) органы государственной властиб) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансовв) предприятия, организацииг) филиалы и другие обособленные подразделения предприятийд) консолидированная группа налогоплательщикове) крестьянские (фермерские) хозяйствародовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.
11. Физическое лицо должно признаваться налогово дееспособным с 14 лет. Однако, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей, усыновителей или попечителей по налоговым обязательствам, вытекающим из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.
12. Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы,(постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты.
13. Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей, б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования, в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.
14. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий (конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т. д.) и способов реализации (личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т. д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации.
15. Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного ^ правоотношения.
Теоретическая значимость * проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию финансового права. Во-первых, изучена и конкретизирована сфера возникновения финансового правоотношения в современных условиях, что дает возможность глубже познать природу финансового права как отрасли права. Во-вторых, очерчены современные границы финансового правоотношения, что приводит науку к выводам о предмете финансового права на современном этапе. В-третьих, определены современные субъекты финансовых правоотношений, что позволяет правильно строить финансовые правоотношения, а также глубже исследовать вопросы финансово-правовой ответственности. В-четвертых, определяется механизм реализации финансового правоотношения, а вместе с тем и новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования.
В-пятых, доказывается существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения, что дает возможность финансово-правовой науке конструировать налоговые правоотношения, заимствуя в определенной мере цивилистический технико-юридический инструментарий и т. д. Исходя из этого, результаты исследования могут быть использованы при разработке самого широкого спектра теоретических и практических вопросов финансового права и финансового законодательства.
Практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что многие ее выводы могут быть использованы законодателем в правотворческой деятельности. Во-первых, в работе сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование проекта Налогового Кодекса РФ, принятие которого планируется в ближайшее время. Во-вторых, высказан ряд предложений, касающихся проекта Бюджетного Кодекса РФ, принятого Госдумой РФ в первом чтении. В-третьих, внесены предложения по совершенствованию иных финансово-правовых актов.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов по специальности 12.00.12. — финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов по вышеуказанной специальности, а также по административному, муниципальному и гражданскому праву.
Апробаддия результатов исследованиянашла отражение в Законе.
Воронежской области от 14 марта* 1997 г. «О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области», непосредственным разработчиком которого являлся автор настоящего диссертационного исследования. Кроме того, результаты исследования использовались в процессе работы автора в качестве консультанта Института регионального законодательства Воронежской областной Думы.
Важнейшие положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии, главах учебника «Финансовое право» (М., Бек, 1995), учебных пособиях по финансовому м банковскому праву, научных статьях, методических и справочных изданиях. Материалы исследования используются автором в процессе преподавания курса «Финансовое право», а также спецкурсов «.
Налоговое право" и «Банковское право» на юридическом факультете Воронежского госуниверситета.
Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию на научных заседаниях, конференциях как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В частности, ряд докладов, затрагивающих проблемы финансового права России был сделан в Воронеже на межвузовских конференциях молодых ученых-юристов в 1989, 1990годах, а также во время стажировки в США (19 941 995гг.) на конференциях в Окленде, Сиэтле и Боулин-Грине. В Информационном центре Совета Европы Госуниверситета г. Кордобы (Испания) был сделан доклад на тему: «Финансы и право России на пути к рынку «(1996), а на научной конференции по финансовому праву, состоявшейся в Москве (февраль 1998г) был сделан доклад «Новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования». Прикладные проблемы финансово-правового регулирования охраны окружающей природной среды освещались на 111 Международной конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление», состоявшейся в Воронеже 22−27 сентября 1997 г. Проблемы предмета финансового права в России освещены в материалах международной конференции в Черновцах (Украина), состоявшейся в июне 1996 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы. Объем диссертации — 304 страницы текста, набранного на компьютере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
I. Основные теоретические выводы, сформулированные в настоящем диссертационном исследовании, сводятся к следующему.
1. Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами (правовыми нормами, нормами бухгалтерского учета, операционно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т. д.), способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую Деятельность государства входит организация денежной системы страны.
2. Не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются финансово-правовыми.
Финансово-правовые отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований перемежаются с гражданско-правовыми, трудовыми и иными правоотношениями. Границы финансового правоотношения определены следующими параметрами, взятыми в совокупности: а) эти отношения возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образованийб) они строятся на правовом регулировании, главным образом, с помощью метода властных предписаний, характеристиками которого являются: обязывание, юридическое неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения. Гораздо реже финансовые правоотношения строятся на правовом регулировании с помощью метода рекомендаций и согласования.
3. За пределы финансово-правовых отношений сегодня выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций за исключением Росгосстраха до его приватизации) — б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов и установления обязательных нормативов- 2) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков.
4. Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными интересами и интересами индивидуальными.
5. К числу общественно-территориальных образований как субъектов финансовывх правоотношений относятся: Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерациимуниципальные образования.
6. Российская Федерация является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) в отношениях по поводу рассмотрения и принятия (утверждения) федерального бюджета и отчета о его исполнениив) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложенияг) в случае взимания налогов и сборовд) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФе) в случае денежной эмиссии.
7. Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных правб) в отношениях по поводу рассмотрения, принятия бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнениив) в случае установления налогов и сборов субъектов РФг) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ^д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.
8. Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФб) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФв) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборовб) формирования и исполнения местных бюджетовв) выпуска муниципальных займов.
9. В числе коллективных субъектов финансовых правоотношений: а) органы государственной власти: б) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансовв) предприятия, организацииг) филиалы и другие обособленные подразделения предприятийд) консолидированная группа налогоплательщикове) крестьянские (фермерские) хозяйствародовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.
10.К индивидуальным субъектам финансового правоотношения относятся: физические лица, имеющие в собственности имущество, получающие доход. А также некоторые должностные лица: нотариусы государственных нотариальных контор: должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, уполномоченные совершать определенные нотариальные действия.
11. Налоговая дееспособность физического лица должна наступать с 14 лет.
12. Все объекты финансовых правоотношений подразделяются на отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты преобладают в финансовом правоотношении и подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образованиб) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты и их проекты.
13. Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностейб) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулированияв) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения, и, как результат. Очень’малую способностй к проявлению правовой инициативы.
14. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий (конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т. д.) и способов реализаций личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т. д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации.
15. Финансовые правоотношения могут быть классифицированы: а) исходя из основных функций права — на регулятивные и охранительныеб) по характеру финансово-правовых норм — на материальные и процессуальныев) по видам финансово-правовых институтовг) по обязательному субъекту — на те, где субъектом является государство непосредственно, его уполномоченный орган или муниципальное образованиед) исходя из особенностей объекта — на имущественные и неимущественныее) по структуре их юридического содержания — на простые и сложныеж) по юридическому характеру взаимодействия их участников — на вертикальные и горизонтальныез) по форме проявления — на двусторонние и м ногосторонние.
16. Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного правоотношения.
2.0сновные практические предложения, сформулированные в настоящем диссертационном исследовании, сводятся к следующему:
17. В Законе РФ «О Государственной налоговой службе РФ» необходимо закрепить право этого органа на взимание налогов и сборов, т. е. право этого органа требовать от налогоплательщика уплаты налогов и сборов,.
18. Необходимо принятие Федерального Закона «О Государственном финансовом контроле», который позволил бы скоординировать деятельность всех органов, осуществляющих сегодня государственный финансовых контроль.
19. В налоговом законодательстве следует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать возраст физического лица, с которого она возникает.
20. Понятия «дотация», «субвенция» ," трансферт" должны быть определены в проекте Бюджетного Кодекса РФ. В содержании этих понятий должно быть отражено: а) с какой целью выделяются эти финансовые ресурсыб) какой группе субъектовв) на какой основе — возмездной или безвозмездной.
21. Сбор, будучи сопряжен с получением какого-либо права или услуги, может быть оговорен законодателем в законе по срокам его уплаты до получения этого права или услуги, в то время как налог — напротив. Учитывая, что налог — это часть имущества налогоплательщика, которая передается государству или муниципальному образованиючто право собственности первично по отношению к праву государства (или муниципального образования) требовать отторжения части собственности в виде налога, представительный орган власти не должен в акте о налоге (законе или постановлении органа местного самоуправления) требовать уплаты налога до перехода дохода или имущества в собственность налогоплательщика.
22. В проекте Бюджетного Кодекса РФ должно быть определено понятие бюджетного закона с перечислением всех тех приложений, которые обязательны при его принятии и гарантируют его ясность и определенность.
23. В целях единообразного применения всеми судами Закона РФ «О Государственной пошлине» в части предоставления отсрочек, рассрочек по госпошлине, уменьшения ее размера, освобождения от ее уплаты с «учетом имущественноного положения субъекта», следует произвести «расшифровку» этого понятия, являющегося одним из юридических фактов предоставления отсрочки, рассрочки и т. д. в Законе РФ «О Государственной пошлине» .
24. Законодатель, определяя права и обязанности в том или ином нормативном акте, должен учитывать их значимость. А поэтому, предпочтительно выделять в статьях закона о правах и обязанностях сначала те, которые являются основными, а затем уже давать перечень производных. В этой связи ст. 64 проекта НК РФ построена неудачно. Здесь основная обязанность налогоплательщика уплачивать налог, которая является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ и каркасом всего сложного финансового правоотношения по уплате налога расположена не в первом, а в четвертом пункте статьи.
25. В проекте НК РФ не указаны те документы (доказательства), которые должны быть представлены заинтересованным лицом в финансовый орган для решения вопроса об отсрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите (ст. 134, 135, 137 проекта НК РФ). В целях повышения эффективности реализации обязанностей и прав Ъубъектов в вышеназванных правоотношениях следовало бы закрепить в законе общий для всех случаев перечень документов, которые должно представить заинтересованное лицо в финансовый орган и, кроме того, установить право финансового органа самостоятельно истребовать все недостающие документы для квалифицированного решения вопроса.
26.Исходя из анализа действующего законодательства в процессуально-правовой форме как средстве реализации обязанностей и прав субъектов финансовых правоотношений нуждаются следующие категории финансово-правовых отношений: а) по рассмотрению Госдумой РФ (представительным органом власти субъекта РФ) внесенного Правительством РФ (администрацией субъекта РФ) проекта закона о секвестре бюджетаб) связанные с принятием решения Правительством (администрацией субъекта РФ) о предоставлении возвратной бюджетной ссуды юридическому лицу по его заявлениюв) по поводу предоставления органами представительной власти субъектов РФ дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиковг) по поводу формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондовд) охранительные финансовые правоотношения: 1) возникающие в связи с нарушением сроков возврата возвратных бюджетных ссуд, 2) возникающие в связи с нецелевым использованием возвратных и безвозвратных бюджетных ссуд.
27.В целях гарантирования реализации финансового правоотношения правом зачета должны наделяться только уполномоченные государством органы и в ситуациях, имеющих относительно локальный характер, т. е. не влияющие на финансовый механизм в целом.
28.В проекте Бюджетного Кодекса РФ должны быть предусмотрены меры финансово-правовой ответственности государства за несвоевременное бюджетное финансирование.
29.Учитывая тот факт, что гарантии и поручительства Правительства РФ являются одной из форм долговых обязательств РФ, и предоставляются с опорой на Закон РФ «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации», процессуальный порядок их выдачи также должен быть урегулирован в этом Законе РФ.
30.Понятие налогового обязательства, данное в проекте НК РФ не совсем точно. Учитывая, что налоговое обязательство — это всегда относительное, а не абсолютное правоотношение, в проекте НК РФ по примеру ГК РФ следовало бы записать: «налоговым обязательством признается правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан своевременно платить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных настоящим кодексом или иным актом налогового законодательства, а государство и муниципальные образования в лице соответствующих органов имеют право требовать от налогоплательщика исполнения его обязанности» .
31.В ходе работы над проектом Бюджетного Кодекса РФ необходимо усовершенствовать фактический состав, порождающий введение секвестра бюджета. Законодатель должен в него включить правопрекращающий юридический факт, т. е. указать в законе, что в случае непринятия Госдумой РФ федерального закона «о секвестре расходов» секвестр не производится. Представляется, что включение в фактический состав секвестра такого правопрекращающего факта важно потому, что приводит к вполне конкретным не только правовым, но и политическим последствиям. Во-первых, в таком случае Правительство РФ не может принято решение о секвестре, сделав оговорку о том, что оно действует «до принятия соответствующего закона», как это было в 1997 г. Во-вторых, в этом случае Госдума РФ объективно может ставить вопрос о доверии Правительству РФ.
32.Для простоты и удобства юридического анализа все фактические составы в финансовом праве должны быть выражены в правовой, а не бухгалтерской или экономической терминологии.
33.Фактические составы в финансовом праве должны совершенствоваться по линии упрощения их лингвистической структуры. В частности, в этом нуждается следующий фактический состав, предусматривающий право на льготу по подоходному налогу с физических лиц. В законе сегодня он изложен так: «Совокупный доход, полученный физическим лицом в налогооблагаемый период, уменьшается на: суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного местожительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории РФ, в пределах пятитысечекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физического лиц за указанный период». Упрощение такого состава и его лингвистическая выразительность могут быть достигнуты только через попунктное выражение всех его элементов в законе.
Список литературы
- Закон РФ от 10.10.91 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.
- Закон РФ от 21.03.91 «О государственной налоговой службе Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 15. Ст. 257- 1993. № 12. Ст. 358.
- Закон РФ от 24.06.93 «О федеральных органах налоговой полиции"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1993. № 29. Ст. 1356.
- Закон РФ «О Государственной пошлине"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 11. Ст. 1435- Собрание законодательства РФ 1996. № 1. Ст. 256- Российская газета, 1997. 26 июня.
- Закон РФ от 20.12.91» Об инвестиционном налоговом кредите» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 12. Ст. 603- 1992. № 34. Ст. 1976.
- Закон РФ от 9.10.92 «О валютном регулировании и валютном контроле'7/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 45. Ст. 2542.
- Закон РФ от 13.11.92 г. «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 1. Ст. 4.- «V
- ЗаконРФ от 7. 12. 91 •» О подоходном налоге с физических лиц'7/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 12. Ст. 591- № 34. Ст. 1976- 1994. N9 35. Ст. 3654- Собрание законодательства РФ 1997. № 26. Ст. 2955.
- Закон РФ от 12.12.91 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.// Российская газета 1992. 13 марта- Собрание законодательства РФ 1994. № 14. Ст. 486- Российская газета 1993. 27 янв- 1995. 30 янв.
- Федеральный Закон от19.02.93. «О вынужденных переселенцах"// Собрание законодательства РФ 1995. № 52. Ст. 5110.
- Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).// Собрание законодательства РФ 1995. № 18. Ст. 1356.
- Федеральный Закон от 1.07.94. «О федеральном бюджете на 1994 год.// Собрание законодательства Российской Федерации 1994. «10. Ст. 1108.
- Федеральный Закон от 31.03.95 «О федеральном бюджете на 1995 год"// Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 14. Ст. 1213.
- Федеральный Закон 31.12.95. «О федеральном бюджете на 1996 год"// Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. Ст. 21.
- Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета 1997. 30 сент.
- Федеральный Закон от 28.08.95. «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 28. 08. 95 г. // Собрание законодательства РФ 1995. № 35. Ст. 3506- 1996. № 17. Ст. 1917- № 4. Ст. 5500- 1997. № 12. Ст. 1378.
- Федеральный Закон от 5.02.97.» О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный Фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год7/ Российская газета 1997. 11 февр.
- Федеральный Закон от 26.02.97 «О федеральном бюджете на 1997 год» // Российская газета 1997. 4 марта.
- Федеральный Закон от 2.12.90.» О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».//Российская газета, 1996. 10 февр.
- Федеральный Закон от 20.06.97 «О порядке внесения, рассмотрения и"Vпринятия Федерального Закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет"// Российская газета 1997.27 июля.
- Федеральный закон от 5.06.96 «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального Закона «О федеральном бюджете на 1997 год» // Российская газета, 1996. 16 июля.
- Федеральный Закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте// Российская газета 1997.28 июля.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 27. 12. 91. «Вопросы Пенсионного Фонда РСФСР (России).// Ведомости Съезда народных депутатов
- РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 5. Ст. 180- Собрание законодательства Российской Федерации 1997. № 19. Ст. 218.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 24. 02. 93 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год'7/ Российская газета. 1993. 28 апр.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 8.06. 93. «Об утверждении положения о государственном фонде занятости населения Российской Федерации"// Российская газета 1993. 29 июня.
- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.01.92 «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в российской Федерации"// Российская газета 1992. 28 янв.
- Указ Президента Российской Федерации от 25. 10. 94 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации"// Российская газета, 1994. 2 нояб.
- Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 50. Ст. 2978.
- Указ Президента Российской Федерации от 24.05. 94. «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Росиийской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации 1994. № 5. Ст. 402.
- Указ Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 26.06. 92.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 28. Сь. 1641.
- Указ^ Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от23.05. 94.// Российская газета 1994. 25 мая.
- Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 года» от 18 08. 96.// Российская газета 1996. 27 акг.
- Указ Президента Российской Федерации от 14.06. 92. № 629. «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"//Российская газета 1993. 18 июня.
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.97 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» // Российская газета 1997. 15 мая.
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.97 «О прекращении предоставления гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета"// российская газета 1997. 15 мая.
- Указ Президента Российской Федерации от 23.07.97 «О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам"// Российская газета 1997. 30 июля.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.)1. 97. № 106. № О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья"// Российская газета 1997. 11 февр.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5.03. 97.» Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет"// Российская газета. 1997. 13 марта.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05. 97. «Об утверждении Порядка оформления и реализации задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года.// Российская газета, 1997. 5 июня.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 «О проведении взаимозачетов при финансировании регионов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации// Российская газета, 1996. 4 июня.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета"//Российская газета. 1997. Юсент.
- Письмо Минфина РФ, ЦБ РФ, Госналогслужбы РФ от 23.06. 95 «Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов"// Российские вести, 1995. 13 июля.
- Приказ Минобороны РФ от 6.05.93 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, призванным на военные сборы, и членам их семей'7/ Российские вести, 1993. 17 июня.
- Письмо Минфина РФ от 16.04.96 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета"// Финансовая газета, 1996. 28 апр.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96.» По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета 1996. 26 дек.
- За.кон Воронежской области от 14.03. 97. «О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области// Коммуна, 1997. 9 апр.
- Конституция Республики Башкортостан от 24. 12. 93// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
- Конституция Республики Бурятия от 22. 02. 94.// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
- Конституция (Основной Закон) Республики Карелия от 20. 01. 94// Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов) М., 1995.
- Устав (Основной Закон) Воронежской области от 20. 07. 95. Воронеж, 1995.
- Налоговый Кодекс РФ (проект)// Экономика и жизнь, 1997. № 27, 28.
- Агарков М.М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву.// Сов. государство и право 1946. № 3−4. C.4I-56.
- Александров A.M. Финансы социализма М., 1965.
- Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе М., 1955.
- Алексеев С.С. Общая теория права т. 1 М., 1981.
- Алексеев С.С. Общая теория права т.2. М., 1982.
- Алексеев С.С. Структура советского права М., 1975.
- Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994.
- Алехин А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации Мм 1994.81 .Аллахвердян Д. А. Финансово-кредитный механизм развитого социализма. М., 1976.
- Ангелов А.С. Финансовое право на HP Бьлгария. София, 1967.
- Анисимов А., Крылов Г. Бюджетный закон ось бюджетного процессаю// Хозяйство и право 1993. № 6. С. 39−52.
- Аткинсон Э.В., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
- Бахрах Д.Н. Административное право М., 1993.
- Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
- Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966.
- Вельский К.С. Финансовое право М., 1995.
- Бесчеревных В.В. Компетенция Собза ССР в области бюджета М., 1976.
- Бирман A.M. Очерки теории советских финансов М., 1975.
- Боброва Н.Г. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж. 1984.
- Бокарев А.Г. Проект налогового кодекса: новая революция в налогообложении.// Налоговый вестник, 1996. № 11. С. 5−18.
- Божьев В.П., Фролов Е. А. Уголовно-правовые и процессуальные правоотношения// Сов. государство и право. 1974. № 1. С. 87−96.
- Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения М., 1975.
- Борисов И.И. Субъектно-объектные отношения в материалистической философии. Воронеж, 1987.
- Бороздин Ю.В. Стоимостные отношения в социалистической экономике М.,
- Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права М., 1963.
- Братусь С.Н. Субъекты гражданского права М., 1950.
- Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. ЮО. Брауде И. Л. К вопросу об объекте правоотношения по советскомугражданскому праву// Сов. государство и право 1951. № 3. С. 56−59.
- Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987.
- Ю2.Бялкина Т. М., Старилов Ю. Н. За все в ответе община. Местное самоуправление в Германии// Рос. Федерация. 1994. № 10. С. 37−38.
- ЮЗ.Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. 4.2 Т.2. М., 1996.
- Ю5.Венгеров А. Б., Барабашева Н. С. Нормативная система и эффективность общественного производства М., 1985.
- Юб.Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистичнском обществе. М., 1979.
- Ю7.Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. М., 1995.
- Ю8.Власенко Н. А. Проблемы точности выражения формы права (лингво-логический анализ). Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1997.
- Ю9.Влзсова А. В. Правовая природа принятия исполнения по обязательству.// Гос. и право 1995. № 5. С. 56−61. *
- Ю.Вознесенский Э. А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М., 1974.
- Ш. Воронина Н. П. Роль юридических фактов в осуществлении конституционного права граждан на жилище.// Государство и право в системе социального управления. Свердловск, 1981. С. 52−65.
- И2.Воронова Л. К. Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР. Киев, 1981.
- Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.
- Годме П.М. Финансовое право М., 1978. 1.Государственные финансы. Киев, 1991.
- Глебов А.П. О деятельностном подходе в исследовании государства// Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Воронеж, 1990 С.7−22.
- Голушко Г. К. К вопросу о правовом регулировании страхования// Финансы, 1997. № 8. С. 38−43.
- Гольцев В.А. Финансовое право.(Элементарный очерк). М., 1902.
- Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1996.
- Горбунова О.Н. Социально-экономическое развитие и финансовое право.// Сов. государство и право 1988. № 5. С. 37−45.
- Гражданское право т.1. С.П. 1996.
- Гражданское право т. 1.М., 1993.
- Грачева Е.Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России М., 1995.
- Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России М., 1997.
- Грибанов В.П. Сроки в гражданском праве М., 1967.
- Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в российской Федерации. Воронеж, 1997.
- Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права J1. 1987.
- Гунель М. Введение в публичное право М., 1995.
- Гурвич М.А. Советское финансовое право М., 1954.
- Гуреев В.И. Налоговое право М., 1995.
- Денисов А.И. Теория государства и права М., 1948.
- Додин Е.В. Доказательства и доказывание в правоприменительной деятельности органов советского государственного управления. Киев-Одесса. 1976.
- Дудин А.П. Объект правоотношения(вопросы теории) Саратов, 1980.
- Елисейкин П.Ф. Объект гражданских процессуальных правоотношений и предмет судебной деятельности в советском гражданском процессе// Вестник Яросл. Гос. Ун.та. 1972. Вып. 4. С. 39−48.
- Ермакова Т.С. Финансовое правоотношение Л., 1985.
- Ерпылева Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности В России и в Польше// Гос. и право 1997. № 8. С. 92−101
- Ефимова Л.Г. Банковское право М., 1994.139.3апольский С. В. Правовые проблемы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (финансово-правовой аспект). Автореф. дисс.докт. юрид. наук. М., 1989.
- Захарова Р.Ф. Ответственность за налоговые правонарушения: какой она должна быть? // Налоги. 1995. С. 8.140.3ейдер Н. Б. Гражданские процессуальные правоотношения. Саратов, 1965.
- Иванов Б.Н. О системе советского финансового права// Вопросы советского финансового права. Труды Всесоюзного юридического заочного института. Т.9. М., 1967.
- Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.
- Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве М., 1984.
- Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980.
- Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса. 1899.
- ИоффеО.С. Обязательственное право М., 1975.
- Иоффе О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права М., 1960.
- Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Л., 1957.
- Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса М., 1986.
- Карасева М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. Воронеж. 1989.»
- Карасева М.В. Проект Налогового Кодекса РФ и новые явления в праве// Хозяйство и право 1997. № 4. С. 79−86.
- Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
- Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе М., 1958.
- Кириллов В.И. Логика познания сущности М., 1980.
- Козлов Ю.М. Предмет советского административного права М., 1967.
- Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах.// Финансы, 1994. №.5. С. 24−29.
- Кокорев Л.Д., Кузнецов Н. П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание Воронеж, 1995.
- Коломин Е.В. Вглядываясь в историю страхового дела// Финансы, 1996. № 9. С. 27−34.
- Конюхова Т.В. Правовые акты об органах, осуществляющих финансовый контроль.// Законодательство и экономика 1997. № 19−20. С. 22−49.
- Коростелев Ю.В. Государственный финансовый контроль: проблемы и решения.// Финансы, 1997. № 8. С. 3−6.
- Костов М. Финансови правни отношения. София. 1979.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе М., 1975.
- Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения.// Советское гос. и право. 1996. № 10. С. 50−57.
- Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве М., 1958.
- Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства М., 1995.
- Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование(общетеоретический аспект)// Государство и право 1993. № 7. С. 127−135.
- Крохина Ю.А. Город как субъект финансового права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
- Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления М., 1978.
- Курбатов А. Основные формы взаимодействия гражданского и налогового законодательства// Хозяйство и право 1996. № 6. С. 57−62.
- К^ггафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 10.
- Кучев С.И. Системата на финансовия контрол. София. 1974
- Лазарев Б.М. Государственное управление на этапеперестройки М., 1988.
- Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Луць В.В. Сроки в гражданских правоотношениях// Правоведение, 1989. № 1.С. 37−43.
- Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве М., 1976.
- Малеин Н.С. О понятии, ограничении и защите правосубъектности граждан//Теоретические вопросы гражданского права М., 1980. С. 3−11.
- Малиновская В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации(финансово-правовые аспекты). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М, 1997.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории// Правоведение 1995. № 1. С. 3−13.
- Морозова JI.A. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
- Мартемьянов B.C. Хозяйственное право т. 1. М., 1994.
- Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
- Медведев А. Доверительное управление: бухгалтерский учет и налогообложение//Хозяйство и право 1997. № 5. С. 48−56.
- Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства М., 1967.
- Мицкевич А.В. Субъекты советского права М., 1962.
- Новицкий И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве М., 1950.
- Озеров И.Х. Основы финансовой науки М., 1905.192.0сетрова Н.И. О проекте Общей части Налогового Кодекса РФ.// Налоговый вестник, 1997. № 3. С. 38−42.- V '
- Основин B.C. Государственно-правовые отношения М., 1965. 194.0сновные принципы государственной финансовой системы во Франции. М., 1993.195.0сновы налогового права М., 1995.
- Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования// Финансы, 1996. № 4. С. 45−49.
- Павлова Л.Н. Исполнение бюджетов: задачи и проблемы // Финансы, 1996. № 12. С. 52−56.
- Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
- Пепеляев С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.
- Перовская Е.Г. О правилах разрешения налоговых споров// Налоговый вестник, 1997. № 2. С. 63−71.
- Пискотин М.И. Советское бюджетное право М., 1971.
- Правоотношения и их роль в реализации права. Казань, 1993.
- Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1991.
- Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения JI., 1972.
- Петрова Г. В. Налоговое право М., 1997.
- Петрова Г. В., Конюхова Т. В. Концепция развития финансового и налогового законодательства// Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995. С. 80−95.
- Ретюнских И.С. Уголовно-правовые отношения и их реализация . Воронеж, 1997.
- Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права М., 1961. j2Ю. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы// Финансы, !1994. № 8. С. 3−15.
- Рясенцев В. Неимущественный интерес в советском гражданском праве.// j Ученые записки Московского юридического института НКЮ СССР, Вып. 1. М., 1939. С. 24−32.
- Сабикенов С.Н. Об объективном характере интересов в праве// Сов. государство и право 1981. № 6. С. 34−42.
- Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства// Правоведение, 1969. № 3. С. 27−35.
- Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
- Сапожников Н.В. Банковское право «в отраслевом законодательстве»// Гос. и право 1996. № 9. С. 113−117.
- Сандевуар П. Введение в право М., 1994.
- Синюгин В.Ю. О некоторых вопросах финансово-правового регулирования выпуска и обращения государственных ценных бумаг// Правоведение, i1995. № 6. С. 37−47.
- Синюков В.Н. Функции юридических фактов// Вопросы теории государства и права. Саратов. 1988. С. 145−151.
- Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
- Советское финансовое право М., 1987.
- Советское финансовое право М., 1982.
- Советское финансовое право М., 1974.
- Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.
- Социальные отклонения М., 1989.
- Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования М., 1996.
- Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.
- Тархов В.А. Гражданские права и ответственность. Уфа, 1996.
- Теория государства и права. Курс лекций. Т.2. М., 1995.
- Теория государства и права. Саратов. 1995.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право М., 1995.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право: падение и взлеты// Гос. и право 1996. ЛИ. С. 3−12.
- Тихомиров Ю. А. Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации// Гос. и право 1997. № 1. С. 12−18.
- Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношения. М., 1980.
- Толстой B.C. Реализация правоотношений и концепция объекта// Сов. Государство и право 1974. № 1. С. 112−123.
- Толстой Ю.К. К теории правоотношения Л., 1959.
- Тосунян Г. А. Проект программы учебного курса «Основы банковского права Российской Федерации» для юридических и экономических вузов// Гос. и право 1995. № 11. С. 31−42.
- Точильников Г. М. Социалистические финансы. (Вопросы теории). М., 1974.
- Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе М., 1982.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель»,» средство», «результат». М., 1967.
- Фадеев В.И. Муниципальное право России М., 1994.241.Финансы М., 1993.
- Финансы и кредит М., 1988.
- Финансовое право М., 1995.
- Финансовое право М., 1996.
- Финансовое право М., 1971.
- Финансы капиталистических государства М., 1985.
- Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства М., 1988.
- Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права// Вопросы советского административного и финансового права М., 1952. С. 182−213.
- Халфина P.O. Общее учение о правоотношении М., 1974.
- Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов, 1979.
- Худяков А.И. К вопросу о предмете и методах финансового права// проблеми фшансового права. Чершвщ, 1996. С. 32−37.
- Худяков А.И. К соотношению понятий «финансовая деятельность» и «управление финансами».//Правоведение, 1985. № 1.С. 63−66.
- Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983.
- Чунаева А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значением., 1979.
- Шафир М.А. Компетенция СССР и союзной республики М., 1968.
- Шахова Г. Л. Финансовые ресурсы в системе макроэкономических взаимосвязей//Финансы 1993. № 3. С. 23−31
- Шевцов B.C. Суверенитет советского государства М., 1972.
- Шевелева Н.А. О понятии налога в российском законодательстве// Правоведение, 1994. № 5−6. С. 102−108.
- Шиминова М.Я. Государственное страхование в СССР. Правовые вопросы. М., 1987.
- Щеглов В.Н. Гражданское процессуальное правоотношение. М., 1966.
- Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.
- Ям польская Ц. А. Субъекты советского административного права. Дисс. докт. юрид. наук т. 1. М., 1958.
- Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Спб. 1899.
- AxeIrod D.A. Budjet quartet. Critical policy and management issues. N.Y. 1989.
- Bienvenu J-J. Droit fiscal. Paris. 1987.
- Brzezinski В., Kalinovski M. Zobowiazania podatkowe. Szczecin. 1991.
- Buchanan James M. The Pure Theory of Government Finance: A Suggested Approach.// State and local finance. N.Y. 1970. P. 12−21.
- Davies F.R. Introduction to Revenue Law. London. 1980.
- Dereco financiero у sistema fiscal espanol. Tomo 1. Madrid. 1987. 270.1offe O.S. Soviet Civil Law. Dordrecht. Boston. Lancaster. 1988. 271. Ioffe O.S. Development of Civil Law thinking in the USSR. Milano. 1989.
- Kosikowski C., Ruskowski E. Finance i prawo finansowe. Warszawa. 1974.
- Lewis A. The psychology of taxation. Oxford. 1982.
- Litwinczuk H. Prawo bilansowe i podatkowe podmiotow gospodarcych. Warszaw. 1993.
- Pasquariello R. Tax justice. Lanham, N.Y., London. 1985.
- Rosen Harvey S. Public Finance. Boston, 1992.
- Shuman H.E. Politics and budget. The Struggle between the President and the Congress. New Jersey 1992.