Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование экономики региона-субъекта Российской Федерации на основе индикативного планирования: На примере Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индикативное планирование на федеральном и региональном уровнях способно встраиваться в систему государственного регулирования рыночной экономики и тем самым способствовать достижению и поддержанию согласованности экономической политики государства с интересами хозяйствующих субъектов, проявляющимися в их деятельности на рынке товаров и услуг и в производственной деятельности. Тем самым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы индикативного планирования развития региона-субъекта Российской Федерации
    • 1. 1. Сущность, роль и место индикативного планирования в системе государственного регулирования экономики
    • 1. 2. Зарубежный опыт индикативного планирования в системе государственного регулирования экономики
      • 1. 2. 1. Индикативное планирование как разновидность макроэкономического планирования
      • 1. 2. 2. Индикативное планирование — ориентирование частных предприятий на выполнение государственных задач
      • 1. 2. 3. Индикативное планирование как механизм координации действий и интересов государства и хозяйствующих субъектов
      • 1. 2. 4. Индикативное планирование развития государственного сектора экономики
    • 1. 3. Регион как объект индикативного планирования
  • Глава II. Методологические и методические основы разработки индикативного плана развития региона-субъекта Российской Федерации
    • 2. 1. Содержание и этапы разработки индикативного регионального плана
    • 2. 2. Методика и технология анализа прогнозирования и разработки индикативного плана
    • 2. 3. Структура и этапы создания информационной базы индикативного планирования
  • Глава III. Применение индикативного планирования в Республике Бурятия
    • 3. 1. Общая характеристика состояния экономики республики как объекта индикативного планирования
    • 3. 2. Содержание и этапы разработки индикативного плана социально-экономического развития Республики Бурятия
    • 3. 3. Концепция социально-экономического развития республики как основа индикативного плана развития
    • 3. 4. Содержание и научное обоснование годового индикативного плана развития Республики Бурятия

Государственное регулирование экономики региона-субъекта Российской Федерации на основе индикативного планирования: На примере Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перевод российской экономики на рыночные пути хозяйствования обусловил необходимость коренной трансформации системы управления экономическими объектами, процессами и отношениями. В ходе управленческих преобразований было поспешно ликвидировано централизованное общегосударственное планирование еще до создания институтов государственного регулирования и рыночного саморегулирования.

В качестве модели-ориентира при перестройке системы управления была избрана либеральная рыночная доктрина, не имеющая исторических корней в России. Возможность использования системы государственного регулирования, опирающейся на сочетание макроэкономического планирования с механизмами рыночного саморегулирования, столь естественной для российской экономики переходного периода, оказалась практически проигнорированной.

Есть основания считать, что недооценка роли государства и институтов государственного планирования послужила одной из причин усугубления экономического, а затем и финансового кризиса в девяностые годы, наблюдавшегося в российской экономике.

Как свидетельствует изучение иностранного опыта стран с развитой рыночной системой хозяйствования (Франция, Япония) и стран с переходной экономикой (Китай), в них успешно используется в качестве инструмента государственного воздействия на экономику система индикативного планирования. Это своеобразный симбиоз прогнозирования и централизованного государственного планирования в недирективной, но направляюще-советующей форме, соответствующий принципам построения и функционирования государственно регулируемой рыночной экономики.

В этом свете представляет теоретический и практический интерес применение индикативного планирования в условиях российской экономики, действующей на рыночных началах. Представляется возможным и целесообразным использование государственного макроэкономического индикативного планирования на народнохозяйственном уровне и на уровне регионов-субъектов Российской Федерации.

Решение этой актуальной проблемы сдерживается неразработанностью методических и организационных основ макроэкономического индикативного планирования применительно к специфике российской экономики и сложившейся в результате реформ системе управления и государственного регулирования.

В течение последних лет автором диссертации проводились научные исследования и практическая отработка методики, технологии и организации индикативного планирования в Республике Бурятия, итогом которых стала разработка индикативного республиканского плана социально-экономического развития на 2003 год.

Высказанные положения дают основание считать актуальной тему диссертационного исследования, посвященного разработке и научному обоснованию методических подходов к построению индикативных планов социально-экономического развития на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Цель исследования состоит в системном изучении и анализе опыта индикативного планирования, его преломлении применительно к условиям российской экономики и формировании теоретико-методологической, информационной, организационной базы разработки годовых и перспективных индикативных планов социально-экономического развития регионов-субъектов Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— выявить роль и место индикативного планирования в системе государственного регулирования рыночной экономики с учетом опыта применения индикативных планов в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой;

— уяснить применимость индикативного планирования в российской экономике в качестве инструмента углубления воздействия государства на рыночные процессы и механизма согласования действий и интересов государства с хозяйствующими субъектами;

— разработать и обосновать методологические подходы, методику, технологию и организацию индикативного планирования, структуру и систему показателей плана применительно к региону-субъекту Российской Федерации;

— увязать прогнозирование, концепцию развития и индикативное планирование как взаимосвязанные элементы проведения государственной социально-экономической политики в рыночных условиях хозяйствования;

— проверить применимость авторской методики на примере составления годовых индикативных планов социально-экономического развития Республики Бурятия.

Объект исследования диссертационной работы — система государственного регулирования рыночной экономики с применением инструментов макроэкономического планирования и прогнозирования.

Предмет исследования — методика, технология, организация индикативного планирования социально-экономического развития региона-субъекта Федерации как инструмента государственного регулирования рыночной экономики и углубления воздействия государства на рыночные процессы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области управления экономикой, прогнозирования и планирования, государственного регулирования и их приложение к задачам индикативного планирования в условиях рыночных отношений. В работе использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия, регламентирующие планово-управленческие процессы. В диссертации применены методы системного анализа, прогнозирования, программно-целевого планирования, экономико-статистические модели.

Теоретико-методологическая база исследования основывается на трудах отечественных ученых: Абалкина Л. И., Валентея С. Д., Гранберга A.F., Глазьева С. Ю., Дудкина В. Е., Иванова Е. А., Ишаева В. И., Лексина В. Н., Любовного В. Я., Моргачева В. Н., Райзберга Б. А., Семенова А. К., Суспицы-на С.А., Хасаева Г. Р., Черникова А. П., Шнипера Р. И., Штульберга Б. М., ЯковцаЮ.В.

Информационную базу исследования составили отечественные и зарубежные статистические источники, статистическая информация о социально-экономическом развитии Республики Бурятия, показатели индикативного плана Республики Бурятия на 2003 год.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационной работе, в отличие от предыдущих изысканий в области индикативного планирования, решается проблема его приложимости к современной российской экономике, функционирующей в рыночных условиях на уровне региона-субъекта Федерации. В диссертации разработаны методический аппарат и технология построения индикативного плана социально-экономического развития, практическая реализация которых подтверждена применением при формировании индикативного плана Республики Бурятия на 2003 год.

К числу основных результатов, характеризующих научную новизну диссертационного исследования и личный вклад автора, относятся:

— проведение многостороннего анализа возможностей использования индикативного планирования в качестве инструмента государственного регулирования российской экономики в условиях становления и развития рыночных отношенийобоснование необходимости и целесообразности применения индикативного планирования на региональном уровне;

— выявление взаимодействия прогнозирования и индикативного планирования как элементов государственного управления рыночной экономикой, построение схемы взаимосвязанной разработки прогнозов и индикативных планов в соответствии с единой концепцией социально-экономического развития региона;

— построение структуры и системы показателей индикативного плана, методики, технологии и организации его поэтапной разработки, информационной базы индикативного планирования, модельного аппарата расчета параметров плана;

— разработка концептуальных основ применения индикативного планирования на уровне регионов-субъектов Федерации с учетом специфики условий хозяйственной деятельности и направлений реформирования системы управления экономикой региона;

— непосредственное участие автора диссертации в разработке и принятии индикативного плана социально-экономического развития Республики Бурятия на 2003 год и формировании системы годового индикативного планирования в Республике.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в непосредственной приложимости полученных результатов к разработке индикативных планов социально-экономического развития в регионах-субъектах Российской Федерации. Предложенные в работе методические и организационные подходы дают возможность увязать индикаторы планов с прогнозными показателями развития экономики региона, региональными целевыми программами, инвестиционными проектами. Индикативный план позволяет воплотить основные направления долговременной Концепции развития экономики региона в предметные показатели-индикаторы, позволяющие ориентировать хозяйствующих субъектов на реализацию государственной экономической политики.

Апробация результатов исследования. Предложенные в диссертации методы, технологические процедуры и организационные формы разработки индикативных планов социально-экономического развития региона-субъекта Российской Федерации проверены и непосредственно применены в практике управленческой деятельности Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. На основе предложенных в диссертации методов подготовлен и принят индикативный план развития экономики Республики на 2003 год. Результаты диссертационного исследования докладывались автором: на международной научно-практической конференции «Роль органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов регионального значения», Иркутск, 1999 г.- на республиканской научно-практической конференции «Экономический рост: проблемы и пути решения», г. Улан-Удэ, 2000 г.- на межрегиональной научно-практической конференции «Система индикативного управления: опыт и направления развития», г. Улан-Удэ, 2000 г.- на межрегиональной научно-практической конференции «Управление развитием регионов Российской Федерации на основе программ экономического и социального развития», г. Йошкар-Ола, 2003 г.- на научно-практическом семинаре «Финансово-кредитная политика: содержание и приоритеты», г. Улан-Удэ, 2003 г.- международной научно-практической конференции «Экономика региона: пространственные аспекты», г. Улан-Удэ, 2003 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка использованной отечественной и зарубежной литературы (185 источников).

Выводы и рекомендации.

1. Итоги экономических реформ, проведенных в России в девяностые годы, свидетельствуют о недооценке роли макроэкономического планирования как одного из ведущих звеньев государственного управления рыночной экономикой и государственного регулирования. Централизованное планирование в стране было практически прекращено, за исключением бюджетного, вместо его плавного перевода в русло направляющего и советующего государственного индикативного планирования, дополняющего рыночное саморегулирование.

2. Индикативное планирование на федеральном и региональном уровнях способно встраиваться в систему государственного регулирования рыночной экономики и тем самым способствовать достижению и поддержанию согласованности экономической политики государства с интересами хозяйствующих субъектов, проявляющимися в их деятельности на рынке товаров и услуг и в производственной деятельности. Тем самым индикативное планирование социально-экономического развития региона-субъекта Российской Федерации правомерно считать наряду с целевыми программами и государственными заказами эффективным инструментом государственного регулирования экономики и социальной сферы региона.

3. Анализ опыта использования индикативного планирования в ряде стран с развивающейся и развитой рыночной экономикой (Франция, Япония, Китай, Индия) свидетельствует, что такие планы органично встраиваются в структуру и общую систему управления рыночной экономикой, укрепляют государственное начало в управлении. В ряде стран с развитой рыночной экономикой процедуры индикативного планирования законодательно оформлены, существуют государственные органы планирования. Мировая практика выработала представление об индикативном планировании как способе государственного регулирования экономики посредством формирования целей развития и создания государством финансовых и других стимулов для частных предприятий, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Представляя разновидность макроэкономического планирования, индикативное планирование способно служить эффективным инструментом ориентации экономических агентов на выполнение государственных задач, координации их действий во взаимосвязи с государственным сектором экономики.

4. Материалы и результаты диссертационного исследования свидетельствуют о потенциальной возможности и практической целесообразности применения годового и среднесрочного индикативного планирования на уровне регионов-субъектов Российской Федерации как инструмента воплощения перспективной концепции социально-экономического развития региона, подкрепленной и научно обоснованной прогнозно-аналитическими исследованиями и целеполаганием, выявлением приоритетов в решении назревших проблем.

5. Индикативное планирование по своей природе теснейшим образом увязано с макроэкономическим прогнозированием будущего состояния и развития рыночной экономики. В своем единстве эти два способа научного предвидения образуют народнохозяйственного планы-прогнозы, позволяющие без применения свойственного советской системе директивно-распорядительного воздействия со стороны Центра ориентировать развитие экономики на достижение поставленных государством социально-экономических целей. Вместе с тем, государство призвано использовать совокупность стимулов-регуляторов, заинтересовывающих в следовании курсу государственных и региональных индикативных планов.

6. Предложенные в диссертационной работе методология и методика регионального индикативного планирования основываются на методах экономического анализа, прогнозирования, экономико-статистических и балансовых методах планирования, экспертных оценках. При разработке индикативных планов используются методы целеполагания и обоснования целей, программно-целевые методы, методы принятия решений. Все это, вместе взятое, позволяет утверждать, что рекомендованные в диссертации методика, технология и организация индикативного планирования зиждутся на системной методологии, опираются на системный подход.

В диссертации рекомендована поэтапная схема разработки индикативного плана социально-экономического развития региона-субъекта Российской Федерации, подкрепленная предложенной автором структурой плана и системой показателей-индикаторов. Подробно рассмотрены информационные источники формирования регионального индикативного плана, образующие в своей совокупности информационную базу прогнозирования и планирования.

7. Предложенная в работе технологическая схема разработки регионального индикативного план предусматривает итеративный процесс согласования индикаторов плана со всеми ведущими участниками хозяйственной деятельности, включая исполнительные органы регионального и отраслевого управления, органы муниципального управления, хозяйствующих субъектов разных форм собственности, других участников социально-экономических процессов в регионе.

8. Стратегическими задачами Правительства Республики Бурятия, вытекающими из прогнозов и закрепленными в Концепции социально-экономического развития, реализуемыми на основе годовых индикативных планов, является доведение за предстоящие пять лет уровня развития социальной сферы и инфраструктуры до параметров, обеспечивающих предоставление услуг населению в соответствии с федеральными стандартами.

Экономическими задачами являются: обеспечение экономического роста на основе модернизации и структурной перестройки экономики, улучшение инвестиционного климата, комплексное развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории и природных ресурсов, повышение устойчивости и экономической безопасности.

Реализация задач социальной политики призвана обеспечить всестороннее развитие образования, культуры и здравоохранения, рост уровня жизни населения, реализацию принципов социальной справедливости и демократизации общества.

9. Индикативный план социально-экономического развития региона ориентирован на достижение следующих результатов:

— Обеспечение комплексного и сбалансированного развития хозяйства региона в интересах самого региона и Российской Федерации в целом.

— Развитие ключевых отраслей хозяйства региона путем расширения производственных мощностей, технической и организационной реконструкции предприятий, модернизации и обновления основных фондов, осуществления прогрессивной инновационной политики.

— Осуществление перестройки отраслевой структуры хозяйства на базе опережающего развития производств, связанных с глубокой переработкой местного промышленного и сельскохозяйственного сырья, выпуском на этой основе высококачественной, пользующейся спросом продукции производственного потребительского назначения.

— Ускоренное развитие производственной инфраструктуры региона в целях обеспечения эффективного функционирования производства, поддержания и развития, производственно-экономических связей внутри региона с другими регионами России.

— Обеспечение экологической безопасности региона путем рационального использования его природно-ресурсного потенциала, осуществления природоохранных мер.

— Формирование рыночных инфраструктур, отвечающих потребностям экономического развития региона.

10. Разработанные в диссертационной работе методы, технология и организация индикативного планирования на региональном уровне воплощены в построенном с участием автора диссертации годовом индикативном плане социально-экономического развития Республики Бурятия на 2003 год. План принят в качестве государственного документа и в основном реализован. На его основе разработан и принят индикативный план на 2004 год.

11. По мнению автора диссертационной работы, преложенные методология, методика, технология индикативного планирования, реализованные в Республике Бурятия, применимы в других регионах-субъектах Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы (о концептуальных основах монетаристской программы финансовой стабильности) // Вопросы экономики. 1996. № 12. С.4−19.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  3. Э.Б. Региональное планирование в развивающихся странах. М.: Наука, 1973.
  4. И.М., Ельцов Р. Г., Холонов А. В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998.
  5. JI. Планирование в больших экономических системах. М.: Сов. радио, 1972. 222 с.
  6. А.И. О трансформации экономики России: (с позиции эво-люционно-институционалыюго подхода) // Экономика и математические методы. 1999. Т.: 35. № 1.
  7. К.А., Егорова Н. Е., Радченко В. В. Имитационные модели в народнохозяйственном планировании. М.: Экономика, 1980.
  8. Балансовый метод в анализе и планировании региональной экономики. Новосибирск, 1997.
  9. М.К., Гузнер С. С., Селиверстов В. Е. Федеральная помощь депрессивным и отсталым районам России // Федерализм и региональная политика. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. Вып. 3.
  10. А.А. Всеобщая организационная наука. (Тектология). M., J1.: Книга, 1929. 221 с.
  11. Большой экономический словарь. / Под ред.А. Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999. 1245 с.
  12. Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития. М.: Издательский дом «Круглый год», 2000.
  13. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.
  14. Г. В., Смирнягин JI.B. Программа помощи депрессивным регионам (проект концепции) // Федерализм и региональная политика. Новосибирск: ЭКОР, 1996. Вып. 3.
  15. С.Д. Экономические проблемы становления российского федерализма // Федерализм. 1999. № 1.
  16. Взаимодействие природы и хозяйства Байкальского региона. Новосибирск: Наука, 1981.
  17. Возрождение экономики России. Путь в XXI век. М.: Наука, 2000.
  18. Е.Н. Управление экономическим развитием Дальнего Востока и Забайкалья в условиях международной интеграции / РАН. Даль-невост. отделение, ин-т экон. исследований М.: ИМЭПИ, 2000. 239 с.
  19. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова, 1998.
  20. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования М.: Наука, 1992.
  21. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.
  22. Глазьев С. Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста. Htpp: // www.ptpu.ru/issues/4 99/5 499.htm
  23. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  24. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики, 1997. № 7. С.4−34.
  25. А.Г. Региональная политика в программе экономических реформ // Федерализм и региональная политика. Новосибирск: ИЭи-ОПП СО РАН, 1995. Вып. 1.
  26. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ИШЭ, 2000. 495 с.
  27. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991.
  28. Дальний Восток и Забайкалье 2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года / Под. ред. П. А. Минакира, ДВО РАН М.: ЗАО «Экономика», 2002.434 с.
  29. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин А. А. Прогнозирование и планирование // Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1981.
  30. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  31. В. Е. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии / РЭЖ.1997. № 4. С. 104−106.
  32. В. Е., Петров Ю. А. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой / РЭЖ. 1998. № 6. С. 38−58.
  33. В. Е. Феномен индикативного планирования рыночной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.
  34. А. В., Кузьбожев Э. Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике. Ресурсный подход. Курск: РОСИ, 2000.
  35. В.Г., Харисов В. Н. Нейропакет в корпоративной системе поддержки принятия решений. // Computer Weekly. 1998. № 43.
  36. В.Г. Индикативное планирование в системах управления социально-экономическими процессами. Htpp://www.laboratory.ru
  37. А. Региональная политика развивающихся стран. Баку.: ЭЛМ, 1992.
  38. Е. А. Индикативное планирование развития экономики / / Экономика. 1993. № 9. С. 3−12.
  39. Ч. Методы регионального анализа. М.: Прогресс, 1982.320 с.
  40. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Монография.СПб.: Знание, 2000. 96 с.
  41. В.И. Стратегическое планирование регионального экономического развития / РАН. Дальневост. отделение, ин-т экон. Исследований. Владивосток: Дальнаука.1998. 128 с.
  42. В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование / РАН. Дальневост. отделение, ин-т экон. Исследований. Владивосток: Дальнаука. 1998. 180 с.
  43. В.Н. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики // Российский экономический журнал. 1999. № 8.
  44. С.А. Опыт применения системы индикативного управления в Республике Татарстан. // Система индикативного управления: опыт и направления развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. С.5−12.
  45. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 335 с.
  46. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинг, 1996.
  47. Концепция самоуправления и самофинансирования Бурятской АССР.-Улан-Удэ, 1980.
  48. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)
  49. Э. Н. Государственное индикативное планирование: региональный аспект Курск: КГТУ, 1997. 8 с.
  50. А. Экономические механизмы. — М.: Прогресс, 1993.
  51. Куперштох B. JL, Соколов В. М., Суспицын С. А., Яголышцер М. А. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов // Регион: экономика и социология. 1996. № 2.
  52. В.И. Кушлин, Н. А. Волгин. Государственное регулирование рыночной экономики/Москва, «Экономика», 2000.
  53. А.М. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. № 2.
  54. В.Н. Региональная экономическая программа: опыт Республики Коми // Регион: экономика и социология. 1996. № 1.
  55. Н.И. Задачи и методы региональной политики субъектов федерации в странах рыночной экономики // Регион: экономика и социология. 1994. № 4.
  56. Н.И. Смена парадигмы региональной политики // Регион: экономика и социология. 2000. № 4.
  57. Н.Н., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998.
  58. В.Г. Производительные силы и социальный прогресс. -М.: Книга и бизнес, 1997.
  59. Е.Е., Шлихтер С. Б. Проблемные регионы и проблемные районы, различие в подходах // Известия АН СССР Сер. географическая. 1994. № 5.
  60. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного развития. М.: УРСС, 1997.
  61. В.Н., Ситников А. И., Юнина О. И. Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект. М.: ВНИИ системных исследований. 1990.51 с.
  62. С.Н. Методы регулирования регионального развития врыночной экономике. Хабаровск: ХГАЭП, 1997. «
  63. С.Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. Владивосток: Дальнаука, 1998. 202 с.
  64. А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. М.: Квадрат, 1991. 253 с.
  65. А.В., Новиков Л. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3.
  66. В .Я. Региональная политика в условиях перехода к рынку // Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург, М.: Знание, 1993.
  67. М.А. Региональная политика Российской Федерации и государственное регулирование ее реализации // Регионология. Саранск. 1998. № 3.
  68. В.Ю. Прогнозирование развития проблемных регионов: вопросы методологии и опыт решения прикладных задач: Автореф. дисс. д.э.н. Новосибирск, 1997.
  69. А.В. Стратегия структурного регулирования российской экономики. М.: Изд-во МАИ, 1996.
  70. В. Д. Суслов В.И. Моделирование и анализ взаимодействия финансовой системы с федеральным и региональными бюджетами // Регион: экономика и социология. 1998. № 4.
  71. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998.
  72. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. -М.: Наука, 1995.
  73. Машунин Ю. К. Теоретические основы и методы векторной оптимизации в управлении экономическими системами. М.: Логос, 2001. 248 с.
  74. Методы хозяйствования в условиях планово-рыночной экономики. /Под ред. Г. Я. Кипермана, В. В. Рудевича. М.: НИИПиН при Минэкономики России, 1991.
  75. Механизм территориального самоуправления и рыночного регулирования. Екатеринобург: Изд-во Урал, ун-та, 1991.
  76. П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001. — 536 с.
  77. Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.
  78. Г. М., Шехтман Н. М. Природопользование в системе управления. Новосибирск: Наука, 1991.
  79. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Наука, 1987.
  80. И. Инвестиционный процесс // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 95−105.
  81. Р. Контракты государство-регион // Система индикативного управления: опыт и направления развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.С.75−82.
  82. Н.Н. Региональная экономика. М., 1977.
  83. А. Социально-рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. 1998. № 8.
  84. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики. 1997. № 11.
  85. А.С. Региональные рынки: Учебник. М.: Инфра-М, 1999.
  86. А.С. Рыночная инфрастуктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996.
  87. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  88. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления // Российская академия управления. М., 1993. Вып. 1−6.
  89. Организационно-хозяйственный аспект становящейся промышленной политики России: фрагм. докл. Ин-та народнохоз. прогнозирования РАН «Основные положения промышленной политики Российской Федерации» // Российский экономический журнал. 1994. № 4.
  90. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2003. 330 с.
  91. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юристь, 1999.
  92. А. К. Экономика региона: механизм комплексного развития. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, Институт экономики, 1996.
  93. Основные положения региональной политики Российской Федерации. Российская газета. 1996. 9 апреля.
  94. Официальный сайт Президента и Правительства Республики Бурятия. Htpp: //gov. buryatia.ru
  95. Официальный сайт Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия. Htpp: // economy, buryatia.ru
  96. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ М.: Высшая школа, 1989.
  97. М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000.
  98. А.Н. Закономерности северной смешанной экономики (уроки американского опыта и четырех лет реформы) //Колыма. 1996. № 4.
  99. Планирование размещения производительных сил СССР. Том 1. — М.: Экономика, 1985.
  100. Планирование размещения производительных сил СССР. Том 2. М.: Экономика, 1986.
  101. A.M., Дулыциков Ю. С., Гузнер С. С. Государственная региональная политика- концепция и принципы разработки // Регион: экономика и социология. 1995. № 2.
  102. В. Сильные институты важнее скорости реформ // Вопросы экономики. 1998. № 8.
  103. Г. Х. Будет ли у России второе тысячелетие. М.: Экономика, 1998. 302 с.
  104. JI.B. Индустриальные шаги Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1983.
  105. JI.B. Реформы. Рынок. Власть и стабильность. // Международная жизнь. 1993. № 3.
  106. JI.B. Национальная политика и социально-экономическое развитие Республики Бурятия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.
  107. JI.B. Финансовый механизм саморазвития региона.// Экономист. 1999. № 6.
  108. JI.B. Бурятия. Саморазвитие региональной экономики. М.: Гуманитарий, 1999.
  109. JI.B. Социальная политика и саморазвитие региона (на примере Республики Бурятия) // Экономист. 2000. № 1.
  110. Проблемы трансформации и перехода к рыночной экономике. М.: ТЕИС, 1999. 77 с.
  111. Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты: Сб. ст. /Под ред. Липеца Ю. Г. и Шлихтера С. Б. М.: ИГ РАН, 1997.
  112. ИЗ. Проблемы управления территориальными системами. Казань: Изд-во КГУ, 1999.
  113. А.Е. Размещение социалистической промышленности. Теоретические очерки. М.: Экономика, 1961.
  114. Развитие региона: методический подход. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГЭУ, 1995.
  115. Размещение производительных сил. /Под ред. Кистанова В. В., КопыловаН.В. М.: Экономика, 1994.
  116. Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург: УрО РАН, 1993.
  117. .А., Голубков Е. П., Пекарский Л. С. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975.
  118. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфа-М, 2000. 477 с.
  119. Регион: экономика и социология. 1999. — Специальный выпуск.
  120. Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГЭУ, 1996.
  121. Регулирование территориального развития в условиях перехода к рыночной экономике. М.: ИНИПН, 1991.
  122. Ресурсы региона: пути и методы их эффективного использования. Материалы науч.-практ. конференции. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000.
  123. Российские регионы в новых экономических условиях: Сб. ст. /Под ред. Липеца Ю. Г. М.: ИГ РАН, 1996.
  124. Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действия // Приложение к журналу «Народонаселение». ИСЭП РАН, 1996.
  125. Рудько-Селиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы региона. Владивосток: Дальнаука, 1997.
  126. В.В. Региональная экономика. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.
  127. В.К. Некоторые вопросы исследования структуры хозяйства экономического района. // Вопросы экономической географии Урала и Западной Сибири. Пермь. 1969. Вып. 1.
  128. А. О реальном положении дел в экономике России //Федерализм. 2000. № 3.
  129. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки Федеральной Программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. № 1.
  130. Л. Производству необходимы ориентиры индикативного плана // Экономист. 1997. № 11. С. 23.
  131. А.К. Методы системного анализа структуры народного хозяйства. М.: Наука, 1994.
  132. Сибирь на пороге нового тысячелетия /Отв. ред. Кулешов В. В. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.
  133. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сборник статей. М.: ИМЭ, 1997. 172 е.- Вып.2. 2001.260 с.
  134. В. Структура российской экономики и ее включение в мирохозяйственные связи //МэиМО. 1996. № 12.
  135. Г. Н. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОС-СПЭН, 2000.
  136. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  137. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: докл. Института экономики РАН //Вопросы экономики. -1998.- № 6.
  138. Статистические бюллетени. Сведения о социально-экономическом положении Республики Бурятия за 1990−2002 гг./ Госкомстат РФ- Комитет государственной статистики Республики Бурятия. Улан-Удэ. 2002.
  139. Стратегическое планирование./ Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.440 с.
  140. Стратегия экологически чистого энергосбережения Байкальского региона: Науч. отчет /СЭИ СО РАН- Отв. исп. Филиппов С. П. Иркутск. 1996.
  141. С.А. Макроэкономическая модель оценки направлений и приоритетов экономической политики в регионе: Методические материалы и опыт использования. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995.
  142. С.А. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2000. -№ 2. С. 57−71.
  143. В.И. Региональное развитие в переходной экономике / РАН. Дальневост. отделение, ин-т экон. исследований. Отв. Ред. П.А. Ми-накир, Владивосток: Дальнаука, 1997. — 132 с.
  144. B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. — 125 с.
  145. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Теоретические основы региональной политики. Кн. 1. — СПб.: Петрополис, 1994.
  146. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Теоретические основы региональной политики. Кн. 2. — СПб.: Петрополис, 1994.
  147. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Актуальные проблемы регионального реформирования. Кн. 3. — СПб.: Петрополис, 1994.
  148. Территориальная организация хозяйства в современных условиях.-М.: 1990.
  149. Территориальные аспекты экономического развития Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1987.
  150. М.Н. Трансформация российской экономики: возможности экономического роста. М.: изд-во ИСЭПН, 2000, 360 с.
  151. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 270 с.
  152. Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т.М.: ВИПК-энерго, 1992. Т.1: Основы управления. Планирование как функция управления. 168 с.
  153. B.C. Менеджемент региона. Политика за рубежом. -Минск, 1994.
  154. Филосовский энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия, 1983.839 с.
  155. Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков /Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад». М.: Диалог-МГУ, 1999.
  156. Формирование промышленных узлов и размещение населения Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1974.
  157. Дж. Мировая динамика. М.: Наука, Главфизмалит, 1978.
  158. Хозяйственный механизм автономной республики: на примере Бурятской АССР. Новосибирск: Наука, 1992.
  159. П.Ж. Прогнозирование экономического развития региона. Новосибирск, 1996.
  160. Г. Р., Цыбатов В. А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. Проблемы прогнозирования № 3, 2002.
  161. . Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. 1997. № 7. с. 156.
  162. А.П. Стратегия развития региона: структурный аспект.- Новосибирск, 2000.
  163. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Изд. Статистика, 1977.
  164. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка //Регион: экономика и социология. 1995. — № 1.
  165. Р.И. Региональные предплановые исследования. Новосибирск: Наука, 1978.
  166. Р.И. Региональные экономические методы управления.- Новосибирск: Наука, 1980.
  167. Р.И., Новоселов А. И. Региональные проблемы рынковедения (экономический аспект). Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1997.435 с.
  168. .М., Котилко В. В. и др. Территориальное планирование в условиях перехода к регулируемым рыночным отношениям. М.: Наука, 1990.
  169. Экономика и ее государственное регулирование: особенности и закономерности переходной экономики (Курс лекций). М.: Изд-во РАГС, 1997.
  170. Экономическая диагностика и ускорение регионального развития. Новосибирск. — 1991.
  171. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.
  172. Ю.В. Тенденции структурных сдвигов в экономике //Экономист. 1996. ~№ 12.
  173. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: Экономика, 1996. 280 с.
  174. Ю.В., Нечаев А. А., Попов Б. Е., Яковец Т. Ю. Методология анализа и программирования трансформации структуры экономики России. М.: Ассоциация «Прогнозы и циклы», 1997.
  175. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики: Избр. тр. Кн.: 1. М.: Наука, 1997.
  176. Armstrong Н. And Taylor J. Regional Economic Policy and its Analysis. Philip Allan. University of Lancaster, 1975.
  177. Delorm R., Andre Ch. L Elat et L economie. Paris: Ed. Senit, 1993.
  178. Haitani Kanji. The Japanese Tconomic System. New-Jork. 1976.
  179. Handbook of regional and Urban Economics. Vol.1. Regional Economics. Ed. By P.Nijkamp. North-Holland, 1986.
  180. Quinet E. La planification francaise. Paris: PVF, 1990.
  181. Richardson H.W. Regional Economics. Urbana, Chicago, London, University of Illinois Press, 1979.
  182. Tani Konichi: Planning Throuqh national Consensus/ Work in Business United Nations University. Tokio. Vol.10. Mai 1987.
  183. Temple M. Regional Economics. The MACMILLAN PRESS LTD.1994.
Заполнить форму текущей работой