Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах западной демократии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нидерланды были одним из первых европейских государств, разработавших и внедривших программы интеграции иностранцев. В течение длительного времени политика страны базировалась на принципе мультикультурализма, предполагавшем государственную поддержку институтов и организаций, которые создавались мигрантами с целью сохранения и развития их религиозной и культурной самобытности, однако впоследствии… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Общие тенденции развития конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев в странах западной демократии
  • Глава 1. Эволюция регулирования гражданства во внутреннем праве стран западной демократии
    • 1. Концепция гражданства в политико-правовой доктрине и практике
    • 2. Миграционные процессы как фактор развития законодательства о гражданстве
  • Глава 2. Статус иностранцев во внутреннем праве в контексте миграционной политики
    • 1. Основные приоритеты и направления миграционной политики
    • 2. Правовое положение иностранцев в современных условиях
  • Раздел II. Наднациональное регулирование вопросов гражданства и статуса иностранцев в Европе
  • Глава 3. Регламентация гражданства и правового положения иностранцев в праве Европейского Союза
    • 1. Гражданство ЕС как специфический правовой статус
    • 2. Миграционная политика и статус граждан третьих стран, проживающих на территории ЕС
  • Глава 4. Стандарты Совета Европы в области правового регулирования гражданства и статуса иностранцев
    • 1. Институт гражданства в праве Совета Европы
    • 2. Определение статуса иностранцев в конвенциях Совета Европы и в практике Европейского суда по правам человека
  • Раздел III. Особенности регламентации гражданства и правового положения иностранцев в отдельных странах
  • Глава 5. Королевство Нидерландов — старое государство иммиграции
    • 1. Иммиграционное законодательство и миграционная политика
    • 2. Эволюция института гражданства
    • 3. Правовое положение иностранцев
  • Глава 6. Итальянская Республика — новое государство иммиграции
    • 1. Иммиграционное законодательство и миграционная политика
    • 2. Эволюция института гражданства
    • 3. Правовое положение иностранцев
  • Глава 7. Япония — страна, не являющаяся государством иммиграции
    • 1. Иммиграционное законодательство и миграционная политика
    • 2. Эволюция института гражданства
    • 3. Правовое положение иностранцев

Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах западной демократии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Для современного периода характерно возрастание мобильности населения. Межгосударственная миграция, то есть добровольное или вынужденное перемещение людей через государственные границы, приобретает характер универсального явления и все чаще рассматривается как институционализированная форма социальной мобильности в современном обществе"1. По экспертным оценкам в 2005 г. число лиц, проживавших за пределами государства своего рождения, превышало 200 млн человек2.

В условиях развития информационных технологий, средств транспорта и связи миграционные процессы приобретают все более многомерный характер. Люди все чаще выезжают за пределы государства проживания с целью учебы, трудоустройства или осуществления предпринимательской деятельности. Глобализация создает условия для трудоустройства не только высококвалифицированных профессионалов в области финансов, страхования, банковского дела, коммуникаций, но и для трудящихся-мигрантов, занятых в сфере сельского хозяйства, строительства, благоустройства территории, общественного питания, гостиничного сервиса, индустрии развлечений, обслуживания личных потребительских нужд.

•у.

Страны западной демократии в силу либеральных и демократических традиций, высокого уровня жизни и экономического развития, гарантированности прав и свобод человека испытывают особую миграционную нагрузку. В 2002 г. в среднем каждый десятый житель развитых стран являлся мигрантом4. Для многих из этих государств иммиграция стала своеобразным индикатором реальной приверженности.

1 См.: Penninx. R. Conclusions and Directions for Research // The Dynamics of International Migration and Settlement in Europe. A State of the Art / Ed. by R. Penninx, M. Berger, К. Kraal. Amsterdam, 2006. P. 312.

2 Migration in an Interconnected World: New Directions for Action. Global Commission on International Migration. 2005. October // http://www.gcim.org/en/finalreport.html (15 октября 2006 г.).

3 К данным странам относятся государства, принадлежащие к западной правовой традиции, с развитыми и устойчивыми демократическими институтами.

4 Castles S. Confronting the Realities of Forced Migration // Migration Information Source. 2004. May 1. < X ценностям политического и экономического либерализма, предполагающего распространение гражданских, политических и социальных прав на каждого члена общества, создание и сохранение относительно свободных рынков5.

В связи с увеличением миграционной нагрузки страны западной демократии, как правило, должны были решать сложные задачи, связанные с предотвращением нелегальной миграции, упорядочением миграционных потоков, социальной интеграцией долгосрочных мигрантов, воссоединением семей и оказанием помощи вынужденным мигрантам. В этих условиях одной из важнейших составляющих миграционной политики данных стран стала политика в отношении предоставления гражданства, поскольку именно посредством института гражданства государство конституирует и воссоздает себя как единое политическое сообщество, идентифицируя определенных лиц в качестве своих членов и рассматривая остальных как иностранцев. В зависимости от приоритетов конкретного государства предоставление гражданства стало трактоваться1 либо как необходимое условие, либо как следствие успешной интеграции мигранта в принимающее общество.

Современный период характеризуется проявлением взаимосвязанных тенденций конституционализации международного права и интернационализации конституционного права, формированием универсальных и региональных стандартов, которых должны придерживаться государства. Практика стран западной демократии, в первую очередь — государств — членов Европейского союза, показывает, что региональные стандарты все в большей степени оказывают влияние на развитие законодательства и судебной практики конкретных стран в области гражданства, положения иностранцев, борьбы с нелегальной миграцией. В частности, расширение сферы международно-правового регулирования способствует нивелированию статуса граждан страны и иностранцев.

Определенное сближение подходов связано также и с тем, что страны западной демократии фактически превратились в государства иммиграции и.

5 Cm.: HollifieldJ.F. Immigrants, Markets and States. The Political Economy of Postwar Europe. L., 1992. P. 6. им приходится решать сходные задачи в условиях глобализации. Вместе с тем и сегодня можно констатировать сохранение национальной специфики и исторической преемственности в регламентации конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев в данных странах. В силу этого исследование вопросов гражданства и правового положения иностранцев в сравнительно-правовом аспекте невозможно без выявления особенностей конкретных стран, которые во многом обусловлены величиной и характером миграционных потоков, наличием или отсутствием долгосрочного опыта решения проблем, обусловленных межгосударственной миграцией. В настоящей работе в качестве специальных объектов исследования были выбраны две европейские страны, представляющие старые и новые государства иммиграции, — Нидерланды и Италия, а также азиатское государство — Япония, которая не только не рассматривает себя как государство иммиграции, но и не является таковым.

Степень научной разработанности темы. Вопросы гражданства и правового положения иностранцев, регламентации миграционных процессов в странах западной демократии не получили должного освещения в отечественной литературе. Данная проблематика, как правило, исследовалась в контексте проблем российского конституционализма, и только отдельные ее аспекты затрагивались в учебной литературе по конституционному праву зарубежных стран.

В советской и российской юридической литературе рассматривались общетеоретические аспекты регламентации гражданства в международном и внутреннем праве (A.C. Автономов, Ю. Р. Бояре, М. А. Никифорова, С. И. Русинова, C.B. Черниченко), взаимосвязь гражданства и эмиграции (JI.H. Анисимов, Ю.М. Колосов), особенности гражданства Европейского союза (С.Ю. Кашкин, И. С. Крылова, O.A. Никитина, И. В. Рачков, Б.Н. Топорнин) и Содружества наций (Н.С. Крылова), конституционно-правового регулирования данного института в государствах Северной Европы (Ю.Р.

Бояре, M.А. Исаев, M.А. Могунова, И.А. Ракитская), США (C.B. Филиппов), Канаде (Т.Н. Тимашева) и Германии (Ю.Р. Бояре).

В сфере правового регулирования миграционных процессов были исследованы исторические типы и особенности государственного регулирования миграции (А.Х. Абашидзе, Е. Киселева), миграционные системы стран западной демократии (М.Н. Тюркин), международные и национальные стандарты и механизмы обеспечения прав человека в данной сфере (H.A. Воронина, А.Ю. Ястребова), становление и развитие миграционного права Европейского союза (С.Ю. Кашкин, В. И. Лафитский, А.О. Четвериков), миграционные амнистии в странах западной демократии (О.С. Чернышева), а также регулирование иммиграционных процессов в конкретных странах — США (М.М. Иванов, C.B. Филиппов) и Канаде (Т.Н. Тимашева).

Ряд исследований были посвящены общетеоретическим проблемам правового положения иностранцев (A.C. Автономов, А. И. Микулыиин, К. А. Корсик, Е. С. Смирнова, Е.В. Яковлева), международно-правовым и национальным аспектам привлечения иностранной рабочей силы (Л.В. Андриченко, Л. Н. Васильева, Б. Н. Жарков, A.M. Овсюк, В.В. Рогожин), правовому положению беженцев в европейских странах (А.П. Зливко, Е.В. Клинова), статусу иностранцев в конкретных странах западной демократии — Германии (С.И. Сущинская) и Исландии (A.C. Автономов).

Регулирование миграционных потоков, борьба с нелегальной миграцией, влияние иммиграции на экономику, политику и культуру европейских государств в контексте национальной безопасности, социально-культурной адаптации иностранцев, радикализации политической жизни исследовались в работах российских экономистов, политологов, историков, социологов и демографов (М.С. Блиновой, М. Б. Денисенко, И. Г. Животовской, O.A. Жирнова, В. А. Ионцева, Т. С. Кондратовой, С. М. Михайлова, О. Н. Новиковой, И. С. Новоженовой, М. С. Пальникова, C.B.

Погорельской, Р. П. Скорого, О. А. Хараевой, С. М. Хенкина, Э. К. Хижного, И. П. Цапенко, О.С. Чудиновских).

В юридической и политологической литературе стран западной демократии проблемы гражданства и иммиграции стали рассматриваться как взаимосвязанные с конца 80-х гг. XX в., и сегодня большинство исследований, касающихся status civitatis, базируются на анализе таких категорий, как гражданство и иммиграция. В этих странах был подготовлен ряд фундаментальных исследований, посвященных сравнительно-правовому анализу института гражданства6, миграционной политике и политике в отношении лиц, ищущих убежище, в государствах — членах Европейского п союза, а также правовому положению беженцев в странах западной демократии8.

Вопросами гражданства занимались такие авторы, как М. Арена, Р. Баубёк, Р. Брубейкер, X. Вальдраух, Р. ван Оерс, П. Вейл, К. Грёнендийк, Б. де Харт, Дж. Зинконе, П. Клозе, X. ЛардиВ. Маас, Б. Нашимбене, Б. Перчиниг, М. Розенфельд, И. Сойсал, Ю. Хабермас, К. Хайлброннер, М. Ховард, Дж. Шоу. Правовое положение иностранцев исследовали в своих работах Дж. Бает, Л. Босняк, К. Витол де Венден, А. Ди Мартино, Дж. Зинконе, С. Кашивазаки, А. Кралер, Р. Купмен, И. Михаловски, Дж. Накагава, Е. Каннидзаро, С. Каррера, Т. Накагава, Б. Нашимбене, Т. Хаммер, X. Хата, С. Хироватари. Миграционная политика стран западной демократии рассматривалась в публикациях М. Боммеса, П. Бьюкенена, Д. Джекобсона, А. Маганьи, Р. Пеннинкса, Ф. Радке, X. Рассмюссена, М. Уолцера, Ю. Фельдхоффа, Т. Хаммера, Дж. Холлифилда.

В процессе подготовки диссертационного исследования автор опирался на общетеоретические исследования проблем правового статуса личности и.

6 Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 1: Comparative Analyses / Ed. by R. Baubock, E. Ersbsll, K. Groenendijk, H. Waldrauch. Amsterdam, 2006; Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 2: Country Analyses / Ed. by R. ВаиЬйск, E. Ersboll, K. Groenendijk, H. Waldrauch. Amsterdam, 2006.

7 Asylum and Migration Policies in the European Union / Ed. by S. Angenendt. Berlin, 1999.

8 Who is a Refugee? A Comparative Case Law Study / Ed. by J.-I. Carlier, D. Van-heule, K. Hullmann. The Hague, 1997. его различных аспектов таких российских авторов, как С. А. Авакьян, A.C. Автономов, A.A. Белкин, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, O.E. Кутафин, Е. А. Лукашева, A.A. Мишин, В. В. Маклаков, Б. А. Страшун, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются миграционная политика и правовое регулирование вопросов гражданства и статуса иностранцев в странах западной демократии в современный период. Соответственно предмет диссертационного исследования — общие тенденции развития конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев и специфика их проявления в отдельных странах в условиях глобализации.

Цель исследования — сравнительно-правовой анализ комплекса проблем, возникающих в связи с интенсификацией миграционных процессов в условиях глобализации, и их влияния на развитие конституционно-правового регулирования гражданства и правового положения иностранцев в странах западной демократии.

Задачи диссертационного исследования, обусловленные поставленной целью, состоят в том, чтобы: рассмотреть вопросы гражданства и правового положения иностранцев в их взаимосвязи в свете основных приоритетов и направлений миграционной политики стран западной демократии;

— выявить влияние международно-правового и наднационального регулирования на эволюцию конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев в данных странах;

— проанализировать современные механизмы осуществления внешнего и внутреннего миграционного контроля, социальной адаптации мигрантов в принимающем обществе в условиях превращения стран западной демократии в государства иммиграции-. провести сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования гражданства и статуса иностранцев и эффективности его реализации в странах западной демократии, выявив общие черты и специфические особенности;

— проследить тенденции развития данных конституционно-правовых институтов в конкретных странах (Нидерланды, Италия, Япония) с учетом характера миграционных потоков, национальных правовых традиций и исторических подходов к вопросам эмиграции и иммиграции.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (диалектический, структурно-функциональный, формально-логический), междисциплинарные (исторический, статистический, конкретно-социологический) и специально-юридические (сравнительно-правовой, юридико-догматический) методы.

В основе диссертации лежит сравнительный метод, поскольку объектом исследования являются миграционная политика и правовое регулирование вопросов гражданства и статуса иностранцев в значительной группе зарубежных стран. Использование данного метода способствовало выявлению общих тенденций и национальных особенностей в правовом регулировании соответствующих институтов, комплексному исследованию общих перспектив их развития.

Диалектический метод позволил рассмотреть институты гражданства и статуса иностранцев в контексте конституционного устройства стран западной демократии, общих процессов глобализации и утверждения международных стандартов в области прав человека, а также приоритетов государственной политики стран западной демократии, в частности — в сфере регулирования миграционных процессов. Исторический метод применялся для исследования эволюции рассматриваемых институтов, раскрытия их особенностей на различных этапах развития конституционного права зарубежных стран.

Формально-логический и юридико-догматический методы использовались в процессе анализа официальных документов, нормативных правовых актов и судебных решений в сфере регламентации основных приоритетов и направлений миграционной политики, конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев в странах западной демократии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по конституционному праву, общей теории и истории права и государства, административному праву и другим отраслевым юридическим наукам. В диссертационном исследовании были использованы также научные работы по философии, истории, социологии, экономике, политологии и демографии.

Нормативную базу исследования составляют международно-правовые и наднациональные акты универсального и регионального характера (ООН, Европейского союза, Совета Европы), решения наднациональных судебных инстанций (Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека), конституции, нормативные правовые акты и решения судебных органов стран западной демократии.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в постановке проблемы. Впервые в российской юридической науке предпринята попытка осуществить комплексный сравнительно-правовой анализ теоретических и прикладных аспектов гражданства, статуса иностранцев и миграционной политики государств западной демократии в их взаимосвязи. В работе выявлены универсальные и специфические тенденции, характеризующие эволюцию институтов гражданства и статуса иностранцев в конституционном праве данных стран в современных условиях, введен в научный оборот обширный нормативный материал, в том числе источники права Совета Европы и Европейского союза, законодательство и судебная практика значительной группы стран западной демократии (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Нидерланды, Португалия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония).

Научная новизна диссертационного исследования состоит также в следующих теоретических положениях, выносимых на защиту:

1. Развитие международно-правового регулирования в области прав человека способствовало тому, что законодательство стран западной демократии стало все в большей степени ориентироваться на уважение достоинства и свободы человека, его право самостоятельно определять свою судьбу, соблюдение принципов верховенства права и надлежащей правовой процедуры при рассмотрении вопросов о приеме в гражданство и его утрате. Формирование универсальных и региональных стандартов, которых должны придерживаться страны, не только привело к переосмыслению приоритетов и содержания данного института, но и в определенной мере способствовало нивелированию различий в правовом положении граждан страны и иностранцев. В условиях интенсификации миграционных процессов, развития международных инструментов защиты прав человека и систем социальной поддержки значимость института гражданства как маркера идентичности и необходимого условия пользования определенными правами и свободами постепенно снижается.

2. Политику в отношении предоставления гражданства можно рассматривать в качестве одной из важнейших составляющих миграционной политики стран западной демократии. Критерии, установленные для определения реальных или потенциальных граждан, достаточно четко показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какого поведения ждут от иностранцев, постоянно проживающих на его территории. Ключевыми индикаторами, свидетельствующими об отношении государства к иностранным гражданам являются следующие: характер требований, предъявляемых к мигрантам в первом поколении, претендующим на прием в гражданствовозможность сохранения гражданства по происхождению после натурализацииупрощение условий приема в гражданство в случае заключения брака с гражданином страныособый подход к предоставлению гражданства детям — мигрантам во втором и третьем поколении, родившимся и/или проживающим в стране пребывания на долгосрочной основе.

3. Все страны западной демократии в той ли иной степени предпринимали меры, направленные на предотвращение нелегальной миграции, уменьшение воздействия миграционной составляющей на рынок труда и социальную систему, однако, провозгласив связанность власти правом, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, универсальным правам человека, социальной правовой государственности, они были вынуждены гарантировать широкий спектр личных, социальных и даже политических прав мигрантам, проживающим на законных основаниях на их территории. В результате этого конституционно-правовое регулирование статуса иностранцев в данных странах все в большей степени определяется принципами равенства в обращении, уважения прав человека и социальной справедливости.

В свете опасности террористической угрозы страны западной демократии ужесточили внешний и внутренний миграционный контроль: стали устанавливать более жесткие условия для въезда в страну, выдачи и продления действия разрешений на пребывание, а также побуждать мигрантов овладевать государственным языком, более детально знакомиться с ее историей и традициями, законами и принятыми правилами поведения. Однако наряду с этим в данных странах были разработаны разнообразные механизмы, обеспечивавшие учет интересов долгосрочных мигрантов при определении приоритетов миграционной политики и эффективное содействие лицам, пребывающим на законных основаниях на ее территории, в ходе первичной адаптации и последующей социализации в принимающем обществе.

4. В последние годы вопросы, связанные со статусом иностранцев, стали регламентироваться в законодательстве стран западной демократии значительно детальнее. При этом были изменены акценты в правовом регулировании. Если ранее особое внимание уделялось мерам административного характера, связанным с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высылкой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся воссоединения семей, трудоустройства, социальной защиты и интеграции иностранцев в принимающем обществе. Кроме того, общей тенденцией является предоставление широкого круга прав лицам, которые пребывают в стране на долгосрочной основе, ужесточение подходов к нелегальным мигрантам.

В рамках процесса интеграции иностранцев государства западной демократии используют различные политико-правовые средства. На первичном этапе адаптации лиц, прибывающих в страну, осуществляется политика гражданской интеграции мигранта, правовые механизмы реализации которой закрепляются в иммиграционном законодательстве, законодательстве о правовом положении и/или интеграции иностранцев. Для второго этапа, предполагающего определенную степень включенности мигранта в общественную жизнь страны пребывания, характерна политика предотвращения и противодействия дискриминации, обеспечения действенных гарантий реализации прав и свобод этих лиц. Важнейшей юридической составляющей данной политики является разработка антидискриминационного законодательства.

5. В свете процессов глобализации и формирования наднациональных структур во второй половине XX в. наметилась тенденция трактовки гражданства как более комплексного и многомерного явления. Понятие «гражданство» стало использоваться и для обозначения особого статуса лица, приобретаемого в силу вхождения государства, гражданином которого оно является, в сообщество или союз государств, объединенных общей историей, культурой и традициями (Содружество наций, Европейский союз). В новейших решениях Суда Европейских сообществ гражданство Европейского союза стало трактоваться как основополагающий статус граждан государств-членов, позволяющий тем, кто находится в сходной ситуации, пользоваться одинаковым правовым режимом, независимо от их гражданства, за исключением специально оговоренных случаев.

Реализация на практике концепции гражданства Европейского союза способствовала размыванию содержания традиционных парных категорий, характеризовавших ранее правовое положение лица в стране пребывания, -гражданина и иностранца. В праве ЕС были выделены категории обычных (граждане стран, не входящих в состав Союза) и привилегированных иностранцев (граждане ЕС), различающихся по своему правовому положению. Собственно в качестве иностранцев в праве Сообщества рассматриваются лишь граждане третьих стран, а граждане Союза фактически приравниваются по своему статусу к гражданам государства пребывания, если они реализовали свое право на свободу передвижения и выбор места жительства в рамках Сообщества. При этом осуществление данного выбора рассматривается в контексте реализации прав граждан государств-членов, а не вопросов миграционной политики.

6. Органы Совета Европы уделяют серьезное внимание разработке региональных стандартов в сфере гражданства и обеспечению гарантий прав человека всем лицам, находящимся под юрисдикцией государствучастников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека исходит из того, что вопросы иммиграционной политики и законности пребывания лица на соответствующей территории относятся к сфере усмотрения государств — участников Конвенции, однако осуществление иммиграционного контроля должно сообразовываться с обязательствами, взятыми при ее подписании. В соответствии со стандартами Совета Европы лица, имеющие право на постоянное проживание или разрешение на временное пребывание, во многих отношениях приравниваются к гражданам страны, и разница в обращении, основанная исключительно на государственной принадлежности, может быть признана совместимой с Конвенцией только при наличии очень веских оснований.

7. Изначально ситуация, связанная с приемом иностранцев, существенно варьировалась в государствах западной демократии, однако в настоящее время эти страны, как правило, могут быть признаны государствами иммиграции. Некоторые из них приобрели опыт приема мигрантов еще до Второй мировой войны (Бельгия, Франция, Швейцария), иммиграционная история других государств началась после Второй мировой войны (Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция). Ряд европейских государств, ранее являвшихся государствами эмиграции (Греция, Ирландия, Испания, Италия, Португалия), только в последние десятилетия приобрели иммиграционную привлекательность. Различия между старыми и новыми странами иммиграции во многом предопределили особенности миграционной политики, а также разнообразие институциональных структур, обеспечивающих ее осуществление.

8. Нидерланды были одним из первых европейских государств, разработавших и внедривших программы интеграции иностранцев. В течение длительного времени политика страны базировалась на принципе мультикультурализма, предполагавшем государственную поддержку институтов и организаций, которые создавались мигрантами с целью сохранения и развития их религиозной и культурной самобытности, однако впоследствии она была переориентирована на концепцию гражданской интеграции, направленную в большей степени на ассимиляцию мигрантов в голландское общество. Ужесточение критериев интеграции способствовало и изменению приоритетов политики в отношении предоставления гражданства. Натурализация стала рассматриваться как способ поощрения тех иностранцев, которые доказали, что успешно адоптировались в принимающем обществе, а не как средство, облегчающее интеграцию мигрантов. Иностранцам, проживающим в Нидерландах, гарантируется значительный объем прав, однако кризис социальной государственности, ужесточение внутреннего миграционного контроля и борьба с терроризмом обусловили определенное снижение гарантий для тех, кто находится в стране нелегально или ищет убежище.

9. Италия сравнительно поздно превратилась в страну иммиграции, формирование ее миграционной политики в значительной степени было связано с внешними факторами — расширением региональной интеграции в рамках ЕС и присоединением к международным конвенциям. Законодательство о гражданстве достаточно оперативно отреагировало на эти изменения: был усложнен доступ к гражданству иностранцам из стран, не входивших в состав ЕС, и облегчено приобретение гражданства потомкам эмигрантов, проживавшим за рубежом. В Италии действует один из наиболее современных законов о статусе иностранцев, в котором не только урегулированы все аспекты правового положения данных лиц, но и рассмотрены вопросы их социальной адаптации, предусмотрены необходимые меры, направленные на предотвращение дискриминации и ксенофобии. Положения данного акта подвергаются определенной корректировке в случае смены правительственной коалиции, однако базовые подходы остаются неизменными: граждане других государств рассматриваются как составная часть населения Италиииностранцы, проживающие на законном основании в стране, по своему статусу фактически приравниваются к ее гражданамнелегальным мигрантам законодательно гарантируется определенный минимум прав и свобод.

10. После Второй мировой войны Япония стала более открытой для приема иностранцев, однако в отличие от большинства государств западной демократии она по-прежнему привержена этнокультурной концепции формирования государственности и изоляционистской модели интеграции иностранцев, согласно которой граждане других государств, проживающие в стране, не рассматриваются в качестве полноправных членов японского общества. До сих пор прием в гражданство рассматривается как привилегия. В течение длительного времени натурализационная политика государства отличалась жесткостью подходов и ассимиляционной направленностью, и только в последнее время наметилась определенная ее либерализация. Япония не является потенциально привлекательной для иностранцев, поскольку не располагает адекватной социальной инфраструктурой для их обустройства и ее миграционная политика не сориентирована на интеграцию данных лиц.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о современных концепциях гражданства в политико-правовой доктрине стран западной демократии, влиянии международного и наднационального права на содержание конституционно-правовых институтов гражданства и статуса иностранцев, тенденциях развития законодательного регулирования институтов гражданства и статуса иностранцев в государствах иммиграции в условиях глобализации, современных способах и механизмах осуществления внешнего и внутреннего миграционного контроля, обеспечения равноправия и предотвращения дискриминации в отношении иностранцев, пребывающих на законных основаниях на территории государства.

Содержащиеся в работе выводы и материалы могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем гражданства и статуса иностранцев в конституционном праве, в процессе преподавания различных учебных курсов, в первую очередь — конституционного права зарубежных стран. Практические наработки в области осуществления внешнего и внутреннего миграционного контроля, урегулирования положения нелегальных мигрантов, первичной адаптации мигрантов, получившие распространение в странах западной демократии, могут быть использованы в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Выводы о необходимости более тесного согласования законодательной регламентации институтов гражданства и статуса иностранцев с приоритетами государственной миграционной политики, а также о характерных признаках и моделях антидискриминационного законодательства и законодательства о социальной интеграции мигрантов могут быть использованы в правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в опубликованных работах, использованы в процессе преподавания учебных курсов «Конституционное право зарубежных стран», «Стандарты Совета Европы в области прав человека» на юридическом факультете им. М. М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и в практической деятельности в качестве члена Экспертного совета Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Научного совета по проблемам национальной политики Отделения общественных наук РАН, апробированы на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, семинарах и круглых столах, проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Суздале, Будапеште (Венгрия), Монт-Трамбле (Канада).

Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите в секторе сравнительного права Учреждения Российской академии наук Институт государства и права РАН.

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определяют структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех разделов, семи глав, объединяющих семнадцать параграфов, и заключения, а также списка использованных нормативных и литературных источников.

1. Абашидзе A.X., Алисиевич E. С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Учебное пособие. — М.: Международные отношения, 2007. — 304 с.

2. Абашидзе А. X., Киселева Е. Исторические типы и особенности государственного регулирования миграции // Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития. Материалы межвузовской конференции. 26 марта 2003 г. М.: РУДН, 2003. — С. 99 — 106.

3. Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 634 с.

4. Автономов A.C. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Проспект, 2005. — 551 с.

5. Автономов А. Новое в правовом положении иностранцев в Исландии // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1(58). С. 34−43.

6. Автономов А. С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий. -М.: Инфограф, 1999. 384 с.

7. Актуальные проблемы Европы. Западная Европа перед вызовами иммиграции: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 2005. № 1. — 220 с.

8. Актуальные проблемы Европы. Иммиграция и безопасность Европы: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 2008. № 4.-214 с.

9. Актуальные проблемы Европы. Правый радикализм в современной Европе: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 2004. № 2.-184 с.

10. Анисимов Л. Н., Колосов Ю. М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право. 1989. № 5. С. 108 115.

11. Арах М. Европейский союз: видение политического объединения. М.: Экономика, 1998. — 467 с.ХА.Арбузкин A.M. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристь, 2004. — 660 с.

12. Белкин, А А. О некоторых доктринальных вопросах института граждан-ства//Правоведение. 1995. № 6. С. 3 11.

13. Бенуа—Ромер Ф., Клебес X. Право Совета Европы. На пути к общеевропейскому правовому пространству. М.: Весь мир, 2007. — 296 с.

14. Берном У. Правовая система США. 3-й вып. — М.: Новая юстиция, 2006. 1216 с.

15. Бонифаци К., Строцца С. Опыт легализации нелегальных мигрантов в Италии // Отечественные записки. 2004. № 4(1 9)//тгу/.strana-oz.ru/.

16. Бояре Ю. Р. Воцросы гражданства в международном праве. М.: Международные отношения, 1986. — 158 с.

17. Бояре Ю. Р. Регламентирование вопросов гражданства в скандинавских государствах // Правоведение. 1984. № 2. С. 95 — 99.

18. Вискулова В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8. С. 23−29.2 В.Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. — 448 с.

19. Голландская правовая культура / Отв. ред. В. В. Бойцова и Л.В. Бойцо-ва. М.: Легат, 1998. — 592 с.

20. Гомъен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и политика. М.: Издательство МНИМП, 1998. — 600 с.

21. Дискриминация в США: правовые и социологические исследования / Под ред. А. К. Соболевой. М.: Новая юстиция, 2005. — 224 с.

22. Дискриминация по признаку расы и национальной принадлежности: судебная практика и методология доказывания /Под ред. А. К. Соболевой. М.: Юристъ, 2005. — 365 с.

23. Европейская социальная хартия: Справочник. М.: Международные отношения, 2000. — 264 с.

24. Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. — М.: Норма, 2000.

25. Европейское право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2000. — 720 с.

26. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. — 365 с.

27. Зливко А. П. Конституционно-правовое регулирование предоставления убежища в странах Западной Европы. Сравнительно-правовой анализ. Автореферат диссертации. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

28. Иванов М. М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса. М.: Международные отношения, 1998. — 480 с.

29. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. д.ю.н., проф. В. А. Туманова и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2002. — 336 с.

30. Кононов Л. А. Зарубежный опыт переселения соотечественников (проблемы адаптации в России) // Аналитические обзоры ИНИИ РАГС. 2008. № 3.-42 с.

31. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л. А. Окунькова. -М: Норма, 2001.

32. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков. 6 изд. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 624 с.

33. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов /Под ред. член-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю. И. Лейбо, д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма — Инфра-М, 1999. — 832 с.

34. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Отв.ред. д.ю.н., проф. Б. А. Страшун. 4-е изд. — М.: Норма, 2005. — 896 с.

35. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв.ред. д.ю.н., проф. Б. А. Страшун. -3-е изд. М.: Норма, 2008. — 1136 с.

36. Крылова И. С. Трансформируется ли Европейский союз в федеративное государство? // Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. — С. 335 — 368.

37. Крылова Н. С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. -М.: Наука, 1991.-272 с.

38. Колесова Н. С. Права человека и демографические процессы. М.: Норма, 2009. — 240 с.

39. Кутафин O.E. Российское гражданство. -М.: Юристъ, 2003. 587 с. 63 .Лафитский В. И. Миграционное право Европейского Союза // Журнал российского законодательства и сравнительного правоведения. 2005. № 1.С. 37−50.

40. Мак-Клейн Д. Л. Япония от сегуната Токугавы в XXI век. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 895 с.

41. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1998. — 624 с.

42. Мигранты: социальная адаптация и конфликты: Материалы международного круглого стола (Институт Европы РАН, 27 апреля 2007 г.). Доклады Института Европы. М., 2007. № 2001. — 118 с.

43. Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. 11 изд. — М.: Юстицинформ, 2004. — 512 с.1Ъ.Могунова М. А. Государственное право Финляндии. М.: Городец, 2005. 368 с.

44. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд. — М: Норма, 2009.-560 с.

45. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Норма, 2002. — 435 с.

46. Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашки-на. М.: Юристъ, 2002. — 925 с.

47. Прецедентные дела Комитета по правам человека / Сост. Р. Хански и М. Шейнин. Турку: Институт прав человека, 2004. — 484 с.

48. Ракитская И. А. Правовое регулирование института гражданства в Швеции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 6. С. 24 31.

49. Рачков И. В. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства при территориальных изменениях в Европе в XX веке. Автореферат диссертации. канд. юрид. наук. М., 1999. -22 с.

50. Рачков И. В. Правовая регламентация гражданства Европейского союза //Государство и право. 1999. № 8. С. 75−83.

51. Решение Конституционного совета Франции от 15 ноября 2007 года № 2007;57DC по делу о конституционности закона о регулировании иммиграции, об интеграции и о праве на убежище // Сравнительное конституционное обозрение. 2008 № 2 (63). С. 183 188.

52. Русинова С. И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Правоведение. 1962. № 4. С. 45 -57.

53. Скорый Р. П. Основные направления иммиграционной политики стран Европейского союза // Меняющаяся Европа: Проблемы этнокультурного взаимодействия/Под. ред. М. Ю. Мартынова М.: ИЭА РАН, 2006. -С. 11−33.

54. Смирнова Е. С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М.: Ольга, 2003. — 463 с.Ю.Смирнова Е. С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. Автореферат диссертации. докт. юрид. наук. М., 2008. 64 с.

55. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002. — 448 с.

56. Сравнительное конституционное право.- М.: Манускрипт, 1996. 729 с.

57. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. -М.: Институт права и публичной политики, 2002. 603 с.

58. Сущинская С. И. Правовое положение иностранцев различных категорий в ФРГ // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 1. С. 32−38.

59. Тимашева Т. Н. Конституционно-правовые аспекты канадской иммиграционной политики. — М.: Анкил, 2007. 208 с.

60. Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998. — 456 с.

61. Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. № 5. С. 51−70.

62. Трудовая миграция и пути преодоления нелегальной занятости. Сборник материалов XVII и XVIII Московско-берлинских семинаров по актуальным проблемам миграции. М., 2008. 165 с.

63. Трудовая миграция: мифы и реальность / Сб. материалов XIX и XX Московско-берлинских семинаров по актуальным проблемам миграции/ Сост.: Черенцов Е. В., Глухов В. В., Иванкова JI.B. М.: МАКС Пресс, 2009. — 428 с.

64. Туманов В. А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Норма, 2001. — 304 с.

65. Тюркин M.JI. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. М.: ВНИИ МВД России, 2004. -118 с.

66. Уолцер М. О терпимости. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 160 с.

67. Филиппов C.B. США: иммиграция и гражданство (политика и законодательство). М.: Наука, 1973. — 203 с.

68. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. — 417 с.

69. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. -М.: Academia, 1995. С. 209 — 245.

70. Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества М.: ЮНИТИ, 1998.-647 с.

71. Халлберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. -Хельсинки: Ситра, 2002. 218 с.

72. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ.- М.: Юридическая литература, 1981. 368 с.

73. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. — Academia, 2009. 384 с.

74. Черниченко С. В. К вопросу о значении гражданства в современном международном праве // Вестник МГУ. Серия X. Право. 1963. № 3. С. 52 — 61.

75. Черниченко С. В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974. 166 с.

76. Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М.: Международные отношения, 1968. — 160 с.

77. Чернышева О. Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: может ли опыт Западной Европы и США быть полезен для России? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3(28). С. 41−47.

78. Чернышева О. С. Реализация конституционного права личности на судебную защиту в Европейском суде по правам человека. Автореферат диссертации. канд. юрид. наук. М., 2005. 24 с.

79. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 6 изд. — М.: Норма, 2010. — 608 с.

80. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2001. — 576 с.

81. Шаповал В. Н. Сравнительное конституционное право. Киев: Княгиня Ольга, 2007. — 414 с.

82. Шестаков JI.H. Право убежища в буржуазных государствах (США, ФРГ, Великобритания) // Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. Вып. 199. М.: ВНИИСЗ, 1983. — 44 с.

83. Шумилов В. М. Правовая система США: Учебное пособие. — 2 изд. М.: Международные отношения, 2006. — 408 с.

84. Яковлева Е. В. К вопросу о правосубъектности иностранцев // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9. С. 25−28.

85. Яковлева Е. В. К вопросу о принципах конституционно-правового статуса иностранных граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19. С. 10- 13.

86. Яковлева Е. В. К вопросу о содержании конституционно-правового статуса иностранных граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. С. 23 27.

87. Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 1: Comparative Analyses / Ed. by R. Baubock, E. Ers-b0ll, K. Groenendijk, H. Waldrauch. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. — 499 p.

88. Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 2: Country Analyses / Ed. by R. Baubock, E. Ersb0ll, K. Groenendijk, H. Waldrauch. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. — 540 p.

89. Adinolfi A. Aspetti innovativi in tema di soggiorno e di trattamento dei cittadini di Stati membri della Comunita Europea // Rivista di diritto internazionale. 1990. Vol. LXXIII. Fasc. 1. P. 105 113.

90. Aileen T. How stricter Dutch immigration policies are contributing to rising Islamic fundamentalism in the Netherlands and Europe // Washington University Studies Law Review. 2006. Vol. 5. P. 451 468.

91. Akiko S. Protection of Japanese Nationals Abroad Today The Legal Aspects // The Japanese Annual of International Law. 1990. No. 33. P. 95 -108.

92. Alder J. Constitutional and Administrative Law. 6th ed. — L.: Palgrave Macmillan, 2007. — 669 p.

93. Annual Report of the Ombudsman for Minorities. 2006. Helsinki: Viestinta Viisikko/ Savon Kirjappaino, 2007. — 27 p.

94. Apostolotou K. Immigrant and immigration policy-making: A review of literature of the Greek case. IMISCOE Working paper: Country report. -Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. 11 p.

95. Arango J., Jachimowicz M. Regularizing Immigrants in Spain: A New Approach // Migration Information Source. 2005. September 1.

96. Asylum and Migration Policies in the European Union / Ed. by S. An-genendt. Berlin: Europa Union Verlag., 1999. — 345 p.

97. Bascherini G. A proposito di alcune recenti proposte di riforma in materia di immigrazione // http://www.associazionedeicostituzionalisti.it/ dossier/riformaimmigrazio ne /index.html.

98. Bast J. The Legal Position of Migrants German Report // Report Presented to the XVIIth International Congress on Comparative Law, Utrecht, 16 -22 July 2006.

99. BaubockR. Citizenship and National Identities in the European Union // www.jeanmonnetprogram.org/papers/97/97−04-html.

100. Bisi L. Breve note sul rapporto tra stato di necessita e diritti fondamentali dello straniero // Jus. 1992. No. 1. P. 75 85.

101. Bosniak L. S. Membership, equality, and the difference that alienage makes // New York University Law review. Vol. 69. 1994. No. 6. P. 1047 -1149.

102. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. -L.: Harvard University Press, 1992. 270 p.

103. Bruquetas-Callejo M., Garces-Mascarenas B., Penninx R., Scholten P. Policymaking related to immigration and integration. The Dutch Case. IMISCOE Working Paper: Country Report. Working Paper No. 15. Amsterdam, 2007 // http://dare.uva.nl/document/53 748.

104. Bulvinaite I. Union Citizenship and its Role in the Free Movement of Persons Regimes // http://webjcli.ncl.ac.uk/2003/issue5/bulvinaite5.html.

105. Cagiano de Azevado R. La nuova immigrazione in Italia // Politica in Italia. I fatti dell’anno e le interpretazioni. Bologna: II Mulino, 1988. — P. 237−255.

106. Cold E. La nuova disciplina della condizione dello straniero. -Milano: IPSOA, 2000. 216 p.

107. Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Ed. by W. Kymlicka and M. Opalski. -Oxford: Oxford University Press, 2001. 350 p.

108. Cannizzaro E. La nuova disciplina dell’ingresso e dell’allontamento degli stranieri // Rivista di diritto internazionale. 1990. Vol. LXXIII. Fasc. l.P. 71 -92.

109. Carrera S. Legal Migration Law and Policy Trends in a Selection of EU Member States// www.libertysecurity.org.

110. Casey J. Ireland // International Encyclopaedia of Laws. Constitutional Law. Suppl. 5. The Hague: Kluwer Law International, 1993. — 126P.

111. Castles S. Confronting the Realities of Forced Migration/ZMigration Information Source. 2004. May 1.

112. Chaloff J. Italy // Current Immigration Debates in Europe. J. Niessen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 2005 // http://www.migpolgroup.com/multiattachments/DocumentName/ EMD Italy2005.pdf.

113. Ching L.P. Migration Policies in the Netherlands. Migpol Netherlands // http://www.emz-berlin.de/projectee /pj32lpdf/ Mig-PolNeterlands .pdf.

114. Clapham A. Human Rights and the European Community: a Critical Overview. Baden-Baden: Nomos, 1991. — 272 p.

115. Closa C. A New Social Contract? EU Citizenship as the Institutional Basis of a New Social Contract: Some Sceptical Remarks // EUI Working Paper RSC No. 96/48. 20 p.

116. Close P. Citizenship: Europe and Change. L.: Macmillan Press, 1995;305 p.

117. Code de l’entree et du sejour des etrangers en France. P.: Litec, 2001.-979 p.

118. Il Codice Costituzionale. A cura di A. Mattioni. Seconda ed. -Piacenza: Casa editrice La Tribuna, 2000. 1528 p.

119. Commentaries on the Immigration-Control and Refugee-Recognition Act, References and Relevant Decisions by Courts // http://www.unhcr.org/ refworld/3 ed8el694.pdf.

120. Cyrus N. Active Civic Participation of Immigrants in Germany. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/politis-europe/ download/Germany.pdf.

121. Cyrus N., Vogel D. Germany //Current Immigration Debates in Europe. J. Niessen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/ multiattachments/ 2971/ DocumentName/ EMDGermany2005.pdf.

122. Developing Anti-Discrimination Law in Europe. The 25 EU Member States compared. Prepared by M. Bell, I. Chopin, F. Palmer. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Commission, 2007. — 113 p.

123. Di Martino A. Diritto di cittadinanza dell’Unione europea e interpretazione estensiva del diritto di circolazione e soggiorno// www. associazionedeicostituzionalisti. it/cronache/ giurisprudenzacomunitaria/.

124. Di Martino A. La sentenza del Tribunale Costituzionale tedesco sul mandato d’arresto europeo //associazionedeicostituzionzlisti.it/cronache/ estero/arrestogermania/.

125. Doomernik J. The State of Multiculturalism in the Netherlands // Canadian Diversity. 2005. Vol. 4. Is. 1. P. 32 -35.

126. Dtivell F. Active Civic Participation of Immigrants in the United Kingdom. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/UK.pdf.

127. The Dynamics of International Migration and Settlement in Europe. A State of the Art / Ed. by R. Penninx, M. Berger, K. Kraal. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. — 318 p.

128. Efionayi D., Niederberger J.M., Wanner P. Switzerland Faces Common European Challenges // Migration Information Source. 2005. February.

129. ElrickJ. Canada. Country Profile // www. focus-migration.de.

130. Ens or J., Shah A. The United Kingdom //Current Immigration Debates in Europe. J. Niessen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: EuropeanMigration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/ multiattachments/ 3014/DocumentName/ EMDUK2005.pdf.

131. Ersanilli E. Netherlands. Country Profile // www. focus-migration.de.

132. Expulsion and Detention of Aliens in the European Union Countries / Ed. by B. Nascimbene. Milano: Giuffre, 2001. — 602 p.

133. Europe A New Immigration Continent: Policies and Polities in Comparative Perspective / Ed. by D. Thranhardt. — Munster: Hamburg Lit., 1992. — 252 p.

134. European Immigration Policy. A Comparative Study / Ed. by T. Ham-mar Cambridge: Cambridge University Press, 1985. — 319 p.

135. European Migration Network. Dutch National Contact Point. Developments in Migration and Asylum policy in the Netherlands: 1 July 2004 -31 December 2005. Policy Analysis Report 2005. April 2006. Rotterdam: ISN, 2006. — 64 p.

136. Evans A.C. European Citizenship // The Modern Law Review. 1982. Vol. 45.No. 5. P. 497−515.

137. The Execution of Strasburg and Geneva Human Rights Decisions in the National Legal Order / Ed. by T. Barkhuysen, M.L. Van Emmerik and P.H.P.H. M.C. Van Kempen The Hague: Kluwer Law International, 1999. -385 p.

138. Faist T. Immigration, integration and the ethnization of politics // European Journal of Political Research. 1994. No. 4. P. 440 455.

139. Five Decades of Constitutionalism in Japanese Society. Tokyo: Tokyo University Press, 2001. — 350 p.

140. Goli M., Rezaei S. Active Civic Participation of Immigrants in Denmark. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Denmark.pdf.

141. Gonzalez-Enriques C. Active Civic Participation of Immigrants in Spain. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/politis-europe/download/Spain.pdf.

142. Guendelsberger J. W. Access to Citizenship for Children Born Within the State to Foreign Parents // The American Journal of Comparative Law. 1992. Vol. 40. N 2. P. 379 428.

143. Hamilton K., Simon P., Veniard C. The Challenge of French Diversity // Migration Information Source. 2004. November.

144. Hammar T. Democracy and the Nation State. Aliens, Denizens and Citizens in a World of International Migration. Aldershot: Brookfield, 1994.-226 p.

145. Hata H., Nakagawa G., Nakagawa T. Japan // International Encyclopaedia of Laws. Constitutional Law. Suppl. 20. The Hague: Kluwer Law International, 1996. — 208 p.

146. Hepple B. A Unified Approach to Equality Law // Roma rights quarterly. 2003. N 1−2. P. 1−26.

147. Hirowatari S. Foreigners and the «Foreigners Question» under Japanese Law // Annals of the Institute of Social Science. 1993. No. 35. P. 91 — 122.

148. Hollifield J.F. Immigrants, Markets and States. The Political Economy of Postwar Europe. L.: Harvard University Press, 1992. — 305 p.

149. Hood Philips O., Jackson P., Leopold O. Constitutional and Administrative Law. L.: Sweet & Maxwell, 2001. — 855 p.

150. Hoogenboom T. Free Movement of Non-EC Nationals // www. ejil. org/V ol3/No l/art2.pdf.

151. Hottelier M. Le nouveau droit de la nationalite Suisse // Revue internationale de droit compare. 1991. N. 3. P. 565 584.

152. Howard M. Comparative Citizenship: An Agenda for Cross-National Research // Perspectives on Politics. 2006. Vol. 4(3). P. 443 455.

153. Howard M. Variation in Dual Citizenship Policies in the Countries of the EU // International Migration Review. 2005. Vol. 39. No. 3. P. 697 -720.

154. Human Rights Watch, Fleeting Refuge: The Triumph of Efficiency over Protection in Dutch Asylum Policy. 2003, 9 April // http:// www. unhcr. org/ refworld/ docid/3 f4f59599.html.

155. Immigrazione e aspetti giudiziari: documentazione statistica // La critica sociologica. 1998. No. 125. P. 43 54.

156. Innovative Concepts for Alternative Migration Policies. Ten Innovative Approaches to the Challenges of Migration in the 21st Century / Ed. be M. Jandl. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007. — 155 p.

157. Integration and Pluralism in the Societies of Immigration. International Workshop. Jerusalem, Israel. 19 -23 March 1995 // Eurosocial report. 1995. N54. 143 p.

158. Isozaku I. Questioning Japan’s «Closed Country» Policy on Refugees // www.iwanami.co.jp/jpworld/text/Closedcountry01 .html.

159. Jacobs F.G., White R.C. The European Convention on Human Rights. Second ed. — N.Y.: Clarendon Press, 1996. — 469 p.

160. Jacobson D. Rights across Borders. Immigration and the Decline of Citizenship.- Baltimore: J. Hopkins University Press, 1996. -200 p.

161. Kashiwazaki C. Japan’s Resilient Demand for Foreign Workers // Migration Information Source. 2002. May 22.

162. Kashiwazaki C., Akaha T. Japanese Immigration Policy: Responding to Conflicting Pressures // Migration Information Source. 2006. November.

163. Kaya B. Switzerland // Current Immigration Debates in Europe. J. Ni-essen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 200 5 //http://www.migpolgroup.com/multiattachments/ 3013/ Docu-mentName/ EMD Switzerland2005.pdf.

164. Kentaro S. Some Questions of the Legal Status of Foreign Workers in Japan // The Japanese Annual of International Law. 1990. No, 33. P. 72 -89.

165. Kickert W.J.M. Beneath consensual corporatism: traditions of governance in The Netherlands// Public administration. 2003. Vol. 81. No. 1. P. 119−140.

166. Kokott J. EU citizenship citoyens sans frontiers? // www.dur.ac.uk/ deli/ annuallecture/ pastlectures.

167. Konstadinides T. Citizenship within the scope of ratione materiae of Community law: the current approach of the Court of Justice // European Current Law. 2009. Is. 4. P. xi-xv.

168. Konig K, Perching B. Austria // Current Immigration Debates in Europe. J. Niessen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: EuropeanMigration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/multiattachments/ 2956/DocumentName/EMD Austria 2005 .pdf.

169. Koopmans R. Tradeoffs Between Equality and Difference The Crisis of Dutch Multiculturalism in Cross-National Perspective // www. igualda-doportunidades.es/ archivos/doc511200716246pdf.

170. Kortmann C.A.J.M., Bovend' Eert P.P.T. The Netherlands // International Encyclopaedia of Laws. Constitutional Law. Suppl. 35. The Hague: Kluwer Law International, 2000. — 190 p.

171. Kosic A., Triandafyllidou A. Active Civic Participation of Immigrants in Italy. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Italy.pdf.

172. Kraler A., Sohler K. Active Civic Participation of Immigrants in Austria. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Austria.pdf.

173. Kreinbrink A. Spain. Country Profile // www. focus-migration.de.

174. Kretzchmar C. Immigration as a labour market strategy. France. Brussels: European Migration Dialog, 2005 // http:// www. migpolgroup. com/multiattachments/2551/DocumentName/FrancelmmigrationLabourMar ket.pdf.

175. Labayle H. La libre circulation des personnes dans l’Union europeenne, de Schengen a Amsterdam // L’Actualite juridique Droit administratif. 1997. No. 12. P. 923 — 935.

176. Lardi H. The Political Rights of Union Citizenship // European Public Law. 1996. Vol. 2. Is. 4. P. 611 633.

177. Legomsky S.H. Immigration, Equality and Diversity // Columbia Journal of Transnational Law. 1993. Vol. 31. N. 2. P. 319−335.

178. Levi Sandri L. Free Movement of Workers in the European Community//Bulletin EC. 1968. No. 11. P. 5−12.

179. The Linguistic Integration of Adult Migrants. International Seminar. Sevres, 26−27 September 2005 //www.coe.int/t/dg4/linguistic/ Source/ MigranysSevres2005 linguisticintegrationEn.pdf.

180. Livi-Bacci M. «Nous» et «eux»: l’Europe et les Etats-Unis face a l’immigration // Politique etrangere. 1994. N. 3. P. 661 670.

181. Maas W. Citizenship, Free Movement and EU Enlargement // Jean Monnet/Robert Schuman Paper Series. 2005. October. Vol. 5. No. 34. 45 p.

182. Maas W. The Evolution of EU Citizenship // www.princeton.edu /~smeunierMaas20%Memo.pdf.r.

183. Mac Einri P. Ireland // Current Immigration Debates in Europe. J. Ni-essen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/multiattachments/ 3006/ Docu-mentName/ EMDIreland2005.pdf.

184. Manuale di diritto pubblico. A cura di G. Amato e A. Barbera con la collaborazione di C. Fusaro. 4 ed. — Bologna: Il Mulino, 1994. -1052 p.

185. Marinelli V. The Netherlands // Current Immigration Debates in Europe. J. Niessen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/multiattachments/ 3009/DocumentName/EMD Netherland2005 .pdf.

186. Mavrodi G. «Europeanising» national immigration policy: the case of Greece // Center on Migration, Citizenship and Development. Working Paper. 2005. No. 8. -30 p.

187. Melica L. II d.d.l. «Amato» di riforma delle norme in materia di cittadinanza. Politiche di inserimento e 'lealta costituzionali'// www. associazionedeicostituzionalisti. it/ dibattiti/attualita/melica.html.

188. Mengozzi M. Le recenti vicende del testo unico sull’immigrazione tra Corte Cotituzionale e legislazione d’urgenza // www. Associazione deicostituzionalisti. it/cronache/giurisprudenzacostituzionale/.

189. Michalowski I. What Is The Dutch Integration Model, And Has It Failed? // Focus Migration. Policy Brief. 2005. April. No. 1.

190. Migration and Citizenship. Legal Status. Rights and Political Participation / Ed. by R. Baubock. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. 119 p.

191. Migration and the Regulation of Social Integration / Ed. By A. Bocker, B. de Hart, I. Michalowski. — Osnabriik: Osnabriik University, 2004.-231 p.

192. Moren-Algeret R. Immigrants and Immigration Policy-Making. The case of Spain. Country report. Amsterdam, 2005 // http://dare.uva.nl/ document/39 854.

193. Murphy K. France’s New Law: Control Immigration Flows, Court the Highly Skilled // Migration Information Source. 2006. November 1.

194. Nagy B. Migration between the European Union and Hungary and the Regulating Law: A Case Study // European Public Law. 1997. Vol. 3. Is. 3. P. 363−387.

195. Nascimbene B. Lo straniero nel diritto italiano. Milano: Giuffre, 1988.-376 p.

196. La nationalite francaise. Recueil des textes legislatifs et reglementaires, des conventions internationales et autres documents. -Paris: La Documentation francaise. 429 p.

197. Nationality and International Law in Asian Perspective / Ed. by Ko Swan Sic. Dordrecht: Nijhoff, 1990. — 506 p.

198. The Netherlands: Discrimination in the Name of Integration. Migrants' Rights under the Integration Abroad Act // Human Rights Watch. 2008. May. N. 1. 33 p.

199. Newland K. Drop in Asylum Numbers Shows Changes in Demand and Supply // Migration Information Source. 2005. April 1.

200. The Nexus between Immigration, Integration and Citizenship in the EU. Collective Conference Volume. 2006. April. 69 p.

201. Non-Discrimination Law: Comparative Perspective. The Hague: Brill, 1999.-464 p.

202. Olivera A., Galego A.M., Godinho L.M.M. A Media.

203. Ortega Perez N. Spain: Forging an Immigration Policy // Migration Information Source. 2003. February.

204. Pagotto C. Primo si della Consulta all’arresto dello straniero che si trattiene illegalment // www.associazionedeicostituzionalisti.it/cronache/ file/arrestostraniero .html.

205. Pastore F. Famiglie immigrate e diritti occidentali: il diritto di famiglia musulmana in Francia e in Italia // Rivista di diritto internazionale. 1993, No.l. P. 73−117.

206. Penninx R. Integration Policies for Europe’s Immigrants: Performance, conditions and challenges. An expert paper for the Sachverstangenrat fur Zuwanderung and Integration. 2004 // http:// dare.uva.nl/ document/14 073.

207. Penninx R. Integration of Migrants: economic, social, cultural and political dimensions. Background Paper for the UNECE-conference. January 12−14, 2004, Geneva//http://dare.uva.nl/document/14 075.

208. Penninx R., Garces-Mascarenas B., Scholten P. Policymaking Related to Immigration and Integration: a Review of the Literature of the Dutch Case. IMISCOE Country Report on The Netherlands. Amsterdam, 2005 //http://dare.uva.nl/document/50 310.

209. Protecting Human Rights: The European Dimension. Studies in Honor of Gerard J. Wiarda. Koln: C. Heymanns Verlag, 1988. — 750 p.

210. Racism and Migration in Western Europe / Ed. by J. Solomos and J. Wrench. Oxford: Berg, 1993. — 293 p.

211. Rasmussen H. K. No entry. Immigration Policy in Europe. Copenhagen: Copenhagen Business School Press, 1997. — 206 p.

212. Rath J. Political action of immigrants in the Netherlands: class or ethnicity? // European Journal of Political Research. Special Issue: immigration and politics. 1988. Vol. 16. N. 6. P. 623 644.

213. Rosas A. Nationality and Citizenship in a Changing European and World Order // Law and Exogenous Influence. Turku: Turku University Press, 1994. P. 30−59.

214. Rosenfeld M. Rapporteur’s Report on the Citizenship and Social Diversity Theme. International Conference on Federalism. Mont-Tremblant, October 1999 // www.forumfed.org.

215. Sagne S. Saksela S., Wilhelmsson N. Active Civic Participation of Immigrants in Finland. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 //www.uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Finland.pdf.

216. Satt J. Migration and Population Change in Europe. UNIDIR Research Paper. N.Y., 1993. No. 19.-45 p.

217. Sawyer C. Civis Europeanus Sum: the citizenship rights of the children of foreign parents // Public Law. 2005. Autumn. P. 477 484.

218. Schade H. The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. Vol. 49. No. 1. P. 99 104.

219. Schuerkens U. Active Civic Participation of Immigrants in France. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 //www.uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/France.pdf.

220. Sedler R.A. United States // International Encyclopaedia of Laws. Constitutional Law. Suppl. 6. The Hague: Kluwer Law International, 1994.-288 p.

221. Shaw J. European Union Citizenship: the IGC and Beyond // European Public Law. 1997. Vol. 3. Is. 3. P. 413 439.

222. Shaw J. Individual Rights and Citizenship. A Dynamic Interaction // www.gps.uni-hannover.de/europe/shaw.htm.

223. Shaw J. The Interpretation of European Union Citizenship // The Modern Law Review. 1998. Vol. 61. No. 3. P. 293 317.

224. Simon P. French Integration Policy: Old Goals in New Bottles // Migration Information Source. 2003. January 1.

225. Snel E., de Boom J., Engbersen G. Migration and migration policies in the Netherlands. Rotterdam: ErcomerErasmus University, 2004. — 132 p.

226. Soy sal Y. Limits of Citizenship: Migrants and Postnationar Membership in Europe. Chicago, 1994.

227. Spain’s New 'Regularization' Procedure: is this the way forward? // CTPS The Centre for European Policy Studies. 2005. February // http ://www. ceps .be/ wp. php?articleid=408.

228. Stenum H. Denmark // Current Immigration Debates in Europe. J. Messen, J. Schibel, C. Thompson (eds.). Brussels: European Migration Dialog, 2005// http://www.migpolgroup.com/multiattachments/ 2965/ DocumentName/ EMDDenmark2005.pdf.

229. Stranieri tra i diritti. Trattenimento, accompagnamento coattivo, riserva di giurisdizione. Atti del Seminario Ferrara, 26 gennaio 2001/ A curadi R. Bin, G. Brunelli, A. Pugiotto, P. Veronesi. Torino: G. Giappichelli Editore, 2001. — 247 p.

230. Strozzi E. Rifugiati e asilo politico nella legge N. 39 del 1990 // Rivista di diritto internazionale. 1990. Vol. LXXIII. Fasc. 1. P. 93 104.

231. Sweetman A. Immigration as a labour market strategy. Canada. Brussels: European Migration Dialog, 2005 // http:// www. migpolgroup. com/ multiattachments/ 2547/DocumentName/ Canadalmmigration Labour Market, pdf.

232. Takahashi K. Japan’s Efforts on the Refugee Problem // www.jiia.or.jp/pdf/shuppan/kokumone/no513/ takahashi.pdf.

233. Tanaka H. Immigration and the 2007 French Presidential Elections // Immigration Backgrounder. May 2007. No. 3.

234. Teixeira A., Albuquerque R. Active Civic Participation of Immigrants in Portugal. European research project POLITIS. Oldenburg^* 2005 // www. uni-oldenburg.de/politis-europe/download/Portugal.pdf.

235. Ter Wal J. Active Civic Participation of Immigrants in the Netherland. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 // www. uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Netherland.pdf.

236. Tridimas T. The General Principles of EC Law. Oxford: Oxford University Press, 1999. — 377 p.

237. Ugba A. Active Civic Participation of Immigrants in Ireland. European research project POLITIS. Oldenburg, 2005 //www.uni-oldenburg.de/ politis-europe/download/Ireland.pdf.

238. Van Dalen H.P., Henkens K. The Rationality Behind Immigration Policy Preferences // http://www.dare.uwa.nl/document/13 486.

239. Van den Wyngaert C. Applying the European Convention on Human Rights to Extradition: Opening Pandora’s Box? // International and Comparative Law Quarterly. 1990. Vol.39. Part 4. P. 757 779.

240. Van Dijk P., van Hoof G.J. H. Theory and Practice of the European Convention on Human Rights. The Hague: Kluwer Law International, 1998.-800 p.

241. Van Selm J., Tsolakis E. The Enlargement of an «Area of Freedom, Security and Justice»: Managing Migration in a European Union of 25 Members//Migration Policy Institute. Policy Brief. 2004. No. 4.

242. Vincenzi Ch. European Citizenship and Free Movement Rights in the United Kingdom // Public Law. 1995. Summer. P. 259- 275.

243. Wang D. T. C. A propos de la nouvelle loi japonaise sur la nationalite // Journal du Droit International. 1992. No. 1. P. 45 70.

244. Weil P. Access to citizenship: A comparison of twenty five nationality laws // Citizenship Today: Global Perspectives and Practices. Ed. by A. Al-einikoff and D. Klusmeyer. Washington: Carnegie Endowment, 2001. — P.

245. Who is a Refugee? A Comparative Case Law Study / Ed. by J.-I. Car-lier, D. Van-heule, K. Hullmann. The Hague: Kluwer Law International,.

246. Withol de Wenden C. Les pays europeens face a l’immigration II Pouvoirs. 1988. N. 47. P. 133 144.

247. Zappi S. French Government Revives Assimilation Policy // Migration Information Source. 2003. October 1.

248. Zincone G. Italian immigrants and immigration policy-making: Structures, actors and practices. IMISCOE Working Paper. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. — 45 p.

249. Zincone G., Caponio T. Immigrant and immigration policy-making: The case of Italy. IMISCOE Working Paper: Country Report. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. — 20 p.17.35.1997.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой