Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств: по материалам Дальневосточного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на проведение различных специальных профилактических операций и принимаемые меры, кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе приобретают все более организованный характер. Этот вид преступлений по своим доходам не уступает обороту наркотиков. Такая высокая доходность краж автомобилей и иных транспортных средств является побудительным импульсом для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Криминологическая характеристика краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств
    • 1. 1. Анализ динамики, состояния и структуры краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе
    • 1. 2. Личность преступника, совершающего кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств, и ее характеристика
    • 1. 3. Факторы, детерминирующие кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств
  • Глава II. Предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств
    • 1. 1. Основные направления предупреждения краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств
    • 1. 2. Правовое обеспечение и организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств
    • 1. 3. Виктимологическая профилактика краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств

Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств: по материалам Дальневосточного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее важных проблем России XXI века является борьба с преступностью. В документах органов высшей государственной и исполнительной власти Российской Федерации постоянно подчеркивается, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства общества и экономической деятельности, приобретает сегодня особую остроту. «Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции"1. Несмотря на то, что основные усилия МВД, УВД субъектов Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу и их подразделений на местах направлены на раскрытие преступлений, почти в каждом регионе стало больше совершаться имущественных преступлений, против собственности, в том числе краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств.

Тенденция роста краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств неизменно сохраняется на протяжении ряда лет. Так, за последние четыре года количество преступлений, совершаемых с целью завладения автомототранспортом, увеличилось на 60% (с 75 893 в 2000 году до 124 502 в 2005 году) при крайне низкой их раскрываемости. Только в 2005 году.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос Газета 2000 18янв остались нераскрытыми 84 300 краж автомобилей и иных транспортных средств, втом числе 48 100 автомобилей.

Кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств представляют собой острейшую проблему, как для их владельцев, так и для государственных структур, страховых компаний и общества в целом, которые вынуждены нести огромные финансовые потери. Анализ статистических данных свидетельствует, что Хабаровский и Приморский края в течение последних трех лет занимают 10−11 место среди субъектов Российской Федерации по росту краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств.

Несмотря на проведение различных специальных профилактических операций и принимаемые меры, кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе приобретают все более организованный характер. Этот вид преступлений по своим доходам не уступает обороту наркотиков. Такая высокая доходность краж автомобилей и иных транспортных средств является побудительным импульсом для преступных группировок. Преступные группы, совершающие кражи и угоны автотранспорта и иных транспортных средств, характеризуются высоким профессионализмом, вовлекают в свою преступную деятельность лиц, работающих в органах власти, пограничных, таможенных и иных правоохранительных структурах.

Автор полностью разделяет мнение ученых и практиков о том, что возрастающие масштабы краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств с каждым днем представляют все более реальную угрозу безопасности Дальневосточного региона. Малорезультативными остаются попытки взять под контроль криминальную ситуацию соответствующего направления.

Степень научной разработанности темы. Теоретической основой исследования явились труды ведущих российских криминологов: Г, А Аванесова, А. И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева, С. С. Босхолова, Н. И. Ветрова, К. К. Горяинова, А. И. Долговой,.

A.Э. Жалинского, Н. И. Загородникова, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, С. Я. Лебедева, Ю. И. Ляпунова, С. М. Миньковского,.

B.C. Овчинского, А. Б. Сахарова, A.M. Яковлева и др.

Отдельным вопросам предупреждения краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств были посвящены исследования: Е. В. Горенской, М. Т. Задоянного, С. А. Гусейнова, В. А. Кузнецова, Н. И. Невского, В. Е. Приходько и ряда других авторов. Их работы существенно помогли сформулировать общую концепцию настоящего исследования.

Однако рассматривались они в связи с изучением проблем предупреждения этого вида преступности в более ранний временной период и в других регионах России. Таким образом, исследование краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями этого вида преступности, во-вторых, необходимостью их предупреждения на региональном уровне, а именно в Дальневосточном федеральном округе. Тем самым определяется особенность диссертационного исследования и его актуальность.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе борьбы с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств, а также криминологические аспекты предупреждения указанных преступлений на региональном уровне.

Предмет исследования составили состояние и динамика краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионефакторы, детерминирующие данные преступлениялица, совершившие кражи и неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, виктимное поведение лиц, потерпевших от данных видов преступленийдеятельность органов внутренних дел и негосударственных органов по осуществлению профилактики краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка теоретических положений, практических мер и рекомендаций по совершенствованию предупреждения хищений и неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи.

— анализ состояния, структуры, динамики краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе;

— выявление и анализ факторов, способствующих совершению краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств;

— изучение особенностей личности преступников, совершивших кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств;

— проведение виктимологического анализа потерпевших от краж и угонов автомобилей и иных транспортных средствопределение основных направлений, форм и методов профилактической деятельности органов внутренних дел, их служб и подразделений по предупреждению краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств;

— изучение деятельности негосударственных организаций по профилактике краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств;

— разработка и внесение рекомендаций и предложений, направленных на решение имеющихся проблем профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с изучаемыми преступлениями.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют положения теории научного познания общественных процессов правовых явлений.

Наряду с общими методами исследования применялись также частнонаучные: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документов.

Нормативной базой исследования послужили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы РФ «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие, ведомственные нормативные акты, различные документы юридического характера (постановления, инструкции и т. д.).

Научная обоснованность и достоверность диссертационного исследования определяются эмпирической базой, включающей в себя:

— анализ статистических данных о преступлениях в сфере незаконного оборота автотранспорта по Дальневосточному региону за 2001 — 2005 годы;

— изучение материалов 470 архивных уголовных дел о кражах и угонах автомобилей и иных транспортных средств;

— обобщение 300 материалов, отказанных в возбуждении уголовного дела;

— анализ результатов опроса 200 работников органов внутренних дел;

— анализ результатов опроса 310 потерпевших от краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств.

Научная новизна исследования. Автором одним из первых на региональном уровне проведено самостоятельное исследование монографического характера, в котором рассмотрены кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств с криминологических позиций, а также проанализированы вопросы и разработаны предложения, связанные с обеспечением эффективной профилактики данных преступлений.

Новизна исследования определяется также содержащейся в диссертации информацией, полученной в результате сбора и обработки данных конкретных социологических исследований о кражах и угонах автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств тесно связаны с незаконным оборотом автомобилей, что крайне отрицательно сказывается на криминогенной обстановке в Дальневосточном регионе. Их предупреждение и раскрытие — очень сложная задача. Эти преступления требуют постоянного научного изучения в целях разработки мер по повышению эффективности борьбы с ними, особенно на региональном уровне.

2. Оценивая состояние краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств, совершаемых в Дальневосточном регионе, необходимо учитывать скрытую (латентную) часть преступности. В общей массе не учитывается 7 — 10% краж и 18 — 20% угонов автомобилей и иных транспортных средств.

3. В работе раскрывается ряд специфических факторов, способствующих совершению краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе. В частности, подчеркивается влияние следующих факторов:

— географическая удаленность Дальневосточного региона от центра и слабая степень интегрированное&tradeРоссии в международных организационных структурах стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в борьбе с преступностью;

— особенность Дальневосточного региона, в котором все 10 субъектов Российской Федерации, входящих в его состав, являются приграничнымииз 144 административных районов, входящих в состав этого региона, 133 имеют статус приграничных;

— отсутствие на рынке качественных, недорогих, модифицированных отечественных автомобилей, использование гражданами и юридическими лицами автомобилей японского и корейского производства.

4. Криминологическая характеристика личностных особенностей преступников, совершающих кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств, исследование лиц, привлеченных к уголовной ответственности за неправомерное завладение автотранспортом, показали, что среди совершивших кражи автотранспорта самый криминогенный возраст 25 — 29 лет (40%), 30 — 35 лет (39%). Среди совершивших угон автотранспорта 14 — 17-летних — 55%, 25 — 29-летних — 30%.

5. Лица, совершающие кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств, включаются в понятие «особый социальный тип личности», а применительно к преступному посягательству на собственность (автомобиль), вводится понятие «автовор» — как особый тип преступника. Ввиду специфики преступного поведения лиц, совершающих кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств, выделяется три основных типа «автоворов» — случайные, злостные и особо злостные.

6. Кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе приобретают все более организованный характер. Высокая доходность краж автомобилей и иных транспортных средств, которая не уступает незаконному обороту наркотиков, является побудительным импульсом для специализирующихся в этой сфере преступных группировок.

7. Значительная часть (43%) краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств носит групповой характер. Преступные группы, совершающие кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств, характеризуются высоким профессионализмом, вовлекают в преступную деятельность несовершеннолетних, безработных, а также лиц, работающих в органах власти и иных правоохранительных структурах.

8. Особенности краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств в Дальневосточном регионе позволяют осуществлять предупреждение преступлений этого типа не только путем выявления лиц, которые могут совершать преступления, но и оказывать соответствующее профилактическое воздействие на тех, чье опасное с виктимологических позиций поведение может способствовать неправомерному изъятию автомобиля.

9. Система предупреждения краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств включает в себя различные виды и формы профилактики, однако специфику определяет предмет преступленияавтомобиль. Особое значение придается специальной профилактике, которая сводится к выявлению конкретных лиц, замышляющих и готовящихся совершить кражу и угон автомобиля или иного транспортного средства.

10. Вносится и обосновывается комплекс предложений по совершенствованию профилактики краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств на региональном уровне в субъектах Дальневосточного региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в научных выводах и предложениях по рассматриваемой проблеме, которые могут стать основанием для дальнейшей научной полемики и предпосылкой проведения новых научных исследований.

Исследуемые в диссертации проблемы борьбы с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств относятся к числу важных проблем современной юридической науки. Их анализ позволит разработать теоретическую и методологическую основу профилактической деятельности государственных органов в отношении краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании:

— в совершенствовании норм, регламентирующих уголовную ответственность за кражи и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

— в правоприменительной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов;

— при разработке региональных программ по предупреждению краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств;

— в научно-исследовательской работе при дальнейшем изучении общественно-опасного поведения лиц, совершающих кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств;

— в учебном процессе, а также в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертационного исследования освещались на международных семинарах: «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004) — «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2003) — на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности Российской Федерации» (Уссурийск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения» (Улан-Удэ, 2006).

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность криминальной милиции УВД Хабаровского края и УВД Еврейской автономной области, службу милиции общественной безопасности УВД Приморского края, а также используются в учебном процессе Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск), Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (г. Владивосток), Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск).

Основные положения диссертации отражены в семи научных публикациях автора объемом 4,5 п.л.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой