Церковноприходские школы в России: 1884-1918 гг
Во второе десятилетие, благодаря поддержке С. Ю. Витте, церковные школы получают значительные суммы от государства, превышающие те, которые шли на народное образование по смете Министерства народного просвещения. В этот период они воспринимались как главный элемент школьной политики государства. По-прежнему указывалось на их воспитательный характер, но все чаще в публицистике и отчетах… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Церковноприходская школа в период обер-прокурорства К. П
- Победоносцева. 1880 — 1905гг
- 1. Церковная школа до 1880 — 1905 гг
- 2. Создание «Правил о Церковноприходской школе» от 13 июня 1884 года
- 3. Становление системы церковноприходских школ
- 1896 гг
- 4. Развитие законодательной базы церковных школ. Положение о церковных школах 1 апреля 1902 года
- 5. Взаимоотношение Святейшего Синода и Министерства народного просвещения в области начального образования. Вопрос об объединении школ в одном ведомстве
- Глава II. Основные аспекты существования церковноприходских школ в период с 1884 по 1904 гг
- 1. Финансирование церковных школ
- 2. Динамика роста церковных школ
- 3. Учителя и ученики. Обучение в церковноприходских школах
- Глава III. Церковноприходская школа в 1905 — 1918 гг
- 1. Церковная школа в 1905 — 1907 гг
- 2. Обсуждение проблемы начального народного образования в Государственной думе и Государственном совете
- 3. Динамика развития церковноприходских школ в период с
- 1907 по 1914 гг
- 4. Церковноприходская школа в 1917 — 1918 гг
Церковноприходские школы в России: 1884-1918 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Итак, церковноприходские школы, которые получили законодательное оформление в результате реформы 1884 года, просуществовали в дальнейшем на протяжении трети века и были полностью уничтожены Советской властью. История церковных школ, хотя и говорит об их многовековом существовании, но, не смотря на это, государство начинает обращать на них пристальное внимание лишь с середины XIX века. В царствование Александра II духовенство активизирует свою деятельность по созданию школ для народа, но, не получив значительной поддержки от государства и общества, отходит от нее. В конце 70-х годов правительство вновь обращает внимание на образовательный потенциал Русской Православной Церкви, полагая, что он позволит обеспечить определенную политическую стабильность в обществе. В проектах говорилось об улучшении материального положения духовенства, которое позволило бы усилить его влияние на все начальные учебные заведения.
К.П. Победоносцев, заняв пост обер-прокурора, активизировал эту деятельность и создал специальную комиссию для разработки нового законоположения. Но цель реформы была изменена: используя потенциал духовенства, создать школы, независимые от негативного влияния земских деятелей.
Комиссией были созданы «Правила о церковноприходских школах», которые очертили лишь предварительный силуэт реформы без детальной проработки и предоставили это школьному управлению на местах и в ц.-нтре. В результате, в течение двух последующих десятилетий была создана система управления церковными школами. Эта структура управления не была продумана заранее и формировалась по мере возникновения необходимости и появления финансовой возможности.
Ее основой стали административные органы, которые подчинялись местному архиерею и занимались заведованием и контролем над деятельностью духовенства и школ. Новая епархиальная организация оказалась заметной структурой, не зависимой от духовной консистории и составляющей ей, отчасти, конкуренцию при воздействии на священников. Для поддержания деятельности церковных школ были внесены значительные изменения в законодательство, которое затрагивало церковное управление и организацию.
Местное духовенство по-разному восприняло новый закон о церковных школах. С одной стороны, обучение крестьянских детей яьлялось для него достаточно традиционным видом деятельности. С другой, закон лишь требовал от священников активного участия, при этом крайне мало поощряя их. Тем не менее, благодаря как административному давлению епархиальных властей, так и собственному желанию, значительная часть духовенства включилась в создание церковноприходских школ. Это позволило в короткий срок создать большое количество новых учебных заведений. Огромную роль при этом сыграла материальная помощь со стороны местного населения, которая поступала, в первую очередь, от крестьянских обществ, уездных земств, прихожан церквей и частных лиц, что свидетельствовало о широкой поддержке церковных школ местным населением.
Государственная политика в области церковных школ во многом выражалась в количестве ассигнований, которые шли из казны. В связи с этим можно проследить несколько этапов: первое десятилетие после издания Правил, когда создание и распространение школ не было связано с крупными ассигнованиями. В это время особо подчеркивалось их отличие or других начальных училищ, акцентировалось внимание на их воспитательном характере.
Во второе десятилетие, благодаря поддержке С. Ю. Витте, церковные школы получают значительные суммы от государства, превышающие те, которые шли на народное образование по смете Министерства народного просвещения. В этот период они воспринимались как главный элемент школьной политики государства. По-прежнему указывалось на их воспитательный характер, но все чаще в публицистике и отчетах обер-прокурора обращается внимание на их образовательное значение для населения, что вызвано постепенным улучшением качества образования, связанного с казенными ассигнованиями на церковные школы.
Третий этап приходится на период думской монархии, когда вопросы о выделении новых средств из казны проходили обсуждение через нижнюю палату российского парламента и были тесно связаны с идеей введения всеобщего обучения в стране. Относительно невысокое качество образования в церковных школах и их конфессиональный характер встречали критику со стороны левых и левоцентристских партий. Теперь на передний план выступает идея о равенстве образования в земских и церковноприходских школахих воспитательный характер в политической риторике отходит на второй план.
Воспитательный характер должен был обеспечиваться за счет связи с Церковью и большой роли приходского священника, а также большой роли учебных предметов, имеющих конфессиональный характер. На первых порах на духовенство возлагалась обязанность обучения в школе, что было вызвано как их политической благонадежностью, так и отсутствием значительного количества квалифицированных педагогических кадров. Но быстрый рост школ не мог дать духовенству возможность в полной мере исполнять эти обязанности, что заставляло привлекать учителей, не имеющих отношение к духовному сословию, а недостаток средств на обеспечение школ приводит к тому, что эту должность занимают лица, которые не обладали достаточным уровнем образования. Делаются попытки исправить эту ситуацию с помощью создания специальных учительских школ, занимающихся подготовкой кадров, а главное, с помощью увеличения жалования учителям.
Отсутствие прочной финансовой базы у реформы приводило к тому, что подобные мероприятия проводились в церковных школах в меньшем объеме, чем в других начальных учебных заведениях. Поэтому церковные школы отставали по уровню образования педагогических кадров и по качеству обучения от земских или министерских школ. В то же время необходимо отметить, что тенденция к преодолению этого разрыва была постоянной, став особенно заметной в начале XX века. В этот период если и можно говорить о качественном разрыве, то очень незначительном, позволяющем сделать вывод о примерном равенстве образования, получаемого в церковных и земских школах.
Широкое распространение церковных школ на селе сделало их одним из основных типов учебных заведений для крестьянства. Школы привлекали сельское население как общеобразовательным курсом, который не отличался от того, что изучали в других учебных заведениях, так и воспитательным характером обучения, связанным с традиционными для народа религиозными ценностями.
Создание большого количества школ с правильной организацией и подчиненную Синоду, приводило к тому, что они оказывались противопоставленными школам Министерства народного просвещения. На местах, из-за несогласованности действий, нередко возникали конфликты между их администрациями. Вместе с тем, даже в первые два десятилетия их существования, когда церковные школы воспринимались как орудие правительственной политики, вопрос о подчинении всех начальных училищ Синоду всерьез не стоял в правительстве, и даже К. П. Победоносцев не считал его актуальным. Иначе сложилась ситуация после революции 1905 гола, когда подчинение церковных школ учебному ведомству воспринималось значительной частью общества и Думой как главное условие для дальнейшего развития народного образования. В результате, Временное правительство реализовало это требование, тем самым, положив начало упразднению церковных школ.
С начала XX века все чаще звучит мнение, что реформа церковных школ проходила с помощью административных мер, и не была связана с общественными организациями. Это приводило к ряду проблем в ее существовании. В связи с этим в церковных кругах все больше оформляется мнение, что необходимо установить связь церковноприходских школ с церковными приходами, которое было закреплено решениями Поместного Собора Русской Православной Церкви. ф.
Затрагивая вопрос об оценке реформы церковных школ, необходимо отметить ее положительные и отрицательные стороны. Создание законодательства проходило без поддержки общественных сил, без опоры на материальную базу, при отсутствии учительских кадров, что в дальнейшем определило их недостатки: финансовую необеспеченность и слабое преподавание. Создание подчиненной Синоду системы школ, раскололо заведование начальным образованием между двумя крупными ведомствами.
Вместе с тем, привлечение духовенства, обладавшего большим образовательным потенциалом, позволило создать дополнительное количество начальных школ, численность которых исчислялась тысячами, а количество учащихся — миллионами. Это имело громадное просветительское значение для страны, где значительная часть населения не имела никакого образования.
1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф 797 Канцелярия обер-прокурора Св. Синода. Ф. 803 — Училищный совет при Св. Сеноде. On. 1−3 — Делопроизводство. Оп. 4 — Журналы заседаний Совета.
2. Оп. 12 Канцелярия наблюдателя церковноприходских школ. Ф. 1148 — Государственный совет. Ф. 1278 — Государственная дума. Ф 1574 — К. П. Победоносцев. Ф. 1604 — И. Д. Делянов.
3. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф 587 К. П. Победоносцев. Ф. 631 — С. А. Рачинский.
4. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 230 К. П. Победоносцев.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1099 Т. И. Филиппов.
6. Ф. 1803 Государственный комитет по народному образованию. Ф 2315 — Министерство народного просвещения Временного правительства.
7. Ф 3431 Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917;1918 гг.1. Документальные материалы.
8. Алфавитный сборник законоположений и распоряжений, помещаемых в циркулярах по Санкт-Петербургскому учебному округу за 1883−1893 гг. Спб., 1895.
9. Анциферов С. И. Справочная книга по низшему образованию. Спб., 1905;1914. Т. 1−6.
10. Вопрос о церковной школе в Государственной Думе. Сессия. 2 1908года. Заседания 3, 12 и 19 ноября. Стенографический отчет. Спб., 1908.
11. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за .1884−1914 гг. Спб., 1886−1916.
12. Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1908 г. Сессия 1−5. Часть II. Спб., 1908;1912.
13. Государственный Совет. Стенографические отчеты. 1911;1912. Сессия 7. Спб., 1912.
14. Денисов К. Всеобщее обучение: сборник законов и правительственных распоряжений. М., 1914.
15. Деяния Святейшего Собора Православной Российской Церкви 19 171 918 гг. Т. 2. М., 1994.
16. Журналы заседаний съезда отцов наблюдателей ЦПШ Волынской епархии. Житомир, 1913.
17. Инструкция учителям и учительницам церковно-приходских школ Таврической епархии. Б.м., 1913.И.
18. Лебедев А. И. Руководственные правила для уездных отделений епархиального училищного совета, наблюдателей церковно-приходских школ. Остров, 1891.
19. Лотоцкий В., Сендульский Г. Настольная книга по церковно-школьному образованию. Одесса, 1903.
20. Невский В. Учебный план одноклассной церковно-приходской школы, изложенный совместно с расписанием уроков по 3 третям учебного года. Спб. Б.г.
21. Обзор деятельности комиссий и отделов Государственной Думы. Третий созыв. Сессия 3 (1909;1910). Спб., 1910.
22. Оренбургский епархиальный съезд церковно-школьных деятелей. Труды съезда. Оренбург, 1916.
23. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Т. 1−3, Прибавления. Спб., 1906.
24. Отчет Тверского епархиального наблюдателя о состоянии церковныхшкол Тверской епархии в 1913;1914 году. Тверь, 1915.
25. Пермский епархиальный съезд председателей уездных отделений училищного совета и уездных наблюдателей церковных школ. Труды съезда, журналы заседаний. Пермь, 1913.
26. Подольский епархиальный съезд церковно-школьных деятелей. Каменец-Подольский, 1907.
27. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. 28 тт. Спб., 1911.
28. Постановления совещания наблюдателей Олонецкой епархии 28 июля 1 августа 1911 г. Петрозаводск, 1911.
29. Постановления съезда церковно-школьных деятелей Таврической епархии 11−15 июня 1912 года. Б.м., 1912.
30. Проект положения о церковно-приходских школах и объяснительная к лему записка. Спб., 1883.
31. Руководство для народных школ, церковно-приходских, городских и др. Харьков, 1889.
32. Спасский П. Н. Сборник правил о школах церковно-приходских и грамоты с относящимися к ним определениями Св. Синода, Училищного при оном совете и Новгородского епархиального начальства. Новгород, 1892.
33. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М., 1994.
34. Сумароков П. Собрание правил, законоположений и распоряжений Св. Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты. Вятка, 1899.
35. Тихомиров Д. И. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах Ведомства Православного исповедания. Спб., 1903.
36. Тихонов Д. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ с относящимися к ним определениями и указаниями Св. Синода. Спб., 1889.
37. Узаконения и распоряжения правительства и высшего церковного управления по делам церковных школ. Выпуск 1−14. Спб., 1902 1916.
38. Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. Т. 1−4. Спб., 1899 1911.
39. Федотов Ф. Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства Православного исповедания. Спб., 1907.
40. Циркулярные указы Св. Правительствующего Синода 1867 1900 гг. Собр. А. Завьялов. Спб., 1901.
41. Чуйковский Н. В., диакон. «Руководитель» церковно-приходских школ: Правила, разъяснения, инструкции, программы, расписания уроков, наставления. Староконстантинов, 1889.1. Статистические материалы.
42. Начальное народное образование в России. Под. ред. Г. Фальборка, В. Чарнолуского. Т. 1−4. Спб., 1900; 1905.
43. Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведённая 18 января 1911 года. Выпуск XVI. Итоги по империи. Пг&bdquo- 1916.
44. Статистические сведения о церковных школах Российской империи с 13 июня 1884 года. Спб., 1909.
45. Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. С! i6. 1903.
46. Мемуары, дневники, письма.
47. Витте С. Ю. Избранные воспоминания 1849 1911 гг. М., 1991. Воронова Е. А. Школа в Алуште. Из воспоминаний учительницы. Спб., 1905.
48. Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого. М., 1997.
49. Горбов Н. М., Рачинский С. А. Спб., 1903.
50. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. Иван Столяров. Записки русского крестьянина. // Записки очевидца. Воспоминания, дневники, письма. М., 1989.
51. Италинский А. Д. Из жизни церковно-приходской школы. М., 1906. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т. 1 в 2-х полутом. М.-Пг., 1923.
52. Левитский В. Из дневника Кременецкого уездного наблюдателя церковных школ. Почаев, 1898.
53. Львов А. Н. Князья церкви. // Красный архив, Т. 39−40, 1930. Мироносицкий А. Из дневника учителя церковно-приходской школы. //11ароднос образование. 1896, № 3−8.
54. Мироносицкий П. П. Дневник учителя церковно-приходской школы. Изд. 2-е. Спб., 1901.
55. Мироносицкий П. П. Из дневника учителя церковно-приходской школы П. Мироносицкого. Киев, 1895.
56. Никанор (Бровкович). Записки присутствующего в Св. Синоде. // Русский архив. 1906, № 7−12.
57. Новиков А. Записки о сельской школе. Спб., 1902. 11ереписка К. П. Победоносцева с Никанором епископом Херсонским. // Русский архив. 1915, № 7−10.
58. Письма Победоносцева к Александру III. Т. 1. М., 1925; Т. 2. М., 1926.
59. Половцов А. А. Дневник государственного секретаря А. А. Половцева. М., 1966.
60. Реморов II., дьякон. На ниве народной. Воспоминания, наблюдения и заметки школьного учителя. Спб., 1906.
61. Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни в 9тт. Спб., 1897 1911. Стрельцов Е. Из 25-летней практики сельского учителя. Спб., 1875. Толстой И. И. Воспоминания. М., 2002.1. Публицистика.
62. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. Спб., 1900.
63. Алабовский М. П. Церковно-приходские школы и всеобщее обучение.1. Киев, 1909.
64. Арефьев В. Церковная школа в Сибири. // Русское богатство. 1900,4.
65. Баратынский А. О церковном направлении начальных училищ. // Церковный вестник. 1886, № 48.
66. Белков X., прот. К вопросу о церковно-приходских школах. (Письмо в редакцию). // Церковный вестник. 1885, № 43.
67. Белков X., прот. Порядки в церковно-приходских школах и их воспитательное значение. // Церковно-приходская школа. 1899, № 7.
68. Белков X., прот. Приходской священник и школа. Петрозаводск, 1889.
69. Бельский Н. В. К характеристике школ духовного ведомства. // Русская школа. 1911, № 3−4.
70. Бердников И. О проекте церковных школ. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1907, № 13, 15.
71. Бобылев Д. М. Какая школа нужна деревне. (Отзывы крестьян о школах). Пермь, 1908.
72. Буров В. А. Упадок воскресных школ. // Миссионерское обозрение. 1913, № 6.
73. Ванчаков A.M. Церковные школы Российской империи к 1913 году. // Церковные ведомости. 1914, № 3−4.
74. Ванчаков A.M. Заметки о начальной школе. В виду проекта закона о всеобщем обучении. Спб., 1908.
75. Ванчаков A.M. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 года до настоящего времени (1884 1909). Спб., 1909.
76. Ванчаков A.M. Недостаток или достоинство? (Из жизни церковноприходских школ). // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908, № 13.
77. Ванчаков A.M. Поход против церковной школы. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908, № 17.
78. Ванчаков A.M. Церковные школы при законах о всеобщем обучении.1. Пг, 1917.
79. Вопрос о церковно-приходской школе в земских собраниях. // Церковный вестник. 1886, № 30.
80. Вопрос о церковно-приходской школе в Государственной Думе. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908, № 13.
81. Восторгов И. Церковь и учительство. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1914, № 4.
82. Восторгов И. Государственная Дума и церковные школы. Спб., 1911. Второклассные школы. // Народное образование. 1899, № 2−5- 1900,5.7.
83. Второклассные школы духовного ведомства. // Вестник воспитания. 1907, № 7.
84. Гаврилов А. В. Страница из жизни церковно-приходских школ. Спб., 1895.
85. Гневу шев М. Из истории церковно-приходской школы. // Церковноприходская школа. 1892. Т. 2, кн. 7.О.
86. Гневу шев М. Соображения об устройстве второклассных школ с учительскими курсами. Киев, 1895.
87. Гурьев П. Православная приходская община и церковные школы в их взаимоотношениях.//Прибавление к Церковным ведомостям. 1906, № 7.
88. Данные о росте церковно-приходских школ по семилетьям. // Лебедев А. И. Школьное дело. Вып. 1. М&bdquo- 1909.
89. Дмитриевский А. А. Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие. Киев, 1901.
90. Добронравов В. Церковные школы Владимирской епархии. Владимир, 1909.
91. Дроздов Н., прот. О церковной школе. // Церковный голос. 1907,21.
92. Дубакин Д. Современные школьные вопросы. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908, № 3−5.т.
93. Духовенство и общество в отношении народного просвещения. // Церковный вестник. 1885, № 45.
94. Еремеев К. Земская и церковная школа. // Русская мысль. 1903, октябрь.
95. За четверть века. 1884−1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910.
96. Забелин А. Новые типы начальных школ. Б. м., б. г. Заметки учителя церковно-приходской школы. // Русские ведомости. 1909, № 136.
97. Земские дебаты о духовенстве и церковно-приходских школах. // Церковный вестник. 1886, № 24.
98. Записка о церковных школах. Спб., 1906.
99. Иванович В. Земство и церковные школы. // Русское богатство. 1903, июль.
100. Из истории церковно-приходской школы. // Церковно-приходская школа. 1892, Т. 2, кн. 11.
101. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884−1909). Спб., 1909.
102. К вопросу о фиксации ассигнований на церковные школы. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1911, № 49.
103. К вопросу о характере народной школы (О церковно-приходской школе). Киев, 1898.
104. К вопросу о благоустройстве учебной части в церковно-приходских школах. // Церковно-приходская школа. 1889, Т. 2, кн. 8.
105. К школьному вопросу. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1906, № 28.
106. Киреевский И. В. Об уездных училищах. // Шарипов A.M. На путях русской мысли: Иван Васильевич Киреевский. М., 1997. С. 51−54.
107. Клац А. А. Духовенство и школа. // Вестник Европы. 1869, Т. 1, кн. 3.
108. Клюжсв И. С. Объединение управления начальными училищами водном ведомстве. М., 1912.
109. Козубовский С. А. Церковь, школа и жизнь. Сборник статей по вопросам церковно-школьной жизни. Сергиев Посад, 1908.
110. Колтыпин С. Церковно-приходские школы и церковно-приходские попечительства. // Церковный вестник. 1886, № 21.
111. Кононов Н. В. О церковно-приходские школы и отношение к ним земст ва (письмо в редакцию). // Церковный вестник. 1886, № 51.
112. Корсунский И. Н. Государственное значение церковно-приходской школы. М., 1988.
113. Крестьянский отзыв о церковно-приходских школах. // Церковный вестник. 1886, № 24.
114. Круглов А. Запросы духа. Размышления православного мирянина. Спб., 1903.
115. Кулясов А., прот. Вопрос о церковно-приходских школах на общеземском съезде по народному образованию. // Народное образование. 1911, октябрь.
116. Куплетский М. По поводу правил о церковно-приходских школах. // Православное обозрение. 1884, ч. 3.
117. Куплетский М. Краткий обзор сделанного церковно-приходскими школами. // Православное обозрение. 1885, ч. 2.
118. Кутепов Н., прот. Миссионерское собеседование и церковноприходские школы как средство к ослаблению раскола. // Братское слово. 1897, № 1.
119. Лагов Н. О. О церковных школах. // Русский труд. 1899, № 32−33.
120. Липковский В. Псаломщики и церковные школы. // Церковноприходская школа. 1899, № 12- 1900, № 1.
121. Луппов П. Второклассные школы Российской Империи. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908, № 3.
122. Луппов П. Церковные школы Российской империи к 1897−1899. // Народное образование. 1899, № 5.
123. Макарьсвский М. Церковная школа на Всероссийской выставке 1896гола в Нижнем Новгороде. Спб., 1898.
124. Маляревский Г. Я. Об обязанностях приходского священника по заведению церковных школ. Тобольск, 1902.
125. Марков B.C., прот. Историческое значение церковно-приходской школы для православной России. М., 1899.
126. Мартынов А. В. Об основных задачах церковно-приходской школы. Б. м, б.г.
127. Меры к повсеместному распространению грамотности в народе. Спб., 1892.
128. Миропольский С. И. Школа и Церковь. Сб. ст. Спб., 1899. Михайлов А. Ф. Открытое письмо о церковно-приходских школах. Казань, 1917.
129. Мысли простого русского народа о том, какое ему нужно учение и просвещение. М., 1893.
130. Несколько слов о церковно-приходских школах и о денежных источниках на их открытие и содержание. // Церковный вестник. 1886, № 3.
131. Несколько слов о церковных школах и церковно-школьном управлении. // Церковно-приходская школа. 1892, Т. 2, кн. 7.
132. Пикон, епископ. Наши церковные школы в грядущих судьбах русского народа. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912, № 23. Новые церковно-школьные законы.// Вестник воспитания. 1913,5.
133. О всеобщем начальном обучении в Российской империи. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1907, № 4.
134. О народных начальных училищах. (По поводу передачи церковных школ в Министерство народного просвещения). // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910, № 11.
135. Об управлении церковно-приходскими школами. // Русский труд. 1899, № 29−30.
136. Осуждать ли церковную школу? Сборник статей. Сергиев Посад,.
137. Павловский А., прот. Земство и церковно-приходские школы. // Церковный вестник. 1886, № 47.
138. Попов И. Священник и учитель в деле народного воспитания. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1896, № 34.
139. Православное духовенство в народом образовании. // Прибавления к церковным ведомостям. 1892, № 38−41.
140. Преображенский И. Десятилетие церковных школ за время с 1883 по 1*93. Спб. 1896.
141. Преображенский И. Духовенство и народное образование. Спб., 1900.
142. Пругавин А. С. Школы грамотности. Б. м, б.г.
143. Пругавин А. С. Запросы народа и обязанность интеллигенции в области просвещения и воспитания. Спб., 1895.
144. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. Спб., 1883. Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1894.
145. Разъяснения по вопросу об устройстве второклассных церковноприходских школ. (От Училищного Совета при Святейшем Синоде). // Церковный вестник. 1896, № 34.
146. Рождественский, прот. Слово правды о церковной школе и о заслугах духовенства в деле народного образования (о слухах об упразднении церковных школ). Рыбинск, 1907.
147. Рознатовский К., прот. Значение церковной школы в деле возрождения прихода. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908, № 15.
148. Ропп А. Н. Что сделала Третья Государственная Дума для народного образования? Спб., 1912.
149. Самарин Ф. Д. Доклад по вопросу установки возможной связи между земскими начальными школами и церковно-приходскими. М., 1896.
150. Сахаров И. П. Ненормальное состояние современной церковно-народиой школы и попытка учащих раскрепоститься. М., 1906.
151. Сахаров И. П. О союзном движении учащих церковно-приходских школ. // Для народного учителя. 1907, № 7.
152. Сведения о движении учащихся по начальным церковным школам. Пг., 1916.
153. Священник как учитель церковно-приходской школы. Смоленск, 1891.
154. Сеит-Илер К. Несколько заметок о церковно-приходской школе. // Журнал Министерства народного просвещения. 1887, январь.
155. Смирнов П., прот. Народное образование и церковно-приходская школа. Спб., 1899.
156. Смирнов П. А. Церковно-приходская школа. Ее упадок на западе и значение для России. Спб., 1886.
157. Соллертинский С. В защиту церковноприходской школы. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1907, № 44−45.
158. Соллертинский С. Основы современной церковно-приходской школы. // Христианские чтения. 1905. ч. 1.1.
159. Сосновский А. Воспитание религиозных чувств в начальной школе. // Церковно-приходская школа. 1905, Т.1, кн. 8.
160. Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия. М., 1924.
161. Тичер Н. «Единство школы» для всего народа, как требование русских политических партий. Спб., 1908.
162. Трошин А. Как решался вопрос о церковных школах на Московском общеземском съезде. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1911, № 47.
163. Трошин А. Отношение к церковно-приходским школам Государственной Думы третьего созыва. Спб., 1913.
164. Филиппов Т. И. Записка о начальных училищах. Спб., 1885. Церковная школа. № 1−3. Спб., 1885−1888.
165. Церковно-приходская жизнь и церковно-приходская школа. Саратов, 1910.
166. Церковно-школьное дело в России. // Вестник Европы, 1901, сентябрь.
167. Шемякин В. И. Церковные школы и духовная бюрократия. СПб., 1908.
168. Шестаков П. Некоторые черты церковно-школьного дела. // Русские ведомости. 1900, № 96.
169. Штвен А. По поводу школ грамоты. // Вестник Европы. 1895, март. Янковский, прот. О преобразовании Русской православной церкви. // Христианские чтения.1906, № 12.1. Периодические издания.
170. Вестник Временного правительства. Вестник Европы.
171. Журнал Министерства народного просвещения. Народное образование. Церковно-приходская школа. Церковные ведомости. Церковный вестник.
172. Монографии, статьи, исследования.
173. Аралов И. К. Победоносцев как педагог. // Журнал Министерстванародного просвещения. 1907, октябрь.
174. Бан И. К. К. П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 1904 году. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Спб., 1999.
175. Баи И. К. Крестьяне и их отношение к церковно-приходской школе в конце XIX начале XX века. // Христианство и Мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000. — С. 170 171.
176. Басалаев А. Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области. 1884−1917. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2000.
177. Белявский А. В. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. Спб., 1905.
178. Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства по отношению к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1861.
179. Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. М., 1964.
180. Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию Арсения I (Москвина), митрополита Киевского и Галицкого. // Народное образование. 1896, апрель-ноябрь.
181. Бунаков Н. Ф. О домашних школах грамоты в народе. Спб., 1885.
182. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. Т. 1. Спб., 1909.
183. Вессель Н. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России. // Русская школа. 1891, № 7−8. С. 36−47- № 9. — С. 1935.
184. Грекулов Е. Ф. Православная церковь враг просвещения. М., 1962.
185. Грекулов Е. Ф., Персиц М. М. Усиление идеологического влияния церкви в пореформенный период. // Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.). М., 1967. С. 227−243.
186. Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев: Материалы для биографии. // Исторический вестник. 1907, апр. С. 247−274.
187. Гневушев М. В. Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907.
188. Григоревский М. С. Педагогические воззрения К. П. Победоносцева. Киев, 1909.
189. Гурьев П. К истории составления и издания Правил о церковноприходских школах. // Прибавление к Церковным Ведомостям. 1909, № 23.
190. Демков М. И. История русской педагогии. Т. 1−3. М., 1909;1913.
191. Днепров Э. Д. Церковь, самодержавие и народная школа во второй половине XIX века. // Вопросы истории педагогики. М., 1972. С. 18−39.
192. Исхакова P.P. Создание церковно-приходских школ России в 1880-х гг.: политический курс и идейная борьба. Казань, 2002.
193. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. (Политическая реакция 80-х начала 90-х годов). М., 1970.
194. Каллаш В. В. Очерки по истории школы и просвещения. М., 1902.
195. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. М., 1930.
196. Кап герев П. Ф. История русской педагогики. Спб., 1909.
197. Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов-на-Дону, 1994.
198. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910.
199. Колыхалов Д. В. Развитие школьного образования в России в первой половине XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1999.
200. Константинов Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
201. Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство.
202. России во второй половине 19- начале 20 вв. М., 2002.
203. Леонтьева Т. Г. Церковно-приходская школа в системе начального образования второй половины XIX века. // Неизвестные страницы истории Верхневолжья. Тверь, 1994. С. 33−43.
204. Лунсгова Н. Г. Церковно-приходские школы и духовные семинарии в Томской епархии XIX века. // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993.
205. Майорова О. Е. Московский патиметр. (Из истории русского утопизма). // Лица. Биографический альманах. Вып. 4. М.-Спб., 1994.
206. Макарова П. А. Начальная школа в период между двумя революциями 1905;1907 и февральской революцией 1917 года. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1953.
207. Медынский Е. Ф. История Русской педагогики. Изд. 2-е. М., 1938.
208. Милюков Н. П. Очерки истории русской культуры. Т. 2, ч. 2. М., 1994.
209. Мироносицкий П. П. С. А. Рачинский и церковная школа. Спб., 1910.
210. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1−3. Спб., 1894−1895.
211. Лазаревский И. Т. Исторический очерк законодательства по начальному образованию в России. // Журнал Министерства народного просвещения, 1905.
212. Наследков С. В. Педагогическая концепция К. П. Победоносцева. // Иоанновские чтения. Секция Русская история. Самара, 1997. С. 49−50.
213. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. Спб., 1901.
214. Овчинников В. А. Церковная школа в Томской губернии. // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993.
215. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX веков. (Ред. Э. Д. Днепрова). М., 1991.
216. Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии1864−1917). Автореферат на соискание ученой степени кандидата ис торических наук. Челябинск, 2002.
217. Оскоков А. В. Вопросы истории начального образования в России, ч. I. —М., 1974; ч. 2 — М., 1975.
218. Оскоков А. В. Вопрос о взаимоотношении школы и церкви в Третьей Государственной Думе. // Советская педагогика, 1955, № 2. С. 79−90.
219. Оскоков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 1917). М., 1982.
220. Платонов Н. Ф. Православная церковь в борьбе с революционными движениями в России 1900;1917 г. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М. Л., 1960, Т. 4.
221. Полупов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996.
222. Полунов А. Ю. Константин Петрович Победоносцев — человек и политик. // Отечественная история. 1998, № 1. С. 42−55.
223. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в начале 1880-х гг.: программа нравственного перевоспитания общества. // Россия и реформы 1861−1881. М., 1991.
224. Полунов А. Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века. // Журнал Московской патриархии. 1993, № 6, — С. 56−59.
225. Поспеловский Д. В. Некоторые вопросы отношений Церкви, государства и общества в дореволюционной России. // Грани, Франкфурт-на-Майне. 1983, № 128.
226. Православная педагогика в России. Учебное пособие. Владимир, 1998.
227. Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840−41 по 1890−91 гг. СПб., 1897.
228. Рашии А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. // Исторические записки института истории АН СССР. М., 1951. Т. 37.
229. Римский С. В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.
230. Рождестенский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902. Спб., 1902.
231. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
232. Симеон (Гаврильчик), иеродьякон. Церковно-общественная деятельность обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Диссертация па соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1995.
233. Синицына П. Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). Архангельск, 1996.
234. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700−1917. М., 1997.
235. Стеклов М. Е. Четыре портрета. М. Смоленск, 1995.
236. Стеклов М. Е. Школьный апостол. // Педагогика, 1998, № 2. С. 6470.
237. Стрелкова А. С. А. Рачинский. // Советская педагогика, 1988, № 5. — С. 102−108.
238. Суворов С. Б. Государственная политика России в сфере образования. Саратов, 1995.
239. Сысоева Е. К. Народная школа. В кн.: Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. М., 2001.
240. Тебиев Б. К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение конца XIX — начала XX веков. М., 1996.
241. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Кн. 2. Новосибирск, 1997.
242. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861−1917). М., 1982.
243. Фаермак Д. С. Задача пришла с картины. М., 1973.
244. Фармаковский В. Начальная школа Министерства народного просвещения. Спб., 1900.
245. Фальборк Г. и Чарнолуский В. Начальное образование в России. Спб., б.г.1899.
246. Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. Т. 1−4. Спб., 1899−1911.
247. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700−1917. М., 2003.
248. Федоров В. А. Крестьянские школы грамотности в России в XIX в. // Педагогика, 2002, № 10. С. 80−86.
249. Федоров В. А. Что читал русский крестьянин в конце XIX в. // Педагогика, 2003, № 2. С. 54−62.
250. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование. Ч. 1−2. Спб., 1910;1911.
251. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912.
252. Чехов Н. В. Типы Русской школы в их историческом развитии. М., 1923.
253. Шаховский Н. В. Н.П. Гиляров-Платонов как инициатор церковноприходских школ. // Русское обозрение. 1896, № 7.
254. Ekiof В. Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture and Popular Pedagogy, 1861−1914. Berklry, 1986.
255. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.