Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лингвоэмоциональная картина мира: особенности вербализации: На основе языка текстов художественной литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоциональные концепты, формирующие суперконцепты «Пространство» и «Время», реализуются как вербальными, так и авербальными способами, причем языковая концептуализация эмоций является необходимым этапом формирования лингвоэмоциональной картины мира. В лингвоэмоциональной картине мира наиболее продуктивными и частотными выступают следующие средства вербализации эмоциональных концептов: 1… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И КОНЦЕПТ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
    • 1. 1. Языковая личность как интерпретатор языковой картины мира
    • 1. 2. Интерпретация и функционирование понятия картины мира в лингвокультурологических исследованиях
    • 1. 3. О соотношении концептуальной и языковой картин мира
    • 1. 4. Концепт как лингвокультурологическая и лингвокогнитивная категория
  • Выводы
  • 2. ЛИНГВОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА: СТАТУС, СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
    • 2. 1. Понятие и термин «эмоции»: лингвистический, психолингвистический и психологический аспекты
    • 2. 2. Взаимокорреляция эмоционального и оценочного компонентов в эмотивной лексике в пространстве лингвоэмоциональной картины мира
    • 2. 3. О соотношении эмоционального и эмотивного в языке
    • 2. 4. Лингвоэмоциональная картина мира: понятие, свойства, признаки
    • 2. 5. Особенности вербализации лингвоэмоциональной кар тины мир а
  • Выводы

Лингвоэмоциональная картина мира: особенности вербализации: На основе языка текстов художественной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу XXI века в результате перехода к антропоцентрической лингвистике, которая ориентируется на изучение языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью, увеличилось количество работ филологов, философов, лингвокультурологов, посвященных исследованиям особенностей картирования объективной действительности. Ученые пытаются понять природу языка исходя из понимания человека и его внутреннего мира. В связи с этим выделяются такие виды картин мира, как языковая, поэтическая, художественная, фразеологическая, концептуальная, научная, философская, физическая, национальная, этническая, молодежная и др. В современном направлении лингвистики — эмотиологиивнимание ученых нацелено. на изучение особенностей эмоциональной картины мира и способов ее языковой концептуализации. Проблеме вербализации эмоциональной сферы человека посвящено уже достаточно много работ (В.И. Шаховский, А. Г. Баранов, А. Вежбицкая, H.A. Красавский, Л. Ю. Буянова, О. Н. Аль Каттан, Н. В. Дорофеева, И. П. Павлючко, C.B. Ионова, Л. А. Калимуллина, Л. А. Пиотровская, Е. Ю. Мягкова, E.H. Винарская, М. И. Лазариди, С. Ю. Перфильева, С. Л. Фесенко, М. В. Маркина и др.), что свидетельствует о том, что в настоящее время это наиболее активная область исследования в рамках антропологической лингвистики и эмотиологии.

Актуальность исследования, таким образом, определяется тем, что в теории языка еще не рассматривалось понятие «лингвоэмодиональная картина мира» для осмысления эмотивного пространства языка, хотя необходимость изучения специфики лингвистического представления эмоциональной сферы личности / народа в настоящий момент является достаточно высокой. Актуальным является также изучение механизмов и способов объективации эмоций в пространстве художественного текста, выявление эмоциональных особенностей языковой личности — автора текста, выражающихся в феномене эмотивности текста.

Объектом исследования выступает система средств языкового обозначения эмоций и эмоциональных концептов русского языка.

Предметом диссертационного исследования являются способы и средства вербализации лингвоэмоциональной картины мира в языке текстов художественной литературы.

Практическим материалом работы послужили тексты русской художественной литературы различных хронологических периодов (В.Ф. Одоевский, A.C. Пушкин, J1.H. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, В. В. Набоков, С. Д. Довлатов) и словари разных типов («Словарь русского языка» в 4-х т. под ред. А. П. Евгеньевой (1999), В. П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок» (1993), Р. И. Яранцев «Русская фразеология: Словарь-справочник» (1997)). Картотека вербальных реализаций эмоциональных концептов, извлеченных методом сплошной выборки из художественных текстов, насчитывает более 3000 контекстов употребления языковых единиц, из них, например, 347 языковых реализаций составляют концепт «Любовь" — 280 — концепт «Страх" — 237 — концепт «Ненависть" — 214 — концепт «Горе" — 212 — «Радость" — 181 — «Волнение», 80 — «Удивление» и т. д.

Основной целью работы является выявление особенностей языковой концептуализации лингвоэмоциональной картины мира.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— дать характеристику языковой личности как интерпретатора объективной действительности и творца картины мира;

— исследовать проблему соотношения концептуальной и языковой картин мира в теории языка;

— проанализировать интерпретацию понятия концепта как лингвокультурологической и лингвокогнитивной категории в научной литературе;

— осуществить анализ лингвистической и психологической литературы по проблеме эмоциональной сферы человека;

— сопоставить психологическую категорию «эмоциональность» и лингвистическую категорию «эмотивность», показать трактовку понятия «эмотивность» в теории языка;

— выявить в художественных текстах языковые единицы, являющиеся вербальными компонентами эмоциональных концептов, а также особенности их функционирования;

— обосновать и определить понятие «лингвоэмоциональная картина мира».

Методологической базой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики эмоций (К.Э. Изард, В. И. Шаховский, C.JI. Рубинштейн, H.A. Красавский, Л. Ю. Буянова, C.B. Ионова и др.), когнитивной лингвистики (В.В Виноградов, Е. С. Кубрякова, H.H. Болдырев, В. Н. Карасик и др.), психолингвистики и этнопсихолингвистики (А. Вежбицкая, В. И. Жельвис, Т. А. Фесенко, Е. Ю. Мягкова и др.), лингвокультурологической концептологии (Д.С. Лихачев, Ю. С. Степанов, С. Х. Ляпин, В. И. Карасик, В. И. Шаховский, H.A. Красавский, С. Г. Воркачев и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка многоаспектного изучения и введения в лексико-терминологический аппарат теории языка понятия «лингвоэмоциональная картина мира" — впервые на основе лингвистической концепции Г. Гийома разрабатываются и параметрируются два фундаментальных эмотивных суперконцепта — «Пространство» и «Время», структурными и содержательными элементами которых являются различные эмоциональные концепты, вербализованные с помощью имен существительных и глаголов как доминантных эмоциональных экспликаторов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней на основе синтеза двух аспектов лингвистического и эмоционального — интегрируется новый тип языковой картины мира — лингвоэмоциональная, выступающая фрагментом языковой картины мира в целомчто в ней исследованы и представлены механизмы и закономерности вербализации лингвоэмоциональной картины мира, установлены ее основные структурные и смысловые компоненты, осуществлен сопоставительный анализ ряда психологических и лингвистических категорий, на основе которых формулируются главные положения данного диссертационного исследования.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов исследования при разработке и чтении спецкурсов и спецсеминаров в рамках теории языка, общего языкознания, психолингвистики, лексикологии, а также по проблемам лингвистической эмотиологии и лингвистическому анализу текста и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмоционально-волевая сфера, наряду с интеллектом, образует ядро личности. При этом мыслительное отображение отношений субъекта к объективной действительности является опосредованным, в то время как психическое (эмоции) является первичным, непосредственным отражением субъективно-объективных отношений, специфическим образом преломляясь и концептуализируясь в языке и языковой картине мира.

2. Восприятие окружающей действительности, ввиду биологической, физиологической и психической природы человека, эмоциоцентрично. Объективируясь в системе языка, эмоциональная жизнь человека отражается в лингвоэмоциональной картине мира, которая представляет собой совокупность вербализованных восприятий, ощущений, чувств, эмоций, понятий, концептов, пропущенных через оценочную деятельность человеческого сознания. Вербализация эмоциональных. концептов в пространстве художественного текста осуществляется как лексическими средствами языка, так и посредством метафорических конструкций и устойчивых выражений.

3. Центральными структурно-смысловыми компонентами лингвоэмоциональной картины мира являются эмотивные с точки зрения содержательных (эмотивы) и грамматических (частеречных) аспектов актуализации суперконцепты «Время» и «Пространство». На лингвистическом уровне суперконцепт «Время» сформирован эмоциональными концептами, выраженными эмотивными глаголами, суперконцепт «Пространство» — эмоциональными концептами, выраженными главным образом именами существительными — номинантами эмоций. Суперконцепты «Пространство» и «Время», выступая аспектом системы культурно-философских констант, характеризуются и эмотивностью, и эмоциогенностью, репрезентируя многообразие способов и динамику языковой концептуализации и категоризации эмоционально-мотивационной сферы сознания.

4. Эмоциональные концепты, формирующие суперконцепты «Пространство» и «Время», реализуются как вербальными, так и авербальными способами, причем языковая концептуализация эмоций является необходимым этапом формирования лингвоэмоциональной картины мира. В лингвоэмоциональной картине мира наиболее продуктивными и частотными выступают следующие средства вербализации эмоциональных концептов: 1) слова-номинанты, 2) слова-экспрессивы, 3) слова-аффективы, 4) дескриптивные структуры. Для обозначения конкретных эмоций используются слова-номинанты, поскольку они являются наиболее доступным и понятным для языковой личности средством фиксации и выражения определенных психических процессов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: описательный метод, метод количественного подсчета, классификационный метод, метод контекстного анализа, индуктивный метод (переход от частных представлений эмотивных суперконцептов «Пространство» и «Время» в текстах художественных произведений конкретных авторов к представлению общей лингвоэмоциональной картины мира).

Работа прошла апробацию. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафедры общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета.

Результаты исследования были представлены на различных международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (г. Краснодар, 2003, 2004, 2005), «Антропоцентрическая парадигма в филологии» (г. Ставрополь, 2003), «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (г. Сочи,.

2003), «Социальные варианты языкаIII» (г. Нижний Новгород, 2004), «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (г. Пенза,.

2004) .

По теме диссертации опубликовано б научных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка, Приложения. В Приложении приводится фрагмент.

Выводы.

1. Эмоции человека актуализируют психологический, биологический, физиологический, философский, этический, дидактический и лингвистический аспекты, и каждый из них изучается в своей отрасли знания. Каждая из этих наук дает собственное определение термина «эмоции» с присущей ей специфичностью, поэтому для понимания целостной сущности феномена «эмоциональности как психического процесса», на наш взгляд, необходимо объединение усилий ученых разных специальностей и осмысление результатов его исследования в смежных науках.

2. Передавая отношение человека к миру, чувства и эмоции представляют собой оценивание поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире в форме непосредственного переживания, сочетают в себе эмоциональное и интеллектуальное и являются, таким образом, аналогом логического оценочного суждения о предмете или явлении. Следовательно, эмоции и оценка взаимодействуют друг с другом.

3. Мыслительное отображение отношений субъекта к объективной действительности является опосредованным, в то время как психическое является первичным, непосредственным отображением субъективно-объективных отношений.

4. Если исходить из того, что восприятие окружающей действительности ввиду биологической, физиологической и психической природы человека эмоциоцентрично, то, по нашему мнению, можно говорить об эмоциональной картине мира. А поскольку эмоциональная жизнь человека преломляется в языке и его семантике, то, по нашим наблюдениям, вполне оправданно и целесообразно использовать в данном диссертационном исследовании термин «Лингвоэмоциональная картина мира» (ЛЭКМ) для обозначения особым образом вербализованного эмоционального пространства личности, интегрирующего ее психоэмоциональную и языковую составляющие.

5. В основе лингвоэмоциональной картины мира, как и любой другой модели мира, лежат два суперконцепта: «Пространство» и «Время». Эмотивный суперконцепт «Пространство» состоит из эмоциональных концептов, выраженных в языке именами существительными. В состав эмотивного суперконцепта «Время» включаются, соответственно, эмоциональные концепты, для вербализации которых используются глаголы.

6. Анализ текстов художественной литературы показал, что отрицательные эмоции (1504 единицы) в количественном соотношении преобладают над положительными (1142 единицы). Остальные единицы (например: волноваться, хотеть, чувствовать себя., беспокоиться) относятся к нейтральной лексике.

7. Чаще всего авторами художественных произведений используются лексемы, служащие для вербализации концептов «Любовь» (около 347 единиц), «Страх» (около 280 единиц) и «Ненависть» (около 237 единиц).

8. В соответствии с данными, полученными нами в результате лингвистического анализа текстов художественной литературы, лексические единицы, обозначающие суперконцепт «Время», то есть глаголы, являются преобладающими в количественном отношении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило выполнить основную цель работы — выявить особенности вербализации лингвоэмоциональной картины мира.

Языковая личность является интерпретатором объективной действительности и творцом картины мира, в том числе и лингвоэмоциональной.

Таким образом, обращение к языковой личности позволяет исследователям языка увидеть индивидуальную языковую, концептуальную, эмоциональную, лингвоэмоциональную и другие картины мира.

Формой существования картины мира в мышлении человека является абстракция в виде понятий и их отношений.

Как языковая личность человек обладает концептуальной и языковой картинами мира. Многие авторы лингвистических исследований (Б.А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова, З. Д. Попова, И.А. Стернин) придерживаются точки зрения, что концептуальная картина — феномен более сложный, чем языковая.

Картина мира структурируется с помощью различных языковых единиц через раскрытие содержания основных ее единиц — концептов.

Антропологическая ориентация современной лингвистики, приводящая к исследованиям, реализуемым на стыке ее с другими дисциплинами, предопределяет междисциплинарный статус категории концепта, используемой в двух новых парадигмах: лингвокогнитологии и лингвокультурологии.

В нашей работе концепты понимаются как идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из непосредственного чувственного опыта, из взаимодействия человека с предметами и явлениями объективной действительности.

Многокомпонентная и многослойная структура концепта может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации. Концепт может быть реализован в слове, словосочетании, высказывании, тексте, дискурсе.

Мыслительное отображение отношений субъекта к объективной действительности является опосредованным, в то время как психическое (эмоции) является первичным, непосредственным отражением субъективно-объективных отношений, специфическим образом преломляясь и концептуализируясь в языке и языковой картине мира.

В данном диссертационном исследовании мы определили, что эмоциональная жизнь человека, преломляясь в языке и его семантике, находит отражение в лингвоэмоциональной картине мира (ЛЭКМ) — особым образом вербализованном эмоциональном пространстве личности, интегрирующем ее психоэмоциональную и языковую составляющие.

В основе лингвоэмоциональной картины мира, по нашему мнению, лежат два суперконцепта: «Пространство» и «Время».

Согласно нашему исследованию, эмотивный суперконцепт «Пространство» представляет собой совокупность эмоциональных концептов, выраженных в языке именами существительными: любовь, ненависть, радость, горе, гнев, волнение, страх, раздражение, печаль, удивление, страдание, спокойствие и др., а также фразеологическими выражениями с базовым именным компонентом.

В состав эмотивного суперконцепта «Время», на наш взгляд, включаются, соответственно, эмоциональные концепты, для вербализации которых используются глаголы: любить, ненавидеть, горевать, радоваться, негодовать, волноваться, бояться, печалиться, удивляться и др. — и фразеологические единицы с базовым глагольным компонентом.

Под эмоциональным концептом мы понимаем разновидность культурного концепта, который, сохраняя все его свойства, содержит дополнительные эмотивные, ценностные и оценочные характеристики.

Способы семиотической экспликации эмоционального концепта могут быть вербальными (выраженными через язык) и невербальными (выраженными иными техниками, например, жестом, мимикой, рисунком и т. п.). При этом вербализация является обязательным этапом осознания внутреннего мира человека и его категоризации.

Эмоциональные концепты имеют различный характер языковой концептуализации: они могут называться, описываться и выражаться посредством языковых знаков.

Слова-названия эмоций используются для анализа эмоциональных концептов в когнитивных исследованиях как наиболее очевидное и доступное средство «фиксации» сложного и труднодоступного явления.

Анализ языка текстов художественной литературы показал, что отрицательные эмоции (1504 единицы) в количественном соотношении преобладают над положительными (1142 единицы). Остальная лексика не относится ни к одному из противоположных полюсов. Это такие слова, как волноваться, хотеть, чувствовать себя., беспокоиться, поскольку данная лексика или просто указывает на присутствие какого-либо чувства, или в ней отсутствует ярко выраженная положительная или отрицательная оценка предмета, явления, события.

В результате проведенного исследования мы выявили, что наиболее активно в языке художественных произведений функционируют лексемы, служащие для вербализации концептов «Любовь» (около 347 единиц), «Страх» (около 280 единиц) и «Ненависть» (около 237 единиц).

В ходе исследования было определено, что в языке художественной литературы, лексические единицы, обозначающие эмотивный суперконцепт «Время», то есть глаголы — любить, ненавидеть, сердиться, бояться являются преобладающими в количественном отношении (39%) .

Дальнейшая разработка данного исследования может развиваться в направлении дальнейшего изучения специфики вербализации лингвоэмоциональной картины мира в английском, немецком и других языках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Л. Отрицательные эмоции в жизни человека. Краснодар, 1997.
  2. Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М., 2002.
  3. Аль Каттан О. Н. Языковая концептуализация любви: лингвокультурный аспект: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2003.
  4. В.Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27−35.
  5. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37−67.
  6. Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
  7. Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 3−4.
  8. Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993. С.3−7.
  9. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
  10. .А. К определению понятия «языковое сознание» // Психолингвистика и социолингвистика: состояние и перспективы. Алматы, 2003. С. 227−228.
  11. Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, 1989.
  12. А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная инациональная специфика: Автореф. дис.. д-ра. филол. наук. Воронеж, 1988.
  13. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.
  14. Бабушкин А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии. Методика их выявления// Leksyka w komunikacji J^zykowej: Materialy konferencji miedzynarodowej. Gdarisk, 1998. C.19−20.
  15. E.M. Социолингвистика и анализ речевого поведения мужчины и женщины в современном обществе. Рязань, 1992.
  16. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.
  17. А.Г. Текст, текстовой модуль, номинация// Лингвистические единицы разных уровней в языке и речи. Краснодар, 1988.
  18. Э. Общая лингвистика. М., 1991.
  19. Л. Б. Эмоциональность слова (фразеологической единицы) в плане дихотомии «язык -речь» // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1973. Вып.2.
  20. Биологический энциклопедический словарь. М., 1995.
  21. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Л., 1984.
  22. Г. И. Переход смыслов в значения // Понимание и рефлексия. 4.2. Тверь, 1994. С. 8−16.
  23. H.H. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.
  24. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М., 1998.
  25. . Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 109−117.
  26. Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000.
  27. Г. М. Психология эмоций. М., 2004.
  28. Г. А. Язык и картина мира // НДВШ, Филос. науки. 1973. № 1. С.108−111.
  29. Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
  30. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (На материале русской грамматики): Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид. Время. Лицо. Модальность. М., 1997.
  31. Л.Ю. Терминологическая деривация в современном русском языке: (Метаязыковой аспект). Краснодар, 1996. С. 83.
  32. Л.Ю., Зеленская В. В. Эмоция, коммуникация, текст: линии взаимокорреляции // Вербальные аспекты семантических архитектоник языка. Краснодар, 1998.
  33. Л.Ю. Коммуникативный потенциал экспрессивов и эмотивов (на материале поэтического дискурса)// Ъекэука ы котип±кас-.1 J^zykowe j: Materialy коп? егепс-]1 тд. ес1гупагос1о-7е-]. Сс1апзк, 1998. С. 48−49.
  34. Л.Ю. Языковая личность как текст: жизнь языка и язык жизни // Языковая личность: экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Краснодар, 1999. С. 47−73.
  35. Л.Ю. Термин как единица логоса. Краснодар, 2002.
  36. Л. Ю. Попкова А.Н. Эмоциональные концепты как компонент языкового сознания языковой личности // Социальные варианты языка III: Материалы международной научной конференции. Нижний Новгород, 2004. С. 84−87.
  37. Л.Ю., Коваленко Е. Г. Русский фразеологизм как ментально-когнитивное средство языковой концептуализации сферы моральных качеств личности. Краснодар, 2004.
  38. Л. Родной язык и формирование духа. М., 1993.
  39. Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990.
  40. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  41. А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
  42. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
  43. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  44. Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М., 1998.
  45. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  46. E.H. К проблеме базовых эмоциональных концептов // Вестник ВГУ № 3, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2001.
  47. В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1986.
  48. В.В. Из истории слов. М., 1996.
  49. Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
  50. Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении. М., 1983.
  51. А.А. Эмоциональная рамка высказывания: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1993.
  52. Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.
  53. С.Г. Культурно-языковая специфика концепта любви в русском и испанском языках: опыт этносемантического анализа// Язык и антропологические сущности. Краснодар, 1997. С. 192−216.
  54. С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становления антропоцентрической парадигмы в языкознании / НДВШ. 2001. № 1. С.42−72.
  55. С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 79−95.
  56. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997.
  57. Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  58. .П. Сердце в христианской и индийской мистике//Вопросы философии, 1990, № 4. С. 62−87.
  59. М. Образ женщины в языковом сознании русских и башкир, проживающих в Челябинской области // Ватандаш. 2002. № 9. С. 223.
  60. Гак В. Г. К диалектике семантических отношений в языке // Принципы и методы семантических исследований. М., 1977.
  61. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. На материале французского и русского языков. М., 1977.
  62. Галкина-Федорук Е. М. Слово и понятие. М., 1996.
  63. .М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
  64. Г. Д. Национальные образы мира. Общие вопросы. М., 1988.
  65. В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества// Избр. Труды по языкознанию. М., 1984.
  66. В. Характер языка и характер народа// Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. -С. 370−381.
  67. А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 24−25.
  68. Ю.Н. Картина мира и социально-историческое развитие // Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 207−289.
  69. У. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  70. К.Ю. Лингвистические аспекты языковой относительности // Филологические науки, 1996. № 2. -С.61−70.
  71. Д.О. Образная составляющая в семантике // Вопросы языкознания. 1996. № 1. С.71−93.
  72. .И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии, 197 5. №б.
  73. .И. В мире эмоций. Киев, 1987.
  74. Н.В. Удивление как эмоциональный концепт (на материале русского и английского языков): Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2002.
  75. Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М., 1997.
  76. Л. Пролегомены к теории языка //Зарубежная лингвистика в 3 т. М., 1999. Т.1. С. 131−256.
  77. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002.
  78. С.Н. Категория эмотивности в жанре дневник (эмотивность на лексическом уровне в «Грасском дневнике» Г. Н. Кузнецовой) // II Международные Бодуэновские чтения. Казань. С. 139−142. Т.1.
  79. В.И. Эмотивный аспект речи. Ярославль, 1990.
  80. В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1993.
  81. А. А. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990.
  82. В. В. Коммуницирующая личность в аспекте языковых реализаций. Краснодар, 2000.
  83. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
  84. В.В. Семантика возможных миров и филология // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982.
  85. К.Э. Психология эмоций. СПб., 2002.
  86. Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  87. Е. С. Эмоции и их выражение в языковой картине мира // Филология и культура: Тезисы 11-ой Международной конференции. 4.1. Тамбов, 1999. С. 4850.
  88. С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1998.
  89. А. А. Семантические типы предикатов состояния в их системном и функциональном аспектах. Архангельск, 1998.
  90. В.Л. Лексические средства обозначения эмоций в художественном тексте (на материале рассказов В.М. Шукшина): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 2000.
  91. В.И. Язык социального статуса. М., 1992.
  92. В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология. Краснодар, 1994. № 3. С. 2−7.
  93. В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград, 2001. С. 3−16.
  94. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
  95. Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
  96. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М, 1987.
  97. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения (Предисловие) // Язык и личность. М., 1989. С. 3−8.
  98. Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике. М., 1959.
  99. В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.
  100. Т.Н. Речевые стратегии как модуляции перспективы языкового отображения мира. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2000.
  101. Я. Семиотика художественного творчества. М., 1977.
  102. Л. П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Международная юбилейная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова. М., 1995.
  103. Юб.Колесов В. В. О логике логоса в сфере ментальности// Мир русского слова. 2000. № 2. С. 52−59.
  104. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.
  105. Jl.И. Семантико-синтаксические средства выражения оценочной модальности в русском и английском я языках: Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1997.
  106. М. Психология. А Я: Словарь-справочник. М., 2002.
  107. O.A. Языковые картины мира как отражение национальных менталитетов. Дис.. д-ра. филол. наук. М., 2000.
  108. Ш. Кошарная С. А. Миф и язык. Белгород, 2002.
  109. H.A. Концепт AZorn' в пословично-поговорочном фонде немецкого языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып.2. Язык и социальная среда. Воронеж, 2000. С. 78−89.
  110. H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград, 2001.
  111. В.В. Языковая личность и ее компоненты. М., 1997.
  112. Краткий словарь по философии. М., 1982.
  113. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  114. Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С.141−172.
  115. Е.С., В.З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  116. Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
  117. Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984.
  118. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.
  119. М.И. Номинативно-функциональное поле психических состояний в современном русском языке. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Волгоград, 2001.
  120. . А. Эстетика слова и язык писателя. Избр. Статьи. Л., 1974.
  121. Т.В. Выражение эмоций в английской и русской коммуникативных культурах / Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности. Волгоград, 2004.
  122. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  123. Г. В. Сочинения: В 4-х т. М., 1982.
  124. А.Н. Человек и культура. М., 1961.
  125. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  126. Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. М., 1997. С. 280−287.
  127. Логический словарь: ДЕФОРТ. М., 1994.
  128. А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.
  129. А.Ф. Самое само: Сочинения. М., 1999.
  130. H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления:(проблема семантики). Новосибирск, 1986.
  131. С.Х. Концептология: к становлению подхода//Концепты: Науч. труды Центроконцепта. Вып.1. Архангельск, 1997. С. 11−35.
  132. И.В. Окказиональная деривация как способ и средство создания языковой картины мира (на материале языка поэтических текстов В. Хлебникова): Дис. канд. филол. наук, Краснодар, 2003.
  133. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.
  134. М.В. Лингвокультурологическая специфика эмоционального концепта «гнев» в русской и английской языковых картинах мира: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2003.
  135. В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
  136. В.А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2004.
  137. Н.Б. Ранние восточнославянские грамматики. Минск, 1984.
  138. В.Л. Безличные глагольные предикаты состояния лица в русской языковой картине мира. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1998.
  139. В. П. Русская метафора. Семантическая, структурная, функциональная классификация. Волгоград, 1997.
  140. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984.
  141. Т.А. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец»): Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2004.
  142. В. Я. Понятие уб. концепт- текст уб. дискурс- языковая картина мира уб. речевая картина мира // Проблемы концептуализации действителньости и моделирования языковой картины мира. Архангельск, 2002.
  143. Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова. Курск, 2001.
  144. В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма//Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998.
  145. М.В. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.
  146. A.C. Эмоции в нашей жизни. М., 1974.
  147. Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев, 1981.
  148. И.П. Эмотивность языковой личности творческом ракурсе // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, 1998.
  149. Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
  150. С.Ю. Теоретико-экспериментальное исследование слов-названий эмоций и их функционирования: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001.
  151. JI.А. Эмотивность как языковая категория // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993, Сер.2. Вып.2.
  152. А.Н. К определению эмоции и эмотивности в языке: антропоцентрический аспект // Антропоцентрическая парадигма в филологии. Ставрополь, 2003. С. 141−144.
  153. А.Н. Эмотивность дискурса как условие реализации лингвориторической коммуникации // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи, 2003. С. 80−82.
  154. А.Н. Языковая личность в структуре лингвоэмоциональной картины мира // Социальные варианты языка -III. Нижний Новгород, 2004. С. 396 399.
  155. А.Н. Эмоции и мышление в формировании картины мира // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. Пенза, 2004. С. 37−39.
  156. З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
  157. З.Д., Стернин И. А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат//
  158. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002. С. 8−51.
  159. З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.
  160. В.И. Существует ли языковая картина мира? // Язык как коммуникативная деятельность человека. (Тр. МГПИИЯ им. М. Тореза). Вып. 284. М., 1987. С. 65−72.
  161. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  162. A.A. Предложения с эксплицитно выраженными эмотивными значениями и их формы//Предложение и текст в семантическом аспекте. Калинин, 1978.
  163. О.Г. Образ «приватного» пространства в языковой картине мира (на материале русской и английской фразеологии)//Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996.
  164. Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль при обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
  165. ПС Психологический словарь. М., 1999.
  166. Психологический словарь. Ростов-на-Дону, 2003.
  167. Психология / Под ред. A.A. Крылова. М., 2004.
  168. Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.
  169. . История западной философии: В 2 т. М., 1993. Том 1.
  170. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье: В 2 т. СПб., 1994. Том 2.
  171. С.Л. Эмоции//Психология эмоций. Тексты. М., 1993. С. 160−170.
  172. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  173. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  174. .А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 87−107.
  175. Т.В. Денотативный класс как основа описания фрагмента русской языковой картины мира. Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1999.
  176. О.Б. Речевой портрет собаки: Иллюзии или реальность // Вопросы стилистики. Вып.28. Саратов, 1999.
  177. СРЯ Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999.18 6. Слышкин Г. Г. От текста к символу. М., 2000.
  178. Т.Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокультурах. Пятигорск, 1999.
  179. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
  180. А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
  181. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. «Культурный знак» JI.C. Выготского и гипотеза Сепира-Уорфа//Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М., 1982.
  182. Социальная психология/А.H. Сухов и др. М., 2001.
  183. Ю.С. Номинация, семантика, семиология//Языковая номинация: (Общие вопросы). М., 1977.
  184. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры (Опыт исследования). М., 1997.
  185. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.
  186. И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. Тамбов, 1998.
  187. И. А. Может ли лингвист моделировать структуру концепта? // Когнитивная семантика: Материалы Второй Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике. 4.2. Тамбов, 2000. С. 13−17.
  188. Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992.
  189. С.А., Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализации. Краснодар, 1997.
  190. М.В. О когнитивном основании эмотивности // Вопросы филологии. 1999. № 2.
  191. В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  192. Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (не примере «трудовая деятельность»). Тула, 2000.
  193. А.Ю. Английская языковая личность как отражение менталитетных свойств англоязычного социума // Социальные варианты языка III. Нижний Новгород, 2004. С. 409−411.
  194. В.И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Краснодар, 2003.
  195. . Отношение норм поведения и мышления к языку. Наука и языкознание. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. М., i960. С.135−198.
  196. С.Л. Лингвокогнитивные модели эмоций в контексте национальных культур: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2004.
  197. Философский словарь. М., 2003.
  198. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  199. З.Е. Ассоциативно-эмоциональные слова в прагматическом аспекте//Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании. Воронеж, 1995. С. 96−103.
  200. Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып.8. М., 1977.
  201. Функциональная семантика: оценка, экспрессивность, модальность. М., 1996.
  202. М. Время картины мира / Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. С. 41−62.
  203. М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983.
  204. В.Н. Типы эмотивной лексики//Материалы
  205. Первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. Ч. 2. Тамбов, 1998. С. 48−51.
  206. Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени. // НДВШ. 1995. № 4. С. 73−84.
  207. П. В. О взаимодействии формальных типов языковых и логических построений // Язык и мышление. М., 1967. С. 88−102.
  208. Т.Ю. Семантика и прагматика речевых жанров юмора: Дис.. канд. филол. наук. М., 1994.
  209. А. Введение в математическую логику. М., 1960.
  210. В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантических категорий лингвистики//Проблемы семасиологии и лингвистики. Вып. 2. Рязань, 1975.
  211. В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. Волгоград, 1982.
  212. В.И. Категоризыция эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.
  213. В.И. Типы значений эмотивной лексики// Вопросы языкознания. 1994. № 1.
  214. В.И. Эмоциональные концепты в межъязыковой коммуникации//Языковая личность: проблемы обозначения и понимания. Волгоград, 1997. С. 132−133 .
  215. В.И. Эмоции в деловом общении. Волгоград, 1998.
  216. В.И. Эмоции-мысли в художественной коммуникации как лингвистический прием//Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, 1998.
  217. K.P. Эмоция // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 304−341.
  218. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
  219. Л.С. Моделирование социальных процессов и язык//Вестник СПбГУ. Сер.2. 1994. Вып.1(№ 2). С.48−58.
  220. А.Д. Хоть знаю, да не верю // Логический анализ языка. Мнтальные действия. М., 1993.
  221. А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности // Собрание научных трудов. М., 1967. Т.2,4.
  222. Юм Д. Сочинения в 2 т. М., 1996.
  223. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994 .234 .Якубова В. Г. Развитие семантики глаголов чувств // Русский язык в национальной школе, 1988. № 4.
  224. Р. И. Русская фразеология: Словарь-справочник. М., 1997.
  225. Kovecses Z. Emotion concepts. New York etc.: Springer-Verlag, 1990.
  226. Barsalou L.W. Frames, concepts, and conceptual fields//Frames, fields, and contrasts. Hillsdale, 1992. P.21−74.
  227. Fomina S. Emotional wertende Lexik der deutschen Gegenwartssprache. Воронеж, 1999.
  228. Kirchgaessner W. Probleme der Einheit von Rationalem und Emotionalem im Erkenntnisprozess. Berlin, Akademie Verlag, 1971.
  229. Vester H. Emotion, Gesellschaft und Kultur. Grundzuge einer soziologischen Theorie der Emotionen. Opladen, Westdeutscher Verlag, 1991. S.286.1. ИСТОЧНИКИ ВЫБОРКИ:
  230. M. «Роковые яйца»: Повести и рассказы. М., 1991.
  231. С.Д. «Иностранка»: Повесть. СПб., 2003.
  232. В.В. «Камера обскура»: Романы. М., 1990. 244. Одоевский В. Ф. «Княжна Мими»: Повести и рассказы.1. М., 1988.
  233. A.C. «Пиковая дама»: Сочинения. В 3-х т. Проза. М., 1987. Т.З.
Заполнить форму текущей работой