Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление российского рынка труда и регулирование занятости населения: Теория, анализ, прогноз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление российской государственности в 90-е годы и рыночное реформирование экономики отличались, к сожалению, крайне недостаточным вниманием государства к вопросам регулирования формирующегося рынка труда. Это касается и законодательных и исполнительных органов власти и всей государственной системы управления хозяйством страны. В результате, несмотря на появившиеся разнообразные и достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Рынок труда и особенности его формирования
    • 1. 1. Теоретические основы формирования рынка труда
      • 1. 2. 0. собенности и факторы формирования и развития рынка труда
    • 1. 3. Социально-экономический механизм рынка труда
  • 2. Современное состояние российского рынка труда
    • 2. 1. Особенности становления рынка труда
    • 2. 2. Уровень развития рынка труда
  • 3. Направления развития рынка труда и повышения занятости населения
    • 3. 1. Основные положения стратегической концепции развития рынка труда и занятости населения
    • 3. 2. Развитие службы занятости и повышение эффективности ее деятельности
  • Ф 3.3.Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости
    • 3. 4. Финансовое обеспечение деятельности службы занятости.114 с

Становление российского рынка труда и регулирование занятости населения: Теория, анализ, прогноз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Формирование российского рынка труда происходит в сложных условиях строительства федеративного государства на принципиально трансформирующейся политической, экономической, социальной и психологической базе. Активно воздействуют на становление российского рынка труда незавершенность рыночных реформ, а также невысокий уровень управляемости экономическими и социальными процессами. Системный кризис, во многом связанный с распадом СССР и усугубленный особенностями экономической политики развитых государств по отношению к России, в сочетании с таким, новым явлением для России, как масштабная иностранная иммиграция тоже существенно усложнили формирование цивилизованного рынка труда. В этих не простых условиях становление рынка труда, требуется глубокое осмысление всей совокупности динамики социально-трудовых отношений, разработки направлений выхода из экономического кризиса, ускорения экономического роста страны и повышения социальной защищенности населения.

Учитывая, что развитие теории развития рынка труда опирается преимущественно на опыт экономически развитых стран, прошедших свой длительный путь развития рыночных отношений, Россия, отличающаяся большим своеобразием особенностей экономического и социального развития, должна не механически, а избирательно использовать накопленный теоретический и практический опыт других государств и вырабатывать собственный путь формирования цивилизованного рынка труда.

Все это определяет актуальность темы диссертации, посвященной исследованию проблем формирования российского рынка труда и повышению занятости населения как основы экономического и социального развития страны.

Степень разработанности проблемы. Регулирование рынка трудапостоянная практика государств с рыночной экономикой, что позволяет смягчать негативные явления, связанные с экономической динамикой, обеспечивая занятость населения, борьбу с безработицей, бедностью, поддерживать уровень доходов населения, снижать социальную защищенность в обществе и одновременно стимулировать экономический рост. Поэтому современная теория рынка труда и основанные на ее положениях механизмы регулирования рынка труда, отвечающие особенностям и уровню экономического развития развитых стран достаточно детально рассмотрены экономической наукой. Каждое из направлений экономической теории касаются проблемы формирования рынка труда. В фундаменте экономической теории — исследования Ф. Кене, У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Э. Берштейна, К. Маркса, Д. Робинсона М.Фридмена. Дж. Кейнса, У Митчела и многих других известных ученых. Важный вклад в теорию рынка труда вложили Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, В. Я. Железнов, И. Степанов, С. А. Бессонов, Н. И. Бухарин и другие.

В XX веке блестящие научные обобщения в сфере теории рынка труда осуществлены П. Самуэлсоном, К. Р. Макконнеллом и C.JI. Брю.

Современные российские ученые, работающие уже в условиях развивающихся рыночных отношений, тоже внесли весомый вклад в развитие теории рынка труда. Особый интерес с точки зрения теории и практики развития российского рынка труда представляют, на наш взгляд, исследования Б. Д. Бреева, И. Бушмарина, М.Х. Гарсия-Исер, Т. И. Заславской, А. В. Кашепова, Р. П Колосовой, А. Г. Косарева, В. Г. Костакова, А. Е. Котляра, И. С. Масловой, С. Н. Смирнова и многих других ученых. Однако существует еще множество не разрешенных теоретических и практических проблем развития рынка труда, особенно много таких проблем стоит перед государствами, где рыночные отношения только еще формируются. И ключевая среди них — проблема спроса и предложения труда, эффективной и полной занятости, как фундамента экономического роста и процветания любого государства.

Жизнь постоянно ставит все новые разнообразные вопросы перед теорией и практикой развития рынка труда, так как экономическая и политическая обстановка в мире в связи с процессами глобализации быстро меняется, а следовательно направления разрешение этих вопросов призвана сформулировать экономическая теория, которая постоянно обогащается за счет практики развития национальных рынков труда.

Становление российской государственности в 90-е годы и рыночное реформирование экономики отличались, к сожалению, крайне недостаточным вниманием государства к вопросам регулирования формирующегося рынка труда. Это касается и законодательных и исполнительных органов власти и всей государственной системы управления хозяйством страны. В результате, несмотря на появившиеся разнообразные и достаточно противоречивые научные разработки российского пути становления рынка труда, отсутствие должной управляемости процессом, привело к формированию крайне слабо регулируемого рынка труда. До конца столетия он характеризовался резким снижением численности экономически активного населения, высоким уровнем безработицы и ограниченным спросом на рабочую силу, деформированной структурой, в составе которой сформировались гипертрофированно развитый скрытый и неофициальная часть открытого рынка труда. Эта ситуация мало изменилась и в начале нового века. В свою очередь открытый рынок труда характеризуется неэффективной занятостью и высоким уровнем скрытой безработицы. В условиях наметившегося роста экономики России сохранение сложившегося уровня развития рынка труда тормозит этот процесс. В свою очередь единого мнения по отношению к совершенствованию рынка труда, определению стратегии его развития до настоящего времени еще не сложилось, а государственная политика развития рынка труда отличается зачастую непоследовательностью и декларативностью.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование особенностей становления российского рынка труда и повышения эффективности его регулирования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации осуществлялось решение следующих задач, определявших структуру работы: уточнить отдельные элементы понятийного аппарата рынка трудараскрыть особенности трансформации рынка труда, возникающие в процессе развития рыночных отношений в страневыявить ключевые факторы формирования рынка труда и осуществить оценку их проявления в Россииосуществить оценку деятельности службы занятости и сформулировать предложения по основным направлениям ее развития и повышения эффективности работыпредложить основные положения стратегической концепции развития рынка труда и повышения занятости населения на долгосрочную перспективуразработать основные направления совершенствования нормативноправовой базы регулирования рынка труда и занятости населения. Объект исследования — российский рынка труда.

Предмет исследования — особенности формирования и перспективы развития рынка труда и занятости населения.

Теоретическая и методическая основа исследования. Теоретической основой диссертационного исследования явилось критическое осмысление С многочисленных научных работ экономистов, социологов, демографов по проблемам экономического и социального развития государств в рыночных условиях хозяйствования и в том числе развития экономики России на этапе становления рыночных отношений, а также Конституция Российской Федерации, законодательные акты, постановления Правительства РФ, Указы и ежегодные Послания Президента РФ Совету Федерации, методические материалы Министерства труда и социального развития РФ, а также Госкомстата РФ, материалы МОТ. v Методологической базой исследования являлся комплексный факторный подход к анализу ситуации на рынке труда, разработке прогноза его развития и повышения занятости населения.

Эмпирическую базу исследования составили статистическая информация по динамике численности населения и рабочей силы, численности экономически активного и занятого населения, спроса и предложения рабочей силы, а также существующая законодательная база по социально-трудовым отношениям и оценки эффективности ее реализации, разнообразные научные публикации, а также ведомственные материалы по проблемам рынка труда и занятости населения.

В процессе исследования использовались разнообразные методы экономического анализа — статистический, индексный, сравнительный, расчетно-аналитический, балансовый и другие.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: предложена расширительная трактовка понятия «рынок труда» — осуществлена критическая оценка становления российского рынка трудараскрыты особенности воздействия различных факторов на развитие российского рынка трударазработаны основные положения стратегической концепции развития рынка трудасформулированы основные направления совершенствования работы службы занятости через совершенствование нормативно-правовой базы и улучшение финансирования.

Практическая значимость работы заключается в использовании сформулированных в ней рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования рынка труда и занятости населения Российской Федерации, формирования рабочей силы и увеличения численности экономически активного населения. В качестве первоочередных мероприятий рекомендуется ускорить совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социально-трудовых отношений, увеличить размеры финансирования функционирования инфраструктуры рынка труда и в первую очередь федеральной службы занятости и ее региональных подразделений. Основанием необходимости таких первоочередных мероприятий является то, что развитие рынка труда и повышение занятости населения — основа ускорения экономического развития страны и ее социологизации.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться законодательными и исполнительными органами власти Российской Федерации и ее субъектов для корректировки своей политики на национальном и региональных рынках труда, научными организациями, исследующими проблемы развития рынка труда и занятости населения, в лекционных курсах по экономическим дисциплинам в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научных конференциях, семинарах и опубликованы в виде научных статей. Они широко используются в повседневной работе управы «Крылатское» Западного административного округа г. Москвы с целью повышения занятости ее населения, а также в учебных курсах «Экономика труда» и «Политика доходов и заработной платы», читаемых в Московском государственном социальном университете и в его филиалах.

По теме диссертационного исследования опубликовано .3. работы общим объемом п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии основных источников, изученных и использованных диссертантом в процессе проведенного исследования. Общий объем работы составляет ш страниц.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование опиралось на анализ трансформации рынка труда и его государственного регулирования на основе положений экономической теории, исследования специфический особенностей становления рынка труда в условиях перехода страны на рыночные отношения. В процессе работы критически рассмотрены нормативно-законодательная база рынка труда, научные публикации по проблемам рынка труда и занятости населения, статистические материалы, разнообразные прогнозы формирования населения и рабочей силы, исследовалась инфраструктура рынка труда и причины недостаточности ее развития, осуществлен факторный анализ состояния рынка труда и проработаны основные положения прогноза его развития в долгосрочной перспективе.

Решение поставленных и последовательно решавшихся задач позволяет сформулировать следующие выводы:

1.Экономическая категория «Рынок труда» представляет собой сложную систему экономических, юридических и социальных отношений между субъектами рынка труда по поводу обмена (купли-продажи) рабочей силы (труда) со специфическими условиями функционирования. На функционирование рынка труда накладывает отпечаток политическая ситуация и менталитет населения, во многом определяющие психологический климат, и уровень государственной управляемости социально-трудовой сферой. Сложны и многообразны отношения между субъектами рынка труданаемными работниками и работодателями, работодателями и представителями интересов наемных работников, работодателями и государством, наемными работниками и коллективными организациями, защищающими интересы субъектов трудовых отношений.

Принято считать, что основными составляющими элементами совокупного рынка труда являются совокупное предложение труда и совокупный спрос на труд. Однако развитие общественных отношений обусловило появление постоянно развивающейся инфраструктуры рынка труда, включающей систему государственных и негосударственных институтов, функцией которых является его регулирование.

В отличии от широко распространенного мнения, что рынок труда представлен только неудовлетворенным спросом (количеством свободных рабочих мест) и предложением труда (безработной частью экономически активного населения), нам представляется, что его активным участником является и занятое население (по крайней мере его значительная, если не основная часть). Этот вывод подтверждает российская действительность, в условиях которой велика скрытая безработица. Занятое население постоянно ищет более выгодные для себя рабочие места. Растет профессиональная и территориальная мобильность населения, гибкость развивающегося рынка труда, развивается внутренний рынок на предприятиях.

2. Специфические российские особенности становления рынка труда связаны с ситуацией, в которую попала Россия в конце XX века (распад СССР и разрыв традиционных экономических и культурных связей, глубокий системный кризис, торможение рыночного реформирования хозяйства и многочисленные ошибки в процессе его осуществления, потеря государственной управляемости страной, а следовательно и экономическими, демографическими и социальными процессами, происходящими в ней, отсутствие четкой, научно аргументированной государственной экономической и социальной политики, пассивность государства в отношении регулирования рынка труда).

Основными особенностями становления рынка труда являются: противостояние рыночных и командно-административных форм и методов хозяйствования, усугубляющееся деформацией экономических процессов (спад производства сопровождается ростом безработицы при сохранении значительной излишней занятости, либерализация цен без необходимого контроля за поддержанием цены труда и др.) — в составе структуры рынка труда гипертрофированно развиты сегменты неофициальной части открытого и скрытого рынка труда на общем фоне резкого снижения численности экономически активного и занятого населенияпреобладают процессы реструктуризации предприятий при крайне незначительном проявлении реаллоккации, что существенно ограничивает число рабочих мест на рынке труданепреодалимые препятствия для экономического развития и формирования цивилизованного рынка труда отсутствуют, так как емкость рынка товаров и услуг очень велика, а резервы рабочей силы и повышения эффективной занятости населения значительнызначительный психологический стресс населения, связанный с особенностями его ментальности, что затрудняет его адаптацию к рыночным условиям жизнедеятельностинедостаточно рациональное перераспределение рабочей силы, связанное не только и не столько со структурной перестройкой экономики, сколько с глубоким кризисом, с различной силой охватившем отрасли хозяйства и низким уровнем оплаты труда в большинстве отраслей, значительным межотраслевым, внутриотраслевым, внутрипроизводственным и региональным неравенством в оплате труда.

В конечном счете, важнейшей особенностью становления рынка труда явилось его формирование как кризисной системы, элементы которой находятся зачастую в противоречии друг с другом и с особенностями проявления других факторов производства. Основной причиной этого явления служит, по нашему мнению, неразвитость факторов производства в России, а следовательно и невысокий уровень развития факторных доходов, так как рыночные преобразования в стране еще далеки от своего завершения. Деформированный характер формирующегося рынка труда теснейшим образом связан с недоучетом таких его специфических особенностей, как обязательность юридической свободы наемных работников и работодателей, наличия свободной конкуренции и развитой эффективно работающей инфраструктуры, максимальное ограничение монополизма. Широкомасштабный учет этих особенностей формирования рынка труда еще предстоит обеспечить.

В последние годы наметились позитивные изменения в регулировании рынка труда, связанные с развитием нормативно-правовой базы социально-трудовых отношений, активизацией работы государственной службы занятости, проведением последовательной государственной экономической политики, нацеленной на рост экономики страны, занятости населения, повышения оплаты труда, пенсий и пособий. Однако эти изменения еще не носят системного характера.

3. Становление рынка труда в российских условиях формирования демократического федеративного государства отличается невысоким уровнем учета многочисленных факторов, влияющих на уровень его развития, рост экономики и повышение социальной защищенности населения. Невысокий уровень государственной управляемости экономическими, демографическими социальными процессами, а соответственно и сферой труда, а также недостаточное развитие законодательной базы, связанные с медленной федерализацией страны, обусловили далеко не полное использование даже таких благоприятных факторов роста экономики как демографический (высокая численность населения, а следовательно и рабочей силы) и природно-ресурсный (разнообразие и огромные запасы природных ресурсов). Явно негативное воздействие на развитие рынка труда оказывает экономический фактор (глубокий системный кризис, из которого страна начала выходить по существу только в последние годы, невысокий уровень хозяйственного освоения территории, низкий научно-технический уровень и др.). Усиливает негативное воздействие экономического фактора на рынок труда политический фактор (распад СССР и разрыв хозяйственных связей со странами СНГ, сложные экономические отношения с государствами старого зарубежья и в первую очередь с экономически развитыми странами). Затрудняет развитие рынка труда на большей части территории страны сложность и даже экстремальность природных условий, которая повышает затратность жизнедеятельности, негативно влияет на организм человека и объясняет невысокий уровень хозяйственной освоенности около 60% территории страны.

В последние годы совершенствование нормативнозаконодательной базы и намечающееся повышение управляемости страной, проведение более последовательной государственной социально-экономической политики обусловило некоторое улучшение использование факторов, активно воздействующих на развитие рынка труда.

4.Ключевая задача службы занятости — регулирование рынка труда через реализацию государственной политики занятости и учет особенностей динамики рынка труда. При этом главная особенность работы службы занятости заключается в отсутствии четкой, последовательной и сбалансированной государственной политики занятости.

Осложняет работу службы занятости деформация спроса и предложения труда, уровней развития различных сегментов рынка труда и затрудненность регистрации реальной безработицы, ограниченность финансирования, а следовательно и возможностей реализации различных форм социальной защиты безработных. Отсутствует и тесная увязка в работе всех институтов инфраструктуры рынка труда со службой занятости и в том числе подразделений различных органов власти, одной из функций которых является содействие занятости.

Повышение эффективности деятельности службы занятости связано с реализацией следующих мероприятий: совершенствования законодательной базы в сфере социально-трудовых отношений, предусматривающего обеспечение населению права на трудмасштабного осуществления активной политики занятости, способствующей предупреждению безработицы (развитие психологической помощи населению, системы профессиональной ориентации, получения профессионального образования и профессиональной подготовки и переподготовки, ориентированных на сбалансированность спроса и предложения труда и рост эффективной занятостиперспективной реализации задачи максимально полной занятости на основе укрепления сотрудничества службы занятости с разнообразными государственными и общественными институтами, прямо или косвенно связанными решением задач повышения занятости населения.

Среди первоочередных мероприятий по повышению занятости населения выделяются: сокращение длительности безработицы, усиление контроля за наличием оснований на получение пособий по безработице, за наличием свободных рабочих мест, увеличение численности безработных, которым предоставляется временная работа, расширение мероприятий по организации новых рабочих мест и квотированию рабочих мест, созданию развитой информационной базы и укрепление связей с работодателями, внедрение отраслевого принципа обслуживания граждан, обращающихся в службу занятости, широкое развитие публичных форм содействия трудоустройству и развитие системы разнообразных программ, нацеленных на повышение занятости различных групп населения.

5. Стратегическая концепция развития рынка труда и повышения занятости населения должна явиться одним из важнейших документов реализующих государственную социальноэкономическую политику. Эта концепция опирается на строительство постиндустриального общества и носит долгосрочный характер. Важной особенностью ее разработки и последующей реализации является поэтапность. Выделение временных этапов позволяет конкретизировать цели и задачи, ставящиеся в ней и постоянно оценивать результативность реализации, обеспечивая необходимую корректировку.

Положения стратегической концепции следует интегрировать в государственные документы, через которые реализуется социально-экономическая политика (среднесрочный прогноз экономического и социального развития страны, федеральные отраслевые, межотраслевые и региональные программы и т. д.).

Ключевая цель стратегической концепции развития рынка труда и повышения занятости населения — реализация государственной экономической политики, обеспечивающей ускорение развития социально ориентированной экономики. Достижение этой цели связано с реализацией права человека на свободный труд, обеспечением максимально полной и эффективной занятости, что требует дальнейшего совершенствования российского законодательства в социально-трудовой и других сферах. Только на основе развитой законодательной базы возможно достижение других стратегических целей концепции (улучшения инвестиционного климата, что обеспечит массовую организацию новых рабочих мест на совершенной технической основе, расширение подготовки квалифицированных кадров и обеспечение непрерывности образования, совершенствование структуры рынка труда на основе государственного протекционизма по отношению к отраслям обеспечивающим научно-технический прогресс и социальную защищенность населения и т. д.).

Развитие рынка труда требует активного взаимодополняющего участия в этом процессе всех субъектов рынка — Правительства РФ, министерств и ведомств, администраций субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций и работодателей, что в свою очередь обуславливает необходимость более четкого определения их соответствующих функций.

Стратегической концепцией развития рынка труда и повышения занятости населения должен предусматриваться ряд первоочередных мероприятий, нацеленных на реализацию в кратчайшие сроки. К таким мероприятиям, помимо совершенствования законодательной базы и повышения инвестиционной активности, следует относить: смягчение налогового пресса на производителя и занятое населениеэффективную профилактику нелегальной миграции в странуусиление социальной защищенности групп населения, не конкурентоспособных на рынке трудаповышение профессионально-квалицикационного уровня рабочей силы, ее мобильностиприведение уровня оплаты труда в соответствие с требованиями воспроизводства рабочей силы, что обуславливает необходимость пересмотра минимальных социальных стандартов, методики расчета прожиточного минимума и обеспечения государственных гарантий по минимальным размерам оплаты труда, которая не должна быть ниже прожиточного минимума.

Нормативно-правовая база рынка труда должна отражать конституционные права граждан, главное из которых — право на защиту от безработицы. Поэтому представляется необходимым внесение в Конституцию Российской Федерации такой нормы, как обязательства государства по реализации права граждан России на труд. Кроме того, нормативно-правовой базой должна предусматриваться взаимоувязка прогнозных показателей рынка труда, экономического развития страны и ее регионов (аналогичные требования следует предъявлять ко всем федеральным и региональным программам), ежегодная корректировка программ содействия занятости и систематический контроль за их реализацией, создание специального резервного финансового фонда с целью предотвращения излишней напряженности на рынке труда, активная политика в сфере развития малого бизнеса, более масштабная организации временных рабочих мест, самозанятости населения, а также четкое разграничение полномочий в сфере занятости всех органов властной вертикали и общественных организаций. Одновременно в Закон о занятости населения Российской Федерации целесообразно включить положения о повышении информированности населения о состоянии рынка труда, о государственных гарантиях обеспечения занятости, о солидарной ответственности государственных органов и других субъектов регулирования рынка труда и занятости населения. Одновременно следует гарантировать возможность получения профессиональной подготовки молодежи. Следует законодательно закрепить права и обязанности местных органов самоуправления по регулированию региональных рынков труда и повышению занятости населения, что потребует предоставления им соответствующих трансфертов и определения расходных бюджетных полномочий в сфере занятости.

Совершенствование законодательной базы в сфере социально-трудовых отношений позволит не только повысить занятость населения и его социальную защищенность, снять излишнюю напряженность на рынке труда и стимулировать развитие гибкого рынка труда, но и одновременно обеспечить устойчивый рост экономики страны, повышение ее эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. -М., Кремль, 3 апреля 2001 года.
  2. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной //Российская газета. 19 апреля 2002. № 71.
  3. Концепция действий на рынке труда на 2003−2005 годы. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р.
  4. Постановление Правительства российской Федерации от 6 ноября 2001 года № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате работников организаций бюджетной сферы».
  5. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. .Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 15 августа 2001 года.
  6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г8 № 910-р.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ВЦУЖ, 2002.
  8. Федеральная программа содействия занятости населения российской Федерации на 1999−2000 годы. -М., 1999. -65 с.
  9. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  10. М.Алексеев А. И. Карачурина Л.Б. Вынужденные мигранты и территориальные общности в России. //Наодонаселение: Современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997.
  11. А. Проблемы занятости, оплаты труда и регулирования цен //Экономист 2001. -№ 4.
  12. В. Экономический потенциал России. // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.128−144.
  13. М. Экономика как наука. -М., 1995.
  14. Е., Ким Ю., Прошкин Б. Как оценить работу городских и районных подразделений службы занятости.// Человек и труд. -1998. № 5.
  15. С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и Труд .1998. № 1.
  16. С.А. Развитие машин. М-Л- 1926.
  17. А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. М., 1918.
  18. .Д., Пилипенко Н. Н., Столяренко Л. Т. и др. Экономика труда. Учеб. пособие /М.: МГСУ «Союз». 1999.
  19. А. Закономерности переходной экономики: теория иметодология //Вопросы экономики. 1995. -№ 2. С. 40−49.
  20. Н.И. Экономика переходного периода. М, 1920.
  21. И. Аномалии российского рынка труда. // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2.
  22. И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 2001. № 1.
  23. В. Экономические проблемы становления рынка труда. -Мн.: ООО «Мисанта», 2001.
  24. Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро и мезоуровневые аспекты.//Всероссийский экономический журнал. 2002. № 10.
  25. О.Вишневская Н. Т. Рынок труда в канун 21 века: основные тенденции// Труд за рубежом. -2001.-№ 2.31 .Владимирова Л. П. Экономика труда -М., Издательский дом «Дашков и К», 2002.
  26. И., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году. // Человек и труд. 2001. № 4.
  27. Всемирная программа занятости. Женева. 1976. -21 с.
  28. Е.Н. Проблемы эффективной занятости и рационального использования труда на современном этапе развития экономики //Пробл. упр. персоналом в рыночн. экономике. Гос. акад. упр. Ин-т социол. и упр. персоналом М., 2002.
  29. Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости // Мировая экономика и международные отношения. -2000. № 4.-с. 30−41.
  30. Ю. Занятость и рынок труда // Человеческие ресурсы.-2002.2.
  31. Е. Социальная политика в России: уроки 90-х. -М.: Гелиос АРВ, 2000.
  32. Горбачева Ж. Е. Правовое регулирование трудоустройства в
  33. Российской Федерации / Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. юр.наук. -М., 1998.
  34. А.Г., Захарова О. Д., Иванова Д. Е., Рыбаковский JI.JI. и др. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). -М., 2001.
  35. А. Занятость населения и безработица в России //Вопросы экономики.2000. № 1.-с.76−84.
  36. А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации /Вопросы экономики 2002.-№ 12.
  37. Демографический прогноз численности населения на период до 2016 года. Госкомстат россии.2001.
  38. Доклад о развитии человеческого потенциала в российской Федерации за 2000 год. //М.: Права человека, 2001.
  39. В. Я. Очерки политической экономии. М.: Типогр. тов-ва И. Д. Сытина. 1918.45.3аславский И. Узловые пробемы политики на рынке труда /Вопросы экономики 2001.-№ 2.
  40. В.А. Миграция населения. Вып. 3.: Международная миграция. М., 2001.
  41. Итоги и прогнозы развития рыночных отношений в России (Разработка Ин-та проблем рынка труда РАН) //Российский экономический журнал. 1994. № 2 С.3−11.
  42. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. -М.: ГУ ВШЭ. 2001.
  43. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере Москвы). -М.: Финстатинформ, 1998.
  44. А. В. Экономика и занятость. -М., ИМЭИ. 1999.
  45. А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы./Общество и экономика.2000.№ 78.
  46. А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы./Экономист.2001 .№ 3.
  47. КашеповА. Устинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. -2003. -№ 1.
  48. Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд.1998.-№ 1.
  49. Дж. М., Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1993.
  50. С.Г., Тучков А. И. Рынок труда: понятия, закономерности, перспективы. СБ., 1992.
  51. О.А. Эффективность регональной системы управления занятостью населения. /Воронеж. Изд. Воронежского гос. ун-та. 2000.
  52. Конвенция МОТ «О политике в области занятости» № 122 от 15 июля 1996 г. Конвенции и рекомендации МОТ, Женева, Т.2., С. 1429.
  53. В. Рынок труда в региональном разрезе //Экономика и жизнь.-2001. -№ 25 (06).
  54. JI.A. Российский рынок труда /Вопросы теории, истории, практики. М.: Академия труда и социальных отношений, 1998.
  55. А.Э., Кирпа И. Н. Занятость населения и рынок труда в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РГАТиЗ, 1998.
  56. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными./ Человек и труд М., 1999.№ 3
  57. А. Э. Рынок труда и его функции. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. Изд. «Экзамен». 2002.
  58. С.А. Альтернативные стратегии социально-экономического развития //Экономист. -1998. -№ 9.
  59. С.А. Занятость: стратегии России. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  60. Е.В. Рынок труда сегодня и завтра //Социальный мир, 2003. № 10.
  61. Д.С., Поршнев А. Г. и др. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. -М., 2002.
  62. Д. Какая экономика нужна России? //Российский экономический журнал. 2002. № 11−12
  63. И.С. Российский рынок труда на современном этапе (препринт доклада). -М.: ИЭРАН.1992.
  64. И. Российский рынок труда. -М., 1993.
  65. Международный обзор труда. Т.140, № 3−4,2001. -М. 2003.
  66. М. Сколько стоит политика занятости? // Человек и труд. 1995. № 12.
  67. А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости //Вопросы экономики. -1999. -№ 11.
  68. В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах федерации.// Миграция. 1997. № 3.75 .Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: ИНФРА-М. 1998.
  69. В.П., Кулешова Е. В. Служба занятости: 10 лет история деятельности. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2001. -215 с.
  70. У. Политическая арифметика. 1646.
  71. У. Трактат о налогах и сборах. 1662.
  72. У. Слово мудрым. 1665.
  73. У. Кое что о деньгах. 1682.
  74. Подвойский Г. Активные программы содействия занятости: опыт, проблемы, перспективы //Человек и труд. -2001. -№ 12.
  75. А.П. Рынок труда: прогнозы и реальность. //Человек и труд.- 2001.№ 2.
  76. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации. Издание бюро МОТ. Москва, 2002.
  77. Ф., Малеева Т. Политика противодействия безработице. -М.: Роспен. 1999.
  78. А.А. Работающие бедные в России. -М., ВЦУЖ.2002.
  79. Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости //Вопросы экономики. -2001. -№ 9.
  80. Л. Адаптация человека в переходной экономике: модификация стратегий, ценностей, норм //Общество и экономика. -1997. № 7−8.
  81. Д. Экономка несовершенной конкуренции. 1933.
  82. Т. М., Архипов Ю. А. Миграция населения. Вып. 4: Система иммиграционного контроля. -М.: 2001.
  83. Регионы России. Социально-экономические показатели.2000: Стат. сб./Госкомстат России. 2002. -867 с.
  84. ЮО.Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат1. России.-М., 2001.
  85. Рынок труда. /Учебник под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. -М., 2000. -448 с.
  86. Н. Экономика.: Прогресс, 1994.4.1.
  87. ЮЗ.Семенов А. С. Проблемы формирования рынка труда // Концепция занятости в условиях социально-ориентированной экономики. М.: НИЭИ. 1990.
  88. А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости (методика оценки стоимости и анализ динамики рабочих мест) //Вопросы экономики. 1996. № 7.
  89. Е. Занятость в неформальном секторе экономики //Экономист. 1998. № 6.
  90. Юб.Смирнов С. Система оценок эффективности политики занятости в регионах.// Человек и труд. 1996. № 12.
  91. С. Методы оценки эффективности государственной политики занятости. // Вопросы статистики. 1998. № 4.
  92. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.1777.
  93. Ю.Социально-экономическое положение России в 2000 году. Стат. ежегодник./Госкомстат России. -М., 2000.
  94. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н. А. Волгина. -М.: Издательство «Экзамен». 2002.
  95. JI. И., Звонарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование. Уч. пособ. для ст-тов высш. учеб. заведений. -М., Изд. центр «Академия». 2001.
  96. Статистический бюллетень № 1. Госкомстат Российской Федераци .-М., 2002.
  97. Н.М. Методологические и методические подходы к изучению рынка труда //Проблемы соц. управ, городом в условиях рынка. Материалы научно-практич. конференции. Иркутск. 1999.
  98. И8.Чижова JI.C. Народонаселение. Энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская энциклопедия. 1994.
  99. В.А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. М.: ООО «Вершина».2003.
  100. JI.T. Общественные неправительственные организации и власть.- М.: Дашков и К, 2002.
  101. Экономика труда и социально-трудовые отношения./Под ред. Г. Т. Меликъяна, Р. П. Колосовой. -М., 1996.
  102. Экономика труда /Под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Кокина. -М.: ЮристЪ. 2002.
  103. Экономика труда (социально-трудовые отношения) /Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. -М.: Экзамен, 2002.
  104. Г. А. Экономика России: наследство и возможности. М., 1995.
  105. Якобсон JL, Куштанина Е., Рождественская И. и др. Некоммерческие организации: правовые условия деятельности (Практическое пособие для государственных, муниципальных служащих и лидеров НПО). -М., 2001.
  106. Динамика численности населения России1. OJ
Заполнить форму текущей работой