Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования
Для дальнейшего прогрессирования процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в обучении игре на кларнете, наряду с традиционными методами, необходимо использовать результаты обобщения и систематизации богатого и разнообразного опыта, накопленного ведущими мастерами искусства игры на кларнете, в совокупности с достижениями в области музыкальной педагогики и психологии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методические основы преподавания игры на кларнете
- 1. 1. История развития инструмента «кларнет»
- 1. 2. Педагогическое и исполнительское мастерство игры на кларнете
- 1. 3. Особенности формирования исполнительских навыков у учащихся в процессе обучения игре на кларнете
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. Методика обучения игре на кларнете
- 11. 1. Методика начального обучения кларнетиста
11.2. Методика подготовки кларнетистов исполнительского уровня (сравнительный анализ, обобщение и систематизация существующих методик)122 П. З. Реализация ведущих идей педагогов-кларнетистов в современной образовательной практике, ход и результаты обучающего эксперимента.
Выводы по II главе.
Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В России в настоящее время происходит процесс реформирования современного общества, которое невозможно без духовного обновления.
Трудно переоценить в решении этой задачи роль искусства, важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности, что помогает ему противостоять разрушительной силе зла и выстоять в трудных ситуациях.
Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит музыке (симфонической, эстрадной), исполняемой на духовых инструментах. Обучение игре на них является важнейшей составляющей музыкально-исполнительской культуры современности.
В исследовании мы уделяем главное внимание обучению музыкантов в классе кларнета, развитию у юных и молодых исполнителей музыкально-исполнительских умений и навыков в ДМШ, училищах и вузах, а также рассмотрению различных школ и тенденций в этой сфере.
Степень разработанности проблемы. Проведенный сравнительный анализ отечественных школ (С.В.Розанова «Школа игры на кларнете», В. В. Петрова «Школа игры на кларнете французской системы») и методик обучения игре на кларнете (А.А.Федотова, Б. А. Дикова, Е. Е. Федорова, Н. И. Платонова и др.) показывает, что обучение игре на этом инструменте построено в настоящее время в основном на использовании и транслировании практического опыта ведущих отечественных исполнителей и педагогов. Это особенно относится к начальному периоду обучения. Однако одних эмпирических выводов для обучения игре на кларнете сегодня, когда резко возросли требования к художественной стороне и технике исполнительства, явно недостаточно.
Для дальнейшего прогрессирования процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в обучении игре на кларнете, наряду с традиционными методами, необходимо использовать результаты обобщения и систематизации богатого и разнообразного опыта, накопленного ведущими мастерами искусства игры на кларнете, в совокупности с достижениями в области музыкальной педагогики и психологии, культурологии, эстетики и других фундаментальных знаний из областей искусств. В этом состоит проблема исследования.
К сожалению, в настоящее время ощущается явный недостаток методической литературы и исследований в сфере кларнетной педагогики.
Сложившиеся противоречия между требованиями к уровню формирования музыкально-исполнительских навыков у учащихся и студентов при обучении игре на кларнете и недостаточность теоретического и методического обеспечения данного процесса обусловили актуальность настоящей работы и позволили сформулировать тему исследования: «Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, изучении и систематизации передового педагогического опыта преподавания игры на кларнете и построении на этой основе модели организации учебного процесса и проверке ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в классе кларнета.
Предмет исследования — педагогические принципы и методы представителей отечественной школы игры на кларнете и возможность их использования в современной образовательной практике.
Гипотеза исследования:
Эффективность обучения игре на кларнете может быть достигнута, если:
1) Теория и методика обучения игре на кларнете взаимодействует с общей педагогикой в теории обучения и воспитания;
2) Педагогическое творчество российских педагогов-кларнетистов отражает и частично предвосхищает актуальные проблемы современной музыкальной педагогики;
3) Обобщение, структурирование и систематизация педагогического опыта крупнейших российских кларнетистов, а также разработка на этой конкретной основе дидактических принципов служит базой для построения модели организации учебного процесса в классе кларнета.
Определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие его задачи:
1) Проанализировать и обобщить исполнительский и педагогический опыт выдающихся отечественных исполнителей-кларнетистов XX — начала XXI столетий.
2) Показать особенности взаимодействия специальной отрасли музыкальной педагогики (кларнет) с общей педагогикой.
3) Выявить педагогические принципы выдающихся педагоговпредставителей кларнетного искусства.
4) Определить методические проблемы и пути их решения в процессе обучения игре на кларнете и на этой основе построить модель организации учебного процесса в классе кларнета.
5) Проверить эффективность разработанной модели на практике.
Теоретико-методологческой основой исследования явились:
— работы по философии образования, эстетике и культурологии.
В.С.Библер, Ю. Б. Бореев, М. С. Каган, Н. И. Киященко, О. П. Козьменко,.
Д.С.Лихачев, Г. С. Померанц, В. А. Разумный, Л. А. Рапацкая и др.);
— психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский,.
А.Н.Леонтьев, И. Я. Лернер, А.А.Мелик-Пашаева, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплова и др.);
— труды по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор, Б. Л. Яворский и др.);
— работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдулин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л.Г.АрчажниковаЛ.А.Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.);
— теория и практика музыкального исполнительства: (А.Д.Алексеев, Л. А. Баренбойм, М. М. Берлянчик, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, А. И. Николаева и др.);
— опыт концертной и педагогической деятельности известных российских ученых, исполнителей и педагогов в области духовых инструментов (В.Н.Апатский, С. В. Болотин, Н. В. Волков, Б. А. Диков, Т. А. Докшицер, Ю. Н. Должиков, В. Б. Кричевский, Р. А. Маслов, И. П. Мозговенко, К. Э. Мюльберг, В. В. Петров, Н. И. Платонов, И. Ф. Пушечников, С. В. Розанов, В. А. Соколов, Ю. А. Усов, Е. Е. Федоров, А. А. Федотов и др.);
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования, среди которых теоретические методы (анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы по теме исследования,' действующих учебных планов и программ по музыкально-исполнительским, дисциплинам), эмпирические методы (обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и студентов, опрос, беседа, анкетирование). Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (2005;2006г.г.) происходило накопление и осмысление теоретического материала по проблеме исследования, определение степени ее разработанностиосуществлялся анализ учебных планов, программ и учебно-методической литературы по музыкально-исполнительским дисциплинам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и студентов, определялись цели и задачи исследования.
Второй этап (2007;2009г.г.) включал: занятия по педагогической практике, собственную педагогическую деятельность с учащимися музыкальных школ, изучение опыта работы педагогов-музыкантов в области обучения игре на кларнете (И.Е.Бутырского, В. Н. Ворониной, И. П. Мозговенко, В. В. Петрова, Е. А. Петрова, А. А. Федотова и др.), посещения занятий педагогов-кларнетистов в ряде районных ДМШ и Д1ТТИ.
Обучающий эксперимент проводился в условиях учебно-воспитательного процесса в ДМШ им. Д. Д. Шостаковича, где автор работает преподавателем по классу кларнета.
На третьем этапе (2009;201 Ог.г.) происходило обобщение результатов исследования, делались выводы, осуществлялось оформление диссертации.
Базой исследования являлись: Государственный музыкальный институт музыки им. А. Г. Шнитке, Государственное училище духового искусства (ГУДИ), Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ), Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, ДМШ им. Д. Д. Шостаковича.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации сделан углубленный анализ истории кларнетного исполнительства XX-начала XXI века. С научно-практических позиций рассмотрены методика и педагогические принципы ведущих мастеров кларнетного искусства.
Проведен системный анализ основных педагогических принципов. Определены сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков кларнетиста.
Обобщены и систематизированы методические проблемы и пути их решения на начальном этапе обучения.
Представлена дидактическая описательная модель организации учебного процесса в классе кларнета, включающая содержание, принципы и методы их реализации в учебной деятельности.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что:
1. В педагогический оборот введены ранее неизвестные материалы в виде видеозаписи мастер-классов, занятий, интервью с ведущими педагогами кларнетистами.
2. Уточнены и дополнены педагогические принципы выдающихся мастеров кларнетного искусства: ориентация учебно-воспитательного процесса на духовно-ценностное обогащение личности, максимальное развитие индивидуальных способностей обучающихся, педагогика сотрудничества.
3. Выявлена специфика исполнительской подготовки учащихся на начальном этапе обучения игре на кларнете.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты существенно обогащают практику и курс методики преподавания кларнета, а также предоставляют возможность воспринять и использовать лучшие методы и способы в процессе преподавания кларнета как в ДМШ, так и для учащихся среднего звена.
Разработана дидактическая описательная модель организации учебного процесса на начальном этапе обучения, способствующая развитию художественно-образного мышления, инициативы и самостоятельности учащихся.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
— органичной связью теоретических положений с практикой;
— соответствием методологических подходов специфике исследуемых явлений;
— изучением практического педагогического опыта выдающихся представителей кларнетного искусства XXначала XXI века.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Педагогические принципы крупнейших российских педагогов-кларнетистов вносят весомый вклад в развитие педагогической науки и практики, так как акцентируют внимание на: а) нравственно-эстетической и духовной направленности обучения и воспитанияб) играют значительную роль в развитии идей общей педагогики (педагогика сотрудничества, развивающее и проблемное обучение).
2.Дидактическая описательная модель организации учебного процесса на начальном этапе обучения игре на кларнете включает в себя: 1) содержание (системность знаний, интегративность различных видов исполнительской деятельности) — 2) принципы (сознательности и активностиактивизация творческих возможностей обучающихсязвуковой наглядности — движение от внутреннего к внешнему, от художественного образа — к техническим средствам его воплощениядоступности, индивидуализации, сотрудничества — как синтез основных положений общей и музыкальной педагогики) — методы: общедидактические (словесный, наглядный, деятельно-практический) и специальные.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертации получили отражение в процессе занятий педагогической практикой, а также в ходе собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя по классу кларнета (ГУДИ, ДМШ им. В.М.Блажевича) и в результате обучающего эксперимента в ДМШ им. Д. Д. Шостаковича, что подтвердило основные позиции автора диссертационного исследования.
Кроме того, автор неоднократно выступал с сообщениями о ходе работы над диссертацией на заседаниях кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М. А. Шолохова и на Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 2007 г.).
Автором по проблемам диссертации опубликовано семь работ (Москва, Саратов, Чебоксары).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 160 наименований. Основной текст изложен на 174 страницах.
Результаты исследования подтверждают теоретическую и практическую состоятельность комплекса выдвинутых педагогических принципов и системы методов, и дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.
Настоящее исследование дает возможность дальнейших научных поисков, разработки новых форм, средств и методов совершенствования подготовки педагога-кларнетиста для работы в различных сферах культуры и образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проявившаяся в последние годы тенденция гуманизации образования не могла не затронуть и образование музыкальное. Интерес к творческому наследию выдающихся педагогов и исполнителей в сфере кларнетного искусства обусловил возможность анализа, обобщения и систематизации методов развития исполнительских способностей и навыков учащихся разных возрастных групп.
В первой главе диссертационного исследования представлен исторический обзор развития инструмента «кларнет», особенностей немецкой и французской систем и использования е различных видов в оркестровой практике.
Осуществленный в исследовании аналитический обзор многогранной деятельности наиболее известных исполнителей и педагогов-кларнетистов прошлого и современности доказательно подтверждает, что методика лучших представителей отечественной кларнетной школы отличается стремлением к единству художественного и технического развития молодых музыкантов.
Анализ исполнительских приемов ведущих мастеров позволил выделить следующие рекомендации: в художественном воспроизведении музыки следует ориентироваться на активный и строгий слуховой контрольдобиваться скоординированности всех игровых движений исполнительского аппаратауделять внимание метро-ритмической стабильностиосваивать прием в единстве мышечно-двигательного ощущения с звуковысотным эталоном и темброво-динамическим представлением.
Большое внимание в исследовании уделено рассмотрению особенностей формирования художественно-образного мышления, сделан вывод, что младший школьный возраст является оптимальным для его развития.
В диссертации проанализирован, обобщен и систематизирован опыт существующих современных методик обучения кларнетистов (как на начальном этапе, так и на этапе подготовки профессиональных исполнителей).
Опытно-экспериментальная работа позволила создать дидактическую описательную модель подготовки кларнетиста исполнительского уровня.
В ходе исследования на основе анализа литературы и личного практического опыта автора были выделены и обобщены некоторые ведущие методические принципы: технические задачи, при всей их важности, не должны отвлекать ученика от проникновения в образно-музыкальный строй произведениявесомым фактором в приобретении мастерства игры на кларнете является ежедневное исполнение гамм, этюдов и упражненийв процессе занятий с учащимися особенное внимание следует уделять главным составляющим профессионального мастерства кларнетиста (звук, штрихи, дыхание, метроритм, интонация, музыкальная фразировка и др.).
Исследование показало, что на современном этапе необходимо обучать кларнетистов как традиционным, так и нетрадиционным исполнительским приемам (вибрато, фруллато, глиссандо, двойное стаккато и др.) Здесь трудно переоценить метод практического показа, проблема которого неоднократно и по-разному рассматривалась выдающимися педагогами-кларнетистами.
Обогащению современного репертуара и созданию художественно-творческой атмосферы на занятиях в значительной мере может способствовать издание в последние годы новых сборников этюдов и произведений для кларнета.
Список литературы
- Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта /Э.Б.Абдуллин. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.Б.Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Музыка, 2006. — 336 с.
- Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования /Э.Б.Абдуллин. М.: Прометей, 1990.- 188с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334с.
- Алыпванг, А.А. П.И.Чайковский / А. А. Алынванг. М.: Музыка, 1970. -815с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. -Л.:ЛГУ, 1969. 339с.
- Апатский, В.Н. О динамике на фаготе /В.Н.Апатский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр./ Музыка. М., 1971. -Вып.З. — С.93 — 122.
- Апатский, В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика / В. Н. Апатский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. — Вып.4. — С. 11 — 31.
- Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика /М.Г.Арановский // Проблемы музыкального мышления.: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1974. — С.90−129.
- Арнхейм, Рудольф. Новые очерки по психологии искусства /Рудольф Арнхейм. М.: Прометей, 1994. — 352с.
- Арутюнов, Д.Б. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах /Д.Б.Арутюнов. М.: Сов. композитор, 1989. — 159 с.
- Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В.Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. — 253с.
- Асафьев, Б.В. Избранные труды. В 5 т. Т.5.Музыкальная форма как процесс /Б.В.Асафьев. М.: Музыка, 1957. — 388с.
- Асафьев, Б.В. О симфонической и камерной музыке / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1981.-215с.
- Асафьев. Б.В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1982. -198с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К.Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 189с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика /Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1988. — 608 с.
- Баранцев, А.П. Мастера игры на кларнете Петербургской-Ленинградской консерватории /А.П.Баранцев. Петрозаводск, 1989. — 163с.
- Баранцев, А.П. Обучение игре на духовых инструментах в России конца XVIII начала XX веков: автореф. дис. канд. искусствовед.: /
- A.П.Баранцев- Гос.Лен. коне. Л.: ГЖ, 1974. — 24с.
- Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1979. — 284с.
- Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1973. — 138с.
- Барсова, И.А. Книга об оркестре / И. А. Барсова. М.: Музыка, 1978. -207с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 384 с.
- Бернстайн, Л. Музыка — всем / Леонард Бернстайн- пер. с англ.
- B.Н.Чемберджи. -М.: Сов. Композитор, 1978. -260с.
- Библер, В. С. На гранях логики культуры / В. С. Библер. М: Гнозис, 1997.-440 с.
- Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика и культура /В.С.Библер. -М.: Прогресс, 1991.- 176 с.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Благодатов, Г. В. Кларнет / Г. В. Благодатов. М.: Музыка, 1965. — 82с.
- Блинова, М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности /М.П.Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки.: сб.науч.тр. Л., 1967. — С.170−190-
- Болотин, С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах /С.В.Болотин. М.: Радуница, 1995.-358с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В.Бондаревская. Ростов-на Дону.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.
- Божович, Л. И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96с.
- Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1979. — 230с.
- Брянцева, В.Н. С.В.Рахманинов / В. Н. Брянцева. М.: Сов.композитор, 1976.-644с.
- Буяновский, В.М. М.Н.Буяновский валторнист и педагог /В.М.Буяновский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр. — Музыка. -М., 1976. — Вып. 4. — С. 188 — 195.
- Ванслов, В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953.-236 с.
- Волков, Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете: автореф. дис.канд. искусствовед.: 16.02.87 / Н.В.Волков- Ленингр. гос. коне. -Л., 1987.-27с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1967. — 315с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-576с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: сб.науч.тр. /Моск. гос. ун-т. М., 1966. -С.237−276-
- Гальперин, П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия / П. Я. Гальперин // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: сб.науч.тр./ Моск. гос. ун-т. М., 1975. — С.28−36-
- Гарбузов, Н.Н. Зонная природа динамического слуха / Н. Н. Гарбузов. -М.: Музыка, 1955. 197с.
- Глинка, М.И. Полное собрание сочинений. Т. 1. Записки / М. И. Глинка. -М.: Музыка, 1973. 297с.
- Гейнрихс, И.П. Музыкальный слух и его развитие / И. П. Гейнрихс. М.: Музыка, 1978.-215с.
- Горбачев, В.П. Двойное staccato на язычковых духовых инструментах / И. П. Гейнрихс // Методика обучения игре на духовых инструментахб сб.науч.тр./ Музыка. М., 1966. — Вып.2. — С. 112 — 181.
- Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки» / Е. М. Гордеева. М.: Музыка, 1986. -287с.
- Готсдинер, A.JI. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дис.докт. псих, наук: 08.09.89 / А.Л.Готсдинер- Мое. гос. ун-т. М.:МГУ, 1989. — 45с.
- Дебюсси и музыка XX века: сб. статей. — JL: Музыка, 1983. — 247с.
- Диков, Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / Б. А. Диков. М.: Гос. муз. издат., 1962. — 116с.
- Диков, Б.А. Методика обучения игре на кларнете / Б. А. Диков. М.: Музыка, 1983. — 192с.
- Диков, Б.А. Настройка духовых инструментов / Б. А. Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч. тр. / Музыка. М., 1976. -Вып.4. -С.71 -85.
- Диков, Б.А. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т.Бема: автореф. дис. д-ра искусствовед.: 27.11.86 / Б.А.Диков- Мое. гос. коне. М.: МГК, 1986. — 45с.
- Диков, Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б. А. Диков. М.: Музыка, 1956. — 72с.
- Диков, Б.А. О работе над гаммами / Б. А. Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. М., 1966. — Вып.2. -С.211 -231.
- Диков, Б.А. Школа игры на кларнете (системы Т. Бема) /Б.А.Диков. -М.: Музыка, 1975. 163с.
- Диков, Б.А. О штрихах духовых инструментов / Б. А. Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. М., 1966. -Вып.2. -С. 182−210.
- Докшицер, Т.А. Штрихи трубача / Т. А. Докшицер // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. — Вып.4. -С.48 -70.
- Друскин, М.С. Игорь Стравинский / М. С. Друскин. Л.: Сов. композитор, 1979. — 229с.
- Ерёмкин, Г. З. Методика первоначального обучения игре на фаготе / Г. З. Еремкин. М.: Музыка, 1963. — 82с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 159с.
- Зись, А.Я. В поисках художественного смысла / А. Я. Зись. М.: Искусство, 1991.-350 с.
- Зись, А.Я. Искусство система искусств — художественная культура / А. Я. Зись // Советская музыка. — 1983. — № 12. — С. 45 — 50.
- Зись, А.Я. О комплексном изучении искусства / А. Я. Зись // Методологические проблемы современного искусствознания: сб.науч.тр. / Наука. М., 1986.-С. 152−160.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
- Ивашкин, А.В. Беседы с Альфредом Шнитке / А. В. Ивашкин. М.: Классика-ХХЗ, 2003. — 316 с.
- История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах: тезисы докладов / Ростов-на-Дону: РИО АОЗТ Цветная печать, 1997.- 159с.
- Кабалевский, Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. М: Изд-во Книга, 2004. — 192 с.
- Каган, М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М. С. Каган // Музыка в школе. 1987. — № 4. — С. 28 — 32.
- Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган // Советская музыка. -1987.- № 1.- С. 26−38-
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.- 416 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования: сб. науч ст.- М.: Педагогика, 1978.-208 с.
- Кедров, Б.П. О синтезе наук / Б. П. Кедров // Вопросы философии. -1973.- № 3.- С. 75−78.
- Красавин, В.Н. Амбушюр кларнетиста / В. Н. Красавин //Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр./Музыка. — М., 1964. — Вып.1. С. 125 — 132.
- Кремлёв, Ю.А. Очерки по эстетике музыки / Ю. А. Кремлев. М.: Советский композитор, 1972. — 272 с.
- Куров, H. J1. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств: автореф. дисс.канд.пед. наук: 21.12.05 / Н.Л.Куров- Мос.гос.ун-т к-ры и иск-в. М.: РИО МГУКИ, 2005. — 24с.
- Леонов, В. И. Роль ощущений в исполнительском процессе фаготиста /В.И.Леонов //Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: сб. науч. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990. — Вып. 103. — С. 109−121.
- Ливанова, Т.Н. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств /Т.Н.Ливанова. — М.: Музыка, 1977. — 528 с.
- Лихачёв, Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачёв. М.: Искусство, 2000. -440 с.
- Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура /А.Ф.Лосев. М.: Республика, 1990. — 525 с.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIXbb.) / Ю. М, Лотман. — СПб.: Искусство, 2002.- 413 с.
- Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство, 2002. 768 с.
- Мазель, Л.Л. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. Л. Мазель. М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
- Маслов, Р.А. Исполнительство на кларнете (XVII- начало ХХв.в.): автореф. дис. д-ра искусствовед.: 02.04.98 / Р.А.Маслов- РАМ им. Гнесиных.- М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 1998. 49с.
- Маслов, Р.А. История исполнительства на кларнете (XIII начало XX в.в.) / Р. А. Маслов. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. — 122с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы- теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский.- М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Медушевский, В.В. Как устроены художественные средства музыки? / В. В .Медушевский // Эстетические очерки: сб. науч. тр. М., 1977. — Вып. 4.- С. 83 84-
- Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 256 с.
- Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б. С. Мейлах. М.: Искусство, 1985.-318 е.-
- Мозговенко, И.П. О выразительности штрихов кларнетиста / И. П. Мозговенко // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1966. — Вып.2. — С.50 — 72.
- Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001. — 1095с.
- Мюльберг, К.Э. Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста: автореф. дис. канд. искусствовед.: 19.05.78 / К.Э.Мюльберг- Гос. муз.-пед. инст-т им. Гнесиных. Киев, 1978. — 25с.
- Мюльберг, К.Э. Путь к совершенству игры на кларнете / К. Э. Мюльберг. Одесса: изд-во КП ОГТ, 2003. — 86с.
- Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383с.
- Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003. — 248 с.
- Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1982. — 299с.
- Николаева, А.И. К проблеме понимания музыкального стиля: научное исследование / А. И. Николаева. М.: МПГУ, 1999. — 61 с.
- Оконь, В.М. Основы проблемного обучения / В. М. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 368 с.
- Онеггер, А. О музыкальном искусстве / Артюр Онеггер- пер. с франц. -М.: Музыка, 1979. -263с.
- Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1985.-367 с.
- Орлова, Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1983. — 62 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред-сост. Г. Ш. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
- Петров, В.В. Концерт для кларнета с оркестром Моцарта / В. В. Петров // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. -М., 1976. Вып. 4. — С. 150 — 195.
- Пианисты рассказывают: сб. публикаций. М.: Сов. Композитор, 1988. -Вып.З.- 173с.
- Платонов, Н. И. Методика обучения игре на флейте / Н. И. Платонов // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. -М., 1966. Вып. 2. — С. 11 — 48.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 274с.
- Психология музыкальной деятельности: учебное пособие / ред.-сост. Г. М. Цыпин. М.: Академия, 2003. — 368 с.
- Пушечников, И.Ф. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности / И. Ф. Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. — Вып.4. -С. 32−47.
- Пушечников, И.Ф. Педагогическая практика и ее роль в формировании музыканта-педагога / И. Ф. Пушечников // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: сб. науч. трудов / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1990. Вып 103. — С. 16 — 27.
- Рапацкая, JI.A. Космос и человек в русской художественной культуре / Л. А. Рапацкая // Культура. Образование. Педагогика искусства: сб. науч. тр. / МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2006. — Вып. 3. — 192 с.
- Рапацкая, Л.А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры / Л. А. Рапацкая. М.: МГЗПИ, 1989. — 59 с.
- Рапацкая, Л.А. Пути внедрения межпредметных связей в курс истории русской музыки / Л. А. Рапацкая // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: сб.науч.тр. / МГЗПИ. М., 1980. — С. 39 — 53.
- Рапацкая, Л.А. Русское искусство XVIII века / Л. А. Рапацкая. М.: Просвещение, 1995. — 191с.
- Рапацкая, Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку / Л. А. Рапацкая. М.: Вентана-Графф, 2000. — 352 с.
- Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. д-ра пед. наук: 08.11.91 / Л. А. Рапацкая. М., 1991. — 450 с.
- Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С. Х. Раппопорт. Л.: Музыка, 1972.-168с.
- Рогова, А.В. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX -начало XX века) / А. В. Рогова. Чита: Заб. ГПУ, 2003. — 176 с.
- Розанов, С.В. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах / С. В. Розанов. М.: Гос. муз. изд-во, 1938. — 51с.
- Рыжкин, И.Я. Всегда в поиске (о творческом пути Федотова Авангарда Алексеевича) / И. Я. Рыжкин. М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 2005. — 42с.
- Рыцарева М.Г. Композитор Д.Бортнянский / М. Г. Рыцарева. — JL: Музыка, 1979. 254с.
- Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. JL: Музыка, 1964. — 187с.
- Самарин, Ю.А. Воображение школьника / Ю. А. Самарин. Л.: ЛГУ, 1974. — 80с.
- Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д. В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 320 с.
- Соколов, А.С. Ведение в музыкальную композицию XX века / А. С. Соколов. -М.: ВЛАДОС, 2004. 231 с.
- Соловцов, А.А. Николай Андреевич Римский-Корсаков / А. А. Соловцов. М.: Музыка, 1984. — 399с.
- Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 2 т. / А. Н. Сохор. Л.: Советский композитор, 1980. — Т. 1−2.
- Сохор, А.Н. Музыка культура — музыкальная культура / А. Н. Сохор // Советская музыка. — 1978. — № 3. — С. 83 — 86-
- Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. М.: Советский композитор, 1975. — 202 с.
- Степанов, А.А. Особенности темброобразования кларнета: автореф. дис. канд. искусствовед.: 29.05.89 / А.А.Степанов- Лен. гос. коне. Л.: ЛГК, 1989.-24с.
- Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / Н. В. Суслова, В. М. Подуровский. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
- Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1961. 865с.
- Старчеус, М.С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. М.: МГК им. ПИ. Чайковского, 2003. — 640с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2003. — 288 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 343 с.
- Тельчарова, Р.А. Музыка и культура (личностный подход) / Р. А. Тельчарова. М.: Знание, 1986. — 62 с.
- Теплов, Б.М. Избранные труды. В.2т. Т.1. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 343с.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1947. — 334с.
- Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Институт практической психологии, 1998.'- 544 с.
- Тихомиров, М.П. Русская культура X XVIII веков / М. П. Тихомиров. -М.: Наука, 1968.-436 с.
- Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. А. Усов. М.: Музыка, 1986. — 273с.
- Федорец, Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Р. Ф. Федорец. М.: Наука, 1985. — 83 с.
- Федоров, Е.Е. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах / Е. Е. Федоров. Новосибирск: РИО НТК им. М. И. Глинки, 2003.-103с.
- Федотов, А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / А. А. Федотов. -М.: Музыка, 1975. 158с.
- Федотов, А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом / А. А. Федотов // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч. тр. /Музыка. М., 1976. — Вып.4. — С.86 — 109.
- Федотов, А.А. О рациональных методах овладения «новой» системой кларнета / А. А. Федотов // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1971. — Вып.З. — С.232 — 247.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. М.: Научно-творч. центр «Консерватория», 1994. —260 с.
- Хотенцев, А.А. Методика обучения игре на основных видах кларнета / А. А. Хотенцев. М.: Тезарус, 2007. — 20с.
- Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики: проблемы содержания, формы, языка и стиля / Г. М. Цыпин. Тамбов, 2005. — 337 с.
- Цыпин, Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. М.: МГПИ, 1975. — 105с.
- Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин. -М.: Интерпракс, 1994. 372с.
- Шапошникова, М.К. Постановка амбушюра саксофониста / М. К. Шапошникова // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: сб. науч.тр. /РИО ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990. -Вып. 103.- С. 92 — 107.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 193с.
- Яворский, Б.JI. Статьи, воспоминания, переписка / Б. Л. Яворский. — М Музыка, 1972.-383с.
- Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия П.М.Якобсон. -М.: Искусство, 1964. 84с.
- Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М Просвещение, 1966. — 292с.