Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
    • 1. 1. Танцевальные народные традиции как истоки бурятского балета
    • 1. 2. Самодеятельное театрально-танцевальное творчество бурят (начало XX в.- 1940 г.)
  • ГЛАВА II.
  • РОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
    • 2. 1. Первые профессиональные балеты (1949−1959 гг.)
    • 2. 2. «Во имя любви» и «Красавица Ангара» — вершина синтеза классического танца и народной хореографии
  • ГЛАВА III.
  • ЗРЕЛОСТЬ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
    • 3. 1. Рост профессионального мастерства балетной труппы (1960-е гг.)
    • 3. 2. Классическое и национальное в балетных спектаклях
  • 1970−1990-х гг

Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бурятский балет прошел большой путь в своем историческом развитии и художественном совершенствовании. Его изучение как феномена национальной культуры представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу. Однако процесс становления, этапы развития и современное состояние балетного искусства в Бурятии до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования. В то время как достижения бурятского балета, признание его профессиональных успехов настолько весомы, что по своему высокому художественному уровню он приобрел значение национального феномена, отразившего процесс формирования национального самосознания.

В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческое, обогащает его особыми, неповторимыми гранями. Свидетельством этому являются важнейшие государственные документы, такие как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997;1999), ряд документов ЮНЕСКО, осуществляемый под эгидой этой всемирной организации в России, ряд проектов и программ международного значения по сохранению самобытных культур нашей страны как части шедевров мирового наследия.

Вопрос о том, когда, в какой момент появился профессиональный балет в бурятском сценическом искусстве и кто практически возглавил движение от народного танца к классическому, — этот вопрос до последнего времени не занимал внимания исследователей, и в силу этого отмечен печатью общей неизученности. При подходе к этому вопросу необходимо серьёзное погружение в историю: в 30-е годы уже существует национальный театр, в недрах которого вызревает музыкальный театр. И зачинателем, лидером этого движения явился молодой режиссер с дипломом ГИ-ТИСа Г. Ц. Цыдынжапов. Он первый вывел на большую сцену бурятский народный танец, поставил первую музыкальную драму в драматическом театре, привлек к работе мастеров хореографии И. А. Моисеева, М.С. Ар-сеньева, Т. К. Глязер. Значительный вклад в становление классического балета в Бурятии внесли представители «русской классической школы» М. С. Арсеньев и Т. К. Глязер. Они явились основателями хореографического образования в Бурятии.

Усилиями художественной элиты в республике в 1939 году создается Музыкально-драматический театр. В 1940 году Бурятский театр выступил с творческим отчетом на Декаде литературы и искусства в Москве. Искусство далёкой республики за Байкалом стало неожиданным открытием для общественности, специалистов — критиков и искусствоведов Москвы. На первой Декаде хореографическое искусство было представлено национальными танцами в опере «Энхэ-булат батор», музыкальной драме «Ба-ир» и драме «Эржен». В дальнейшем перед театром ставится задача освоения не только классической европейской, но и создание национальной бурятской, сценической хореографии. Бурятскими композиторами осваиваются жанры танцевальной музыки. Наконец, появляются первые национальные балеты — «Во имя любви» Ж. Батуева и «Красавица Ангара» О. Книппера и Б. Ямпилова. Новая, зарождающаяся национальная хореография основана на сплаве народного и классического танцев, где народные танцы обогатились классическими образными средствами, а классический танец получил яркие самобытные черты.

Актуальность данной диссертации заключается в воссоздании картины рождения, становления и утверждения бурятского балета как профессионального искусства. В работе исследуется процесс профессионализации и развития балетного искусства Бурятии, заключавшийся в освоении традиций классического балета и проявлении самобытных народных художественных традиций. Этапы развития бурятского балета — от первых шагов балетной труппы Бурятии до создания национальных балетов с профессиональной бурятской музыкой и освоения бурятскими артистами мировой классической хореографии — передают как общие закономерности вызревания профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, специфически-своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости, качественного роста в этом виде искусства. «Для вызревания этого сложного театрального жанра прежде уходили столетия, — писал искусствовед Н. Эльяш о развитии балетного театра в отдельных национальных республиках бывшего Советского Союза. — История мировой хореографии всех времен и народов еще не знала таких уплотненно-сжатых сроков. Но дело не только в этих сжатых сроках и невиданных до сих пор темпах развития. Речь идет и о сложной внутренней сущности этого процесса, его качественной стороне» (1).

В настоящее время назрела необходимость осмыслить, какие историко-культурные обстоятельства и внутриэстетические закономерности способствовали становлению и формированию профессионального бурятского балета, какие специфические национальные особенности оказывают влияние на качественный рост современного бурятского балета.

Степень разработанности проблемы. Становлению и формированию искусства балета в республике посвящены отдельные статьи Т.Е. Гер-гесовой, Ф. С. Иванова, С. Б. Доржиева, Б. Н. Васильева, но первой наиболее обстоятельной работой по истории молодого музыкального театра является статья Г. Бельгаева и Н. Моторина «Бурятский театр оперы и балета», опубликованной в сборнике «Искусство Бурятской АССР». Её авторы не ставили перед собой задач теоретического и искусствоведческого характера и сосредоточили внимание на фактах и хронологии развития бурятского балета. Это, скорее всего, справочно-информационная работа, весьма важная в своем плане. В 1964 году вышла книга П. Гуревича «Оперный театр Бурятии», осветившая период развития театра и в основном оперные спектакли. Автор, говоря о балете Бурятии, ссылается на труд И. Хабаевой «Артисты бурятского балета» (1959), первого профессионального бурятского балетмейстера, окончившего ГИТИС. И, действительно, книга дает сведения о балетном творчестве театра 40−50-х годов. Это первый труд, полностью посвященный балетному творчеству, в нем даны интересные портреты видных деятелей хореографического искусства этого периода. Определенную помощь в исследовании становления и развития профессионального балетного театра оказали публикации театроведа JI.A. Мартыненко, нар. арт. Б. Н. Васильева, беседы с деятелями балетного искусства засл.арт. РБ. К. Т. Семянниковой, засл. деят. иск. РБ З.Н. Тыжеб-ровой.

Большой вклад в исследование музыкальной культуры республики внес музыковед, кандидат искусствоведения, профессор О. Куницын. Ему принадлежат труды, посвященные творчеству бурятских композиторов, в которых дается анализ музыкальных произведений, не только оперных, но и балетных спектаклей, их симфонизации. Перу О. Куницына принадлежит и монография «Музыкальный театр Бурятии», посвященная истории становления и развития Бурятского академического театра оперы и балета в период с 1939 по 1987 годы.

Таким образом, существует определенный круг исследований, связанных с деятельностью Бурятского театра оперы и балета, а также ряд публикаций, в основном в периодических изданиях, посвященных его деятельности. Однако существующая литература не раскрывает основные проблемы становления профессионального балета Бурятии как целостного явления национальной художественной культуры, развивавшегося в непосредственной взаимосвязи с традициями русского балетного искусства. Кроме того, необходима систематизация историографических вопросов, которая поможет выявить роль бурятского балета в формировании национального художественного сознания, своеобразие становления бурятского балета и его деятелей, взаимодействие национального и классического в. лучших спектаклях бурятского балета.

Объектом исследования является бурятское хореографическое искусство.

Предмет исследования — бурятский балет от возникновения до современности.

Цель исследования — историко-искусствоведческий анализ процесса формирования и развития балетного театра Бурятии как слагаемого современного российского искусства балета в контексте взаимодействия русской школы классического танца и традиций бурятской национальной хореографии.

Основные задачи работы:

1) проследить этапы хореографического искусства бурят от истоков до наших дней;

2) проанализировать социокультурные и собственно-специфические предпосылки возникновения и становления балета Бурятии;

3) дать историко-искусствоведческий анализ классических и самобытных национальных произведений балета Бурятии, объяснить культурные и эстетические закономерности в создании национальных бурятских балетов;

4) определить и исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей бурятского балета.

Эмпирическая база. Работа осуществлена на основе следующих источников:

— литература, посвященная проблемам бурятской музыки, театра и хореографического искусства;

— литература по истории, этнографии, культуре и искусству Бурятии;

— отечественные публикации, посвященные хореографическому искусству;

— записи бесед автора с участниками отдельных этапов развития хореографического искусства): зарождения хореографического образования, создания балетной труппы театра, развития театра в военные годы, а также архивные материалы, в том числе отчеты о декадах бурятского искусства в г. Москве.

Методологической основой стали труды ведущих российских искусствоведов, в том числе балетоведов, таких как В. М. Красовская, Л. Д. Блок, А. Л. Волынский, Ю. И. Слонимский, Ю. А. Бахрушин, Б. В. Асафьев, И. И. Соллертинский, Ф. В. Лопухов, Г. Н. Добровольская, В. В. Ванслов, П. Карп и др.

Освещение вопросов развития бурятского балета не представляется возможным без трудов бурятских ученых — исследователей национальной культуры и искусства М. Н. Хангалова, А. И. Уланов, И. А. Манжигеева, В. Ц. Найдакова, В. Ц. Найдакова, И. Е. Тугутова, О. И. Куницына, Д. А. Николаева, В. Бабуевой, О. Б. Буксиковой, Д. В. Дугаржапова, обращавших внимание и на развитие народной хореографии.

За основу анализа взят методологический принцип — понимание классического балета как высшей формы танца. Ведущим методом исследования стал метод описания хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии. Также использован метод сравнительного анализа при сопоставлении одной и той же постановки разными хореографами, в разных театрах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) впервые осуществлено историко-искусствоведческое исследование этапов развития балетного театра Бурятии, разработан подход, позволяющий трактовать репрезентацию данного национального феномена в каждом периоде его развития;

2) выявлены закономерности освоения школы русского балета бурятскими танцовщиками, сохранившими при этом свою национальную танцевальную культуру;

3) доказано, что фольклорные традиции могут стать необходимой формой для развития профессионального национального балета, его закономерностью, самой художественной практикой;

4) обоснован вывод о единстве национальных народных традиций и классического танца и специфическом проявлении этого единства на разных этапах развития бурятского балета.

Практическая значимость работы. Положения и выводы могут быть использованы в качестве лекционного материала для курсов балето-ведческого цикла в вузах и училищах культуры и искусств, хореографических училищах, как материал для будущих исследований в области балетоведения, в том числе как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Бурятии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Бурятский профессиональный балет как явление национального музыкального театра не мог возникнуть без освоения традиций танцевальной культуры бурятского народа.

2. Создание первых самодеятельных и полупрофессиональных студий бурятских танцев потребовало выхода бурятской народной хореографии на большую сцену.

3. Первые профессиональные балеты стали результатом не только освоения классической хореографии с помощью русских педагогов-балетмейстеров, но и формирования национальной творческой интеллигенции, способной выразить новое художественное сознание.

4. Появление национальных бурятских балетов как органичного синтеза классического танца и народной бурятской хореографии стало эволюционным скачком в репрезентации зрелости национального самосознания бурят. Спектакль «Красавица Ангара» свидетельствовал о закономерности наступившего этапа обретения национальным искусством особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившегося в сценарии, единстве музыкального и хореографического оформления, исполнительском мастерстве.

5. Неустанные поиски в решении проблемы современной темы в национальных балетах Бурятии не приводят к художественным открытиям, если в их сюжетах отсутствует проявление философских и мифопоэтиче-ских аспектов национальной действительности.

Апробация результатов отдельных положений нашла отражение в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных и республиканских научных мероприятиях: круглый стол «Балетная школа Бурятии сегодня: проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2004) — Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005) — международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию БРУКИ «Культура и образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2006) — III международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006) — Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое искусство и образование в XXI веке: традиции, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2006) — региональная научно-практическая конференция, посвященной 75-летию РЦНТ «Культурно-досуговая деятельность и народное художественное творчество» (Улан-Удэ, 2006).

Основные результаты и выводы по теме диссертации изложены в 8 публикациях, включая публикацию в журнале, входящем в перечень изданий ВАК, общим объемом 3,35 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурятский балет еще сравнительно молод: ему нет и семидесяти лет. Он прошел сложные и трудные годы формирования и роста. Его летоисчисление началось с предвоенных лет. Трудности заключались в том, что у бурят в прошлом не было ни театра, ни профессиональной музыки, следовательно, не было установившихся художественных традиций. В начале организации музыкального театра, составной частью которого является балет, не было квалифицированных кадров. Заслуга основателей и деятелей бурятского музыкального театра Г. Ц. Цыдынжапова, П. Берлинского, М. С .Арсеньевав заключалась в том, что в своей работе они постоянно черпали из народного творчества все необходимые материалы, сюжеты, песенные мелодии, народные танцы, обращались к творческим методам и богатейшим традициям русского музыкального театра.

Нами подчеркивается важность программно-теоретических положений статьи В. Инкижинова «Проблемы бурят-монгольского театра», где автор правильно обосновал программу создания театра, увидел будущее в развитии театра. Это, прежде всего, поиск предпосылок в собственных традициях народа, это — опора на опыт современного русского театра, этозаимствование всего нового и передового в других театрах мира, воспитание и создание своих кадров.

Как было отмечено, бурятское балетное искусство берет своё начало в недрах драматического театра, который, в свою очередь, сформировался только под влиянием русского драматического театра. Надо заметить, что особенность бурятских драматических спектаклей была в том, что первое появление их на сцене было связано с музыкой, пением, танцем, в связи с чем появилась необходимость в оркестре. Постепенно создаются музыкальные драмы, на основе которых появляются первые оперы. И уже в декадных спектаклях 1940 года «Баир» и «Энхэ-Булат-батор» были поставлены бурятские танцы, и даже в музыкальной драме «Баир» был введён балетный театр «Цам».

Основателями профессионального хореографического образования были талантливые русские педагоги-балетмейстеры М. С. Арсеньев и Т. К. Глязер, которые заложили базу для бурятского балетного искусства. В военные годы были созданы первые профессиональные балеты, созданные на классической основе — «Бахчисарайский фонтан, «Тщетная предосторожность». Благодаря усилиям Г. Ц. Цыдынжапова появились в 1956 году после окончания Ленинградского хореографического училища им А. Я. Вагановой хорошо обученные профессиональные артисты, в будущем мастера балета и замечательные педагоги. Создаются шедевры классической хореографии известных маститых хореографов — «Лебединое озеро», «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», работа с которыми над их постановками значительно подняли профессиональный уровень труппы.

Бурятское балетное искусство развивалось и развивается в синтезе классического танца и национальной хореографии. На основе освоения классического танца и изучения богатых национальных традиций, легенд, бурятского эпоса «Гэсэр» были созданы бурятские балеты «Во имя любви», «Красавица Ангара», «Цветы жизни», «Гэсэр», «Сын земли», «Лик богини».

Балет «Красавица Ангара» — доказательство высокого уровня зрелости бурятского искусства, зрелости национального самосознания бурят. Ведь этому этапу предшествовал этап овладения профессиональной техникой классического танца. А за ним закономерно должен был наступить этап обретения особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившийся в создании наиболее сильных и значительных в художественном отношении произведений, сюжет которых насыщен философским и мифологическим аспектами национальной действительности. «Красавица Ангара» отразила национальное чувство, ощущение национального пространства, особенной связи человека с его этносом, его родиной.

Следующим этапом в развитии бурятского балета стало появление спектаклей на современную тему: «Свет над долиной», «Патетическая баллада», «Вечный огонь». Эти балеты недолго удерживались в репертуаре Бурятского театра оперы и балета. К сожалению, в последние годы в афише театра, кроме балета «Красавица Ангара», нет равных ему по художественным достоинствам национальных бурятских балетов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что существующая проблема создания национальных балетов не может быть решена прежде всего из-за отсутствия интересного либретто, национальной музыки, хорошей драматургии и, что существенно, отсутствия национальных кадров балетмейстеров. Долголетие балета «Красавица Ангара», который создан при совокупности этих слагаемых, укрепляет нашу мысль. Однако, и этот балет на современном этапе требует реставрации.

Деятельность создателей балетных спектаклей в 70−80-е годы позволяет утверждать, что бурятский балет сумел достичь нового взлёта, завоевать новые достижения, свидетельствующие о периоде своей зрелости, сумел пережить трудное переходное время — начало 90-х годов XX века, сохранить творческий потенциал и профессиональный уровень труппы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Т. Всегда чувствовал его заботу / П. Т. Абашеев // Г. Ц. Цыдынжапов: материалы и воспоминания (к 100-летию со дня рождения). Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2005.
  2. Л. Симфония жизни / Л. Абызова. СПб., 2000. 395 с.
  3. . О балете / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1974. 283 с.
  4. Ю.А. История русского балета Ю.А. Бахрушин. М.: Просвещение, 1977.
  5. В.Г. Собр. соч. Т. 3 / В. Г. Белинский. М.: Госполитиздат, 1948. 546 с.
  6. Г. и Моторин Н. Бурятский театр оперы и балета / Г. Бельгаев, Н. Мо-торин // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.
  7. Г., Хогоева Н. Народная артистка СССР Лариса Сахьянова / Г. Бельгаев, Н. Хогоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979.
  8. Л.Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. М.: Искусство, 1987. 502 с.
  9. Ю.Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов-Березовский. Л.: Советский композитор, 1962. 205 с.
  10. О.Б. Традиционные игры бурят / О. Б. Буксикова. М.-Улан-Удэ: Изд-полиграфич. комплекс ВСГАКИ, 2004. 137 с.
  11. . Балеты Григоровича и проблемы хореографии / Б. Ванслов. М.: Искусство, 1971. 303 с.
  12. . Статьи о балете / Б. Ванслов. Л.: Музыка, 1980. 190 с.
  13. .Н. Жемчужина бурятской хореографии / Б. Н. Васильев // Бурятия. 2004. 17 авг.
  14. . В танце вся жизнь / Б. Васильев // Бурятия. 2005. № 191. 14 окт.
  15. Т. О том, что дорого / Т. Вечеслова. Л.: Советский композитор, 1984. 200 с.
  16. А.Л. Статьи о балете / А. Л. Волынский. СПб.:"Гиперион", 2002. 393 с.
  17. И. . Асафьев). «Лебединое озеро» / И. Глебов. Л., 1934.
  18. Т.Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.112 с.
  19. П. Оперный театр Бурятии / П. Гуревич. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964.
  20. Г. Танец, пантомима, балет / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1975. 124 с.
  21. Г. Федор Лопухов / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1976. 317 с.
  22. Л. Записки балерины / Л. Евментьева. Л., 1991. 160 с.
  23. Р. Слово о танце / Р. Захаров. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.
  24. Д. Аскольд Макаров / Д. Золотницкий // Ленинградский балет сегодня. Л-М.: Искусство, 1967. С. 37−76.
  25. Ф.С. Бурятские танцы / Ф. С. Иванов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 160 с.
  26. Е.Ф. Душой исполненный полет / Е. Ф. Иванова. Улан-Удэ, 2006.
  27. В., Ильина К. Ростислав Захаров / В. Ивашнев, К. Ильина. М.: Советская Россия, 1982.239 с.
  28. Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. 346 с.
  29. М. Пробы героики / М. Ильичева // Аскольд Макаров. JL: Искусство, 1984.
  30. М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге / Ильичева М. СПб.: Академия рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2001. 288 с.
  31. Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.-Л.: Искусство, 1940.
  32. Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.
  33. П. Балет и драма / П. Карп. Л.: Искусство, 1980. 241 с.
  34. Э. Ранние формы танца / Э. Королева. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1977. 137 с.
  35. А. К возникновению бурятского танца / А. Кочетов // Бурят-Монгольская правда. 1935. № 82. 9 апр.
  36. В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. Красовская. М., Л.: Искусство, 1958. 309 с.
  37. В. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1963. 548 с.
  38. В. Статьи о балете / В. Красовская. Л.: Искусство, 1967. 268 с.
  39. В. Русский балетный театр начала XX века. 1: Хореографы / В. Красовская. Л.: Искусство, 1971. 526 с.
  40. В. Русский балетный театр начала XX века. 2: Танцовщики / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1972. 456 с.
  41. В. История русского балета / В. Красовская. Л.: Искусство, 1978. 216 с.
  42. В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1989. 294 с.
  43. В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1981.
  44. В. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм / В. Красовская. Л.: Искусство, 1983. 430 с.
  45. Г. Наталия Дудинская. Л.-М.: Искусство, 1964. 96 с.
  46. О. Композиторы Бурятской АССР / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.104 с.
  47. О. Музыкальный театр Бурятии / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988.254 с.
  48. О. Музыка советской Бурятии / О. Куницын. М.: Советский композитор, 1990.216 с.
  49. О. Жигжит Батуев: очерк жизни и творчества / О. Куницын. Улан-Удэ: Уч.-методич. центр образования, 1995. 114 с.
  50. И., Куницын О. Музыка советской Бурятии / И. Куницына, О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968.111 с.
  51. Ленинградский балет: словарь-справочник. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.
  52. О. Замечательные танцы / О. Лепешинская // Бурят-Монгольская правда. 1940. 19окт.
  53. Львов-Анохин Б. Мастера Большого балета / Б. Львов-Анохин. М.: Искусство, 1976.
  54. И. Бурятский ёхор / И. Манжигеев. Улан-Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1985.36 с.
  55. Мариус Петипа/М. Петипа. Л.: Искусство, 1971. 444 с.
  56. В. Первый принц бурятского балета / В. Матханов // Бурятия. 1992. 4 нояб.
  57. И. Рождение танца / И. Моисеев // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 247. 23 окт.
  58. Музыка и хореография современного балета. М.: Музыка, 1982.
  59. Мясин J1. Моя жизнь в балете / Л. Мясин. М.: Изд-во «Артист, режиссер, театр», 1977. 365 с.
  60. В.Ц. Бурятская драматургия / В. Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.
  61. В.Ц. Бурятское драматическое искусство / В. Ц. Найдаков. Улан-Удэ, 1962. 276 с.
  62. В.Ц. Из театральной хроники Улан-Удэ / В. Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978.118 с.
  63. В.Ц. Бурятский советский драматический театр / В. Ц. Найдакова. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. 276 с.
  64. В.Ц. Бурятский драматический театр от возникновения до 1979 года / В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1981. 284 с.
  65. В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии / В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1997.
  66. В.Ц. Бурятский академический театр драмы последняя четверть XX в. / В. Ц. Найдакова. — Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 310 с.
  67. В.Ц. Лариса Сахьянова / В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003.
  68. Национальная хореография: проблемы и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 191. с.
  69. Д.А., Буксикова О. Б. Танцевально-игровая культура бурят Прианга-рья: учебно-методич. пособие / Д. А. Николаева, О. Б. Буксикова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2001.
  70. С.В. Подлинно народное искусство / С. В. Образцов // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.
  71. Г. 70 лет в мире музыки / Г. Поляновский. М.: Советский композитор, 1977. 368 с.
  72. Л.И. Роль сценической практики в профессиональном обучении учащихся / Л. И. Протасова // Балетная школа Бурятии сегодня: материалы круглого стола. Улан-Удэ, 2004. С. 14−20.
  73. Л.И. Бурятскому хореографическому училищу 45 лет / Л. И. Протасова // Вестник Бурят, гос. хореогр. училища. — Улан-Удэ, 2007. С. 5−15.
  74. Л.И. Бурятский балет в 1970-е годы / Л. И. Протасова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. 6: Филология. 2007/7. С. 54−59.
  75. Н. Майя Плисецкая / Н. Рославлева. М.-Л.: Искусство, 1966. 124 с.
  76. Н. Эскизы о балете / Н. Ртищева // Байкал. 1979. № 6.
  77. Г. Д. Песнопения аларских бурят / Г. Д. Санжеев // Записи колллектива востоковедов. Т. III. Л., 1929.
  78. Т.Д., Батомункуев С. Д., Варнавский П. К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период) / Т. Д Скрынникова, С. Д. Батомункуев, П. К. Варнавский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, науч. центра СО РАН, 2004.216 с.
  79. Ю. Балетные строки Пушкина / Ю. Слонимский. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.
  80. Ю. Драматургия балетного театра XIX века / Ю. Слонимский. Л.: Искусство, 1974. 182 с.
  81. Советские балеты. М.: Советский композитор, 1995. 316 с.
  82. Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976. 376 с.
  83. Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня / А.А. Соколов-Каминский. -М.: Знание, 1984.151 с.
  84. И.И. Какой же балет нам, в сущности, нужен? / И.И. Соллертин-ский // Жизнь искусства. 1929, № 40.
  85. Е. Начало пути / Е. Суриц // Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976.
  86. Е. Хореографическое искусство 20-х годов / Е. Суриц. М.: Искусство, 1979. 358 с.
  87. И.Е. Игры в общественной жизни бурят / И. Е. Тугутов. Улан-Удэ, 1989.
  88. Н.П. Бурятская национальная профессиональная музыка / Н.П. Угрю-мов // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.
  89. А.И. Бурятские улигеры / А. И. Уланов. Улан-Удэ, 1968.
  90. Г. С. Рождение профессионального балета / Г. Уланова // Правда. 1959. 7 дек.
  91. И.М. Артисты бурятского балета / И. М. Хабаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.
  92. М.Н. Собр. соч. Т. 1 / М. Н. Хангалов. Улан-Удэ, 1958.
  93. Н.А. Лариса Сахьянова / Н. А. Хогоева. Улан-Удэ: 1979. 28 с.
  94. Л. Бурят-моногльский театр. Очерк истории / Л. Ходорковская. -М.: Искусство, 1954. 235 с.
  95. Н. От Гельцер до Улановой / Н. Чернова. М.: Искусство, 1979.191 с.
  96. Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин. СПб.: «Союз художников», 2002. 319 с.
  97. Э.И. Правда балета / Э. И. Шумилова. М.: Искусство, 1976. 152 с.
  98. Н. Два бурятских балета / Н. Эльяш // Советская культура. 1959. 5 дек.
  99. Н. Пушкин и балетный театр / Н. Эльяш. М.: Искусство, 1970. 343 с.
  100. Н. Балет народов СССР / Н. Эльяш. М.: Знание, 1977. 168 с.
  101. Н. Большой вечер бурятского балета / Н. Эльяш // Правда Бурятии. 1979.12 мая.
  102. Н. Интернациональное и национальное в советской хореографии / Н. Эльяш // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: сб. науч. трудов. М&bdquo- 1980. С. 14−23.
  103. А.А. Радостное солнечное искусство / А. А. Яблочкина // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.
  104. Dean В. and Carell V. Dust for the Dancers / B. Dean, V. Carekk. Sydney, 1956. P. 40−41.
Заполнить форму текущей работой